Различия между первичной и вторичной болью: ___________________________ (D. Bowsher) ____________________________

Классификация боли

Различия между первичной и вторичной болью: ___________________________ (D. Bowsher) ____________________________

Больклассифицируется по характеру, течению,интенсивности,продолжительности и локализации.

В научной литературевыделяют физиологическую и патологическуюболь.

Физиологическая (нормальная) больвозникает какадекватная реакция нервной системы наопасные для орга-низмаситуации, и в этих случаях она выступаеткак фактор пре-дупрежденияо процессах, потенциально опасных дляорганизма Jildenberg,DeVant(1985) называют физиологической болью ту,которая возникает при целостной нервнойсистеме в ответ на по-вреждающиеили тканеразрущающие стимулы.

Сюда неотноситсяхроническая боль при воспалении, переломекости и т.д. Патологическаяболь чаще возникает при повреждениинервной системы,чем органов и тканей. Причем, по мнениюJildenberg,DeVant(1985), болевые пути включаются даже приотсутствии повреждения(например, при каузалгии, когда больвозникает при воздействиинеповреждающих стимулов).

В.С.Шухов (1990)рассматривает боль по степени еепатогенности,выделяя так называемую физиологическую(фазную, острую)ее стадию, выраженность которойопределяется «степенью»угрожающего значения недуга длясуществования и жизнедеятельностиорганизма (боль как символ витальнойугрозы).

В любом случаевышеуказанные воззрения акцентируютвниманиене на сути процесса, а на его биологическойзначимости.Более того, в учебниках по нормальнойфизиологии человека подредакцией Г.И.Косицкого (1985) и Б.И.Ткаченко(1998)-боль рассматриваетсяне как физиологический, а патологическийпроцесс.

На наш взгляд,деление боли на физиологическую ипатологическуюнеправомерно.

Если подходить к процессус точки зренияего биологической значимости, то в этомслучае, например, воспаление,и лихорадка, и ряд других типовыхпроцессов необходиморассматривать как физиологические, ибоони также сформировалисьв ходе эволюции, и носят адаптивныйхарактер.

Мысчитаем, что боль является классическимтиповым па­тологическимпроцессом.

Несколько ранее нами былодано опре­делениеэтого сложного процесса: боль – типовой,эволюционно выработанный патологическийпроцесс,который возникает при действиина организм повреждающих (ноцицептивных)факторов или ослаблении противоболевойсистемы и характеризуется пер­цепцией(осознание, восприятие боли), вегетативными,эмоцио­нальными, поведенческими,двигательными реакциями, обяза­тельнойактивацией антиноцицептивной системы,направленных наустранение боли, восстановлениеповрежденного участка ор­гана илиткани. Все изменения, которые возникаютво время бо­ли, направлены на защитуорганизма от повреждения и устране­ниеболи. В свою очередь, если указанныефункциональные рас­стройствапри боли носят чрезмерный и продолжительныйхарак­тер,они могут привести к развитию другихпатологических про­цессов(шоку, дистрофии и др.).

Исходя из такогопонимания боли, становится понятным,почемуее необходимо рассматривать какпатологический про­цесс.

Во-первых, болевая реакция формируетсятолько тогда, ко­гда происходитвозбуждение болевых рецепторов, а этонаблюда­етсятолько при повреждении клеток и тканей.

Во-вторых, появ­ление боли придеафферентации и фантомных болях – естьслед­ствие дефицита приходящейинформации, в т.ч. в задние рога спинногомозга. Такое явление в норме никогда ненаблюдается.

Адекватноевосприятие окружающего мира во многомобу­словленобалансом между болевой и противоболевойсистемами. Ослабление любого звенаантиноцицептивной системы является,согласноконцепции Г.Н.

Крыжановского (1997), важнейшимус­ловием для спонтанной генерацииимпульсов, моделирующих формированиеощущения боли. Это доказано в многочисленныхисследованияхГ.Н.

