СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: Разработан комплекс упражнений [Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., 1977],

2. Нарушения зрения

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: Разработан комплекс упражнений [Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., 1977],

Социальная реабилитация

Э.С. Аветисов и др. Занятия физической культурой при близорукости / Э.С. Аветисов, Ю.И. Курпан, Е.И. Ливадо. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 72 с.: ил.

Авторы брошюры: Э.С. Аветисов – профессор-офтальмолог, Е.И. Ливадо – врач спортивной медицины, кандидат медицинских наук и Ю.И. Курпан – кандидат педагогических наук, преподаватель-методист физической культуры. Исследования последних лет существенно пополнили и углубили представление о механизме происхождения близорукости.

Осложненная близорукость – одна из наиболее частых причин инвалидности. Ослабление цилиарной мышцы глаза – одна из причин близорукости, устранима с помощью специально разработанного комплекса физических упражнений (с.37-44) Основные противопоказания к занятиям спортом лиц, страдающих близорукостью, приведены в таблицах на страницах 68-72.

Брошюра рассчитана на тренеров, учителей школ, специалистов по лечебной физкультуре, спортивных врачей.

Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.И. Занятия физической культурой при близорукости. – 3-е изд., стереотип. – Т.: Медицина, 1984. – 103 с.: ил.

Книга всесторонне освещает проблему «Близорукость и занятия спортом». В начальных главах книги говорится о функциях глаза, происхождении близорукости, принципах её профилактики и лечения.

Основное её содержание: – Физическая культура и комплекс мер по профилактике близорукости и её прогрессирования (с.24-42). – Физическая культура и лечебная физкультура для школьников, страдающих близорукостью (с.42-64).

– Физическое воспитание студентов, страдающих близорукостью (с.65).

Приводятся «Упражнения, рекомендуемые для лиц, страдающих близорукостью»: I. Упражнения для глаз: – 10 специальных упражнений для глаз (с.26-27) – 20 упражнений для укрепления цилиарной мышцы (с.28-29) – 21 общеразвивающее упражнение, выполняемые в сочетании с движениями глаз (с.29-30) II.

Корригирующие упражнения: – 20 упражнений для укрепления мышц шеи и спины (с. 31-33) – 20 упражнений для укрепления передней брюшной стенки (с. 34-37) III. Дыхательные упражнения – 12 дыхательных упражнений (с. 38) IV. Подвижные игры: – Перечень из 8 игр (с. 39)

– Три комплекса по 6-7 упражнений для физкультурной паузы (с.

40-41) и примерная схема специализированной физкультурной паузы (с. 39-40) для школьников и студентов

Для работы со студентами предназначены разделы: – План занятий лечебной гимнастикой со студентами, страдающими близорукостью 6-8 диоптрий (с.84-89) – Практический раздел зачётных требований к студентам специального медицинского отделения (с.94-95) и др.

– Методики массажа и самомассажа мышц задней и боковой поверхности шеи (с.41-42)

Книга красочно иллюстрирована.
Издание предназначено для широкого круга специалистов: тренеров, педагогов, учителей, специалистов физического воспитания, офтальмологов, школьных врачей и врачей, работающих со студентами.

Акимушкин В.М., Маргулис И.С. Основы тифлологии: Психолого-педагогические основы социально-трудовой адаптации инвалидов по зрению. – Киев: Радянська школа, 1980. – 128 с.

Тифлология – эти система наук, изучающих психолого-педагогические, социальные и технические проблемы слепоты и слабовидения.
В книге два больших раздела:

I – «Особенности познавательной деятельности лиц с нарушениями зрения», в котором рассматривается осязание предметов, как средство знакомства с миром; и знаков рельефно-точечного шрифта (система письма и чтения по Брайлю), как средства получения информации и фиксации своих впечатлений и знаний.

Благодаря осязанию, инвалиды по зрению приобщаются к богатствам человеческой культуры, приобретают веру в возможность полноценной жизни. На странице 30 обращают на себя внимание слова О.И.

Скороходовой из предисловия к ее книге «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», которые приводят авторы: «Читатель может верить мне и не верить…, но знаниями и литературной речью я обязана чтению, чтению, и еще раз чтению книг, и в первую очередь художественной литературе. Спасение слепого, глухонемого и особенно слепоглухонемого в чтении.

