Распределение детей по группам здоровья: Комплексная оценка состояния здоровья детей, позволяющая отнести

Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья

Распределение детей по группам здоровья: Комплексная оценка состояния здоровья детей, позволяющая отнести

Изучение и оценка состояния здоровья детей и подростков проводятся, как уже указывалось выше, согласно критериям, предложенным С.М.Громбахом. Характеризуется как здоровье индивидуума (индивидуальное здоровье), так и здоровье детского населения (общественное здоровье).

О наличии или отсутствии у ребенка хронических заболеваний судят по данным плановых медицинских осмотров у педиатра и узких специалистов, а также по данным заболеваемости по обращаемости.

Сопротивляемость организма оценивается по числу острых заболеваний и обострению хронических заболеваний у ребенка в предыдущем году. Часто болеющими считаются дети, болевшие в течение года 4 и более раз.

Функциональное состояние органов и систем определяется с помощью клинико-функциональных методов исследования.

Уровень нервно-психического развития определяется психоневрологом с помощью специальных тестов (тест Керна-Ирасека, монометрический тест, оценка звукопроизношения и др.)

Уровень физического развития устанавливается по данным комплексного или центильного методов изучения и оценки.

На основании полученных данных детей относят в одну из 5 групп здоровья. Разделение детей и подростков на группы здоровья позволяет проводить соответствующие оздоровительные мероприятия, диспансерное наблюдение, корригировать объем и содержание физического и трудового воспитания, оценивать эффективность лечебно-профилактических мероприятий и т.д.

К первой группе здоровья относят здоровых детей с отсутствием хронических заболеваний, уродств, дефектов, гармоничным, соответствующим возрасту физическим и нервно-психическим развитием, редко болеющих, без функциональных отклонений.

Ко второй группе относятся здоровые дети, не имеющие хронических заболеваний, но с некоторыми функциональными и морфологическими отклонениями, а также дети, с отставанием биологического возраста от календарного без эндокринной патологии, дефицитом или избыточной массой тела, часто и длительно болеющие.

В третью группу включают больных детей с приобретенными хроническими заболеваниями и врожденной патологией в стадии компенсации, с сохранением функциональных возможностей, а также детей, имеющих физические недостатки и значительные последствия травм, не нарушающие способности к учебе или труду.

К четвертой группе относятся больные дети с приобретенными или врожденными хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации,со сниженными функциональными возможностями, а также дети, имеющие физические недостатки и значительные последствия травм, нарушающие способности к учебе или труду.

К пятой группе относятся больные дети с тяжелыми приобретенными или врожденными хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации с выраженным снижением функциональных возможностей, а также дети, имеющие физические недостатки и значительные последствия травм, приводящие к инвалидности.

Степень компенсации при хронических заболеваниях определяется по распространенности патологического процесса, частоте обострений и интеркуррентных заболеваний в течение года, выраженности снижения функциональных возможностей организма.

При компенсированном течении обычно наблюдается поражение одного-двух органов или систем, обострения редки – до 1 раза в год, ремиссии длительные, функциональные возможности сохранены, интеркуррентные заболевания присоединяются редко, протекают легко, не наблюдается выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

Субкомпенсация характеризуется распространением процесса на другие органы и системы, более частыми (до 2-3 раз в год) обострениями заболевания и присоединением интеркуррентных заболеваний, затяжным периодом реконвалесценции, а также снижением функциональных возможностей организма.

При декомпенсации, в процесс вовлекаются многие органы и системы, периоды ремиссии коротки, функциональные возможности резко снижены, вследствие чего такие дети нуждаются в постороннем уходе и не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля.

Группа здоровья выставляется каждым из специалистов, участвующих в медицинском осмотре, по своему профилю. Окончательную оценку на основании заключений специалистов дает врач-педиатр или врач дошкольно-школьного отделения, возглавляющий проведение массовых медицинских осмотров или диспансеризацию.

Если у ребенка имеется несколько заболеваний, то оценка ведется по наиболее тяжелому из них. Если же каждое из них позволяет отнести больного к 3 группе и снижает его функциональные возможности, то ребенка следует отнести к 4 группе. Группа здоровья не является раз и навсегда установленной, она может меняться в зависимости от состояния здоровья ребенка.

При определении группы здоровья используют унифицированную «Схему определения групп здоровья».

Разделение на группы позволяет проводить дифференцированное наблюдение за детьми, оздоровление и лечение в зависимости от уровня их здоровья.

Предыдущая75767778798081828384858687888990Следующая

Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 4376; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/1-99547.html

Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья

Распределение детей по группам здоровья: Комплексная оценка состояния здоровья детей, позволяющая отнести

Состояние здоровьяопределяется ростом и развитием. Рости развитие – это изменение анатомическихи морфологических показателей, т.е.длины и массы тела, пропорций отдельныхчастей тела, поперечных размеров иобъемных, изменения в физиологическихсистемах, тканях и органах – т.е.функциональное направление в возрастномаспекте.