Крыжановского и его учеников,выполненных вМосковском институте «Общей патологии».

Как было ужеотмечено, боль может являться причинойразвития различных патологическихпроцессов (от развития шо­ка,депрессии до суицидальных попыток).Такого рода измененийневозможнодаже представить при боли какфизиологическом процессе.

Таким образом, наосновании этиологии боли этот процессзакономернодолжен рассматриваться как сугубопатологический. Неможет быть «физиологической» боли.

Похарактеру выделяют острую и хроническую(постоянную) боль. Острая боль являетсякратковременной. В эксперименте онаможет быть вызвана и прекращена в течениенепро-должительноговремени.

В клинике острая боль – этопреходящая боль,которая сигнализирует о поврежденииткани. Она также классифицируетсяна первичную острую локализованную(дис-криминационную)и вторичную нелокализованную(гиперпатическую).

Например, при уколе, разрезе, действиитока человеком илиживотным определяется вначале местоповреждения и боли (локализованнаяболь), а в последующем образуется большоеко-личествохимических веществ типа субстанции Р,гистамина, се-ротонина,кининов, простагландинов, меняетсяионный состав и рНсреды, которые формируют жгучуюнелокализованную боль. Различиямежду первичной и вторичной больюпредставлены в таблице1.

Хроническаяболь (синонимами ее являются хроническиеболевыесиндромы, длительная боль) (Куршев В.А.,1984) длится часы,дни, недели. В эксперименте она можетмоделироваться и контролироватьсячерез вживленные электроды.

В нашейлаборатории для моделирования хроническойболи был модифицирован метод В.В.Кравцова(1961).

Он заключается в том, что у животныхпод наркозом выделяются оба седалищныхнерва, на кото-рыенакладываются сдавливающие лигатуры,обеспечивая их по-стоянное раздражение(Котиева И.М., 1999).

Боль,возникающая в очаге повреждения,называется «местной»,в зоне иннервации нерва – проекционной.

По интенсивностиболь выделяют умеренную (слабую), сильнуюи очень сильную. При сильной (выраженной)боли, в т.ч.хронической, утрачивается ее защитнаяфункция и боль становитсяотягчающим жизнь фактором, сложноймедицинской и социальнойпроблемой.

Таблица 1

Различиямежду первичной ивторичной болью (BowsherD., 1982)

Характер болиАдекват­ный сти­мулСенсор­ные еди­ницыРаспреде­лениеРефлек­торная реакцияЭффект морфина (терапев­тическая доза)
Первич­ная больПри уко­ле, повы­шенной те­мпературеА-дельта волокна, механичес­кие и механотермические ноцицепторыПоверх­ность тела, включая область рта и анусаФазичес-кое (стади­йное) мы­шечное со­кращение – одерги­ваниеДействия нет или слабое
Вторич­ная больПоврежде­ние тканиПолимода­льные но-цицепторы + С-волокнаБольшинс­тво тканей поверхнос­тных и глу­бокихТоническое мышечное сокращение – спазм, ригидность, иммобили­зацияПодавление

По локализациивыделяются кожные, головные, лицевые,сердечные, печеночные, желудочные,кишечные, почечные, плевральные, маточные,суставные, глазные, поясничные, фан­томные,таламические боли.

Всоответствии с классификацией рецептороввыделяют по­верхностную(экстероцептивную), глубокую(проприоцептив-ную)и висцеральную (интероцептивную) боль(рис. 1).

Крометого, различают боли соматические (припатологиче­скихпроцессах в коже, подкожной клетчатке,внутренних орга­нах,мышцах, костях, суставах), невралгические(обычно локали­зованные)и вегетативные (обычно диффузные).Возможны так называемыеиррадиирующие боли. Например, в левуюруку и лопаткупри стенокардии; в правое плечо привоспалении желудоч­ногопузыря; в мошонку и бедро при почечнойколике; опоясы­вающиеболи при панкреатите.

