Проективная методика «Волшебная страна чувств» по: Проективная методика «Волшебная страна чувств», разработанная Т.Д.

Всборнике представлены материалы третьей окружной научно-практической конференции педагогов-психологов образовательных учреждений юзоуо до г

Проективная методика «Волшебная страна чувств» по: Проективная методика «Волшебная страна чувств», разработанная Т.Д.

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Диагностика самооценки (для детей 4-10 лет)

Инструкция:

Отметь себя на каждой из лестниц, при условии, что на вершине лестницы находятся самые лучшие (здоровые, умные) люди, а внизу – самые худшие (больные, злые).

Интерпретация результатов

Каждая ступень оценивается в один балл. Таким образом, по каждой шкале ребенок может набрать от 1 до 1О баллов.

Если ребенок располагает себя на четвертой – седьмой ступенях, то это говорит об адекватности его самооценки.

Размещение себя на ступнях с первой по третью говорит о низкой самооценке, а с восьмой по десятую – о завышенной. Таким образом, можно увидеть, по какой шкале ребенок себя оценивает адекватно, а по какой нет.

Проективная методика «Волшебная страна чувств» *

Цель: исследование психоэмоционального состояния.

Материалы: бланк с изображением восьми домиков, названиями восьми чувств и силуэтом человека, цветные карандаши (8 цветов).

Перед ребенком раскладываются восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.

Шаг 1. Ребенку зачитывается следующий текст.

Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство: живет в доме определенного цвета. Кто-то: живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом …

Каждый день, как встает солнце, жители занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильны, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои дома разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда – всю краску унес ветер.

Инструкция: У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.

Шаг 2. Ребенку говорят:

Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них.

Инструкция:

Пожалуйста, помоги каждому чувству найти свой дом. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика.

На этом этапе детям предлагается поработать со второй колонкой, где в столбике по вертикали перечислены названия чувств. В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Шаг 3.Ребенку говорят:

Спасибо, ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои дома. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом.

Обработка результатов

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:

1) все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков;

2) адекватно ли подобраны цвета при «заселении» в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако, несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, он, тем не менее, является диагностичным;

3) каким образом распределены обозначающие чувства цвета внутри силуэта человека. Символически силуэт делится на 5 зон:

голова и шея – символизируют ментальную деятельность;

туловище до линии талии, исключая руки – символизируют эмоциональную деятельность;

руки – символизируют коммуникативные функции;

тазобедренная область – символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний;

ноги – символизируют чувство «опоры», уверенность в себе.

Таким образом, данная методика показывает нам актуальное психоэмоциональное состояние ребенка.

Цель: выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни.

Диагностический бланк

Фамилия и Имя ребенка_________________________________________

Дата рождения_________________________________________________

Дата проведения обследования___________________________________

  1. Когда я стану большим(ой),то______________________________

  2. Мне мешает_____________________________________________

  3. Детский сад – это_________________________________________

  4. Другие дети______________________________________________

  5. Я грустный(ая), когда______________________________________

  6. Мой папа________________________________________________

  7. Я пытаюсь_______________________________________________

  8. Если бы только мои родители______________________________

  9. Когда я нахожусь дома____________________________________

  10. Я надеюсь,______________________________________________

  11. Моя мама_______________________________________________

  12. Хорошо, когда___________________________________________

  13. Моя мама полагает, что я _________________________________

  14. Ночью мне снится _______________________________________

  15. Взрослые_______________________________________________

  16. Я ненавижу_____________________________________________

  17. Я рад(а), что я___________________________________________

  18. Я не могу_______________________________________________

  19. Когда я один(а)__________________________________________

  20. Самое важное для меня___________________________________

  21. Я пугаюсь, когда_________________________________________

  22. Я бы хотел (а)___________________________________________

  23. Я бываю расстроен (а), когда______________________________

  24. Больше всего я бы хотел(а)_______________________________

  25. Моя сестра (брат)_______________________________________

  26. Моя семья_____________________________________________

Интерпретация: Полученные ответы ребёнка показывают его отношение к родителям и семье в целом. Спонтанные ответы также дают некоторую информацию о том, какие чувства и эмоции испытывает ребёнок, что его беспокоит, что радует, что страшит, и что даёт силу.

Тест «Сказка»

Инструкция для всего текста: Сегодня мы с тобой будем сочинять сказочные истории. У меня есть начала этих истории, а тебе я предлагаю их продолжить.

1. Птенец

Цель: Диагностика степени зависимости от родителей. Ответы ребёнка могут дать информацию о том, к кому из родителей он ближе и как оценивает взаимоотношения с ними. Также рассказы отражают степень готовности детей к самостоятельным поступкам, их умение просить помощи.

В гнездышке на дереве спят птички: мама, папа и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз, и все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама – на другую … Что делать птенцу?

