Психологическая служба в России: В нашей стране первые попытки практического использования психологии

Практическая психология образования в России

Психологическая служба в России: В нашей стране первые попытки практического использования психологии

В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX-XX веков и связаны с так называемой педологией. Педологией назывался междисциплинарный подход к изучению целостного ребенка. Этот подход внес много полезного в исследование детей (особенно в области их психодиагностики).

Многие психологи работали в русле этого подхода. И. А. Арямов (1928) определял педологию как науку о развивающемся, растущем человеке, охватывающую все его социально-биологические особенности. М. Я. Басов видел в педологии «научный синтез всего того, что составляет существенные результаты отдельных научных дисциплин, изучающих развивающегося человека» (Басов М.

Я., 1931, с. 18).

Шел поиск предмета исследования, способов практической работы с ребенком, т. е. наука находилась на этапе своего становления, когда ошибки неизбежны. Но ученым не дали возможности самим разобраться в существе проблем, их просто всех осудили.

Огульная и резкая критика педологии в печально известном Постановлении ЦК ВКП(б) 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов» повлекла за собой отрицание всего положительного, что было сделано отечественными учеными, так или иначе связанными с педологией. А сделано ими было очень много. Ряд исследований П. П. Блонского, работы Л. С.

Выготского и его сотрудников по изучению проблем детской психологии заложили фундамент современного научного знания о психическом развитии ребенка.

Тенденциозное толкование постановления о педологии, недостаточно дифференцированный подход ко всем исследованиям, называвшимся педологическими, причинили значительный ущерб детской психологии, на многие годы затормозили развитие таких ее разделов, как закономерности возрастного развития, психодиагностика, практическая психология и др. (Петровский А. В., 1984).

В настоящее время некоторые специалисты стремятся вновь вернуть педологии доброе имя. С 2000 года издается журнал «Педология», главным редактором которого является А. Г. Асмолов, один из крупнейших современных ученых в области психологии личности, много сделавший для развития практической психологии в системе образования.

В одном из первых номеров этого журнала подчеркивается, что понятие «педология» — интегральное и поэтому чрезвычайно современное. «Педология — наука о детстве. Все о детстве.

Удивительно, что Лев Выготский и другие исследователи уже в 30-е годы, когда под научностью чаще всего понималась препарированность, решились объявить научным целостный взгляд на детство»1.

Только в конце 60-х годов в нашей стране возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы. С начала 80-х годов происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования страны.

Это было обусловлено потребностью общества, бурное социальное развитие которого резко повысило требование к творческому и нравственному потенциалу личности.

Появляются публикации, посвященные обсуждению теоретических проблем, чаще — анализу практического опыта использования психологии в практике школы. Начало развития школьной психологической службы связано с именами таких ученых, как А. Г. Асмолов, Ю- К. Бабанский, А. А. Бодалев, Б. А.

Вяткин, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, Ю. М. Забродин, Н. В. Кузьмина, В. С. Мухина, Н. Н. Обозов, А. М. Прихожан, В. В. Рубцов, Н. Г. Салмина, Ю. Л. Сыэрд, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Элъконин и др.

Большое значение для развития представлений о школьной психологической службе имел Круглый стол, организованный журналом «Вопросы психологии» в 1983 году.Темой обсуждения стала «Психологическая служба в школе». В том же году прошла Всесоюзная конференция психологов в Таллинне.

В 1984 году в Москве в Институте психологии АН СССР состоялась I Всесоюзная конференция по вопросам психологической службы в СССР.В рамках конференции работала секция «Психологическая служба школы».

Существенным этапом развития школьной психологической службы стал многолетний (1981-1988) эксперимент по введению в школы Москвы должности практического психолога.

Научно-методическое обеспечение эксперимента было разработано и осуществлено лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института Российской Академии образования (научный руководитель эксперимента — И. В. Дубровина). На, основе анализа результатов эксперимента разработано Положение о психологической службе народного образования(1989), которое широко используется в стране.

