Психофизиологическая проблема и ее решение: Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина,

Психофизиологическая проблема и подходы к ее решению

Психофизиологическая проблема и ее решение: Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина,

Предмет и задачи психофизиологии

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Предметом психофизиологии, как подчеркивал А.Р. Лурия, служит поведение человека или животного. Согласно представлениям А.Р.

Лурии физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов – мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т.е. отдельных психических процессов и функций.

Психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию.

Предмет общей психофизиологии — физиологические основы, психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.

Предмет возрастной психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека.

Дифференциальная психофизиология — раздел, изучающий естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.

задача – причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.

Наиболее близка к психофизиологии — физиологическая пси­хология, наука, возникшая в конце XIX века как раздел экспе­риментальной психологии. Термин физиологическая психология был введен В. Вундтом.

Психофизиологическая проблема и подходы к ее решению

Психофизиологическая проблема заключается в решении вопроса о соотношении между психическими и нервными процессами в конкретном организме (теле)

Первое решение этой проблемы можно обозначить как психофизиологический параллелизм. Суть его заключается в противопоставлении независимо существующих психики и мозга (души и тела). В соответствии с этим подходом психика и мозг признаются как независимые явления. психофизиологическая идентичность, при котором психическое, утрачивая свою сущность, полностью отождествляется с физиологическим.

Психофизиологическое взаимодействие-частичное решения проблемы. Предполагая, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, этот подход допускает определенную степень взаимодействия.

Психофизическая проблема в широком смысле — вопрос о месте психического в природе; в узком — проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов.

Современные варианты решения:

Психика- результат деятельности мозга.

Психическое- вид нервных процессов, которые связаны с отражением объективной реальности .

Психическое- обусловлено физиологическими процессами.

Системный подход: психическое и физиологическое однопричинно и одновременно

3 Методы психофизиологии

Методы психофизиологических исследований — комплекс методов, используемых для изучения физиологического обеспечения психических процессов.

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ РАБОТЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

1. ЭЛЕКТРОЭНЦЕФЕЛОГРАФИЯ(ЭЭГ)- метод регистрации и анализа электроэнцефелограмы.

МАГНИТОЭНЦЕФЕЛОГРАФИЯ-регистрация параметров магнитного поля , обусловленных активностью головного мозга.

2. ВЫЗВАНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА-биоэлектрические колебания, возникающие в нервных структурах в ответ на внешнее раздражение.

3. ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ КАРТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА(ТКЭАМ)-область электрофизиологии , оперирующая методами анализа ЭЭГ.

4. КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ(КТ)-точные изображения изменений мозгового вещества. Прибор-НЕЙРОТОМОГРАФ.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КОЖИ.

1.ЭКЗОСОМАТИЧЕСКИЙ- измеряется сопротивление кожи.

2. ЭНДОСОМАТИЧЕСКИЙ-измерение электрических потенциалов кожи.

ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ СЕРДЕЧНО СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ.

1.РИТМ СЕРДЦА(РС)-частота сердечных сокращений(ЧСС).

2. СИЛА СОКРАЩЕНИЙ СЕРДЦА-сила с которой сердце качает кровь.

3. МИНУТНЫЙ ОБЪЁМ СЕРДЦА- количество крови проталкиваемое за минуту.

4.АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ(АД)

5. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КРОВОТОК- показатель распределения крови

6. ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАММА(ЭКГ)- запись электрических процессов, сокращения сердечной мышцы.

7. ПЛЕТИЗМОГРАММА- метод регистрации сосудистых реакций организма

АКТИВНОСТЬ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

ЭЛЕКТРОМИОГРАФ- состояния органов движения путем регистрации биопотенциалов мышц

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

ПНЕВМОГРАФ-измеряет интенсивность дыхания

РЕАКЦИИ ГЛАЗ

-сужение и расширение зрачков, мигание, глазные движения.

-ПУТИЛЛОМЕТРИЯ- изучение зрачковых р-ий.

