Социальные факторы агрессии: Важность определения факторов риска и защитных факторов в отношении

1.3Изучение индивидуальных, внешних и социальных факторов, влияющих на агрессивное поведение

Социальные факторы агрессии:  Важность определения факторов риска и защитных факторов в отношении

Поведение,как считает большинство социальныхпсихологов, является совместной функциейотдельной личности и ее окружения.

Инымисловами, поведение индивида в обществеопределяется воздействием ситуации, вкоторой он оказывается, а также темикачествами, эмоциями и склонностями,которые он проявляет в этой ситуации.

Это определение кажется вполне логичными к тому же имеет многочисленныеэмпирические подтверждения. Неудивительнопоэтому, что оно широко используется вметодических разработках, касающихся природы агрессии.

Большинствосовременных теорий, затрагивающихпроблему агрессивного поведения,допускают, что оно определяется внешнимифакторами, имеющими отношение к ситуацииили к окружающей обстановке, когнитивнымипеременными и системами, а такжевнутренними факторами, отражающимиха­рактерные черты и склонностиконкретного агрессора.

Обусловленоли личностными характеристиками то,что одни люди имеют склон­ность ксовершению актов агрессии, а другие —нет? Простые наблюдения при­водят кзаключению, что да, обусловлено.

Большинство из нас могут вспомнитьсреди своих знакомых лиц, которые из-занеобычно высоких или низких «точеккипения», резкого или мягкого стиляповедения и других факторов казалисьособенно склонными или же, напротив, несклонными к агрессивным действиям.

Короче говоря, черты характера, похоже,играют важную роль в определениивероятности того, станут ли определенныелица агрессорами или жертвами.

Какиеже характеристики являются ключевыми?Какие черты и склонности дают намвозможность говорить о предрасположенностиличности к совершению или не совершениюагрессивных поступков? Информация,которую мы могли бы получить, важна понескольким причинам.

Во-первых, знаниетого, какие черты характера ассоциируютсяс высоким или низким уровнем агрессии,может способ­ствовать пониманиюагрессивного поведения в целом исодействовать созданию всеобъемлющихи точных теорий человеческой агрессии.

Во-вторых, информация о чертах человеческогохарактера, обусловливающих склонностьк агрессии, мо­жет иметь большоепрактическое значение для прогнозированиятенденций к прямой агрессии и выработкимер по предотвращению или контролюагрессии.

В связи с этим интерес копределению личностных характеристик,имеющих отно­шение к агрессии,значительно возрос за последние годы.Исследования по этой проблеме привелик многочислен­ным вызывающим интересвспышкам озарения относительно чертхарактера «горячих», склонных к агрессииличностей.

Однако прежде чем обратитьсяк этим данным, остановимся вкратце наболее существенном вопросе — действительноли личностные черты настолько устойчивы,что можно оправдать усилия, затра­ченныенаихопределение и изучение?

Вповседневной жизни мы опираемся намнение, что черты характера — этоедин­ственная реальность, считая, чтона поведение людей не влияют ни время,ни об­стоятельства. Как это ниудивительно, но некоторые исследователиподвергают сомнению подобные предположения.

Они утверждают, что человеческиесуще­ства на самом деле едва ли склоннывести себя, думать или чувствовать водной и той же манере независимо оттечения времени или различных ситуаций,и заявляют, что реакции людей в значительнойстепени обусловлены текущими ситуациямии с очевидностью меняются в ответ наперемену во внеш­них условиях. Этиисследователи также считают, что мывоспринимаем поведение других каквеличину постоянную, что не всегдасоответствует действительности, главнымобразом потому, что это облегчает задачупонимания людей и прогнозирования ихбудущих поступков. Как только мыприписываем другим людям определенныечерты, мы можем на этом основа­ниипрогнозировать их будущее поведение.

Вто же время другие исследователиутверждают, что поведение людей на самомделе остается достаточно неизменнымна протяжении длительного времени и независит от обстоятельств.

Несмотря нато что они не отрицают важную рольситуационных факторов в формированиичеловеческого поведения, они настаиваютна том, что люди действительно обладаютспецифи­ческими чертами, информацияо которых может быть полезна для пониманияи прогнозированияих поступков.

В качестве подтверждения подобныхзаявлений они ссылаются на исследования,свидетельствующие о том, что людипроявляют поразительную последовательностьво многих аспектах поведения даже послесравнительно длительных временныхинтервалов. Такое по­стоянство,конечно, характерно не для всех чертхарактера.

Но почти каждый, похоже,склонен к одной и той же модели поведения,для актуализации которой необходимыопределенные черты и, по крайней мере,определенная ситуация.

Несмотряна то, что этот спор до сих пор продолжается,все большее число данных свидетельствуето том, что черты характера, обусловливающиесклонность к агрессии, сами по себеявляются достаточно устойчивыми.

Например, Олвейс в литературном обозрении,посвященном этой теме, отмечает, чтоданные, собранные в различное время, втечение нескольких месяцев или напротяжении многих лет, подтверждаютэто предположение.

Подобным же образомрезультат впечатляющего исследования,с выборкой, состоявшей из более чем 1700мужчин и женщин, дали возможность сделатьвывод, что высокий уровень агрессии,демонстрируемый в определенных ситуацияхюжноафриканскими детьми, остается стольже высоким и пять лет спустя.

Вместевзятые, эти и прочие данные свидетельствуюто том, что индивидуальные различия всклонности выбирать в качестве моделиповедения агрессию действительнодовольно устойчивы. Были также полученыданные о том, что оп­ределенныехарактеристики имеют прямое отношениек агрессии.

Эти черты к тому же сохраняютсвою силу и по истечении длительныхпериодов времени и влияют на поведениев самых разнообразных обстоятельствах.Принимая во внимание все эти результаты,кажется вполне разум­ным попытатьсяопределить специфические личностныехарактеристики, связан­ные с проявлениемагрессии. Многие исследователи взялина вооружение подоб­ный подход.Основные результаты их исследованийсуммированы ниже.

Хотя«здравый смысл» предполагает наличиепрочной прямой связи между раз­личнымичертами личности и агрессией, на самомделе такую взаимосвязь зача­стуюочень трудно продемонстрировать.

Во-первых, во многих случаях ситуационныефакторы оказывают на агрессию большеевоздействие, нежели различные чертыличности. Другими словами, ин­дивидыдействительно различаются по своейсклонности к агрессии, но эти раз­личияподавляются мощными ситуационнымипеременными.

К примеру, почти всеиндивиды, даже «горячие головы»,необычайно склонные к агрессии, могутвоздержаться от подобного поведения вприсутствии полиции.

Напротив, почтивсе, даже те, чей характер почти никогдане давал возможность приобрести опытагрессивных действий, могут вести себяименно так, если, проходя службу в ар­мии,получают соответствующий приказ откомандира.

Во-вторых,показать связь между специфическимиличностными чертами и агрессией труднопотому, что критерии определения этихчерт не удовлетворяют желаемым требованиямнадежности или валидности.

До известнойстепени такие способы не в состоянииоценить не только интересующие нас, нои другие черты личности. В исследовательскийпроцесс поэтому вкрадывается ошибка.

Благода­ря такому оценочному «шуму»нелегко разглядеть связь междуисследуемыми чертами личности и ееагрессией.

Поэтим и другим причинам в эмпирическомисследовании зачастую трудно становитьналичие взаимосвязи между личностнымичертами и агрессией. Однако, несмотряна все эти проблемы, было выявленоопределенное число характеристик,имеющих отношение к агрессии.

Вомногих случаях мощными детерминантамиагрессии могут являться некото­рыеустойчивые характеристики потенциальныхагрессоров — те личностные черты,индивидуальные установки и склонности,которые остаются неизменными внезависимости от ситуации.

Что касаетсяагрессии «нормальных» (то есть нестрадающих явной психопатологией)личностей, то в качестве аффектирующихагрессивное поведение психологическиххарактеристик обычно рассматриваютсятакие личностные черты, как боязньобщественного неодобрения,раздражитель­ность, тенденцияусматривать враждебность в чужихдействиях (предвзятость атрибуцийвраждебности), убежденность индивидуумав том, что он в любой ситу­ации остаетсяхозяином своей судьбы и склонностьиспытывать чувство стыда, а не вины вомногих ситуациях.

Важнуюкатегорию агрессоров составляютэкстремисты, то есть мужчины и женщины,проявляющие агрессию либо крайне часто,либо в крайних формах.

Экстремистыотчетливо подразделяются на две группы,к первой из которых от­носятся лицасо сниженным, а ко второй — с повышеннымсамоконтролем.

У агрессоров первоготипа внутренние сдерживающие механизмыразвиты весьма слабо, и поэтому агрессорысо сниженным самоконтролем прибегаютк насилию чрезвычайно часто.

Агрессорывторого типа, напротив, обладаютнеобычайно раз­витыми внутреннимисдерживающими механизмами и способнывоздерживаться от агрессивных проявленийдаже в случае чрезвычайно мощнойпровокации. Когда же ресурс внутреннихингибиторов иссякает, агрессия,проявляемая лица­ми с повышеннымсамоконтролем, может принимать крайние,а порой даже фа­тальные формы.

