психология группового поведения. Психология преступной группы. Мотивы

Тема 11. ПСИХОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППЫ) / Юридическая психология: конспект лекций

психология группового поведения. Психология преступной группы. Мотивы

  • 11.1. Понятие, виды, психологическая характеристика группы
  • 11.2. Психолого-правовая оценка противоправной деятельности организованных преступных групп
  • В социальной психологии существуют различные взгляды на понятие «группа».

    В контексте проблем, изучаемых юридической психологией, наибольший интерес представляет определение группы как реально существующего образования, в котором люди находятся вместе, в идентичных условиях, объединены общей, совместной деятельностью и осознают свою принадлежность к этому образованию.

    По числу входящих в группы людей социальные психологи выделяют большие общественные группы (макрогруппы) и малые группы (микрогруппы).

    Малая группа возникает, как правило, на основе совместной деятельности, общих интересов небольшого числа людей, между которыми поддерживаются непосредственные личные контакты.

    Члены такой группы находятся в постоянном общении друг с другом. Это приводит к формированию групповых взглядов и норм поведения.

    Считается, что наиболее распространены микрогруппы, состоящие примерно из семи человек.

    В свою очередь, малые группы подразделяются на формальные и неформальные, группы членства и референтные. В отличие от формальных групп, структура которых определена свыше, неформальные группы складываются стихийно и могут существовать внутри большей по размерам группы.

    В референтной группе субъект может даже и не состоять, но на мнение, взгляды группы, к которой он сам себя относит, ориентирован настолько, что они существенно влияют на его мотивационную сферу, поступки, поведение.

    Значение группы во взаимоотношениях людей состоит в том, что она выступает субъектом определенного вида деятельности (в том числе и противоправной) и в силу этого включена в систему определенных отношений, существующих в обществе. Общность содержания, форм деятельности людей, объединенных в группу, порождает и общность группового сознания ее членов.

    В социальной психологии основными характеристиками группы считаются:

    • ее параметры (состав, структура);

    • внутригрупповые, межличностные процессы;

    • групповые нормы и ценностные ориентации;

    • система санкций;

    • содержание функциональных обязанностей членов группы в ходе их совместной деятельности;

    • характер межличностных, ролевых отношений членов группы в динамике групповой жизни.

    Любую малую группу с точки зрения ее структурного построения можно представить в виде трех основных слоев: ядра, включающего лидера группы и его ближайшее окружение; основного слоя, охватывающего других ее членов, связанных совместной деятельностью, имеющих общие взгляды; внешнего слоя из лиц, главным образом поддерживающих только эмоциональные контакты между собой, симпатизирующих друг другу.

    Каждому уровню (слою) групповой структуры соответствует та или иная степень сплоченности членов группы. Наибольший уровень групповой сплоченности соответствует ядру группы.

    Говоря о больших общественных группах людей (макрогруппах), следует помнить об исключительно важной роли в динамических процессах внутри таких общностей людей национальных обычаев, привычек, социально-культурных, религиозных традиций, социальных установок.

    Все эти факторы активно влияют на индивидуальное сознание человека, его поведение в группе.

    Особенно велика их роль в возникновении паники, массовых беспорядков, конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве, в обстановке, приближенной к боевым условиям, в районах массовых, стихийных и иных бедствий.

    В современных условиях сложились более благоприятные предпосылки, позволяющие гораздо точнее дифференцировать различные формы групповой, организованной преступности, разнообразные виды преступных групп, организаций, сообществ, чем это было ранее, до введения в действие нового уголовного закона – УК РФ.

    К наиболее простому типу преступных формирований принято относить так называемые случайные преступные группы, состоящие из двух и более исполнителей, совершающих преступления без предварительного сговора, имеющие самый низкий уровень психологической сплоченности, возникшие случайно, нередко в неожиданно сложившейся обстановке (см. ч. 1 ст. 35 УК РФ).

    В группах подобного типа отсутствует четкая психологическая, функциональная структура, еще не выделился лидер, решения соучастниками преступления нередко принимаются под влиянием спонтанно возникшей ситуации, под воздействием эмоций, настроения, чувства солидарности соисполнителей. Именно поэтому участники такой совместной преступной деятельности совершают преступления без предварительного сговора, без распределения ролей и функциональных обязанностей, без заранее продуманного плана – как говорили раньше, скопом, т. е. вместе, сообща.

    К следующей разновидности преступных групп, выделенных законодателем, относятся группы типа компании, состоящие из двух и более лиц, заранее, по предварительному сговору, договорившихся совместно совершить преступление (см. ч. 2 ст. 35 УК РФ). Такой сговор происходит относительно места, времени или способа совершения преступления. Данная форма соучастия может сочетаться как с обычным соисполнительством, так и с распределением ролей.

    Подобные группы обычно возникают на базе случайных групп, особенно если последним удается остаться неразоблаченными.

    В такой группе, хотя ее структурные элементы и система подчинения не сформировались до конца и пока еще нет однозначно признанного всеми лидера (вожака), тем не менее уже выделяется руководящее ядро из наиболее активных ее членов, возрастает значимость взаимоотношений между членами группы в связи с совершением ими преступлений. Однако участники таких групп еще не чувствуют острой необходимости в более сложной организации. Межличностные отношения у них строятся в основном на личных предпочтениях и симпатиях, эмоциональных связях.

    Данный тип преступной группы является промежуточным между случайными и организованными преступными группами.

    Организованная преступная группа – более совершенная, а поэтому и более опасная форма криминального объединения, поскольку представляет собой устойчивую группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК РФ).

    Организованная устойчивая группа (или группировка) имеет четко выраженную иерархию. Состав таких преступных групп (группировок) может доходить до нескольких десятков участников. В группе есть лидер, руководящее ядро, состоящее из нескольких человек, строго соблюдается принцип единоначалия.

    Главарь планирует и готовит преступления, распределяет роли между участниками. В зависимости от характера преступной деятельности группировка делится на несколько звеньев, обеспечивающих ее жизнедеятельность: боевики, группы прикрытия, разведчики и т. д.

    Организатора участники группы (группировки), как правило, знают в лицо.

    Ярким примером такой организованной, устойчивой группы может служить банда, т. е. организованная, устойчивая вооруженная группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации.

