Психологические методы изучения личности в организации.

Методы исследования в психологии

Психологические методы изучения личности в организации.

Методы научных исследований − это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки. (С.Л. Рубинштейн). В переводе с греческого «methodos» означает «путь».

При организации исследования важно, чтобы тот или иной применяемый метод был подчинен решаемому вопросу, адекватен ему.

Прежде всего, уточняются возникшая задача, вопрос, подлежащий изучению, цель, которая должна быть достигнута, а потом в соответствии с этим выбирается конкретный и доступный метод.

При этом, для того чтобы грамотно использовать психологические методы исследователь должен быть достаточно хорошо ориентирован в вопросе о методах психологии. Отметим, что методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям:

1. Объективность. Его использование предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из объективной природы психического. Объективность метода заключается в совокупности общих путей, средств и требований к психологическому исследованию, обеспечивающих максимальную однозначность и надежность получаемых результатов.

2. Валидность. Валидность теста – адекватность и действенность теста − важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать; насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме.

3. Надежность. Надежность теста – постоянство, устойчивость результатов, получаемых с его помощью; качество метода исследования, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.

В психологии существуют различные классификации методов исследования психики. В классификации, предложенной Б.Г. Ананьевым выделяются четыре группы методов:

I группа − организационные методы.Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.

); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами.

Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

II группа − эмпирические методы (см. рис. 4), включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

III группа − методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV группа интерпретационные методы,включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Методы психологии имеют целью не только фиксировать факты, но и объяснять, раскрывать их сущность. И это вполне закономерно. Ведь форма предметов и явлений не совпадает с их содержанием.

Но данное требование не всегда может быть выполнено с помощью одного метода и поэтому при изучении психических явлений обычно используются различные методы, взаимодополняющие друг друга.

Например, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять естественным экспериментом, использовать целевые тесты.

Рис. 4. Классификация методов психологического исследования

Своеобразие психических явлений заключается в том, что они, как таковые, недоступны непосредственному наблюдению. Например, ощущение и мысль увидеть нельзя. Поэтому и наблюдать за ними приходится косвенно. При этом ключ к познанию человека дают его практические дела и поступки.

Обобщение сведений, полученных при изучении одной личности в различных видах деятельности, будет раскрывать психологическую сущность этой личности. В этом проявляется один из основных принципов психологии − единство личности и деятельности.

Эмпирические методы исследования делятся на основные и вспомогательные.

1. Основные методы. Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Житейскоенаблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное − является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике.

Описание явлений на основе наблюдения считается научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Невключенное (стороннее)в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Наблюдение разделяют также на внешнее и внутреннее.. Внешнее наблюдение − это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.

Самонаблюдение – наблюдение, объектом которого являются психические состояния, действия самого субъекта.

Эксперимент– основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную.

Перечислим его достоинства: исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых; исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов; в экспериментальном исследовании обязателен строгий учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны, каковы ответные реакции); эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности.

Естественный эксперимент − психологический эксперимент, организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.

Обычно он включен в игровую, трудовую или учебную деятельность незаметно для испытуемого. Лабораторный эксперимент– метод психологии, осуществляется в искусственных условиях со строгим контролем всех влияющих факторов, т.е.

данный вид эксперимента предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание психических явлений эксперимент делится на: констатирующий, в котором выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества, и обучающий (формирующий), который предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств.

2. Вспомогательные методы. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос разделяют насвободный и стандартизированный, устный и письменный.

Свободный опрос − разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками.

Стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Может осуществляться в форме беседы и интервью.

Интервьюирование – метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы.

Беседа– один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма − анкетный опрос.

Существенной особенностью анкетного опроса является опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым, которые общаются при помощи анкеты, причем респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.

Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования. Использование в исследовании анкет позволяет собрать большой фактический материал − в этом ценность метода.

Недостаток анкетирования в том, что искренность отвечающих не контролируется, ведь выясняется их мнение, а не действительное отношение к тому или иному объекту. Поэтому анкетирование требует дополнения другими методами.

Тестирование – сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов − тестов.

Тест − стандартизированная методика психологического измерения, состоящая из серии кратких заданий и предназначенная для диагностики выраженности у индивида и психических свойств или состояний при решении практических задач.

