Проблема нормы и патологии в теориях личности З. Фрейда, К.Юнга,

Теория личности по Фрейду

Проблема нормы и патологии в теориях личности З. Фрейда, К.Юнга,

  • Что такое психоанализ.
  • Основные концепции.
  • Структура личности.

Психоанализ — направление в психологии, включающее психологическую концепцию личности человека и систему методов по лечению расстройств психики был разработан на рубеже 19 и 20 веков австрийским ученым — неврологом Зигмундом Фрейдом.

В настоящее время система методов психоанализа значительно расширена усилиями многочисленных ученых, последователей теории Фрейда, например такими, как Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, а также, так называемыми неофрейдистами, такими как Эрик Фромм, Гарри Салливан и др.

Различные методы и системы основанные на теории психоанализа, в наше время широко используются в психологическом консультировании и психотерапии.

Несмотря на то, что на сегодняшний день эти методы используют множество существенно отличных друг от друга методов и базируются на совершенно различных подходах к личности человека, ее структуре и развитию, все они используют в качестве базовой идеи одни и те же концепции, разработанные Фрейдом.

Основные концепции психоанализа

Вот несколько фундаментальных основ психоанализа в той или иной мере присущих большинству психоаналитических методов.

— поведение человека, состояние его психики (сознания) в значительной степени зависят от внутренних бессознательных мотивов, которые определяются либидо или сексуальным влечением (в процессе развития это положение было неоднократно скорректировано или оспорено последователями Фрейда).

— Основная причина психологических проблем личности (неврозы, депрессии, страхи, комплексы) — почти неизбежный конфликт между бессознательными импульсами (желаниями) и сознательной частью личности.

— Ослабления этого конфликта или даже избавления от него можно добиться через осознание личностью травмирующих воспоминаний вызывающих конфликт, путем высвобождения этого материала из сферы бессознательного и последующей работы с ним при посредстве (помощи) психоаналитика.

— Психика человека обладает защитными механизмами, препятствующими осознанию содержимого бессознательного.

Структура личности (психики) по Фрейду

Согласно теории Зигмунда Фрейда существует три различных уровня сознания человека.

1. СОЗНАНИЕ. Это собственно часть нашего сознания, которая нами осознается в каждый момент времени. Здесь находится наш мыслительный процесс, эмоции сопровождающие этот процесс, восприятие при помощи органов чувств, рациональный опыт познания мира. Сознание — единственная часть нашей психики (и по Фрейду очень незначительная), которая подлежит реальному осознанию.

2. ПРЕДСОЗНАНИЕ (подсознание). Говоря компьютерным языком, это часть психики представляет из себя некое подобие оперативной памяти. Эта часть не осознается нами в каждый момент времени, однако при необходимости, мы имеем доступ к его содержимому. Здесь содержатся воспоминания, наши знания, это наша память.

3. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. Это недоступная для рационального осознания часть нашей психики. Здесь находится материал, по тем или иным причинам вытесненный из сознания и предсознания.
Это страхи, неприемлемые устремления (сексуальные и агрессивные), вытесненный опыт, иррациональные устремления.

При этом сама личность, включающая в себя все три уровня сознания (психики) структурно состоит также из трех частей. Это ИД (Оно), Эго (Я) и Супер Эго (Сверх Я).

— ИД (ОНО) это изначальная (базовая) часть психики с которой и рождается человеческое существо. Именно оно отвечает за выживание в реальном мире, отвечает за обеспечение базовых потребностей.

По Фрейду ИД руководствуется принципом максимального удовольствия (наслаждения), и по природе своей несет в себе принцип Абсолютного Эгоизма и удовлетворения потребности.Согласно устремлениям ИД единственное благо — это удовлетворение этих потребностей причем немедленно и любой ценой.

Так младенец, структура личности которого еще не сформировалось, руководствуется именно этим принципом.

Считается, что эта часть психики находится полностью в бессознательном.

— ЭГО (Я). Фрейд считал, что эта часть личности развивается в первые три года жизни младенца. Причина ее развития — необходимость во взаимодействии с внешним миром и развивается оно руководствуясь рациональным принципом реальности.

Что это означает? Это значит то, что ребенок начинает понимать, что немедленное и безусловное удовлетворение желаний ИД сопряжено и известными трудностями и его исполнение приходится увязывать с некоторыми реалиями окружающего мира.

Эти реалии — наличие других людей у каждого из которых также есть свои желания и потребности. На основе опыта происходит осознание того, что безусловное эгоистичное поведение (того что требует ИД) может принести определенные проблемы.

Так происходит постепенное формирование стратегий поведения с учетом внешних обстоятельств. Эта часть психики находится и в сознании, и в предсознании, и в бессознательном.

— СУПЕР ЭГО. Согласно Фрейду эта часть сознания формируется примерно к 5 годам и содержит нравственные принципы, которые формируются в сознании к этому времени, благодаря влиянию родителей, других людей, а также описанных ранее внешних обстоятельств жизни ребенка.

Именно эта часть личности ответственна за формирование оценок плохо — хорошо, приемлемо-неприемлемо. Фрейд разделял эту часть личности на две оставляющие — совесть и Я — идеал.

Супер Эго, как и эго находится во всех трех «стихиях», в сознании, в предсознании и в бессознательном.

По мнению Фрейда показателем полностью психически здорового человека является контроль Эго над Супер Эго и Ид.

Иначе говоря Эго должно быть сильнее других частей личности.По сути, исходя из логики структуры личности, роль Эго сводится к рациональной деятельности по достижению компромисса между Ид и Супер Эго. Тем не менее надо понимать, что роль Я в любом случае сводится к удовлетворению ИД максимально быстрым и при этом безопасным для личности способом.

Полностью же удовлетворить и то и другое в реальных обстоятельствах жизни в социуме практически невозможно.

В случае если в человеке доминантным является Супер Эго, то мы имеем в итоге пуританина, неукоснительно следующего моральным принципам и (или) высоким идеям, которые стоят во главе угла и подавленные устремления Ид, постоянно стремящиеся выйти наружу.Если же доминантным является Ид, то данная личность будет естественно стремится к наслаждению, невзирая на других людей и общественные установки.

Как нетрудно предположить, именно два последние варианта являются проблемными, первый обычно для самой личности, второй же для общества.

Продолжение статьи…

Page 3

Из книги Дзонгсара Кхьенце Ринпоче «Гуру пьёт бурбон»? *На картинке заставки — Калу Ринпоче, Кармапа 16, Чогьям Трунгпа Ринпоче. Выбрать аутентичного гуру – не то же самое, что выбрать аутентичный итальянский ресторан. Когда вы оцениваете итальянский Читать далее …

Примерно пять лет назад по просторам интернета широко разошлась история под названием «Массачусетский эксперимент». В ней говорилось об американском докторе Джеймсе Роджерсе, который разработал эффективную, но неэтичную методику лечения психически больных людей. За это он Читать далее …

Сохраните себе этот полезный список, и вы всегда будете знать, где законно брать книги для чтения. 1. Библиотека Максима Мошкова (www.lib.ru) — одна из первых и самых популярных русскоязычных электронных библиотек, она открылась в 1994 Читать далее …

«Английские ученые» недавно провели социологическое исследование, которое показало, что около 70% населения крупных городов живет в состоянии скрытой фоновой депрессии.   Возможно эта цифра слегка завышена, но можно поверить социологам в том, что количество людей, Читать далее …

Метод расстановки довольно часто подвергается жесткой критике, причем в гораздо большей степени со стороны психологов, при этом, многим клиентам метод нравится. Поэтому решил написать этот пост, чтобы разобраться с сутью претензий, а заодно и сказать Читать далее …

приведенные в статье упражнения выполняются с инструктором и, если вы ранее не практиковали йогу — не пытайтесь их делать самостоятельно! Йога как практический инструмент. Йога, как никакое другое восточное учение, обросла мифами, легендами, верованиями! Возможно, Читать далее …

Хочу поделиться одной историей. Сижу в поликлинике Литфонда, жду приема врача. Рядом кабинет над которым горит жёлтым огнем предупреждающая надпись » Не входить, идёт прием». Тут молодой парень, не замечая горящей таблички, стучится в дверь, Читать далее …

Намедни вышел на балкон. Осень, листья пожелтели, воздух по-летнему теплый. На нижнем от меня балконе сосед оседлал табуреточку, курит. Спокойно и тихо. Но не тут то было. Соседка сверху — активная мамаша из нашего подъезда Читать далее …

Редкий Ч/Б фильм про Непал 1954 года Улицы Катманду в 1970 году Троллейбусы на пустых улицах Катманду 1979 год Старое видео — как на руках доставляли автомобили в Катманду Визит королевы Елизаветы в Непал в Читать далее …

«Я и другие» — научно-популярный фильм 1971 года, снятый на киностудии «Киевнаучфильм» режиссёром Феликсом Соболевым. Фильм состоит из ряда социально-психологических экспериментов.