    Характерной чертой устойчивой организованной преступной группы (банды) является также насильственный, принудительный характер отношения к лицам, стремящимся выйти из-под ее влияния.

    Любой преступной группе сопутствует круговая порука среди ее членов, сущность которой состоит во взаимной поддержке друг друга в целях противодействия усилиям правоохранительных органов.

    Наиболее совершенной в криминальном отношении, а потому и самой опасной формой организованного преступного формирования является сплоченная организованная группа (организация), созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений (ч. 4 ст. 35 УК РФ). Такое формирование отличается еще большей сплоченностью, которая становится его необходимым признаком.

    Характерно, что с развитием межличностных отношений в постоянно функционирующей организованной преступной группе личные контакты на эмоциональной основе, на взаимной личной симпатии постепенно становятся ненужными и вследствие этого вытесняются сугубо криминальными, чисто деловыми отношениями, основанными исключительно на интересах совместной преступной деятельности.

    Следующим типом еще более организованных преступных формирований являются преступные сообщества (преступные организации), а также различного рода объединения организованных преступных групп, созданные для совершения тяжких или особо тяжких преступлений (ч. 4 ст. 35 УК РФ).

    К формированию подобных преступных сообществ, организаций криминального типа приводит расширение масштабов преступной активности, что, в свою очередь, требует привлечения все большего числа участников, специализирующихся в различных видах деятельности, обеспечивающих преступный бизнес, создания собственных управленческих структур, аналитических подразделений, своей разведки, служб «безопасности», хозяйственного обеспечения. Постепенно возникает разветвленная коррумпированная сеть.

    Психологические особенности личности наиболее активных членов организованных преступных формирований. В подавляющем большинстве это лица мужского пола, имеющие средний возраст 22–35 лет. Не менее половины членов подобных групп были ранее судимы, отличаются всеми или почти всеми признаками криминального профессионализма. К числу таких признаков относятся:

    • устойчивость преступного занятия с соответствующей криминальной специализацией;

    • достаточно высокий уровень владения криминальными знаниями и навыками (криминальная «квалификация»);

    • преступная деятельность – основной источник получения средств к существованию;

    • прочные связи с асоциальной средой.

    Таким образом, профессиональный преступник – это лицо, систематически занимающееся преступной деятельностью с использованием криминальных познаний и опыта, которая носит устойчивый характер и служит основным источником получения средств к существованию.

    Именно профессиональные преступники, как правило, становятся организаторами, активными участниками, исполнителями совершаемых преступлений.

    Ведущими чертами характера, мотивационной сферы таких лиц являются: насильственно-корыстная направленность их личности, интересов, агрессивность, жестокость, цинизм, порой исключительная дерзость, готовность идти на риск и самопожертвование, пренебрежительное отношение к благам других лиц, на которые они посягают.

    Среди участников организованных преступных групп особенно выделяется фигура лидера (главаря, вожака), нередко имеющего криминальный статус «вора в законе», а также его ближайшее окружение, состоящее из наиболее активных, авторитетных членов группы.

    По своим личностным качествам лидеры организованных преступных групп (формирований) отличаются криминальным опытом, хорошими физическими данными, предприимчивостью, сообразительностью, решительностью, склонностью к риску, способностью быстро ориентироваться в новой обстановке и принимать решения в сложных ситуациях, подчинять своей воле других, умением обеспечивать конспиративность готовящихся преступлений. Однако постоянная опасность быть разоблаченными формирует у многих из них и такие черты характера, как повышенная подозрительность, мстительность, бескомпромиссная жестокость.

    Среди лидеров организованных преступных формирований встречаются различные типы.

    Наиболее опасным и психологически сильным типом является лидер-вдохновитель, который в целях безопасности преступной группы выполняет функции своеобразного «криминального» советника, предостерегающего ее членов от наиболее опрометчивых шагов и в то же время оказывающего на них сильное воздействие, стимулирующее их решимость совершить преступление.

    Центральной фигурой, по данным криминологов, является лидер-организатор, представляющий последовательно-криминогенный тип личности, характеризующийся высокой степенью антиобщественной направленности, крайне негативной личностной ориентацией, который не просто использует или подыскивает подходящую ситуацию для совершения преступлений, но и создает ее, активно преодолевая встречающиеся препятствия. Распространены также и другие, смешанные типы лидеров, выполняющих одновременно роли вдохновителя, инициатора, организатора и даже исполнителя преступлений.

    В настоящее время в нашем обществе идет процесс трансформации криминальных образований.

    Происходят дальнейшая профессионализация членов этих организованных преступных формирований, их укрепление, усложнение структуры, наблюдается еще большая их вооруженность, коммерциализация их деятельности, появляется криминальное лобби. Среди организованных преступных группировок продолжается дальнейшее разделение труда, сфер влияния, раздел территорий.

    Источник: http://www.redov.ru/psihologija/yuridicheskaja_psihologija_konspekt_lekcii/p13.php

    Психология группового преступного поведения *

    психология группового поведения. Психология преступной группы. Мотивы
    Zhuravel E.G. Psychology of a group criminal benavor.

    Журавель Евгений Григорьевич, доцент Российского государственного социального университета, кандидат психологических наук.

    Статья посвящена психологии группового преступного поведения.

    Раскрывается понятие группы, определяются признаки группы, рассматриваются отдельные виды социальных групп (макро- и микрогруппы, формальные и неформальные группы и др.

    ), психологические особенности преступных групп. Обосновывается необходимость понимания внутригрупповой динамики в преступной группе для успешной борьбы с преступностью.

    Ключевые слова: группа, понятие социальной группы, структура группы, признаки группы, внутригрупповая динамика, преступная группа.

    The article focuses on the psychology of a group criminal behavior. It reveals the concept of the group, defines its attributes, treats certain kinds of groups (macro- and microgroups, formal and informal groups). The author proves the necessity of understanding of intra-group dynamics in a criminal group for a successful fight against crime.

    Key words: group, the concept of a group, group structure, attributes of a group, intra-group dynamics, criminal group.

    В настоящее время в нашем обществе идет процесс трансформации криминальных образований. Происходит дальнейшая профессионализация членов этих организованных преступных формирований, их укрепление, усложнение структуры, наблюдается еще большая их вооруженность, коммерциализация их деятельности, появляется криминальное лобби.