-ЭЛЕКТРООКУЛОГРАФИЯ-графическая регистрация электрического потенциала сетчатки и глазных мышц

ДЕТЕКТОР ЛЖИ(полиграф)- цель, выявить динамику эмоционального напряжения

Date: 2015-07-27; view: 1181; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/4-21195.html

Тема 1. Предмет, задачи и методы психофизиологии

Психофизиологическая проблема и ее решение: Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина,

Психическаяреальность не есть нечто обособленноеот процессов мозга. Мы говорим, чтопсихический процесс и мозговой процесснеотделимы друг от друга, а потому,изучая мозговой процесс в его высшихпроявлениях, мы изучаем вместе с темход и развитие психического процесса.В.М. Бехтерев

Предмет,задачи методы психофизиологии

Психофизиология— наука, изучающая физиологическиемеханизмы субъективных явлений, состоянийи индивидуальных психических различий.Предметомее изучения являются физиологическиеосновы психической деятельности иповедения человека.

Сложнее определить объект, которыйизучает психофизиология, поскольку имоказывается та часть физиологии человека,которая непосредственно связана спсихическими проявлениями (например,инстинкты, динамические стереотипы) ита часть психических процессов, которыесвязаны и могут быть объяснены с точкизрения физиологии (стрессовые состояния,эмоции и др.)

Термин«психофизиология» появился в начале19-го века, его использовал французскийфилософ Н.Массиас для обозначения техисследований психики, которые опиралисьна точные объективные физиологическиеметоды. Очень похожий термин «физиологическаяпсихология» использовал в своих работахв конце 19-го века В.Вундт.

Наш выдающийсясоотечественник А.Р.

Лурия в своихработах, опубликованных в 70-е годупрошлого века, развел эти два понятия,определив, что физиологическая психологияизучает физиологию отдельных сложныхпсихических процессов и функций, апсихофизиология ищет физиологическиеосновы целостных форм поведения человекаи животного.

Имеяодну дисциплину в учебном плане«Психофизиология», мы будем говоритьи об отдельных психических процессахи о целостных формах поведения.

Значительныйвклад в развитие психофизиологии внеслиработы Л.С. Выготского, который впервые сформулировал необходимость исследоватьпроблему соотношения психологическихи физиологических систем. Эти идеиразвил П.К.

Анохин в своей теориифункциональных систем, базирующейсяна понимании психических и физиологическихпроцессов как сложнейших функциональныхсистем, объединенных в комплексы,действие которых направлено на достижениеполезного, приспособительного результата.

Одну из главных составляющих это сложногопроцесса составляет принцип саморегуляциифизиологических функций, сформулированныйв отечественной физиологии Н.А.Бернштейном.

В процессе изложенияматериала мы встретим ещё немало именотечественных и зарубежных ученых,которые подарили свои научные открытиямиру и, конечно, нам с Вами, уважаемыеколлеги, желающие глубже понять механизмыи рычаги психики человека.

Становлениепсихофизиологии как одной из ветвейнейронауки связано с успехами, достигнутымив области изучения нейронной активности.В 20-х годах в Англии (Кембридж) сложиласьсильная школа электрофизиологов воглаве с А. Эдрианом. Она внесла большойвклад в изучение электрической активностинейронов и в общую теорию ЭЭГ.

Термин«психофизиология» появился в начале19-го века, его использовал французскийфилософ Н.Массиас для обозначения техисследований психики, которые опиралисьна точные объективные физиологическиеметоды. Очень похожий термин «физиологическаяпсихология» использовал в своих работахв конце 19-го века В.Вундт.

Эта была даньтому самому спору о первенстве психикиили тела, который продолжается и сейчас.Наш выдающийся соотечественник А.Р.

Лурия в своих работах, опубликованныхв 70-е году прошлого века, попыталсяразвести предметы психофизиологии ифизиологической психологии, определив,что физиологическая психология изучаетфизиологию отдельных сложных психическихпроцессов и функций, а психофизиологияищет физиологические основы целостныхформ поведения человека и животного. Влюбом из контекстов понятно, чтопсихофизиология является междисциплинарнойнаукой, объединяющей в себе концепциинейрофизиологии и высшей нервнойдеятельности и той части психологии,которая оперирует объективнымикритериями.

Главнойзадачей П. является причинное объяснениепсихических явлений путем раскрытиялежащих в их основе нейрофизиологическихмеханизмов. Успехи современной П.

