Психограмма. Психограмма психолога. Психограмма (описание человека

Психограмма

Психограмма. Психограмма психолога. Психограмма (описание человека

      перечень личностно-психологических свойств,качеств и способностей человека, желательных для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда относятся:

  1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.
  2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.
  3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.
  4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.
  5. Психологические знания о труде, о профессии.
  6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).
  7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.
  8. Профессиональное мышление , в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии.
  9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
  10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере.
  11. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

      психограмма

      главная часть профессиограммы, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, а также личностные, психофизиологические качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью.

      психография

      психологическое описание, характеристика личности, имеющие своей задачей представить развитие, индивидуальные особенности и своеобразие психического склада конкретного человека.

      психологический анализ профессиональной деятельности

      система познания профессиональной деятельности,обеспечивающая изучение внешних и внутренних составляющих структуры профессиональной деятельности в их взаимодействии с целью выявления закономерности регуляции процессов формирования,протекания и изменения профессиональных навыков,а так же для установления характера влияния возникающих взаимосвязей между внешними и внутренними составляющими профессиональной деятельности на эффект работы человека.Психологический анализ профессиональной деятельности включает:

нормативно-параметрическое описание профессиональной деятельности,

описание внешней структуры проф.деятельности (морфология),

описание вешнего функционального строения проф. деятельности (функциональное строение),

оценка эффективности функционирования исследуемого объекта на внешнем уровне,

описание внутренней психологической структуры проф.деятельности (морфология),

описание внутренней функциональной структуры профессиональной деятельности (функциональное строение),

оценка влияния взаимодействия внешних и внутренних составляющих деятельности на эффективность труда.

      профессиограмма

      результат исследования, в который обычно входят социограмма – перечень социальных качеств и психограмма – перечень психологических свойств личности, которые выступают как условие эффективного овладения к.-Л. профессией, или как требование данной профессии к личности.

      профессиография

      технология изучения требований,предъявляемых профессией к личностным качествам,психологическим способностям,психофизическим возможностям человека.В зависимости от целей различают профессиографию:

информационную,

коррекционную,

диагностическую,

формирующую.

      профессиология

      научная дисциплина, появившаяся на стыке философии, социологии, психологии и целого ряда других наук и изучающая закономерности и тенденции профессионализации.

      профессионал:

      1.

Субъект профессиональной деятельности, сознательно и эмоционально положительно предвосхищающий ее социально ценный результат, имеющий стенически окрашенное осознание обязательности достижения социально фиксированной цели профессиональной деятельности, представляющий систему средств профессиональной деятельности, сознательно выбирающий и уверенно владеющий орудийными средствами последней,осознающий систему межличностных отношений в процессе производства, зависимостей трудозатрат, вложенную в объект, орудия,условия труда и конечный продукт профессиональной деятельности. Выделяют несколько моделей профессионала:

нормативную,составляется на основе нормативных документов,

экспективная, составляется с учетом мнений экспертов,

эмпирическая – модель реально существующего в определенных условиях типичного профессионала.

      2.

Человек, который овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям; который изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии; который стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая опыт профессии; который стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности, способствует повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества к профессии.

      профессионализмы

      специфические особенности произношения,характерные обороты,нелитературные формы речи,свойственные для группы,объединенной профессиональной деятельностью.

      профессиональная адаптация

      приспособление человека к новым для него условиям труда (ее разновидность – проиводственная адаптация как приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе).

От профессиональной адаптации надо отличать социально-психологическую адаптацию как приспособление личности к условиям социальной сферы.

В целом человек адаптируется как целостная структура: как организм (физическая адаптация), как индивид (психологическая адаптация), как личность (социальная адаптация), как субъект труда (профессиональная адаптация).

      профессиональная дезадаптация

      стойкие нарушения активного процесса приспособления индивида к условиям профессиональной деятельности,вызванные невозможностью реализовать цель деятельности. Выделяют следующие показатели профессиональной дезадаптации:

усталость,утомление,истощение,

психосоматические недомогания,

бессонница,

негативное отношение к работе,

скудость репертуара рабочих действий,

злоупотребление химическими агентами: табаком,кофе,алкоголь

отсутствие аппетита или переедание,

негативная профессиональная “Я-концепция”,

агрессивные чувства (раздражительность, тревожность, беспокойство, перевозбуждение),

упаднические настроения и связанные с ним эмоции: циннизм,пессимизм,чувство беспомощности,безнадежности,апатия,депрессия,

переживание чувства вины.

