ПРИНЦИП ГЕТЕРОХРОННОСТИ В ВОЗРАСТНОЙ ЭВОЛЮЦИИ МОЗГА

Принцип гетерохронности в развитии мозга: внешние проявления нервно-психического развития напоминают мчащуюся

ПРИНЦИП ГЕТЕРОХРОННОСТИ В ВОЗРАСТНОЙ ЭВОЛЮЦИИ МОЗГА

Внешние проявления нервно-психического развития напоминают мчащуюся по шоссе группу соревнующихся велосипедистов: вначале они сбиваются в единую плотную массу, затем постепенно растягива­ются цепочкой, причем лидер часто меняется, его обгоняют другие.

На каждом возрастном этапе какие-то функции или отдельные их звенья выглядят наиболее активными и сформированными.

Наступа­ет следующий возрастной период — и картина меняется: недавние «лидеры» отходят на вторые места, появляются новые формы и спосо­бы реагирования.

Например, новорожденный ребенок обладает набором первичных автоматизмов, обеспечивающих прежде всего акт сосания и регуля­цию мышечного тонуса. Зрительное и слуховое восприятия находятся еще в рудиментарном состоянии.

Но постепенно зрительные реакции становятся все более активными: от автоматической фиксации взгля­да на случайно попавшем в поле зрения предмете ребенок переходит к самостоятельному зрительному поиску; он приобретает способность разглядывать предмет, «ощупывать» его взглядом.

К шестому-седь- мому месяцу жизни разглядывание становится важнейшим способом изучения окружающего мира.

Однако вскоре, как только появляется возможность брать предметы, перекладывать их из одной руки в другую (девять-десять месяцев), активное манипулирование приоб­ретает главную роль в деятельности ребенка. С появлением речи мануальное (ручное) познание все более вытесняется словес­ным.

Если какой-то возрастной этап представить как финишную черту, то можно увидеть, что к данному финишу различные функциональ­ные системы приходят с разной степенью зрелости, совершенства.

Одни уже почти оформились и в дальнейшем лишь незначительно модифицируются, другие только начинают формироваться. В этом заключается принцип гетерохронности (неодновременности) созрева­ния отдельных функциональных систем мозга.

Зрительное восприя­тие, например, совершенствуется быстрее, чем слуховое или вкусовое, а способность понимать обращенную речь возникает гораздо раньше, чем умение говорить.

Гетерохронность развития отдельных звеньев функциональной системы можно зарегистрировать при помощи анатомо-физиологиче- ских исследований. Тем самым объективно раскрывается материаль­ный субстрат процессов развития мозга.

В частности, большое внима­ние уделяется темпам миелинизации периферических нервов — ско­рости образования миелиновой оболочки в нервных проводниках. Миелиновая оболочка является поздним эволюционным приобрете­нием, позволяющим проводить нервные импульсы с большой скоро­стью и более дифференцированно.

Миелинизированные нервные во­локна обнаруживаются только у представителей относительно позд­них этапов эволюции и в наибольшей степени у млекопитающих, включая человека.

Сопоставление степени миелинизации у взрослых и детей различных возрастов показывает, сколь неравномерно про­исходит этот процесс в различных отделах нервной системы.

Напри­мер, волокна лицевого нерва, участвующие в обеспечении акта сосания, оказываются миелинизированными уже к моменту рожде­ния, а так называемый пирамидный путь, связывающий двигатель­ные центры коры головного мозга с соответствующими отделами спинного мозга, завершает миелинизацию лишь к двум годам. Про­цессы миелинизации косвенно отражаются на скоростях проведе­ния импульсов по волокнам нерва. Эти скорости определяются при помощи электронейромиографии.

Установлено, что общая тенденция, характерная для созрева­ния нервной системы, заключается в увеличении скоростей про­ведения нервных импульсов. Темпы прироста скоростей в разных отделах нервной системы неодинаковы в различные возраст­ные периоды.

Так, у новорожденных наиболее высокие скорости про­ведения обнаруживаются в тех волокнах лицевого нерва, которые связаны с актом сосания. Эти показатели даже мало отличаются от величин, характерных для взрослого человека.

Скорости проведения в нервах верхних и нижних конечностей новорожденного значительно ниже.

В дальнейшем отмечается быстрое нарастание скоростей проведе­ния импульсов в верхних конечностях, что предшествует появлению у ребенка манипулятивной деятельности.

К восьми-десятимесячному возрасту, когда обычно возникают попытки самостоятельно вставать на ноги, обнаруживается бурный прирост скоростей проведения в нижних конечностях.

Этот прирост опережает соответствующие показатели для верхних конечностей вплоть до того периода, пока ребенок не овладеет самостоятельной ходьбой. В дальнейшем скоро­сти проведения импульсов в верхних конечностях снова начинают расти быстрее и раньше достигают характерных для взрослых норм.

