Сборник лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности и

Безопасность жизнедеятельности Конспект лекций

Сборник лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности и

1.1. Основные положения безопасностижизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности (БЖД)– наука о безопасном и комфортномвзаимодействии человека со средой егообитания.

Цель БЖД как науки – защита человека втехносфере от негативных воздействийантропогенного, техногенного иестественного характера и достижениебезопасных и комфортных условийжизнедеятельности.

Жизнедеятельность – специфическая формаактивного отношения к окружающему миру,направленная на его изменение ипреобразование, в основе которой лежатбиологические процессы.

Человек в процессе деятельностивзаимодействует с окружающей средой,оказывая на неё воздействие и испытываяобратное действие среды, которое можетбыть для него как полезным так и вредным.

Особую опасность для человека представляютчрезвычайные ситуации, которые происходятв результате катастрофических явленийво всех сферах окружающей среды.

Окружающая среда – среда, обусловленнаясовокупностью действующих в данныймомент факторов, способных оказыватьна человека прямое или косвенное,немедленное или отдаленное воздействие,а также оказывать воздействие на егопотомство.

Существуя в этой среде, человек непрерывнорешает минимум две задачи:

1) обеспечивает свои потребности в пище,воде и воздухе;

2) создает и использует защиту отнегативных воздействий кок со сторонысреды обитания, так и себе подобных.

Производственная среда – пространство,в котором совершается трудоваядеятельность человека.

Бытовая среда – пространство внетрудовой деятельности человека.

Техносфера – регион биосферы,преобразованный человеком с помощьюпрямого и косвенного воздействиятехнических средств в целях наилучшегосоответствия своим материальным исоциально-экономическим потребностям.

Биосфера – область распространенияжизни на Земле.

Биосфера включает в себя нижний слойатмосферы, гидросферу и верхний слойлитосферы, не испытавшие техногенноговоздействия.

Предметом безопасности жизнедеятельностиявляются факторы, оказывающие воздействиена человека, органы человека, реагирующиена это воздействие, а также особенностиобеспечения безопасности групп людей.

Задачами БЖД являются следующие.

1. Теоретический анализ и разработкаметодов идентификации опасных и вредныхфакторов, генерируемых средой обитаниячеловека.

2. Оценка многофакторного влияниянегативных условий обитания человекана его работоспособность.

3. Оптимизация условий труда и отдыхачеловека.

4. Использование наиболее эффективныхметодов защиты.

Центральным понятием науки БЖД являетсяпонятие опасности.

Опасность – негативное свойство живойи неживой материи, способное причинятьвред самой материи

При идентификации опасностей следуетисходить из принципа «все воздействуетна все». Как следствие, необходимоопределение допустимого уровня опасностии допустимого уровня вредного воздействия.

В соответствие с этим различаютпотенциальные и реальные опасности.

Реальные опасности обусловленысуществованием факторов, которые могутпричинять вред непосредственно.

Потенциальные обусловлены существованиемфакторов, которые могут причинять вредв случае выполнения определеннойсовокупности условий.

Сами факторы дифференцируются на опасныеи вредные.

Вредные факторы могут привести кухудшению самочувствия, повышеннойутомляемости, снижению работоспособностиили к развитию заболевания (шум, вибрация,электромагнитные излучения и др.)

Опасные факторы могут привести к травмеили резкому ухудшению здоровья(механические опасности, взрыв, яды идр.)

Некоторые факторы проходят трансформациюот полезных до вредных.

В условиях техносферы негативныевоздействия обусловлены элементамитехносферы и действиями людей.

Условно факторы, оказывающие воздействиена человека, можно классифицироватьследующим образом.

•Природныефакторы.

•Природныечрезвычайные ситуации в атмосфере,литосфере, гидросфере.

•Техногенныеаварии и катастрофы.

•Ухудшенныефакторы жизнедеятельности, вследствиевоздействия человека на природу.

•Социальные,межнациональные, военные, религиозныеконфликты.

•Внутренняясреда человека.

•Особыепсихические состояния.

1.2. Характеристика человека как элементасистемы «человек-среда обитания»

Постоянно контактируя с окружающейсредой, человек непрерывно подвергаетсявоздействию опасных и вредных факторов.Природа, разумеется, предусмотреластруктуру механизмов, позволяющихчеловеку защититься от них естественнымпутем. Работа этих механизмов базируетсяна работе центральной нервной системы(ЦНС).