      профессиональная пригодность

      совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии. П.п.

не дана человеку изначально, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации. Приобретаемая П.п.

накладывает заметный отпечаток на весь облик человека, его психомоторику, на образование стереотипов речи и мышления, на его установки и ценностные ориентации. Решающее значение для прогноза возможности формирования П.п.

или его темпа имеет значение характеристика мотивации и рациональное обучение. В тех случаях когда профессия требует от человека таких особенностей, которые не поддаются развитию, окончательный прогноз о П.п. делается в зависимости от наличия этих особенностей.

      профессиональные способности

      индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения. П.С. являются и условием, и результатом профессиональной деятельности, профессионального типа личности.

Выделяют общие и специальные профессиональные способности, многосторонние, полимодальные специальные способности (например, инженер-поэт, математик-скульптор) и одномодальные способности.

Общим для полимодальных способностей является творческость, наличие ярких образов, способность к представливанию, чувство материала, легкость образования ассоциаций, перенос и др.

      1. Общие профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельностью. Они определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа и др.).

      2.

Специальные профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. С.П.С. определяются конкретными условиями труда, в том числе особыми (дефицит времени, информации, перегрузки). С.П.С.

возникают при наличии повышенных требований к специальным качествам человека, которые для других профессий не являются важными.

      Профессиональные способности могут быть актуальными и потенциальными.

Источник: https://www.stud24.ru/psychology/psihogramma/133471-391764-page1.html

Профессиограмма-профессия психолог

Психограмма. Психограмма психолога. Психограмма (описание человека

Профессиограмма -профессия психолог

Тип и класс профессииПрофессия психолога относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми.

Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.Профессия психолога относится к классу эвристических, она связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми, конструированием и проектированием, и т.п. Эта профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

деятельности

Главное в работе психолога: создать условия для другого человека, при которых он сможет решить волнующие его психологические проблемы. деятельности психолога является многоплановым, очень разнообразным и сильно зависит от специализации.

Например, психолог-преподаватель в образовательном учреждении проводит групповые лекционные и семинарские занятия, при этом у него большая нагрузка на ые связки. Его задача – донести до слушателей психологические знания по определенной теме.Психолог на телефоне доверия работает дистанционно, с анонимным клиентом, который нуждается в экстренной психологической помощи.

Его задачи: оказать эмоциональную поддержку, оценить (и минимизировать) риск суицида.Психолог-психодиагност взаимодействует с тестируемыми в индивидуальном режиме. Он выполняет оценку личностных качеств и способностей тестируемых с применением методов беседы, наблюдения и психологических методик.

Его задача – проанализировать всю информацию и сформировать психологическую характеристику тестируемого, сделать определенные прогнозы и выводы.Психолог-менеджер по персоналу в организации изучает морально-психологический климат в трудовых коллективах, участвует в формировании кадрового резерва.

Его задачи: выявить наиболее тревожные групповые процессы и разрядить конфликтные, напряженные зоны во взаимоотношениях сотрудников, поддержать советом молодых, неопытных руководителей, выделить наиболее способных, перспективных работников для административного карьерного роста.

Условия труда

Психолог работает чаще всего в помещении. Это может быть специально оборудованный кабинет, офисная комната для индивидуальной или групповой формы работы. Реже бывают групповые занятия на природе, на открытом воздухе. Работа мобильная, высокоинтеллектуальная, с элементами творчества, импровизации.

Доминирует интенсивное общение в условиях высокой психоэмоциональной нагрузки.

Инструментами труда психолога в первую очередь являются внутренние средства: его профессиональный опыт и знания, творческое аналитическое мышление, эмпатия (умение прочувствовать эмоциональное состояние другого человека), выразительные движения, мимика и голос.

