Семейное общение: – это постоянный процесс поиска баланса между избыточностью и

Шпаргалка по

Семейное общение: - это постоянный процесс поиска баланса между избыточностью и

 20

 В семейном общении важно учитывать не только отношения типа Р+Р (между родителями), но и типа Р+Д (родители – дети) и, что особенно важно, отношения типа Д+Д (между детьми). Психологическая атмосфера семьи определяется взаимодействием именно этих трех систем (если они существуют).

Здесь срабатывает психологический механизм компенсации дефицита общения. Неудовлетворенность отношениями в одной из трех систем может быть «погашена» отношениями в других. Есть еще два возможных и чрезвычайно важных типа отношений: Р+С или Д+С – отношения родителей и детей к старшим членам семьи, т. е. к бабушкам и дедушкам.

Эти отношения имеют особую психологическую и нравственную значимость.

Наличие старших членов семьи способствует (при благоприятных условиях) передаче семейных традиций, обеспечению преемственности поколений, смягчению остроты конфликтов; добавляет в отношения доброту, ласку, эмоциональный комфорт, предупреждает так называемую скрытую безнадзорность, когда дети предоставлены занятыми родителями самим себе.

 При оценке психологической атмосферы семьи нередко допускаются типичные ошибки. 1. Учитывается только время, проводимое старшими вместе с детьми, без учета характера отношений. 2.

Не выявляется позиция ребенка в системе семейных отношений. Без учета этой позиции невозможно понять, почему в благополучных внешне семьях вырастают неблагополучные дети.

И, наоборот, в социально и педагогически опасной семье дети не вызывают беспокойства.

 Эмоции, чувства ребенка всегда серьезны. Его смех и слезы не проходят бесследно, говорил Я. Корчак. Изучая эмоциональную жизнь ребенка, его реакции, педагоги могут и должны судить о характере нравственной атмосферы семьи, о ее педагогической значимости.

 Итак, важно учитывать, как относятся в семье к ребенку, но еще важнее, как он относится к семье, к ее отдельным членам.

 Наиболее активная и наиболее эффективная форма общения родителей с детьми – совместный труд и совместный отдых.

 ——————–

 Семья создает у человека чувство принадлежности – основу человеческого существования. Умея существовать внутри семьи, мы сможем “прижиться” и в окружающем мире.

Если наши семьи принимают нас такими, каковы мы есть, можем быть такими не только в семье, но и во внешнем мире. Но у всего есть оборотная сторона.

Если члены семьи -те, кто знает нас лучше всех, настроены критически и сурово, кто же сможет тогда полюбить нас?

 Чем более сложным, подавляющим и безликим становится окружающий мир, тем сильнее нас тянет в семью, где можно ощутить душевное спокойствие и чувство принадлежности.

Хотя в критических ситуациях бывает необходимо разорвать отношения с семьей, в большинстве же случаев нам необходим контакт с родственниками и ощущение любви и заботы.

Общаясь с родственниками, мы хотим почувствовать любовь, но очень часто ощущаем критику и неодобрение.

 Любые отношения носят двойственный характер. В них есть то, что мы ценим, и то, что нас раздражает. Порой раздражение перерастает в ссору, и очень часто ссора выходит из-под контроля. Для того, чтобы лучше понять природу семейного общения, нужно уметь четко видеть происходящее, это позволит нам сотрудничать, а не подчинять других своей воле.

 Все, что мы говорим друг другу, связано с опытом прошлого – с историей общения с этим человеком и с другими людьми. История семейного общения – это призма, через которую мы воспринимаем все остальные разговоры (отношения). Мы реагируем не только на значение произнесенных слов (сообщения), но и на то, какой смысл эти слова придают нашим отношениям (метасообщения).

 Метасообщение – это неясное значение, придаваемое нами словам другого человека. Мы анализируем тон голоса, построение фразы и ассоциации, высказываемые услышанным.

Можно сказать, что сообщения передают смысл сказанного, а метасообщение позволяет уловить душу беседы. Для эффективного общения необходимо отделять сообщения от метасообщения.

Примером сообщений и метасообщений могут служить семьи, в которых любовь и критика тесно переплелись.

 Семья является наиболее иерархическим институтом, связи в котором чрезвычайно сильны. Власть родителей или старших братьев над младшими абсолютна. Разговариявая с членами семьи, мы пытаемся соблюсти равновесие между близостью и дистанцией.

Мы хотим быть близки, чтобы чувствовать себя в безопасности, но близость не должна быть чрезмерной, подавляющей и удушающей. Мы стемимся достичь равновесия, равенство – это идеал, посекольку все отношения иерархичны.

Один из участников всегда обладает рангом или силой характера, который ему позволяет выдвигать требования и ожидать, что они будут удовлетворены. Желания или потребности одного человека подавляются действиями другого, что ограничивает свободу и независимость.

Люди, стремящиеся к контролю и власти над другими, неприятны, а отношения строящиеся на равновесии и близости, идеальны.

 Семейное общение – это постоянный процесс поиска баланса между избыточностью и недостаточностью. Избыточность и недостаточность осложняет любой семейный разговор. Наши слова недостаточны, поскольку дают почву для многочисленных предположений, измышлений и умолчаний. И поскольку мы не всегда говорим все, что думаем, многое остается непонятым и упущенным.

 В то же время мы говорим много лишнего. Метасообщения, которые мы вкладываем в свои слова, ускользают от понимания собеседников. Порой собеседники слышат то, чего мы вовсе не говорили. И происходит это потому, что люди воспринимают услышанное на основе собственного опыта, своих предположений и ассоциаций.

 Нам никогда не избежать избыточности и недостаточности полностью, поскольку каждый из нас вносит в разговор собственный опыт отношений и положения в семье.

Но понимание механизмов разговора – от метасообщений и союзов до системы координат любви и контроля и процессов фрейминга и рефрейминга – даст вам средство, которое позволит понять происхождение непонимания и конфликта, а также язык, позволяющий эти проблемы решить.

 Нет ничего более радостного, чем эффективное семейное общение. Вы можете говорить друг с другом обо всем на свете – от глобальных проблем до совершенно тривиальных повседневных забот, ваши чувства ритма полностью совпадают.

