Шкала разностей,: в отличие от шкалы отношений, не имеет естественного нуля, но имеет

Ответы к экзамену по экспериментальной психологии – файл n1.doc

Шкала разностей,:  в отличие от шкалы отношений, не имеет естественного нуля, но имеет
приобрести
Ответы к экзамену по экспериментальной психологии
скачать (608 kb.)Доступные файлы (1):

n1.doc608kb.11.06.2012 05:21скачать

22 теории измерений, виды шкал, виды измерений

измерениеэтоэмпирическийметодвыявленияхарактеристикобъектапутеморганизациивзаи­модействияобъектасизмерительнымприбором,изменениясосто­янийкоторогозависятотизменениясостоянияобъекта.

В психологии различают две основные процедуры психологичес­кого измерения.

  1. Психолог сам измеряет особенности поведения людей, чтобы отнести их к определенному типу личности или определить выраженность какого-либо психического свойства или состояния.
  2. Измерение делается задачей испытуемого, который измеряет (классифицирует, ранжирует, оценивает и т.п.) других людей, предметы, а также собственные состояния.

Ограничением метода измерения является невозможность выявить причинно-следственные зависимости. Однако сопоставление результатов измерения различных параметров объекта позволяет выявить связи между ними.

Наиболее общая классификация измерительных шкал предложена С. Стивенсом. В ее основу положен признак метрической детерминированности – шкалы делятся на неметрические (номинативные, шкалы порядка) и метрические (интервальные, шкалы отношений).

Номинативнаяшкала (номинальная или шкала наименований) [потеп (лат.) – имя, название) – это шкала, классифицирующая по названию и устанавливающая соответствие признака тому или иному классу. Название же не измеряется количественно, оно лишь позволяет отличить один объект от другого или одного субъекта от другого. “мужчина/женщина”, “иностранец – соотечественник”;

Признак, который изменяется по дихотомической шкале наименований, называется альтернативным. Он может принимать всего два значения.

Более сложный вариант номинативной шкалы – классификация из трех и более ячеек

Вместо чисел при использовании шкалы наименований можно применять другие символы

Разновидностью шкалы наименований являетсядихотомическаяшкала – это шкала классификации, рассматривающаяся как вариант шкалы наименований в случае, когда мы измеряем свойство, имеющее всего лишь два уровня выраженности: “есть-нет”, так называемое “точечное” свойство.

Порядковаяшкала (шкала порядка или ординарная шкала) -это шкала, классифицирующая по принципу “больше – меньше”. Здесь субъекты могут быть ранжированы, например, по весу или росту.

В порядковой шкале должно быть не менее трех классов, например, “положительная реакция – нейтральная реакция – отрицательная реакция” или “подходит для занятия вакантной должности – подходит с оговорками – не подходит”.

В порядковой шкале мы не знаем истинного расстояния между классами, а знаем лишь, что они образуют последовательность.

Все психологические методы, использующие ранжирование, построены на применении шкалы порядка. шкала порядка позволяет ввести линейную упорядоченность объектов на некоторой оси признака.

Тем самым вводится важнейшее понятие – измеряемое свойство, или линейное свойство, тогда как шкала наименований использует неточный вариант интерпретации понятия “свойство”, а лишь в контексте – “свойство есть -свойства нет”.

Переходным вариантом шкалы порядка можно считать дихотомическую классификацию, проводимую по принципу “есть свойство (1) – нет свойства (О)” при 1 > 0. Дихотомическое разбиение множества позволяет применять не только порядок, но и метрику (переход к интервальной шкале).

Интервальнаяшкала (шкала равных интервалов) – это шкала, классифицирующая по принципу “больше на определенное количество единиц – меньше на определенное количество единиц”. Шкала интервалов – первая метрическая шкала, определяющая величину различий между объектами в проявлении свойства.

Интервальная шкала представляет собой полностью упорядоченный ряд с измеренными интервалами между пунктами, причем отсчет начинается с произвольно выбранной величины.

Каждое из возможных значении признака отстоит от другого на равном расстоянии.

Таким образом, в шкале интервалов нулевая точка отсчета может устанавливаться произвольно, а величины единиц и направление отсчета могут определяться по избираемым константам.

Шкала интервалов имеет масштабную единицу, но положение нуля на ней произвольно

Шкаларавныхотношений – это шкала, классифицирующая объекты или субъектов пропорционально степени выраженности измеряемого свойства. В отличие от интервальной шкалы она имеет значимую нулевую точку, которая не произвольна, а указывает на полное отсутствие измеряемого свойства.

В шкалах отношений классы обозначаются числами, которые пропорциональны друг другу (например, 2 так относится к 4, как 4 к 8).

Наличие нулевой точки – проблема для большинства психологических переменных. Возможности человеческой психики столь велики, что трудно себе представить абсолютный нуль в какой-либо измеряемой психологической переменной. Абсолютная глупость и абсолютная честность – понятия скорее житейской психологии.

Абсолютный нуль, правда, может иметь место при подсчете количества объектов или субъектов

Шкала отношений отличается от шкалы интервалов тем, что на ней определено положение “естественного нуля”. Классический пример -шкала температур Кельвина. В некоторой степени шкала отношений является идеалом измерительной процедуры.

Значения шкалы отношений инвариантны относительно преобразования вида: х1 = ах. Значения шкалы можно умножать на константу. К ним применимы любые статистические меры. Измерения массы, времени реакции и выполнения тестового задания – таковы области применения шкалы отношений. Отличием этой шкалы от абсолютной является отсутствие “естественной” масштабной единицы.

Кроме перечисленных видов шкал ряд специалистов выделяют также абсолютную шкалу и шкалу разностей.

Шкаларазностей, в отличие от шкалы отношений, не имеет естественного нуля, но имеет естественную масштабную единицу измерения. Ей соответствует аддитивная группа действительных чисел.

Классическим примером этой шкалы является историческая хронология. Она сходна со шкалой интервалов. Разница лишь в том, что значения этой шкалы нельзя умножать (делить) на константу.

Поэтому считается, что шкала разностей – единственная с точностью до сдвига.

В 'психологии шкала разностей используется в методиках парных сравнений.                    

Абсолютнаяшкала является развитием шкалы отношений и отличается от нее тем, что обладает естественной единицей измерения. В этом ее сходство со шкалой разностей. Число решенных задач (“сырой” балл), если задачи эквивалентны, одно из проявлений абсолютной шкалы.

В психологии абсолютные шкалы не используются.

Удобную классификацию психологических измерений дал С.С. Паповян.

Методы психологических измерений могут быть классифицированы по различным основаниям:
1) процедуре сбора “сырых” данных;

2)предмету измерения;

3) виду используемой шкалы;

4) типу шкалируемого материала;

5) моделям шкалирования;

6) числу мерностей (одномерные и многомерные);

7) мощности метода сбора данных (мощные или слабые);

8) типу ответа индивида;

9)какими они являются: детерминистскими или вероятностными.

Для психолога-экспериментатора главными основаниями являются процедура сбора данных и предмет измерения. Чаще всего применяются следующие процедуры субъективного шкалирования.
Методранжирования.Все объекты представляются испытуемому одновременно, он должен их упорядочить по величине измеряемого признака.

Методпарныхсравнений. Объекты предъявляются испытуемому попарно (число предъявлений равно числу сочетаний (n)). Испытуемый оценивает сходства – различия между членами пар. Методабсолютнойоценки. Стимулы предъявляются по одному. Испытуемый дает оценку стимула в единицах предложенной шкалы. Методвыбора.

Индивиду предлагается несколько объектов (стимулов, высказываний и т.д.), из которых он должен выбрать те, которые соответствуют заданному критерию.

По предмету измерения все методики делятся на: а) методикишкалированияобъектов;б)методикишкалированияиндивидов;в)методикисовместногошкалированияобъектовииндивидов.
Методики шкалирования объектов (стимулов, высказываний и др.

) встраиваются в контекст экспериментальной или измерительной процедуры. При субъективном шкалировании испытуемый выполняет функции измерительного прибора, а экспериментатор мало интересуется особенностями “измеряемых” испытуемым объектов и исследует сам “измерительный прибор”.

Парадигма субъективного шкалирования перешла в другие области психологии из психофизики, где классификация задач испытуемого в эксперименте очень хорошо разработана. Остановимся на моделях совместного шкалирования объектов и испытуемых. Модели делятся на два вида: детерминистические и вероятностные.

Суть этих моделей в том, что объекты, и индивиды, которые высказывают суждения об объектах, “отображаются” на одну шкалу на основании обработки данных поведенческого измерения либо субъективного шкалирования. Основными детерминистическими моделями являются метод развертывания К. Кумбса и шкалограммный анализ Л. Гутмана. К вероятностным моделям относится латентно-структурный анализ IRT (item response theory).