Все это необходимо для установления доверительного контакта с другим человеком и для продуктивного взаимодействия. Дополнительными средствами труда психолога являются технические устройства, компьютер, диагностические методики.Высокий уровень моральной ответственности.

Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии психолога необходимы знания по биологии, математике, русскому и иностранному языку.
Квалифицированный психолог должен знать:

  • общую психологию и специальные направления психологии (инженерную, педагогическую, социальную, медицинскую и другие);
  • основы психодиагностики;
  • основы педагогики, общественных и естественных наук;
  • методы оценки и коррекции личности;
  • основы психологической работы с определенной категорией лиц, согласно своей специализации (с детьми, с пациентами, с работниками трудовых коллективов и т.п.).

Квалифицированный психолог должен уметь:

  • владеть разнообразными методами оценки компетенций, качеств личности и текущего психоэмоционального состояния человека;
  • устанавливать доверительный контакт;
  • слушать и слышать другого человека;
  • применять и разрабатывать адекватные программы и методы работы;
  • собирать и анализировать информацию, делать выводы, понимать и прогнозировать мотивы и поведение человека в разных ситуациях;
  • отличать варианты нормы от патологического развития личности (оценивать угрозу жизни и здоровью самого человека и для окружающих);
  • осуществлять психологическое сопровождение обучения, карьеры, личностного развития;
  • давать человеку конструктивную обратную связь, с целью самосовершенствования и формирования необходимых качеств клиентов;
  • проводить лекции, семинары, тренинги;
  • хранить тайну, соблюдать этику консультирования.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве психолога необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • гуманитарный склад ума;
  • широкий кругозор;
  • аналитическое мышление и выраженный интерес к работе с информацией;
  • сильно выраженная склонность к сервисной работе;
  • сильно выраженная склонность к работе в сфере общения;
  • склонность к работе с информацией;
  • отлично развитые лексические способности;
  • превосходные логические способности;
  • способность к концентрации внимания;
  • высокая эмоциональная устойчивость.

Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для психолога:

  • вирусоносительство;
  • хронические мигрени;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • нервно-психические заболевания;
  • проблемы с памятью и вниманием;
  • нарушения речи, зрения и слуха.

Пути получения профессии В профессию психолога приходят молодые люди с ведущим интересом к работе с людьми, с выраженным альтруизмом, эмпатией, познавательным интересом, развитым абстрактно-логическим мышлением.

В связи с тем, что профессия психолога востребована на рынке труда, в нее приходят и взрослые, состоявшиеся люди, «психологи по жизни» с родственным высшим профильным образованием.

Например, врачи с базовым медицинским образованием, которые желают врачевать не отдельные органы, но человека в целом, его душу, после прохождения краткосрочного специального обучения становятся психотерапевтами.В психологию приходят и бывшие журналисты, филологи, математики, для этого они получают второе высшее образование.

Профессия психолога требует наличие высшего образования, которое можно получить в профильных образовательных учреждениях.Повысить уровень своих знаний можно на курсах повышения квалификации, на семинарах, мастер-классах и тренингах.Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.    

Области применения профессии

Психологи работают в сфере оказания психологической помощи населению и психологического сопровождения разных категорий населения:

  • в учебных заведениях (преподавание);
  • на предприятиях (в отделе кадров, в службе персонала);
  • в научно-исследовательских институтах;
  • в психодиагностических лабораториях;
  • в медицинских учреждениях (поликлиниках, диспансерах, реабилитационных центрах);
  • в центрах психологической помощи и профориентации;
  • в консалтинговых и тренинговых компаниях;
  • в кадровых агентствах;
  • в службах знакомств;
  • в центрах занятости населения;
  • в сфере политических технологий;
  • в таможне и в правоохранительных органах;
  • в военных организациях;
  • в транспортных и авиационных компаниях;
  • в детских садах;
  • в детских домах;
  • в домах престарелых;
  • на телефонах доверия, в службе спасения и МЧС.

На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационно-библиографическую деятельность.

Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов, составляет анкеты, вопросники и т.д. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу среди несовершеннолетних. Решает психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствует совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, дает рекомендации по внедрению новых средств и способов производства. Проводит психологические измерения и тестирование, содействует повышению эффективности работы органов массовой информации.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/profiessioghramma-profiessiia-psikhologh.html

Психограмма: что это такое

Психограмма. Психограмма психолога. Психограмма (описание человека

Психограмма – это одна из составных частей профессиограммы.

