психологическая характеристика юридической деятельности

Психологическая характеристика труда юриста. – Юридическая Психология. Ответы

психологическая характеристика юридической деятельности

Психология труда юриста.

Психология юридического труда исследует психические закономерности правоприменительной деятельности и разрабатывает психологические основы:

–профессиограммы юридических профессий;

–индивидуального стиля и мастерства;

–воспитания профессиональных навыков и умений;

–подбора и расстановки кадров;

–стиля и руководства правоохранительной деятельностью;

–профессиональной ориентации, профессионального отбора, профессионального воспитания и формирования личности работников правоохранительных органов;

–профессиональной деформации и ее предупреждения; организации рабочего места, рабочего времени и др.

Основная задача психологии юридического труда — выявление рациональных соотношений между требованиями, которые ей предъявляются профессией.

В познании этих закономерностей психология юридического труда опирается на методы, теоретические положения и экспериментальные данные различных наук: общей и дифференциальной психологии, психологии труда, юридической социологии, уголовного права и т. Д.

Труд юриста отличат подходы:

1.          правоприменительная деятельность большинства юридических профессий протекает в области идеологических общественных отношений и реализует социальный подход в решении профессиональных задач.

2.          труд юридических профессий отличается разнообразием решаемых задач.

3.          правовое регулирование всей профессиональной деятельности.

4.          для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональность труда, которая сопряжена с отрицательными эмоциями.

5.          труд ЮП предполагает наличие у субъекта труда особых властных полномочий, наличия права и обязанности применять власть от имени закона.

6.          характерно преодоление сопротивлению их деятельности со стороны отдельных лиц или анти-социальных микро-групп.

7.          характерен творчески аспект труда.

Психологическая характеристика юридической деятельности.

Психология юридического труда исследует психические закономерности правоприменительной деятельности и разрабатывает психологические основы:

–профессиограммы юридических профессий;

–индивидуального стиля и мастерства;

–воспитания профессиональных навыков и умений;

–подбора и расстановки кадров;

–стиля и руководства правоохранительной деятельностью;

–профессиональной ориентации, профессионального отбора, профессионального воспитания и формирования личности работников правоохранительных органов;

–профессиональной деформации и ее предупреждения; организации рабочего места, рабочего времени и др.

Основная задача психологии юридического труда — выявление рациональных соотношений между личностью и требованиями, которые ей предъявляются профессией.

Среди юридических профессий есть такие, овладение которыми требует не только задатков, призвания и образования, но и большого жизненного опыта, целого ряда профессиональных навыков и умений. Сложный и ответственный труд этих людей предъявляет к личности работника повышенные требования.

В целом юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕОСОБЕННОСТИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

–правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений работников правоохранительных органов, юридических служб и других юристов, профессионально участвующих в правоприменительной деятельности;

–властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов;

–экстремальный характер правоохранительной деятельности многих юристов, особенно тех, кто работает в органах суда, прокуратуры, налоговой службы и налоговой полиции (условия острого дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, нередко игнорирующих правовые нормы);

–нестандартный, творческий характер труда юриста (специальные знания из различных областей науки и техники, образования и культуры, развитый интеллект);

–процессуальная самостоятельность (независимость деятельности должностных лиц правоохранительных органов является одним из основополагающих принципов правосудия), персональная ответственность юристов, работающих в правоохранительных органах, государственно-правовых структурах.

Юридический труд весьма разнообразен и сложен и имеет в себе ряд черт, которые отличают его от труда большинства других профессий.

Правоприменительная деятельность большинства юридических профессий протекает в области общественных отношений и отличается чрезвычайным разнообразием решаемых задач.

Каждое новое дело для следователя, судьи, прокурора, адвоката представляет собой новую задачу, и чем меньше шаблона будет допущено этими лицами, тем более вероятен правильный исход в поисках истины.

Следует отметить, что правовое регулирование всей профессиональной деятельности отличает юридический труд от других профессий и постепенно накладывает свой отпечаток на личность каждого юриста. Вся деятельность следователя, прокурора, судьи, адвоката, нотариуса и т. д.

при всей ее сложности и разнообразии всегда протекает в рамках правового регулирования. Уже при планировании своей деятельности каждый юрист мысленно производит сопоставление своих будущих действий с нормами действующего законодательства, регламентирующими эти действия.

Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональность труда. При этом в ряде случаев деятельность сопровождается отрицательными эмоциями, необходимостью их подавлять, а эмоциональная разрядка бывает отсрочена на сравнительно большой период времени.

Профессиональная юридическая деятельность в основном деятельность государственная. Государство ставит перед правоохранительными органами определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию преступности в стране.

Государство создает специальную систему подготовки, переподготовки и усовершенствования правоохранительных и судебных органов.

Эти требования по мере роста юридической культуры всего общества повышаются по отношению как ко всей правоохранительной системе, так и к каждому ее звену, к каждому ее работнику.

Труд многих юридических профессий (прокурора, судьи, следователя, оперативного работника и других) предполагает наличие у субъекта труда особых властных полномочий, наличие права и обязанности применять власть от имени закона. Наряду с этим правом у большинства перечисленных выше лиц развивается профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий.

Основная задача психологии юридического труда — выявление рациональных соотношений между требованиями, которые ей предъявляются профессией.

В познании этих закономерностей психология юридического труда опирается на методы, теоретические положения и экспериментальные данные различных наук: общей и дифференциальной психологии, психологии труда, юридической социологии, уголовного права и т. д.

Системный подход предполагает центральным аспектом исследования процесс деятельности и позволяет дать достаточно точное описание этого процесса с учетом всех участвующих в нем элементов.

Ответственный и сложный труд работников юридических профессий предъявляет к ним повышенные требования. Большинство этих профессий в настоящее время считаются престижными, хотя многие молодые люди, выбирая для себя эти профессии, не имеют ясного представления о всей сложности этой деятельности и, главное, не предполагают, какие требования будут предъявляться к ним.