2. Страх

Цель:

Основная информация, которую можно получить при использовании этой методики, касается содержания и характера страхов ребёнка.

Страхи могут быть как нормативными (соответствующими возрасту ребенка), так и специфическими (в том числе и вызванными ситуацией развода родителей).

Кроме того, рассказы детей помогают увидеть, насколько выражены у них склонность к самобичеванию, чувство вины и скрытая агрессивность по отношению к родителям.

Один мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!»…..

3. «Годовщина свадьбы родителей»

Цель:

Выявление чувства ревности к родителям, анализ самоощущения ребёнка в связи с проявлением родителями чувств друг к другу.

Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга

и хотят весело праздничную дату, пригласив своих родителей и друзей. Во время праздника ребёнок идёт и один идёт в сад ….

Что произошло, почему он ушёл?

4. «Прогулка»

Цель:

выявление степени привязанности к родителю противоположного пола и соперничества с родителем своего пола. Кроме того, анализ рассказа ребёнка может

дать информацию о том, как, по мнению ребёнка, его мать или отец реагирует на его встречи и взаимоотношения с другим родителем.

Один мальчик пошёл с мамой в лес погулять, и они оба были очень довольны. Но когда они вернулись домой, то увидели, что у папы изменилось выражение лица. Какое настроение у папы, и почему оно стало таким?

5. Дурной сон

Цель:

выявление бессознательно проявляемых страхов.

Однажды утром один мальчик(девочка) резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон он(а) увидел(а)?»

Протокол тестирования

Фамилия, имя ребенка_____________________________________________________

Дата рождения___________________________________________________________

Дата проведения__________________________________________________________

НазваниеЦельОтвет ребёнкаНП
1«Птенец»Степень зависимостиот родителей
2« Страх»Характер и содержаниестрахов, скрытая агрессивность к родителям, чувство вины
3«Годовщинасвадьбы родителей»Ревность, недостатоквнимания, любви
4.«Прогулка»Степень привязанности к родителям противоположного полаи соперничество с родителем своего пола
5«Дурной сон»Выявление бессознательно проявляемых страхов
*Примечание: Н- нормативные ответы; П- патологические ответы

Про маленькую веселую рыбку*

т. Холкина

К Морю текла большая красивая Река, а в ней резвилась Маленькая Веселая Рыбка.

Река была большая и поэтому легко преодолевала и мели, и пороги, и холод зимой, и жару летом. Каждая капелька в ней поддерживала друг дружку и нежила Маленькую Веселую Рыбку. Река очень любила свою Маленькую Рыбку, а Рыбка очень любила Реку.

И было Маленькой Веселой Рыбке в этой большой Реке спокойно и хорошо. Она плыла вместе с Рекой по течению к Морю и росла-подрастала. А еще у Маленькой Веселой Рыбки был друг Ветерок, с которым она играла в догонялки.

Когда они играли, над ними светило ласковое солнышко!

Но однажды все изменилось! Началось в Реке волнение. Вода стала шумной, бурной и мутной, как будто ссорилась сама с собой … Рыбке казалось, что Река совсем забыла про нее.

И даже солнышко вроде бы померкло. Маленькой Рыбке стало страшно и обидно.

Она захотела вернуться назад – туда, где было так спокойно и хорошо! Но Река несла ее вперед и вперед, и, казалось, ничего уже нельзя поправить …

– Ветерок-Ветерок, почему все не может быть, как прежде? – спрашивала, чуть не плача, Маленькая Рыбка. – Я не знаю, как мы будем жить дальше, и поэтому боюсь.

– Не надо бояться того, чего не знаешь. Хочешь, я слетаю вперед и расскажу тебе, что там? – спросил Ветерок и умчался далеко вперед. А когда вернулся, то успокоил Рыбку:

– Впереди Река разделяется на два Ручья. Они, конечно, не такие большие, как была когда-то Река, но очень симпатичные. Они текут совсем рядышком, и над ними опять сияет солнышко.

– Ну почему, почему Река разделяется? – возмутилась Маленькая Рыбка. – Я не хочу!

– Знаешь, реки как люди: то сходятся, то расходятся.

Так бывает, но жизнь-то продолжается! Надо просто переплыть поскорее трудное место, – сказал ей мудрый Ветерок.

Когда Рыбка доплыла до места, где делилась Река, она заметалась: в какой ручей ей плыть? Где остаться? На что решиться?!

Но верный друг Ветерок ее упокоил:

– Плыви туда, куда сама захочешь. Оба Ручейка тебя любят, и будут любить всегда. Они всегда будут рядом с тобой! И не так важно, в каком Ручейке ты плаваешь, ведь ты всегда можешь прыгнуть в гости к другому Ручью, а потом опять вернуться обратно.

– Ладно-ладно, я поняла, – засмеялась Маленькая Рыбка. – Сделаю, как ты советуешь!