Определение 1

Психограмма является описанием психологических характеристик определенной профессиональной деятельности, раскрывает совокупность личностных и психофизических особенностей сотрудника, которые важны для его эффективной работы.

Немецкий психолог В. Штерн, известный тем, что разработал систему составления обобщенного психологического портрета определенной личности, ввел термин «психограмма», который, по его мнению, должен был представить результат психографирования.

С начала XX в. психограмма является набором профессионально важных свойств личности сотрудника.

Разрабатывается модель успешного профессионала, которая включает в себя максимально важные психические функции обобщенного субъекта труда.

Эта модель лежала в основе подбора психодиагностических методик, а также прогноза при их помощи успеха предстоящей профессиональной деятельности личности в конкретной вакансии.

Замечание 1

Ранее было принято считать, что успех в работе зависит от необходимых психических функций, а также ряда определенных способностей необходимого качества и уровня.

Во время изучения профессиональной работоспособности и уровня утомления, для определения уровня снижения психических функций, на которые повлияла выполненная работа, выявлялся перечень профессионально важных качеств (ПВК) психических функций, в качестве наиболее изменчивого, временно нарушающего в определенной профессиональной деятельности под влиянием утомления фактора. Ряд этих функций и свойств лежат в основе измерения, которое говорит о степени профессионального утомления.

С. Г. Геллерштейн, один из отечественных психотехников, начал проводить психограммы, которые были составлены в 1920-е гг. с целью профотбора. По его мнению характеристики профессионала содержали множество неточностей и не отражали полной картины происходящего. И, исходя из этого, он говорил об обязательном совершенствовании методов психологического анализа профессий.

В качестве примера рассмотрим психограмму успешного летчика, которую составил итальянский психолог Джемелли. Вот перечень ПВК, которые она в себе содержала:

  • умение быстро ориентироваться в окружающих явлениях;
  • уровень сосредоточенности;
  • насколько быстро и точно происходит запоминание;
  • уровень устойчивости эмоциональной сферы;
  • уровень сопротивляемости влиянию при переменах высоты.

Толкование психограммы

Изучив несколько источников, можно выделить несколько трактовок психограммы:

  • это раздел профессиограммы конкретного вида деятельности, который обозначает требования к личности, иными словами выдвигает ряд психических способностей, уделяет особенное внимание психологическим противопоказаниям к занятию определенного рода деятельности;
  • это раздел профессиограммы, в котором отражены требования к психофизическим и психологическим качествам личности сотрудника, которые обеспечивают успех в выполнении работы;
  • это отражение состава психологических качеств личности, которые не соответствуют или являются симметричными (адекватными) по отношению к объективным требованиям профессиональной деятельности;
  • это изучение и отражение ряда психологических качеств личности, которые необходимы для того чтобы эффективно выполнять определенную трудовую деятельность, общаться и профессионально расти;
  • это проведение ряда экспериментально-психологических тестов, после которых возможно графически изобразить результаты исследования психической деятельности личности. Данный прием используют для возможности наглядно сравнить результаты исследования нескольких личностей;
  • это составление характеристики свойств индивидуума, которые необходимы для определенного рода деятельности. Для составления характеристики используются сведения, полученные при помощи особых методов;
  • это выявление системы психологических качеств личности, которая определяет потенциал личности к той или иной профессиональной деятельности.

Замечание 2

Информация, которая содержится в психограмме, а также ее объем определяются целями изучения профессии. Это может быть профессиональный отбор или подготовка, рационализация отдыха и труда, а также выявление профессиональной ориентации.