Рост и развитие взаимосвязаны,зависят друг от друга; от окружающейобстановки; гигиены социально-бытовой;школьной; гигиены питания; труда иотдыха; занятий физической культуройи спортом. Периоды усиления ростасменяются периодами усиления развития,дифференциации тканей и систем инаоборот.

Это так называемая гетерохронность– разновременность двух фаз единогопроцесса, гармоничность которого зависитот факторов внешних и внутренних.

Гигиеническиеаспекты здоровья детей и подростковначинаются с профилактической медицинына стадии планирования и зачатия,вынашивания и родов, целым комплексоммероприятий по охране материнства идетства.

Это женские консультации,родильные дома, социальная защита –дородовые и последекретные отпуска,перевод на безопасную и легкую работу,поощрения и вознаграждения за раннийучет в женской консультации, за роды.

Генетическое консультирование,наблюдения, контроль за внутриутробнымразвитием, рекомендации профилактическогопорядка по образу жизни женщины, еепитания, движения, отдыха. В организмематери формируется третий кругкровообращения эмбриона и плода, впервую очередь все хорошее и плохоепоступает им, приоритет новой жизни.

Современныегигиенические аспекты роста и развитиядетей и подростков необходимо начатьс термина валеология. Valeo – здравствуюс момента зарождения новой жизни. Всеболезни детскими ножками входят вовзрослую жизнь.

Уровень и качествоздоровья зависит от многих хорошоуправляемых факторов как генетическидетерминированных, так и внешних силприроды, образа жизни и помощипрофилактической медицины.

Весьвзаимосвязанный комплекс физического,психического и нравственного здоровьяформируется и воспитывается не толькоокружающим биолого-социальным миром,но и самим человеком.

Здоровье- наивысшее благо.Научно-технический прогресс уменьшаетдолю физического труда и увеличиваетего интенсивность, интеллектуальную ипсихическую нагрузку, снижает двигательнуюактивность.

Три кита физического,психического и нравственного здоровья- питание, движение, защита. Питание всебольше становится рафинированным,высококалорийным, бедным или лишеннымбиологически активными веществами.

Дефицит защиты сном дает рост невротическихи астеноневротических состояний.Двигательный голод увеличивает деформацииопорно-двигательного аппарата.

Здоровье– интегральный показатель формируетсяиз следующих компонентов: соматического,физического, эмоционального, личностного,нравственного, умственного, духовного,психического, социального.

Для оценки здоровьядетей и подростков необходимо использоватькак минимум четыре критерия, а именно:1) наличие или отсутствие в моментобследования хронических заболеваний;2) уровень достигнутого физического инервно-психического развития и степеньего гармоничности; 3) уровень функционированияосновных систем организма; 4) степеньсопротивляемости организма неблагоприятнымвоздействиям.

С гигиеническойтоки зрения наибольшего вниманиязаслуживает оценка состояния здоровья,основанная на совокупности всех четырехпризнаков.

Этим целям отвечаетметодика комплексной оценки и распределениядетей и подростков на группы здоровья.

В соответствии спредложенной схемой дети и подростки,в зависимости от совокупности показателейздоровья, подразделяются на пять групп.

Перваягруппаэто лица, у которых отсутствуют хроническиезаболевания, болевшие редко за периоднаблюдения, имеющие нормальное,соответствующее возрасту физическоеи нервно-психическое развитие (здоровье,без отклонений).

Втораягруппа – еесоставляют дети и подростки, не страдающиехроническими заболеваниями, но имеющиефункциональные и морфологическиеотклонения, часто болеющие – 4 раза в год и более – или длительное одно заболевание- более 25 дней (здоровые, с функциональнымиотклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Третьягруппа -объединяет лиц, имеющих хроническиезаболевания или с врожденной патологиейв состоянии компенсации, с редкими и нетяжело протекающими обострениямихронического заболевания, без выраженногонарушения общего самочувствия (больныев состоянии компенсации).

Четвертаягруппа -лица, с хроническими заболеваниями,врожденными пороками развития в состояниисубкомпенсации, с нарушениями общегосостояния и самочувствия после обострения,с затяжным периодом реконвалесценциипосле острых интеркуррентных заболеваний(больные в состоянии субкомпенсации).

Пятаягруппа -включает лиц с тяжелыми заболеваниямив состоянии декомпенсации, со значительносниженными функциональными возможностями(больные в состоянии декомпенсации).Как правило, такие больные не посещаютдетские и подростковые учрежденияобщего профиля и массовыми осмотрамине охватываются.

Дети и подростки,отнесенные к разным группам здоровья,нуждаются в дифференцированном подходепри разработке комплексалечебно-профилактических мероприятий.

Для лиц, входящих в первую группу здоровьяорганизуется учебная, трудовая испортивная деятельность без каких-либоограничений в соответствии с существующимипрограммами учебно-воспитательногопроцесса.

Педиатр или терапевтподросткового кабинета в обычные(плановые) сроки проводит их профилактическийосмотр. Врачебные назначения при этомсостоят из обычных общеоздоровительныхмероприятий, которые оказывают тренирующеевоздействие на организм.

