Содержание пенитенциарной психологии: Многие науки имеют один и тот же объект исследования. Например,

Пенитенциарная психология как наука, её предмет и задачи

Содержание пенитенциарной психологии:  Многие науки имеют один и тот же объект исследования. Например,

Многие науки имеют один и тот же объект исследования. Например, человека изучают философия, социология, медицина, психология, антропология, педагогика и другие науки.

Но каждая из них в человеке исследует “свои” закономерности, что и составляет предмет данной науки и определяет ее отличие от других.

Объектом пенитенциарной психологии является не человек вообще, а люди определенной группы: правонарушители, отбывающие наказания всех видов, а также лица и коллективы, осуществляющие исполнение уголовных наказаний и перевоспитание осужденных.

Изучение фактов, закономерностей механизмов психической деятельности этих специфических групп людей (осужденных и общностей осужденных, а также воспитателей и коллективов сотрудников ИТУ) и составляет предмет исследования исправительно-трудовой (пенитенциарной) психологии.

Пенитенциарная психология:

1)                  как и любая отрасль психологической науки, не ограничивается лишь общим изучением иописанием психики человека, в данном случае осужденного, и психологических фактов.

Она призвана их объяснить, раскрыть закономерности и механизмы психической деятельности людей в специфической сфере общественной жизни и практики, связанной с исправлением и перевоспитанием осужденных.

Данное определение предмета соответствует взглядам, сложившимся в психологии[1], и направлено против описательного подхода к психологическим проблемам исправления и перевоспитания осужденных, а также попыток подменить психологическое исследование социологическими.

От определения предмета науки зависят разработка и применение методов исследования. Специфические психологические особенности личности и групп людей, а также их психическую деятельность невозможно исследовать и раскрыть социологическими методами; для этого нужно применять методы психологического исследования.

2)                  Данное определение предмета направлено против попыток сужения проблем пенитенциарной психологии до рамок лишь психологии перевоспитания осужденных к одному виду наказания – к лишению свободы.

При таком подходе за рамками предмета данной науки оказываются психологические проблемы, связанные с исполнением других видов уголовных наказаний и исправлением и перевоспитанием осужденных к высылке, исправительным работам и условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к производительному труду.

3)                  Для пенитенциарной психологии недостаточно изучения психической деятельности лишь осужденного, хотя это и является ее важной задачей.

Она призвана изучать и психическую деятельность тех людей, которые исправляюти перевоспитывают осужденных, исполняют уголовные наказания. Как воспитание, так и перевоспитание людей осуществляется в процессе взаимодействия, общения воспитателей и воспитуемых.

Общение – двухсторонний процесс.

Поэтому для пенитенциарной психологии важно изучать не только личность осужденного и личность воспитателя, но и их взаимодействие, тем более, что здесь, как нигде, возникают проблемы нейтрализации отрицательного влияния осужденных на воспитателей, формирования у последних  невосприимчивости к влиянию осужденных, постоянного совершенствования моральных качеств личности.

4)       Исправляют осужденных не только отдельные воспитатели, но и вся система мер исправительно-трудового воздействия, осуществляемых педагогическим коллективом ИТУ. Осужденные также не изолированы друг от друга, а находятся в различных общностях: группах, коллективах.

Поступая так или иначе, люди всегда исходят из существующих в данном сообществе (группе, коллективе) норм, традиций, обычаев, мнений, которые существенно влияют на их привычки, установки, а порой и на убеждения. Известный психиатр и психолог В.М.Бехтерев считал одной из важных задач психологии – исследование тех изменений, которым подвергаются проявления личности в коллективе.

Надо суметь ответить на вопрос, писал он, что делается с личностью, когда она становится участником в деятельности целого коллектива (группы)[2]. Развивая эту мысль В.М.Бехтерева, Е.А.

Аркин подчеркивал: когда человек “погружается в поток коллективной …жизни, тогда всплывают такие стороны…индивидуальности, которые при всевозможных других условиях не могли бы проявиться или быть обнаруженны…Вожак в одном окружении может стать равным или даже подчиненным в другом, пассивный и малодеятельный – действенным и активным”[3].

Но речь должна идти не только об изучении ролей личности и ролевых конфликтов в коллективах и группах осужденных, но и о формировании групповых установок, проявляющихся в стереотипизации мышления, внутригрупповой внушаемости и конформности, и других аспектов психологии групп и коллективов осужденных (общения, настроений, традиций и т.п.).

Все это говорит о том, что пенитенциарная психология не может ограничиться лишь индивидуально-психологическим изучением личности осужденного или личности воспитателя. Личность как открытая система должна изучаться и в социально-психологическом аспекте, т.е. во всех ее связях и отношениях с окружающими людьми.

С определением предмета тесно связана проблема наименования данной отрасли науки.

Некоторые авторы именовали и именуют эту отрасль психологии “пенитенциарной психологией”, или “тюремной психологией”, подчеркивая тем самым карательные и только карательные цели уголовного наказания[4].

Более правильно к этой проблеме подходит А.Р.Ратинов, который именует данную отрасль “исправительной психологией”[5].

Исправительная (пенитенциарная – от лат. “poenitentiarius” – покаянный, исправляемый) психология изучает психологические основы ресоциализации – восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе.