Наибольшую известность приобрел эксперимент на внушаемость, или на конформность, поставленный с детьми дошкольного возраста. Фильм был запрещен к показу в СССР.  Почему? Порой трудно понять логику чиновников от идеологии.

Впрочем, посмотрите его сами. Может поймете.  Читать далее …

Мне как-то один врач сказал: «Я не лечу пациента, и я не помогаю ему выздороветь.Лишь только природа и Бог могут помочь человеку излечиться. А я только ставлю диагнози предлагаю лечение».

И если Вам хоть немного понятна психология, которая неразрывносвязана с философией, то осознаете тот факт, что не к Вам пришел клиент за помощью, аВы позвали «клиента» для помощи самому себе.

Поэтому кто кому оказывает помощь,

надо бы еще разобраться. Читать далее …

Переводчик с японского — о поэзии трехстиший хайку, ее истории, переводах и о том, почему это красиво Читать далее …

«Это случилось. Твой дом разрушен, земля сожжена, оружие унесла река, скот погиб. Всё, что ты строил и растил много лет, больше не существует.  ПОДОЙДИ СЮДА Здесь горит мой костёр и здесь ждёт тебя моя песня. Читать далее …

Как бы выглядел семейный диалог если бы все его участники были честными на все 100 процентов

Чувство беспомощности Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли. Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель — сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если Читать далее …

Автор — Андрей Ракин ПЕРВАЯ Было это давным-давно, лет, наверное, сорок назад. Командировка в Одессу, а, поскольку с почтой тогда было еще хуже, чем сейчас, я прихватил, выступив как бы «оказией», передачку, письмецо и гостинчик Читать далее …

В практике дзэн, чтобы достичь полного пробуждения, нужно пробудить и развить три великих составляющих — Великий Корень Веры (яп. дайсинкон 大信根), Великий Шар Сомнения (яп. дайгидан 大疑団) и Великую Всепревосходящую Волю (яп. дайфунси 大憤志).

Эти термины наиболее сильно ассоциируются с именем Хакуина Экаку дзэндзи, но впервые в этой совокупности появляются еще в 1599 году, в тексте Кохо Осё дзэнъё, почти за сто лет до рождения Хакуина дзэндзи.

А связь между Великим Сомнением и пробуждением акцентировалась еще китайские наставником Тахуэй Цункао (1089-1163): “Под Великим Сомнением всегда есть Великое Пробуждение”. Читать далее …

Для меня суть психосоматики – самонасилие.

И степень ее злокачественности

и разрушительности коррелируют

со степенью насилия над собой.  Читать далее …

Ругать Фрейда и пренебрежительно относиться к психоанализу среди отечественных интеллектуалов стало чем-то вроде моды. Якобы Фрейд был мошенником, а сам психоанализ – чуть ли не псевдонаучная религиозная секта.

В эфире популярной радиостанции один доселе неизвестный мне господин даже пообещал посвятить разоблачению психоанализа ближайший меморандум Комиссии по борьбе с лженаукой РАН[1], членом которой он является. О ничтожестве Фрейда любит рассуждать и Александр Невзоров. Способствует такому отношению и издаваемая на русском языке литература.

Так, например, относительно недавно вышел перевод хорошо известной работы Дэвида Уэбстера «Почему Фрейд был не прав»[2], в которой автор почти на семистах страницах детально разъясняет все ничтожество основателя психоанализа. Читать далее …

Источник: http://xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai/articles/freud-personality-theory/

Психоанализ (фрейдизм) (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни)

Проблема нормы и патологии в теориях личности З. Фрейда, К.Юнга,

Основателем этого направления стал ав­стрийский психиатр и психолог З.Фрейд (1856-1939).

З.Фрейд был врачом, и первоначально психоанализ воз­ник как метод лечения неврозов. З.

Фрейд обратил внима­ние, что невротические болезни взрослых часто вызваны психическими травмами, полученными в детском возрасте и связанными с реальными или воображаемыми сек­суальными домогательствами со стороны близких взрос­лых противоположного пола (например, отца, брата, дяди).

Подобные травмы вызывали у своих носителей тяжелые переживания, осознание которых могло оказаться невы­носимым для ребенка. Поэтому травмирующие воспоми­нания изгоняются, вытесняютсяиз сознания, причем происходит это без какого-либо участия сознания челове­ка, бессознательно.

Однако они не исчезают, а продолжа­ют существовать, но существовать неосознанно. Более того, они становятся активной силой, влияющей на поведение, мотивирующей его. Наличие таких неосознанных пережи­ваний и мотивов вызывало, считал З.Фрейд, невротичес­кие симптомы заболеваний во взрослом возрасте. З.

Фрейд и его коллеги заметили, что симптомы заболеваний исче­зают, когда пациент отреагирует это воспоминание, т.е. вспомнит и как бы вновь переживет травмирующее собы­тие. Обращение к детскому опыту для понимания пережи­ваний взрослого человека было важнейшим открытием З.Фрейда.

Для лечения заболеваний такого типа З.Фрейд и его коллеги использовали разные методы, например гипноз. Однако наиболее эффективным оказался изобретенный З.Фрейдом метод свободных ассоциаций.

При использо­вании этого метода пациент лежит на кушетке, а врач побуждает говорить все, что тому придет в голову, не ду­мая о том, насколько это глупо, мелко или неприлично, как он может выглядеть в глазах врача.

Поскольку причина невротических симптомов скрыта в сфере бессознательно­го, и сам пациент даже не подозревает, что именно вы­теснено, то врач должен уметь распознавать в словах па­циента эти скрытые симптомы и помочь отреагировать вытесненные переживания. При этом вытесненный мате­риал осознается с трудом. Такое осознание может сопро­вождаться резким сопротивлением со стороны пациента.

Именно этот метод и получил название психоанализа. В дальнейшем к нему присоединилось также толкование сновидений, содержание которых, по мнению З.

Фрейда, позволяет открыть неосознанные проблемы человека, а в дальнейшем – все то, что он назвал «психопатологией обы­денной жизни» – всевозможные ошибки, оговорки, забы­вание того, что надо было сделать или взять с собой, а также шутки. Все это, считал З.Фрейд, не случайность, а проявление бессознательного.

Влияние бессознательного проявляется и в творчестве человека. Так психоанализ был перенесен из медицины на понимание того, как работает психика человека в норме.

В итоге психоанализ превратился в психологическую теорию, а затем и в одно из направлений философии.

Пред­ставление о том, что поведение человека определяется не только сознательными, но и бессознательными мотива­ми, желаниями, переживаниями, возникшими в резуль­тате либо подавления, вытеснения, либо недопущения в сознание определенных переживаний, влечений, мотивов, произвело подлинный переворот в представлениях о чело­веческой психике и является в настоящее время общепри­знанным.

Какие же переживания, желания, мотивы вытесняют­ся? Почему возникает вытеснение? З.

Фрейд пришел к выводу, что это происходит потому, что они не соответ­ствуют существующим тем культурным нормам, представ­лениям, которые ценны для самого человека и его окру­жения.

Прежде всего, считал Фрейд, это относится к переживаниям и мотивам сексуального характера. Именно сексуальное содержание, по Фрейду, скрыто в симво­лах сна, в оговорках и шутках (отсюда известное выраже­ние «оговорка по Фрейду»).

З.Фрейд исходил из того, что существуют две основ­ные мотивационные силы, направляющие всю жизнь че­ловеческого организма. Это инстинкты жизни и инстинк­ты смерти. К первому относится сексуальность (или более широко – эрос). Ко второму – деструктивные, разруши­тельные силы, которые могут быть направлены вовне (аг­рессия, ненависть) и внутрь себя (мазохизм, самоубий­ство).

Эти две тенденции управляют психической энерги­ей, причем источник энергии у каждого инстинкта свой. Психическая энергия, связанная с инстинктом жизни, получила название либидо (от лат. libido – желание, влече­ние). Психическая энергия, связанная с инстинктом смер­ти, названия не имеет.

