Профессии. Классификация профессий: Профессия – (от лат. «profiteer» – объявляю своим делом) род трудовой

Классификация профессий

Профессии. Классификация профессий: Профессия – (от лат. «profiteer» - объявляю своим делом) род трудовой

Доклад по Поиску Работы.

Тема: Классификация профессий.

Группа№239

Гулькова.А.В.

1. Общее представление о профессии.

Задумаемся над вопросом: «Что такое профессия?»

Профессия – (от лат. «profiteer» – объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.

Зеер .Э.Ф. определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития.

Понятие профессия многозначно и означает следующий ряд:

1) общность людей; 2) область приложения сил; 3) деятельность и область проявления личности; 4) исторически развивающуюся систему; 5) реальность, творчески формируемую самим субъектом.

Нередко наряду с понятия «профессия» как синонимичное используется понятие «специальность», которое определяется как род занятий в рамках одной профессии.

В самом широком смысле профессии — это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.

Профессиональная деятельность — род труда, следствие его дифференциации. Профессиональная деятельность имеет общественный характер. В ней различают как минимум две стороны: общество (как работодатель) и человек (как работник). Общество выступает в этих отношениях как:

• заказчик выполнения общественно значимых видов деятельности;

• организатор условий такой деятельности;

• источник ее материального финансирования;

• регулятор правовых отношений между участниками профессиональной деятельности;

• эксперт качества деятельности, осуществляемой работником;

• источник формирования социального отношения к профессии (ее значимость, престиж и т.п.).

Все эти функции могут выполняться государственными институтами (например, в случае работы психолога в государственной общеобразовательной школе) или частично переданы частным лицам (функции организации условий, финансирование и др.).

Однако даже при передаче функций частным лицам органы государственного управления осуществляют общий надзор за профессиональной деятельностью (например, частные школы проходят государственную аттестацию и аккредитацию, трудовые отношения регламентируются Трудовым кодексом РФ, а учебные программы в них строго соответствуют государственному образовательному стандарту (ГОС)).

С точки зрения, общества профессия — это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта.

С точки зрения конкретного человека, профессия — это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации. По мнению А.К.

Марковой, профессия — это «социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития».

Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессионально важные качества личности.

Уровень развития этих составляющих во многом определяют темпы становления человека как профессионала и степень успешности его профессиональной деятельности.Существующее сегодня многообразие профессий является следствием исторически сложившегося разделения труда.

2. Классификация видов труда. 

Для каждого этапа развития общества, его социально-экономического уклада, достижений научно-технического прогресса характерно появление новых и отмирание старых видов трудовой деятельности.

Этот процесс в значительной степени обусловливается и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности и характеристик субъекта труда (самосознания, самоопределения молодежи и т. д.) и людских ресурсов (численность, качественный состав и т. д.

), содержания задач труда, вида рабочих нагрузок, орудий труда, особенностей условий и организации трудового процесса.

Для более ясного и системного представления о современных типах профессий вообще и конкретных профессиях в частности обратимся к вариантам классификации их по различным основаниям.

В зависимости от основания классификации профессии объединяются в разные группы.

Наиболее общие основания классификации вытекают из структуры самой профессиональной деятельности, которая характеризуется особенностями конкретного вида труда и требованиями к тому, кто его осуществляет. Поэтому общими классификационными основаниями являются характеристика объекта труда и характеристика его субъекта.

При характеристике объекта труда профессии делят на группы в соответствии с наиболее частными основаниями: по предмету, целям, средствам, условиям, характеру и составу действий. Рассматривая субъекта труда, профессии также делят на группы в зависимости от психофизиологических особенностей и степени необходимой квалификации.

Любая профессия, таким образом, может быть комплексно описана, так как она находит свое место в каждой классификации, получая характеристику по тому или иному основанию.

Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяют возможности многофакторной систематизации (классификации) ее видов по различным классификационным признакам. В качестве примера можно привести один из фрагментов такой классификации.

1. По характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют физический и умственный труд.