Понимание природы разговора делает общение радостным и эффективным и помогает избавиться от депрессии.

Понимание разговорных стилей, присутствующих в семейном общении, позволит вам овладеть языком, на котором можно все обсудить, и средствами, которые позволят укрепить личные отношения, играющие в жизни главную роль. 

 Литература: Практические советы психолога. Зарубин М.М., Дебора Таннен “Общаться с родными.Как?”

Источник: https://www.stud24.ru/psychology/shpargalka-po-semejnaya-psihologiya/238745-700429-page1.html

Социальная психология

Семейное общение: - это постоянный процесс поиска баланса между избыточностью и

Одной из важнейших особенностей коммуникаций является контекстность сообщений. Эту особенность выявил в своих исследованиях американский исследователь кросс-культурного общения Эдвард Холл.

Эдвард Твитчел Холл, мл. (1914—2009) — американский антрополог и исследователь вопросов кросс-культурного менеджмента, автор нескольких популярных книг по практике общения представителей различных культур. В 1950-е гг.

работал в Foreign Service Institute (FSI), где обучал кросс-культурным коммуникациям государственных служащих США, работавших за границей. Считается, что именно Э.

Холл заложил основы научного направления “Кросс-культурные коммуникации”.

Во всех культурных средах используются некие общепринятые правила, которые очень важны для того, чтобы понять, о чем идет речь, что говорит, а что подразумевает собеседник.

Понятие “контекст” используется в кросс-культурном менеджменте для характеристики принятых в данной деловой культуре способов и манеры передачи информации и общения между людьми, иными словами, как люди передают друг другу информацию, как общаются, называют ли вещи своими именами, не уклоняются ли от ответов на прямые вопросы.

В каждой культуре есть свои правила “чтения контекста”, понимания скрытой информации, которая обозначается при общении.

Чем больше такой информации, тем выше контекст культуры, тем сложнее представителям других культур попять и оценить ситуацию. В зависимости от объема скрытой информации при общении Э. Холл разделил все культуры на высококонтекстуальные и низкоконтекстуальные.

В странах с культурой низкого контекста в процессе общения принято называть вещи своими именами, сразу переходить к обсуждению дела, выражать свои мысли, стараясь не допускать их превратного толкования. В деловой жизни доминирует ясный переговорный стиль, в случае необходимости стороны четко выражают свое отношение к той или иной проблеме.

Низкий контекст в коммуникациях в целом характерен для англосаксонской группы стран (Северная Европа, страны Северной Америки, а также Австралия и Новая Зеландия). К типу низкоконтекстуальных культур также можно отнести культуры Германии, Швейцарии, Финляндии, скандинавских стран.

Пример высококонтекстного сообщения — реплики в разговоре двух хороших знакомых: “Ну, ты как всегда…” или “Как ты можешь так говорить…”.

Пример низкоконтекстного сообщения — подробное описание того, как пройти или проехать до центра незнакомого города.

На шкале низкоконтекстуальных культур верхнее положение занимают немцы с известной всем педантичностью. Для представителей немецкой культуры очень важны письменные контракты, договоры, документы.

Важная черта стран с низконтскстным общением состоит в том, что реальное представление о происходящем в стране можно получить по анализу информации, содержащейся в открытых источниках: газетных публикациях, официальных справочниках и материалах Интернета.

В связи с этим для принятия управленческих решений и подписания деловых контрактов нет необходимости выстраивать систему личных взаимоотношений для получения важных и достоверных сведений о состоянии бизнеса. В низкоконтекстуальных культурах межличностные отношения часто носят временный и поверхностный характер.

Люди легко вступают в дружеские отношения и так же легко прерывают их.

Иная ситуация в культурах высокого контекста, к которым относятся практически все без исключения страны Востока. Проблема получения достоверной информации в этих государствах носит постоянный характер. Представители культуры высокого контекста при общении не стремятся к тому, чтобы обрисовать ситуацию детально, а также не склонны уточнять, в чем состоит их интерес.

Как известно, знание — большая сила. На Востоке ею не принято делиться. Здесь называть вещи своими именами не принято, ценится умение говорить по-дипломатически обтекаемо.

Для представителей деловой культуры высокого контекста крайне важно “сохранить свое лицо” и, что не менее значимо, не дать “потерять лицо” другому человеку, помочь ему сохранить достоинство. Создание ситуации, в которой деловой партнер вынужден проявить свою слабость, плохую информированность или некомпетентность, недопустимо.

Если вы вынуждаете своего партнера показать свою слабость или некомпетентность, вы оскорбите его и в дальнейшем не сможете с ним работать. Это также препятствует тому, чтобы называть вещи своими именами.

Так, в культурах высокого контекста никогда не скажут партнеру “нет”. Здесь ему просто улыбнутся, переведут разговор на другую тему, и партнер, выросший в культуре высокого контекста, все поймет.

Поймет ли, что происходит, представитель культуры низкого контекста? Далеко не всегда! Это зависит от его кросс-культурного опыта.

В культурах высокого контекста печатные источники информации неполны и ненадежны. Чтобы понять, что именно происходит, нужно опять-таки знать контекст, понимать, что происходит в политике и экономике страны в целом. При знании контекста можно “читать между строк” и понять, что происходит на самом деле.

Если контекст неизвестен, понять, что происходит, опираясь на газетные статьи и аналитические обзоры местных экономистов, нельзя.

Для того чтобы понимать контекст, нужно либо долго жить в стране, либо постоянно дополнять информацию в официальных источниках теми сведениями, которые можно получить от друзей и знакомых.

Из-за несовпадения способов и формы передачи информации между партнерами из стран высокого и низкого контекстов часто возникает взаимное недопонимание. Приведем пример. Допустим, представитель восточной деловой культуры (из Вьетнама, Филиппин, Малайзии или Китая) встречается с российским партнером.

Российский бизнесмен говорит: “Мне нужно, чтобы на всех товарах было два ярлыка — английский и русский”. Восточный партнер отвечает: “Вы знаете, мы сейчас делаем ярлыки на китайском и английском”.