Из всех этих данных следует, что гетерохрония нарастания скоро­стей проведения отчетливо связана с усложнением двигательных функций. Схема «лицо — руки — ноги — руки» соответствует основ­ным этапам двигательного развития ребенка.

Более того, нараста­ние скоростей проведения предшествует формированию новой функ­ции. В этом проявляется всеобщий принцип опережающего обеспече­ния функции, характерной для развивающейся нервной системы.

На­личие опережающего обеспечения — еще одно доказательство су­ществования биологической программы развития мозга.

Источник: https://zakon.today/nevrologiya_1068/printsip-geterohronnosti-razvitii-123567.html

Возрастная эволюция мозга, его компенсаторные возможности

ПРИНЦИП ГЕТЕРОХРОННОСТИ В ВОЗРАСТНОЙ ЭВОЛЮЦИИ МОЗГА

Эволюция человека как биологического вида исключительно сложна. Это в полной мере относится к мозгу.

В процессе онтогенетического развития мозг претерпевает различные изменения, мозг новорожденного и взрослого человека различается, даже после завершения морфологического созревания нервной системы человека остается необъятная “зона роста” в смысле совершенствования, перестройки и нового образования функциональных систем.

В процессе эволюции мозга можно выявить два важнейших стратегических направления: 1 максимальная предуготованность организма к будущим условиям существования (характеризуется большим набором врожденных, инстинктивных, реакций, которыми организм оснащен буквально на все случаи его жизни: питание, защита, размножение) Мозг насекомого — это, по существу, многопрограммный исполнительный автомат, тогда как мозг млекопитающего — автомат самообучающийся, способный к вероятностному прогнозировании.2.неуклонное увеличение размеров коры больших полушарий мозга. Этот отдел является наименее специализированным и, следовательно, наиболее пригодным для фиксации личного опыта. Принцип кортикализации функций, предполагает возможность их непрерывного совершенствования, чем больше набор врожденных реакций для первоначального выживания, тем короче период детства и меньше способность к индивидуальному обучению. Новорожденный фактически ничего не умеет и практически всему может и должен научиться в течение жизни. Существует мнение, что все зависит от воспитания. Новорожденного можно сравнить с своего Рода нулевым циклом предстоящей постройки, и из этого нуля можно сотворить все, что угодно. Еще в XVII в. Д.Локк развивал идеи о том, что душа новорожденного — “чистая доска”, “пустое помещение”, которое заполняется в процессе развития и воспитания.

Эти постулаты надолго закрепились в педагогике.

Однако современные исследования показывают, что мозг новорожденного — не просто безликая масса клеток, ожидающих внешних воздействий, а генетически запрограммированная система, постепенно реализующая заложенную в нее тенденцию развития. Только что родившийся ребенок — далеко не “нуль”, а сложнейший результат насыщенного перестройками периода внутриутробного развития.

Говоря о вариантах нормы реакции отдельных функциональных систем, следует указать на относительную независимость их друг от друга. Например, между музыкальным слухом и моторной ловкостью нет однозначной связи.

Можно прекрасно, тонко понимать музыку, но плохо выражать ее в движениях. Этот факт раскрывает одну из важнейших закономерностей эволюционирования мозга — дискретность формирования отдельных функциональных систем.

Принцип гетерохронности в возрастной эволюции мозга (неодновременности созревания отдельных функциональных систем мозга)новорожденный ребенок обладает набором первичных автоматизмов, обеспечивающих прежде всего акт сосания и регуляцию мышечного тонуса, зрительное, слуховое восприятия находятся еще в рудиментарном состоянии. Но постепенно зрительные реакции становятся все более активными: от автоматической фиксации взгляда на случайно попавшем в поле зрения предмете ребенок переходит к самостоятельному зрительному поиску; он приобретает способность разглядывать предмет, “ощупывать” его взглядом. К 6—7-му месяцу жизни разглядывание становится важнейшим способом изучения окружающего мира. Однако вскоре, как только появляется возможность брать предметы, перекладывать их из одной руки в другую (9—10 мес), активное манипулирование приобретает главную роль в деятельности ребенка. С появлением речи мануальное (ручное) познание все более вытесняется словесным.

Системно- функциональная дискретность мозга Несмотря на то что каждая функциональная система и даже ее звенья имеют собственные программы развития, мозг во все периоды жизни работает как единое целое. Интегративность предполагает теснейшее взаимодействие различных систем, их взаимную обусловленность.

При изучении развивающегося мозга, особенно в первый год жизни, обнаруживается нечто сходное. Появление новых форм реагирования сопровождается угасанием, редукцией первичных автоматизмов новорожденного. При этом оба процесса — обновление и редукция — должны быть тонко сбалансированы.

