Речь и мозг: Очень многое о мозговых механизмах речи стало известно благодаря

Содержание
  1. Наш удивительный мозг
  2. Немного о мозге человека
  3. Мозг и Речь
  4. Психология речи (продолжение)
  5. 13 способов прокачать мозг, которыми пользуются ученые и сотрудники спецслужб
  6. Миф: Мозг никогда не устает
  7. Миф: Рисуя, математиком не станешь
  8. Миф: Качели — это развлечение для детей
  9. Миф: Экстрасенсорных способностей не существует
  10. Миф: Лучший спорт для мозга — шахматы
  11. Миф: Молоко полезно для мозга
  12. Миф: Многие навыки можно получить только в детстве
  13. Миф: Позитивное мышление — удел молодых и неопытных
  14. Миф: У одних людей математический склад ума, а все остальные — гуманитарии
  15. Миф: Пить кофе каждый день полезно для памяти
  16. Миф: Виртуальные карты и навигатор развивают пространственное ориентирование
  17. Миф: Электростимуляция сжигает мозги
  18. Миф: Стимулирование центра удовольствия заставляет мозг работать лучше
  19. Роль связи языка и мозга в работе мозговых механизмов речи
  20. От лепетания к языку
  21. Механизмы речи
  22. Связь языка и мозга
  23. Речь и мозг: Очень многое о мозговых механизмах речи стало известно благодаря
  24. Так говорил мозг

Наш удивительный мозг

Речь и мозг: Очень многое о мозговых механизмах речи стало известно благодаря

Головной мозг человека – уникальный орган. Он действительно заслуживает звания сложнейшего во вселенной (по крайней мере, в изученной ее части). Кто знает, удастся ли нам когда-нибудь изучить его до конца.

Ведь это та самая ситуация, когда исследуемое не уступает в сложности строения исследователю. Мы пытаемся понять мозг самим же мозгом.

Но, будем надеяться, что однажды нам станут известны все тайны этого уникального органа.

Наш удивительный мозг

Человечество достигло впечатляющего уровня развития. То, что каких-нибудь сто лет назад считалось бы чудом, сейчас не удивляет никого: телефоны, компьютеры, интернет, самолеты и много других вещей, которые давно стали частью обыденной жизни.

Наша цивилизация продвигается семимильными шагами, полеты в космос и глубоководные погружения ни для кого уже не новость. Но благодаря чему нам все это удалось? Есть в человеческом организме такой удивительный и безумно сложный орган: мозг.

И по сравнению с другими достижениями и исследованиями в окружающем мире, изучение мозга только начинается. 

Немного о мозге человека

Все высшие психические функции, сложная деятельность, социальноеповедениеи вообще любая деятельность человека – зависят от мозга.

Впрочем, немного странно делать различие между мозгом и человеком, потому что мы и есть наш мозг.

Он, как главный бортовой компьютер, собирает информацию со всех частей тела, управляет всеми его функциями, от детальнейшей регулировки жизнедеятельности, до сложного поведения и возвышенных размышлений.

Все «локаторы» человеческого тела: уши, нос, глаза, рецепторы в коже и мышцах – выполняют функцию сбора информации. На самом деле они не видят, не слышат и не чувствуют, все это делает мозг. В определенных участках коры находятся соответствующие зоны – зрительная, слуховая и т. д.

, они то и трансформируют разрозненную и хаотическую информацию из окружающего мира в более-менее вразумительную картинку, которую на финале мы получаем. Только представьте, какую сложную работу проделывает мозг только в сфере восприятия.

А ведь на нем лежит еще огромное количество других функций! Не зря говорят, что это сложнейший объект во вселенной. 

Как известно, поверхность коры головного мозга испещрена бороздами и извилинами, что позволяет значительно сэкономить место в черепной коробке, ведь если этот удивительный орган разгладить, то он займет 22 (!) квадратных метра. Еще один интересный факт – мозг состоит из 80 миллиардов клеток. Для наглядности – если перевести 80 миллиардов секунд в года – получится 2 500 лет. 

Наш удивительный мозг

Все нейроны контактируют между собой при помощи специальных отростков – дендритов и аксонов. Установлено, что один нейрон может контактировать с 10 000 других. 

Кажется, что о мозге есть наибольшее количество интересных фактов, по крайней мере больше, чем о любом другом органе. И здесь мы приведем некоторые из них. 

Все хоть раз в жизни испытывали головную боль. Но знали ли вы о том, что мозг не чувствует боли? Действительно, в нем нет ни одного болевого рецептора. А те неприятные ощущения в голове возникают из-за оболочки мозга, когда у нее появляется некий дискомфорт. 

Размер мозга никоим образом не влияет на умственныеспособностичеловека. Но у мужчин он все же больше, чем у женщин (не существенно, где-то на 100 грамм). Впрочем, у представителей разных полов есть и другие различия в «бортовом компьютере».

Они проявляются в развитости разных структур мозга. К примеру, у мужчин более развиты отделы, отвечающие за ориентацию в пространстве, а у женщин лучше налажено общение между полушариями и больше зеркальных нейронов (если в общем, то они отвечают за эмпатию).

И это еще не все различия. 

Мозг заслужено занимает почетное первое место по энергопотреблению, ведь на его обслуживание тратится 25% всей энергии организма. 

Наш мозг можно тренировать, также, как и мышцы. Исследователи рекомендуют давать ему нестандартные задачи. Приведу примеры: пойти на работу другой дорогой, почистить зубы левой (правой, если вы левша) рукой, научиться писать обеими руками и совершать другие, необычные и несвойственные вам действия.

Отдельно стоит отметить пользу чтения. Во время того, как вы читаете книгу, воображение строит картинки, вы сопереживаете герою, ощущаете его эмоции, думаете над решением его ситуаций и все это очень хорошо сказывается на работе и развитии мозга.

Также не стоит забывать об изучении иностранных языков, что полезно для памяти и общего хорошего состояния ума.  

Еще один интересный факт – нейрогенез (рождение новых нервных клеток) никогда не прекращается, особенно в гипоталамусе (отвечает за память). Ах да, пресловутые 10% от возможностей мозга – тоже миф. Мы можем использовать все 100%.

Но, само собой, не одномоментно, просто потому, что в этом нет необходимости. 
Очень необычно мозг ведет себя в ситуациях угрозы жизни. Известно, что очень часто люди, пережившие момент опасности говорят, что перед глазами проносится вся жизнь.

Это действительно так, мозг максимально ускоряет свою работу, пытаясь найти в памяти похожий случай и способ выбраться из ситуации. 

Наш удивительный мозг

Конечно, такой уникальный по своей сложности и функциям орган, как человеческий мозг, не мог не привлечь внимания исследователей. Но изучить его не такая уж и простая задача. Для этого использовались разнообразнейшие методы изучения. Среди них – клинико-анатомическое сравнение.

Суть метода в том, что изучают больных, с поврежденным участком мозга, сопоставляя утраченные функции с травмированным участком. Известный французский анатом и антрополог Поль Брока, обнаружил, что пациенты, которые не способны разговаривать, имеют общую черту – поврежденный участок коры в височной области.

В последствии этот участок был назван центром Брока, который отвечает за воспроизведение речи. 

Другой интересный метод изучения – электроэнцефалография. Во время процедуры, на голове исследуемого фиксируют некоторое количество электродов, с помощью которых, ученые измеряют электрическую активность мозга, во время выполнения человеком определенных действий.

Так, можно заметить большую активность некоторых участков при определенных действиях. В сложных случаях тяжелых заболеваний, Аккуратные тонкие электроды вживляют напрямую в мозг.

Метод электроэнцефалографии позволил получить достаточно много информации относительно строения и работы мозга. 

Учеными также используется довольно необычный способисследования функций мозга – электростимуляция.

При помощи направленного воздействия электрическим током на участки мозга, исследователи наблюдают за реакцией организма на эту стимуляцию. Таким образом сопоставляя зоны мозга с их функциями.

С помощью этого метода, нейрохирург Пенфилд открыл «моторного гомункулуса» – соответствие представленности частей тела в моторной коре. 

После 70-х годов прошлого века, методы исследования стали еще разнообразнее и точнее. К ним относятся: ФМРТ, ПЭТ, нейровизуализация и магнитоэнцефалография. 

Наш удивительный мозг

Во второй половине двадцатого века, был обнаружен удивительный механизм, который дает нам возможность совершать ежедневные действия на автопилоте. Его назвали детектор ошибок.

«Зона ответственности» такого механизма – все те действия, которые мы делаем каждый день, которые стали давно привычными: умывание, приготовление яичницы, одевание, прогулка по знакомому маршруту, завязывание шнурков и другие.

Пока мы все делаем правильно – детектор молчит, но как только вы собьетесь, сделаете что-то по-другому, не так, как всегда – он тут же даст о себе знать. Вы почувствуете некий дискомфорт, станете более включенным в действие, пока не заметите и не исправите ошибку. 

Ученых давно привлекает возможность исследовать выдающихся, гениальных людей и понять, что же делает их таковыми. Наилучшим органом для изучения и сопоставления гения с обывателем является головной мозг. Ведь, если и есть какие-то различия, то они обязательно будут видны на нем.

