Развития психологической службы за рубежом.: Психологическая служба образования или школьная психология существует

5) Психологическая служба образования, или школьная психология, за рубежом

Развития психологической службы за рубежом.: Психологическая служба образования или школьная психология существует

Психологическая служба образования,или школьная психология, существует вомногих странах, охватывая всю системуобучения и воспитания ребенка сдошкольного возраста до окончанияшколы, и имеет почти вековую историю.

Наиболее представлена эта служба в США,где она начала развиваться примерно сначала 1800-х годов и в настоящее времяявляется одной из наиболее жизненныхи действенных направлений современнойпсихологии.

Школьная психология в США закрепленазаконом.

Первыми психологами-практиками в СШАбыли экспериментальные психологи,изучавшие проблемы самовоспитания. Ноочень скоро основными функциями школьнойпсихологической службы стали измерениеи тестирование и главенствующей задачей— отбор детей для обучения по специальнымпрограммам.

Широкая практика тестирования вамериканских школах, и прежде всеготестов на определение коэффициентаумственной одаренности (IQ), способствовала,в частности, возникновению и развитиюслужбы «гайденс». С 1945 по 1960 год в практикуспециалистов-консультантов службы«гайденс» прочно вошли батареи тестовкак основной инструмент деятельности.

Однако следует отметить эволюциюшкольной психологии и значительныедостижения в развитии теории и практикишкольной психологической службы в СШАза последние 35-40 лет.

В 60-х годах была создана профессиональнаяорганизация школьных психологов.

Важноезначение для развития школьнойпсихологической службы имела конференцияв Уэльсе (1973), на которой рассматривалисьвопросы о целях и роли школьнойпсихологической службы, об этическихи юридических ее основаниях, проблемахпрофессионализации школьного психолога,содержание программ обучения школьногопсихолога и т. д. В 80-х годах в США былаорганизована Национальная ассоциацияшкольных психологов (NASP).

Выделяется несколько уровнейфункционирования психологическойслужбы:

  • на первом производится главным образом тестирование с целью классификации учащихся для специального обучения;
  • на втором работа направлена как на тех учащихся, которым необходимо специальное обучение, так и на тех, кто имеет умеренно выраженные учебные и поведенческие проблемы;
  • третий уровень предполагает прямую психологическую помощь всем нуждающимся в ней учащимся и консультацию персонала школы по вопросам психологии развития.

К концу XX века в США было издано достаточнобольшое количество различной литературы,посвященной проблемам школьнойпсихологической службы. В частности, вкниге К. Рейнолдса, в которой рассматриваютсяосновы теории и практики современнойшкольной психологии в США.

Здесь отмечается, что школьнаяпсихологическая служба относится кчислу служб для клиентов от дошкольногодо высшего образования, и основная еецель — служить психическому здоровьюи образовательным интересам детей июношества. Это предполагает:

а) психологическое и психолого-педагогическоеизмерение и оценку «школьногофункционирования» детей и юношества;

б) активное вмешательство психолога,направленное на обеспечение полноценноговлияния школы на развитие ребенка;

в) помощь педагогическому персоналу иродителям;

г) консультирование и совместную работус персоналом школы и (или) с родителямипо проблемам учащихся, связанным сошколой, и проблемам персонала школы какпрофессионалов.

Таким образом, в хорошо организованнойшкольной психологической службе,первоначально предназначенной дляотбора детей, все четче проявляютсяновые, прогрессивные тенденции, которыенаходят широкое практическоераспространение в детской практическойпсихологии.

Интересен опыт развития школьнойпсихологической службы во Франции.Отцом французской школьной психологииназывают Альфреда Бине.

В 1905 году Министерство образованияФранции обратилось к Бине с просьбойпсихологически исследовать проблемудетей, которые не в состоянии обучатьсяв школе по общей программе. В результатеэтого исследования появился знаменитыйтест Бине—Симона, позволяющий выявлятьдетей с задержкой умственного развития.

За этим последовало открытие специальныхшкольных классов для таких детей, а в1909 году открылась первая во Франциипрофессиональная школьная психологическаяслужба. В 1947 году в Париже начала работатьгруппа школьных психологов подруководством профессора А. Валлона.

Онполагал, что цель школьной психологическойслужбы в психологической помощи каждомуребенку, в создании оптимальных условийобучения и воспитания всех без исключениядетей.

