Психологические и социокультурные различия: Мальчики и девочки в процессе обучения относят себя к мужскому или

Психологические особенности мальчиков и девочек – Психологос

Психологические и социокультурные различия: Мальчики и девочки в процессе обучения относят себя к мужскому или

А действительно, зачем? Ведь когда-то у растений и простейших животных не было этого: «он» и «она». Но на определенном этапе эволюции вдруг оказалось, что деление живых существ одного и того же вида на мужские и женские организмы очень выгодно. Почему?

Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции полов доктор биологических наук, генетик В.А. Геодакян​. Он исходил из положения о том, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции.

Первая – это необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству, сделать потомков как можно более похожими на родителей.

И вторая – это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков, среди которых когда-то появится именно тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление и обеспечит приспособление к новым условиям, позволит расширить среду обитания. Итак, борьба консервативного и прогрессивного, устойчивого и изменяемого, старого, надежного и нового, неизведанного, рискованного.

Эти две тенденции воплощаются и в делении живых существ на мужские и женские особи, что дает ощутимую выгоду в реализации обеих тенденций.

При этом женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его – по возможности не допустить их изменений, а мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое: что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем или уже в настоящем, особенно в момент возникновения каких-то экстремальных условий. То есть женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской – на прогресс.

Поэтому природа «бережет» женский пол, а мужской ей не так «жалко». На особях мужского пола отрабатываются все «новинки» эволюции. Разброс врожденных признаков у мужского пола значительно больше. Женщины как бы более одинаковы. У мужчин больше и полезных, и вредных мутаций (генетических отклонений).

Так, по некоторым данным, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении тоже чаще встречаются у мужчин. Среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т.д. значительно больше мальчиков.

Логопедические группы детских садов и другие группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков.

от Яны Счастье: «Женщины, мужчины, дети» – интервью с профессором психологии Н.И. Козловым​​​​​​​

Итак, мужчины по генотипу (комплексу врожденных признаков) имеют значительно большее разнообразие, чем женщины.

Но каждое живое существо на протяжении своей жизни подвергается влиянию той внешней среды, тех условий, в которых оно находится, и под их воздействием тоже в какой-то мере изменяется.

Например, вес животного зависит не только от врожденных свойств конституции, но и от питания, наличия стрессов, необходимости вести подвижный или малоподвижный образ жизни. Набор признаков организма, сформировавшихся с учетом влияния внешней среды, называется фенотипом.

Оказалось, что здесь тоже кроются существенные различия между мужским и женским. Так, наблюдая за парами однояйцевых близнецов (их генотип одинаков), заметили, что даже в случае, когда близнецы с детства были разлучены и жили в разных условиях, в мужских парах сходство было значительно выше, чем в женских.

Наоборот, если близнецы были разнояйцевыми (генотипы у них разные, а влияния среды почти одни и те же), то большее сходство наблюдается в женских парах. Почему? Оказывается, природа дала женским особям более широкую возможность меняться под влиянием внешних условий.

Поэтому даже при одном генотипе женщина может, например, худеть или полнеть в более широких пределах, поэтому и девочки-однояйцевые близнецы (один генотип) при разных условиях жизни могут различаться довольно заметно (разный фенотип), а при одних и тех же условиях даже разнояйцевые близнецы (разный генотип) могут стать во многом похожими (близкие фенотипы). У мальчиков внешнее сходство определяется именно врожденными свойствами и значительно меньше – влиянием внешней среды.

Таким образом, при резком изменении условий жизни, к которым генотипически данный вид животных не приспособлен, особи женского пола могут приспособиться за счет фенотипической изменчивости, сохраняя весь набор наследственной информации – генотипов.

Например, при резком похолодании даже у особей, «не склонных к полноте», может значительно увеличиться слой подкожного жира. То есть женские особи могут уйти из зоны дискомфорта или даже гибели в зону сравнительного комфорта и выживания (они лучше приспособились к холоду, им стало тепло, хотя они и продолжают жить в тех же условиях холода).