Россиянин настаивает: “А мне надо на русском, причем поставка будет в ближайшее время”. В ответ он слышит: “Мы сделаем все возможное”.

Однако на самом деле этот ответ означает: “Мы не можем этого сделать”.

Сложность коммуникаций между представителями культур высокого и низкого контекстов связана также с использованием различных форм невербального общения.

Так, в культурах низкого контекста на переговорах и во время деловых встреч люди стараются смотреть друг другу в глаза. Считается, что если человек смотрит в глаза, то ему нечего скрывать. Кроме того, прямой взгляд в глаза часто помогает понять, говорит ли партнер то, что думает.

В большинстве стран Востока прямой взгляд в глаза собеседника крайне нежелателен и расценивается как попытка заглянуть в душу человека, желание понять его истинные намерения, вторжение в его личную жизнь.

Прямой взгляд также может означать стремление выяснить то, о чем бы хотел умолчать собеседник.

Результатом может оказаться то, что партнер почувствует, как “теряет лицо”, а это недопустимо при попытках наладить деловое сотрудничество.

Менеджеру-японцу, работающему в американской компании, было дано указание отчитать одного из его подчиненных-американцев за плохо выполненную работу. Японская культура является высококонтекстной, общение не предполагает прямого и недвусмысленного выражения недовольства. Менеджеру потребовалось пять попыток, прежде чем его подчиненный понял, что результатами его работы недовольны.

К странам с культурой высокого контекста относятся романские страны (Франция, Испания, Португалия, Италия), причем контекстуальность повышается при движении с севера на юг Европы; страны Латинской Америки. Высоким контекстом отличаются страны арабского мира. Особенно высок контекст в культурах государств Восточной Азии, а своего пика он достигает в Японии.

Высокая контекстуальность общения определяет многие нормы и правила поведения, которые строго соблюдаются. Так, в Японии места за столом переговоров определяются строго в соответствии со старшинством участников.

В странах Ближнего Востока ни одна деловая встреча не начнется без обмена любезностями и налаживания личных контактов.

Стремление американцев приступать к обсуждению деловых вопросов без напрасной потери времени будет воспринято представителями высококонтекстуальных культур как проявление грубости и невежества.

Рассказ владельца летнего домика в Финляндии:

Мы с женой недавно купили летний домик в Финляндии на берегу красивейшего озера. В первый же приезд к нам на участок зашел сосед-финн. Обменялись приветствиями, познакомились, поговорили о рыбалке, и уже через 10 минут он произносит следующее: “Очень многие русские сейчас покупают недвижимость в Финляндии. Мы не против этого.

Однако есть одна проблема. В силу того, что они редко приезжают сюда, в основном в отпуск, они не должным образом ухаживают за участками. А газоны должны быть подстрижены, цветы ухожены… Если вам будет трудно поддерживать участок в надлежащем виде, я готов найти местных жителей, которым можно будет поручить эту работу”.

В самой постановке вопроса не было ничего необычного, но мы с женой были несколько удивлены тем, что это было сказано прямо, без обиняков, без выяснения того, как часто мы намерены приезжать, и лишь через 10 минут после знакомства. Только потом мы поняли, что Финляндия принадлежит к числу низкоконтекстных стран, в которых принято доносить до собеседника информацию максимально четко.

Анекдоты и шутки в высококонтекстных странах непереводимы. Каким образом, например, можно перевести шутку из шоу “Уральских пельменей”: “Вы из Москвы?”. “Да”. Далее следует пауза и продолжение вопроса: “А в Москву приехали откуда?”.

Рассказ российской деловой женщины

На дружеском ужине после деловой встречи я разговорилась с одной американкой. Речь зашла о детях. Американка сообщила, что у нее двое — мальчик и девочка. Я же решила пошутить и произнесла: “А у меня был один сын, но он женился, и теперь у меня двое детей”.

Конечно же, я имела в виду, что мне теперь приходится заботиться не об одном сыне, а об их молодой семье. Американка удивленно подняла брови. “Да у них же не принято заботиться о детях после того, как они создают свои собственные семьи”, — подумалось мне.

Конечно, она не поняла моего неуклюжего юмора.

Трудности, связанные с взаимодействием представителей культур высокого и низкого контекстов, проявляются в следующем.

1. В стране с низкоконтекстной культурой человек ощущает себя более независимым; у него много знакомых и друзей, но не очень близких. Он принимает многие решения самостоятельно, не ожидая советов от окружающих.

Человек из культуры высокого контекста, напротив, не склонен принимать решения без детального их обсуждения с друзьями и коллегами.

Он может быть смущен тем, что окружающие его люди не стремятся к развитию с ним более близких и доверительных отношений.

2. Представители культур высокого контекста ощущают себя членами небольшой, сплоченной группы лиц и испытывают большую зависимость от этой группы. Члены группы поддерживают друг друга, за ее пределами поддержку получить трудно.

Профессиональная и личная жизнь часто тесно переплетены.

Человек из культурной среды высокого контекста может ощущать неуверенность, пытаясь решить проблемы без такой поддержки, которая обеспечила бы ему достоверность необходимой информации, и ему потребуется большое время для того, чтобы наладить доверительные отношения с окружающими.

https://www.youtube.com/watch?v=_nqAnLDBPE4

Потребители в странах с культурой высокого контекста более чувствительны к нюансам в рекламе. Известно, что в таких странах, как Япония, рекламодатели с успехом используют образы, связанные с местными и культурными традициями.

Маркетологи, работающие в странах с культурой высокого контекста, также знают, что лучше использовать формальный стиль обращения, небольшое количество вербальной информации.

В рекламе очень важны невербальные сигналы: тон голоса, мимика, жесты.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать следующее. Общение в странах низкого контекста подразумевает следующее:

— использование прямой манеры речи;

— четкая и ясная оценка обсуждаемых вопросов;

— оценка недосказанности как недостаточной компетенции;

— открытое выражение недовольства;

— незначительная доля невербальных форм общения.