Инстинкт жизни и инстинкт смер­ти находятся в постоянном конфликте, противоборстве.

Представление о связи инстинкта жизни с сексуальны­ми влечениями привело Фрейда к идее о том, что сек­суальность человека не проявляется после наступления по­ловой зрелости, он рождается с ней, и именно она явля­ется движущей силой развития человека. При этом Фрейд не сводил сексуальность к половому акту.

Он понимал ее гораздо шире – как получение удовольствия от различных частей тела. Человек рождается со стремлением удовлетво­рить инстинктивные желания. Он руководствуется прин­ципом, который Фрейд назвал принципом удовольствия.

Однако в дальнейшем этот принцип вступает в конфликт с требованиями реальности, включающими в себя адапта­цию к требованиям общества, сознательные стороны пси­хической жизни. Очень рано ребенок научается сдержи­вать свои непосредственные желания и вести себя в соот­ветствии с требованиями.

В процессе развития он посте­пенно переходит от принципа удовольствия к принципу реальности. Вытесняются, таким образом, те желания, те импульсы, которые не соответствуют принципу реальнос­ти и осуждаются окружающими, т.е. сексуальные.

Психика, с точки зрения З.Фрейда, состоит из трех частей: ид, эго и супер-эго, или Оно, Я и сверх-Я. «Ид», или «Оно», – наиболее примитивная и недоступная сознанию часть психической жизни.

Именно здесь находятся инстинк­ты (и сексуальный, и агрессивный). Фрейд сравнивает его с кипящим котлом, в котором заключены мощней­шие силы: «Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали».

Поэтому «оно» действует только в соответствии с принципом наслаждения и не считается с реальностью.

В отличие от ид эго, или «Я», руководствуется принци­пом реальности, служа своеобразным посредником между ид и внешним миром. Эго сдерживает импульсы, идущие от ид, находит косвенные, окольные пути их удовлетворе­ния.

Эго («Я») тесно связано с ид («Оно»), оно получает из него энергию и служит удовлетворению идущих от ид стремлений, влечений.

Фрейд пишет, что «Я» в отноше­ние к «Оно» «похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня; разница в том, что всадник пытается это сделать собственными силами, а «Я» – заимствованными.

Если всадник не хочет расстаться с ко­нем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля». Однако для того чтобы лошадь не сбросила и не растопта­ла всадника, он должен контролировать и направлять ее движение. Поэтому эго должно направлять и контролиро­вать импульсы, идущие от ид.

Супер-эго, или сверх-Я развивается из эго в процессе усвоения ребенком тех норм поведения и ценностей, ко­торые воспитывают у него родители. Три основные функ­ции супер-эго – нравственное сознание, формирование идеалов и самонаблюдение.

После того как супер-эго сфор­мировалось, функции контроля за поведением ребенка, которые изначально осуществлялись родителями, начи­нает осуществлять ребенок самостоятельно. Предвестни­ки супер-эго возникают уже на втором году жизни. Однако окончательное образование супер-эго Фрейд связывал с преодолением так называемого Эдипова комплекса.

Эдип – герой древнегреческой мифологии, который уби­вает отца (не зная, что это его отец) и женится на соб­ственной матери (не зная, кто это). Фрейд считал, что каждый мальчик в возрасте между тремя и пятью годами переживает подобные чувства: у него развивается влече­ние к матери и восприятие отца как соперника, вы­зывающего ненависть и страх.

Боясь наказания со стороны отца, мальчик начинает отождествлять, идентифициро­вать себя с ним и усваивает его нормы поведения. Девоч­ка также может испытывать враждебность к матери и влюбленность в отца, однако у нее это происходит гораз­до менее интенсивно. Позже психоаналитик К.

Юнг на­звал комплекс переживаний девочек комплексом Электры по имени героини древнегреческой мифологии, которая, мстя за отца, убитого матерью, побуждает своего брата Ореста убить мать.

Ид полностью относится к сфере бессознательного. Эго и супер-эго частично относятся к сфере сознания, а час­тично – к сфере бессознательного.

Эго становится своего рода ареной борьбы между влечениями, идущими от ид, требованиями совершенства от супер-эго и необходимо­стью соответствовать реальности.

Когда ситуация становится чрезмерно напряженной, внутренний конфликт приобре­тает травматический характер.

Критика идей Фрейда связана прежде всего с его пе­реоценкой роли сексуальности в развитии психики и при­дания решающего значения ранним детским переживани­ям. На это указывали уже его ближайшие последователи.

Так, К.Г. Юнг (1875-1961) расходился с З.Фрейдом в понимании сущности либидо. Он считал, что оно характе­ризует не только сексуальную энергию (как считал 3. Фрейд), но жизненную энергию в целом, в которой сек­суальные импульсы составляют лишь часть. По-иному, чем З.Фрейд, К. Юнг понимал и сущность бессознательного.

Он считал, что, помимо «личного бессознательного», опи­санного З.Фрейдом, существует и «коллективное бессоз­нательное». Коллективное бессознательное – часть психи­ки, содержащая опыт человечества. Оно является общим для всех людей и передается по наследству. Коллективное бессознательное существует в виде особых образований – архетипов.

Архетипы проявляются в мифах и сказках, об­щие темы которых проявляются у разных народов.

Одним из важнейших открытий К.Г. Юнга является вы­деление психологических типов людей: экстравертов – на­правленных вовне и интровертов – внаправленнных в себя. Эта типология широко разрабатывается сегодня в рамках особой науки – соционики.

Другой последователь З.Фрейда, А.Адлер (1870-1937), центральной движущей силой развития считал стремление к превосходству и чувство неполноценности.

Он утверждал, что ребенок рождается на свет с определенным чувством неполноценности и неуверенности в себе, что обусловлено его беспомощностью и зависимостью от окружения.

Это чувство порождает стремление к превосходству, т.е. к само­утверждению.

Важнейшим ответвлением психоанализа является нео­фрейдизм. Неофрейдисты отрицали исключительную роль сексуальных факторов в развитии, придавая существенное значение социальным факторам: особенностям общения ребенка со взрослыми, прежде всего в первые годы жизни (К.Хорни, (1885-1953), Г.С.

Салливен (1892-1949)), харак­теристикам социальной среды, ее ценностям (Э. Фромм (1900-1980)).Среди психоаналитиков, занимавшихся проблемами развития, особая роль принадлежит американскому пси­хологу Э. Эриксону (1902-1994).

Он разработал оригиналь­ную концепцию развития личности человека от рождения до смерти. С точки зрения Э. Эриксона, в основе этого про­цесса – обретение идентичности, т.е.

представления о соб­ственной полноценности, тождественности самому себе во времени, способности управлять своим «Я» в различ­ных ситуациях, чувствовать себя способным к решению тех задач, которые ставит перед ним жизнь.

Психоанализ бурно развивался и развивается. Он не толь­ко оказал влияние на множество направлений современ­ной психологии, чрезвычайно велико его воздействие на философию, культуру, искусство, общественное сознание нашего времени.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/18_26895_psihoanaliz-freydizm-z-freyd-k-yung-a-adler-k-horni.html

Психоаналитические теории личности (Фрейд, Адлер, Юнг, Фромм, Хорни)

Проблема нормы и патологии в теориях личности З. Фрейда, К.Юнга,

Ф Р Е Й Д:

ЛИЧНОСТЬ – Энергетическая система инстинктов (сексуальных и агрессивных) и защитных механизмов, которые определяются взаимодействием между выражением инстинкта и его торможением.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ – 1)Оно (Ид) –исходная, хаотичная часть психики, включающая биологические врожденные инстинкты: а) Эрос (инстинкты жизни), б)Танатос -(инстинкты смерти);

2)Я (Эго) – часть психики, обеспечивающая нам самосохранение и, обслуживающая Ид, подчиняясь принципу реальности;

3) Сверх Я (Супер –Эго) – высшая инстанция психики, которая «наблюдает» за Я, но само наблюдение остается бессознательным. Выполняет роль внутреннего цензора. Состоит из 3-х компонентов: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ –

Оральная фаза – начинается с момента рождения. Большая часть либидозной энергии направлена или сфокусирована на зоне рта.

Анальная фаза – физиологический контроль ассоциируется с осознанием и является источником удовольствия.

Фаллическая фаза – в которой дети начинают понимать различие полов.

Латентная фаза – расширение и углубление социальных контактов со сверстниками.