На Всесоюзной конференции «Научно-практические проблемы школьной психологической службы»(1987), уже дискутировались вопросы не о том, нужна ли психологическая служба школы, а о том, как строить эту службу. В решении конференции записано, что организация школьной психологической службы является в настоящее время одной из наиболее прогрессивных форм внедрения психологических знаний в практику народного образования.

В 1988 году вышло Постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психологаво все учебно-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности.

С этого момента служба энергично развивается почти во всех регионах страны. Происходит расширение сферы деятельности детского практического психолога.

Общественное признание психологическая служба получила на I съезде практических психологов образования Российской Федерации,который прошел в Москве в июне 1994 года.

Съезд (более 1500 делегатов из всех регионов страны) отметил, что в настоящее время психологическая служба становится органичным и необходимым элементом государственной службы образования, именно она определяет стратегию педагогики развития.

29-30 марта 1995 года во исполнение рекомендаций I съезда практических психологов образования состоялась коллегия Министерства образования Российской Федерации,на повестке дня которой стоял вопрос: «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации».

Коллегия отметила, что развитие практической психологии образования в значительной степени обусловило гуманизацию всей системы образования и привело к возникновению службы практической психологии образования Российской Федерации.

Исполнение решений Постановления Коллегии Министерства образования было проанализировано и оценено на II съезде психологов образования,прошедшем в октябре 1995 года в Перми. Он также был весьма представительным, на него приехали делегаты из 70 регионов страны.

Дата добавления: 2016-12-05; просмотров: 551 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/12-23232.html

Психологическая служба в России

Психологическая служба в России: В нашей стране первые попытки практического использования психологии

В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже 19-20 веков и связаны с так называемой педологией, которую И.А.

Арямов (1928) определял как науку о развивающемся, растущем человеке, охватывающую все его социально-биологические особенности и в которой М.Я.

Басов видел «научный синтез всего того, что составляет существенные результаты отдельных научных дисциплин, изучающих развивающегося человека…»

И только в конце 60-х годов у нас возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы.

Это стало возможным потому, что в психологии и педагогике возникли необходимые теоретические и практические предпосылки: внедрение системного дохода к психологическому и педагогическому анализу процессов развития личности; выявления некоторых общих закономерностей психического развития; подход к воспитанию как процессу управления развитием и понимание взаимосвязей индивидуального и коллективного в развитии; углубление интеграционных процессов научного знания на уровне педагогики; улучшение психологической подготовки будущих учителей и др.

С начала 80-х годов происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования страны. Это было обусловлено потребностью общества, бурное социальное развитие которого резко повысило требование к творческому и нравственному потенциалу личности.

Существенным этапом развития школьной психологической службы стал многолетний (1981-1988) эксперимент по введению в школы Москвы должности практического психолога.

Научно-методическое обеспечение эксперимента было разработано и осуществлено лабораторией научных основ детской практической психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас – Психологического института Российской Академии образования).

Целью эксперимента явилось изучение теоретических и организационных проблем, связанных с введением в школу должности психолога, создание структуры школьной психологической службы для последующего внедрения ее в систему народного образования

В 1988 году вышло Постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учено-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности.

Многие руководители образовательных учреждений, учителя, воспитатели, родители все больше осознают полезность психологической службы. Это формирует в обществе потребность в детских практических психологах.

Поэтому создаются факультеты практической психологии в педагогических университетах и институтах, возникают различной длительности курсы переподготовки специалистов с высшим педагогическим образованием, увеличивается количество профессиональных объединений разного уровня и разной структуры для повышения квалификации работающих практических психологов образования.

10.Напишите мини-сочинение на тему «Развитие психологической службы в СССР».

В первые годы советской власти старой психологии противостояла близкая к бихевиоризму «рефлексология» Бехтерева, однако вследствие грубого механизма соединённого с энергетизмом в духе Оствальда, она не давала перспектив для развития марксистской психологии. Большую роль в борьбе с идеализмом в начале 20-х гг. сыграли выступления П. П. Блонского (1884—1941) и особенно, К. Н.