Существуют стыки и взаимосвязи пенитенциарной психологии с другими науками, как психологическими, так и не психологическими. Все эти связи можно разбить на 5 групп:

1) взаимосвязь пенитенциарной психологии с общественными иестественными науками, составляющими ее методологическую, теоретическую и естественно-научную основу. Методологической основой пенитенциарной психологии является философия.

Касаясь значения учения о высшей нервной деятельности в деле исправления и перевоспитания осужденных, следует отметить, что работнику ИТУ и юристу, интересующимся пенитенциарной психологией, необходимо разбираться в учении И.П.Павлова, глубоко усвоив, что рефлекторная теория психики как естественно-научный фундамент пенитенциарной психологии имеет непосредственно практическое значение.

Возможность исправления правонарушителей обосновывается учением И.П.Павлова об условнорефлекторной природе психики и пластичности нервной системы.

Не зная учения о высшей нервной деятельности, нельзя разобраться во всех тонкостях психики человека. Уместно напомнить слова В.Г.Белинского: «Психология, не опирающаяся на физиологию, также не состоятельна, как и физиология, не знающая о существовании анатомии»[6].

2) взаимосвязь пенитенциарной психологии с другими отраслями психологической науки: общей, социальной психологией, психологией труда и др.

Пенитенциарная психология пользуется учением о психологии личности, разработанным в общей и социальной психологии, данными об усвоении знаний, навыков и умений, накопленными в педагогической психологии.

Из социальной психологии пенитенциарная психология заимствует обобщения и выводы о взаимоотношениях в коллективе и группе, о механизмах формирования групповых настроений, структуре и общих путях формирования общественного мнения и т.д.

Данные психологии труда о закономерностях формирования двигательных навыков, динамике трудового процесса и психологических факторах повышения производительности труда осужденных и воспитанию у них трудолюбия.

Этому же способствует и инженерная психология, дающая сведения о путях реконструкции производства ИТУ с учетом данных о психике человека.

Исправлению и перевоспитанию осужденных способствуют также и психология искусства, раскрывающая механизмы влияния эстетических ценностей на развитие личности человека, и медицинская психология, обосновывающая тактику взаимоотношений врача с душевнобольными осужденными, а также приемы воздействия на лиц с неполноценной психикой и т.п.

Все отрасли юридической психологии имеют один общий объект – личность правонарушителя, но на разных стадиях борьбы с преступностью. Поэтому важно разграничить по предмету и задачам исследования пенитенциарную психологию и другие отрасли юридической психологии как самостоятельные науки.

3) взаимосвязь пенитенциарной психологии с правовыми науками (прежде всего с наукой исправительно-трудового права) и криминологией.

Наука исправительно-трудового права является теоретико-правовой основой исправительно-трудовой психологии и во многом определяет ее предмет и задачи как самостоятельной отрасли психологической науки.

В свою очередь пенитенциарная психология обеспечивает рекомендациями уже сложившуюся практику исполнения уголовного наказания и перевоспитания осужденных, обоснованную наукой исправительно-трудового права.

В изучении психологии личности осужденного богатый материал пенитенциарной психологии поставляет криминология, изучающая причины преступности и разрабатывающая меры по ее предупреждению. Криминологическое и психологическое исследования личности осужденного имеют много стыков и полей взаимодействия.

Пенитенциарная психология, не подменяя других наук, исследует различные психологические аспекты деятельности органов, исполняющих наказание, – педагогической, экономической, управленческой и т.п.

4) взаимосвязь пенитенциарной психологии с пенитенциарной педагогикой, организацией труда осужденных и экономикой ИТУ, наукой управления ИТУ.

Пенитенциарная психология, с одной стороны, «питается» данными, полученными от исправительно-трудовой педагогики, изучающей закономерности педагогического процесса, принципы, методы и формы воспитательной работы с осужденными.

С другой стороны, пенитенциарная психология, исследуя психологию личности осужденного и психологию личности воспитателя, психологию групп и коллективов осужденных, позволяет исправительно-трудовой педагогике более правильно построить педагогический процесс исправления и перевоспитания осужденных.

Вместе с тем исправительно-трудовая педагогика использует данные и педагогической психологии.

Исследование психологических проблем трудового обучения и воспитания осужденных невозможно без учета особенностей организации труда на предприятиях ИТУ, проблем, связанных с необходимостью экономического обучения не только сотрудников, но и осужденных. Нужные для этого исходные экономические и организационно-технические сведения пенитенциарной психологии поставляет наука – организация труда осужденных и экономика ИТУ.

Пенитенциарная психология тесно связана с психологией управления и наукой управления.

Если учесть, что у осужденных встречаются психические и нервные заболевания и отклонения, то ясна связь между пенитенциарной психологией и психиатрией, невропатологией, которые исследуют патологические, психические и нервные отклонения и определяют средства лечения больных людей.

5) взаимосвязь пенитенциарной психологии с, казалось бы, далекими отнее науками, например, с уголовной статистикой, математикой, и особенно с математическими методами обработки материала[7].