Психологическое измерение при этом нормируется в величинах межиндивидуальных различий.С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Достоинства тестов состоят в том, что возможно получение сравнимых данных по большим массивам испытуемых. Трудность использования тестов состоит в том, что не всегда оказывается возможным выявить, как и за счет чего был достигнут полученный в процессе тестирования результат.

Тесты делятся на два основных типа: собственно психологические тесты и тесты достижений.

Тесты достижений − тесты, предназначенные для измерения качества учебных или профессиональных знаний, умений и навыков.

Они конструируются с учетом содержания учебных или профессиональных задач для определенных условий и целей тестирования (отбор, аттестация, экзамен и пр.); широко используются при отборе в высшие учебные заведения.

Также выделяют: проективные тесты; тесты интеллекта, тесты способностей, личностные и социально-психологические тесты; тесты готовности к школе, клинические, тесты профотбора и т.д.; индивидуальные и групповые, устные и письменные, бланковые, предметные, аппаратные и компьютерные, вербальные и невербальные.

В вербальных тестах деятельность испытуемого осуществляется в вербальной, словесно-логической форме, в невербальных − материал представлен в виде картинок, чертежей, графических изображений.

Тесты способностей − методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества.

Широко распространены тесты интеллекта и креативности, которые используются для определения общей одаренности человека. Существуют тесты специальных способностей: спортивных, музыкальных, художественных, математических и т.д.

имеются также тесты общих профессиональных способностей.

Тесты интеллекта − психодиагностические методики, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта.

Тесты личности − психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности − отношений (в т.ч.

межличностных), мотивации, интересов, эмоций, а также особенностей поведения индивида в определенных описываемых в заданных социальных ситуациях.

Тесты личности включают проективные тесты, личностные опросники и тесты деятельности (ситуационные).

Проективные тесты − группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную ситуацию), напр.: интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест тематической апперцепции и др.

), завершать незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга), давать толкование неопределенных ситуаций (чернильных пятен Роршаха), нарисовать человека (тест Маховера), дерево и т.п. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проектируются» на ответы.

Для обследуемого цель проективных тестов относительно замаскирована, что уменьшает его возможности произвести желательное впечатление о себе.

Личностные опросники − одна из разновидностей психологических тестов.

Они предназначены для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных черт или других психологических характеристик, количественных выражением которых служит суммарное число ответов на пункты личностного опросника.

Разработаны и применяются различные личностные опросники для диагностики устойчивых черт личности; отдельных видов мотивации (например, мотивации достижения); психических и эмоциональных достижений (например, тревожности); профессиональных и других интересов, склонностей.

Профессиональный отбор − специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях.

В последние десятилетия в психологии широкое распространение получил метод моделирования, воспроизводящий определенную психическую деятельность с целью ее исследования путем имитации жизненных ситуаций в лабораторной обстановке.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности.

Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. Модели строятся при помощи специальных моделирующих устройств (приборов, пультов, тренажеров), которые могут применяться в дидактических и исследовательских целях.

На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.

Метод экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие испытуемых и изучаемую проблему: классный руководитель, преподаватели, тренер, родители, друзья и т.д.

Анализ процесса и продуктов деятельности предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности (например, различные поделки, технические устройства, ведение тетради, оформление реферата и т.п.).

В продуктах деятельности проявляется отношение человека к самой деятельности, к окружающему миру, отражается уровень развития интеллектуальных, сенсорных, моторных навыков.

Биографический метод − это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка и т.д.).

Близнецовый метод помогает выявить роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности.

Сопоставление внутрипарного сходства у близнецов дает возможность определить относительную роль генотипа и среды в детерминации изучаемого признака.

В настоящее время в психологии используют также: метод разлученных монозиготных близнецов, метод контрольного близнеца, метод близнецовой пары.

Социометрический метод (социометрия) − прием стандартизированных испытаний для измерения межличностных отношений в малых группах с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит последовательный выбор членов группы, предпочитаемых другим в некоторой ситуации.

Недостаток метода в том, что он не позволяет выявить действительные мотивы выбора, понять причины сложившейся структуры отношений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_230730_metodi-issledovaniya-v-psihologii.html

Изучение личности в организации –

Психологические методы изучения личности в организации.