Генитальная фаза – является результатом либидозной энергии к сексуальным органам

ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ – началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Важную роль в формировании и жизнедеятельности человека играет «Эдипов комплекс» и защитные механизмы личности: вытеснение, противодействие, регрессия, проекция, замещение, рационализация, сублимация

Ю Н Г :

ЛИЧНОСТЬ – совокупность экстра-интровертированных установок сознания, и врожденных и реализованных архетипов

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ – состоит из 3-х взаимосвязанных компонентов:

1.Эго–центр сферы сознания и основа самосознания;

2.Личное бессознательное – состоит из болезненных и подавленных воспоминаний, содержит в себе части личности, которые никогда не доходят до сознания;

3.Коллективное бессознательное – основание всей структуры личности, его содержание одинаково для всего человечества.

Архетипы – наследуемые склонности отвечать миру определенными способами:

а)Персона-маска, навязанная нам соц. условностями;

б)Тень-воплощение нашей животной стороны;

в)Анимус-маскулиное начало в бессознательном женщины; Анима-феминое начало в бес-ом мужчины;

г)Самость-архетип центрированности.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ- Индивидуация-процесс достижения целостности, развитие динамической связи между Эго и Самостью с интеграцией частей психики: эго, персоны, тени,анимы и анимуса и др. архетипов бессознательного

2 направленности личности – экстравертированная (направляют свою психическую энергию вовне, связывая носителя энергии с внешним миром) и интровертированная (тенденция либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства)

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ –

1).экстравертированный мыслительный;

2).интровертированный мыслительный ;

3).экстравертированный чувствующий

4).интровертированный чувствующий

5.) экстравертированный интуитивный

6)интровертированный интуитивный ;

7).экстравертированный ощущающий тип;

8).интровертированный ощущающий

А Д Л Е Р:

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ – Теория Адлера основана на 7-ми понятиях и принципах:1)Чувство неполноценности – всякое чувство, возникающее из переживания свей беспомощности, слабости, несостоятельности и др в любой жизненной сфере;2)Стремление к совершенству – врожденно побуждение к постоянному развитию своих способностей и возможностей, т.е. компенсации нормального чув-ва неполноценности. Выделил 2-а направления: а)Позитивное – предполагает социальный интерес; б) Негативное –эгоистический интерес, самовозвышение и стремление ощущать личное превосходство за счет других; 3)Стремление к превосходству – результат стремления компенсировать преувеличенное чув-во неполноценности, препятствующее позитивному росту и развитию. 4)Социальный интерес; 5)Творческое «Я»; 6)Порядок рождения; 7) Фикционный финализм.

ЛИЧНОСТЬ – Не сексуальное, а социальное существо. Обладает уникальностью, самосознанием и контролем над своей судьбой, т.е. может свободно создавать свой жизненный стиль. И ответственна за то чем она становится.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ – едина. Структуру самоосоглашающейся и единой личности автор определял определял как стиль жизни – уникальный способ достижения целей, избираемый личностью.как стиль жизни – уникальный способ достижения целей, избираемый личностью.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ – Постулировались 3-и фактора стабильности и динамики личности:1) чувство общности;2) чувство неполноценности:

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ – Детерминантой в развитии личности является стремление к превосходству. Но из-за дефекта в развитии телесных органов человек переживает чувство своей неполноценности и прибегает к видам компенсации ( адекватные и неадекватные). Адлер выделил 3-ри основные формы проявления компенсации:

1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к совершенству с соц. интересом.

2. Сверхкомпенсация, которое означает одностороннее приспособление к жизни в рез-те чрезмерного развития какой-то одной черты или способности.

3) стремление к самозначимости.

3. Уход в болезнь. В этом случае чел. Не может освободиться от чувства неполноценности; не может прийти к компенсации «нормальными» способами и «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ –

1. Социально полезный. Ведущая установка: сотрудничество.

2. Управляющий. Ведущая установка: превосходство по сути враждебная и антисоциальная личность.

3. Берущий тип. Установка: паразитическая (за счет других).4. Избегающий тип. Установка: избегание, страх неудач и бегство от решения проблем.

Э. Фромм. В личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления – это следствие погруженности личности в различные социальные Среды.

Однако, в отличие от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной Среды, а из двойственности человеческого существования: “экзистенциальной” и “исторической”.

К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта:

1. человек изначально находится между жизнью и смертью, “он брошен в этом мире в случайном месте и времени” и “выбирается из него опять же случайно”,

2. существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

цель психологии – в познании структуры характера, то есть личности.

В своей теории личности Фромм исходил из ряда постулатов.

1. Всем людям присуща общая и единая человеческая природа. Фрейд и представители глубинной психологии в целом (К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни и др.) являются первооткрывателями действительной природы человека. Учение о природе человека – основа теории личности.

2. Важные особенности личности вытекают из так называемого “базового противоречия”, которое заключается в двойственности человека: как существа животного и человеческого.

3. Общество, начиная с периода разделения труда, во все большей степени способствует отчуждению человека в такой степени, что формирует отчужденную и, в конечном счете, больную личность.

Тем не менее, общество создано людьми для того, чтобы сущностная природа человека могла воплотиться.

И если до настоящего времени ни одно общество не обращено в полной мере к базовым потребностям человека, то такое общество может быть создано.

Опора на Фрейда и Маркса

Э. Фромм создал теорию отчужденной личности; его важнейшая тема – одиночество и изоляция современного человека из-за отчуждения от природы и от людей. Это состояние изоляции свойственно только человеку и не обнаруживается ни у одного из видов животных.

Э. Фромм выводит теорию личности из понятия природы человека. Он различает животную природу и человеческую природу. Животная природа – это биохимические и физиологические основы и механизмы, служащие целям физического выживания. Человеческая природа – это качества и действия человека, которые являются продуктом исторической эволюции людей.

Фромм делает акцент на следовании личности своей человеческой природе. Но признает в человеке существование животной сущности наряду с человеческой.

Двойственность природы человека проявляется в наличии у него двух родов потребностей. Как животное, человек обладает биологическими потребностями, а из условий его существования вырастают “человеческие” потребности:

1) в связи с другими – потребность создавать межличностные отношения,

2) трансценденции – желание человека подняться над своей животной природой и стать создателем, а не оставаться созданием,

3) в укорененности – ощущать себя неотъемлемой частью мира,

4) в идентичности – стремление к переживанию индивидуальной уникальности,

5) в системе ориентации.

Ведущую роль для понимания личности играют “человеческие потребности”. “Понимание человеческой души должно основываться на анализе человеческих потребностей, вырастающих из условий существования”.

Эти новые потребности чисто человеческие, – их нет у животных. Они объективны; их нельзя вывести из того, что люди говорят о них.

Не порождаются эти потребности и обществом; скорее они укореняются в людях эволюционно.

Личность человека адаптируется к возможностям, предоставляемым конкретным обществом. Приспособление человека к обществу обычно представляет компромисс между внутренними потребностями и внешними требованиями и обретает форму социального характера, который находится в соответствии с требованиями общества.

Социальный характер – это ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры, в противовес индивидуальному характеру, который отличает их друг от друга. Это типичный для общества характер.

Говоря о том, что общество формирует характер, Фромм не забывает о человеческой природе, которая, в свою очередь, влияет на социальные условия, в которых живет человек.

Характер личности формируется в детстве. Но ведь ребенок в ранние годы жизни сравнительно мало вступает в контакт с обществом. Это противоречие Фромм решает просто. Семья является психическим представителем общества. Она передает требования общества подрастающему ребенку.

Эту функцию семья выполняет двумя путями: 1) через влияние, которое на формирование характера ребенка оказывает характер родителей; поскольку характер большинства родителей является выражением социального характера, то они передают ребенку основные черты желательной для общества структуры характера; 2) через способы воспитания детей, обычные для данной культуры.

Типы социального характера:

1) Накопительский тип характера – мало верит в получение чего-то нового из окружающего мира

–практичностью, аккуратностью, осторожностью, терпеливостью, осмотрительностью, стойкостью, хладнокровием, системностью и др.

2) Рыночньш_характер – человек воспринимает себя как товар.

–целеустремленный, ориентированный в будущее, придерживается широких взглядов, остроумный, общительный, квалифицированный, любознательный, умный, щедрый, склонен к экспериментированию.

3) Продуктивный характер – идеальный типхарактера. ОЭто человек, достигший высшей ступени развития – цели развития человека и одновременно идеала гуманистической нравственности.

