Приложение № 6 Шкала определения личностной тревожности А.М. Прихожан

Gurutestov.ru

Приложение № 6 Шкала определения личностной тревожности А.М. Прихожан

Шкалы: тревожность – общая, школьная, самооценочная, межличностная, магическая

Назначение теста

Определение уровня личностной тревожности.

Описание теста

Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний. Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики. Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, Форма Б – для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.

Инструкция к тесту

(На первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх. • Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик “Ответ” поставь цифру 0. • Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик “Ответ” поставь цифру 1. • Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик “Ответ” поставь цифру 2. • Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик “Ответ” поставь цифру 3. • При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик “Ответ” поставь цифру 4. Переверни страницу.

(На второй странице инструкция продолжается) Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Что означает каждая цифра, написано вверху страницы (Далее следует текст методики).

Тест

Варианты ответов:

Нет Немного Достаточно Значительно Очень

   0         1              2                  3            4

Форма А

№                                                       Ситуация                                                                                                       Ответ

Пример Перейти в новую школу 

1 Отвечать у доски   2 Оказаться среди незнакомых ребят  3 Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах  4 Слышать заклятия  5 Разговаривать с директором школы  6 Сравнивать себя с другими  7 Учитель смотрит по журналу, кого спросить  8 Тебя критикуют, в чем-то упрекают  9 На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)  10 Видеть плохие сны  11 Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету  12 После контрольной, теста – учитель называет отметки  13 У тебя что-то не получается  14 Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна  15 На тебя не обращают внимания  16 Ждешь родителей с родительского собрания  17 Тебе грозит неуспех, провал  18 Слышать смех за своей спиной  19 Не понимать объяснений учителя  20 Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем  21 Слышать предсказания о космических катастрофах  22 Выступать перед зрителями  23 Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других  24 С тобой не хотят играть  25 Проверяются твои способности  26 На тебя смотрят как на маленького  27 На экзамене тебе достался 13-й билет  28 На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос  29 Оценивается твоя работа  30 Не можешь справиться с домашним заданием  31 Засыпать в темной комнате  32 Не соглашаешься с родителями  33 Берешься за новое дело  34 Разговаривать с школьным психологом  35 Думать о том, что тебя могут «сглазить»  36 Замолчали, когда ты подошел (подошла)  37 Слушать страшные истории  38 Спорить со своим другом (подругой)  39 Думать о своей внешности  40 Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах 

Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О.Кондаша.

Форма Б

№                                                                        Ситуация                                                                                    Ответ

Пример Перейти в новую школу 

1 Отвечать у доски   2 Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку  3 Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах  4 Слышать заклятия  5 Разговаривать с директором школы  6 Сравнивать себя с другими  7 Учитель делает тебе замечание  8 Тебя критикуют, в чем-то упрекают  9 На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)  10 Видеть плохие или «вещие» сны  11 Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету  12 После контрольной, теста учитель называет отметки  13 У тебя что-то не получается   14 Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил  15 На тебя не обращают внимания  16 Ждешь родителей с родительского собрания  17 Тебе грозит неуспех, провал  18 Слышать смех за своей спиной  19 Не понимать объяснений учителя  20 Думаешь о своем будущем  21 Слышать предсказания о космических катастрофах  22 Выступать перед большой аудиторией  23 Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других  24 Ссориться с родителями  25 Участвовать в психологическом эксперименте  26 На тебя смотрят как на маленького  27 На экзамене тебе достался 13-й билет  28 На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос  29 Думаешь о своей привлекательности для девочек (мальчиков)  30 Не можешь справиться с домашним заданием  31 Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи  32 Не соглашаешься с родителями  33 Берешься за новое дело  34 Разговаривать со школьным психологом  35 Думать о том, что тебя могут «сглазить»  36 Замолчали, когда ты подошел (подошла)  37 Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса  38 Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях  39 Смотреться в зеркало  40 Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого 

Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О.Кондаша.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту
Ключ является общим для обеих форм.

•    Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34

•    Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39
•    Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38
•    Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40

Обработка и интерпретация результатов теста

Выделение субшкал во многом условно. Например, предложенные в ней ситуации общения можно рассматривать с позиции актуализации представлений о себе, некоторые школьные ситуации – как ситуации общения со взрослыми и т. п. Однако представленный вариант, как показывает практика, продуктивен с точки зрения задачи преодоления тревожности: он позволяет локализовать зону наибольшего напряжения и построить индивидуализированную программу работы. При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале. Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку. Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности.

Общая тревожность

Стены                    Половозрастные группы (результаты в баллах)
              10-11 лет          12 лет              13-14 лет             15-16 лет
            дев.    мал.       дев.    мал.       дев.    мал.       дев.    мал. 1         0-33    0-26       0-34     0-26     0-34     0-37      0-33     0-27 2       34-40    27-32    35-43    27-32    35-43    38-45    34-39    28-34 3       41-48    33-39    44-50    33-38    44-52    46-53    40-46    35-41 4       49-55    40-45    51-58    39-44    53-61    54-61    47-53    42-47 5       56-62    46-52    59-66    45-50    62-70    62-69    54-60    48-54 6       63-70    53-58    67-74    51-56    71-80    70-77    61-67    55-61 7       71-77    59-65    75-81    57-62    81-88    78-85    86-74    62-68 8       78-84    66-71    82-89    63-67    89-98    86-93    75-80    69-75 9       85-92    72-77    90-97    68-73    99-107  94-101   81-87    76-82 10    93 и более    78 и более    98 и более    74 и более    108 и более    102 и более    88 и более    83 и более

Школьная тревожность

Стены                     Половозрастные группы (результаты в баллах)
          10-11 лет             12 лет               13-14 лет          15-16 лет