Перспективными для пенитенциарной психологии являются ее связи с кибернетикой. Они вытекают из назначения кибернетики изучать сложные явления природы и общества для решения выдвигаемых человеком задач самым выгодным путем. Многие психические процессы и свойства личности могут быть более детально изучены на кибернетических моделях и с помощью кибернетических методов.

Исследования пенитенциарной психологии имеют два тесно связанных друг с другом, но все же разных аспекта: индивидуально-психологический и социально-психологический. Ее важнейшими задачами являются:

1) исследование индивидуально-психологических особенностей личности осужденного, подлежащего исправлению. Специфика данной задачи пенитенциарной психологии определяется тем, что осужденный, и особенно лицо, лишенное свободы, имеет свои особенности, отличающие его от других людей.

У многих преступников, особенно рецидивистов, как правило, свой взгляд на мир, своя жизненная «философия».

Преступник отличается также и тем, что его потребности в большей или меньшей мере извращены, у него преобладают низменные материальные потребности, низкий уровень интеллектуального развития и другие особенности.

Воспитателю ИТУ необходимо знать как общие закономерности, присущие психике всех людей, так и их соотношение со специфическими особенностями, обусловленными обстоятельствами жизни и деятельности осужденных.

Только изучив закономерности возникновения отклонений в морально-психической сфере личности, выяснив причины ее деморализации и приобретения ею черт криминального типа, можно определить условия и пути перевоспитания осужденного.

2) исследование с психологических позиций самого процессаисправления и перевоспитания осужденного, т.е.

изучение закономерностей и механизмов изменения психики осужденного, развития его личностных качеств и мотивов поведения на основе психологического анализа влияния уголовного наказания и жизненных условий в процессе отбывания наказания. С этой целью исследуется влияние на сознание осужденного, например, таких факторов, как:

–          установленный в ИТУ режим и средства его обеспечения (охрана, надзор, воздействие коллектива осужденных и его самостоятельных организаций, меры взысканий и поощрений и т.п.),

–           необходимость беспрекословного выполнения требований администрации и воспитателей,

–          особенности и трудности быта,

–           моральные переживания, связанные с физической изоляцией от общества, прекращением обычных связей, оторванностью от дома, родных и друзей.

В отношении отбывающих исправительные работы, условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к производительному труду исследуется влияние паспортных и режимных ограничений, моральное и психологическое воздействие уголовного наказания, а также условий жизни, быта и труда осужденных к данным видам наказаний (морально-психологическая атмосфера в трудовом коллективе, семье, ближайшем окружении и т.п.) на их исправление и перевоспитание.

3) изучение особенностей психических состояний осужденных, вызванных сознанием вины или убеждением в несправедливости приговора. Без знания этих особенностей и отношения к наказанию нельзя проводить работу по исправлению и перевоспитанию осужденных к лишению свободы и к другим видам уголовных наказаний.

Результаты такого изучения помогают обосновать пути наиболее эффективного использования морально осуждающего, порицающего и позорящего свойства наказания в интересах частного предупреждения, создания душевного перелома и положительной психологической перестройки осужденного, являющихся необходимыми условиями исправления и перевоспитания, а также эффективного использования общепредупредительного, предостерегающего воздействия наказания в отношении лиц, склонных к совершению преступлений.

Большое специальное и общепредупредительное значение имеет моральное и психологическое воздействие на осужденного всего комплекса условий жизни и быта места лишения свободы. Речь идет о морально-психологической атмосфере (психологическом климате) в данном ИТУ.

Значение психологического воздействия на осужденного конкретной тюрьмы или колонии трудно переоценить, т.к.

предупредительными свойствами обладают и месторасположение колонии (в каком районе страны, на каком месте), ее планировка, внешний вид построек и тюремных атрибутов (ограждение, средства охраны и т.д.

), а так5же взаимоотношения администрации места лишения свободы с осужденными и т.п. Воздействие морально-психологической атмосферы ИТУ на психику осужденных нельзя проанализировать посредством правовых установлений. Это – задача исправительно-трудовой психологии

4) изучение особенностей поведения осужденного в связи с различными его перемещениями. Психологическое изучение поведения человека в условиях лишения свободы, его способности адаптироваться к новым условиям жизни и быта помогает правильно организовывать предварительную психологическую подготовку осужденных, направляемых:

–          из следственных изоляторов после вступления приговора в законную силу для отбывания наказания в ИТУ различных видов;

–          из ИТУ одного режима в ИТУ другого режима (по принципу прогрессивной системы);

–          из воспитательно-трудовой колонии по достижении совершеннолетия в колонии для взрослых;

–          в связи с освобождением из мест лишения свободы по истечении срока наказания досрочно или условно-досрочно.

5)                  разработка психологических основ применения средств исправления и перевоспитания осужденных: режима, общественно полезного труда, воспитательной работы, общеобразовательного и профессионально-технического обучения.

Социально-психологическая характеристика этих средств дает возможность глубже понять:

-особенности формирования моральных и психологических качеств у осужденных, прежде всего чувства общественного долга и ответственности как мотивов деятельности, способных удержать их от совершения новых преступлений;

-психологический механизм переубеждения и изменения направленности личности как центральной проблемы исправления и перевоспитания осужденных, механизм образования положительных привычек, необходимых в общественно полезной деятельности человека, ценностную ориентацию преступника.