Рыбка выбрал правый Ручей. И чем дальше, тем спокойнее становился Ручеек: сначала взъерошенный и мутный, будто заплаканный, дальше он успокаивался. Вода стала чистой и снова заискрилась под солнышком.

И второй Ручеек тоже прояснился и кидал в Маленькую Веселую рыбку веселые брызги. От них над ручейком зажегся мостик-радуга.

Рыбка прыгала к Ручейку в гости прямо по этой радуге, и вместе с ней прыгал друг Ветерок.

Так Маленькая Веселая Рыбка и плыла вместе со своими Ручейками дальше, все вперед и вперед, к великому и прекрасному Морю

Источник: https://refdb.ru/look/2053085-p7.html

Ресурс

Проективная методика «Волшебная страна чувств» по: Проективная методика «Волшебная страна чувств», разработанная Т.Д.

Цель: гармонизация эмоциональной сферы детей.

Задачи:

— накопление положительного эмоционального опыта;

— сплочение группы;

— развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон;

— формирование умения выражать свои мысли;

— развитие фантазии и воображения;

— развитие памяти, внимания, познавательного интереса;

— формирование способности слушать другого, следить за ходом мыслей и умения встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования;

— раскрытие ресурса личности;

— снятие психоэмоционального напряжения и тревожности;

— развитие саморегуляции.

Категория участников: дети старшего дошкольного возраста с особенностями психофизического развития (программу можно также использовать для работы с детьми с нормальным интеллектуальным развитием).

Количество участников: 5–7 человек.

Периодичность занятий: 1–2 раза в неделю.

Продолжительность занятий: 45–60 мин.

С целью стабилизации эффекта необходимо проводить подобные программы с «особыми» детьми 2–3 раза в год с перерывом 2–3 месяца.

ЗАНЯТИЕ № 1
Диагностическое

бланки методики «Карта чувств» (см. приложение 1), восемь цветных карандашей по количеству участников, круг из корсажной ленты диаметром 1,5 м, ширина ленты — 1,5–2 см, магнитофон, запись подвижной музыки.

Задачи: принятие правил и норм работы группы; исследование психоэмоционального состояния; сплочение группы; накопление положительного эмоционального опыта; снятие психоэмоционального напряжения и тревожности.

Каждое занятие начинается и заканчивается выполнением ритуала «входа» в сказку. (На этапе «выхода» повторяется ритуал «входа» в «обратном направлении».)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Игра «Волшебный круг»

Игра на групповое взаимодействие. Участники встают в круг, взявшись за руки. Через плечо ведущего перекинут круг из корсажной ленты. Детям необходимо пройти через него, не разнимая рук. Если кто-то разнимет руки, ему будет задана сказочная задача.

Примеры сказочных задач

1.В одной сказочной стране естьрека. Но течет в ней не вода, а огонь. Как переправиться через эту реку?

2. Один раз задумался Иван Царевич: правду ли говорят, что Баба-яга такая злая и коварная? А как вы думаете? Почему Баба-яга иногда бывает злой и коварной?

Затем задание усложняется: лента сворачивается вдвое, таким образом сузив проход круга.

Правила и нормы Сказочной страны

Ведущий знакомит детей с правилами и нормами Сказочной страны: быть искренними и открытыми, активными. Если правила нарушаются, детям предлагается решить сказочные задачи с целью закрепления данного правила в группе.

После принятия правил детьми ведущий раскладывает по восемь карандашей, бланки методики (см. приложение 2) и рассказывает детям сказку.

Сказка

Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках.

Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом…

Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер.

У вас есть цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрасьте домики.

(Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой приложения 1, где изображены домики.)

Игра «Раскрась домик»

Ведущий.Спасибо вам, ребята, от лица всех жителей. Вы восстановили страну. Настоящие волшебники! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помогите каждому жителю найти свой домик. Закрасьте или подчеркните название чувства цветом, соответствующим цвету его домика.

(Дети выполняют задание.)

Спасибо! Вы не только восстановили страну, но и помогли жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом.

Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту.

Посмотрите — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту.

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это — человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

Перерыв. На каждом занятии необходимо делать небольшой перерыв (10 минут), чтобы дети могли отдохнуть, сходить в туалет, попить.

Игра «Змейка»

Дети становятся друг за другом, держась за руки. Под веселую музыку они бегут зигзагом.

Психодинамическая медитация «Сказочный лес»

Ведущий. В лесу живет много животных. Изобразите зайца, волка, лису, медведя, змею, собаку, кошку, лягушку, жирафа. А теперь мы перевоплощаемся в сказочных птиц и летим, свободно машем крыльями. У нас сильные и крепкие крылья. Птицы летят свободно и легко». (Время перевоплощения — 5–6 минут).