Рис. 1 Классификацияболи по ее характеру и локализации (поШмидт Р., 1985) с дополнениями автора

Похарактеру, течению, качеству и субъективнымощуще­ниям боли различают приступообразные,постоянные, молние­носные,продолжительные, локализованные,размытые, иррадии-рующие,отраженные, перемежающиеся, кратковременные,ту­пые,режущие, колющие, стреляющие, пульсирующие,жгучие, дергающие,сверлящие, давящие, сжимающие, рвущие,паро-ксизмальные,непереносимые.

Среди тяжелопротекающих болей, часто непереносимых,выделяют боли при метастазах рака,особенно в кости, фантом­ныеболи, каузалгии (повреждения периферическихнервов, ко­решков, чувствительныхчерепных нервов), в области зрительно­гобугра.

Фантомныеболи возникают в ампутированныхконечно­стях.Синдром фантомной боли в конечностизаключается в том, что больной ощущаетутраченную конечность и боль в ней.Син­дромверхней конечности проявляется болееярко, чем нижней. Поданным Г.И.Барашкова (1995), выделяютследующие разно­видностифантомных болей:

1) местная,иррадиирующая в тот или иной палец,ладонь, стопуи имеющая характер стреляющей, рвущей,колющей;

2) кинестетическая,при которой боли воспринимаются какрезультат выкручивания мышц, сжатиястопы или кисти;

  1. каузалгического типа с выраженными вегетативными пароксизмами;

  2. неопределенного характера.

Каузалгия(kausis- жжение, algos- боль) возникает в ре­зультатедлительного раздражения или повреждениянерва или спинномозговогокорешка. При этом ощущается жгучая,мучи­тельная, трудно переносимаяболь, возникающая даже при кон­тактесбельем.

Система боли

Боль,являясьрефлекторным процессом, включает и всеос­новные:звенья рефлекторной дуги: рецепторныйаппарат, боле­выепроводники, образования спинного иголовного мозга, а так­жемедиаторы, осуществляющие передачуболевых импульсов.

Источник: https://studfile.net/preview/7183310/page:2/

Первичный и вторичный 2020

Различия между первичной и вторичной болью: ___________________________ (D. Bowsher) ____________________________

Слово вторичное и первичное часто используется во многих ссылках. Существует четкое различие между этими двумя терминами, как подчеркивается в этой статье.

Эти термины используются преимущественно в академических условиях для обозначения первичных данных, вторичных данных, первичных источников, вторичных источников, начальной школы и средней школы.

Понимание ключевых различий имеет первостепенное значение.

Определение первичного

Первичный часто относится к первому в порядке возникновения, развития или важности.

Если что-то имеет первостепенное значение, это означает, что оно имеет первостепенное значение, и ничего важнее, чем оно есть. Например, основной задачей правительства является сокращение статистики безработицы.

Это означает, что правительство стремится уделять первоочередное внимание сокращению безработицы перед чем-либо еще.

Первичный может также относиться к оригинальности. Если исследование требует первичных источников, это источники, которые не были получены ни от чего, кроме оригинальных составителей источников.

Первичные источники могут включать вопросник, опубликованные книги, интервью, эксперименты или наблюдения. Его часто называют информацией из первых рук, сбор которой часто является дорогостоящим.

Первичные источники также считаются более надежными.

В статистике есть первичные данные и вторичные данные. Первичные данные имеют первостепенное значение в статистических исследованиях, поскольку они считаются более точными. Это помогает в более глубоком понимании определенной концепции, поскольку это влечет за собой неопровержимые доказательства.

В начальной школе или средней школе термин «первичный» означает в первую очередь. Ребенок не может перейти в среднюю школу до прохождения начальной школы. Обычно начальная школа предназначена для детей в возрасте до 11 лет, в зависимости от страны. Исследования, проводимые в начальной школе, служат основой для средней школы.