Кора головного мозга – высший органЦНС. Информация, поступающая в негоанализируется, после чего разрабатываетсяи реализуется программа ответнойреакции. Эта программа преследует в томчисле цель защиты организма человекаот повреждений и гибели.

Информация воспринимается рецепторамичеловека, а реагирование на нееосновывается на работе рефлексов.

Психофизиологическая классификациярецепторов: осязание, обоняние, слух,зрение, вкус, боль, положение тела впространстве. Классификация в зависимостиот природы раздражителя: механорецепторы,терморецепторы, хеморецепторы,фоторецепторы, болевые рецепторы.

Рецепторы реагируют на взаимодействиечеловека с окружающей средой и навнутреннее состояние его организма.

Рефлексы бывают условными и безусловными.

Безусловные рефлексы заложены нагенетическом уровне, а условныеформируются в результате постоянногодействия раздражителя, подкрепленногоработой безусловных рефлексов.

При оценке допустимости воздействиявредных факторов на организм человекаисходят из биологического законасубъективной количественной оценкираздражителя Вебера-Фехнера. Он выражаетсвязь между изменением интенсивностираздражителя и силой вызванного ощущения:реакция организма прямо пропорциональнаотносительному приращению раздражителя.

,

где dL– изменение элементарного ощущенияорганизма, dR– элементарное изменение раздражителя,а – коэффициент пропорциональности(стандартно принимаемый за a=10lg(e)),наблюдаемое воздействие раздражителя.Интегрируя это выражение, получаютуровень ощущения раздражителя (дБ).

,

где R0– пороговое значение ощущение, т.е.минимальная энергия раздражителя,характеризующая начало ощущений.

На базе закона Вебера-Фехнера построенонормирование воздействия опасных ивредных факторов, а также определяютсяпороговые значения негативных воздействий.

Реакция человека на раздражитель ипринятие им того или иного решенияопираются на психофизические основыдеятельности человека: психическиепроцессы, свойства, состояния. Еслипроцессы и свойства формируются наначальной стадии жизни человека и вдальнейшем остаются неизменными, топсихические состояния во многом зависятот конкретной ситуации, в которойнаходится человек.

В экстремальной (чрезвычайной) ситуации,человек может попасть в так называемоесостояние запредельного нервногонапряжения. Это состояние характеризуетсяреакциями человека на раздражители,которые не свойственны ему в обычномсостоянии.

Условно определены два вида состоянийзапредельного нервного напряжения.

1. Тормозное состояние.

2. Возбудимое состояние.

Превентивными мерами по недопущениюпопадания человека в состояниезапредельного нервного напряженияявляются обучение и проведениепсихологических тренингов. Эти мероприятиянаправлены на повышение психическойустойчивости человека.

Изменяя величину любого потока воздействияот минимально значимой до максимальновозможной, можно пройти ряд характерныхсостояний системы «человек – средаобитания».

1. Комфортное (оптимальное). Здесь потокивоздействий соответствуют оптимальнымусловиям взаимодействия.

2. Допустимое. Здесь потоки воздействийне оказывают негативного влияния начеловека и окружающую среду, но приводятк дискомфорту, снижая эффективностьего деятельности.

3. Опасное. Здесь потоки воздействийпревышают допустимые уровни и оказываютнегативное воздействие на человекаи/или приводят к деградации элементовтехносферы и природной среды.

4. Чрезвычайно опасное. Здесь потокивоздействий превышают допустимые уровнии за короткое время могут оказатьнегативное воздействие на человекаи/или элементы техносферы и природнойсреды вплоть до летального исхода длячеловека и/или невосстановимых разрушенийэлементов техносферы и природной среды.

Пороговые значения перехода системы«человек – среда обитания» из одногосостояния в другое определяетсясоответствующими нормативнымидокументами.

Основными направлениями практическойдеятельности в области БЖД являютсяпрофилактика причин возникновенияопасных ситуаций, реагирование в опасныхи вредных ситуациях и устранение ихпоследствий.

1.3. Методы изучения опасностейтехнических систем

Опасность –центральноепонятие БЖД, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способныев определённых условиях вызыватьнежелательные последствия, то естьнаносить ущерб здоровью человека илиугрожать его жизни.

По происхождению опасности классифицируютсяследующим образом:

1) природные;

2) техногенные;

3) антропогенные;

4) экологические;

5) биологические;

6) социальные.