Обсуждение занятия

На данном этапе ведущий подводит итоги и проводит обсуждение занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта (каждый ребенок может объяснить, что было важного сегодня лично для него), рассказывает о конкретных ситуациях в жизни, когда дети смогут воспользоваться новым опытом.

ЗАНЯТИЕ № 2
Путешествие в страну Чувств

корона, фигурки Королевы, Меры, Радости, цветные карандаши, фломастеры, краски, листы бумаги, карточки с именами героев различных сказок, круг из корсажной ленты диаметром 1,5 м, ширина ленты — 1,5–2 см.

Задачи:мотивация на принятие другого; интеграция персоны и тени, то есть соотнесение положительного и отрицательного в человеке (персонаже); развитие способности слушать другого; развитие творческих способностей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Игра «Герои сказок»

По предъявлении карточек с нарисованными героями (написанными именами героев) разных сказок ребята рассказывают о себе от имени героя. Карточки подбираются с учетом особенностей, личностных качеств участника, ассоциируемых с характером сказочного персонажа.

Игра «Королева и ее придворные

Ведущий.В некотором королевстве живет Королева (демонстрация фигурки Королевы). Она добрая, мудрая, справедливая. Королева правит своим большим Королевством, где живет много придворных и слуг. Давайте поиграем в Королеву и ее придворных.

Один из детей (он может быть выбран ведущим, по желанию группы или самого ребенка) надевает корону и идет величественно, как Королева (Король). Остальные дети — придворные. Они становятся в две шеренги, образуя символический «королевский путь», и с поклонами отдают Королеве (Королю) почести. (Желательно, чтобы каждый участник побывал в роли Королевы / Короля.)

Знакомство со слугой Радостью

Ведущий. У королевы много придворных: Радость, Удовольствие, Злость, Грусть, Страх, Обида, Вина и Интерес. Сегодня в гости к Королеве пришел слуга Радость (демонстрируется фигурка).

Как вы думаете, что любит есть Радость, в какие игры играть, какую музыку слушать, какие танцы исполнять, какие песни петь? Как она прикасается к человеку, каким голосом говорит, какие запахи ей нравятся?

Рисование

Дети рисуют на тему «Радость» в сопровождении веселой музыки. Обсуждение рисунков.

Перерыв (10 минут).

Рассказывание детьми коротких историй

Дети рассказывают истории из своей жизни, которые доставили им радость.

Введение понятия Меры

Ведущий задает вопросы:

Как вы думаете, что происходит с Королевой, когда к ней приходит слуга по имени Радость?

— А что будет с Королевой, если этот слуга слишком долго задержится у нее в гостях? (Устанет, дела в Королевстве разладятся, если она будет только петь, смеяться, веселиться.)

Но как же узнать слуге Радости, когда пора идти домой?

Ведущий. Секрет королевских слуг в том, что они обладают очень важным качеством — мерой. Они во всем знают меру. Поэтому слуга по имени Радость знает, когда пора уходить. (Демонстрируется фигурка Меры. В дальнейшем фигурка может быть использована для восстановления дисциплины в группе.)

Представьте, что у каждого из нас в душе есть Королевство, а мы являемся их Королевами (Королями).Как вы думаете, ребята, знание меры пригодится нам в жизни? А в каких случаях? Бывало ли с вами такое, что вы забывали меру?

Обсуждение занятия.

Домашнее задание

Понаблюдать, как радуются мама, папа; развеселить маму, папу.

ЗАНЯТИЕ № 3
Знакомство со слугой по имени Грусть

круг из корсажной ленты диаметром 1,5 м, ширина ленты — 1,5–2 см, аудиозапись различной музыки; ножницы, журналы, лист ватмана.

Задачи: сплочение группы; мотивация на принятие и поддержку другого; накопление положительного эмоционального опыта; снятие психоэмоционального напряжения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Повторение

На этапе повторения ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз в Сказке; чему научились; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз; а также анализ домашнего задания.

Знакомство со слугой Грустью

Знакомство с чувством по имени Грусть с опорой на все модальности (см. приложение 3).

Рисование

Дети рисуют на тему «Блюда Грусти» в сопровождении музыки. Осуждение рисунков:

Что же это за блюда? Какие они на вкус? Горькие? Сладкие? Кислые? Соленые?

— Как вы думаете, понравится ли Королеве такое угощение? Попросит ли она добавки?

— Ребята, что было общего в ваших рассказах, а чем они отличались друг от друга? Как вы думаете почему? (Ведущий помогает обобщить рассказы детей.)

Перерыв (10 минут).

Выставка «Грустный вернисаж»

Вырезать картинки, на которых изображены грустные люди, грустные животные, грустные пейзажи, приклеить их на большой лист ватмана. Дать им грустные названия и провести «экскурсию» по вернисажу. Дети объясняют, почему они выбрали именно эти картинки.

