ПРОГРАММА СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. Определение единицы наблюдения – составная часть, первичный

15.Единица наблюдения. Определение, характеристика учетных признаков

ПРОГРАММА СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. Определение единицы наблюдения - составная часть, первичный

  1. Организация статистического исследования. Характеристика этапов.

  2. плана и программы статистического исследования. Виды планов статистического наблюдения.

  3. Статистическое наблюдение. Сплошное и несплошное статистическое исследование. Виды несплошного статистического исследования.

  4. Статистическое наблюдение (сбор материалов).

  5. Статистическая группировка и сводка. Типологическая и вариационная группировка.

  6. Статистические таблицы, виды, требования к построению.

Единицанаблюдения– каждый первичный элемент, составляющийстатистическую совокупность и являющийсяносителем признаков, подлежащих учету.Единица наблюдения определяется цельюи задачами статистичес­кого исследования,а также избранным объектом изучения(при изучении больничной летальностиединицей наблюдения будет больной,умерший в стационаре)

Единицынаблюдения имеют признаки сходства иразличия. Призна­ки сходства служатоснованиемдля объединения единиц наблюдения всовокупность.Признаки, по которым различаются элементыстатисти­ческой совокупности, подлежатрегистрации и называются учетнымипризнаками,которые могут быть:

а)качественными(атри­бутивные, описательные: пол,профессия, нозологическая формазаболевания) и количественными(выражены числом: масса тела, рост,возраст, продолжительность болезни).

б)по роли в изучаемой совокупности –факторные(признаки,под влиянием которых изменяются другие,за­висящие от них признаки) ирезультативные(признаки,зависящие от факторных). С изменениемвеличины факторного признака происхо­дитизменение результативного (с увеличениемвозраста ребен­ка увеличивается егорост)

16

Статистическоеисследование (СИ)позволяет получить представление о томили ином явлении, изучить его размер,уровень, выявить закономерности.Предметом СИ могут быть здоровьенаселения, организация медицинскойпомощи, факторы внешней среды, влияющиена здоровье и т.д.

Припроведении СИ могут быть использованы2методических подхода:

1)изучение интенсивности явления в среде,распространенности явления, выявлениетенденций состояния здоровья населения- проводятся на генеральных совокупностяхили достаточно больших по численностивыборочных совокупностях, позволяющихполучить интенсивные показатели иобоснованно перенести полученные данныена всю генеральную совокупность

2)проведение строго спланированныхисследований по изучению отдельныхфакторов без выявления интенсивностиявления в среде – проводятся, как правило,на небольших по численности совокупностяхс целью выявления новых факторов,изучения неизвестных или малоизвестныхпричинно-следственных связей

Этапыстатистического исследования:

17

1этап. Составление плана и программыисследованияопределяется цель и задачи исследования,составляется план и программаиссле­дования, разрабатываетсяпрограмма сводки статистическогомате­риала и решаются организационныевопросы.

разработатьорганизационныйплан – определение 1) места (административно-территориальныхграниц наблюдения), 2) времени (конкретныхсроков осуществления наблю­дения,проведения разработки и анализаматериала) и 3) субъекта ис­следования(организаторов, исполнителей, методическогои органи­зационного руководства,источников финансирования исследования).

г)разработка планаисследования– включает определение:

-объекта исследования (статистическойсовокупнос­ти);

-объема исследования (сплошное, несплошное);

-видов (текущее, единовременное);

– способов сбора статистической информации.

д)необходимо составить программуисследования (наблюдения)– включает:

-определение единицы наблюдения;

-перечень вопросов (учетных признаков),подлежащих регистра­ции в отношениикаждой единицы наблюдения

-разработку блан­ка с перечнем вопросови признаков, подлежащих учету;

-разработку макетов таблиц, в которыезатем вносятся результа­ты исследования.

Источникамиполучения информациимогут служить медицин­ские документы(истории болезни, и индивидуальные картыамбула­торного больного, историиразвития ребенка, истории родов),от­четные формы лечебно-профилактическихучреждений и др.

е)необходимо составить программу сводкиполученных данных, которая включаетустановление принципов группировки,выделение группировочных признаков,определениекомбинаций этих признаков, составлениемакетов статистических таблиц.

18,19

2этап. Сбор материала (статистическоенаблюдение)– – заключается в регистрации отдельныхслучаев изу­чаемого явления ихарактеризующих их учетных признаковв регис­трационные бланки. Статистическоенаблюдение может быть:

а)по времени:

1)текущим– явление изучается за какой-то от­дельныйпериод времени (неделю, квартал,год и т.д.)путем пов­седневной регистрацииявления по мере возникновения каждогослу­чая (учет числа родившихся,умерших,заболевших,выписанныхиз стационара). Так учиты­ваются быстроменяющиеся явления.

2)единовременным– статистические данные собирают­сяна определенный (критический) моментвремени (перепись населения, изучениефизического развития детей, профилактическиеосмотры населения). Единовременнаяре­гистрация отражает состояниеявления на момент изучения, используетсядля изучения медленно меняющихсяявлений.

б)в зависимости от полноты охвата изучаемогоявления:

1)сплошное– изучаются все входящие в составсо­вокупности единицы наблюдения,т.е. генеральная совокупность. Проводятс целью установления абсолютных размеровявления (общей численности населения,общего количества родившихся илиумерших). Применяется и в тех случаях,когда сведения необходимы для оперативнойработы (учет инфекционной заболеваемости,нагрузка врачей и др.)