Продуктивная ориентация личности охватывает интеллектуальные, эмоциональные и сенсорныереакции по отношению к другим людям, самому себе и предметам.

Он ощущает, что он и его силы – это единое целое, что они не служат объектом оценивания и отчуждения.

4) Некрофильный – направленность на мертвое

5) Биофильный – воплощающий любовь к жизни.

Любой индивид представляет смешение пяти типов, хотя один из них может выделяться из остальных.

К. Хорни – основным побудительным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха индивида.

Чувство тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базовыми для поведения индивидов сопровождают человека на протяжении всей жизни.

Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета. Все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями.

Именно из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающее базальное чувство тревоги в потенциально враждебном мире. Невроз есть не что иное, как реакция на тревожность, описанные же Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом.

К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям:

1. к людям, как потребность в любви

2. от людей, как потребность в независимости

3. против людей, как потребность во власти.

При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности:

1. услужливая, ищущая любви, одобрения любой ценой

2. пытающаяся отрешиться от общества

3. агрессивная, жаждущая престижа и власти.

Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а наоборот, нарастает, порождая все новые и новые конфликты.



Источник: https://infopedia.su/7x1ccd.html

Норма и патология личности

Проблема нормы и патологии в теориях личности З. Фрейда, К.Юнга,

С точки зрения психоанализа, личность нормальна настолько, насколько она приспосабливается к окружающей среде. проблема нормы и патологии З.Фрейдом практически не ставилась свойства невротической личности, которые З.

Фрейд обнаружил в результате клинических наблюдений, были им перенесены на личностные закономерности в целом (например, определяющая роль сексуального влечения, бессознательность поведения и его защитный характер, жизнедеятельность по принципу разрядки напряжения). С точки зрения А.

Фрейд, защиты естественны, «нормальны» для человека вследствие неизбежности конфликта эго С инстинктами и с санкциями общества. Э.Эриксон нормой считал не выраженность позитивного полюса «сил», а их «сбалансированную пропорцию», некоторое равновесие между полюсами, представ-ляющими крайности развития. Бихевиоризм.

Норма и патология рассматриваются в соответствии с нарушениями формирования физиологических или поведенческих реакций. Согласно точке зрения Б.Скиннера, не существует поведения нормального и патологического. Поведение может быть правильным или неправильным. В.Скиннер не видел принципиальных различий между ними. Неправильное поведение означает нежелательное поведение, а им можно управлять.

Психические нарушения возникают в результате ошибочного научения в прошлом, т.е. влияния окружения, которое неправильные поведенческие реакции подкрепляет и закрепляет. Гум. Психоанализ. В самом общем плане, под нормой понимается наличие стремления к самовыражению, патология – его отсутствие. .

Все представители данного направления причину патологии видят в самой противоречивости человеческой природы, во внешних по отношению к человеку обстоятельствах (в культуре, ситуациях детства, хотя и упоминают о роли собственного выбора), и, в связи с этим, говорят об отсутствии принципиальных различий между нормой и патологией.

Представители гуманистической психологии свои концепции построили на изучении здоровой личности, подчеркивая ее стремление к осознанному саморазвитию, выражению своего «Я». Патология личности описывалась посредством перечисления качеств, не свойственных личности здоровой. Роджерс рассматривает вопрос о норме и патологии в процессе описания согласования переживаний с Я-концепцией.К.Левин в качестве препятствий личностного роста видел невозможность достижения равновесия на новом уровне жизненного пространства.

22. 39.53. Ортодоксальный психоаналитический подход к личности; Объектная” модель личности (классический психоанализ). Классический психоанализ: З. Фрейд, Г. Салливан, А. Фрейд, Э. Эриксон

.Психодинамическая концепция З.Фрейда;личность в межперсональной теории психиатрии Г.Салливана. Г.

Салливан личность понимает как гипотетическую сущность, «иллюзию», которая обнаруживается не внутрипсихическими образованиями, а межличностными событиями, т.е.

когда человек вступает в контакты с другими людьми – не обязательно реально существующими.; теория эго и защитных механизмов А. Фрейд в детском психоанализе; эпигенетическая концепция Э.Эриксона

Л. как страдающий человек из-за неизбежных противоречий между телесной природой и социальной . – Истоки: история философии, ест.-научная база. – Жизненная задача личности: бессознательное удовлетворение потр. биологических) для редукции напряжения.

– Источник внутрипсихической организации: инстинкты, принцип внутрипсихической организации – их удовлетворение в борьбе личностных структур. – Способ взаимосвязи внутрипсих. организ.и внешнего мира: «посредник», выполняющий роль «уменьшителя» конфликта между человеком и обществом.

– Внешняя реализация внутрипсихической организации: реализация бессознательного как основной части личности; защитные механизмы как препятствия. – Характеристика отдельных аспектов развития с развернутой периодизацией. – Норма и патология личности: по критерию успешности приспособления к окружающей среде – Методология психического детерминизма; методы иссл.

бессознательного психического в тесной связи с практикой психоанализа. – Психологическая помощь – стимуляция выражения вовне бессознательных переживаний. Типологии характеров в соответствии с фиксацией неразрешенных конфликтов в процессе онтогенетического развития.

23. 40.54.55. Поведенческий и бихевиоральный подходы к личности. Объектная” модель личности (поведенческие подходы). Бихевиоральный подход: Б. Скиннер, Г. Айзенк. Поведенческий подход: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев

Личность как совокупность поведенческих реакция внешние стимулы среды- Истоки: укрепление е с т е с т вен н о – н а у ч н ого мировоззрения, развитие физиологии, а также философии, отводящей ведущую роль опытному знанию. Жизненная задача личности: приспособление к внешней среде.

Источник и принцип внутрипсихической организации: способ организации поведенческих реакций. Способ взаимосвязи внутрипсихической организации и внешней реализации: как простейшие мышечные движения, так и сложные поведенческие действия («реакции»).

Внешняя реализация внутрипсихической организации: различные формы поведения, по своей природе так или иначе рефлекторно обусловленные. Развитие личности: изменения поведенческих действий (реакции) в результате внешних воздействий.

Норма и патология личности: по критериям сохранности механизмов формирования физиологических или поведенческих реакций. Методология и методы исследования личности: естественно-научная методология, «объективные» методы изучения физиологических реакций, рефлексов, поведенческих характеристик, вызывающихся внешними влияниями.

Психологическая помощь личности: «симптоматические» методы, позволяющие упорядочить, тем или иным способом, внешне наблюдаемые реакции (действия). Слабая разработанность типологии личности в связи с представлением об ее обусловленности изменчивыми средовыми условиями.

Сеченов ( Элементы мысли, кому и как разрабатывать психологию-физиологам), Бехтерев (рефлексология- нет ни одного процесса мысли, который не получал бы объективного проявления.

В связи с этим изучались все рефлексы, протекающие с участием головного мозга), Павлов(ВНД, условные рефлексы), Скиннер (операндное обуславливание- поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды.

Задача личности заключается в обучении контролю за средой с целью создания благоприятных обстоятельств (условий) поведения и минимизации условий, препятствующих успешному (эффективному) поведению.), типологическая теория Айзенка(приспособление к окружающей среде, в соответствии с индивидуальной системой иерархической организации поведения (чертами, формирующимися в типы) .

24.41.56. Личность в гуманистическом психоанализе; Субъектная” модель личности (гуманистический психоанализ). Гуманистический психоанализ: Э. Фромм, А. Адлер, К. Хорни.

 гуманистическая концепция личности Э.Фромма; индивидуальная психология А.Адлера; личность в социокультурной теории К.Хорни. Личность – целостность, развивающаяся в соответствии с бессознательной динамикой разноуровневой потребностно- мотивационной сферы. – Истоки: классический психоанализ, социальные и философские науки.

– Жизненная задача личности: реализация по-разному обозначаемой потребности в самовыражении. – Источник и принцип внутрипсихической организации: разветвленная система особых, «истинно человеческих» потребностей.

– Способ взаимовязи внутрипсихической организации и внешнего мира: жизненная направленность, определяющая типичный для человека последовательный способ поведения. — Внешняя реализация внутрипсихической организации: различные способы самовыражения в разных сферах жизнедеятельности; защитные механизмы как препятствия реализации себя.

– Развитие личности: реализация возможностей; определяющая роль семейной ситуации в детском развитии. – Норма и патология личности: по критерию наличия стремления к самовыражению. – Методология и методы иссл.: методы клинической ориентации; исполь-зование личностных опросников, проективных методик и привлечение методов социальных наук.