Общение в странах высококонтекстных культур характеризуется следующим:

— скрытая манера речи;

— большая роль невербального общения (взгляды, жесты и пр.);

— предоставление большого объема информации;

— отсутствие открытого выражения недовольства.

Источник: https://pikabu.ru/tag/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F?page=12

5 уровней общения: от формальности до интимности

Семейное общение: - это постоянный процесс поиска баланса между избыточностью и

Психологи выделяют 5 уровней общения между людьми. Цель каждого взаимодействия – неосознанное стремление человека к интимности, к искреннему и доверительному контакту, который в действительности сложно установить. Почему? Реальность такова, что добиться интимности можно, только преодолев первичные 4 уровня общения. Давайте же познакомимся с ними поближе.

Мы встречаемся, общаемся… Какие-то отношения налаживаются и становятся длительными и стабильными. Какие-то — распадаются. Есть отношения, которые со временем превращаются в пустую формальность, хоть и поддерживаются.

А есть такие, когда нам очень хотелось бы их сохранить или вовсе перевести на другой уровень — но почему-то не получается…  В каких-то отношениях можем натворить множество глупостей и сделать немало ошибок — но они держатся, и друг другу по-прежнему рады. А где-то и вовсе не было безумств.

И они умирают… Есть друзья, с которыми не виделся год-два-три, но когда встречаешь их — то как будто вчера завершили разговор. А есть такие люди, с которыми каждый раз заводишь разговор, так, как будто с момента последнего прошла вечность.

Как от формальности в отношениях перейти к близости? 5 уровней общения

Мы можем здесь говорить о каких-то уровнях, на которых разворачивается общение.  Замечательный психотерапевт Д.Бьюдженталь, рассуждая про установление доверительных отношений, нарисовал вот такую простенькую схему.  

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

В самом центре он расположил интимность — тот вид общения, к которому осознанно или неосознанно стремимся практически все мы. Иногда нам удается уловить этот миг интимности, быстро исчезающий в повседневной суете.

Кто-то так никогда и не ощутил подлинно близкого общения. Д.

Бьюдженталь объяснил, что это происходит потому, что для того, чтобы достичь ощущения интимности в общении с другим человеком, нужно преодолеть еще 4 уровня, или круга общения.  

1. Формальное общение.  

Этот вид общения, который мы используем при знакомстве, когда хотим произвести впечатление на человека своими социальными характеристиками (например, «глава департамента управления департаментом департаментных взаимосвязей»).

Встречаются два человека и общаются двумя масками, двумя социальными образами. По Д.

Бьюдженталю, ключевым признаком формального уровня общения является то, что человек стремится полностью контролировать себя, чтобы не дай бог не сболтнуть лишнего или не оказаться в глупой ситуации. Многим знакома неловкость, возникающая в новообразованных компаниях.

Например, встретились четыре незнакомых человека в купе вагона — и на протяжении всей дороги не перекинулись друг с другом и десятью словами. Они на самом деле все равно общаются, но — невербально и формально…    

— Здравствуйте. Меня зовут Анна.

— Меня — Виктор. Чем вы занимаетесь?

— Я  зам.директора по продажам в фирме…

— О! А я это… грузчик.    

2. Поддержание контакта.  

Это тоже довольно сдержанное общение, и его мы ведем с людьми, которых видим постоянно, но по частным вопросам. Неудобно пройти мимо знакомого и не сказать «Привет, как дела!».  Своим имиджем мы здесь меньше озабочены, чем на формальном уровне, но отношения все также обезличены.

Ритуальные фразы («ну и жара сегодня!», «как поживаешь?», «все нормально»), ритуальные шутки…  На этом уровне мы общаемся с людьми, разрывать отношения с которыми не хочется, но и близких отношений с ними нет, да и стремления к ним нет. “Лайки” или оценки в социальных сетях — из той же оперы.

 

— Привет, Андрей! Как дела?

— Нормально! Как семья?

— Замечательно, отправил детей в лагерь.  

— А, счастливый человек! Ну давай! Увидимся как-нибудь.  

Это «увидимся как-нибудь» совершенно не означает, что реально собираемся увидеться. Она просто обозначает значимость одного собеседника для другого. Пусть даже во многом — символическую. На большее уровень поддержания контакта и не претендует.    

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!

3. Стандартное общение.  

«Стандартное — это слово, которое означает обычное или ожидаемое». Стандартное общение — это баланс между заботой о собственном имидже и вовлеченностью в выражение собственных переживаний и в понимание другого человека.

Собственно говоря, именно на этом уровне мы общается с большинством друзей и знакомых, с родственниками. Мы знаем, что от них ожидать, у нас общие шутки и темы для разговора. Если вдруг кто-то из нашего окружения вдруг начнет вести себя нестандартно — то мы, скорее всего, встревожимся.

«Ты сегодня какой-то не такой» — то есть не соответствует привычному, ожидаемому…      

Однако в стандартном общении есть одна «ловушка». Дело в том, что оно не подразумевает, как и первые два вида общения, подлинной глубины. Личные проблемы будут обсуждаться так же, как и масса других — привычно, между делом. Будут даваться советы и утешения, которые иногда являются уже набившими оскомину.

«Да все нормально», «возьми себя в руки», «все, что ни делается — все к лучшему», «ночь пройдет, настанет утро ясное», «у жизни есть то черные, то белые полосы» и так далее. Иногда этих слов бывает достаточно, но, когда на душе по-настоящему тяжело, они будут, скорее, раздражать — как и все стандартное и штампованное в нестандартных ситуациях.

Так же, как при подлинно любовных отношениях стандартность бывает во вред.      

Стандартный уровень общения в чем-то парадоксален.

С одной стороны, он позволяет чувствовать свою сопричастность к другим людям, избегать ощущения одиночества, но, с другой стороны, переизбыток такого общения приводит к ощущению «одиночества в толпе», когда человек говорит, что «знакомых много, а друзей — нет».

В этой фразе выражено стремление к интимному, максимально близкому общению. Однако интимность труднодостижима, потому что для того, чтобы перейти на интимный уровень общения, неизбежно нужно пройти через еще один круг — круг «критического» или «кризисного» общения.    

4. Кризисный уровень общения.  