2)несплошное– изучается лишь часть генеральнойсовокупности, делится на нескольковидов:

1.монографическийметод – даетдетальное описание отдельных ха­рактерныхв каком-либо отношении единиц совокупностии глубокое, всестороннее описаниеобъектов.

2.метод основногомассива -предполагает изучение тех объектов, вкоторых сосредоточено значительноебольшинство единиц наблюде­ния.Недостатком этого метода является то,что остается неохва­ченной исследованиемчасть совокупности, хотя и небольшаяпо размерам, но которая может значительноотличаться от основного мас­сива.

3.анкетныйметод – этосбор статистических данных с помощьюспе­циально разработанных анкет,адресованных определенному кругу лиц.

Это исследование основано на принципедобровольности, поэто­му возвратанкет зачастую бывает неполным. Нередкоответы на пос­тавленные вопросы носятотпечаток субъективности и случайности.

Этот метод применяется для полученияприблизительной характеристикиизучаемого явления.

4.выборочныйметод – самыйраспространенный метод, сводится кисследованию некоторой спе­циальноотобранной части единиц наблюдения дляхарактеристики всей генеральнойсовокупности. Преимуществом этогометода являет­ся получение результатоввысокой степени надежности, а такжезна­чительно более низкая стоимость.

в)по способу получения сведений в ходепроведения и характеру его осуществления

1. непосредственноенаблюдение(клиническийосмотр больных,проведениелабораторных,инструментальныхисследований,антропо­метрическиеизмерения и т. п.)

2. социологическиеметоды: методинтервью (очный опрос), анке­тирование(заочный опрос – анонимный или неанонимный)и др.;

3. документальноеисследование(выкопировкасведений из учет­но-отчетных медицинскихдокументов, сведения официальнойстатис­тики учреждений и организаций.)

20

3этап. Разработка материала, статистическаягруппировка и сводка -начинается с проверки и уточнения числанаблюдений,полноты иправильности по­лученных сведений,выявлениии устранении ошибок, дубликатов за­писейи т. д.

Дляправильной разработки материалаприменяется шифровкапер­вичных учетных документов,т.е. обозначениекаждого признака и его группы знаком -буквенным или цифровым

Группировка- расчленениесовокупности изучаемых данных наод­нородные,типичныегруппы по наиболее существеннымпризнакам. Группировка может проводитьсяпо качественным и количественнымпризнакам. Выбор группировочногопризнака зависит от характера изучаемойсовокупности и задач исследования.

а)типологическаягруппировкапроизводится по качественным(опи­сательным, атрибутивным) признакам(пол, профессия,группы болезни)

б)вариационнаягруппировка(по количественным признакам) прово­дитсяна основании числовых размеров признака(воз­раст,длительностьзаболевания, продолжительность леченияи т.д.). Количественная группировкатребует решения вопроса о величинегруппировочного интервала и кол групп.

Рекомендуетсяследующее число групп: до 40 наблюдений- 5-6 групп, 40-60 наблюдений 6-8 групп, 60-100наблюдений – 7-10 групп и т.д.

Закончивгруппировку материала, приступают ксводке– обобщение единичных случаев,полученныхв результате статистического исследования,в определенные группы, их подсчет ивнесение в макеты таблиц.

Сводку статистическогоматериала проводят при помощистатисти­ческих таблиц. Таблица,не заполненнаяцифрами,называетсямакетом.

21

Статистическиетаблицы бывают перечневые,хронологические,тер­риториальные.

Таблицаимеет подлежащее и сказуемое. Статистическоеподлежа­щее обычно размещается погоризонтальным строкам в левой частитаблицы и отражает главный, основнойпризнак. Статистическое ска­зуемоеразмещается слева направо по вертикальнымграфам и отра­жает дополнительныеучетные признаки.

Статистическиетаблицы делятся на:

а) простые– представлено числовое распределениемате­риала по одному признаку,составныхчастей его. Простая таблица содержитобычно простой перечень или итог повсей сово­купности изучаемого явления.

б)групповые– представлено сочетание двух признаковв связи друг с другом

в)комби­национные– дается распределение материала потрем и более взаимосвязанным признакам

Присоставлении таблиц должны соблюдатьсяопределенные требо­вания:

-каждая таблица должна иметь заголовок,отражающий ее содержание;

-внутри таблицы все графы также должныиметь четкие краткие наз­вания;

-при заполнении таблицы все клеткитаблицы должны содержать соответствующиечисловые данные.

-после заполнения таблицы в нижнейгоризонтальном ряду и в пос­леднемсправа вертикальном столбце подводятсяитоги верти­кальных граф и горизонтальныхстрок.

-таблицы должны иметь единую последовательнуюнумерацию.

4этап. Статистический анализ изучаемогоявления, формулировка выводов– вычисление ста­тистических показателей(частоты,структуры,среднихразмеров изучаемого явления ), ихграфическое изображение,динамика,тенденции,устанавливаются связи между явлениями.даютсяпрогнозы и т.д. В зак­лючение делаютсявыводы.

5этап. Литературная обработка и оформлениеполученных результатов– в виде статьи, отчета, доклада,диссертациии др

  1. Относительные величины, виды, методы расчета. Возможные ошибки в применении относительных величин. 23. Интенсивные показатели. Методика расчета, единицы измерения, использование в работе организаций здравоохранения.24.

    Экстенсивные показатели. Методика расчета, единицы измерения, использование в работе организаций здравоохранения.25. Показатели наглядности и соотношения. Методика расчета, использование в работе организаций здравоохранения.