На основе простого анализа можно попытаться определить наиболее востребованные качества, способствующие успеху личности в решении жизненных и профессиональных задач.К таким качествам, учитывая современные тенденции развития профессиональной среды, следует причислять:

  1. Умение решать возникающие личностные проблемы и задачи профессиональной деятельности. Люди, способные правильно определять основания возникающих напряжений, находить и принимать эффективные решения, наиболее востребованы.
  2. Умение общаться с людьми. Организация заинтересована в построении эффективных для профессиональной деятельности взаимоотношений сотрудников. Часто успех напрямую связан с тем, насколько совместимы сотрудники, насколько слаженно работают они в команде, как общаются, каковы их взаимоотношения.
  3. Наличие знаний и умений,позволяющих продуктивно использовать современные информационные и другие технологииобеспечения профессиональной деятельности, что существенно увеличивает шансы на успех.
  4. Наличие психолого-педагогических знаний и умений. Всегда будут востребованы люди, обладающие способностями воспитания и обучения. Это относится к сфере образования, к социальным программам, к сфере менеджмента и коммерции. Умение убедить, вызвать нужную реакцию другого человека или группы является важнейшей в современном бизнесе. Для этого востребуются педагогические и психологические технологии, которыми желательно обладать преденденту на работу.
  5. Общая эрудиция и осведомленность, которые делают человека заметным, способным представлять организацию на рынке услуг, делают его более адаптивным в различных условиях, способствуют профессиональному творчеству.
  6. Знание основ менеджмента, личная ответственность и дисциплинированность,проявляющиеся в профессиональной деятельности. Претендент на работу должен быть способен управлять собой, выполнять требования руководства.
  7. Владение иностранными языками. Владение хотя бы одним из них увеличивает возможности специалиста в деятельности.
  8. Обладание техническими навыками, способностями инсталлировать, тестировать и ремонтировать оборудование, что придаёт специалисту солидное преимущество относительно тех, кто этого делать не умеет.
  9. Знание этикета и протокола. Умение контролировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами в определенных условиях является важным и способствует бесконфликтному взаимодействию в организации.
  10. Безукоризненный имидж,призванный формировать позитивное представление о сотруднике и организации, которую он представляет.

Действительно, в текстах поисковых объявлений организаций, предлагающих работу, Вы можете прочесть следующее: «Требуется добросовестный, исполнительный сотрудник…»; «Требуется специалист с опытом работы…», «Требуется специалист со знанием иностранного языка…», …и все же перечень требований всегда ограничен относительно того, что же будет востребовано на самом деле.

Очевидно, что условия современного этапа развития экономики характеризуются жесткой конкуренцией, сложными и нестабильными условиями, быстрыми темпами обновления технологий, увеличением объемов перерабатываемой информации, объемов работ и ответственности за их выполнение.

На этом фоне зарубежные бизнес-структуры делают ставку на уникальные качества человека, работника, сотрудника. Это справедливо, поскольку благодаря этим качествам человек создает продукты деятельности организации, именно от него зависит её развитие, внутренняя культура, имидж.

Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что наибольшего успеха достигают организации, внимательно изучающие персонал для того, чтобы востребовать его качества.

При этом основной задачей кадровой политики организации является своевременное обеспечение её персоналом, способным эффективно выполнять профессиональную деятельность. Оценке персонала, как важнейшему элементу системы управления персоналом, посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных ученых[1].

При этом важно обратить внимание на сходство и различие определений сущности оценки и аттестации персонала.Схожесть понятий определена общей задачей – объективным изучением его качеств. Различие же определяется временными рамками и самой процедурой оценивания.

Оценка в рамках аттестации персонала ограничена условиями и временными рамками аттестации. Оценка в ходе отбора кадров, а также в процессе профессиональной деятельности, предполагает большую гибкость и диапазон возможностей.

Оценка и аттестация персонала организации соотнесены с миссией и другими её целями и представляются наиболее важными, во многом определяющими другие (производственные, финансовые, маркетинговые, экономические, экологические, инновационные, и другие.).

Сегодня многие организации пришли к пониманию важности психологического отбора кадров и соответствующей оценкикак оснований успешности деятельности персонала прошедшего такой отбор.