В 1951 году Министерство образованияФранции впервые представило описаниефункций школьных психологов.

Однако в силу изменения политики вобразовании деятельность службы воФранции была приостановлена, а школьныепсихологи переведены на должностиучителей начальных классов.

Потребность в школьных психологах напротяжении 50-60-х годов нарастала преждевсего вследствие значительного увеличенияколичества детей с задержками умственногоразвития и другими нарушениями.Министерство образования обратилоськ психологической науке, по существу,вновь за психометрическими методами сцелью отбора детей, не способных обучатьсяв массовой школе.

Для решения этих задач в 1960 годуоткрывается четыре психологическихцентра.

Однако начиная с 1970 года работают так называемые группы психолого-педагогическойпомощи, каждая из которых представляетсобой команду, состоящую из одногоспециалиста по школьной психологии,одного специалиста по психологииобучения, одного специалиста попсихомоторному развитию.

Такая бригадапризвана обслуживать от 800 до 1000 учащихсяи, хотя территориально располагаетсяв какой-то одной школе, обслуживает, какправило, несколько школ.

Объектомдеятельности этих групп являются впервую очередь дети дошкольного имладшего школьного возраста (2-12 лет),причем основное внимание уделяетсяработе с детьми 3-7 лет. В центре — проблемыобучения и поведенческие проблемы,которыми, соответственно, занимаютсяразные специалисты. Одна из основныхзадач — выявление детей, нуждающихсяв особых формах и методах обучения.Проводятся также консультации родителейи педагогов по указанным проблемам.

С середины 80-х годов начинается новыйэтап в развитии практической школьнойпсихологии во Франции. В 1985 году быласоздана рабочая группа, которая провеласпециальную работу по определениюфункций педагогического психолога воФранции.

Позже во Франции происходит созданияединой системы школьной психологическойслужбы, направленной на помощь отдельныминдивидам, группам и целым учреждениям.

Цели этой новой системы — предотвращатьшкольный неуспех, способствоватьсоциальному научению и социальнойадаптации детей, помогать детям сумственной отсталостью интегрироватьсяв общий поток учащихся (что прямопротивоположно цели, выдвигаемой напредшествующих этапах службы, — отделятьтаких детей), содействоватьобщеобразовательному и профессиональномуросту учащихся, повышать квалификациюучителей, социальных работников,администрации, других специалистов вобласти народного образования.

Несмотря на то, что измерение итестирование(измеряли только умственноеразвитие) и сейчас чрезвычайно широкоприменяются в практике психологическойслужбы, последнее время многих ученыхво всех странах мира не устраивает такаяограниченная деятельность школьныхпсихологов.

И.

Мюллер считал, что при современномуровне технического и экономическогоразвития, для того чтобы овладетьпрофессией и преуспеть в жизни, требуютсякроме определенного уровня умственногоразвития и другие способности и качества:умение хозяйственно мыслить,технико-конструктивные и технико-практическиеспособности, активная волевая иэмоциональная деятельность, энергия инастойчивость и т. п. Сейчас нельзя, помнению автора, ценить человека толькосо стороны его интеллектуальныхспособностей, надо оценивать еговсесторонне, как становящуюся личность.

Глубокую неудовлетворенность формальнымипсихометрическими тестами давно ужевыражают английские психологи.

Наконкретных примерах они демонстрируют научную несостоятельность применяемыхтестов, их ограниченность и искусственность.

Одним из существенных недостатковтестового материала они, в частности,считают полное игнорирование эмоциональныхмоментов, которые в реальных жизненныхситуациях являются существенной частьюповедения.

К концу XX века определенный опыторганизации и деятельности школьнойпсихологической службы был накоплен ив странах Восточной Европы(Шванцара;Черны; Витцлак.). Здесь психологическаяслужба школы ставила перед собой задачи,решение которых было направлено, преждевсего на получение психологическойинформации об учащемся или коллективекласса с целью создания условий,стимулирующих развитие.

Психологическая служба школы в большинствестран Восточной Европы развивалась вформе психолого-педагогических районныхили областных центров или консультаций.

Основным содержанием этой службы в этихстранах стала помощь в обеспеченииразвития здоровой личности, коррекцияразного рода затруднений в развитииличности, проблемы профессиональнойориентации.

Доминирующая функцияпсихолога-консультанта, например, вЧехии и Словакии проявлялась впсиходиагностической деятельности. Еерезультатом служило диагностическоезаключение, из которого вытекалипоследующие рекомендации.