22,23

Относительныевеличины (показатели,коэффициенты)получают­ся в результате отношенияодной абсолютной величины к другой.Наиболее часто используются следующиепоказатели:

а)интенсивные– показатели частоты,интенсивности, распростра­ненности явления в среде,продуцирующейданное явление.

Вздравоохранении изучаются заболеваемость,смертность,инвалидность,рождаемость и другие показатели здоровьянаселения.

Средой,в ко­торойпроисходят процессы, является населениев целом или его от­дельные группы(возрастные, половые, социальные,профессио­нальныеи др.).

В медико-статистических исследованияхявление представляет собой как быпродукт среды. Например,население(среда) и заболевшие (явление); больные(среда) и умершие (яв­ление) и т. д.

Величинаоснования выбирается в соответствии ввеличиной пока­зателя – на 100, 1000, 10000,100000, в зависимости от этого показательвыражается в процентах,промилле,продецимилле,просан­тимилле.

Интенсивныепоказатели могут быть

1. общими- характеризуют явление в целом (общиепоказатели рождаемости,смертности,заболеваемос­ти, вычисленные ко всемунаселению административной территории)

2. специальными(погрупповыми)- применяются для характеристики частотыявления в различных группах ( заболе­ваемостьпо полу, возрасту,смертностьсреди детей в возрасте до 1 года,летальностьпо отдельным нозологическим формам ит.д.)

Интенсивныепоказатели применяются в медицине:

-для определения уровня, частоты,распространенности явления

-для сравнения частоты явле­ния в двухразличных совокупностях

-для изучения изменений часто­тыявления в динамике.

Графическиинтенсивные показатели могут бытьпредставлены в виде любых из названныхниже диаграмм при наличии необходимойинформации:

-линейной диаграммы (график) – применяетсядля изображения динамики явления.

-радиальной диаграммы – являетсяразновидностью линейной диаграммы,применяется для изображения динамикиявления за замкнутый цикл времени:сутки, неделя, месяц, год. Например,сезонные колебания инфекционнойзаболеваемости, суточные колебаниячисла вызовов скорой помощи, колебанияпо дням недели числа выписываемых игоспитализируемых в стационары больныхи т.д. – столбиковой или ленточнойдиаграммы;

Интенсивныепоказатели графически изображаютсятакже в виде плоскостных диаграмм. Кним относятся — столбиковые и ленточныедиаграммы.

Ввиде столбиков целесообразно изображатьинтенсивные показатели для одногопериода, но для разных заболеваний,территорий, коллективов или, наоборот,в разные периоды времени, но для одногозаболевания, территории, коллектива.

24

б)экстенсивные– показатели удельного веса, структуры,характе­ризуют распределение явленияна составные части, его внутреннююструктуру. Вычисляются экстенсивныепоказатели отношением части явления кцелому и выражаются в процентах илидолях единицы.

Экстенсивныепоказатели используются для определенияструкту­ры явления и сравнительнойоценки соотношения составляющих егочастей. Экстенсивныепоказатели всегда взаимосвязаны междусобой, т. к.их сумма всегда равна 100 процентам: так,при изучении структуры заболеваемостиудельный вес отдельного заболеваниямо­жет возрасти:

-при истинном росте числа заболеваний

– при одном и том же его уров­не, есличисло других заболеваний снизилось

-при снижении числа данного заболевания,если уменьшениечисла других заболеваний происходитболее быстрыми темпами.

Прианализе экстенсивный показатель следуетприменять с осторожностью и помнить,что им пользуются только для характеристикисостава (структуры) явления в данныймомент времени и в данном месте.

Примерыиспользования в работе врача:лейкоцитарная формула; структуранаселения по полу, возрасту, социальномуположению; структура заболеваний понозологии; структура причин смерти.

Способы графическогоизображения экстенсивного показателя 25

Посколькуэкстенсивный показатель — показательстатики, то графически он изображаетсятолько в виде внутристолбиковой илисекторной (круговой) диаграммы, которыеявляются разновидностями плоскостныхдиаграмм, которые представляют цифровыеданные в виде геометрических фигур вдвух измерениях.

в)соотношения– представляют собой соотношение двухсамостоя­тельных, независимых другот друга,качественноразнородных вели­чин, сопоставляемыхтолько логически.

Примерыиспользования в работе врача:показатели обеспеченности населенияврачами, больничными койками; показатели,отражающие число лабораторных исследованийна 1 врача и т.д.

г)наглядности– применяются с целью более наглядногои дос­тупного сравнения статистическихвеличин.

Показатели наглядностипредставляют удобный способ преобразованияабсолютных, относи­тельных или среднихвеличин в легкую для сравнения форму.

При вы­числении этих показателей однаиз сравниваемых величин приравни­ваетсяк 100 (или 1), а остальные величиныпересчитываются соответственно этомучислу.

Показателинаглядности указывают, на сколькопроцентов или во сколько раз произошлоувеличение или уменьшение сравниваемыхве­личин. Показатели наглядностииспользуются чаше всего для сравне­нияданных в динамике,чтобыпредставить закономерности изучае­могоявления в более наглядной форме.

Припользовании относительными величинамимогут быть допущенынекоторые ошибки:

1.иногда судят об изменении частотыявления на основе экстенсив­ныхпоказателей, которые характеризуютструктуру явления, а не его интенсивность.

2.нельзя складывать и вычитать статистическиепоказатели,кото­рыерассчитаны из совокупностей,имеющихразную численность,ибо этоприводит к грубым искажениям показателя.

3.при расчете специальных показателейследует правильно выби­рать знаменательдля расчета показателя: например,показательпослеоперационной летальности необходиморассчитывать по отно­шению коперированным,а не всембольным.