Преждевременное угасание первичных автоматизмов лишает новые функции прочного фундамента, ибо в развитии мозга обязателен принцип преемственности.

Слишком поздняя редукция “устаревших” форм реагирования мешает образованию новых, более сложных реакций: нервная система словно “застревает” на каком-то уровне развития.

Наряду с гетерохронностью развития отдельных функциональных систем и их звеньев необходима и определенная синхронность в их взаимодействиях: на каждом возрастном этапе отдельные системы должны находиться в определенной степени зрелости. Пусть эти степени различны, но различия должны быть на данный момент достаточно согласованны, иначе не произойдет полноценного слияния систем в единый ансамбль.

Компенсаторные возможности мозга Недоразвитие или нарушение одной из функций ведет к недоразвитию другой или даже нескольких функций. Однако мозг располагает значительными компенсаторными возможностями.

Неограниченные возможности ассоциативных связей в нервной системе, отсутствие узкой специализации нейронов коры головного мозга, формирование сложных “ансамблей нейронов” составляют основу больших компенсаторных возможностей коры головного мозга.

Большие резервные возможности нервной системы используются в процессе реабилитации лиц с теми или иными отклонениями в развитии, можно компенсировать нарушенные функции за счет сохранных. Так, в случае врожденной глухоты или тугоухости ребенка можно обучить зрительному восприятию устной речи, т. е. считыванию с губ.

В качестве временного заместителя устной речи может быть использована дактильная речь. При повреждении левой височной области человек теряет способность понимать обращенную к нему речь.

Эта способность может быть постепенно восстановлена за счет использования зрительного, тактильного и других видов восприятия компонентов речи. Таким образом, дефектология строит свои методы работы по абилитации и реабилитации больных с поражениями нервной системы на использовании огромных резервных возможностей мозга.

Источник: https://cyberpedia.su/12xa2a5.html

Принцип гетерохронности в возрастной эволюции мозга

ПРИНЦИП ГЕТЕРОХРОННОСТИ В ВОЗРАСТНОЙ ЭВОЛЮЦИИ МОЗГА

Внешниепроявления нервно-психического развитиянапоминают мчащуюся по шоссе группусоревнующихся велосипедистов: вначалеони сбиваются в единую плотную массу,затем постепенно растягиваются цепочкой,причем лидер часто сменяется, егообгоняют другие.

На каждом возрастномэтапе какие-то функции или отдельныеих звенья выглядят наиболее активнымии сформированными. Наступает следующийвозрастной период, и картина меняется:недавние “лидеры” отходят на вторыеместа, появляются новые формы и способыреагирования.

Например,новорожденный ребенок обладает наборомпервичных автоматизмов, обеспечивающихпрежде всего акт сосания и регуляциюмышечного тонуса. Зрительное, слуховоевосприятия находятся еще в рудиментарномсостоянии.

Но постепенно зрительныереакции становятся все более активными:от автоматической фиксации взгляда наслучайно попавшем в поле зрения предметеребенок переходит к самостоятельномузрительному поиску; он приобретаетспособность разглядывать предмет,“ощупывать” его взглядом.

К 6—7-мумесяцу жизни разглядывание становитсяважнейшим способом изучения окружающегомира. Однако вскоре, как только появляетсявозможность брать предметы, перекладыватьих из одной руки в другую (9—10 мес),активное манипулирование приобретаетглавную роль в деятельности ребенка.

Споявлением речи мануальное (ручное)познание все более вытесняется словесным.

Есликакой-то возрастной этап представитькак финишную черту, то можно увидеть,что к данному финишу различныефункциональные системы приходят сразной степенью зрелости, совершенства.

Одни уже почти оформились и в дальнейшемлишь незначительно модифицируются,другие только начинают формироваться.В этом заключается принцип гетерохронности,неодновременности созревания отдельныхфункциональных систем мозга.

Зрительноевосприятие, например, совершенствуетсябыстрее, чем слуховое или вкусовое, аспособность понимать обращенную речьвозникает гораздо раньше, чем умениеговорить.

Гетерохронностьразвития отдельных звеньев функциональнойсистемы можно зарегистрировать припомощи анатомо-физиологическихисследований. Тем самым объективнораскрывается материальный субстратпроцессов развития мозга.

В частности,большое внимание уделяется темпаммиелинизации периферических нервов —скорости образования миелиновой оболочкив нервных проводниках. Миелиноваяоболочка является эволюционнымприобретением, позволяющим проводитьнервные импульсы с большей скоростьюи более дифференцированно.