Метод развертывания Кумбса исходит из предположения, что объекты и индивиды могут быть размещены на шкале одномерного признака. Индивид может предпочитать один объект другому. Существует “идеальная точка” индивида – субъективный эталон. Индивид предпочитает тот стимул, который “ближе” к субъективному эталону.
Процедура измерения состоит в следующем.

Испытуемому предъявляются пары стимулов, которые он сравнивает. Формируется матрица частоты предпочтений стимулов размером m x n (m – стимулы, n – индивиды). В клеточках матрицы – относительные частоты предпочтений. Шкалограммный анализ Гутмана используется для построения опросников.

Наиболее часто применяется при дихотомической оценке ответа испытуемого (“да” – “нет”, “решил” – “не решил”). Предполагается следующее: принятие индивидом пункта (решение задачи, ответ “да” и т.д.) означает то, что его шкальное значение не меньше величины пункта. Если индивид решает данную задачу, то он решает любую другую (более легкую) задачу.

Принятие индивидом пункта опросника или правильное решение задачи обозначается как “1”, непринятие пункта или неверное решение – “0”. В ходе обработки строки и столбцы исходной матрицы данных представляются так, чтобы она соответствовала “совершенной” шкалограмме: матрица выше диагонали, т.е.

верхняя правая часть матрицы должна состоять из единиц, а нижняя левая – включать только нули. Порядок индивидов по строкам должен соответствовать порядку заданий по столбцам по величине выраженности свойства.

24 Результаты исследования, их интерпретация и обобщение

Решение Гипотеза
Нуль-гипотеза верна Исследовательская гипотеза верна
Отвержение нуль-гипотезы Ошибка 1-го рода Верное решение
Принятие нуль-гипотезы Верное решение Ошибка 2-го рода

При статистическом выводе возможны различные варианты решений. Исследователь может принять или отвергнуть статистическую нуль-гипотезу, но она может быть объективно («на самом деле») верной или ложной. Соответственно возможны четыре исхода: 1) принятие верной нуль-гипотезы; 2) отвержение ложной нуль-гипотезы; 3) принятие ложной нуль-гипотезы; 4) отвержение верной нуль-гипотезы. Два варианта решения правильны, два – ошибочны. Ошибочные варианты называются ошибками 1-го и 2-го рода.

Ошибку 1-го рода исследователь совершает, если отвергает истинную нуль-гипотезу. Ошибка 2-го рода состоит в принятии ложной нуль-гипотезы (и отвержении верной исследовательской гипотезы о различиях).

Чем больше число испытуемых и опытов, чем выше статистическая достоверность вывода (принятый уровень значимости), тем меньше вероятность совершения ошибок 1-го рода. Например, если при а = 0,1 слабые различия между средними, определенные с помощью t-критерия, могут быть значимыми, то при а = 0,05 и а = 0,001 значимых различий мы можем не получить.

1. Обобщениепоотношениюкобъектам.

Если мы провели эксперимент на 30 испытуемых – мужчинах в возрасте от 20 до 25 лет, принадлежащих к семьям из среднего класса, обучающихся на 2-3-м курсах университета, то, очевидно, нуж­но решить следующую проблему: на какую популяцию распространить результаты? Предельным обобщением будет отнесение выводов ко всем представителям вида Ноmо sapiens. Обычно исследователи заканчивают первую экспериментальную часть своей работы предельно широким обобщением. Дальнейшая исследователь­ская практика сводится не только к уточнению, но и к сужению диапазона примени­мости найденных закономерностей.

Ограничителями генерализации выступают внепсихологические характеристики популяции: 1) биологические -пол, возраст, раса, конституциональные особенности, физическое здоровье и 2) социокультурные -уровень образования и уровень доходов испытуемых, классовая принадлежность и т. д.

Бывает, что результаты эксперимента можно применить лишь к той популяции, представители которой вошли в состав экспериментальных групп.

Но и в этом случае существует проблема: можно ли данные, полученные на экспериментальной выборке, распространить на всю популяцию? Решение этой проблемы зависит от того, насколько в ходе планирования исследования и формирования экспериментальной выборки соблюдалось требование репрезентативности.

Для проверки выводов, 1) проводят дополнительные эксперименты на группах представителей той же популяции, не вошедших в первоначальную выборку, 2) стремятся максимально увеличить в уточняющих экспериментах численность экспериментальной и контрольных групп.

2. Условияисследования. В психологическом эксперименте важны не столько пространственно-временные факторы (в отличие от физического), сколько условия деятельности испытуемого, а тем более – особенности заданий.

В какой мере влияют на результат вариации инструкции, материала заданий, действий испытуемого, предусмотренных в ней, вид мотивации, присутствие или отсутствие «обратной связи»? На все эти вопросы нельзя ответить, ограничившись проведением одного эксперимента.

Исследователь должен варьировать в последующих экспериментальных сериях дополнительные переменные, относящиеся к характеристикам экспериментального задания, чтобы установить, являются ли результаты инвариантными по отношению к задаче испытуемого.

Классическим примером влияния особенностей задачи, решаемой испытуемым, на результат эксперимента стали психофизические исследования абсолютных порогов чувствительности.

«Слепой метод» позволяет исключить влияние на результат знания испытуемого о том, когда и какое воздействие он получает.

3. Экспериментатор. О проблеме влияния экспериментатора на результаты исследования мы достаточно подробно говорили выше. Напомним лишь, что психология, в отличие от других научных дисциплин, не может полностью исключить, «вынести за скобки» влияние личностных черт, мотивации, компетентности исследователя в ходе эксперимента.

«Двойной слепой опыт» позволяет контролировать влияние ожиданий экспериментатора на результаты исследования.

Однако полный контроль воздействия индивидуальных особенностей экспериментатора предполагает применение факторного плана К х L х М, где в качестве дополнительной переменной выступают экспериментаторы, различающиеся по полу, национальной принадлежности, возрасту, индивидуально-психологическим особенностям и т. д.

Инвариантность результатов по отношению к личности экспериментатора особенно часто нарушается в социально-психологических и дифференциально-психологических исследованиях.

Вариация результатов исследования, определяемая влиянием экспериментатора, описана в большинстве практических руководств по проведению психологического эксперимента.

22 теории измерений, виды шкал, виды измерений

Источник: http://www.nashaucheba.ru/v9402/%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B_%D0%BA_%D1%8D%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%83_%D0%BF%D0%BE_%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8?page=5

Рмг 83-2007 государственная система обеспечения единства измерений. шкалы измерений. термины и определения, рмг от 29 ноября 2007 года №83-2007

Шкала разностей,:  в отличие от шкалы отношений, не имеет естественного нуля, но имеет

РМГ 83-2007

Группа Т80

МКС 01.040.17

ОКСТУ 0008

Датавведения 2008-08-01

Сведения орекомендациях

1РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтомфизико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ)Федерального агентства по техническому регулированию иметрологии

2ВНЕСЕНЫ Федеральным агентством по техническому регулированию иметрологии

3ПРИНЯТЫ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии исертификации (протокол N 31 от 8 июня 2007 г.)

За принятиепроали:

Краткоенаименование страны по МК (ИСО3166) 004-97Код страныпо МК (ИСО3166) 004-97Сокращенноенаименование национального органа по стандартизации
АрменияAMАрмстандарт
КазахстанKZГосстандартРеспублики Казахстан
КыргызстанKGКыргызстандарт
МолдоваMDМолдова-Стандарт
РоссийскаяФедерацияRUФедеральноеагентство по техническому регулированию и метрологии
ТаджикистанTJТаджикстандарт
ТуркменистанTMГлавгосслужба”Туркменстандартлары”
УзбекистанUZУзстандарт

4Приказом Федерального агентства по техническому регулированию иметрологии от 29 ноября 2007 г. N 37-ст рекомендации помежгосударственной стандартизации РМГ 83-2007 введены в действие вкачестве рекомендаций по метрологии Российской Федерации с 1августа 2008 г.

5ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ

Информация о введениив действие (прекращении действия) настоящих рекомендаций,изменениях и поправках к ним, а также тексты изменений и поправокпубликуются в информационном указателе “Национальныестандарты”

Установленные настоящимирекомендациями термины расположены в систематизированном порядке,отражающем систему понятий теории шкал измерений.

Для каждого понятияустановлен один термин.

Заключенная в круглыескобки часть термина может быть опущена при использовании термина вдокументах по стандартизации.

При этом не входящая в круглые скобкичасть термина образует его краткую форму.

Наличие квадратных скобокв терминологической статье означает, что в нее включены дватермина, имеющих общие терминоэлементы.

Валфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указаниемномера статьи.

Приведенные определенияможно при необходимости изменить, вводя в них дополнительныепризнаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указываяобъекты, относящиеся к определяемому понятию. Изменения не должнынарушать смысловое содержание понятий, определенных в настоящихрекомендациях.