В то же время, изучение нами особенностей реализуемого в организационной среде профессионального отбора и расстановки кадров позволяет отметить, что данные задачи выполняются зачастую формально, а тем, кто их решает, недостает необходимых психологических знаний и умений.

Недостаточная психологическая компетентность специалистов, работающих в области отбора персонала и управления человеческими ресурсами, наносит ощутимый ущерб организациям, сказывается на эффективности труда, приводит к существенным профессиональным и материальным потерям.

Следует признать также, чтопотребности различных организаций в изучении и эффективном отборе кадров значительно выше количества профессионально подготовленных к такой деятельности специалистов.

Недостаточная подготовленность соответствующих специалистов и, одновременно, вынужденная необходимость выполнения ими деятельности в области психологического изучения потенциальных работников, приводит зачастую к комплектованию организаций кадрами не способными в полной мере и успешно выполнять профессионально-важные задачи, снижению общей эффективности применения психологических методов и методик отбора кадров, а также к дискредитации самих специалистов профессионального психологического отбора и оценки персонала.

В связи с этим, Вам, уважаемый читатель, предлагается пособие, которое может быть полезно, еслиВы, в силу обстоятельств или функциональных обязанностей оказались перед необходимостью решения задач психологического изучения конкретного человека.

Цели при этом могут быть различны, от изучения особенностей человека, с которым планируется построение отношений (кратковременных или долговременных) до изучения потенциальных кандидатов на работу, а также работающего персонала организаций.

Авторы полагают, что данное пособие может быть востребовано людьми, не подготовленными специально к диагностической и экспертной деятельности и не имеющими специального психологического образования.

Не стоит абсолютизировать сложность работы по психологическому изучению людей. Великий японский философ Ямамото Хагакурэ утверждал, что «Достоинства каждого человека видны с первого взгляда. Есть достоинство во внешнем виде.

Есть достоинство в спокойствии. Есть достоинство в краткости слов. Есть достоинство в безупречности манер. Есть достоинство в величавости поступков. И есть достоинство в глубоком постижении и ясном понимании.

Все достоинства проявляются на поверхности»[2].

При этом не стоит абсолютизировать и интуицию великого философа, недооценивая затруднения изучения достоинств и недостатков человека.

Для того, чтобы уважаемый читатель мог успешно решать диагностические задачи, автор рассматривает в пособии технологии психологического изучения личности, анализирует особенности обеспечения, организации и осуществления такой работы, приводит психологические методы и методики, не предполагающие особой сложности в применении, но в то же время обладающие достаточной надежностью и позволяющие получить необходимые сведения об изучаемом человеке.

Беседы со специалистами, работающими в области социального управления и профессиологии в различных организациях, а также собственный многолетний опыт практической работы позволили нам определитьпараметры, которым должен отвечать предлагаемый в данной работе инструментарий.К таким параметрам следует относить:

  • достаточную информативность;
  • доступность в понимании технологии применения и интерпретации полученного результата;
  • экономичность по временным затратам на проведение работы по изучению личности.

В то же время, целью применения тех или иных предлагаемых методик в интересах изучения актуального человека, по мнению специалистов-профессиологов, должно быть следующее: определение особенностей психического состояния, уровня нервно-психической устойчивости, изучение особенностей мотивации, построение прогноза поведения и отреагирования в тех или иных ситуациях профессиональной деятельности.

Названные критерии и легли в основу подбора инструментария, предлагаемого авторами в данной книге читателю.

Пособие лишено чрезмерной детализации, написано доступным для понимания языком, включает словарь наиболее сложных понятий и терминов. Предлагаемый материал, несомненно, потребует осмысления, отработки на практике, после чего приведенные методики могут успешно применяться.

На основании полученных диагностических результатов возможно создание диагностических баз данныхотносительно качеств изученных людей с соответствующими рекомендациями построения на этой основе целевого взаимодействия.

Такие базы данных представляют из себя структурированный        набор необходимых и желательных информативных сведений относительно каждого специалиста организации по определенной форме. Один из вариантов структуры данных предлагается (См. Приложение 13).

Если Вы полагаете, уважаемый читатель, что изучение людей не входит в область Ваших интересов, либо уверены, что и без этой предлагаемой автором информации все и всех знаете, то приобретите эту книгу для того, кому она необходима, наверняка таковые есть в Вашем окружении.

