ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ: Возникновение биомедицинской этики во второй половине ХХ столетия

2. Причины возникновения биомедицинской этики

ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ: Возникновение биомедицинской этики во второй половине ХХ столетия

Термин “биоэтика”, как отмечаетП.Д.Тищенко, имеет лишь косвеннуюпринадлежность к проблемам этическогоотношения к животным, растениям и вообщеживой природе. По мнению П.Д.

Тищенко,”этот термин обозначает пространствопроблем, которое ранее входило вкомпетенцию медицинской профессиональнойэтики.

Поэтому некоторые исследователивместо термина “биоэтика” используюттермин “современная медицинскаяэтика”, “биомедицинская этика”,или просто “медицинская этика”,имея в виду ее современный этап”.

Несмотря на подобные возражения, всовременных условиях необходимоконстатировать формирование”биомедицинской” этики каксамостоятельной дисциплины.

Формирование биомедицинской этикиобусловлено рядом причин.

Поворот к биомедицинской этике существеннорасширяет этический контекстпрофессионального сообщества медиков.Это становиться очевидным в том, чтонас уже не удовлетворяет медицинскаядеонтология, которая ограничиваласьизучением норм поведения врача,профессионального поведения преждевсего. Права пациента, его свободное иответственное решение здесь вообще непринималось во внимание.

Теперь же вконтекст этических размышлений включаютсяотношения врача и пациента. Пациентстановиться равноправным участникомдиалога “врач–пациент”. С этимсвязан сдвиг к биомедицинской этике. Аэто означает переход от отношения кбольному как к объекту манипулированияк сложным отношениям двух равноправныхсубъектов диалога врача и пациента.

Вместе с тем формирование биоэтикисвязано и с более широким комплексомновых аналитических ориентаций сотношением к жизни в целом. Еслибиомедицинскую этику трактовать неузко медицински, а как широкую ифилософски-глубокую дисциплину, то еецентральное ядро это отношение к жизнии смерти. Жизнь понимается как самоценность,как высшая ценность.

Поэтому и возникаютпроблемы, которые выходят за рамки врачаи пациента, а именно отношение к жизнии к смерти, биогеоценозам и др.

Естественной исторической предшественницейбиоэтики является традиционнаямедицинская этика, которая имеетмноговековую историю. Однако современнаяситуация все чаще заставляет отступатьот традиций, искать новые, беспрецедентныерешения. Причин этого много. Но, следуетобратить внимание на важнейшие.

Первая причина – массированное внедрениев практику новых медицинских технологий.

Во–первых, возникает множество сложнейшихвопросов морально–этического и правовогопорядка по мере развития методовискусственного оплодотворения,суррогатного материнства, пренатальнойдиагностики (включая определение полабудущего ребенка).

Во–вторых, не менее острые проблемывстают с появлением новых методовпересадки органов и тканей, а именно:определение момента смерти возможногодонора, выбор реципиента из числануждающихся, коммерческое использованиеорганов и тканей и пр.

В третьих, с развитием современныхсредств интенсивной терапии ижизнеподдерживающего лечения приходитсярешать вопросы о том, например, как долгоимеет смысл проводить такое лечение,если пациент безнадежно потерял сознаниеи находится в устойчивом вегетативномсостоянии (оно ведь может длиться многиемесяцы и даже годы).

Вторая важнейшая причина формированиясовременной биоэтики – это укрепляющеесяв Западных странах новое пониманиесамого характера взаимоотношений междуврачом и пациентом.

Мощные общественные движения, которыеставят во главу угла права человека,уделяют серьезное внимание той областиправ, что связана с медициной издравоохранением. Речь идет о несравненноболее широкой, чем когда бы то ни былоранее, и принципиально новой трактовкеправ пациента – таких, как:

– правона уважение автономии человеческойличности;

– правона получение информации о диагнозе ипрогнозе собственного состояния;

– праваучаствовать в принятии решений о выбореметодов лечения, вплоть до отказа отлечения вообще, и т.д.

Нетрудно заметить, что многие из этихправ носят не только, и даже не столькогражданский, сколько экзистенциальныйхарактер.

Вполне понятно, что для традиционноймедицинской этики, в которой преобладалипатерналистские установки, большинствоподобных вопросов попросту не существовало.Поэтому и сами медики, и общество в целомпопадают в связи с их появлением нанеизведанное этико–правовое пространствои не имеют достаточно четких и надежныхвех, ориентиров и ограничений.

Третья важнейшая причина, оказавшаявлияние на формирование и развитиебиомедицинской этики, состоит внеобходимости этического и правовогорегулирования научных исследований.

Речь идет, во–первых, о биомедицинскихэкспериментах, проводимых на людях илиживотных.

Сам размах, который приобрелисегодня эти исследования, делаетнастоятельной их регламентацию, котораяобеспечивала бы минимизацию риска дляиспытуемых, защищала бы их здоровье идостоинство и позволяла бы исключитьизлишние страдания и боль.

Во–вторых, объектом оценки с точкизрения возможных последствий длягенетики и вообще биологии человека,для среды его обитания становятся имногие биологические исследования.Причем здесь следует иметь ввиду нетолько прикладной, но порой и фундаментальныйхарактер этих исследований.

Следовательно, перед обществом объективновстает совершенно новая задача: по меренепрерывного роста научного знаниястоль же непрестанно, а значит, накакой–то постоянной основе, контролироватьисследовательскую деятельность, преждевсего в области биомедицины, посколькуэта деятельность имеет очень серьезнуюсоциальную и человеческую значимость,затрагивая основополагающие ценностиобщества.

Серьезные нравственно–правовые проблемывозникли в результате активного процессаинтеграции традиционной медицины сметодами народной медицины: китайской,калмыцкой, индийской, методик тибетскихи индонезийских хиллеров, мануальной,химической, лазерной, энергетическойи др. видов терапии и т.д.

Новых нравственно–правовых подходовтребуют проблемы перестройкиздравоохранения.

Во–первых, кризисмонопольно–государственной системыздравоохранения привел к очень серьезнымпоследствиям: разрушение системывсеобщей флюррографизации, в результатечего нависла угроза распространениятуберкулеза как неконтролируемойэпидемии; потеря достигнутых позицийв создании системы всеобщей диспансеризации;недоступность для малообеспеченныхграждан получить бесплатнуювысококвалифицированную медицинскуюпомощь и т.д. Во–вторых, слишком медленноидет процесс формирования муниципальнойсистемы здравоохранения. В–третьих,не сдвигается с мертвой точки созданиеинститута семейных врачей. В четвертых,создание системы страховой медициныпреподносится общественности какпанацея от всех бед отечественногоздравоохранения и т.д.

Следует так же учитывать признаниенового подхода к человеку как к существу,формирующемуся и функционирующему подвоздействием объективных законовкосмоса, вселенной, геофизики, биологии,физиологии и т.

д. Преодолениевульгарно–материалистического подходак человеку привел к признанию его каксущества одновременно материальногои идеального, чувственного и разумного,рационального и иррационального и т.д.

И, наконец, нельзя не признать факткризиса отечественной медицинскойдеонтологии. Во–первых, во взаимоотношенияхмежду медицинскими работниками и.пациентами продолжает господствоватьпринцип патернализма.

Не соблюдаютсяправа пациента: на уважение автономиичеловеческой личности, на получениеинформации о диагнозе и прогнозесобственного состояния, на участие впринятии решений о выборе методовлечения и т.д.

Во–вторых, нравственное сознаниезначительной части медицинских работниковне выдержало испытание процессамиперестройки общества и она подвергласьдуху обогащения. В третьих, имеет местопроизвольное толкование юридическихи нравственных норм профессиональнойдеятельности в силу слабой правовой иэтической подготовки медицинскихкадров.

Источник: https://studfile.net/preview/6199184/page:11/

22.1.Понятие биоэтики и предпосылки её возникновения. Предмет биоэтики

ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ: Возникновение биомедицинской этики во второй половине ХХ столетия

Глава 22. . Биоэтика, её предмет и специфика

Биоэтика(от греч. bios–жизнь и ethos– нрав, обычай) – междисциплинарноенаучное направление, находящееся настыке философии, этики, биологии,экологии, медицины и других наук. Понятие«биоэтика» было впервые введено в наукуамериканским биологом В. Поттером в1969 году в книге «Биоэтика – мост вбудущее».

