Способы установления психологического контакта и доверительных

Приемы и правила установления и поддержания психологического контакта

Способы установления психологического контакта и доверительных

Цели профессионального общения определяются характером и ситуациями профессиональной деятельности. Их достижение или недостижениесвидетельствует об уровне профессионализма сотрудника органов внутренних дел, о качестве выполнения им своих служебных функций.

Профессиональное общение предполагает владение сотрудником определенным психологическим инструментарием, обеспечивающим его успешность.

Помимо методов и приемов, значительная роль в общении отводится психотехникам, основными из которых являются: техника психологического воздействия; психотехника визуальной диагностики собеседника; техника установления психологического контакта и доверительного общения; психотехника бесконфликтного взаимодействия и др.

Для сотрудника органов внутренних дел важным является умение понимать притворные жесты, особенности которых заключаются в следующем: а) они преувеличивают слабые эмоции (за счет усиления движений рук и корпуса); б) подавляют сильные волнения (за счет умышленного ограничения движений рук и корпуса); в) представляют собой ложные движения, не соответствующие содержанию общения.

В работе сотрудника полиции необходимо знать также собственную территорию безопасности, а также той, на которой он будет общаться с окружающими. Как человек обозначает границу своего личного пространства и территорию личной безопасности? Выражением лица, позой – партнер отклоняется назад, если вы слишком близко подошли к его границе.

Жестами рук – человек часто заканчивает жест как раз на границе личного пространства. Изменяется ритм и глубина дыхания.

Вторжение сотрудника органов внутренних дел в интимно-личностную территорию человека, которая входит в территорию его личной безопасности, вызывает различные физиологические реакции в организме: сердце начинает биться быстрее, происходит выброс адреналина в крови, и она приливает к мозгу и мышцам, как сигнал физической готовности нашего организма к бою, т.е. состояние боевой готовности. Это означает, что если вы всего-навсего дружелюбно прикоснетесь к руке или приобнимите человека, с которым видитесь впервые, то это вызовет у него отрицательную реакцию по отношению к вам, даже если он будет вам улыбаться. А если ваше поведение по отношению к данному лицу будет более агрессивно, то это вызовет у него такое же агрессивное поведение по отношению к вам. Следователи используют специальные методы, построенные на нарушении территории личности для того, чтобы сломить сопротивление допрашиваемых преступников или получить скрываемую информацию. Для этого они усаживают преступника на стул без подлокотников, ставят стул в центре комнаты и постоянно во время допроса проникают в его интимную и особо интимную зону, оставаясь в ней до тех пор, пока тот не даст ответ. Но не следует применять эту тактику в обычных ситуациях с гражданами.

Установление психологического контакта есть целенаправленная, планируемая деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижения его целей.

Психологический контакт, устанавливаемый сотрудниками с гражданами в ходе решения оперативно-служебных задач, выступает важным параметром оперативно-служебной деятельности и существенно отличен от психологических контактов, устанавливаемых между людьми в обыденной жизни.

Главное же его отличие, отмеченное в ряде нормативных документов МВД, состоит в том, что успешное достижение психологического контакта сотрудниками органов внутренних дел неразрывно связано, в конечном итоге, с получением значимой информации и изменением линии поведения граждан в диапазоне от противодействия – к содействию и сотрудничеству.

Правила для установления эффективного психологического контакта:

1. Систематически осуществлять «выяснение», т.е. обращение к говорящему за уточнениями. Выяснение помогает более точному восприятию сообщения и демонстрирует внимание к собеседнику.

Ключевые фразы: «Что вы имеете в виду?», «Я не понял», «Не объясните ли вы это?» и т.д.

2. Использовать перефразирование, т.е. адресовать говорящему его сообщение словами слушающего. Перефразирование можно начинать следующими словами: «Как я понял Вас…», «Другими словами, Вы считаете…»

При перефразировании важно выбирать только существенные моменты сообщения, иначе возникнет путаница.

3. Отражение чувств. Ответ и эмоциональная реакция на чувства говорящего важны потому, что в общении люди по существу обмениваются тем, что имеет для них лично существенное значение.

Отражая чувства гражданина, мы показываем ему, что понимаем его состояние. Для обеспечения рефлексивного отражения чувств можно пользоваться следующими вступительными фразами: «Мне кажется, что Вы чувствуете…», «Не чувствуете ли Вы себя несколько…» и т.д.

4. Резюмирование. Резюмирующие ответы подытоживают основные идеи и чувства говорящего. Это прием применим в продолжительных беседах, т.е.

там, где перефразирование и отражение используются довольно редко.

Резюме следует формулировать своими словами, но типичными вступительными фразами могут быть: «То, что Вы в данный момент сказали, может означать…», «Если теперь подытожить сказанное Вами, то» и т.д.

5. Область практической психологии, исследующая особенности восприятия мира через ведущие каналы, называется нейро-лингвистическим программированием.

Исключение отрицания из речи. У отрицания есть интересное свойство – оно существует в языке, но не в подсознании.

Поэтому говорите человеку то, чего вы от него хотите, а не то, чего он не должен сделать. Лучше сказать о том, что должно быть и о том, что есть.

Приемы сокращения дистанции для достижения доверительных отношений:

Человек конструирует образы и звуки при взгляде вправо. Вспоминает – при взгляде влево. Следовательно, мы обычно располагаем свое будущее справа, прошлое – слева.

В этой связи, как правило, личное пространство слева короче: подойдите к нему справа, и он сможет, глядя на вас, сконструировать образ «опасности». Поэтому, при проверке документов, знакомстве с новым человеком – подходите слева.

Хотите вызвать человека на приватный контакт – подходите слева.

Если вы начнете постепенно понижать громкость своей речи, собеседник будет стараться подвинуться ближе к вам. И можно просто спросить разрешения занять место ближе к нему.

Приемы создания подсознательного доверия в целях установления психологического контакта с разными группами людей:

Иллюзия внимательного слушания состоит в том: вы наклоняете голову чуть вправо и периодически киваете, когда партнер говорит и можете спокойно заполнять документы данного гражданина, лишь изредка, глядя на собеседника, – он все равно будет считать, что вы его слушаете.

Жест открытых ладоней. В нашем сознании испокон веков открытая ладонь ассоциируется с честностью, искренностью, преданностью.

Знание данной техники взаимодействия с другими людьми позволит сотруднику установить благоприятный психологический контакт с гражданами.

Стадии установления психологического контакта

1. Прогнозирование предстоящего общения. Для оптимального достижения целей при установлении психологического контакта весьма целесообразно иметь предварительный план действий, спрогнозировать предстоящее общение.

Для этого необходимо иметь в наличии предварительные данные о личности, с которой предстоит общаться. Так, следует располагать сведениями о коммуникабельных свойствах.

Существуют психические свойства личности, которые облегчают установление с ней контакта – откровенность, любознательность, общительность, вежливость, тактичность.

Наряду с этим существуют свойства личности, которые затрудняют установление контакта: повышенная раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, подозрительность, скрытность, озлобленность и т.д.

Наличие каких-либо из перечисленных свойств всегда должно учитываться при прогнозировании общения.