Кризис — это любая ситуация серьезных перемен, причем неважно — к лучшему или к худшему. Критическое общение — это общение, после которого изменяется как мое восприятие другого человека, так и я сам. После этого я не смогу воспринимать человека по-прежнему. В этом и кроется угроза — так как непонятно, в лучшую или в худшую сторону пойдет процесс…

Самый яркий пример критического уровня — это признание в любви, когда совершенно не уверен во взаимных чувствах. Так как это означает переход черты: по-прежнему общаться вы уже не будете. Дружили юноша и девушка, и вот юноша начал испытывать к девушке далеко не дружеские чувства.

Но до поры до времени он сохраняет вид, что «ничего такого» нет, что «мы просто друзья». Т.е. он еще удерживается на уровне стандартного, принятого в их отношениях стиля общения.

«А если признаюсь, и не будет взаимности?»… Конечно, можно после этого продолжать делать вид, что «мы просто друзья», но это будет иллюзией, поддерживаемой для того, чтобы сохранить отношения. А общение может стать даже не стандартным — а «поддерживающим контакт».

Любой откровенный разговор, когда речь идет о подлинных чувствах, когда снимаются маски и ведется речь о том, о чем не говорили прямо, о чем избегали упоминать — это форма кризисного общения. Он и она могут играть роли друзей, мужа и жены, влюбленной пары, испытывая при этом совершенно другие чувства.

Невысказанное чувство, значимая фигура в этих отношениях, все равно будет вносить сильное напряжение в их отношения, пока она не будет проявлена. Тяжесть ситуации в том, что никто не гарантирует, каков будет результат. Ясность — то, к чему мы стремимся, но это может быть разрушительная ясность.

     

Больше всего примеров кризисного уровня можно найти во взаимоотношениях мужчин и женщин. Разговор об измене; принятие решений о разводе; предложение вступить в брак; известие о беременности и так далее.

Но можно привести и другие примеры:  разговор с начальником, после которого следует увольнение; кризис веры и смена прежних, устоявшихся взглядов; разочарование в человеке или наоборот, обретение веры в него.

Если возьмем скандал и ссору, то совершенно необязательно они могут быть на кризисном уровне.

Если для семьи скандалы привычны, и никак не влияют на восприятие друг друга, то это — часть обыденного, стандартного общения.

Сравните рядовую бытовую ссору с битьем посуды и последующим бурным сексом с состоянием отца, который узнал, что его сын — наркоман, и что его жена, зная об этом, скрывала от него эту информацию и даже помогала сыну (из «жалости») деньгами и т.п.

Это подлинный кризисный уровень: это и рухнувшее доверие к сыну и жене; кризис веры в себя как отца; разрушение привычной и на самом деле иллюзорной картинки семейного благополучия (выражающееся в фраза «нормальная семья»).     

Но только преодолевая кризисный уровень, мы можем впервые установить с другим человеком подлинно интимные отношения. В момент кризиса мы вообще не озабочены собственным имиджем, мы выражаем свои подлинные переживания и эмоции, часто серьезно расходящиеся с образом, сложившимся у нас самих и у наших близких. Интимность возможна как раз при подлинных эмоциях.

Доступ к ним открывает кризис.     Не стоит представлять кризисный уровень общения как обязательно катастрофическое переживание, уничтожние всех основ. Но неловкость, стыд, страх, волнение, смущение, испытываемые, когда говоришь о вещах, по-настоящему важных для себя, тоже указывают на кризисный уровень общения. Ты предъявляешь себя без маски, без защитных доспехов.

   

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

5. Интимный уровень общения.  

Интимность не равна сексуальности, это слово означает возможность максимальной открытости, откровенности и эмоциональности.

Секс может быть и формальным (проституция), и средством поддержания контакта («супружеский долг»), и стандартной формой общения (обычный, рутинный секс), и кризисным (сексуальное насилие; первый сексуальный контакт с эмоционально значимым человеком).

Секс становится интимным только тогда, когда и за пределами постели между людьми установилась интимность. Частая путаница сексуальных переживаний и интимности приводит к тому, что когда страсть уходит, то рядом друг с другом обнаруживают себя совершенно чужие люди.

По словам одного мужчины, «после случайного секса я часто испытываю неловкость и стараюсь либо сам уйти, либо как-то избавиться от совершенно чужой мне женщины, которая еще час назад казалась самой желанной и близкой».      

Интимность иногда выражается в том, что мы можем спокойно молчать вместе. Не мучительно искать темы разговора, или испытывать отчужденность друг от друга, если молчим. А просто чувствовать присутствие рядом близкого человека — и этого достаточно.

Интимность может быть только взаимной. Она всегда предполагает уязвимость, т.к. раскрываясь перед другим, человек отказывается от своих привычных социальных масок и ролей. Невозможно общаться на интимном уровне, если один человек готов к самораскрытию, а другой — нет.

Этот другой закроется, испугается чужой откровенности. И трудно его за это винить. Интимность невозможно поддерживать все время — это слишком большая эмоциональная нагрузка.

Но, один раз пережив с другим человеком интимность, мы, возвращаясь на стандартный уровень общения, можем снова вернуться на него, и уже — без кризиса, так как взаимное восприятие уже изменено.

Память о пережитой когда-то с этим человеком интимности может привести к тому, что, встретившись через много времени, иногда даже лет, мы можем сказать друг другу “привет” как старые друзья, которые давно не расставались…опубликовано econet.ru.

Задайте вопрос по теме статьи здесь

Подписывайтесь на наш канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/5-urovney-obscheniya-ot-formalnosti-do-intimnosti

Специфика общения в семье

Семейное общение: - это постоянный процесс поиска баланса между избыточностью и

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУВПО «АмГУ»)

Факультет Социальных наук

Кафедра Психологии и педагогики

Специальность 37.03.01 — Психология

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология семьи»

Исполнитель

студент группы 564 УЗБ

В. Лоскутникова

Благовещенск 2016

1. Специфика общения в семье

Без сомнения, проблема общения занимает основное место в семейных отношениях, будь то отношения между мужчиной и женщиной, или между детьми и родителями.