         дев.    мал.    дев.    мал.        дев.    мал.        дев.    мал. 1     0-8       0-7      0-2       0-7       0-8       0-7        0-7       0-6 2     9-11     8-10     3-5       8-9       9-10      8-9        8-9       7 3    12-13    11-12    6-7       9-10     11-13     10-12    10-11    8 4    14-16    13-14    8-10     11-12    14-15     13-15    12-13    9 5    17-18    15-16    11-12    13        16-18     16-17    14        10 6    19-20    17-18    13-15    14-15    19-20    18-20    15-16    11 7    21-22    19-20    16-17    16         21-22    21-22    17-18    12-13 8    23-25    21-22    18-20    17-18    23-25     23-25    19-20    14 9    26-27    23-24    21-22    19-20    26-27     26-28    21-22    15 10  28 и более    25 и более    23 и более    21 и более    28 и более    29 и более    23 и боле    16 и более

Самооценочная тревожность

Стены                          Половозрастные группы (результаты в баллах)
          10-11 лет           12 лет              13-14 лет        15-16 лет

       дев.    мал.       дев.    мал.      дев.    мал.       дев.    мал. 1    0-10      0-7        0-9      0-5      0-8        0-7       0-6       0-7 2    11         8-9       10-11    6-7      9-10      8-10      7-8       8-9 3    12-13    10         12-13    8         11-13    11-13     9-11     10-12 4    14         11-12    14-16    9-10     14-16    14-16    12-13    13-15 5    15-16    13         17-18    11-12    17-18    17-19    14-16    16-17 6    17-18    14-15    19-20    10-11    19-21    20-22    17-18    18-20 7    19         16-17    21-22    13-14    22-24    23-25    19-21    21-23 8    20-21    18         23-24    15         25-26    26-28    22-23    24-25 9    22-23    19-20    25-27    16-17     27-29    29-31    24-26    26-28 10  24 и более    21 и более    28 и более    18 и более    30 и более    32 и более    27 и боле    29 и более

Межличностная тревожность

Стены    Половозрастные группы (результаты в баллах)
         10-11 лет             12 лет                13-14 лет      15-16 лет

      дев.      мал.      дев.    мал.       дев.    мал.      дев.    мал. 1    0-8        0-7       0-8       0-8       0-6      0-8        0-6      0-7 2    9           8          9-10     9          7-9       9-11      7-8      8-9 3    10          9         11-12    10        10-12    12-14    9-11     10-12 4    11         10        13-14    11-12    13-15    15-17    12-13    13-15 5    12-13    11-12    15         13        16-17    18-20    14-15    16-17 6    14         13        16-17    14-15    18-20    21-23    16-18    18-20 7    15         14        18-19    16         21-23    24-26    19-20    21-23 8    16-17    15         20-21    17-18    24-26    27-29    21-23    24-26 9    18         16        22-23    19         27-29    30-32    24-25    27-28 10   19 и более    17 и более    24 и более    20 и более    30 и более     33 и более    26 и боле    29 и более

Магическая тревожность

Стены    Половозрастные группы (результаты в баллах)
          10-11 лет              12 лет           13-14 лет       15-16 лет

       дев.    мал.        дев.    мал.    дев.     мал.      дев.    мал. 1    0-7       0-6        0-7       0-4     0-5       0-6       0-6       0-5 2    8          7           8-9       5-6     6-7       7-8       7-9       6-7 3    9-10     8-9        10-11    8-10    9-10     10-11    8-9       4 4    11-12    10         12-13    8-9     11-13    11-12    12-14    10 5    13-14    11-12    14-15    10       14-15    13-14    15-16    11-12 6    15-16    13        16-17    11-12    16-18    15-16    17-19    13 7    17-18    14        18-20    13         19-21    17-18    20-22    14-15 8    19-20    15-16    21-22    14-15    22-23    19-20    23-24    16-17 9    21-22    17        23-24    16         24-26    21-23    25-27    18 10  23 и более    18 и более    25 и более    17 и более    27 и более    24 и более    28 и более    19 и более

Источники

Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.64-71.

Источник: http://www.gurutestov.ru/test/78

iHerb

Приложение № 6 Шкала определения личностной тревожности А.М. Прихожан

Шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан)[55]

Назначение теста. Определение уровня личностной тревожности.

Описание теста

Настоящая шкала тревожности была разработана А. М. Прихожан в 1980–1983 годах по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни.

Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т. е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.

Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10–12 лет, форма Б – для учащихся 13–16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.

Инструкция. Ниже перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0,1, 2, 3 или 4 – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик «Ответ» поставь цифру 0.

Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик «Ответ» поставь цифру 1.

Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик «Ответ» поставь цифру 2.

Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик «Ответ» поставь цифру 3.

При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик «Ответ» поставь цифру 4.

Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Тестовый материал

Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О. Кондаша.

Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О. Кондаша.

Обработка и интерпретация результатов

Распределение пунктов шкалы по указанным выше субшкалам представлено в таблице. Ключ является общим для обеих форм.

При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.

Проективная методика для диагностики школьной тревожности[56]

Методика разработана А. М. Прихожан на основании методики Amen E. W., Renison N. (1954). Методика предназначена для учащихся 6–9 лет.

Проведение методики. Методика проводится с каждым испытуемым индивидуально. Перед началом работы дается общая инструкция. Кроме того, перед показом некоторых рисунков даются дополнительные инструкции.

Инструкция. Сейчас ты будешь придумывать рассказы к картинкам. Картинки эти не совсем обычные: все – и взрослые, и дети – нарисованы без лиц (предъявляется картинка № 1). Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать.

Я буду показывать тебе картинки, их всего двенадцать, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него (нее) такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, а когда плохое настроение – лицо грустное, печальное.

Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо – веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо (рис. 1-12).