2. Создание внешних условий, облегчающих установление контакта. В каждом конкретном случае внешние условия должны идеально соответствовать той социальной роли, которую необходимо проявить в процессе общения. Ничто не должно мешать общению, отвлекать вашего собеседника. Обстановка должна располагать к доверительной беседе с гражданами.

3. Проявление внешних коммуникабельных качеств и накопление согласия. Улыбка, радушие в облике, жестах, мимике располагают собеседника к вам. У него невольно вызываются также положительные эмоции, что имеет значение для процесса установления психологического контакта.

Как уже отмечалось выше, сотруднику милиции в процессе общения с гражданами очень часто приходится преодолевать психологические барьеры в общении. С этой целью необходимо накопление согласия с собеседником на первоначальном этапе общения. Здесь не имеет значение то, по поводу чего достигнуто согласие – важно количество согласий.

Нужно уметь так ставить вопрос, чтобы человек не мог не согласиться с вами (например: «Вам неприятно, что вас вызвали на допрос?», «Вы конечно будете говорить правду?» и т.п.).

4. Поиск общих и нейтральных интересов. На начальной стадии общения важно расположить человека к себе, найти общий язык с ним. Решению этой цели помогает выявления общих и, в то же время, нейтральных интересов (это может быть хобби: коллекционирование марок, монет, книг; увлечения: спортом, туризмом и т.п.).

Общие интересы и их поиск всегда вызывают положительные эмоции, и инициатор контакта в данном случае является источником этих эмоций. Само по себе общение по интересу сближает собеседников, создает группу («мы – охотники», «мы – болельщики одной команды» и т.п.).

Нейтральные интересы всегда к тому же снижают различие в интересе и статусе.

5. Действия по ликвидации помех в общении.

При развитии психологического контакта с человеком необходимо обращать внимание и предпринимать необходимые меры по ликвидации помех в общении, к которым можно отнести отрицательное отношение к предстоящему общению; наличие психических состояний, затрудняющих, делающих невозможным развитие общения; вмешательство посторонних лиц и т.п. Снятие всех помех – обязательный этап установления психологического контакта.

6. Индивидуальное воздействие. Завершать установление психологического контакта сотрудник должен индивидуальным воздействием на личность собеседника, которого он к тому же ждет. Цель этого воздействия – получение от него доверительной информации. При этом могут вырабатываться какие-то общие нормы доверительных отношений на будущее.

Психотехника бесконфликтного взаимодействия

Успешность коммуникативного воздействия в значительной степени определяется соблюдением сторонами определенных условий – факторов, вызывающих возникновение конфликтов.Конфликт – это несовместимость целей, интересов, установок, которая возникает между сторонами- участниками конфликта (при взаимодействии или осуществлении разного рода деятельности).

Виды конфликтов по локализации: внутриличностный, межличностный.

Признаки внутреннего конфликта:

Отступление – молчание, отсутствие увлеченности, обособление;

пугающая информация – критиканство, ругательства, демонстрация собственного превосходства;

приведение в замешательство – неожиданные вопросы, ответы, неадекватное поведение;

жестокий формализм – формальная вежливость, буквоедство, слежение за другими;

попытки обольщения – кокетство, капризы, детскость;

разговоры на посторонние темы;

поиск виноватых – самобичевание, ложная скромность, обвинение коллектива.

Межличностные конфликт есть частый, хотя и занимающий особое место, случай взаимодействия между людьми в процессе их общения и совместной деятельности.

Типология конфликтных личностей:

«Демонстративные» – характеризуются стремлением всегда быть в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких- либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду.

«Ригидные» (негибкий, не пластичный)- отличается честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием считаться с мнением окружающих.

«Неуправляемые»- отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля.

«Сверхточные»- добросовестные люди, особо скрупулезные, подходящие ко всем с позиции завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям, подвергают резкой критике.

«Безвольные»- обладают легкой внушаемостью, неустойчивы в оценках, внутренне противоречивы, зависят от мнения окружающих, излишне стремятся к компромиссу, ориентируются на сиюминутный успех в ситуациях, недостаточно хорошо видят перспективу.

Построение алгоритма беседы, опроса или допроса должно опираться на знания о собеседнике. Сотрудник имеет предварительные данные о личности, с которой предстоит общаться. В ином случае применяются техники визуальной диагностики собеседника, оценка его мимики, жестов, проксемики.

Заключение

Важной составляющей профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел является коммуникативная компетентность, как сумма знаний, навыков и умений вести конструктивный диалог, устанавливать контакт с представителями различного контингента людей, от обычных, «мирных» граждан, до криминальных субъектов.

В результате диагностики коммуникативных склонностей и копинг-стратегий у курсантов 1 и 4 курса мы выявили, что общий уровень коммуникативных склонностей у курсантов 4 курса, обучающихся по специальности «37.05.

02 Психология служебной деятельности» выше, чем у курсантов 1 курса, что по нашему мнению, обусловлено спецификой дисциплин, изучаемых по учебной программе узкого профиля подготовки.

Она заключается в изучении психологических аспектов профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, обучении техникам и приёмам установления контакта и поддержания правильной атмосферы при взаимодействии с различными людьми.

Основной проблемой выступает то, что программы обучения сотрудников других специальностей не позволяют достигнуть должного уровня развития указанных качеств.

Поэтому для ее устранения необходимо разработать универсальную систему психологической подготовки с возможностью интеграции в учебную программу с учётом специфики предстоящей правоохранительной деятельности и задач, стоящих перед сотрудником полиции при участии в мероприятиях, связанных с массовым пребыванием людей и непосредственным взаимодействием с ними. Учитывая то, что необходимые компетенции не могут быть сформированы только путём освоения теоретических знаний, мы предлагаем следующие дополнительные интерактивныеформы занятий:

– проведение деловых игр в форме круглых столов, «собеседования», дискуссий, интервью направленных на имитацию конфликтных ситуаций с задачей поиска правильной тактики поведения для достижения определенного результата.

Таким образом обучающиеся смогут изучить ситуации с различных точек зрения, получить советы по коррекции своих действий, а также понять особенности реакций людей с различными типами личностей на идентичные раздражители;

– проведение публичных выступлений на проблемные темы с целью создания спорных и неоднозначны мнений, требующих от сторон умения убеждения и аргументации своей позиции;

– проведение тренингов с практикующими психологами и сотрудниками, имеющими в своей деятельности постоянный контакт с различной аудиторией. Возможна демонстрация различных стратегий построения линий общения с преступным элементом с помощью видеофильмов или личного присутствия в допросных комнатах, например.

С помощью интеграции программы данного вида возможно достичь поставленных целей повышения уровня коммуникативных склонностей у курсантов других специальностей, формирования необходимых навыков построения общения с людьми с последующим получением интересующей информации. Заинтересованность в изучении данного материала обусловлена высокой полезностью этой информации и практических умений в повседневной жизни,и пониманием влияниякоммуникативныхспособностей человека на общение с другими людьми и иные формы взаимодействия.

Качественный анализ взаимосвязи уровня коммуникативной компетентности и типов поведения в конфликтной ситуации показал, что высокий уровень коммуникативной компетентности, в таких ее проявлениях, как умение аргументировать свою позицию, вести дискуссию, диагностировать настроение и эмоции собеседника и способность корректировать в этой связи  свою тактику общения для достижения необходимого результата, удовлетворяя интересы обеих сторон, соответствует такому типу поведения, как сотрудничество, иногда компромисс. Поэтому можно предположить, что работа над коммуникативной компетентностью будущих сотрудников органов внутренних дел успешно повлияет на их компетентность в разрешении и предупреждении конфликтов и решении сложных профессиональных задач в сфере взаимодействия с людьми.