Он интерпретирует биоэтикукак переплетение биологических знанийс человеческими ценностями.

Этонаправление науки возникло как ответнаяреакция на новые проблемы относительножизни, здоровья и смерти, на возрастающийинтерес людей по поводу их прав,включительно и право на их собственноетелесное и духовное бытие, на позициюобщества относительно живой природы,угрожающей опасности жизни на земле врезультате обострения глобальныхпроблем.

Биоэтикане просто новое название старых проблем1.Она представляет собой синтез многихмедико-биологических и философско-гуманистическихнаук, имеющие цель познание и защитажизни (живого) с позиций традиционнойэтики.

Сегодня как никогда актуальнапроблема основных принципов и нравственныхценностей относительно не только жизни,смерти, здоровья человека, но исуществования животных и растений. В.

Поттер утверждает, что нормы и ценностибиоэтики не могут быть отделены отдругих наук и аргументирует какнеобходимость специализации этики (какнапример, этика природы, этика пожилыхлюдей, этика городской жизни и т.д.).Следовательно, стало неизбежнойвозникновение новой этики, более широкой,предметом которой стало бы выживаниечеловека посредством защиты биосферы.

Внаучных кругах существуют нескольковерсий объяснения происхождениябиоэтики.

Согласно одной из них биоэтикавозникла одновременно с обострением иусложнением нравственных проблемсовременной медицины, в связи с угрозойчеловечеству со стороны развитой наукии техники (что действительно имеетместо).

В этом плане биоэтика представляетсобой способ решения конфликтов новойкомпьютерно-технологической медициныи старой этикой и, таким образом, еепредмет не выходит за пределы медицинскойэтики, но имеет задачу более жесткоконтролировать эволюцию и использованиебиотехнологий.

Действительносегодня отмечается возрастание ролипроблем медицинской этики, нравственныхориентаций и моральных качеств врачейв связи с информатизацией общества, сиспользованием новейших средств иметодов лечения.

Прогресс несет нетолько положительные изменения, ноимеет и отрицательные последствия вовсех сферах человеческой деятельности,включая и медицину.

Успехи развитыхтехнологий, компьютеризация медицинскойсферы порождают восхищение деятельностьюмедиков, но это требует одновременнои решения многих нравственных проблем,вызванных научно-техническим прогрессом.

Подобный способ объяснения возникновениябиоэтики вызывает возражения, посколькунравственные проблемы относительножизни, здоровья и смерти существуют отначала античного мира, ведь ещё в древнейГреции Гиппократ основывает нравственныйкодекс врача.

Другиеученые считают, что биоэтика возниклапосле 1946 года, когда были осужденынацистские медики за их жесточайшиенечеловеческие эксперименты над людьмии военнопленными.

В 1948 году принятаВсеобщая Декларация прав человека, а в1964 году Международная Ассоциация медиковприняла Кодекс норм и принциповэксперимента. Позже были приняты идругие нормы, началось формированиецентров по биоэтике.

Сегодня практическиво всех странах за рубежом функционируютинституты и центры биоэтики (в Италииболее 20 центров). С 1978 года в США началосьиздание Энциклопедии по биоэтике в 5-титомах.

Существуетдва понимания биоэтики – в узком ишироком смысле.

Вузком смыслебиоэтика отождествляется с профессиональноймедицинской этикой, ограничивая еёсодержание только этическими проблемамиотношения «врач-пациент», которыевозникают сегодня в связи с интенсивнымвнедрением в практическую медицину новых наукоемких технологий.

Основнаязадача биоэтики в этом контексте состоитв этико-философском объяснении пограничныхпроблемных ситуаций как эвтаназия,сущность смерти, генная инженерия,трансплантология, пересадка искусственныхорганов, клинические эксперименты (включая и над человеческим эмбрионом),клонирование, аборты и т.д.

Учитываявышесказанное можно заключить, чтотакая интерпретация биоэтики имеетнекоторые основания.

С одной стороны,биоэтика выполняет функции профессиональноймедицинской этики, а с другой, являетсясвоеобразной творческой лабораторией,где создаются и апробируются новыенравственные нормы и кодексы, чтосущественно обогащают медицинскуюэтику и деонтологию.

Здесь биоэтикапревращается в социальный институт смногочисленными этическими комитетамиразного уровня (больницы, отрасли,государственного и международногоуровня).

Вшироком смыслебиоэтика понимается как результатнеизбежного расширения и распространения этических знаний на всю биосферу, какнеобходимое требование современнойнаучно-технической ноосферной революции.

Вовторой половине ХХ века под влияниемнаучно-технического прогресса интенсивноразвивается различные направленияпрофессиональной этики (этика врача,инженера, журналиста, педагога, ученогои т.д.).

Но, развиваются и другие этическиезнания, которые относятся как кмежличностным отношениям, так и котношениям человека с окружающей средой– с растительным и животным миром, сбиосферой в целом.

Этика существеннорасширяет свою сферу влияния, если иметьв виду становление таких сфер исследованиякак ядерная этика, экологическая этика,информационно-компьютерная этика,космическая этика и т.д.

Становлениеэтих новых разделов этики в условияхинформатизации социума способствуетболее высокому нравственному отношениюко всему живому, к космосу в целом,переоценки многих действий людей(теоретиков и практиков) в определениистратегии выживания человечества, впредупреждении и преодолении глобальнойэкологической катастрофы.

Общеизвестно,что для своего существования цивилизациянуждается в том, чтобы экология природыорганически совпадала с экологией общества, с экологией человека, чтобысформировалась новая целостность(система) «человек-общество-природа».Эта система способна реализовать стратегию выживания человечества имодель устойчивого развития1,рекомендованные Международным форумомв Рио-де-Жанейро (1992), при определенныхусловиях, которые может создать ибиоэтика.

Длительноевремя этика и экология развивались вразные противоположные направления. Экология с самого начала биологизировалась,а этика – социологизировалась.

Сегоднядругая ситуация – экология существенносоциологизировалась и гуманизировалась,а этика натурализировалась, хотя инедостаточно.

Отношения человек-человек,человек – социум в этике дополняютсяотношениями человек – природа или дажечеловек – космос, что существенноспособствовали развитию биоэтики икосмической этики.

Распространениенравственных ценностей на другиеструктурные уровни природы требуетсущественного пересмотра основныхпринципов современной науки – переходот принципа антропоцентризма к принципубиосфероцентризму. Сегодня поэтому инеобходимо распространение норм ипринципов традиционной этики на отношениечеловек – живая природа.

Биоэтикасоставляет тот раздел философии, которыйизучает отношения в системе «человек– биосфера» с позиций классической,традиционной этики.Биоэтика включает в себя медицинскуюэтику как составную часть.

Она изучаетне только разные ценностные отношения человека к жизни, смерти, здоровью,детству, старости, но и те, что относятсяко всему живому. В этом смысле биоэтикавключает не только этические нормынаших отношений относительно животных,но и экологическую этику, этику отношенийчеловека с биоценозами, с биосферой вцелом.

Не только HomoSapiens, но и животные, растения, вся живаяприрода становится предметом биоэтикис позиций традиционной морали.

Следовательно,в широком смысле биоэтика может бытьинтерпретирована как этика живоговообще. Предметомбиоэтики является систематическоеизучение живой природы и поведениячеловека в свете нравственных принципови ценностей. Биоэтикаесть синтез наук о жизни и здоровьечеловека и имеет цель защищать жизненныеценности во всех её аспектах.

Биоэтика – это наука о выживании всех живых системсквозь призму универсальной этики.Выживание человека и человечествазависит от правильного отношения ковсему живому.

С этой точки зрения биоэтикашире профессиональной медицинскойэтики и включая экологическую этику,объединяя свои усилия, они вместевыясняют этико-философский аспектпроблем будущего человечества и жизни на земле.

Биоэтикакак отрасль науки и социальный институтимеет несколько задач:

содействоватьформированию стратегической концепциивыживания всей экосистемы, биосферы вцелом;

защититьценность человеческой жизни, индивидуальноеи общественное здоровье;

направлятьчеловеческий разум на познание всего,что служит улучшению качества жизни,препятствовать негативным факторамразвития человеческой личности;

регламентироватьв законодательном и нравственном порядкекак биомедицинские исследования, практику охраны здоровья (особенно вобласти трансплантологии, определениямомента смерти, пределы поддержанияжизни неизлечимых больных, новыхмедицинских технологий и т.д.), так ивсякую социальную деятельностьотносительно бытия человека.