А особи мужского пола с таким же генотипом не могут так быстро и сильно измениться (уйти от холода изменением фенотипа). Им остается только погибнуть.

При всех изменениях среды, в том числе и социальных, больше страдают самцы. Но у них все же есть выход: отыскать другое место обитания, где было бы теплее, или изобрести шубу. Женскому полу так напрягаться ни к чему, они и так уже приспособились.

Вот этими-то различиями и определяется высокая предрасположенность особей мужского пола к поисковому поведению. Это для них жизненно важно, это тот выход, который дала им природа.

И мозг у них крупнее, более продвинут в развитии, но как расплата – и менее надежен, более раним.

Поисковым поведением определяется и тяга самцов (в том числе мужчин) к освоению новых пространств, их большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованным предприятиям.

Все эволюционно-прогрессивные признаки больше выражены у мужского пола. Если мы, вслед за В.А.

Геодакяном, проследим динамику продолжительности разных периодов жизни у животных (например, приматов), расположенных ниже или выше на эволюционной лестнице, то заметим, что период детства увеличивается у высших форм животных.

Так, у лемуров он составляет всего 2-3 года, у обезьян старого света – 7 лет, у человекообразных обезьян – 8-12 лет, а у человека – около 20 лет. То есть удлинение периода детства – прогрессивный признак, и он больше выражен у мужских особей: у мальчиков детство длится дольше, чем у девочек.

Девочки и рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Тогда в начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год. Вот мы и добрались в этом разговоре об истоках различий между мужским и женским полом до таких выводов, которые уже важны для воспитателей, родителей, учителей.

Итак, мы знаем, что мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить, при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения, чем при рождении девочек. Выкидыши у женщин бывают чаще, если они вынашивают мальчиков.

По разным данным, на 100 зачатий девочек приходится 120-180 зачатий мальчиков. Часто гибель будущего мальчика происходит раньше, чем женщина узнает, что она беременна. Статистика показывает, что среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек.

Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань…

), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, веселый…).

Физиологическая сторона восприятия тоже несколько различается у мальчиков и девочек. Показано, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» – кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство.

Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.

Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф.

Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь, больше улиц, дворов, домов.

А умеем ли мы использовать или хотя бы понимать и учитывать эти различия при воспитании детей разного пола?

Воспитываем мальчика, воспитываем девочку

Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы – мужчины? И почему многие великие люди плохо учились в школе? Наверное, среди двоечников-мальчишек много тех, кто так и не сможет реализовать то, что подарила им природа. Почему? См. →

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/psihologicheskie-osobennosti-malchikov-i-devochek

Психологические отличия мальчиков и девочек

Психологические и социокультурные различия: Мальчики и девочки в процессе обучения относят себя к мужскому или

Первые признаки психологических отличий в зависимости от пола ребенка можно заметить еще в младенчестве, а со временем они лишь усиливаются и становятся выразительнее.

Поэтому так важно учитывать особенности работы психики сына или дочки, чтобы корректировать свой подход к воспитанию и обучению.

Наш обзор психологических различий малюток разного пола поможет вам понять своего кроху и создать для него развивающую среду.

Темпы развития мозга

Обычно педиатры озвучивают общие рекомендации о том, в каком возрасте младенец должен начинать держать головку, ходить или говорить. Однако, эти нормативы усреднены и не учитывают специфику развития мозга новорожденных в зависимости от их пола.

В реальности, на момент рождения девчонки опережают мальчишек в развитии на несколько недель, а к подростковому возрасту эта разница увеличивается до двух лет.

Поэтому не стоит переживать, если ваш сынишка поздно начал ходить или учится разговаривать медленнее старшей сестры, ведь темп созревания его мозга немного меньше.

У девочек быстрее включается в работу левая половина мозга, отвечающая за речевую деятельность, а у мальчиков сначала прогрессирует правое полушарие, которое ответственно за пространственное мышление и ориентацию в пространстве.

Девчонки легко переключаются с одного вида деятельности на другой, а мальчишкам для полной перезагрузки может потребоваться продолжительный отдых и даже сон. Ваша дочка лучше запоминает предметы, ведь ее память начинает развиваться раньше, а сын с легкостью вспомнит изображения и значения, хотя его память укрепится намного позже.