2. По характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на:

— оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный — преподавание, лечебная работа и др., нестандартный — научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство);

— динамический и статический;

— однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.);

3.

В зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление — водолазные работы, низкие температуры — полярники, информационные перегрузки — диспетчерская работа и т. д.), в экспериментальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т. д.).

4. По форме организации деятельности выделяют следующие виды труда:

— регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта);

— индивидуальный и коллективный (совместный).

Совместная деятельность — это организованная система трудовой активности совокупности субъектов труда, объединенных единством мотивов и целей деятельности, ее                  пространственно-временных условий, управлением и согласованием составляющих ее индивидуальных деятельностей.

В современном обществе фактически любая трудовая деятельность по содержанию и форме организации объективно становится все более совместной. Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как изолированную и замкнутую систему, так как реально она всегда включена в структуру совместной деятельности.

Психологическая структура совместной деятельности включает такие ее компоненты, как общая цель и конкретные задачи, общий мотив, совместные действия и общий результат.Основные признаки совместной деятельности и свойства ее субъекта тесно взаимосвязаны.

Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности коллективного субъекта (группы).

3.

Классификация профессий.

Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен — по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований.

В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор и др.

) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.).      

 Психологическая классификация профессий нужна для теории психологии труда, для важнейшего понимания роли психологических факторов в труде. Она нужна и для практических исследований. Многие исследования можно было бы проводить значительно быстрее, если бы уже была разработана определенная типология профессий.

 Но пока нет строгого единого подхода к классификации профессий, основной недостаток многих из них состоял в том, что они исходили из особой роли, преобладания какого-то одного психического процесса в данном виде деятельности.

Били предложены классификации по особенностям внимания, по особенностям интеллектуальной деятельности, но это, конечно, односторонний подход. 

 Были также попытки дать классификацию по видам промышленности; машиностроению, металлургии, химической промышленности, сельскому хозяйству. Такая классификация не может быть психологической. Потому, что в каждой отрасли промышленности имеется довольно большое разнообразие видов труда, которые с психологической точки зрения резко отличаются друг от друга.

Интересно, что еще в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности:

  • нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
  • полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);
  • щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство);
  • тщетные науки (алхимия, астрология);
  • нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
  • вредительские науки (колдовство).

        Очень любопытный подход был предложен в 20-х гг. крупнейшим советским экономистом С. П. Струмилиным. Он положил в основу классификации профессий, причем не только рабочих, степень самостоятельности человека в труде. Этот подход довольно прогрессивный, но, конечно, и здесь сейчас много устарело. С. П. Струмилин предложил все профессии делить на пять типов труда : 

  I тип- автоматический труд, строго регламентированный. Это в основном тип конвейерных работ, характеризуемый исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение рабочего дня.

II- полуавтоматический труд. Сюда он относил такие профессии, как телефонистка, машинистка, где действие не всегда строго регламентированы.

III- шаблонно-исполнительный труд. Это пожалуй, наиболее уязвимое место в классификации Струмилина, куда он вводил, по сути дела, почти все виды машинно-ручного труда. Это и машиностроители, это и швеи-мотористки, и пр.

Следующие два типа, которые он выделил относятся уже не к рабочим профессиям. Четвертый тип он называл «самостоятельный труд» . Это работа конструктора, инженера. Струмилин отнес его в особую группу. И, наконец, последний тип профессий – это свободный творческий труд. Здесь имеются в виду работники разных видов искусства.

В целом в этой классификации есть рациональное звено, особенно если подходить к первым двум разделам. Конечно, для современного этапа эта классификация устарела.

В настоящее время классификация профессий наиболее интересно представлена в «Информационно-поисковой системе. Профессиография» , разработанной в НИИ профтехобразования в Ленинграде под руководством Е. А. Климова. Она имеет очень большое значение в решении вопросов профориентации и профконсультации молодежи. Она построена на основе многофакторного принципа.

 Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем:

*  «Человек – природа»

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Среди профессий типа «человек – природа» можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Определенный интерес к природе (не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу.

Указанное деление не означает, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов – растения и их среда существования.     

 При выборе профессии этого типа важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой вы собираетесь отдавать все силы производству.

Источник: https://www.freepapers.ru/8/klassifikaciya-professij/199432.1204124.list1.html

«профессия» – «profiteer» (с латинского языка) «объявлять своим делом», «говорить публично», «заявлять». Профессия означает род трудовой деятельности, – презентация

Профессии. Классификация профессий: Профессия – (от лат. «profiteer» - объявляю своим делом) род трудовой

1

2 «профессия» – «profiteer» (с латинского языка) «объявлять своим делом», «говорить публично», «заявлять». Профессия означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.

3 При выборе профессии необходимо учитывать факторы: ХОЧУ НАДО МОГУ Назад

4 Фактор ХОЧУ желания личности интересы склонности

5 Фактор МОГУ Возможности личности: способности уровень знаний психологические особенности личности состояние здоровья

6 Фактор НАДО Потребности рынка труда в кадрах

7 Специалист по отделке зданий (помещений). (Маляр) Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь) Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог) Специалист по сборке и наладке механического оборудования. (Слесарь) Специалист по обработке металлов давлением. (Чеканщик) Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. (Радиомастер)

8 Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер) Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников.

(Садовод) Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик) Специалист по уходу за лошадьми. (Коневод) Специалист по духовым и клавишным инструментам.

(Музыкант) Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер)

9 Специалист по обработке дерева. (Столяр) Специалист, наносящий рисунок на ткань. (Раклист) Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. (Электромонтер) Специалист по передаче информации с помощью радиоволн. (Радист) Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агроном) Работник торговли. (Продавец)

10 Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере. (Метеоролог) Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец) Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер) Специалист по изображению предметов (машин, сооружений) в соответствии с установленными едиными требованиями. (Чертежник) Сотрудник, занятый изданием газеты (журнала). (Редактор)

11 1. Логист – … 1) Занимается логикой 2) специалист по управлению транспортировкой продукции 3) организует конференции и научные саммиты.

12 Логист – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

13 2. Веб – мастер – … 1) Работает на компьютере 2) разрабатывает программы 3) работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов

14 Веб – мастер – работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления.

15 1) Работает на рынке ценных бумаг 2) тот, кто изучает рынок 3) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

16 тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

17 4. Ф АНДРЕЙЗЕР – … 1) Ищет деньги и возможности для организаций 2) фанат, которого занимает звезда 3) изучает пути развития предприятия.

18 Ф АНДРЕЙЗЕР – ищет деньги и возможности для организаций. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция.

19 1) Связан с политикой 2) специалист по рекламе и связям с общественностью 3) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

20 специалист по рекламе и связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование, например «политолог» или «журналист». В России эта профессия часто называется «пресс – секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.

21 « Всякий раз, когда вы выходите из дому, подтяните подбородок. Держите высоко голову и наполните легкие воздухом до отказа; жадно впитывайте солнечный свет; приветствуйте своих друзей улыбкой и вкладывайте душу в каждое рукопожатие… » Элберт Хаббард

22

23 Спасибо за внимание!

Источник: http://www.myshared.ru/slide/556676/

Finepsyhology

Профессии. Классификация профессий: Профессия – (от лат. «profiteer» - объявляю своим делом) род трудовой

Задумаемся над вопросом: «Что такое профессия?»

Профессия – (от лат. «profiteer» – объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.

Зеер Э.Ф. определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития» [Зеер Э.Ф. Психология профессий М.: Академический проект, 2006. С.30]. молния 12 24

Понятие профессия многозначно и означает следующий ряд:

1) общность людей; 2) область приложения сил; 3) деятельность и область проявления личности; 4) исторически развивающуюся систему; 5) реальность, творчески формируемую самим субъектом.

Нередко наряду с понятия «профессия» как синонимичное используется понятие «специальность», которое определяется как род занятий в рамках одной профессии.