Несмотря на то, что выборка исследования была не большой, можно сделать вывод, что коммуникативная компетентность взаимосвязана с копинг-стратегиями, а ее формирование является важным аспектом подготовки сотрудника органов внутренних дел, и чтобы улучшить текущие показатели на всех профилях подготовки исследуемой образовательной организации необходимо произвести корректировку программ подготовки с учётом описанных выше изменений и дополнений.

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. -М.: МГУ, ред. 2007.-154 с.

2. Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб-метод, пособие -М.: Высш. школа, 2003.-368 с.

3. Асеев В.Г. Структурные характеристики мотивационной системы личности // Психологические проблемы социальной регуляции поведения – М.: Наука , 1976.-215 с.

4. Базаров Т.Ю., Веселов В.М., Пищелко А.В. Психолого- педагогические основы применения видеотренинга в учебном процессе. Учебное пособие для вузов МВД России.- Домодедово: МВД России: 2009.-78с.

5. Барабанщиков А.В. и др. Военная педагогика и психология. – М.: Воениздат, 2006.-239 с.

6. Бобнева М.И. Особенности нормативной регуляции поведения человека в организации //Психологические механизмы регуляции социального поведения – М.: Наука, 2008г. – 176 с,

7. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 2005.

8. Бодалев А.А, Личность и общение. М.; Международная пед. академия, 2010-324 с.

9. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика – М .: 2000 ,- 191с. 25,Будилова Е.А. Проблемы деятельности в отечественной психологии . ч1. -М . : 2007

10. Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании. – М.: Высш. школа, 2008. -168 с.

11. Вопросы изучения и преподавания психологии. Сборн. научи, трудов ,ф / Под ред. А.М.Матюшкина и М.Г. Ярошевского – М.: высш. школа, 2002 – 249 с.

12. Зимняя И.А. Педагогическая психология : Учеб. пособие . – Ростов н/ Д.: изд-во «Феникс», 2004 .-480 с.

13. Истомин И.Ю. Ценностные ориентации в личной системе регуляции поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения – М.: Наука, 2002.- 333 с.

14. Кикоть В.Я., Якунин В.А. Педагогика и психология высшего образования. Учебник – СПб., 1996.

15. Китов A. Психология управления. – М.: Академия МВД России, 1979 -519 с.

16. Ковалев А.Г. Психология личности – М,: Наука, 2000 – 347 с.

17. Филиппов М.Н. Невербальные коммуникации в конфликтных личностных взаимоотношениях // Мир образования образование в мире. – 2004. – № 1. – С. 12-17.

18. Ячин С.Е. Диалог как коммуникативный режим // Человек. 2001. -№5. — С.142-148.

19. Социальная психология и этика делового общения / Под ред.В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ, 1995. – 161 с.

20. Анцупов А. Я. Шипилов А. И. «Конфликтология»  М. 2002 – 591 с.

[1] Бодалев А.А, Личность и общение. М.; Международная пед. академия, 2010-324 с.

[2] Ячин С.Е. Диалог как коммуникативный режим // Человек. 2001. -№5. — С.142-148.

[3]Бороздина Г.В. Психология делового общения. / Г.В. Бороздина – М.: Деловая книга 2004. – 302 с.

[4] Л.С. Выготский – Мышление и речь. М., 1996. С. 306–359.

[5]Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования. В кн.: Методологические проблемы в социальной психологии. – М., 1975. – С.116.

[6]Анцупов А. Я. Шипилов А. И. “Конфликтология” М. 2002 – 591 с.

Источник: https://studopedia.net/7_35303_priemi-i-pravila-ustanovleniya-i-podderzhaniya-psihologicheskogo-kontakta.html

Способы установления психологического контакта и доверительных отношений

Способы установления психологического контакта и доверительных

Установление психологическогоконтакта и доверительных отношений в общении юриста. Для решения трудныхзадач в общении нужна не просто близость тел двух людей, но близость ихдуш – целей, мыслей, чувств, намерений. Именно это имеют в виду, когдаговорят о психологической близости, психологическом контакте, взаимопонимании,взаимном доверии.

Психологический контактв правоохранительной деятельности – это проявление работником правоохраныи гражданином взаимного понимания и уважения целей, интересов, доводов,предложений, приводящее к взаимному доверию и содействию друг другу прирешении профессиональной задачи юристом. Иначеговоря, это профессионально-психологический контакт.

Чаще всего психологическийконтакт и возникающие на его основе доверительные отношения локальны, имеютузкую зону развития, иногда похожую на ниточку, чем-то связывающую двухлюдей. Это не всеобъемлющее доверие, а ограниченное какой-то информацией,договоренностью по какому-то вопросу.

Чаще всего оно бывает временным,не выходящим за рамки части выполняемого юристом профессионального действияи ситуации. Это определенный, как говорят ныне, консенсус – договоренность,согласие и очень редко безграничное доверие, какое бывает при дружбе. Однакои установление такого парциального, разового контакта очень важно.

Найти”ниточку”, “потянуть за нее” – это нередко начало крупного успеха.

Основные психологическиеусловия установления психологического контакта обусловлены тем,что, как правило, надо не искать “золотой ключик”, не рассчитывать наавось, а фундаментально, комплексно подходить к его установлению. Существуетпо меньшей мере пять групп психологических факторов, образующих в комплексеусловия установления психологического контакта:

• психологическая значимость,трудность, объективная или субъективная, оценивая опасность того дела,проблемы, по поводу или в контексте которых ведется общение и юристом делаетсяпопытка установить психологический контакт;

• психология гражданина,занятая им позиция, избранная линия и тактика поведения, психические состояния;

• психологические особенностиобстановки, в которой осуществляется общение;

• психология юриста;

• психологическая эффективностьприменяемых юристом приемов общения и установления контакта.

Правило создания благоприятныхусловий для установления контакта и учета психологии граждан дублируетвсе то, что уже сказано выше об общении. Только реализация его делаетсяабсолютно обязательной и максимально правильной.

Правило самопрезентацииличности юристом и справедливо благожелательного отношения к гражданину.Никто добровольно не будет искренен и доверителен с человеком, которыйвыглядит не заслуживающим этого.

В ряде случаев юристу целесообразно позаботитьсяо том, чтобы до вызываемого гражданина заблаговременно была доведена информацияо его личности, ка–чествах, квалификации, отношениях к проблемам, беспокоящимграждан. Сильно, как уже отмечено, первое впечатление, и оно имеется иу гражданин о юристе.

В процессе общения разумно его последовательно инастойчиво улучшать, укрепляя представление о себе как о человеке, которомуможно довериться, надо довериться, чтобы решить свою проблему.

Для этогонужны: внешне выраженное внимание, понимание, сочувствие к гражданину,к беспокоящим его вопросам, к поиску выхода из трудного положения, в котороеон попал; ясно выраженная готовность помочь; напоминание о том, что толькоон, юрист, может помочь гражданину; упорно выражать убеждение, что толькодоверившись юристу, гражданин сможет решить свои проблемы, и иного выходанет.

