Санитарно-гигиеническое и экологическое нормирование

Перечень экзаменационных вопросов по дисциплине Гигиена для студентов 3 курса педиатрического факультета на 20132014 учебный год

Санитарно-гигиеническое и экологическое нормирование

Подборка по базе: Практикум по дисциплине «Операционные системы и среды» Методичес, Практикум по дисциплине «Операционные системы и среды» Методичес, Панин В.Ф. Конспект лекций по учебной дисциплине Теоретические о, Тест по дисциплине Экспериментальная Квазиэксперименты.docx, Программа зачёта по дисциплине.

docx, Проект по дисциплине «Основы управления образовательной организа, Примерный перечень основных вопросов для подготовки студентов к , Методические рекомендации по выполнению практических работ по ди, Тест – МЭСИ – Семейное право (157 вопросов).doc, МР СТ для практического занятия «Особенности фармакокинетики и ф.

В соответствии с природоохранительным законодательством Российской Федерации нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования  воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет негативное воздействие как «воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды».

В международной практике под воздействием на окружающую среду понимают «любое отрицательное или положительноеизменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг».

Цель нормирования достигается путем установления ограничений (нормативов) как на сами источники воздействия, так и на факторы среды, отражающие и характеристики воздействия, и отклики экосистем.

История такого подхода к охране окружающей среды развивалась в полном соответствии с принципом антропоцентризма: первоначально были установлены нормативы приемлемых для человека условий среды (прежде всего, производственной).

Тем самым было положено начало работам в области санитарно-гигиенического нормирования.

Однако человек — не самый чувствительный из биологических видов, и принцип «Защищен человек — защищены и экосистемы», неверен.

Экологическое нормирование предполагает учет допустимой нагрузки на экосистему.

 Допустимой считается нагрузка, при которой отклонение от нормального состояния системы не превышает естественных изменений и, следовательно, не вызывает нежелательных последствий у живых организмов и не ведет к ухудшению качества среды.

Как экологическое, так и санитарно-гигиеническое нормирование основано на знании эффектов, оказываемых разнообразными факторами воздействия на живые организмы. Эти факторы могут иметь физическую (радиация, электромагнитные излучения и пр.

), химическую и биологическую природу. Одним из важных понятий в токсикологии и в нормировании является понятие вредного вещества.

Вредные вещества – вещества, воздействие которых на биологические системы может привести к отрицательным последствиям.

Все ксенобиотики(чужеродные для живых организмов, искусственно синтезированные вещества) как правило, рассматривают как вредные. Для большинства из них нормативы не установлены.

Установление нормативов качества окружающей среды и продуктов питания основывается на концепции пороговости воздействия.

Порог вредного действия — это минимальная доза вещества, при воздействии которой в организме могут возникнуть изменения, выходящие за пределы физиологических и приспособительных реакций, или скрытая (временно компенсированная) патология. Пороговая доза вещества (или пороговое действие вообще) может вызывать у организма отклик, который не компенсируется за счет механизмов поддержания внутреннего равновесия организма.

 

2. Концепция ПДК, теория токсичности. Способы установления ПДК. Классы опасности вредных веществ. 

В основе санитарно-гигиенического нормирования лежит понятие предельно допустимой концентрации.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) — нормативы, устанавливающие концентрации вредного вещества в единице объема (воздуха, воды), массы (пищевых продуктов, почвы) или поверхности (кожа работающих), которые при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияют на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства.

Санитарно-гигиеническое нормирование редко учитываеткомбинированное действие (при одновременном или последовательном действии нескольких веществ) и не учитывает эффектов комплексного воздействия, (когда вредные вещества поступают в организм различными путями — с  воздухом, водой, пищей, через кожные покровы), а такжесочетания воздействий различной природы (физических, химических, биологических).

По мере накопления наших знаний о безопасности или опасности тех или иных веществ значения предельно допустимых концентраций для некоторых веществ изменяются.

Достаточно вспомнить о том, что в 50е годы ДДТ считался одним из безопасных для человека инсектицидов и широко рекламировался для использования в быту.

Для веществ, о действии которых не накоплено достаточной информации, могут устанавливаться временные нормативы – (ВДК,ОДК,ОБУВ)— полученные расчетным путем нормативы, рекомендованные для использования сроком на 2-3 года.

Разработка санитарно-гигиенических нормативов находится в ведении Департамента Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения. Списки установленных величин ПДК и других нормативов публикуются в специальных сборниках санитарных норм и правил (СанПиН).

Под токсичностью понимают способность веществ вызывать нарушения физиологических функций организма, что, в свою очередь, приводит к заболеваниям (интоксикациям, отравлениям) или, в тяжелых случаях, к гибели. Фактически, токсичность — мера несовместимости вещества с жизнью.