Поведенческиереакции индивидуума зависят также отего установок и внут­ренних стандартов.К числу наиболее важных установок,аффектирующих агрес­сивное поведение,относятся различные формы предрассудков.

Например, расо­вые предрассудкиявляются одним из важнейших источниковмежрасовой агрес­сии: так, лица питающиесильное предубеждение против представителейдругой расы, ведут себя гораздо болееагрессивно с вызывающими у них неприязнь«чу­жаками», нежели с членами собственнойгруппы.

За последние годы расовыеус­тановки как белых, так и черныхамериканцев претерпели достаточносерьезные изменения.

С одной стороны,это привело к снижению уровня агрессии,проявля­емой белым населением Америкипо отношению к черному меньшинству, ас дру­гой, к тому, что в некоторыхслучаях черные стали вести себя поотношению к белым более агрессивно, чемпрежде. Однако в ситуации стресса илиповышенно­го эмоционального возбужденияобе группы могут возвращаться к своимболее ранним установкам относительномежрасовой агрессии. Это явление получилоназвание регрессивного расизма.

Однаи та же поведенческая реакция разнымииндивидами может восприни­маться икак недопустимо агрессивная и какнормальная — все зависит от системы норм и ценностей конкретного индивида.

Такого рода внутренние стандартынаиболее ярко проявляются, а значит, иоказывают наиболее сильное влияние напове­дение в ситуации повышенноголичностного самоосознания.

Повышениестепени личностного самоосознанияподталкивает индивида к агрессии, еслион считает подобное поведение допустимым,и наоборот, удерживает его от совершеннаяагрес­сивных действий, если он относитсяк такому поведению как к недопустимому.

Исследованияпоказали, что если сравнивать мужчин иженщин, то первые демонстрируют болеевысокие уровни прямой, а последние —непрямой,тоесть не выраженной в физических действияхагрессии. Кроме того, мужчины чаще, чемженщины, выступают в качестве объектафизического нападения, в то время какженщины чаще становятся жертвамисексуальных домогательств и грубостив супружеских отношениях.

Гендерныеразличия в агрессии иногда объясняютсявлиянием генетических или биологическихфакторов. Действительно, существу­ютопределенные данные, свидетельствующиео том, что влияние этих факторов какдетерминант агрессии весьма значительно,однако ясно, что уже самопо себепротивопоставление гендерных ролей(то есть представление о том, что мужчины«круче»), является очень важным фактором.

Кроме того, даже если гендерные различия,проявляющиеся в агрессии, действительнов какой-то степени порождаются именнобиологическими факторами, это отнюдьне означает, что мужчины неизбежнодолжны будут демонстрировать болеевысокий уровень агрессивности, нежелиженщины. Напротив, агрессия во всехсвоих формах может быть предот­вращенаили редуцирована с помощью соответствующихсредств.

Внешниедетерминанты агрессии — это те особенностисреды или ситуации, кото­рые повышаютвероятность возникновения агрессии.Многие из этих детерминант тесноассоциированы с состояниями физическойсреды.

Так, например, высокая тем­пературавоздуха повышает вероятность проявленияагрессии либо, напротив, эскапизма.

Всоответствии с моделью негативногоаффекта по Беллу и Бэрону, умеренновысокие температуры, по сравнению снизкими или очень высокими, в наибольшейстепени способствуют заострениюагрессивных тенден­ций.

Умеренновысокая температура воздуха усиливаетнегативный аффект (то есть дискомфорт),вследствие чего возрастает вероятностьпроявления индивидом агрессивныхреакций. Однако, если дискомфорт,вызванный ненормально высокой температуройвоздуха, очень силен, то не исключено,что индивид в такой ситуации предпочтетбегство, поскольку вступление вагрессивное взаимодействие можетпролонгировать дискомфортные переживания.

Другиесредовые стрессоры также могут сыгратьроль внешних детерминант агрессии. Так,например, шум, усиливая возбуждение,способствует возрастанию агрессии.

Некоторые (впрочем, пока еще довольноскудные) данные свидетель­ствуют отом, что теснота (скученность) такжеможет спровоцировать агрессию.

Наблюденияпоказывают, что агрессивные реакцииусиливаются и в том случае, когда ввоздухе содержатся некоторые загрязняющиеагенты (например, сигарет­ный дым,неприятные запахи).4

Разнообразныеаспекты ситуаций межличностноговзаимодействия, так назы­ваемые посылык агрессии», также могут подталкиватьиндивидуума к актуали­зации агрессивныхреакций. Эти «приглашения» могут исходитьиз множества разнообразных источников.

Если у потенциального агрессора некоторыеиндиви­дуальные характеристикипотенциальной жертвы просто ассоциируютсяс агрес­сией, он будет склоненреагировать агрессивно.

Оружие такжеслужит «пригла­шением к агрессии»,как, впрочем, и демонстрация сцен насилияв масс-медиа.

Инаконец, агрессия может как усиливаться,так и подавляться за счет тех аспек­товситуации, которые влияют на степень ихарактер личностного самоосознания.

Когда человек сообразует свои поступкис потенциальной реакцией жертвы илипредставителей правопорядка, говорято публичном самоосознании; когда человексосредоточен преимущественно насобственных мыслях и переживаниях —гово­рят о приватном самоосознании.

Любой из двух указанных типов личностногосамоосознания способствует снижениювероятности проявления агрессивныхре­акций. Аналогичным образом снижениеуровня личностного самоосознания,кото­рое может быть описано в терминахпроцессов дезингибиции и деиндивидуализация,способствует возникновению агрессии.

1 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997. – С.26.

2 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997. –С.29.

3 Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М., 1999. – С.237.

4 Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999. – С.471.

Источник: https://studfile.net/preview/1082726/page:3/

Агрессия и влияющие на неё факторы

Социальные факторы агрессии:  Важность определения факторов риска и защитных факторов в отношении

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

«Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В.П. Астафьева»

Факультет биологии, географии и химии

Кафедра Физической Географии и Геоэкологии

Реферат

Тема: «Агрессия и влияющие на неё факторы»

Выполнил: студент 2 курса 22 группа

Ткаченко Александр

Проверила: доцент ВАК,

Завалихина Руслана Султановна

Красноярск 2014

fОглавление

Введение

Глава I. Что такое агрессия

Глава II. Факторы агрессии

2.1 Биологические факторы агрессии

2.2 Социальные факторы агрессии

Заключение

Список использованной литературы

fВведение

На сегодняшний день в нашей стране стало так актуально изучение и рассмотрение вопросов связанных с понятием агрессии, ее преждевременным определением, измерением и способам защиты от неё.

В настоящее время статистика наглядно демонстрирует с какой частотой происходят акты агрессии – наши граждане ранят друг друга, причиняя боль не только своим близким и знакомым, но и совершенно случайным людям.

В данное время невозможно найти газету, журнал или программу по телевиденью или радио где отсутствуют любые упоминания о любых актах и проявлениях агрессии и насилия.

И все таки взаимодействуя с обществом и другими людьми мы держим себя в рамках и не ведем себя намеренно жестоко и агрессивно, возникает вопрос почему, что сдерживает нас от проявления нашей природы – социум, воспитание или внутреннее Я.

Наше поведение достаточно часто оказывается причиной физических и душевных страданий других людей и граждан социального общества. Таким образом мы понимаем что невозможно не признать что агрессия и её проявления (конфликт, оскорбление, насилие) были и остаются серьезной проблемой для всего человечества.

Мы попытаемся рассмотреть что такое агрессия и почему она проявляется у людей.

fГлава I. Что такое агрессия

“Агрессия – это поведение, действия, поступки человека или групп людей которые приводят к ущербу, который может быть расценен как прямой(атака или нападение) так и косвенный(распространение сплетен и слухов заведомо ложного характера).

Слова синонимы к данному понятию, такие как: жестокость, нападение, насилие, разрушение.

Термином “агрессивность” часто обозначают личностною или ситуативную склонность к разрушительному поведению.

По Николаю Дмитриевичу Левитову – агрессивность это, процесс переживание гнева с потерей самоконтроля.

По форме выделяют следующие виды агрессии:

физическая – избиение, ранение, изнасилование.

вербальная (оскорбление -мат, жестикуляция, клевета и слухи.

На мой взгляд самыми точными классификациями видов агрессии являются классификации А.Басе и А. Дарки.

А.Басе и А. Дарки выделяют следующие виды агрессии:

1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо).

2. Раздражение (вспыльчивость или грубость).

3. Вербальная агрессия (угрозы, крики и т.д.).

4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни) и ненаправленная (крики в толпе)

5. Негативизм (оппозиционное поведение).

В педагогике “Агрессивное действие — это намеренное поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда”.

Которая может быть направлена на:

·окружающих людей вне семьи (педагогов или сверстников).

·только на близких людей (без проявления агрессии вне семьи).

·животных .

·себя (свое тело или личность).

· символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).