Миелинизированныенервные волокна обнаруживаются толькоу представителей относительно позднихэтапов эволюции и в наибольшей степени— у млекопитающих, включая человека.

Сопоставление степени миелинизации увзрослых и детей различных возрастовпоказывает, сколь неравномерно происходитэтот процесс в различных отделах нервнойсистемы.

Так, волокна лицевого нерва,участвующие в обеспечении акта сосания,оказываются миелинизированными уже кмоменту рождения, а так называемыйпирамидный путь, связывающий двигательныецентры коры головного мозга ссоответствующими отделами спинногомозга, завершает миелинизацию лишь к 2годам. Процессы миелинизации косвенноотражаются на скоростях проведенияимпульсов по волокнам нерва. Эти скоростиопределяются при помощи электронейромиографии.

Установлено,что общая тенденция, характерная длясозревания нервной системы, заключаетсяв увеличении скоростей проведениянервных импульсов. Темпы приростаскоростей в разных отделах нервнойсистемы неодинаковы в различныевозрастные периоды.

Так, у новорожденныхнаиболее высоки скорости проведения втех волокнах лицевого нерва, которыесвязаны с актом сосания. Эти показателидаже мало отличаются от величин,характерных для взрослого человека.

Скорости проведения в нервах верхнихи нижних конечностей новорожденногозначительно ниже.

Вдальнейшем отмечается быстрое нарастаниескоростей проведения импульсов в верхнихконечностях, что предшествует появлениюу ребенка манипулятивной деятельности.

К 8 —10 месяцам, когда обычно наблюдаютсяпопытки самостоятельно вставать наноги, резко повышаются скорости проведенияимпульсов в нижних конечностях. Этотприрост опережает соответствующиепоказатели для верхних конечностейвплоть до того периода, пока ребенок неовладеет самостоятельной ходьбой.

Вдальнейшем скорости проведения импульсовв верхних конечностях снова начинаютрасти быстрее и раньше достигаютхарактерных для взрослых норм.

Извсех этих данных следует, что гетерохрониянарастания скоростей проведенияимпульсов отчетливо связана с усложнениемдвигательных функций. Схема лицо — руки— ноги — руки соответствует основнымэтапам моторного развития ребенка.

Более того, нарастание скоростейпроведения предшествует формированиюновой функции. В этом проявляется принципопережающего обеспечения функции,характерный для развивающейся нервнойсистемы.

Наличие опережающего обеспечения— еще одно доказательство существованиябиологической программы развития мозга.

Источник: https://studfile.net/preview/6187381/page:12/

Гетерохронии развития

ПРИНЦИП ГЕТЕРОХРОННОСТИ В ВОЗРАСТНОЙ ЭВОЛЮЦИИ МОЗГА

Определение 1

Гетерохрония развития – это неравномерность созревания отдельных органов и функциональных систем, которые достигают необходимого уровня зрелости в разные возрастные периоды.

Гетерохрония развития направлена на обеспечение высокой приспособляемости организма на каждом из этапов онтогенеза и надежности функционирования всех биологических систем, проходящих этапы формирования и становления.

Созревание отдельных элементов органа в раннем онтогенезе протекает неравномерно и постепенно, соединяясь и объединяясь с элементами другого органа, созревшего несколько раньше. Тот орган, который созрел ранее, принимает участие в создании необходимой функциональной системы.

Таким образом, происходит необходимое минимальное развитие жизненно важных функций, которое принято называть «принципом минимального обеспечения».

В качестве примера можно рассмотреть развитие у ребенка сосательного рефлекса. В функциональной системе сосания одними из первых, еще во внутриутробном периоде, созревают круговые мышцы рта, а также мышцы, обеспечивающие поворот головы.

Среди рецепторов языка первыми созревают механорецепторы и хеморецепторы, расположенные у корня языка. Механизмы по координации дыхания и глотания созревают ближе к рождению ребенка.

Таким образом, осуществляется обеспечение самых необходимых операций, которые связаны с питанием новорожденного: захват, удержание ртом соска, вкусовые ощущения, сосательные движение и постепенное направление пищи по соответствующим путям.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Общая закономерность гетерохронного развития была описана на примере системы восприятия информации:

  • Первый э Этап – протекает в период новорожденности, характеризуется функционированием созреванием блока системы, который обеспечивает реагирование по типу «стимул-реакция».
  • Второй этап – первый год жизни, характеризуется генерализованным однотипным вовлечением в сформированную систему элементов из системы более высокого уровня. Обеспечение надежности данной системы осуществляется за счет дублирования ее элементов.
  • Третий этап – период дошкольного детства, характеризуется организационной иерархией многоуровневой системы регулирования, которая обеспечивает уже специализированное вовлечение элементов из систем разного уровня в организацию деятельности и обработку информации.