Например, знание психологии труда и проявлений личности осужденного в труде позволяет правильно руководить адаптацией осужденных к трудовой деятельности, что имеет особенно большое значение для лиц, никогда не занимавшихся общественно полезным трудом, намечать и осуществлять наиболее эффективные пути формирования положительных мотивов труда, воспитывать у осужденных такие качества, как трудолюбие и добросовестность.

Знание психологических основ организации и проведения воспитательной работы с осужденными позволяет более эффективно организовывать эту работу, психологически обосновывать применение различных методов в воспитании, учитывать внутреннюю позицию осужденного при оказании на него воспитательных действий и не допускать возникновения психологического барьера между осужденным и воспитателем.

6)                  исследование психологических основ закрепления результатов исправительно-трудового воздействия на осужденных после освобождения их из ИТУ. Сюда входят процессы адаптации человека к условиям свободы, семье, новым условиям труда, психологическое влияние административного надзора и общественного наблюдения за освобожденными и т.д.

7)                  изучение особенностей осужденных, обусловленных их возрастом, жизненным опытом, профессией, национальной принадлежностью, а главное – видом преступной деятельности и тяжестью совершенного преступления, и определение психологической тактики в работе с ними.

Проводимая на основе такого изучения психологическая классификация осужденных (круг критериев не ограничивается названными) позволит психологически обосновать виды режима для отдельных категорий и групп преступников, дифференцированно и индивидуализированно исполнять наказания и осуществлять исправительно-трудовое воздействие.

8)                  изучение явления самоисправления, самовоспитания правонарушителей, сложную психологическую природу которых необходимо исследовать и обосновать пути и способы руководства самовоспитанием осужденных.

9)                  исследование  социально-психологических проблем, связанных сисполнением уголовного наказания и исправлением осужденных. Одной из них  является психология групп и коллективов осужденных.

Сюда входит исследование групповых и коллективных взаимоотношений и настроений, закономерностей формирования неофициальных групп, изучение общественного и группового мнения, традиций, конфликтов и их влияния на личность.

На основе такого изучения должны быть обоснованы психологические пути и средства борьбы с массовидными отрицательными психологическими явлениями среди осужденных:

–          с отрицательными малыми группами и преступными группировками,

–          традициями преступного мира;

–          жаргоном;

–          двойной жизнью в коллективе;

–          с воровской ухищренностью и т.п.

10)              социально-психологический анализ деятельности работниковпенитенциарной системы и их психологическая подготовка к работе с осужденными, профессиональная ориентация и формирование качеств воспитателя.

Воспитатели ИТУ не работают в одиночку. Сила их влияния на осужденных во многом зависит от коллектива воспитателей, традиций и настроений. Поэтом пенитенциарная психология должна исследовать психологические особенности педагогического коллектива ИТУ и пути формирования личности воспитателя в данном коллективе, а также психологические проблемы руководства педагогическим коллективом ИТУ.

11)   исследование психологических условий эффективности влиянияскладывающихся взаимоотношений на исправление и перевоспитание осужденных, а также путей и способов воспитания у сотрудников ИТУ и личного состава войсковых подразделений невосприимчивости к отрицательным влияниям преступной среды (проблема профессиональной деформации тюремных работников).

12)              научный анализ и использование передовых взглядов современной зарубежной пенитенциарной психологии.

Источник: https://yurotdel.com/ucheba/penitenciarnaya-psihologiya-kak-nauka-ee-predmet-i-zadachi.html

1. Предмет, объект и задачи пенитенциарной психологии

Содержание пенитенциарной психологии:  Многие науки имеют один и тот же объект исследования. Например,

Современноеразвитие науки характеризуется, с однойстороны, дифференциацией научных знаний,а с другой стороны – интеграцией,взаимопроникновением одних отраслейв другие. Этот процесс приводит к созданиюновых отраслей научного знания,связывающих между собой ранее обособленныедруг от друга науки.

Сэтой точки зрения выделение такой науки,как пенитанциарная психология, котораяоказывается связующим звеном междупсихологической и правовой науками,представляет собой закономерное явление.

1.1Предмет и объект пенитенциарнойпсихологии

Психоло́гия(др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание)— академическая и прикладная наука оповедении и психических процессах.

Психология— это область научного знания, исследующаяособенности и закономерности возникновения,формирования и развития (изменения)психических процессов (ощущение,восприятие, память, мышление, воображение),психических состояний (напряжённость,мотивация, фрустрация, эмоции, чувства)и психических свойств (направленность,способности, задатки, характер,темперамент) человека, то есть психикикак особой формы жизнедеятельности, атакже психику животных.

Объектомпенитенциарной психологии являютсялюдиопределенной группы:правонарушители, отбывающие уголовныенаказания всех видов, а также лица иколлективы, осуществляющие исполнениеуголовных наказаний и перевоспитаниеосужденных.

Изучение фактов, закономерностейи механизмов психической деятельностиэтих специфических групп людей (осужденныхи общностей осужденных, а такжевоспитателей и коллективов сотрудниковИТУ) и составляет предмет исследованияпенитенциарной психологии.