При общении с лицами, принадлежащимик преступному миру, можно значительно повысить свой авторитет, продемонстрировавглубокое знание татуировок, “блатной” речи, воровских обычаев и традиции,субкультуры преступной среды и т.п.

Прием нейтрализации психологическихбарьеров ориентирован на устранение или ослабление опасений, настороженности,недоверия, враждебности, которые мешают установлению контакта, которыеособенно сильны при общении граждан с представителем правоохранительногооргана. Опять-таки это зависит от строгого, умелого и последовательноговыполнения юристом общих правил общения.

Кроме того, надо явно демонстрироватьсвою объективность, отсутствие “обвинительного уклона”, зачитывать соответствующие-1статьи кодексов, обязывающих юриста к поиску истины, указывать наобстоятельства, которые могут помочь решить вопрос в его пользу, либо носитьхарактер смягчающих, предлагать совместно искать их.

Хорошо, когда юристуудается предварительно оказать какую-то посильную и отвечающую нормам правапомощь гражданину (в решении какого-то служебного, квартирно* го вопроса,в получении паспорта, иного документа или материальной помощи, положеннойпо закону, юридическом консультировании и пр.).

В этом случае гражданинпсихологически испытывает собственную обязанность, перед юристом ответитьдобром на добро. ' Правило накопления согласий – хорошо известныйи успешно применяемый способ (прием). Он заключается в изначальной постановкетаких вопросов собеседнику, на которые он естественным образом отвечает”да”.

Учитывается такая “психологика”, свойственная людям: 1) если человекизначально ответил “нет”, то сказать потом “да” ему психологически трудно;2) если человек несколько раз подряд сказал “да”, то у него возникает хотяи слабая, но реальная, как говорят, фиксированная психологическая установкапродолжить тенденцию согласий и сказать “да” в очередной раз.

Тактика примененияприема заключается в том, чтобы начинать с простых, безобидных, “нейтральных”вопросов, которые не вызывают тревоги и на которые, кроме “да”, никак ответитьнельзя. Постепенно вопросы усложнять, приближаясь к сути обсуждаемой проблемы,начинать касаться “болезненных” точек, но для начала все же не главных.

Демонстрация общностивзглядов, интересов. Психологическому сближению способствуетотыскивание и подчеркивание всего общего между гражданином и юристом, чтотолько может быть, и протягивание личностных “нитей связи” между ними,приводящих их к временному сближению и обособлению от всего окружающегомира (к образованию диады “мы”).

Они могут отыскаться в единстве, схожести,подобии, сравнимости: возраста, пола, места жительства, землячества, элементовбиографии (воспитание в семье без отца, служба в армии или на флоте, отсутствиеродителей, воспитание в детском доме, временное проживание в прошлом вкаком-то городе, районе, области, трагических, неприятных событий, илинаоборот, – удач и др.

); увлечений, способов проведения досуга, культурныхинтересов, планов на будущее, занятий на садовом участке, отношений к спорту,увлечений автомобилями, мнений о прочтенных книгах, просмотренных фильмахи телепередачах и др.

; понимании и отношении к разным событиям, происходящимв стране, тем или иным сообщениям средств массовой информации; оценкахлюдей, ценимых их качествах, наличии общих знакомых, встречах в разноевремя с кем-то и отношениях к нему.

Психологическое “поглаживание”представляет собой признание понимаемых юристом положительных моментовв поведении и личности партнера по общению, наличия правоты в его позициии словах, выражение понимания его.

Это немного успокаивает, повышает чувствоуверенности, формирует представление, что юрист справедлив и не настроеногульно отрицательно и благожелателен.

Главный расчет применения такогоправила – морально-психологическое обязывание собеседника, побуждение егок ответному признанию достоинств и правды юриста, согласию с его утверждениями,выражению понимания его. Когда это делается, число “точек” психологическогосближения увеличивается, контакт нарастает.

Окончательное обособлениев диаду “мы” завершает процесс нарастающей близости: “Вы и я”,”Мы с Вами”, “Мы вдвоем”, “Мы одни”, “Нас никто не слышит”, “Нас никтоне видит”.

Этому способствуют беседа с глазу на глаз, отсутствие посторонних,интимная обстановка, сокращение дистанции разговаривающих до 30-50 см.

На слово “мы” не скупиться, подчеркивая близость и интимный, доверительныйхарактер общения.

Демонстрация искренностиюристом важна как показ того, что он первым поверил партнеру по общению,что с уважением относится к его трудностям, как пример для подражания,как сигнал к началу проявления ответной искренности и доверительности.Разумеется, нельзя разглашать служебную или следственную тайну собеседнику.

Поиск точек согласия врешаемой проблеме. Пора когда-то переходить к делу и распространятьсферу налаживающегося взаимопонимания и близости на содержание вопроса,который должен быть решен в процессе общения и ради которого налаживаетсяпсихологический контакт.

Переходить без поспешности, когда юрист почувствует,что психологические барьеры ослабли, что близость реально наросла. Начинатьс констатации фактов по делу, рассматриваемой проблеме, не вызывающих сомнения.Добиваться при этом четких ответов собеседника – “Да”, “Согласен”, “Подтверждаю”,”Возражений нет”.

Постепенно переходить к фактам, не доказанным с полнойубедительностью и требующим от партнера искренности.

Совместный поиск взаимоприемлемогорешения проблемы имеет двоякое предназначение. Он полезен для делаи психологичен. Став на путь участия в разрешении задачи, стоящей передработником правоохранительного органа, гражданин психологически сближаетсяпо намерениям и направлению мыслей с ним, возрастает взаимопонимание.

Актуализация мотивов искренности.Решающим моментом при установлении контакта, позволяющим преодолетьвнутреннюю борьбу мотивов и колебания гражданина “говорить – не говорить?”,выступает актуализация мотивов искренности, приводящих к решению – “говорить”.

Задача и заключается в том, чтобы оказать психологическую помощь в нужномвыборе, актуализировать, повысить силу мотивов искренности. При боязнигражданином огласки, ущемления самолюбия (это наиболее часто встречаетсяу потерпевших и соучастников) уместно опереться на мотив “следования принципамсвоей достойной жизни”.

Обращать внимание на наличие у него хороших качеств,жизненных принципов, которым он изменяет, не делая сейчас правильного ичестного выбора. “Мотив любви к ближним” – сильный мотив почти у каждогочеловека.

Важно показать связь его долга по отношению к ним с необходимостьюпринести им минимум огорчений, дополнительных проблем, забот, трудностей,горя. Активизация “мотива личной выгоды” особенно уместна у подозреваемых,обвиняемых, подсудимых.

Все описанные приемы и правилапредставляют собой достаточно мягкие формы установления психологическогоконтакта, которые в большинстве случаев при решении самых разных правоохранительныхзадач приводят к успеху.

Бывают, однако, и сложные случаи, когда конфронтациюне удается преодолеть, например, допрашиваемый продолжает скрытничать,лгать. Тогда приходится переходить к более энергичным мерам пресеченияи разоблачения лжи (см. §8.9-8.

12), психологического воздействия.

