Социально-полезный тип.: Этот тип человека – воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В

Стиль жизни в типологии характеров а. адлера

Социально-полезный тип.:  Этот тип человека – воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В

Альфред Адлер  наибольшее значение в жизни человека отводил социальным условиям. Он отмечал, что каждый человек в большей или меньшей степени придерживается постоянства по отношению к социальной среде.

Если человек проявляет высокую степень социального интереса, заинтересован в помощи окружающих и проявляет заботу об окружающих, то он не может стать по отношению к ним агрессивным, злым, приспособленцем и эгоистом.

Так как каждая личность неповторима и сколько людей, столько и их разновидностей, то для выделения типов А. Адлер использует два критерия.

1.Степень социального интереса, т. е. насколько личность заинтересована в полезном труде.

2.Степень активности личности. Ее он понимает в основном так: насколько человек энергичен, деятелен, насколько он пышет энергией.

Адлер считает, что каждый человек имеет определенный уровень энергии, который ему дается с детства, его граница простирается от вялости до бурной активности- энергичности.

А. Адлер выделяет четыре типа личности: первые три характеризуются слабым социальным интересом или его отсутствием. Они подразделяются на три установки — управление, получение и избегание.

А четвертый тип имеет и социальный интерес, и высокую степень активности.

Но ни один из типов не может охватить все многообразие личности, стремление человека к целостности, соперничеству и превосходству, что является краеугольным камнем в учении А. Адлера.

Управляющий тип

Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются активной позицией по отношению к внешнему миру. Им кажется, что внешний мир им дан, чтобы извлечь из него максимальную выгоду с наименьшими затратами, будь то просто удовольствие или какие-то блага, причем немедленно. Эти люди активны, напористы, деятельны.

Но в основном свою активность они проявляют в антисоциальной манере, лучшие умы и самые талантливые представители этого типа могут достичь определенных высот и стать, например, «ворами в законе», руководителями мафиозных структур, а также около криминальных и криминальных сфер бизнеса (торговли наркотиками и оружием, игорного бизнеса, проституции и порнографии).

Юные правонарушители и наркоманы, согласно А. Адлеру, — типичные примеры людей этого типа.

Берущий тип

Это обычно малоактивные люди с нехитрой социальной установкой: бери от жизни все, что дается легко, без труда, все, что плохо лежит, что тебе может пригодиться в жизни.

Обычно они действуют в рамках закона — устраиваются на чьей-то шее и одновременно на шее какой-либо организации и ведут паразитический образ жизни, не причиняя прямого, видимого вреда и страданий другим. У них нет социального интереса, активности.

Внешний мир для них— «дойная корова», которую можно доить пока там что-то есть.

Избегающий тип

Главной особенностью этого типа скорее является опасение и избегание неудач, нежели стремление к успеху. Главный мотив для них — «как бы чего не вышло, как бы чего не случилось». Они характеризуются малой активностью и отсутствием социального интереса.

Люди этого типа избегают принятия решений и разрешения проблем, будь то проблемы личные или профессиональные. Они плывут по течению, волнам жизни, не стараясь бороться ни с волнами, ни с течением.

Их жизнь обычно характеризуется социально бесполезной деятельностью и бегством от решения жизненных проблем.

Социально-полезный тип

Если личность занимается общественно полезным трудом, если она деятельна и у нее наблюдается высокий социальный интерес, то такого человека А. Адлер относит к социально полезному типу.

С его точки зрения, такой человек проявляет истинную заботу об окружающих, заинтересован в общении с ними, к людям относится с доброй, открытой душой.

Он не обязательно должен помогать другим материально или делать какую-то услугу бесплатно.

Социально полезный тип участвует в общем труде — коллектива, общества, группы людей — и вносит туда свой посильный вклад. По возможности он всегда поможет или протянет руку помощи. По А.

Адлеру, этот человек — воплощение зрелости, в нем гармонично сочетаются высокий социальный интерес и высокий уровень активности.

Адлер считает, что каждый человек решает в жизни три глобальные проблемы: работа, дружба и любовь.

И этот тип личности решает свои проблемы, трезво глядя фактам в лицо, сознавая свою компетентность, место в жизни и обществе. А. Адлер считает, что при решении этих проблем люди такого склада проявляют личное мужество и готовность внести свой вклад «в мирное сосуществование», в позитивное построение своего счастья в окружении счастливых людей.