Синонимы термина «первичный» могут включать в себя основные, фундаментальные, оригинальные и существенные, среди прочих. Первичная медико-санитарная помощь относится к основной или основной медицинской помощи, предлагаемой в области здравоохранения.

Определение вторичного

Все, что называется вторичным, считается менее важным, чем основное. Рассмотрите это предложение: «Лечение болезни является вторичным по отношению к предотвращению этого».

Это означает, что профилактика заболевания имеет первостепенное значение, чем лечение. Другой пример: «В здании произошли сильные взрывы, а вторичные взрывы произошли на заднем дворе».

Главные или первичные взрывы произошли в здании, а второй – на заднем дворе.

Когда речь идет о вторичных данных, данные считаются извлеченными из первичных данных, поэтому такие данные являются неоригинальными.

Статистические исследования неблагоприятны для вторичных данных, когда требуются конкретные и необработанные доказательства.

В основном вторичные данные – это данные, в которых исследователь анализирует существующую информацию или выводит выводы, основанные на чьих-то исследованиях. Переписи, журналы и библиотечные материалы являются некоторыми из источников вторичных данных.

Вторичный источник также не является исходным источником, который ведет владелец. Исследователь в основном консультируется с опубликованными журналами, книгами или статьями в поисках извлечения из них определенной первичной информации.

Если один из исследователей опубликовал точные данные о заражении ВИЧ у пациентов, то это первичные источники, потому что исследователь мог провести собеседования или вопросник.

Затем, ссылаясь на такое исследование, рассматривается как вторичный источник.

Средняя школа следует за начальной школой. Дети в возрасте от 12 до 18 лет посещают среднюю школу после прохождения начальной школы.

значение

Первичный имеет более важное значение, чем вторичное. Например, главной целью президента является создание рабочих мест, тогда как его вторичная цель – кампания за выборы.

Порядок появления

Первичное происходит до вторичного. Например, начальная школа поступает в среднюю школу.

правдоподобие

Первичные данные и первичные источники считаются более надежными, чем вторичные, которые считаются менее важными. Например, исследователь может провести эксперимент и опубликовать первичные источники, в то время как следующий исследователь использует результаты эксперимента как вторичные источники только для анализа.

Резюме первичных и вторичных

  • Первичный относится к первому по важности, ценности или в развитии
  • Вторичный относится к меньшей значимости, второй по мере развития или возникновения
  • Первичные источники и первичные данные всегда предпочтительнее в академических исследованиях
  • Вторичные источники также приемлемы, но менее достоверны, чем первичные источники
  • Первичные и вторичные источники могут работать в синергии

Источник: https://ru.esdifferent.com/difference-between-primary-and-secondary

Первичная и вторичная психосоматика

Различия между первичной и вторичной болью: ___________________________ (D. Bowsher) ____________________________

Деление на первичную и вторичную психосоматику происходит оттого, что всегда есть две стороны психосоматического симптома.

Читая статьи о психосоматике в интернете мы иногда можем встретить созвучные термины, которые казалось бы обозначают одно и то же. Большинство клиентов думает, что психолог специально их перекручивает, чтобы выделиться. 

Однако на самом деле, если эти статьи написаны специалистом, все термины имеют свое действительное значение и даже представляясь соматопсихологом, психосоматологом или специалистом по психосоматике, мы даем понять, в чем особенность нашей работы.

Что это: Первичная и Вторичная психосоматика?

Самый простой пример, который может продемонстрировать разницу между первичной и вторичной психосоматической патологией, мы часто видим в терминах онкопсихология и психоонкология.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

При этом они могут как перекликаться, что чаще и происходит в работе специалиста по психосоматике, так и быть отдельными направлениями и те же психологи могут намеренно оказывать помощь в каком-то конкретном из них (одни, н-р, работают в хосписе, другие берутся только за случаи канцерофобии).