– Психологическая помощь: модифицированная практика психоанализа; сочетание тенденций классического психоанализа с ростом внимания к индивидуальности пациента. – Развернутые типологии личности в связи с центральным феноменом концепции.

Концепция личности Э.Фромма- « жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – собственная личность». Таким образом, жизненная задача, понимаемая Э.Фроммом, – стремление выразить свою человеческую природу… А.

Адлер для характеристики жизненной задачи личности использует разрабатываемое им понятие «стремление к превос-ходству», близкое к понятию Ф.Ницше «воля к власти» (первоначально агрессия как инициативность, стремление преодолевать препятствия).

В любой момент жизненного пути человеком руководит это страстное стремление – «мысль о своем богоподобии, вера в свою особую врожденную волшебную силу»….С точки зрения К.Хорни, человек обладает рядом врожденных возможностей (темпераментом, способностями и склонностями), реализующихся во взаимодействии с внешним миром.

Рассматривая жизненную задачу личности как реализацию врожденных возможностей в благоприятных условиях, вместе с тем, К.Хорни подняла и вопрос ореалцзации потребности в безопасности и удовлетворении при минимизации тревоги.

25.42.57. Классический гуманистический подход к личности..”Субъектная” модель личности (классическая гуманистическая психология). Гуманистическая психология: А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Оллпорт.

теория самоактуализации А.Маслоу; феноменологическая концепция К.Роджерса; диспозиционная концепция Г. Оллпорта. Личность как активный субъект, самостоятельно созидающий и преобразующий свою жизнь. ценность личности: «Я» и его раскрытие.

– Истоки в гуманистическом психоанализе, персонализме, экзистенциальной философии, социальной антропологии, гештальтпсихологии, восточных учениях,. – Жизненная задача личности: самовыражение как продолжение удовлетворения первичных потребностей более низкого порядка.

– Источник внутрипсихической организации: сложно организованная система потребностей при разграничении биологических и «Я»- потребностей и признании последовательности их удовлетворения от низших к высшим. Принцип внутрипсихической организации определяется мерой реализации потребностей.

– Способ взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира: феномены субъективной реальности, свидетельствующие о направленности на самовыражение. – Внешняя реализация внутрипсихической организации: поведение, в котором реализуется «Я»: препятствия как «неклассически» понимаемые защитные механизмы. – Развитие личности: путь к «Я».

– Норма и патология личности: по критерию стремления к осознанному саморазвитию, выражению своего «Я». – Гуманитарная методологическая парадигма и соответствующие методы. – Психологическая помощь – создание условий для самораскрытия с опорой на индивидуальный подход и безоценочность. – Дихотомичность типологий по критерию раскрытия внутреннего потенциала.

Маслоу- определял жизненную задачу личности как актуализацию внутренних потенциалов и удовлетворение потребностей, отвечающих за физическое и психологическое выживание организма.

-1- физиологические потребности; -2- потребность в безопасности; -3- потребность в принадлежности к определенной социальной группе; -4- потребность в уважении; -5- потребность в самовыражении, самореализации, личной власти.       К.Роджерс сходным образом рассматривает тенденцию актуализировать свой внутренний потенциал, присущую всем живым существам.

У человека эта тенденция проявляется в форме «стремления к актуализации своего «Я». Фундаментальное понятие теории Роджерса Я-концепция, или Самость, определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с др. людьми, а также из ценностей Я.

Я-концепция включаете только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). В тенденции самоактуализации очень важна потребность человека в позитивном внимании как со стороны других людей, так и со стороны себя самого. Стремление к самовыражению Г.Оллпорт признает более важным для человека. Человек представляет собой открытую систему. Задача -непрерывное становление, нарушение равновесия со средой. Теория подчеркивает уникальность психически здоровых индивидуумов, стремящихся к своим сознательно поставленным целям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_36657_norma-i-patologiya-lichnosti.html

Вопрос 28. Психоаналитические теории личности (з. Фрейд, а. Адлер, к.Г. Юнг)

Проблема нормы и патологии в теориях личности З. Фрейда, К.Юнга,

Общаяхарактеристика подхода.

Психоанализвозник в начале 90-х годов XIXвека из медицинской практики лечениябольных с функциональными нарушениямипсихики. Основными представителямиэтого направления были З. Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер, К. Хорни и т.д.

Фрейдназывал психоанализ новой формой терапиии методом исследования. Ядро психоанализа- учение о бессознательном. Основойявляется понимание психики как энергии.Психодинамическая энергетическаятеория. Энергия распределяется по всемуконтинууму, есть каналы по которым онаразряжается, канализация каналов должнаидти в самых приемлемых формах. Скоплениеэнергии – невроз.

Методологическиепринципы.

  • Движущие силы развития психики врожденные и бессознательные.
  • Детерминанта психического развития – адаптация к среде. Стремление нахождения равновесия со средой.
  • Отношения между личностью и обществом всегда конфликтное. У Фрейда антагонистическое (неразрешенное), у остальных может быть разрешенный. Путь развития человека – насильственная социализация.
  • Наибольшее значение в развитии являются первые годы до 5-7 лет. Защиты и комплексы сформированные в детстве остаются на протяжении всей жизни.

Методы.

  • Анализ свободных всплывающих ассоциаций;
  • Толкование сновидений. Сон – желания, в которых мы не хотим себе признаться, т.к. они неприемлемы.
  • Анализ ошибочных действий повседневной жизни (описки, поговорки, потеря вещей) не случайны и являются выраженными импульсами и намерениями, которые отстранены я должны быть скрыты от сознания. С их помощью человек выдает свои тайны.

Психосексуальнаятеория личности З. Фрейда.

Структураличности.

Оно(id):примитивные, инстинктивные и врожденныеаспекты личности. Оно функционируетцеликом в бессознательном. Оно выражаетпервичный принцип всей человеческойжизни – немедленную разрядку психическойэнергии, производимой биологическиобусловленными побуждениями.

Последние,когда они сдерживаются и не находятразрядки, создают напряжение в личностномфункционировании. Немедленная разрядканапряжения получила название принципудовольствия.

Механизмы избавленияличности от напряжения: рефлекторныедействия и первичные процессы (в первомслучае автоматический ответ на сигнал– чихание, если рефлекторный акт невозможен, то первичные процессыпредставления – психический образобъекта, сновидения, галлюцинации,психозы). Yаиболееважная часть личности, т.к.

связана среализацией базовых потребностейчеловека : стремление к жизни и смерти– выражает энергетический заряд = Эроси танатос. Либидо – влечение, на самыхранних стадиях развития личностиразвивается благодаря сосанию и кусанию,актам модификации.

Оно обеспечиваетнасыщение энергии либидо, находясь всфере бессознательного. Id дается человеку при рождении. Существуетнабор эпигенных зон: рот, анус, половыеорганы. Их стимуляции обеспечиваетэнергию либидо через удовольствие.

Я(ego):компонент психического аппарата,ответственный за принятие решений. Эгостремится выразить и удовлетворитьжелания Оно в соответствии с ограничениями,налагаемыми внешним миром.

Эгоэволюционирует из Оно, заимствуя частьэнергии для своих нужд, чтобы отвечатьтребованиям социальной реальности.

Эгопомогает обеспечить безопасность исохранение организма (дифференциациясобытий психических и реальных (образпищи в представлении и реальная пища),цель достигается при помощи определенныхдействий, дающих Оно возможность выражатьсвои инстинктивные проявления всоответствии с нормами и этикойсоциального мира, эта цель заставляетчеловека учится, думать, рассуждать,воспринимать и т.д.). Эго подчиняетсяпринципу реальности. Цель – сохранитьцелостность организма путем отсрочкиудовлетворения инстинктов до тогомомента, когда буден найдена возможностьдостичь разрядки подходящим образом.Принцип реальности вносит в нашеповедение меру разумности. Эго являетсяисполнительным органом личности иобластью протекания интеллектуальныхпроцессов и решения проблем. Отделяетсяот Оно в процессе развития ребенка.Изначально Эго тоже находится в сферебессознательного ребенка, но постепенно,развиваясь, выходит на уровень сознания.

Сверх-Я(superego):системаценностей, норм и этики, разумносовместимых с теми, которые приняты вего окружении. Все это приобретается впроцессе социализации. Сверх-Я –последний компонент развивающейсяличности, представляющий интернализованнуюверсию общественных норм и стандартовповедения.