Источник: http://mirrosta.ru/psichologiya-lichnosti/stil-zhizni-v-tipologii-charakterov-a.-adlera.html

Стиль жизни по А.Адлеру

Социально-полезный тип.:  Этот тип человека – воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В

updated 9:24 AM EET, Dec 23, 2019

На сайте собрано все самое интересное из сети…

Это ин­тегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Симптом болезни или черта личности могут быть по­няты лишь в контексте стиля жизни, как своеобразное его выражение.

Поэтому так актуальны сейчас слова Адлера: «Инди­видуум как целостное существо не может быть изъят из своих связей с жизнью…

По этой причине экспериментальные тесты, которые имеют дело в лучшем случае с ча­стными аспектами жизни индивидуума, мало что могут сказать нам о его характере…».

Стиль жизни — это: 1) принятая человеком концепция жизни;

2) принятый им паттерн поведения.

Для жизненного стиля характерны: — очень раннее формирование; — ошибочность;

— устойчивость.

В рамках своего стиля жизни каждый “человек создает субъективное представле­ние о себе и мире, которое Адлер называл схемой апперцепции и которое детермини­рует его поведение. Схема апперцепции, как правило, обладает способностью само­подтверждения, или самоусиления.

Напри­мер, изначальное переживание человеком страха приведет его к тому, что окружаю­щая ситуация, с которой он вступит в кон­такт, будет восприниматься им как еще более угрожающая. Стиль жизни складывается надолго — на всю жизнь. Он вос­производится в различных ситуациях и от повторения лишь стано­вится прочнее.

Весомое влияние на формирование стиля жизни имеет порядок рождения ребенка в семье.

Все люди в своей жизни связаны троякого рода узами и по­ставлены перед тремя неизбежными проблемами: 1.

Профессиональная проблема: «Как найти занятие, которое по­зволило бы нам выжить при всех ограничениях земного мира». 2.

Проблема сотрудничества и дружбы: «Как найти такое по­ложение среди других людей, чтобы мы могли сотрудничать с ними и вместе с ними пользоваться преимуществами сотрудни­чества».

3. Проблема любви и супружества: «Как приспособиться к тому факту, что мы существуем в двух полах, и что продолже­ние и развитие жизни человечества зависит от нашей любовной жизни».

Существуют ли какие-то типы стилей жизни? «Мы не рассмат­риваем людей как типы, потому что у каждого человека свой, ин­дивидуальный стиль жизни…» (Аd1ег А., 1969). Выделен­ные Адлером четыре типа жизненных стилей — лишь «концепту­альное средство» для лучшего уяснения понятия.

Типы жизненного стиля по Адлеру: 1) полезный; 2) правящий; 3) избегающий;

4) получающий.

Эта классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измере­ние представлено “социальным интересом”, а другие — “степенью активности”. Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляет­ся он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод.

В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Понятие “степень активности” совпадает по значению с современными по­нятиями “возбуждение”, или “уровень энергии”.

Как считал Адлер, каждый чело­век имеет определенный энергетический уровень, в границах которого он ведет на­ступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень энергии или активности обычно устанавливается в детстве; он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до постоянной, неистовой активности.

Степень активности играет конст­руктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

Первые три адлеровских типа установок, сопутствующих стилям жизни, — это управление, получение и избегание. Для каждой из них характерна недоста­точная выраженность социального интереса, но они различаются по степени ак­тивности.

У четвертого типа, социально-полезного, присутствуют и высокий соци­альный интерес, и высокая степень активности. Адлер напоминает нам, что ни одна типология, какой бы хитроумной она ни была или ни казалась, не может точно описать стремление личности к превосходству, совершенству и целостности.

Тем не менее, описание этих установок, сопутствующих стилям жизни, и некото­рой степени облегчит понимание поведения человека с позиции теории Адлера.

Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в соци­альном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополу­чии других.

Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере.

Юные правонарушители и наркоманы — два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.

Берущий тип (получающий). Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других.

У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни — получить от других как можно больше.

Однако, так как они обладают низкой степе­нью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.

Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального инте­реса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем.

Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач.

Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.

Социально-полезный тип. Этот тип человека — воплощение зрелости в си­стеме взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности.

Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи — работу, дружбу и любовь — как социальные проблемы.

Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и го­товности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует одна возможная комбинация: высокий социальный интерес и низкая активность. Однако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный ин­терес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям.

Литература: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру.

По материалам www.newchild.dp.ua

Источник: http://obla.co.ua/life-style/stil-zhizni-po-a-adleru

38.Типы личности по а.Адлеру

Социально-полезный тип.:  Этот тип человека – воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В

  1. Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Их не заботит благополучие других.

    Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере.

    Юные правонарушители и наркоманы — два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.