Детии подростки, входящие во вторую группуздоровья (иногда ее называют группойриска), требуют более пристальноговнимания врачей.

Дело в том, что данныйконтингент нуждается в комплексеоздоровительных мероприятий, своевременноепроведение которых обладает наибольшейэффективностью в предупреждении развитияхронической патологии в детском иподростковом возрасте.

Особое значениеимеют гигиенические рекомендации поповышению резистентности организманеспецифическими средствами: оптимальнаядвигательная активность, закаливаниеестественными факторами природы,рациональный режим дня, дополнительнаявитаминизация продуктов питания.

Дети и подростки,отнесенные к третьей, четвертой и пятойгруппам здоровья, находятся на диспансерномнаблюдении у врачей разных специальностейв соответствии с существующимиметодическими рекомендациями подиспансеризации детского населения.

Больные получаютнеобходимую лечебную и профилактическуюпомощь, обусловленную наличием той илииной формы патологии и снижениякомпенсации.

В детских и подростковыхучреждениях для них создается щадящийрежим дня, удлиняется продолжительностьотдыха и ночного сна, ограничиваетсяобъем и интенсивность физическихнагрузок и др.

При необходимости больныххроническими заболеваниями или имеющиеврожденные пороки развития направляютв специальные детские и подростковыеучреждения, где с учетом особенностейпатологии целенаправленно проводитсялечение и воспитание.

В РеспубликеБеларусь осуществляется целенаправленнаяпрограмма по сохранению здоровьяучащихся.

Программа «Здоровьесоматическое» проходит под девизомпервичной гигиенической профилактики«Я знаю как не болеть».

Основныминаправлениями деятельности в этойпрограмме являются: систематическиемедицинские обследования детей (сентябрь,май) с распределением детей на медицинскиегруппы по организации правильногораспределения физической нагрузки наорганизм.

Определены четыре медицинскиегруппы для занятий физической культурой:основная, подготовительная, специальнаямедицинская группа и лечебной физическойкультуры. Одновременно проводится цикллекций для родителей и учащихся,воспитателей, учителей.

Программа «Здоровьефизическое» ставит своей основнойзадачей диагностику физическогосостояния детей, их физического развитияи здоровья.

Критерииздоровья:

  • для психического – я хочу, желаю;
  • для физического и соматического – я могу;
  • для нравственного – я должен.

Признакиздоровья:

  • мотивация поведения;
  • показатели роста и развития;
  • устойчивость к действию повреждающих факторов;
  • специфическая и неспецифическая резистентность;
  • функциональное состояние и резервные возможности организма;
  • уровень морально-волевых качеств;
  • наличие или уровень заболевания, дефекты развития.

Контроль засостоянием здоровья осуществляют ЛПО.Детские поликлиники, подростковыекабинеты проводят углубленные медицинскиеосмотры с привлечением разных специалистов.

Современныепринципы дифференциации по здоровьюпозволяют проводить комплекснуюиндивидуальную и коллективную оценкуздоровья детей и подростков, скрининг-тесты,социально-гигиенические мониторинги,выделять факторы риска и последствияаварии на ЧАЭС.

Источник: https://studfile.net/preview/5245227/page:3/

Распределение детей по группам здоровья

Распределение детей по группам здоровья: Комплексная оценка состояния здоровья детей, позволяющая отнести

Что такое группа здоровья – окончательный диагноз или система учета? Этот вопрос волнует многих родителей и педагогов, поскольку и в выписке из родильного дома, и в амбулаторной карте ребенка при оформлении в детский сад всегда обозначена группа здоровья.

Критерии оценки состояния здоровья детей

В настоящее время распределение детей по группам здоровья осуществляется на основании Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей, утв. приказом Минздрава России от 30.12.2003 № 621. В соответствии с данным документом система комплексной оценки состояния здоровья каждого ребенка по-прежнему основывается на четырех базовых критериях:

· наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);

· уровень функционального состояния основных систем организма;

· степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

· уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

к 1-й группе здоровья – здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

ко 2-й группе здоровья – дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения.

Также в данную группу входят реконвалесценты*, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом веса тела или избыточной массой тела, дети часто и длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями, дети с последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;

к 3‑й группе здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Кроме того, в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций, при условии компенсации соответствующих функций. Степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка;

к 4‑й группе здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограничением функциональных возможностей. Также в группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

к 5‑й группе здоровья – дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями*, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией* функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующим постоянной терапии. Также в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

По данным Комитета по здравоохранению г.

Санкт-Петербурга только 12% детей в возрасте от 0 до 17 лет признаны здоровыми (1‑я группа здоровья), от 56 до 73% имеют функциональные отклонения (2‑я группа здоровья), в среднем 26% – хронические заболевания (3‑я группа здоровья). Дети 4–5‑й групп составляют 1–2%.