Виды психограмм

В. Е. Орел выделяет следующие виды психограмм:

  1. Психограмма, которая составлена для профессионального отбора. Она состоит из двух групп требований:
    • требования, определяющие некомпенсируемые и необходимые ПВК, а также требования, которые предъявляются любому среднему специалисту компании;
    • требования желательного характера – определяют вероятность высокого мастерства в профессии. Важно отметить, что в данном виде психограммы также содержатся психологические противопоказания, то есть это те характеристики человека, которые говорят о неспособности личности к определенного рода профессиям.
  2. Психограмма, которая акцентирует внимание на ряде ПВК, поддающихся максимальному развитию во время изучения профессии. Здесь особое внимание отводится сравнительному анализу деятельности опытного работника и динамики создания молодого работника. Этот анализ включает в себя выделение и сравнение психологических структур, которые показывают соответствие молодого работника требованиям, предъявляемым к опытным и профессиональным сотрудникам.
  3. Вид психограммы, специфическими особенностями которой являются обнаружение наиболее лабильных психических функций, а также определение динамики лабильных функций, которая необходима для выявления индикатора слабых позиций в организации труда.
  4. Психограмма, которая необходима для выявления профессиональной ориентации молодежи. Этот вид психограммы является достаточно широким в содержании, так как требует наличия разных знаний о профессии. В составе психограммы профориентации молодежи есть две основные части, которые являются взаимодополняющими и взаимосвязанными. Это основная часть, которая предназначена для молодежи, и дополнительная часть, которая рассчитана на педагогов и специалистов, занимающихся производственным обучением.

Помимо этих видов психограмм, которые выделяет В. Е. Орел, существует еще несколько:

  • полная психограмма, в основе которой лежит психологическое изучение, составленное по обширной программе;
  • частичная психограмма подразумевает изучение индивидуума исключительно по важным для обсуждаемой проблемы сторонам;
  • срезовая психограмма – составляется во время разового обследования личности;
  • продольная психограмма – составляется на основе сравнения результатов проведенного несколько раз психологического обследования индивидуума. Штерн считает, что исключительное продольные психограммы являются источником сведений о тенденциях развития личности для психолога.

Психограммы профессионального отбора

Психограммы, которые составляются для профессионального отбора, обладают специфическим свойством, выраженным в ориентации на исследование более стабильных свойств, разграничивающих индивидуумов по уровню эффективности труда.

К примеру, максимально важные компоненты в структуре способностей водителей – это ряд сенсомоторных свойств, динамический глазомер, широкое распределение, а также высокая скорость переключаемости внимания.

Для часовщика или корректора же важны интенсивность и высокий уровень сосредоточенности внимания.

А для диспетчера важно иметь высокий уровень пространственных представлений, оперативное мышление и эмоциональную устойчивость.

Во время составления психограммы для профотбора, важно учитывать двойственные требования к сотруднику.

Это требования, которые определяют ряд необходимых и некомпенсируемых свойств нервной системы, а также личность в целом. Эти требования предъявляются к каждому среднему сотруднику профессии.

Другая группа требований определяет потенциал работника в достижении высоких показателей в профессии.

Замечание 3

Важно отметить, что при составлении психограммы нельзя занижать ее при изучении средних рабочих и завышать при изучении сотрудников высокой квалификации.

В профессиограмме необходимо указать перечень психологических противопоказаний.

Психограммы рационализации процесса профессиональной подготовки

Специфической черота психограмм, которые составляются с целью рационализации процесса профессиональной подготовки, состоит в установке на обозначение профессионально значимых качеств, поддающихся максимальному развитию посредством упражнений во время обучения профессии.

Посредством сравнительного анализа работы специалиста с высокой квалификацией с динамикой работы молодого специалиста, возможно найти пути максимально эффективного метода обучения работников.

Для этого необходимо определить характерные психологические структуры и сравнить их между собой.

Это даст информацию о том, соответствует ли ход формирования молодого работника предъявляемым требованиям высококвалифицированному и опытному работнику.

Замечание 4

Эта профессиограмма определит дальнейшие мероприятия, которые будут направлены на рационализацию обучения. Рационализацию режима и условий труда необходимо начать с исследования особенных черт определенной деятельности и создания ее профессиограммы.

При подготовке психограммы, направленной на рационализацию процесса профессиональной подготовки, выявляют ряд основных профессионально значимых свойств, правильное применение которых обеспечивается путем оптимизации условий деятельности. Также не стоит забывать о выявлении лабильных психических функций. Прослеживая их динамику, можно определить показатель самых слабых мест в организации труда. 