Пенитенциарнаяпсихология не может ограничиться лишьиндивидуально-психологическим изучениемличности осужденного или личностивоспитателя. Личность как открытаясистема должна изучаться и всоциально-психологическом аспекте, т.е. во всех ее связях и отношениях сокружающими людьми.

1.2Цели и задачи пенитенциарной психологии

Цельпенитенциарной психологии перевоспитание,исправление и возвращение в социумпутем адаптации осужденного. Задачипенитенциарной психологии:

1.Важнейшей задачей пенитенциарнойпсихологии является исследованиеиндивидуально-психологическихособенностей личности осужденного,подлежащего исправлению. Спецификаданной задачи исправительно-трудовойпсихологии определяется тем, чтоосужденный, и особенно лицо, лишенноесвободы, имеет свои особенности,отличающие его от других людей.

2.В задачу исправительно-трудовойпсихологии входит также исследованиес психологических позиций самогопроцесса исправления и перевоспитанияосужденного, т. е. изучение закономерностейи механизмов изменения психикиосужденного, развития его личностныхкачеств и мотивов поведения на основепсихологического анализа влиянияуголовного наказания и жизненных условийв процессе отбывания наказания.

3.Задача изучения особенностей поведенияосужденного в связи с различными егоперемещениями.

Психологическое изучениеповедения человека в условиях лишениясвободы, его способности адаптироватьсяк новым условиям жизни и быта помогаетправильно организовать предварительнуюпсихологическую подготовку осужденных,направляемых из следственных изоляторовпосле вступления приговора в законнуюсилу для отбывания наказания висправительно-трудовые учрежденияразличных видов.

4.Задача разработки психологическихоснов применения средств исправленияи перевоспитания осужденных: режима,общественно полезного труда, воспитательнойрабаты, общеобразовательного ипрофессионально-технического обучения.

5.Задача исследования психологическихоснов закрепления результатовисправительно-трудового воздействияна осужденных после освобождения их изИТУ.

6.Задача изучения особенностей осужденных,обусловленных их возрастом, жизненнымопытом, профессией, национальнойпринадлежностью, а главное – видомпреступной деятельности и тяжестьюсовершенного преступления, и определениепсихологической тактики в работе сними.

7.Задача учета таких явлений каксамоисправление, самовоспитаниеправонарушителей, сложную психологическуюприроду которых необходимо глубокоисследовать, и обосновывать пути испособы руководства самовоспитаниемосужденных.

8.Важной задачей являетсясоциально-психологический анализдеятельности работников исправительно-трудовогоучреждения и психологическая подготовкаих к работе с осужденными, профессиональнаяориентация и формирование качестввоспитателя.

9.Задача научного анализа и критическогоиспользования передовых взглядовотечественной и зарубежной пенитенциарнойпсихологии.

1.3Междисциплинарные связи пенитенциарнойпсихологии

1.Взаимосвязи пенитенциарной психологиис общественными и естественными науками,составляющими ее методологическую,теоретическую и естественнонаучнуюоснову.

2.Взаимосвязи пенитенциарной психологиис правовыми науками (прежде всего снаукой исправительно-трудового права)и криминологией.

3.Взаимосвязи исправительно-трудовойпсихологии с исправительно-трудовойпедагогикой, организацией трудаосужденных и экономикой исправительно-трудовыхучреждений, наукой управления ИТУ.

4.Взаимосвязи исправительно-трудовойпсихологии с прочими, казалось бы,далекими от нее науками, например, суголовной статистикой, математикой, иособенно с математическими методамиобработки материала.

5.Взаимосвязи с кибернетикой.

1.4В чем состоит различие между пенитенциарнойпсихологией и девиантной психологией

Пенитенциарнаяпсихология изучает отклонения отсоциальной нормы (нравственные икриминальные), не являющиеся патологическимив прямом смысле слова, при этом онаиспользует педагогические меры исредства воздействия, девиантная жепсихология изучает психическиеотклонения, связанные с нарушениямидеятельности головного мозга, при этомиспользует средства и меры преимущественномедицинского характера.

1.5С какими областями психологическогознания связана пенитенциарная психология

Пенитенциарнаяпсихология связана с другими отраслямипсихологической науки: общей, социальнойпсихологией, психологией труда и т. п.Пенитенциарная психология широкоиспользует достижения и выводы другихотраслей психологической науки.

Вчастности, она пользуется учением опсихологии личности, разработанным вобщей и социальной психологии, даннымиоб усвоении знаний, навыков и умений,накопленными в педагогической психологии.

Из социальной психологии пенитенциарнаяпсихология заимствует обобщения ивыводы о взаимоотношениях в коллективеи группе, о механизмах формированиягрупповых настроений, структуре и общихпутях формирования общественного мненияи т. п.

Данные психологии труда озакономерностях формирования двигательныхнавыков, динамике трудового процессаи психологических факторах повышенияпроизводительности труда способствуютнаучной организации труда осужденныхи воспитанию у них трудолюбия.

Этому жеспособствует и инженерная психология,дающая сведения о путях реконструкциипроизводства исправительно-трудовыхучреждений с учетом данных о психикечеловека. Исправлению и перевоспитаниюосужденных способствуют также ипсихология искусства, раскрывающаямеханизмы влияния эстетических ценностейна развитие личности человека, имедицинская психология, обосновывающаятактику взаимоотношений врача сдушевнобольными осужденными, а такжеприемы воздействия на лиц с неполноценнойпсихикой, и т. п.