Выполнение задания по картинке № 1 рассматривается как тренировочное. Можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил. Затем последовательно предъявляются картинки 2-12. Перед предъявлением каждой повторяются вопросы: «Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо?»

Перед предъявлением картинок 2, 3, 5, 6, 10 ребенку предварительно предлагается выбрать одного из персонажей-детей и рассказывать о нем. Все ответы детей фиксируются.

Обработка данных. Оцениваются ответы на 10 картинок (2-11). Картинка № 1 – тренировочная, № 12 выполняет «буферную» функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом.

Вместе с тем следует обратить внимание на редкие случаи (по данным А. М. Прихожан, не более 5–7 %), когда ребенок на картинку № 12 дает отрицательный ответ.

Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны быть рассмотрены отдельно.

Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» ответам детей, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребенка, давшего семь и более подобных ответов из десяти.

Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (например, на картинке № 6 – выбирает ли ребенок ученика на первой парте, решившего задачу, или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый материал для качественного анализа данных.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. З

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 12

Page 3

Шкала явной тревожности CMAS[57]

Шкала явной тревожности для детей (The Children's Form of Manifest Anxiety Scale – CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет.

Описание теста. Шкала была разработана американскими психологами (A Castaneda, В. R. Me Candless, D. S. Palermo) в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale, J.A. Taylor, 1953), предназначенной для взрослых.

Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей.

Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы.

Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована Л. М. Прихожан.

По данным авторов и пользователей, детский вариант шкалы доказывает достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность ее применения для широкого круга профессиональных задач.

Шкала прошла стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали около 1600 школьников 7-12 лет из различных регионов страны.

Инструкция. На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: «Верно» и «Неверно». В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества.

Если да, поставь галочку в колонке «Верно», если нет – в колонке «Неверно». Не думай над ответом долго. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т. е. подчеркивать оба варианта).

Не пропускай предложения, отвечай на все подряд.

Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах, с соблюдением стандартных правил группового обследования. Для детей 7–8 лет предпочтительней индивидуальное проведение.

При этом если ребенок испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления: психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника. При групповом проведении такой вариант предъявления теста, естественно, исключен.

Примерное время выполнения теста – 15–25 минут.

Тестовый материал

Ключ к тесту. Ключ к субшкале «Социальной желательности-» (номера пунктов CMAS): ответ «Верно» – 5,17,21,30,34,36, ответ «Неверно» – 10,41,47,49,52. Критическое значение по данной субшкале – 9.

Этот и более высокий результат свидетельствуют о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности. Ключ к субшкале «Тревожность»: ответы «Верно» – 1–4, 6–9, 11–16, 18–20, 22–29, 31–33, 35, 37–40, 42–46, 48, 50, 51, 53.

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.

Обработка и интерпретация результатов теста

Предварительный этап

1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «Верно» или только «Неверно»).

Как уже отмечалось, в CM AS диагностика всех симптомов тревожности подразумевает только утвердительный ответ («Верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смешением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая встречается у младших школьников.

Для проверки следует использовать контрольную шкалу «Социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы «Верно») или правосторонней (все ответы «Неверно») тенденции полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов.

2. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы (т. е. подчеркивание одновременно и «Верно», и «Неверно»), пропуски, исправления, комментарии и т. п.

В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнено не более трех пунктов субшкалы тревожности (вне зависимости от характера ошибки), его данные могут обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно.

Следует обратить особое внимание на детей, которые пропускают или дают двойной ответ на пять или более пунктов CMAS. В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа, т. е. является показателем скрытой тревожности.

Основной этап

1. Подсчитываются данные по контрольной шкале – субшкале социальной желательности.

2. Подсчитываются баллы по субшкале тревожности.

3. Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола.

Таблица перевода «сырых» баллов в «стены»

4. На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого.

Характеристика уровней тревожности

Page 4

· #1

Опасность – ситуация или объект, способные причинить какой-нибудь вред, несчастье.

· #2

Основой для написания этого раздела послужила статья Д. Н. Баринова [28].

· #3

В Англии книга Дж. Селли «Studies of Childhood» была опубликована в 1895 году.

· #4

См. работы [1, 39, 45, 51, 63, 64, 81,124, 179,189,191, 205, 207, 217, 222, 239, 244, 245, 251, 268,288,313].

· #5

См. работы [119,147, 189, 214, 317].

· #6

Во многих публикациях психотерапевтического направления фобия рассматривается только как патологический феномен. В общепсихологических работах (в частности, у К. Изарда) этот термин скорее используется для обозначения боязни как нормального явления. Именно в таком, более широком, смысле термин «фобия» будет использоваться в данной книге.

· #7

Это высказывание можно понять только в том случае, если подразумевать, что «бояться» – не значит «испытывать страх», иначе пришлось бы признать, что автор грешит тавтологией: «страх страха».

· #8

Бомбар А. За бортом по своей воле. М., 1959. С. 14.

· #9

При написании этого параграфа использована статья Ю. В. Щербатых и А. Д. Ноздрачева [326].

· #10

А. С. Зобов [116] все опасности, вызывающие страхи, разделил на три группы: 1) реальные, объективно угрожающие здоровью и благополучию личности; 2) мнимые, объективно не угрожающие личности, но воспринимаемые ею как угроза благополучию; 3) престижные, угрожающие поколебать авторитет личности в группе.

· #11

По А. И. Захарову, выражение «кошмарный сон» используется в качестве оригинального понятия тех снов, где возникают чувства страха и ужаса, эмоциональный след от которых остается долгое время. Деление снов на «кошмарные» и «страшные» весьма условно.