Как научить слепоглухонемого чтению и письму, – об этом пусть расскажут мои учителя, а я говорю только о том, что думаю о чтении, как о единственном средстве спасения слепоглухонемого, слепого, глухонемого».

И вторая особенность познавательной деятельности при дефектах зрения – слух, позволяющий ориентироваться в пространстве улиц и помещений.

II – раздел книги «Педагогические аспекты реабилитации инвалидов по зрению» раскрывает учебно-воспитательный опыт трудового, физического и эстетического воспитания этой категории людей в деятельности украинского общества слепых.

Книга адресована не только работникам общества слепых, учителям и воспитателям школ для слепых и слабовидящих, студентам дефектологам, но и всем читателям, которых интересуют проблемы тифлологии.

Глушкова Е.К. Береги зрение. – М.: Медицина, 1987. – 48 с.

В брошюре рассказывается о строении органа зрения, факторах, оказывающих неблагоприятное влияние на зрение, мерах профилактики близорукости – заболевания, которое может в значительной степени ограничить выбор профессии школьником.

Показано, какое значение в сохранении зрения имеют рациональная организация рабочего места, уровень его освещенности, правильная посадка, характер зрительной нагрузки и продолжительность занятий в течение дня. Школьники и родители, внимательно прочитавшие главу «Профилактика повреждения глаз» (с.

41-48), смогут многое сделать для охраны зрения, а значит и для будущей жизни.

Брошюра предназначена для родителей и школьников средних и старших классов.

Ермаков В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 67 с.: 31 цв. табл.

Важное место в обучении слабовидящих детей чтению графических изображений отводится дифференцированному подходу к учащимся в зависимости от состояния их зрительной функции. В книге рассматривается методика обучения слабовидящих учащихся чтению рисунков (с.13), чертежей (с.17), схем (с.

21), которая необходима для рационального использования зрения учащихся в учебно-воспитательном процессе школ слабовидящих. Для исследования остроты зрения обычно применяются специальные таблицы (кольца Ландольта, оптотипы Б.Л. Поляка, рисунки для дошкольников). Определение цветоощущения производится по полихроматическим таблицам Е.Б.

Рабкина, а также с помощью специальных приборов – аномалоскопов. Представленные в пособии таблицы, «Видение-1» и методики работы с ними не заменяют существующие таблицы и методики для исследования зрительных функций у слабовидящих детей (центральное зрение, цветоощущение, периферическое зрение и др.).

Применение таблицы «Видение-1» предполагает знание учителями, воспитателями и родителями состояния зрительных функций у детей в динамике (например, до и после лечения; в начале и в конце учебного года).

Следует учитывать, что под влиянием различных факторов состояние зрительных функций может меняться при чрезмерной длительной нагрузке, общем переутомлении, низких уровнях освещения (с.31).

Для учителей и воспитателей

Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 1973. – 159 с.: ил.

В предлагаемой вниманию учителя книге, делается первая попытка рассмотреть вопросы научно обоснованного обучения слабовидящих детей в условиях массовой школы. задача книги – помочь учителю массовой школы повысить успеваемость и способствовать развитию умственных и физических способностей слабовидящих детей.

В книге освещаются основы обучения слабовидящих детей, даются некоторые данные, характеризующие клинические формы нарушения зрения и причины слабовидения. Читатели узнают об остроте центрального зрения, периферическом форменном и глубинном зрении, о цветоразличении, световой чувствительности глаз и их двигательных функциях (с.5-55).

Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями зрения говорят о восприятии предметов и изображений, представлениях слабовидящих детей, произвольном запоминании и логической памяти, о некоторых особенностях мышления слабовидящих детей (с.5-80).

Дифференциальную психолого-педагогическую характеристику слабовидящих детей, обучающихся в массовой школе, анализ причин их неуспеваемости, направление в специальные школы раскрывает третья глава книги (с.80-99). В книге представлены некоторые методы и принципы организации обучения (с.

99-123), даются приёмы обучения слабовидящих детей предметам, требующим зрительной ориентации, а также особенности формирования географических представлений и понятий, занятия изобразительной деятельностью и их значение для развития наблюдательности и совершенствования зрительно-пространственных представлений (с.123-139).

В книге дан словарь специальных терминов (с.148-156).