Психологической целью агрессии может быть как собственно причинение страдания жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (манипулятивная или инструментальная агрессия).

В психологии так же выделяют и действие внешних факторов растормаживающих поведенческий самоконтроль, вызывающие возбуждение состояния сознания, могут являются следующее: препараты (психотропные, наркотические группы) и деятельность меняющая восприятие действительности и повышающие активность организма (кофеин). Самыми изученными сейчас являются алкогольные вещества действие которых наиболее изучено и заметно.

И все таки взаимодействуя с обществом и находясь в социуме мы держим себя в рамках и не ведем себя намеренно(чрезмерно) агрессивно и жестоко.

Но от наше поведения часто может становится причиной физических и душевных страданий других людей и граждан социального общества.

Таким образом мы понимаем что невозможно не признать что агрессия и её проявления (конфликт, оскорбление, насилие) стали, были и остаются серьезной проблемой для всего человечества.

Провокации в агрессии играют немало важную роль и часто являются приоритетным факторами. Насмешки и обвинения пробуждают интенсивный гнев и обычно жертва такого выпада отвечает на атаку контратакой.

Месть служит не только способом самозащиты, но и является способом не потерять свое достоинство и авторитет, особенно в глазах окружающих.

Зачастую только предположение о враждебных намерениях может вызывать “ответную” агрессию, что многие психологи считают “порочным кругом”.

В средствах массовой информации так же наблюдается тенденция роста сцен насилия провоцирующая агрессивность зрителя, причем сцены выглядят реальными и захватывающими зрителя, заставляя его отождествлять себя с агрессором фильма (антагонистом).

И все таки взаимодействуя с обществом и другими людьми мы держим себя в рамках и не ведем себя намеренно(чрезмерно) жестоко и агрессивно в чем же причина – воспитание или нормы поведения в обществе? Зачастую наше поведение часто оказывается причиной душевных и физических страданий других людей и граждан общества. Таким образом мы понимаем что невозможно не признать что агрессия и её проявления (конфликт, оскорбление, насилие) стали, были и остаются серьезной проблемой для всего человечества. возникает вопрос – как же появляется агрессия?

fГлава II. Основные факторы агрессивности

агрессия поведенческий самоконтроль сознание

Факторы агрессивного поведения – это совокупность причин и условий при которых может появиться агрессия или определяющая ее характер и отдельные черты.

Среди факторов агрессивного поведения рассматриваются такие как: социально-психологические и биологические.

2.1 Биологические факторы агрессии

Биологические факторы – то есть те факторы которые формируются в процессе индивидуального развития организма человека(онтогенеза) определяет его поведение в будущем.

К ним можно отнести следующие факторы: генетические, половые, гормональные и нейроанатомические.

Среди генетических факторов например чаще всего рассматривают физиологические особенности организма потенциальных агрессоров-мужчин(заключенных), связанную с наличием у них дополнительной Y-хромосомы.

В 1965 году выявлением такой зависимости занялась П.

Джейкобс, она исследовала заключенных одной из шотландских тюрем в результате которого пришла к выводу о том что у людей не совершавших преступления уголовных преступлений, комбинация XVV встречается гораздо реже, чем у преступников.

У сторонников гормональной теории есть мнение о решающем влиянии на агрессивность человека его гормонального статуса.

Было установлено что избыточное выделение гормона тестостерона у мужчин вызывает повышение неконтролируемую агрессивность.

Так же и у женщин решающую роль играют гормональные нарушения в предменструальный и менструальный периоды которые приводят к вспышкам гнева, неконтролируемым действиям и излишней раздражительности.

При изучении нейроанатомических(мозговых) факторов исследуются отклонений и патологий в области мозга(гипоталамуса и орбитальной коры)на агрессивное поведение человека..

Изначально такие эксперименты проводились на животных(собаки и обезьяны).

Сделанные выводы подтвердились клиническими экспериментами и наблюдениями из которых следует что пациенты с повреждениями частями лобной коры или опухолью в средней части гипоталамуса чаще склонны к проявлению агрессии.

К половым факторам агрессии относят половые особенности человека. Причем у лиц мужского пола более высокая предрасположенности к агрессии. Соответствующие факты получены в наблюдениях, согласно которым агрессия начинает проявляться уже в первые годы жизни именно у мальчиков и значительно реже у девочек.

Сами по себе перечисленные факторы агрессивного поведения не являются фатальными, то есть не указывают на неизбежность проявления агрессии у личности. Прямо или косвенно они проявляют своё воздействие лишь в определённом контексте, например, в конкретной ситуации, в констелляции обстоятельств и условий, создающих специфические отношения между агрессором и жертвой.

Такие ситуации – события в окружающей среде, внешние обстоятельства – действуют не сами по себе, а только в том случае, если индивид, исходя из собственного жизненного опыта, стереотипов, своих убеждений и установок, интерпретирует как угрозу его безопасности. Тем самым утверждается, что важным условием реализации агрессивности являются когнитивные особенности индивида.

Вообще говоря, признавать определяющее влияние ситуации на агрессивное поведение было бы не совсем правильно ещё и потому, что в таком подходе индивиду отказывают в свободной воле, а вместе с тем и в праве на ответственность за своё поведение.

Последовательное проведение в практику теории детерминации агрессии некими внешними обстоятельствами неизбежно влечёт вседозволенность, произвол, ничем не ограниченную свободу действий и отказ от сложившейся многовековой уголовной практики.

Напротив, представляется более вероятным, что индивид, предрасположенный к агрессии, может проявлять её как в объективно сложившихся и удобных для него ситуациях, делать это в специально созданных им и благоприятствующих агрессии обстоятельствах, но главное состоит всё же в том, что он может и должен контролировать проявления собственной агрессивности, если только не страдает серьёзным психическим и поведенческим расстройством. Таким образом, решающую роль в агрессивном поведении индивида играют не каждый из факторов в отдельности а их. Удельный вес той или иной группы факторов статистически рассчитывается отдельно для каждого случая применения насилия, но при этом чаще всего исходят из того, что определяющую роль в агрессивном поведении играет единство личностно-психологических детерминант.

2.2 Социальные факторы

Социальные (социально-психологические) факторы формирующиеся на уровне социальных групп и оказывающие влияние на агрессивность индивида в социуме.

Макросоциальные – это влияние различных семейных факторов таких как воспитание и модель семьи.

Для появления агрессивного поведения у ребенка могут влиять различные семейные факторы такие как неадекватный стиль воспитания, конфликтность или крайне суровые наказания использующие чрезмерный контроль над ребенком(гиперопека) или же наоборот бесконтрольное занятия детей(гипоопека), такие родители намного чаще сталкиваются с проблемами непослушания или проявлений агрессии. Так же есть мнение что проявление агрессии отца к матери(моральное или физическое унижение)

Так по данным исследований А.Бандура и Р.Уолтере показали что родители агрессивных подростков предъявляли им меньшие требования к их достижениям и меньше ограничивали в детстве. В то же время рассматриваемые подростки сильнее сопротивлялись воздействиям родителей.

Мальчики с агрессивным поведением были более привязаны к матерям, чем к отцам. Родители агрессивных подростков чаще опираются на методы принуждения, в то время как родители детей с нормальной агрессией шире используют методы развития внутреннего самоконтроля, например убеждение.

Отцы агрессивных мальчиков нередко характеризуются резкостью и тенденцией часто наказывать детей, тогда как матери — не требовательностью при низкой общей согласованности требований и недостаточной сердечности взаимоотношений.

Агрессивные мальчики меньше идентифицируются со своими отцами, они чаще отвечают им критичным и враждебным отношением. Все это затрудняет усвоение родительской системы ценностей и выполнение их требований[2].

Александр Ландо в 1984 предположил, что агрессия в обществе тесно связана с эффективностью социальных институтов и социальной системы в целом. Изучив соотношение инфляции, браков и разводов он установил прямую связь между этими индексами социальной дисфункции и количеством тяжких преступлений в 11 из 12 стран.

Кроме того, предполагается, что на макросоциальном уровне важную роль в развитии агрессивности играют различные групповые атрибуции. Например, считается установленным, что предубежденные люди склонны приписывать дурные намерения членам той группы, к которой сами испытывают неприязнь.

Этот процесс получил название “предвзятая атрибуция враждебности” и, как указывают некоторые исследователи, он играет немаловажную роль в формировании расовой и межнациональной ненависти(расизм, фашизм, национализм ).

Помимо упомянутых, к макросоциальным факторам относят экономическую и политическую ситуацию в стране, состояние войны или мира, характеристики демографических процессов, экологическую обстановку и проч.

Личностно-психологические факторы, т.е. качества личности, формирующиеся в процессе социализации на уровне отдельного индивида и так или иначе связанные с его агрессивностью. К таковым могут быть причислены когнитивные, эмоциональные, волевые, качества личности, особенности её бессознательной сферы.

fЗаключение

Природа агрессии всегда интересовала специалистов самых разнообразных профилей: правоохранительные органы, педагогов, социологов и психологов, врачей и психотерапевтов.