Приведены эквивалентыустановленных рекомендациями терминов на немецком (код языка – de),английском (код языка – en) и французском (код языка – fr)языках.

За основной частьюнастоящих рекомендаций приведены алфавитный указатель терминов нарусском языке, а также алфавитные указатели эквивалентов терминовна немецком, английском и французском языках.

Основы теории шкализмерений, необходимые для понимания текста рекомендаций, приведеныв приложении А.

Настоящие рекомендации,используя терминологию по РМГ29-99, расширяют и дополняют ее на основе теории шкализмерений.

Рекомендуемые терминынабраны полужирным шрифтом, в алфавитном указателе их краткие формынабраны светлым шрифтом.

1Область применения

Настоящие рекомендацииустанавливают основные термины и определения понятий, необходимыхдля практического применения теории шкал измерений взаконодательной и прикладной метрологии.

Установленные терминырекомендуется применять во всех видах документации и литературы,входящих в сферу работ по метрологии и использующих результаты этихработ.

2Термины и определения

2.1.1 шкала(измерений): Отображение множества различных проявленийколичественного или качественного свойства на принятое посоглашению упорядоченное множество чисел или другую системулогически связанных знаков (обозначений). Примечания 1 Понятие “шкала измерений” не следует отождествлять с отсчетнымустройством (шкалой) средства измерений. 2 Различают пять основных типов шкал: наименований, порядка,разностей (интервалов), отношений и абсолютные. 3 Примерами систем знаков, образующих шкалы измерений, являютсямножество баллов оценки свойств объектов, множество обозначений(названий) цвета, множество названий состояния объекта,совокупность классификационных символов или понятий, множествоточек в модельной системе координат. 4 Шкалы разностей и отношений объединяют термином “метрическиешкалы”. 5 Различают одномерные и многомерные шкалы измерений.de Skala (der Messungen) en (measurements) scalefr (des mesurages)
2.1.2 шкалавеличины: Шкала измерений количественного свойства.de Skala einer en scale of a quantityfr d'une grandeur
2.1.3спецификация шкалы измерений: Принятый по соглашениюдокумент, содержащий определение шкалы и (или) описание правил ипроцедур воспроизведения данной шкалы (или единицы шкалы, если онасуществует). Примечания 1 Некоторые метрические шкалы, например шкалы массы и длины,достаточно полно специфицируются стандартизованными определениямиединиц измерений. 2 Спецификации многих, даже метрических шкал, кроме определенияединиц измерений содержат дополнительные положения. Например,международная температурная шкала МТШ-90 содержит указания овоспроизведении реперных точек; спецификация шкалы световыхизмерений содержит не только определение единицы измерений силысвета – канделы, но и табулированную функцию относительнойспектральной световой эффективности монохроматического излучениядля дневного зрения.de Spezifikation Skala der Messungen en specification for scale of measurementsfr specification d'une des mesurages
2.1.4элементы шкалы измерений: Основные признаки, характеризующиешкалу измерений: класс эквивалентности, нуль, условный нуль,условная единица измерений, естественная (безразмерная) единицаизмерений, диапазон шкалы измерений, точка шкалы.de Elemente von Skalen derMessungen en elements of measurements scalesfr des mesurages
2.1.5 типшкалы: Специфический набор признаков, классифицирующий даннуюшкалу измерений и характеризующий совокупность присущих ейлогических соотношений между различными проявлениями измеряемогосвойства.de Skalatyp en type of a scalefr type d'une
2.1.6воспроизведение шкалы измерений: Совокупность операций,имеющих целью воссоздание шкалы измерений (или ее участка) всоответствии с ее спецификацией.de Skalareproduction en reproduction of measurements scalefr reproduction de des mesurages
2.1.7передача шкалы измерений: Приведение шкалы (или ее участка),хранимой поверяемым (калибруемым) эталоном или рабочим средствомизмерений, в соответствие со шкалой, воспроизводимой или хранимойболее точным (исходным) эталоном.de Skalatranslation en transmission of measurements scalefr transmission de des mesurages
2.2.1 шкаланаименований: Шкала измерений качественного свойства,характеризующаяся только соотношениями эквивалентности илиотличиями проявлений этого свойства. Примечания 1 Множество проявлений (реализаций) качественного свойства можетбыть упорядочено по признаку близости (сходства) качественныхразличий и (или) по признаку возможных количественных различий внекоторых подмножествах проявлений свойства. Например, шкалыизмерений цвета опираются на трехкоординатную модель цветовогопространства, упорядоченную по цветовым различиям (качественныйпризнак) и яркости (количественный признак). 2 Отличительные признаки шкал наименований: неприменимость в нихпонятий нуля, единицы измерений, размерности; допустимость толькоизоморфных или гомоморфных преобразований; недопустимость измененияспецификаций, описывающих конкретные шкалы. Чаще всего шкалынаименований устанавливаются рядом “классов эквивалентности”.de Bezeichnungenscala en scale of denominationsfr d'un denominations
2.2.2 шкалапорядка: Шкала измерений количественного свойства (величины),характеризующаяся соотношениями эквивалентности и порядка повозрастанию (убыванию) различных проявлений свойства. Примечание – Отличительные признаки шкал порядка: неприменимость вних понятий “единица измерений” и “размерность”; необязательностьналичия нуля; допустимость любых монотонных преобразований;недопустимость изменения спецификаций, описывающих конкретныешкалы.de Ordnungskala en scale of an orderfr d'une order
2.2.3 шкаларазностей [интервалов]: Шкала измерений количественногосвойства (величины), характеризующаяся соотношениямиэквивалентности, порядка, суммирования интервалов различныхпроявлений свойства. Примечание – Отличительные признаки шкал разностей: наличиеустанавливаемых по соглашению нуля и единицы измерений;применимость понятия “размерность”; допустимость линейныхпреобразований; допустимость изменения спецификаций, описывающихконкретные шкалы.de Skala der Differenzen()en scale of (intervals)fr d'un (intervalles)
2.2.4 шкалаотношений: Шкала измерений количественного свойства (величины),характеризующаяся соотношениями эквивалентности, порядка,пропорциональности (допускающими в ряде случаев операциюсуммирования) различных проявлений свойства. Примечания 1 Отличительные признаки шкал отношений: наличие естественного нуляи устанавливаемой по соглашению единицы измерений; применимостьпонятия “размерность”; допустимость масштабных преобразований,допустимость изменения спецификаций, описывающих конкретныешкалы. 2 Шкалы отношений, в которых не имеет смысла операция суммирования,называют “пропорциональными шкалами отношений” (1-го рода), ашкалы, в которых эта операция имеет смысл, называют “аддитивнымишкалами отношений” (2-го рода). Например, шкала термодинамическихтемператур – пропорциональная, шкала масс – аддитивная.de Skala der en scale of rationsfr d'un relations
2.2.5абсолютная шкала: Шкала отношений (пропорциональная илиаддитивная) безразмерной величины. Примечания 1 Отличительные признаки абсолютных шкал: наличие естественных (независящих от принятой системы единиц) нуля и арифметической единицыизмерений; допустимость только тождественных преобразований,допустимость изменения спецификаций, описывающих конкретныешкалы. 2 Результаты измерений в абсолютных шкалах могут быть выражены нетолько в арифметических единицах, но и в процентах, промилле,битах, байтах, децибелах (см. логарифмические шкалы). 3 Единицы абсолютных шкал могут быть применены в сочетании сединицами размерных величин. Например: скорость передачи информациив битах в секунду. 4 Разновидностью абсолютных шкал являются дискретные (счетные)шкалы, в которых результат измерения выражается числом частиц,квантов или других объектов, эквивалентных по проявлениюизмеряемого свойства. Например, шкалы для электрического зарядаядер атомов, числа квантов (в фотохимии), количества информации.Иногда за единицу измерений (со специальным названием) в такихшкалах принимают какое-то определенное число частиц (квантов),например один моль – число частиц, равное числу Авогадро.de Absolute Skala en absolute scalefr absolue
2.2.6абсолютная ограниченная шкала: Абсолютная шкала, диапазонзначений которой находится в пределах от нуля до единицы (илинекоторого предельного значения по спецификации шкалы).de Absolute Skala en absolute limited scalefr absolue limite
2.2.7логарифмическая шкала: Шкала измерений, получаемаялогарифмическим преобразованием измеряемой величины. Примечание – Для построения логарифмических шкал обычноиспользуются системы десятичных или натуральных логарифмов, а такжесистема логарифмов с основанием два.de Logarithmen Skala en logarithmic scalefr logarithmique
2.2.8логарифмическая шкала разностей: Логарифмическая шкала,получаемая логарифмическим преобразованием величины, описываемойшкалой отношений или интервалов в шкале разностей, т.е. шкала,определяемая зависимостью , где – текущее, а – принятое по соглашению опорное (исходное)значение преобразуемой величины.Примечание – Выбор опорного значения определяет нулевую точку логарифмическойшкалы разностей.de Logarithmen Skala derDifferenzen en logarithmic scale of differencesfr logarithmique du
2.2.9логарифмическая абсолютная шкала: Логарифмическая шкала,получаемая логарифмическим преобразованием безразмерной величины , описываемой абсолютной шкалой. Примечание – Другое наименование этой разновидности шкалы -логарифмическая шкала с плавающим нулем.de Logarithmen absoluteSkala en logarithmic absolute scalefr logarithmique absolue
2.2.10биофизическая шкала: Шкала измерений свойства физическогофактора (стимула), модифицированная таким образом, чтобы порезультатам измерений этого свойства можно было прогнозироватьуровень или характер реакции биологического объекта на воздействиеэтого фактора.de Biophysikalische Skala en biophysical scalefr biophysique