В «кошмарных» снах в большей степени, чем в «страшных», присутствует ужас как эмоционально-шоковое, острое переживание. В «страшных» снах подобные переживания носят более завуалированный характер.

Практически в «кошмарных» снах присутствуют как ужас (чаще), так и страх.

· #12

Неуверенность (сомнение) – это оценка вероятности совершения того или иного события, когда отсутствует достаточная информация, необходимая для прогнозирования. Чувство неуверенности – это бытовой штамп, характеризующий лишь многозначность и неадекватность использования понятия «чувство».

Неуверенность в своих силах может вызвать и опасение за успех осуществляемой деятельности, но сама опасением, и тем более страхом, не является. Растерянность – это интеллектуальное состояние, характеризуемое потерей логической связи между осуществляемыми или планируемыми действиями.

Нарушается восприятие ситуации, ее анализ и оценка, вследствие чего затрудняется принятие разумных решений. Поэтому растерянность характеризуется нецелесообразными действиями или полным бездействием.

Она может сопровождать панику, но сама по себе не является переживанием опасности, хотя может являться ее следствием.

· #13

Это предсказывалось в теории психолога Леонарда Берковица; он утверждал, что неприятные события могут вызвать либо гнев, либо страх в зависимости от ситуационных факторов раньше, чем проявятся результаты научения и врожденные склонности [344].

· #14

Это название, очевидно, связано с рассказами охотников, которые замечали, что если подкрасться к медведю сзади и ударить его рогатиной, то у него возникает испуг, сопровождающийся непроизвольным опорожнением кишечника.

· #15

Панические настроения – это эмоционально продиктованные решения и действия, которые не всегда адекватны угрозе или причине, побуждающих к ним. При этом поведение подвержено случайным стимулам и плохо предсказуемо.

· #16

Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.

· #17

Некоторые исследователи используют термин «anxiety» («тревожность») применительно к реакции на приближающуюся угрозу, к черте характера или эмоциональному расстройству.

· #18

Пушкин А. С. Евгений Онегин (строфа XXX).

· #19

inhibited children

· #20

Аргументы и факты. 2000. Февраль. № 8 (1009). С. 24.

· #21

Следует подчеркнуть, что в литературе принято говорить о фобиях и как о страхах, и как о боязни, т. е. эти слова воспринимаются синонимичными. Мне это представляется, как уже говорилось выше, некорректным.

Боязнь – это опасливое отношение к тому или иному объекту, явлению. Таких объектов очень много, поэтому существует и много видов боязней (см. их список в приложении), они, однако, всегда приводят к одинаковому результату – страху.

Правда, страх может выражаться двояко: как усиление симпатической или же парасимпатической регуляции. Однако это различие обусловливается не видом боязни, а индивидными особенностями человека.

Страх же как эмоциональная реакция одинаков для различных ситуаций и видов боязни. Поэтому фобии – это виды боязни, а не страхов и заголовки статей типа «У страха много имен» не корректны.

· #22

Есть люди, которые прямо-таки притягивают к себе криминальные ситуации. Их чаще всего кусают собаки, женщины чаще других становятся объектом сексуального насилия, мужчины – жертвами хулиганских нападений и т. д.

Психологи установили, что человек, боящийся преступников, как бы подает им невербальные сигналы, свидетельствующие о страхе. А это моментально «считывается» теми, кто готовится к нападению, они выбирают те жертвы, которые наибольшим образом подходят на эту роль.

Такими невербальными сигналами являются: напряженная поза, сгорбленные плечи, пугливый взгляд, неуверенный голос и т. п.

Нужно понимать, что человек, многократно «проигрывающий» у себя в голове какую-то неблагоприятную для себя ситуацию, фактически составляет для себя своеобразную программу поведения. А это все отражается на его поведении, походке и реакциях.

· #23

Танатология (учение о смерти) возникла как раздел медицины, изучающий состояние умирания. Термин был предложен И. И. Мечниковым.

· #24

Т. А. Гаврилова [61] предпочитает говорить об аутомортальной тревожности, отделяя ее от страха смерти, который распространяется и на родственников, а не только на себя.

· #25

Подробно философские взгляды на смерть освещены в книге И. И. Мечникова «Этюды о природе человека». М., 1961. Гл. VIII.

· #26

Цит. по: Психогеронтология. 2007. С. 205.

· #27

Сельвинский И. Путешествие в страну Поэзия. Л., 1972. Т. 2. С. 202.

· #28

Hinton J. Dying. Ringwood. Victoria. Australia. 1972.

· #29

Этот опросник включает пятнадцать вопросов, предполагающих дихотомические ответы.

· #30

В западной литературе принято говорить о страхе успеха [364, 365, 369, 385, 390, 395, 437, 443, 446, 478, 507]. Я предпочитаю говорить о боязни успеха в связи с имеющимися различиями между боязнью и страхом.

· #31

Этот вопрос освещен [373, 374, 381, 394, 434, 456–459, 463, 465, 469–475, 477, 508].

· #32

При написании данного параграфа использованы материалы Интернета [http://lib.eparchiasaratov.ru/books/n]; цитаты богословов и ссылки на них см. этот же источник.

· #33

По утверждению А. И. Захарова [110], уменьшение беспокойства детей при отсутствии матери наблюдается с четырнадцатого месяца жизни.

· #34

Исследованию развития страха падения с высоты посвящено также исследование [491].

· #35

Могу засвидетельствовать эффективность этого метода: моя внучка, к моему удивлению, безбоязненно и, как мне показалось, даже с удовольствием неоднократно посещала детского стоматолога и рассказывала мне потом, какие там интересные игрушки.

· #36

Собственно, дети боятся не самой темноты, а того, что может скрываться в темном помещении, т. е. неизвестности или страшных персонажей, созданных их фантазией.