4.при анализе показателей следует учитыватьфактор времени: нельзя сравнивать междусобой показатели, вычисленные зараз­личные периоды времени (показательзаболеваемости за год и за полугодие),что можетпривести к ошибочным суждениям.

5.нельзя сравнивать между собой общиеинтенсивные показатели, вычисленныеиз неоднородных по составу совокупностей,пос­кольку неоднородность составасреды может влиять на величину интенсивногопоказателя.

Источник: https://studfile.net/preview/5016559/page:7/

Сбор статистического материала;

ПРОГРАММА СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. Определение единицы наблюдения - составная часть, первичный

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 70Следующая ⇒

3. Разработка и сводка материала,

4. Анализ полученных данных, выводы, предложения.

Требования, предъявляемые к выборочной совокупности:

1) должна быть репрезентативной, точно и полно отражать явление, т. е. давать такое же представление о явлении как если бы изучалась вся генеральная совокупность, для этого она должна:

а. быть достаточной по численности

б. обладать основными чертами генеральной совокупности (в отобранной части должны быть представлены все элементы в таком же соотношении, как и в генеральной)

2) при ее формировании должен соблюдаться Основной принцип формирования выборочной совокупности: равная возможность для каждой единицы наблюдения попасть в исследование.

12,12,12,12,12,12,12,12,12,12,12, плана и программы статистического исследования.Единица наблюд и статистич совокупность

ПЛАН СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ включает перечень организационных вопросов:

1.Определение места (территории), где будет проводиться исследование – административная территория, город, район, лечебно-профилактическое учреждение, промышленное предприятие

2.Определение времени проведения исследования – конкретные сроки работы, с учетом времени, необходимого для сбора, статистической обработки и анализа материала. Сроки работы могут колебаться от нескольких лет до года, месяца, квартала, что зависят от цели исследования, цикличности изучаемых явлений, тенденций развития, сезонности.

3.Определение вида статистического наблюдения – единовременное, текущее.

Единовременное наблюдение подобно фотографии регистрирует явление на определенный момент времени. Примером единовременного наблюдения может служить перепись населения, которая проводится по всей стране на один день; результаты обследования учащихся на профилактическом осмотре. К единовременным относится большинство лабораторных и инструментальных исследований.

Текущее наблюдение – напоминает киносъемку и характеризует явление путем регистрации признаков в течение определенного периода времени. Примером может быть регистрация в органах ЗАГСа рождений, смертей, браков, разводов, а также регистрация заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях.

Эти процессы протекают непрерывно, размеры их различны для разных отрезков времени и поэтому изучение рождаемости, смертности, заболеваемости и т.п. требует непрерывного наблюдения.

Это достигается организацией непрерывной текущей регистрации, и только впоследствии при статистической обработке весь материал может быть распределен по определенным временным периодам (год, квартал, месяц).

4. Определение метода статистического наблюдения – сплошное, выборочное. Сплошное наблюдение – обследуются и регистрируются все без исключения единицы, составляющие явление.

Сплошное наблюдение даст исчерпывающую информацию об изучаемом явлении и применяется в тех случаях, когда требуется точное воспроизведение действительности или необходимо знать общий размер всего явления (учет инфекционных заболевании, перепись населения).

Организация сплошного исследования чрезвычайно сложна и громоздка, требует больших материальных затрат и участия большого числа исполнителей, аразработка материалов сплошного наблюдения – длительного времени.

Поэтому в тех случаях, когда нужно получить данные в относительно короткий срок и при небольших затратах сил и средств, прибегают к выборочному методу, Выборочный метод позволяет охватить исследованием часть изучаемой совокупности.

При правильно организованной выборке, результаты, полученные на отобранной части, практически полностью могут быть перенесены на все явление, т.е. обладают достаточной репрезентативностью. Проведение выборочного исследования требует расчета необходимого числа наблюдений по специальным формулам, которые основываются на теории вероятности (приложение 2).

5.Определение организаторов и участников исследования, в небольших по объему исследованиях всю работу по сбору и обработке материала исследователь выполняет сам, а при больших исследованиях заранее предусматривается число и квалификация исполнителей, разделение их труда

6.Определение средств, необходимых для проведения работы. Составляется смета расходов, приобретаются необходимые приборы, реактивы, оборудование.

ПРОГРАММА СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Определение единицы наблюдения – составная часть, первичный элемент статистической совокупности, наделенный всеми признаками, подлежащими регистрации и изучению.

При изучении рождаемости, это будет каждый случай рождения на определенной территории в течение определенного отрезка времени, при изучении заболеваемости – каждый случай заболевания или больной человек.

Выбор единицы наблюдения обуславливается целью и задачами исследования.

2.Определение учетных признаков, подлежащих регистрации в отношении каждой единицы наблюдения.

Учетные признаки могут быть количественными – имеют цифровое выражение (возраст, продолжительность лечения, стаж работы, кратность питания) и атрибутивными – носят описательный характер (пол, профессия, исход лечения, сезон).

По роли признаков в совокупности они могут быть факторными (влияющими) – возраст, пол, образование, занятия спортом; и результативными (испытывающими влияние) – рост, масса тела, выздоровление, смерть.

3.Определение регистрационных бланков, подлежащих учету. В лечебных учреждениях регистрационными бланками часто служат оперативные медицинские документы.

Например, для учета состава госпитализированных больных применяют “Карту выбывшего из стационара”, куда в схематичной форме заносят сведения о пациентах и исходах их лечения, а для изучения заболеваемости – “Талон амбулаторного пациента”. Эти документы могут быть использованы для статистических целей после того, как они сыграли свою основную роль.