Большое место в консультациях этихстран занимало определение у всех детейготовности к обучению в школе, такназываемой школьной зрелости, за годдо поступления ребенка в школу (в этихстранах дети начинают учиться с 6 лет).В зависимости от уровня развития ребенкапсихолог давал соответствующиерекомендации. Через год, перед самымпоступлением в школу, этих детейобследовали еще раз.

В консультациях или центрах этих страносуществлялась диагностика различноготипа трудностей, связанных с учебой вшколе.

Консультации и центры того временизанимаются и с теми учащимися, у которыхимеются проблемы личностного характера,трудности в поведении, воспитании.

Следует подчеркнуть, что психологическиеконсультации и центры того времени восновном занимаются решением конкретныхпроблем, с которыми к ним обращаютсяродители или учителя

Таким образом, психологическая службасистемы народного образования в странахВосточной Европы к концу XX века занималасущественное место в деле воспитанияи обучения детей, подростков и юношей.

Источник: https://studfile.net/preview/5639864/page:3/

Становление психологической службы за рубежом

Развития психологической службы за рубежом.: Психологическая служба образования или школьная психология существует

Кафедра психологии

Контрольная работа на тему:

Становление психологической службы за рубежом

Выполнила:

Студентка 5к., 2гр. ФПП

Балова Татьяна

Проверила:

Ушакова Е. А.

Шуя, 2011г.

Введение

Психологическая служба в образовании – один из существеннейших компонентов целостной системы образования страны.

Психологическая служба в образовании – интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, – научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.

Научным основанием психологической службы в образовании являются фундаментальные теоретические положения, разрабатываемые в отечественной психологии.

О развитии и социальной природе психики человека: психика человека является продуктом развития; психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством.

Согласно этим теоретическим представлениям личность есть целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Становление личности начинается с первых минут жизни и идет вместе с психическим развитием ребенка.

Развитие психики, следует рассматривать не только как рост, но и как изменение, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям.

Основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность. А.Н.

Леонтьев подчеркивал, что «главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей.

Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества». Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности.

Причем это формирование происходит, прежде всего, под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, труд, учение).

Основной целью психологической службы в образовании является обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов.

Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы в образовании:

– реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;

– развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;

– создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой – созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;

– оказание своевременной психологической помощи и поддержки, как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Становление психологической службы за рубежом

Психологическая служба в образовании – один из компонентов целостной системы образования страны.

Целью ее деятельности является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возрастов, основной задачей – содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства, основным средством – создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности.

Психологическая служба в образовании существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания начиная с детей дошкольного возраста до студентов вузов, и имеет почти вековую историю.

Наиболее представлена эта служба в США, где она начала развиваться с начала XX века и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии.

Школьная психология в США закреплена законом, предписывающим иметь подобную службу в государственном департаменте образования. Этот департамент санкционирует выдачу свидетельств школьным психологам.

Первыми психологами-практиками в США были экспериментальные психологи, изучавшие проблемы самовоспитания. Но очень скоро основными функциями школьной психологической службы стали измерение и тестирование, а главенствующей задачей – отбор детей для обучения по специальным программам.

Широкая практика тестирования в американских школах в 1940-60-е годы привела к тому, что батареи тестов прочно вошли как основной инструмент деятельности в практику работы школьных психологов. Таким образом, функции измерения и тестирования – исторически более ранние и в наибольшей степени применяемые в практике тех лет.

В дальнейшем наблюдается эволюция взглядов на предназначение школьной психологической службы. В 60-х годах была создана профессиональная организация школьных психологов, а в 80-х годах в США была организована Национальная ассоциация школьных психологов (NASP). Многие специалисты начали пересматривать измерение как единственное, что они могут сделать в решении проблем школьной психологии.

В настоящее время выделяется несколько уровней функционирования психологической службы. На первом производится главным образом тестирование с целью выявления учащихся, нуждающихся в специальном обучении.

На втором работа направлена на учащихся, кото рым необходимо специальное обучение, а также на тех, кто имеет умеренно выраженные учебные и поведенческие проблемы.

Третий уровень предполагает прямую психологическую помощь всем нуждающимся в ней учащимся и консультацию персонала школы по вопросам психологии развития.