Становлениеи развитие биоэтики связано с процессамиизменения традиционной этики вообще имедицинской этики в частности. Еёразвитие совпало с процессами осознанияопасности технократического мышленияв медицине.

Биоэтика обусловлена такжеповышенным вниманием к правам человека(в медицине – это права пациента,личности, подвергаемой оперативномувмешательству, эксперименту) и последствиямсоздания новых медицинских технологий.

Перевооружение современной медициныпривело к радикальным изменениямклинической практики, которые выражаютсяв успехах генной инженерии, трансплантацииорганов, биотехнологии, поддержаниежизнедеятельности пациента. Все это всовокупности существенно обострилинравственные проблемы встающие передврачами, родственниками больного,медицинским персоналом.

Дляпринятия справедливых решений в случаеморального конфликта во многих странахза рубежом функционируют комитеты побиоэтике. В этих общественных органах больницы включаются лечащий врач,представители медицинского персоналаи администрации, священник, биоэтик,работники службы социального обеспечения.

В этом плане биоэтика выступает каксоциальный институт. Однако биоэтика,как и любое изобретение человеческогодуха, никоим образом не является моральнойпанацеей.

Её развитие может существенноспособствовать приспособлению обществак новой системе страховой медицины, кформированию ценностных ориентацийличности, которые соответствовали быправам и достоинствам человека.

Источник: https://studfile.net/preview/2282827/

История развития биоэтики

ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ: Возникновение биомедицинской этики во второй половине ХХ столетия

История биоэтики насчитывает более трех тысячелетий. В Древней Индии врачи давали клятву еще в середине II тыс. до н. э.

Так, ученик обязывался почитать своего учителя вплоть до личного самопожертвования, вести аскетический образ жизни, ставить нужды пациента выше своих личных интересов, должен был избавиться от всякого рода страстей: ненависти, корыстолюбия, хитрости; не позволять себе преступлений, хранить в тайне профессиональные секреты.

Для европейской медицины непреходящее значение имеет этика древнегреческого врача Гиппократа (около 460 – около 370 гг. до н. э.), воззрения которого, изложены в книгах «Корпуса Гиппократа»: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления» и др.

В «Клятве» Гиппократ определил фундаментальные принципы традиционной медицинской этики, многие из которых являются актуальными и на сегодняшний день. В первой части сочинения древнегреческий врач подчеркивает, что отношение ученика, который обучается искусству врачевания, должно строиться на почтении и уважении к учителю.

Вторая часть «Клятвы» посвящена отношению врача к больному. В ее основе лежат следующие идеи:

– воздержание от причинения всякого вреда и несправедливости по отношению к больному («Не навреди!»);

– запрет на использование смертельного средства, даже если об этом просит больной;

– запрет на аборт;

– воздержание от всего неправедного и пагубного, от интимных отношений с больными;

– забота о пользе больного;

– запрет разглашать врачебную тайну.

В других текстах Гиппократ отмечал, что врачу должны быть присущи трудолюбие, постоянное совершенствование в профессии, серьезность, приветливость, чуткость, приличный и опрятный вид.

Анализируя идеи Гиппократа, необходимо учитывать социокультурный контекст, в котором они возникли.

Тем не менее, основополагающим принципом медицинской профессии и на сегодняшний день остается принцип, заданный Гиппократом – «Не навреди!».

В эпоху Средневековья и Возрождения нравственные ориентиры медицинской профессии определялись христианскими ценностями – любовью к ближнему, состраданием, милосердием.

Знаменитый врач эпохи Возрождения Парацельс(1493–1541) учил своих учеников: «Сила врача – в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства – любовь».

Христианским мировоззрением был задан важнейший моральный принцип медицины – «Делай добро!».

Дальнейшее развитие врачебная этика получила в эпоху Нового времени. В это время происходит переосмысление значения медицины в обществе: целью медицины теперь становится не только индивидуальное, но и общественное здоровье.

Врачебная этика оформляется как система развернутых конкретных моральных обязанностей врача, регулирующих его профессиональную деятельность. Работы авторов этой эпохи, в особенности Т. Персиваля (1740–1804), отразили множество разных аспектов внутрипрофессиональных взаимоотношений в медицине. Т.

Персиваль уделял особое внимание требованиям этикета во взаимоотношениях между врачами: «Медики любого благотворительного учреждения являются в какой-то степени… хранителями чести друг друга. Поэтому ни один врач или хирург не должен открыто говорить о происшествиях в больнице, что может нанести вред репутации кого-нибудь из его коллег…

Следует избегать непрошенного вмешательства в лечение больного, находящегося на попечении другого врача. Не следует задавать никаких назойливых вопросов относительно пациента…, нельзя вести себя эгоистично, стараясь прямо или косвенно уронить доверие пациента к другому врачу или хирургу». Что касается отношения к пациентам, то врач у Т.

Персиваля выступает как филантроп, несущий им благо и получающий от них соответствующую признательность. Врач должен вести себя с пациентами «деликатно, уравновешенно, снисходительно и авторитетно».

Значение и необходимость медицинской этики отмечали русские и украинские врачи в XIX в. На основе клятвы Гиппократа в Российской империи было создано «Факультетское обещание» русских врачей. Идеи этики Гиппократа пропагандировал на медицинском факультете Московского университета М.Я. Мудров.

Он подчеркивал, что важнейшими ориентирами в деятельности врача должны быть бескорыстие, честность, терпение, внимание к нуждам больного, сохранение врачебной тайны, постоянное совершенствование своих знаний и навыков, уважение к коллегам. Ярким примером практической реализации принципов медицинской этики стала врачебная деятельность Ф.

П. Гааза, известного своим афоризмом: «Спешите делать добро!». Этот замечательный врач все свои силы отдавал самым обездоленным – ссыльным, каторжанам, малоимущим, проявляя удивительное сострадание и милосердие по отношению к своим больным. Обсуждение проблем медицинской этики можно встретить в трудах многих русских врачей XIX в. – Н.И.

Пирогова, В.А. Манассеина, В.В. Вересаева.

Развитие медицинской этики в Советском Союзе во многом было обусловлено формированием новой политической идеологии и системы здравоохранения. Задача разработки новой медицинской этики, которая бы соответствовала изменившимся реалиям, не ставилась.

Тем не менее, некоторые традиционные моральные проблемы медицины становились предметом дискуссий (проблемы аборта, врачебной тайны, врачебной ошибки). В 20-е годы острые дискуссии развернулись вокруг проблемы врачебной тайны. Нарком здравоохранения Н.А.

Семашко провозгласил курс на уничтожение врачебной тайны, которая понималась как пережиток буржуазной медицины.

В этот период традиционную медицинскую этику было принято критиковать за обоснование и утверждение корпоративно-сословной буржуазной морали, связь с религиозной традицией, чуждой классовым интересам пролетариата. Поэтому вместо термина «медицинская этика» в советской медицине чаще употребляли термин «деонтология».

Под деонтологией понимали совокупность правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Примером такого понимания может служить хирургическая деонтология Н.Н. Петрова, который в 40-е гг.

в работе «Вопросы хирургической деонтологии» выделял следующие моральные правила, которыми должен руководствоваться хирург: хирургия для больных, а не больные для хирургии; делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека; для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после; идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного и др. Широкое обсуждение проблем деонтологии началось в 60-80-е гг. В 1971 г. был утвержден текст «Присяги врача Советского Союза», которую должны были принимать все выпускники медицинских ВУЗов.

Первое развернутое обсуждение проблем биоэтики состоялось в г. Нюрнберге в 1946 г. Это было связано с медицинскими исследованиями на людях, проводимыми немцами в годы Второй мировой войны. На Нюрнбергском процессе было предъявлено обвинение 23 немецким ученым-медикам.

В их числе – личный врач Гитлера и глава Комиссариата здравоохранения и санитарии – К. Брандт, личный врач Гиммлера, президент немецкого Красного Креста К. Гебхард и др. Согласно приговору Трибунала, семи немецким медикам был вынесен приговор о высшей мере наказания.