связаныс тем, что наряду с традиционными методами(регистрация сенсорных, моторных,вегетативных реакций, анализ последствийповреждения и стимуляции мозга) висследовательской практике получилиширокое распространение электрофизиологическиеметоды (электроэнцефалография и др.

) атакже математические способы обработкиэкспериментальных данных. Значительноевлияние на развитие психофизиологииоказала теория нервных сетей,сформулированная У. Мак Каллахом и У.Питсом. Ее экспериментальное обоснованиебыло представлено в их публикациисовместно с Дж. Летвиным, X.

Матуранойпод названием «Что говорит глаз мозгулягушки» (1959). Исследователямивпервые был описан особый тип нейроновсетчатки, избирательно реагирующих нанекоторые физические свойства зрительныхстимулов. Для обозначения этих нейроновони ввели новый термин — детектор.

Всетчатке лягушки они открыли несколькогрупп нейронов-детекторов: движущегоугла, контраста, границы и др.Успех этой группы исследователей взначительной мере был обусловленвведением ими новой методики для изучениясвойств нейронов.

Вместо стандартныхточечных раздражителей (пятен света)или включения и выключения диффузногоосвещения они применили стимулы,встречающиеся в естественной средеобитания лягушки: светлые или темныефигуры разной формы и размера (движущиесялинии, полоски, углы). Кроме того, прирегистрации электрической активностиотдельных нейронов исследователиотказались от стандартной формыэксперимента с наркозом и обездвиживаниемживотного.

Наразвитие детекторной теории сильноевлияние оказали работы Д. Хьюбела и Т.Визеля, которые в 60-х годах сформулировалимодульный принцип организации нейроновкоры больших полушарий, показавсуществование«колонок» — объединения нейронов вгруппы со сходными функциональнымисвойствами (ХьюбелД., 1990).

Былиоткрыты многие новые классы нейронов,специфически связанных с различнымипсихическими процессами. Срединих — особый тип сенсорных нейронов —гностические единицы, кодирующиецелостные образы.Концепция гностических единиц

принадлежитЮ. Конорскому, который предположил, чтоузнаванию знакомого лица с первоговзгляда, знакомого предмета, знакомогоголоса по первому произнесенному слову,знакомого запаха, характерного жестаи т.п. соответствует возбуждение неклеточного ансамбля, а единичныхнейронов, отвечающих отдельнымвосприятиям.

Прямое изучение нейроннойактивности коры высших животныхподтвердило его концепцию гностическихнейронов.

Внижневисочной коре обезьяны найденынейроны, избирательно отвечающие напоявление лица конкретного человека,обезьяны, на мимику, выражающуюопределенную эмоцию, на положения руки(жесты), а также на различные неодушевленныепредметы.

Описанособый класс нейронов, получившийназвание нейронов цели. Эти нейроныизбирательно реагируют на появлениецелевого объекта: на вид или запах пищи.Нейроны цели найдены в гипоталамусе,височной коре, хвостатом ядре обезьяны.А.С.

Батуев обнаружил у обезьяны нейроныцели в теменной и лобной коре. Ихреактивность зависела от мотивационноговозбуждения животного (голода). Толькоу голодной обезьяны нейроны целиреагируют на вид пищи, с насыщениемживотного их реакция исчезает.

Нейроныновизны, активирующиеся при действииновых стимулов и снижающие свою активностьпо мере привыкания к ним, обнаружены вгиппокампе, неспецифическом таламусе,ретикулярной формации среднего мозгаи других структурах.

В гиппокампе найденытакже нейроны тождества, опознающиезнакомые (многократно повторяющиеся)стимулы. В.Б.

Швырковым выделена группанейронов поискового поведения, которыестановятся активными только во времяориентировочно-исследовательскогоповедения кролика.

Особуюгруппу составляют нейроны среды,избирательно возбуждающиеся принахождении животного в определеннойчасти клетки.Нейроны среды найдены Ю.И.

Александровымв моторной, соматосенсорной и зрительнойкоре у кролика. Нейроны среды в коресходны с нейронами места, найденнымиО'Кифом в гиппокампе кролика.

Нейроныместа также активируются лишь приопределенном расположении животногов экспериментальном пространстве.

   Данныев психофизиологии могут быть полученыв процессе применения множества различныхматематических, физических, химических,физиологических, психологических,социологических методик.