Юридическая деятельность — это деятельность, связанная с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат это основное понятие: правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, правозащитная деятельность и т. д. Юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении закона.

Для большинства юридических профессий характерной чертой является организационная сторона деятельности, имеющая два основных аспекта: 1) организация собственной работы в течение рабочего дня, недели, организация работы по уголовному делу в условиях ненормированного рабочего дня; 2) организация совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами и т. д.

Источник: https://students-library.com/library/read/33104-psihologiceskaa-harakteristika-truda-urista

Тема12.Психология юридической деятельности

психологическая характеристика юридической деятельности

1.Предмети задачи психологии юридического труда.

2.Структурапрофессиограммы следователя.

1.Предмет и задачи психологии юридического труда

Приступаяк рассмотрению проблем особенной частиюридической психологии, мы хотели бысначала остановиться на вопросеметодическом, на наш взгляд, достаточноважном. Речь идет о попытке унифицироватьспособы раскрытия вопросов о предметеи задачах отдельных отраслей особеннойчасти.

Предметюридической психологии не можетпринципиально отличаться от предметапсихологии вообще, он просто имеет своюспецифику.

В силу этого, мы предлагаемдля характеристики предмета юридическойпсихологии (или отдельных ее отраслей)брать за основу характеристику(определение) аналогичных предметов(понятий), предлагаемых психологией вобщей части. За основу можно взятьопределение психологии, которое даетА.В.

Петровский: Психология – это наукао фактах, закономерностях и механизмахпсихики, как складывающегося в мозгуобраза действительности, на основаниии при помощи которого осуществляетсяуправление поведением и деятельностьючеловека…

Наоснове данного определения мы можемсконструировать ряд следующих определений:

Юридическаяпсихология – наука о фактах, закономерностяхи механизмах психики участниковправоотношений.

Психологияюридического труда – наука о фактах,закономерностях и механизмах психикиюристов.

Судебнаяпсихология – наука о фактах, закономерностяхи механизмах психики участников судебногопроцесса.

Остановимсяподробнее на этих определениях. Итак,юридическая психология. Она изучаетпсихические особенности лиц и групплиц, которые выступают субъектами илиобъектами права. Социально-правоваясущность человека в том и состоит, чтоон представляет собой совокупностьправоотношений.

Поэтому в сферу интересовюридической психологии попадаютпсихологические аспекты правоотношенийкак в области уголовного права (психологияпотерпевшего, криминальная психологияи т.п.), так и в гражданского права(семейного, трудового и пр.).

Некоторыеиз этих аспектов в силу общественнойзначимости и востребованности разработанылучше, другие еще ждут своего исследователя.

Судебнаяпсихология имеет своим предметомпсихические особенности участниковсудебного процесса: психологияобвиняемого, адвоката, судьи, присяжныхи т.д.

Юридическаяпсихология изучает психику лиц (и групплиц), занятых юридическим трудом. Этомогут быть различные виды юридическойдеятельности, в той или иной степениизученной: правоохранительной,правоприменительной, исследовательской,преподавательской, правотворческой ипр.

Главнойзадачей (целью, миссией), которая стоитперед психологией юридического трудаявляется повышение эффективностидеятельности юридической деятельности.К этому следует добавить, что такоеповышение должно осуществляться,во-первых, психологическими средствами(современная оргтехника, транспорт ит.п.

могут повысить эффективностьдеятельности юриста, но к юридическойпсихологии это не будет иметь отношения).и, во-вторых, в рамках закона (угрозы,шантаж, насилие могут привести ксокращению сроков раскрываемостипреступлений, но такие приемы воздействияюридическая психология также разрабатыватьне может).

Этацель раскрывается через ряд частных,вспомогательных задач, которые удобносгруппировать по хронологическомупризнаку, в зависимости от этапа жизниюриста. Если мы мысленно нарисуем отрезокпрямой, на котором попробуем условнообозначить основные этапы профессиональногопути юриста, у нас получится последовательносменяющие друг друга несколько этапов.

Первыйэтап – профессиональное самоопределение.Этот этап включает жизнь будущего юристадо начала профессиональной подготовки.Основными задачами психологии юридическоготруда в данной группе будет изучениефактов, закономерностей и механизмовправосознания, профессионально-важныхкачеств личности будущего юриста,адекватных мотивов выбора профессииюриста и т.п.

Второйэтап – профессиональная подготовка.Основными задачами на данном этапебудут психологическое обеспечениепрофотбора, профобучения, определениенаиболее подходящего индивидуальнымособенностям характера юридическойдеятельности и т.д.

Третийэтап – профессиональная деятельность.

Основными задачами являются успешнаяпрофессиональная и социальная адаптацияв организации, повышение эффективностидеятельности (если это работа вправоохранительных органах, то, вчастности, повышение эффективностиследственных действий), профилактикапрофессиональной деформации,психологическая реабилитация в случаепонесённого в ходе профессиональнойдеятельности физического илипсихологического вреда, дополнительноепрофобучение и пр.

Можновыделить и четвёртый этап и задачи сним связанные – подготовка к завершениюи завершение профессиональнойдеятельности.

2.Структурапрофессиограммы следователя.

Вструктуре профессиограммы следователятрадиционно в рамках особенной частиюридической психологии выделяется рядкомпонентов, строящихся на компонентахдеятельности следователя.

Поисковыйкомпонентобеспечивает успешную поисковуюдеятельность, то есть восприятиеокружающей среды и отыскание юридическизначимых свойств среды. В его основележат познавательные процессы ощущения,восприятия и внимания.

Реконструктивныйкомпонентза юридическую реконструкцию расследуемогопреступного деяния. На основе получаемыхв ходе следствия объективных и субъективныхследов преступного события с помощьюмышления и воображения следовательдолжен восстановить особенности субъектаи объекта, субъективной и объективнойсторон преступления, без чего преступлениене будет считаться раскрытым.

Коммуникативныйкомпонентпредставляет собой коммуникативнуюдеятельность, общение следователя сруководством, коллегами, адвокатами ифигурантами по делу.