    Среди организованных преступных группировок продолжается дальнейшее разделение труда, сфер влияния, раздел территорий. Организованная преступность достигла такого развития, когда стала оказывать влияние не только на экономическую, хозяйственную, но и на политическую жизнь общества.

    Наиболее распространенной формой такого давления являются взятки, подкупы, запугивание должностных лиц, государственных чиновников, в т.ч. и тех, кто работает во властных структурах.

    В связи с этим психология группового преступного поведения является важным вопросом в разделе криминальной психологии. Материал представленной статьи способствует тому, чтобы сотрудники правоохранительных органов в своей деятельности знали, понимали и предпринимали все необходимое для бескомпромиссной борьбы с организованной групповой преступностью.

    Понимание того, что представляет собой группа с точки зрения социальной психологии, каким образом она воздействует на своих членов, что движет людьми, состоящими в ней, помогает, с одной стороны, правильно оценивать их поведение, а с другой – выбирать наиболее оптимальные методы борьбы с организованной групповой преступностью. Поэтому рассмотрим некоторые основополагающие понятия, категории, объективно существующие закономерности группового поведения людей, определяющие жизнь любой группы, которые необходимо учитывать сотрудникам правоохранительных органов, имеющим дело с групповой преступностью.

    В социальной психологии существуют различные взгляды на понятие группы. В контексте проблем, изучаемых юридической психологией, наибольший интерес представляет определение группы.

    Группа – это реально существующее образование, в котором люди находятся вместе, в идентичных условиях, объединены общей, совместной деятельностью и осознают свою принадлежность к этому образованию.

    Современное общество включает в себя огромное количество разнообразных социальных групп, различающихся по целям и содержанию деятельности, по способу объединения, характеру функционирования и т.д. В системе существующих общественных отношений каждая из них занимает свое определенное место.

    По числу входящих в них людей выделяют:

    1. Большие общественные группы (макрогруппы). Их отрицательная роль велика в возникновении паники, массовых беспорядков, конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве, в обстановке, приближенной к боевым условиям, в районах массовых, стихийных и иных бедствий.

    2. Малые группы (микрогруппы). Малая группа возникает, как правило, на основе совместной деятельности, общих интересов небольшого числа людей, между которыми поддерживаются непосредственные, личные контакты. Это приводит к формированию групповых взглядов и норм поведения.

    Число лиц, входящих в малую группу, бывает различным. Нижний ее предел – не менее двух человек. Верхняя граница соответствует тому уровню, на котором сохраняются и наиболее активно поддерживаются межличностные контакты, происходит взаимное влияние членов группы друг на друга.

    Малые группы подразделяются на:

    1. Формальные (структура определена свыше) и неформальные (складываются стихийно и могут существовать внутри большей по размерам группы).

    2. Группа членства – группа, в которой субъекты осознают себя ее членами и занимаются совместной деятельностью.

    Референтная группа – группа, в которой субъект может даже не состоять, но на мнение, взгляды группы, к которой он сам себя относит, ориентирован настолько, что они существенно влияют на его мотивационную сферу, поведение, что мы нередко наблюдаем в современных молодежных группах.

    Основными характеристиками группы считаются: ее параметры (состав, структура); внутригрупповые, межличностные процессы; групповые нормы и ценностные ориентации; система санкций.

    В тех случаях, когда юристу приходится иметь дело с группой, с оценкой группового поведения людей, необходимо обращать внимание на содержание функциональных обязанностей ее членов в ходе их совместной деятельности и на характер их межличностных, ролевых отношений в динамике групповой жизни.

    Все эти факторы формируют такой социально-психологический феномен, который называется психологической общностью людей, входящих в ту или иную группу, пробуждая у них так называемые “мы-чувства”.

    Эти “мы-чувства” часто доминируют в мотивационной сфере личности, побуждая членов группы разделять всех людей на две большие категории: “мы” и “они”, на “наших” и “ненаших”.

    При этом следует подчеркнуть, что в любой группе положение ее членов строго определяется той позицией (или, иначе говоря, статусом), которую они занимают или имеют.

    Статус индивида – некое единство объективно заданных характеристик, позволяющих субъекту занимать “свое” место в группе, изменить которое он может, только сменив первоначально заданные характеристики.

    Каждой позиции индивида соответствует определенный набор функций, которые в своей совокупности позволяют ему играть строго определенную социальную роль в группе.

    Этой роли соответствуют групповые ролевые ожидания по отношению к тому или иному члену группы, предусмотренные образцы поведения последнего.

    Серьезные расхождения между “ролевым поведением” члена группы и “групповыми ожиданиями” по отношению к нему со стороны других членов группы нередко служат причиной возникновения внутригрупповых конфликтных отношений, приводящих в действие “групповые санкции” в отношении лица, пренебрегающего принятыми в группе нормами ролевого поведения, что бывает особенно заметно в организованных преступных группах.

    Стремление и потребность члена группы соответствовать групповым ожиданиям часто являются ведущими мотивами, побуждающими субъекта действовать в интересах группы даже вопреки своим личным потребностям, взглядам и установкам.

    Именно данной закономерностью объясняются те случаи, когда члены преступной группы совершают действия в интересах группы, берут на себя вину за других, как правило ее лидеров, упорно отказываются давать правдивые показания, несмотря на изобличающие их доказательства.

    И, тем не менее вследствие того, что мера принятия каждым членом группы норм групповой жизни и морали различная, данное явление может послужить своеобразной трещиной в групповой сплоченности членов группы, в конечном итоге стать причиной ее развала, особенно если следователем тактически грамотно строятся отношения с каждым ее членом.

    Структурное построение малой группы можно представить в виде трех основных слоев.

    Слой А.

    Прежде всего, малая группа, состоящая из нескольких (5 – 7 и более) членов, имеет свое ядро, включающее лидера группы и его ближайшее окружение, для которых принадлежность к группе, их совместная деятельность имеют наибольшее значение.

    Данному слою соответствует наибольший уровень групповой сплоченности. Если применять сказанное к преступной группе, то в ней сплоченность проявляется в том, что ее члены не только разделяют общие цели своей совместной преступной деятельности, но и активно участвуют в ней.