Дети должны обретать его,благодаря взаимодействию с родителями,учителями и другими формирующимифигурами. Две подсистемы: совесть иЭго-идеал. Совесть приобретаетсяпосредством родительских наказаний.Эго-идеал – поощрительный аспектСверх-Я. Установление для себя высокихстандартов и их достижение. Движущаясила поведения – энергия возбуждения,производимого телесными потребностями.

Эго зажато Оно и Супер-Эго.

Развитиеличности.

Развитиеличности у Фрейда подразумеваетпрохождение следующих стадий:

Оральная– (0-18 мес.) – источник удовольствия –главный источник удовольствия соединяетсяс удовлетворением органическойпотребности и включает действия,связанные с кормлением грудью. На этойстадии складываются установки в отношениидругих людей (зависимость, доверие,опора и т.д.). мать пробуждает в ребенкесексуальное влечение, учит его любить.

Оптимальная степень удовлетворения(стимуляции) в оральной зоне закладываетосновы здоровой самостоятельной взрослой личности. Крайности материнскогоотношения в первые 6 месяцев жизниискажают личностное развитие – взрослыйчеловек будет демонстрироватьбеспомощность, будет нуждаться впостоянном одобрении своих действий.

Во второй половине первого года жизниакцент смещается на действия кусанияи жевания – орально-садистическая фазаоральной стадии. Фиксация на этой«подстадии» приводит к таким чертамличности, как: пессимизм, любовь к спорами т.д. По мнению Фрейда область ртаостается важной эрогенной зоной втечение всей жизни человека.

Привязанностьлибидо к оральной зоне иногда сохраняетсяи взрослого человека (остаточное оральноеповедение) – курение, обжорство, жеваниерезинки и т.д.

Анальная– связана с развитием Эго (от 1 до 1,5-3лет). Связана с приятными ощущениями отработы кишечника, с интересом к собственнымфекалиям. Способ приучения к туалету,практикуемый родителями, определяетбудущие формы самоконтроля и саморегуляцииребенка.

Эмоциональная поддержкаопрятности как проявления самоконтроляимеет позитивный эффект в становленииаккуратности, личностного здоровья идаже гибкости мышления.

При неблагоприятномварианте развития: анально – удерживающая(упрямая, скупая) и анально – выталкивающая(беспокойная, импульсивная) личность.

Фаллическая-(3-6 лет) – стадия психосексуальногоразвития с участием уже собственногенитальной зоны. Ребенок рассматриваети исследует свои половые органы, интереск появлению детей и половым отношениям.

В индивидуальном развитии каждогочеловека возрождается некий историческийконфликт – Комплекс Эдипа (желание«обладать» матерью и устранить отца.Мальчик испытывает страх кастрации).

Амбивалентные чувства ребенка (любовь/ненависть к отцу), сопровождающиекомплекс Эдипа преодолеваются между5-7 годами. Мальчик подавляет своисексуальные желания в отношении матери.Идентификация себя с отцом способствуетвозникновению Супер-Эго (совести). Удевочек Комплекс Электры.

Разрешениекомплекса также происходит путемидентификации себя с родителем своегопола – увеличивая сходство с матерью,получает символический «доступ» ксвоему отцу.

Латентная– 6-7 до 12 лет – сексуальное затишье. Запасэнергии направляется на несексуальныев цели и занятия. Этот перерыв всексуальном становлении человека. Фрейд подчеркивал значение этогоперерыва в сексуальном становлениичеловека как условия развития человеческойкультуры.

Генитальная(12-18 лет) – стадия, обусловленнаябиологическим созреванием в пубертатныйпериод и завершающая психосексуальноеразвитие. Происходит прилив сексуальныхи агрессивных побуждений, комплексЭдипа возрождается на новом уровне.Приходит интерес к другому сексуальномуобъекту вместо аутоэротизма.

Одна изосновных задач этой стадии – освобождениеот авторитета родителей – обеспечиваетнужную для культурного процессапротивоположность старого и новогопоколений. Ех: проявление в аскетизме(вегетарианство, бег, спорт, отказ отсексуальных отношений, гомосексуализми лесбиянство – ложная идентификация.

Феминизм – защита, которая проявляетсяв комплексе Электры).

Генитальныйхарактер – идеальный тип личности спсихоаналитической позиции. Необходимоекачество – способность к гетеросексуальнойлюбви без чувства вины или конфликтныхпереживаний. Зрелой личности присущиактивность в решении жизненных проблеми способность прикладывать усилия,ответственность и забота о других.

Защитныемеханизмы.

  1. Идентификация. Моральные запреты, устои – неврозы.

  2. Вытеснение в сферу бессознательного под давлением Сверх-Я. Энергия, давление на личность остается – неврозы, сны, оговорки и т.д.

  3. Фиксация – личность спускается на предыдущую стадию: пьянство, алкоголизм, курение – оральная фиксация; скупость, расточительность – анальная фиксация; неразборчивость половый связи – фаллическая стадия.

  4. Проекция – проекция скрытых желаний на кого-то. Есть желания, которые нас «не достойны» – оправдание.

  5. Замещение – например, домашние животные.

  6. Сублимация – сексуальная энергия направлена в другое русло. Все человеческое поведение – сублимация (игра).

Аналитическаяпсихология К. Г. Юнга.

Строениеличности.

Личностьсостоит из трех взаимодействующихструктур: эго, личное бессознательное,коллективное бессознательное. Юнгпредставлял структуру личности в видешара, который освещается светом.

Поверхность шара – сознание, то, чтовнутри шара (куда проникает свет) –индивидуальное бессознательное, ядро– коллективное бессознательное –основа нашей жизни, которую никогданевозможно осознать.

При помощиопределенных аппаратов можно осознатьи понять индивидуальное бессознательное.

Эго– цент сферы сознания. Включает в себямысли, чувства, воспоминания, ощущения,благодаря которым мы чувствуем своюцелостность, постоянство и воспринимаемсебя людьми.

Личноебессознательное– конфликты и воспоминания, которыекогда-то осознавались, но теперь подавленыили забыты.

Оно содержит в себе комплексы,или скопления эмоционально заряженныхмыслей, чувств и воспоминаний, вынесенныхиндивидом из его прошлого личного опытаили из родового, наследственного. Этикомплексы скомпонованы вокруг самыхобычных тем и влияют на поведениеиндивида.

Например, комплекс власти –расходует психическую энергию надеятельность прямо или символическисвязанную с темой власти. Комплекс можетбыть осознан.

Коллективноебессознательное– хранилище латентных следов памятичеловечества и даже наших человекообразныхпредков. В нем отражены мысли и чувства,общие для всех человеческих существ иявляющиеся результатом нашего общегоэмоционального прошлого.

Коллективноебессознательное состоит из мощныхпервичных психических образов –архетипов. Архетипы– врожденные идеи или воспоминания,которые предрасполагают людейвоспринимать, переживать и реагироватьна события определенным образом(предрасполагающие факторы).

Врожденныездесь тенденции эмоционально, когнитивнои поведенчески реагировать на конкретныеситуации.

Архетипы:персона– наше публичное лицо, множествопроигрываемых нами ролей. Она для другихи скрывает истинную сущность. Тень– темная, дурная и животная стороналичности. Но это и источник жизненнойсилы, спонтанности и творческого началав человеке.

Функция Эго направить внужное русло энергию тени. Анимаи анимус– человек существо по своей природебисексуальное (развитие плода, гормоны,маскульнность и феминность – в одномчеловеке). Феминный архетип в мужчине- анима, маскулинный в женщине – анимус.

Эти архетипы являются не только причинойналичия у человека, психологическиххарактеристик противоположного пола,но и влияют на понимание между мужчинамии женщинами. Самость– сердцевина личности, вокруг которойобъединены остальные.

Когда достигнутаинтеграция всех аспектов души, человекощущает единство, гармонию, целостность.

Развитиеличности–обретение самости. Конечная цель –полная реализация Я, становление единого,неповторимого и целостного индивида.Конечное выражение индивидуализации– сознательная реализация человекомсвоей уникальной психической реальности,полное развитие и выражение всехэлементов личности. Итогиндивидуализации–самореализация.

Индивидуальнаяпсихология А. Адлера.

Принципытеории:

Чувствонеполноценности и компенсация.Чувство неполноценности берет своиистоки в детстве. Ребенок переживаеточень длительный период зависимости,когда он совершенно беспомощен и, чтобывыжить, должен опираться на родителей.