В самом широком смысле профессии — это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.

Профессиональная деятельность — род труда, следствие его дифференциации. Профессиональная деятельность имеет общественный характер. В ней различают как минимум две стороны: общество (как работодатель) и человек (как работник). Общество выступает в этих отношениях как:

• заказчик выполнения общественно значимых видов деятельности;

• организатор условий такой деятельности;

• источник ее материального финансирования;

• регулятор правовых отношений между участниками профессиональной деятельности;

• эксперт качества деятельности, осуществляемой работником;

• источник формирования социального отношения к профессии (ее значимость, престиж и т.п.).

Все эти функции могут выполняться государственными институтами (например, в случае работы психолога в государственной общеобразовательной школе) или частично переданы частным лицам (функции организации условий, финансирование и др.).

Однако даже при передаче функций частным лицам органы государственного управления осуществляют общий надзор за профессиональной деятельностью (например, частные школы проходят государственную аттестацию и аккредитацию, трудовые отношения регламентируются Трудовым кодексом РФ, а учебные программы в них строго соответствуют государственному образовательному стандарту (ГОС)).

С точки зрения, общества профессия — это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта.

С точки зрения конкретного человека, профессия — это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации. По мнению А.К.

Марковой, профессия — это «социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития» [Маркова А.К. Психология профессионализма.].

Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессионально важные качества личности. Уровень развития этих составляющих во многом определяют темпы становления человека как профессионала и степень успешности его профессиональной деятельности.

Существующее сегодня многообразие профессий является следствием исторически сложившегося разделения труда. Анализируя ход данного процесса, Е.А. Климов в книге «Психология профессионала» отмечает три рубежных этапа (см. схему 1.):

Схема 1. Общественно-историческое разделение труда

Управление людьми, обмен материальными и духовными ценностями, защита общества, здравоохранение
Производство духовных ценностей (открытие законов природы и общества,. создание художественных образов действительности, обучение

Для более ясного и системного представления о современных типах профессий вообще и конкретных профессиях в частности обратимся к вариантам классификации их по различным основаниям.

Психологические функции
Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру.[7] Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции. Четыре основные функции, выделенн …

Понятие гиперактивного расстройства с дефицитом внимания.

Его признаки и формы проявления
Гиперактивное расстройство и дефицит внимания – это состояние, которое служит причиной постоянного невнимания, гиперактивности, импульсивности.

Указанное расстройство начинается в детстве, но может развиться в период взрослости. С медицинской точки зрения гиперактивное расстройство с дефицитом внимания было впервые описано в 1902г., к …

Анализ представлений о двигательной деятель­ности человека
Психофизиологическое направление в психологии рассматривает движения человека в терминах рефлекторных актов, последовательно описывае­мых движение в виде комплекса рефлексов. С позиций данного направления движение существует в форме двигательного комплекса (навыка). Понятие «на­вык» понимается как моторный акт, жестко «завязанный» с усл …

Источник: http://www.finepsyhology.ru/fpsys-135-1.html

Общее представление о профессии. Классификация профессий

Профессии. Классификация профессий: Профессия – (от лат. «profiteer» - объявляю своим делом) род трудовой

Профессия – (от лат. «profiteer» – объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.

Зеер Э.Ф. определяет профессию как «социально ценную область приложе­ния физических и духовных сил человека, позволяю­щую ему получать взамен затраченного труда необхо­димые средства для существования и развития» [Зеер Э.Ф. Психология профессий.. М.: Академический проект, 2006. С.30].

Понятие профессия многозначно и означает следующий ряд:

1) общность людей; 2) область приложения сил; 3) деятельность и область проявления личности; 4) исторически развивающуюся систему; 5) реальность, творчески формируемую самим субъектом.

Нередко наряду с понятия «профессия» как синонимичное используется понятие «специальность», которое определяется как род занятий в рамках одной профессии.

В самом широком смысле профессии — это исторически возник­шие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.