Организационныйкомпонентвключает организацию как своей собственнойдеятельности, так и деятельности другихлиц, с которыми приходится взаимодействоватьпри выполнении тех или иных действий.

Удостоверительныйкомпонентсостоит в юридическом запечатленииважных обстоятельств дела, результатомчего являются: протоколы допросов иосмотров места происшествия, актыэкспертизы и т.п.

Социальныйкомпонентпредполагает осознание следователемсоциальной значимости и ответственностисвоей личности и деятельности.

Дляуспешной деятельности необходимокачественное выполнение всех этихкомпонентов. Отсутствие хотя бы одногоне позволяет успешно решать задачирасследования преступления.

Вместе стем, можно выделить различные стилирешения этой задачи в зависимости оттого, какой компонент является доминирующими ведёт за собой все остальные.

Взависимости от типа ведущего компонентаиногда выделяют типыследователей (по В.Л.Васильеву):

Следователь-следопыт.В структуре его деятельности ведущимявляется поисковый компонент. Такойследователь выполняет очень эффективноследственные действия, в которыхнеобходимо отыскать объективные следысобытия: осмотр места происшествия,обыск и т.п.

Следователь-мыслительобладает хорошими аналитическимиспособностями. В основе его деятельностилежит реконструктивный компонент.Располагая неструктурированной инеполной информацией он может выдвигатьперспективные следственные версии иуспешно реконструировать событие вцелом.

Следователь-собеседникимеет высокую коммуникативную мотивациюи развитый коммуникативный инструментарий.Он сможет разговорить и убедить любогочеловека, помощь которого необходимаследствию, оказать эту помощь

Следователь-организаторможет таким образом спланировать ираспределить функции, организоватьвзаимодействие участников процесса,что каждый принесёт максимум пользы враскрытии преступления.

Выделяетсядаже следователь-социолог.И только один компонент не используюткак системообразующий для выделенияиндивидуального стиля деятельностиследователя: удостоверительный. Можнодаже название подобрать –следователь-бюрократ. Очевидно, такойтип не выделяют, поскольку он не можетобеспечить эффективное раскрытиепреступления.

Источник: https://studfile.net/preview/2166364/page:19/

Ответы на билеты по юридической психологии – Психологическая характеристика юридической деятельности

психологическая характеристика юридической деятельности

Cмотрите так же…
Ответы на билеты по юридической психологии
ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДЕФЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
ДЕФЕКТЫ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИ АНОМАЛЬНЫМ ЛИЦОМ
МОТИВЫ, ЦЕЛИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕСТУПНОГО ДЕЯНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛЕДСТВИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Влияние акцентуаций личности на поведение человека
Моделирование преступной деятельности и личности преступника
ВЫБОРОЧНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППЫ
Психологическая характеристика юридической деятельности
Психологическая структура деятельности юриста
Профессиональная деформация личности юриста
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЦ, ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩИХ РАССЛЕДОВАНИЮ
Акцентуации личности. методы их выявления
Юридически значимые эмоциональные состояния. аффект, фрустрация, дезадаптация, стресс
КОНФЛИКТНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ
3
Психологические особенности допроса
Роль психологии в диагностике личности
Психологическая природа лжи
Психологические основы очной ставки
Психологическая характеристика предъявления для опознания
Психология сокрытия
Рефлексивное управление как психологическая сущность обыска
Психология обнаружения. психологическая подготовка к обыску
Предмет, компетенция, методы и организация СПЭ
Способность воспринимать важные для дела обстоятельства
СПЭ потерпевших по делам о половой неприкосновенности и половой свободе личности
СПЭ эмоциональных состояний
Структура аффектного состояния
Современные теории особых психических состояний, имеющих юридическое значение
СПЭ по делам о происшествиях, связанных с техникой
Посмертная СПЭ, ее возможности
Комплексные психолого-психиатрические экспертизы
Гражданское право как фактор формирования психологии гражданского общества
Психологическая характеристика судебного разбирательства
Знание психики человека – основа профессиональной деятельности судьи
Позиции сторон в гражданском процессе
Проблема справедливости судебных решений
Пенитенциарная психология
Психологическая сущность законов криминальной среды
All Pages

Page 13 of 47

Психологическая характеристика юридической деятельности

Психология юридического труда исследует психические закономерности правоприменительной деятельности и разрабатывает психологические основы:

–профессиограммы юридических профессий;

–индивидуального стиля и мастерства;

–воспитания профессиональных навыков и умений;

–подбора и расстановки кадров;

–стиля и руководства правоохранительной деятельностью;

–профессиональной ориентации, профессионального отбора, профессионального воспитания и формирования личности работников правоохранительных органов;

–профессиональной деформации и ее предупреждения; организации рабочего места, рабочего времени и др.

Основная задача психологии юридического труда — выявление рациональных соотношений между личностью и требованиями, которые ей предъявляются профессией.

Среди юридических профессий есть такие, овладение которыми требует не только задатков, призвания и образования, но и большого жизненного опыта, целого ряда профессиональных навыков и умений. Сложный и ответственный труд этих людей предъявляет к личности работника повышенные требования.

В целом юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕОСОБЕННОСТИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

–правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений работников правоохранительных органов, юридических служб и других юристов, профессионально участвующих в правоприменительной деятельности;

–властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов;

–экстремальный характер правоохранительной деятельности многих юристов, особенно тех, кто работает в органах суда, прокуратуры, налоговой службы и налоговой полиции (условия острого дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, нередко игнорирующих правовые нормы);

–нестандартный, творческий характер труда юриста (специальные знания из различных областей науки и техники, образования и культуры, развитый интеллект);

–процессуальная самостоятельность (независимость деятельности должностных лиц правоохранительных органов является одним из основополагающих принципов правосудия), персональная ответственность юристов, работающих в правоохранительных органах, государственно-правовых структурах.

Источник: http://spargalki.ru/psyhologiya/110-yuridicheskaya-psyhologia.html?start=12

Психологические особенности деятельности юриста

психологическая характеристика юридической деятельности

Модуль I.

