РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ: При решении первой задачи в 1 и 2-й сериях исследований определено,

Глава 3. Результаты исследования и обсуждение

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ: При решении первой задачи в 1 и 2-й сериях исследований определено,

В данной главе подробно описываются и анализируются все полученные результаты и выявленные закономерности. Изложение материала структурируется в соответствии с задачами исследования и сопровождается иллюстрациями.

При этом, результаты и обсуждение по каждой методике исследования прописываются в отдельных разделах.

Количество разделов данной главы соответствует количеству использованных методик плюс отдельный раздел, где приводится общее обсуждение результатов всего исследования.

Описание результатов исследованияпо каждой методике должно содержать изложение в тексте полученных результатов со ссылками на представленные в разделе таблицы и графики, изложение описательной статистики, а также информацию об анализе результатов с помощью методов математической статистики с указанием того, какие методы были использованы и статистические выводы получены.

Раздел «Обсуждение результатов исследования» включает обобщение и оценку результатов исследования, и их интерпретацию. Данный раздел направлен на определение места полученных в ходе КР результатов в структуре знаний по теме исследования.

Обсуждение содержит оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с результатами отечественных и зарубежных работ, предложения по дальнейшим направлениям работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, обсуждение отрицательных результатов.

В случае выполнения прикладной работы указывают практическое значение полученных результатов – как и где они могут быть использованы.

Выводы

В данном разделе содержатся четко сформулированные утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования. Выводы должны соответствовать поставленным задачам работы.

Заключение

Данный раздел структурно завершает всю работу в целом. Заключение должно содержать оценку полноты решения поставленных задач, указание практической, научной и социальной ценности результатов работы, рекомендации по конкретному их использованию.

Список использованных источников

Список должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении КР.

Библиографическое описание должно включать информацию о литературе и источниках, которые использовались исполнителем КР в своей теоретической и практической работе.

В список использованных источников следует включать только цитируемые источники. Количество бумажных литературных источников: не менее 10 для первой КР и не менее 20 для второй КР.

Приложения

В приложения рекомендуется включать материалы, которые не были включены в основную часть: таблицы, иллюстрации, графики; протоколы исследований; методики, используемые при выполнении КР; инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения КР, стимульные материалы, «сырые» данные эмпирического исследования и др.

Требования к оформлению КР

Общие требования

4.1.1 Лист формата А4. КР должна быть напечатана с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4. В Приложении допускается вставка листов формата А3 при наличии большого количества таблиц и иллюстраций данного формата.

4.1.2 Поля. Левое поле – 3 см, верхнее и нижнее поле – 2 см, правое поле – 1,5 см.

4.1.3 Объём КР должен составлять:

§ 30-50 страниц для первой курсовой работы;

§ 50-70 страниц для второй курсовой работы.

Следует придерживаться следующего объемного соотношения частей работы: 1/3 всего объема приходится на литературный обзор, 1/3 – на результаты исследования и оставшаяся 1/3 – на все остальное. При оценке объема исключаются приложения.

4.1.4 Шрифт: Times New Roman. Размер шрифта основного текста: 14 кегль. Цвет шрифта – черный. Полужирный шрифт для основного текста не применяется, основной текст выравнивается по ширине. Размер шрифта для названия главы — 16 кегль (полужирный), подзаголовка — 14 кегль (полужирный).

4.1.5 Межстрочный интервал: 1,5 строки.

4.1.6 «Красная строка»(отступ первой строки в абзаце) – 1,25 см.

4.1.7 Нумерация страниц.Страницы нумеруются арабскими цифрами. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Нумерация страниц ВКР и приложений, входящих в состав ВКР, должна быть сквозная. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах приложений, включают в общую нумерацию страниц ВКР.

Номер страницы на титульном листе не ставится (оглавление – это вторая страница, введение – это третья страница).

4.1.8 Новая страница. Каждая глава, введение, выводы, заключение, список источников – должны начинаться с новой страницы.

4.1.9 Использование таблиц. Размер шрифта в таблице – 10-12 пт, межстрочный интервал – одинарный. Допустимо в рамках таблицы использовать шрифт другой гарнитуры (другого вида), если это оправдано размером данных.

Например шрифт Arial Narrow при той же высоте, что и шрифт Arial или Times New Roman значительно плотнее, что позволяет разместить в таблице больше информации.

Если таблица по размеру помещается на странице, то она не может быть перенесена – она должна быть целиком расположена на одной странице без переноса)

Заголовки

4.2.1 Наименования структурных элементов работы: «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», ПРИЛОЖЕНИЯ», а также названия глав основной части являются заголовками структурных элементов работы. Их следует располагать по центру строки без точки и печатать прописными буквами, полужирным шрифтом, не подчеркивая.

4.2.2 Главы основной части КР следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты и подпункты, как правило, заголовков не имеют.

4.2.3 Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая и через двойной интервал. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются.

4.2.4 Разделы КР должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа через двойной интервал.

4.2.5 Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится ( ннапример: 3.4.2 Анализ результатов). Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Иллюстрации

4.3.1 Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в ВКР непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

4.3.2 Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в КР. Если иллюстрация превышает по объему ¾ страницы, ее рекомендуется выносить в Приложение.

4.3.3 Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

4.3.4Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рис.

» и наименование помещают под рисунком после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рис.1. Структура фирмы. Слово «Рис.» и его наименование располагают посередине строки.

Если в работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.

4.3.5 Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рис. А.3.

4.3.6 При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рис. 2».

Таблицы

4.4.1 Таблицы применяют для большей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким.

4.4.2 Таблицу следует располагать в КР непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

4.4.3 На все таблицы должны быть ссылки в КР. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера арабскими цифрами.

4.4.4 Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица B.1», если она приведена в приложении В.

4.4.5 Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером, через дефис. Точка в конце названия не ставится. Пример: Таблица 2 – Доходы фирмы

4.4.6 Допускается переносить часть таблицы на другой лист (страницу), если она не помещается целиком на одном листе.

При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помешают только над ее первой частью.

Таблицу с большим количеством граф (столбцов) следует выносить в Приложение и распечатывть при альбомной ориентации страницы. Допускается делить таблицу на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы.

4.4.7 Повторяющийся в разных строках графы таблицы текст допускается заменять.

Если текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее — кавычками.

Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

4.4.8 Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

4.4.9 Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Формулы и уравнения

4.5.1 Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют.

4.5.2 Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

4.5.3 Формулы в ВКР следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего ВКР арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Пример

A=a:b, (1)

B=c:e (2)

Одну формулу обозначают — (1).

4.5.4 Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (B.1).

4.5.5 Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.

Пример—… в формуле (1).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_383880_glava--rezultati-issledovaniya-i-obsuzhdenie.html

Инструкция 4 (ко 2-й серии)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ: При решении первой задачи в 1 и 2-й сериях исследований определено,

«Вам на 10 секунд будет предъявлена матрица с изображением геометрических фигур. Ваша задача – их запомнить. Через некоторое время вам будет предъявлена следующая матрица. Если вы узнаете фигуры, которые были ранее вам предъявлены, дайте знак экспериментатору».

Обработка и анализ результатов:

1. Определить количество правильно воспроизведенных слов и правильно воспроизведенных фигур.

2. Определить количество правильно узнанных слов и фигур в 1-й и 2-й серии.

3. Построить гистограмму количества правильно воспроизведенных и узнанных слов и фигур в 1-й и 2-й серии.

4. Определить количество ошибок в каждой серии эксперимента.

5. Сравнить продуктивность воспроизведения и узнавания и выявить тенденцию, которая при этом обнаруживается.

6. Сравнить результаты, полученные при воспроизведении и узнавании слов и геометрических фигур.

Первый вариант

1-й набор. Метель, стакан, утка, мрак, книга, тарелка, восторг, охота, цифра, солнце.

2-й набор. Тьма, линейка, метель, зной, стакан, утка, пирог, обед, мрак, робость, книга, тарелка, мысль, смерть, мундир, восторг, охота, календарь, цифра, солнце.

3-й набор. Порох, крупа, буря, календарь, колодец, облака, ручка, дорога, гнев, песня, море, осень, гость, синица, свеча.

4-й набор. Покорность, дорога, чувство, волна, осень, сердце, буря, свеча, добро, клей, песня, фиалка, животное, облака, синица, зависть, ручка, брак, календарь, море, пламя, гнев, глупость, гость, лес, порох, крупа, дрова, колодец, озеро.

Второй вариант

1-й набор. Школа, друг, ночь, стол, вода, злоба, усадьба, карета, дрова, радость.

2-й набор. Сосна, усадьба, песок, ревность, дрова, восход, школа, стол, лошадь, чиновник, злоба, радость, ведро, вода, домик, ночь, совет, карета, барышня.

3-й набор. Закат, зима, телега, зависть, корзина, тоска, пастух, восторг, солнце, нужда, глупец, бочка, дом, окно, машина.

4-й набор. Повозка, зависть, одеяло, дом, закат, мундир, скамья, солнце, трактор, телега, снег, тоска, машина, листва, скука, зима, глупец, зверь, пастух, дружба, корзина, огонь, телефон, бочка, флюгер, квартира, окно, честь, нужда, восторг.

Контрольные вопросы: 1. В чем суть функциональных различий процессов воспроизведения и узнавания? 2. Каковы метод исследования процессов воспроизведения и узнавания?

3. Чем объясняются преимущества в продуктивности узнавания по сравнению с воспроизведением?

Раздел 3. Мышление, речь, воображение

Лабораторная работа № 1

Тема: Исследование ригидности мыслительных процессов (влияние прошлого опыта на способ решения задач)

Цель:выявление ригидности мыслительных процессов.

Вводные замечания.

Экспериментально-психологические исследования показали, что прошлый опыт играет не только положительную роль в мыслительной деятельности, но может оказаться и тормозом на пути решения новых для данного человека задач. М. Вертгеймер полагал, что прошлый опыт отрицательно влияет на творческое мышление, особенно у детей.

В определенных условиях, а именно когда человек в процессе обучения и практической деятельности усваивает лишь ограниченное число способов решения различных по структуре задач, у него можно обнаружить ригидность мышления.

Под ригидностью понимается затрудненность, как бы «вязкость» мышления вплоть до полной неспособности субъекта изменить выработанную ранее программу деятельности в новых условиях, объективно требующих ее перестройки.

Из трех видов ригидности – когнитивной (познавательной), аффективной (эмоциональной) и мотивационной – для исследования мышления особое значение имеет когнитивная ригидность.

Эксперимент с помощью методики, которая была предложена А.С. Лачинсом для выявления ригидности мыслительных процессов, состоит в сравнении результатов решения однотипных задач двумя группами испытуемых. Задачи подобраны так, что часть из них может быть решена только одним способом, а часть – двумя способами: предыдущим (в данном случае – нерациональным) и другим, более рациональным.

Стимульный материал и оборудование.

Потребуется два бланка – бланки 1 и 2 – с десятью арифметическими задачами на каждом. Задачи в бланках одни и те же, но последовательность их перечисления разная (см. приложение 1). В 1 бланке 20 даны задачи, сгруппированные по способу решения: № 1–5 и № 6–10.

В бланке 2 такой группировки нет.

Потребуются секундомер или часы с секундной стрелкой, ручка.

Ход работы.

Эксперимент проводит преподаватель. Студенты делятся на две равночисленные группы: одной экспериментальной – выдают бланк 1, второй, контрольной, бланк 2.

Важнейшим условием проведения исследования является независимое решение всеми членами обеих групп предъявленных задач. Испытуемые должны решать задачи строго последовательно с 1-й по 10-ю. Все вычисления каждый испытуемый записывает на бланке с задачами.

Учитывается время выполнения заданий. До начала эксперимента преподаватель сообщает испытуемым следующую инструкцию.

Инструкция испытуемым.

«На Вашем бланке имеется десять задач, для решения которых Вам необходимо выполнить элементарные арифметические операции. Прямо на бланке записывайте последовательность арифметических действий, использованных Вами для решения каждой задачи. Время решения не ограничено, но учитывается. Решайте задачи последовательно от 1-й до 10-й. Задачи нужно решать самостоятельно!»

Обработка результатов:

1. Каждый испытуемый на своем бланке внизу проставляет время выполнения задания.

2. По условию опыта для бланка 1 задачи № 1–5 имеют только одно решение, т. е. их решение всегда рационально. Критерием же рациональности решения задач № 6–10 является использование минимального числа арифметических действии – двух, одного или никакого, т. е.