Методика -конкретное воплощение метода в видечастной его реализации при решенииконкретной научной теоретической илипрактической задачи, совокупностьконкретных практических приемоввыполнения чего-либо.

Примеры методик,которые могут использоваться впсихофизиологии.

Науканачинается там, где есть определеннаяпроблема. Психофизиологическаяпроблема— вопрос об активном системномвзаимодействии тела и психики. Существуютразличные взгляды на то, как соотносятсятело и психика, однако, данный спор досих пор не решён окончательно.

Историянаучного спора о роли тела и психики вжизни человека, а также их взаимосвязинасчитывает не одно столетие. Начавшисьс 17-го века с работ Р.Декарта, этот спорпривлек таких выдающихся ученых какТ.Гоббс, Г.Лейбниц, Б.Спиноза, Л. Бюхнер,К. Фогт, Я. Молешотт. В середине 20-го векав спор включились ученики И.П.

Павлова,пытавшиеся объяснить самые сложныепсихические процессы простой суммойусловных рефлексов. Рациональноенепротиворечивое решение психофизиологическойпроблемы хорошо сформулировано известнымотечественным психологом и психофизиологом Ю. Б.

Гиппенрейтер: «Имеется единыйматериальный процесс, и то, что называетсяфизиологическим и психическим, — этопросто две различные стороны единогопроцесса». Однако, проблема полностьюне исчерпана и сейчас споры о первенствепсихики или телесности вспыхивают сновой силой.

ТрудамиИ. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева,А. А. Ухтомского были заложены основныепредставления о движущих факторахповедения. Значительный вклад в развитиепсихофизиологии внесли работы Л.С.Выготского, который впервые сформулировалнеобходимость исследовать проблемусоотношения психологических ифизиологических систем. Эти идеи развилП.К.

Анохин в своей теории функциональныхсистем, базирующейся на пониманиипсихических и физиологических процессовкак сложнейших функциональных систем,объединенных в комплексы, действиекоторых направлено на достижениеполезного, приспособительного результата.

Одним из главных составляющих этогосложного процесса является принципсаморегуляции физиологических функций,сформулированный в отечественнойфизиологии Н.А. Бернштейном. Современныетенденции в психофизиологии заложилив своих работах А. Р. Лурия, И. С. Бериташвили,Л. В. Крушинский, М. Н. Ливанов, В. С.Русинов, Е. Н. Соколов.

В процессе изложенияматериала мы встретим ещё немало именотечественных и зарубежных ученых,которые подарили свои научные открытиямиру и, конечно, нам с Вами, уважаемыеколлеги, желающие глубже понять механизмыи рычаги психики человека.

Итак,объектом изучения психофизиологии, вконечном счете, является деятельностьголовного мозга и, связанное с этойдеятельностью, поведение человека иживотного.

Предметпсихофизиологии: физиологическиекорреляты психической деятельностичеловека и животного.

Цельизучения психофизиологии: глубокоепонимание физиологических механизмовповедения человека и использование ихдля психодиагностики и психокоррекции.

Задачамипсихофизиологии как учебной дисциплиныявляются:

  • Изучение физиологических механизмов получения, передачи и анализа центральной нервной системой информации о внешней и внутренней средах организма
  • Изучение механизмов принятия решений и их реализации на уровне головного мозга и организма в целом
  • Знание физиологических основ внимания, мотивации, памяти, мышления, движения
  • Знание физиологических основ эмоциональных реакций в обычных и стрессовых ситуациях
  • Знание механизмов нарушения физиологических функций, связанных с психикой человека
  • Умение использовать наблюдение динамики физиологических параметров для целей психодиагностики
  • Умение оказывать корректирующее влияние на психику и поведение пациента, используя знания физиологических коррелятов психических процессов.
  • Умение использовать психокоррекцию для положительного влияния на измененные физиологические параметры и состояния организма пациента.

Структурнопсихофизиология подразделяется напсихофизиологию органов чувств,поведения, дифференциальную и возрастную.

Фактический и теоретический базис дляпсихофизиологии органов чувств ипсихофизиологии поведения составляютсмежные дисциплины: анатомия центральнойнервной системы, нейробиология,нейрофизиология, физиология высшейнервной деятельности и сенсорных систем,психосоматика, психофармакология,нейропсихология, дифференциальная ивозрастная психофизиология.