Подобная ситуация с незначительными колебаниями прослеживается на всей территории России. К сожалению, в подростковом возрасте практически каждый третий ребенок имеет хроническую патологию и соответственно 3‑ю группу здоровья.

Отойдем от сухого языка документов и поясним, что в первую группу здоровья входят дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья. Разве что иногда они болеют респираторными заболеваниями. К сожалению, таких практически здоровых детей на территории РФ почти нет.

Во вторую группу здоровья входят дети, имеющие какие-либо функциональные изменения, чаще всего связанные с неравномерным ростом и развитием.

Например, функциональные систолические шумы в сердце, дискинезию желчевыводящих путей, нарушение осанки, дефицит или избыток массы тела 1‑й степени. Это переходный период между здоровьем и болезнью.

Ребенка со второй группой здоровья необходимо обследовать и лечить, чтобы заболевание не перешло в хроническое.

Третью группу здоровья составляют дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации. Среди заболеваний особенно распространены хронический пиелонефрит без почечной недостаточности, хронический гастродуоденит, хронический тонзиллит и др.

В четвертую группу здоровья входят дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации. Например, у ребенка имеется врожденный порок развития почек – гидронефроз, и на его фоне отмечается снижение функции почек, или у ребенка бронхиальная астма в периоде приступа с нарушением функции дыхания, ревматоидный артрит с ограничением функции суставов и т. д.

К пятой группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Как правило, это дети с ограниченными возможностями здоровья.

При внимательном изучении нормативных правовых актов становится ясно, что понятие “группа здоровья” является больше статистическим, чем врачебным и позволяет оценить состояние здоровья любого пациента по совокупности данных.

Критерии оценки по группам здоровья учитываются при проведении Всероссийской диспансеризации детей и подростков, при составлении ежегодных отчетов любого учреждения здравоохранения и т. д. Кроме того, с их помощью можно сравнивать состояние здоровья детей в различных районах или учреждениях города.

В одном районе города имеется пять дошкольных образовательных учреждений. В четырех детских садах дети с 1-й и 2-й группами здоровья суммарно составляют 80–82%. В пятом детском саду детей с 1-й группой здоровья – 10%, со 2-й – 18%, с 3-й – 72%. То есть в пятом детском саду большинство детей – с хроническими заболеваниями.

Соответственно, такому детскому учреждению требуются дополнительные медицинские кадры, а возможно, и изменение статуса.

Медицинскому работнику детского сада группа здоровья говорит о комплексной оценке состояния здоровья ребенка без расшифровки диагнозов.

Дети с 1-й и 2-й группами при поступлении в детское учреждение посещают его на общих основаниях и не имеют ограничений. Воспитанникам с 3-й группой здоровья зачастую требуется назначение специального питания и ограничение физической нагрузки.

Таким образом, по мнению специалистов, к группе здоровья следует относиться как к своеобразной форме учета (а не как к окончательному диагнозу). Тем более что группа здоровья может меняться в зависимости от динамики состояния здоровья ребенка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_107103_raspredelenie-detey-po-gruppam-zdorovya.html

Лекция № 13. состояние здоровья детей и подростков / общая гигиена: конспект лекций

Распределение детей по группам здоровья: Комплексная оценка состояния здоровья детей, позволяющая отнести

  • Оценка состояния здоровья детей и подростков.

    Группы здоровья

  • Критерии определения, методы и принципы изучения здоровья детского населения
  • Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков
  • Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.

    Стабильно неблагоприятная тенденция ухудшения состояния здоровья детей приобрела на сегодняшний день настолько устойчивый характер, что создается реальная угроза национальной безопасности страны.

    Отмечаются снижение рождаемости, рост младенческой смертности, существенное уменьшение доли здоровых детей при рождении, рост числа инвалидов с детства, больных с хронической патологией.

    Анализ современной ситуации свидетельствует, что причинами такого катастрофического положения являются социально-экономическая нестабильность в обществе, неблагополучное санитарное состояние среды обитания детей (условия и режим обучения, бытовые условия и т. д.), экологическая ситуация, реформирование системы образования и здравоохранения, низкая медицинская активность и санитарная грамотность населения, свертывания профилактической работы и пр.

    Несомненно, наметившаяся и сохраняющаяся тенденция к ухудшению показателей здоровья детей, повлечет за собой ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения во всех возрастных группах, и неизменно скажется в дальнейшем на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве будущих поколений.

    Под понятием здоровья детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный уровень функционирования всех органов и систем организма и отсутствие заболеваний.

    Однако в понятие «здоровье» вкладываются не только абсолютные и качественные, но и количественные признаки, так как существует еще и оценка степени здоровья, т. е. адаптационных возможностей организма. По определению В. Ю.

    Вельтищева, «Здоровье – это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».

    В связи с этим определение показателей и критериев состояния здоровья детского населения приобретает особую актуальность.

    Первоначально оценка состояния здоровья детей при профилактических осмотрах осуществлялась исключительно по принципу «здоровый» или «больной», т. е. имеющий хроническое заболевание.