В «Руководстве Национальной ассоциации школьных психологов по обеспечению психологической службы в школах» отмечается, что основная цель психологической службы – служить психическому здоровью и образовательным интересам детей и юношества. Это предполагает:

а) психологическое и психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и юношества;

б) активные вмешательства психолога, направленные на обеспечение полноценного влияния школы на когнитивное, аффективное и социальное развитие;

в) помощь педагогическому персоналу и родителям прежде всего в плане заботы о ребенке – специальные программы обучения персонала школы и родителей, советы им и т.п.;

г) консультирование и совместную работу с персоналом школы и (или) родителями по проблемам учащихся, связанным со школой, и проблемам персонала школы как профессионалов.

Интересен опыт развития школьной психологической службы во Франции. Отцом французской школьной психологии называют Альфреда Бине, начавшего свои исследования в этой области еще в 1894 году. В 1897 г. выходит его работа, посвященная психологическим проблемам начальной школы. В 1905 г.

Министерство образования Франции обратилось к Бине с просьбой психологически исследовать проблему детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе. В результате этого исследования появился знаменитый тест Бине-Симона, позволяющий выявлять детей с задержкой умственного развития. За этим последовало открытие специальных школьных классов для таких детей, а в 1909 г.

открылась первая во Франции профессиональная школьная психологическая служба.

В 1947 г. в Париже начала работать группа школьных психологов под руководством профессора А. Валлона. В отличие от А. Бине, А. Валлон полагал, что цель психологической службы не в селекции детей по каким-либо признакам, а в психологической помощи каждому ребенку, в создании оптимальных условий обучения и воспитания всех без исключения детей.

В 1951 г. Министерство образования Франции впервые представило описание функций школьных психологов. Этот документ был основой дискуссии на I и II Международных коллоквиумах по школьной психологии, организованных ЮНЕСКО в Гамбурге соответственно в 1952 и 1954 годах.

Однако в силу изменения политики в образовании деятельность службы во Франции была приостановлена, а школьные психологи переведены на должности учителей начальных классов.

Потребность в школьных психологах на протяжении 50-60-х годов нарастала прежде всего вследствие значительного увеличения количества детей с задержками умственного развития и другими нарушениями.

Министерство образования обратилось к психологической науке, по существу, вновь за психометрическими методами с целью отбора детей, не способных обучаться в массовой школе. Для решения этих задач в 1960 г.

открывается четыре психологических центра – в Париже, Бордо, Гренобле и Безансоне.

Начиная с 1970 г.

преобладающей организационной формой деятельности школьной психологической службы во Франции становятся так называемые группы психолого-педагогической помощи, каждая из которых представляет собой команду, состоящую из одного специалиста по школьной психологии, одного специалиста по психологии обучения, одного специалиста по психомоторному развитию. Такая бригада призвана обслуживать от 800 до 1000 учащихся и, хотя территориально располагается в какой-то одной школе, обслуживает, как правило, несколько школ.

Группы психолого-педагогической помощи, в которых работает подавляющее большинство школьных психологов, административно подчинены департаменту специального образования.

Объектом деятельности этих групп являются в первую очередь дети дошкольного и младшего школьного возраста (2-12 лет), причем основное внимание уделяется работе с детьми 3-7 лет. В центре – проблемы обучения и поведенческие проблемы, которыми соответственно занимаются разные специалисты.

Одна из основных задач – выявление детей, нуждающихся в особых формах и методах обучения. Проводятся также консультации родителей и педагогов по указанным проблемам.

Начиная со второй половины 80-х годов во Франции обсуждается проект реорганизации существующей практики работы школьных психологов и создания единой системы школьной психологической службы, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям.

Цели этой системы – предотвращать школьный неуспех, способствовать социальному научению и социальной адаптации детей, помогать детям с умственной отсталостью интегрироваться в общий поток учащихся (что прямо противоположно цели, выдвигаемой на предшествующих этапах службы, – отделять таких детей), содействовать общеобразовательному и профессиональному росту учащихся, повышать квалификацию учителей, социальных работников, администрации, других специалистов в области народного образования.

Несмотря на то что измерение и тестирование и сейчас чрезвычайно широко применяются в практике психологической службы, последнее время многих ученых во всех странах мира не устраивает такая ограниченная деятельность школьных психологов. Они начали пересматривать измерение как главную деятельность, которая может способствовать решению проблемы психологической помощи детям.