Приизучении психофизиологии мы столкнемсяс целым рядом научных дилемм. Вот только некоторые из них:

  1. Физиологические раздражения — психическое ощущение;

  2. Физиологические реакции — психическое состояние;

  3. Движения — действие;

  4. Свойства нервной системы — темперамент;

  5. Задатки — способности.

Окажутсяли они истинными или ложными, попробуемразобраться, используя факты, накопленныек настоящему времени физиологией ипсихологией.

Традиционнопсихофизиология включает несколькообластей исследования.

  • Психофизиология ощущений и восприятий изучает нервные процессы в сенсорных системах, начиная с рецепторов и кончая ассоциативными корковыми центрами.
  • Психофизиология речи и мышления изучает функциональную роль разных областей мозга и их взаимосвязей в осуществлении речевых процессов. Принципиально важным является то, что вербальные функции тесно связаны с мыслительными процессами.
  • Психофизиология эмоций исследует нервные и нейрогуморальные механизмы возникновения эмоциональных состояний. Открыты нервные “центры” удовольствия и неудовольствия, расположенные в промежуточном мозге и других подкорковых структурах. Установлена важная роль в эмоциональном поведении гормонов и биологически активных веществ.
  • Психофизиология внимания исследует нейрофизиологические корреляты внимания (изменение ЭЭГ и вызванных потенциалов, изменение кожно-гальванической и др. реакций).
  • Психофизиология биологических ритмов, сна и бодрствования.
  • Психофизиология памяти
  • Психофизиология произвольных действий вскрывает физиологическую структуру и механизмы их осуществления.
  • Дифференциальная психофизиология изучает зависимость индивидуальных особенностей психики и поведения от индивидуальных и возрастных различий в деятельности мозга.
  • Клиническая психофизиология раскрывает особенности проявления физиологических и психических коррелятов при различных заболеваниях и состояниях организма.

Психофизиология– надежная научная опора для психолога,который отважится вторгнуться в душевныймир пациента, понять его проблемы, помочьему понять самого себя, совместно найтиправильное решение проблемной ситуации.

Умение восстановить и сохранитьпсихофизиологический гомеостаз, тоесть постоянство и гармонию психическихи физиологических компонентов,свойственных пациенту, свидетельствуето высокой компетентности практикующегопсихолога.

Источник: https://studfile.net/preview/1864461/

Билет 9. Психофизическая и психофизиологическая проблемы. Физиология активности

Психофизиологическая проблема и ее решение: Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина,

План ответа:

1. Определения психофизической и психофизиологической проблем.

2. Постановка психофизической проблемы Р. Декартом и 5 вариантов её решения

3. Решение психофизической и психофизиологической проблем И.М. Сеченовым

4. Неклассическая физиология Бернштейна. Физиология активности

– Схема рефлекторного кольца

– Уровни построения движений

5. Концепция системной динамической локализации ВПФ А.Р. Лурии

1. Определения

Психофизическая проблема – проблема соотношения психического с телесным (материальным), т.е. проблема места психических явлений во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. Именно так она была поставлена в 17 веке Р. Декартом.

Психофизиологическая проблема – проблема соотношения психического с одним конкретным видом материальных процессов – физиологическими процессами, т.е. проблему соотношения психического и физиологического.

Существует 2 взгляда на соотношение этих проблем:

• суть одна и та же, только по-разному называемая.

• разные проблемы, причем переход от психофизической проблемы к психофизиологической произошел в 18 веке.

Для многих ученых 18-19 вв. психофизическая проблема превратилась в психофизиологическую: это сузило исследовательский горизонт, и изучение зависимости психики от различных сфер действительности свелось к зависимости только от физиологии (так считает Соколова)

2. Рене Декарт впервые поставил психофизическую проблему соотношения 2 субстанций – «мыслящей» души и «протяженного» тела. С его времен наметилось пять подходов к решению данной проблемы:

1. позиция параллелизма утверждает независимость психики от физиологических процессов, происходящих в НС (и наоборот).

При этом статус психического может снижаться, и тогда психика переходит в разряд эпи-феноменов.

Такой позиции придерживались многие представители бихевиоризма, которые были уверены, что понятие «сознание», используемое в психологии, ничего не добавляет к их знанию о поведении человека.