    Слой Б.

    В большей степени соответствует группе членства, имеет средний уровень сплоченности, ценностно-ориентационное единство членов группы, охватывает других ее членов и характеризуется тем, что они связаны совместной деятельностью, имеют общие взгляды, ориентации относительно основных ценностей, способов их совместной деятельности, хотя и в меньшей степени.

    Слой В. Группа с относительно большой численностью ее членов может иметь внешний слой из лиц, поддерживающих только эмоциональные контакты между собой, симпатизирующих друг другу, что соответствует референтной группе.

    Каждому уровню (слою) групповой структуры соответствует та или иная степень сплоченности членов группы.

    Для юристов понятие сплоченности имеет особое значение, поскольку оно введено законодателем в уголовно-правовую норму в качестве одного из признаков, характеризующих преступное сообщество, участие в котором признается преступлением (см. ч. 4 ст. 35 УК РФ).

    Сплоченность группы (с точки зрения социальной психологии) – это ее характеристика, отражающая различный уровень, процесс развития внутригрупповых связей, превращающий внешне заданную структуру в психологическую общность людей, занятых совместной деятельностью, живущих по своим, одобряемым группой законам.

    Психологические особенности преступных групп:

    1. Случайные преступные группы (2 человека и более, совершающие преступление без предварительного сговора):

    • имеют самый низкий уровень психологической сплоченности, возникли случайно;
    • отсутствует четкая психологическая, функциональная структура, еще не выделился лидер;
    • решения принимаются спонтанно под влиянием возникшей ситуации, под воздействием эмоций, настроения, чувства солидарности соисполнителей.

    2. Группы, совершающие преступление по предварительному сговору (2 человека и более, возникают из случайных групп):

    • структурные элементы, система подчинения не сформированы;
    • нет признанного всеми лидера, но из наиболее активных членов выделяется руководящее ядро;
    • возрастает значимость взаимоотношений между членами;
    • межличностные отношения строятся на личных предпочтениях и симпатиях, эмоциональных связях.

    3. Организованная преступная группа (2 человека и более, объединенных умыслом на совершение преступлений):

    • преступление тщательно готовится и планируется, распределяются роли между соучастниками, оснащаются техникой;
    • четко выраженная иерархия: есть лидер, руководящее ядро, состоящее из нескольких человек;
    • группировка делится на несколько звеньев, строго соблюдается принцип единоначалия;
    • существует продолжительное время.

    4. Сплоченная организованная группа (организация), необходимый признак – еще большая сплоченность:

    • межличностные отношения сугубо криминальные, чисто деловые, основанные исключительно на интересах совместной преступной деятельности;
    • конспирация, стараются поддерживать между собой сторонние связи, лидер контактирует с узким кругом наиболее приближенных лиц, заметные отношения не поддерживаются;
    • доходы распределяет лидер.

    5. Преступные сообщества (организации) или объединения организованных преступных групп:

    • солидная информационная, материальная и финансовая базы, коллегиальный орган, устав;
    • усовершенствованная функционально-иерархическая система построения организации;
    • доверенные люди в органах власти, в судебной и правоохранительной системах;
    • свой жаргон, языково-понятийный аппарат внутригруппового общения.

    Вывод: сотруднику правоохранительных органов, имеющему дело с групповой преступностью, необходимо знать и учитывать основополагающие понятия, категории, объективно существующие закономерности группового поведения людей, определяющие жизнь любой группы, чтобы правильно оценивать их поведение, а также выбирать наиболее оптимальные методы борьбы с организованной групповой преступностью.

    Поведение человека обусловлено реальными условиями его жизнедеятельности. Но эти условия по-разному преломляются в психике индивида.

    Преступление детерминировано неблагоприятным воздействием среды на “неблагоприятные” психические особенности индивида. Даже при наличии психических аномалий индивид, находящийся в благоприятных социальных условиях, – социализированная личность, которая остается правопослушной.

    Преступление детерминируется “сцеплением” “дефектов среды” с “дефектами психики” конкретного индивида.

    Вместе с модернизацией общества модернизируется и преступный мир, их деятельность имеет трансграничный характер. Отстают лишь законодательные и правоохранительные органы, призванные бороться с этим миром.

    Завершая рассмотрение проблемы групповой преступности, хотелось бы отметить, что в общих механизмах правоисполнительного и преступного поведения нет особых конструктивных различий.

    Основной психологической особенностью преступника является его десоциализованность, деформация его социально-ценностных ориентаций, антиобщественные установки и асоциальные стереотипы поведения, сформированные в условиях крайне пониженного социального контроля и дефектов в механизме реализации права.

    Изучением этих вопросов занимается криминальная психология, одной из областей которой является психологический анализ преступной деятельности.

    Знания по проблемам криминальной психологии позволят сотрудникам правоохранительных органов учитывать психологические особенности лиц, склонных к преступному поведению, умело выявлять и проводить профилактическую работу по предупреждению преступности, невовлечению сослуживцев в преступные группы, а также юридически правильному воздействию на преступные группы.

    Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/62250-psikhologiya-gruppovogo-prestupnogo-povedeniya

    Тема 9. Психология преступного группового поведения (психология преступной группы)

    психология группового поведения. Психология преступной группы. Мотивы

    Обычно преступная деятельность группы людей развивается на фоне их постоянного взаимодействия между собой. Это взаимодействие ведет к формированию между ними соответствующих межличностных отношений.

    Преступная группа – это противозаконная, антисоциальная корпорация людей, существующая в своей преступной деятельности изолированно – нелегально.

    Рассмотренные ранее характеристики, особенности существования группы проявляются и в группах, отличающихся спецификой, например, в преступной группе.

    Для преступной группы характерна общность целей, внутригрупповых норм поведения, эталонных образцов, субкультуры. В группе формируется и групповое сознание, не совпадающее с общественным и индивидуальным.

    Причём влияние, в частности преступной, группы на личность осуществляется не только на уровне сознания, но и через подсознание (например: социальные установки, состояние готовности к каким – либо действиям).

    Преступная группа имеет ранговое структурирование, разделение ролей в группе. Т.е. разные члены группы выполняют разные задачи, как правило, соответствующие способностям индивида.