Профессиональная деятельность — род труда, следствие его диф­ференциации. Профессиональная деятельность имеет обществен­ный характер. В ней различают как минимум две стороны: общество (как работодатель) и человек (как работник). Общество выступает в этих отношениях как:

• заказчик выполнения общественно значимых видов деятельно­сти;

•организатор условий такой деятельности;

•источник ее материального финансирования;

•регулятор правовых отношений между участниками професси­ональной деятельности;

• эксперт качества деятельности, осуществляемой работником;
• источник формирования социального отношения к профессии (ее значимость, престиж и т.п.).

Все эти функции могут выполняться государственными институ­тами (например, в случае работы психолога в государственной обще­образовательной школе) или частично переданы частным лицам (функции организации условий, финансирование и др.).

Однако да­же при передаче функций частным лицам органы государственного управления осуществляют общий надзор за профессиональной дея­тельностью (например, частные школы проходят государственную аттестацию и аккредитацию, трудовые отношения регламентируют­ся Трудовым кодексом РФ, а учебные программы в них строго соответствуют государственному образовательному стандарту (ГОС)).

С точки зрения, общества профессия — это система профессио­нальных задач, форм и видов профессиональной деятельности лю­дей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей обще­ства в достижении значимого результата, продукта.

С точки зрения конкретного человека, профессия — это деятель­ность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации. По мнению А.К.

Марковой, профессия — это «социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития» [Маркова А.К.

Психология профессионализма.]. Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессио­нально важные качества личности.

Уровень развития этих составляю­щих во многом определяют темпы становления человека как профес­сионала и степень успешности его профессиональной деятельности.

Существующее сегодня многообразие профессий является следствием исторически сложившегося разделения труда. Анализируя ход данного процесса, Е.А.Климов в книге «Психология профессионала» отмечает три рубежных этапа (см. схему 1.):

Схема 1. Общественно-историческое разделение труда

Управление людьми, обмен материальными и духовными ценностями, защита общества, здравоохранение
Производство духовных ценностей (открытие законов природы и общества,. создание художественных образов действительности, обучение

Профессии типа «человек – природа»
Профессии типа «человек – техника»
Профессии типа «человек-человек» (человек-группа)
Профессии типа «человек – знаковая система»
Профессии типа «человек – художествен-ный образ»
Непосредственное производство материальных ценностей
Примитивно-универсальная деятельность первобытных людей по жизнеобеспечению

Для более ясного и системного представления о современных типах профессий во­обще и конкретных профессиях в частности обратимся к вариантам классификации их по различным основаниям.

В зависимости от основания классификации профессии объеди­няются в разные группы.

Наиболее общие основания классифика­ции вытекают из структуры самой профессиональной деятельности, которая характеризуется особенностями конкретного вида труда и требованиями к тому, кто его осуществляет.

Поэтому общими клас­сификационными основаниями являются характеристика объекта труда и характеристика его субъекта.

При характеристике объекта труда профессии делят на группы в со­ответствии с наиболее частными основаниями: по предмету, целям, средствам, условиям, характеру и составу действий. Рассматривая субъ­екта труда, профессии также делят на группы в зависимости от психофи­зиологических особенностей и степени необходимой квалификации.

Любая профессия, таким образом, может быть комплексно описа­на, так как она находит свое место в каждой классификации, получая характеристику по тому или иному основанию.

Рассмотрим классификацию профессий Климова Е.А. (См.: Психология профессионала. М.- Воронеж, 1996. С. 116-123), используя таблицу из книги Григорович Л.А. Введение в профессию психолог. М., 2006.