По характеру воздействия на человекаопасности классифицируются иначе:

1) механические;

2) физические;

3) химические;

4) биологические;

5) психофизиологические.

Основными характеристиками, определяющимиопасности являются:

1) вероятностный характер (случайность);

2) потенциальность (скрытость);

3) перманентность (постоянство,непрерывность);

4)тотальность (всеобщность).

Основным направлением изучения опасностейявляется исследование опасностейтехнических систем.

Здесь особую роль играют понятия «отказ»и «вероятность отказа».

Отказ технической системы или ее частиможет привести к потенциальной илиреальной опасности, поэтому необходиманализ возможности отказов.

Вероятность – это числовая меравозможности появления события, то естьвероятность отказа – это числовая меравозможности отказа.

Методы исследования опасностей делятсяна качественные и количественные, причемколичественные предполагают в первуюочередь численное описание исследуемыхопасностей.

К качественным относят следующие методы.

1. Предварительный анализ опасностей.

2. Анализ последствий отказов.

3. Анализ опасностей с помощью деревапричин.

4. Анализ опасностей с помощью деревапоследствий.

5. Анализ опасностей методом потенциальныхотклонений.

6. Анализ ошибок персонала.

7. Причинно-следственный анализ.

Предварительный анализ опасностейобычно включает в себя следующие этапы.

1. Изучаются технические характеристикиобъекта, системы или процесса.Устанавливаются повреждающие свойства.

2. Определяются законы, стандарты иправила, действия которых распространяютсяна данный объект, систему или процесс.

3. Проверяется техническая документацияна ее соответствие законам, правилам истандартам безопасности.

4. Составляется перечень опасностей, вкотором указываются идентифицированныеисточники опасностей, повреждающиефакторы, потенциальные ЧП и выявленныенедостатки. Здесь (если это возможно)указываются также вероятности ЧП,серьезность его последствий и т.п.

Анализ последствий отказов обычновключает в себя следующие процедуры.

1. Техническая система подразделяетсяна компоненты.

2. Для каждого компонента выявляютсявозможные отказы.

3. Изучаются потенциальные ЧП, которыемогут вызвать тот или иной отказ наисследуемой системе.

4. Результаты исследования представляютсяв форме таблицы.

5. Отказы ранжируются по степени опасности.Разрабатываются предупредительныемеры, включающие конструкционныеизменения.

После осуществления процедуры ранжированияможет быть введена шкала, на основекоторой каждому из отказов ставится всоответствие число, характеризующеестепень опасности отказа.

Анализ опасностей с помощью деревапричин потенциального ЧП обычно выполняютв следующем порядке.

1. Отбор потенциального ЧП.

2. Отбор факторов, которые могут привестик выбранному ЧП.

3. Построение ориентированного графа,основывающегося на факторах и ихлогических комбинациях.

Анализ опасностей с помощью деревапоследствий потенциального ЧП проводитсяаналогично анализу по дереву причин,но в этом случае рассматриваютсяпоследствия ЧП и их логические комбинациис целью ликвидации последствий ЧП илиснижения его негативного воздействия.В этом случае ориентация графа меняется.

Анализ опасностей методом потенциальныхпричин также проводится аналогичноанализу по дереву причин, но в этомслучае факторами, которые могут привестик ЧП являются величины отклонения отнорм и их логические комбинации.

Анализ ошибок персонала включает в себяследующие этапы.

1. Выбор системы и вида работы.

2. Определение цели.

3. Идентификация вида потенциальнойошибки.

4. Идентификация последствий.

5. Идентификация возможности исправленияошибки.

6. Идентификация причин ошибки.

7. Выбор метода предотвращения ошибки.

8. Оценка вероятности ошибки.

9. Оценка вероятности исправления ошибки.

10. Расчет риска.

11. Выбор путей снижения риска.

Причинно-следственный анализ выявляетпричины происшедшего ЧП. Он являетсясоставной частью общего анализаопасностей и завершается прогнозомновых ЧП и составлением плана мероприятийпо их предупреждению.

1.4. Принципы, методы и средстваобеспечения безопасности

Обеспечение безопасности – сложныйпроцесс, в котором можно выделитьэлементарные составляющие, исходныеположения и идеи, называемые принципами.Специфика производства, особенноститехнологических процессов, разнообразиеоборудования – все это обуславливаетмногообразие принципов обеспечениябезопасности.