Степень токсичности веществ принято характеризовать величиной токсической дозы — количеством вещества (отнесенным, как правило, к единице массы животного или человека), вызывающим определенный токсический эффект. Чем меньше токсическая доза, тем выше токсичность.

Различают средне-смертельные (ЛД50), абсолютно смертельные (ЛД100), минимально смертельные (ЛД0/10) и др. дозы. Цифры в индексе отражают вероятность (%) появления определенного токсического эффекта, в данном случае, — смерти в группе подопытных животных.

К недостаткам системы санитарно-гигиенического нормирования, следует отнести:- она не указывает, какое именно воздействие на живые организмы будет иметь место, если реальная концентрация в объектах окружающей среды превысит предельно допустимую величину;- концепция ПДК не учитывает также, что для некоторых веществ существует минимальный порог, ниже которого ощущается недостаток вещества в среде обитания, что может оказывать существенное влияние на живущие в ней организмы;

-не учитываются особенности биогеохимических провинций, где в естественном состоянии ряд веществ уже присутствует в концентрациях, превышающих ПДК. Биогеохимические провинции — территории, где свойства природных сред и организмов отличаются от характерных свойств географической зоны. Такая ситуация прослеживается для рудных аномалий, нефтеносных районов, для территорий распространения торфяников и т.п. В этих случаях оценка качества природной воды, практически не испытывающей антропогенного воздействия, по критериям ПДК приводит к ошибочным выводам.

-не учитывается, что устойчивость организмов (в т.ч. человека) к воздействию веществ различается в зависимости от региона или зоны. Это может быть связано не только с климатическими особенностями, но и другими факторами среды, например, гидрохимическими свойствами используемой воды: минерализацией, буферностью и т.п. В частности, адаптированность к фоновому уровню концентраций металлов, очевидно, наследственно закреплена в поколениях.- предельно допустимые концентрации, как правило, относятся к валовому содержанию, хотя многие вещества присутствуют в окружающей среде в различных формах. Например, в водных объектах многие тяжелые металлы, большинство которых являются токсикантами, присутствуют и в форме ионов, и в связанном состоянии с органическими веществами природных вод и т.д. Эти комплексные формы обычно менее токсичны, чем ионная.

Санитарно-гигиенические и экологические нормативы не указывают на источник воздействия и не регулируют его деятельность напрямую.

Однако они используются при установлении научно-технических нормативов — требований, предъявляемых собственно к источникам воздействия.

К научно-техническим нормативам относятся нормативы выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ и ПДС), образования отходов и лимиты их размещения, а также технологические, строительные, градостроительные нормы и правила, содержащие требования по охране окружающей природной среды. В основу научно-технического нормирования положен следующий принцип: при условии соблюдения нормативов всеми предприятиями региона содержание любой примеси в воде,воздухе и почве должно удовлетворять требованиям санитарно-гигиенического нормирования.

Научно-техническое нормирование означает введение ограничений деятельности хозяйственных объектов в отношении источников воздействия на окружающую среду.

В том числе, определяются предельно допустимые потоки вредных веществ, которые могут поступать от источников воздействия в воздух, воду, почву.

Таким образом, от предприятий требуется не собственно обеспечение тех или иных ПДК, а соблюдение пределов выбросов и сбросов вредных веществ, установленных для объекта в целом или конкретных источников, входящих в его состав.

  1. Урбанизация как санитарно-гигиеническая проблема. Градообразующие факторы, основные черты урбанизации, как всемирно-исторического процесса. Экологические и гигиенические проблемы крупных городов.

В 2003 г. на земном шаре было 6 млрд чел, в т.ч КНР – 1,5 млрд, Индии – 1 млрд, США – 300 млн, РФ – 140 млн. Ежегодно население увеличивается на 60-70 млн. 

Научно-техническая революция во второй половине ХХ века вызвала во всем мире рост промышленного производства и концентрацию населения в городах – это называется урбанизацией.

Процесс урбанизации повлек за собой изменение отношений людей между собой (движение женщин за равноправие, увеличение транспорта, ускоренное жилищное строительство, престиж городского проживания перед сельским и др.). Началось интенсивное переселение сельских жителей в города: в России в 1917 г городское население составляло 10%, в 1940 г.

– 35%, 1960 г. – 50%, а сейчас – более 80%. Если в 1980 г. в мире было всего 4 города более, чем с 1 млн чел., то сейчас – более 200. Есть города по 40 млн чел. – Вашингтон-Бостон, 20 млн чел. – Мехико, Токио, Шанхай. В Москве и области проживает более 12 млн чел.

По данным ВОЗ в 2007 г численность городских жителей в мире превысила число сельских.

Процессу урбанизации характерны две стороны: положительная и отрицательная, определяющие его санитарно-гигиенические особенности.