Первые попытки анатомического изучения, были сделаны еще 200 лет назад на медицинских факультетах европейских университетов. Многие выдающиеся умы оставляли свой мозг на благо науки. Среди них: Менделеев, Рубинштейн, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Сталин, Маяковский, Ленин и множество других.

И сколько ни пытались исследователи найти хоть какой-то знак, что-нибудь, намекающее на гениальность, все безрезультатно.

Конечно, мозги гениальных людей отличаются формой, размерами, весом и структурой, но от этого ничего не зависит. Любой мозг отличается от другого.

До сих пор не найдено ни одного анатомического намека, который бы дал ясно понять – «да, это мозг гения». Есть только предположения, что «главные компьютеры» выдающихся людей немного сломаны, работают не так, как все.

Благодаря этой небольшой, незаметной «поломке», гениальные представители рода человеческого и становятся таковыми. 

Как видите, головной мозг человека – уникальный орган. Он действительно заслуживает звания сложнейшего во вселенной (по крайней мере, в изученной ее части). Кто знает, удастся ли нам когда-нибудь изучить его до конца.

Ведь это та самая ситуация, когда исследуемое не уступает в сложности строения исследователю. Мы пытаемся понять мозг самим же мозгом.

Но, будем надеяться, что однажды нам станут известны все тайны этого уникального органа.

Светлана Нетрусова

Источник Эконет.ру

Больше полезных материалов →

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b47128bd3726c00aa20a50a/5cfd1f1ebabd4000b092dac2

Мозг и Речь

Речь и мозг: Очень многое о мозговых механизмах речи стало известно благодаря

Ноам Хомски — крупный специалист в области лингвистики в своем классическом труде впервые показал, что структура речи — способность ребенка овладевать речью в ходе общения в семье — заложена в мозгу новорожденных детей.

К великому смятению психологов, Хомски перенес вопрос о языке из области теории обучения в область теории эволюции, поставив вопрос — как формируется универсальная грамматика в качестве встроенной биологической функции мозга?

Согласно разработанной Хомским и принятой во всем мире теории универсальной грамматики, ребенок обладает способностью подсознательно осуществлять несколько простых переключении для того, чтобы понимать язык, на котором говорят его родители, и говорить на нем, где бы на Земле он ни родился. Весьма показательно, что Хомски — ведущий мировой специалист в области лингвистики, не может объяснить, каким образом система овладения речью у человека могла бы развиться путем естественного отбора.

Мозг вообще представляет собой загадку эволюции. Ортодоксальный дарвинизм приписывает все функций мозга набору различных алгоритмов — механической поэтапной процедуре, подобной той, которую выполняет искусственный компьютерный разум. Но скорее всего мозг функционирует гораздо более сложным образом.

Так работы нейроанатомов и психолингвистов показали, что наш мозг обладает некоторыми особенностями, которые отсутствуют в мозгу наших ближайших живущих сородичей — эти особенности играют решающую роль в восприятии языка и способности говорить.

Существуют совершенно различные мнения о том, когда именно в течение последних шести миллионов лет наши предки приобрели эту способность, в каком порядке и почему. Но большинство ученых в настоящее время полагает, что Homo sapiens владел речью изначально.

Изучение ДНК митохондрии человеческа (mt ДНК) показало, что для того, чтобы достичь современного уровня, речь должна была возникнуть в результате генетической мутации «у митохондрической Евы» (Ева mt ДНК) 200 тысяч лет назад.

Замечание : Американские исследователи обнаружили весьма знаменательное сходство человеческих и обезьяньих мозгов. Оказалось, что некая специфическая «Бродмановская область 44» в так называемом центре Брока и у людей, и у шимпанзе, бонобо и горилл больше в левом полушарии мозга, чем в правом.

Поскольку эта область у людей отвечает за речь, возникает вопрос, зачем она неговорящим обезьянам.

Исследователи выдвинули предположение, что у обезьян эта область управляет «языком жестов», и, следовательно, человеческая речь могла развиться из тех жестов, которые наши предки использовали для коммуникации.

«Область языка настолько отличается от всего прочего в природе, структура речи так причудлива, что ее развитие можно счесть скорее побочным результатом усилившихся способностей мозга, чем просто прямолинейным движением вперед — от рычания и жестов наших предков.»

У взрослого человека ларинкс (ые связки) расположен гораздо ниже, чем у других млекопитающих, а надгортанник (хрящ у основания языка) не может дотянуться до верхнего нёба.

Поэтому мы не можем одновременно дышать и глотать, не рискуя при этом захлебнуться! Такое исключительное сочетание особенностей может иметь одну-единственную цель — способность говорить. Во всех других отношениях это явный дефект эволюции.

Из-за того, что существует постоянный риск захлебнуться, зубы у человека растут очень близко друг к другу, а это значит, что до появления антибиотиков любое заражение от больного коренного зуба могло оказаться фатальным.

И мы вновь возвращаемся к загадке человеческого мозга.

Нас пытаются убедить, что всего лишь за 6 миллионов лет естественный отбор привел к тому, что объем человеческого мозга увеличился до физического предела, определяющегося родовым каналом.

Вот так эволюционные темпы! И за то же время мозг приобрел невероятно эффективное устройство и обрел такие способности, которые фантастическим образом превосходят потребности человека в повседневном существовании.

Говоря словами Артура Кёстлера: «Кора головного мозга приматов за последние полмиллиона лет развивалась… беспрецедентными темпами… со скоростью взрыва».

И в этом-то и заключается самая большая загадка. Ведь считается, что человек не мог стать разумным мгновенно, и что эволюция шла очень медленно.

Таким образом, если бы мы вернулись назад на 1-2 миллиона лет, то должны были бы обнаружить полуразумное существо, пользующееся своими только что обретенными способностями для первых упражнений в письменности, примитивном искусстве и в умножении простых чисел. Но это было не так.

Все без исключения полученные данные показывают, что человек еще в течение 6 миллионов лет продолжал пользоваться самыми примитивными каменными орудиями. И это несмотря на то, что его черепная коробка так увеличилась в объеме. Все это выглядит очень странно и крайне противоречиво и требует более удовлетворительного объяснения.

Два вида (хищник и жертва) существуют в положении равновесия когда слабейшие особи погибают, но оба вида выживают.

Этот принцип был впервые сформулирован Альфредом Уоллесом, который говорил: «Природа никогда не наделяет данный вид излишком свыше того, что необходимо ему для «повседневного существования».

Это такое же положение, как в густом лесу, где деревья длительное время тянутся ввысь в борьбе за солнечный свет.

И в этом-то как раз и обнаруживается слабое место эволюционной теории. Человеческий мозг чрезвычайно эффективен, но средний человек никогда не использует его на полную мощность. Чем объяснить то, что человеческий мозг создан с таким огромным «запасом качества? Какие дополнительные возможности выживания давали нашему предку — охотнику — музыкальные и математические способности мозга?

Эволюционисты могут возразить, что эти алгоритмы мозга вырабатывались не для музыкальных или математических, а для совсем иных целей, а затем были, соответственно «переобучены».

Однако никто не может сказать, каковы могли быть эти иные цели, ради которых возникали столь высоко развитые умственные возможности. Партнер Чарльза Дарвина Альфред Уоллес явно признал это противоречие.

Он писал: «Такой инструмент (человеческий мозг) был развит впрок для будущих нужд его обладателя».

Чтобы забить последний гвоздь в гроб эволюционной теории, нужно задаться следующим вопросом: кто же был тем соперником, из-за конкуренции с которым мозг Homo sapiens развился до такого размера и сложности? Какого рода соперничество превратило интеллектуальные способности в такой важный фактор выживания? Кто это был, кого человек стремился пересилить за счет ума? Можно ли это объяснить межвидовой конкуренцией? . Может быть, примитивные люди раскололись на соперничающие, противостоящие друг другу группы? Может быть, неандерталец представлял угрозу для Homo sapiens? Ничего подобного — напротив, факты показывают, что неандерталец и кроманьонец вполне мирно сосуществовали. Находки в пещере Сан-Сезар во Франции показывают, что они в течение тысяч лет жили в соседстве и не сражались друг с другом. Эти древние приматы продолжали в течение миллионов лет пользоваться простыми каменными орудиями (только 200 тысяч лет назад ситуация изменилась).

И в то же время нет никаких свидетельств совершенствования орудий, которое могло бы быть вызвано межвидовым конфликтом. При отсутствии в этот период какого-либо обладающего разумом соперника, версия об эволюционном развитии человеческого мозга остается совершенно неприемлемой.

Не подлежит сомнению, что в дарвиновской теории много справедливого, поскольку это касается мира животных, но практическое применение ее к человеку порождает серьезные сомнения.

Следует отметить, что речь формирует и стиль мышления человека. Считается, что у человека левое полушарие мозга отвечает за логику мышления, а правое за эмоции.

Но Последние исследования показали, что у человека нет чётко ограниченного аналитического речевого центра, разрушение небольших участков мозга приводит лишь к «исключению понятий», но не разрушению речи.

Яркий пример — различие между Европейцами и Японцами.

Европейцу японский язык кажется самым сложным в мире. Многое для нас непостижимо чуждо. Мы удивляемся тончайшим оттенкам в значениях слов, и — наряду с этим — то же самое слово может принимать противоположные значения.