Игра «Оркестр»

Один из детей — дирижер, остальные — музыканты. Каждый ребенок выбирает себе музыкальный инструмент, который необходимо изобразить с помощью голоса, мимики, жестов. Дети рассказывают о своем инструменте.

Главное правило игры — когда дирижер дает знак, тогда можно играть. Ребята договариваются, что они будут изображать (грустную или веселую песню, свое состояние или др.).

Дети репетируют, после чего исполняют выбранную мелодию.

Приход Меры

На этом этапе ведущий демонстрирует фигурку Меры и проводит обсуждение. (Аналогичным образом происходит на следующих занятиях.)

Варианты вопросов для обсуждения:

• Чем Грусть (Страх, Удовольствие, Вина, Обида и др.) бывает полезна?

• Какой она может нанести вред?

• А к вам часто приходит чувство Грусти (Страха, Злости и др.)?

• Что вы чувствуете в это время?

• Вы замечаете, когда ваших близких людей посещает Грусть (Злость, Страх и др.)?

• Что произойдет с человеком, если он будет долго грустить (обижаться, злиться…)?

• Для чего слугам-чувствам необходима Мера?

• Куда и когда исчезают эти слуги?

• А что можно сделать, если слуга-чувство Грусть (Радость и др.) забыла о мере?

Обсуждение занятия.

ЗАНЯТИЕ № 4
Знакомство со слугой по имени Интерес

круг из корсажной ленты, песочница, перышки, пластмассовые баночки (500 мл) по количеству участников, мука, соль, масло подсолнечное, клей ПВА, гуашь, картон, газеты, шары, магнитофон, аудиозаписи, коврики, детская энциклопедия.

Задачи:сплочение группы, снятие агрессии, развитие эмоциональной адекватности, снятие эмоционального напряжения, развитие творческих способностей, развитие познавательного интереса.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Повторение.

Игра «Движение в кругу с шарами»

Ведущий раздает детям шары. Дети становятся в круг друг за другом. Шар располагается между грудью одного ребенка и спиной следующего. Расположив шары таким образом, дети двигаются по кругу под музыку.

По команде задание меняется: шары располагаются между лбом предыдущего участника и затылком последующего.

По очередной команде дети поворачиваются в круг лицом и располагают шары между предплечьями друг друга.

Игра «Что спрятано в песке?»

Ведущий предлагает детям поискать нечто, что спрятано в песке. Но при этом нельзя касаться песка руками (можно использовать перышки, дуть и т.п.) Дети достают из песочницы фигурку слуги-чувства Интерес.

Знакомство со слугой Интересом

Знакомство со слугой по имени Интерес с опорой на все модальности (см. приложение 3).

Ведущий.Ребята, Интерес бывает везде. Мы много знаем, запоминаем и обо всем этом можем ярко, красочно и увлекательно рассказать! Интересу все это удается, потому что он владеет одним секретом.

И я вам его раскрою. Прежде всего нужно научиться с интересом относиться к самому себе, научиться слушать себя. Конечно, сразу все не получится, но для начала постарайтесь с большим интересом слушать себя.

Давайте поиграем в эту увлекательную игру — начнем слушать себя.

Игра «Послушай себя» (релаксация)

Ведущий. Ложитесь на коврики поудобнее, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Прислушайтесь к себе. Слушайте биение своего сердца. Теперь послушайте, как движется ваша грудь при дыхании.

А что происходит в животе? Послушайте ноги. Сначала левую, затем правую (коленку, пальцы, пятку). Не расстраивайтесь, если не получится услышать сразу. Постарайтесь снова начать слушать себя.

У вас все получится! (Длительность релаксации 3—4 минуты).

Обсуждение

— Что вы услышали?

— Что почувствовали?

— Почему сердце стучит? Зачем оно вообще?

— Почему движется грудь при дыхании и что будет, если это движение прекратится?

— Где можно найти ответы на вопросы о своем организме?

Перерыв (10 минут).

Игра «Слушай другого»

Дети разбиваются на пары. Один из партнеров с помощью контакта кистей рук показывает нежность, силу, любовь, злость. Другой участник закрывает глаза, прислушивается и отгадывает, какое чувство хотел передать ему товарищ.

Обсуждение

— Что было легче: передавать чувства или отгадывать их?

— Какое чувство было легче передавать, а какое труднее?

— Что вы чувствовали, когда передавали злость, а когда любовь? И т.д.

Упражнение «Сказочный мир»

Рисование «волшебными» красками. «Волшебная краска» изготавливается самими детьми.

Рецепт краски (в расчете на одного ребенка): 150 г муки, щепотка соли, столовая ложка растительного масла, столовая ложка клея ПВА. Воды добавляется столько, чтобы краска по консистенции была как густая сметана.

Можно расстелить на полу клеенку, покрыть ее газетами. В центре ставится все необходимое для изготовления краски. Дети рассаживаются вокруг этих материалов.

Хорошо, если дети будут одеты так, чтобы они не боялись испачкаться.