Пособие предназначено для учителей массовых школ и может быть использовано воспитателями и школьными врачами.

Иванов В.В. Травмы глаз у детей. – М.: Медицина, 1983. – 24 с.: ил. – (Науч. – попул. мед. литература. Для матерей).

Из всех органов чувств человека наиболее важным является орган зрения. Зрение – это одно из основных средств и непременное условие почти всех видов человеческой деятельности. Потеря зрения приводит человека к тяжелой инвалидности и значительно усложняет его жизнь.

Данная брошюра знакомит читателей с видами глазных травм у детей, их причинами и последствиями. В ней также описаны мероприятия первой помощи и профилактики глазного травматизма.

Прочитав брошюру, читатель узнает как оказывать первую помощь при следующих состояниях: ожог глаз химическими веществами, термический ожог, попадание в глаз мелкого инородного тела, травмы глаз с обильным загрязнением, ранения век и окружающих глаз тканей лица (с.18-21).

Брошюра предназначена для матерей, но сведения, приведенные в ней интересны будут также широкому кругу читателей.

Литвак А.Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология». – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.

задача автора при работе над данным учебным пособием – отразить современное состояние одной из отраслей дефектологии – психологии слепых и слабовидящих, вооружить будущих тифлопедагогов тифлопсихологическими знаниями.

В пособии излагается история тифлопсихологии и приводятся методические рекомендации по ее использованию в обучении и воспитании слепых и слабовидящих детей (с.5-60).

На протяжении многих веков в обыденном сознании складывалось представление о слепом как личности глубоко ущербной, с гипертрофированными биологическими потребностями (пищевыми и сексуальными), дурными привычками, наличием отрицательных моральных (эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества) и волевых (внушаемость, негативизм) черт характера.

В результате слепого представляли как человека абсолютно иного рода, нежели зрячего, а возможность развития и совершенствования его личности считали крайне ограниченными.

Во втором разделе книги «Личность и деятельность при дефектах зрения», на основе новых экспериментальных фактов автор доказывает, что при нормальном общении слепого ребёнка с широкой средой, формирование ядра личности протекает без каких бы то ни было отклонений.

Иными словами, нарушение зрительных функций не является непреодолимым препятствием на пути формирования всесторонне развитой личности (с.60-100). Психические процессы, такие как ощущения слепых и слабовидящих, их восприятия, представления, пространственная ориентация, память, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера слепых описаны подробно в разделе книги «Психические процессы и состояния при слепоте и слабовидении» (с.100-207).

В конце каждой главы в книге приводятся вопросы и список рекомендуемой литературы. Книга рассчитана на студентов дефектологических факультетов педагогических институтов.

Пальтов А.Е. Психолого-педагогические основы применения технических средств обучения детей с глубокими нарушениями зрения и слуха: Учеб. пособие. – М.: МГПИ, 1986. – 72 с.: ил.

Технические средства обучения (ТСО) дают возможность повысить эффективность обучения, уменьшить время изучения программного материала и облегчить процесс обучения на каждом этапе развития детей с тяжёлыми аномалиями зрениями и слуха.

Книга небольшая по объёму, но достаточно подробно знакомит с: – тактильным восприятием и тактильными дисплеями (глава 1) – зрительным восприятием и визуальными дисплеями (глава 2) – устройствами для передачи информации детям с тяжёлыми поражениями зрения и слуха (глава 3) В ней подробно описаны различные группы ТСО, составляющих «Систему технических средств для обучения детей с тяжёлыми поражениями зрения и слуха» (глава 4): – полисенсорное устройство для ранней диагностики состояния слуха и зрения – экранные технические средства – технические средства для обучения детей с тяжёлыми поражениями зрения и слуха рельефно-точечному шрифту – устройства, обеспечивающие создание учебных пособий в условиях школы – техническое оснащение физического воспитания

Книга содержит список литературы из 45 наименований (с.67-69) и предназначена для медиков и педагогов.

Источник: https://aupam.ru/pages/sozial/dlya_tech_khubolsop/page_03.htm

Аветисов Э. С. Близорукрсть ч 2

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: Разработан комплекс упражнений [Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., 1977],

И.В.Сухиненко (1980) установила, что девушки 15—17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц с эммет-ропией и гиперметропией. У них отмечается существенное снижение кровотока в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности.

Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100— 140 уд/мин) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаз, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышение работоспособности цилиарной мышцы. После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд/мин и выше), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилиарной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней величины с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии: спустя год в экспериментальной группе рефракция уменьшилась в 37,2 % случаев, осталась на прежнем уровне в

53,5 % и увеличилась у 9,3 %, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2,4; 7,4 и 90,2 % случаев соответственно.

Исследования Е.ИЛивадо (1977) позволили установить, что снижение общей двигательной активности школьников при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости.

Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза.

На основе результатов проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю.И.Курпан (1975, 1979) обосновал методику физического воспитания студентов, страдающих близорукостью.

Особенность физического воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Разработан комплекс упражнений [Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., 1977], предназначенный для лиц, чья работа связана с длительным рассматриванием близко расположенных мелких объектов. Приводим примерный комплекс таких упражнений.

1. Исходное положение (и.п.) — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3—5 с, а затем открыть на 3—5 с. Повторить 6—8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.

2. И.п. — сидя. Быстро моргать в течение 1—2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения век.

3. И.п. — стоя. Смотреть прямо перед собой 2—3 с, перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз, и смотреть на него 3—5 с, опустить руку. Повторить 10—12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4. И.п. — стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6—8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

5. И.п. — сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение век.

6. И.п. — стоя.

Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3—5 с, прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3—5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3—5 с, расположить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз, смотреть обоими глазами на конец пальца 3—5 с, прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3—5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3—5 с. Повторить 5—6 раз. Упражнение укрепляет мышцы обоих глаз (бинокулярное зрение).

7. И.п. — стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем; медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10—12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.

8. И.п. — сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1—2 с снять пальцы с век. Повторить 3—4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Способствуют улучшению работоспособности цилиарной мышцы следующие общие упражнения.

1. Передача мяча (волейбольный, баскетбольный, набивной) от груди к партнеру, стоящему на расстоянии 5—7 м. Повторить 12-15 раз.

2. Передача мяча партнеру из-за головы. Повторить 10—12 раз.

3. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Повторить 7—10 раз каждой рукой.

4. Подбросить мяч обеими руками вверх и поймать. Повторить 7—8 раз.

5. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя). Повторить 8—10 раз.

6. Ударить с силой мяч об пол, дать ему подскочить и поймать одной или двумя руками. Повторить 6—7 раз.

7. Броски теннисного мяча в стену с расстояния 5—8 м. Повторить по 6—8 раз каждой рукой.

8. Броски теннисного мяча в мишень. Повторить по 6—8 раз каждой рукой.

Источник: http://medzubr.ru/avetisov-e-s-blizorukrst-ch-2.html?page=39

Гимнастика для глаз по Аветисову

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: Разработан комплекс упражнений [Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., 1977],

Ежедневное выполнение этих упражнений необходимо проводить в перерывах между напряженной работой…

Профессор Эдуард Сергеевич Аветисов – корифей советской и российской офтальмологии. Он очень много времени и внимания уделял проблемам профилактики расстройств зрения.

Гимнастика для глаз по методике Э.С. Аветисова объединяет в себе различные движения глазного яблока, которые помогают тренировать такую важную функцию оптической системы, как аккомодация. 

Ежедневное выполнение этих упражнений необходимо проводить в перерывах между напряженной работой. Тем самым гимнастика помогает снять напряжение, утомление, что является отличной профилактической мерой в борьбе с близорукостью, в особенности у людей, которые много читают или проводят время за компьютером.

  Выполнять упражнения следует с максимальной амплитудой, движения глазного яблока при этом должны производиться в среднем или же медленном темпе. Очень важным правилом является постепенное увеличение нагрузки. Начинать гимнастику следует с 4-5 повторений каждого упражнения, доводя постепенно кратность выполнения до 8-12 раз.

 

Гимнастический комплекс по методике Аветисова можно разделить на три группы упражнений, которые направлены на разные группы мышц. 

 

УПРАЖНЕНИЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ помогают повысить кровоток в области глазного яблока и ускорить циркуляцию внутриглазной жидкости.

Все упражнения из этой группы следует выполнять сидя. 

Упражнение 1 

Необходимо максимально зажмуривать глаза на несколько (3-5) секунд, а затем открывать их на такой же промежуток времени. 