Теоретическое значение принциповсостоит в том, что с их помощью определяетсяуровень знаний об опасностях и ихреализаций. Следовательно, формируютсятребования по проведению защитныхмероприятий и разрабатываются методыих воплощения.

В практическом отношении значениепринципов важно вследствие того, чтоони позволяют вырабатывать оптимальныерешения задач защиты от опасностей.

Принципы обеспечения безопасности попризнаку их реализации условноклассифицируются на четыре группы.

1. Ориентирующие.

2. Технические.

3. Управленческие.

4. Организационные.

Ориентирующие принципы представляютсобой основополагающие идеи, определяющиенаправления поиска безопасных решенийи служащие методологической иинформационной базой. К ним относятпринципы системности, деструкции,ликвидации и снижения опасности, заменыоператора, информации, классификациии нормирования.

Технические принципы направлены нанепосредственное предотвращениедействия опасных и вредных факторов иоснованы на использовании физическихзаконов. К ним относятся принципы защитырасстоянием и временем, экранирования,прочности, дублирования, недоступностии т.п.

Управленческими называют принципы,определяющие взаимосвязь и отношениямежду отдельными стадиями и этапамипроцесса обеспечения безопасности. Кним относятся принципы плановости,контроля, обязательности обратнойсвязи, иерархичности и т.п.

К организационным относят принципы, спомощью которых реализуются положениянаучной организации труда. К ним относятсяпринципы несовместимости, эргономичности,рациональной организации труда икомпенсации.

Некоторые принципы относятся к несколькимгруппам одновременно. В совокупностипринципы образуют систему, однако каждыйиз них обладает относительнойсамостоятельностью.

Метод – это способ (или их комбинация),направленный на достижение определеннойцели. В нашем случае целью являетсяобеспечение безопасности.

Следует отметить, что любая цель должнабыть диагностируема, то есть должнысуществовать четко определенные критерииее достижения.

Методы обеспечения безопасности основанына использовании выше описанныхпринципов.

Введем следующие определения.

Назовем гомосферой, пространство, вкотором находится человек.

Назовем ноксосферой, пространство, вкотором создаются опасности.

Существует четыре группы методовобеспечения безопасности.

1. А – методы. Они состоят в пространственномили временном разделении гомосферы иноксосферы. Эти методы реализуется примеханизации и автоматизации технологическихпроцессов, использованием роботов, атакже дистанционного управления.

2. Б – методы. Эти методы основываютсяна применении принципов обеспечениябезопасности к совершенствованиюноксосферы (производственной среды), атакже на приведении характеристикноксосферы в соответствие с характеристикамичеловека.

3. В – методы. Они состоят в повышениизащитных свойств человека (в модификациигомосферы) при помощи соответствующихсредств защиты и в адаптации человекак ноксосфере. Среди В-методов можноотметить обучение, инструктаж, применениесредств индивидуальной защиты (СИЗ).

4. Г – методы. Методы этой группы являютсякомбинациями методов групп А, Б, В.

Особое внимание среди способов реализацииуказанных методов занимают средстваколлективной защиты (СКЗ) и СИЗ.

СКЗ классифицируются в зависимости отисточников опасных и вредных факторов.Например, средства защиты от шума(перегородки), вибрации (виброгасящиеполы), электростатических разрядов(заземление).

СИЗ классифицируются в зависимости отзащищаемых органов. Например, глаза(очки), руки (перчатки), голова (каска).

Средства защиты должны соответствоватьтребованиям эстетики и эргономики,поскольку неудовлетворение этимтребованиям ведет к снижениюработоспособности человека.

Источник: https://studfile.net/preview/5863147/

Лекции по безопасности жизнедеятельности

Сборник лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности и

БЖД – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающей среды.

История возникновения научной и учебной дисциплины. Объекты и цели.

Гиппократ: “здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания”.

Плиний: проблемы качества образа жизни; исследовал влияние пыли на здоровье человека.

Парацельс (1493-1551гг.) – родоначальник фармакологии.

Б.Ромаццини ( конец XVII – начало XVIII в.) работал в области металлургии; описал проф. заболевания; заметил, что существует определённая связь между характером труда и здоровьем человека.

Бенджамин Франклин изобрел молниеотвод.