Юридическое образование в Российской Федерации: теоретические основы и нормативная база

Тема 1

Понятие и содержание юридического образования. Профессиограма юридической деятельности

III. Особенности профессиональной деятельности юриста. Классификационные признаки юридической профессии: цель, задачи, набор средств, результативность работы, этапы правового мышления. Профессиограмма юриста

С точки зрения выполняемых в обществе функций, а также содержания труда, всех юристов-профессионалов можно разбить на следующие основные специализированные подразделения: судьи, прокуроры (их заместители, помощники), следователи, юрисконсульты, нотариусы, адвокаты, судебные эксперты, судебные приставы.

Основные классификационные признаки профессий в литературе, как правило, связываются с предметами, целями, орудиями и условиями труда.

Исходя из того, что целью правового регулирования является воздействие на развитие общественных отношений, предметом профессиональной деятельности юристов выступает поведение людей, составляющее содержание этих отношений.

Цель юридической деятельности – это воздействие на поведение людей, независимо от того, о каких стадиях правового регулирования идет речь.

Поэтому юристы в обществе выполняют следующие задачи; 1) юристы активно участвуют в создании ценностно-нормативной системы, с помощью которой осуществляются регулирование поведения членов общества в сфере права, соответствующий контроль; 2) в последующем, в соответствии с требованиями права, закона, юристы оценивают поведение людей в процессе правоприменительной деятельности; 3) на обеспечение правомерного поведения в конечном счете нацелена и работа юристов по профилактике правонарушений, правовому воспитанию населения. Исходя из этого, основная задача профессионально-юридической деятельности заключается в преобразовании, регулировании, обеспечении, закреплении, охране и восстановлении отношений меду людьми, эти отношения, включенные в конкретный юридический процесс, являются ее первичным непосредственным предметом.

Основной социальной целью юристов является повсеместное установление режима законности, обеспечение устойчивого правопорядка. Вместе с тем, как уже отмечалось выше, можно выделить специальную, вытекающую из функционального содержания труда цель юридической социально-профессиональной группы, – нормальное функционирование самого механизма правового регулирования.

Набор средств, используемых юристами, исключительно велик.

Прежде всего, это правовые средства, элементы механизма правового регулирования, то есть нормы закона, индивидуальные предписания и веления, договоры, средства юридической техники и т.д.

В качестве средств профессионально-юридической деятельности могут быть рассмотрены и совершаемые юристами действия и операции. Все более широкое применение получает в работе юристов компьютерная техника.

Результативность работы каждого юриста, правовой профессиональной структуры, всего сообщества юристов определяется возможностью получить, переработать и использовать фиксированную, то есть закрепленную в соответствующих источниках информацию.

Работа юриста с фиксированной информацией включает: изучение законодательства и подзаконных актов, всего массива нормативных правовых предписаний; правоприменительных актов, к которым относятся договоры, доверенности, уголовные дела, исковые производства, то есть отдельные документы и юридические дела (досье), предназначенные для решения какого-либо спора, получения разрешения от государственных органов и пр.; методической, справочной, научной литературы. На работу с документами юрист тратит от 40 до 70 процентов рабочего времени в зависимости от характера работы.

информации обязывает юриста владеть используемым в документе (тексте закона) понятийным аппаратом, следить за мыслью автора, оценивать значение тех или иных данных, устанавливать связи между фактами и выводами.

Однако в предлагаемой информации нередки ссылки на устаревшее законодательство и игнорируются действующие правовые нормы.

Иногда материалы уголовного дела никем, кроме следователя, обвиняемого и потерпевшего, не читаются, даже защитником, а процесс идет по обобщающим информацию документам (обвинительное заключение, иные материалы). Уровень знакомства с правовой литературой зачастую низок из-за дефицита времени.

Этапы работы с фиксированной информацией имеют некоторые общие правила и условия работы юриста с информацией при исполнении служебных обязанностей: он должен владеть техникой анализа информации, достаточно быстро читать тексты и усваивать их смысл.

Есть и своя специфика: соблюдение процедурных и материальных правовых норм, регламентирующих соотносимые с информацией правила работы и определяющие ее значение; оценка источника по правовым категориям, реальному авторитету издания, авторитету автора сообщения; учет законных прав и интересов физических и юридических лиц, относительно которых осуществляется информационный процесс.

Однако в правовой беседе, в изучении документов никак нельзя обойтись без правового мышления, соответственно без интеллектуальной деятельности. Полученные в ходе различных исследований данные о динамике правового мышления позволяют выделить следующие его этапы:

1) выявление, осознание и формулирование проблем ситуации, связанной с определенным объектом, получение фактической (социально-экономической и иной), а также правовой характеристики объекта мышления; формулирование задачи, на решение которой направлен процесс мыслительной деятельности;

2) анализ возможностей использования правовых средств и способов решения задачи с учетом возникающих последствий и существующих ограничений;

3) выбор оптимального варианта решения, получение его ресурсной характеристики (цены), определение возможных результатов и негативных последствий. При этом в центе внимания находится содержание проблемной ситуации.

По своей форме результаты профессиональной деятельности юристов могут быть выражены как проекты нормативных актов, разного рода программы, планы, теоретико-методические документы, проекты правоприменительных актов и сами правоприменительные акты.

Наиболее важным результатом профессиональной юридической деятельности являются правовые решения, то есть облаченные в определенную форму и имеющие некоторую степень обязательности вывода о возможности использования правовых средств для решения проблемных ситуаций с учетом наличного фактического состава, обстоятельств, порождающих определенные правоотношения.

К числу распространенных результатов профессиональной деятельности юриста относится развернутая правовая консультация.

Она включает: четкое описание вопросов, подлежащих объяснению; указания на возможности и базу данных лиц, дающих консультацию; подготовку разъяснения всех поставленных вопросов поочередно с обязательной нормативной базой; указание на возможность выбора между различными объяснениями либо обращение к иным консультантам.