Таблица 1

Классификация профессий

Основание классификаций Группы профессий
По предмету труда «Человек — живая природа» (зоолог, ветери­нар, лесничий); «Человек — человек» (учитель, врач, социаль­ный работник); «Человек — знаковая система» (программист, редактор, бухгалтер); «Человек — техника» (механик, токарь, сле­сарь); «Человек — художественный образ» (писатель, режиссер, композитор)
По целям труда Гностические (аудитор, синоптик, следователь) Преобразующие (педагог, швея, повар) Изыскательские (сценарист, научный работ­ник, художник)
По средствам труда Профессии ручного труда (гончар, красноде­ревщик); Профессии машинно-ручного труда (ткач, во­дитель); Профессии, связанные с применением автоматизирован-ных систем (оператор, системный ад­министратор); Профессии, связанные с преобладанием функ­циональных средств труда (научный работник, психолог)
По условиям труда Профессии, связанные с работой в микрокли­мате, близком к бытовому (ювелир, настрой­щик пианино); Профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (дворник, геодезист); Профессии, связанные с работой в необычных и экстремальных условиях (пожарный, летчик испытатель); Профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здо­ровье людей (врач, учитель)
По составу действий Двигательные (грузчик, спортсмен); Познавательные (микробиолог, астроном); Действия межличностного общения (педагог, психолог); Действия по согласованию усилий (диспетчер, администратор)
По характеру действий Профессии с преобладанием повторяющихся монотонных операций (сборщик, упаковщик) Профессии с вариативными действиями по за­данным алгоритмам, требующие элементов творческого подхода (терапевт, учитель)
По психофизиологическим особенностям субъекта труда Профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности, например быстроты реакции, высокого уровня специальных способностей (водитель, спортсмен, музыкант)
Профессии, требующие относительной профессиональной пригодности, где отсутствие неко­торых качеств может быть компенсировано мо­тивацией, опытом и т.д. (инженер, лифтер)
По степени необходимой квалификации субъекта труда Профессии, требующие высококвалифициро­ванного труда и длительной подготовки (врач, психотерапевт, юрист)
Профессии с простым квалифицированным трудом (продавец, воспитатель, секретарь). Профессии с неквалифицированным трудом, не требующие специальной подготовки (уборщица, гардеробщица)

2. Характеристика профессии «психолог»

Профессия психолога многогранна. В зависимости от выбранной специализации и уровня решаемых профессиональных задач меняет­ся как ее место в системе профессий, так и требования к специалисту.

Например, в классификации профессий по целям профессиональной деятельности профессия психолога-исследователя относится к изыс­кательским, психодиагноста — к гностическим, а психолога-консуль­танта — к преобразующим.

По условиям труда психолог-теоретик мо­жет быть отнесен к профессиям с работой в микроклимате, близком к бытовому, а психолог-прикладник — к профессиям, связанным с ра­ботой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей. При всем многообразии психологических специальностей (особенно для психолога-практика) общим для них является то, что все они:

  • требуют высококвалифицированного труда, длительной подго­товки;
  • относятся к группе профессий «человек — человек»;
  • основными средствами в них выступают функциональные сред­ства труда;

· предполагают развитый уровень таких личностных качеств, как
рефлексия, эмпатия, критичность и безоценочность, интерес к лю­дям и др.

Профессионал – это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус и динамически развивающуюся систему личностно-деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, которые имеют социально-позитивное значение.

Особое значение в профессии «психолог» имеет личность носителя профессии – его профессионализм, активность, мотивированность, умение понимать другого человека и влиять на него.

Поэтому развитие личности, ее профессионально важных качеств (ПВК) является важнейшим условием успешности психолога в его профессиональной судьбе.

ПВК – это психологические качества личности, определяющие продуктивность, качество, результативность и др. деятельности. (Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2006. С.54).

3. История становления профессии «психолог»

Запрос на психологическое знание остро стоял во второй половине 19 века, что, безусловно, было связано с развитием общества, капиталистических производственных отношений, в которые были включены значительные массы людей.

Начало развития психологии как самостоятельной науки датируется 1879 годом, когда в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавлял Вильгельм Вундт (Wundt), философ и одно­временно психолог, который решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе.

В 1884 году на лондонской международной выставке английский ученый Гальтон (который по праву считается основателем психодиагностики) впервые демонстрировал опыты по изучению способностей, измерению индивидуальных особенностей людей (рост, вес, мышечная сила, зрительные, слуховые различения).