    Однако грубое разделение детских популяций на «здоровых» и «больных» не позволяло обращать внимание на своевременную коррекцию преморбидных отклонений и, следовательно, не обеспечивало в должной мере профилактического направления осмотров.

    Для преодоления этих недостатков профессором С. М. Громбахом с соавторами (1982 г.) была разработана «Методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах», действующая до 2004 г.

    В основу создания методики была положена четкая качественная и количественная комплексная характеристика состояния здоровья.

    Для обеспечения комплексного подхода к оценке состояния здоровья были предложены 4 базовых критерия:

    1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

    2) уровень достигнутого развития (физического и психического), степень его гармоничности;

    3) уровень функционального состояния основных систем организма;

    4) степень резистентности организма неблагоприятным внешним воздействиям.

    В настоящее время на основании полученных в последние годы данных о состоянии здоровья детей, его особенностях, сведений о течении заболеваний, а также расширившихся диагностических возможностей определили необходимость внесения определенных изменений и дополнений в существующую методику. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.

    2003 г. № 621 всесторонняя комплексная оценка состояния здоровья, базирующаяся на предложенных М. С. Громбахом 4 критериях и позволяющая отнести каждого ребенка к определенной группе здоровья, обращает внимание уже не только на отсутствие или наличие заболеваний, но и позволяет определить их донозологические и преморбидные формы.

    В соответствии с изложенными критериями здоровья и методическими подходами к их выявлению дети в зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья.

    I группа – здоровые дети, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие, без функциональных и морфофункциональных отклонений.

    В настоящее время по данным НИИ гигиены детей и подростков наполняемость I группы здоровья в среднем по России не превышает 10 %, а в некоторых регионах страны достигает лишь 3—6 %, что, несомненно, является отражением санитарно-эпидемиологического неблагополучия населения.

    II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные или морфофункциональные отклонения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, а также дети с низким уровнем иммунорезистентности организма – часто (4 раза и более в год) и (или) длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие.

    Данные НИИ гигиены детей и подростков свидетельствуют, что за последние 10 лет во всех возрастных группах произошел стремительный рост числа функциональных нарушений (в 1,5 раза), и наполняемость второй группы здоровья возросла в среднем с 20 до 35 %.

    Наличие функциональных отклонений, так часто определяющих отнесение ребенка ко II группе здоровья, имеют некоторые закономерности возникновения в состоянии здоровья детей в зависимости от их возраста.

    Для детей грудного возраста характерно чаще всего возникновение функциональных отклонений в крови и аллергических проявлений без органического выраженного характера.

    Для раннего возраста (до 3 лет) – в пищеварительной системе.

    В дошкольном возрасте отклонения возникают в наибольшем числе систем организма – нервной, дыхательной, мочевыделительной, а также опорно-двигательном аппарате и ЛОР-органах.

    В школьном возрасте максимальное количество отклонений возникает в сердечно-сосудистой системе и органе зрения (особенно в периоды снижения адаптации к учебной деятельности.

    III группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (компенсации).

    В среднем по России отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков.

    Наполняемость III группы здоровья возрастает у детей в дошкольном возрасте и становится сильно выраженной в школьном периоде (половина школьников 7—9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические заболевания), доходя до 65—70 %. Увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов.

    Школьники 7—8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10—11 лет – 3 диагноза, 16—17 лет – 3—4 диагноза, а 20 % старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

    IV группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.

    V группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, дети-инвалиды.

    При наличии нескольких функциональных отклонений и заболеваний у одного ребенка окончательная оценка состояния здоровья проводится по наиболее тяжелому из них. При наличии нескольких заболеваний каждое из которых служит основанием для отнесения больного к III группе и снижении при этом функциональных возможностей организма, больного относят к IV группе здоровья.

    Особое профилактическое значение имеет выделение II группы здоровья, поскольку функциональные возможности детей и подростков, отнесенных к этой группе, снижены, и при отсутствии медицинского контроля, адекватных коррекционных и лечебно-оздоровительных мероприятий у них существует высокий риск формирования хронической патологии.

    Основным методом, позволяющим получать характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.

    Для детей в возрасте 3 лет и старше предусмотрены следующие сроки проведения осмотров: 3 года (перед поступлением в дошкольное общеобразовательное учреждение), 5 лет 6 месяцев, или 6 лет (за год до поступления в школу), 8 лет (по окончании 1-го класса школы), 10 лет (при переходе на предметное обучение), 12 лет, 14—15 лет.

    Распределение детей по группам здоровья широко используется в педиатрии и для одномоментной оценки состояния здоровья в коллективе. Распределение детей по группам здоровья очень важно для:

    1) характеристики здоровья детской популяции, получения статистических срезов показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья;

    2) сравнительного сопоставления групп детей в различных коллективах, образовательных учреждениях, разных территориях, во времени;

    3) оценки эффективности профилактической и лечебной работ детских медицинских учреждений на основании перехода детей из одной группы здоровья в другую;

    4) выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на здоровье детей и подростков;

    5) определения потребности в специализированных службах и кадрах.