Довольно часто неумение слышать, правильно выражать свои чувства и эмоции становятся причинами разводов, глубоких обид или даже психологических травм. Психологи уже давно интересуются этим вопросом, ведь оно является таким важным для каждого человека. Исследуя вопрос общения в семье, психологи проследили определенные тенденции и определенные стили общения.

Характеристика типов семьи альтруистический и корпоративный.

Если признаком характеристики взять коммуникативные установки, то все семьи можно разделить на два основных типа: альтруистический и корпоративный.

Особенности и стили общения в семье корпоративной.

В корпоративной, а другими словами прагматичной, семье общение осуществляется на партнерских началах. Все члены семьи пытаются договориться между собой. Существуют свои правила. Таким образом, обязанности выполняются одним из членов только в том случае, если они выполняются и другими членами.

Родители в воспитательных целях используют метод «кнута и пряника», создаются мотивационные условия поведения. Как правило, ценности и интересы членов корпоративной семьи совпадают, но собственными интересами ради общей пользы вряд ли кто-то пожертвует. Ценность каждого члена определяется его вкладом в семейное благо.

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

… .

Для ребёнка характерно негативное самоотношение, недостаток эмоционально-личностного общения с приёмными родителями. 2. Семьи с жёсткими семейными ролями. Если система принимает ребенка … принадлежал своей семейной системе. По его мнению, это правило должно выполняться с момента подбора ребенку приемных родителей. Если его не могут …

Общение в такой семье достаточно откровенное и ненапрягаемое. Нет волнений относительно обиды другого. Положительным моментом общения в такой семье является отсутствие секретов. Члены семьи являются достаточно самостоятельными в своем выборе, мало критикуются, а потому свободные рассказывать о своем личном и интимном опыте. Всегда отзывается собственное мнение, нет тем — табу.

Члены такой семьи легко адаптируются к окружающей среде, являются достаточно открытыми. Прагматичность в отношениях между мужчиной и женщиной, между детьми и другими родственниками, способствует воспитанию «эгоистической» натуры. Дети, которые воспитываются в таких семьях, выбирают «жизнь для себя».

Особенности и стили общения в семье альтруистической.

Все члены альтруистической семьи привыкли волноваться и заботиться о других. Все усилия направляются на общее благо и благосостояние каждого члена. Если возникнет вопрос о выборе собственных интересов или интересов семьи, член альтруистической семьи выберет интересы семьи, ведь он живет по принципу «жить для других».

Хотя в такой семье и установлены обязательные правила, человек, который не исполняет их, не становится изгоем, а равно пользуется поддержкой родных. В разговоре членов семьи ощущается любовь друг к другу, теплые взаимоотношения. Правда часто возникают тайны, так как члены семьи не желают оскорбить других или разочаровать их.

Обсуждаются не все темы, но в случае возникновения серьезной проблемы, решение будет приниматься совместно. В разговоре преобладают нежные и ласкательные слова, часто члены семьи имеют свои особые имена, используемые в семейном кругу.

Демократический и авторитарный тип семьи.

В соответствии с распределением власти, семьи делятся на демократические и авторитарные. Общение в таких семьях также происходит по-разному. Особое внимание уделяется авторитарным семьям.

Так, психологи школы психоанализа, утверждают, что на развитие личности, ее становления, сексуальную жизнь и взаимоотношения с другими людьми, довольно сильно влияет то, в какой семье человек воспитывался.

Поддержка молодых семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

… .

Планируется оказывать помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста с задержкой психического речевого развития, детей с умственной отсталостью, детей с аутизмом, детей с легкой формой детского …

№5 «Теремок» с.Косиха планируется создать центр поддержки молодых семей, воспитывающих детей-инвалидов. Необходимо оборудовать группу дневного пребывания для оказания специальных образовательных …

Так, «выходцы» из демократических семей легко адаптируются к внешнему миру, реже болеют неврозами и имеют меньше проблем с сексуальной жизнью чем «выходцы» из авторитарных семей. В демократической семье могут обсуждаться любые вопросы, каждый из членов семьи воспринимается другими как личность с собственной точкой зрения и своим мировоззрением.

В авторитарной семье, как правило, существует культ отца (реже культ матери).

Глава семьи пользуется большим авторитетом, именно его мнение является важнейшим и он способен влиять на выбор других. Общение происходит только в тех рамках, которые установил главный член.

В семейном общении важно учитывать не только отношения типа Р+Р (между родителями), но и типа Р+Д (родители — дети) и, что особенно важно, отношения типа Д+Д (между детьми).

Психологическая атмосфера семьи определяется взаимодействием именно этих трех систем (если они существуют).

Здесь срабатывает психологический механизм компенсации дефицита общения. Неудовлетворенность отношениями в одной из трех систем может быть «погашена» отношениями в других. Есть еще два возможных и чрезвычайно важных типа отношений: Р+С или Д+С — отношения родителей и детей к старшим членам семьи, т. е. к бабушкам и дедушкам.

Эти отношения имеют особую психологическую и нравственную значимость.

Наличие старших членов семьи способствует (при благоприятных условиях) передаче семейных традиций, обеспечению преемственности поколений, смягчению остроты конфликтов; добавляет в отношения доброту, ласку, эмоциональный комфорт, предупреждает так называемую скрытую безнадзорность, когда дети предоставлены занятыми родителями самим себе.

Семья как социальный институт

… и семейных отношениях Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи Социально-статусная … взаимопомощью.

Таким образом, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, … .

Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка социального педагога. Асоциальные семьи – семьи, с которыми …

При оценке психологической атмосферы семьи нередко допускаются типичные ошибки.

. Учитывается только время, проводимое старшими вместе с детьми, без учета характера отношений.

. Не выявляется позиция ребенка в системе семейных отношений. Без учета этой позиции невозможно понять, почему в благополучных внешне семьях вырастают неблагополучные дети. И, наоборот, в социально и педагогически опасной семье дети не вызывают беспокойства.