Именно тогда в Нюрнберге был создан первый международный документ по биоэтике, так называемый “Нюрнбергский кодекс”, который регламентировал проведение научных исследований и экспериментов на людях. Принципы, изложенные в Кодексе, являлись не требованиями закона, а нормами морали и не носили обязательного характера.

В Кодексе указывалось на необходимость при проведении экспериментов на людях придерживаться ряда этических критериев, таких как, добровольное согласие испытуемого, его дееспособность, информирование испытуемого о целях, методах и возможных последствиях предполагаемого эксперимента.

Проводимый эксперимент должен приносить пользу обществу, которая не может быть достигнута другими методами исследования. Испытуемый должен быть избавлен от всех излишних физических и психических страданий и повреждений, а оборудование должно обеспечивать защиту испытуемых от отдаленной возможности ранения, инвалидности, смерти.

Налагался запрет на проведение экспериментов, предполагающих смертельный исход для испытуемых. Оговаривалась возможность прекращения проведения эксперимента по желанию испытуемого.

Положения Кодекса содержали в себе перечень основных, базовых этических принципов проведения медицинских исследований на людях.

Однако при всей важности первого в истории человечества международного кодекса такого рода, он не оказал существенного влияния на практику проведения медицинских экспериментов на людях в мирное время.

Казалось, что принципы Кодекса носят скорее назидательный, а не прикладной характер и не имеют прямого отношения к повседневной практике медицинских исследований.

Исключительная роль в формировании философско-аналитической основы биоэтики принадлежит А. Швейцеру (1875–1965). В его этике «благоговения перед жизнью» нет разделения на более ценную и менее ценную жизнь, на высшее и низшее. Считая каждую форму жизни священной и неприкосновенной, А.

Швейцер критиковал антропоцентричность и расширил библейскую заповедь «не убий» за узкие пределы межчеловеческих отношений. Он имел полное право сказать: «Моим аргументом является моя жизнь». Его вклад в развитие медицинской этики огромен и состоит в создании нового мышления, которое включает концепцию защиты окружающей среды.

Новое мышление означало признание ответственности жителей нашей планеты за сохранение и продолжение жизни на Земле.

Выживание возможно, если изменение менталитета будет опережать темпы технического прогресса; если уменьшится пропасть между бедными и богатыми; если снизятся расходы на вооружение, а экономический прогресс не будет сопровождаться разрушением и деградацией окружающей среды.

Этика А. Швейцера, которая характеризовалась универсализмом и глобальностью, была направлена на преодоление этого разрыва и поиск выхода из духовного кризиса XX века. Ученый видел причину идейного кризиса современности в противостоянии этики личности и этики общества. Согласно А.

Швейцеру, всё разнообразие этических систем и этических мировоззрений можно было свести к двум основным типам: этика самоотречения и этика совершенствования. Этика самоотречения носила социально-утилитаристский характер и подразумевала, что каждый индивид должен был жертвовать собой ради других и общества в целом.

Другой тип этики — этика самосовершенствования нравственной личности. Нравственная личность из-за различий в оценке понятия гуманности постоянно полемизировала с этикой общества и не могла беспрекословно ей подчиняться. А.

Швейцер считал, что на первом месте должна была стоять этика нравственной личности, а этика общества могла быть нравственной только через признание индивидуальных этических ценностей.

В середине ХХ в. образовались международные организации – Всемирная Медицинская Ассоциация (ВМА), ВОЗ, ЮНЕСКО, Совет Европы, одной из целью которых стала разработка регламентирующих современную медицинскую науку и практику этических документов. Генеральной Ассамблеей ВМА были приняты Международная клятва врачей, Международный кодекс медицинской этики и др. документы.

Развитие биоэтики в Украине базировалось на со­временных мировых традициях, в основе ко­торых лежал многолетний опыт медицинской этики и врачебной деонтологии, которые препода­вались в университетах как этическая философия.

В Киево-Могилянской академии существовали свои этические курсы. Это направление развивали из­вестные отечественные ученые-медики, такие как Н.Пирогов, В.Образцов, М.Стражеско, Ф.Яновский, О.Богомолец, Д.Заболотный и др. С 90-х годов XX в.

Украина все больше принимала участие в международных на­учных проектах и клинических исследованиях, и это стимулировало внедрение этического контроля в соответ­ствии с требованиями международных организаций, членом которых стала Украина (Всемирной организации здравоохранения, Всемирной ассоциации врачей, Всемирной ассоциации психиатров, Организа­ции объединенных наций, Совета Европы).

В 1992 г. в нашей стране был утвержден текст Клятвы врача Украины, которую принимают выпускники высших медицинских учебных заведений, получающие диплом врача. В 1998 году при Президиуме НАН Украины был создан Комитет по вопросам биоэтики, задачами которого стали анализ с позиций биоэтики научных исследований и использования их результатов, а так­же разработка основных принципов и положений для принятия соответствующих законодательных актов о проведении биомедицинских исследований в Украи­не.

В Фонде «Відродження» весной 2001 г. состоялась презентация всеукраинской общественной органи­зации «Украинская ассоциация по биоэтике» (УАБ), целью которой было распространение идей биоэтики в Украине, формирование демократических этико-правовых отношений в сферах охраны здоровья и экологии.

Осенью того же года был проведен Первый Национальный конгресс по биоэтике, и при Каби­нете Министров Украины была создана Комиссия по вопросам биоэтики (2001–2005 гг.

), перед которой были поставлены более широкие задачи: 1) формирование основных этических принципов регу­лирования отношений, которые возникают в процессе разработки, внедрения и использования результатов научной, клинической, практической деятельности; 2) подготовка рекомендаций относительно механизма гарантирования гражданам Украины лич­ных прав и свободы, уважения к человеческому достоин­ству, телесной, психической и духовной целостности; 3) способствование участию Украины в международном сотрудничестве по биоэтическим вопросам.

Одновременно с этим начали работать Центральная комис­сия по вопросам биоэтики МЗ Украины, Комитет по биоэтике при Президиуме АМН Украины, стали соз­даваться локальные комитеты и комиссии по биоэтике при лечебных учреждениях. С 2007 г. функцию национального органа берет на себя Комитет по вопросам биоэтики при Президиуме НАН Украины. С июля 2012 года полномочия Центральной этической комиссии были переданы в Локальные этические комитеты.

В 2004–2006 гг. Украина участвовала в разработке и внедрении стандартов на основе доказательной медицины (в рамках европейского проекта о помощи развития системы медицинских стандартов). Постепенно увеличивался список медицинских и научных учреждений, которым было разрешено проводить клини­ческие испытания лекарственных средств и другие биомедицинские научные исследования.

Регулирование биомедицинских исследований и этической экспертизы их проведения в Украине ба­зировалась на следующих основных международных документах: Хельсинская декларация (1964); Евро­пейская конвенция о защите позвоночных животных, которые используются для экспериментальных и других научных целей (1986); Надлежащая лабораторная практика, GLP (1987); Конвенция Совета Европы о правах человека и биомедицине (1997); Надлежащая клиническая практика, GCP (1997); Всеобщая декла­рация о геноме человека и правах человека (1997); Рекомендации комитетам по биоэтике, которые прово­дят экспертизу биомедицинских исследований (2002); Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (2005) и др.

Для того чтобы обеспе­чить внедрение биоэтических принципов в практику, необходимо было иметь надлежащую правовую базу, которая не только декларировала бы принципы, но и предусматривала механизмы контроля их осуществления.

В Украине правовая регламентация клинических исследований и работы с экспериментальными животными была введена от­носительно недавно и, хотя на данный момент проводится большая работа в этом направлении, вопрос остается открытым и на практике фактически зависит от знаний и нравственной позиции самих исследователей.