Первый этап: ребята насыпают необходимое количество муки в стаканчики, куда постепенно добавляют соль, масло, воду, клей. Очень важно, чтобы все компоненты смешивались руками. При добавлении нового компонента в основу краски меняются сенсорные ощущения детей. В процессе смешивания компонентов нужно попросить ребят прокомментировать свои ощущения, чувства.

Когда основа под краску готова, детям предлагается выбрать любимый цвет краски и добавить ее в основу. Если нужен яркий тон, то гуаши добавляется много, если бледный — немного. Таким же образом можно будет отрегулировать желание нескольких детей создавать один цвет. Он будет одинаковый, но разной интенсивности. Конечно, хорошо, если цвета не будут повторяться.

Готовая краска выставляется в центр. Детям раздается картон и под приятную музыку предлагается рисовать на тему «Сказочный мир». Ведущий в это время отслеживает способы взаимодействия детей, их состояние и поведенческие реакции при изготовлении краски и рисовании.

Источник: https://psy.1sept.ru/view_article.php?ID=200801707

Диагностика

Проективная методика «Волшебная страна чувств» по: Проективная методика «Волшебная страна чувств», разработанная Т.Д.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

«ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ЧУВСТВ»

(Авторская -Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)

Применяется с детьми от 5 до 13 лет.

Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает или проситдостать восемь разноцветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый,фиолетовый, коричневый, серый, черный) и бланк методики.

Инструкция 1:«Далеко-далеко, а может быть, иблизко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие,Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость, Интерес.

Живут они в маленьких цветныхдомиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета.

Кто-то живетв красном домике, кто-то в синем… Каждый день, как только встает солнце, жителиволшебной страны занимаются своими делами.

Но однаждыслучилась беда. На страну налетел страшный ураган порывы ветра были настолькосильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успелиспрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураганзакончился, ветер стих.  Жители вышли изукрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены,но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты,жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда – всю краску унес ветер.»

– У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителями раскрась домики.

Таким образом, детям предлагается поработать с первойколонкой, где изображены домики.

Инструкция 2:«Спасибо тебе от лица всех жителей. Тывосстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсемзабыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому   жителю найти свой домик. Закрась илиподчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету домика».

Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второйколонкой, в которой   перечисленыназвания чувств.

В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется   у ребенка определенное чувство.

Инструкция 3:«Спасибо! Ты не только восстановилстрану, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь оченьважно знать, где твой дом.

Но как же мы будем путешествовать по этой стране безкарты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория странынаносится на карту. Посмотри – вот карта страны чувств (ведущий показываетсилуэт человека).

Но она пуста. После восстановления     страны карта еще не исправлена.

Только ты,как человек, восстановивший страну, можешь    раскрасить карту. Для этоговозьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановитьстрану, теперь помогут и раскрасить карту. Помести на ней Чувства, живущие вдомиках, как тебе хочется».

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это –человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может бытьпохоже   на что угодно. Например,очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас   и подкрепить свои   слова рассматриванием карт).

Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят иговорит, что в следующий раз они начнут  ближе знакомиться с этой страной и узнают много интересных историй.

Обработка результатов.

При обработке результатов важно обращать внимание наследующее.

1.   Все ли цвета были задействованы прираскрашивании домиков.

2.   Адекватность подбора цвета при«заселении» чувств в домики.

3.   На распределение цветов,обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразносимволически    разделить силуэт на 5 зон:

·       голова и шея(символизируют ментальную деятельность);

·       туловище до линииталии, исключая руки (символизируют   эмоциональную деятельность);

·       руки до плеч(символизируют эмоциональную деятельность);

·       тазобедренная  область (символизирует область творческихпереживаний);

·       ноги(символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «Заземления»негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разныхчастях тела.

Например, чувства, «живущие» в голове, окрашивают мысли.Если в голове живет «страх», наверное, осуществлять мыслительную деятельностьбудет непросто.  В ногах живут чувства,которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногахпоселились

«негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить»,избавиться от них.  В руках «живут»чувства, испытываемые в контактах с окружающими.

6 – 8 домиков (75%-100%) раскрашены адекватными цветами,распределены по «Карте страны» гармонично – норма психоэмоциональногосостояния.

3 – 5 (38%-62%) домиков раскрашены неадекватными цветами,распределение по «Карте страны» вызывает дисгармонию – уровеньпсихоэмоционального состояния ниже нормы. 

ЗРИТЕЛЬНОМОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ. ТЕСТ БЕНДЕРА
Дляисследования зрительно-моторной координации применяется тест Бендера.

Стимульныйматериал

Листбумаги с геометрическими фигурами, расположенными в опреде­ленном порядке и вопределенной ориентации.