Логика тут не поможет разобраться. В лабиринте японского языка выручит лишь интуиция. Как писал около ста лет назад его исследователь Ф.

Диккинс, «этот язык обладает исключительной способностью вовлекать слушателя в эмоциональные состояния».

Японский язык не логический — а эмоциональный, поэтому японцы думают намного интуитивнее, чем жители Европы. Или, может быть, правильнее: они мыслят так, как их приучил к этому их собственный язык.

В нем нет, например, спряжения глаголов. Мы говорим: «Я иду», «Ты идешь», «Он идет». Японец скажет: «Я идти», «Ты идти», «Он идти».

Нет никакой разницы между единственным и множественным числом: например, «журнал» и«журналы» выражаются одним и тем же словом.

Японский язык не принуждает человека анализировать, что было сказано. Он заставляет его догадываться, что могло быть сказано. Лишь контекст объясняет мысль. Все сказанное неповторимо живет в своем контексте.

Для японцев речь гораздо теснее связана с письмом, чем для нас. Если два слова произносятся одинаково, но пишутся по-разному, то это, считают они, разные слова. Схожесть их звучания даже не замечается японцами.

Так обстоит дело со словами «gekkei» («лавр» и- «менструация») и«seibyo» («эпилепсия» и- «половая болезнь»). Порой японские омонимы обозначают даже противоположные по смыслу слова: например, «kouten» («бурная погода» и- «приятная погода»).

Разница в написании делает эти слова непохожими.

Если же японец в ответ на вопрос: «Какая завтра погода?» произнесет: «Kouten», то, чтобы не ввести собеседника в заблуждение, он непременно начертит пальцем на ладони нужные иероглифы, различая «бурю над городом» и«благолепие в небесах». Итак, полагаясь лишь на одну логику, выучить японский язык невозможно. Тут нужна интуиция.

Исследования головного мозга японцев выявили удивительную вещь.

Их левое полушарие — область, где располагается речевой центр,- оперирует не только со словами, но и с природными шумами, например, криками зверей, посвистом ветра, гулом набегающих волн, барабанной дробью дождя, звучанием музыкальных инструментов, а также нечленораздельными звуками, издаваемыми людьми: смехом, бессвязным бормотанием, всхлипыванием. Все механические шумы улавливает правая половина мозга. У неяпонцев все происходит как раз наоборот. Их мозг работает иначе! Именно этим объясняется особая чуткость японцев к природе. Любые естественные звуки возбуждают их речевой центр. Все, что они видят и слышат вокруг, всю несказанную прелесть природы японцы способны переложить на язык слов. Речевой центр японца откликается на мельчайший внешний раздражитель, подбирая каждому услышанному тону свое неповторимое слово.

Интересны исследования проведённые в Санкт-Петербурге над «двуязычным» пациентом, который дома общался на родном туркменском языке, а на работе на русском. Пациента лечили электрошоком. При этом электрошоком «выключалась» на определённый промежуток времени требуемая половина мозга.

Так вот, когда выключалась «правая» пациент забывал туркменский, а когда «левая» — русский. Причём туркменский язык становился похожим на «эпический», освоенный в далёком детстве по рассказываемым ребёнку сказкам. Похоже , что основные речевые схемы, начинают закладываться под воздействием эмоций в правом полушарии, а лишь затем развиваются логикой в левом.

Таким образом «внешняя» речь формирует основу стиля мышления человека….

Источник: https://nlo-mir.ru/chelovek/706-2010-07-28-11-31-47.html

Психология речи (продолжение)

Речь и мозг: Очень многое о мозговых механизмах речи стало известно благодаря

Какова мозговая основа такого сложного строения речи и реализации всех ее функций? Современные исследования показывают, что речь обеспечивается совместной работой ряда мозговых зон коры головного мозга, а именно заднелобных, нижнетеменных, височных, задневисочных — нижнетеменных — переднезатылочных (зона ТРО) и являющихся мозговой основой речи.

Объединение этих зон называют речевой зоной коры головного мозга. Совместная же работа анализаторных систем этих областей мозга (двигательно-кинетического, кинестетического, акустического, пространственного, зрительного анализаторов) составляет психофизиологическую основу речи и речевой деятельности.

Все эти анализаторные системы находятся в тесной взаимосвязи, особенно это касается акустического и речедвигательного анализаторов. На тесную связь этих анализаторных систем указывали многие исследователи. Еще И. М. Сеченов писал о связи «слуховых ощущений» с мышечными ощущениями в груди, гортани, языке, губах, т. е.

с «ощущениями при собственном разговоре» {Сеченов, 1952. С. 568). В психологии давно установлен факт тесной связи и зависимости слуховых ощущений с речевыми кинестезиями {А. Р. Лурия, Б. М. Теплое, А. И. Леонтьев, А. Н. Соколов, Н. И. Жинкин, Л. А. Новикова и др.). В работах Л. А.

Чистович неоднократно высказывалась мысль о том, что первым этапом распознавания речи является артикуляторное распознавание слышимой речи, который можно назвать внутренней имитацией.

Таким образом, психофизиологической основой речи является функциональная система, состоящая из взаимодействия различных анализаторных систем, и прежде всего речедвигательного и слухового анализаторов. Мозговой основой является совместная работа ряда областей коры головного мозга.

Кратко подведем итоги современных представлений о речи в психологии.

Для понимания нарушения речи при афазии, для постановки точного топического и речевого диагноза, а также для применения адекватных научно обоснованных методов преодоления речевых дефектов, соответствующих их природе и механизмам, специалисту необходимо учитывать, по крайней мере, следующие важнейшие характеристики речи.

Психологические характеристики

1. Природа речи — социальная, речь возникает прижизненно.

2. Речь, слово возникают при тесном взаимодействии звучания, значения и выражения.

3. Роль и место речи в психической сфере:

а) опосредование и связывание всех психических про- цессов;

б) средство и форма познавательной деятельности;

в) средство и способ вербального общения людей;

40 г) осуществление тесной взаимосвязи с другими психи- ческими процессами, такими как восприятие, память, мышление, а также и с личностью, и эмоциональ- но-волевой сферой человека.

4. Основные функции речи:

а) коммуникативная, обобщения, познавательная, но- минативная, регулирования собственного поведения. В живой речи важная роль отводится эмоциональ- но-выразительной функции, интонации;

б) основная функция речи в сфере общения — коммуни- кативная; ее функциональная нагрузка, социальный смысл ее в том, что «она обеспечивает любую другую деятельность» (Основы теории… 1974. С. 23), либо овладение ею, либо ее планирование, регулирование, координацию, либо контроль;

в) коммуникативная функция речи (как и другие) воз- можна только при тесной взаимосвязи и взаимовлия- нии всех функций речи;

г) возможна и весьма продуктивная эквивалентная за- мена языковых средств в процессе общения паралинг- вистическими средствами — мимикой, жестами, дви- жением головы, интонированными несентенцио- нальными выражениями (междометиями и др.).

5. Наиболее полная связь между функциями общения и обобщения.

6. Важнейшие характеристики слова:

а) предметная отнесенность, значение и смысл являются компонентами семантики слова;

б) обобщение возможно лишь на основе семантики слова;

в) значение устойчиво и является общим для всех гово- рящих на данном языке. Смысл слова индивидуален и порождается всем жизненным опытом человека;

г) слово тесно связано с предметными образами.

7. Речь и ее структура:

а) тесное взаимодействие всех уровней организации речи — психологического, лингвистического, психофизиологического (сенсомоторного); тесная связь всех интимных

41 характеристик слова: его значения и смысла с его материальными носителями — звуковым, графическим, моторным, б) наличие и взаимодействие таких уровней реализации речи, как произвольный (осознанная речь) и непроизвольный (неосознанная форма речи), наличие особых языковых средств, обеспечивающих эти уровни. 8. Основной вид речи — диалогическая, другим важным и распространенным видом является групповая (полилогическая) речь.

Мозг и речь

1. Психофизиологической основой речи является функциональная система, включающая ряд совместно работающих анализаторных систем, и прежде всего слуховой и речедвигательной.

2. Мозговой основой речи является ряд совместно работающих зон коры левого полушария головного мозга — заднелобных, височных, нижнетеменных, теменно-височно-затылочных.

Психология речи (продолжение) – предыдущая\следующая –  глава 2. Нейропсихология и афазия

Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/mozg-i-rech/

13 способов прокачать мозг, которыми пользуются ученые и сотрудники спецслужб

Речь и мозг: Очень многое о мозговых механизмах речи стало известно благодаря

XXI век стал началом эпохи, когда ученым удалось буквально пробраться внутрь мозга и развенчать мифы о том, как он работает. Например, размер и вес мозга не связаны с уровнем интеллекта.

Одновременно начались испытания методик и наблюдения, обучающие нас тому, как «взламывать» программы, которым следует мозг, и как прокачивать нужные навыки с нуля в любом возрасте.

Этими открытиями сегодня активно пользуются сотрудники спецслужб, спортсмены, космонавты, врачи и любители биохакинга.

AdMe.ru расскажет о популярных заблуждениях, связанных с нашим мозгом, и предложит несколько простых способов сделать его работу более эффективной.