когда немедленно следует ответ (для бланка 2 в скобках проставлены соответствующие номера задач 1 бланка).

С учетом этой информации каждый испытуемый на своем бланке против каждой задачи проставляет минимально необходимое количество арифметических действий для ее решения.

3. Каждый испытуемый на своем бланке против каждой решенной задачи проставляет букву «Р», если задача решена рационально, и букву «Н», если нерационально.

4. Каждый испытуемый на своем бланке внизу проставляет общее число рационально и нерационально решенных задач. Для обработки и анализа результатов эксперимента по группам необходимо подготовить форму группового протокола, где будут фиксироваться способы решения испытуемыми задач № 6–10 (табл. 1).

5. Подсчитать, сколько испытуемых пользовалось рациональным способом решения задач № 6–10 отдельно в экспериментальной и контрольной группах. Полученный результат записать в групповой протокол.

6. Полученные величины перевести в проценты (за 100 % принимается общее количество задач в экспериментальной и контрольной группах в отдельности).

7. Оформите работу как эксперимент с межгрупповым сравнением.

При соблюдении процедурных особенностей проведения эксперимента в ходе анализа его результатов в большинстве случаев удается показать, что у испытуемых экспериментальной группы под влиянием усвоенного способа решения задач № 1–5 вырабатывается установка, и они оказываются нечувствительными к изменению условии задач № 6–10. В результате эти испытуемые не обнаруживают нового, рационального пути их решения, в чем и проявляется познавательная ригидность мыслительных процессов.

Контрольные вопросы:

1. Дайте краткую характеристику понятия «ригидность мыслительных процессов».

2. Каким образом проявляется когнитивная ригидность в процессе решения задач?

3. Можно ли использовать временной параметр для оценки ригидности мыслительных процессов?

Приложение 1

Источник: https://cyberpedia.su/11x11925.html

Цель и задачи во введении студенческой работы

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ: При решении первой задачи в 1 и 2-й сериях исследований определено,

Цель и задачи исследования – это два обязательных пункта при написании любой научной работы. При написании введения в курсовой работе или дипломе цель и задачи следует отразить в нем. Если введения в научной работе не предполагается, например, это статья или эссе, то цель и задачи должны быть расположены в первых абзацах, опережать их может только актуальность.

Цель определяет предполагаемый результат работы, она всегда направлена на объект исследования, а задачи – алгоритм достижения данной цели. Уже при описании актуальности проводимого исследования нужно определиться с тем, какова цель будущей работы.

Что касается задач исследования, то каждая из них в совокупности с другими должна привести к достижению ожидаемого результата. Самым простым способом определить задачи исследования – это переписать параграфы из плана работы.

Такой вариант нередко устраивает преподавателей, однако если при написании курсовой работы или диплома вас призывают не путать задачи с содержанием работы – будет лучше, если вы уложитесь в 1-2 теоретические задачи «изучить литературу, понятия, проанализировать ситуацию», а остальные задачи сделаете более конкретными.

Это может быть разработка и проверка методов решения проблемы, поиск и формулировка новой гипотезы, выбор методов исследования и т. д.

Главное, чтобы получившийся список действий был не просто автоматическим перечнем заданий, выполненных студентом, но и являлся руководством к действию. То есть нужно стремиться к тому, чтобы результаты исследования можно было применить на практике – использовать на производстве, разрешить сложную экономическую ситуацию и т. д.

Определение цели исследования

Цель научного исследования – это то, к чему стремится студент при его написании, то есть конечный прогнозируемый результат работы. Она влияет на все сопутствующие разделы введения к курсовому или дипломному проекту, в особенности на актуальность темы. В момент определения цели даже можно не знать, насколько она достижима.

Что может выступать в качестве цели:

  1. Разработка методов решения проблемы в какой-либо области.
  2. Установка зависимостей между научными понятиями.
  3. Поиск причинно-следственных связей между явлениями.
  4. Выявление закономерностей в протекании процессов.
  5. Изучение характеристик какого-либо явления.

Обычно цель созвучна с названием работы – от этого следует отталкиваться при ее выделении. Если все же возникают трудности, стоит заранее обговорить цель с научным руководителем, чтобы не пришлось переписывать уже готовую работу.

Работа достаточно объемная и формулировка цели становится громоздкой? Разбейте ее на конкретные подзадачи и выделите главную – она и будет общей целью. Оставшиеся подпункты перенесите в раздел задач исследования – так у вас получится убить двух зайцев одним выстрелом.

Никто не сможет обвинить вас в том, что такой подход неверен, так как в любом случае задачи определяются, исходя из цели.

Определение цели начинается с фразы «Целью исследования является…» или «Цель работы состоит в том, чтобы…». Это общепринятые формулировки, от которых не следует отступать при написании любого научного текста. Используйте ключевые слова вроде «определить», «выделить», «разработать»,  «уточнить» и т. д.

Полученная цель может быть как конечной, так и промежуточной – все зависит от тематики курсового или дипломного проекта, а также его углубленности.

Поверхностный анализ ситуации может послужить целью для теоретического исследования, а вот разработка рекомендаций – основой для дальнейших практических действий.

Задачи исследования и их составление

Задачи исследования – это те шаги, которые нужно пройти постепенно вплоть до достижения цели этого же исследования. Другими словами, задачи иногда являются подпунктами, на которые разбивается общая цель работы.

При написании списка задач следует помнить о типичных ошибках, которые совершают многие студенты:

  1. Выполнение задач в конечном итоге не приводит к достижению цели.
  2. Задачи обособлены от структуры всего документа и никак не подтверждаются в тексте.
  3. Одна или несколько задач – это просто по-другому сформулированная цель работы.
  4. Вместо перечня задач написан план проведения научного исследования: «разобрать тематическую литературу, провести проверку, сделать выводы и т. д.».

Как уже говорилось, реферат, курсовая или дипломная работа должна представлять собой единое целое, объединенное в одну структуру и связанное общей тематикой.

В то же время желательно, чтобы итоги написания курсовой работы или диплома не были просто набором общеизвестных фактов о выбранной отрасли знания, а привносили нечто новое в теоретическую науку или были использованы на практике.

Поэтому одной из задач работы должно быть выявление связей с реальным производством или уже ведущимися исследованиями.