Хорошая: имеется коммунальное благоустройство; можно получить образование; развиваются культура и наука, достижения распространяются на другие города и села, стимулируя их развитие.

Минусы– это плата за цивилизацию, представленная экологическими и гигиеническими проблемами урбанизации:

загрязнение городской воздушной и водной среды и почвы;микроклимат города хуже, чем в местности рядом;шум;информационные перегрузки;

здоровье горожан портится быстрее и основательнее, чем «на селе».

Градообразующие факторы – факторы, способствующие возникновению строительству, развитию городов, населенных пунктов мирного типа и немирного типа.

Для Нальчика: наличие курорта, климатогеографические особенности, административные центры. Мощные факторы: наличие промышленности; наличие полезных ископаемых; крупное с/х.

учитывается рельеф местности, зеленые насаждения, водные источники.

Черты урбанизации:
1. Быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах, где происходят стихийные, не поддающиеся контролю миграции из села в город. В мире с 1950 г. население городов увеличилось в 4.37 раза.

2. Концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах, т. к. города имеют множество функций, особенно в непроизводственной сфере, они полнее удовлетворяют запросы людей, имеют развитую инфраструктуру и обеспечивают доступ к хранилищам информации. Половина населения мира живёт в городах. Более 30 городов мира имеют население более 5 млн. человек.

Источник: http://topuch.ru/perechene-ekzamenacionnih-voprosov-po-discipline-gigiena-dlya/index2.html

13. Экологическое и санитарно-гигиеническое нормирование

Санитарно-гигиеническое и экологическое нормирование

Раздел 3. Охрана окружающей среды

13.1 Нормативыкачества окружающей среды.

13.2 Нормативыпредельно допустимого вредноговоздействия на состояние окружающейсреды.

13. 3. Нормативыиспользования природных ресурсов.

13. 4. Экологическиестандарты

13. 5. Нормативысанитарных и защитных зон

Нормированиекачества окружающей природной среды -это деятельность по установлениюнормативов предельно допустимыхвоздействий человека на природу.

Подвоздействием понимается антропогеннаядеятельность, связанная с реализациейэкономических, рекреационных, культурныхи других интересов человека, вносящаяизменения в природную среду.

Наиболеераспространенным видом отрицательноговоздействия является загрязнение,причиняющее вред жизни и здоровьючеловека, растительному и животномумиру и экосистемам. Гигиеническиенормативы – наиболее разработаннаясистема норм, правил и регламентов дляоценки качества окружающей природнойсреды.

В системуэкологических нормативов и стандартоввходят:

• нормативыкачества окружающей среды;

• нормативыпредельно допустимого вредноговоздействия на состояние окружающейсреды;

• нормативыиспользования природных ресурсов;

• экологическиестандарты;

• нормативысанитарных и защитных зон.

Методологическойосновой для разработки санитарно-гигиеническихи санитарно-эпидемиологических стандартовпослужили методы, используемые вмедицинской и ветеринарной токсикологии.

В зависимости отстепени токсичности ядовитых веществвыделяют 4 класса опасности (наиболееопасен 1-й класс). Воздействуя на организм,вредные вещества вызывают острые ихронические заболевания: острые возникаютпосле однократного воздействия и могутприводить к смертельному исходу,хронические развиваются в результатесистематического воздействия доз, неприводящих к острому отравлению.

Нормативы качестваокружающей среды устанавливаются вформе нормативовпредельно допустимых концентраций(ПДК) вредных веществ,а также вредных микроорганизмов и другихбиологических веществ, загрязняющихокружающую среду, и нормативовпредельно допустимых уровней (ПДУ)вредных физических воздействийна нее.

Такие нормативы служат такжедля оценки состояния атмосферноговоздуха, вод, почв по химическим,физическим и биологическим характеристикам.Установленные в соответствии стребованиями законодательства нормативыкачества окружающей среды служат однимиз юридических критериев для определенияее благоприятного состояния.

ПДК – максимальнаяконцентрация вещества которая неоказывает прямого или косвенноговоздействия на здоровье человека напротяжении всей его жизни и не влияетна здоровье его потомков.

Для большинствавеществ устанавливают две пороговыеконцентрации: минимальную при остромотравлении (ПДК мин.остр.) и минимальнуюпри хроническом отравлении (ПДК мин.хрон).

Однако необходимоучитывать, что одни и те же концентрациивредных веществ по-разному воздействуютна организмы в зависимости от того, гдеони находятся: в воздухе, воде или почве.Поэтому ПДК вредных веществ в разныхсредах могут сильно различаться.

Нормированиезагрязняющих веществ в воздухе.

Воздух – среда,непосредственно окружающая человекаи потому прямо воздействующая на егоздоровье. Еще в 20-е гг. XX века началивводить ПДК вредных веществ в рабочихпомещениях. Обычно содержание примесейв воздухе рабочего помещения больше,чем на площадке предприятия и тем болееза ее пределами.