Ломоносов: исследовал условия работы “горных людей”, “Работа об условиях движения вольного воздуха” (устройство вентиляции). Петров – изобретатель батареи постоянного тока (1801 г.); разрабатывал средства защиты от электрического тока; изобрёл изоляцию.

В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности ( Кирпичев и др.). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин “техника безопасности”.

Сеченов: “Физиология труда”, в ней он рассматривает нагрузки, обосновывает восьмичасовой рабочий день.

Эрисман: “Руководство по гигиене”.

В 1965 г. был введен предмет “охрана труда” в ВУЗах, а также читались курсы “Охрана окружающей среды”, “Гражданская оборона” – предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Основная цель – выработка общих правил, закономерностей безопасности.

Основные термины и определения.

    Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества.

Объект изучения дисциплины БЖД – комплекс явлений и процессов в системе “Человек- Среда обитания” негативно действующих на человека и среду обитания.

Цель изучения – получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла.

Опасность- Явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек – Окружающая среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Остаточный риск- свойство систем, объектов быть потенциально опасными.

Безопасность – свойство систем “Человек – Машина – Среда ” сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб при этом от энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.

Признаки опасности.

1.      Угроза для жизни.

2.      Возможность понесения ущерба здоровью.

3.      Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.

Источники формирования опасности.

1.      сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

2.      окружающая среда;

3.      явления и процессы возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

В БЖД существуют 2 понятия:

1.      ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность);

2.      гомосфера (сфера, в которой присутствует человек).

Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер.

1.      ориентирующая (общее направление поиска);

2.      организующая (организация рабочего дня);

3.      управленческий (контроль за соблюдением норм, ответственность);

4.      технический (направлен на реализацию защитных средств технических устройств).

    К ориентирующим принципам можно отнести учет человеческого фактора, принцип нормирования, системный подход.

    К управленческим – стимулирование, принцип ответственности, обратных связей и другие.

    К организационным  – принцип рациональной организации труда, зонирования территорий, принцип защиты времени (ограничение пребывания людей в условиях, когда уровень вредных воздействий находится на грани допустимого).

    К техническим – принципы, которые предполагают  использование конкретных технических решений для повышения безопасности: принцип защиты количеством (например, максимальное снижение вредных выбросов), принцип защиты расстоянием (воздействие вредного фактора снижается вследствие увеличения расстояния), защитное заземление, изоляция, ограждения, экранирование, герметизация, принцип слабого звена (использование его в системах, работающих под давлением: разрывные мембраны, скороварки и т.д.).

    Все эти принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Методы обеспечения БЖД:

1.      А–методы – разделение гомосферы и ноксосферы (работа с радиоактивными веществами, испытание авиа. двигателей);

2.      Б-методы – нормализация ноксосферы (снижение уровня негативных воздействий, привести её характеристики до возможных);

3.      В­-методы – приведение характеристик человека в соответствие с характеристиками ноксосферы (приспособление человека, профессиональный отбор, тренировка, обучение, снабжение человека эффективными средствами защиты);

4.      Г-методы – комбинирование А,Б,В методов.

Средства обеспечения БЖД:

1.      средства коллективной защиты (СКЗ);

2.      средства индивидуальной защиты (СИЗ).

    СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов, от которых они защищают (от вибрации, шума, ионизирующих излучений).

    СИЗ – в зависимости от защищаемых органов человека (скафандры, противогазы, респираторы, шлемы, маски, рукавицы, резиновые коврики и т.д.), применяются тогда, когда нет других средств защиты. Приспособления для организации безопасности: лестницы, трапы, леса, люки.

Аксиомы БЖД:

1.      Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

2.      Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.

3.      Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.

4.      Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.

5.      Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают  предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

6.      Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают  предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

7.      Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).  

8.      Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.

9.      Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности.

    Этапы решения конкретных задач безопасности:

1.      идентификация (подробный анализ) опасностей, присущих каждой конкретной деятельности;

2.      разработка мероприятий по защите человека и среды обитания от выявленных опасностей;

3.      разработка мер ликвидации последствий реализации опасности.

ТЕМА: Негативные воздействия в системе “Человек – Среда обитания”.

Виды негативных воздействий в системе “Человек – Среда обитания”.

Таксономия опасностей – перечень по алфавиту всех опасностей.