  2. Берущий тип. Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни — получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.

  3. Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем.

    Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач.

    Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.

  4. Социально-полезный тип. Этот тип человека — воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности.

    Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи — работу, дружбу и любовь — как социальные проблемы.

    Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

39.Аналитическая теория личности К.Юнга:основные положения. Типы личностей.Общееправило теории:любое одностороннее развитие личностипорождает конфликт и напряжение, влекущиеза собой личностные нарушения ииррациональное поведение, а равномерноеразвитие всех соответствующих создаетгармонию, покой и состояние удовлетворенности.

Главнымисточником развития личности Юнг считалврожденные психологические факторы.Человек получает по наследству отродителей готовые первичные идеи —«архетипы».Некоторые архетипы универсальны,например идеи Бога, добра и зла, и присущивсем народам. Но есть архетипы культурно-и индивидуально-специфические.

По Юнгу архетипы отражаются в сновидениях,фантазиях и часто встречаются в видесимволов, используемых в искусстве,литературе, архитектуре и религии .Смыслжизни каждого человека- наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. По Юнгу личность формируется в течение всей жизни.

Вструктуре личности доминируетбессознательное, основу которогосоставляет «коллективноебессознательное»— совокупность всех врожденных архетипов.

Основнымиэлементами личностиявляются психологические свойстваотдельных реализованных архетиповданного человека. Эти свойства такжечасто называют чертами характера.

  • Свойства архетипа «персона» (маска) – это наши психологические характеристики, роли, выставляемые напоказ;

  • Свойства архетипа «тень» — это наши истинные психологические чувства, которые мы прячем;

  • Свойства архетипа «анимус» (дух) — быть мужественным, твердым, смелым; защищать, охранять, охотиться и т. Д.;

  • Свойства архетипа «анима» (душа) — нежность, мягкость, заботливость.

Двеосновные направленности, или жизненныеустановки: экстраверсияи интроверсия.Согласнотеории Юнга, обе ориентации сосуществуютв человеке одновременно, но одна из нихстановится доминантной. В экстравертнойустановке проявляется направленностьинтереса квнешнему миру— другим людям и предметам.

Экстравертподвижен, разговорчив, быстро устанавливаетотношения и привязанности, внешниефакторы являются для него движущийсилой. Интроверт,напротив, погруженво внутренний мирсвоих мыслей чувств и опыта.

Онсозерцателен, сдержан, стремится куединению, склонен удалятся от объектов,его интерес сосредоточен на себе самом.

Юнграсширил свою типологию, включив в неёпсихологические функции. Четыре основныефункции, выделенные им, — этомышление, ощущение, чувство иинтуиция.Мышление и чувство.Мыслящийтипсудит о ценности тех или иных вещей,используя логику и аргументы.

Противоположная мышлению функция —чувство — информирует нас о реальностина языке положительных или отрицательныхэмоций.

Чувствующийтипфокусирует своё внимание на эмоциональнойстороне жизненного опыта и судит ценностивещей в категориях “плохой или хороший”,“приятный или неприятный”.

Ощущениеи интуиция— Ощущение представляет собойнепосредственное, безоценочноереалистическое восприятие мира. Ощущающийтипособенно проницателен в отношениивкуса, запаха и прочих ощущений отстимулов из окружающего мира. Напротив,интуиция характеризуется несознательнымвосприятием текущего опыта. Интуитивныйтипполагается на предчувствия и догадки,схватывая суть жизненных событий.

2ориентации (интро\экстро) жизненныхустановоки 4 психические функции образуют 8 типовличности

Юнграссматривал развитие личности какдинамическийпроцесс,как эволюцию на протяжении всей жизни.Он придавал большое значение такойжизненнойцели индивида,как «обретение самости»,. Конечнаяжизненная цель— это полная реализация «Я», становлениеединого, неповторимого и целостногоиндивида.

Развитие каждого человекауникально и включает в себя процесс,получивший название индивидуация— это динамичный и эволюционирующийпроцесс интеграции многих противодействующихвнутриличностных сил и тенденций.

Индивидуация предполагает сознательнуюреализацию человеком своей уникальнойпсихической реальности, полное развитиеи выражение всех элементов личности.Итог осуществления индивидуации Юнгназывал самореализацией.

Он считал, чтоэта конечная стадия развития личностидоступна только способным ивысокообразованным людям, имеющим ктому же достаточный для этого досуг.Из-за этих ограничений самореализациянедоступна подавляющему большинствулюдей.

Источник: https://studfile.net/preview/5623257/page:18/

Medic-studio
Добавить комментарий