Курсовая или диплом обычно имеют достаточный объем, поэтому в ходе работы должно быть выявлено не менее 3 задач. Они могут относиться как к аналитической деятельности или систематизации уже изучаемых явлений (теория), так и к изучению и разработке какой-либо проблемы (практика).

Если же после написания диплома (ВКР) выясняется, что поставленные задачи никаким образом не могут привести к цели исследования – можно сделать вывод, что средства, применяемые в работе, были неэффективными и неактуальными. Иначе говоря, отрицательный результат – это тоже результат.

Источник: http://kursach37.com/cel-i-zadachi-issledovaniya-v-kursovoy-diplomnoy-rabote/

Результаты исследования и их обсуждение

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ: При решении первой задачи в 1 и 2-й сериях исследований определено,

В этой части подробно ипоследовательно описываются полученныерезультаты, оценивается их точность идостоверность, проводится их сопоставлениес теоретическими положениями иэкспериментальными данными, описаннымив психологической литературе.

Лучше,если параграфы (пункты) этой главы будутрасполагаться не по видам анализа данных(итоги сравнения средних значенийпоказателей, итоги корреляционногоанализа и т.п.), а в логике проверкигипотез и реализации задач исследования.Например, 3.1.

Итоги проверки гипотезы означимости различий показателей свойствличности в двух выборках; 3.2. Итогисравнения структур интегральнойиндивидуальности в двух выборках, ит.п.

Описание результатовсопровождается иллюстрациями в видетаблиц или графиков, рисунков, составленныхна основе отчетов компьютерныхстатистических программ1. Завершается раздел обсуждениемполученных результатов и описанием ихвозможного применения.

Порядок изложения материала прианализе результатов.Описание иана­лиз полученных результатовпредполагает определённую последовательностьиз­ложения материала, которая должнабыть выдержана в каждом подразделе.

      1. Обозначение соответствующей задачи исследования.

      2. Описание процедуры получения результатов.

      3. Приведение конкретных результатов.

      4. Описание результатов, например, в сравнении средних значений или структур взаимосвязей разных выборок, сопоставление результатов с ранее полученными результатами других исследований и т.п..

      5. Интерпретация результатов.

      6. Краткое резюме по всему подразделу.

Рассмотрим каждый пункт подробнее.

Обозначение соответствующейзадачи исследования.При изложении эмпи­рического материаласначала следует напомнить о задаче, нарешение кото­рой направлен анализ.Например: «Одной из задач исследованиябыло выявление различий по параметрамличностной тревожности и отношения кобществу между подростками из благополучныхи неблагополучных семей».

Описание процедуры получениярезультатов.Далее описываетсяэмпириче­ская процедура, с помощьюкоторой были получены данные для анализа(включая статистические процедуры).

Например: «Для этого проводилосьсравнение ре­зультатов, полученныхв двух группах (группа 1- подростки изблагополучных семей; группа 2 – подросткииз неблагополучных семей).

Для определениязначимости различий использовалсяТ-критерий Стьюдента».

Приведение конкретныхрезультатов. В работеобязательно приводятся по­лученныерезультаты (факты, выраженные вматематических величинах). При этом, втекст работы обычноне включают сырые данные(показатели конкретных испытуемых).

Принеобходимости их можно поместить вприложение без указа­ния фамилийиспытуемых. Исключение составляютработы по клинической пси­хологии,где показатели отдельного испытуемогомогут являться предметом са­мостоятельногоанализа.

Фрагменты сырых материалов(тексты, рисунки, высказывания) могутбыть полезны в качестве примеров наэтапе интерпретации результатов(Мельникова 2009).

В большинстве случаев втексте работы приводятсятолько вторичные данные (результатыстатистической обработки). В качестветаких результатов могут вы­ступать:

  • средние величины по группам и величины стандартных отклонений,
  • полученные значения статистических критериев,
  • величины коэффициентов корреляции,
  • процентные распределения,
  • ранжированные списки категорий или признаков,
  • факторные веса и т.д.

Результаты статистическойобработки удобно представить в таблицах.Иногда для наглядности полученныерезультаты можно представить графически.В тексте обязательно приводитсярасшифровка таблицы или рисунка.

Например: «В клет­ках таблицы приведенысредние групповые величины показателейтревожности и отношения к обществу длядвух исследуемых групп. В последнемстолбце пред­ставлены результатыстатистического анализа различий:вероятность ошибки по Т-критериюСтьюдента».

Или: «Разные столбцы нагистограмме отражают сред­ние величинытревожности, полученные в разныхгруппах».

Следует помнить, чтоназначение таблиц и рисунков – сделатьизложение ма­териала более доступными понятным читателю. Поэтому в текстеприводятся именно те данные, на основекоторых строится дальнейший анализ, ив том виде, который помогает изложению!

Как правильно составитьтаблицу и оформить рисунок, подробноописано в разделе «Формы представленияданных» настоящего пособия. Там жеприводятся разные варианты таблиц играфиков.

Описание результатов втексте. Далее полученныерезультаты описываются текстом. Например:«Мы видим, что показатели тревожностизначительно более выражены в группеподростков из неблагополучных семей.Т-критерий Стьюден­та показалдостоверность различий между группами(p

Источник: https://studfile.net/preview/3562488/page:11/

Результаты исследований и их обсуждение

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ: При решении первой задачи в 1 и 2-й сериях исследований определено,

Результаты исследований и их обсуждение – основной раздел практической работы, детально раскрывающий фактический материал, полученный автором. Результаты исследования должны быть представлены как в текстовом, так и в графическом виде (в виде таблиц и рисунков). Каждая таблица или рисунок сопровождаются текстом.

Анализируя данные таблицы или рисунок, не следует повторять их название в тексте или пересказывать содержание.

Важно сформулировать основную идею таблицы или рисунка, обратить внимание на отдельные цифровые данные, несущие особенно важную смысловую нагрузку или требующие дополнительных пояснений, и сопоставить их с результатами, полученными другими авторами и имеющимися в литературе.

Пояснение каждой формы иллюстрации должно заканчиваться обобщением, из которого следует значение полученных результатов для разрешения конкретного вопроса темы, или обосновывается необходимость проведения дальнейших исследований, указывается направление, в котором они должны проводиться. Не рекомендуется представлять один и тот же материал и в виде таблицы, и рисунка.

Описание и анализ данных, приведенных в таблицах или представленных в другом графическом варианте, являются важным и даже необходимым элементом, который используется как пояснительное средство, в то время как сама таблица (график, рисунок) – вспомогательная наглядная форма представления фактического материала.