Опасности:

–         по происхождению:

1.      природные,

2.      техногенные,

3.      экологические,

4.      смешанные;

–         по времени проявления:

1.      импульсные (проявляются мгновенно, напр., опасность поражения эл. током ),

2.      кумулятивные (накапливающиеся , напр., проживание в местности повышенного радиоактивного воздействия);

–         по локализации:

1.      литосферные ( землетрясение, извержение вулканов);

2.      гидросферные;

3.      атмосферные (озоновые дыры);

4.      космические (солнечные циклы).

Виды, источники и уровни негативных производственной и бытовой среды.

   Опасный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или резкому ухудшению здоровья (эл. Ток, ионизирующие излучения и т.д.).

   Вредный фактор – фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

Факторы:

–         в зависимости от характера воздействия:

1.      активные (сами носители энергии);

2.      активно-пассивные (энергетическая причина тоже имеет место, напр., угол стола – человек может об него удариться);

3.      пассивные (действуют опосредствованно, напр., коррозия металлов, старение материалов).

–         в зависимости от энергии, которой обладают факторы:

1.      физические (излучения, шумы);

2.      химические;

3.      биологические (хищники, паразиты);

4.      психофизиологические.

Понятие “риск”. Определение риска.

    Аналитический риск выражает частоту реализации опасностей по отношению к их возможному числу:                          

Факторы риска. Классификация риска.

Фактор (лат. – движущая сила) – существенное обстоятельство в каком-либо процессе или явлении.

Фактор риска – фактор, не являющийся причиной реализации опасности, но увеличивающий вероятность её возникновения.

Объект риска  – то, что подвергается риску.

Различают след виды рисков:

1.      индивидуальный,

2.      технический,

3.      экологический,

4.      социальный,

5.      экономический,

6.      другие.

 Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

Ежегодно  в США  в аварии попадают около 50 млн. человек. Среднестатистическое число жертв около 50 тыс. человек.

Население США 200 млн. человек, индивидуальный риск попасть в аварию 50 тыс./200 тыс.=2.5*10-4.

Приемлимый индивидуальный риск – тот риск, с которым общество готово умереть. За рубежем он колеблется (10-5-10-6)для самых опасных объектов, для объектов не относящихся к категории опасных – (10-7-10-8).

Социальный риск – риск для группы людей, зависимость между частотой реализации опасности и числом жертв.

Социально-приемлимый риск – тот уровень социального риска, с которым общество готово умереть.

ТЕМА: Человек как элемент среды обитания.

Самой общей системой (высшего иерархического уровня) является система “Человек-Среда обитания”(Ч-СО).

Наиболее важная подсистема, которую рассматривает БЖД является “Человек-Окружающая среда”(Ч-ОС).

Далее – “Человек-Машина”(Ч-М);

–         “Человек-Машина-Производственная среда” и т.д.

Центральным элементом всех систем БЖД является человек, поэтому человек играет троякую роль:

1.      объект защиты,

2.      объект обеспечения безопасности,

3.      источник опасности.

    Высокая цена ошибки оператора – до 60% несчастных случаев происходит по вине человека.

Система защиты. Человек как биологическое существо.

Выделим основные системы защиты:

1.      системы покровных тканей (кожа, слизистая оболочка),

2.      иммунная система,

3.      система обеспечения постоянства внутренней среды организма (гомеостаз(ис))

3.1.система терморегуляции,

3.2.система регуляции частоты сердечных сокращений,

3.3.- \\ – кровяного давления.

   Когда возможности гомеостаза нарушены, т.е. когда характеристики человека не совпадают с характеристиками окружающей среды, то возможно:

1.      снижение работоспособности (тонуса, жизнедеятельности),

2.      развитие заболеваний,

3.      травматизм,

4.      смерть.

Рефлекторная дуга анализатора

Характеристики работы анализаторов.

1.      все анализаторы специализированы (искл., болевой),

2.      все анализаторы характеризуются пороговыми значениями.

   Различают:

1.      нижний абсолютный порог чувствительности,

2.      верхний абсолютный порог ощущений.

   Нижний порог – минимальная сила раздражителя, при которой возникают ощущения.

   Верхний порог – максимальная сила раздражителя, при которой ещё возникают ощущения (болевой порог).

Дифференциальный порог () – минимальное различие интенсивностей двух однотипных раздражителей, при котором возможно распознание по разнице в ощущениях.

   Если 

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/05300_tehnika_bezopasnosti/006_00_00_lekcii_po_bjd/000.htm

Medic-studio
Добавить комментарий