Выработка навыков и познавательные процессы

Малышки начинают говорить в возрасте около года, и вскоре их словарный запас достигает 100 слов (в 16 месяцев). Малыши заговаривают на 30-60 дней позже, и их словарный запас пополняется медленнее — к 16 месяцам он составляет всего 30 слов. Разница в речевых возможностях деток становится незаметной к 2,5 годам.

Для дочки лучше выбирать простые, неподвижные игрушки, а для сынишки — машинки, поезда, конструкторы, которые двигаются и имеют хорошую детализацию.

Вы также заметите, что девочки чаще рисуют статичные объекты и людей, а мальчикам больше нравится изображать автомобили, самолеты и другую технику в движении. Мелкие моторные навыки быстрее проявляются у малышек, которые уже к шести годам легко держат в руках карандаши.

У маленьких проказников же активнее развивается общая моторика, они больше любят бегать, прыгать, играть в подвижные игры.

Дружба у девчонок строится на схожести личностей, а ее основой становится общение, при котором они предпочитают смотреть в лицо. Мальчишки находят друзей по общим интересам и увлечениям, при этом базой для дружбы служат не разговоры, а совместные игры и приключения. Общаться малыши любят, стоя рядом, плечом к плечу, избегая зрительного контакта.

Сенсорное развитие мальчиков и девочек

Ваша дочка, наверняка, чувствительна к звуку, хорошо различает силу и тональность, тогда как сыну нужно часто повторять одни и те же слова и пожелания, чтобы добиться от него запоминания.

Девочки ориентируются на «ближнее» зрение, хорошо читают и различают больше оттенков. Мальчуганы, напротив, любят читать вывески и плакаты, хорошо оценивают расстояние до дальних предметов, но плохо концентрируются на книгах.

Цвета и оттенки малыши различают плохо, потому не запоминают.

Для мальчишек на передний план выходит тактильное познание мира, поэтому им нужно все потрогать и пощупать. Несмотря на запреты, они не могут усидеть на месте, а пытаются освоить максимум пространства.

В результате в детских садах группы сорванцов занимают обширную площадь, а девочки предпочитают “кучковаться” в отдельных уголках.

Им не интересно прикасаться к каждому незнакомому предмету, девчушки предпочитают наблюдать за ними с безопасного расстояния.

Эмоциональные особенности деток разного пола

Маленьких барышень обычно одолевают яркие, но простые эмоции, потому они легко могут описать, что чувствуют и с готовностью выражают свое эмоциональное состояние на словах, а также при помощи гримас.

При этом девчонки проще переносят разлуку с близкими людьми. Они редко прибегают к агрессии в общении со сверстниками, а в опасных ситуациях ощущают себя слабыми и беспомощными.

Яркие проявления эмоционального состояния в форме плача учащаются с наступлением переходного возраста.

Мальчуганы часто не могут описать свои чувства, потому что испытывают сложные, комплексные эмоции, которые тяжело описать словами, потому они прибегают к действиям.

С шести месяцев и до поступления в школу мальчишки плачут часто, но со временем из-за особенностей воспитания пытаются скрывать и подавлять свои чувства. Особенно тяжело сыновья переживают разлуку с мамой и другими близкими.

С другой стороны, они часто используют агрессию в играх с друзьями, а опасность и страх вызывают у них возбужденность и осознание собственной силы.

Специфика и трудности обучения

Психологические особенности детей разного пола проявляются и в процессе обучения дома, в детском саду или в школе. Девочки проще переключаются с одной темы на другую, быстрее достигают максимальной работоспособности и лучше воспринимают информацию на слух. Они обычно хорошо читают, но решение математических задач требует от них максимальной концентрации.

Мальчишкам, напротив, тяжело быстро сменять предметы обучения, они не могут выполнять несколько заданий одновременно и долго “включаются”. Для лучшего восприятия информации мальчикам нужно предоставлять информацию в виде схем, графиков и диаграмм. Они легко справляются со счетом и математикой, а в литературе отдают предпочтение познавательным произведениям.