Проявление гетерохронии развитии

Гетерохрония развития не имеет внешнего проявления. Наблюдая за развитием ребенка можно сказать, что оно протекает плавно, посредством перехода «от простого к сложному».

Однако развитие протекает поэтапно, каждый новый этап – это результат сложных межфункциональных перестроек. При этом различные психофизиологические функции формируются с различной скоростью.

Так, одни функции на конкретном возрастном этапе опережают другие, становятся ведущим. Однако со временем скорость их формирования и развития может уменьшаться, а функции, которые были отстающими на новом этапе, напротив, могут развиваться быстрее.

Это все и является гетерохронией, которая проявляется между развитием отдельных функций.

В ряде случаев гетерохрония может быть временной, факультативной или постоянной.

Примером гетерохронии развития наиболее ярко проявляется в развитии речи, которая в своем развитии может опережать иные функции развития.

Так, у детей от 2-х до 5-ти лет можно наблюдать опережающее развитие речи и восприятия по отношению к движениям и действиям, которые развились значительно ранее, а на этапе развития речи они замедляются.

Кроме того, на данном этапе восприятие по отношению к решению строится на основании гностического принципа.

Данный принцип предполагает то, что ребенок пытается назвать и обозначить словами, все, что он видит вокруг себя.

Слуховое же восприятие, внутри развития речи, осуществляется значительно раньше, нежели речепорождение. То есть, экспрессивную речь опережает импрессивная.

Таким образом, гетерохрония на примере развития речи проявляется в том, что внутри данного развития ее составные элементы (речедвигательный, слуховой и т.п.

) развиваются с различной скоростью, следуя друг за другом, например, у детей 2-5 лет, отмечается опережение развития речи и восприятия по отношению к действиям и движением.

Ведущее место в иерархии по отношению к речи занимает восприятие.

Виды гетерохронии развития

Различают следующие виды гетерохронии развития:

  1. Внутрисистемная гетерохрония – проявляется в постепенном усложнении каждой конкретной функциональной системы в процессе ее развития.

    Данный вид гетерохронии характеризуется тем, что первоначально формируются исходные элементы, которые обеспечивают простые (исходные) уровни работы, которые в дальнейшем, в процессе развития усложняются и включают в себя высшие психические процессы.

    Так, в сфере наглядного отражения – это процесс перехода от элементарных сенсорных процессов к восприятию и полноценно сформированной общей картины мира. В мышлении – переход от определенных простых понятий к разнообразным уровням абстракции и обобщения.

  2. Межсистемная гетерохрония – представлена неодновременной закладкой и формированием различных систем организма.

    Межсистемная гетерохрония характеризуется тем, что первоначально на уровне психики развивается такое межфункциональное отношение, как ассоциативные, которые позволяют на время объединить разномодальные ощущения в комплекс на основании их пространственно-временной близости. В процессе дальнейшего развития данные межфункциональные связи усложняются и начинают характеризоваться наличием ведущих и фоновых уровней в построении психической деятельности.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/geterohronii_razvitiya/

Тема 3. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРИНЦИП ГЕТЕРОХРОННОСТИ В ВОЗРАСТНОЙ ЭВОЛЮЦИИ МОЗГА

Тема 3. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Абстракт

Хронологический аспект возрастной психологии рассматривается – в плане микрохронологии и в плане макрохронологии.

Микрохронология изучает возрастную динамику психических функций в отдельные отрезки жизни. Здесь выделяется два основных закона – закон неравномерности развития и закон гетерохронности.

Макрохронология изучает видовую и индивидуальную продолжительность жизни человека.

Особую проблему составляет периодизация жизненного цикла, так как трудно подобрать для нее всеобъемлющий критерий.

Хронологические характеристики развития личности в целом характеризуются следующими параметрами:

·        темп (скорость развития данной характеристики);

·        длительность (возрастных изменений данной характеристики на протяжении жизни человека);

·        направленность (эволюция – развитие или инволюция – обратное развитие).

Кроме того, хронологический аспект возрастной психологии, в свою очередь, рассматривается как бы в двух планах – в плане микрохронологии и в плане макрохронологии.

Микрохронологический подход

Микрохронология изучает возрастную динамику отдельных психических функций в отдельные отрезки жизни.

Существует 2 основных закона микрохронологических изменений – закон неравномерности развития и закон гетерохронности.

.Закон неравномерности развития – изменение отдельных психических функций имеет разные темпы как в период роста, так и в период старения.

Рассмотрим усредненную кривую изменения пороговых величин слуховой, зрительной и кинестетической чувствительности человека в период от 4 до 102 лет (рисунок). На кривой выделяются три характерные точки: А – смена знака ускорения в развитии, В – максимум, С – точка стабилизации.