Поэтому для каждоговредного вещества в воздухе устанавливаютпо крайней мере два нормативных значения:ПДК в воздухе рабочей зоны (ПДКр.з) и ПДКв атмосферном воздухе ближайшегонаселенного пункта (ПДКа.в).

ПДК р.з – этоконцентрация, которая при работе неболее 41 часа в неделю в течение всегорабочего стажа не может вызватьзаболеваний у работающих и их детей.

Следовательно,при нормировании вредных веществ ввоздухе производственных помещенийучитывается время пребывания людей взоне загрязнения. На территориипредприятия содержание примесейпринимается равным 0,3 ПДКрз, так какэтот воздух используется для приточнойвентиляции.

ПДК а.в – этопредельная концентрация, которая напротяжении всей жизни человека не должнаоказывать на него вредного влияния,включая отдаленные последствия наокружающую среду в целом.

С учетом временивоздействия в атмосферном воздухеустанавливают ПДК максимально-разовую(ПДКм.р.) и ПДК среднесуточную (ПДКсс.).

Максимально-разоваяПДКустанавливается для предотвращениярефлекторных реакций организма человекапри кратковременном (20 минут) воздействиивредного вещества.

СреднесуточнаяПДК – установленадля предупреждения общетоксического,канцерогенного, мутагенного и другоговлияния вещества на организм человека.Оцениваемые по этому нормативу веществаобладают способностью временно илипостоянно накапливаться в организмечеловека.

Необходимостьтакого раздельного нормированияопределяется тем, что на предприятии втечение рабочего дня работают практическиздоровые люди, а в населенных пунктахкруглосуточно находятся не тольковзрослые, но и дети, пожилые и больныелюди, беременные и кормящие женщины идр. Поэтому ПДКр.з > ПДКа.в. Например,для диоксида серы (SO2)ПДКрз = 10 мг/м3,а ПДКа.в = 0,5 мг/м3.Для метилмеркаптана эти показателисоответственно равны 0,8 и 9*10-6мг/м3.

При проектированииили строительстве предприятий в районах,где воздух уже загрязнен, необходимовыбросы предприятий нормировать сучетом присутствующих примесей, т. е.фоновой концентрации (Сф). Если ватмосферном воздухе присутствуютвыбросы нескольких веществ, то суммаотношений концентраций загрязняющихвеществ к их ПДК (с учетом Сф) не должнапревышать единицы.

Нормированиезагрязняющих веществ в водных объектах.

Вода, в отличие отатмосферы, является средой, в которойвозникла жизнь и в которой обитаетбольшая часть видов живых организмов(в атмосфере лишь тонкий слой около 100м наполнен жизнью).

Поэтому при нормированиикачества природных вод необходимозаботиться не только о воде как ресурсе,потребляемом человеком, но и беспокоитьсяо сохранении водных экосистем, какважнейших регуляторов условий жизнипланеты.

Однако действующие нормативыкачества природных вод ориентированыглавным образом на интересы здоровьячеловека и рыбного хозяйства и практическине обеспечивают экологическую безопасностьводных экосистем.

Требованияпотребителей к качеству воды зависятот целей использования. Выделяют тривида водопользования:

Хозяйственно-питьевое– использование водных объектов или ихучастков в качестве источникахозяйственно-питьевого водоснабжения,а также для водоснабжения предприятийпищевой промышленности;

Культурно-бытовое– использование водных объектов длякупания, занятий спортом и отдыха. Кэтому виду водопользования относятсяи участки водных объектов, находящиесяв черте населенных мест, независимо отих использования;

Водоемырыбо-хозяйственногоназначения, которые, в свою очередь,делятся на три категории:

высшая- места расположения нерестилищ, массовогонагула и зимовальных ям особо ценных иценных видов рыб, других промысловыхводных организмов, а также охранныезоны хозяйств для искусственногоразведения и выращивания рыб, другихводных животных и растений;

первая категория- водные объекты, используемые длясохранения и воспроизводства ценныхвидов рыб, обладающих высокойчувствительностью кислорода;

вторая категория- водные объекты, используемые для другихрыбохозяйственных целей.

Конечно, природныеводы являются объектами и других видовводопользования – промышленноговодоснабжения, орошения, судоходства,гидроэнергетики и т. д. Использованиеводы, связанное с ее частичным или полнымизъятием, называют водопотреблением.Все водопользователи обязаны соблюдатьусловия, которые обеспечивают качествоводы, соответствующее установленнымдля данного водного объекта нормативам.

Поскольку требованияк качеству воды зависят от видаводопользования, необходимо определятьэтот вид для каждого водного объектаили его участков.