Детские психологи считают, что интеллект мальчиков направлен, в первую очередь, на поиск новых оригинальных решений. Поэтому, чтобы заинтересовать сына в новой теме, не предлагайте ему готовый алгоритм, а лишь намекните на правильный вариант решения.

Мальчуган получит массу удовольствия от того, что сам найдет правильный ответ, и это укрепит его веру в собственные способности и привьет интерес к учебе. Оценить заинтересованность ребенка во время занятия может быть трудно, ведь мальчики предпочитают смотреть на парту, в окно или на доску, они редко устанавливают зрительный контакт с учителем.

Для формулировки ответов на вопросы им требуется немного больше времени, зато они часто предлагают нестандартные варианты решений.

Интеллект девочек хуже справляется с поиском оригинальных ответов, но позволяет им доводить до совершенства уже отработанные варианты решений.

Для достижения лучших результатов девчонкам нужно показать готовый алгоритм решения, по которому они смогут решать даже самые сложные задачи.

Учителям всегда проще ориентироваться на женскую часть группы, ведь девчата внимательно следят за ходом урока и поддерживают зрительный контакт. Они быстро и легко формулируют ответы на вопросы, часто не давая возможности мальчикам выразить свое мнение.

Психологические отличия мальчишек и девчонок проявляются в первые же месяцы после рождения и с возрастом только усиливаются. Используйте знания об этих особенностях, чтобы обеспечить ребенку правильное воспитание, гармоничное развитие и повысить эффективность обучения.

Какой спорт лучше для девочки? Как выбрать спортивную секцию? Читайте в нашей следующей статье.

Источник: https://viline.tv/deti/article/psihologiceskie-otlicia-malcikov-i-devocek

Разница в обучении и воспитании мальчиков и девочек

Психологические и социокультурные различия: Мальчики и девочки в процессе обучения относят себя к мужскому или

Часто в воспитании и обучении детей мы делаем ошибки, которые впоследствии серьёзно сказываются на формировании полноценной личности. В этой статье я хочу обратить внимание родителей и педагогов на разницу в подходах в обучении и воспитании девочек и мальчиков. Каждый ребёнок индивидуален, взаимоотношения с ребёнком, воспитание и обучение тоже требуют индивидуального подхода.

В статье «Мозг мужчины и женщины» я указала причину, которая определяет наше различное поведение, пояснила, почему мы такие разные. И эту природную разницу должен знать каждый родитель, воспитатель, педагог, дабы результаты родительского и педагогического труда оправдали ожидания.

Мы очень многого хотим от наших детей: и примерного поведения, и послушания, и пятёрок в школе. Считаем, что именно наш ребёнок достоин выбиться в гении, а сами делаем одну ошибку за другой, забывая, что перед нами уже индивидуальность, которая требует к себе соответствующего подхода.

Итак, в чём Разница в обучении и воспитании девочек и мальчиков?

Сразу сделаю акцент на статистических данных о результатах исследования девочек и мальчиков, взятых из лекции профессора Т. В. Черниговской, ныне действующего российского учёного в области нейронаук, нейролингвистики и теории сознания.

Обследовались учащиеся школ и студенты вузов (мальчики и девочки), выяснилось, что:

  1. 70% мальчиков получают низкие оценки по учебным дисциплинам
  2. 80% мальчиков имеют проблемы с дисциплиной
  3. 70% мальчиков делают перерывы в учёбе или остаются на 2 год
  4. 90% преступлений выпадает на долю мальчиков
  5. проблем в эмоциональной сфере в 3 раза больше у мальчиков по сравнению с девочками
  6. от 10 до 12 лет в 2 раза больше мальчиков, склонных к суициду
  7. в 2 раза больше у мальчиков проблем в развитии
  8. 16% мальчиков плохо пишут тесты в школе
  9. меньший процент у мальчиков по чтению и пониманию прочитанного текста

Результаты тревожны!