Источник: http://docs.cntd.ru/document/464657846

Реферат: Понятие об измерительных шкалах, их виды. Понятие о шкалировании

Шкала разностей,:  в отличие от шкалы отношений, не имеет естественного нуля, но имеет

Московский государственный социальный университет

Филиал в г. Минске

Контрольная работа

по предмету «Основы психологического экспериментирования»

ПОНЯТИЕ ОБ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ШКАЛАХ, ИХ ВИДЫ. ПОНЯТИЕ О ШКАЛИРОВАНИИ

Минск 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие об измерительных шкалах

2. Виды шкал

2.1 Шкала наименований

2.2 Шкала порядка

2.3 Шкала отношений

2.4 Шкала интервалов

2.5 Другие шкалы

3.Шкалирование

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В своей работе психолог достаточно часто сталкивается с проблемой измерения индивидуально-психологических особенностей таких, например, как креативность, нейротизм, импульсивность, свойства нервной системы и т.п.

Для этого в психодиагностике разрабатываются специальные измерительные процедуры, в том числе и тесты. Помимо того в психологии широко используются экспериментальные методы и модели исследования психических феноменов в познавательной и личностной сферах.

Это могут быть модели процессов познания (восприятия, памяти, мышления) или особенности мотивации, ценностных ориентации, личности и т.п. Главное заключается в том, что в ходе эксперимента изучаемые характеристики могут получать количественное выражение.

Количественные данные, полученные в результате тщательно спланированного эксперимента по определенным измерительным процедурам, используются затем для статистической обработки.

Измерение может быть определено как приписывание чисел объектам или событиям, которое осуществляется по определенным правилам.

Эти правила должны устанавливать соответствие между некоторыми свойствами рассматриваемых объектов, с одной стороны, и ряда чисел — с другой.

В целом можно сказать, что измерение — это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает численное выражение в определенном масштабе или шкале.

В каждом конкретном случае измерение является операцией, с помощью которой экспериментальным данным придается форма связного числового сообщения.

Именно закодированная в числовой форме информация позволяет использовать математические методы и выявлять то, что без обращения к числовой интерпретации могло бы остаться скрытым; кроме того, числовое представление объектов или событий позволяет оперировать сложными понятиями в более сокращенной форме. Именно это и является причиной использования измерений в любой науке, в том числе и психологии. (4).

1.ПОНЯТИЕ ОБ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ШКАЛАХ

Любой вид измерения предполагает наличие единиц измерения. Единица измерения это та «измерительная палочка», как говорил С. Стивенс, которая является условным эталоном для осуществления тех или иных измерительных процедур. В естественных науках и технике существуют стандартные единицы измерения, например, градус, метр, ампер и т.д.

Психологические переменные за единичными исключениями не имеют собственных измерительных единиц. Поэтому в большинстве случаев значение психологического признака определяется при помощи специальных измерительных шкал. (4).

Измерительная шкала — основное понятие, введенное в психологию в 1950г. С.С. Стивенсом; его трактовка шкалы и сегодня используется в научной литературе.

Итак, приписывание чисел объектам создает шкалу. Создание шкалы возможно, поскольку существует изоморфизм формальных систем и систем действий, производимых над реальными объектами.

Числовая система является множеством элементов с реализованными на нем отношениями и служит моделью для множества измеряемых объектов.

Различают несколько типов таких систем и соответственно несколько типов шкал. Операции, а именно — способы измерения объектов, задают тип шкалы. Шкала в свою очередь характеризуется видом преобразований, которые могут быть отнесены к результатам измерения. Если не соблюдать это правило, то структура шкалы нарушится, а данные измерения нельзя будет осмысленно интерпретировать.

Тип шкалы однозначно определяет совокупность статистических методов, которые могут быть применены для обработки данных измерения. (2, 3).

Шкала (лат. scala — лестница) – инструмент для измерения непрерывных свойств объекта; представляет собой числовую систему, где отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами числового ряда. (6).

П.Суппес и Дж. Зинес дали классическое определение шкалы: «Пусть А—эмпирическая система с отношениями (ЭСО), R— полная числовая система с отношениями (ЧСО), f— функция, которая гомоморфно отображает А в подсистему R (если в области нет двух разных объектов с одинаковой мерой, что является отображением изоморфизма). Назовем шкалой упорядоченную тройку ».

Обычно в качестве числовой системы R выбирается система действительных чисел или ее подсистема. Множество А — это совокупность измеряемых объектов с системой отношений, определенной на этом множестве. Отображение f— правило приписывания каждому объекту определенного числа.

В настоящее время определение Суппеса и Зинеса уточнено. Во-первых, в определение шкалы вводится G — группа допустимых преобразований.

Во-вторых, множество А понимается не только как числовая система, но и как любая формальная знаковая система, которая может быть поставлена в отношение гомоморфизма с эмпирической системой. Таким образом, шкала — это четверка .

Согласно современным представлениям, внутренней характеристикой шкалы выступает именно группа G, а f является лишь привязкой шкалы к конкретной ситуации измерения.

В настоящее время под измерением понимается конструирование любой функции, которая изоморфно отображает эмпирическую структуру в символическую структуру.

Как уже отмечено выше, совсем не обязательно такой структурой должна быть числовая.

Это может быть любая структура, с помощью которой можно измерить характеристики объектов, заменив их другими, более удобными в обращении (в том числе — числами). (2 ,3).

2. ВИДЫ ШКАЛ

В психологии различные шкалы используются для изучения разных характеристик социально-психологических явлений. Первоначально выделялись четыре типа числовых систем, определявших соответственночетыре уровня, или шкалы измерения: 1) шкала наименований – номинальная; 2) шкала порядка — ординальная; шкала интервалов – интервальная; 4) шкала отношений — пропорциональная. (6).

Первые две шкалы получили название неметрических, вторые две — метрических. В соответствии с этим в психологии говорят и о двух подходах к психологическим измерениям: метрическом (более строгом) и неметрическом (менее строгом). (1).

Ряд специалистов выделяют также абсолютную шкалу и шкалу разностей.

Рассмотрим особенности каждого типа шкал.

2.1 Шкала наименований

Шкала наименований получается путем присвоения “имен” объектам. При этом нужно разделить множество объектов на непересекающиеся подмножества.

Иными словами, объекты сравниваются друг с другом и определяется их эквивалентность — неэквивалентность. В результате процедуры образуется совокупность классов эквивалентности. Объекты, принадлежащие одному классу, эквивалентны друг другу и отличны от объектов, относящихся к другим классам. Эквивалентным объектам присваиваются одинаковые имена.

Операция сравнения является первичной для построения любой шкалы. Для построения такой шкалы нужно, чтобы объект был равен или подобен сам себе (х=х для всех значений х), т.е. на множестве объектов должно быть реализовано отношение рефлексивности.

Для психологических объектов, например испытуемых или психических образов, это отношение реализуемо, если абстрагироваться от времени.

Но поскольку операции попарного (в частности) сравнения множества всех объектов эмпирически реализуются неодновременно, то в ходе эмпирического измерения даже это простейшее условие не выполняется.

Следует запомнить: любая шкала есть идеализация, модель реальности, даже такая простейшая, как шкала наименований.

На объектах должно быть реализовано отношение симметрии (R (X=Y) -> R (Y=X)) и транзитивности R (X=Y, Y=Z) -> R (X=Z). Но на множестве результатов психологических экспериментов эти условия могут нарушаться.

Кроме того, многократное повторение эксперимента (накопление статистики) приводит к “перемешиванию” состава классов: в лучшем случае мы можем получить оценку, указывающую на вероятность принадлежности объекта к классу.

Таким образом, нет оснований говорить о шкале наименований (номинативной шкале или шкале строгой классификации) как простейшей шкале, начальном уровне измерения в психологии.