Очевидно, что часть этих страхов (боязней) обусловлена чтением детям страшных сказок, просмотров детьми аналогичных мультфильмов.

Однако нельзя исключать и инстинктивную боязнь темноты как наличие определенного архетипа, переданного современным людям их далекими предками как боязнь неизвестного.

· #37

См. также параграф 12.4.

· #38

Советский спорт. 2007. 15 августа.

· #39

Яшин Л. Записки вратаря. М., 1976. С. 15.

· #40

Словарь иностранных слов / Под ред. Н. Г. Комлева. М., 1999.

· #41

climbing

· #42

Советский спорт. 1976. 18 июля.

· #43

При написании данного параграфа были использованы материалы следующих публикаций: Сенявская Е. С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. М., 1999; Казаринов О. И. Неизвестные лики войны. Между жизнью и смертью. М., 2005.

· #44

Мне известен случай, когда первоклассница настолько боялась учительницы, что каждый раз при виде школы у нее начиналась рвота.

· #45

Ниже приводятся краткие описания психотерапевтических методов по А. И. Захарову [110]. Желающие более подробно ознакомиться с этими методами могут обратиться к первоисточнику.

· #46

Если верно хотя бы одно – ставьте баллы.

· #47

Русскоязычный вариант Е. А. Стефаненко. Источник: Психологический журнал. 2011. № 2. С. 101–102.

· #48

Методика взята из кн.: Обозов Н. Н. Психология менеджмента. СПб., 1997. Отобраны только положения, полностью отвечающие задаче методики. При этом некоторые утверждения мною модифицированы. – Е. И.

· #49

Из кн.: Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998. С. 76–85.

· #50

Данная методика является фрагментом методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н).

· #51

Источник: Вопросы психологии. 2013. № 2.

· #52

Методика разработана Ч. Д. Спилбергером, на русском языке адаптирована Ю. Л. Ханиным. Предназначена для определения у человека уровня тревожности в данный момент.

· #53

Из кн.: Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2001. С. 323–326.

· #54

Из кн.: Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2001. С. 271–280.

· #55

Из кн.: Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2001. С. 316–323.

· #56

Из кн.: Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2001. С. 298–299.

· #57

Из кн.: Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2001. С. 312–316.

Источник: https://med-tutorial.ru/m-lib/b/book/1458348209/141

Шкала личностной тревожности (а. м. прихожан): детская диагностика, для младших школьников – Гармония внутри

Приложение № 6 Шкала определения личностной тревожности А.М. Прихожан

20.11.2019

Методика была разработана в 1980-1982 гг. А.М.Прихожан на основании методики Amen Е.W., Renison N. (1954). Методика предназначена для диагностики школьной тревожности у учащихся 6-9 лет.

Описание теста

Для проведения теста необходимо 2 набора по 12 рисунков размером 18 х 13 см в каждом. Набор А предназначен для девочек, Набор Б– для мальчиков. Номера картинок ставятся на обороте рисунка.

Методика проводится с каждым испытуемым индивидуально. Требования к проведению стандартны для проективных методик. Перед началом работы дается общая инструкция. Кроме того, перед показом некоторых рисунков даются дополнительные инструкции.

Инструкция к тесту

Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все – и взрослые, и дети – нарисованы без лиц. (Предъявляется картинка № 1.) Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать.

Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое – грустное, печальное.

Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо – веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо.

Выполнение задания по картинке №1 рассматривается как тренировочное. В ходе его можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил.

Затем последовательно предъявляются картинки №2-12. Перед предъявлением каждой повторяются вопросы: Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо?

Перед предъявлением картинок №2, 3, 5, 6, 10 ребенку предварительно предлагается выбрать одного из персонажей-детей и рассказывать о нем.

Обработка результатов теста

Оцениваются ответы на 10 картинок (№2-11). Картинка №1 – тренировочная, №12 выполняет «буферную» функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом.

Вместе с тем следует обратить внимание на редкие случаи (по данным А.М.Прихожан, не более 5-7%), когда ребенок на картинку №12 дает отрицательный ответ.

Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны быть рассмотрены отдельно.

Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.

  • Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (например, на картинке № 6 – выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу, или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый материал для качественного анализа данных.
  • Тестовый материал:
  • Приложение 3

ШКАЛА САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙТ. ДЕМБО И С.Я. РУБИНШТЕЙНМОДИФИКАЦИЯ А.М. ПРИХОЖАН

Цель методики: изучение особенностей самооценки.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Шкала имеет два полюса и середину. Шкала – это то, что позже Дж. Келли назвал «индивидуальным конструктом» или «личностным конструктом».

Шкал может быть столько, сколько посчитает нужным исследователь. Полюса – это ценности: то, что человек декларирует как желательное или нежелательное состояние. На верхних полюсах находятся положительные ценности (к этому испытуемый стремится). Внизу находятся отрицательные ценности – то, чего человек старается (или, по крайней мере, верит, что старается) избежать.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый испытуемый заполнил первую шкалу.

Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно.

Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10-12 мин.

ОБРАБОТКА Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы получают количественную характеристику (например, 54 мм соответствует 54 баллам).

  1. 1. По каждой из шести шкал определить: — уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; — высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
  2. — значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

БЛАНК (приложение 3)

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ1. Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

 Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение испытуемых к собственным возможностям. Нереалистический уровень притязаний свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели.

Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности. Чем ниже уровень притязаний, тем более данный показатель свидетельствует о неблагополучии.

Если очень низкий или очень высокий уровень притязаний отмечен по какой-либо одной шкале, то это может характеризовать повышенную значимость (или декларируемое пренебрежение) того или иного качества для школьника.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) свидетельствует о реалистичной (адекватной) самооценке. При этом оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала — от 60 до 74 баллов.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности.

Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

3. Расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки.

За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремится достичь. Притязания в значительной степени основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.

Расхождение от 1 до 7 баллов, и особенно случаи полного совпадения уровня притязания и уровня самооценки, указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности.

Источник: https://mii-info.ru/uspeh-i-dengi/shkala-lichnostnoj-trevozhnosti-a-m-prihozhan-detskaya-diagnostika-dlya-mladshih-shkolnikov.html

Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет (А.М.Прихожан)

Приложение № 6 Шкала определения личностной тревожности А.М. Прихожан

Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни.

Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е.

от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Данная методика предназначена для диагностики у подростков следующих видов личностной тревожности:

  1. тревожность, связанную со школьными ситуациями (школьную),
  2. с ситуациями общения (межличностную),
  3. с отношением к себе (самооценочную).
  4. шкала мистических, магических страхов (магическую).

Текст теста личностной тревожности для подростков А.М.Прихожан

Инструкция В таблице перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа — 0, 1, 2, 3 или 4 — в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1.

Если беспокойство и страх достаточно сильны, и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию в обведи цифру 2.

Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4.

Твоя задача — представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Что означает каждая цифра написано вверху и внизу страницы.

НетНемногоДостаточноЗначи-тельноОчень
1.Отвечать у доски01234
2.Оказаться среди незнакомых ребят01234
3.Участвовать в соревнованиях, конкурсах. олимпиадах01234
4.Слышать заклятия01234
5.Разговаривать с директором школы01234
6.Сравнивать себя с другими01234
7.Учитель смотрит по журналу, кого спросит01234
8.Тебя критикуют, в чем-то упрекают01234
9.На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)01234
10.Видеть плохие сны01234
11.Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету01234
12.После контрольной, теста — учитель называет отметки01234
13.У тебя что-то не получается01234
14.Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна01234
15.На тебя не обращают внимания01234
16.Ждешь родителей с родительского собрания01234
17.Тебе грозит неуспех, провал01234
18.Слышать смех за своей01234
19.Не понимать объяснений учителя0I234
20.Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем01234
21.Слышать предсказания о космических катастрофах01234
22.Выступать перед зрителями01234
23.Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других01234
24.С тобой не хотят играть01234
25.Проверяются твои способности01234
26.На тебя смотрят как на маленького01234
27.На экзамене тебе достался 13-й билет01234
28.На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос01234
29.Оценивается твоя работа01234
30.Не можешь справиться с домашним заданием01234
31.Засыпать в темной комнате01234
32.Не соглашаешься с родителями01234
33.Берешься за новое дело01234
34.Разговаривать со школьным психологом01234
35.Думать о том, что тебя могут «сглазить»01234
36.Замолчали, когда ты подошел (подошла)01234
37.Слушать страшные истории01234
38.Спорить со своим другом (подругой)01234
39.Думать о своей внешности01234
40.Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах01234

Ключ к шкале личностной тревожности для подростков А.М.Прихожан

СубшкалаПункты шкалы
Школьная тревожность1 5 7 11 12 16 19 28 30 34
Самооценочная тревожность3 6 8 13 17 20 25 29 33 39
Межличностная тревожность2 9 15 18 22 24 26 32 36 38
Магическая тревожность4 10 14 21 23 27 31 35 37 40

Сумма сырых баллов по видам тревожности дает бал по уровню общей тревожности.

Сырые баллы по видам тревожности и по общей тревожности переводятся в стены (1-10 баллов). А.М. Прихожан предлагает выделять пять уровней личностной тревожности:

  1. «чрезмерного спокойствия» – 1-2 балла,
  2. соответствующего норме – 3 -6 баллов,
  3. несколько завышенного – 7-8 баллов,
  4. очень высокого – 9 баллов,
  5. явно завышенного -10 баллов.

Нормальный (оптимальный) уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная, конструктивная тревожность).

Высокий уровень тревожности является субъективным показателем проявления психического неблагополучия. Как отмечают исследователи, у людей с повышенным уровнем тревожности наблюдаются сходные черты характера. Они обычно беспокойны и склонны к цикличности мышления, обладают аналитическим складом ума и подвержены мучительным навязчивым страхам.

В характере таких людей наблюдается  стремление к полной определенности во всем и завышенные требования к себе и окружающим. Одобрение окружающих и попытка постоянного самоконтроля становятся важнейшим критерием их самооценки.

Постоянное ожидание, связанное со страхом негативных событий, занимает значительное место в их сознании, и при малейшей угрозе или необычных обстоятельствах оно проявляется в бурной реакции на происходящее.

Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Источник: http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/shkala-lichnostnoj-trevozhnosti-dlya-uchashchihsya-10-16-let-a-m-prihozhan

Мониторинг диагностики в 6 классе по методике « Шкала личной тревожности» (А.М. Прихожан)

Приложение № 6 Шкала определения личностной тревожности А.М. Прихожан

МОУ Бирючевская основная школа

Мониторинг сформированности

личностных УУД

(диагностика эмоционального самочувствия)

учащихся 6 класса

Классный руководитель: Немм Н.К.

2017-2018 учебный год

Педагогическая диагностика

уровня сформированности личностных УУД учащихся 6 класса

МОУ Бирючевской основной школы

(диагностика эмоционального самочувствия)

Дата проведения-14 декабря 2017 года

Класс– 6

Цель: определение уровня личной тревожности и обозначение задач по локализации зоны наибольшего напряжения и построения индивидуализированной консультативной программы работы с учеником.

Задачи:

 выявление групп риска с точки зрения профилактики и сохранения психического здоровья детей;

 анализ характера эмоциональных проблем детей;

 профилактика «срывов», связанных с экзаменационными, конкурсными, соревновательными и другими стрессовыми условиями, предъявляющими повышенные требования к нервно-психическому состоянию школьника;

 выявление причин школьной дезадаптации;

 в психогигиенических целях – для определения оптимального расписания занятий, режима труда и отдыха, общей и учебной нагрузки.