Источник: https://studfile.net/preview/4583008/

Лекция 1. Теоретические основы пенитенциарной психологии. Предмет, задачи и принципы ПП

Содержание пенитенциарной психологии:  Многие науки имеют один и тот же объект исследования. Например,

Будучи отраслью юридической психологии, пенитенци­арная психология имеет свой достаточно выраженный пред­мет изучения.

Предметом пенитенциарной психологии (1)является изуче­ние закономерностей функционирования психики как чело­века, так и группы людей, подвергнутых мерам уголовного на­казания, а также психологии лиц, осуществляющих исполне­ние уголовного наказания.

Пенитенциарная психология призвана не только описать те или иные закономерности функционирования психики осужденных, но и вскрыть их причины, наметить пути воз­действия на сознание осужденных с целью их исправления.

Осужденные – люди, отличающиеся сложными индиви­дуальными психическими состояниями, нравственно-психо­логическими особенностями, поэтому хорошо знать все эти особенности – первейший долг воспитателя, в противном случае все осужденные будут в глазах воспитателя единой безликой массой, и он не сможет так успешно, как мог бы, применять различные методы и способы их исправления.

Таким образом, к объектам пенитенциарной психологии можно отнести (2):

· Личность осужденного, динамику ее специфических особенностей и способов проявления в различных условиях отбывания наказания и в процессе ресоциализации;

· Общности и группы осужденных, их социально-психологические характеристики, особенности ценностных ориентаций, асоциальной субкультуры, стратификации в среде осужденных;

· Личность и коллективы сотрудников учреждений, исполняющих уголовные наказания, их деятельность по организации процесса исправления и ресоциализации осужденных;

· Психологическую обоснованность главных средств исправления и ресоциализации осужденных;

· Психологическую экспертизу норм уголовно-исполнительного законодательства и их соответствия задачам исправления и ресоциализации осужденных.

Перед пенитенциарной психологией стоят следующие за­дачи (3):

– исследование индивидуальных нравственно-психоло­гических особенностей личности осужденного, подле­жащего исправлению (анализ жизненной философии, мотивов совершения преступления, уровня интересов, мышления, потребностей и т. д.);

– исследование с психологических позиции самого про­цесса исправления, психологический анализ происхо­дящих в сознании осужденного изменений под влияни­ем воспитательных мероприятий, режима, общего и профтехнического образования;

– изучение эмоционально-волевой сферы, психических состояний осужденных; использование данных о пси­хических состояниях осужденных в практике их ис­правления;

– разработка психологических основ применения основ­ных средств исправления осужденных: воспитание в процессе общественно полезного труда, общеобразо­вательной и профессиональной подготовки.

Знание воспитателями психологических основ средств исправ­ления делает их труд более целеустремленным и осо­знанным; они (воспитатели) должны быть способны объяснить необходимость и правомерность примене­ния тех или иных методов к конкретным осужденным в тех или иных микросоциальных условиях;

– изучение особенностей осужденных, обусловленных возрастом, профессией, национальной принадлежнос­тью, полом (например, особенности психологии жен­щины и мужчины, несовершеннолетнего и взрослого человека, рабочего и интеллигента и т. д.);

– исследование социально-психологических проблем в деятельности исправительного учреждения (ИУ). К их числу относятся такие проблемы, как социально-психо­логическая адаптация, подготовка осужденных к жизни в новых условиях, явка осужденных с повинной, изуче­ние традиций, настроений, конфликтов, различных пси­хических процессов в коллективе осужденных.

К соци­ально-психологическим проблемам относится психоло­гия личности воспитателя и педагогического коллектива ИУ в целом. Работники ИУ нуждаются в тщательной профессиональной и психологической подготовке к ра­боте с осужденными.

В первую очередь от работников ИУ требуется особая моральная закалка, твердость и си­ла характера, невосприимчивость к разлагающему влия­нию осужденных, психологическая устойчивость.

Здо­ровые взаимоотношения в коллективе воспитателей, высокий уровень сплоченности, единой целеустремлен­ности – главнейшие условия успешной деятельности исправительного учреждения. Требуют тщательного психологического анализа и постоянного внимания вза­имоотношения между воспитателями и осужденными;

– научный анализ и критическое использование передо­вых взглядов дореволюционной и современной зару­бежной пенитенциарной психологии.

Связь пенитенциарной психологии с другими науками и учебными дисциплинами

Пенитенциарная психология развивается успешно благо­даря ее тесному взаимодействию с другими науками. В. Ф. Пирожков, один из соавторов учебника «Исправительно-трудовая психология», все связи пенитенциарной психо­логии подразделяет на пять групп.

К первой группе он относит связь пенитенциарной психо­логии с общественными и естественными науками – в первую очередь с философией и физиологией.

Ко второй группе относится связь пенитенциарной пси­хологии с другими психологическими дисциплинами: общей психологией, социальной психологией, психологией труда и т. д. Пенитенциарная психология широко использует дости­жения этих отраслей психологии.

Третью группу составляет родство пенитенциарной пси­хологии с правовыми науками, прежде всего с уголовно-исполнительным правом и криминологией.