Другие документы, применяющиеся в медицинских учреждениях (история болезни, медицинская карта амбулаторного больного, история развития ребенка, история болезни стоматологического больного), строго говоря, не являются статистическими документами.

Для статистической разработки этих документов необходимые сведения из врачебных записей, которые выкопировываются на специально подготовленные статистические карточки и в дальнейшем подвергают обработке. Регистрационным бланком также может служить анкета, позволяющая получить объективные сведения о личных, интимных сторонах жизни (взаимоотношения в семье, на работе, наличие вредных привычек и т.д.)

4.Составление макетов статистических таблиц. По своему построению таблицы разделяют на простые, групповые и комбинационные. Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, говорящий о её содержании. В нижней горизонтальной строке и в последнем вертикальном столбце подводятся итоги работы по графам и строкам.

В таблице не должно быть пустых клеток (если нет признака – ставится прочерк). В статистических таблицах различают подлежащие – основной признак изучаемого явления, и сказуемое – учетные признаки, характеризующие подлежащее. Простая таблица (табл.

№1) имеет подлежащее и одно сказуемое, используется для общей характеристики уровня и структуры явления без учета причинно-следственных зависимостей.

⇐ Предыдущая10111213141516171819Следующая ⇒

Date: 2016-02-19; view: 177; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/10-98956.html

План и программа статистического исследования. Статистическая совокупность. Единица наблюдения, учетные признаки

ПРОГРАММА СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. Определение единицы наблюдения - составная часть, первичный

Статистическаясовокупность— группа относительно однородныхэлементов (единиц наблюдения) в конкретныхусловиях времени и пространства. Взависимости от охвата единиц наблюдения(в связи с целью исследования) статистическаясовокупность может быть генеральной ивыборочной.

Единицанаблюдения— это первичный элемент статистическойсовокупности, имеющий признаки сходстваи различия. Признаки различия подлежатизучению и поэтому называются учетнымипризнаками. Учетные признаки по характерубывают количественными и качественными(атрибутивными), по роли в совокупности— факторными, результативными.

Независимоот того, какие задачи ставятся всанитарно-статистическом исследовании,оно должно проводиться в определеннойпоследовательности в соответствии систорически сложившимися этапами,которые состоят из отдельных операций.

Различают 4 этапа статистическогоисследования: 1) составление плана ипрограммы исследования (подготовительнаяработа); 2) статистическое наблюдение(сбор материала); 3) статистическаяразработка материала; 4) анализ, выводы,рекомендации, внедрение в практику.

1.Составлениепланаипрограммыисследования:

1)формулирование цели и задач исследованияв соответствии с рабочей гипотезой;

2)определение и подбор статистическойсовокупности;

3)определение единицы наблюдения;

4)выбор вида статистического исследования(единовременное, текущее, сплошное,выборочное, в том числе определениеспособа выбора — механический,типологический, гнездовой, случайный,парносопряженный и др.);

5)определение объекта наблюдения, временинаблюдения и субъекта наблюдения;

6)определение программы сбора данных(составление карты статистическогоисследования с перечнем учетныхпризнаков);

7)определение программы разработки данных(составление макетов, таблиц совзаимосвязями признаков);

8)определение метода наблюдения —анкетный, анамнестический, выкопировки.

2.Статистическоенаблюдение:

1)инструктаж исполнителей;

2)выкопировка сведений;

3)контроль качества регистрации —логический и аналитический.

3.Статистическаяразработка:

1)шифровка материала в соответствии сгруппировочными признаками;

2)раскладка карт в соответствии с макетамиразработанных таблиц;

3)заполнение таблиц и подсчет итогов.

4.Анализ.Выводы.Рекомендации.Внедрениевпрактику.

Видывыборочных наблюдений: механическаявыборка, типологическая, основногомассива и гнездовая. Статистическоеисследование — это составление таблиц(простых, групповых, комбинационных).

Единицынаблюдения помимо признаков сходства,послуживших основанием для их объединенияв статистическую совокупность, обладаютмножеством признаков.

Перечень этихпризнаков или признаков различияисследователь определяет, исходя изсущности и основных свойств единиц иобъекта наблюдений, целей и задачисследователя и многих других факторов.Это есть собственно программа исследования.

Исследователь может это сделать лишьпри условии глубокого изучения проблемыв целом, четкого понимания целей и задачисследования, знания места и времениисследования и т.д.

Принципыопределения учетных признаковхарактеризующих каждую единицунаблюдения:

  • это должны быть существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства, исходя из целей и задач исследования;
  • не следует в число учетных признаков включать признаки второстепенные, ибо излишества затрудняют и сбор данных, и их обработку, и анализ;
  • исследователь должен быть уверен, что сможет получить объективную и достаточно точную информацию.

Какпризнаки сходства, так и признакиразличия по своему значению могут бытькачественными (описательными,атрибутивными) и количественными (иметьчисловые выражения); по характерувзаимоотношения между собой признакиможно рассматривать как факторные ирезультативные (факторные признаки этоте, которые влияют на результативные).Определяет это взаимоотношениеисследователь, исходя из сути изучаемойпроблемы.

Основное,чем руководствуется исследователь приопределении группировок учетныхпризнаков: они должны служить целивыявления основных закономерностейизучаемых явлений.

Всоответствии с этим выявляемые группыдолжны быть качественно однородными.От того, как Вы сгруппируете признаки,зависят результаты исследования. Приэтом нельзя допускать неизбежности иследует отвечать на следующие 2 вопроса:

1) что должна вскрыть группировка?