Современная Национальная нормативно-правовая база относительно проведения клинических испытаний лекарственных средств и изделий меди­цинского назначения, а также проведения опытов на животных представлена следующими основными документами: Конституция Украины (1996); Закон Украины «Про лікарські засоби» (1996); Закон Украины «Про трансплантацію органів та інших анатомічних матеріалів людини» (1999); Закон Украины «Про за­борону репродуктивного клонування людини» (2004); Закон Украины «Про захист тварин від жорстокого по­водження» (2006); приказ МЗ Украины № 314 «Прави­ла проведення клінічних випробувань медичної техніки та виробів медичного призначення» (2006); приказ МЗ Украины № 690 «Порядок проведення клінічних ви­пробувань лікарських засобів та експертизи матеріалів клінічних випробувань» (2009). 27 сентября 2009 г. в г. Евпатория был принят этический кодекс врача Украины. В этом документе были закреплены основополагающие моральные принципы и правила, которыми обязаны руководствоваться в своей профессиональной деятельности врачи нашей страны. В июле 2012 года был принят приказ № 523 «Про внесення змін до наказу Міністерства охорони здоров’я України від 23 вересня 2009 року № 690». Моральные ценности, принципы и правила биомедицинской этикиВысшие моральные ценности в медицине

Нравственными основаниями врачевания являются общечеловеческие моральные ценности, принципы и нормы. К высшим моральным ценностям, которые задают предельно общие ориентиры медицинской профессии можно отнести – добро, сострадание, милосердие, свободу, долг, совесть, справедливость и др.В контексте биоэтического знания особое значение приобретает жизнькак ценность и цель врачевания.

Добро и зло являются центральными категориями этического знания. Они выступают критериями разграничения нравственного и безнравственного в любой деятельности человека, в том числе в медицине.

В понятии добра отражаются наиболее обобщенные и устойчивые представления о благе и поступках человека, которые предполагают духовное возвышение и нравственное совершенство. В медицине в самом общем виде добро направляет врача на сохранение жизни и здоровья человека.

Будучи высшей ценностью и нравственным ориентиром, добро абсолютно и едино. В реальной же жизни добро реализуется в многообразии поступков и явлений и проявляется через борьбу со злом и пороком.

В современной медицинской практике часто встречаются ситуации морального выбора между добром и злом, «меньшим» и «большим» злом. Осуществление морального выбора невозможно вне нравственной свободы –способности человека к самоопределению, автономии и волеизъявлению.

В медицине нравственная свобода врача дает ему возможность предпринимать решительные действия, направленные на помощь больному, открывать и применять новые знания и методы в медицине, давать своим действиям нравственную оценку и т.д. Реализация свободы тесно связана с моральной ответственностью, т. е.

способностью личности отвечать за совершенные поступки и действия.

Врач, как правило, имеет дело с пациентом, который в силу своего состояния испытывает физические или душевные страдания.

Поэтому особое значение в медицинской профессии приобретают ценности сострадания и милосердия,которые предполагают сочувствие, сопереживание другому человеку, соединенные с желанием ему помочь, доброжелательность, заботу, любовь к ближнему. Им противоположны равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_41344_istoriya-razvitiya-bioetiki.html

Причины появления биоэтики

ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ: Возникновение биомедицинской этики во второй половине ХХ столетия

БИОЭТИКА КАК НАУКА.

План:

1.

Причины появления биоэтики.

2. Биоэтика как наука, ее цели и задачи.

3. Биоэтика, биомедицинская этика, медицинская этика.

Причины появления биоэтики.

Медицинаэто сложная система естественно-научных и социально-гуманитарных знаний о человеке и его организме, личности, индивидуальности. Эти знания позволяют компетентно вмешиваться в психо-физиологические процессы людей с целью борьбы и защиты от болезней.

Современная цивилизация переживает небывалый антропологический кризис, угрожающий существованию жизни на Земле. Это связано с противостоянием и противопоставлением фундаментальных общечеловеческих моральных ценностей и ценностей науки.

“Опасность знания”, которым обладает современный человек (биомедицинские, биохимические, военно-промышленные, сельскохозяйственные технологии и т.д.

), заключается в том, что они позволяют вмешиваться в основы жизни на земле, а новейшие компьютерные теле- и видео-технологии, изменяют привычный стиль жизни и образ мышления человека.

Ещё в начале 20 века русский ученый В.И. Вернадский, который ввел в науку понятие «ноосфера» или мыслящая сфера земли, писал:

«Научная мысль могущественным образом меняет природу. Установившаяся в своих равновесиях биосфера начинает все сильнее и глубже меняться под давлением научной мысли человечества. Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы. Реальная устойчивость биосферы космически велика, но вмешательство человека в природу ведет к ее к постепенной деградации».

Человек – это часть биосферы и по своему происхождению существо биологическое, но в то же время является и надбиологическим существом. Биологическая жизнь людей всё больше и больше подчиняется социальным, политическим, культурным, морально-нравственным, духовным потребностям и интересам.

НТП, новый этап развития которого связан с биологией, сделал возможным более глубокое изучение природы человека, проникнуть в тайны его жизни и смерти.

В частности были открыты новые методы воспроизводства человека (искусственное оплодотворение), продления и поддержания жизни (ИВЛ, искусственные сердце, почка), стало возможным «починить» человеческий организм, заменив больной орган на донорский (трансплантология) и т.д.

Уже сегодня генетики говорят о том, что в принципе можно заранее планировать способности будущего ребёнка при помощи биотехнологий. Это выводит вид Homo sapiens из под жесткого контроля природы. Мы уже не нуждаемся в естественном отборе (смерть) как факторе приспособления и адаптации.

Однако, путь развития современной супериндустриальной цивилизации стал дорогой медленного физического и химического поражения природы, генетического вырождения живых видов, в том числе и человечества.

Современное общество оказалось интеллектуально и морально неподготовленным к новейшим открытиям в области биологии, медицины, генной инженерии и т.д. Это породило глобальный антропологический, социальный и духовный кризис человечества.

Возник парадокс: современная наука помогла человеку достичь небывалого могущества в освоении природы, но в тоже время, привела к резкому возрастанию негативных природных факторов, влияющих на жизнь, здоровье и благополучие человека.

Перед обществом встали вопросы о способах выживания человека как биологического вида и сохранении биосферы Земли.

Мы сегодня вынуждены адаптироваться к новым условиям, порождённым глобальным кризисом цивилизации, в частности экологическим кризисом. На помощь приходят биотехнологии, с их помощью учёные –

· выводят устойчивые к болезням растения, что позволяет не применять химические средства защиты, вредные для человека и природы;

· решают проблему биопереработки бытовых отходов с помощью микроорганизмов;

· используя особые микроорганизмы, научились очищать воды мирового океана от продуктов нефтехимии;

· разработали дешёвое белковое питание для борьбы с голодом в бедных странах;

· разрабатывают новые технологии переработки и хранения продуктов питания.

Биотехнологииоткрывают блестящие перспективы в поддержании здоровья человека и лечения различных болезней:

1.

Получение белков растений, животных и человека, необходимых для производства широкого спектра лекарств (инсулина, соматотропина, интерферона, различного рода вакцин, гибридомы, моноклональных антител и многих биологически активных веществ). Эти лекарства используются для селективной и высокочувствительной диагностики, профилактики и лечения таких заболеваний как гепатит В, полиомиелит и др.

2. Направленный транспорт лекарств в организме человека. Фармакологи стремятся разработать новые способы введения лекарств в организм человека, оказывающие воздействие только на пораженные участки.

3. Диагностика и последующее лечение ряда наследственных болезней: миопатия, психические расстройства, аллергический диатез, болезни крови, тяжелые иммунодефициты и др.

Генная технология дает возможность картировать геном человека и осуществлять диагностику с помощью генных зондов уже у эмбрионов. Это позволяет выявить более десятка серьезных заболеваний и точно установить характер мутации соответствующего гена.

По мнению медиков, дородовая диагностика наследственных заболеваний – это второй краеугольный камень профилактической деятельности

Всё это позволяет расширять адаптационные возможности человека в условиях экологического кризиса. Таким образом, здоровье человека в наше время в значительной степени связано с применением биотехнологий. Однако новые технологии породили новые этические проблемы, опасные для благополучия человека. В чем конкретно это выражается?

1.

Развитие научных знаний сегодня требует больших материальных затрат, что ведет к удорожанию квалифицированного медицинского обслуживания. Это ведет к тому, что получение качественных медицинских услуг становится привилегией богатых людей.

2. Успехи трансплантологии позволяют спасать жизни многих людей. Это породило дефицит донорских органов, что делает возможным денежную эксплуатацию как доноров, так и реципиентов, отдающих за деньги свои органы.