Уголовно-исполнительное право во многом определяет предмет и задачи пе­нитенциарной психологии.

Пенитенциарная психология в свою очередь обеспечивает уголовно-исполнительное право научными сведениями и рекомендациями, способствуя тем самым развитию уголовно-исполнительного права.

Четвертая группа – связь между пенитенциарной психо­логией, педагогикой и организацией труда осужденных и эко­номикой ИУ. В чем же она заключается? Пенитенциарная психология черпает сведения о проявлениях личности из пе­нитенциарной педагогики.

Пенитенциарная психология должна давать для разработки приемов и методов, используе­мых в пенитенциарной педагогике, необходимую информа­цию о психической деятельности человека и групп людей в связи с изменениями, происходящими в обществе, в общно­сти осужденных.

И, наконец, пятая группа – связи пенитенциарной психо­логии с уголовной статистикой, математикой и особенно с ма­тематическими методами обработки материала.

Таковы взаимообогащающие связи пенитенциарной пси­хологии и целого ряда наук и научных дисциплин.

Итак ….

Пенитенциарная психология как наука изучает (5):

· психологию личности осужденных;

· социально-психологические особенности среды осужденных;

· психологическое обоснование главных средств воздействия на осужденных;

· личность и коллективы сотрудников пенитенциарных учреждений;

· деятельность сотрудников исправительных учреждений, их психологическую подготовку, в том числе к действиям в экстремальных условиях.

Пенитенциарная психология как дисциплина состоит:

· из предмета пенитенциарной психологии;

· истории отечественной и зарубежной пенитенциарной психологии;

· психологические особенности личности и среды осужденных;

· психологического обоснования ведущих средств исправления осужденных и их ресоциализации;

· психологии личности и коллективов сотрудников пенитенциарных учреждений и специфики их деятельности;

· методики преподавания пенитенциарной психологии.

Пенитенциарная психология включает следующие прикладныеотрасли(4):

· психодиагностику личности и среды осужденных, а также личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений;

· психологическую коррекцию осужденных и психологическую помощь сотрудникам;

· психологическое консультирование осужденных и сотрудников пенитенциарных учреждений и др.

Источник: https://studopedia.su/5_8598_lektsiya--teoreticheskie-osnovi-penitentsiarnoy-psihologii-predmet-zadachi-i-printsipi-pp.html

Предмет, объект и задачи пенитенциарной психологии

Содержание пенитенциарной психологии:  Многие науки имеют один и тот же объект исследования. Например,

Пенитенциарная психология

План

1. Предмет, объект и задачи пенитенциарной психологии.

1.1 Предмет и объект пенитенциарной психологии

1.2 Цели и задачи пенитенциарной психологии.

1.3 Междисциплинарные связи пенитенциарной психологии.

1.4 В чем состоит различие между пенитенциарной психологией и девиантной психологией?

1.5 С какими областями психологического знания связана пенитенциарная психология?

2. История пенитенциарной психологии, ее методологические основы.

2.1 Проблема исправления осужденных в пенитенциарной системе.

2.2 Методологические принципы пенитенциарной психологии.

3. Сущность криминальной субкультуры.

3.1 Биологические и социальные детерминантыдевиантного (делинквентного) поведения личности.

3.2 Понятие об асоциальной субкультуре.

3.3 Структура криминальной субкультуры и ее функции.

3.4 Особенности поведения человека в группе.

3.5 Субъективные факторы существования асоциальной субкультуры.

3.6 Психология организованной преступности.

4. Классификация делинквентных личностей

5. Формы и структура девиантного поведения

Предмет, объект и задачи пенитенциарной психологии

Предмет и объект пенитенциарной психологии

Объектом пенитенциарной психологии являются люди определенной группы: правонарушители, отбывающие уголовные наказания всех видов, а также лица и коллективы, осуществляющие исполнение уголовных наказаний и перевоспитание осужденных.

Изучение фактов, закономерностей и механизмов психической деятельности этих специфических групп людей (осужденных и общностей осужденных, а также воспитателей и коллективов сотрудников ИТУ) и составляет предмет исследования пенитенциарной психологии.

Пенитенциарная психология не может ограничиться лишь индивидуально-психологическим изучением личности осужденного или личности воспитателя. Личность как открытая система должна изучаться и в социально-психологическом аспекте, т. е. во всех ее связях и отношениях с окружающими людьми.

Цели и задачи пенитенциарной психологии

Цель пенитенциарной психологии перевоспитание, исправление и возвращение в социум путем адаптации осужденного. Задачи пенитенциарной психологии:

1. Важнейшей задачей пенитенциарной психологии является исследование индивидуально-психологических особенностей личности осужденного, подлежащего исправлению. Специфика данной задачи исправительно-трудовой психологии определяется тем, что осужденный, и особенно лицо, лишенное свободы, имеет свои особенности, отличающие его от других людей.

2. В задачу исправительно-трудовой психологии входит также исследование с психологических позиций самого процесса исправления и перевоспитания осужденного, т. е.

изучение закономерностей и механизмов изменения психики осужденного, развития его личностных качеств и мотивов поведения на основе психологического анализа влияния уголовного наказания и жизненных условий в процессе отбывания наказания.