Правовые предложения (рекомендации) представляют собой указание на возможные способы решения задачи, приспособленные к данным условиям действительности и одобренные в той или иной степени лицом, дающим рекомендации. Рекомендации могут относиться к решению разовой задачи, к группе однотипны задач или охватывать в целом то или иное направление деятельности.

Результаты исследований профессионального сознания юристов выявили, что наиболее распространенный среди них автостереотип – представление о себе как о «законнике» – носителе социальной справедливости, знатоке закона и практики его применения.

Отсюда становится понятным значение реального обеспечения этого чувства ответственности, повышение профессионализма юристов, то есть овладения необходимым, отвечающим потребностям сегодняшнего дня, комплексом связанных с юридической деятельностью деловых и нравственных качеств.

Таким образом, можно сконструировать стандартную профессиограмму юриста.

Профессиограммы охватывают все стороны профессиональной юридической деятельности и содержат описание качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для этой деятельности.

Чтобы быть профессионалом, необходимо, начиная со студенческой скамьи, на протяжении всей своей профессиональной жизни формировать и совершенствовать профессионально значимые качества в соответствии с конкретной профессиограммой.

Профессионально значимые качества – это постоянное, закрепившееся отношение к своей профессии, труду людям, природе, вещам, определенная система мотивов, форм и способов профессионального поведения, в котором эти отношения реализуются. Содержательно профессионально значимые качества соотносятся с ключевыми компетенциями.

Основными отличительными чертами юридической деятельности являются следующие:

большое разнообразие профессиональных задач, программа решения которых может быть выражена в самой общей форме, сформулированной, как правило, в правовой норме;

правовое регулирование юридической деятельности, что накладывает отпечаток на личность каждого юриста и его профессиональное поведение;

специфические особенности профессионального общения юристов в условиях правового регулирования;

высокая эмоциональная напряженность труда юристов, связанная, в частности, с преодолением сопротивления их деятельности со стороны отдельных лиц и групп;

осуществление особых властных полномочий юристами, что обусловливает развитие профессионального чувства повышенной ответственности за последствия своих действий;

организация собственной и совместной с другими лицами и правоохранительными органами работы;

творческий характер труда юристов;

обусловленность юридической деятельности профессиональной моралью, стержневым принципом которой является справедливость.

Исследователи профессиональной юридической деятельности обычно выделяют в ней следующие аспекты: поисковый, коммуникативный, удостоверительный, организационный, конструктивный (реконструктивный), социальный. Для успешной деятельности необходимы развитие и реализация в ней соответствующих каждому аспекту профессионально значимых качеств.

В сфере поисковой деятельности от будущего юриста требуется развитие наблюдательности, устойчивость и концентрация внимания на профессионально значимых объектах.

В области коммуникативной деятельности следует развивать общительность, эмоциональную устойчивость, тактичность, выдержку, способность ясно излагать свои мысли, отстаивать собственную точку зрения.

Удостоверительная деятельность предполагает развитие письменной речи, способности быстрого обобщения информации, навыков перевода устной речи в письменную, умения

адекватно описывать увиденное. Сфера организационной деятельности требует организаторских умений, целеустремленности, настойчивости, сильной воли.

В области конструктивной и реконструктивной деятельности следует развивать способность анализировать получаемую информацию, формулировать гипотезу, творческий подход к решению профессиональных задач, проницательность, память, предвидение.

В области социальной деятельности от юриста ожидается проявление стремления к истине, справедливости, гуманизма, честности, принципиальности.

Психологические особенности деятельности юриста

Деятельность юриста связана с поведением людей в сфере общественных отношений. В связи с этим в его деятельности многое зависит от личностных качеств юриста, от педагогических способностей, от умения устанавливать и поддерживать контакты с людьми, от знания основ психологии, в частности, юридической психологии.

Юридическую деятельность нельзя вести без знания психологии преступного поведения и личности преступника, судебной психологии и педагогики, психологии лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, то есть без профессиональной психологической подготовки.

Кроме того, от юриста требуются знания управленческой психологии и педагогики.

Исследование психологической деятельности позволяет выделить профессионально необходимые психические свойства лиц, участвующих в юридической работе. Среди них можно назвать: творческое мышление, коммуникабельность, волевые качества, организаторские способности, способность противостоять отрицательным эмоциям.

Творческое мышление характеризуется поиском нестандартных путей установления истины и отдельных обстоятельств в условиях, когда информация о каком-либо событии отсутствует или ограничена.

Творческое мышление связано с обнаружением доказательств, выявлением их причинного отношения к преступлению, выдвижением версий – моделей происшедшего события. Оно характерно для ситуаций, вытекающих из гражданско-правовых споров, где установление отдельных фактов не укладывается в рамки стандартно-логических решений.

Творческое мышление приобретается в процессе осуществления всех видов правоохранительной деятельности, где разнообразие ситуаций, их конфликтный характер, отсутствие достаточной информации стимулируют развитие воображения, обеспечивая тем самым необходимую активность следователя, судьи и других юристов на всех этапах установления истины по делу. Разумеется творческий подход к разрешению жизненных ситуаций должен осуществляться в рамках права.

Коммуникабельность – это способность человека устанавливать психологический контакт при обращении с различными возрастными и социальными группами лиц.

Установление психологического контакта, иначе именуемого эмоциональным контактом, − важное условие любого общения и тем более такого, целью которого является получение информации, необходимой для принятия решений в конкретных ситуациях.

Коммуникабельность того или иного лица может быть природной, обусловленной свойствами характера и темперамента, однако чаще всего ее нужно воспитывать и развивать.

Юридическая деятельность во всех своих проявлениях связана с общением с людьми. Причем нередко в экстремальных условиях. И функция общения выступает на первый план, преследуя разнообразные цели.

Поэтому юристу необходимо знать способы установления психологического контакта и использовать их в своих целях для получения оптимальных результатов.

Именно выбор инструментов межличностных коммуникаций, овладение их примерами в значительной степени определяют успех межличностного взаимодействия юриста.

Творческий характер профессии юриста неразрывно связан с такими волевыми качествами, как самостоятельность, независимость в принятии решений.

