Профилактика радиационных поражений: Механизмы действия радиопротекторов: —«конкуренция» за «мишени» с

Методические рекомендации для проведения практического занятия по дисциплине военно-полевая терапия тема: острая лучевая болезнь от внешнего равномерного облучения. особенность острой лучевой болезни от нейтронного

Профилактика радиационных поражений: Механизмы действия радиопротекторов: —«конкуренция» за «мишени» с

WWW.DISS.SELUK.RU
 >>  Методички[ СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ ДОКУМЕНТА .pdf ]

ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра военно-полевой терапии

Утверждаю

Начальник кафедры военно-полевой терапии

военно-медицинского факультета в УО «БГМУ»

доктор медицинских наук, профессор полковник м/с А.А Бова 5 марта 2010 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для проведения практического занятия по дисциплине «Военно-полевая терапия»

Тема: «Острая лучевая болезнь от внешнего равномерного облучения. Особенность острой лучевой болезни от нейтронного облучения.

Острые лучевые поражения от сочетанного, неравномерного облучения.

Комбинированные радиационные поражения»

Учебная группа: студенты УО «БГМУ».

Обсуждено на заседании кафедры 4 марта 2010 г., протокол № I. Учебные и воспитательные цели:

Учебная цель: освоение студентами практических навыков по диагностике степени тяжести радиационных поражений в различные клинические периоды заболевания, а также получение знаний о методах профилактики радиационных поражений, средствах купирования первичной реакции, организации медицинской сортировки и современных принципах терапии лучевых поражений на различных этапах медицинской эвакуации.

Воспитательная цель: прививать студентам любовь к врачебной профессии, сострадание к больному посредствам изучения оказания помощи пострадавшим от радиационных воздействий.

II. Место проведения занятия: учебный класс (согласно расписанию занятий) III. План проведения практического занятия и расчет учебного времени:

1. Введение, мотивация темы. 5 мин 2. Определение исходного уровня знаний (тестовый контроль и разбор допущенных ошибок). 20 мин 3. Курация больных (анализ архивных историй болезней, синдромосходных больных) 30 мин 4.

Клинический разбор курируемых больных (архивных историй болезней, синдромосходных больных) с обсуждением учебных вопросов: 125 мин — Острая лучевая болезнь, основные синдромы и их характеристика в зависимости от дозы облучения и периода болезни.

— Изменения крови и костного мозга.

Ранняя диагностика — Характеристика клинического течения кишечной, сосудисто-токсемической, церебральной форм острой лучевой болезни — Особенности клиники острой лучевой болезни: в зависимости от геометрии облучения, от нейтронного облучения — Особенности клинического течения и диагностики острой лучевой болезни, возникающей от внутреннего и сочетанного облучения — Особенности клиники и диагностики комбинированных радиационных поражений.

Синдром взаимного отягощения, Периоды течения комбинированных поражений — Профилактика радиационных поражений. Радиопротекторы — Общие принципы лечения острой лучевой болезни. Тактика лечения в различные периоды болезни.

Этапное лечение — Особенность лечения острой лучевой болезни от нейтронного, сочетанного, комбинированного радиационного поражения — Прогноз. Реабилитация. Военно-врачебная экспертиза лиц, перенесших острую лучевую болезнь 5. Решение и обсуждение ситуационных задач 20 мин 6.

Контроль знаний по теме занятия (тестовый контроль и разбор допущенных оши- 20 мин бок) 7. Заключение и задание для самостоятельной подготовки обучаемых 5 мин Итого: 225 мин IV. Учебно-материальное обеспечение:

а) литература для самостоятельной работы обучаемых по теме занятия:

Основная:

Военно-полевая терапия. Учебник под ред. проф. А.А. Бова— Мн.: БГМУ, 2008.

Военно-полевая терапия. Практикум. Учебное пособие под ред. А.А. Бова.- Мн.: БГМУ, 2009.

Дополнительная:

Внутренние болезни. Военно-полевая терапия. Под ред. А.Л. Ракова и А.Е. Сосюкина.— С.Пб.— Фолиант.— 2003.

Военная токсикология, радиология и медицинская защита. ВМА им. С.М. Кирова.— Под ред.

С.А. Куценко.— С.-Пб., Фолиант.— 2004.

Информационные источники, рекомендуемые обучаемым по разделу:

Сайт БГМУ www.bsmu.by в разделе военно-медицинский факультет, кафедра военно-полевой терапии.

б) наглядные пособия (слайды, схемы, таблицы, ксерокопии документов и др.):

— истории болезни из архива 432 ГВКМЦ, данные лабораторных исследований, учебный DVD-диск с презентацией по теме занятия, синдромосходные больные.