    Преступления, совершаемые группой, всегда представляли большую общественную опасность, нежели аналогичные деяния, совершаемые отдельными индивидами.

    В первом случае в преступную деятельность одновременно вовлекается несколько (иногда значительное число) лиц, что вносит определенную специфику в механизм и иные составляющие криминальной деятельности, а главное, влечет за собой, как правило, наступление более тяжких последствий. И это вполне закономерно. Общественная опасность группового преступления более высока в сравнении с индивидуальным, т. к.:

    – в групповом субъекте преступления появляются новые, не свойственные отдельному преступному индивиду свойства, цели, возможности и пр.;

    – в преступном действии, совершаемом группой лиц, происходит объединение индивидуальных способностей, общих и специальных знаний, умений, профессиональных навыков (особенно преступных), и др.;

    – со временем в преступной группе происходит разделение преступного труда;

    – в группе психологически облегчается совершение преступления;

    – в группе усиливается решимость колеблющихся под влиянием других членов группы ;

    – в группе повышается возможность вовлечения в преступную деятельность других лиц;

    – в группе велико влияние психического заражения;

    – в группе возможен преступный ажиотаж.

    Учитывая опасность групповых преступлений, лица, совершившие преступления в группе, всегда наказывались строже

    Даже в простейшем виде групповое действие нельзя рассматривать как простое механическое сложение действий отдельных субъектов.

    Независимо от особенностей отдельных видов групповых преступлений членами таких групп используются более продуманные, подготовленные и опасные способы совершения и сокрытия совместных преступных акций, коллективно выбирается или готовится соответствующая благоприятная для преступной деятельности обстановка. Вследствие этого создаются условия для оптимального достижения конечных криминальных целей, часто недоступных одному индивиду.

    Особенности образования преступных групп.

    Традиционные преступные группы, встречающиеся в современной следственной практике, бывают разных видов. Наиболее простые группы могут создаваться ситуативно под влиянием каких-то эмоциональных факторов в результате совместного времяпрепровождения.

    Договоренность между ее членами о совместном совершении преступления может состояться непосредственно перед его совершением. В таких группах обычно отсутствует длящаяся общая преступная цель.

    У группы, как правило, нет четких функциональных структур и разделения ролевых функций, не выделен лидер. Решения принимаются коллективно, а преступление совершается сообща.

    Такие преступные образования, за редким исключением, малоустойчивы и после совершения одного или нескольких преступлений распадаются. Особенно характерны такие группы для объединений несовершеннолетних, редко совершающих преступления в одиночку.

    Структурно и организационно более сложна преступная группа, возникающая на фоне конкретной ситуации или по предварительному сговору о совместном совершении преступлений (особенно среди групп, успешно занимающихся преступной деятельностью и длительное время остающихся не разоблаченными). Эти группы имеют относительно стабильный состав.

    В ней может не быть лидера, но есть руководящее ядро из наиболее криминально или социально авторитетных и активных членов. В своей деятельности ее члены руководствуются ярко выраженной сугубо криминальной идеей и чаще всего опираются на традиционные, уголовно-профессиональные навыки, взгляды, убеждения и специфические обще криминальные способы и методы достижения преступной цели.

    У таких групп обычно отсутствуют коррумпированные связи, взаимодействия с органами и функционерами власти. И если подобная связь возникает, то она осуждается членами группы в силу уголовных традиций или же опасений разоблачения характера своей деятельности. Эти группы не очень устойчивы, у них чаще всего не бывает долгосрочных планов преступной деятельности.

    Такие группы обычно складываются из числа зрелых лиц. И лишь иногда в них состоят подростки.

    Среди традиционных преступных групп наиболее сложной является организованная преступная группа, в которой четко определены ролевые функции ее членов, их строгая соподчиненность. Эти группы устойчивы, имеют лидера.

    В них существует четко выраженная общность криминальных целей и определенные нормы поведения членов в общении между собой.

    К таким группам можно отнести бандитские, мошеннические, воровские группы, группы вымогателей, контрабандистов и лиц, совершающих другие виды корыстно-насильственных преступлений.

    Несмотря на свой более высокий уровень организованности, эти группы, как правило, не имеют коррумпированных связей с органами власти. Если же ими и устанавливаются подобные связи, то в основном в правоохранительных органах. Такие группы также во многом опираются на свои уголовно-профессиональные навыки, знания и криминальные идеи.

    Существование рецидивистов, специализирующихся на совершении отдельных видов преступлений, постоянный рост рецидива, свидетельствующий о наличии устойчивого и значительного контингента профессиональных преступников, «прохождение криминальных университетов» в тюрьмах и лагерях миллионами наших граждан послужили катализатором криминальных процессов, связанных с возникновением и развитием организованной преступности. Организованная преступность не столько уголовно-правовое понятие, сколько сложное социально-психологическое явление.

    Чем более опасны цели и действия группы, тем более дифференцированы роли и функции членов группы.

    Действия всех участников преступной группы взаимообусловлены и функционально дифференцированы, они побуждаются общими интересами и организуются в соответствии с общим умыслом.

    Этот специализированный социально – психологический механизм направлен на осуществление преступной деятельности. В этом повышенная опасность преступной группы.

    Независимо от конкретной роли каждый участник преступной группы действует для достижения преступной цели. Следует отметить, что не каждый соучастник в равной мере может предвидеть последствия своих действий и действий группы в целом.

    Разным может быть и психическое отношение к самому факту совершения преступления, Преступная группировка, подчиняясь определенным социально – психологическим закономерностям, в то же время сама не представляет социального образования, т. к. не включена в социальные слои общества.

    В силу этого внутренняя социальная организация преступной группировки примитивна. Отношения регулируются грубым принуждением, физической силой, круговой порукой.