Итак, что нужно учитывать в обучении и воспитании мальчиков:

  • у них повышенная моторная активность, поэтому возникают проблемы с дисциплиной. Им природой заложено больше двигаться, прыгать, бегать и если их в этом регулярно ограничивать, могут начаться проблемы не только с поведением, но и со здоровьем. Им на переменах нужно дать возможность «выбегаться и выпрыгаться», чтобы сбросить энергию, иначе спокойствия с их стороны на уроке учитель не дождётся;
  • мальчикам нельзя давать на уроке несколько заданий сразу, не нужно торопить с ответом, потому что они слабо переключаются с задания на задание, т.е. более регидны;
  • их нужно сажать за первые столы, ближе к учителю, т.к. хуже девочек слышат. У них на 35% меньше сами проводящие пути в улитке уха, чем у девочек (они как бы недослышивают);
  • находят друзей и компании ради действий, а не для разговоров. Слабо идут на личный контакт с учителем, т.к. их раздражает прямой взгляд «глаза в глаза». Поэтому, при беседе с ними, лучше стоять сбоку или рядом, уж если напротив, то не «сверлить их взглядом» – это против их природы;
  • разговаривать с ними или давать задания нужно громко, кратко, чётко, вовлекая в работу, т.е. действие, т.к. любят эксперименты, опыты и отвергают теорию (монотонное чтение учителем материала их будет только раздражать). Успешно работают с символами, картинками, абстрактными категориями;
  • очень любят похвалу – это для них стимул к действию. Они, в отличие от девочек, нацелены на результат, а не на сам процесс. У них сильно развито чувство соперничества и похвала им просто необходима;
  • мальчики более скрытны: не любят делиться своими тайнами и не терпят, когда им «лезут в душу»;
  • им интересна литература, содержащая полезную информацию, а не романы о любви. Предпочтение отдают точным наукам.

Теперь о девочках:

  • на уроке они могут выполнять несколько заданий, т.к быстрее переключаются (в работе задействованы оба полушария головного мозга);
  • у них лучше развита сенсорная память, лучше запоминают цвета, звуки, запахи. Любят тёплые тона, красочно оформленное помещение, для них благоприятна обстановка, приближённая к домашней;
  • не любят повышенного или громкого голоса. Беседу с ними нужно вести спокойным, мягким, доброжелательным тоном, не исключая комплименты, смотреть «глаза в глаза», т.к. уже при рождении для них важен визуальный контакт с матерью. С взрослением это желание увеличивается в 400 раз. Очень ценят положительные эмоции;
  • для них важен внешний вид педагога, оценивают его до мельчайших деталей, т.к. лучше видят различия между объектами, за которыми наблюдают;
  • легко устанавливают дружбу и вливаются в компании ради обсуждения и разговоров, любят делиться секретами, а действия им не столь важны;
  • участвуют в мероприятиях, играх не ради конечного результата, а ради участия в самом процессе;
  • могут открыто говорить о своих чувствах, не считая это запретным;
  • любят читать романы, нежели сложные информированные тексты, с последующим обсуждением прочитанного;
  • у них раньше развиваются языковые навыки. Лучше овладевают гуманитарными дисциплинами, а физика, геометрия, математика для них сложна.

В заключение

Почему у одного учителя нет проблем с детьми в классе, а у другого – хоть из школы беги? Почему у одних родителей доверительные и теплые отношения с собственным ребёнком, а от других дети бегут из дома? Сложные вопросы, но ответ прост: нужно быть не только любящими родителями и знающими отлично свой предмет учителями, но и мудрыми, понимающими и знающими возрастные индивидуальные особенности развития детей.

Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперёк и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие.
Д. И. Писарев

Как известно, проблемы детей растут вместе с их возрастом. Кто, как не мы, родители и педагоги, обязаны им помочь, научить и развить способность к самостоятельному их решению.

Источник: https://sherbakova.com/obuchenie-malchikov-i-devochek/

Статья: Гендерные различия мальчиков и девочек

Психологические и социокультурные различия: Мальчики и девочки в процессе обучения относят себя к мужскому или

Курочкина Ирина Владимировна

воспитатель МБУ д/с № 139 «Облачко»

г.о. Тольятти Гендерные различия мальчиков и девочек.