Психологическое воздействиепри установлении контакта. Закон запрещает работникам правоохранительныхорганов применять какое бы то ни было насилие, угрозу, давать невыполнимыеобещания и прибегать к иным незаконным мерам.

Допустимое и правомерноевоздействие должно побудить человека, на которого оно направлено, к сознательномуизменению своих решений, занятой позиции, линии поведения, которые противоречатинтересам и целям отправления правосудия.

Юридическая наука и практикавыработали немало правомерных способов психологического воздействия.1Ниже приведен ряд наиболее эффективных.

Информационный выпад или”психологический укол” (В.В. Мицкевич). Сильное влияние оказывают напартнера намеки и заявления, что у юриста имеется уличающая его информация,но она временно не предается огласке, ибо в интересах гражданина самомусообщить ее, а запирательство бессмысленно.

При отсутствии доказательнойинформации полного объема могут неожиданно сообщаться отдельные достоверныесведения, пусть незначительные, но подтверждающие наличие информации, чтообычно оказывает на запирающееся, не вступающее в контакт лицо, ошеломляющеевпечатление.

Можно сообщить о большом объеме проделанной работы (с кемюрист разговаривал, где побывал, какие документы собрал, что изучил и пр.),что косвенно подтверждает наличие у него большого объема информации, втом числе и скрываемой запирающимся лицом.

Все это полезно делать, особеннокогда опрашиваемое (допрашиваемое) лицо уверовало в свою безопасность ибессилие юриста.

1 См.: РщиновА.Р. Судебная психология для следователей; Рахунов Р.Д. Признаниеобвиняемым своей вины. – М., 1975; Хайдуков Н.П. Тактико-психологическиеосновы воздействия следователя на участвующих в деле лиц. – Саратов, 1984;Шестаков А.Г. Психологическое воздействие в деятельности сотрудниковорганов внутренних дел. – Ленинград, 1985; Мицкевич В.В.

Приемыустановления психологического контакта сотрудников ОВД с гражданами прирешении оперативно-служебных задач. – Минск, 1989; Носков В.А. Психотехникаобщения в работе оперуполномоченного БХСС. -С. 92-104; Карагодин В.Н.Преодоление противодействия предварительному расследованию. – Свердловск,1992; Белкин Р.С. Курс криминалистики. Т. 3. – М., 1997. – С. 216-235;Чуфаровский Ю.В.

Психология в оперативно-розыскной деятельности.- М., 1996 и др.

Компроментация “друзей”.Запирательства и лживость допрашиваемого лица нередко объясняются “корпоративнойсолидарностью”, верностью “воровской дружбе”, нежеланием выдавать “подельников”,”авторитетов”, рассчитывая, что и они не выдадут его.

Поэтому разрушениесвязей этой круговой поруки – важная задача в разрушении лживой позиции.Можно, конечно, разъяснять неискренность и порочность ее, как и всей криминальнойсубкультуры.

Но еще лучше, если юрист располагает фактами лживости “дружбы”,”заботы” о находящемся под следствием и его семье, дачи против него уличающихпоказаний, “подставки” его и т.п.

В целях компроментации применяютсяи такие способы:

• вызов одного из “друзей”в правоохранительный орган с информированием запирающегося об этом фактеи формировании у него представления о возможной даче тем признательныхпоказаний или конспиративным подки-дыванием информации об этом “друзьям”,находящимся на свободе;

• “случайная” конспиративнаявстреча сотрудника правоохранительного органа с “другом” на глазах разрабатываемого;

• приведение конкретных примеровиз практики раскрытия и расследования примеров, подтверждающих частые случаипредательства “друзей”;

• помещение в одну камеруИВС подельников и “матерого преступника”. Одного из подельников чаще, чемдругого, вызывают на допрос и подолгу не возвращают в камеру. Менее опытномузадержанному представляется возможность самому домысливать этот факт ивыслушивать разоблачающие откровения “матерого”.

Зачастую малоопытные иновички не выдерживают психологического напряжения, начинают подозревать”подельника”, возникают ссоры между ними, утрачиваются взаимное довериеи солидарность. Каждый начинает сам бороться за себя, пренебрегая интересамидругого.

У юриста тоже появляются возможности использовать этот факт.1

Уличение во лжи. Сильноевоздействие, которое порой приводит к капитуляции конфронтирующего противникав разговоре, оказывает уличение во лжи. Оно может осуществляться на основевыявления внешних проявлений лжи и скрываемых обстоятельств. Подметив их,следует сказать об этом опрашиваемому (допрашиваемому), подчеркнув их достоверность.

Уличение во лжи возможно путем выявления противоречий в словах, выражениях,сообщенной в разное время информации. Обычно при этом лицо, если не признаетсяв ней, то теряет хладнокровие, начинает совершать больше ошибок, что создаетвозможности для констатации новых проявлений неискренности.

Уличение волжи возможно и путем сообщения лицу информации, полученной от других лици противоречащей словам запирающегося и ведущего неискреннюю линию поведения.

1 МицкевичВ.В. Указ. соч. – С. 33.

Громом средь ясного небавсегда бывает предъявление вещественных доказательств.

Внезапное и безмолвноепоявление такого доказательства на столе оказывает психологическое воздействие,превышающее порой любые словесные ухищрения юриста.

Контрастность и эффектвозрастают, если предварительно юрист задает ряд вопросов, относящихсяк предстоящему предъявлению доказательств, не мешая опрашиваемому врать.

Источник: https://students-library.com/library/read/32810-sposoby-ustanovlenia-psihologiceskogo-kontakta-i-doveritelnyh-otnosenij

Носков В.А. Психотехника общения

Способы установления психологического контакта и доверительных

3.2.5. Учет последовательности стадий развития доверительных отношений

Назначение психологической техники – определение значимых признаков ситуации, проблем и затруднений участников, целей и средств оперативного работника, других признаков, специфичных для конкретной стадии развития отношений.

Будем различать два случая доверительных отношений в решении оперативно-служебных задач. Во-первых, это установление необходимого уровня взаимопонимания в ситуациях единичного контакта.

Например, при получении информации в беседах с работниками обслуживаемой организации, опросах и допросах, при решении воспитательных задач, в профилактических мероприятиях.

Одноразовость таких контактов в известной мере упрощает проблему.

Задача установления и развития доверительных отношений для более или менее длительного сотрудничества предполагает установление психологического контакта, но не ограничивается этим условием [1]. Особенности стадий установления и приемы психологического контакта могут учитываться и использоваться и в регуляции длительных отношений с источниками информации.

Л.Б.Филоновым разработана методика взаимодействия при единичном контакте применительно к допросу, воспитательной беседе, получению значимой информации в условиях затрудненного общения [2].

В зависимости от ведущих способов (принципов) воздействия на партнера в методике выделены относительно законченные стадии формирования психологической готовности к сближению участников. Каждой стадии соответствуют определенные барьеры, трудности сближения. В их числе Л. Б.

 Филонов различает исходные барьеры, затрудняющие начало общения и барьеры в ее развитии.

Весь процесс сближения подразделяется на шесть стадий: а) накопление согласий; б) поиск совпадающих интересов; в) принятие принципов и свойств личности; г) выявление свойств личности, опасных для общения; д) индивидуальные воздействия и регуляция поведения; е) выработка общих правил взаимосодействия [3].