Важным требованием к написанию выпускной работы является логическая последовательность в изложении материалов исследования. Описание каждого последующего эксперимента должно вытекать из предшествующего. Это позволяет понять логику развития исследования.

Автор выпускной квалификационной работы должен поставить себя на место читателя, которому за время прочтения работы нужно разобраться и в работе, и в характере представленных результатов, и, следовательно, необходимо постараться максимально облегчить восприятие научного текста.

Заключение

Описание результатов эксперимента завершается заключением, в котором студенту необходимо сопоставить собственные полученные данные с результатами, приведенными в других источниках и проанализировать их, т. е. установить и сформулировать некоторые закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Таким образом, в заключительной части следует показать значимость полученных результатов исследования для научной теории и практики, характеризующих в сжатом виде итоги проделанной работы. Излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы.

Заключение – это не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, т.е. формулирование того нового, что внесено его автором в изучение и решение проблемы.

Структуру заключительного фрагмента можно представить в виде следующей логической цепочки: аналитическая оценка проработанного материала – обобщение полученных результатов – перспективы – выводы.

Выводы

Выводы представляют собой краткий итог всей проделанной работы, поэтому пишутся особенно тщательно и должны быть понятны без чтения основного текста работы.

Изложение их должно быть лаконичным, четким, сжатым и, в то же время, в них должны быть отчетливо сформулированы смысл и сущность проведенных исследований, отражено теоретическое и практическое значение полученных результатов. В выводах важна не только качественная, но и количественная интерпретация полученных результатов.

Например, формулировка вывода «С повышением концентрации субстрата активность фермента увеличилась» имеет меньшую ценность, чем формулировка «Активность фермента зависит от концентрации субстрата и увеличивается от 50 до 200 е.а. при изменении концентрации от10-7 до 10-3 М».

Вывод не должен быть простым повторением ранее приведенных в работе данных, а должен представлять собой обобщение, например: «Целлюлолитическая активность бактерий Erwinia carotovora ECC72 в тканях растения-хозяина зависит от плотности бактериальной популяции и достигает максимального уровня при значении 109 кл/мл».

Выводы должны отражать приведенные в работе фактические данные и не могут включать данные других авторов, почерпнутые из литературы.

Выводы даются в виде отдельных абзацев с соответствующими номерами. Количество и содержание выводов должно соответствовать поставленным в работе задачам.

Глава 4. Подготовка к защите выпускной квалификационной работы и ее защита на заседании ГАК

Официальной защите выпускной квалификационной работы предшествует ее предварительное рассмотрение, предзащита. Предзащита проводится в целях проверки качества работы и соответствия тем требованиям, которые предъявляются к выпускным квалификационным работам высших учебных заведений.

Дата предзащиты назначается заведующим кафедрой, но не позднее, чем за 10 дней до защиты. К предзащите допускаются студенты, работы которых подписаны научным руководителем.

Подпись научного руководителя на титульном листе дает разрешение на допуск к предварительной защите работы на заседании кафедры.

Разрешение к защите дается в том случае, если выпускная квалификационная работа соответствует требованиям.

На предзащиту студент должен представить:

1. Готовую выпускную квалификационную работу, подписанную автором и руководителем выпускной квалификационной работы;

2. Доклад по работе на 8-10 минут, в котором кратко изложены ее основные положения и полученные результаты;

3. Демонстрационный материал, сопровождающий доклад и отражающий содержание работы.

Итогом предзащиты выпускной квалификационной работы на кафедре должно стать заключение о степени готовности автора к официальной защите работы.

Подписанная заведующим кафедрой работа сдается на рецензирование за 7 дней до дня защиты. Рецензия на выпускную квалификационную работу должна быть предоставлена студенту не позднее чем за 3 дня до дня защиты. В этот же срок должен быть представлен отзыв руководителя ВКР.

Выпускные квалификационные работы с рецензией и отзывом руководителя сдаются в деканат за 3 дня до защиты.

Защита выпускной квалификационной работы проводится публично на открытом заседании ГАК. Председатель ГАК называет тему выпускной работы, фамилию, имя и отчество автора работы, руководителя и предоставляет слово студенту для доклада в пределах 8-10 минут.

Члены аттестационной комиссии после доклада студента задают вопросы по теме исследования. После ответов студента председатель аттестационной комиссии зачитывает рецензию на выпускную квалификационную работу.

По желанию студента или в случае возникновения спорных положений защищающемуся предоставляется возможность дать пояснения по замечаниям в рецензии.

После окончания публичной защиты проводится закрытое заседание ГАК, где обсуждаются результаты защиты, определяемые оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценки по результатам защиты выпускных работ объявляются всем присутствующим, и на этом процедура защиты выпускной квалификационной работы считается завершенной.

При оценке выпускной квалификационной работы учитывают качество подготовки работы, практическую значимость, обоснованность предложений, замечания рецензента, содержательность доклада и ответов на вопросы, наличие публикаций и выступлений на научных конференциях, оформление работы и применение современных технических средств при ее подготовке и представлении.

Оценки «отлично» заслуживают работы, квалифицированно и комплексно раскрывающие теоретический раздел темы, содержащие глубокий и всесторонний анализ практического материала, заключающие в себе обоснованные выводы, имеющие практическую значимость.

Необходимым условием является также уровень ответов студента на вопросы членов ГАК.

Ответы на все вопросы должны быть полными, аргументированными и свидетельствовать о глубоких знаниях студента, его умении делать объективные выводы и принимать адекватные решения, творчески подходить к оценке проблемных ситуаций.

Оценки «хорошо» заслуживают выпускные квалификационные работы, содержание которых изложено на достаточно высоком теоретическом и практическом уровне, выводы и предложения объективно отражают результаты исследования. Студент обстоятельно владеет материалом, однако не на все вопросы дает глубокие и аргументированные ответы.

Оценки «удовлетворительно» заслуживают выпускные квалификационные работы, в которых в основном соблюдаются общие требования. Автор владеет материалом, однако поверхностно отвечает на вопросы. Имеются существенные недочеты в содержании и оформлении работы. Кроме того, не на все вопросы членов ГАК студент дал правильные и обоснованные ответы.