Миф: Мозг никогда не устает

© depositphotos   © depositphotos   © depositphotos  

На самом деле: от умственной работы мозг не способен устать, но психологическое, эмоциональное и физическое состояние влияют на его концентрацию и активность.

Недавние исследования показали, что мозг лучше всего работает там, где слышит шум волн, чувствует соленый свежий воздух, видит оттенки синего и ощущает теплый песок.

Поэтому на побережье моря или океана мы быстро восстанавливаем силы.

  • Что делать: посещайте соляные комнаты, чаще гуляйте в хвойном лесу, отдыхайте вблизи водоемов, а летом не стесняйтесь ходить босиком. Постарайтесь иногда выбираться на море.

Миф: Рисуя, математиком не станешь

© pgil / forums.tigsource  

На самом деле: рисуйте, когда никак не решается сложная задача или нужно сделать серьезный выбор. Это занятие активизирует оба полушария, и мозг быстрее находит верное решение. Интегрированные занятия показали, что дети скорее осваивают математику и быстрее запоминают информацию, если иллюстрируют новый материал или просто калякают на полях.

  • Что делать: рисовать или раскрашивать в течение 10–20 минут. Лучше работать неактивной рукой. Например, если вы правша, используйте левую руку. Превратите это в ежедневное занятие: эффект станет заметен в течение первого месяца.

Миф: Качели — это развлечение для детей

© Phil Hawksworth / flickr   © wikipedia  

На самом деле: в раннем возрасте раскачивания помогают в развитии отделов мозга, отвечающих за речь и обработку информации. Поперечное качание и раскручивания в любом возрасте укрепляют вестибулярный аппарат, развивая навык ориентации в пространстве. Проверено космонавтами.

  • Что делать: качаться на качелях по 15–20 минут 2–3 раза в неделю и не упускать возможности прокатиться на карусели. Это избавит вас от морской болезни и неприятных ощущений, возникающих при чрезмерном употреблении алкоголя.

Миф: Экстрасенсорных способностей не существует

© marc0k / flickr   © Marvel Studios  

На самом деле: то, что многие называют шестым чувством, часто развивается у тех, кто вынужден разрабатывать отдельные органы чувств. Например, слепые люди, концентрируясь на слухе, обонянии и рецепторах кожи, чувствуют пространство вокруг себя. Их мозг на основе полученных данных создает в уме карту, которую использует при движении.

  • Что делать: несколько раз в неделю выполняйте повседневные дела с берушами, ходите задом наперед или попробуйте игру «Что в коробке?», когда с завязанными глазами нужно определить на ощупь, что за предметы находятся в емкостях.

Миф: Лучший спорт для мозга — шахматы

© depositphotos   © depositphotos  

На самом деле: мозг лучше работает во время комплексных физических упражнений —выделяются гормоны, которые улучшают память, ускоряют усвоение новых навыков и заботятся о здоровье уже существующих нейронов. Например, в одном эксперименте испытуемые решали задачи. В перерыве одна группа делала зарядку, а вторая отдыхала сидя. В итоге лежебоки хуже справились с заданием.

Главное — избегать занятий с высоким риском для здоровья. Например, регбисты сталкиваются с нарушениями функций мозга из-за частых травм головы, связанных с особенностями этого вида спорта.

  • Что делать: не полагаться только на шахматы и разгадывание кроссвордов, а регулярно плавать, танцевать или записаться на йогу, чтобы комплексно развивать тело.

Миф: Молоко полезно для мозга

© Universal Pictures   © Columbia Pictures  

На самом деле: у молока много противопоказаний; гораздо полезнее для тела и головы употреблять кефир и другие кисломолочные продукты. Еду и напитки, чей положительный эффект на мозг пока не доказан, лучше употреблять изредка, в том числе вино и шоколад.

Ожирение разрушает связи между нейронами, сахар и трансжиры приводят к воспалениям. Мозг переходит на низкоэнергетический режим болезни и впадает в депрессию.

Недостаток еды тоже выводит этот орган из равновесия: он бросает все силы на то, чтобы достать еды, и человек становится агрессивным и раздражительным.

Продолжительность жизни мозга сокращается, увеличивается риск развития болезней мозга.

  • Что делать: в регулярный рацион включить жирную рыбу, икру, орехи, фрукты и овощи. Перейти на кетоновую диету, обязательно проконсультировавшись с врачом.

Миф: Многие навыки можно получить только в детстве

© Outov Productions   © Carolco Pictures  

На самом деле: практически любой навык можно освоить и развить в зрелом возрасте.

Например, хирурги начинают заниматься на скрипке в 30+ лет, чтобы развить мелкую моторику. Спецслужбы заставляют сотрудников проходить компьютерные игры, чтобы развивать скорость реакции, логику и вырабатывать правильное поведение в миссиях.

  • Что делать: не бойтесь попробовать себя в том, о чем мечтали в детстве. Новые знания создают новые нейронные связи, защищая мозг от старения. Пусть вас не смущают возрастные рамки: на Олимпиаде в Пхенчхане в дисциплине «горные лыжи» Мексику представлял спортсмен, который за год до этого впервые освоил данный вид спорта — в 40 лет.

Миф: Позитивное мышление — удел молодых и неопытных

© depositphotos  

На самом деле: оптимисты легче переживают неудачи и быстрее достигают поставленных целей, а вот продолжительное волнение на 29 % увеличивает риск умереть от сердечного приступа и на 41 % — от рака. И пусть то, как люди смотрят на жизнь, определяется генами, но именно жизненный опыт решает, кем вы станете. Поэтому психологи советуют развивать так называемое позитивное искажение.

  • Что делать: существует онлайн-тренинг, который следует выполнять ежедневно. В нем среди 9 человек требуется как можно быстрее найти того, кто улыбается. Регулярные занятия заставляют мозг перестроить мировосприятие и снижают уровень тревожности.

Миф: У одних людей математический склад ума, а все остальные — гуманитарии

© depositphotos   © brewbooks / flickr  

На самом деле: базовое понимание математики дано всем от природы. Это важный навык для выживания. Например, симметричность помогает обнаружить зрелый фрукт, а «чувство числа» — определить количество людей в племени противника.

Математические способности по-разному развиты у людей, но даже в зрелом возрасте их можно улучшить. Это благотворно влияет на работу памяти, а также будет полезно тем, кто занят творческим трудом и музыкой.

  • Что делать: начните с простого — играйте чаще в «Монополию» и «Буквоед». Обратитесь к простым задачкам и тактильным головоломкам, считайте в уме расходы, делая покупки. Загляните на этот сайт — он признан лучшим онлайн-ресурсом, с которым легко освоить математику любому.

Миф: Пить кофе каждый день полезно для памяти

© Miramax  

На самом деле: кофеин улучшает работу мозга и способен отсрочить возрастные нарушения памяти, но не обязательно регулярно употреблять кофе. Значительно усовершенствовать память, увеличить объем знаний и словарного запаса помогает чтение в больших объемах.

  • Что делать: осваивайте по 1–2 книги разных жанров в неделю. Перечитывайте старое, чтобы «перезаписать данные»: если долго не обращаться к информации, мозг удаляет ее из памяти.

Миф: Виртуальные карты и навигатор развивают пространственное ориентирование

© depositphotos   © depositphotos  

На самом деле: долго используя навигатор, люди постепенно забывают расположение даже тех улиц, по которым ежедневно ходили годами. Поэтому в Лондоне таксисты обязаны знать наизусть расположение 25 000 улиц, чтобы получить лицензию на работу.

Знание улиц и ориентирование по картам увеличивают область мозга, которая ориентирует нас в пространстве, избавляет от невротизма и учит быстро переключаться с одной стратегии на другую, более эффективную в конкретной ситуации.

  • Что делать: откажитесь от навигатора в пользу бумажных карт и научитесь краем глаза всегда следить за ориентирами, например положением солнца. Благодаря этому вы сможете находить нужное место даже в незнакомом городе.

Миф: Электростимуляция сжигает мозги

© Tim Sheerman-Chase / flickr   © depositphotos  

На самом деле: к электростимуляции мозга все чаще прибегают ученые, спецслужбы, спортсмены, геймеры и люди, которые восстанавливаются после черепно-мозговой травмы или инсульта.

Такая терапия улучшает концентрацию внимания, прокачивает логику, скорость реакции, вербальную память и пробуждает воображение.

Например, известно, что во время некоего теста ни один из испытуемых не смог выполнить сложное задание на логику, а после курса электростимуляции 40 % испытуемых дали верный ответ.

  • Что делать: использование подобной терапии следует начать с консультации у врача, чтобы не нанести вред здоровью.

Миф: Стимулирование центра удовольствия заставляет мозг работать лучше

© depositphotos   © depositphotos  

На самом деле: гормон дофамин вызывает чувство удовольствия, когда вы едите сладкое, употребляете алкоголь или влюбляетесь. Он ненадолго возбуждает мозг, заставляя его усиленно работать, а затем снижает работоспособность, требуя новую «дозу».

Стимулировать мозг надолго и без ущерба может гормон серотонин. Он выделяется, когда вы занимаетесь самореализацией, смеетесь или разделяете любимое занятие с приятным человеком, например смотрите кино или обедаете. В таких случаях можно сделать исключение, чтобы вместе побаловаться сладостями или хорошим вином.