3. Биотехнологии позволяют расширять и удешевлять производство лекарственных средств для лечения редких болезней. Однако, фармацевтические фирмы из-за коммерческого расчета либо их не производят, либо искусственно поддерживают высокие цены. Нарушение прав испытуемых при клинических исследованиях новых ЛС.

4. Использование современных методов диагностики помогает выявить людей, страдающих редкими и врожденными генетическими заболеваниями.

Но информация о таких заболеваниях может использоваться в дискриминационных целях: увольнение с работы, отказ в страховке, нанесение морального ущерба.

Возможна перспектива возникновения биологически низшего класса, представители которого окажутся париями общества (случай с ошибкой в диагностике проказы в Нижнем Новгороде).

5. Решение демографической проблемы с помощью искусственного воспроизводства (ИИ, ЭКО, суррогатное материнство, клонирование). Но эти методы нарушают самоопределение личности ребёнка.

6. Демографическая проблема. 1) При помощи гормональных контрацептивов возможно планировать рождение детей, что сокращает количество абортов и социальных сирот. На фоне искусственного продления жизни стариков с помощью новейших лекарств и новых методик лечения привело к старению человеческих популяций в экономически благополучных странах.

2) Развитие профилактической медицины позволяет спасти многие жизни. В частности, вакцинация против малярии на африканском континенте в 60-х годах, привела к впечатляющему снижению детской смертности.

Спасенные дети выросли, создали свои собственные семьи, а в результате – неконтролируемый рост народонаселения Земли и произошло дальнейшее обострение демографической ситуации в мире.

7. Человек от рождения до смерти в силу своей биосоциальной природы оказывается под контролем медиков. Это позволяет вовремя выявлять болезни и их лечить. Но это привело к ограничению права человека распоряжаться своим телом и принимать решения относительно своей жизни и смерти.

8. Внедрение новых технологий в медицину и фармацию изменило традиционное понимание жизни и смерти – их начала и конца. Это породило проблему прав нерожденных детей на жизнь, эвтаназию, поддержание жизни с помощью искусственных аппаратов жизнедеятельности.

Долгое время врачи зачастую даже не подозревали об этих последствиях, а когда сталкивались – не знали, как их избежать. Все моральные и правовые проблемы, возникавшие в ходе их профессиональной деятельности, обсуждались за закрытыми дверями. Врачебные ошибки утаивались от общественности.

Медицина всё больше и больше утрачивала своё гуманистическое содержание: в техническом плане стала более совершенной, но при этом более «бездушной». Технократическое мышление в медицине (ориентация на технику и технологии) породило кризис традиционной медицинской этики.

Её принципы и правила утратили свою функцию – регулирование медицинской и фармацевтической практики с позиции добра и справедливости.

Таким образом, новые возможности медицины и фармации, связанные с лечением, управлением человеческой жизнью, психикой, сознанием и деятельностью, вступили в противоречие с существующими традиционными моральными ценностями и принципами. Это привело к тому, что доверие людей к медицине в целом было основательно подорвано. Перед обществом встали важные вопросы:

1.

Соответствует ли современная наука принципам уважения человеческой личности?

2. Как относиться к уже накопленным биомедицинским знаниям, если они могут быть использованы и во благо и во зло человеку? Развивать ли дальше научный поиск и есть ли этические пределы научным изысканиям?

3. Какова роль ученого, которому зачастую неподконтрольны его открытия и медика, использующего новые методы вмешательства в организм человека?

В ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным научно-техническим прогрессом, возник новый культурный феномен – биоэтика, с целью защиты фундаментальных моральных ценностей.

Вывод: формирование и развитие биоэтики обусловлено следующими причинами:

1.

Массированное внедрение в повседневную практику новых биомедицинских технологий, и возникающие в связи с этим вопросы морально-этического и правового характера.

2. Технологическое перевооружение современной медицины.

3. Нетрадиционные методы вмешательства в организм человека.

4. Трансформация традиционной этики в условиях НТП.

5. Новое понимание характера взаимоотношений между врачом и пациентом.

Быстрое развитие биоэтики обусловлено как объективными, так и субъективными причинами.

Объективные:

1.

Прогресс в области биологических и медицинских исследований.

2. Научно-техническое развитие, техническая унификация, компьютерно-информационный бум. Всё это позволило осуществить технологическое перевооружение материальной базы биологической и медицинской наук.

3. Кардинальные изменения в медико-клинической практике и ценностной нагруженности знания, вызвавшие усложнение ситуации принятия решения и разрешения морально-правовых проблем, встающих как перед медицинским персоналом, так и перед представителями других профессий.

Субъективные:

1.

Возрастание роли Человека как “меры” и как творца, повышение качества и нормативно-ценностной определенности человеческой жизни, установка на расширение прав человека и повышения моральной ответственности личности как гражданина и профессионала.

2. Глобализация мировых процессов, последовательно ведущая к расширению диалога между культурами, профессиями и людьми.

Понятие биоэтики, ее содержание, цель и задачи.

Биоэтика, появилась в начале 70-х годы 20 столетия, и была своего рода «криком о помощи» со стороны людей, которые оказались перед лицом риска и отрицательных последствий биомедицинских технологий.

Она возникла как ответ на технологические вызовы в медицине, как интуитивное чувство, согласно которому долгосрочное выживание человечества как вида в нормальной и устойчивой цивилизации, возможно только при разработке новой этики – этики жизни.

Что такое биоэтика?

Термин «биоэтика» состоит из двух слов: «био» – «жизнь». Этика – философская наука о морали – системе ценностей, которой руководствуются люди. Традиционно этика трактуется как гуманная философия и рассматривается как одно из проявления человеколюбия. Следовательно, биоэтика – это этика жизни.

Биоэтика в широком смысле слова – это сфера междисциплинарных исследований, публичных дискуссий и политических решений, связанных с осмыслением, обсуждением и разрешением разнообразных моральных проблем, которые порождают новейшие достижения биомедицинской науки и практика здравоохранения. Термин «биоэтика» был впервые использован в 1970 амер.

медиком Ван Ренсселер Поттером (1911–2001) в работе «Биоэтика – мост в будущее». Биоэтика рассматривается Поттером как «новая дисциплина», которая перекинет мост между биологией и этикой во имя решения в длительной перспективе задачи выживания человека как вида при обеспечении достойного качества его жизни.

Биоэтика станет наукой выживания.

«Наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие ценности» (В.Р.Поттер).

А. Хеллегерс (амер.врач) (1926-1979) биоэтику представил как новый способ осмысления и решения тех моральных конфликтов, которые порождает высоко технологичная медицина.

Именно Хеллегерс придал биоэтике академический статус и способствовал её признанию в биомедицинских науках, политике и СМИ.

Сегодня биоэтика – это не просто новая область знания, это поле общественного диалога, который призван обеспечить согласование интересов науки с интересами человека.

Биоэтика– это междисциплинарная область знания, которая возникает на стыке философии, права, медицины, социологии, политологии, демографии, культурологии, религиоведения.

Она исследует нравственные аспекты отношения человека к жизни и смерти и включает самый широкий круг социально-экономических, морально-этических и юридических проблем современной медицины.

В этом смысле, биоэтика представляет собой концепцию морально-нравственных основ защиты человека и здоровья населения в целом, защиты качества жизни, физической и психической неприкосновенности человека и его человеческого достоинства.

Она изучает противоречие между интересами людей, а также их сообществ в области здоровья и достижениями биологии, медицины и фармации, которые прямо или опосредовано могут нанести ущерб здоровью и качеству жизни. идея биоэтики состоит в том, что общечеловеческие ценности не должны рассматриваться отдельно от биологических фактов.

Человек является частью природы, ему необходима здоровая пища, свежий воздух, чистая вода, дикие уголки природы, он не может существовать без животных, без лесов, рек и почвы, которые являются не только экологическими ресурсами, но и главным условием выживания человечества. Её цель – выработка морально нравственных норм, требований и принципов, иных механизмов, обеспечивающих использование научно-технических достижений только во благо человека и природы.

Биоэтика включает ряд тесно связанных форм деятельности.

Во-первых, – это мультидисциплинарная область исследования условий и последствий научно-технического прогресса в биомедицине. Встающие перед человечеством проблемы изучаются врачами, биологами, философами, богословами, юристами, психологами, политологами и представителями других дисциплин.