Следующим знаменательным этапом в развитии психологии традиционно считается разработка психоанализа З.Фрейдом, который не только стал автором психоанализа как научно-психологической школы, но и выдающимся психотерапевтом-практиком, который разработал и успешно применял метод психоанализа для лечения неврозов.

В 1886 году Фрейд получает научную стипендию для обучения во Франции у психиатра Шарко. В 1890 году он публикует книгу «Толкование сновидений». В 1893 – «О психологическом механизме явлений истерии»» «Очерки истерии». В 1910 вокруг Фрейда происходи объединение других молодых психотерапевтов – К.Юнга, А.

Адлера, Ранка, Ференчи, Абрахама и др. С 1911 года оформляется международное психоаналитическое общество. Психоанализ оказал необычайно сильное влияние на развитие культуры, философии, в целом цивилизации западного общества 20 века, и обусловило развитие психотерапевтической психологической и деятельности.

Что касается начальных этапов развития психологии в России, то важно отметить, что русские ученые, врачи, психотерапевты поддерживали тесные контакты со своими коллегами из европейских стран. Многие события в России шли с очень небольшим отставанием от европейских.

Так, первая экспериментальная психологическая лаборатория была открыта в Санкт-Петербурге в 1885 году русским выдающимся физиологом Сеченовым Иваном Михайловичем.

Развитие этой лаборатории в последующем привело к ее преобразованию в 1908 году в Психоневрологический институт.

В Москве первая психологическая лаборатория была открыта Челпановым Георгием Ивановичем в 1907 году при МГУ. В 1912 году был создан Институт психологии (ныне это Психологический институт РАО).

Развитие экспериментальной психологии, ее распространение в России шло быстрыми темпами.

В последующем экспериментальные лаборатории были открыты в дореволюционной России в таких городах, как Харьков, Казань, Киев, Саратов и др.

Развитие психологии приводило к необходимости объединения людей, занимающихся ею профессионально – психологов. В 1906 году в Санкт-Петербурге состоялся первый съезд по педагогической психологии, его организаторами были выдающиеся детские психологи А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев.

После революции становление психологии в Советском Союзе протекало по противоречивому и трагическому сценарию.

Популярность в 30-е годы педологии – психологии, изучавшей развитие ребенка, резко оборвалась постановлением правительства «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» в 1936 году.

С этого трагического года развитие практико-ориентированной психологии практически было остановлено.

Тем не менее нельзя остановить то, что необходимо, на что в обществе. Его разных сферах существует необходимость, потребность. Продолжала развитие психология академическая. Необходимость психологических исследований была обусловлена развитием оборонной промышленности, авиации, космонавтики.

Эти направления психологии разрабатывались в нашей стране как закрытые, секретные. Развивалась методология советской психологии. Теория деятельности (учение Рубинштейна, А.Н.Леонтьева), психологические теории обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.) общепризнанны в мировой психологической науке.

В 80-годы необходимость введения всеобщего среднего образования и трудности реализации данного проекта обусловили необходимость создания школьной психологической службы. На протяжении около 10 лет в СССР под руководством академика Ю.Н.

Бабанского проводился эксперимент по созданию школьной психологической службы. Эксперимент проходил не только в Москве, Ленинграде. Но и других регионах страны: Новосибирске, Красноярске, Тарту, Вильнюсе (Эстония) и т.д.

Результаты эксперимента были одобрены и обобщены и стали основанием для принятия «Положения о школьной психологической службе», принятого в 1989.

Введение в штат школ должности педагог-психолог в начале 90-х стало поводом для открытия в Российских педагогических институтах и университетах специальности «психология».

С этого времени началось интенсивное развитие системы психологического профессионального образования.

За прошедшие полтора десятка лет практико-ориентированная психология бурно и интенсивно развивается: психологически знания и культура становятся востребованы во многих сферах современного общества.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2015-11-28; просмотров: 4015; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/6-3812.html

Medic-studio
Добавить комментарий