  • Что делать: чаще проводите время с друзьями, путешествуйте, знакомьтесь с новыми людьми и старайтесь разделять удовольствия с близкими.

А вы готовы испытать на себе подобные техники?

Источник: https://www.adme.ru/zhizn-nauka/13-mifov-o-rabote-mozga-kotorye-meshayut-90-lyudej-stat-umnee-1755065/

Роль связи языка и мозга в работе мозговых механизмов речи

Речь и мозг: Очень многое о мозговых механизмах речи стало известно благодаря

Мозговые механизмы речи представляют сложную динамическую систему которая формируется постепенно, развивая  язык и мозг в процессе обучения и практики.

Певчие птицы – один из немногих известных видов, которые учатся петь, как это делают люди обучаясь говорить. Это делает их идеальным примером для изучения происхождения мозговых механизмов речи.

От лепетания к языку

Как люди переходят от лепетания ребенка к смысловой речи?

Язык является одной из определяющих черт человеческого бытия, но как мы можем его приобрести?

Многие животные издают звуки, например, рев льва и кваканье лягушки. Но большинство не учатся делать это также, как мы учим язык. Будучи младенцами, мы слышим говорящих людей вокруг нас и учимся имитировать эти звуки.

Люди, дельфины, киты и некоторые летучие мыши являются единственными млекопитающими, которые учатся озвучивать таким образом.

Но некоторые виды певчих птиц также используют этот вид вокального обучения используя язык и мозг, развивая связь речи и мозга.

На самом деле, певчие птицы имеют много, чтобы показать ученым как работает язык и мозг. Изучая, как певчие птицы учат свои мелодии, мы обнаруживаем, как организованы наши органы центральной нервной системы и как работают мозговые механизмы речи.

Механизмы речи

Исследования певчих птиц, как зяблики, открыли важные подсказки о контурах мозга, лежащих в основе вокального обучения.

Родом из Австралии, зяблик – это коренастая маленькая певчая птичка. С ярко-оранжевыми щеками и черно-белыми полосатыми перьями, украшающими его грудь, самец – показной артист, воспроизводящий мелодии в надежде произвести впечатление на самку как брачное поведение птиц.  Но он родился не с таким красивым поющим голосом — он приобрел навыки через обучение и практику.

Зяблики начинают свое вокальное обучение с неизбирательного щебетания как маленькие люди.

После прослушивания взрослых, они медленно продвигаются к пению полных мелодий, также, как дети прогрессируют от лепетания до произнесения полных предложений (у человека около 3 с половиной лет).

И также, как и у человеческих младенцев, есть критическое время, в течение которого молодая птица должна услышать пение взрослых, чтобы она могла научиться воспроизводить те же самые звуки.

Будь то человеческий язык или пение птиц, связь языка и мозга для производства звуков – это моторное мастерство. Все, что требует от вас сознательное движение мышц, – это двигательный навык ых связок. Двигательные навыки, как мы все знаем, проходят практику. Это процесс проб и ошибок, который требует сенсорной обратной связи.

Вне главного органа центральной нервной и позвоночного канала есть 2 вида нервов: двигательные нервы и сенсорные нервы.

Отходящие от позвоночного канала, сигналы подаются к двигательным нервам заставляя мышцы двигаться.

Сенсорные нервы, с другой стороны, посылают информацию о сенсорном прикосновении и положении, чтобы отослать информацию обратно в главный орган центральной нервной системы. Для звука это слух.

Двигательные навыки – такие как овладение обратной связью в теннисе, игра на пианино или научиться говорить зависят от такого рода сенсорной обратной связи, чтобы мы могли регулировать и совершенствовать наше выступление через пробы и ошибки.

 Ключом к этому процессу проб и ошибок является группа структур мозга, называемых базальными ганглиями.

Эти мозговые механизмы речи   получают моторную и сенсорную информацию из области мозга, называемой корой головного мозга, которая отвечает за планирование движения среди многих других вещей.

Базальные ганглии передают эту информацию обратно в кору головного мозга и другие области образуя мозговой механизм речи. Эта схема связи языка и мозга важна для обучения тому, как выполнять точные моторные поведения, такие как язык или пение у птиц.

Связь языка и мозга

Хотя ученые когда-то думали, что эта схема была задействована только в изучении звуков во время развития, с тех пор они открыли другую важную роль: изменение исполнения птичьей песни, чтобы отточить двигательные навыки. Это подтверждает гипотезу о том, что человек развивая нейронные связи мозга изучением нескольких языков отодвигает медицинскую проблему потери и видов памяти.

Например, когда самец поет в одиночку, нейроны в цепи случайным образом запускаются в свободную форму импровизации.

Но если рядом находится самка, нейроны в цепи изменяются, а зяблик исполняет хорошо отрепетированную мелодию, как и у человека выдавая признаки что ты нравишься противоположному полу.

Из этих экспериментов ученые обнаружили, что эта схема помогает нам совершенствовать нашу способность петь, играть на гитаре, видеть наших конкурентов и выполнять любое количество мероприятий.

Таким образом, внешние социальные сигналы способствуют развитию нейронов мозга и языка.

Показывая, как мозг певчих птиц генерирует эти различные виды вокального поведения, исследователи начинают получать структуру о моторном обучении на протяжении всей жизни и как социальные сигналы мощно влияют на обучение у всех животных, особенно у высоко социальных существ, таких как мы.

Деревья всегда обвораживали людей. Эта жизненная форма деревянистых растений  прекрасна на нашей планете. Сообщения про деревья упоминаются почти во  всех религиях и побуждают живописцев на протяжении 1000-летий.

В детстве я читал научную фантастическую историю, которая принудила меня заново посмотреть на деревья. В этой истории прилетели гости из развитой цивилизации на Землю, и их галактический корабль приземляется среди леса.

Инопланетяне длительно …

Читать далее »

Как долго живут комары? Это зависит от пола. Вообще говоря, самки комаров имеют более длительный срок жизни, чем самцы. Самки могут оставаться в живых до 56 дней, в то время как самцы живут только 10 дней. Кроме того самцы не так активны в летнюю погоду. Самое отвратительное от жизни этих насекомых заключается в укусах и зуде после укуса на коже. …

Читать далее »

Фактическая наука основана на объективных, системно организованных и обоснованных знаниях о мире на основе реальных, а не вымышленных результатах или событиях. Фактическая наука подтверждает или опровергает теорию.

Перечень основных характеристик фактической науки Научное знание является фактическим Понятие факт в науке описывается  так, как он есть, независимо от эмоциональной или коммерческой ценности.

Наука не поэтизирует факты и не продает их, хотя …

Читать далее »

Сверхпроводящие материалы могут проводить электричество или переносить электроны от одного атома к другому без сопротивления. Это означает, что тепло, звук или любая другая форма энергии не будут высвобождаться из материала.

Температура при которой проявляется явление сверхпроводимости для большинства материалов должна быть очень низкой. Материал в этом случае будет находиться в крайне низком энергетическом состоянии (очень холодном).

Ведутся исследования по разработке …

Читать далее »

Так же, как медный провод проводит электричество лучше, чем резиновая трубка, некоторые виды материалов при определенных условиях проявляют явление сверхпроводимости.

Состояние сверхпроводника при этом явлении определяется двумя основными свойствами: материал предлагает нулевое сопротивление электрическому току и в него не могут проникать магнитные поля.

Потенциал и польза от этого свойства столь же обширна, сколь и увлекательна: электрические провода без потерь это …

Читать далее »

Решая современные проблемы науки научные исследования существенно расширили наше понимание основного состава материи, происхождение Вселенной, эволюции жизни на Земле, структуру и функции био молекул и многое другое.

В то же время, прогресс предоставил непредвиденные возможности, позволяющие нам изменить нашу жизнь, наше будущее и наш мир.

Большие преимущества, предлагаемые наукой не должны заставить нас забыть, что эта власть над природой может …

Читать далее »

В 1988 году учеными была открыта международная программа  по расшифровке генома человека.

Проект “геном человека” официально начался в 1990 году в котором опубликованы планы на первые пять лет и последующие 15 лет проекта в котором приняла участие и Россия.

Ученые России описывали 3-ю, 13-ю и 19-ю из 46 хромосом человека. 1990 – международная программа геном человека начинается. Значение исследования генетического …

Читать далее »

Уголь добывается из земли путем добычи полезных ископаемых. Применение угля основано на возможности гореть и давать тепло.

Большая часть добываемого каменного угля транспортируется поездами на электростанции, где он сжигается для получения пара. Пар вращает турбины, которые производят электричество.

Уголь является крупнейшим источником энергии для производства электроэнергии во всем мире. К сожалению, это также один из крупнейших мировых источников выбросов углекислого …

Читать далее »

Эта статья описывает новую когнитивную психологию, известную как факторы влияния на человека, соединяющую философию, психологию, теологию, духовность, лингвистику – действительно каждый аспект существования.

Влияние на аспект существования Факторы влияния на человека – это основное качество человеческой жизни; то есть наша коммуникативная структура предназначенная для того, чтобы воздействовать на мышление, эмоции и выбор поведения нас самих и других людей. Влияние является …

Читать далее »

Гальванический элемент батарейка -это энергетическое устройство, которое преобразует накопленную химическую энергию непосредственно в электрическую с помощью электрохимического процесса, включающего реакции окисления.