В какой бы должности юрист не работал, он прежде всего является правоведом и должен руководствоваться нормами права, разрешать дела и вопросы самостоятельно, руководствуясь своим правосознанием.

Самостоятельность выражается в независимости юриста в оценке ситуации и в применении права, подчинении юриста закону.

Самостоятельность как черта профессии юриста органически связана с его ответственностью. Он всецело несет ответственность перед законом за свои действия и принимаемые решения.

Организаторские способности. Юрист по роду своей деятельности выступает в той или иной степени в качестве организатора, руководителя по реализации правовых норм, лица, воздействующего на поведение людей с целью соблюдения и исполнения ими законов.

Кроме того, он должен обладать умением оказывать положительное воздействие на людей, уметь четко и решительно действовать в нетипичных экстремальных ситуациях, обладать способностью переключаться с одного вида работы на другой, уметь сосредоточить свои усилия на главном, твердо и неуклонно доводить дело до конца.

Способность противостоять отрицательным эмоциям. На практике негативное воздействие юрист испытывает нередко, когда:

а) от него требуют принятия незаконных решений либо внушают мысль об их выгодности;

б) пропагандируется возможность и неизбежность некачественного труда, пренебрежение интересами граждан, страх перед преступниками, обосновываемый тезисом о всесилии «мафии», невозможности борьбы с ней;

в) работа юриста блокируется грубостью, пустыми придирками вышестоящих лиц

и т.д.

В этих случаях к общим инструментам межличностных отношений юрист должен добавить специальные приемы разрешения (снятия) конфликтов.

Это – умение прояснить противоречия позиции источника негативного воздействия праву; укрепить собственную позицию правовыми аргументами; интеллектуально нейтрализовать неверные аргументы путем выявления их смысла.

Теория не обеспечивает возможности избавления от негативного воздействия, но понимание механизма и целей позволяет сохранить собственную индивидуальность и противостоять отрицательным эмоциям.

Юристы должны прилагать усилия к распространению правовых знаний и внушать уважение к принципам права, способствовать пониманию всеми людьми их прав и законных интересов.

Юрист должен стремиться неуклонно следовать таким идеалам своей профессии, как неподкупность, компетентность, мужество и полная самоотдача.

Непременным условием правления права является обязанность юристов защищать гражданские, личные и социальные права всех лиц и готовность мужественно и решительно действовать в этих целях. Такая обязанность предполагает активное участие в оказании и разработке мер правовой помощи бедным и неимущим.

Противопоказана юридическая деятельность лицам с так называемой отрицательной профессиограммой, которая включает в себя качества, не допускающее возможность работы в правоохранительной системе.

К таким качествам можно в порядке перечисленных выше аспектов юридической деятельности отнести следующие: невнимательность, небрежность; отсутствие поисковой доминанты; грубость в общении с людьми, импульсивность, чрезмерная застенчивость, агрессивность; неспособность к быстрому переводу устной речи в письменную; отсутствие организаторских способностей, несобранность, нецелеустремленность, легкая внушаемость, пассивность; стереотипность и консервативность в подходе к решению профессиональных задач, низкий уровень развития общего интеллекта, отсутствие аналитических способностей; беспринципность, нечестность, цинизм, авантюризм, наслаждение властью над людьми, пороки мировоззрения и правосознания.

Вопрос: понятно, почему Вы сюда пришли? Ваша основная цель – получить необходимы знания и приобрести навыки, чтобы стать компетентным профессионалом. Это тем более необходимо, если учесть, что уровень профессионализма в работе юристов заметно упал, снизились профессиональная требовательность, уважение к престижу своей профессии, внимание к профессиональным традициям.

Одновременно все сильнее дают о себе знать некомпетентность, связанная со слабой теоретической и практической подготовкой, формальное отношение к своим обязанностям, безразличие к судьбам людей, низкий уровень правовой и общей культуры, стремление уйти от ответственности за порученный участок работы.

Вот почему уважение к профессии, квалифицированное знание порученного дела становятся ныне не добрым пожеланием или личным делом юриста, а объективной необходимостью.

Высший класс профессионализма сегодня требует не только высокой квалификации юридических работников в их «узкой» сфере, но и включения всего творческого потенциала личности в профессиональную деятельность, ответственности за результаты принимаемых решений, их соответствия требованиям законности.

Обобщая сказанное, можно определить юридическую профессию как официально признанный государством и регламентированный законом род деятельности, связанный с правовым регулированием общественных отношений, обеспечением соблюдения членами общества правовых предписаний, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых путем юридического образования или практического опыта, накладывающий на юристов социальную ответственность за эффективное выполнение возложенных на них обязанностей в системе разделения труда.

Как Вы уже осознали, юридическая деятельность – это сложная и профессиональная деятельность. Именно высшее юридическое образование позволяет обществу эти высоко профессиональные кадры подготовить.

Дата добавления: 2017-02-11; просмотров: 6492 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/14-36238.html

Социально-психологическая характеристика Профессиональной деятельности юриста

психологическая характеристика юридической деятельности

Коренные изменения общественно-экономических, отношений в, стране, формирование правового государства, потребность общества в существенном улучшении деятельности государственно-правовых структур, правоохранительных органов, в повышении качества проку­рорского надзора, судебного рассмотрения дел выдвинули на одно из приоритетных мест задачу научной разработки и практической реализа­ции кадровой политики в системе правоохранительных органов, юриди­ческих служб, в том числе их кадрового обеспечения.

Для успешного решения этой задачи прежде всего необходимо все­сторонне исследовать специфику профессиональной деятельности юриста, дать ее точное, научно обоснованное описание, т.е., по сущест­ву, создать ее профессиограмму.

Необходимо определить требования, которые предъявляет эта деятельность к психике, личности юриста, к его психофизиологическим качествам, которые должны составить со­держание психограммы личности юриста с определением четких кри­териев его профессиональной пригодности либо непригодности к работе в правоохранительных органах, в различных государственно-правовых и других структурах.