Существуют более “примитивные” (с эмпирической, но не с математической точки зрения) виды шкал: шкалы, основанные на отношениях толерантности; шкалы “размытой” классификации и т.п.

О шкале наименований можно говорить в том случае, когда эмпирические объекты просто “метятся” числом.

Итак, если объекты в каком-то отношении эквивалентны, то мы имеем право отнести их к одному классу. Главное, как говорил Стивенс, не приписывать один и тот же символ разным классам или разные символы одному и тому же классу.

Несмотря на тенденцию “завышать” мощность шкалы, психологи очень часто применяют шкалу наименований в исследованиях. “Объективные” измерительные процедуры при диагностике личности приводят к типологизации: отнесению конкретной личности к тому или иному типу. Примером такой типологии являются классические темпераменты: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. (2, 3).

Самая простая номинативная шкала называетсядихотомической. При измерениях по дихотомической шкале измеряемые признаки можно кодировать двумя символами или цифрами, например 0 и 1, или 2 и 6, или буквами А и Б, а также любыми двумя отличающимися друг от друга символами.

Признак, измеренный по дихотомической шкале, называетсяальтернативным.

В дихотомической шкале все объекты, признаки или изучаемые свойства разбиваются на два непересекающихся класса, при этом исследователь ставит вопрос о том, «проявился» ли интересующий его признак у испытуемого или нет. (4).

Исследователь, пользующийся шкалой наименований, может применять следующие инвариантные статистики: относительные частоты, моду, корреляции случайных событий, критерий. (2, 3).

2.2 Шкала порядка

Если можно установить порядок следования психологических объектов в соответствии с выраженностью какого-то свойства, то используется порядковая шкала.

Порядковая шкала образуется, если на множестве реализовано одно бинарное отношение — порядок (отношения “больше” и “меньше”). Построение шкалы порядка — процедура более сложная, чем создание шкалы наименований. Она позволяет зафиксировать ранг, или место, каждого значения переменной по отношению к другим значениям.

Этот ранг может быть результатом установления порядка между какими-то стимулами или их атрибутами самим испытуемым (первичный показатель методик ранжирования, или рейтинговых процедур), но может и устанавливаться экспериментатором в качестве вторичного показателя (например, при ранжировке частот положительных ответов испытуемых на вопросы, относящиеся к разным темам). (5).

Классы эквивалентности, выделенные при помощи шкалы наименований, могут быть упорядочены по некоторому основанию. Различают шкалу строгого порядка (строгая упорядоченность) и шкалу слабого порядка (слабая упорядоченность). В первом случае на элементах множества реализуются отношения “больше” и “меньше”, а во втором — “не больше или равно” и “меньше или равно”.

Значения величин можно заменять квадратами, логарифмами, нормализовать и т.д. При таких преобразованиях значений величин, определенных по шкале порядка, место объектов на шкале не изменяется, т.е. не происходит инверсий.

Еще Стивенс высказывал точку зрения, что результаты большинства психологических измерений в лучшем случае соответствуют лишь шкалам порядка.

Шкалы порядка широко используются в психологии познавательных процессов, экспериментальной психосемантике, социальной психологии: ранжирование, оценивание, в том числе педагогическое, дают порядковые шкалы.

Классическим примером использования порядковых шкал является тестирование личностных черт, а также способностей.

Большинство же специалистов в области тестирования интеллекта полагают, что процедура измерения этого свойства позволяет использовать интервальную шкалу и даже шкалу отношений.

Как бы то ни было, эта шкала позволяет ввести линейную упорядоченность объектов на некоторой оси признака. Тем самым вводится важнейшее понятие — измеряемое свойство, или линейное свойство, тогда как шкала наименований использует “вырожденный” вариант интерпретации понятия “свойство”: “точечное” свойство (свойство есть — свойства нет). (2,3).

В порядковой (ранговой) шкале должно быть не меньше трех классов (групп): например, ответы на опросник: «да», «не знаю», «нет»; или — низкий, средний, высокий; и т.п., с тем расчетом, чтобы можно было расставить измеренные признаки по порядку. Именно поэтому эта шкала и называется порядковой, или ранговой, шкалой.

От классов просто перейти к числам, если считать, что низший класс получает ранг (код или цифру) 1, средний — 2, высший — 3 (или наоборот). Чем больше число классов разбиений всей экспериментальной совокупности, тем шире возможности статистической обработки полученных данных и проверки статистических гипотез.

При кодировании порядковых переменных им можно приписывать любые цифры (коды), но в этих кодах (цифрах) обязательно должен сохраняться порядок, или, иначе говоря, каждая последующая цифра должна быть больше (или меньше) предыдущей. (4).

Для интерпретации данных, полученных посредством порядковой шкалы, можно использовать более широкий спектр статистических мер (в дополнение к тем, которые допустимы для шкалы наименований).

В качестве характеристики центральной тенденции можно использовать медиану, а в качестве характеристики разброса — процентили. Для установления связи двух измерений допустима порядковая корреляция (т-Кэнделла и р-Спирмена).

Числовые значения порядковой шкалы нельзя складывать, вычитать, делить и умножать. (2, 3).

2.3 Шкала интервалов

Шкала интервалов является первой метрической шкалой. Собственно, начиная с нее, имеет смысл говорить об измерениях в узком смысле этого слова — о введении меры на множестве объектов.

Шкала интервалов определяет величину различий между объектами в проявлении свойства. С помощью шкалы интервалов можно сравнивать два объекта.

При этом выясняют, на сколько более или менее выражено определенное свойство у одного объекта, чем у другого.

Шкала интервалов очень часто используется исследователями. Классическим примером применения этой шкалы в физике является измерение температуры по Цельсию. Шкала интервалов имеет масштабную единицу, но положение нуля на ней произвольно, поэтому нет смысла говорить, во сколько раз больше или меньше утренняя температура воздуха, измеренная шкалой Цельсия, чем дневная.

Интервальная шкала позволяет применять практически всю параметрическую статистику для анализа данных, полученных с ее помощью.

Помимо медианы и моды для характеристики центральной тенденции используется среднее арифметическое, а для оценки разброса—дисперсия. Можно вычислять коэффициенты асимметрии и эксцесса и другие параметры распределения.

Для оценки величины статистической связи между переменными применяется коэффициент линейной корреляции Пирсона и т.д.

Большинство специалистов по теории психологических измерений полагают, что тесты измеряют психические свойства с помощью шкалы интервалов. Прежде всего, это касается тестов интеллекта и достижений. Численные значения одного теста можно переводить в численные значения другого теста с помощью линейного преобразования: х' = ах + b.

Ряд авторов полагают, что относить тесты интеллекта к шкалам интервалов нет оснований. Во-первых, каждый тест имеет “нуль” — любой индивид может получить минимальный балл, если не решит ни одной задачи в отведенное время.

Во-вторых, тест имеет максимум шкалы — балл, который испытуемый может получить, решив все задачи за минимальное время. В-третьих, разница между отдельными значениями шкалы неодинакова.

По крайней мере, нет никаких теоретических и эмпирических оснований утверждать, что 100 и 120 баллов по шкале IQ отличаются на столько же, на сколько 80 и 100 баллов.

Скорее всего, шкала любого теста интеллекта является комбинированной шкалой, с естественным минимумом и\или максимумом, но порядковой. Однако эти соображения не мешают тестологам рассматривать шкалу IQ как интервальную, преобразуя “сырые” значения в шкальные с помощью известной процедуры “нормализации” шкалы.(2, 3)

2.4 Шкала отношений

Шкалуотношений называют также шкалойравных отношений. Особенностью этой шкалы является наличие твердо фиксированного нуля, который означает полное отсутствие какого-либо свойства или признака. Шакала отношений является наиболее информативной шкалой, допускающей любые математические операции и использование разнообразных статистических методов.

Шкала отношений по сути очень близка интервальной, поскольку если строго фиксировать начало отсчета, то любая интервальная шкала превращается в шкалу отношений.

Шкала отношений показывает данные о выраженности свойств объектов, когда можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого.

Это возможно лишь тогда, когда помимо определения равенства, рангового порядка, равенства интервалов известно равенство отношений. Шкала отношений отличается от шкалы интервалов тем, что на ней определено положение “естественного” нуля. Классический пример — шкала температур Кельвина. (2, 3)

Именно в шкале отношений производятся точные и сверхточные измерения в таких науках, как физика, химия, микробиология и др. Измерение по шкале отношений производятся и в близких к психологии науках, таких, как психофизика, психофизиология, психогенетика. (4).

Измерения массы, времени реакции и выполнения тестового задания — области применения шкалы отношений.

Отличием этой шкалы от абсолютной является отсутствие “естественной” масштабной единицы.