Инструкция

-Скопируй, пожалуйста, эти рисунки. Постарайся выполнить задание как можноточнее, разместив все три фигуры, которые тебе надо срисовать, на одном листебумаги.

Проведениетеста

Детямдают лист белой бумаги и карандаш. После инструкции последо­вательнопредъявляют все три схемы геометрических фигур. Взрослый по­вторяет, что наэтом листочке надо будет нарисовать еще две схемы. После окончания работы однусхему убирают и ребенку предъявляют следующую.

При оценке результатов подсчитывают количество баллов, набранных ребенкомпри рисовании каждой фигуры.

Фигура 1 — правильный ромб -2балла, размеры фигур приблизительно одинаковые – 2 балла;

обе фигуры соприкасаются углами или почти соприкасаются — 1 балл.

Фигура 2 — гори­зонтальная ось проходит через все три вершины – 2 балла; есть хотябы два четких угла — 2 балла;

число элементов правильное – 2 балла;

расстояние между элементами одинаковое – 2 балла.

Фигура 3 — у внешней фигуры всеутлы правильные – 2 балла.

Внешняя фигура расположена горизонтально -1 балл;

внутренняя фигура лежит посредине большой — 1 балл;

внутренняя фигура соприкасается с внешней вверху и внизу – 1 балл.

Максимальное общее количество баллов, которое может набрать ребенок прикопировании всех трех фигур, — 18.

В норме дети должны набрать не меньше 10-11 баллов.

Если ребенок набрал 7-9 баллов, координация зрения и движения руки унего сформирована недостаточно.

У детей, набравших меньше 6 баллов, можно предположить нарушениезрительно-моторной или пространственной коор­динации, другие интеллектуальныенарушения.

ТЕСТ«СТРАХИ в ДОМИКАХ»

Цель:определить какие страхи испытывает ребенок.

Тест «Страхи в домиках» проводится индивидуально.Ребенку предлагается выбрать и распределить все картинки по двум домикам –красивому и страшному.

После выполнения задания ребенок «закрывает» страшныйдом на замок.

Страхи в страшном доме подсчитываются и соотносятся свозрастными нормами.

Возрастныенормы. Среднее число страхов у детей.

Возраст           Число страхов

                   мальчики  девочки

3                        9                7

4                       7               9

5                        8               11

6                        9               11

7(дошкольник)  9               12

МЕТОДИКА«БЕСЕДА О ШКОЛЕ»
(модифицированный вариант Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина,А.Л.Венгера)

Цель: выявить сформированностьвнутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемыеуниверсальные учебные действия: действия, направленные на определение своегоотношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия,устанавливающие смысл учения.

Возраст:6,5 – 7 лет.

Метод оценивания: индивидуальнаябеседа с ребенком.

Входе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявитьодин из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественнаяориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии уребенка внутренней позиции школьника.

Вариантыответов и их оценка:

• А– ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла

• Б– ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни – 1 балл

• В– ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов

Вопросы беседы

Варианты ответов

Баллы

1. Хочешь ли ты идти в школу?

А – очень хочу (интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.)

Б – так себе, не знаю (интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т.д.

В – не хочу (внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала)

2

1

0

2. Почему ты хочешь идти в школу?

А –интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.

Б – интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т.д.

В –внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала

2

1

0

3. Готовишься ли ты к школе?

Как ты готовишься (тебя готовят)?

А – освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д.

Б – приобретение формы, школьных принадлежностей

В – занятия, не относящиеся к школе

2

1

0

4. Нравится ли тебе в школе?

Что тебе нравится или не нравится больше всего?

(предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе)

А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка

Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса

В – уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе

2

1

0

5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?

А – занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т.д.

Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование

В – занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гуляние, помощь по хозяйству, уход за животными

2

1

0

 Интерпретация результатов:

• 9-10 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);

• 5-8 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);

• 0-4 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА»
 

Методикапредназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как оноценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и каксоотносятся эти представления между собой. «Лесенка» имеет два варианта использования:групповой и индивидуальный.

Групповой вариант позволяет оперативно выявитьуровень самооценки.

При индивидуальном изучении самооценки есть возможностьвыявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобыв дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей,возникающих у детей.

Инструкция (групповой вариант)

Укаждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; наклассной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш ипослушайте задание. Вот лесенка.

Если на ней расположить всех ребят, то здесь(показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошиеребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) –ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие,а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку тыпоставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Инструкция (индивидуальный вариант)

Уребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вотлесенка.

Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первуюступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут(показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие,ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь(показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишьсебя?». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация

Ступенька7 – завышенная самооценка.

Оначаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой.В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я самый лучший», «Я себя очень люблю»,«Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними».

Нередко бываеттак, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается илинапряженно думает.

Это связано со слабо развитой рефлексией (способностьюанализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия смнениями и оценками окружающих).