Томас Гоббс. Существует только телесная субстанция (она же и мыслящая). Мысли же («призраки») – всего лишь субъективные производные от объективных внешних телесных движений. Нет ни одного понятия в уме, которое не было бы порождено органом ощущения. Т.е.

психическое – всего лишь придаток физиологического, не существующий в объективности эпифеномен. Суть параллелизма в том, что существуют 2 реалии: физиологическая и психическая. Они полностью соответствуют друг другу и не пересекаются. Как только случается что-то в одной реальности – сразу же случается и в другой.

То, что происходит в сознании соответствует, но не на зависит от того, что происходит в мозге, и наоборот.

Есть 2 варианта:

• Материалистический параллелизм:

Эти идеи продолжали «вульгарные» материалисты 19в (Бюхнер, Фогт и Молешотт: мозг выделяет мысль так же, как печень желчь): никакой психический процесс не может существовать без мозга, а поэтому нужно ликвидировать психологию как науку, заменив ее физиологией.

Подобные попытки предпринимались в 50-е гг. последователями Павлова.

Более спокойно смотрели на это все представители гештальтизма: они не решались ликвидировать психологию как науку, а просто говорили об изоморфизме (соответствии) процессов в мозге и в феноменальном поле.

• Идеалистический параллелизм:

Философ Лейбниц в 18в. в своей монадологии (его учение) говорил: весь универсум состоит из монад и их сочетаний (монада – дух, душа). В отличие от Гоббса, он говорит, что суть этой души (монады) – способность к действию. Т.о. душа – «двигатель» тела.

Принцип предустановленной гармонии: душа следует своим законам, а тело – своим, и они сообразуются в силу гармонии, предустановленной между всеми субстанциями, т.к. они все – выражения одного универсума. Т.о. у нас тут тот же параллелизм, но здесь душа – главная, а тело – производное.

Критика: параллелизм внутренне противоречив: психическое и физическое – разные реальности, но они взаимодействуют в целостном организме.

2. Декарт: решение проблемы в духе взаимодействия. Будучи бестелесной сущностью, душа может оказывать влияние на тело, соприкасаясь с ним в шишковидной железе мозга. Психическое никак не связано с материальным миром.

Но материальный мир может провоцировать самые низшие душевные процессы, например, эмоции («страсти»). Высшие же психические процессы независимы от внешнего и зависят только от воли души. Позицию психофизического взаимодействия (постепенно переросшую в психофизиологическую) разделяли многие в 18 в.

– Экклз, Шеррингтон, де Шарден и др. Идею взаимодействия разделял так же У. Джеймс. Он определял функцию мозга как «трансмиссивную», т.е. «высвобождающую» Мозг – это особый прибор, который делает духовные сущности явными в материальном мире, но ни в коем случае не производит их.

Аналог с телеприемником (телевещание существует независимо от нас, но телевизор, если мы настроимся, позволяет получать нужную информацию).

Критика: одно из возражений заключается в обращении к закону сохранения количества энергии.

В самом деле, ведь если бы материальные процессы вызывались идеальной, психической причиной, то это означало бы возникновение энергии из ничего (и наоборот). Т.е.

если психический процесс понимается как нематериальный, то данная теория вынуждена признать возникновение материи из ничего и превращении материи в ничто.

3. корреляционный подход объединяет в себе черты решения психофизиологической проблемы в русле параллелизма и взаимодействия.

Его сторонники утверждают, что «не знают» какова связь между мозгом и психикой, да и есть ли она, однако, объективно фиксируют, что определенные воздействия на человека приводят к регистрируемым изменениям как в сфере психического, так и в сфере физиологического. Возможно, за этими изменениями стоит третий фактор, но этот фактор – непознаваем.

4. принцип тождества гласит, что психическое и физиологическое – суть одно и то же, дело не в качественных, а в степенных отличиях. Пример: часовой механизм.

Грубые часы измеряют время с точностью до часов и минут (физиология), а сверхточные атомные часы могут фиксировать миллионные доли секунд (психология будущего).

Различие же между физиологическими и психологическими механизмами аналогично различиями между минутами и миллисекундами.