Глубокую неудовлетворенность формальными психометрическими тестами давно уже выражают английские психологи. На конкретных примерах они демонстрируют субъективный характер и научную несостоятельность применяемых тестов, их ограниченность и искусственность.

Одним из существенных недостатков тестового материала они, в частности, считают полное игнорирование эмоциональных моментов, которые в реальных жизненных ситуациях являются существенной частью поведения. Э.

Стоунс пишет, что использование тестов приводит к разделению людей на тех, у кого высокий показатель IQ, и на тех, у кого он низкий.

Однако, отмечает он, в последнее время растет число исследований, в которых вместо распределения людей по группам, состоящим из приблизительно одинаковых по психологическим характеристикам людей (слабоумные, тупые или плохо обучаемые), внимание фиксируется на конкретных трудностях научения, с тем, чтобы выявить природу этих трудностей.

Определенный опыт организации и деятельности школьной психологической службы накоплен и в странах Восточной Европы.

Здесь психологическая служба школы ставит перед собой задачи, решение которых направлено прежде всего не на констатацию уровня развития учащихся с целью отбора, а на получение психологической информации об учащемся или коллективе класса с целью создания условий, стимулирующих развитие (Витцлак Г., 1986).

Психологическая служба школы в большинстве стран Восточной Европы функционирует в форме психолого-педагогических районных или областных центров или консультаций. Эта служба – неотъемлемая составная часть системы народного образования и воспитания всех детей, подростков и юношества.

Основное содержание психологической службы – помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разного рода затруднений в развитии личности, проблемы профессиональной ориентации. Доминирующая функция психолога-консультанта, например, в Чехии и Словакии заключается в психодиагностической деятельности.

Ее результатом служит диагностическое заключение, из которого вытекают последующие рекомендации. Психолог может рекомендовать организационные меры – зачисление ребенка в специальную или вспомогательную школу, в специальные классы в рамках начальной школы, в специальный детский сад и т.д.

Он может предложить наиболее подходящий тип обучения, оптимальную область для выбора профессии. Психолог может рекомендовать применение подходящих методов воспитания и обучения в семье и школе, различные формы психотерапии, врачебное обследование (психоневрологическое, логопедическое и др.).

Большое место в консультациях занимает определение у всех детей готовности к обучению в школе, так называемой школьной зрелости, за год до поступления ребенка в школу (в этих странах дети начинают учиться с 6 лет).

Психологические консультации и центры в основном занимаются решением конкретных проблем, с которыми к ним обращаются родители или учителя.

Это особенно четко представлено в венгерской инструкции для консультаций по вопросам воспитания, вменяющей в обязанности психолога заниматься проблемами, связанными с наблюдаемыми в поведении ребенка отклонениями от нормы, которые не могут быть исправлены обычными педагогическими средствами (например, агрессивное поведение, продолжительное беспокойство, невнимательность и т.д.); с проявлениями в поведении ребенка чрезмерной чувствительности, робости, замкнутости, боязни школы, ответов на уроке и пр.; систематическими кражами, ложью ребенка дома или в школе; побегами ребенка из дома или из школы; внезапными изменениями в поведении ребенка; низкими результатами учения; отсутствием интереса к учебе в школе; нарушениями речи нервного характера – заикание, скороговорение; жалобами ребенка или родителей на систематические головные боли, бессонницу, беспричинную утомляемость и т.п.

Таким образом, психологическая служба системы народного образования в странах Восточной Европы занимает существенное место в деле воспитания и обучения детей, подростков и юношей.

Заключение

Таким образом, основной целью психологической службы в образовании является обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов.

Психологическая служба в образовании необходима для реализации в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста, для развития индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.

, для создания благоприятного для развития ребенка психологического климата, для оказания своевременной психологической помощи и поддержки, как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Психологическая служба в образовании существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания начиная с детей дошкольного возраста до студентов вузов, и имеет почти вековую историю.

Психологическая служба в США, Франции, Англии, странах Восточной Европы занимает существенное место в деле воспитания и обучения детей, подростков и юношей.

Список использованной литературы:

1. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991.

2. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.: “Педагогика”, 1991.

3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Творческий центр «Сфера», 1996.

4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: Творческий центр «Сфера», 2000.

5. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е издание / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004.

Просмотров 6849

Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/4-1104.html

Medic-studio
Добавить комментарий