3. Задача изучения особенностей поведения осужденного в связи с различными его перемещениями.

Психологическое изучение поведения человека в условиях лишения свободы, его способности адаптироваться к новым условиям жизни и быта помогает правильно организовать предварительную психологическую подготовку осужденных, направляемых из следственных изоляторов после вступления приговора в законную силу для отбывания наказания в исправительно-трудовые учреждения различных видов.

4. Задача разработки психологических основ применения средств исправления и перевоспитания осужденных: режима, общественно полезного труда, воспитательной рабаты, общеобразовательного и профессионально-технического обучения.

5. Задача исследования психологических основ закрепления результатов исправительно-трудового воздействия на осужденных после освобождения их из ИТУ.

6. Задача изучения особенностей осужденных, обусловленных их возрастом, жизненным опытом, профессией, национальной принадлежностью, а главное – видом преступной деятельности и тяжестью совершенного преступления, и определение психологической тактики в работе с ними.

7. Задача учета таких явлений как самоисправление, самовоспитание правонарушителей, сложную психологическую природу которых необходимо глубоко исследовать, и обосновывать пути и способы руководства самовоспитанием осужденных.

8. Важной задачей является социально-психологический анализ деятельности работников исправительно-трудового учреждения и психологическая подготовка их к работе с осужденными, профессиональная ориентация и формирование качеств воспитателя.

9. Задача научного анализа и критического использования передовых взглядов отечественной и зарубежной пенитенциарной психологии.

1.3 Междисциплинарные связи пенитенциарной психологии

1. Взаимосвязи пенитенциарной психологии с общественными и естественными науками, составляющими ее методологическую, теоретическую и естественнонаучную основу.

2. Взаимосвязи пенитенциарной психологии с правовыми науками (прежде всего с наукой исправительно-трудового права) и криминологией.

3. Взаимосвязи исправительно-трудовой психологии с исправительно-трудовой педагогикой, организацией труда осужденных и экономикой исправительно-трудовых учреждений, наукой управления ИТУ.

4. Взаимосвязи исправительно-трудовой психологии с прочими, казалось бы, далекими от нее науками, например, с уголовной статистикой, математикой, и особенно с математическими методами обработки материала.

5. Взаимосвязи с кибернетикой.

В чем состоит различие между пенитенциарной психологией и девиантной психологией

Пенитенциарная психология изучает отклонения от социальной нормы (нравственные и криминальные), не являющиеся патологическими в прямом смысле слова, при этом она использует педагогические меры и средства воздействия, девиантная же психология изучает психические отклонения, связанные с нарушениями деятельности головного мозга, при этом использует средства и меры преимущественно медицинского характера.

С какими областями психологического знания связана пенитенциарная психология

Пенитенциарная психология связана с другими отраслями психологической науки: общей, социальной психологией, психологией труда и т. п. Пенитенциарная психология широко использует достижения и выводы других отраслей психологической науки.

В частности, она пользуется учением о психологии личности, разработанным в общей и социальной психологии, данными об усвоении знаний, навыков и умений, накопленными в педагогической психологии.

Из социальной психологии пенитенциарная психология заимствует обобщения и выводы о взаимоотношениях в коллективе и группе, о механизмах формирования групповых настроений, структуре и общих путях формирования общественного мнения и т. п.

Данные психологии труда о закономерностях формирования двигательных навыков, динамике трудового процесса и психологических факторах повышения производительности труда способствуют научной организации труда осужденных и воспитанию у них трудолюбия.

Этому же способствует и инженерная психология, дающая сведения о путях реконструкции производства исправительно-трудовых учреждений с учетом данных о психике человека. Исправлению и перевоспитанию осужденных способствуют также и психология искусства, раскрывающая механизмы влияния эстетических ценностей на развитие личности человека, и медицинская психология, обосновывающая тактику взаимоотношений врача с душевнобольными осужденными, а также приемы воздействия на лиц с неполноценной психикой, и т. п.

Пенитенциарная психология

План

1. Предмет, объект и задачи пенитенциарной психологии.

1.1 Предмет и объект пенитенциарной психологии

1.2 Цели и задачи пенитенциарной психологии.

1.3 Междисциплинарные связи пенитенциарной психологии.

1.4 В чем состоит различие между пенитенциарной психологией и девиантной психологией?

1.5 С какими областями психологического знания связана пенитенциарная психология?

2. История пенитенциарной психологии, ее методологические основы.

2.1 Проблема исправления осужденных в пенитенциарной системе.

2.2 Методологические принципы пенитенциарной психологии.

3. Сущность криминальной субкультуры.

3.1 Биологические и социальные детерминантыдевиантного (делинквентного) поведения личности.

3.2 Понятие об асоциальной субкультуре.

3.3 Структура криминальной субкультуры и ее функции.

3.4 Особенности поведения человека в группе.

3.5 Субъективные факторы существования асоциальной субкультуры.

3.6 Психология организованной преступности.

4. Классификация делинквентных личностей

5. Формы и структура девиантного поведения

Предмет, объект и задачи пенитенциарной психологии



Источник: https://infopedia.su/6x4117.html

Medic-studio
Добавить комментарий