Профессиональная деятельность юристов, особенно тех, кто рабо­тает в органах прокуратуры, суда и т.д., представляет собой разновид­ность государственной службы с присущими этой деятельности специ­фическими особенностями. Знание этих особенностей необходимо не только для разработки профессиограммы труда юриста, но может быть

полезным и для тех, кто стремится получить юридическое образование, овладеть профессией юриста, приложить свои способности на поприще правоохранительной деятельности, кто должен быть готовым к преодо­лению тех трудностей, которые он неизбежно встретит в своей работе.

Таким образом, всестороннее рассмотрение юридической деятель­ности, психологических особенностей труда юриста позволяет увидеть в этой области наиболее важные направления, наметить пути повыше­ния эффективности трудовых затрат работников правоохранительных органов, более качественно проводить оценку и отбор лиц, желающих получить юридическое образование и в последующем стать юристом.

Под этим углом зрения перейдем к более подробному рассмотрению данной проблемы. Итак, основными особенностями профессиональной деятельности юриста являются:

– правовая регламентация (нормативность) профессионального по­ведения, принимаемых решений работников правоохранительных орга­нов, юридических служб и других юристов, профессионально участвую­щих в правоприменительной деятельности;

– властный, обязательный характер профессиональных полномо­чий должностных лиц правоохранительных органов;

– экстремальный характер правоохранительной деятельности мно­гих юристов, особенно тех, кто работает в органах суда, прокуратуры, налоговой службы и налоговой полиции и т.п.;

– нестандартный, творческий характер труда юриста;

– процессуальная самостоятельность, персональная (для многих — повышенная) ответственность юристов, работающих в правоохрани­тельных органах, государственно-правовых структурах.

Правовая регламентация профессиональной деятельности юриста. Правоприменительная деятельность работников государствен­но-правовых структур разного должностного положения, довольно четко регламентирована.

Отступление от своих служебных обязанностей, на­рушение юристом должностных полномочий рассматривается как нару­шение закона, свидетельствует прежде всего о низком уровне его профес­сиональной компетентности.

Данное обстоятельство формирует стремление строго придержи­ваться правовых норм, воздействующее на поведение, направленность личности. Потребность соблюдать нравственные, правовые нормы явля­ется одной из ведущих, доминирующих среди прочих социально значи­мых потребностей, влияющих на правосознание.

Все это определяет вы­сокий уровень- социализации личности, особенно сотрудников право­охранительных органов, их ответственности перед обществом, норма­тивности (конвенциальности) поведения.

Данное интегративное свой­ство рассматривается в качестве одного из главных факторов професси­ональной пригодности юриста.

Особенно велика роль правосознания, установочного отношения юриста к соблюдению нравственных, правовых норм поведения в не­ожиданно складывающихся ситуациях, которые можно назвать ситуа-

циями или факторами профессионального риска. Остановимся кратко на некоторых таких ситуациях (факторах) риска.

Ситуация получения (приобретения) юристом каких-либо благ (предметов) с отступлением от установленного порядка, когда эти блага предоставляются якобы «просто так», «из уважения», а на самом деле в целях налаживания неформальных отношений с юристом, занима­ющим какое-либо ответственное должностное положение. Вынужденной расплатой, требуемой с юриста за предоставленные услуги, могут стать советы, содержащие профессиональную тайну, отказ от объективного, непредвзятого подхода к разрешению того или иного вопроса (дела).

Ситуация, провоцирующая взятку. Существуют различные спо­собы передачи взятки, но в любом случае субъект, стремящийся за взятку добиться выгодного результата, сначала оценивает ситуацию, возникающую на приеме у юриста, работающего в том или ином право­охранительном органе, его поведение, особенности его личности.

Передаче взятки может предшествовать своеобразная «словесная разведка» взяткодателя в виде выражения не соответствующей действи­ям юриста благодарности, многозначительных обещаний отблагодарить и пр.

Если подобные действия решительно не пресекаются должностным лицом правоохранительного органа, его поведение может быть истолко­вано как своего рода подтверждение того, что оно оценивает свои служеб­ные действия как действительно заслуживающие «благодарности».

Иногда взяткодатель может повести себя еще более решительно и нагло, сразу же положив на стол предметы взятки, ссылаясь на якобы су­ществующие обычаи, уверяя, что он ничего взамен не просит, а только дей­ствует в соответствии с принятыми местными традициями и обычаями.

Единственный выход в подобных ситуациях — решительное поведе­ние, пресекающее в самом зародыше мысль о возможности предложения взятки, немедленный вызов свидетелей, доклад руководителю правоохранительного органа о провокации или о самом факте покушения на пере­дачу взятки. Надежным барьером может служить прием подобного рода посетителей в присутствии других сотрудников и коллег по работе.

Ситуация посещения, особенно во время командировок, в вечернее время мест общественного питания ресторанного типа, в которых свободно продаются спиртные напитки, устраиваются всевозможного рода развлечения, в том числе и сомнительного характера.

Организовать свой рабочий день и питание необходимо таким образом, чтобы даже при самых неблагоприятных условиях работы исключить пребывание в по­добного рода заведениях, где можно легко оказаться вовлеченным в какой-либо конфликт, организованный в целях дискредитации юриста, занимающего ответственное служебное положение.

Ситуация допроса свидетеля (потерпевшего) в его квартире, в номере гостиницы, кроме случаев, когда, например, человек серьезно болен.

Необходимо помнить, что в подобных случаях возможны провокации со сто­роны допрашиваемого лица, направленные на дискредитацию следователя, попытки построить отношения с ним на личной основе и таким путем в пос­ледующем оказать на него давление или даже опорочить его.

Ситуации «случайного» знакомства в гостинице, в различного рода увеселительных заведениях и т.п., когда «случайность» заранее ор­ганизуется лицами, заинтересованными установить неформальные от­ношения с юристом или попросту дискредитировать его.

Факт риска, обусловленный обещаниями, сделанными юристом, занимающим должностное положение, адвокатом, даже из самых благих побуждений, если нет полной гарантии в том, что они будут выполнены.