Каковы основные компоненты батареи как генератора энергии? Гальванический элемент может состоять из многих  электрохимических элементов, называемых батарейными элементами.

Элементы или ячейки могут быть соединены и расположены последовательно или параллельно в соответствии с требуемым выходным напряжением и током, образуя емкость …

Читать далее »

Пьющий человек в большинстве своем не осознает тяжести заболевания и физическую зависимость от алкоголя.

Он считает, что пьет, как все, что к нему придираются, что он в любой момент может отказаться от употребления спиртных напитков.

Эта иллюзия способствует тому, что болезнь постепенно прогрессирует, приводя к развитию вторичных заболеваний, запоям, потере работы и семьи. Но и эти последствия не становятся причиной …

Читать далее »

Одной из самых древних болезней является подагра. Однако, несмотря на свой “почтенный возраст”, это заболевание, поражающее суставы конечностей, существует и в наши дни.

Развитие подагры, или подагрического артрита, связано с нарушением обмена веществ и повышенным образованием мочевой кислоты.

В результате, соли этой кислоты откладываются в чрезмерном количестве, что приводит к нарушению функции тканей и органов. Избавиться от метаболического заболевания достаточно …

Читать далее »

Источник: https://v-nayke.ru/?p=11433

Речь и мозг: Очень многое о мозговых механизмах речи стало известно благодаря

Речь и мозг: Очень многое о мозговых механизмах речи стало известно благодаря

Очень многое о мозговых механизмах речи стало известно благодаря наблюдениям за пациентами с поврежденным мозгом. Повреждение может возникнуть в результате опухоли, проникающего ранения головы или разрыва кровеносных сосудов. Речевые нарушения, возникшие в результате повреждения мозга, обозначаются термином «афазия».

Как уже говорилось, в 1860 году Брока заметил, что повреждение определенного участка левой лобной доли связано с нарушением речи, называемым экспрессивной афазией (expressive aphasia). [Наиболее полная классификация различных форм афазии была разработана А. Р. Лурия (см.: Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996). — Прим. ред.

] У пациентов с поврежденной зоной Брока были трудности с правильным произношением слов, их речь была медленной и затрудненной. Их речь часто осмысленна, но содержит только ключевые слова. Как правило, существительные имеют форму единственного числа, а прилагательные, наречия, артикли и связки опускаются. Однако у таких людей нет трудностей с пониманием устной и письменной речи.

В 1874 году немецкий исследователь Карл Вернике сообщил, что повреждение другой части коры (тоже в левом полушарии, но в височной доле) связано с нарушением речи, называемым рецептивной афазией (receptive aphasia). Люди с повреждением этого участка — зоны Вернике — не могут понимать слова; они слышат слова, но не знают их значения.

Они без труда составляют последовательности слов, правильно их артикулируют, но неверно употребляют слова, и речь их, как правило, бессмысленна.

Проанализировав эти нарушения, Вернике предложил модель порождения и понимания речи. Хотя возраст модели насчитывает 100 лет, в общих чертах она все еще верна. Взяв ее за основу, Норман Гешвинд разработал теорию, которая известна как модель Вернике—Гешвинда (Geschwind, 1979).

Согласно этой модели, в зоне Брока хранятся коды артикуляции, определяющие последовательность мышечных операций, необходимых для произнесения слова. При передаче этих кодов в моторную зону они активируют мышцы губ, языка и гортани в последовательности, нужной для произнесения слова.

С другой стороны, в зоне Вернике хранятся слуховые коды и значения слов. Чтобы произнести слово, надо активировать его слуховой код в зоне Вернике и передать по пучку волокон в зону Брока, где он активирует соответствующий код артикуляции. В свою очередь код артикуляции передается в моторную зону для произнесения слова.

Чтобы понять кем-то сказанное слово, оно должно быть передано из слуховой зоны в зону Вернике, где для произнесенного слова имеется его эквивалент — слуховой код, который в свою очередь активирует значение слова.

При предъявлении написанного слова оно сначала регистрируется зрительной зоной, а затем передается в угловую извилину, через которую зрительная форма слова ассоциируется с его слуховым кодом в зоне Вернике; когда найден слуховой код слова, находится и его значение.

Таким образом, значения слов хранятся вместе со своими акустическими кодами в зоне Вернике. В зоне Брока хранятся коды артикуляции, а через угловую извилину к написанному слову подбирается его слуховой код; однако ни одна из этих двух зон не содержит информации только о значении слова.

[Значение хранится вместе с акустическим кодом. — Прим. ред.] Значение слова воспроизводится только тогда, когда в зоне Вернике активируется его акустический код.

Эта модель объясняет многие нарушения речи при афазии. Повреждение, ограниченное зоной Брока, вызывает нарушение порождения речи, но меньше влияет на понимание письменной и устной речи.

Повреждение зоны Вернике приводит к нарушению всех компонентов понимания речи, но не мешает человеку четко произносить слова (поскольку зона Брока не затронута), хотя речь при этом будет бессмысленной.

Согласно модели, индивиды с поврежденной угловой извилиной не смогут читать, но смогут понимать устную речь и говорить сами. И наконец, если повреждена только слуховая зона, человек сможет нормально говорить и читать, но не сможет понимать устную речь.

Модель Вернике—Гешвинда применима не ко всем имеющимся данным. Например, когда в ходе нейрохирургической операции речевые зоны мозга подвергаются электростимуляции, функции восприятия и производства речи могут прерываться при воздействии только на одно место зоны.

Отсюда следует, что в некоторых участках мозга могут находиться механизмы, занятые и порождением, и пониманием речи.

Мы еще далеки от совершенной модели речи у человека, но по крайней мере знаем, что некоторые речевые функции имеют четкую мозговую локализацию (Hellige, 1994; Geschwind & Galaburda, 1987).

Источник: https://knigi.news/uchebniki-psiholog/rech-mozg-48047.html

Так говорил мозг

Речь и мозг: Очень многое о мозговых механизмах речи стало известно благодаря

Полгода в качестве испытуемого я ходила на эксперименты лаборатории нейролингвистики ВШЭ. Будучи объектом исследования, я постаралась хоть немного разобраться во взаимодействии языка и мозга.

«Буууу бууу бууу…»

Мои ощущенияКомната с томографом такая белая и чистая, что сложно отличить пол от потолка. От этого становится ещё холоднее. Кольца и ремень с пряжкой сняла. Вставной челюсти у меня пока нет, сердечных стимуляторов тоже. Вроде готова. Скинув ботинки, иду босиком по кафельному полу. Ложусь на кушетку.

Мою голову накрывают пластиковой решётчатой маской, напоминающей рыцарское забрало. Шевелить головой, как, впрочем, и остальными частями тела, нельзя. Всё, что я вижу, — это отражение большого экрана с текстом задания в системе маленьких зеркал, размещённой у меня перед глазами.

Надеваю наушники, соединённые с соседней комнатой толстым резиновым шлангом. Кушетка медленно заезжает в аппарат.

Сегодня я участвую в одном из экспериментов научной лаборатории нейролингвистики ВШЭ. Созданная всего пару лет назад, она объединила нейропсихологов, филологов, логопедов и даже программистов, которые все вместе изучают нашу речь как продукт непосредственной работы головного мозга.

В том, как связаны язык и мозг, учёные пытаются разобраться уже лет сто. Но настоящая революция началась именно в наше время, когда стали доступны томографы и прочие приборы, позволяющие детально отслеживать работу мозга.

У этих исследований две глобальные задачи. Первая, фундаментальная — понять, как работа нейронов в нашей голове превращается в слова и предложения, которые мы понимаем или произносим. Вторая задача прикладная: помочь людям, у которых из-за мозговых нарушений возникли проблемы с речью.

Едва ли не лучший способ подсмотреть, откуда мозг управляет речью, — это функциональная магнитно-резонансная томография, которая с высокой точностью определяет, какой участок мозга сейчас активен, а какой нет.

В трубе томографа ощущаешь торжественное одиночество астронавта, заключённого в космической капсуле, которая вот-вот рванёт к звёздам. В тревожных перестуках аппарата мерещится частый пульс сердца.

Он недовольно гудит на всю комнату, создавая вокруг меня магнитное поле, а я не могу отделаться от навязчивого чувства, что машина читает мои мысли.Эксперимент начинается.— Проговаривайте предложения про себя, — слышу в наушниках спокойный голос исследователя.

«Cейчас вдова допивает вишнёвый ликёр».Мне становится смешно, но сильно веселиться нельзя: испорчу статистику. Дальше — хуже: «Свека вошурать племиска дасей зиузливо». И наконец, кульминация: «Буууу бууу бууууууу буу бу».

Честно и торопливо читаю слоги.

Между человеческими предложениями, абракадаброй и почти психоделическими слогами на экране каждый раз на несколько секунд умиротворяюще зависают незатейливые крестики. В эти моменты отдыха я успеваю придумать кучу вопросов: почему предложения смешные? Там снаружи вообще видят на мониторе, как мне смешно?

Что всё это значит? Если вы правша, то зоны, ответственные за речь, у вас скорее всего, находятся в левом полушарии. Ещё в XIX веке учёные заметили, что нарушения речи чаще всего связаны с поражениями в левой половине мозга.