Корнилова (1879—1957), изобличавших реакционную сущность идеалистической психологии и призывавших к перестройке психологической науки на материалистической основе. Однако позитивная программа психологов во многом была также механистична («реактология» Корнилова, «поведенческая психология Блонского).

Полемика с защитниками старой психологии, возглавлявшимися Челпановым, проводилась как в печати, так и в устных дискуссиях, в частности на всероссийских психоневрологических съездах 1923 и 1924. Значительным этапом в развитии советской психологии явились исследования Л.С.Выготского (1896—1934) и возглавлявшейся им группы психологов.

В своих ранних работах Выготский указывал на значение учения И. П. Павлова для психологии и пытался развить мысль о рефлекторной природе психики. К 1935 году относится первая обобщающая работа С. Л. Рубинштейна, в которой рассмотрен ряд основных теоретических вопросов психологии и использован обширный экспериментальный материал.

В это же время опубликован ряд ценных работ по отдельным вопросам психологии (П. П. Блонский, С. В. Кравков и др.).Подъем советской психологии тормозился появлением лженауки педологии, подменявшей научное психическое развития ребёнка поверхностными обследованиями при помощи бессмысленных тестов и анкет.

После ликвидации педологии широко развернулись (начиная с 1936) исследования по детской и педагогической психологии, началась более углублённая работа над общей теорией психологии. Были опубликованы новые учебники психологии, в которых по-новому освещались важнейшие теоретические проблемы психологической науки.

Большое и значение для определения путей дальнейшего развития светской психологии имела состоявшаяся объединённая сессия Академии наук СССР и Академия медицинских наук СССР, посвящённая проблемам физиологического учения И. П. Павлова.

Сессия послужила толчком для работы по перестройке психологической науки на основе учения Павлова, по устранению из неё остатков субъективизма и интроспекционизма.. В 1930-х годах педологи-практики увлеклись измерением психического развития детей.

Многие крупные ученые педагоги, педологи и психологи возражали против широкого использования в школе тестов, научная обоснованность которых была ненадежна. Однако педологи-практики, невзирая на эти возражения, широко использовали тесты в школе, что нередко вело к необоснованным выводам об умственном развитии детей, переводу в специальные школы.

Педология резко критиковалась в печально известном Постановлении ЦК ВКП(б) 1936 года “О педологических извращениях в системе наркомпросов” и была объявлена как вредная наука. В результате тенденциозного толкования постановления о педологии отрицалось все положительное, что было сделано отечественными учеными в области педологии.

Это на многие годы затормозило развитие детской практической психологии. И только в конце 1960-х годов в нашей стране возобновился поиск форм практического участия психологов в работе школы. Школьная психологическая служба в СССР начала первоначально создаваться в Эстонии под руководством Х.Й. Лийметса и Ю.Л. Сыэрда.

Первый штатный школьный психолог начал работать в Эстонии в одном из сельскохозяйственных техникумов в 1970 году. С 1975 года работает уже ряд психологов в специальных школах-интернатах для трудных подростков, а с 1980 года – в порядке эксперимента – в некоторых общеобразовательных школах (Кала, Раудик, 1986, с.7).

начала 80-х годов происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования страны. Началось активное изучение научных основ, обсуждение возможных форм и методов работы практических психологов в школе. Журналом “Вопросы психологии” в 1983 году был организован “круглый стол”: “Психологическая служба в школе”.

В том же году прошла Всесоюзная конференция психологов в Таллинне. На конференции были проанализированы эксперименты по созданию школьной психологической службы, которые проводились во многих городах и республиках, обсуждались организационные вопросы дальнейшего развития психологической службы в стране.

В 1984 году в Москве в Институте психологии АН СССР состоялась I Всесоюзная конференция по вопросам психологической службы в СССР. В рамках конференции работала секция “Психологическая служба школы”. В центре внимания участников секции были вопросы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса школы (Практическая психология образования, 1997, с. 17).