    Источник: https://megaobuchalka.ru/5/14673.html

    ���������� ���������� ����� � ���������� �����������

    психология группового поведения. Психология преступной группы. Мотивы

    ���������� ���������� ����� � ���������� �����������

    1. ���������� ������ � ��������� ��������

    ������ ���������� ������������ ������ ����� ����������� �� ���� �� ����������� �������������� ����� �����, ������� ����� � ������������ ����� ���� ��������������� ������������� ���������. ��������, � ������� �������� ��������� � ���������������� ���������� �������, ���������� ������ ��������. ����� ������ ���������� ��������� ��������, ���������� �� ��������� ����������� ������ �����:

    � ����� ����� ������ ��������� � ����������������, ������, ����� ��� ����� ��������������� ������� ���� � ������ (“������� ����� � ����”);

    • � ����� ������� ���������� ������������� ������, ��������, ����, ������� �� ������� � ������������ ����� �������������� �������, ����� � �.�.;
    • � ����� ������� ��������� ������������ ������� � ����� ���������, � ����� ������ ������ �������������� ���� ����;
    • � ����� ������� ��������������� ������������ �������������-������� ��������� /���������, �����������, ����������/, ���� ������������ ������� �����, ��������, � ����� ������� ������ ����������� ���- ���������� ���������;
    • ����� ������ ������������ ����� ������� ��������������� ������������ ���������, ���������� �� ������ �������������� ����� ����;
    • � ����� ������� ��������� ��� ��������������� ��������� ��������� ����������
    • ���������� (���������, ��������� ���������������� ��������) � �������������� (��������� �������� � �������������� ����� � ��������������� �������� ������ ������).

    ��� ����� ������� ����� �������� ������������ ������������� �� ������ ������� �������� ���������� �������� �����, ����� ������� ���������� ���������� ������������� � ��������� � ���������������� ������ ������� ���� � ������, ��� �������� �������� ������������� ��� ������������� ������, ��� � ������ ��������� �������, ��������� � ����.

    ��� ��������� ��������� ���������� �������� ����������� ������� ��������� ������, ����������� � ���������, ��������� ���������� ���������, ���� � ������ ���������, � ����� ������� �� ����������� �� ���������� ��������� ����, ������������� ��������� ������ ������ (���������, ��������, ��������, ����������� � �.�.), ��������� � ����������, ������������ ��������������. ��� ��� �������� ������������ �������� � ��������� � ������ � ������ �� ����������������.

    “����” ����� ������ ���������� ������� ��������������� ���������-��������������� �������, ���������� ������������� �� ����������. � ���������� ������ ����� �������� ��� ������ �������:

    1) ������������� ���������;

    2) �������, ���������� ������ �������� ���������� ����������� �������� ������������ (��������� ������, �����, ��������, �������, ���������-��������������� ������);

    3) ���������-��������������� �������� ������ (����������������, ���������������� � �.�.).

    ������������� ��������� /������������ ���������/ – ��� ���������� �� ������������, ��������������� ������������� ��������������� ������ ������, ���������� �� ���������� ������� � ������������� ����������� ���������� ������������.

    ������ ������ � �������� ������������� ��������� (����������������� �������������, ����������� ���������������, ���������� �������� ��������� � �.�.

    ) ����� ���������� �� ������ ������ ���������� ����������� ����������, �������������� ��������������� � �������������� ����������������� � ���� �������, ������������, �����������.

    ������, ��������� � ������� ������������� ��������� ��� “�����������” ������ ������� � ����� �����, ���� ������� ��� ������������� �� ����� ����������� ��������������� ����, � ��������� ����������� ���������� ������������ � ���������� ������.

    ��������� ������ ���� ������������ ������������� ��������� ��������, ���������� ����� ��� ������������� ��������� ������ ������ � �������� ���������� ��������, ����������� ���������� ������������, ��������� ��������� ������ ������ � �.�.

    ��������, ������ � ������� �������� ����������� ��������� ���������, ����������� �������� ��������������� ��������� � ���������-���������������� �������.

    ���������-��������������� ������ – ��� ����������� ������������-��������������� ��������� ������, ���������� ������� ����������������� ������ ������ ���������� ��������� ���������� ������������ � ��������������� �����.

    ���������-��������������� �������� ���� ����������������, ����������������, ������������ � ������ ����������� �����������, ������� ��������� ���� � ������������ �������� ������.

    ��������� ������ ����� ������ �� ��������� ���������� ���������� �� ����� 45 �������. ������, ������� ����������� ����� ������, ��������� � ������� �������.

    � ������� ������, ����� ����������������� ��������������, ����������� ����������������� ������� (����� ������� ���, �� ����������� ������� ����� � �.�.). ������� � ����� ������� ������ � ���������� ��������������� � �������������� ����������� ������� ���� ����������� ����������������� �������.

    ������ � ����, ��� ������ ��������� ���� ������ �������, ��� � � ����� ������, ��������� ���� ����������, ������������ ���������� ������� ������.

    2. ���������-��������������� ������� � ���������� �������

    ���������� ������ – ��� ������������ �������� �����, ������� ���������������� �������������� � ����������� � ���� ������� �������� ���������� �������������� ������������. �������� ��������� ���� ���������� �����: ��������� ������; ���� ��������; �������������� ������; ���������� �����������. (��. ����� �.�.

    ������������������ �������������� ���������� ����� �������, �� ��� ����, 1986,�.29-40) ��������� ������ �������� � ���� ���, �������� ��� ���������� �������������� ��� ���������� ���������� ������������.

    ���� ��������� ���������� ������ ���������� �������������� ������������, ��������� ����� �������������� � ����������, �� �� ������� � ���������� ������ ���� ��������� ��������. �������������� ���������� ������ ���������� ����� ���������:

    �) ������������� � ������������� ������� �������;

    �) ���������� ��������������� ���������� (����� – �������� ��������� – ������� �����������);

    �) ������ �������������� ����������, ���������� �� �������������� ����� ������ ������ (��������, ���������� �������� ����������� ��������������, ���������� ������������, ��������, ��������������� � ���� ����������� � �.�.);

    �) ������������� ������������� � �����������;

    �) ����� ������� ������� ������������ ���������.