Оценки «неудовлетворительно» заслуживают выпускные квалификационные работы, не отвечающие предъявляемым требованиям, и на вопросы студент дал нечеткие ответы. При этом видно, что имеются серьезные проблемы в профессиональных знаниях.

Апелляция результатов защиты выпускной квалификационной работы не допускается.

Студент, получивший при защите выпускной квалификационной работы оценку «неудовлетворительно» или не выполнивший выпускную работу в установленный срок, отчисляется.

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Образец оформления задания

На выполнение выпускной

Квалификационной работы

ЗАДАНИЕ



Источник: https://infopedia.su/6x77f9.html

7.2.2. Результаты исследования и их обсуждение

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ: При решении первой задачи в 1 и 2-й сериях исследований определено,

Бодров В.А. – Информационный стресс

9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

23

24 25 26 27 28 29

>

Моделью деятельности в условиях избыточности информации служило задание по распознаванию сложных акустических сигналов.

Каждое из трех качеств сигнала (интенсивность, частота, длительность звучания) имело три кодированных градации: интенсивность (45, 60 и 90 дБ), частота (500, 1000, 1500 гц), длительность (1, 2, 3 с).

В тренировочных опытах испытуемые обучались распознавать раздельно все градации каждого качества сигнала и заучивали код каждой градации.

Предъявляемая последовательность сигналов (54 сигнала) представляла собой различное сочетание градаций каждого качества.

Испытуемому необходимо было распознать частную характеристику сигнала (полезная информация) на фоне остальных его характеристик, которые несли о нем избыточную информацию.

Определялась относительная частота ошибочных ответов, продолжительность распознавания сигналов и коэффициент обучаемости.

В качестве экспериментальной модели деятельности в условиях возрастающего потока информация использовалось задание по распознаванию тональных сигналов в сериях с различной сложностью выбора (в сериях из 2, 3,4,5,6 тональных раздражителей различной частотой характеристики – 125, 250, 500, 100, 1500 и 2000 гц и интенсивности 80 дБ.). В каждую из шести серий входило по 15 сигналов определенной тональности (в серии – 90 сигналов), предъявляемых в случайном порядке. Перед серией проводилось пятикратное ознакомление испытуемого с сигналом. Учитывалась относительная частота ошибочных ответов и средняя продолжительность распознавания сигналов в каждой серии.

Деятельность в условиях ожидания и воздействия болевого раздражителя заключалась в выполнении корректурной пробы в течение четырех минут.

Начиная с 3-й минуты работы испытуемому наносилось на предплечье электрокожное раздражение (3-7 раз) разрядом постоянного тока продолжительностью 4 сигмы и интенсивностью минус 10 вольт от порога максимальной переносимости.

Оценивалось различие в относительной частоте ошибочных ответов и производительности (количество просмотренных знаков) за первые и последние две минуты работы.

Для изучения деятельности в условиях повышенной ответственности за результаты работы испытуемым после выполнения корректурной пробы в течение 4-х минут при обычной установке («задание надо выполнить по возможности быстро и без ошибок») предлагалось повторно выполнить то же задание, но перед этим им давалась инструкция следующего содержания: «Сейчас необходимо работать как можно лучше, т. е. быстрее, чем в предыдущий раз, но также стараться не делать ошибок; это задание является зачетным, его результаты будут учитываться при вынесении заключения». Определялось различие в относительной частоте ошибочных ответов и производительности при выполнении этих двух заданий.

Для оценки вегетативных реакций при выполнении перечисленных выше заданий на осциллографе регистрировалась частота пульса и дыхания, величина кожной температуры с мочки уха.

Определялась также величина локального потоотделения на кисти руки, содержание в моче 17-оксикортикостероидов, натрия и калия, количество лейкоцитов и эозинофилов в крови.

Все физиологические, биохимические и гематологические измерения проводились по общепринятым методикам до и после выполнения указанного выше комплекса заданий.

Внешние проявления эмоциональной возбудимости (по показателям мимики, тремора, скованности, сосудистого тонуса, потоотделения) оценивала по схеме наблюдения, предложенной В. Л. Маришуком [118].

Оценка эмоциональной устойчивости испытуемых в практических условиях деятельности производилась на основании результатов наблюдения за их поведением и состоянием, а также беседы с испытуемыми и инструкторами при отработке задач легководолазной подготовки (спуски под воду, выходы с глубины на поверхность и др.) и выполнении контрольных практических задач по специальности.

Значительное внимание в работе уделено созданию у испытуемых положительной мотивации, чувства ответственности за результаты выполнения заданий. Данная цель достигалась за счет того, что, во-первых, моделируемые задачи в значительной степени были специфическими для профессиональной деятельности операторов-подводников.

Наличие процессуалных мотивов деятельности, близость отношений «мотив-цель» экспериментальной и реальной деятельности позволяют считать, что эти модели связаны с возможным развитием операциональной напряженности.

Этот феномен поглощенности делом, сближения объективного и субъективного содержания деятельности является важным условием успешного ее выполнения.

Сама процедура обследования носила для испытуемых по инструкции экспертный характер, его результаты могли влиять на последующее должностное назначение (в частности, направление на престижную службу на атомных подводных лодках). При ответственном отношении к эксперименту они поощрялись ценными подарками и внеочередными увольнениями из части.

Одной из главных задач исследования являлось определение стрессогенной природы разработанных экспериментальных моделей. Из данных, приведенных в табл.

7 и 8, видно, что выполнение заданий в условиях дефицита времени («Непрерывный счет в заданном темпе», «Сенсомоторные реакции на последовательность световых сигналов»), а также в условиях дефицита, избыточности и возрастающего потока информации сопровождается реакциями, свидетельствующими о развитии у испытуемых состояния эмоциональной напряженности.

Примечание.

Достоверность различий с первым замером (фоном): *на уровне

Так, при выполнении задания «Непрерывный счет в заданном темпе» в серии с временным интервалом между предъявлениями отдельных сигналов в 1,4 с у испытуемых отмечается статистически достоверное возрастание относительной частоты ошибочных ответов, учащение пульса, повышение кожной температуры, а так же ряд внешних проявлений эмоциональной возбудимости. При дальнейшем уменьшении временного интервала между сигналами указанные сдвиги существенно возрастают.