Важным этапом развития школьной психологической службы в нашей стране стал многолетний (1981 – 1988) эксперимент по введению в школах Москвы должности практического психолога, проводившийся под научным и методическим руководством лаборатории научных основ детской практической психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне – Психологический институт РАО). На основе анализа результатов эксперимента было разработано Положение о психологической службе народного образования (1989), которое широко используется в стране. В 1988 году вышло постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны. Это стало правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности. С этого момента служба энергично развивалась почти во всех регионах страны.

11.Объясните содержание понятия «Психическое здоровье» и возможности СПС в образовании по сохранению и укреплению психического здоровья обучающихся.

Психологическое здоровье, как составная часть здоровья, – важнейшее условие для сохранения высокой учебной мотивации учащихся, способствует становлению личности, повышает работоспособность, стабилизирует внимание и память. Зависимость между нарушениями психологического здоровья и низкой учебной успеваемостью давно доказана.

Имеются сведения о том, что эмоциональный комфорт, а также степень утомления учащихся, уровень их невротизации зависят от учебной нагрузки, построения режима обучения, отношения учащихся к учебе. Поэтому проблема сохранения физического и духовного здоровья, равновесия является актуальной для современной школы.

Социально- психологическая служба школы ориентирована как на учащихся, так и на педагогических работников, их психологическую поддержку и обеспечение психического здоровья. Деятельность социально-психологической школы направлена на сохранение психологического здоровья и обеспечение полноценного психологического и социального развития школьников.

Социально-психологическая служба содействует прогрессивному формированию личности школьников работы социально-психологической службы определяется:

• необходимостью полноценного психологического и социального развития школьников, сохранения их психологического здоровья на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к воспитанию и самовоспитанию;

• важностью индивидуального подхода к каждому учащемуся и в соответствии с этим значимостью психолого-педагогического изучения учащихся на протяжении всего периода пребывания в школе;

• необходимостью пропаганды ЗОЖ, в том числе профилактике наркомании в различных ее проявлениях: курение, употребление алкоголя, токсикомании, употребления наркотических веществ;

• необходимостью предупреждения правонарушений и отклоняющегося поведения учащихся, негативного семейного воспитания;

• важностью охранно-защитной деятельности.

12. Дайте общую характеристику деятельности специалистов в составе социально-психологической службы образования.

Служба обеспечивает решение задач по оказанию комплексной многопрофильной психолого-педагогической и социально-правовой помощи всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования; повышению уровня психолого-педагогической культуры и психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса. Специалистами Службы являются, прежде всего, социальный педагог и педагог – психолог. По усмотрению руководителя учреждения в состав Службы образовательного учреждения могут быть включены классные руководители, педагог-организатор, другие специалисты.. Основнымивидами деятельностиСлужбы являются:

· просвещение — формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психолого-педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

· профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

· диагностика — углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.

· коррекционно-развивающая работа — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов, врачей и других специалистов.

· консультативная деятельность — оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством консультирования.

· социально-диспетчерская деятельность – обеспечение всех участников образовательного процесса информацией о возможности получения помощи в случаях, выходящих за рамки профессиональной компетенции специалистов Службы, посредством создания банка данных о службах, оказывающих профессиональные услуги. Переадресация не снимает ответственности со специалиста Службы за дальнейшее сопровождение ребенка, семьи и пр.

13.Напишите мини-сочинение на тему «Молодежные субкультуры в Казахстане и др.». В своем эссе я хочу рассказать об особой части общественной культуры, об ее ответвлениях – субкультурах, и об ее представителях в частности. Молодежных неформальных движений множество.

Я бы хотела провести анализ причин ухода подростков в различные неформальные движения, причины и смысл образования новых субкультур.Я уверена, что каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то не похожи на других.

У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур. Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность».

Говоря по-научному, субкультура – это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.

Английский социолог М.Брейк отмечал, что субкультуры как “системы значений, способов выражения или жизненных стилей” развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, “в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте”.

Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом. Сначала хочу привести все возможные классификации, которые я нашла.

По социально-правовому признаку выделяют:

1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды.

2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты.

3) асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир.

Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее.

Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты.

Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.
Я больше отрицательно отношусь к субкультурам, но не ко всем.Например: анимэ,ролевики и рэперы.Люди которые этим занимаются в серьез даже вызывают у меня уважение.

Они творческие люди. Рэперы пишут стихи,музыку;анимэ хорошо рисуют;ролевики проигрывают различные спектакли. Это даже по большей части хобби,а не субкультура. Другое дело,такие субкультуры как ЭМО,ГОТЫ,СКИНХЕДЫ,ПАНКИ. Эти люди способны на убийство,суицыд,разбои и т.д. они разрушают мир.

14.Разработайте психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) в составе социально-психологической службы.

Психолого-медико-педагогический является консультативно-диагностическим структурным подразделением службы, преследующим главную цель: создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для образования и развития детей и подростков группы социального и педагогического риска, с проблемами обучения и поведения, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического и нервно-психического здоровья. С учетом многообразия образовательно-воспитательных форм обучения и коррекции в условиях местного социума.

К примеру возьмем проблему неуспеваемости ребенка…

Обязанности членов психолого-медико-педагогического консилиума:

1. Педагог-психолог предоставляет информацию о конкретных школьниках и обобщенные данные по классу, которая включает в себя:

– результаты собственных наблюдений;

– результаты экспертных опросов;

– результаты обследования школьников.

2. Классный руководитель предоставляет на консилиум:

– результаты своих наблюдений и бесед с учителями-предметниками;

-педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом;

3. Медицинский работник предоставляет информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников.

4. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе собирает необходимую информацию о тех учениках, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение и разрабатывает схему проведения консилиумов, готовит необходимую документацию.

5. Социальный педагог собирает информацию о социально-педагогических аспектах статуса ученика, его семейного окружения, анализирует результаты наблюдений за учеником в школьной среде.

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 48; Нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.com/1-89371.html

6) Практическая психология образования в России

Психологическая служба в России: В нашей стране первые попытки практического использования психологии

В нашей стране первые попытки практическогоиспользования психологии в обучении ивоспитании детей возникли еще на рубежеXIX-XX веков и связаны с так называемойпедологией. Педологией называлсямеждисциплинарный подход к изучениюцелостного ребенка.

Шел поиск предмета исследования, способовпрактической работы с ребенком, т. е.наука находилась на этапе своегостановления, когда ошибки неизбежны.Но ученым не дали возможности самимразобраться в существе проблем, ихпросто всех осудили.

Резкая критика педологии в печальноизвестном Постановлении ЦК ВКП(б) 1936года «О педологических извращениях всистеме наркомпросов» повлекла за собойотрицание всего положительного, чтобыло сделано отечественными учеными,так или иначе связанными с педологией.А сделано ими было очень много. Рядисследований П. П. Блонского, работы Л.С. Выготского и его сотрудников поизучению проблем детской психологиизаложили фундамент современного научногознания о психическом развитии ребенка.

События конца 30-х годов прошлого векасущественно повлияли на развитиепрактической психологии в образовании.Только в конце 60-х годов в нашей страневозобновился активный поиск формпрактического участия психологов вработе школы.

С начала 80-х годов происходит интенсивноестановление психологической службы всистеме образования страны. Это былообусловлено потребностью общества,бурное социальное развитие которогорезко повысило требование к творческомуи нравственному потенциалу личности.

Появляются публикации, посвященныеобсуждению теоретических проблем, чаще— анализу практического опытаиспользования психологии в практикешколы. Начало развития школьнойпсихологической службы связано с именамитаких ученых, как Асмолов, Бабанский, Дубровина, Кузьмина, Мухина, Обозов,Талызина, Элъконин и др.

Основными вехами на пути становленияпсихологической службы образования вРоссии стали:

  • Круглый стол, организованный журналом «Вопросы психологии» в 1983 году. Темой обсуждения стала «Психологическая служба в школе».

  • 1983- Всесоюзная конференция психологов в Таллинне. Целью конференции являлись анализ результатов ведущихся во многих городах и республиках страны экспериментов по созданию школьной психологической службы,обсуждение организационных вопросов по дальнейшему развертыванию психологической службы в стране.