2) на каком признаке строить наиболеесовершенную, основополагающую группировку?

Следуетиметь ввиду, что бывает 2 вида группировок:типологическая и вариационная.

Типологическая– это группировка атрибутных, описательныхпризнаков, выражаются словесно (пол,виды заболеваний, процессия).

Вариационная– это группировка количественныхпризнаков, имеющих числовое выражение(возраст, рост, уровень дохода и т.д.).

Источник: https://studfile.net/preview/7901225/page:18/

Организация и этапы статистического исследования

ПРОГРАММА СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. Определение единицы наблюдения - составная часть, первичный

Организация и этапы статистического исследования

Методическое пособие к практическим занятиям по общественному здоровью и организации здравоохранения для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Волгоград – 2006г.

УДК 614.2:31.001.2 (07)

Методическое пособие к практическим занятиям по общественному здоровью и организации здравоохранения для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов / Сост. Иваненко В.В., – Волгоград: ВолГМУ, 2006. – 8с.

ВВЕДЕНИЕ

Слово “статистика” происходит от латинского слова “status” – состояние, положение, впервые это слово при описании состояния государства в середине XVIII века применил немецкий ученый Ахенваль. Как наука статистика возникла в Англии в XVIII веке в трудах “политических арифметиков”.

В настоящее время слово “статистика” употребляется в следующем значении:

Статистика – это общественная наука, которая изучает количественную сторону общественных, массовых явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.

Статистика выявляет размеры и количественные соотношения явлений общественной жизни в конкретных исторических условиях места и времени и проявляющиеся в их изменениях закономерности.

Санитарная (медицинская) статистика изучает количественную сторону массовых явлений и процессов в медицине.

Санитарная статистика подразделяется на два раздела: статистика здоровья населения и статистика здравоохранения.

Статистика здоровья населения изучает состояние здоровья населения, которое характеризуется тремя группами показателей:

1) демографические показатели;

2) показатели заболеваемости;

3) показатели физического развития.

На здоровье населения влияет целый ряд факторов.

Сюда относится сложный комплекс естественных и социальных факторов: природные условия, наследственность, социально-экономические условия жизни, условия труда, быта, жилища, питания, культурный уровень населения, уровень лечебно-профилактической помощи населению и т.д. Указанные факторы находятся в тесной взаимосвязи и влияют на показатели здоровья населения комплексно.

Статистика здравоохранения включает в себя статистику сети медицинских учреждений, использование материальных средств в здравоохранении и деятельность медицинских учреждений по оказанию лечебной и профилактической помощи населению.

Организация и этапы статистического исследования

Статистическое исследование начинается с определения четкой цели и задач, которые ставит перед собой исследователь, и включает в себя четыре последовательные этапа:

1-й этап: составление программы и плана исследования;

2-й этап: сбор материала;

3-й этап: разработка материала;

4-й этап: анализ, выводы, предложения, внедрение результатов исследования в практику.

1-й этап: Составление программы и плана исследования.

Первый этап представляет важный раздел работы, который можно правильно осуществить только при наличии глубоких знаний по изучаемому вопросу и четкого представления о цели исследования. Программа и план подчиняются единой цели исследования: в программе указывают цели и задачи исследования, а план предусматривает организационные вопросы исследования.

Программа статистического исследования включает в себя следующие компоненты:

1. Объект и единица наблюдения

Под объектом медико-социального исследования понимают статистическую совокупность, состоящую из относительно однородных явлений (единиц наблюдения), взятых вместе в известных границах времени и пространства.

Единица наблюдения – составная часть, первичный элемент статистической совокупности, учетные признаки которого подлежат изучению.

Признаки могут быть качественными (описательными, атрибутивными) и количественными (иметь числовое выражение); по характеру взаимоотношения признаки можно рассматривать как факторные и результативные (факторные признаки влияют на результативные).

2. Учетные признаки и их группировка

Составляя перечень учетных признаков, исследователь должен думать об их группировке, это нужно и для разработки учетных документов, и для составления макетов таблиц, и для последующих этапов исследования, выявляемые группы должны быть качественно однородными. От того, как будут сгруппированы признаки, зависят результаты исследования. При этом нужно четко представлять, что должна вскрыть группировка и на каком признаке следует строить наиболее основополагающую группу.

Различают типологические и вариационные группировки.

Типологическая группировка – это группировка качественных (атрибутивных, описательных) признаков. (Пол, виды заболеваний и др.)

Вариационная группировка – это группировка количественных признаков, имеющих числовое выражение (возраст, рост и др.).

3. Программа сбора материала

После определения перечня учетных признаков и их группировки нужно сконструировать различные учетные документы: регистрационные бланки, карты, анкеты, которые и будут программой сбора материала и которые придется заполнять на каждую единицу наблюдения.

Существуют официальные программы сбора материала (учетные формы), которые разработаны государственной статистикой здравоохранения и служат для изучения состояния здоровья населения и оценки деятельности лечебно-профилактических учреждений.

К ним относятся “карта выбывшего и стационара”, история болезни, амбулаторная карта и др.

4. Программа разработки материала и его анализа

Программа разработки материала предусматривает составление макетов разного типа таблиц, которые будут заполняться на третьем этапе статистического исследования. Заполненная таблица дает цифровое описание закономерности того или иного явления.

Статистическая таблица – наиболее удобный вид статистической сводки материала, чтобы правильно составить макет таблицы нужно знать как минимум следующее.