При использовании в качестве модели стресс-ситуации задания по реагированию на световые сигналы установлено, что наиболее существенные изменения в показателях эмоциональной устойчивости отмечаются в серии с интервалом между сигналами 0,5 с. Однако, если эффективность выполнения задания и, в частности, показатель относительной частоты ошибочных ответов в этой серии значительно ухудшается, то со стороны вегетативной сферы каких-либо существенных изменений отмечено не было.

Весьма сильными факторами в развитии состояния психической напряженности явились дефицит и избыточность информации в заданиях по различению тональных сигналов.

В частности, при выполнении задания в условиях дефицита информации у испытуемых значительно нарушалась эффективность работы, на что указывают такие данные, как увеличение относительной частоты ошибочных ответов и среднего времени реакции по сравнению с фоном почти в 3 раза, ухудшение показателей обучаемости (по критериям скорости и надежности реагирования) на 30–40%.

Об эмоциональном напряжении свидетельствует также учащение пульса, в среднем, с 65 до 75 ударов в мин, повышение кожной температуры с 32,5 до 33,1°С появление выраженных внешних признаков напряженности.

Еще более существенными были перечисленные выше сдвиги при выполнении задания в условиях избыточности информации.

Исследования в условиях возрастающего потока информации показали, что эмоциональная напряженность у испытуемых возникает при идентификации 4-х и более сигналов.

Так, если при идентификации 3-х сигналов относительная частота ошибочных ответов составляет 2,5%, то при 4-х сигналах этот показатель возрастает до 13, 1%, среднее время реакции увеличивается, соответственно с 733 до 957 сигм, частота пульса – с 69 до 73 ударов в мин., кожная температура – с 32,9 до 33,4°С.

В последующих сериях при увеличении количества предъявляемых сигналов отмеченные сдвиги нарастают, причем наиболее выраженными являются изменения показателей, характеризующих эффективность выполнения задания.

Выполнение испытуемыми комплекса заданий, моделирующих ряд характерных для операторной деятельности элементов трудового процесса, сопровождалось заметными изменениями ряда биохимических и гематологических показателей и величины локального потоотделения, которые подтверждают отмеченный выше факт возникновения в данных условиях состояния эмоционального напряжения (рис. 8). Об этом, в частности, свидетельствует увеличение содержания в моче по данным исследования до и после выполнения комплекса заданий 17-оксикортикостероидов, снижение количества эозинофилов в крови и некоторое увеличение по сравнению с фоном числа лейкоцитов, а так же увеличение локального потоотделения.

Анализ результатов исследований показал, что по степени выраженности психической напряженности при выполнении экспериментальных заданий имеются существенные индивидуальные различия между испытуемыми. На рис.

9 в качестве примера приведена динамика показателей эффективности работы и состояния некоторых вегетативных функций у испытуемых Б. и Ш.

при выполнении задания «Непрерывный счет в заданном темпе»: на данном примере видно, что эти различия заключаются как в разном уровне реакций испытуемых при выполнении задания определенной сложности, так и в наличии индивидуальной зависимости характера реакций от степени сложности задания.

Изучение индивидуальных характеристик психической напряженности позволило выявить ряд существенных особенностей в проявлениях этого состояния у разных лиц.

Во-первых, обращает на себя внимание тот факт, что развитие состояния напряженности определяется характером экспериментальных заданий.

Это состояние бывает, как правило, более выраженным у лиц, для которых структура предлагаемого задания существенно отличается от структуры их деятельности, является непривычной, незнакомой, а поэтому и относительно сложной. Экспериментальное подтверждение этого факта представлено на рис.

10 и 11, где видно, что при выполнении гидроакустиками и торпедными электриками задания «Непрерывный счет в заданном темпе» (ни для одной из этих специальностей данный вид деятельности не является сугубо специфическим) существенных различий в направленности и интенсивности изменений показателей, характеризующих состояние напряженности, у этих специалистов не обнаружено. В то же время, при выполнении заданий по различению тональных сигналов в условиях дефицита, избыточности и возрастающего потока информации, которые по своей структуре аналогичны некоторым трудовым операциям гидроакустика, наблюдаются статистически достоверные различия в характере сдвигов показателей эффективности работы и состояния вегетативных функций у представителей этих специальностей (у гидроакустиков они менее выражены, чем у торпедных электриков).

Во-вторых, индивидуальные различия в степени напряженности обусловливаются уровнем сложности конкретного задания. Так, на рис. 9 видно, что у испытуемого Б.

при выполнении задания «Непрерывный счет в заданном темпе» наиболее существенные сдвиги в показателях эффективности работы и состояния вегетативных функций наступают в четвертой серии (интервал между сигналами 1,0 с), а у испытуемого Ш. – уже с третьей серии (интервал между сигналами 1,4 с).

В-третьих, результаты исследований указывают на наличие определенной диссоциации в характере изменения показателей эффективности работы, с одной стороны, и показателей состояния вегетативных функций, с другой стороны, у разных испытуемых. Так, например, если при выполнении задания с возрастающим потоком информации у испытуемого Б.

по мере усложнения задания отмечается усиление вегетативных реакций и ухудшение рабочих показателей, то у испытуемого Ш.

при выполнении относительно простого задания (серия с различением 3-х сигналов) наблюдаются весьма выраженные вегетативные сдвиги, которые в последующих сериях мало различаются, – в то: же время изменения рабочих показателей у данного испытуемого закономерно нарастают по мере увеличения сложности задания в отдельных сериях (рис. 12).

Для решения вопроса о возможности использования разработанных моделей стресс-ситуаций с целью прогнозирования степени эмоциональной устойчивости при профессиональном отборе курсантов было произведено сопоставление экспериментальных данных у лиц с разным уровнем устойчивости, выявленной в ходе легководолазной подготовки и выполнения контрольных практических задач по специальности. Испытуемые были разделены на две полярные группы: лица, эмоционально устойчивые (38 чел.), успешно выполнившие практические задачи и не проявлявшие внешних признаков сильного эмоционального возбуждения и лица, эмоционально неустойчивые (32 чел.), имевшие в этих условиях ярко выраженные признаки беспокойства, напряженности.