Если же Вы полагаете, что авторы в определенной степени соотносятся с Вашими профессиональными и личностными устремлениями, то смело вникайте в суть психодиагностики и реализуйте задачи изучения окружающих Вас людей для того, чтобы не ошибиться в них и не вызвать по отношению к себе или организации нежелательной реакции.

В добрый путь к постижению новых знаний и умений!

Источник: http://knyazev-am.com/izuchenie-lichnosti-v-organizacii/

Общая характеристика методов исследования в психологии: что относится к основным

Психологические методы изучения личности в организации.

Психология является самостоятельной наукой, так как имеет свои предмет изучения и способы познания явлений и процессов.

Получить достоверную информацию о психических особенностях человека, причинах его поведения, особенностях социального взаимодействия людей можно с помощью специальных психодиагностических средств.

Методы психологии – это основной инструмент профессиональных психологов.

Исследование в психологии

Методы исследования в психологии

Метод это в психологии определение способа достижения поставленной исследовательской цели.

К методам изучения психики относятся:

  • Эксперимент и моделирование. Эксперимент проводят с целью проверки гипотезы. Моделирование предполагает разработку программы (модели) развития личности или группы и ее апробацию.
  • Наблюдение не предполагает активного участия исследователя в деятельности испытуемых. Психолог не может направлять поведение и деятельность испытуемых, он только протоколирует наблюдаемые факты.
  • Анализ продуктов деятельности предполагает изучение рисунков, аппликаций, сочинений с целью определения личностных характеристик испытуемого, особенностей его взаимоотношений с окружающими.
  • Тестирование представлено огромным количество тестов, направленных на изучение различных компонентов личности. Испытуемому предлагается ответить на вопросы методики, после чего психолог интерпретирует его ответы в соответствии с ключом к тесту.
  • Опрос – устное общение психолога с испытуемыми с целью получения информации, необходимой для исследования.
  • Биографический и генетический методы используются для выявления причин того или иного психологического явления или феномена.

Дополнительная информация. В методологии психологии виды диагностических средств объединяются в группы. Критерием классификации является сфера их применения. Любое психологическое исследование предполагает использование нескольких групп методов.

Классификация методов психологии

Самоконтроль — что это такое в психологии, определение

Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования. Все методы психологии кратко описала Б.Г. Ананьева:

  • Методы организации исследования. На них строится вся методология. К ним относятся поперечные срезы, комплексное изучение психического явления, сравнительный метод, предполагающий проведение исследования в контрольной и экспериментальной группах, лонгитюдное изучение, основывающееся на констатирующей и контрольной диагностиках.
  • Методы сбора эмпирических данных. С их помощью проводят изучение чего-либо, добывают факты. К ним относятся эксперимент и наблюдение, тестирование и опросы, анкетирование и беседа, изучение продуктов деятельности, биографий, моделирование.

Сбор эмпирических данных

  • Методы количественной обработки экспериментальных данных. К ним относятся математические и статистические методы.
  • Интерпретационные методы. Они позволяют на основе количественных результатов составить описательную характеристику изучаемых явлений.

Основные методы психологии

Основными методами психологической науки можно назвать наблюдение и эксперимент.

Наблюдение

Перцепция — что это в психологии, определение

Наблюдение – это психологический метод, предполагающий целенаправленное и спланированное изучение поведенческих реакций или психики человека в нормальных, привычных для него условиях с обязательным ведением протокола.

Важно! Наблюдение должен проводить опытный специалист, потому что наблюдаемые факты необходимо грамотно описать.

Эксперимент как метод психологии

Эксперимент – это основной метод психологии и педагогики. В психологии все эксперименты принято делить на:

  • Пилотажные эксперименты. Так называют исследования в малоизученных областях науки, которые проводятся в условиях отсутствия возможности формулирования гипотезы.
  • Педагогические эксперименты – это организация изучения особенностей образовательного и воспитательного процесса в учебных заведениях. К участию в этих исследованиях привлекаются испытуемые разных возрастных групп: от младших дошкольников до студенчества.
  • Естественные эксперименты. Они предполагают изучение того или иного феномена психики в привычных для людей условиях.
  • Лабораторные эксперименты – это организация изучения какого-то психического явления в искусственно созданных условиях, исключающих воздействие внешних факторов, которые могут исказить результаты исследования.
  • Констатирующие эксперименты. Они направлены на выявление особенностей развития личности или группы.
  • Формирующие эксперименты. Они направлены на развитие тех или иных качеств у личности или формирование группового единства коллектива.
  • Контрольные эксперименты. Они проводятся для того, чтобы оценить эффективность разработанной программы развития навыков или качеств у участников эксперимента.