Упражнение 2 

Следует моргать глазами в течение 10-15 секунд в довольно быстром темпе. После этого следует остановиться и отдохнуть 7-10 секунд. Далее повторить процедуру еще 3-4 раза. 

Упражнение 3 

Указательным пальцем правой руки нужно массировать глаз через закрытое веко. Движения должны быть круговыми и не очень интенсивными. Продолжительность массажа – 60 секунд. Данное упражнение помогает повысить кровоток в области глаза и приводит к расслаблению мышц. 

Упражнение 4 

Через закрытое веко следует надавливать на глазное яблоко тремя пальцами в течение нескольких (1-3) секунд. Повторить упражнение 3-4 раза. 

Упражнение 5 

Необходимо оказывать сопротивление мышцам лба и верхнего века при попытке закрыть глаз. Для этого указательным пальцем нужно прижать кожу в области надбровной дуги к костным структурам. Повторить упражнение следует 6-8 раз. 

ВТОРАЯ ГРУППА направлена на укрепление глазодвигательных мышц. Во время их выполнения не следует двигать головой. Исходное положение сидя. 

Упражнение 1 

Взгляд в медленном темпе поднять к потолку, а затем вновь перевести на пол. Повторить упражнение желательно 8-12 раз. 

Упражнение 2 

Так же медленно необходимо переводить взгляд в горизонтальной плоскости, при этом точка фокусировки перемещается налево, а затем направо. Повторить упражнение 8-10 раз. 

Упражнение 3 

В таком же медленном темпе следует перемещать точку фокусировки по диагонали (влево-вверх, вправо-вниз и наоборот). Повторить это упражнение 8-10 раз. 

Упражнение 4 

Совершать круговые движения глазами против или по часовой стрелке. Повторить упражнение 4-6 раз. 

ТРЕТЬЯ ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ направлена на тренировку фокусировки и аккомодации. В отличие от предыдущих групп, упражнения следует выполнять стоя. 

Упражнение 1 

Взгляд нужно направить вперед и зафиксировать на 2-3 секунды, после этого следует перевести его на палец руки, который размещается прямо перед носом на расстоянии 25-30 сантиметров от лица. Через 3-5 секунд необходимо вновь перевести взгляд. Следует выполнить 10-12 серий. 

Упражнение 2 

Необходимо сфокусировать взгляд на пальце руки, которая размещается перед лицом в вытянутом положении. Далее (через 3-5 секунд) постепенно следует начать сгибать руку, не отрывая при этом взгляда от пальца. В той точке, в которой наблюдается раздвоение предмета, следует остановиться. Повторить упражнение нужно 6-8 раз. Это поможет улучшить восприятие предметов вблизи. 

Упражнение 3 

Так же зафиксировать взгляд на пальце вытянутой руки на несколько (3-5) секунд. Далее прикрывают другой рукой один глаз, после чего следует перемещать палец, меняя расстояние от него до лица. Фокусироваться при этом нужно на 3-5 секунд. Аналогичные действия необходимо совершить и с другим глазом. Повторить упражнение 6-8 раз. 

Упражнение 4 

Это упражнение называется “Метка на стекле”, и его следует выполнять в очках или линзах, если таковые имеются. 

Для выполнения упражнения следует использовать оконное стекло и цветную метку на нем. Размер последней составляет 3-5 мм. Затем нужно найти какой-либо удаленный объект, который проходит через эту метку. После этого зафиксировать взгляд на метке на 1-2 секунды и перевести его на отдаленный предмет на такое же время.

Выполнять упражнение нужно на протяжении семи минут, однако в первые дни гимнастики можно уменьшить его до пяти минут. Упражнение следует повторять как для обоих глаз, так и для каждого по отдельности.

Следует отметить, что работа с глазами по методу Аветисова дает только профилактический эффект, предупреждая появление спазма аккомодации, застойных явлений в глазах и компьютерного зрительного синдрома.

опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/161657-gimnastika-dlya-glaz-po-avetisovu

Гимнастика для глаз по Аветисову: комплексы зрительных упражнений с картинками

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: Разработан комплекс упражнений [Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., 1977],

Десятки миллионов людей по всему миру страдают от плохого зрения.

Статистика показывает, что это число постоянно растет. И виноваты в этом не только компьютеры, но и мобильные телефоны, а сегодня и планшеты.