Применительно к каждой стадии указываются психологические факторы, признаки развития отношений участников беседы и механизмы, обеспечивающие приспособление участников к изменению ситуации общения.

Психологические механизмы определяются Л. Б. Филоновым как «своеобразные устройства и приспособления в психике человека, которые включаются, чтобы усилить или нейтрализовать какой-либо фактор, либо преобразовать систему» [4].

Данное понятие близко по своему содержанию к нашему «психологические техники», с учетом указания роли принципов поведения, являющихся «руководящими указаниями», концентрацией способов поведения вокруг одного принципа, специфической формулы стадии.

Уточним, что в нашем понимании психологические техники работы с людьми могут быть двух видов: социальные рекомендации (указание подходов, принципов и конкретных приемов учета и управления поведением людей), и личные техники, выражающие индивидуальное понимание (видение) проблемной ситуации и принципы (идеи) действования в ней.

Психотехнические приемы общения представляют собой научные или практически обоснованные рекомендации конкретной технологии понимания и действования в работе с людьми.

В конкретных ситуациях общения способы реализации психотехнических приемов всегда индивидуально своеобразны.

Например, прием положительной оценки высказываний собеседника состоит в необходимости видимой собеседнику реакции согласия на его утверждения.

Способы реализации могут быть разными: это и прямое словесное согласие, и выражение лица, понятное собеседнику как высокая оценка услышанного, и жесты типа «Нет слов!» и пр.

Учет индивидуального стиля общения, личности собеседника освобождает сознание профессионала от размышлений о способе реализации приема [5]. Да это и невозможно в живой беседе.

Контролируется сознанием в большей или меньшей степени (в зависимости от сложности ситуации и опыта сотрудника) момент принятия решения о необходимости положительной оценки высказывания собеседника, корректируется результат воздействия, но выбор способа поведенческой реакции происходит интуитивно [6].

Учитывая, что развитие оперативным работником доверительных отношений в работе с людьми – специальная задача, стадии ее решения можно определить следующим образом:

Установление психологического контакта.

Определение и формирование поля взаимного доверия.

Урегулирование отношений на основе формального распределения ролей.

Углубление и развитие доверительности и взаимного понимания в процессе совместной деятельности.

Развитие доверительных отношений по стадиям подчиняется общим законам развития взаимоотношений людей, но регулируется оперативным работником. В психологии взаимных отношений указываются их признаки – фильтры доверия, специфические для каждой стадии [7].

На первой стадии,этапе установления психологического контакта, в качестве фильтра, барьера доверительности, который должен преодолеть оперативный работник, выступают оценки лицом – потенциальным источником оперативной информации ситуации контакта как значимой для него и в то же время безопасной; его оценка привлекательности оперативного работника.

На второй стадии значимым является определенный уровень сходства личных установок партнеров. Близость каких-либо отношений к действительности является положительным фактором установления взаимного доверия. Как правило, барьером в доверительности на этой стадии отношений является предубеждение партнера к личности оперативного работника или предмету.

Специфика третьей стадии – преодоление предубеждения партнера к ожидаемому развитию отношений (возможности и меры обязательности будущих контактов).

На четвертой стадии в отличие от предыдущих, уже не отношения сторон определяют возможность совместных действий, а наоборот, характер совместной деятельности регулирует развитие взаимных отношений.

3.2.6. Психотехнические приемы развития доверительных отношений

Существуют общие для стадий установления психологического контакта и формирования поля взаимного доверия положения:

Исходным барьером являются незаинтересованность лица в общении с оперативным работником и потребность в безопасности и предсказуемости развития ситуации.

Основные задачи, решаемые оперативным работником: учет интереса партнера и удовлетворение его психологической безопасности, снятие эмоциональной напряженности, формирование позитивного отношения к себе как личности и интереса к общению.

Необходимость учета особенностей личности потенциального источника информации, его интересов, личных затруднений обусловливает и необходимость предварительного изучения человека (образ жизни, склонности, отношения к работе, людям).

Доверие невозможно без определения точек соприкосновения, зон психологической близости с партнером и зон его предубеждения.

Стадия I. Установление психологического контакта: знакомство и формирование первого впечатления

Психологический контакт является необходимым предварительным условием эффективного общения и отношений сотрудничества.

Состояние психологического контакта – это переживание глубокого взаимного доверия, сопровождаемое легкостью отношений людей, позволяющее людям успешно общаться, решать совместные задачи. Это состояние взаимопринятия партнерами содержания их внутреннего мира, индивидуальных моделей мира.

Каждый человек чувствует, когда он находится в состоянии психологического контакта с другим человеком. Также легко переживается состояние психологического барьера в общении.

Однако люди не всегда осознают как, каким образом они находят психологический контакт, приходят к состоянию взаимного доверия.

В обыденной жизни не осознается, что нужно делать при изменении состояния психологического контакта, при изменении уровня доверительности общения.

Барьеры и трудностиГлавные задачи
Предубеждение или  отсутствие у партнера  интереса к общению Потребность партнера в безопасности и предсказуемости мира и данной ситуации общения Трудность диагностики проявлений личности партнера в наблюдаемом поведенииРаспознавание особенностей личности партнера Знакомство и формирование у партнера первого впечатления о себе и цели общения. Заинтересованность партнера в содержании беседыОбеспечение оптимальной психологической дистанции отношений

Для установления психологического контакта нужно быть в согласии с самим собой. Если у человека во внутреннем мире есть конфликт, значимое противоречие, то в выражаемом отношении к другим людям он проявит его в противоречивых обращениях.

Состояние психологического контакта углубляется, когда внутренние миры партнеров общения (видение мира, ценности жизни) объединяются или похожи. Общность ценностного отношения к жизни облегчает развитие психологического контакта. Следовательно для установления глубокого психологического контакта эффективна подстройка к интересам, убеждениям и ценностям внутреннего мира другого человека.

В состоянии психологического контакта мы можем менее наступательно (с меньшей активностью, без усилий) «вести» общение в нужном направлении. Умело изменяя содержание беседы, поведенческие этюды (позу, жесты, голос и прочее), «ведем» другого человека (партера) за собой так, что он следует за нами «естественно», без сопротивления.

Правило 1: в установлении психологического контакта необходимо соблюдать последовательность этапов:

Правило 2: отношения психологического контакта изменяются, развиваются, и если мы не контролируем изменения, то он исчезает помимо наших намерений.

Правило 3: определить психологические барьеры, защиты личности.

Ситуацию предубеждения партнера можно представить в виде трех векторов возможных направлений его психологической защиты:

  • предубеждение к личности оперативного работника (может быть к социальной роли сотрудника милиции);
  • предубеждение к теме беседы;
  • предубеждение к возможности развития отношений в будущем.

Предубеждение к оперативному работнику может вызываться неприятием его поведенческого образа, стиля общения, а также влиянием других факторов, таких, например, как групповой статус партнера, зависимость от группы принадлежности. Следует различать направленность предубеждения: к личности оперуполномоченного или к предмету отношений.

Если у партнера предубеждение к теме беседы, то как можно его снять? С учетом правильно понятых потребностей его личности мы можем установить, какие из них порождают негативное отношение. При этом возможны следующие рекомендации по обеспечению положительного эмоционального климата общения.