Сама человеческая природа агрессии остается загадкой с множеством нерешенных вопросов, например как к агрессии относится с правовой точки зрения и как за неё наказывать человека в законодательной области.

Сами причины появления агрессии очень разнообразны и могут выступать сообща, что делает её изучение, прогнозирование и лечение намного сложнее, поэтому стало так актуально искать новые средства для её снижения как фармацептические и психологические методы.

Личное мнение

Природа сделала агрессию для человека базовым инстинктом на равне со страхом и голодом, для успешного выживания человеку нужно было это “качество” и я уверен что люди встали на вершину пищевой цепи только благодаря нему. Вспомните охоту – в настоящее время необходимость в ней отпала но человек продолжает этим заниматся, можно ли назвать это непреднамеренной жестокостью?

Ведь многие люди понемают что пока мы не научимся её контралировать, мы лишины будущего как разумный вид.

fСписок используемой литературы

1.Алфимова, М.В. Трубников, В.И. Психогенетика агрессивности /М.В.Алфимова, В.И.Трубников //Вопросы психологии. – 2000. – №6. – С.112-121.

2.Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия /А.Бандура, Р.Уолтерс. – М., 1999. – 512с.

3.Бэрон, Р. Ричардсон, Д. Агрессия. – СПб., 1997. – 336с.

4.Ковалев, П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. – СПб., 1996. -358с.

5.Крысько, В.Г. Социальная психология. – М., 2001. – 208с.

6.Лалаянц, И. Энергия агрессивности //Семья и школа. – 1995. -№6. -С.20-21.

7.Лоренц К. Агрессия (так называемое “зло”). – М., 1994. -269с.

8.Психология человеческой агрессивности /К.В.Сельченок. – Мн., 1999. – 656с.

9. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М., 1996. -254с.

10. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М., 1996. – 192с.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00431547_0.html

Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

Социальные факторы агрессии:  Важность определения факторов риска и защитных факторов в отношении

Факторы риска (ФР) – потенциально опасные для здоровья: факторы экологического и социального характера, окружающей и производственной среды, факторы среды обитания, независящие от конкретного индивидуума и поведенческие, биологические, генетические (индивидуальные), повышающие вероятностьразвития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода.

Критерии причинной ассоциации между фактором риска и заболеванием:

–Постоянство (подтверждаемость): обнаруженная связь подтверждена или может быть подтверждена в нескольких исследования; данную связь постоянно находят в различных подгруппах пациентов в рамках одного исследования.

–Устойчивость (сила связи): влияния фактора достаточно велико и риск заболевания возрастает с увеличением экспозиции.

–Специфичность: есть четкая связь между определенным фактором риска и конкретным заболеванием.

–Последовательность во времени: воздействие фактора риска предшествует заболеванию.

–Соответствие (согласованность): ассоциация возможна физиологически, что подтверждено экспериментальными данными.

Большинство ФР поддается коррекции (модифицируемые) и представляет наибольший интерес для профилактики. Немодифицируемые ФР (возраст, пол и генетические особенности) коррекции не поддаются, однако их используют для оценки и прогноза индивидуального, группового и популяционного рискаразвития ХНИЗ.

Все факторы рискаразвитияразнообразной патологии здоровья можно объединить в четыре обобщающие группы.

Группировка факторов риска, обусловливающих здоровье

Сферы влияния факторов на здоровьеГруппы факторов рискаУдельный вес (%) факторов риска
Образ жизниКурение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стрессовые ситуации (дистрессы), вредные условия труда, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий культурный уровень, высокий уровень урбанизации.49–53
Генетика, биология человекаПредрасположенность к наследственным болезням, наследственная предрасположенность к дегенеративным болезням18–22
Внешняя средаЗагрязненность канцерогенами и другими вредными веществами воздуха, почвы, воды; резкие смены атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения17–20
ЗдравоохранениеНеэффективность профилактических мероприятий, низкое качество и несвоевременность медицинской помощи8–10

Кбиологическим факторам рискаотносятся генетические и приобретенные в онтогенезе особенности организма человека. Известно, что некоторые болезни чаще встречаются в определенных национальных и этнических группах.

Существует наследственная предрасположенность к заболеванию гипертонической болезнью, язвенной болезнью, сахарным диабетом и другими болезнями. Для возникновения и течения многих болезней, в том числе сахарного диабета, ишемической болезни сердца, серьезным фактором риска является ожирение.

Существование в организме очагов хронической инфекции (например, хронического тонзиллита) может способствовать заболеванию ревматизмом.

Экологические факторы риска.Изменения физических и химических свойств атмосферы влияют, например, наразвитие бронхолегочных заболеваний. Резкие суточные колебания температуры, атмосферного давления, напряженности магнитных полей ухудшают течение сердечно-сосудистых заболеваний. Ионизирующее излучение является одним из онкогенных факторов.

Особенности ионного состава почвы и воды, а, следовательно, и продуктов питания растительного и животного происхождения, приводят к развитию элементоз – заболеваний, связанных с избытком или недостатков в организме атомов того или иного элемента.

Например, недостаток йода в питьевой воде и продуктах питания в районах с низким содержанием йода в почве может способствоватьразвитию эндемического зоба.

Социальные факторы риска.

Неблагоприятные жилищные условия, многообразные стрессовые ситуации, такие особенности образа жизни человека, как гиподинамия – фактор рискаразвития многих заболеваний, особенно болезней сердечно-сосудистой системы.

Вредные привычки, например курение – фактор риска возникновения бронхолегочных и сердечно-сосудистых заболеваний. Употребление алкоголя – фактор рискаразвития алкоголизма, болезней печени, сердца и др.

Распределение факторов риска приразличных хронически протекающих заболеваниях и травмах

ЗаболеванияНеблагоприятные факторы образа жизни (%)Генетический риск (%)Загрязнение внешней среды (%)Недостатки здравоохранения (%)
Ишемическая болезнь сердца (ИБС)60181210
Сосудистые поражения мозга6517135
Прочие сердечно-сосудистые заболевания4035178
Рак45261910
Сахарный диабет3553210
Пневмония4918924
Эмфизема легких и астма35154010
Цирроз печени701893
Транспортный травматизм653275
Прочие несчастные случаи5553010
Самоубийства5525155

Факторы риска, общие для основных неинфекционных заболевания

Фактор рискаСердечно-сосудистые заболевания *Сахарный диабетОнкологические заболеванияРеспираторные заболевания **
Курение++++
Пагубное потребление алкоголя++
Нерациональное питание++++
Недостаток физической активности++++
Ожирение++++
Повышенное АД++
Повышенное содержание глюкозы в крови+++
Повышенный уровень холестерина в крови+++

Примечания: * В том числе хроническая ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, инсульт, АГ.

** хронические заболевания легких и бронхиальная астма.

По своей природе, происхождению факторы риска бывают первичные, вторичные, третичные и т.д. Ккатегории первичных факторов риска относят такие, которые обычно действуют первично, являясь причиной заболевания.

Выделяют такжеразличные патологические состояния, которые сами по себе являются заболеваниями и имеют свои первичные факторы риска.

Они являются вторичными факторами по отношению к различным заболеваниям, например, артериальная гипертония является вторичным фактором для атеросклероза, ишемической болезни сердца

Большие факторы риска – первичные и вторичные

Первичные большие факторы рискаВторичные большие факторы риска
КурениеДиабет
Злоупотребление алкоголемАртериальная гипертония
Нерациональное питаниеЛипидемия, холистеринемия
ГиподинамияРевматизм
Психоэмоциональный стрессАллергия, иммунодефициты и др.

Поведенческие и социальные ФР, а также неблагоприятные факторы окружающей среды реализуются через патогенетические механизмы, связанные с биологическими ФР.

В настоящее время перечень ФР расширяется, пополняясь новыми (факторы воспаления и оксидативного стресса, метаболические факторы и т.д.). Среди многочисленных ФР сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) три считают основными (курение, артериальная гипертония и гиперхолестеринемию), т.к. они причинно связаны с этими заболеваниями и их распространенность среди населения велика.

При определении степени рискаразвития заболеваний, необходимо учитывать, что большинство ФР взаимосвязаны, и при одновременном действии усиливают влияние друг друга тем самым резко повышая риск.

Впрактической деятельности среди пациентов часто встречаются лица с 2–3 и более факторами риска. Поэтому, оценивая рискразвития заболеваний, следует учитывать все имеющиеся факторы риска, т.е. определять суммарный риск.

Это в настоящее время возможно с помощью компьютерных программ или таблиц.

Известно, что многие неинфекционные заболевания имеют общие факторы риска, такие как курение, избыточная масса тела, высокий уровень холестерина крови, повышенное артериальное давление, употребление алкоголя и наркотиков, низкая физическая активность, психосоциальные расстройства, экологическое неблагополучие.

Опытразвитых стран убедительно свидетельствует: результатом энергичных мер по ограничению распространенности факторов риска неинфекционных заболеваний является увеличение средней продолжительности жизни населения.