 при анализе факторов, связанных с повышенной утомляемостью школьника, нарушениях сна.

Вид – диагностика « Шкала личной тревожности» (А.М. Прихожан)

Методика: бланковая методика в форме А для детей 10-12 лет.

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение оценки уровня тревожности.

Форма (ситуация оценивания): тестирование в виде опросника из 40 заданий.

Участники: в диагностике приняли участие пять учащихся 6 класса, что составило 100% от общего количества учеников.

Организатор: классный руководитель Немм Н.К.

Результаты диагностики:

Общая тревожность

/ стен

Уровень личной тревожности в баллах, 10 б

Школьная тр.

/ стен

Самооценочная тр.

/ стен

Межличностная тр. / стен

Магическая тр.

/ стен

1.Алякин Константин, 11 лет

17/6

Норма

11/4

Норма

22/10

Очень высокая тревожность.

2/1

Отсутствие тревожности

53/4

4

Норма

2. Велюкова Амира, 12 лет

5/2

Отсутствие тревожности

10/2

Отсутствие тревожности

13/3

Норма

14/5

Норма

42/2

2

Отсутствие тревожности

3. Краснова Ольга, 12 лет

0/1

Отсутствие тревожности

2/1

Отсутствие тревожности

2/1

Отсутствие тревожности

3/1

Отсутствие тревожности

7 /1

1

Отсутствие тревожности

4. Терёхина Диана, 12 лет

7/3

Норма

10/2

Отсутствие тревожности

8/1

Отсутствие тревожности

2/1

Отсутствие тревожности

27/1

1

Отсутствие тревожности

5. Фаризова Ляйсан, 11 лет

6/1

Отсутствие тревожности

5/1

Отсутствие тревожности

2/1

Отсутствие тревожности

6/1

Отсутствие тревожности

19/1

1

Отсутствие тревожности

Выводы: При анализе уровней тревожности учащихся 6 класса отмечено:

1. При наборе учеником от 1до 2-х баллов по всем группам тревожности обозначает, что подобное «чрезмерное спокойствие» может, как иметь, так и не иметь защитного характера. 70% выбранных позиций учениками 6 класса отметили в своем состоянии отсутствие тревожности.

2. При наборе учеником от 3до 6 баллов необходимо для адаптации и продуктивной деятельности провести работы по устранению причин тревожности, что является нормой. 25 % выбранных позиций ученика класса позиционируют как нормальный уровень тревожности в своем состоянии.

3. Ситуация, когда ученик набрал от 7до 8 баллов, связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни. При тестировании класса таких данных по группам тревожности не зафиксировано.

4. Ситуация, когда отмечено набор в 9 баллов обычно носит «разлитой», генерализованный характер. При тестировании учеников 6 класса таких данных по группам тревожности не зафиксировано.

5. Набор в 10 баллов определяет группу риска. В группе риска оказался Алякин Константин в «Межличностной группе тревожности».

Рекомендации:

В индивидуальной воспитательной работе с Алякиным Константином учителям- предметникам и родителям применять следующие методы:

1. Помочь в повышении самооценки ученика. Учащемуся необходимо вернуть уверенность в себе. Для этого ученика нужно чаще хвалить, отмечать его успехи. Похвала должна быть искренней и заслуженной.

Также стоит меньше критиковать тревожного ученика и ни в коем случае не использовать унизительных эпитетов, если у него что-то не получается. Родителям лучше снизить количество замечаний, угроз, окриков.

Тревожных детей категорически нельзя сравнивать с другими.

2. Научить ученика управлять своими действиями и эмоциями. Нужно разговаривать с Константином о его страхах и тревогах. Он должен иметь возможность выразить свое состояние в словах или на бумаге, нарисовав или описав свои проблемы.

Эффективно помогает использование на уроках и занятиях такой методический прием как ролевые игры. Проигрывая неприятную ситуацию, ученик станет меньше ее бояться.

В игровой форме ученика нужно учить тому, что любую ситуацию можно взять под контроль и удачно выйти из трудного положения.

3. Научить ученика снимать мышечное напряжение. Тревожным ученикам очень полезны занятия йогой или другими практиками, сочетающими мышечное расслабление с дыхательными упражнениями. Также рекомендован массаж или просто растирания тела. Родителям желательно чаще обнимать ребенка — телесный контакт с близкими людьми поможет ему успокоиться и расслабиться и справиться с тревогами.

Анализ выполнила классный руководитель

6 класса Немм Н.К.

14.12.2017 года

Источник: https://infourok.ru/monitoring-diagnostiki-v-klasse-po-metodike-shkala-lichnoy-trevozhnosti-am-prihozhan-2455991.html

Диагностика детей по шкале личностной тревожности А.М. Прихожан

Приложение № 6 Шкала определения личностной тревожности А.М. Прихожан

С развитием детской, школьной и педагогической психологии во второй половине прошлого столетия специалисты столкнулись с проблемой наличия у детей беспокоящих состояний. Для диагностики и оценки требовался специальный метод. Так появилась шкала личностной тревожности А. М. Прихожан.

Назначение

Шкалой личностной тревожности называется специальный тест, созданный А.М. Прихожан с целью определения ее уровня у детей школьного (гораздо реже дошкольного) возраста.

За рубежом тест обозначается термином «The Childrens Form of Manifest Anxiety Scale» или аббревиатурой CMAS. Дословный перевод — Шкала проявления детской формы тревожности.