1. Техника самоподачи «Доброжелательность» – проявление внешних коммуникативных свойств личности, облегчающих начало беседы. Используемые средства: улыбка, радушное обращение, мимика участия, ориентация корпуса в сторону собеседника. Постоянно поддерживается контакт взглядов при обращении к собеседнику.

Используются техника поведенческой эмпатии, прием выказывания принятой психологической дистанции в отношении к теме беседы и личным затруднениям собеседника. Важно избежать нажима, чтобы не вызвать ответного: «Не лезь мне в душу!». Доброжелательность общения предполагает прием «внимание к мелочам» – постоянный контроль за динамикой психологического состояния собеседника.

Его взгляд, интонации, жесты не должны оставаться незамеченными.

2. «Да-техника». Диктует начинать установление контакта с нейтральных тем или вопросов, по которым можно получить положительный ответ собеседника.

3. Техника «Втягивание в диалог». Определяет меру инициативы оперативного работника в разговоре. Если он будет говорить преимущественно сам, то психологический контакт затрудняется. Обращения к собеседнику должны побуждать его высказываться.

Обмен репликами нужно стараться уравновесить. Как это сделать? Учитывать в начале разговора позитивные интересы собеседника, его увлечения. Ссылаться на людей, авторитетных для партнера. Проявлять доброжелательность и внимание к его высказываниям.

4. Обобщением психотехнических приемов начала беседы является «Вы-техника»: пока эмоциональная напряженность собеседника не снята и не сформировано поле взаимного интереса, говорить следует о вещах, составляющих область позитивных интересов партнера.

5. Техника «Три рода имен (обращений)». Различают три варианта обращения к человеку в начале знакомства с ним: имена, принадлежащие человеку; обращения, которые нравятся человеку; обращения, признаваемые им, но вызывающие у него отрицательную реакцию.

Нейтральным является имя – отчество. Если известны обращения, на которые партнер претендует, то их употребление сигнализирует об интересе и внимании к человеку.

Однако это выдает предварительную информированность оперативного работника и может насторожить собеседника.

6. Техника «Приятное зеркало». Суть ее составляет искусство вести беседу на темы, подкрепляющие самоуважение партнера.

Поведенчески техника проявляется в полной эмоциональной пристройке к линии беседы, вызывающей позитивные реакции собеседника.

Выражение согласия с высказанным собеседником суждением может быть не только словесным: многое значат жесты восхищенного удивления, сопереживание в мимике и пр.

https://www.youtube.com/watch?v=cfy2Mok6xfc

Психотехника ограничений способов действия, линии поведения в установлении психологического контакта

1. В психотехнике «Три рода имен» недопустимо употреблять обращения, отвергаемые собеседником.

2. В подходе «Вы-техника», начиная разговор с темы, интересующей собеседника, не «наступайте на его больную мозоль».

3. В технике самоподачи недопустимо «надувание щек» – позиция ложной значительности, снисходительное обращение.

4. В технике «Приятное зеркало», «значительный собеседник» не следует быть подобострастным.

5. В технике «Поглаживание» не рекомендуется употреблять ситуативные комплименты и обращения, непонятные собеседнику. Пример: обращение «Сударыня» или «Девушка».

6. Не следует противопоставлять «Я» и «Вы»; «Наше» и «Ваше».

7. Ведет в тупик «Нет-техника», прямые несогласия с собеседником в начале беседы.

8. Не стоит нарушать зоны психологического комфорта собеседника:

а) пространственные границы личной зоны (усаживаясь ближе, чем он привык, рассматривая его в упор и пр.);

б) границы личных интересов, ценностей духовного мира (затрагивая вопросы, несоответствующие близости ваших отношений).

9. Обращения «Я думаю», «Я знаю», «Я уверен» часто раздражают собеседника.

Такими ограничениями также являются: неопределенность и сложность словесных высказываний; смена линии поведения в первой беседе до достижения взаимного согласия (поспешность перехода к развитию отношений), неуверенность и заискивание в обращении к собеседнику.

Несовпадение поведенческих реакций, поведенческих этюдов, стиля общения (позы, жесты, темп речи, тон голоса и прочее) затрудняет достижение состояния психологического контакта.

Есть типы ситуаций (задач), где это несовпадение полезно: 1) нужно избежать общения (может быть только в данной ситуации); 2) необходимо переломить, изменить процесс «застрявшего» общения, отношений.

Проблематизация себя на поддержание состояния психологического контакта:

Есть ли психологический контакт?

Что нужно сделать (изменить) для углубления, поддержания психологического контакта?

Почему другой человек изменился в поведении (что означает это изменение)? Что изменилось (контакт глаз, поза, жесты, голос, дыхание)?

Психотехнические правила, принципы и приемы формирования поля доверия в беседе

Принципы:

  • Без удовлетворения потребности партнера в безопасности и предсказуемости доверительные отношения не развиваются.
  • Главные факторы доверия к оперативному работнику:
  • схожесть отношений, интересов, стиля общения;
  • имидж оперативного работника как надежного человека;
  • понятность поведения оперативного работника.

На стадии формирования поля доверия распоряжаться инициативой общения лучше, чем владеть ею.

Психологические барьеры и трудностиГлавные задачи стадии
Фильтры доверия – недоверия в сознании собеседника Психологическая защита ценностей внутреннего мира Деление людей на «мы – они»Болевые точки личности собеседника: потребность в положительных оценках, потребность в самоуважении и признанииОпределение оптимальной линии поведения в развитии поля доверия (отношение к личности оперативного работника, теме беседы) Поиск и накопление согласия, учет взаимопринимаемых свойств и отношений личности; учет расхождений в принятии. Определение зон и границ доверительностиФормирование положительного отношения собеседника к себе и теме беседы

Правила:

Найти точки соприкосновения интересов, взглядов, оценок.

Проявлять уважение и интерес к мнениям и оценкам собеседника.

Подходы: «Вы – подход»; втягивание в диалог с использованием подстройки к личностным смыслам собеседника; присоединение к поведению собеседника. В технике информационного обмена – подкрепление высказываний собеседника средствами невербального поведения.

Психотехники: «Да-техника»; техника «Я – О'кей, ты – О'кей»;техника эмоциональной пристройки к высказываниям собеседника; техника наглядности предоставляемых аргументов; психотехнический прием «Без слов» (поведенческая демонстрация позитивной оценки, одобрения собеседника).

Ограничения и запреты на поведение: монологи, споры, выражение несогласия, педалирование в технике «угрозы».

Оценивая отношение оперативного работника к своим интересам и целям, его партнер определяет возможную степень их совпадения (дружественности) и различия (враждебности). Следует учитывать, что мера предрасположенности к доверительности проявляется в том, что особые и веские основания одним людям нужны для доверия, другим для недоверия .

Стадия III. Урегулирование и формализация доверительных отношений

Барьеры и трудности (партнера)Главные задачи стадии
Ценности жизни, боязнь отношений зависимости Потребность свободы выбора Различное видение ситуацииСостояние беспокойства – тревогиПередать свое видение ситуации, снять тревожность партнера Диагностировать возможность маскируемой враждебности партнера Управлять формированием отношений на материале совместных задачПолучить общую историю взаимных отношений

Правила и принципы поведения оперативного работника:

1. Акценты в поведенческом образе (имидже) оперативного работника: уверенность в себе, компетентность, надежность, внимание и интерес к людям.