Анализ экспериментальных данных показал, что у испытуемых обеих групп при выполнении некоторых заданий («Непрерывный счет в заданном темпе», идентификация тональных сигналов в условиях дефицита, избыточности и возрастающего потока информации) между показателями, характеризующими психическую напряженность, имеются существенные различия. Так, например, при выполнении задачи «Непрерывный счет в заданном темпе» в серии с интервалом между сигналом 1,4 с у эмоционально устойчивых испытуемых относительная частота ошибочных ответов составляла, в среднем, 14%, у эмоционально неустойчивых – 22%, частота пульса – соответственно 70 и 76 уд. в мин, температура кожи – 33,1 и 33,6°С. В сериях с более сложным заданием (интервалы между сигналами 1,0 и 0,8 с) эти различия были еще более существенными.

Следующий этап исследований заключался в определении возможности применения разработанных методически приемов для предсказания степени напряженности курсантов при воздействии комплекса специфических факторов в реальных условиях деятельности (при выполнении сложных и ответственных задач, в аварийных условиях деятельности).

С этой целью было проведено сравнение экспериментально полученных показателей напряженности у лиц, которые проявили эмоциональную устойчивость или неустойчивость в период выполнения практических задач в условиях реальной деятельности на подводных лодках (разделение испытуемых на указанные две группы произведено на основании данных опроса их непосредственных командиров). Сопоставление этих данных свидетельствует, что по показателям эффективности работы и состояния вегетативных функций при выполнении некоторых экспериментальных заданий между полярными группами (по критерию эмоциональной устойчивости) имеются существенные различия (табл. 9). Так например, при выполнении задания «Непрерывный счет в заданном темпе» (серия с интервалом между сигналами 1,4 с) у эмоционально устойчивых испытуемых (по данным учебно-боевой деятельности) относительная частота ошибок равнялась, в среднем» 15,5%, а у эмоционально неустойчивых– 22,7% частота пульса,– соответственно – 71,2 и 72,5 уд. в мин; температура кожи – 33,1 и 33,6°С.

Еще большие различия отмечались у представителей данных групп в последующих, более сложных сериях задания.

Статистически значимые различия в экспериментально полученных показателях напряженности у испытуемых с разной степенью эмоциональной устойчивости наблюдались и при выполнении заданий с дефицитом, избыточностью и возрастающим потоком информации.

Таким образом, проведенные исследования показали, что выполнение испытуемыми ряда экспериментальных заданий, моделирующих некоторые характерные для рабочей деятельности операторов стресс-ситуации, сопровождалось выраженными изменениями в показателях эффективности работы и состояния вегетативных функций, а также внешними проявлениями эмоциональной возбудимости, свидетельствующими о развитии у них психической напряженности. Наиболее существенными указанные сдвиги были при выполнении следующих заданий: «Непрерывный счет в заданном темпе», различение тональных сигналов в условиях дефицита, избыточности и возрастающего потока информации.

На стрессогенную природу разработанных моделей стресс-ситуаций указывают также сдвиги в ряде биохимических и гематологических показателей, – в частности, увеличение у испытуемых содержания в моче 17-оксикортикостероидов и натрия, лейкоцитоз, и эозинопения в крови, а также увеличение локального потоотделения в условиях выполнения комплекса экспериментальных заданий.

Изменения показателей психической напряженности при выполнении заданий имеют индивидуальные различия, которые в значительной мере определяются как степенью устойчивости испытуемого к воздействию стресс-факторов, так и степенью адекватности характера экспериментального задания виду, специфике профессиональной деятельности испытуемого, – в частности, эти изменения более выражены у лиц, для которых структура экспериментального задания существенно отличается от структуры же деятельности. В связи с наличием данного факта, имеющего особое значение при использовании разработанных методически приемов для прогнозировании эмоциональной устойчивости в реальных условиях деятельности на этапе распределения специалистов, может возникнуть вопрос: какие формы экспериментальных моделей стресс-ситуаций наиболее целесообразно применять для этой цели – адекватные или неадекватные характеру профессиональной деятельности специалиста. На наш взгляд, следует использовать как ту, так и другую форму моделей. Задания, специфические по своей структуре предстоящей деятельности, позволяют прогнозировать степень эмоциональной устойчивости к воздействиям стресс-факторов, характерных для рабочего процесса специалиста; задания, неадекватные структуре деятельности, дают возможность оценить неспецифическую устойчивость специалиста к воздействиям необычных раздражителей, факторов среды.

Практическое использования разработанных моделей стресс-ситуаций для прогнозирования эмоциональной устойчивости требует определения критериев оценки степени напряженности при выполнении экспериментальных заданий.

Статистический анализ показателей напряженности при выполнении заданий у лиц с различным уровнем эмоциональной устойчивости (по данным учебно-боевой деятельности) позволил определить критерии для предсказания степени устойчивости курсантов к воздействиям некоторых стресс-факторов (табл.10).

В заключение следует отметить, что разработанные методические приемы и критерии прогнозирования эмоциональной устойчивости курсантов-подводников нуждаются в дальнейшем экспериментальной проверке и уточнении.

Одной из задач исследований в этой области должна явиться выработка интегрального показателя эмоциональной устойчивости, основанного на обобщенной оценке напряженности (по показателях эффективности деятельности, состояния вегетативных функций, внешних проявлений эмоциональной возбудимости).

Кроме того, исследования должны быть направлены на выяснение вопроса о степени соответствия экспериментального воспроизводимой эмоциональной напряженности аналогичному состоянию, возникающему у специалистов в реальных условиях их деятельности.

7.3. Комплексная методика изучения информационного стресса

Состояние психического и, в частности, информационного стресса характеризуется не только неспецифическими вегето-соматическими и биохимическими реакциями, изменениями в психическом статусе личности, но также, как правило, дезорганизацией поведения субъекта деятельности, нарушением его работоспособности.

Информационный стресс в операторской деятельности возникает в связи с воздействием реальной (объективной) и воображаемой (субъективной) сложности, опасности, значимости рабочей нагрузки на человека-оператора.

Но стрессовое состояние, в свою очередь, специфическим образом отражается на конкретной деятельности в результате формирования определенной взаимосвязи и взаимоотношения между когнитивными механизмами развития стресса и особенностями психической регуляции деятельности.

Указанное соотношение категорий информационного стресса и деятельности определяют в качестве одного из основных направлений изучения этого психического состояния разработку моделей стресс-ситуаций, основанных на использовании комплекса задач, которые отражают содержание и условия операторской деятельности и основные психические механизмы их решения.

>

Источник: http://medbookaide.ru/books/fold1002/book2103/p23.php

Medic-studio
Добавить комментарий