В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов, врачей. В этой статье я постараюсь раскрыть некоторые вопросы, связанные с гендерным воспитанием и обучением в нашем детском саду.

Так, что же такое «гендер»? И в чём состоит отличие «пола» от «гендера»?

Всемирная организация здравоохранения объясняет эти понятия так: «пол» относится к биологическим и физиологическим характеристикам, определяющим мужчин и женщин; «гендер» относится к социально сконструированным ролям, поведению, видам деятельности и свойствам, которые считаются свойственными мужчинам и женщинам. Иными словами: «мужской» и «женский» – это категории пола, а «маскулинный» и «феминный» – это категории гендера.

Воспитание детей с учётом гендерных особенностей задача сложная, но посильная. Во что и как сегодня играют мальчики и девочки среднего дошкольного возраста в детском саду?

Дети, посещающие мою группу, предпочитают играть в сюжетно-ролевые игры. Они выбирают игровые сюжеты, соответствующие их полу.

Девочки устойчиво выбирают социально-бытовые сюжеты: «Дочки-матери», «Парикмахер» или «Салон красоты», «Доктор» или «Больница», «Магазин». Мальчики выбирают для игр мужские взаимоотношения в мужских профессиях.

Это сюжетно-ролевые игры «Корабль», «Автобус», «Гараж», «Такси», «Строитель», «Гонки» и «Супергерои».

Наблюдая за игрой мальчиков и девочек, я увидела, что девочкам не нужно большой территории, им достаточно небольшого места в группе или на улице, чтобы долгое время играть, например: в дочки-матери или в «больницу», где они очень серьёзно лечат своих пациентов «кукол». Девочки лучше приспособляются к повседневной жизни, они аккуратнее, внимательнее, спокойнее мальчиков.

Игра мальчиков рассчитана на освоение территории и исследование различных предметов. Если мы ограничиваем игровое пространство мальчиков, то они используют имеющуюся территорию по максимуму. Мальчики испытывают большую, чем девочки, потребность в движении. Правила игры, усвоенные мальчиками в детстве, определяют в дальнейшем их мужской характер.

Дети, обычно, не присоединяются в игре к противоположной по полу группе, а лишь наблюдают со стороны. В общих играх, организованных воспитателем, мальчики обычно игнорируют девочек.

С одной стороны, важно поощрять объединения девочек и мальчиков в играх, в непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни, с другой – важно учить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола.

В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и принять те характерные особенности, которыми обладают маленькие представители женского и мужского пола.

Приведем, например, данные о различиях в развитии полов, которые удалось удачно обобщить и систематизировать американскому педагогу, семейному психотерапевту Майклу Гариену.

Условные гендерные различия мальчиков и девочек.*

Различия

Девочки

Мальчики

Различия на

психическом

уровне

– более развито левое полушарие,

обеспечивающее регуляцию речи и письма;

– имеют преимущественно долговременную память;

– развито наглядно-образное

мышление;

– адаптация к среде проходит через переживания, иногда через эмоциональные срывы;

– легче переносят эмоциональный стресс;

– субъективная самооценка, т.к. упор делается на испытываемые чувства и переживания.

– более развито правое полушарие, отвечающее за распознавание и

анализ зрительных образов, форм и структур предметов;

– имеют преимущественно

кратковременную память;

– обладают абстрактным мышлением;

– лёгкая адаптация к окружающей среде;

– с трудом переносят стресс;

– объективная самооценка.

Различия на

физическом

уровне

– меньше масса тела, но большая

грация, гибкость и подвижность;

– быстрее развивают точность и

координацию движений;

– визуальное восприятие информации

происходит по горизонтали.

– большая масса тела и физическая сила;

– менее развита точность и

координация движений;

– доминирует визуальный обзор

пространственных образов по

вертикали.