Эмоции, чувства ребенка всегда серьезны. Его смех и слезы не проходят бесследно, говорил Я. Корчак. Изучая эмоциональную жизнь ребенка, его реакции, млжно судить о характере нравственной атмосферы семьи, о ее педагогической значимости.

Итак, важно учитывать, как относятся в семье к ребенку, но еще важнее, как он относится к семье, к ее отдельным членам.

Наиболее активная и наиболее эффективная форма общения родителей с детьми — совместный труд и совместный отдых.

Любые отношения носят двойственный характер. В них есть то, что мы ценим, и то, что нас раздражает. Порой раздражение перерастает в ссору, и очень часто ссора выходит из-под контроля. Для того, чтобы лучше понять природу семейного общения, нужно уметь четко видеть происходящее, это позволит нам сотрудничать, а не подчинять других своей воле.

Все, что мы говорим друг другу, связано с опытом прошлого — с историей общения с этим человеком и с другими людьми. История семейного общения — это призма, через которую мы воспринимаем все остальные разговоры (отношения).

Мы реагируем не только на значение произнесенных слов (сообщения), но и на то, какой смысл эти слова придают нашим отношениям (метасообщения).

Метасообщение — это неясное значение, придаваемое нами словам другого человека. Мы анализируем тон голоса, построение фразы и ассоциации, высказываемые услышанным.

Можно сказать, что сообщения передают смысл сказанного, а метасообщение позволяет уловить душу беседы. Для эффективного общения необходимо отделять сообщения от метасообщения.

Примером сообщений и метасообщений могут служить семьи, в которых любовь и критика тесно переплелись.

Психологическая помощь семье в воспитании ребенка

… пониманию состояния жены и ребенка [3]. Ряд занятий должны быть посвящены овладению культурой телесного общения. Известно, что … психологической помощи семье в воспитании ребенка.

психологическая помощь семья воспитание Глава 1. Психологическая помощь семье Психологическая помощь семье – широкое …

оказать любящий муж, подчеркивающий свое восхищение в связи с изменениями, происходящими с женой в этот …

Семья является наиболее иерархическим институтом, связи в котором чрезвычайно сильны. Власть родителей или старших братьев над младшими абсолютна. Разговаривая с членами семьи, мы пытаемся соблюсти равновесие между близостью и дистанцией.

Мы хотим быть близки, чтобы чувствовать себя в безопасности, но близость не должна быть чрезмерной, подавляющей и удушающей. Мы стремимся достичь равновесия, равенство — это идеал, поскольку все отношения иерархичны.

Один из участников всегда обладает рангом или силой характера, который ему позволяет выдвигать требования и ожидать, что они будут удовлетворены. Желания или потребности одного человека подавляются действиями другого, что ограничивает свободу и независимость.

Люди, стремящиеся к контролю и власти над другими, неприятны, а отношения строящиеся на равновесии и близости, идеальны.

Семейное общение — это постоянный процесс поиска баланса между избыточностью и недостаточностью. Избыточность и недостаточность осложняет любой семейный разговор. Наши слова недостаточны, поскольку дают почву для многочисленных предположений, измышлений и умолчаний. И поскольку мы не всегда говорим все, что думаем, многое остается непонятым и упущенным.

В то же время мы говорим много лишнего. Метасообщения, которые мы вкладываем в свои слова, ускользают от понимания собеседников. Порой собеседники слышат то, чего мы вовсе не говорили.

Нам никогда не избежать избыточности и недостаточности полностью, поскольку каждый из нас вносит в разговор собственный опыт отношений и положения в семье.

Но понимание механизмов разговора — от метасообщений и союзов до системы координат любви и контроля и процессов фрейминга и рефрейминга — даст вам средство, которое позволит понять происхождение непонимания и конфликта, а также язык, позволяющий эти проблемы решить.

Почему случаются конфликты в семьях, ждущих детей

… период ожидания ребенка и уровнем конфликтности в семьях; ¾ выявление неадекватных ролевых установок мужей и жен в сфере семейных отношений; ¾ анализ ценностных ориентации супругов на брак …

причин конфликтов в семьях в период, когда семья ждет ребенка, исследование проблем в межличностных отношениях супругов в данный период. Нарушение семейных отношений объективно определяется через …

лидерство семья общение авторитарный

2. Семейные роли и лидерство. Контроль и власть в семейных отношениях

Первичная ролевая адаптация обязательно включает согласование представлений о характере и распределении семейных обязанностей. По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские.

Традиционные роли предполагают со стороны жены:

рождение и воспитание детей;

создание и поддержание дома;

обслуживание семьи;

преданное подчинение собственных интересов интересам мужа;

приспособленность к зависимости;

терпимость к ограничению сферы деятельности.

Со стороны мужа:

преданность матери своих детей;

экономическая безопасность и защита семьи;

поддержание семейной власти и контроля;

принятие основных решений;

эмоциональная благодарность жене за принятие приспособленности к зависимости;

обеспечение алиментов при разводе.

Товарищеские роли требуют от жены:

сохранения внешней привлекательности;

обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения мужа;

поддержания полезных для мужа социальных контактов;

живого и интересного духовного общения с мужем и гостями;

обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.

восхищения женой;

рыцарского отношение к ней;

ответной романтической любви и нежности;

обеспечения средств для нарядов, развлечений, социальных контактов;

проведения досуга с женой.

Роли партнеров требуют и от мужа, и от жены:

Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии

… ,5 лет). Задачи стадии: адаптация к ситуации появления ребенка, забота о правильном развитии младенцев; организация семейной жизни … , удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями; войти в круг родственников. 2.Появление в семье детей (возраст ребенка – до 2 …

экономического вклада в семью в соответствии с заработком;

общей ответственности за детей;

участия в домашней работе;

распределение правовой ответственности.

Но, помимо общего, от жены еще требуется:

готовность отказа от рыцарства супруга (так как супруги равны);

равной ответственности за поддержание статуса семьи, в случае развода и отсутствия детей — отказ от материальной помощи.

А от мужа:

принятие равного статуса жены и согласия с ее равным участием в принятии любых решений.