    Здоровье детской популяции складывается из здоровья индивидуумов, но при этом рассматривается и в качестве характеристики общественного здоровья. Общественное здоровье – это не только медицинское понятие, а в значительной степени – общественная, социальная и экономическая категория, поскольку внешняя социальная и природная среда опосредуется через конкретные условия жизни населения.

    В последние годы интенсивно развивается направление, связанное с использованием многоуровневой системы оценки состояния здоровья детского населения. Основными группами статистических показателей, используемых для характеристики общественного здоровья контингента детей и подростков, являются следующие:

    1) медико-демографические;

    2) физическое развитие;

    3) распределение детей по группам здоровья;

    4) заболеваемость;

    5) данные об инвалидности.

    К медико-демографическим критериям, характеризующим состояние детской популяции, относятся следующие:

    1) рождаемость – показатель, характеризующий процесс возобновления новых поколений, в основе которого лежат биологические факторы, влияющие на способность организма к воспроизведению потомства;

    2) смертность – показатель, характеризующий интенсивность процесса гибели лиц определенного возраста и пола в популяции;

    3) естественный прирост населения – обобщающая характеристика роста населения; может выражаться абсолютным числом как разность между числом родившихся и числом умерших за год, или рассчитывается как разность показателей рождаемости и смертности;

    4) средняя продолжительность предстоящей жизни – показатель, определяющий, сколько лет в среднем предстоит прожить данному поколению родившихся, если на всем протяжении жизни этого поколения показатели смертности будут оставаться такими, какими они сложились на данный момент. Показатель средней продолжительности жизни рассчитывается на основании повозрастных показателей смертности путем построения таблиц смертности;

    5) младенческая смертность – показатель, характеризующий смертность живорожденных детей от рождения до исполнения 1 года.

    Следующим показателем, характеризующим состояние детской популяции, является физическое развитие.

    Физическое развитие является одним из объективных и информативных показателей состояния здоровья детского населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность и др.).

    Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств и качеств растущего организма, а также уровень его биологического созревания (биологический возраст). Анализ физического развития дает возможность судить о темпах биологического созревания и гармоничности морфофункционального статуса, как отдельного индивидуума, так и детской популяции в целом.

    Физическое развитие является интегральным показателем (индексом) санитарно-гигиенического благополучия детского населения, поскольку во многом зависит от многообразия внешних и внутренних факторов. Различают 3 группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

    1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

    2) природно-климатические факторы среды обитания (климат, рельеф местности, а также атмосферные загрязнения и пр.);

    3) социально-экономические и социально-гигиенические факторы (степень экономического развития, условия жизни, быта, питания, воспитания и обучения детей, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки и пр.).

    Все вышеперечисленные факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но и в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится ребенок, во многом формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.

    Систематическое наблюдение за ростом и развитием детей и подростков в России являются составной частью государственной системы медицинского контроля состояния здоровья подрастающего поколения.

    Алгоритм такого наблюдения включает в себя антропометрию, соматоскопию, физиометрию и стандартизованную оценку полученных данных.

    Распределение детей по группам здоровья используется в качестве четкой характеристики здоровья детской популяции, как показатель санитарного благополучия. По данным ВОЗ, если свыше 80 % детей в рассматриваемой популяции относятся ко II—III группам здоровья, это указывает на неблагополучие населения.

    Определение критериев, характеризующих и обусловливающих распределение детей и подростков по группам здоровья, осуществляется с учетом так называемых определяющих признаков здоровья, которые рассматривались ранее.

    Заболеваемость является одним из важнейших критериев, характеризующих здоровье детского населения. В широком понимании под заболеваемостью подразумеваются данные о распространенности, структуре и динамике различных болезней, зарегистрированных среди населения в целом или его отдельных группах (территориальных, возрастных, половых и др.).

    При изучении заболеваемости необходимо пользоваться единой методологической основой, включающей правильное применение терминов и одинаковое их понимание, унифицированную систему учета, сбора и анализа информации. Источником получения информации о заболеваемости являются данные по обращаемости за медицинской помощью, данные медицинских осмотров, данные о причинах смерти.

    Для изучения и характеристики заболеваемости детей выделяют 3 понятия: собственно заболеваемость, распространенность заболеваний и патологическую пораженность.

    Заболеваемость (первичная заболеваемость) – число заболеваний, нигде не зарегистрированных ранее и впервые выявленных в данном календарном году.

    Распространенность (болезненность) – общее число всех имеющихся заболеваний, как впервые выявленных в данном году, так и в предыдущие годы, по поводу которых больной вновь обратился за медицинской помощью в данном календарном году.

    Между этими двумя понятиями есть существенные различия, знать которые необходимо для правильного анализа результатов. Собственно заболеваемость – показатель, более чутко реагирующий на изменения условий среды в изучаемый календарный год.