Диагностические критерии факторов рискаразвития хронических неинфекционных заболеваний

●Повышенный уровень артериального давления. ВРоссии, по данным представительной выборки, стандартизованная по возрасту распространенность артериальной гипертонии (АД>140/90ммрт.ст.) составила 40 % (среди мужчин 39,2 %, а среди женщин – 41,1 %).

Среди населения трудоспособного возраста распространенность артериальной гипертонии в популяции составляет 30 %. Свозрастом распространенность АГ увеличивается, при этом до 40-летнего возраста АГ чаще встречается у мужчин, а после 50лет – у женщин.

Наибольшая распространенность артериальной гипертонии регистрируется в возрастной группе 50–59лет – 61,8 % (42,9 % всех пациентов).

Хорошо известно, что у лиц, длительно страдающих АГ, с гораздо большей частотой (по сравнению с лицами, имеющими нормальные показатели АД)развиваются инфаркт миокарда, мозговой инсульт, изменения сосудов глазного дна и хроническая сердечная (или почечная) недостаточность.

Диагностический критерий фактора риска – систолическое артериальное давление равно или выше 140ммрт.ст., диастолическое артериальное давление равно или выше 90ммрт.ст. или проведение гипотензивной терапии.

●Дислипидемия. Избыток насыщенного жира в пище вызываетразвитие нарушений липидного обмена (дислипидемий), являющихся факторами рискаразвития атеросклероза и связанных с ним заболеваний, в т.ч. ИБС и мозговых инсультов.

Насыщенные жиры стимулируют синтез мощного вазоконстриктора – тромбоксана, способствуя повышению артериального давления. Распространенность гиперхолестеринемии в России очень высока.

Так, до 30 % мужчин и 26 % женщин 25–64лет имеют холестерин выше 250 мг %.

Диагностический критерий фактора риска – отклонений от нормы одного или более показателей липидного обмена (общий холестерин более 5ммоль/л; холестерин липопротеидов высокой плотности у женщин менее 1,0ммоль/л, у мужчин менее 1,2ммоль/л; холестерин липопротеидов низкой плотности более 3ммоль/л; триглицериды более 1,7ммоль/л).

Классификация уровней общего холестерина, холестерина ЛПНП, холестерина ЛПВП, триглицеридов

Общий холестерин
Ммоль/лМг/длУровень холестерина
Меньше 5,2Меньше 200Оптимальный
5,2–6,1200–239Гранично повышен
Больше 6,2Больше 240Высокий
Холестерин ЛПНП
Ммоль/лМг/длУровень холестерина
Меньше 2,6Меньше 100Оптимальный
2,6–3,3100–129Близок к оптимальному/ выше оптимального
3,4–4,0130–159Гранично повышен
4,1–4,8160–189Высокий
Больше 4,9Больше 190Очень высокий
Холестерин ЛПВП
Ммоль/лМг/длУровень холестерина
Меньше 1Меньше 40Низкий
Больше 1,6Больше 60Высокий
Триглицериды сыворотки
Ммоль/лМг/длУровень холестерина
Меньше 1,7Меньше 150Нормальный
1,7–2,2150–199Гранично повышен
2,3–5,7200–499Высокий
Больше 5,7Больше 500Очень высокий

●Гипергликемия. Оба типа сахарного диабета (СД) – СД типа1 и СД типа2 – заметно повышают рискразвития ИБС, инсульта и заболеваний периферических сосудов, причем у женщин в большей степени, чем у мужчин.

Повышение риска связано как с самим СД (в 2–4раза), так и с большей распространенностью других факторов риска (дислипидемия, АГ, избыточная масса тела) у этих больных.

Причем повышенная распространенность факторов риска встречается уже на стадии, когда имеется только нарушенная толерантность к углеводам (предстадия СД).

Распространенность нарушений углеводного обмена растет во всем мире, что связано с постарением населения, нездоровым питанием, гиподинамией, ожирением.

Прогрессирование диабета у пациентов с нарушением толерантности к глюкозе можно предотвратить или задержать, изменив образ жизни.

Для снижения рискаразвития ССЗ и их осложнений у больных сахарным диабетом необходима нормализация уровня сахара крови и коррекция других факторов риска.

Диагностический критерий фактора риска уровень глюкозы плазмы натощак более 6,1ммоль/л.

●Курение табака. Ежедневное выкуривание одной сигареты и более. Курение является одним из наиболее значимых факторов риска, приводящих к развитию таких заболеваний, как рак, сердечно-сосудистые, респираторные и другие заболевания.

Скурением связаны до 90 % всех случаев рака легких, 75 % случаев хронического бронхита и эмфиземы легких, 25 % случаев ишемической болезни сердца. Известно также, что смолы табака – не единственное из опасных для жизни веществ, вдыхаемых в процессе курения. Еще недавно в табачном дыме насчитывали 500, затем 1000компонентов.

Согласно современным данным, количество этих компонентов составляет 4720, в том числе наиболее ядовитых – около 200.

●Избыточная масса тела (МТ). ВРоссии, по данным мониторинговых исследований, проведенных в различных регионах, избыточная масса тела отмечается у 15–40 % взрослого населения.

Избыточная МТ возникает, когда энергетическая ценность рациона питания превышает энергетические траты человека. Происходит накопление жира, которое со временем может привести к развитию заболевания – ожирению.

Ожирение – обменно-алиментарное хроническое заболевание, которое проявляется избыточнымразвитием жировой ткани и прогрессирует при естественном течении.

Методы оценки. Соответствие МТ надлежащей чаще всего оценивают с помощью индекса массы тела (ИМТ) или индекса Кетле

ИМТ=Масса тела (кг)/рост2. ИМТ=кг/м2.

С увеличением ИМТ возрастает рискразвития сопутствующих заболеваний. При этом риск осложнений, особенно сердечно-сосудистых и метаболических, зависит не только от степени ожирения, но и от его вида (локализации жировых отложений).

Наиболее неблагоприятным для здоровья и характерным для мужчин является абдоминальное ожирение (АО), при котором жир откладывается между внутренними органами в области талии.

Отложение жира в области бедер и ягодиц, более типичное для женщин, называют глютеофеморальным.

Существует простой и достаточно точный способ оценки характера распределения жира – измерение окружности талии (ОТ).

ОТ измеряется в положении стоя, на середине расстояния между нижним краем грудной клетки и гребнем подвздошной кости по средней подмышечной линии (не по максимальномуразмеру и не на уровне пупка).

Тест объективизирован и коррелирует со степенью накопления жира в интра -и экстраабдоминальном пространстве по данным магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Если ОТ≥94см у мужчин и ≥80см у женщин, диагностируют абдоминальное ожирениие (АО) которое является независимым ФР ССЗ. Лицам с АО рекомендуется активное снижение МТ.

Избыточная МТ/ожирение является независимым ФР ССЗ и формирует каскад вторичных ФР. Жировая ткань, особенно висцеральная, это – метаболически активный эндокринный орган, выделяющий в кровь вещества, участвующие в регуляции гомеостаза ССС.

Увеличение жировой ткани сопровождается повышением секреции свободных жирных кислот, гиперинсулинемией, инсулинорезистентностью, АГ, дислипидемией. Избыточная МТ/ожирение и сопутствующие ФР повышают вероятностьразвития целого ряда заболеваний, вероятностьразвития которых возрастает по мере увеличения МТ.

При этом повышен риск ССЗ и СД, заболеваний позвоночника, суставов и вен нижних конечностей Развитие ожирения напрямую связано с нерациональным (нездоровым) питанием.

●Нерациональное питание – избыточное потребление пищи, жиров, углеводов, потребление поваренной соли более 5граммов в сутки (досаливание приготовленной пищи, частое употребление соленостей, консервов, колбасных изделий), недостаточное потребление фруктов и овощей (менее 400граммов или менее 4–6порций в сутки). Научно доказана связь между питанием и развитием основных хронических неинфекционных заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых и некоторых онкологических

Классификация избыточной массы тела и ожирения (ВОЗ 1998г.).

КлассификацияИМТ (кг/м2)Риск сопутствующих заболеваний
НедостаточнаяМТ

Источник: https://monographies.ru/en/book/section?id=9644

Факторы риска и защитные факторы

Социальные факторы агрессии:  Важность определения факторов риска и защитных факторов в отношении

Более бедные люди в западных обществах с большей вероятностью злоупотребляют спиртным и табаком (было даже замечено, что вскоре курить будут исключительно люди с низким СЭС). Эти злоупотребления возвращают нас к предыдущей главе и к невозможности «просто сказать нет», когда имеется несколько «да».

Кроме того, бедные с большей вероятностью неправильно питаются: в развивающихся странах быть бедным — значит не всегда иметь возможность купить себе еду, а в западных странах это означает не всегда иметь возможность позволить купить себе здоровую еду.

Так как благодаря индустриализации немногие виды работ требуют больших физических усилий, а плата за членство в клубах здоровья часто оказывается высокой, то бедным все больше не хватает двигательной активности. Поэтому они чаще страдают избыточным весом, причем иногда весьма избыточным.