Лидерство в семейных отношениях

Мужчина — глава семьи. Такое утверждение во многих современных браках потеряло актуальность к сожалению или к счастью. Сегодняшние женщины в большинстве случаев работают, становятся финансово не зависимыми от мужей, при этом продолжают вести хозяйство и воспитывать детей. Взяв на себя все эти функции, некоторые женщины претендуют на лидерство в семье, желая принимать решения единолично.

Конечно, мужчину такое положение, как правило, не устраивает и он старается отвоевать свой статус «кормильца семьи». Насколько борьба будет яростной и открытой за главенство в семье зависит от характеров супругов, их культуры общения и статуса в семье.

Идеальным браком можно считать равное положение супругов с высокой культурой общения. Быть лидером это не значит морально подавлять партнера и самоутверждаться за его счет, это значит брать на себя ответственность за членов семьи, принимать решения и идти на компромиссы.

При возникновении спорных вопросов супруги вполне могут договориться и согласиться благодаря этике и способности к анализу ситуации. Уступки в равной степени — это показатель лидерских черт, присущих сильным личностям, способных принять свою неправоту в некоторых вопросах.

Поэтому когда в семье все разногласия решаются посредством обсуждения и на уступки идет каждый из супругов в равной степени, можно сказать что партнеры находятся в равных условиях и не существует явного лидера в семье.

Другая модель взаимоотношений очень распространена в современных браках, когда женщина старается захватить место лидера в семье, причем делает это открыто и напролом.

Зарабатывая наравне с мужем или больше, воспитывая детей и ведя домашний быт, женщина начинает подавлять партнера захватывая его область семейных обязанностей. В свою очередь сильный мужчина противостоит натиску, откуда возникают конфликтные ситуации, порой неразрешимые.

В таких ситуациях, если супруги не обладают высокой культурой общения и для женщины лидерство становится одержимостью — конфликты неизбежны. Мужу придется доказывать свою значимость не на словах и стараться достичь равного статуса с супругой.

Если же мужчина принимает такую ситуацию, сдает позиции и готов жить с лидером женщиной, то такие браки, как правило, долговечны и имеют место быть.

Семья, где каждый из супругов считает себя лидером и при этом не способны договориться между собой, это открытое поле боя и бесконечное перетягивание одеяла на себя. Предметом спора может быть любая тема и при несовпадении мнений развивается скандал.

В такой семье не обязательно женщина превосходит мужа в финансовом плане, мощным мотивом борьбы за ведущую позицию может стать ребенок. В подавляющем большинстве союзов все вопросы связанные с воспитанием детей решает женщина, и поскольку ребенок является смыслом брака, как продолжение рода, жена берет на себя ведущую роль, исполняя самую важную миссию.

Постепенно ссора входит в привычку и если ни одна сторона не сдает позиции, то семейная жизнь будет как на вулкане.

Существует понятие официальный лидер и формальный. Проблемой многих семей является внутреннее Я каждого из супругов, которое не дает пойти на компромисс. Официальный лидер, как правило, мужчина, так уж сложилось исторически, но не всегда он является истинным ведущим партнером в семье.

Искусство лидерства заключается в умении дать официальному лидеру иллюзию превосходства, в то время как неформальный лидер остается в тени, но на самом деле имеет силу и авторитет. Такую роль неформального лидера исполняют в основном женщины, которые дают мужчине ощущение ведущего в семье, который на самом деле является ведомым.

Такой манерой поведения обладают люди, имеющие острый ум и адекватное внутреннее Я, которые позволяют управлять процессом оставаясь на позиции второго. Это сродни ситуации в рабочем коллективе, когда заместитель директора фактически управляет предприятием, но официальным лидером, несомненно, остается директор.

Модель семьи с таким положением супругов очень удачная и в большинстве своем не конфликтная, но не всегда люди умеют так искусно управлять партнером.

Заключение

Семья создает у человека чувство принадлежности — основу человеческого существования. Умея существовать внутри семьи, мы сможем «прижиться» и в окружающем мире. Если наши семьи принимают нас такими, каковы мы есть, можем быть такими не только в семье, но и во внешнем мире. Если же члены семьи — те, кто знает нас лучше всех, настроены критически и сурово, кто же сможет тогда полюбить нас?

Чем более сложным, подавляющим и безликим становится окружающий мир, тем сильнее нас тянет в семью, где можно ощутить душевное спокойствие и чувство принадлежности.

Хотя в критических ситуациях бывает необходимо разорвать отношения с семьей, в большинстве же случаев нам необходим контакт с родственниками и ощущение любви и заботы.

Общаясь с родственниками, мы хотим почувствовать любовь, но очень часто ощущаем критику и неодобрение.

Нет ничего более радостного, чем эффективное семейное общение. Вы можете говорить друг с другом обо всем на свете — от глобальных проблем до совершенно тривиальных повседневных забот, ваши чувства ритма полностью совпадают.

Понимание природы разговора делает общение радостным и эффективным и помогает избавиться от депрессии.

Понимание разговорных стилей, присутствующих в семейном общении, позволит вам овладеть языком, на котором можно все обсудить, и средствами, которые позволят укрепить личные отношения, играющие в жизни главную роль.

Какой бы статус в семье не имели партнеры, какие бы не появлялись причины ссор, важно уметь слушать и слышать и работать над отношениями для достижения общей цели — счастливого брака. В гармоничной семье каждый из супругов доволен своим положением, а значит и совместная жизнь в радость.

Библиографический список

1.Морозова И. С., Белогай К. Н., Борисенко Ю. В. Психология семейных отношений [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Ю.В. Борисенко. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2012. — 424 с. (Режим доступа: ЭБС Университетская библиотека-online)

.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие: рек. УМО / Ред. Е.Г. Силяева. — М.: Академия, 2002, 2005. — 192 с.

.Психология семьи: хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара: БАХРАХ — М., 2002. — 750 c.

.Целуйко В.М. Психологические проблемы современной семьи / В.М. Целуйко. -Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 496 с.

.Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. — Изд. 4-е. — М.: Академический проект, Трикста, 2008. — 736 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник: https://forpsy.ru/works/kontrolnaya/spetsifika-obscheniya-v-seme/

Medic-studio
Добавить комментарий