Дополнительная информация. Такое разделение экспериментов на виды условно. Некоторые типы экспериментов являются взаимодополняющими, другие – вспомогательными.

Основные методы практической психологии

Воображение — что это в психологии, определение

Практическая психология

Особенностью практической психологии является то, что ее цель не просто изучение каких-то особенностей личности или группы, а их коррекция и оптимизация. Специфика методов практической психологии отличается от методов общей психологии.

Краткая характеристика

В практической науке используются следующие психологические методы:

  • Клиническая и личностностно-ориентированная психотерапия. Клиническая психотерапия – это медико-психологическое воздействие психолога на личностные особенности человека, страдающего психическим расстройством, имеющего психосоматические проявления или подверженного наркотической зависимости. Личностно-ориентированная психотерапия – это методика в психологии, задача которой в том, чтобы помочь человеку изменить его отношение к самому себе или своему окружению.
  • Гипноз. Он делает возможным воздействие на сознание человека с целью его конструктивного изменения.
  • Психодрама – это изучение внутреннего мира человека. Ее применение позволяет выявить актуальные проблемы клиента и найти способы их решения.
  • Телесная терапия расширяет сферу сознания человека через телесные ощущения и учит его решать конфликты между разумом и телом.
  • Арт-терапия – это способ коррекции эмоциональной сферы личности. Занятия творчеством с квалифицированным специалистом заставляют человека заняться рефлексией, помогают актуализировать свои негативные эмоции, страхи и преодолеть их. Арт-терапевтические техники используются при коррекции психических нарушений, в работе с депрессией и неврозом.
  • Песочная терапия. Игра в большой песочнице используется в качестве средства, помогающего детям научиться устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать. Кроме того, песочная терапия способствует нормализации эмоционального фона ребенка.
  • Цветотерапия – это технология работы с внутренним миром человека. Одним из вариантов цветотерапии является раскрашивание мандал.
  • Сказкотерапия – это технология психологической диагностики и коррекции, применяемая в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она помогает понять мотивы поступков ребенка, выявить его отношение к сверстникам, взрослым, диагностировать психологический климат в семье.

Сказкотерапия

  • Правополушарное рисование. Эту технологию принято относить к способам актуализации творческого потенциала личности. Занятия таким видом рисования помогают справиться с депрессией, негативными чувствами, обрести личностный ресурс.
  • Тренинг – это обучающий прием. Технология тренингов используется в психологии управления при работе с персоналом с целью повышения производительности труда, освоения эффективных технологий продаж.

Дополнительная информация. Инструментарий практической психологии постоянно расширяется, так как его применение должно соответствовать современным запросам социума.

Опрос как основной метод практической психологии

Опросный метод – это в психологии процесс целенаправленного сбора информации посредством общения экспериментатора с респондентом.

Экспериментатор может использовать один из следующих видов опроса:

  • Интервью – устный вариант опроса, где психолог задает вопросы человеку или группе с целью получения информации об изучаемом объекте;
  • Анкетирование – письменная форма сбора информации об изучаемом объекте.

Консультация как метод практической психологии

Консультация – это форма взаимодействия психолога и клиента, где специалист помогает человеку найти решение сложных жизненных ситуаций. Совместно с клиентом психолог определяет проблему и риски, помогает родителям устранить ошибки в воспитании детей, обучает руководителей эффективным управленческим приемам.

Таким образом, существует огромное количество методов психологического исследования. Сегодня появляется много новых интересных методик психокоррекционной работы, поэтому практикующие специалисты должны уделять большое внимание самообразованию и повышению своей квалификации.

Появляются новые методы практической психологии

Источник: https://srazu.pro/teoriya/metody-psixologii.html

Medic-studio
Добавить комментарий