в) учебные кино и видеофильмы (с указанием конкретного фрагмента по изучаемому вопросу):

учебные видеофильмы № 13 – г) учебно-методические комплексы, электронные обучающие программы:

— электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Военно-полевая терапия»

— Бова А.А., Горохов С.С. Военно-полевая терапия.— Электронный учебник.- Мн., ВМедФ.компьютерный тест для самоконтроля усвоения материала по дисциплине «Военно-полевая терапия»

д) технические средства обучения:

— телевизор, DVD-проигрыватель, компьютерный класс.

е) ситуационные задачи:

— ситуационные задачи по теме занятия, компьютерный тест.

V. Методические рекомендации по проведению практического занятия.

1. После приветствия преподаватель проверяет посещаемость студентами занятий, объявляет тему занятия, отмечает ее актуальность и значимость для врача в условиях военного и мирного времени (ОЛБ как боевая терапевтическая патология и как последствия радиационных аварий), определяет цель, учебные задачи и план проведения занятия.

2. Преподаватель проверяет выполнение задания по самостоятельной подготовке. Методом устного опроса и программированного контроля (с помощью вопросов для тестового контроля) устанавливается исходный уровень знаний обучаемых по данной теме.

3. С целью освоения практических навыков, обучаемые распределяются на группы по 2—3 человека для курации тематических больных, синдромосходных с лучевым поражением.

При этом сокращается время курации, поскольку она не преследует цели изучения основного заболевания курируемых больных, детализации анамнеза жизни и болезни, а ставится задача выявить те проявления заболевания, которые сходны с соответствующими симптомами ОЛБ.

Обучаемые должны дать оценку имеющимся количественным и качественным изменениям анализов крови и/или костного мозга с точки зрения наличия лучевой болезни, ее формы, степени тяжести и периода заболевания.

4.

Вне палаты обсуждается диагноз заболевания, план обследования и лечения больного применительно к соответствующей форме острой лучевой болезни, выявляются лечебнодиагностические возможности этапов первой врачебной и квалифицированной помощи, отрабатываются вопросы военно-врачебной экспертизы, рассматриваются перспективные направления совершенствования диагностики и лечения ОЛБ.

По такому плану проводится разбор 2-3 больных.

В случаях отсутствия тематических и синдромосходных больных, обучаемые работают с учебными историями болезни, а также решают ситуационные задачи по разбираемым вопросам.

5. С целью проверки и закрепления усвоенного материала обучаемым предлагается ответить на вопросы тестового контроля.

6. Преподаватель подводит итоги занятия, оценивает степень подготовки обучаемых, Объявляет тему следующего занятия и дает задание на самостоятельную подготовку.

Общее время занятия – 5 часов.

В современных условиях распространения и значения радиационного фактора для здоровья человека необходимы чёткие представления всех сторон и последствий воздействия ионизирующих излучений (ИИ).

Источник: http://av.disus.ru/metodichka/1518901-1-metodicheskie-rekomendacii-dlya-provedeniya-prakticheskogo-zanyatiya-discipline-voenno-polevaya-terapiya-tema-ostraya-luchevaya-bolezn-vneshne.php

Особенности клиники и диагностики комбинированных радиационных поражений

Профилактика радиационных поражений: Механизмы действия радиопротекторов: —«конкуренция» за «мишени» с

Комбинированные радиационные поражения (КРП) возникают при одновременном или последовательном воздействии ионизирующего излучения, механических, термических и химических факторов (табл. 15).

Схема 3

Поступление и циркуляция радионуклидов (РН) в организме

РН
Заглатывание Вдыхание Аппликация
ЖКТ Легкие Рана
Внеклеточная жидкость Лимфатические узлы
Печень Почки Органы депонирования (скелет, паренхиматозные органы) Неповрежденная кожная поверхность
Экскременты Моча Пот

Таблица 15

Классификация комбинированных радиационных поражений на основе этиологического фактора

Изолированные (однофакторные поражения) Комбинированные радиационные поражения
двухфакторные трехфакторные
Радиационные Радиационно-механические Радиационно-механо-термические
Механические Радиационно-термические
Термические

Последовательность появлений основных критических состояний и синдромов, обусловленных комбинированными радиационными поражениями представлена на схеме 4.

Периодизация клинических проявлений комбинированных радиационных поражений представлена в табл. 16.

Распределение пораженных с КРП на лечебно-эвакуационные группы в зависимости от вида и тяжести компонент травмы представлено в табл. 17.

Лечебно-эвакуационные группы и прогноз для жизни и восстановления боеспособности пораженных с КРП приведены в табл.18.