Ступеньки5,6 – адекватная самооценка.

Уребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя исвою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я друзьям помогаю,хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька4 – заниженная самооценка. Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеютнесколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определеннойпсихологической проблемой ребенка.

В беседе ребенок может о ней рассказать.Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаюпапе), бываю злым (когда на братика своего кричу)».

Здесь налицо проблемы вовзаимоотношениях в семье.

Ступеньки2,3 – низкая самооценка.

Иногдау ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то моглопроизойти: ссора с товарищем, неудачно наклеенный домик на занятии и т.д. И вбеседе ребенок расскажет об этом. В таких случаях, как правило, черездень-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздосерьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят: «Я плохой!» Опасностьэтой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю егожизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей,способностей, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуясвоей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Очень важнознать причину низкой самооценки ребенка – без этого нельзя помочь ребенку.Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований кребенку. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждогоуспеха их ребенка.

Искать положительное в деятельности ребенка, указывать дажена незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание,внимательность – основные способы повышения самооценки.

Ступенька1 – резко заниженная самооценка.

Ребенок,который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации личностного иэмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам»,нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на ребенка факторов.

Отсутствиесвоевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей вобщении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с воспитателями,сверстниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки.

Чтобыскорректировать ее, необходима совместная деятельность воспитателя,педагога-психолога, родителей. Суть поддержки и психологической помощи детям снизкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном,эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении кним.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ребенка, знаниепричин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенкаспособны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку дошкольника.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ПОЗИТИВНОГО (ППС) ИНЕГАТИВНОГО (НПС) ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

«ПАРОВОЗИК»(С. В. Велиева)

Применяетсяиндивидуально с детьми с 2,5 лет.
Стимульныйматериал:белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий,фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются набелом фоне.

Инструкция: Рассмотри всевагончики. Надо построить необычный поезд. Первым поставь вагончик, которыйтебе кажется самым красивым.

Теперьвыбери из оставшихся самый красивый. И т. д.

Необходимо,чтобы ребенок удерживал все цветовые вагончики в поле зрения. Чем младшеребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиесявагончики.

Фиксируются: позиция цветавагончиков; высказывания ребенка.

Обработкаданных,полученных с помощью методики при индивидуальном обследовании, проводитсяследующим образом:

Присваиваетсяодин балл, если ребенок поставилвагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый – натретью; красный, желтый, зеленый – на шестую.

Два балла присваивается,если ребенок ставит вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный,серый, коричневый – на вторую позицию; красный, желтый, зеленый – на   седьмую, синий – на восьмую.

Три балла присваивается,если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий –на седьмую позицию; красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию.

Еслив результате суммирования полученных данных баллов оказывается менее трех, топсихическое состояние оценивается как позитивное.

При4–6 баллах – как негативное психическое состояние(НПС) низкой степени;
при7–9 баллах – как НПС средней степени;
больше9 баллов – НПС высокой степени.

Психологами было разработано множество различныхцветовых тестов с целью выявления индивидуальных особенностей характера иличности, диагностики психологического и эмоционального состояния.

Для выяснения особенностей личности ребёнка важны нетолько сознательные, но и бессознательные проявления. К последним относятсяассоциации: например, то, как дети соотносят свои отношения с окружающим миромс цветами.

Цветовые тесты помогают понять, о каких проблемахсвидетельствует выбор ребёнка того или иного цвета. Благодаря простоте, понятности, а также игровой основетакого вида диагностики, цветовые тесты можно проводить с раннего возрастадетей — 3–4 лет.

Выявить отношение ребенка к членам семьи, их отношениек ребенку, основные психические состояния, испытываемые ребенком в семье, нампомогает диагностика эмоциональных отношений в семье «Цветик-восьмицветик».

Не стоит также забывать, что Цвет и Рисунок являютсялучшим лекарством для лечения души человека любого возраста. Все, кто хотя бывремя от времени рисовал цветными красками, знает, какое удовольствие можноиспытать от занятий с рисунком и цветом.

В свою очередь, рисунок, выполненный вцвете, может оказывать большое влияние как на эмоциональный фон и настроениечеловека, так и на его здоровье.

“,”author”:””,”date_published”:null,”lead_image_url”:”https://3.bp.blogspot.com/-HhMreW3Kjnw/XNq7ygOYFUI/AAAAAAAABSU/m-cFGSI8OEsIieS4zm3dbo4a01XLJOnogCLcBGAs/w1200-h630-p-k-no-nu/1%25D0%25B9.png”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://oksanapsiholog.blogspot.com/p/blog-page_9.html”,”domain”:”oksanapsiholog.blogspot.com”,”excerpt”:”МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ЧУВСТВ» (Авторская – Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, …”,”word_count”:2576,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://oksanapsiholog.blogspot.com/p/blog-page_9.html

Medic-studio
Добавить комментарий