Зрение начинает портиться, когда человек еще совсем молод. Эксперты говорят: «чем раньше удастся заняться здоровьем своих глаз, тем позже начнется ухудшение зрения». Ведущие ученые разрабатывают специальные гимнастики. Одну из самых известных программ предложил отечественный офтальмолог Эдуард Аветисов.     

Суть разработок Аветисова

Лечебно-профилактическая гимнастика для глаз, созданная по методике профессора офтальмологии Эдуарда Сергеевича Аветисова, пользуется огромной популярностью. Он в течение длительного времени изучал проблемы профилактики разнообразных заболеваний глаз.

Знаменитый офтальмолог пришёл к выводу, что ранняя профилактика гарантирует отсутствие проблем с оптической системой глаз.

В своей методологии, Аветисов делает главный упор на тренировку аккомодации (адаптации глаза к изменениям, вызванным перемещением наблюдаемых объектов на разные расстояния). 

Рекомендуется, в целях профилактики, заняться «глазной гимнастикой» как можно раньше, лучше всего еще ребенком.

Но и взрослым людям такие упражнения для глаз по Аветисову принесут пользу, особенно почитателям книг, тем, кто много времени проводит у компьютера или страдает близорукостью.

Программа разработана для ежедневных заданий и подразделяется на три комплекса упражнений для разных групп мышц.

Сначала рекомендуется заниматься зрительной гимнастикой по Аветисову для глаз не спеша. А с каждым новым разом технику выполнения гимнастики, а значит и нагрузку на мышцы, можно увеличивать. Все движения желательно выполнять в заданном порядке.  

Комплекс упражнений 1

Первый тренировочный комплекс нацелен на улучшение кровотока и циркуляции жидкости внутри глаза. 

Упражнение 1. Для начала, нужно 6-8 раз смыкать и размыкать веки. При этом в каждом положении нужно делать трех- или пятисекундную паузу.

Упражнение 2. Быстро моргайте секунд 15. Остановитесь и помассируйте пальцами сомкнутые веки.

Упражнение 3. Теперь 4 раза придавите глазные яблоки через сомкнутые веки. Придавливать нужно легонько и не более 3 секунд, останавливаясь на короткие передышки.

Упражнение 4. Указательными пальцами надавите в области надбровной дуги. Представьте, что вам нужно преодолеть сопротивление окружающих вас мышц.

Комплекс упражнений 2

Этот комплекс считается укрепляющим бальзамом для всех глазных мышц. Его регулярное выполнение сводит на нет ухудшение зрения.

Упражнение 1. Не двигая головой, переведите взгляд с потолка на пол 8-12 раз. Обязательно фокусируйте взгляд в верхней и нижней точке.

Упражнение 2. Теперь фокусировка должна стать шире. Глядите вправо, затем по диагонали поднимайте глаза вверх, и по такой же диагонали опускайте взгляд в левый угол внизу. Проделайте все в обратном направлении. Голову не перемещайте. Сделать это нужно до 12 раз.

Упражнение 3. Перемещайте взгляд с правой фиксированной точки в левую сторону и обратно. Также совершите 12 повторений.

Упражнение 4. После этого вращайте глазами по часовой стрелке и против часовой, не упуская из виду все, что видите. Всего нужно совершить 12 повторений.

Комплекс упражнений 3

Заключительный гимнастический комплекс тренирует зрение и совершенствует аккомодацию глаз. Делайте все упражнения по Аветисову для глаз в одной позе, желательно стоя на ногах и ни на что не опираясь.

Упражнение 1. Выберите самую дальнюю точку на горизонте. Вытянете руку и выставьте вперед указательный палец. 12 раз перемещайте свое зрение с этой дальней точки на кончик пальца.

Упражнение 2. Теперь указательным пальцем дотроньтесь до кончика носа. Весь путь, который пройдет вытянутая рука, не сводите глаз с пальца, постоянно фокусируя на нем свое внимание. Это нужно повторить 10 раз.

Упражнение 3. Похоже на предыдущее, только в этом случае необходимо следить за рукой то одним, то вторым глазом. На каждый из них отведено 8-10 повторов. Глаз, который не участвует в фокусировке, прикрывайте ладонью, соответственно меняя руку, которую протягиваете к носу.