Под ПДК природныхвод подразумевается концентрацияиндивидуального вещества в воде, припревышении которой она непригодна дляустановленного вида водопользования.При концентрации вещества равной илименьше ПДК вода так же безвредна длявсего живого, как и вода, в которойполностью отсутствует данное вещество.

Таким образом, дляодного и того же вещества могутустанавливаться разные предельныеконцентрации в зависимости от типаводоёма. Если водоем используется длянескольких видов водопользования, тов качестве ПДК выбирается самая низкая,т. е. самая жесткая предельно допустимаяконцентрация вещества.

При сбросе в водоемынескольких загрязняющих веществ и отнескольких источников действует то жеправило, что и при выбросе несколькихзагрязнений в атмосферу: сумма отношенийконцентраций веществ, нормируемых поодинаковому ЛПВ и относящихся к 1-му и2-му классам опасности, к их ПДК не должнапревышать единицы.

Нормированиезагрязняющих веществ в почве.Загрязняющие вещества нормируются: 1)в пахотном слое почвы сельскохозяйственныхугодий; 2) в почве территорий предприятий;3) в почвах жилых районов в местах хранениябытовых отходов.

Допустимаяконцентрация вещества в почвенном слое(ПДКП)устанавливается с учетом его фоновойконцентрации, стойкости и токсичности.

ПДК устанавливаетсяэкспериментально в зависимости отдопустимой остаточной концентрации(ДОК) в пищевых, кормовых растениях и впродуктах питания. ДОК – это максимальноеколичество вещества в продуктах питания,которое, поступая в организм в течениевсей жизни, не вызывает никаких нарушенийв здоровье людей.

Для летучих веществПДКп устанавливают в зависимости отПДК этого вещества в атмосферном воздухе,т. е. при поступлении этого вещества ввоздух ПДКа.в не должно быть превышено.Кроме того, учитывается поступлениезагрязняющих веществ из почвы в грунтовыеводы, в которых не должны быть превышеныПДК веществ в водных объектах.

С учетом всех этихпризнаков вредности в качестве ПДКПпринимается наиболее жесткая концентрация.

В почвах нормируетсяв основном содержание пестицидов (лат.pestis – зараза, caedo – убиваю), т. е. ядохимикатов,используемых для борьбы с вредителями,болезнями, сорняками, паразитами,грызунами: инсектицидов (лат. insedum -насекомые), фунгицидов (лат. fungus -гриб),гербицидов (лат.

herba – трава), акарцидов(лат. акал – клещ) и др. Нормируетсясодержание и многих других химическихвеществ: тяжелых металлов, галогенов(хлор, бром), микроэлементов. При этомсодержание нормируемых примесей зависитот вида сельскохозяйственной продукции(мясная, молочная, растительная).

При отсутствииПДК могут устанавливаться временнодопустимые концентрации (ВДКп), которыеопределяются по эмпирическим уравнениямрегрессии:

ВДКп= 1,23 + 0,48 lg ПДКпр

где ПДКпр – предельнодопустимая концентрация вещества впродуктах питания.

Предельно допустимоеколичество отходов на территориипредприятия – это такое их количество,которое можно разместить при условии,что выделение вредных веществ в воздухне превысит 0,3 ПДК этих веществ,установленных для воздуха рабочей зоны,т. е. не более 0,3 ПДКр.з.

ядовитыхсоединений в отходах определяет классих опасности. При расчетах учитываютдозу (ЛД50),растворимость и летучесть токсичногокомпонента. Под контролем санитарныхслужб должны находиться не только сбор,но и транспортировка, места захороненияи переработки опасных отходов (включаяосадки станций очистки сточных вод).

Источник: https://studfile.net/preview/5865265/

Санитарно-гигиенические и экологические нормативы

Санитарно-гигиеническое и экологическое нормирование

Под нормированием в области природопользования и охраны ОС понимается установление нормативов качества ОС, нормативов допустимого воздействия на ОС при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны ОС, а также гос стандартов и иных нормативных документов в области охраны ОС. Нормирование в области охраны ОС осущ-ся в целях гос регулирования воздействия хоз-ой и иной деят-ти на ОС, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормативами качества окружающей природной среды являются предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду со стороны антропогенной деятельности человека.

Предельно допустимые нормативы – своего рода компромисс между экономикой и экологией, компромисс вынужденный.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

нормативы, установленные в соответствии с хим-ми показателями состояния ОС, в том числе нормативы предельно допустимых конц-ий хим-их веществ, включая радиоактивные вещества;

нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

нормативы, установленные в соответствии с биол-ми показателями состояния ОС, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества ОС, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

иные нормативы качества окружающей среды.

В основе нормативов качества ОС лежат три показателя:

медицинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе);

экологический (пороговый уровень угрозы устойчивости природных экосистем);

технологический (способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и среду его жизни);

аналитический (способность научно-технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем его параметрам).