Во-вторых, – это сфера академической, образовательной деятельности. Различные курсы биоэтики преподаются в детских садах, школах и лицеях, университетах (на медицинских, биологических, философских, богословских и других факультетах). С 2000 года биоэтика введена как предмет обязательного преподавания в медицинских вузах России.

В-третьих, – это бурно развивающийся социальный институт. Он включает сложную систему международных (на уровне ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, Совета Европы и т.д.

), национальных (в системе государственных и профессиональных организаций), региональных и локальных (в структурах исследовательских и практических организаций) этических комитетов.

Биоэтика в определенном аспекте является частью правозащитного движения в области здравоохранения.

Уставом ЮНЕСКО определена структура биоэтики как науки:

1) теоретико-философская биоэтика (философские аспекты биологических, медицинских, фармацевтических и ветеринарных наук; биоэтика в различных социокультурных контекстах; история биоэтики);

2)Биомедицинская этика (клиническая биоэтика);

3) Фармацевтическая биоэтика;

4) Биоэтика создания и клинических испытаний ЛС.

Как наука биоэтика занимается анализом действий человека в биологии и медицине в свете нравственных ценностей. Исходя из данной трактовки, содержаниебиоэтики включает:

1.

Поиск диалога и солидарности граждан в защите добра и противопоставлении его злу в ситуациях, порожденных НТП в области медицины.

2. Аксиологические проблемы современной медицины.

3. Этическое отношение к жизни и смерти.

4. Этико-правовые отношения «врач-пациент».

5. Нравственное отношение человека ко всему живому.

Цель биоэтики:поиск морально-правовых решений нетрадиционных медико-биологических ситуаций, связанных с началом и концом жизни и вмешательством в жизнь челоовека. Задача биоэтики: разработка теории правовой защиты личности и ее реальное осуществление на практики.

Исходя из содержания, цели и задачи биоэтики, мы видим, что это не просто новый раздел профессиональной медицинской этики.

Это феномен более глубинный за счёт охвата широких морально-этических, правовых, медицинских, философских и религиозных проблем современной медицины.

Все эти проблемы стянуты в единое целое новым пониманием прав человека в рамках биомедицины, морального отношения к жизни и смерти, ко всему живому.

Основные проблемы биоэтики:

  • защита прав пациентов (в том числе ВИЧ инфицированных, психиатрических больных, детей и др. больных с ограниченной компетентностью);
  • справедливость в здравоохранении;
  • взаимоотношение с живой природой (экологические аспекты развития биомедицинских технологий);
  • аборты, контрацепция и новые репродуктивные технологии (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке» с последующей имплантацией эмбриона в матку, суррогатное материнство);
  • проведение экспериментов на человеке и животных;
  • выработка критериев диагностики смерти (новое понимание жизни и смерти);
  • трансплантология;
  • современная генетика (генодиагностика, генная терапия и инженерия);
  • манипуляции со стволовыми клетками;
  • клонирование (терапевтическое и репродуктивное);
  • оказание помощи умирающим пациентам (хосписы и организации паллиативной помощи);
  • самоубийство и эвтаназия (пассивной или активной, добровольной или насильственной).

Все эти проблемы так или иначе затрагивают интересы каждого человека и требуют нового философского, правового и медицинского осмысления и решения. Минимум знаний в области биоэтики необходим каждому человеку, т.к. вся жизнь людей от рождения до смерти находится под пристальным вниманием медицины.

Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 9219; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-80259.html

История развития биоэтики – международный студенческий научный вестник (электронный научный журнал)

ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ: Возникновение биомедицинской этики во второй половине ХХ столетия
1 Богданова Т.М. 1 Филоненко Е.В. 1 1 Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского В данной статье рассматривается предпосылки и становление научной дисциплины – биоэтики.

В истории развития биоэтики выделяют следующие этапы: начальное формирование врачебной деятельности, в основе которой лежали 3 главенствующих качества: добродетель, мудрость и разумность, становление врачебной деятельности, как самостоятельной профессии, религиозная медицина, ранний период Средневековья и начало нового времени, новейшее временя, в которой господствовавшим в медицине деонтологическим принципам, сыграв свою положительную роль в профессии врача, приходят новые принципы и правила – биоэтические. Биоэтика тесно связана с медициной и биологией, и использует достижения этих наук для изучения и обоснования моральных принципов и правил профессионального поведения медицинских работников в условиях непрерывного развития медицинской науки. Во всем мире принципы биоэтики давно стали неотъемлемой частью профессиональной жизни медиков. Биоэтика помогает понять нам, что здоровье человека напрямую зависит от факторов внешней среды, она помогает жить в гармонии с окружающим миром. Важно отметить, что эта дисциплина старается ответить на такие вопросы как: Существуют ли пределы оказания медицинской помощи, каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует отсчитывать наступление смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? И это лишь немногая часть тех вопросов, на которые биоэтика старается найти ответы в условиях растущих возможностей биомедицины. 1. Андриянова Е.А., Засыпкина Е.В., Чебан А.Г. Сестринская практика в контексте этического регулирования / Е.А. Андриянова, Е.В. Засыпкина, А.Г. Чебан // Биоэтика. 2011. № 1 (7). С. 28-31.
2. Андриянова Е.А., Катрунов В.А., Гришечкина Н.В. и др. Биоэтика: учебное пособие для студентов / Саратов: Изд-во Сарат. гос. мед. ун-та, 2017. – 200 с.
3. Бабияк В.И. Медицинская этика (философские аспекты) // Российская оториноларингология. 2012. №. 1. C. 3–13.
4. Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского. – М., 1997. – Вып.1. – С. 203.
5. Константинова Т.М. Особенности коммуникативного взаимодействия с больным в зависимости от специализации врача // Психологические науки. 2006. № 2 (6). С. 137-141.
6. Мальбахова И.Х. Становление биоэтики как междисциплинарной области знания // Наука. Инновации. Технологии. 2007. № 51. С. 172-177.
7. Мещерякова Т.М. Причины появления биоэтики // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2010. № 4 (12). С. 90-100.
8. Обзор книги Бонни Штайнбок. Оксфордский учебник по биоэтике (Bonnie Steinbock. The Oxford Handbook of Bioethics. Oxford University Press. 2007. 768 pp. ISBN 978-0-19-927335-5). URL: http://bogoslov.ru/
9. Пикузе А.В., Рашитов Л.Ф. Вопросы медицинской этики и деонтологии в практике врача-хирурга на современном этапе // Детская андрология и эндокринология. 2014. № 3. С. 70-73.
10. Саперов В.Н. Биоэтика или медицинская (врачебная) этика. Принципы медицинской этики // Клиническая медицина. 2012. №8. С. 69-72.

Современная биоэтика является сложной социокультурной системой, которая имеет дело с такими явлениями человеческой жизни как: здоровье и болезнь, рождение и смерть, выживание и сохранение человека. Все без исключения люди являются непосредственными активными участниками процесса исполнения этих явлений, тем самым вступая в постоянные и специфические отношения с медициной. Именно это и позволяет говорить о том, что медицинская этика, как дисциплина объединяющая биологическое знание и человеческие ценности, не может быть только сводом профессиональных правил и запретов. Она регулирует и оценивает отношения людей в более широком, чем религиозный, классовый, этнический, политический и другие контексте, и исходя из этого неоправданно ограничение нравственной проблематики медицины лишь отношениями «врач-пациент». [2, с. 8]

Важно отметить, что биоэтика является важной составляющей нашей жизни, потому как мы живем в 21 веке, веке высоких технологий, когда один за одним совершаются открытия в области биологии и медицины, адаптация и преобразования которых происходит в рамках биоэтики. Эта наука возникла как насущная потребность решения проблем, вставших в связи с тем, что человек стал по-иному относиться к самому себе и ко всему, что его окружает. [1]

60-70 годы 20 века, вобрав в себя огромный теоретический объем знаний, накопленный почти за трехтысячелетнюю историю, стали годами невиданного ранее противодействия между наукой и этикой. Ученые пришли к выводу, что прежде объектом изучения науки был, непосредственно, не сам человек, а конспекты, теории, модели поведения индивида или каких-либо групп.