2.5 Другие шкалы

1. Дихотомическая классификация часто рассматривается как вариант шкалы наименований. Это верно, за исключением одного случая, когда мы измеряем свойство, имеющее всего лишь два уровня выраженности: “есть — нет”, так называемое “точечное” свойство.

Примеров таких свойств много: наличие или отсутствие у испытуемого какой-либо наследственной болезни (дальтонизм, болезнь Дауна, гемофилия и др.), абсолютного слуха и др.

В этом случае исследователь имеет право проводить “оцифровку” данных, присваивая каждому из типов цифру “1” или “О”, и работать с ними, как со значениями шкалы интервалов.

2. Шкала разностей, в отличие от шкалы отношений, не имеет естественного нуля, но имеет естественную масштабную единицу измерения. Ей соответствует аддитивная группа действительных чисел. Классическим примером этой шкалы является историческая хронология.

Она сходна со шкалой интервалов. Разница лишь в том, что значения этой шкалы нельзя умножать (делить) на константу. Поэтому считается, что шкала разностей — единственная с точностью до сдвига.

В психологии шкала разностей используется в методиках парных сравнений.

3. Абсолютная шкала является развитием шкалы отношений и отличается от нее тем, что обладает естественной единицей измерения. В этом ее сходство со шкалой разностей. Число решенных задач (“сырой” балл), если задачи эквивалентны, — одно из проявлений абсолютной шкалы.

В психологии абсолютные шкалы не используются. Данные, полученные с помощью абсолютной шкалы, не преобразуются, шкала тождественна сама себе. Любые статистические меры допустимы.

4. В литературе, посвященной проблемам психологических измерений, упоминаются и другие типы шкал: ординальная (порядковая) с естественным началом, логинтервальная, упорядоченная метрическая и др.

Все написанное выше относится к одномерным шкалам. Шкалы могут быть и многомерными: шкалируемый признак в этом случае имеет ненулевые проекции на два (или более) соответствующих параметра. Векторные свойства, в отличие от скалярных, являются многомерными. (2, 3).

3. ШКАЛИРОВАНИЕ

Шкалирование – метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. В науках социальных — антропологии, социологии, психологии и пр.

— шкалирование является одним из важнейших средств анализа математического изучаемого явления, а также способом организации эмпирических данных, получаемых посредством наблюдения, изучения документов, опроса анкетного, экспериментов или тестирования.

К основным процедурам шкалирования относятся: 1) парное сравнение объектов; 2) отнесение объектов к категориям, и пр.

Большинство социальных и психологических объектов невозможно строго фиксировать относительно места и времени их существования, отчего они не поддаются прямому измерению.

Поэтому возникает вопрос о специфике числовой системы, могущей соотнестись с эмпирическими данными такого рода.

Различные методы шкалирования как раз служат особыми приемами трансформации качественных характеристик в некую числовую переменную.

Общий процесс шкалирования состоит в конструировании по определённым правилам самой шкалы и включает два этапа: 1) на этапе сбора данных, от методов коего зависит вид социально-психологической информации, создаётся эмпирическая система исследуемых объектов и фиксируются типы отношений между ними; 2) на этапе анализа данных от методов коего зависит объем информации, строится числовая система, моделирующая отношения эмпирической системы объектов; иногда этот этап обозначается как выбор и реализация метода шкалирования.

Есть два типа задач. решаемых с помощью методов шкалирования:

1) числовое отображение совокупности объектов с помощью их усреднённой групповой оценки; в этом случае отображение осуществляется с помощью шкалы оценок; 2) числовое отображение внутренних характеристик индивидов посредством фиксации их отношения к некоему социально-психологическому явлению; в этом случае отображение осуществляется с помощью шкалы установок. (6).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Шкалы различаются не только математическими свойствами, но и разными способами сбора информации. В каждой шкале применяются определенные методы анализа данных.

В зависимости от типа задач, решаемых с помощью шкалирования, строятся либо шкалы либо шкалы для измерения социальных установок.

В практике социологических и психологических исследований каждая шкала — независимо от уровня измерения — имеет специальное название, связанное с наименованием изучаемого свойства объекта.

Шкала оценок – методический прием, позволяющий распределить совокупность изучаемых объектов по степени выраженности общего для них свойства. Такое распределение основывается на оценках субъективных данного свойства, усредненных по группе экспертов.

В психологии и социологии шкалы оценок стали применяться одними из первых. Простейший пример такой шкалы — обычная школьная система баллов.

Шкала установок – прием, позволяющий сравнивать индивидов по величине, интенсивности и устойчивости их отношения к изучаемому явлению.

В прикладной социологии и социальной психологии шкала установок применяется как одно из главных средств анализа, ибо здесь объект измерения, прежде всего, — качества личностные.

Построение шкалы установок связано с подбором таких суждений, что выражают весь спектр возможных отношений субъекта к определенному социально-психологическому явлению.

По шкале оценок каждое суждение оценивается группой экспертов и получает свой усредненный балл. (6).

ЛИТЕРАТУРА

1. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии М., 1998. С. 10 – 16

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие — М.: ИНФРА-М, 1997.

3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология— СПб: Питер, 2000. – 320с.

4. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 366 с.

5. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. Учебник для ВУЗов. М.: Изд-во ЧеРо, 2001.

6. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Мн: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-148649.html

Шкала разностей – Энциклопедия по экономике

Шкала разностей,:  в отличие от шкалы отношений, не имеет естественного нуля, но имеет
Если в интервальной шкале масштаб зафиксирован, то измерение происходит в шкале разностей. Шкала разностей допускает операции равенство-неравенство , больше-меньше , равенство-неравенство интервалов и операцию вычитания, на основе которой устанавливается величина интервала в фиксированном масштабе.

К шкале разностей относятся логарифмические шкалы, а также процентные и аналогичные им шкалы измерений, задающие безразмерные величины. Например, указание года рождения — это представление возраста в шкале разностей.
 [c.28]
Шкала разностей существенна с точностью до линейного преобразования вида
 [c.

28]

Переход к измерению в шкале разностей делает адекватными суждения типа на сколько больше , а измерение в шкале отношений — суждения типа во сколько раз больше .
 [c.29]

Время измеряется по шкале разностей, если год принять в качестве естественной единицы измерения, и по шкале интервалов. Исходя из периодов Обращения Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли можно построить естественную единицу измерения времени, однако естественного начала отсчета указать на современном уровне знаний нельзя.
 [c.318]

В разных работах выделяется много различных видов шкал измерения. Л. Г. Евланов приводит шесть типов шкал, наиболее употребляемых в практике измерений [34, с. 44—46] шкала наименований, порядковая шкала, шкала интервалов, шкала отношений, шкала разностей, абсолютная шкала.
 [c.103]

Шкала разностей используется для измерения свойств объектов при необходимости выяснения, на сколько один объект превосходит другой по одному или нескольким признакам. Эта шкала является частным случаем интервалов при выборе единичного масштаба.
 [c.104]

Шкала разностей позволяет оценить различия между двумя вариантами по нескольким критериям.

Например, при выборе трех поставщиков одного и того же вида сырья их оценка будет производиться по трем критериям дальность доставки, качество продукции и цена.

Сравнивая попарно эти показатели, мы получим отклонения с плюсом или минусом по отношению к одному из них, выбранному как стандарт, и тем самым определим, какой из поставщиков подойдет нам в большей степени.
 [c.117]

Разность значений величины, соответствующих двум соседним отметкам шкалы средства измерений.
 [c.425]

Интервальная шкала обладает также характеристикой расстояния между отдельными градациями шкалы, измеряемого с помощью определенной единицы измерений.

На этой шкале оцениваются разности между отдельными градациями шкалы и можно решить, равны они или нет, а если не равны, то какая из двух больше. Шкальные значения признаков можно складывать.

Обычно предполагается, что данные внутри шкалы выстроены равномерно.
 [c.29]

Основной критерий – размер прибыли – означает максимизацию положительной разности между получаемым доходом (выручкой) затратами для каждого пункта месторасположения.

Достижение других экономических целей (объема оборотов, доли на рынке и др.) и всех неэкономических (престиж, социальная стабильность и др.

) устанавливается в сравнении с критерием прибыльности и друг с другом путем взвешивания по определенной шкале для каждого фак тора размещения фирмы.
 [c.130]

А (- = >в систему (R =>, где А – множество классов эквивалентности системы (А >.

Шкала т A->R называется шкалой порядка, если она единственна с точностью до монотонно возрастающих непрерывных отображений множества т (A) в R.

Шкала называется шкалой интервалов, отношений или разностей, если она единственна с точностью до положительных линейных преобразований, растяжений или сдвигов, соответственно.
 [c.189]

Для объяснения первой жз этих особенностей необходимо прежде всего отметить условность нашей единицы измерения для одаренности. Возраст, стаж и образовательный ценз мы измеряли годами. Это вполне объективный аршин.