Нередко подобным обещаниям заинтересованными лицами придается выгодная для себя интерпретация.

Такие случаи используются ими при составлении всевозможных жалоб клеветнического характера в качестве подтверждения «злоупотреблений» по службе представителя правоохра­нительного органа, для распространения всевозможных инсинуаций.

Властный, обязательный характер профессиональных пол­номочий должностных лиц правоохранительных органов. Ис­пользование юристом, работающим в правоохранительных органах, своих властных служебных полномочий нередко существенно затрагивает интересы граждан, юридических лиц, организаций.

Поэтому предоставле­ние должностным лицам правоохранительных органов соответствующих полномочий предполагает и разумное их использование с учетом характера содеянного виновным, сложившейся ситуации, личности субъекта, в отно­шении которого применяются те или иные меры правового характера.

Известно, что малейшее отступление от требований закона относи­тельно использования властных полномочий тем или иным должност­ным лицом может привести к тяжелым последствиям, причинить мо­ральный вред, нанести серьезную психическую травму человеку и его близким, отрицательно повлиять на его авторитет и репутацию среди окружающих, сформировать искаженное мнение о нем.

Принятие решений в подобного рода ситуациях конфликтного ха­рактера с использованием в соответствии с законом властных полномо­чий требует от юриста — сотрудника правоохранительных органов не только глубоких профессиональных знаний, высокого уровня професси­ональной компетентности, но и особых личностных качеств, развитого интеллекта, аналитического склада ума, способности прогнозировать последствия своих решений, эмоциональной уравновешенности, уважи­тельного отношения людям.

Экстремальный характер правоохранительной деятельнос­ти.

Профессиональная деятельность юристов, особенно тех, кто находится на переднем крае борьбы с преступностью, в ряде случаев носит весьма напряженный, ответственный характер, обусловленный выпол­нением большого объема сложной, многообразной работы в условиях острого дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, нередко игнорирующих правовые нормы.

Нередко нервно-психические перегрузки усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизне­деятельности, вынужденным отказом от обычного для многих людей отды­ха, что иногда приводит к развитию стойких состояний психической на­пряженности, эмоциональной неустойчивости, избыточной фрустриро-

ванности, появлению невротических реакций, психосоматических функ­циональных расстройств и различных заболеваний на этой почве.

Поэтому юристы, особенно те, которые служат в правоохранитель­ных органах, должны отличаться хорошим физическим здоровьем, вынос­ливостью к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокой работоспособностью, иметь высокий уровень нервно-психичес­кой, эмоциональной устойчивости, что следует рассматривать в качестве одного из важнейших факторов их профессиональной пригодности.

Нестандартный, творческий характер профессионального труда юристов. Одна из особенностей труда юриста состоит в том, что ему приходится иметь дело с разнообразными жизненными ситуация­ми, судьбами различных людей, требующими индивидуального, твор­ческого подхода, внимательного изучения возникших правоотношений.

Поэтому юристу необходимы не только сугубо профессиональные пра­вовые, общественно-политические, но и специальные знания из различ­ных областей науки и техники, образования и культуры, развитый ин­теллект.

А сколь безграничны В познавательном отношении сфера меж­личностного общения с различными участниками уголовного, граждан­ского процесса, сам процесс познания людей, какое бесконечное соче­тание всевозможных характеров, взглядов, поступков!..

Процессуальная самостоятельность, персональная ответст­венность юристов, работающих в органах прокуратуры, суда, милиции и т.п.

Независимость деятельности должностных лиц право­охранительных органов является одним из основополагающих принци­пов правосудия, согласно которому каждый следователь, прокурор, судья при исполнении возложенных на них обязанностей подчиняются только закону и не должны зависеть от каких бы то ни было местных влияний.

Воспитание юристов в духе подчинения Закону формирует их правосознание, способность самостоятельно принимать решения, чув­ство персональной ответственности за свои решения и поступки.

Например, в ст.

127 УПК РСФСР указано, что «при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоя­тельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получе­ние санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их закон­ное и своевременное проведение». В этой статье специально оговорены случаи, когда следователь может не согласиться с мнением прокурора, сохраняя за собой право принятия самостоятельного решения по вопро­сам, связанным с привлечением лица в качестве обвиняемого, квалифи­кацией преступления, объемом обвинения, с направлением дела для предания обвиняемому суду или с прекращением дела. В этой связи со­вершенно справедливо отмечается, что «индивидуальность следствен­ной работы подкрепляется процессуальной самостоятельностью следо­вателя»[366], которая, безусловно, налагает особый отпечаток на весь склад его психической деятельности.

Принципы самостоятельности, независимости и персональной от­ветственности являются основополагающими и в работе судьи, проку­рора, руководителя того или иного органа юстиции. Особенно наглядно это видно, когда читаешь ст. 16 УПК РСФСР о «независимости судей и подчинении их только закону».

Процессуальная самостоятельность следователя, прокурора, судьи в пределах, определяемых законом, предполагает высокий уровень от­ветственности.

Сбалансированность этих сторон их профессиональной деятельности требует от них; высокого уровня профессиональной адап­тации, личностной интеграции, социальной зрелости; нервно-психичес­кой, эмоционально-волевой устойчивости; интеллекта, гибкого творчес­кого мышления; смелости, решительности, уверенности в себе, способ­ности брать на себя ответственность за принимаемые решения, настой­чивости при высоком уровне самокритичности.

Понятно, что приведенные выше особенности профессиональной деятельности юристов являются наиболее общими, базовыми и в какой-то степени, возможно, в деталях не отражают некоторой специфики различных видов правоохранительной деятельности (расследование преступлений, надзор за соблюдением законности и др.

), особенностей работы в прокуратурах различного уровня и специализации (военная и транспортная, районная и областная прокуратуры и т.п.), в судебных органах разного уровня и т.д. И тем не менее такой подход нисколько не препятствует созданию типовой профессиограммы труда юриста, о чем пойдет речь дальше.



Источник: https://infopedia.su/9xcdc2.html

Medic-studio
Добавить комментарий