Форма кривой показывает, что все сенсорные функции изменяются непрерывно и с различной скоростью:

·        до 6-7 лет имеет место ускорение развития всех функций;

·        в период 7-20 развитие идет с замедлением;

·        в 20 лет достигается оптимум в развитии сенсорных функций;

·        в период 20-50 лет идет ускоренное ухудшение сенсорики;

·        после 50 лет процесс старения сенсорных функций все более замедляется; то есть то, что человек сохранил к 70 годам, практически ужу не ухудшится до смерти.

Отдельно рассмотрим наиболее важные в социальном плане функции – зрительную и мнемическую.

Зрительная функция: для остроты зрения А= 4,3 года, для поля зрения А = 6,2 года; В статистически не выявлена; С = 79 лет.

Функция памяти носит колебательный характер; в период от 7 до 40 лет имеет место нерегулярное чередование моментов повышения и понижения продуктивности всех видов памяти; амплитуда этих колебаний максимальна в период 12-27 лет, затем снижается. При этом чем выше продуктивность данного вида памяти, тем больше ее колебания в ходе возрастной динамики.

Закон гетерохронности – разновременность прохождения основных стадий и внутреняя противоречивость соматического, полового и нервно-психического развития человека).

Гетерохронность развития существует как в раннем (детство), так и в позднем (старение) онтогенезе. Общая закономерность такова: развиваются те функции, которые имеют наибольшее значение в данный момент; это экономит суммарный запас энергии, отпущенный человеку на жизнь.

Выделяется внутрисистемная (внутрифункциональная) и межсистемная (межфункциональная) гетерохронность.

 Пример внутрифункциональной гетерохронности – возрастное снижение чувствительности к восприятию цвета (рисунок).. Наиболее долго сохраняется восприятие среднего участка спектра (желто-зеленый), а также тренируемые функции (красный – у сталеваров; у пилотов вообще не падает).

Межсистемная гетерохронность проявляется в том, что разные системы формируются в разное время; при этом вначале формируются более старые в филогенетическом смысле образования.

Примеры межсистемной гетерохронности:

·        у ребенка эволюционно более старые области мозга (древний мозг, средний мозг) полностью сформированы к моменту рождения; в то же время лобная и теменная части мозга заканчивают формирование только к 2 годам;

·        достижение различных видов зрелости: физиологическая – 16 лет (половое созревание); личностная – 18-22 года (окончание учебы); зрелость как субъекта деятельности – 34-40 лет.

По поводу развития всех психических функций в детском и подростковом возрастах будем говорить отдельно и подробно. Сейчас рассмотрим периоды ранней взрослости и взрослости/старения.

В ранней взрослости (18-21 год) имеет место разнонаправленность развития психических функций: повышается поле зрения, глазомер, пространственные представления, внимание, характеристики опознавания и распознавания; понижаются острота зрения, кратковременная память; стабильна наблюдательность.

В период старения гетерохронность выполняет компенсаторную функцию, способствуя сохранности одних функций за счет других, причем более всего сохраняются жизненно важные и тренируемые функции: словесно-логическая память (по сравнению с образной); все функции руки; речеслуховая и зрительная ориентация. В частности, у водителей транспорта все зрительно-пространственные функции как главные компоненты трудоспособности почти не меняются до старости.

Онтогенетическое развитие интеллекта во взрослом периоде носит противоречивый характер: невербальные характеристики (практический интеллект) постепенно снижаются после 30-35 лет; прогрессируют после 30-35 лет и достигают максимума после 40-45 лет. Вообще вербально-логические функции, формируясь в раннем детстве, характеризуются наибольшей сохранностью и являются существенным фактором, противостоящим старению человека.

Пики максимальных достижений в развитии функций и свойств человека:

·        сенсорное и сенсомоторное развитие 18-25 лет

·        творческие и интеллектуальные достижения 35 и 47 лет,  в том числе. в некоторых областях (наука, литература) 40 и 55 лет

·        наиболее общие социальные достижения 55-65 лет

Что еще противодействует старению (затормаживает инволюцию психических функций):

·        образование; в детстве и ранней взрослости эффективно моторное научение, а дальше – словесное;

·        одаренность; у одаренных людей интеллектуальный прогресс имеет место более длительный период, инволюция наступает позже и протекает медленнее.

Таким образом, сочетание филогенеза (общей эволюции психических функций) и онтогенеза (совершенствование профессионально важных функций) может приводить к неожиданным результатам, изменяя филогенетические закономерности.

Макрохронологический подход

Изучает видовую и индивидуальную продолжительность жизни человека.

Продолжительность жизни как видовая характеристика: В табл. 1 представлена средняя продолжительность жизни (СПЖ) в различные исторические эпохи.