Таблица должна иметь четкое и краткое заглавие, отражающее ее содержание. Заглавие пишут над таблицей (в отличие от графика, название которого должно быть внизу). В таблице, как в грамматическом предложении, различают табличное подлежащее – то, о чем говорится в таблице. Это основной признак изучаемого явления, он располагается как правило по горизонтальным строкам таблицы.

Статистическое сказуемое (одно или несколько) – это то, что говорится о статистическом подлежащем, это признаки, характеризующие подлежащее, они располагаются в вертикальных графах. Оформление таблицы должно заканчиваться итогами по графам (последняя строка по горизонтали “Итого”) и по строкам (последняя строка по вертикали “Всего”).

Они нужны для расчета соответствующих показателей в последующем.

Различают следующие виды таблиц: простые, групповые и комбинационные.

Простые таблицы дают количественную характеристику какого-то одного признака, соответственно итоговая сводка делается по одному признаку.

Таблица 1

Распределение больных гипертонической болезнью по стадиям заболевания (макет)

Стадии гипертонической болезни Число больных
I
II
III
Итого

Групповой называется таблица, в которой представлены данные с группировкой их по двум признакам, причем один из них находится в подлежащем таблицы, а другой – в сказуемом.

Таблица 2

Распределение больных гипертонической болезнью по полу, возрасту и стадиям заболевания (макет)

Стадии гиперто-нической болезни Пол Возраст, годы   Всего
Муж. Жен. До 20 20-29 30-39 40-49 50 и >
I
II
III
Итого

В данной групповой таблице попарно сочетаются признаки: стадия гипертонической болезни и пол, а затем стадия гипертонической болезни и возраст.

Групповая таблица может иметь и больше признаков в сказуемом: сроки госпитализации, сроки операции и др.

, однако с подлежащим они должны сочетаться только попарно: заболевания и сроки госпитализации, заболевания и сроки операции, заболевания и пол и т.д.

Комбинационной называется таблица, в которой представлены сводные данные с непременным сочетанием трех и более взаимосвязанных признаков. Подлежащее такой таблицы характеризуется сказуемым, в котором имеется комбинация из нескольких признаков.

Таблица 3

Распределение больных гипертонической болезнью по полу, возрасту и стадиям заболевания (макет)

Стадии гиперто-нической болезни Возраст в годах Всего
До 30 лет 30-39 40-49 50 и >
Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен.
I
II
III
Итого

Приведенные примеры макетов таблиц разного типа показывают различную их информативность в отношении возможности выявления закономерностей. В макетах таблиц еще до разработки материала уже представлены основные направления исследования и анализа (программа разработки данных).

План исследованияпредусматривает организационные элементы работы. В плане прежде всего стоит указать объект исследования, каким образом он будет формироваться.

По полноте охвата различают сплошные и выборочные наблюдения; по времени наблюдения – единовременные и текущие, по способу получения информации могут быть непосредственные и анамнестические (опрос, составление анкет), также необходимые сведения могут быть получены при выкопировке данных.

2-й этап: Сбор материала.

Этот этап исследования заключается в сборе материала, в осуществлении статистического наблюдения. Под статистическим наблюдением понимается сам процесс регистрации, заполнения разработанных карт (программа сбора материала).

Сбор материала (статистическое наблюдение) проводят строго по заранее составленной программе и плану исследования. В процессе статистического наблюдения необходимо не отклоняться от единых установок и правил, чтобы не исказить результаты исследования.

3-й этап: Разработка материала.

После того как материал собран, приступают к его разработке, которая складывается из нескольких последовательных операций (стадий):

1) Контроль – перед разработкой необходимо провести предварительный контроль за правильностью и полнотой сведений.

2) Шифровка (кодирование) – проводится путем проставления условного знака, обозначающего каждый признак и его градацию. Шифровка проводится с целью облегчения дальнейших операций по разработке материала.

3) Заполнение макетов статистических таблиц, для чего согласно их содержанию карты, анкеты раскладывают по группам, обозначенным в них. В таблицах не должно оставаться пустых граф, в случае отсутствия данных ставятся ноль или прочерк.

4) Вычисление статистических показателей и критериев – ответственный момент, требующий не только знаний и умения, но и понимания сути изучаемых процессов и явлений.

Абсолютные и относительные величины.

Абсолютные данные используются очень широко. Они нужны для общей характеристики явления или признака, например, численность населения в мире, в стране, в городе; число врачей, учреждений здравоохранения и пр.

Когда нужны сравнения используются относительные числа, получающиеся путем различных отношений, сопоставлений. Показатели выражаются в процентах, промилле и продецимилле и т.д., т.е. отношение тех или других величин умножается на 100, на 1000, на 10 000 и т.д.

Наиболее часто используют относительные величины: экстенсивные и интенсивные показатели, показатели соотношения и наглядности, показатели динамического ряда.

Чтобы охарактеризовать структуру явления, показать долю признака или распределение признаков в данной совокупности, применяют экстенсивный показатель, который рассчитывается по формуле:

Часть явления х 100

Целое явление

Этот показатель характеризует первое свойство статистической совокупности – распределение признака, заключающееся в том, что единица статистической совокупности распределяется неодинаково по характеру учетного признака и образует определенную внутреннюю структуру. Экстенсивными показателями являются структура смертности, структура заболеваемости и т.д.

Когда нужно охарактеризовать частоту (интенсивность) явления в какой-либо среде, применяют интенсивный показатель,который рассчитывается по формуле:

Размер явления х 1000

Размер среды

Типичными интенсивными показателями являются показатели рождаемости, смертности, заболеваемости.