Они реже пользуются ремнями безопасности, носят мотоциклетные шлемы, имеют машины с воздушными подушками безопасности.

Они чаще живут вблизи свалок токсичных отходов, подвергаются нападениям преступников, не имеют возможности обогреваться зимой и живут в перенаселенных квартирах, что повышает риск распространения инфекционных болезней. Этот список можно продолжать и далее, и все эти факторы неблагоприятно влияют на здоровье (рис. 63).

Рис. 63. Уайтхоллские исследования: смертность для разных профессиональных групп

Бедность повышает значение еще одного фактора риска— получения плохого образования.

Поэтому бедные люди, возможно, не знают о тех опасностях, которым они подвергаются, или о тех мерах, которые могут способствовать укреплению их здоровья, — даже если в их власти сделать что-то полезное для себя, они могут об этом не догадываться.

Меня крайне удивило то большое количество людей, которые, по-видимому, не осознают вредность курения, и исследования показывают, что это совсем не те люди, которые корпят над докторскими диссертациями, посвященными проблемам общественного здоровья.

В других исследованиях отмечается, к примеру, что бедные женщины реже информированы о необходимости использовать мазки РАР, что повышает у них риск заболевания раком шейки матки¹.

Сочетание бедности и низкого уровня образования, по-видимому, объясняет высокие показатели числа бедных людей, которые, несмотря на свою бедность, все же могли бы потреблять здоровую пищу, пользоваться ремнями безопасности или мотоциклетными шлемами, но не делают этого. И это, вероятно, помогает объяснить, почему бедные люди с меньшей вероятностью соблюдают режим лечения, предписанный врачом, хотя вполне способны это делать, — они просто могут не понимать инструкций и важности их выполнения. К тому же высокий уровень образования предполагает наличие хорошо развитых навыков решения проблем. По статистике, у тех, кто имеет хорошее образование, хорошо образованными оказываются также родственники и друзья, что также приносит немалую пользу.

Однако градиент СЭС не имеет заметного отношения к факторам риска и к защитным факторам. Для демонстрации этого требуются некоторые действенные статистические методы, которые позволят вам увидеть, сохраняется ли эффект после того, как вы проконтролируете один или несколько таких факторов.

Например, чем ниже ваш СЭС, тем выше риск заболевания раком легких. Но чем ниже ваш СЭС, тем выше вероятность того, что вы курите.

Поэтому принимайте в расчет привычку к курению, то есть сравнивайте только тех людей, которые курят, — и выясняйте: действительно ли частота заболевания раком легких повышается при снижении СЭС? Сделайте еще один шаг — выясните для случая одинакового потребления сигарет: действительно ли частота заболевания раком легких при снижении СЭС повышается? В случае одинакового потребления сигарет и спиртного будет ли… и т. д. Такие способы проведения анализа показывают, что факторы риска имеют значение. Как писал Роберт Эванс, «пить воду из сточной канавы неразумно даже для Билла Гейтса». Но они просто не имеют большого

______________________________________________________

¹ Удивительно, что образование действительно способствует усилению неравенства возможностей сохранения здоровья. В то время как научные открытия способствуют появлению новых методов лечения и профилактики болезней, именно образованные люди первыми узнают об этих методах и стараются их использовать с пользой для себя, что приводит к еще большему увеличению градиента здоровья.

значения. Например, в Уайтхоллских исследованиях курение, уровни холестерина, артериальное давление и объем физических упражнений объясняют только одну треть величины градиента СЭС. Если при тех же факторах риска и при том же отсутствии защитных факторов вы окажетесь в бедности, то вы с большей вероятностью станете больным человеком.

Поэтому различная подверженность воздействию факторов риска или защитных факторов не дает полного объяснения. Но на все это можно взглянуть иначе. Сравните страны, различающиеся по уровню богатства. Можно предположить, что проживание в более богатой стране дает вам больше возможностей использования защитных факторов и заслонения от влияния факторов риска.

Например, вы обнаруживаете наименьший уровень вредных выбросов в одной очень бедной и в одной очень богатой стране: в первой — потому что она промышленно неразвита, а во второй— потому что она либо использует чистые технологии, либо перевела вредные производства в другие страны.

Однако если вы рассматриваете четверть самых богатых стран мира, то не обнаруживаете никакой зависимости между богатством страны и здоровьем ее граждан¹.

На это обращал внимание Стивен Безручка из Вашингтонского университета, рассматривая США, — несмотря на наличие там самой дорогой и современной системы здравоохранения, в мире существует немало менее богатых стран, граждане которых живут дольше и более счастливо, чем американцы².

Отсюда возникают представления о важности доступности медицины и факторов риска. Именно по этим вопросам возникают острые споры на научных конференциях.

Значительная часть этой книги посвящена тому, как традиционная медицина, чрезмерно сосредоточенная на связи болезней исключительно с действием вирусов, бактерий и генетических мутаций, была вынуждена признать необходимость рассмотрения психологических

__________________________________________________________________

¹ Это утверждение может показаться малозначащим, но оно имеет большое значение, как и все, о чем говорится в этой книге. Если вы возьмете четверть самых бедных стран в мире, то вы не обнаружите в них зависимости между богатством страны и процентом ее граждан, которые называют себя счастливыми.

(Сколько имеется стран, граждане которых столь же или еще более счастливы, чем американцы, несмотря на бедность своего отечества? Десять, большинство из которых имеет систему социального обеспечения.

А несчастливы? Дюжину стран, жители которых наиболее несчастны, составляют бывшие республики СССР и несколько стран Восточной Европы.)

² В 1960 году США находились на 13-м месте по средней продолжительности жизни, что само по себе довольно печально. В 1997 году они опустись на 25-е место. К примеру, в Греции, где среднедушевой доход почти вдвое ниже американского, средняя продолжительность жизни выше.

факторов, включая и стресс. Подобным образом у «социальных эпидемиологов», размышляющих о связи между СЭС и здоровьем, основное внимание уделялось доступности медицины и факторам риска. И, таким образом, они также должны были оставлять место для психологических факторов. Включая стресс. Просто замечательно!

Стресс и градиент СЭС

Как уже отмечалось, бедность порождает непропорционально большое число ежедневных и сильных стрессоров. Если вы прочитали об этом в этой книге и не поинтересовались, имеет ли стресс какое-то отношение к градиенту СЭС/здоровье, то вам следует получить свои деньги обратно. Верно?

В предыдущем издании этой книги я доказывал важную роль стресса с помощью трех аргументов. Во-первых, бедность сопряжена со всеми хроническими повседневными стрессорами.

Во-вторых, когда кто-то исследует градиент СЭС для отдельных болезней, то самые значительные градиенты возникают для болезней с наибольшей чувствительностью к стрессу, таких как кардиологические заболевания, диабет, метаболический синдром и психические расстройства.

В-третьих, после того как вы собрали обычных подозреваемых— доступность медицины и факторы риска — и исключили их из дальнейшего рассмотрения, то что еще останется из имеющего отношение к градиенту СЭС? Пятна на Солнце?

Довольно неубедительно. И с доказательствами такого рода социальные эпидемиологи были готовы впустить некоторых из этих психологов и специалистов по физиологии стресса, но только через заднюю дверь — и, повар, найдите им что-нибудь поесть на кухне, будьте любезны.

Таким был спор о стрессе пол десятилетия тому назад. Но с тех пор новые удивительные открытия делают стресс очень веским аргументом.

Быть бедным или ощущать себя бедным

идея этой книги состоит в том, что стресс имеет глубокие корни в психологии тех существ, за которыми не гоняются хищники и которые имеют надежный кров и достаточное количество калорий в рационе для поддержания хорошего здоровья.

После того как удовлетворяются эти базовые потребности, неизбежным оказывается тот факт, что если бедны все, а здесь я имею в виду действительно каждого, то тогда не беден никто.

Чтобы понять, почему стресс и психологические факторы так тесно связаны с градиентом СЭС/здоровье, нам нужно начать с очевидного факта: никогда не бывает так, чтобы бедность всех не делала бедным никого.

Это подводит нас к критически важной идее в этой области — градиент СЭС/здоровье в действительности не имеет отношения к распределению, которое проистекает из бедности. Он не имеет отношения к бедности как таковой. Он имеет отношение к опущению себя бедным, точнее ощущению себя более бедным, чем окружающие.

Замечательная работа на эту тему была выполнена Нэнси Адлер из Калифорнийского университета в Сан-Франциско.

Вместо того чтобы просто рассматривать взаимосвязь СЭС и здоровья, Адлер исследовала, как связано здоровье с тем, что думает о своем СЭС и как ощущает свой СЭС конкретный индивид (то есть «субъективный СЭС»).

Покажите людям лестницу с десятью ступеньками и спросите их: «На какой ступеньке социальной лестницы в вашем обществе вы находитесь с точки зрения вашего материального благополучия?» Очень просто.

Прежде всего, если бы люди были точными и рациональными, то ответы опрошенной группы должны были бы располагаться вблизи средней ступеньки.