А способности оцениваем качественными характеристиками ( выдающаяся , выше средней , средняя , ниже средней , плохая ) или соответствующими им баллами. Такой аршин уже гораздо хуже.

Кто нам может гарантировать, что единица разности между пятеркой и четверкой по этой шкале как раз равноценна единице разности между четверкой и тройкой  [c.96]

В случае, если масштабы шкал неодинаковы, вводится поправочный коэффициент, учитывающий разность масштабов  [c.211]

Измерения в интервальных шкалах в известном смысле более совершенны, чем в порядковых. Применение этих шкал дает возможность не только упорядочить объекты по количеству свойства, но и сравнить между собой разности количеств. Таким об-
 [c.26]

Шкала интервалов характеризуется тем, что у каждого измеряющего может быть свое начало отсчета и свой масштаб измерения. При этом для измерений, выполненных в шкале интервалов различными измеряющими, будут сохраняться отношения разностей  [c.71]

Все перечисленные выше шкалы — абсолютную, отношений, разностей и интервалов относят к количественным шкалам.

Понятно, что результаты измерения, инвариантные относительно линейного положительного преобразования у = а, у + с,, будут инвариантны и относительно преобразований вида yt = a yt и yi — yi + с,-. По этой причине среди количественных шкал наиболее общей оказывается шкала интервалов.

Поэтому все утверждения, полученные для измерений, выполненных в шкале интервалов, будут иметь место и для измерений в шкалах отношений и разностей (тем более, для абсолютной шкалы).
 [c.71]

Следствие 3.3. Включения (3.4) и (3.12) инвариантны относительно линейного положительного преобразования критериев /ь f2,. .-,/ ,, а значит, результаты теоремы 3.4 могут быть использованы для задач многокритериального выбора, в которых значения указанных критериев вычисляются в количественных шкалах (интервалов, отношений и разностей).
 [c.91]

Интервальная шкала обладает также характеристикой расстояния между отдельными градациями шкалы, измеряемого с помощью определенной единицы измерений, то есть используется количественная информация. На этой шкале уже не бессмысленны разности между отдельными градациями шкалы.

В данном случае можно решить, равны они или нет, а если не равны, то какая из двух больше. Шкальные значения признаков можно складывать. Обычно предполагается, что шкала имеет равномерный характер (хотя это предположение требует обоснования).

Например, если оцениваются продавцы магазина по шкале, имеющей градации чрезвычайно дружествен, очень дружествен, в известной мере дружествен, в известной мере не дружествен, очень не дружествен, чрезвычайно не дружествен, — то обычно предполагается, что расстояния между отдельными градациями являются одинаковыми (каждое значение от другого отличается на единицу — см. табл. 3.5).
 [c.152]

Для определения качественных признаков используют специальные термины, например высокий риск , заметный риск , малый риск и т.п. Такого рода оценки больше соответствуют обыденному сознанию людей, чем оценки в виде действительных чисел.

Это хорошо известно в теории измерений человеку гораздо легче сравнивать альтернативы по степени риска, чем пытаться говорить о том, что одна из них во столько-то раз или на столько-то лучше.

Другими словами, человеку гораздо легче работать в порядковой шкале, чем в шкалах количественных признаков (например, интервальной, отношений, разностей и др.). Методы анализа статистических данных, измеренных в порядковой шкале, разработаны в статистике объектов нечисловой природы.

Эта сравнительно новая область прикладной математической статистики выделена как самостоятельное направление в 1970-х гг. [58].
 [c.281]

К основным шкалам количественных признаков относятся шкалы интервалов, отношений, разностей, а также абсолютная шкала. По шкале интервалов измеряют величину потенциальной энергии или координату точки на прямой.

В этих случаях на шкале нельзя отметить ни естественное начало отсчета ни естественную единицу измерения. Допустимыми преобразованиями в шкале интервалов являются линейные возрастающие преобразования, т. е. линейные функции.

Температурные шкалы Цельсия и Фаренгейта связаны именно такой зависимостью °С = 5/9 (°F — 32), где °С — температура по шкале Цельсия, a “F — температура по шкале Фаренгейта.
 [c.318]

Второе и более широко используемое значение связано только с интервалами между уровнями полезности.

То есть, если, рассматривая ситуации 1, 2, 3 и 4, потребитель может сказать, что разница между уровнями полезности для ситуаций 1 и 2 кратна или является долей разности между полезностями ситуаций 3 и 4, то можно сказать, что его шкала уровней полезности является кардинальной. Разница между двумя приведенными значениями термина состоит в том, что во втором случае не требуется привязывания уровней полезности к абсолютным числам.
 [c.72]

При сравнении показателей качества учитывается характер их динамики.

Если изменение значения показателя таково, что влечет за собой повышение качества, то при сравнении по шкале интервалов разность между исходным и сравниваемым с ним значением показателя качества берется со знаком плюс в противном случае — со знаком минус.

При таком условии положительным результатам сравнения (рис. 76, а) соответствует повышение качества продукции или изделия по сравнению с исходным образцом, отрицательным (рис. 76, б) — снижение качества. Нулевой уровень (ось абсцисс на рис. 76) соответствует неизменному качеству.

Наиболее сложным является случай, когда одни результаты сравнения оказываются положительными, а другие — отрицательными (рис. 76, в). В этом случае для вынесения однозначного решения нужно переходить к более грубой модели качества, составленной из укрупненных комплексных показателей.
 [c.199]

Измерение качества по шкале интервалов или по шкале отношений более информативно и позволяет получить ответы на вопросы, ,на сколько ” или во сколько раз ” качество чего-то одного выше (или ниже) качества другого.

Для этого нужно сравнить (соответственно по шкале интервалов или по шкале отношений, как в примере 51) значения обобщенных комплексных показателей.

Обычно такое сравнение производится для выработки сигнала управления качеством, пропорционального разности или отношению значений обобщенных показателей.
 [c.203]

Сначала определяется перевыполнение плана в пределах каждой группы шкалы. Начинают с той группы, в которой укладывается предусмотренный годовым планом рост реализации.

Если по годовому плану предусмотрен рост реализации в 7%, то сначала определяют перевыполнение плана в пределах второй группы шкалы, которая отведена для роста реализации от 5 до 8%.

Например, в первом полугодии план по реализации перевыполнен на 3%, — в пределах второй группы шкалы указывается перевыполнение плана только на 1%. Это — разность между предельным темпом роста реализации по второй группе шкалы (8%) и темпом роста реализации по годовому плану (7%).
 [c.142]

Шкала на номограмме — это линия с градуировкой. Шкалы бывают сходящиеся и расходящиеся, параллельные. Участок шкалы, ограниченный двумя делениями, называют длиной деления. Разность пометок начала и конца деления называют ценой деления.
 [c.61]

Информацией с точки зрения управления экономикой является не абсолютный уровень какого-нибудь показателя, зависящий от применяемой шкалы измерения, а разность между отдельными значениями (уровнями) данного показателя, т. е. вариация показателя.

Вариация исходных показателей Xi передается системой синтетических компонент FJ. С информационной точки зрения данные два комплекса факторных показателей равны между собой.

Но система синтетических компонент имеет более подходящие для задач принятия решений свойства.
 [c.96]

Шкала интервалов применяется для отображения величины различия между свойствами объектов. Интервальная шкала может иметь произвольные точки отсчета и масштаб. В этой шкале отношение разности чисел в двух числовых системах определяется масштабом измерения.
 [c.104]

Шкалы интервалов, отношений, разностей и абсолютная шкала являются количественными шкалами. Количественные шкалы позволяют измерить, на сколько (шкалы интервалов и разностей) или во сколько (шкалы отношений и абсолютная) раз один объект отличается от другого по выбранному показателю.
 [c.104]

Метод совпадений — метод сравнения с мерой, при котором разность между измеряемой величиной и величиной, воспроизводимой мерой, измеряют по совпадению отметок шкал или периодических сигналов. Метод совпадений используют при сравнении хода часов с радиосигналами точного времени, стробоскопических измерениях скорости вращения и т.п.
 [c.41]

Основой формирования шкалы скидок (надбавок) к цене k-ro вида топлива за его экологическую ценность является экономическая оценка ущерба, причиняемого годовыми выбросами золы, оксидов серы и азота, которая определяется в зависимости от разности между фактическим уровнем качества топлива и установленным ГОСТом средним нормативным уровнем.
 [c.174]

График строится без учета временной шкалы. Но на его основе определяются конкретные сроки проведения работ. Пример такого графика приведен на рис. 19. Работы, лежащие на ненапряженных путях, имеют значительные резервы времени.

Перераспределив их между работами критического и ненапряженных путей, можно сократить общий срок выполнения работы.