Все нормативы качества окружающей природной среды подразделяются на три группы.

Первую группу составляют санитарно-гигиенические нормативы. К ним относятся нормативы предельно допустимых конц-ий вредных веществ – хим-их, биол-их, физ-их воздействий и др., нормативы СЗЗ, предельно допустимых уровней радиационного воздействия и др. Цель таких нормативов – определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека.

Вторую группу образуют экол-ие нормативы. К ним относятся нормативы предельно допустимых конц-ий веществ, которые не наносят ущерб видам, входящим в природные экосистемы, нормативы состояния объектов ОС, например биоиндикация, биотестирование, а также нормативы допустимых возд-ий на ОС (НДВ), т.е.

совокупная нагрузка на объекты ОС, не превышающие предел их экол-ой устойчивости. К ним можно отнести и НДС – нормативы допустимых сбросов объектами хоз-ой и иной деят-ти на водные объекты, ПДВ – нормативы допустимых выбросов в атмосферу объектами хозяйственной и иной деятельности.

Сюда же можно отнести лимиты размещения отходов.

В третью группу нормативов входят так называемые вспомогательные нормы и правила. Их главная цель состоит в обеспечении единства в употребляемой терминологии, в деятельности организационных структур и в правовом регулировании экологических отношений.

3. Принцип компенсационного механизма в системе природопользования.

Прибыльный экобизнес часто бывает возможен в условиях, когда эффективно действуют развивающиеся в последнее время различного рода компенсационные механизмы. Эти механизмы перекачивают финансовые средства от фирм с грязным производством к фирмам, активно занимающимся природоохранной деятельностью.

В результате выбросы загрязняющих веществ в одном месте как бы компенсируются их сокращением в другом месте.

Без соответствующих правовых регуляторов это сделать было бы невозможно, поскольку ни одна из фирм, загрязняющая своей деятельностью ОС, не согласится добровольно на передачу своих средств в пользу тех, кто осуществляет компенсационную, природоохранную деятельность.

Общая идея компенсации достаточно проста и в то же время важна настолько, что может быть возведена в принцип: при хоз-ой деят-ти нарушение состояния природной среды неизбежно. Поэтому неблагоприятные экологические последствия, которые уже имеют место или только ожидаемы, должны компенсироваться мероприятиями по улучшению, воспроизводству природной среды.

Принцип компенсации, реализуемый в чисто экономическом плане, не дает желаемого результата в сфере социально-экологической, не обеспечивает требований устойчивого развития.

Более предпочтительной является натуральная компенсация.

В узком смысле слова это означает, например, что природопользователь обязуется провести работы, связанные с воспроизводством нарушенных экосистем, рекультивацию земельных участков и т.д.

В широком смысле слова натуральная компенсация включает в себя весь тот комплекс мер, которые осуществляет общество в целях сохранения природной среды и биосферы. Этот комплекс нельзя возложить на природопользователей.

Требуются новые формы деятельности – природоохранная и природоформирующая.

Это фактически означает, что исполнение компенсационной функции во многих случаях ляжет на плечи государства, на его регулирующие природопользование органы.

Билет 7

Древнее экологическое право.

В первобытном обществе человек ещё являлся частью природы и подчинялся биологическим законам «природопользования», ограничиваясь удовлетворением самых насущных потребностей. Потому его влияние на природу было несущественным.

Из всего разнообразия древнеисторических видов животных и растений лишь единичные виды, вроде мамонтов, учёные относят к вымершим непосредственно по вине человека. В период «цивилизованной» истории таких видов было куда больше.

Общий принцип отношения природы в первобытном человеческом обществе можно проследить по экологическим традициям «малых народов». Основной их принципе можно описать как «не навреди». Так в приполярных регионах России несмотря на то, что численность диких северных оленей намного превышает потребности местного населения, но издавна здесь развито домашнее оленеводство

Враждебное отношение крестьянства к лесу сохранялось веками. Именно в лесу согласно народному фольклору обитала нечисть. В лесу же прятались разбойники. Из леса выходили хищные звери. Даже к концу XIX века отношение к лесу не стало более мирным:

У них (крестьян) не только нелюбовь, у них ненависть к дереву. Если бы вы только видели жестокость, с какою обращаются крестьяне с деревьями… Крестьянин смотрит на дерево как на материал; его тень, его прохлада, а тем паче его краса ему не нужны.

В результате подобного отношения в средне-русской чернозёмной области площадь лесов сократилась с 40 % в XV—XVI веках до 15 % в лесной и 8 % в лесостепной зонах уже к концу XIX века

Первоначальное первобытное регулирование природопользования в виде запретов нашло свое закономерное отражение в виде запретов в древних нормативных актах. Так уже упомянуты бурятские традиции были законодательно закреплены в Ясе Чингисхана, Монголо-ойратском уставе 1640 года, кодексе «Халха-джирум» XVIII века.