    ���������� ����������� – ��� �������������� ���������� ������, ������������ ������� ������� ����������������, ���������, ��������� ��������� ���������� � �������� ������������, � ���������������� ������� ����� �� ������� ����� ���������� ��������������� � ��������������� ����������, ��������������� ����������� �������� “��������” ��������������. �� ����������� ������������� ����������� ��� (�������,1991 �.) ���������� ����������� – ��� ���������� ����������� ���������� ������������, ������������ �������������� ��� �������� � ��������� ������� ������ �� ����������� �������� � ������� ���������. ��������� �.�. ����� �������� ������ ��������� ���������� �����������:

    � ������� ������������ ����, ��� ����������� � �������� ����� �������� ������, ��������� ���������� ������, �������������;

    • ����������� “�����” ��� ������� � ���� ������������������ ������, ���������� �����������, ������������, ����������, ������, ���� � �.�.;
    • ������������� ����� �����������, ��� ������� ���������� ������������ �������������� ������� ���, ������� ����� ������ ���������;
    • ����� � ����� ������������ ������ ���������, ��������, “�������” � ������� �� �� ���������;
    • �������������-������������� ������� – ���������� ����������� �� ��������� ������, ��������������� �����, ��������������, �������������� ������, “�����������” � �.�.;
    • ������������� �������-���������� �������, ������� �������� ��������� ������, ����������� ���������� � ������ ���� (������ � �.�.);
    • �������������� ���� (���� ������� ���� ��������, �������� � �������������);
    • ������� ����� ����� � ������� ������, � �������� � ������������������ ��������. (��. ������������: ������� / ��� ���. ����. �.�. ����������, ����. �.�. �������. -�.:�����,1995,�.259-260).

    ����������� ��������� �������� � ������� � ���������� ����������� ��������� ���� � ������. ����������� ��� � ������ ����� ��������� � �������� ������������ ���������� ������������ ��� ������������.

    ���� � ������ ����� ������������ “��������”, �� ���� ��������� � ���� ����������� ����� ��� ������������� ���������� ����� ����������� �������� ��� ����������� �������������. ������������ ���� � ������ �������� ������, �� ������� �������� ������� ������� ���� �������, ��������������� �������� � �.�.

    ���� � ������ ������������ �������� �� “�������”, �� ���� ��������� ������, �� “���������������” ������������ ����� ��� ��������� ��������� ���������, � ��� ����� ������������, ���������� ��������� � ���� ������� �������.

    ����������� ������������ (�.�.

    �����) ��������, ��� ������ ������� � ��������� ���������� ������������ ���������: “������ ��������� ������������ ����������”, ��������, �� ������, “������� ����������, ������ �����������”, “������� ���-�� ������”, “������� ����������, ���������� ���� �����”, “��������� ������������ � ������ � ���������� � ����������”, “���������� ��������� ���� �����” � �.�. ����������� ������ ���������� �������������� ���������� ����� ����������, ��� ����� �� �������� ������� ��������� � ������ �������� ����� ����������� ������������ � ������������ ������ ����� ������.

    ������������ �������� ���������� ���������� ����� �������� ������������� ��������������� �������� � �����, ������� �� �������, ����������� � ���������� �������� ������������� ���������� �����.

    ������������ ����������, ��� ������ ����� ������ ������� �� ������ ������������ (���������) ������� � ��������, ����������� ���������� � ����� ��������� ���� �������, ����������� �����, ������� � ������� ��������� ��������� � ������ ������� �������, �������������-��������������� ������������ (����������, ��������������� ������������, ������� ����, ���������� ����, ���������� ������������ � �.�.).

    ������������� ���������� � ���������� ������� �������� ����������� �������� ���������� ��������� ���������� ������������. �����������, ��� ���������� ������ ��������������� ��������� ����������� � ����������� ����������.

    ����������� ��� � ���, ��� �����������, ����������� �� ����� ������ ������� ��������������� ��������, ��� �� ���������� ��� ���������� ����� ������� � ����������� �� ����� ���������� �������� ��� �����������������, ��������, ��������������, ������ ����� � �.�.

    ������ � ���� ���������� �� ���������� ����� ������������ �� ������ �������� ���� ������ ������, � ��������, ��� ��������� ������������ ������� ������� (“����”, �����������, “������” � �.�.).

    ����� �������, ���������� “������” �������� ������������� � ���������� ������������ ������ ������ ������ � ����� ����� � ��������� ������-������������� � ������ ���������� ���������� ���������� ������������.

    ������� ������� ����������� �� ������ ������ ������ ������� �� ������� ����������� � ������ � �� ����� ��������� �� �������� ����������� �� ���� � ���������. ������� ���������� ����� ���������� ������ �������� �� ����� (���������, ��� � ������ � �.�.

    ), ������� ������������ ������� � ���� ������ ������ ��� ���������� ������������, ����� ������������, ���������� ��������� ������ ������ ������, ������� ������� �� ��������� ����� ������������ � ���� ���������� ��������� � �.�. ����� ������������ ������ ���������� ������ ������������� �� ������, ������� ������������ �������� ��������� ����������� ������.

    � �������� ��� ����������� ����������� �����������, ��������, ��������. ������ ��������� ������� ���������� �������� �� ����������� ���������� ������ � ������ � �����, �� ���� �������������� ���������, � ����� ������������� �������� ������.

    ������ ���������� � ���������������� ������ �������� ������������� �� ������� ��������� ������ ������, ��� ����� � �� ����������� ������ ����. ������ ��� ����� ������ �������, ��� �� ������������ “���������”, �� ���� ���������� ������ ����������� � ����������.

    � ���������� ������ ���������� ������� ���� ���������, ������� ������ �������������� ��� ��������� ���������� ���������� ������������. �� ��������, ������ �� ���� ���� ��������� ������������ ���������� ��������� ������� � �������� ������������� � ���������� ������ (“���� �� ��������”). ������� ��� ����� ����� ��������� ��:

    �) �����-��������, ���������� ������� ��������, ������������ � ����������� � ��������� ������ ���������� ������;

    �) ����� ������� � ������������; �/����� ���������� ���������� �������;

    �) �����, ������������ ���������� ��������������� � ������������ ���������� � ��������� �� ����������� ����-���� �� ������ ������ �� �������� ���� � ������ ���������.

    �����-�������� �������������� �� ����������� � ���������� ���������� ��� ���������.

    ������ �����������: ������������ �������������� � ������������������� ��������; ������; ���������� �������� ��������� ��������������� (��� ���� ���������������), ��������� �� �� ������� ����� ������, �� ���� ��������� “�� �����”; ���� ��������� � ������ ���������� � ��������� ������ ���������� ���������� ������ � �.�.

    � ���������� ��������� ���������: �������� ������ ������ ���������� ���������� ������, � ��� ����� ���������� �� ���������� ������������; �������� ������ ������������� ����������� ����� ������; ������ � ���������� ��������� ����� (“������”) � �.�.