  • В 1984 году в Москве в Институте психологии АН СССР состоялась I Всесоюзная конференция по вопросам психологической службы в СССР. В рамках конференции работала секция «Психологическая служба школы». В центре внимания участников секции стояли вопросы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса школы.

  • Существенным этапом развития школьной психологической службы стал многолетний (1981-1988) эксперимент по введению в школы Москвы должности практического психолога.

    Целью эксперимента явилось изучение теоретических и организационных проблем, связанных с введением в школу должности психолога, создание структуры школьной психологической службы для последующего внедрения ее в систему народного образования.

    В ходе эксперимента проверялись две основные модели этой службы: работа психолога непосредственно в школе и деятельность районного Центра психологической службы.

Теоретическое изучение проблемы иобобщение результатов работы школьныхпсихологов позволили сформулироватьцели и задачи школьной психологическойслужбы, определить содержание и формыработы школьного психолога, его основныефункции, права и обязанности, разработатьсистему психологической службы внародном образовании.

  • На Всесоюзной конференции «Научно-практические проблемы школьной психологической службы» (1987) были обсуждены теоретические, методические и научно-практические проблемы школьной психологической службы, определены основные направления деятельности психолога в школе. Причем на этой конференции уже дискутировались вопросы не о том, нужна ли психологическая служба школы, а о том, как строить эту службу.

  • В 1988 году вышло Постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности.

С этого момента служба энергичноразвивается почти во всех регионахстраны.

Происходит расширение сферыдеятельности детского практическогопсихолога: служба начинает охватыватьвсю систему обучения и воспитания отдошкольного (детские сады, детские дома)твозраста до ранней юности (школы, лицеи,гимназии, ПТУ, колледжи, школы-интернатыи пр.) Соответственно меняется названиеслужбу – не школьная психологическаяслужба, а психологическая службаобразования, или практическая психологияобразования.

Многие руководители образовательныхучреждений, учителя, воспитатели,родители все больше осознают полезностьпсихологической службы. Это формируетв обществе потребность в детскихпрактических психологах.

Поэтомусоздаются факультеты практическойпсихологии в педагогических университетахи институтах, возникают различнойдлительности курсы переподготовкиспециалистов с высшим педагогическимобразованием, увеличивается количествопрофессиональных объединений дляповышения квалификации работающихпрактических психологов образования.

Начинает вырисовываться структураслужбы: во многих регионах России ужесозданы районные или городскиепсихологические кабинеты и центры.

  • Общественное признание психологическая служба получила на I съезде практических психологов образования Российской Федерации, который прошел в Москве в июне 1994 года.

    Съезд отметил, что в настоящее время психологическая служба становится органичным и необходимым элементом государственной службы образования.

    Съезд показал, и это очень важно, что практические психологи начали осознавать самих себя как полноправных специалистов, имеющих четко определенные профессиональные функции, цели и средства деятельности, ясно понимающих свое место в образовательной системе.

  • 29-30 марта 1995 года во исполнение рекомендаций I съезда практических психологов образования состоялась коллегия Министерства образования Российской Федерации, на повестке дня которой стоял вопрос: «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации».

Введение практической психологии всистему образования способствовало,как справедливо отмечал Асмолов,постановке и решению следующих задач:

♦ перехода от унифицированногообразования к вариативному, от педагогики«знаний, умений и навыков» — к педагогикеразвития;

♦ переориентации сознания учителя от«школоцентризма» — к «детоцентризму»;

♦ разработке развивающих, коррекционныхи компенсаторных программ обучения вдошкольном, общем, дополнительном,начальном профессиональном и специальномобразовании;

♦ развитию экспертизы и проектированияразвивающей среды.

Практическая психология содействовалапереориентации образования наиндивидуальное развитие личности,изменению общей образовательной ситуациив России.

  • Исполнение решений Постановления Коллегии Министерства образования было проанализировано и оценено на II съезде психологов образования, прошедшем в октябре 1995 года в Перми.

Источник: https://studfile.net/preview/5639864/page:4/

Medic-studio
Добавить комментарий