    При анализе этого показателя за ряд лет можно получить более правильное представление о частоте возникновения и динамике заболеваемости, а также об эффективности комплекса гигиенических и лечебных мероприятий, направленных на ее снижение.

    Показатель же болезненности более устойчив по отношению к различным влияниям среды, и его возрастание не означает отрицательных сдвигов в состоянии здоровья детского населения.

    Это возрастание может быть обусловлено улучшением лечения больных детей и продления их жизни, что приводит к «накоплению» контингентов детей, состоящих на диспансерном учете.

    Заболеваемость по обращаемости позволяет установить также кратность обращений, выявить детей, болеющих длительно и многократно, и не болевших в календарном году ни разу.

    Количество часто болеющих детей в течение года определяется в процентах к числу обследованных. Часто болеющими принято считать детей, которые в течение года болели 4 раза и более.

    Количество длительно болеющих детей в течение года определяется в процентах к числу обследованных. Длительно болеющими принято считать детей, которые по одному заболеванию болеют более 25 календарных дней.

    Количество детей, не болевших за год ни разу, в процентах, к общему числу обследованных определяется как «индекс здоровья».

    Патологическая пораженность – совокупность выявленных при медицинских осмотрах заболеваний, а также морфологических или функциональных отклонений, преморбидных форм и состояний, которые в дальнейшем могут обусловить болезнь, но к моменту обследования еще не вынуждают их носителя обращаться за медицинской помощью.

    Рост распространенности тяжелых форм патологии во многом обусловливает рост частоты детской инвалидности.

    5. Инвалидность у детей (по ВОЗ) – это значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

    За последние 5 лет число детей-инвалидов всех возрастов увеличилось на 170 тыс. человек, распространенность детской инвалидности составляет 200 на 10 000 детского населения. При этом более 65 % инвалидов – это дети подросткового возраста (10—17 лет включительно). В структуре причин детской инвалидности ведущее место занимают инфекционные и соматические заболевания (25,7 %).

    В процессе онтогенеза детский и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом морфофункциональных перестроек, что должно учитываться при оценке формирования здоровья. Одновременно этот возрастной период характеризуется влиянием целого комплекса социальных условий и частой их сменой (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность).

    Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья детей и подростков играют 3 группы факторов:

    1) факторы, характеризующие генотип популяции («генетический груз»);

    2) образ жизни;

    3) состояние окружающей среды.

    Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии с биологическими, в том числе наследственными, факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости детей и подростков как от среды, в которой они находятся, так и от генотипа и биологических закономерностей роста и развития.

    По данным ВОЗ в формировании состояния здоровья вклад социальных факторов и образа жизни составляет около 40 %, факторов загрязнения окружающей среды – 30 % (в том числе собственно природно-климатических условий – 10 %), биологических факторов —20 %, медицинского обслуживания – 10 %.

    Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска.

    Роль тех или иных социально-генетических и медико-биологических факторов в развитии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.

    На состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы:

    1) медико-биологические факторы риска периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения ребенка, хронические заболевания у родителей, острые заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.;

    2) факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.;

    3) факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий и пр.

    При оценке вклада отдельных факторов, составляющих социально-гигиеническую группу, необходимо помнить, что их роль различна в разных возрастных группах.

    В возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1—4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым.

    Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме. Важен такой фактор, как посещение ребенком детского дошкольного учреждения.

    Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1—4 года.

    В школьном возрасте наибольшее значение имеют факторы внутрижилищной, в том числе, внутришкольной среды, которые составляют 12,5 % в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7 %, т. е. возрастают почти в 2 раза.

    В то же время вклад социально-гигиенических факторов за этот же период роста и развития ребенка снижается с 27,5 % при поступлении в школу до 13,9 % в конце обучения.

    Среди биологических факторов во всех возрастных группах детей основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на заболеваемость, являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности.

    Поскольку наличие осложнений в родах (преждевременные, запоздалые, стремительные роды, родовая слабость) может привести к нарушению состояния здоровья в дальнейшем, это позволяет также расценивать их как факторы риска.

    Из факторов раннего детства особую значимость имеют естественное вскармливание и гигиенически правильный уход за ребенком.

    Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов риска, что определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли и вклада факторов, планированию и осуществлению профилактических и оздоровительных мероприятий.

    Объективно исследовать факторы, влияющие на здоровье детей и подростков, наиболее целесообразно с помощью специальных формализованных карт, анкет и т. д.

    Источник: http://www.libma.ru/medicina/obshaja_gigiena_konspekt_lekcii/p14.php

    Глава 2. Распределение детей по группам здоровья

    Распределение детей по группам здоровья: Комплексная оценка состояния здоровья детей, позволяющая отнести

    ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 8Следующая ⇒

    Здоровье – естественное состояние организма характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

    По определению ВОЗ здоровье — это физическое, психическое и социальное благополучие.

    Согласно этим критериям дети по состоянию здоровья подразделяются на пять групп.