Пример 1

Во время снижение функций зрительного анализатора в конце рабочего дня говорит о важности рационализации освещения помещения, изменения цветовых решений интерьера и рабочих мест.

После проведения ряда работ по оптимизации условий труда, мы можем наблюдать, как изменилась картина динамики психических функций. Это может стать индикатором эффективности осуществленных мероприятий.

Во время оценки изменений в работоспособности, важно обратить внимание на несколько моментов: есть ли значительные индивидуальные различия в динамике пропускной способности анализаторов, какова скорость и точность реакций во время колебаний устойчивости и переключений внимания.

Во время подготовки психограмм важно сочетать знания и опыт высококвалифицированного психодиагноста и специалиста, разбирающегося в профессии. Это и составляет самую главную сложность. Для того чтобы подготовить психограмму, психодиагносту необходимо полностью изучить работу компании, переговорить с ее работниками.

Замечание 5

Психограмму, как правило, заказывают компании, ориентированные на современный уровень работы с персоналом, у психологических служб. Либо можно получить психограмму психолога, подготовленную штатными психологами, обладающими необходимыми знаниями.

Этапы подготовки психограммы

Существует несколько этапов подготовки психограммы.

На первом этапе необходимо установить перечень осуществляемых сотрудником обязательных задач. Эти задачи определяются исходя из нормативно заданных целей труда. Они могут не совпадать с субъективными целями, которые поставлены перед сотрудником. Полученные результаты действия можно разделить на реально полученные и требуемые.

Второй этап включает в себя построение функциональных моделей действий субъекта по выполнению каждой конкретной задачи. Здесь рассматриваются действия внешние и выполняемые по внутреннему плану.

Замечание 6

Важно обратить внимание на соотношение действий, которые часто встречаются, психических функций, способностей, а также умений, которые обеспечивают их выполнение.

И на финальном третьем этапе происходит выдвижение гипотез и возможных ПВК, необходимом уровне их роста (высоком, среднем, низком), а также определяется степень легкости или трудности данного развития для обычного сотрудника.

ПВК: понятие и особенности

Определение 2

Профессионально важные качества – это индивидуально-личностные свойства личности, которые являются в определенной мере устойчивыми и мало подверженными росту и тренировкам.

Они напрямую влияют на успешную профессиональную деятельность и скорость изучения профессиональных знаний.

Профессионально важные качества включают в себя следующие стороны психики личности: сенсорная деятельность, ряд особенностей мышления и моторной деятельности, особенности внимания, памяти, уровень воображения личности, а также определение профессиональных особенностей эмоционально-волевой сферы человека. 

Существует несколько подходов к выявлению ПВК:

  • необходимо описать профессиональное поведение личности (описать трудовую ситуацию, какие стимулы движут работником, и как он на них реагирует);
  • выявление ПВК при помощи экспериментального подхода, сравнивая группы высококвалифицированных сотрудников различных уровней успешности (перечислить способности, вести ПВК-статистику);
  • обозначение характеристики трудовой задачи, действия и психологически их интерпретировать.

Рассмотрим соотношение ПВК с типами психограмм:

Рисунок 1. Профессионально важные качества

Здесь показано, как можно составить функциональную модель работы психики сотрудника, установить возможные профессиональные качества и необходимую степень их роста (высокую, среднюю и низкую).

Одна из распространенных проблем составления психограммы, ситуация, когда задача может требовать быстрого запуска как познавательного, так и двигательного действия, а также осуществления контроля определенного компонента и мыслительного процесса. Исходя из этого, можно сделать вывод, что указанный выше метод позволит создать исключительно предварительную характеристику ПВК. Но полученная информация все равно является нужной как для заказчиков, так и для психологов-профконсультантов.

Замечание 7

Психограмму сотрудника можно оформить как текст и таблицу, а также как и «аналитический график».

Мотивационная и операциональная сферы сотрудника

Психограмма предстает в виде характеристики мотивационных и операциональных сфер работника, является психологическим портретом определенного рода деятельности, который представляется комплексом психологических функций, актуальных в определенной деятельности.