каменный век

19 лет

античность

20-30 лет

19 век

34-49 лет

конец 20 века (развитые страны)

женщины – 80 лет, мужчины – 72 года

Эти данные, имеющие очевидное экономическое объяснение, вполне справедливы и с точки зрения социобиологии. Развитие популяции человечества привело к удлинению периода взросления; следовательно, требуется рост СПЖ (для воспроизводства следующего поколения и создания хотя бы минимума условий для его существования).

С точки зрения физиологии эти данные также находят объяснение. Развитие организма начинается с первого деления оплодотворенного яйца. На 5-ый день, к моменту имплантации яйца в стенку матки, маленький организм состоит уже из 128 клеток, к моменту рождения их 800 млрд, а в расцвете жизни, между 20 и 30 годами – около 50 трлн.

Многие ученые поддерживают мнение, что число последовательных делений в потомстве одной клетки у человека на протяжении жизни ограничено полусотней. Учитывая ритм процессов деления, нужно полагать, что продолжительность жизни человека (за редким исключением) не может превышать 110 лет.

По-видимому, если не будет сделано каких-либо сенсационных открытий, этот потолок вряд ли удастся превзойти.

Подчеркнем, что, если СПЖ за последние полвека увеличилась на 15-20 лет, это отнюдь не означает, что жизнь взрослого человека стала на 15-20 лет длиннее.

На Западе человек, достигший сегодня 60 лет, может надеяться прожить еще 17 лет, что есть всего на 1 год больше, чем это было 50 лет назад.

Рост СПЖ главным образом связан со значительным падением детской смертности за счет массовых вакцинаций.

Пример: человек занимает некое среднее положение по СПЖ среди всех представителей живой природы: бактерия живет несколько минут, кипарис – до 10 000 лет, баобаб – до 5 000 лет.

Индивидуальная продолжительность жизни.

Индивидуальная продолжительность жизни (ИПЖ) зависит ряда факторов.

·        Социально-экономические факторы (экономическое развитие государства, улучшение гигиенических условий, снижение детской смертности, достижения медицины). Так, в слаборазвитых странах ИПЖ составляет 32-45 лет; а в развитых странах 68-73 года.

·        Экологические факторы (температура, воздушная среда и т.д.). Показано, что снижение температуры тела, то есть жизнь в холоде, замедляет интенсивность и темп обменных процессов и тем самым замедляет старение. Так, у дрозофил при t = 10° ИПЖ составляет 177,5 дня, а при t = 30° – 15,2 дня. Аналогичные данные получены по мышам и крысам.

·        Уменьшение содержания кислорода в воздухе приводит к недоокислению многих веществ в организме (проблема свободных радикалов) и преждевременному старению. Вспомним, что большинство долгожителей живут в сельской местности.

·        Генетические факторы. Имеет место корреляция ИПЖ детей и родителей. Так, 86% людей старше 90-100 лет имеет родителей-долгожителей; близнецы имеют примерно одинаковую ИПЖ; сердечно-сосудистые заболевания протекают легче, если родители – долгожители.

·        Половой диморфизм. У женщин выше надежность систем саморегуляции, поэтому ИПЖ женщин выше, чем у мужчин.

·        Гетерозис (смешение разных расовых групп). Дети от смешанных браков живут в среднем дольше.

·        Образ жизни (режим питания, двигательный режим, активность человека как личности и как субъекта деятельности). Получена высокая корреляция (0,8-0,9) между общей калорийностью пищи, интенсивностью белкового обмена и видовыми сроками жизни.

Примеры: чем выше потребление белка на 1 ед. массы тела, тем ниже СПЖ. Ожирение на 25-34% от нормы приводит к росту смертности на 41%, при этом ИПЖ падает на 6-8 лет.

Хроническое перенапряжение ЦНС уменьшает СПЖ. Также плохо действует и недонапряжение (это показано на крысах).

Здесь очень хорошо подтверждается теория Селье о роли стресса, то есть требуется оптимальный уровень нагрузок, в том числе эмоциональных.

·        Творческая активность: ИПЖ у выдающихся ученых и деятелей искусства на 3-3,5 года выше средневидовой. Лица творческих профессий меньше подвержены наиболее частой болезни старческого возраста – атеросклерозу сосудов головного мозга.

Среди них крайне редки случаи старческой деменции (слабоумия), то есть нет спада творческой активности до самого преклонного возраста.

Таким образом, позднее завершение деятельности – один из главных факторов долголетия, ибо только в деятельности все основные ресурсы человека не только реализуются, но и воспроизводятся.

Видовые изменения временной структуры продолжительности жизни. В основном это такие явления, как акселерация и ретардация.