5. принцип дополнительности (единства). Психофизическую проблему можно решить и не ликвидируя психологию как науку и не рассматривая психическое и физическое как разную реальность. Барух (Бенедикт) Спиноза приписывал атрибутику «протяженности» и «мышления» одной субстанции (т.е.

если что-то для тела выступает как действие, это же для души выступает как идея) => Т.е. чем более активен человек в мире, тем более адекватные идеи о мире получает.

И, наоборот, чем глубже познает закономерности мира – тем более совершенно его действование => И тогда человек укрощает свои аффекты и в то же время «жизнь лишь по предписанию разума» => достигает состояние «высшего блаженства».

Итак, душа и тело – субстанционально одно и то же, действие и мысль неразделимы. И нет ни одного психического образования, которое одновременно не было бы физическим. И наоборот. Но, для последующего материализма такое утверждение неверно: Спиноза слишком широко понимал «психическое»: ведь не каждое же физическое образование способно отражать мир «психически».

Рубинштейн: физиологическое и психическое – это одна и та же отражательная деятельность, но рассматриваемая соответственно психологией и физиологией в разных отношениях.

Психическое и физиологическое – это 2 стороны одного и того же явления (как, например, температура и плотность – две характеристики материального тела).

Для полного описания явления (человека) необходимо учитывать и ту, и другую сторону процесса отражения.

3. Решение И.М. Сеченовым психофизической и психофизиологической проблем.

ИМС понимал психическую деятельность как рефлекторную (после своего открытия явления центрального торможения). Торможение – фундаментальный принцип функционирования НС. В явлении центрального торможения ИМС увидел механизм произвольного (волевого) поведения, которое объяснялось ранее лишь принципом свободы воли.

Кажущиеся свободными акты подчиняются определенным объективным законам. Например: человек может усилием воли тормозить свой порыв отдернуть руку от возможной опасности. Это результат сложной рефлекторной деятельности субъекта.

Общий объективный закон психического по ИМС – рефлекторный принцип осуществления любой психической деятельности.

Психическое по ИМС не может быть эпифеноменом физиологического, т.к. оно необходимо для отражения внешнего мира субъектом в процессе его деятельности. Психическое – интегральная часть всего целостного процесса рефлекторной деятельности организма.

Рефлекторное понимание психики: в каждом психическом акте есть определенное начало, середина и конец. Начало – возбуждение чувствующего нерва, имеющее своим истоком внешнее воздействие (без внешнего воздействия нет и мыслительного акта по ИМС, т.к.

мысль человека всегда возникает в ответ на поставленный вопрос). Этим он предвосхищает идею Бернштейна НА. о целевой детерминации психических процессов, идею М.М.

Бахтина о диалогической природе человеческого мышления и волевого решения, идею интериоризации (то, что кажется внутренним побуждением к действию по своему происхождению является изначально внешним).

Само протекание мыслительного (или любого другого высшего) процесса строго детерминировано и подчиняется непреложным законам. Характер задачи обуславливает протекание психического процесса.

Закономерно детерминированным оказывается и конец акта. Он, как правило, выражается внешним мышечным движением.

Итак, психическое – интегральная составляющая всего рефлекторного процесса.

ИМС допускал существование бессознательной психической жизни (чувствование может быть весьма слабым, не доходящим до сознания), и не отождествлял психическое и физиологическое (психология – самостоятельная наука).

Предмет психологии – учение о происхождении психических деятельностей. Т.к. психическое изначально имеет объективные формы своего существования и проявления, следовательно, методология должна быть объективно-генетической и занимаются ею пусть физиологи.

Решение психофизической и психофизиологической проблем – ИМС считал неправильным отождествлять физиологическое и психическое, рассматривая последнее как предмет психологической науки, но при этом признавал невозможность существования любого психического процесса без его физиологического обеспечения.



Источник: https://infopedia.su/8x6bbd.html

Психофизиологическая проблема и ее решение

Психофизиологическая проблема и ее решение: Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина,

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Термин “психофизиология” был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.).

• Психофизиология — естественно-научная ветвь психологического знания, поэтому необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации:

o физиологической психологии;

o физиологии высшей нервной деятельности;

o нейропсихологии.

Наиболее близка к психофизиологии — физиологическая психология, наука, возникшая в конце XIX века как раздел экспериментальной психологии.