Но столкновение живых человеческих ценностей и принципов научности, привело к превосходству первого, сделав в итоге, приоритетом – интересы человека и выживание человечества.

На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что биоэтика совершила коперниканский поворот в нынешнем представлении о науке и человеке, знаменуя собой окончание этапа преклонения перед научным знанием, который правил вот уже несколько веков. [4]

Для становления биоэтики, как учения о нравственной составляющей деятельности человека в медицине и биологии, необходимы были предпосылки, которые и явились начальными этапами для развития этой дисциплины.

Основу первого этапа составляют главенствующие принципы врачебной этики: добродетель, мудрость, разумность. 3 этих качества и по сей день являются важной составляющей медицинской практики.

Следующим этапом является становление врачебной деятельности, как самостоятельной профессии, формирование основополагающих принципов и правил этой деятельности. Основной вклад внесли такие древнегреческие философы, как Сократ, Платон, Аристотель, Гиппократ.

Именно они заложили основные правила врачебной этики: врачебная тайна, социальное доверие к профессии, моральные добродетели врача. Гиппократ в своих трудах (в частности, в своей клятве) призывает использовать свои знания и силы ради пользы больного, чтобы лечить, сохранять жизнь и помогать людям.

Поэтому те ценности, сформировавшиеся в то время, стали существенной частью современной биоэтики. 

В одно время с творениями Гиппократа моральные требования к врачу нашли отражение в древнейших памятниках древнеиндийской культуры – «Аюрведах» (книгах жизни).

Как и в античной медицине в древнеиндийских трактатах находятся Клятва, которую давали все студенты после окончания обучения.

В книгах жизни содержатся прогрессивные концепции медицинской этики, которые имеют сходства с современными этическими нормами. [3, 6]

В конце первого тысячелетия в мировой истории наблюдается господство в обществе религиозного сознания и морали, когда носителями медицинских знаний и практики были священники, а основные правила медицинской этики всецело соответствовали религиозной морали. Главенствующие принципы медицинской этики были отражены в христианских ценностях: милосердии, сострадании и деятельной любви.

Четвертый этап включает в себя период раннего средневековья и начало нового времени. Работы Парацельса, Т. Персиваля, И. Бентама положили начало совершенно новому этапу развития медицинской этики, сделав главным ориентиром –  принципы долга и должного в профессиональной деятельности врача.

В этот период впервые создаются медицинские школы и факультеты в рамках университетов, а за ними и медицинские университеты. Выпускники этих учебных заведений давали «Факультетское обещание», текст которого, как правило, являлась разновидностью Клятвы Гиппократа. Медицинский факультет Московского университета, который открыли в 1758 г.

, принял текст «Факультетского обещания» русских врачей, в котором хотя и стояли на первом месте интересы и честь сословия медиков, а не пациентов, тем не менее именно этот факт заложил основу традициям русской медицинской школы и медицинской этики. Важную роль в развитии медицинской этики в России сыграли труды М.Я.

 Мудрова, в которых обосновывалась необходимость овладения будущими врачами основами психотерапии как условия продуктивного общения с больным, как важнейшего элемента искусства врачевания. [5]

В середине 20 века сложились условия не только для реформирования традиционной медицинской этики, но и для ее полного видоизменения. С наступлением новейшего времени господствовавшие в медицине деонтологические принципы, сыграв свою положительную роль в профессии врача, постепенно уступают место новым принципам и правилам – биоэтическим.

Это период становления и развития собственно биоэтики. В этот период времени люди осознают, что ни одна из теорий в мире не способна решить многие фундаментальные этические вопросы, и остро встает вопрос – о переосмыслении сути самой этики, ее задач, методов, новых путей развития.

Для возникновения биоэтики 3 группы оснований: научные, социальные и ценностно-мировоззренческие.

Научные основания являются главенствующими, ведь ошеломительные успехи естественных и технических наук и активное внедрение технологий в медицинскую практику повлияли на ту область проблем, которая в настоящее время отводится на решение биоэтике. [8]

Вторая группа оснований – социальные. В настоящий момент наука глубочайшим образом проникла в интимную и сокровенную составляющую нашей жизни, что это привлекло пристальное внимание некоторых людей и социальные группы к науке, это требует соответствующего изменения индивидуального и общественного сознания.

Социальные основания напрямую связаны с желанием людей контролировать развитие и внедрение полученных научных открытий и проводимых научных исследований.

Грандиозные изменения в технологическом оснащении современной медицины, огромные сдвиги в медико-клинической практике стали возможны благодаря успехам генной инженерии, трансплантологии, появления оборудования для поддержания жизни пациента и накоплении соответствующих знаний и практического опыта.

Общество волнует ответственность за результаты проводимой деятельности, ведь ответственность лежит на плечах не только ученого, занимающегося исследованием, но и на плечах всего общества.

Это и является основной причиной активного обсуждения биоэтики в средствах массовой информации, людьми различной сфер деятельности, а не только учеными. Таким образом, биоэтика стала наукой, соединяющей знание и умение управлять этим знанием, знания и ответственность в поисках путей выживания человека в современных условиях улучшение качества жизни.

И к третьей группе относят ценностно-мировоззренческие основания. Эта группа является самой, пожалуй, драматичной, потому что в таком большом количестве стран, культур и народов наблюдается полярная разность в морально-мировоззренческих традициях людей, таким образом проявляется ценностный плюрализм современного мира. [7]

Таким образом, можно сделать вывод, что эволюция медицинской этики, формирование и развитие биоэтики связаны, во-первых, с процессом преобразования социальной этики, а, во-вторых, с качественными изменениями в обществе и активным развитием биологии и медицины.

На рубеже 60-70-х гг.

20 века резко большое внимание начинает уделяться правам человека (в медицинской практике это права пациента, испытуемого), начинают создаваться новые медицинские технологии, порождающие невиданные ранее нестандартные и сложные проблемы, требующие решения как с точки зрения права, так и морали. В развитии биоэтики возникает новый этап, который предполагает возрастание роли медицинских работников и ученых. [2]

Исходя из вышесказанного, в формировании биоэтики большую роль играют научные открытия, но основой этой дисциплины являются именно моральные принципы и гуманистические ценности, биоэтика не абстрагируется от человека, а главный приоритет – его интересы.

[10] Биоэтика является тем новым типом этики, главным предметом которой является выживание человечества в современных условиях, защита интересов и прав человека, защита прав тех, кто был поставлен в силу объективных обстоятельств перед лицом риска и негативных последствий новых биомедицинских технологии.

Биоэтика – это моральная оценка новых достижений нынешней медицинской науки и врачебно-клинической практики. [3]

Биоэтика – это наука об этичном отношении к любой жизни, основной целью которой является доказать право на существование всех, кому свойственна воля к жизни. Кроме того, она применяется и в сфере ветеринарных наук, сельского хозяйства, фармации, а также неотъемлемо связана с педагогической деятельностью и с юридической составляющей. [9]

В последнее время значение биоэтики обсуждается в различных сферах образования и научно-практической деятельности, приводя к тенденции формирования так называемого «морального сообщества». Биоэтика как дисциплина является предметом изучения в вузах многих стран. В России эта дисциплина включена в программу обязательного медицинского образования.

Она призывает уважать жизнь и любое ее проявление, характеризует отношение самого человека к проблемам нравственного воспитания каждого члена нашего общества.

Показателем действенности биоэтики как элемента общественной жизни является наличие этических и других национальных комиссий, которые готовят решения в различных сферах деятельности: религиозной, социальной, научной и других.

Таким образом, видно невооруженным взглядом, что место биоэтики в современном мире – одно из ключевых и важных, она занимает одно из ведущих мест в образовании медицинских работников, философов, социологов.

Биоэтику можно и нужно рассматривать как один из этапов подготовки к новому восприятию возникающих проблем в наше непростое время, время высоких технологий, напряженной политики, социально-экономической революции и постоянно меняющейся структуры образования.

Именно в это непростое для страны и всего мира время биоэтика воспитывает в нас уважение к различным взглядам, мнениям и интересам, учит преодолевать свои предрассудки и предубеждения. Учит любить жизнь во всех ее проявлениях.

Библиографическая ссылка

Богданова Т.М., Филоненко Е.В. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЭТИКИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19206 (дата обращения: 13.02.2020).

Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19206

Medic-studio
Добавить комментарий