История создания

А.М. Прихожан сформулировала основные идеи методики в первой половине 80-х годов XX века. Анна Михайловна при разработке опиралась на более раннюю методику О. Кондаша. Первоначально шкала строилась по классному принципу.

Во второй половине 80-х и 90-е годы метод оценки корректировался Прихожан и её коллегами. На основе практической отработки и корректировки к 1998 году была окончательно сформирована структура теста, сформулированы вопросу и выстроена оценочная шкала.

Анна Михайловна Прихожан

С классного принципа построения шкала была переведена на возрастной. Это изменение отвечало современным условиям, когда в одном классе обучались дети нескольких возрастов.

Автор

Создатель шкалы — профессор психологии Анна Михайловна Прихожан. Годы жизни — 1946–2015. С 1968 года занималась научной деятельностью, изучая беспокоящие состояния у детей. Прихожан внесла существенный вклад в изучение проблемы:

  • классифицировала беспокоящие состояния;
  • выявила и систематизировала факторы, которые влияют на её появление и развитие;
  • сформировала методики по выявлению ситуативной и личностной тревоги.

теста

Шкала предназначена для определения личностной тревожности. В основу теста положен принцип получения картины о беспокоящих состояниях за счёт оценки человеком своего восприятия тех или иных жизненных ситуаций.

Преимущества CMAS:

  • возможность определения конкретной сферы, вызывающей беспокоящее состояние;
  • в малой степени зависит от возможностей школьников адекватно распознавать свои переживания и чувства;
  • подходит для размещения на бланках, что позволяет проводить групповое тестирование.

Структура бланка:

  • сведения об испытуемом;
  • инструкция по применению;
  • содержание методики.

Скачать бланк с тестом по ссылке.

Шкала состоит из двух блоков:

  • А — предназначен для возрастных групп от 10 до 12 лет;
  • Б — применяется для возрастных категорий от 13 до 16 лет.

Работа с каждым блоком проводится по идентичному сценарию. Каждый из них предлагает по 40 ситуаций и обстоятельств. Любая из ситуаций предполагает ответ — вызывает тревогу, страх или нет.

Ответ не является категоричным, а включает несколько вариантов, которые обозначают степень проявления беспокоящего состояния. Варианты ответа выражаются цифрами.

ОтветНетНемногоДостаточноЗначительноОчень
Цифровое значение01234

Все ситуации и обстоятельства включены в четыре группы (субшкалы). Каждая группа позволяет по ответам определить наличие конкретного типа беспокоящего состояния.

А.М. Прихожан была также разработана проективная методика для диагностики школьной тревожности. В ней, вместо 40 вариантов ситуаций и обстоятельств в форме фраз, ребёнку предлагается посмотреть на 12 изображений.

Каждое из них показывает определённую ситуацию. На картинках у людей не прорисованы лица. Задача ребёнка — сказать, какие эмоции испытывает конкретный человек на изображении.

Проективный метод позволяет оценить уровень беспокойного состояния на основе количественного сопоставления положительных или отрицательных оценок реакций на изображениях.

Метод отлично подходит для диагностики и интерпретации беспокоящих состояний у учеников младших классов в возрасте до 10 лет.

Специфика использования

Тест приспособлен для широкого использования педагогами и психологами в школах. Оценка может проводиться в индивидуальном или групповом порядке.

Шкала личностной тревожности полезна для систематического использования на протяжении обучения школьника. Методика благодаря регулярным проверкам позволяет чётко отслеживать состояние у каждого ребёнка, оперативно выявить динамику изменений, своевременно принять меры по предотвращению развития расстройств.

Последовательность действий при работе с тестом:

  1. Педагог или психолог раздаёт бланки.
  2. Школьники подписывают свой бланк.
  3. Учитель знакомит учеников с порядком заполнения, разъясняя правила выставления ответов.
  4. Дети приступают к заполнению бланка. На каждое высказывание не стоит тратить много времени. Лучше фиксировать первые мысли, долго не задумываясь.
  5. После заполнения бланка учащиеся сдают тест педагогу.
  6. Педагог суммирует баллы, фиксирует первичную оценку. С помощью специальных таблиц переводит первичные данные в шкальную оценку. На её основе производится интерпретация, делаются выводы относительно уровня тревожности каждого ребёнка. При групповой выборке отклонения хорошо проявляются на фоне общей, среднестатистической картины по группе (классу).

Интерпретация

Подсчёт баллов осуществляется в целом за все 40 высказываний и по каждой субшкале в отдельности. Сумма баллов формирует результат первичной оценки. Она с помощью специальной шкалы переводится в итоговую оценку.

Шкала представляет собой значение от 0 до 10. Цифры обозначают степень проявления тревожности: 0 — это идеал, 10 — максимальное отклонение при явной клинической картине.

Каждой цифре шкалы соответствует показатель баллов. При оценке осуществляется градация по половому признаку — мальчики и девочки оцениваются по своей градации. Проводится также разделение на возрастные группы по годам:

  • от 10 до 11;
  • 12;
  • от 13 до 14;
  • от 15 до 16.

Группы тревожности, по которым проводится оценка:

  1. Общая — включает уровень развития тревожных состояний у школьника.
  2. Школьная — показывает степень возникновения чувства тревоги в различных школьных ситуациях.
  3. Межличностная — определяет тревогу при общении с одноклассниками, учителями, другими людьми.
  4. Самооценочная — тревога во время анализа школьником отношения к самому себе.
  5. Магическая — направлена на выявление тревожных состояний, имеющих индивидуальный, личностный характер.

Для каждой группы беспокоящих состояний предусмотрена своя шкала оценки. Шкала по общей группе является основной. Остальные группы носят уточняющий характер.

Источник: https://urazuma.ru/trevoga/prihozhan-trevozhnost.html

Medic-studio
Добавить комментарий