Собственно, когда мы говорим онкопсихология, мы предполагаем, что как сам человек, так и его близкие столкнувшись с диагнозом “рак” испытывают разные психологические и поведенческие изменения.

Во многом причина таких изменений спровоцирована самой болезнью, токсическим действием опухоли и лечения, нарушением работы органов и систем, неизбежной созависимостью и пр.

Тогда помощь психолога чаще сводится к работе с депрессией, тревожным расстройством, отдельными психосоматическими симптомами, острым горем и снижением влияния стресс фактора, улучшением качества жизни клиента и его близких и т.д.

Психоонкология же больше предполагает, что есть ряд психологических причин, которые наряду с другими факторами привели пациента к этому заболеванию.

Выявляя такие причины, мы можем не только помочь пациенту повысить ответную реакцию его организма на процесс лечения, но и обнаружив нивелировать влияние этого психологического фактора, а в перспективе способствовать личностному росту, изменениям семейной системы, поведения и установок, чтобы избежать рецидива.

Также, зная психологические факторы риска, некоторые психоонкологи проводят профилактическую, предупредительную работу и со здоровыми людьми.

По сути, в психосоматике всегда есть две стороны психосоматического симптома.

Первая – указывает на то, что заболевание спровоцировано или получило разрешение на свое развитие с помощью психологического фактора – психологической травмы, затяжного стресса, деструктивных установок приводящих к гормональному дисбалансу, а иногда даже и ситуативных, но сильных эмоциональных переживаний и пр.

Вторая – демонстрирует каким образом меняется психологическое и психическое состояние человека после того, как он заболевает, в частности и в ситуациях, когда у развития болезни нет психологических причин (определенные вирусные заболевания, радиационные или химические отравления, ожоги, инвалидность, генетическая патология, последствия физической травмы и пр.).

Отсюда и происходит деление на первичную и вторичную психосоматику.

По сути такое деление происходит с любым из заболеваний или расстройств. В МКБ (международной классификации болезней) для обозначения этой разницы есть рубрика как под соматоформные расстройства (F45 – когда психический катализатор первичен), так и рубрика о  психологических и поведенческих факторах, связанных с нарушениями или болезнями (F54 – когда первична болезнь).

Безусловно здесь есть и свои нюансы о переплетении других рубрик, но не об этом статья.

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 

Для того, чтобы отличить характер проблемы с которой нам доводится работать, специалист по психосоматике использует так называемый “первичный психосоматический опросник”, который дает общую картину взаимосвязи физического и психологического состояния на протяжении нескольких лет. При этом работая с запросом клиента, мы понимаем, что взаимовлияние тела на психику и наоборот происходит постоянно и каждый отдельно взятый симптом может уводить нас от важной информации.

Более того, часть заболеваний имеют как первичные, так и вторичные признаки (н-р, нейродермит развился на почве стресса, а дефект кожи спровоцировал депрессию).

Поэтому, у специалистов разных направлений есть свои техники, позволяющие определить, какой из симптомов ситуативен, а какой стабилен – соответственно что водит нас за нос, а что имеет действительное значение для психотерапии, к чему мы все время будем возвращаться. Это дает возможность избежать множество наиболее частых ошибок в психотерапии психосоматики.

Как в случае, когда работая со вторичным симптомом психотерапевт ищет психологическую причину самого заболевания, в то время как состояние клиента ухудшается вследствие игнорирования причины симптома (болезни) и дополнительной ретравматизации (н-р, суицидоопасная экзогенная депрессия при инвалидности).

Или наоборот, когда с помощью техник для вторичной психосоматики мы пытаемся убрать лишь болезнь и проявление симптома, не видя того, что психологическая причина первична, что в свою очередь приводит к проявлению нового симптома (н-р, анорексия переходящая в бигорексию или от язвы к инфаркту). опубликовано econet.ru.

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

 Анастасия Лобазова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/179832-pervichnaya-i-vtorichnaya-psihosomatika

Medic-studio
Добавить комментарий