Основными характеристиками мотивационной сферы работника, которые находят отражение в психограмме, являются:

  • перечень мотивов, целей, задач, потребностей, интересов, отношений, ценностных ориентаций личности и его психологических позиций;
  • уровень профессиональных притязаний, профессиональной самооценки, осознания себя как профессионала;
  • перечень эмоций и психический состояний, эмоциональный облик работника;
  • степень удовлетворенности личности трудом, процессами, в которых он участвует и полученными результатами.

Операциональная сфера работника содержит следующие характеристики, включаемые в психограмму:

  • уровень психических знаний о труде и профессии;
  • перечень психологических действий, способов, приемов, умений, техник, психотехнологий и влияние их на себя и других людей;
  • степень профессиональной способности, профессиональной обучаемости, открытости к профессиональному росту;
  • уровень профессионального мышления, к нему же относится и творческое мышление, вероятность обогащения опыта профессии;
  • степень профессионального саморазвития, умения проектировать и осуществлять планы личного профессионального роста;
  • наличие психологических противопоказаний к определенной профессии (то есть перечень психологических качеств, несовместимых с указанной профессией);
  • наличие качеств, недостаток которых может быть компенсирован;
  • указание линий профессионального роста и линий распада профессиональной деятельности и личности сотрудника, а также пути восстановления.

В составе психологических качеств работника, которые содержатся в его психограмме, находится отражение трудового поведения (раскрывается вопрос трудовой деятельности, условия труда, а также приводится психологический анализ ошибочных действий), требования к особенным моментам психических процессов, описываются типичные психологические состояния в труде (особое место отводится вопросам утомления). Помимо этого указывается перечень требований, которые предъявляются к личности, а также перечень индивидуальных свойств.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-truda/psihogramma/

Психограмма профессии (психолог) Личностные особенности, профессиональные умения

Психограмма. Психограмма психолога. Психограмма (описание человека

  1. Внимание, стремление понять позицию других

  2. Дружелюбие, общительность

  3. Способность стать лидером

  4. Вежливость, обходительность

  5. Руководство здравым смыслом, следование предписаниям

  6. Жизнерадостность

  7. Терпеливость, упорство

  8. Большое чувство ответственности

  9. Способность выполнять работу, полную разнообразия

  10. Энтузиазм в трудовой деятельности

  11. Тщательность действий

  12. Схватывание новых идей, самостоятельность суждений

  13. Аккуратность и последовательность в работе

  14. Способность к планированию своего будущего

  15. Способность к устным высказываниям

  16. Хорошая память

  17. Способность обучать других

  18. Умение заботиться о больных

  19. Умение заботиться о посторонних

Качестваи навыки, которые рекомендуют развиватьв себе школьникам, ориентированным напрофессию психолога: ло­гичность инезависимость мышления, групповаяработа, лидер­ство, межличностноеобщение, точность, изобретательность,внимательное отношение к людям.

Дляпрофессионального самосовершенствованияшкольного психолога нужна примернаямодель, в которой были бы указа­нынеобходимые знания, умения и профессиональноважные качества (ПВК). В самом приближенномварианте эту модель можно представитьследующим образом.

Психологдолжен хорошо знать свои личностныеособенно­сти, способности, возможности,сильные и слабые стороны, спо­собыкомпенсации недостатков.

Ондолжен уметь регулировать своиэмоциональные состоя­ния, мобилизовыватьсвои психологические функции (память,внимание, мышление), осуществлять поиски анализ необходи­мой научной,социальной, учебной и профессиональнойин­формации, тренировать профессиональноважные качества.

Наконец,психолог должен иметь и постоянноразвивать в себе профессионально важныекачества: интеллектуальность(лю­бознательность, логичность ипрактичность ума, рефлексив­ность);социабельность (эмпатия, потребностьв социальных кон­тактах и социальномодобрении, коммуникабельность). Оченьважным нам представляется сочетаниепотребности в достиже­ниях, силы «я»и самокритичности, эмоциональнойустойчиво­сти, жизнерадостности иоптимизма.

Вработе с учащимися психологу нужнызнания об их возраст­ных и типологическихособенностях; представление о динамикеразвития личности в онтогенезе;соотношение воспитания, обу­чения иразвития; взаимодействие обучаемостии обученности школьников.