Акселерация – ускорение развития (в основном физического) в раннем онтогенезе, начиная с периода новорожденности.

Примеры: удвоение веса новорожденных 100 лет назад достигалось к 6 мес., а сегодня – к 4,5 мес.; начало полового созревания – в 17 и 13 лет, соответственно. То же относится и к психическим функциям.

Так, показано, что дети, независимо от форм и методов обучения, в 60-х гг. читали быстрее, чем в 20-х. Есть и отрицательные проявления акселерации. Например, у молодежи 90-х гг.

20 века выявлено возрастание интеллектуальности и снижение фантазии.

Ретардация – замедление процессов старения. В результате расширяется период акме (наиболее продуктивной жизни).

Выделим общие закономерности макрохронологического аспекта возрастной психологии:

усиление влияния социальных условий по отношению к генетическим факторам;

рост роли онтогенеза по отношению к филогенезу.

Периодизация жизненного цикла составляет особую проблему, так как трудно подобрать для нее всеобъемлющий критерий.

В педиатрии периодизация проводится в основном по физиологическим показателям:

·        внутриутробный период

·        период новорожденности

·        период вскармливания грудью

·        период молочных зубов

·        период отрочества

·        период полового созревания,
то есть здесь психологические критерии практически не учтены.

В России используется периодизация ЮНЕСКО, основанная на социальных факторах, но учитывающая и психологические факторы, особенно на начальных стадиях:

·        новорожденный (0-1мес.)

·        младенчество (1мес.-1 год)

·        преддошкольный возраст (1год -3года)

·        дошкольный возраст (3-7лет)

·        младший школьный возраст (7-10…11)

·        подросток(10…11-13…14)

·        старший школьный возраст (13…14-16…17)

·        юность (16…17-19…20)

·        ранняя зрелость (20-35лет)

·        средняя зрелость(35-45 лет)

·        поздняя зрелость (45-55…65 лет)

·        пенсионный возраст (свыше 60 лет)

 Как легко видеть, приведенные классификации не включают в себя содержательного истолкования тех или иных периодов жизненного цикла, хотя и приняты в качестве официального документа (как классификация ЮНЕСКО).

Теперь рассмотрим периодизацию жизненного цикла по Ж.

Годфруа, которая является как бы сводкой уже рассмотренных периодизаций и в то же время соотносит определенный период жизни с главным, в определенным смысле, процессом этого периода.

Годфруа делит всю жизнь на 4 этапа:

·        пренатальный период (развитие плода от зачатия до момента рождения).

·        детство

·        отрочество

·        зрелость

Детство, по Годфруа, включает в себя три стадии:

·        первое детство начинается с появления ребенка на свет и продолжается 3 года. Это период развития функциональной независимости (сидит, стоит, e.$(b) и речи;

·        второе детство охватывает период от 3 до 6 лет и характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;

·        третье детство продолжается с 6 до 12 лет, то есть соответствует школьному возрасту и включению ребенка в социальную группу.

Детство заканчивается с началом полового созревания.

Отрочество, по Годфруа, подразделяется на 2 периода:

·        пубертатный период соответствует половому созреванию и продолжается до 15 или 16 лет. В это время под влиянием конституциональных сдвигов у подростка формируется новое представление о самом себе;

·        ювенильный период (с 16 до 18-20 лет) соответствует приспособлению подростков обоего пола к семье, школе и среде своих сверстников;

Юность представляет собою переходный период от отрочества к зрелости; юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не успел взять на себя никаких социальных обязательств.

Зрелость, по Ж. Годфруа, несколько произвольно разделяется на 3 стадии:

·        стадия ранней зрелости охватывает период с 20 до 40 лет; она соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность;

·        зрелый возраст, продолжающийся от 40 до 60 лет, характеризуется стабильностью и продуктивностью, особенно в профессиональном и социальном отношении;

·        завершающий период зрелости начинается с 60-65 лет и чаще всего сопровождается отходом человека от активной жизни.

О возрасте до 75 лет говорят как о первой старости, после 75 лет возраст считается преклонным.

Еще раз напомним, что в более младшем возрасте сильнее выражены общие закономерности развития человека; чем старше человек, тем больше проявляются индивидуальные различия.

Вероятно, этим объясняется то обстоятельство, что психическое развитие человека в детстве и отрочестве изучено сравнительно хорошо, в то время как изучение других периодов жизни еще только начинается.

В частности, до сих пор весьма поверхностно исследованы пренатальная жизнь и зрелость.

Существуют также периодизации жизненного цикла человека, основанные на становлении его личности, которые рассматриваются в теме “Жизненные кризисы человека”.

Источник: https://de.ifmo.ru/--books/0050/book3.htm

Medic-studio
Добавить комментарий