Суть основной проблемы психофизиологии — проблемы соотношения мозга и психики, психического и физиологического.

История проблемы и варианты решения. Проблема соотношения психики и мозга, души и тела, разведение их по разным уровням бытия имеет глубокие исторические традиции и прежде всего традиции европейского мышления, существенно отличающегося от многих восточных систем миросозерцания.

 В европейской традиции термины “душа” и “тело” впервые стал рассматривать с научных позиций выдающийся философ и врач Рене Декарт, живший в XVII в. По Декарту, тело — это автомат, действующий по законам механики, и только при наличии внешних стимулов.

Именно Декарт выдвинул идею рефлекса как машинообразного ответного поведенческого акта (хотя сам термин “рефлекс” был предложен спустя столетие). Душа, напротив, — особая сущность (субстанция), состоящая из непротяженных явлений сознания — “мыслей”. Именно мысль представляет наиболее доступный объект самонаблюдения.

Отсюда знаменитое утверждение: “Я мыслю, следовательно, я существую”.Декарт рассматривал душу и тело как две самостоятельные, независимые субстанции, которые могли действовать на друг друга. Декарт первые поставил проблему их соотношения и дал первый вариант ее решения, получивший название психофизического и/или психофизиологического параллелизма.

Учение Декарта, исходящее в объяснении сущего из наличия двух противоположных начал — материального и духовного, — получило название дуализма Декарта.

Психофизиологическая проблема – проблема соотношения между психическими и нервными процессами в конкретном организме (теле), составляет основное содержание предмета психофизиологии.

Первое решение этой проблемы можно обозначить как психофизиологический параллелизм. Суть его заключается в противопоставлении независимо существующих психики и мозга (души и тела).

В соответствии с этим подходом психика и мозг признаются как независимые явления, не связанные между собой причинно-следственными отношениями.

В то же время наряду с параллелизмом сформировались еще два подхода к решению психофизиологической проблемы: психофизиологическая идентичность и психофизиологическое взаимодействие.

Первое представляет собой вариант крайнего физиологического редукционизма, при котором психическое, утрачивая свою сущность, полностью отождествляется с физиологическим.

Примером такого подхода служит известное выражение: «Мозг вырабатывает мысль, как печень – желчь».

Психофизиологическое взаимодействие представляет собой вариант паллиативного, т.е. частичного решения проблемы. Предполагая, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, этот подход допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния.

Несмотря на многие достижения психофизиологии, особенно в последние десятилетия, психофизиологический параллелизм как система взглядов не ушел в прошлое.

Известно, что выдающиеся физиологи XX века Шерингтон, Эдриан, Пенфилд, Экклс придерживались дуалистического решения психофизиологической проблемы.

Целью психофизиологического исследования, по их мнению, должно быть выявление закономерностей параллельности протекания психических и физиологических процессов.

Исследователи не оставляют попыток проникнуть в суть проблемы, предлагая иногда очень необычные варианты решения. Например, такие выдающиеся физиологи как Экллс и Барт считают, что мозг не «продуцирует дух», но «обнаруживает его».

Получаемая органами чувств информация «материализуется» в химические субстанции и изменения в состоянии нейронов, которые физически накапливают символические значения чувственных ощущений. Так происходит взаимодействие внешней материальной реальности с духовным субстратом мозга.

При этом возникают новые вопросы: что является «носителем» духа вне мозга, с помощью каких рецепторов воспринимается организмом человека внешний «дух» и т.д.

Современные варианты решения психофизиологической проблемы можно систематизировать следующим образом:

1. Психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга.

В настоящее время эта точка зрения формулируется как тождественность психического не любой физиологической деятельности, но только процессам высшей нервной деятельности.

В этой логике психическое выступает как особая сторона, свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности

2. Психическое — это особый (высший) класс или вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое — это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием).

3. Психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее НЕ ТОЖДЕСТВЕННО ей. Психическое не сводимо к физиологическому как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.

Ни одно из приведенных решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается. Наиболее существенные изменения в логике анализа проблемы “мозг — психика” повлекло за собой внедрение в психофизиологию системного подхода.

Источник: https://students-library.com/library/read/100113-psihofiziologiceskaa-problema-i-ee-resenie

Medic-studio
Добавить комментарий