Ему придетсясталкиваться с отклонениями в раз­витии,поведении, учении и общении учащихся,для распозна­ния которых психологдолжен знать психологию этих процессови явлений. Поскольку развитие ребенкаво многом предопреде­ляется условиямисемейного воспитания, психологу важноори­ентироваться в психологии семьии семейного воспитания.

Вы­являявлияние детского коллектива наформирующуюся личность, психологобязательно будет опираться на знаниясоциально-пси­хологических особенностейклассного коллектива и малых групп.

Следуеттакже подчеркнуть роль отношений сучащимися в работе психолога. Общениепсихолога с детьми требует эмпатии,доброжелательности, внимательности инаблюдательности, большой выдержки,терпения, настойчивости. Все этипрофес­сионально важные качествапсихолога должны неизменно со­четатьсяс педагогической интуицией и оптимизмом.

Длятого чтобы помочь ребенку, надо, чтобыон сам захотел что-то изменить в себе,научился каким-то способам самопо­знания,самовоспитания и самообразования. Этоозначает, что психолог должен иметьпредставление о психологическихзако­номерностях названных процессови т.д.

В работе с учащимисяособую роль играют следующиепрофессиональные умения: организационные,коммуникативные, психодиагностические,возрастно-индивидуального и семейно­гоконсультирования, прогнозированиявариантов развития, пси­хопрофилактикии психокоррекции.

Неменее сложна и другая основная категория,с которой работает школьный психолог,—учителя. О специфике катего­рий речьпойдет в следующих параграфах книги.Здесь же огра­ничимся описаниемкомпонентов модели психолога взависи­мости от направленности егодеятельности.

Итак,что должен знать психолог, работая сучителями? Преж­де всего — психологиюучителя и педагогической деятельности,профессиограммы и психограммы педагоговразличных профи­лей, психологиюобучения и воспитания, психологическиеосо­бенности педколлектива,психологические основы обучения.

Работаяс педагогами, очень важно придать общимкоммуника­тивным, организационным,психодиагностическим, психопро­филактическими психокоррекционным умениям особый,щадящий самолюбие и профессиональныйопыт учителя харак­тер.

Этому в большейстепени будут способствовать такиепро­фессионально важные качествапсихолога, как дипломатичность, такт,стремление понять коллегу, чувствоэмпатии, самооблада­ние, внимательность,дружелюбие, высокая профессиональнаякомпетентность и широкий кругозор.

Знание педагогическогопроцесса также многогранно. Спе­циалистуследует глубоко изучить психологиюучебной и воспи­тательной деятельности;вникнуть в психологическую характе­ристикуучебных предметов и специфику ихпреподавания, ви­дов, методов, средстви форм обучения.

Егоумения в этой области связаны сорганизацией педаго­гическицелесообразного и психологическиоправданного об­щения в системе«учитель — ученик*, «ученик класс»;

логическиманализом учебно-воспитательного процессас точ­ки зрения его гуманности иразвивающего характера; планиро­ванием,прогнозированием и моделированиемпедагогической системы школы, какразвивающей и развивающейся.

В этойработе ему потребуются критичность,независимость, нестандартность мышленияи руководство здравым смыслом,восприимчивость, чувство новизны испособность выполнять разнообразнуюдеятельность, энтузиазм, аккуратностьи после­довательность, терпеливостьи упорство, способность обучать других,подчинять себе и большое чувствоответственности.

Такимобразом, сложность и многоаспектностьобъектов де­ятельности школьногопсихолога делают его работу оченьзна­чимой и напряженной, а к личностисамого специалиста предъ­являютсявысокие и разнообразные требования.Вполне понят­но, почему не каждый, ктожелает быть школьным психологом, можетим стать.

Главное и неоспоримое, с чегодолжен начи­наться школьный психолог,— любовь к детям, школе, желание помочьим стать лучше.

Когда он каждый деньидет на встречу с ними с радостью, азавершив свой трудный день, хочет к нимвозвращаться еще и еще, все егосуществование наполняется большимчеловеческим смыслом, и каждый развместе со свои­ми подопечными он будетподниматься на ступеньку выше.

Источник: https://studfile.net/preview/3292924/page:24/

Medic-studio
Добавить комментарий