Показатели соотношения характеризуют отношение между двумя самостоятельными совокупностями. Типичными показателями соотношения являются обеспеченность населения койками, врачами, средними медработниками (обычно на 10 000 населения). Иногда выгодно показать отношение какого-то признака к другому, принятому за 100% или за единицу. Этот показатель называют показателем наглядности.

Если нужно и можно показать изменение изучаемого признака (ов) во времени, строят динамический ряд. Числа, из которых его составляют – уровни ряда – могут быть абсолютными величинами. Такой динамический ряд называется простым.

Уровнями динамического ряда могут быть средние и относительные величины, такой динамический ряд называется сложным или произвольным.

Простые динамические ряды бывают моментными и интервальными. Моментный динамический ряд состоит из чисел, характеризующих признак на определенные моменты – даты (на конец года, месяца и т.д.). Уровни моментного ряда не могут дробиться.

Интервальный динамический ряд характеризует признак, изучаемый за определенный интервал времени (год, месяц и т.д.). Интервальный динамический ряд можно разделить на более дробные периоды или, напротив, укрупнить интервалы.

Годы Показатель рождаемости Показатель наглядности Показатель роста Показатель прироста
А
В Вх100/А Вх100/А Вх100/А – 100
С Сх100/А Сх100/В Сх100/В – 100
Д Дх100/А Дх100/С Дх100/С – 100

Чтобы проанализировать динамический ряд, нужно изобразить его графически и вычислить несколько показателей:

Показатель наглядности – отношение показателя каждого последующего года к первому отчетному.

Показатель роста – отношение показателя каждого года к предыдущему.

Показатель прироста – показатель роста минус 100.

Графические изображения.

Для наглядного представления различных статистических величин, а также для их анализа широко используют графические изображения. Практически в каждом статистическом исследовании применяется графический метод.

Графиками в статистике называют условные изображения числовых величин и их соотношений в виде различных геометрических образом – точек, линий, плоских фигур и т.д.

Статистический график дает возможность сразу оценить характер изучаемого явления, присущие ему закономерности, особенности, тенденции развития, взаимосвязь его показателей.

Название графика должно кратко и точно раскрывать его содержание. Название обычно помещают под графиком в отличие от таблицы, название которой располагается над ней. Пояснительные тексты могут располагаться в пределах графического образа, рядом с ним или вне его.

Графические изображения разделяют на диаграммы, картограммы и картодиаграммы.

Диаграммой называют изображение статистических данных в виде точек, линий, плоскостей, фигур.

Диаграммы бывают:

-линейными (арифметические, полулогарифмические, гистограммы, радиальные);

-плоскостными (столбиковые, внутристолбиковые, ленточные, секторные. круговые);

-объемными (параллелепипед, куб, шар и т.д.);

-фигурными (койки, люди и т.д.).

Картограммы отражают статистические данные на географической карте.

Картодиаграммы представляют статистические данные на географической карте в виде диаграммы.

Вид графического изображения выбирается в зависимости от статистической величины.

Абсолютные величины, характеризующие статику явления, можно изобразить в виде диаграмм (плоскостной, столбиковой, объемной или фигурной), картограмм, картодиаграмм.

Экстенсивные показатели, характеризующие структуру явления, можно изобразить в виде секторной или внутристолбиковой плоскостной диаграммы.

Интенсивные показатели, характеризующие частоту явления, можно изобразить в виде линейной, плоскостной (столбиковой, ленточной), объемной, фигурной диаграмм.

Показатели соотношения, характеризующие отношение между двумя самостоятельными совокупностями, представляют в виде тех же графических изображений, что и интенсивные показатели. Показатели динамического ряда чаще изображают при помощи радиальной диаграммы.

4-й этап: Статистический анализ, выводы, предложения, внедрение результатов исследования в практику.

Этот этап является конечным при любом исследовании. Он включает следующие основные элементы.

1) Осмысливание различных полученных статистических величин, графических изображений. Проводят все возможные сравнения. Из них основные: сравнение с имеющимися нормативами, со средними уровнями статистических величин, с данными по другим учреждениям и территориям, а также сравнения в динамике.

2) Написание и оформление работы.

3) Выводы.

4) Проверка соответствия полученных выводов принятой гипотезе исследования. Каждой задаче исследования должен соответствовать конкретный, обоснованный, вытекающий из анализируемых материалов, лаконичный вывод.

5) предложения для внедрения в практику.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое статистика?

2. Что изучает санитарная или медицинская статистика?

3. Какие этапы включает в себя статистическое исследование?

4. Из каких элементов состоит программа статистического исследования?

5. Какие виды и методы статистического наблюдения Вы знаете?

6. Что такое единица статистической совокупности?

7. Что такое статистическая совокупность?

8. Какие виды группировок применяются в статистике?

9. Какие виды таблиц вы знаете?

10. Какие виды диаграмм вы знаете?

11. Какие диаграммы используются для изображения интенсивных показателей?

12. Что такое динамический ряд?

13. Какие показатели динамического ряда используются в статистической исследовании?

14. Из каких элементов состоит третий этап статистического исследования?

15. Из каких элементов слагается четвертый этап статистического исследования?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Юрьев В.К., Куценко Г. И. Общественное здоровье и здравоохранение – Санкт-Петербург, 2000г. – 914с.

2. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 520с.

3. Серенко А.Ф., Ермакова В.В. Социальная гигиена и организация здравоохранения. – М.: Медицина, 1984, 640с.

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 67; Нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.com/1-107729.html

Medic-studio
Добавить комментарий