    I группа — здоровые дети, не имеющие заболеваний, с нормальными показателями функционального состояния исследуемых систем, редко болеющие, с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, без отклонений в анамнезе.

    II группа — также здоровые дети, но уже имеющие те или иные функциональные отклонения, иногда с начальными изменениями в физическом и нервно-психическом развитии, часто болеющие, но без симптомов хронических заболеваний.

    III группа — дети с хроническими болезнями в стадии компенсации. Состояние компенсации определяется редкими (1—2 раза в год) обострениями хронических болезней, отсутствием длительного субфебрилитета после обострений, единичными случаями острых болезней, нормальным уровнем функции организма.

    IV группа — дети с хроническими болезнями в стадии субкомпенсации (без значительного нарушения самочувствия). Состояние субкомпенсации определяется более частыми (3—4 раза в год) и тяжелыми обострениями хронических болезней, частыми острыми заболеваниями, ухудшением функционального состояния различных систем организма.

    V группа — дети с хроническими болезнями в состоянии декомпенсации (с непрерывно рецидивирующим течением и сильно прогрессирующей функциональной недостаточностью органов и систем).

    На заболеваемость детей влияет состояние иммунной системы в различные периоды развития. В процессе роста ребёнка выделяют 5 критических периодов развития и иммунологической активности.

    I период новорожденности.

    Дети рождаются незащищёнными от любой инфекции. Синтез собственных антител начинается с 10 недели жизни ребёнка. Дети рождаются с материнскими иммуноглобулинами, которые защищают ребёнка от инфекций. Но это касается здоровых новорождённых детей, находящихся на грудном вскармливании. Незащищенными от инфекций остаются дети, находящиеся на искусственном вскармливании.

    II критический период – от 4 до 6 месяцев жизни.

    Если новорождённые дети практически не болеют инфекционными заболеваниями в силу наличия у них пассивного материнского иммунитета, то в период с 4 до 6 месяцев происходит ослабление иммунитета в связи с разрушением материнских антител. Анализируя заболеваемость детей этого периода можно отметить повышение бронхо-легочной заболеваемости – ОРВИ, бронхиты, а также острые гастроэнтериты.

    III критический период – второй год жизни. Система местного иммунитета остается неразвитой. В этот период регистрируются частые инфекции. Большая часть детей ещё не готова к детским дошкольным учреждениям.

    Поэтому возрастает необходимость в закаливании и тренировке физической активности ребенка. Нужно внимательно и ответственно соблюдать режим сна, активных игр и спокойных занятий с малышом.

    Это позволит укрепить здоровье к детсадовскому периоду жизни.

    IV критический период – период дошкольного возраста – 6-7 лет. В этот период меняется содержание форменных элементов крови, когда резко уменьшается количество лимфоцитов, и увеличивается количество нейтрофилов.

    Средняя концентрация иммуноглобулинов IgM и IgG соответствует уровню взрослого человека. Впервые в крови можно определить иммуноглобулины IgE. Для данного периода характерны всевозможные аллергии и проявления поздних иммунодефицитных состояний.

    Это проявляется частыми инфекциями, потребностью в антибиотикотерапии, отставанием в росте и массе тела и в физическом развитии. В формировании вегето-сосудистых нарушений нельзя исключить влияние фактора компьютеризации.

    Формирование патологии глаза отмечается в дошкольном и раннем школьном возрасте, когда отмечается чрезмерно большая нагрузка при физиологической слабости мышц и связочного аппарата глаз.

    V критический период – подростковый возраст. Для этого периода характерны:

    – Возрастной скачок роста в сочетании с уменьшением массы лимфоидных органов и повышение чувствительности к грибковым инфекциям.

    – Секреция половых гормонов и снижение числа иммуноглобулинов IgE.

    – Начало воздействия таких вредных факторов, как курение, алкоголизм.

    Основным методом, позволяющим получать характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.

    Для детей в возрасте 3 лет и старше предусмотрены следующие сроки проведения осмотров: 3 года (перед поступлением в дошкольное общеобразовательное учреждение), 5 лет 6 месяцев, или 6 лет (за год до поступления в школу), 8 лет (по окончании 1-го класса школы), 10 лет (при переходе на предметное обучение), 12 лет, 14—15 лет. Распределение детей по группам здоровья широко используется в педиатрии и для одномоментной оценки состояния здоровья в коллективе.

    Распределение детей по группам здоровья очень важно для:

    1) характеристики здоровья детской популяции, получения статистических срезов показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья;

    2) сравнительного сопоставления групп детей в различных коллективах, образовательных учреждениях, разных территориях, во времени;

    3) оценки эффективности профилактической и лечебной работ детских медицинских учреждений на основании перехода детей из одной группы здоровья в другую;

    4) выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на здоровье детей и подростков;

    5) определения потребности в специализированных службах и кадрах.

    ⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

    Date: 2015-05-19; view: 325; Нарушение авторских прав

    Источник: https://mydocx.ru/1-62240.html

    Medic-studio
    Добавить комментарий