    � ���������� ������� ���������� ����� ����������������� ����������� ������� � ����� ������� ������������. ����� ���� ����������������� ������� �������� ���������:

    � ������ �������� � ������ �������� � ��������������� ������� ������������; ��������� ���� �� ����� ������ � ���������� ����������������� – “����������”;

    • ��������� “�������”, �� ���� �������� ��������� � ������������ � ��������� ������ ����� ������; ����������� ��������� �� ����������� (��������, � ������ ����������� ������� “�����” ��� “�����” ������� ������ ��� ���� ����� ������������);
    • ����������� � ��������� “�������” � “��������” ������������� ��������� ������ ������ ������;
    • �� ��������� “���������” � ��������� ������ ������.

    ������������� �������� ������� �������� ���������� � �������� ��������� ������ � ���������� �������. ������������ ���� ��� ������� ������ �������� ����������, ��� ��� ��� �������� “���������” � ����� ��������� �� ������ �������� � ������������ �����.

    ���, � �������������� � ��������� ����������� ��������������� ��������� ����������: “������ ����� � �������” (������������� ��������� � ������� ������������, ���������� �� ������� ������ ����); “����” (������� ������ � ������������ �����); “������” (�� ����� ��� �� ������ �� ������ � �� ����������); “�������� ����� ������� �� �����” (����� ��������� ������ � ��������� �������) � �.�.

    ��������� ������������ ����� ������ ��������� ��������� ��������� ����������, ������� ����������� � ������� ������, ����������� ��������� � �������������� �����������, ���������������� ������� � �������� ���������� ������������ (��������, �����������, “�������” �������) � �.�. ������� ��������� ������������ ��������: ������������� � ������ �����, ����������, ������������ ��������, �������� ����� ��������� ���� �������������� ���������� ����������� ���������, ����������� ������� � ��.

    � �������� ������ ���������� ���������� ������� ������ ���������� ����� �������: �������� ����; �������� �������� �������� � ����������; ���������� � �������� ����� � ��������� ������� ��������� � ������������� � ��.

    ���������� ������ ������ ����, ������� ���������� ������� ����������, “��������”, ��������� ������� �� ��������� ������ ���������, ���������� ��������� ����������.

    ����� �������� ������� �������� �� ��������� �������, ������� ����� ��������� �����: “���������” (������� ������ ������ ��������, ��������, ������������� ��� �������); “��������” (���������� ����� ���� ����������� ��� ���� �����������); “��������” (��� �� ��������� ��������� ����) � ������. ��������� � ���������� “��������” ����� ���� ������ ���������� �� “��������” (�������������� ��������) �� ��������.

    3. ��������� � ���������� �������

    ������� ��������������� ������������� � ���������� ������� ���������� �����. ��������� ����� ����������� �� ������ ����� ������, ��������� � ������ ������������, � ��� ����� � ����������� ������� �������.

    ��������� ������������� ���������� ����� �������� ���������� ������ ����� ������� ��������� � ������, ����� ���������������� ��������� � ������������� ����������� � ������������� ��������� � �����.

    ����� ����, ��������� ����� ��������� ��-�� ��������������� ������������ ��������� ������ ���������� ������: ���������� ���������������, ����������� ������ ����������, �������, �������������� � ��������� ������������, ���������� � ����������, ���������� � ������� � �������� ����������� (��������, ������� ����������� ��� ����������) � ��. ������������ ���������� (�.�. �����),��� ���� ����� ��������� ��������� �����:

    �) ������� � ���� �������;

    �) ������� � ����� �� ��������������;

    �) ������� � ������ ������� ������;

    �) ������� ������, ��������� ���������� ���������� ������������, � ���� �������;

    �) ������� ���������� ������, ������������ ������ �������������� ���� ��� ���������� ������������;

    �) ������� ������, ������������ ������ ����� ������� ������������� ��������� � �� ���������;

    �) ������� � ����� � ����� �� �� ������, ���-���� ������������������� ����;

    �) ���������� ������� ������ �� ����� ������ ������������� ���������.

    ������ �������� � ������������������ �������� ������������ ���- �� ������ ������ � ������� ������������ ���������� ����� ���������� �����, �������� ���������� ��������� ������������, ���� ��� ���� ������� �����, ����� � ������, �����������.

    ������ ����������� � ������ ����������� ���������� ��������� ���������� ��������� ������� ��������������� ���� �� ����������� “�����” ����� ����������� ������������� ��-�� ���� �������, ������ ������������� ��������� ������� � ��. ������.

    ������ ����������

    1. ������� �.�., ������� �.�., ������ �.�. ���������� ����������� � ������������� ������������ – �.: �����,1996

    2. ������ �.�. �������� ����������������. ������-����,1982,N 10

    3. �������� �.�. �� ����������������� ��������������� ������������ ������������ – ���.: ���. “�������”, 1902

    4. �������� �.�. ���������������� ���������� ����������� ������� � �� ���������� ������������. ���. ����. �� �����. ��. ����. ����. ������. �. -�.: �������� ���������� ��� ������,1998

    5. ����� �.�. ������������������ �������������� ���������� �����. �������: �� ��� ����,1986

    6. ����������� �.�. ���������� ������� ����� ������������. ������� �������. – ����: ������ �� ��� ����,1979

    7. ��������� �.�. �������� ���������� ������������ �������� ��������., �. “������� ����������”,1972, N2

    8. ������� �., ������� �., ��������� �����: ���. � ����. �.: ����,1995

    9. ����� �. ���������� – �.:1922

    10. ������������: ������� / ��� ���. ����. �.�. ����������, ����. �.�. ������� – �.:”�����”,1995

    11. ����� �.�. ���������� ���������� – �.: �������� ��� ����,1979

    12. ���������� �. ����������� �� �������������� – �������: ��� “�����”,1994

    13. �������� ���� ������������ � ��������������� ����������� � ������ � ������� ������� ���������� ��� /���������� �������/. ��� ���. ������ �.�., ������ �.�., ��������� �.�. – �.:��� ��,1997

    Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/04000pravo/150_lekcii_gos_regulir_01/067.htm

    Medic-studio
    Добавить комментарий