Различия на когнитивном

уровне

– доминирует количественный подход

к изучению учебного материала;

– стройность и чёткость анализа;

– склонность к алгоритму,

выполнения действия по шаблону;

– скорость внимания ниже, чем у мальчиков;

– пристрастие к монологу и

повествованию.

– доминирует качественный подход

к изучению учебного материала;

– синтетический подход, умение

обобщать на рациональной основе;

– высокая скорость концентрации внимания;

– склонность к диалогово-

дискуссионной деятельности.

Различия на

поведенческомуровне

– скрытны, послушнее, приветливее;

– раньше, чем мальчики, понимают,

какими их хотят видеть окружающие;

– высокий уровень чувствительности

и социальной ответственности;

– слуховой способ познания

действительности, рано появляется

интерес к чтению, любят петь,

рассказывать стихи.

– более оптимистичны, открыты;

– показатель гуманных отношений в совместной деятельности выше;

– низкая способность

демонстрировать социально

одобряемые формы поведения;

– более чётко визуальное

восприятие пространства, им

интереснее смотреть иллюстрации,

лепить, вырезать, конструировать.

Я убедилась, что у девочек:

-мышление левополушарное, конкретное и прагматичное, которое ориентирует их на получение результата;

-ответы более однотипны;

-однообразнее виды деятельности.

Девочки, как правило, труднее справляются с задачами, требующими пространственного представления, предпочитают запоминать, а не понимать, лучше решают однотипные задачи.

Таким образом, я пришла к выводу, что гендерное развитие детей в детском саду должно быть направленно на то, чтобы гендерная индентичность формировалась у ребёнка вовремя и следующие несоответствия должны настораживать педагога:

– ребёнок не должен предпочитать всё время игрушки и игровые роли противоположного пола;

– стремление быть со взрослым противоположного пола и подражать его поведению;

– рассказы ребёнка о сновидениях, в которых он выступает как представитель другого пола;

– стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола тоже может свидетельствовать о проблемах с гендерной индентичностью.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.

Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребёнка существенно.

И будет способствовать проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Важным условием организации игровой деятельности детей является создание педагогически целесообразной предметной среды для всех видов игр, в которой учитывается своеобразие каждой возрастной группы.

В нашем дошкольном учреждении применяются многообразные сюжетно-ролевые игры и ставятся конкретные задачи для разных возрастных групп, среди них сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Шофёр», «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Почта», «Школа», «Автобус», «Детский сад».

А также мы используем такие методы и приёмы в гендерном воспитании дошкольника как игры погендерному воспитанию:

-сюжетно – ролевая игра «Семья»;

-беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы;

-проблемные ситуации с этическим содержанием;

-изготовление подарков для мам, пап;

-дидактические игры: «Кто чем любит заниматься?», «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «»Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку».

В заключении хочется сказать, что подбор форм, и методов воспитания и обучения требует от педагогов изменения профессиональной позиции, приучает видеть перед собой не просто ребёнка, а мальчика или девочку со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Поэтому роль педагога значительна и главной задачей является: преодоление формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребёнка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола.

Гендерные фотографии воспитанников детского сада №139 «Облачко»

Используемая литература:

1. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному: Руководство для педагогов и родителей; пер. с англ.-М., 2004.

2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. – СПб, 2006.

3. Крылова Н.Б. культурология образования – М., 2000.

4. Пушкарёва Н.А. Гендерная асимметрия социализации // Гендерный подход в педагогике, М., 2002. Ч. 1. С. 18 – 21.

5. Гендерные фотографии воспитанников детского сада № 130 «Облачко»

г.о. Тольятти, 2012г.

Таблица персональных данных.

1.

Фамилия автора

Курочкина

2.

Имя Отчество (полностью)

Ирина Владимировна

3.

Электронный адрес

4.

Телефон

89372302765

5.

Место работы

МБДОУ Детский сад № 139 «Облачко»

6.

Должность

Воспитатель

7.

Рубрика. Название статьи

Методы и технологии. «Актуальность гендерного воспитания в детском саду»

Источник: https://infourok.ru/statya-gendernie-razlichiya-malchikov-i-devochek-610994.html

Medic-studio
Добавить комментарий