Резерв времени события р, определяется разностью между наибольшим допустимым ( п) и наименьшим ожидаемым (tv) временем совершения события  [c.310]

Количественные критерии могут выступать также в виде шкал интервалов, отношений, разностей. Они позволяют измерить, насколько (шкалы интервалов и разностей) или во сколько раз (шкалы отношений и абсолютная шкала) один вариант решения отличается от другого по выбранному критерию.
 [c.116]

Объективные критерии могут быть единичными и множественными и выражаются конкретными показателями (объем производства, доля рынка, уровень издержек, рентабельность) или шкалами интервалов, отношений, разности.
 [c.128]

Наряду с этим в методе ЭЛЕКТРА I определяется индекс несогласия с гипотезой о превосходстве а над Ь. Для критериев подмножества определяются dab — разности оценок альтернатив Ь и а. Эти разности для удобства выражаются в долях L — наибольшей (по длине) числовой шкалы критериев.

Индексы несогласия dab упорядочиваются по величине. Очевидно, что В методе ЭЛЕКТРА I бинарное отношение превосходства задается уровнями индексов согласия и несогласия. Если и (где, — заданные уровни), то альтернатива а объявляется превосходящей альтернативу Ь.

Уровни, позволяют выделить ядро, в которое входят доминирующие и несравнимые элементы.
 [c.168]

Номинальная и порядковая шкалы относятся к качественным шкалам. Шкалы интервалов, отношений, разностей и абсолютная относятся к количественным шкалам, которые позволяют устанавливать количественные соотношения между объектами.
 [c.112]

В этом случае риск государства (Рго) можно определить как разность между ЧДД государства, который мог бы быть получен при реализации оптимистического сценария с учетом пересмотренной шкалы раздела прибыльной продукции, и ЧДД по этому сценарию при принятой в реалистическом сценарии шкале раздела продукции  [c.109]

Рис. 64. Левая панель Логарифмическая шкала разности Р(Кс)-Р(К) ускоряющейся части линии вероятности, показанной на левом графике Рис. 63 в зависимости от сокращенного расаояния (Кс-КуКс, также на логарифмической шкале. Решетка по двум осям перевернута, чтобы получить правильное зрительное впечатление, что чем ближе мы подбираемся к /t, тем больше вероятность. Правая панель Логарифмическая шкала коэффициента угрозы краха, показанного на правом графике Рис. 63, в зависимости от расаояния (Кс-Щс, также на логарифмической шкале. Пунктирная линия относится к чистому ускорению степенной зависимости, полученному для решетки Евклида и показанному на правой панели Рис. 57. Решетка на горизонтальной оси была перевернута, чтобы получить правильное зрительное впечатление, что чем ближе мы подбираемся к Кс, тем больше коэффициент угрозы краха.

Еще одна шкала измерений характеризуется заданием масштаба измерений и нефиксированным (для различных измеряющих) началом отсчета. Примером такой шкалы может служить шкала летоисчисления — переход от одного летоисчисления к другому осуществляется изменением начала отсчета. Говоря более точно, шкалой разностей называется такая шкала, в которой результаты измерений определяются с точностью до преобразова-
 [c.70]

Как неоднократно подчеркивалось, экспертный метод нашел широкое применение при выполнении различных операций комплексной оценки. А раз так, то один из серьезных вопросов оценки качества и, следовательно, точности комплексной оценки — вопрос выбора шкал. Французский психолог М.

Решлен [171—197] формулирует его следующим образом Благодаря какой технике — одновременно экспериментальной и математической — можно было до сих пор устанавливать соответствие между свойствами вещей и свойствами чисел, открывая тем самым возможность двойного — психологического и числового — чтения одной и той же системы формальных отношений . Вероятно, для задач оценки качества наиболее подходит шкала интервалов, которая так характеризуется в указанной работе Для построения шкалы интервалов прежде всего необходимо, чтобы была найдена такая экспериментальная операция, которая позволила бы определить, что понимают, когда говорят, что дистанция (или разность) между двумя вещами равна дистанции (или разности) между двумя другими вещами. Если удастся найти такую операцию, то можно будет приписывать числа вещам таким образом, что двум экспериментально равным дистанциям (или разностям) будут соответствовать два равных числовых различия .
 [c.129]

Ларри Уильямса. Величина последней цены закрытия вычитается из максимального значения, зафиксированного в течение определенного количества дней. Затем разность делят на величину ценового диапазона за тот же период.

Шкала осциллятора Уильямса перевернута, то есть область перекуп-ленности лежит выше отметки 20, а перепроданности -ниже отметки 80. Основные принципы интерпретации осцилляторов, рассмотренные выше, применимы и к осциллятору %R.

Основным сигнальным фактором здесь также является расхождение в областях перекупленности и перепроданности. (См. рис. 10.18аи б.)
 [c.276]

Еще более интересным и неожиданным является открытие, что Логопериодичность и инвариантность дискретной шкалы в критических явлениях могут возникнуть спонтанно и иметь чисто динамическое происхождение, без существовавшей ранее иерархии.

Чтобы показать это, мы обсудим простую модель, показывающую сингулярность конечного времени, появившуюся благодаря положительной обратной связи, вызванной инвестиционными стратегиями следования за трендом. Без дополнительных компонентов, эта модель не представляет из себя какого-либо новшества по сравнению с моделями, представленными в главе 5.

Новой является идея добавить воздействие фундаментальных аналитиков, которые склонны возвращать цену назад к ее фундаментальной стоимости.

Когда данная возвратная сила является нелинейной функцией разности между ценой пузыря и фундаментальной стоимостью, динамика цены демонстрирует конкуренцию между ускорением степенной зависимости с кульминацией в сингулярности конечного времени, как показано в главе 5, и усиливающимися логопериодическими осцилляциями, декорирующими это ускорение степенной зависимости.

Взаимодействие между этими двумя шаблонами поведения является устойчивым к зависимости от особенностей модели. Интуитивно ясно, что стратегии, основанные на фундаментальном анализе, представляют возвратную “силу” на цену, которая постоянно зашкаливает за свою цель. В присутствии трендследящих стратегий, обеспечивающих положительную обратную связь, чрезмерные повышения имеют тенденцию к ускорению и следованию в направлении ускорения цены, что ведет к постоянно ускоряющимся осцилляциям.
 [c.176]

Природа в разной степени наделила людей способностями к органолеп-тическим измерениям по шкале отношений. Частоту звуковых колебаний, например, могут определить лишь те немногие, кто обладает абсолютным слухом. Большинство же воспринимает разность звуковых частот в тонах и полутонах, т. е.

способно к измерению частоты звука только по шкале интервалов. Измерения по шкале интервалов, будучи менее совершенными чем по шкале отношений, могут выполняться и без участия органов чувств. Измерение времени, например, или гравитации (космонавтами) основываются на ощущениях.

Еще менее совершенные измерения по шкале порядка строятся на впечатлениях. К ним относятся конкурсы мастеров искусств (скульпторов, художников, поэтов, композиторов), соревнования спортсменов по фигурному катанию на коньках и т. п. Измерения, основанные на интуиции, называются эвристическими.

При всех таких измерениях, кроме ранжирования (расстановки измеряемых величин в порядке убывания или возрастания их размеров), широко применяется способ попарного сопоставления, когда измеряемые величины сначала сравниваются между собой попарно, и для каждой пары результат сравнения выражается р iwe больше—меньше” или лучшё хуже”. Затем ранжирование производится на основании результатов попарного сопоставления.
 [c.32]

Если мы, смешав воду из сосудов Л и В в равных количествах, получили воду точно такой же температуры, что и в сосуде С, у нас есть основания считать, что разность температур между А и С такая же, как между С и В.

Если в сосуде А только что растаял лед, и мы приняли его температуру за 0, а в сосуде В вода кипела, и мы приняли ее температуру за 100, то мы должны придать значение 50 для температуры воды в сосуде С. Теперь мы можем отградуировать термометр.

Значения 0 и 100 мы приняли произвольно. Поступив таким образом, мы построили температурную шкалу Цельсия.

Задавая другие значения, мы изменили бы начало отсчета и единицу температуры при соответствующем выборе мы могли бы получить температурные шкалы Реомюра или Фаренгейта. Переход от одной из них к другой выражается соотношением
 [c.80]

Рассмотрим порядок построения табличных нормативов методом прямого счета на примере двухфакторной таблицы времени для перехода грубое продольное точение конструкционной стали, предел прочности ав = 60СН-750 МПа. Диапазоны изменения факторов диаметр D == ЗО-нДОО мм длина обработки L — 5СН-300 мм. Шкалы диаметров и длин обработки приняты в виде смешанных арифметических рядов с разностями 25, 50 и 100 мм.
 [c.74]

Источник: https://economy-ru.info/info/15326/

Medic-studio
Добавить комментарий