Схема 4

Последовательность появлений основных критических состояний и

Синдромов, обусловленных комбинированными радиационными

Поражениями

Факторы поражения
Шок (травматический, токсический, термотоксический, радиационный)
Гипоксия Токсемия
Органная и системная недостаточность: ССС, ОД, ЦНС, ЖКТ, печень, почки, дисбаланс гемостаза
Энцефалопатия
кома Психоз
Отек мозга Судороги
Восстановление Инвалидизация

Таблица 16

Периодизация клинических

Проявлений комбинированных радиационных поражений

(по И.А. Ерохину и Г.И. Алексееву, 1990)

Период Ведущий компонент Продолжительность
Первый Первичные реакции на лучевые и нелучевые травмы От нескольких часов до 2-3 суток
Второй Преобладание нелучевого компонента От 2 суток до 3-4 недель
Третий Преобладание лучевого компонента От 2 до 6-8 недель
Четвертый Остаточные явления ОЛБ и нелучевых травм В зависимости от тяжести компонентов КРП и осложнений

Таблица 17

Распределение пораженных с КРП на лечебно-эвакуационные группы в зависимости от вида и тяжести компонент травмы

(по Е.В. Гембицкому и В.Г. Владимирову, 1985)

Лечебно-эвакуационная группа Компоненты КРП
Тяжесть механических травм и ожогов Доза радиационного поражения (с учетом коэффициента отягощения)*, Гр
1-я Легкие травмы; поверхностные ограниченные (до 10% площади тела) ожоги I-IIIа степени 1-2
2-я Легкие травмы; поверхностные ограниченные (до 10% площади тела) ожоги I-IIIа степени 2-3
Травмы средней тяжести; обширные поверхностные и глубокие ограниченные (до 10% площади тела) ожоги IIIб-IV степени 1-2
3-я Легкие травмы; поверхностные ограниченные ожоги 4-5
Травмы средней тяжести; обширные поверхностные и глубокие ограниченные ожоги 3-4
Тяжелые травмы; глубокие обширные ожоги 1-2
4-я Легкие травмы; поверхностные ожоги
Травмы средней тяжести; обширные поверхностные и глубокие ограниченные ожоги
Тяжелые травмы; глубокие обширные ожоги
Крайне тяжелые ожоги и травмы

* – при более высокой дозе лучевого воздействия пораженные переводятся в следующую по тяжести группу

Профилактика радиационных поражений

Механизмы действия радиопротекторов:

· «конкуренция» за «мишени» с продуктами свободно-радикального окисления;

· снижение содержания кислорода в клетке;

· снижение поражающего действия на стволовой пул гемопоэза (обратимое снижение интенсивности деления).

Таблица 18

Лечебно-эвакуационные группы и прогноз для жизни и восстановления боеспособности пораженных с КРП

(по Е.В. Гембицкому и В.Г. Владимирову, 1985)

Лечебно-эвакуационная группа Характеристика общего состояния Прогноз для жизни Прогноз для восстановления боеспособности Сроки утраты боеспособности
1-я Удовлетворительное Благоприятный в 100% 100% 1-2 месяца
2-я Средней тяжести, тяжелое Благоприятный в 80% До 50% 3-4 месяца
3-я Тяжелое и крайне тяжелое Благоприятный в 50% Единичные случаи 6 месяцев и более
4-я Крайне тяжелое, терминальное Неблагоприятный в 100% Неблагоприятный в 100%

Радиопротекторы эффективны при профилактическом применении в диапазоне доз 1-10 Гр (табл.19). Применяются не более 3 раз в сутки из-за узкого терапевтического диапазона и не защищают от пролонгированного, фракционированного облучения, низких доз радиации.

Таблица 19

Радиопротекторы

Класс Препарат Длительность действия Радиозащитная широта
Тиоалкиламины Цистамин Этиол Цистеамин 4 – 6 часов 2 – 3
Индолил-алкиламины Триптамин Серотонин Мексамин 30 – 60 минут 20 – 30
Имидазолины Индралин Нафтизин 30 – 60 минут 30 – 90

Медицинская сортировка острых радиационных поражений

Внутрипунктовую и эвакуационно-транспортную сортировку острых радиационных поражений необходимо проводить по алгоритму.

Общие принципы лечения, неотложная терапия, этапное лечение острой лучевой болезни

Особенности лечения острой лучевой болезни при массовом поражении

Основные усилия направлены на лечение перспективных больных, больным же с крайне тяжелыми формами болезни проводится симптоматическое лечение, направленное на облегчение состояния.

Пораженные с ОЛБ I степени после купирования первичной реакции возвращаются в строй; они подлежат госпитализации лишь в периоде разгара, т.е. спустя месяц после облучения.

Больных с ОЛБ II-IV степени, а также с крайне тяжелыми формами госпитализируют с момента установления диагноза (табл. 20, схема 6).

Таблица 20

Современные принципы и направления терапии

Острой лучевой болезни

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s32074t6.html

Medic-studio
Добавить комментарий