Отдельные запреты из общего права в дальнейшем перешли в общинное и сословные права, некоторые из них успешно существовали веками. Так у оренбургских казаков общинным правом регулировался рыбный промысел.

Нормировались места ловли, сроки и продолжительность добычи осетровых, подушевые квоты заготовок. Соблюдения правил строго контролировалось органами самоуправления.

В результате, по оценкам специалистов, условия воспроизодства запасы рыбы, прежде всего осетровых, в Урал были намного лучше, а её запасы выше, нежели в низовьях Волги.

Экологическое право в России в полном соответствии с современным его пониманием появилось при правлении Петра I. Существовавшее до той поры регулирование природопользование он кардинально изменил.

В первую очередь изменение произошло в отказе от охраны сословных привилегий и переходе к собственно государственному регулированию.

В рамках этого нововведения были созданы первые специализированные государственные структуры (Вальдмейстерская канцелярия и Берг-коллегия), следившие за исполнением указов и регулировавшие использование леса и недр соответственно.

Источник: https://studopedia.net/5_65427_sanitarno-gigienicheskie-i-ekologicheskie-normativi.html

Санитарно-гигиеническое нормирование и экологическое регламентирование, нормативные документы

Санитарно-гигиеническое и экологическое нормирование

В соответствии с природоохранительным законодательством Российской Федерации нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. При этом под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов и вносящая физические, химические, биологические изменения в природную среду.

Определенная таким образом цель подразумевает наложение граничных условий (нормативов) как на само воздействие, так и на факторы среды, отражающие и воздействие, и отклики экосистем.

Принцип антропоцентризма верен и в отношении истории развития нормирования: значительно ранее прочих были установлены нормативы приемлемых для человека условий среды (прежде всего, производственной).

Тем самым было положено начало работам в области санитарно-гигиенического нормирования.

Экологическое нормирование предполагает учет так называемой допустимой нагрузки на экосистему. Допустимой считается такая нагрузка,под воздействием которой отклонение от нормального состояния системы не превышает естественных изменений и, следовательно, не вызывает нежелательных последствий у живых организмов и не ведет к ухудшению качества среды.

Как экологическое, так и санитарно-гигиеническое нормирование основаны на знании эффектов, оказываемых разнообразными факторами воздействия на живые организмы. Одним из важных понятий в токсикологии и в нормировании является понятие вредного вещества.

В специальной литературе принято называть вредными все вещества, воздействие которых на биологические системы может привести к отрицательным последствиям. Кроме того, как правило, все ксенобиотики (чужеродные для живых организмов, искусственно синтезированные вещества) рассматривают как вредные.

Установление нормативов качества окружающей среды и продуктов питания основывается на концепции пороговости воздействия.

Порог вредного действия – это минимальная доза вещества, при воздействии которой в организме возникают изменения, выходящие за пределы физиологических и приспособительных реакций, или скрытая (временно компенсированная) патология.

Таким образом, пороговая доза вещества (или пороговое действие вообще) вызывает у биологического организма отклик, который не может быть скомпенсирован за счет гомеостатических механизмов (механизмов поддержания внутреннего равновесия организма).

Нормативы, ограничивающие вредное воздействие, устанавливаются и утверждаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

Санитарно-гигиеническое нормирование охватывает все среды, различные пути поступления вредных веществ в организм, хотя редко отражает комбинированное действие (одновременное или последовательное действие нескольких веществ при одном и том же пути поступления) и не учитывает эффектов комплексного (поступления вредных веществ в организм различными путями и с различными средами – с воздухом, водой, пищей, через кожные покровы) и сочетаемого воздействия всего многообразия физических, химических и биологических факторов окружающей среды. Существуют лишь ограниченные перечни веществ, обладающих эффектом суммации при их одновременном содержании в атмосферном воздухе.

Санитарно-гигиенические и экологические нормативы определяют качество окружающей среды по отношению к здоровью человека и состоянию экосистем, но не указывают на источник воздействия и не регулируют его деятельность.

Требования, предъявляемые собственно к источникам воздействия, отражают научно-технические нормативы.

К научно-техническим нормативам относятся нормативы выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ и ПДС), а также технологические, строительные, градостроительные нормы и правила, содержащие требования по охране окружающей природной среды.

В основу установления научно-технических нормативов положен следующий принцип: при условии соблюдения этих нормативов предприятиями региона содержание любой примеси в воде, воздухе и почве должно удовлетворять требованиям санитарно-гигиенического нормирования.

Важным направлением экологической регламентации является контроль за соблюдением установленных нормативов. Рассмотрим некоторые организационные формы экологического контроля, используемые в процессе управления экоразвитием и экологизацией производства:

· Экологическая аттестация и паспортизация предназначены для документального описания эколого-экономических характеристик объектов природоохранной деятельности предприятий и территориально-производственных комплексов. Экологический паспорт предприятия содержит нормативно-справочную, фактографическую и отчетную информацию о природоемкости производства.