Правда, примерно тогда же были зафиксированы и исключения из этого правила: у левшей поражения участков мозга с левой стороны вообще не вызывали никаких нарушений речи. То есть, у подавляющего большинства праворуких землян речь «находится» слева.

А у значительной доли генетических левшей — справа.

— Конечно, за речь не отвечает целиком только одно полушарие. Кроме того, у неё, если можно так сказать, есть разные уровни расположения. Фонетика, семантика и синтаксис могут быть локализованы в разных полушариях, — объясняет ответственная за этот эксперимент нейропсихолог Роза Власова.

Она всегда очень собранна и говорит о мозге как о давнишнем шахматном сопернике, чьи ходы анализирует уже много лет. Разница, обнаруженная в организации речи у правшей и большинства левшей, даёт безграничные просторы для новых гипотез и возможности — для экспериментов.

Шестьдесят лет назад основатель отечественной нейропсихологии Александр Лурия получил, например, такие данные: правши, у которых в семейном древе есть родственники или предки с ведущей левой рукой, после поражения мозга восстанавливают речь быстрее по сравнению с правшами, в чьих семьях левшей нет и не было.

Цель эксперимента с томографом — подтвердить имеющиеся данные о том, что речь у правшей с семейным левшеством «расположена» иначе, чем у правшей без такового.

1902–1977, советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии. Во время Великой Отечественной войны Лурия руководил нейрохирургическим госпиталем и занимался реабилитацией бойцов с ранениями головы. Среди самых известных его книг—«Этюды по истории поведения» (в соавторстве со Львом Выготским), «Травматическая афазия», «Умственно отсталый ребёнок», «Мозг и психические процессы», «Язык и сознание», «Маленькая книжка о большой памяти», « Потерянный и возвращённый мир».

Как проверяют Когда я лежу в трубе, области мозга, участвующие в выполнении задачи, начинают активно работать, а значит, и очень активно питаться — поглощать кислород. К этим участкам начинает притекать кровь, насыщенная глюкозой и кислородом.

Но поскольку кислород (оксид гемоглобина) притекает в избытке, он сразу полностью не расходуется, а скапливается в венозной крови рядом с работающими клетками.

Насыщенный кислородом гемоглобин обладает парамагнитными свойствами, и с помощью фМРТ можно увидеть, какой из участков моего мозга сейчас активен.

Почему у эксперимента такой сложный дизайн: понятное предложение, потом непонятное, а затем ещё и слоги.

Учёные ищут своего рода чистую речь, а когда вы выполняете задания, активизируются и внимание, и зрительное восприятие, и даже скрытая артикуляция. Так и появляются контрольные условия — те странные предложения с несуществующими словами.

Когда человек читает эти псевдофразы, зоны зрительного восприятия и скрытой артикуляции работают приблизительно так же, как и в случае с нормальным предложением. А вот участки, ответственные за семантику, то есть смысл слов, не задействованы, ведь таких слов просто не существует.

Таким образом, сравнивая эти условия, учёные находят участки, ответственные за смысл слов: они светятся ярче, когда мы читаем обычные предложения.

Над этими странными псевдофразами трудился не один лингвист. Сначала все слова привели в начальную форму, потом убрали все морфологические признаки, затем скомбинировали слоги так, чтобы они не складывались в псевдослова, похожие на настоящие.

Крестики и слоги в этом эксперименте — своего рода идеальные контрольные параметры, по которым сравнивается активность мозга в момент выполнения и невыполнения задания.

Конечно, буквально считать мысли по данным фМРТ нельзя (уф!), но о чём-то аппарат всё-таки пробалтывается. Догадаться, что мне было любопытно, можно, обратив внимание на активацию зон, отвечающих за привлечение внимания. Проще простого вычислить испытуемого, который заснул.

Хотя, говорят, в некоторых экспериментах и поспать не грех. Например, в фонологических. Мозг будет работать и без вашего непосредственного участия.

Вам в наушники льются слоги «ба-ба-ба-ба», а потом вдруг резко «па!» — и экспериментатор сразу поймёт, что мозг звуковую разницу заметил, хотя вы в это время смотрите уже десятый сон про инопланетян.

Одной-единственной, чётко локализованной области, которая отвечает за речь, в мозге не существует. Нейролингвисты с утра до вечера ищут речь по всему мозгу, как астрофизики—гравитационные волны в космосе. С мозгом вообще трудно иметь дело. Никто точно не знает, как он проделывает все свои фокусы и что выкинет в следующий раз.

РезультатыПока этот сложный эксперимент находится в стадии разработки. Оказалось, что для разных испытуемых должны быть созданы разные контрольные условия. А кто-то вообще, вместо того чтобы добросовестно читать слоги, просто поёт их про себя.

— Когда у некоторых испытуемых мы видим активацию в височной доле правого полушария вместо левого, сразу становится понятно, в чём дело. Есть такая дихотомия: при поражении левой височной доли возникает нарушение речи, а при некоторых поражениях в правой височной доле — нарушение восприятия музыки.

Ну, мы и спросили: вы там не пели случайно? — пожимает плечами Роза, удивляя меня своей детективной сноровкой.

Данные моего сканирования пришли через неделю. Оказалось, моя речь живёт в правом полушарии, невзирая на то что я стопроцентно праворукий гражданин без прабабушек и прадедушек левшей. Так что результаты эксперимента учёным я, видимо, подпортила. Мозг умеет и так. По крайней мере мой мозг.

Российские специалисты, работающие с серым веществом, как правило, придерживаются учения знаменито го советского учёного—основате ля отечественной нейропсихологии Александра Лурии. Согласно его концепции, любая психическая функция—это система, которая заново собирается каждый раз в зависимости от того, в каких условиях протекает деятельность челове ка и какая перед ним стоит задача.

Как лишиться дара речи

Мои ощущения— Что за голова у вас такая лысая на мониторе крутится? — А, это ваш череп, — бодро приветствует меня студентка психфака ВШЭ и стажёр-исследователь лаборатории нейролингвистики Зоя Черкасова. — Сейчас будем сопоставлять 3D-изображение в компьютерной программе с вашей головой в реальном мире.

Выглядит не очень симпатично — что ж, со стрижкой под ноль пока повременим.

Лаборатория когнитивных исследований ВШЭ — небольшая комнатка офисного вида, где едва ли поместится десяток студентов. Ни в жизнь не догадаешься, что здесь проводят крутые эксперименты.

У стены стоит большущее снежно-белое кресло испытуемого — точь-в-точь в кабинете зубного. Только здесь веселее. Во-первых, не больно. Во-вторых, не скучно: лаборатория в постоянном движении. Усаживаюсь.

Вот молодой доктор наук задумчиво вращает на мониторе в разноцветных 3D- координатах какие-то розовые загогулины. — Какой у тебя тут красивый мозг! — восхищается его коллега.

— Это потому что он искусственный, — вздыхает черноглазый учёный.

Зоя закрепляет у меня на лбу маленькие серые шарики, благодаря которым камера «видит» мою голову. Сообщает её точные географические координаты компьютерной программе, чтобы сопоставить с «внутренностями» мозга, изображения которых были получены в эксперименте с томографом.

Теперь экспериментаторам надо понять, с какой силой в меня можно ударить магнитным импульсом.

А для этого меня нужно подключить к электроприбору: на левую руку электрод крепит Зоя, на правую — главный повелитель здешней супераппаратуры сицилиец Маттео Феурра. Его скорее можно принять за дизайнера модного дома Ромео Джильи, нежели за доцента факультета социальных наук.

У учёного был выбор преподавать в Испании, Германии или России, и в итоге он поехал в Москву, потому что здесь оказалась самая оснащённая лаборатория. Здесь вообще много иностранцев — именно по этой причине. Вот к холодильнику стремительно приближается черногорец Никола Вукович.

«Пива нет», — загадочно, словно какой-то тайный пароль, сообщает он по-русски всей комнате, хлопает дверцей и исчезает с добытыми препаратами.

— Разряд! — дёргается рука, скачет по монитору диаграмма.

Учёные кивают друг другу со знанием дела — видимо, нашли ту силу удара, при которой сигнал может пробиться через черепную коробку к телам нейронов, а я при этом не забьюсь в конвульсиях.

Маттео торжественно вручает Зое большую чёрную электромагнитную катушку. Она похожа на толстый монокль с делениями. — Теперь ищи на скальпе точку! — командует итальянец.

Зоя послушно водит штуковиной по моей голове.

Итак, какие-то два часа приготовлений, и можно начинать эксперимент.

Я сижу в кресле, надо мной стоит Зоя с катушкой, передо мной монитор с заданиями. Вокруг зрители.

Моя задача — называть существительные и глаголы по рисункам. Что может быть проще?

Картинки мелькают на мониторе со страшной скоростью.

Лопату и маяк я назвала сразу, а вот огнетушитель и мольберт вылетели из головы напрочь.

С глаголами ещё интереснее: мужчина щупает женщину за попу, мужик душит мужика верёвкой…

Первый раунд закончен. Теперь я буду произносить слова, находясь под действием магнитного поля.

Это бегемот!