Упражнение 4. Нарисуйте точку на хорошем прозрачном стекле (подойдет любое окно, но степень видимости играет важную роль). Сфокусируйте на нем свой взгляд, а затем переведите фокус на какой-нибудь уличный объект. Снова сосредоточьтесь на точке, а затем на объекте с улицы. Это задание следует выполнять около 7 минут.

Зарядка для глаз по Аветисову нашла много приверженцев. Она достаточно эффективна, к тому же очень проста. Упражнения выполняются довольно быстро и делать их можно в любом месте.

Источник: http://DrVision.ru/profilaktika/gimnastika-dlya-glaz/po-avetisovu.html

Как выполнять лечебную гимнастику для глаз по методике Аветисова?. Доставка контактных линз и очков по Москве и России

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: Разработан комплекс упражнений [Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., 1977],

Близорукость — самое частое нарушение зрения, развивающееся обычно в детском возрасте. Для исправления этого дефекта используют очки или контактные линзы. Однако они не лечат близорукость, а лишь компенсируют ее. Зрительная гимнастика по методу Аветисова помогает укрепить здоровье глаз, улучшить аккомодацию, усилить кровообращение.

В офтальмологической практике существует несколько комплексов упражнений для профилактики и коррекции близорукости слабой и средней степени. Помимо этого, они способствуют укреплению глазодвигательных мышц и склеры, нормализации кровообращения в глазных структурах, устранению спазма аккомодации, ускорению циркуляции внутриглазной жидкости.

Такие упражнения приносят ощутимые результаты при их регулярном выполнении. При отсутствии противопоказаний гимнастику для глаз назначают детям. Специалист посоветует, какие комплексы упражнений подойдут в конкретном случае, в том числе с учетом возраста маленького пациента.

Одним из самых эффективных и проверенных способов является гимнастика для глаз, разработанная Эдуардом Сергеевичем Аветисовым, — профессором, ученым с мировым именем, широко известным в области офтальмологии. Он является автором более 120 научных работ, а также методик по исправлению косоглазия, нистагма, в том числе профилактики близорукости у детей.

Его исследования применяются для работы во многих клиниках мира. Упражнения из гимнастики Аветисова также используются в других комплексах упражнений по улучшению зрения и укреплению глазных мышц.

Любую болезнь легче предупредить, чем потом лечить — именно этого мнения придерживался профессор Э.С.Аветисов в своей работе. Практика не раз подтверждала, что те дети, которые регулярно выполняли упражнения для профилактики близорукости, имели гораздо меньше проблем со зрением во взрослом возрасте.

Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова: описание

Профессор разработал комплекс упражнений из трех этапов, основанных на различных движениях глазного яблока.

Они хорошо помогают улучшить такую важную функцию нашей оптической системы, как аккомодация, укрепить глазодвигательные мышцы, снять напряжение и усталость глаз. Гимнастика по методике Э.С.

Аветисова является эффективной профилактикой близорукости в детском возрасте, а также подходит людям, чья деятельность связана с повышенными зрительными нагрузками.

Выполнять упражнения необходимо в медленном или среднем темпе. Начинать каждое из них рекомендовано с четырех-пяти повторов, затем постепенно увеличивая количество до 10-12 раз. Комплекс состоит из трех групп упражнений.

Гимнастика для глаз: первая группа

Данные занятия помогает улучшить кровообращение и ускорить циркуляцию жидкости в глазном яблоке. Упражнения из 1 группы выполнять нужно сидя:

  • Сильно зажмурьтесь на 3-5 секунд, а затем разомкните веки на такой же период времени. Повторять следует 7-8 раз.
  • Быстро моргайте примерно 10-15 секунд, после чего просто закройте глаза на 10 секунд. Сделайте 3-4 повторения.
  • Снова закройте глаза и аккуратно, круговыми движениями, массируйте указательными пальцами веки. Длительность движений — по одной минуте на каждый глаз. Это помогает повысить кровоток и расслабить мышцы.
  • Соедините большой палец и мизинец в центре ладони, а указательный, средний и безымянный распределите по краям и центру закрытого века. Затем нужно производить ими лёгкие надавливающие движения на глазное яблоко в течение 1-3 секунд. Повторить 3-4 раза.