Паспорт разрабатывается с целью учета всех видов техногенных воздействий на окружающую среду и сравнительного анализа вклада различных производственных процессов в общую природоемкость.

Экологический паспорттерритории представляет собою сводную характеристику природных комплексов, социально-демографической структуры и хозяйства территории с позиций соизмерения природного и производственного потенциала.

· Организация баз эколого-экономической информации.

Материалы экологических паспортов территорий и расположенных на них различных хозяйственных объектов вместе с текущими данными мониторинга и отчетными статистическими сведениями образуют большой массив информации, которая должна быть определенным образом организована.

Одной из форм такой организации может быть региональный (территориальный) банк эколого-экономической информации(БЭЭИ). Это комплекс средств для унифицированного сбора, централизованной обработки и многоцелевого использования данных о состоянии всех структур и объектов природопользования.

· Процедура ОВОС.

В соответствии с существующими правилами любая предпроектная и проектная документация, связанная с какими-либо хозяйственными начинаниями, освоением новых территорий, размещением производств, проектированием, строительством и реконструкцией хозяйственных и гражданских объектов, должна содержать раздел «Охрана окружающей среды» и в нем – обязательный подраздел ОВОС – материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности. ОВОС это предварительное определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния и оценка экологических, экономических и социальных последствий осуществления проекта; структурированный процесс учета экологических требований в системе подготовки и принятия решений о хозяйственном развитии. ОВОС предусматривает вариантность решений, учет территориальных особенностей и интересов населения. ОВОС организуется и обеспечивается заказчиком проекта с привлечением компетентных организации и специалистов. Во многих случаях для проведения ОВОС нужны специальные инженерно-экологические изыскания.

· Экологическая экспертиза это специальное изучение хозяйственных и технических проектов, объектов и процессов с целью обоснованного заключения об их соответствии экологическим требованиям, нормам и регламентам.

В соответствии с Законом РФ об охране окружающей природной среды «государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности».

Важным требованием к экологической экспертизе является ее независимость, подчинение только законам, нормам, стандартам и объективным экологическим требованиям.

Заключение экологической экспертизы является юридическим документом, «эксперты несут ответственность за представленные выводы. Повторная экспертиза проводится лишь в том случае, когда строго и объективно доказана серьезная ошибка экспертов.

Эти высокие требования пока еще не реализованы в российской практике управления природопользованием.

В Российской Федерации имеется немало нормативных актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. Основным из них является ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» (гл.

5), который определяет систему экологических нормативов и стандартов, критерии их установления, органы, ответственные за разработку и утверждает эти нормативы. ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания.

Применительно к использованию отдельных природных ресурсов и их охране нормирование регулируется соответствующим природоресурсным законодательством — земельным, водным, лесным, об охране атмосферного воздуха, о животном мире и др.

Нормативные документы, содержащие нормы качества окружающей среды и экологопользования, регистрируются в Министерстве природных ресурсов (МПР) РФ в рамках природоохранных нормативных документов. Систему экологических нормативов можно представить следующим образом:

1) Нормативы, характеризующие состояние участка территории:

– ПДК (предельно допустимые концентрации) вредных веществ в воздухе, воде, почве; – ПДУ (предельно допустимые уровни) радиации; – ПДУ шума, вибрации, магнитных полей; – ПДВ (предельно допустимые выбросы) загрязняющих веществ.

2) Нормативы, характеризующие продукты потребления человека: – нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных химических веществ в продуктах питания (например, нитраты, накапливающиеся в укропе или арбузах, соли тяжелых металлов, скапливающиеся в тканях рыб и животных и т.д.

; – экологические требования к материалам, то есть содержание канцерогенных веществ в обоях, шифере, краске, мебели и т.п.

3) Нормативы, характеризующие источники загрязнения: – нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ устанавливаются по каждому значительному работающему источнику загрязнения (по автомобильным, авиационным двигателям, металлургическим печам); – экологические требования на новую производственную технику при проектировании новых поколений автомобилей необходимо закладывать в них всякий раз более жесткие требования к выхлопу, шуму, вибрациям и т.п. 4) Нормативы, характеризующие производственные технологии: — стандарты на новые технологии производства промышленной продукции; — предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве. 5) Норматив, характеризующий участок среды в целом – предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую среду. Этот показатель характеризует пороговые свойства устойчивости территорий.

Экологические нормативы утверждаются МПР РФ, Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Госстандартом РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_84237_sanitarno-gigienicheskoe-normirovanie-i-ekologicheskoe-reglamentirovanie-normativnie-dokumenti.html

Medic-studio
Добавить комментарий