Этот опыт вызывает у ребенка глубокиепереживания неполноценности по сравнениюс другими людьми в семейном окружении,более сильными и могущественными.Появление этого раннего ощущениянеполноценности обозначает началодлительной борьбы за достижениепревосходства над окружением, а так жестремление к совершенству и безупречности.

Это нормальная компенсация – устремлениечеловека к саморазвитию, росту,компетентности. Гиперкомпенсация –комплекс превосходства (преувеличениесвоих возможностей).

Стремлениек превосходству– потребность возвысится от несовершенствак совершенству. Это стремление врожденно,мы никогда от него не избавимся, этосама жизнь.

Стильжизни– уникальный способ для индивида кадаптации в жизни, в плане поставленныхцелей.

Социальныйинтерес– социальное чувство, чувство общности.Предпосылки его врожденны. Но они должныпроявиться. Особый вклад делает мать(направление и поощрение). От развитостисоциального интереса зависит психическоездоровье.

ТворческоеЯ– источник активности человека, людисами ответственны за то, кем они становятсяи как себя ведут.

Порядокрождения– у каждого последующего нет идентичныхусловий развития с предыдущим. Единственныйребенок → эгоцентризм. Первый ребенок→ одинок, консервативен, стремится квласти. Второй → старший конкурент,лучший темп развития, соперничество ичестолюбие. Последний ребенок → высокаямотивация превзойти остальных.

Фикционныйфинализм– поведение индивида подчинено им самимнамеченным целям в отношении будущего.

Формированиеличности.

Личностьформируется:

1)социальнымчувством.Оно может проявляться в ориентации наокружающих. Ребенок соизмеряет себя сматерью, отцом. Видит, что чем-то уступаетокружающим.

2)чувство неполноценности(возникает из социального чувства). Учеловека возникает индивидуальныйстиль, с помощью которого он пытаетсяскомпенсировать свою неполноценность.Наличие жизненного стиля – норма жизни.

Индивидуальныйжизненный стиль – это системное основаниефункционирования личности, ведущийпринцип, объясняющий уникальностьчеловека. Есть у каждого, но нет двухчеловек с одинаковым стилем жизни.Формируется в детстве, к пятилетнемувозрасту. Жизненный стиль – компенсацияконкретной неполноценности (например,неумный ребенок будет стремиться кинтеллектуальному превосходству).

Источник: https://studfile.net/preview/4346313/page:30/

Юнг и Фрейд: сравнительный анализ теорий личности

Проблема нормы и патологии в теориях личности З. Фрейда, К.Юнга,

Юнг и Фрейд: сравнительный анализ теорий личности

    Изучение личности c разных точек зрения даёт нам в итоге сложную и необычайно интересную картину, исследовать которую можно до бесконечности. Это сфера научного знания, которая никогда не будет исчерпана, ведь личность представляет собой океан неизученного. Поэтому работ, касающихся вопросов личности и разных взглядов на нее будет много.

     Для сравнительного анализа я взяла таких авторов как Фрейд и Юнг. Мой интерес к этим авторам был вызван, прежде всего, их отношениями между собой, чем было вызвано расхождение во мнениях и как это повлияло на основные положения теорий.

 Прежде всего стоит сказать, что Юнг не являлся прямым учеником Фрейда, в отличии от Адлера, например. Он пришел к нему как психиатр в поиске психологических подходов к лечению нервно-психических заболеваний.

 Вот как он описывает в своей книге преданности теории Фрейда: «Его концепции указали мне путь и помогли как в моих последующих исследованиях, так и в понимании каждого конкретного случая.

Фрейд подошел к психиатрии именно как психолог, хотя сам был вовсе не психологом, а невропатологом».

Фрейд оценил его талант, предложил проводить вместе определенные исследования.

Какое-то время их взгляды на психоанализ как таковой совпадали, но постепенно во взглядах ученых накапливались противоречия, и, в конце концов, Юнг пошел своим путем, отойдя от классической концепции психоанализа по Фрейду.

Главное отличие теорий этих авторов в том, что Фрейд видел причины вытеснения только в сексуальных травмах.

Однако в своей практике Юнг нередко наблюдал неврозы, в которых вопросы секса играли далеко не главную роль, а на передний план выдвигались совсем другие факторы: трудности социальной адаптации, угнетенность из-за трагических обстоятельств, понятия престижа и т. д. Впоследствии Юнг не раз приводил Фрейду в пример подобные случаи, но он предпочитал не замечать никаких иных причин, кроме сексуальных. Юнг же был в корне не согласен с этим».

Что  касается самих теорий личности, то здесь Юнгом была изменена сама первоначальная структура, созданная Фрейдом. В основе теории личности, созданной Фрейдом, лежит понятие о внутреннем личностном конфликте. Фрейд выделил три структурных части личности :

    • «Оно» или «Ид»-принцип удовольствия, наши инстинкты ( «Я хочу»)
    • «Я», или «Эго» – отвечает за разрешение внутреннего конфликта( «Я боюсь»)
    • «Сверх-Я» или «Супер-Эго».- принцип соблюдения ценностей( «Надо»)

       Фрейд считал, что все три грани внутреннего мира человека постоянно взаимодействуют друг с другом: «Ид» воспринимает окружающую среду, «Эго» анализирует ситуацию и выбирает оптимальный план действия, «Супер-Эго» корректирует это решения с точки зрения моральных убеждений личности.

       Фрейд утверждал, что существует механизм смягчения внутренних противоречий, который позволяют человеку не загнать себя в угол и принять оптимальное для него решение. Итак, рассмотрим эти механизмы:

 1.    Сублимация. При этом сексуальная энергия, которая находится внутри человека, воплощается в общественной деятельности. 
2.    Вытеснение. При этом личность нейтрализует проблему путем потери мотивов к деятельности.

3.    Регрессия. Личность меняет свое поведение на более простое и отстраненное.  
4.    Проекция. Сравнения себя с другим человеком и анализ собственны впечатлений: а если бы так поступил мой друг, что бы я о нем думал?

5.    Рационализм. Заключается в желании человека увидеть ситуацию максимально объективно и выбрать наиболее логичный вариант решения. 
6.    Реактивное образование. Перемена направления мыслей и поведения человека.  

7.    Фиксация поведения. При этом личность действует, опираясь на изученные ею стереотипы и усвоенные на протяжении развития нормы морали.

         Фрейд отождествлял   бессознательное с психобиологической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов, в то время как Юнг считал бессознательное его творческим, разумным принципом,  связывающим человека со всем человечеством, с природой  и космосом.  Исходя из этого Юнг создал новую структуру личности на базе Фрейдовской.

      Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из  трех компонентов:  1) сознание – ЭГО – Я;   2) иидивидуальное бессознательное – “ОНО”;  

3) “коллективное бессознательное”, состоящее  из  психических первообразов или “архетипов”.

Коллективное бессознательное – в отличие от индивидуального (личностного бессознательного) – идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека,  будучи по природе своей сверхличным.

Коллективное бессознательное – наиболее глубинный уровень психики.

        Архетипы Юнга – символические образы, на основе которых формируется сознательная деятельность человека.

Шесть основных архетипов: Персона(принятие самого себя), Эго(центр нашего сознания, который контролирует нас, наши цели  и т.

д), Тень(центр индивидуального бессознательного, который был вытеснен из сознания), Анима (настоящая женщина) и Анимус и Самость(организует и защищает целостность и упорядоченность личности).

       На основании всего изученного выше мы можем со всей ответственностью заявить, что Юнг стал чуть ли не создателем абсолютно новой концепции психоанализа, шагнув, быть может, даже так же далеко, как и Фрейд.

ВЫВОД: В отличие от Фрейда Юнг не сводил всю человеческую деятельность к инстинктам, вместо этого он ввёл понятие архетипов. Юнг проводит четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. По его мнению, индивидуальное бессознательное призвано отражать личностный опыт конкретного человека.

Оно состоит из переживаний, бывших ранее сознательными, но утратившими свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное – это общечеловеческий опыт. Аналитическая психология Юнга и психоанализ Фрейда это совершенно разные вещи. Психоаналитик пытается помочь человеку выделить его собственную душу.

Аналитический психолог пытается помочь человеку выделить описание собственной души, карту для нахождения собственной самости.

Источник: https://student.zoomru.ru/psih/jung-i-frejd-sravnitelnyj-analiz/138043.1066546.s1.html

Medic-studio
Добавить комментарий