Гимнастика для глаз: вторая группа

Во время выполнения этих упражнений нужно держать голову неподвижно — так эффект от них будет лучше. Вторая группа упражнений направлена на укрепление глазодвигательных мышц:

  • Выпрямите спину. Держите подбородок параллельно полу. Медленно поднимите глаза вверх, а затем также медленно переведите их вниз. Сделайте 10-12 повторов.
  • Упражнение, аналогичное предыдущему, только глаза нужно переводить влево и вправо с тем же количеством повторов.
  • Оставаясь в том же положении, смените направление взгляда. Теперь глазами нужно двигать перекрестно: вверх-вниз, влево-вправо, повторив 8-10 раз.
  • Медленно вращайте глазами по часовой стрелке, а затем наоборот, совершив 5-6 повторов.

Гимнастика для глаз: третья группа

Эти упражнения направлены на улучшение и тренировку аккомодации. В отличие от предыдущих двух, выполнять их нужно стоя:

  • Вытяните руку перед носом примерно на 30 см, подняв большой палец. Смотрите прямо перед собой 2-3 секунды, а затем переведите глаза на палец. Через 5 секунд снова направьте взгляд вперед, потом опять на палец. Следует сделать 9-12 таких чередований.
  • Вытяните руку и зафиксируйте взгляд на поднятом большом пальце. Затем начинайте медленно приближать его к носу, остановившись в тот момент, когда палец начнет двоиться в глазах. Повторить 7-8 раз.
  • Для этого упражнения нужно надеть очки или линзы, если Вы носите их. Наклейте на окно яркую метку в виде круга диаметром 3-5 мм. Затем найдите за стеклом объект, проходящий через эту метку. Остановите взгляд на ней, а затем переведите его на отдаленный предмет и снова на метку, задерживаясь каждый раз на 3-5 секунд. Упражнение делайте для каждого глаза отдельно и для обоих в течение пяти-семи минут.

Мы видим, что гимнастика для глаз по методике Аветисова включает в себя комплекс разнообразных упражнений, направленных на укрепление оптической системы.

Обращаем внимание, что они носят лишь профилактический характер, и полностью исправить близорукость не способны. Однако регулярное выполнение данного комплекса показывает эффективные результаты.

Если же ребенок уже имеет степень миопии более +3 диоптрий, то ему подойдут занятия по системе Бейтса, направленные на снятие напряжения глазных мышц.

Что необходимо знать перед началом занятий

Специалисты предупреждают: нельзя самостоятельно начинать какие-либо упражнения для глаз без предварительной консультации с врачом. После диагностики и получения полного анамнеза офтальмолог порекомендует подходящие комплексы зрительной гимнастики. Особенно это важно для детей.

Недопустимо также заниматься гимнастикой для глаз при наличии текущих воспалительных или инфекционных заболеваний глаз, например, конъюнктивита, блефарита, после недавно перенесенных операций зрительных органов или травм головы.

Противопоказанием для проведения комплекса упражнений является также сильная степень миопии, косоглазие, амблиопия — для профилактики и улучшения состояния существуют специальные методики. Препятствием для выполнения гимнастики служат такие болезни, как глаукома, отслоение сетчатки, повышенное внутриглазное давление, патологии развития органов зрения и т.д.

Словом, необходима предварительная грамотная консультация специалиста. Только после одобрения врача можно приступать к тренировкам, иначе в некоторых ситуациях упражнения для профилактики близорукости вместо пользы принесут вред.

При проведении занятий очки или контактные линзы нужно снять (кроме упражнения с меткой на стекле). Родителям следует заниматься с детьми, контролируя правильное выполнение занятий.

Не следует также превышать рекомендованное количество повторов одного упражнения. Чрезмерная нагрузка на мышцы способна нанести вред органам зрения.

Срок и частота проведения укрепляющих профилактических комплексов для глаз регламентируются офтальмологом.

Следует иметь в виду, что при появлении болевых ощущений, дискомфорта занятия следует немедленно прекратить и обратиться к врачу для проверки состояния зрительных органов. Возможно, гимнастика для глаз по методике Аветисова не подходит индивидуально и нужно рассмотреть другой комплекс или совсем иные методы терапии.

Источник: https://www.ochkov.net/informaciya/stati/kak-vypolnyat-lechebnuyu-gimnastiku-dlya-glaz-po-metodike-avetisova.htm

Medic-studio
Добавить комментарий