Но здесь проявляют себя культурные искажения — усредненные ответы экспансивных, склонных к самовосхвалению американцев европейского происхождения группируются выше средней ступеньки (что Адлер называет эффектом озера Вобегон, в соответствии с которым все дети оценивают себя выше среднего уровня); а усредненные ответы американцев китайского происхождения, культура которых меньше поощряет открытое проявление индивидуализма, напротив, располагаются ниже средней ступеньки. Поэтому вы должны делать поправку на подобные искажения. Кроме того, когда вы спрашиваете людей, какое чувство они испытывают по отношению к чему-либо, вам нужно держать под контролем тех из них, которые страдают депрессией.

После этого решите, какие показатели здоровья должны иметь отношение к субъективному СЭС индивида. Удивительно, что субъективный СЭС по меньшей мере так же хорошо предсказывает эти показатели, как и фактический СЭС, а в некоторых случаях делает это даже лучше.

Как то: показатели работы сердечно-сосудистой системы, показатели метаболизма, уровни глюкокортикоидов, избыточный вес у детей. Ощущение индивидом собственной бедности в наших социально-экономических условиях предсказывает наличие у него проблем со здоровьем.

В этом нет ничего удивительного. Мы можем быть чрезвычайно конкурентными, алчными существами и не быть особенно рациональными в том, как мы делаем такие сравнения.

Вот пример из области, не связанной с этой темой: покажите группе женщин-волонтеров несколько фотографий привлекательных женщин-моделей, и после этого у них ухудшится настроение и снизится самоуважение (покажите те же фотографии мужчинам, и после этого они почувствуют меньшую удовлетворенность от отношений со своими женами).

Так что дело не в фактической бедности. Дело в ощущаемой бедности.

В чем тут разница? Адлер показывает, что субъективный СЭС связан с уровнем образования, доходом и профессиональным положением (другими словами, основными строительными блоками СЭС), а также с удовлетворенностью стандартами жизни и ощущением будущей финансовой безопасности.

Два последних критерия имеют критически большое значение. Доход может сказать вам что-то (но не все) о СЭС, удовлетворенность жизненными стандартами отражает мировосприятие и тех, кто беден и счастлив, и тех, кто имеет миллиарды, но хочет заграбастать еще больше.

Все эти запутанные понятия постоянно встречаются в этой книге. А что такое стремление к «ощущению финансовой безопасности»? Постоянное чувство тревоги. Поэтому реальный СЭС плюс ваша уверенность в том, насколько предсказуем ваш СЭС, позволяют лучше предсказать ваше здоровье, чем СЭС сам по себе.

Это не является твердым правилом, и недавняя работа Адлер показала, что субъективный СЭС не обязательно хорошо предсказывает здоровье в некоторых этнических группах. Но в целом это производит на меня впечатление — после того, как вы перестали заботиться о крове и еде, быть бедным не кажется вам таким страшным, как ощущать себя бедным.

Бедность и бедность среди изобилия

Во многих отношениях еще более точным названием для этого феномена будет следующее: вынужденный чувствовать себя бедным.

Эта идея становится более ясной при рассмотрении второй группы исследований в этой области, выполненных под руководством Ричарда Уилкинсона из Ноттингемского университета в Англии.

Уилкинсон использовал подход, направленный сверху вниз, рассматривая лестницу ответов на вопрос «как дела?» в социальном плане.

Попробуем выяснить, как ответы на вопрос «как дела?» могут быть распределены по такой лестнице. Представим себе фирму с десятью сотрудниками, каждый из которых зарабатывает $5,50 в час.

Таким образом, фирма выплачивает суммарную зарплату $55 в час и средний доход работника составляет $5,50 в час.

При таком распределении самый богатый работник получает $5,50 в час, или 10% от общего дохода ($5,50/$55).

В другой фирме также десять сотрудников. Один из них зарабатывает $1 в час, второй — $2 в час, третий — $3 в час и т. д. Эта фирма также выплачивает суммарную зарплату $55 в час, а средняя зарплата работника также составляет $5,50 в час. Но теперь самый высокооплачиваемый работник получает $10 в час и уносит домой 18% общего дохода всех десяти работников ($10/$55).

В третьей фирме девять работников получают по $1 в час, а десятый — $46 в час. И вновь фирма выплачивает суммарную зарплату $55 в час, а средняя зарплата работника также составляет $5,50 в час. Но здесь самый высокооплачиваемый работник получает 84% ($46/$55) от общего дохода всех работников. Таким образом, в этих фирмах наблюдается все более неравномерное распределение доходов.

Уилкинсон и другие исследователи показали, что бедность является не единственным фактором, предсказывающим плохое здоровье, и что другим таким фактором независимо от абсолютного дохода является бедность посреди изобилия: чем сильнее в обществе неравенство в доходах, тем хуже здоровье людей и выше показатели смертности.

Это было показано неоднократно и на разных уровнях. Например, неравенство доходов предсказывает более высокую детскую смертность в нескольких европейских странах.

Неравенство доходов предсказывает показатели смертности для всех возрастов (кроме пожилых) в США, причем на уровне как штатов, так и отдельных городов.

В мире науки, где часто используется множество ненадежных данных, этот эффект выглядит исключительно прочным — неравенство доходов в американских штатах надежно предсказывает показатели смертности у работающих мужчин.

Когда вы сравниваете наиболее эгалитарный Нью-Гэмпшир с наименее эгалитарной Луизианой, то в Луизиане показатель смертности оказывается на 60% выше¹. Наконец, Канада является заметно более эгалитарной и более здоровой, чем США, — несмотря на то что она считается «более бедной».

___________________________________________________________________

¹ Наиболее эгалитарные штаты находятся в Новой Англии и в зоне прерий (Дакота, Айова и Юта); наименее эгалитарными считаются самые южные штаты, а также штат Невада.

Среди удивительных результатов, подобных этим, зависимость между неравенством доходов и плохим здоровьем не кажется универсальной.

Отметьте, насколько плоской оказывается кривая для Канады, — более того, вы не обнаружите такой зависимости при рассмотрении взрослого населения Западной Европы, в частности стран с хорошо развитыми системами социального обеспечения, например Дании.

Другими словами, вы, вероятно, не сможете обнаружить этот эффект при сравнении отдельных приходов в Копенгагене, потому что в общем этот город весьма эгалитарный.

Но эта зависимость довольно сильна в Великобритании, хотя флагманом прочной связи между здоровьем и неравенством доходов являются США, где 1% населения контролирует 40% национального богатства, и эта связь оказывает мощный эффект на здоровье (она сохраняется независимо от расовой принадлежности).

Результаты этих исследований в странах, штатах и городах поднимают вопрос о том, с кем сравнивают себя люди по критерию материального благополучия. Адлер пытается найти на него ответ, задавая свой вопрос дважды.

Сначала вас просят указать свое место на лестнице по отношению к «обществу в целом», а затем по отношению к «вашему ближайшему сообществу ».

Типы, располагаемые на ступеньках лестницы по методике Уилкинсона, получают свое место в результате сравнения предсказательной силы данных, собранных на уровнях страны, штата и города.

Научная литература также не дает ясного ответа, но в целом в ней, по- видимому, предполагается, что именно ближайшее окружение имеет наибольшее значение. Как когда-то сказал мудрый политолог Тип О’Нейл, «вся политика является локальной».

Это, очевидно, справедливо в традиционных условиях, где все люди хорошо знают друг друга в своей деревне: посмотри, сколько у него цыплят, по сравнению с ним я неудачник.

Но благодаря урбанизации, мобильности и СМИ, которые способствуют созданию глобальной деревни, сейчас может происходить нечто абсолютно невиданное ранее — нас легко могут заставить почувствовать себя бедными люди, которых мы даже не знаем.

Вас легко могут заставить почувствовать себя бедняком встреченный вами на улице обладатель дорогого костюма, невидимый вам владелец проносящейся мимо вас новой машины, Билл Гейтс в вечернем выпуске новостей или даже выдуманный персонаж фильма. Наш воспринимаемый СЭС может возникать при рассмотрении нашего ближайшего сообщества, но в современном мире это местное сообщество может оказаться рассредоточенным по всей планете.

Неравенство доходов, по-видимому, действительно имеет значение для придания смысла градиенту СЭС/здоровье. Но, возможно, оно и не так уж важно.

Возможно, вопрос о неравенстве просто служит отвлечению вашего внимания с учетом того факта, что территории с высоким неравенством доходов часто оказываются также бедными территориями (другими словами, мы снова возвращаемся из «бедности посреди изобилия» к «бедности»). Но начните рассматривать абсолютный доход, и данные о неравенстве перестанут расти.

Имеется и вторая потенциальная проблема (ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: пропустите этот абзац, если вы боитесь математики, — вот краткое изложение его содержания: гипотезе о неравенстве доходов угрожают злодеи-математики, но в конце концов после захватывающих приключений она оказывается спасенной).

Подъем по лестнице СЭС ассоциируется с лучшим здоровьем (по любым критериям оценки), но, как отмечалось выше, каждый последующий прирост становится все меньше и меньше.