Я отчётливо вижу животное на мониторе, но Зоя вдруг предательски стреляет мне в голову электромагнитными пульками — бац-бац-бац! Я пытаюсь произнести слово, но мой толстый бегемот сдувается в артикуляционном бессилии где-то по дороге от мозга к языку. Это похоже на монолог при встречном ветре, когда какая-то невидимая сила будто забивает все слова обратно в рот. Я словно лишилась дара речи — не могу ничего произнести!

Локализация функций в мозге не работает по принципу от обратного. Если учёные обнаружили, что какой-то участок отвечает за зрительное восприятие, это не значит, что тот же участок не может выполнять другие задачи в составе иной многофункциональной системы. В общем, всё логично. Если бы в человеческом мозге была своя зона для каждой отдель- ной операции, наши головы были бы размером с воздушный шар.

Что всё это значит?Смысл этого эксперимента тоже связан с левшеством.

Если в кресле испытуемого сидит классический правша, речевые функции которого сосредоточены в левом полушарии, то при отключении зоны Брока он должен хуже называть глаголы, ведь в этот момент испытатель блокирует область, ответственную за моторику.

А когда он посылает импульс в зону Вернике — хуже справляться с существительными. Понятно также, что если у левшей речевой центр находится справа, то и тормозить они должны при воздействии именно на правое полушарие.

Как проверяютИтак, прикрепив мне на лоб датчики и связав камеру с данными фМРТ, которые уже были в компьютерной программе, учёные задали координаты нужных речевых зон в программе и определили их местоположение в моей голове. Затем выяснили, с какой силой можно стимулировать выбранные точки в мозге, измерив порог чувствительности, который у всех людей разный и зависит от степени усталости и толщины костей черепа.

В основе метода транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) лежит воздействие на кору головного мозга при помощи коротких магнитных импульсов, в результате чего в \ \ нарушается локальная обработка информации. Короче, ТМС временно поражает мозг, позволяя отключать некоторые его области (у здорового человека) и анализировать, как это влияет на речь.

О возможности влиять на мозг с помощью электромагнитного поля учёные говорили ещё в начале XX века. Но серьёзные эксперименты с транскраниальной магнитной стимуляцией начались только в середине 90-х (в первую очередь, в области лечения психических болезней), а в России этот метод был легализован Минздравом меньше двух лет назад.

Результаты Здесь, в отличие от предыдущего эксперимента, результатов долго ждать не пришлось. — У вас почему-то проблемы с называнием возникают при стимуляции вертекса, — недоумевает Зоя, растерянно опуская катушку. — Вообще-то там нет речевых зон. Это же центр головы, мы его хотели использовать как контрольную точку…

Так мой мозг переигрывает нас с учёными уже со счётом 2:0.

«Хозяйка разбивает тарелкой вазу»

Мои ощущенияСтарший научный сотрудник лаборатории нейролингвистики Анна Крабис — изящная и деликатная, какой, наверно, и должна быть девушка, профессионально копающаяся в чужом мозге. В маленькой лаборатории московского Центра патологии речи она потихоньку вписывает в историю науки разных пациентов с нарушениями речи. Ну а я сегодня поучаствую в одном из её экспериментов.

Вновь передо мной монитор компьютера, но на этот раз я буду выполнять задания автономно от приборов — можно вертеться и гримасничать, никаких тебе проводов или холодной трубы томографа.

На клавиатуре две кнопки. Красная и синяя. С их помощью это задание выполняют пациенты Центра, которые, как правило, после травмы могут выбирать вариант ответа медленно и только одной рукой. — Ваша задача прослушать предложение и максимально быстро выбрать соответствующую ему картинку.Поехали!«Хозяйка разбивает тарелкой вазу».

На мониторе два рисунка с женщиной, одинаково равнодушно уничтожающей посуду. Слева она колотит вазой по тарелке. Справа — тарелкой по вазе. «Дедушка прячет за ящик рюмку». Старичок на картинке явно дорожит своим нехитрым имуществом, в отличие от хозяйки вазы.«Жена милиционера стирает». «Садовник кладёт на сарай доску».

«Хозяйка царапает шкаф отвёрткой».

И так двадцать раз.

Нейролингвисты изучают кору головного мозга, то есть серое вещество—ядра и тела нейронов. Наблюдая их активность, можно делать выводы о том, как работают разные зоны мозга. Но в последнее время учёные всё чаще присматриваются и к белому веществу—длинным аксонам, которые связывают разные участки мозга и полушария.

Что всё это значит?Нейролингвисты изучают, как сенсорно-моторные стереотипы помогают понимать предложение. Обычно в эксперименте участвуют маленькие дети и взрослые билингвы, уехавшие из России в англоязычные страны ещё в детстве.

Кроме того, аналогичный тест должны также пройти 30 пациентов, частично или полностью потерявших речь. Правда, в этом случае исследователь будет изучать не сенсорно-моторные стереотипы, а локализацию речи при афазии.

Афазия — это системное нарушение уже сформировавшейся речи, заболевание, связанное не с повреждением речевого аппарата, а именно с поражением речевых центров.

— Сравнив результаты разных пациентов с участками поражения в их мозге, можно найти область, критически вовлечённую в осуществление той или иной функции речи, — объясняет Анна суть метода.

Как это выглядит на деле? У учёных есть результаты функционального МРТ каждого пациента. Их используют для того, чтобы построить в специальных программах объёмную модель мозга. Потом это изображение условно делят на вокселы — участки объёмом 1 мм3.

Получив для каждого пациента процент правильных ответов в тесте, специалисты сравнивают эти вокселы между собой.

Если одни и те же ошибки совпадают с одними и теми же поражёнными участками мозга, значит, эта область задействована при выполнении данного типа речевого задания.

Как проверяютВот я слышу фразу «мальчик трогает карандашом ручку». Это действие, и я его тут же представляю: ага, мальчик сначала берёт карандаш и потом трогает им ручку. Это прямой моторный стереотип. А затем звучит «мальчик трогает ручку карандашом».

Вроде бы прямой порядок слов: понять должно быть проще. Но здесь не прямой моторный стереотип, ведь всё равно сначала берёшь карандаш, а потом уже трогаешь им ручку. Здоровому взрослому человеку, носителю русского языка, выбрать картинку, соответствующую произнесённому предложению просто.

Но с детьми, билингвами и пациентами всё по-другому.

РезультатыРебенок реагирует на прямой моторный стереотип (мы сначала берём в руки предмет, а уже потом касаемся им других предметов). И он сделает ошибку в предложении «мальчик трогает ручку карандашом», выбрав картинку, где мальчик трогает карандашом ручку.

— Выходит, мозг по-разному реагирует на порядок слов? — Конечно, — приветствует Анна мою скромную догадку улыбкой доброй учительницы начальных классов. — У маленьких детей очень конкретное мышление — они отталкиваются от последовательности действий. А билингвы наоборот: они понимают, какое действие было совершено, но у них проблема с творительным падежом.

И непрямой порядок слов для них сложнее, потому что они ожидают услышать прямое дополнение, как в английском. Что касается меня, я пригодилась в этом эксперименте для замера скорости решения заданий. Хотя, кажется, пару раз я точно выбрала неправильную картинку. Волновалась.— Я занимаюсь фонологией, рассказывает Анна.

— Вот представьте: вам надевают на голову шапочку и замеряют электрический сигнал, который вырабатывает мозг. Он совсем слабенький, поэтому используются усилители. Вы слышите предложение «мальчик любить груши» — прибор сразу фиксирует, что ваш мозг распознал ошибку. А если дать прослушать то же самое американцу, датчики ничего не покажут.

Англоязычные люди не воспринимают этот контраст мягкости и твёрдости согласных: «любил, любить»…Точно так же русский человек не отличит wheel (колесо) от veal (телятина). — Так это какие-то разные мозги получаются.

— Нет, механизм работы мозга у всех одинаковый, — посмеивается Анна. — Когда человек рождается, у него много нейронов. Постепенно происходит их специализация.

Мозг очень зависит от того, что вокруг него происходит, что становится значимым.

До шести месяцев дети вообще различают фонетические контрасты в неродных языках, а потом эта суперспособность пропадает, — с сожалением констатирует учёный.

Зачем всё это нужно? В это же самое время аналогичный эксперимент проходят пациенты Центра патологии речи. С ними работает другая сотрудница лаборатории нейролингвистики Екатерина Искра. — Тан…цу…ет, вы…пи…ва…ет, тол…ка…ет.

Со стороны может показаться, что хорошенькая блондинка из Восточной Европы недавно записалась на курсы русского языка и теперь старательно заучивает нужные глаголы для пятничного вечера. На самом деле за компьютером пациентка, пережившая инсульт. Она смотрит на простые картинки и достаёт из памяти соответствующие слова.

Уже почти год она вспоминает, как разговаривать.— Раз-бра-сы-ва-ет, — неуверенно заключает женщина, разглядывая на экране старичка в поле с горстью семян наготове.

У специалистов много разных методик для восстановления речи. Сейчас пациентка тренировалась называть глаголы, а нейролингвисты помогали ей вспоминать слова и их синонимы. Они ведь где-то лежат — их надо просто извлечь.

Впервые опубликовано: «Кот Шрёдингера» №6 (08) июнь 2015 г.

Источник: https://ology.sh/participate/tak-govoril-mozg/

Medic-studio
Добавить комментарий