Говоря языком математики, зависимость между СЭС и здоровьем становится асимптотой — переход от крайней бедности к низшему среднему классу подразумевает значительный прирост здоровья, который замедляется по мере перехода на более высокие уровни СЭС. Так что, если вы исследуете богатые страны, то их усредненное значение СЭС находится на плоском участке кривой.

Поэтому сравнивайте две одинаково богатые страны (то есть имеющие одинаковый средний СЭС на плоском участке кривой), которые различаются по неравенству доходов. По определению страна с большим неравенством будет иметь больше экспериментальных точек наблюдения, соответствующих крутому нисходящему участку кривой, и, таким образом, более низкое среднее значение оценки здоровья.

При таком сценарии феномен неравенства доходов не отражает некоторых особенностей общества в целом, но просто возникает как математическая неизбежность из частных значений наблюдений. Однако некоторые исследования с использованием математических моделей показывают, что этот артефакт не может объяснить всю зависимость между здоровьем и неравенством доходов в США.

Но, к сожалению, здесь может возникнуть и третья проблема. Предположим, что в некоем обществе плохое здоровье бедных было более чувствительно к социально-экономическим факторам, чем хорошее здоровье богатых.

Теперь предположим, что вы делаете распределение доходов в этом обществе более справедливым за счет передачи части богатства от богатых к бедным¹. Возможно, делая это, вы немного ухудшите здоровье богатых, но зато здоровье бедных заметно улучшится.

При незначительном ухудшении здоровья немногих богатых и значительном улучшении здоровья у многих бедных вы получите в целом более здоровое общество. Этот результат не будет представлять большого интереса с точки зрения стресса и психологических факторов.

Но Уилкинсон делает замечательный вывод: в обществах с более высоким равенством доходов и бедные, и богатые оказываются более здоровыми, чем в менее эгалитарных обществах с тем же самым среднедушевым доходом. Здесь действуют какие-то глубоко скрытые силы.

___________________________________________________________________

¹ Доля общественного богатства, которое должно быть перераспределено для полного выравнивания доходов, называется индексом Робин Гуда.

Предыдущая – Есть ли ранги у людей? | Следующая – Как неравенство доходов и ощущение себя бедным трансформируются в плохое здоровье?

Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/faktoryi-riska-i-zashhitnyie-faktoryi/

Факторы риска и факторы защиты

Социальные факторы агрессии:  Важность определения факторов риска и защитных факторов в отношении

Двумя ключевыми процессами, главными для профилактических программ являются факторы риска и факторы защиты. Специалисты говорят о том, что в жизни человека бывают обстоятельства,

которые могут способствовать развитию поведенческих расстройств; эти обстоятельства называют ФАКТОРАМИ РИСКА.

В то же время имеется ряд других факторов, которые удерживают человека от такого шага, и они называются ЗАЩИТНЫМИ ФАКТОРАМИ.

Если в жизни человека факторы риска оказываются сильнее защитных факторов, то существует вероятность того, что он/она будет подвержен развитию поведенческих расстройств.

Факторы риска

Факторы риска – средовые, биологические, психологические силы и силы, связанные со взаимодействием с окружающей средой и ведущие к повышенной вероятности поведенческого нарушения.

Вероятность развития поведенческого нарушения резко возрастает с увеличением числа факторов риска. Одни факторы риска являются общими для широкого круга эмоциональных и поведенческих проблем, тогда как другие оказывают более специфическое влияние.

Генетические факторы почти неизбежно играют важную роль в развитии поведенческих и эмоциональных проблем.

Исследования ряда семей упорно показывают, что у детей с психологическими и поведенческими проблемами родители с психопатологией встречаются гораздо чаще, чем у детей без такого рода проблем (Rutteretal., 1990), и из многих работ следует, что значительную роль в детском темпераменте играют генетические факторы.

Однако важно подчеркнуть, что психопатология у родителей сопровождается повышенным социальным стрессом, финансовыми проблемами, проблемами в отношениях между партнерами и неадекватным воспитанием детей, т. е. всеми средовыми факторами риска для развития нарушений (Spence, 1998).

Поэтому сравнительные роли генов и окружающей среды «вычленить» трудно.

Значительным источником риска являются и биологические факторы. Например, такие пренатальные влияния, как употребление матерью алкоголя, наркотиков или табака во время беременности, наиболее известные биологические факторы.

Хотя нельзя отрицать важность генетических и биологических факторов, важно подчеркнуть и то обстоятельство, что у многих детей, подвергавшимся биологическим факторам риска, соответствующие нарушения и расстройства не развиваются.

В дошкольном и младшем школьном возрасте поведенческие и эмоциональные расстройства тесно взаимодействуют друг с другом и могут являться факторами риска развития нарушений в более старшем возрасте.

Когда дети переживают в процессе учебы трудности или не могут учиться, результатом часто становится эмоциональный дистресс (негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться).

Подобный эмоциональный дистресс способен, в свою очередь, спровоцировать развитие процессов оппозиционного поведения и может способствовать развитию и поддержанию процессов внутрисемейного принуждения, которые приводят к развитию поведенческих, эмоциональных, и в дальнейшем, и новых учебных проблем (Patterson, Reid&Dishiion, 1992)

Был идентифицирован широкий круг средовых факторов риска, связанных с родительским воспитанием и семьей. Социоэкономическое неблагополучие и средовая депривация (недостаточное удовлетворение потребностей) — вот два самых известных примера подобных факторов риска.

Однако почти невозможно установить, существуют ли вообще прямые связи между социоэкономическим неблагополучием и детскими поведенческими проблемами, и каковы они.

Дело в том, что социоэкономическое неблагополучие тесно связано со многими другими факторами риска — неблагополучное окружение, не налаженный быт, малая доступность образования, меньшая образованность матерей, большее число неполных семей, финансовые трудности, проблемы у родителей — психологические и связанные со злоупотреблением психоактивными веществами, а также недоступность социальных услуг и услуг в сфере досуга.

Патерсон (Patterson 1992, 1994) и другие ученые предполагают, что напрямую социоэкономическое неблагополучие с развитием расстройств детского возраста не связано.

Однако подобные факторы могут играть роль в развитии родительской психопатологии и взятии на вооружение неэффективных навыков воспитания, что впоследствии приводит к учащению детских проблем посредством таких механизмов, как процессы внутрисемейного принуждения.

Принудительные, неэффективные, непоследовательные, непостоянные паттерны родительского воспитания, с которыми связано развитие поведенческих проблем на протяжении периода детства, могут начинаться и в младенчестве и в дошкольные годы.

Соответственно дети дошкольного возраста, подвергавшиеся неадекватному воспитанию, рискуют развитием проблемных отношений со сверстниками.

Помимо прямой роли, которую принудительное, грубое, непоследовательное воспитание может сыграть в развитии поведенческих и эмоциональных проблем раннего детского возраста, оказывается, что воспитание может быть непосредственно связано с низкой готовностью к школе, неуспеваемостью в школе и неэффективной саморегуляцией.

Знание факторов риска снабжает социального работника многочисленными мишенями для профилактики.

Но важно помнить, что у многих индивидов, которые подвергаются воздействию факторов риска, эмоциональных и поведенческих проблем не развивается.

Дело в том, что выявление факторов риска и работа с ними представляет собой лишь часть профилактической работы, другую составляет работа с защитными факторами.

Факторы защиты

Защитными факторами называют личностные и средовые характеристики которые целиком или частично оберегают от негативного влияния факторов риска.

Нередко бывает, что защитные факторы ошибочно считают просто противоположностью факторов риска (Rutter, 1990) На самом же деле защитные факторы — те особенности личности или окружающей среды, которые опосредуют негативное воздействие факторов риска. Часто считают, что защитными являются факторы, которые способствуют развитию у человека компетенций (способности применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в определенной широкой области)

Развитие социальных компетенций связано с развитием эмоционального контроля, готовности к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, способность к усвоению и применению социальных правил и норм.

Развитию социальных компетентностей во многом способствуют особые паттерны воспитания. Баумрид назвал такой тип воспитания «авторитетным» авторитетный означает знающее, разумное руководство с уважением чужих мнений и прав, но при необходимости не лишенное директивности. Авторитарный — подход, при котором ценятся слепое повиновение и концентрация власти.

Авторитетное воспитание серьезно влияет на нормальное развитие и к тому же может позитивно воздействовать на развитие социальной компетентности и хорошей успеваемости у детей с антисоциальным поведением (Patterson, 1982)

С развитием социальной компетентности напрямую связано установление здоровых отношений со сверстниками, как и эффективное воспитание и академическая успеваемость. Установление позитивных отношений со сверстниками в раннем детском возрасте предвещает позитивные отношения с равными в будущем, лучшее психическое здоровье и устойчивую самооценку (Dishionetal., 1991, 1999)

Таким образом, основными защитными факторами являются развитие социальные компетенции, адекватные стратегии воспитания как в семье, так и в учебных заведениях и установление позитивных отношений со сверстниками.

Источник: https://poisk-ru.ru/s40023t8.html

Medic-studio
Добавить комментарий