2. Постепенность (последовательность) развития доверительных отношений.

3. Необходимость совместных действий.

4. Партнер должен осознать наличие общей истории, увидеть наличие определенной истории отношений (общие дела, знания, психологическая близость, общие проблемы).

5. Принцип комплиментарности, взаимной дополнительности интересов.

6. Действия оперативного работника должны быть понятны и предсказуемы для партнера.

7. Линия поведения оперативного работника должна быть одна (один «Имидж» и один примерный сценарий урегулирования доверительных отношений).

8. Правило повторности психологического воздействия на основе обратной связи – оценки изменений в поведении собеседника.

9. Психотехника наглядности с использованием слов, соответствующих ведущей системе представлений (мышления) партнера. «Посмотрим, Вы видите» – для визуалиста; «Послушайте» – для аудиалиста; «Ощутите» – для кинестетика.

10. Принцип допущения общей судьбы.

Психотехнические приемы: «Сильная личность»; прием «Паузы»; психотехника поведенческой демонстрации позитивной оценки «Без слов».

Стадия IV. Совместное решение оперативных задач.  Углубление доверительных отношений  в совместной деятельности

Барьеры и трудностиГлавные задачи стадии
Разность ценностей жизниПоложительное подкрепление интереса партнера
Барьеры и трудностиГлавные задачи стадии
Разность видения мира. Естественная динамика взаимных отношений. Влияние групп присутствия партнера.Зависимость партнера от конкретных людей.Социальная надежность имиджа оперативного работника. Управление развитием доверительных отношений в совместных делах.Закрепление общей истории на общих делах.

Принципы техники доверительного общения общие для III и IV стадий развития  доверительного общения

Необходимость совместной деятельности, «общего дела».

Взаимные отношения развиваются и не могут не развиваться.

Принцип комплиментарности интересов.

Постепенность развития доверительности с обязательной возобновляемостью, повторностью психологического воздействия.

В отличие от первых стадий в психологической совместимости:

  • Уменьшается роль привлекательности образа оперативного работника, повышается в его имидже роль социальной надежности, самостоятельности, спокойствия.
  • Уменьшается значение сходства взглядов, установок, повышается роль богатства внутреннего мира, дружественности, компетентности.
  • Большая роль взаимного понимания (как общее видение).
  • Положительно сказываются дополнительность стилей общения (например, доминирование и подчинение).
  • Положительно сказываются конструктивные споры, дискуссии.

В целом на этих стадиях уменьшается значение внешней техники общения (коммуникативности) и повышается роль смыслового взаимопонимания, роль внутреннего мира, надежности оперативного работника в отношениях, компетентности в решаемых задачах.

Рекомендуемая литература

Психотехника продуктивного общения

Аннекен Р. и др. Тренинг коммуникации в парах. Ростов-на-Дону. 1993.

Атватер И. Я Вас слушаю. М., 1988.

Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л., 1986.

Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения общения. М., 1986.

Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1987.

Ниренберг Д., Калеро Г. Читать человека как книгу. М., 1990.

Носков В. А. Психотехника общения // Государственная налоговая служба / Под ред. В. К. Бабаев. Н. Новгород, 1995.

Отто Э. Слово предоставлено Вам. М., 1987.

Шмидт Р. Искусство общения. М., 1992.

Техника установления психологического контакта и доверительных отношений

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989.

Попов П. Г. Использование элементов актерской психотехники в деятельности сотрудников ОВД. М., 1992.

Сафонов В. С. О психологии доверительного общения // Проблемы общения в психологии. М., 1981.

Спаркс М. Начальные навыки эриксонианского гипноза. Новосибирск, 1991.

Филонов Л.Б. Психологическое изучение личности обвиняемого. М., 1983.

Он же. Тренинги делового общения. М., 1992.

1 Пономарев И. Б. Психологические приемы и способы установления психологического контакта и доверительных отношений // Преподавание юридической психологии. Тарту, 1986. Ч. 2.

2 Филонов Л. Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого. М., 1983; он же. Психология развития контакта между людьми в условиях затрудненного общения: Автореф. дисс… доктора психологических наук. М., 1985.

3 Филонов Л. Б. Психология развития контакта. М., 1985. С. 18.

4 Филонов Л. Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого. М., 1983. С. 11.

5 К. С. Станиславский отмечал как основу искусства (техники) переживания принцип: «Подсознательное творчество природы через сознательную психотехнику артиста» (Работа актера над собой. М., 1985. Ч. 1. С. 23).

6 В упражнениях по формированию техники общения способы реализации конкретных приемов могут специально осознаваться.

7 Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1985.

8 Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М., 1972. С. 126.

“08.htm”>

Источник: http://yurpsy.com/files/ucheb/noskov/09.htm

Установление психологического контакта и доверительных отношений в общении юриста

Способы установления психологического контакта и доверительных

Для решения трудных задач в общении нужна не просто близость тел двух людей, но близость их душ — целей, мыслей, чувств, намерений. Именно это имеют в виду, когда говорят о психологической близости, психологическом контакте, взаимопонимании, взаимном доверии.

Психологический контакт – это проявление работником правоохраны и гражданином взаимного понимания и уважения целей, интересов, доводов, предложений, приводящее к взаимному доверию и содействию друг другу при решении профессиональной задачи юристом. Иначе говоря, это профессионально-психологический контакт.

Чаще всего психологический контакт и возникающие на его основе доверительные отношения локальны, имеют узкую зону развития, иногда похожую на ниточку, чем-то связывающую двух людей. Это не всеобъемлющее доверие, а ограниченное какой-то информацией, договоренностью по какому-то вопросу.

Чаще всего оно бывает временным, не выходящим за рамки части выполняемого юристом профессионального действия и ситуации. Это определенный, как говорят ныне, консенсус — договоренность, согласие и очень редко безграничное доверие, какое бывает при дружбе. Однако и установление такого парциального, разового контакта очень важно.

Найти «ниточку», «потянуть за нее» – это нередко начало крупного успеха.

Основные психологические условия установления психологического контакта обусловлены тем, что, как правило, надо не искать «золотой ключик», не рассчитывать на авось, а фундаментально, комплексно подходить к его установлению. Существует по меньшей мере пять групп психологических факторов, образующих в комплексе условия установления психологического контакта:

• психологическая значимость, трудность, объективная или субъективная, оценивая опасность того дела, проблемы, по поводу или в контексте которых ведется общение и юристом делается попытка установить психологический контакт;

• психология гражданина, занятая им позиция, избранная линия и тактика поведения, психические состояния;

• психологические особенности обстановки, в которой осуществляется общение;

• психология юриста;

•психологическая эффективность применяемых юристом приемов общения и установления контакта.

Правило создания благоприятных условий для установления контакта и учета психологии граждан дублирует все то, что уже сказано выше об общении. Только реализация его делается абсолютно обязательной и максимально правильной.

Правило самопрезентации личности юристом и справедливо благожелательного отношения к гражданину. Никто добровольно не будет искренен и доверителен с человеком, который выглядит не заслуживающим этого.

В ряде случаев юристу целесообразно позаботиться о том, чтобы до вызываемого гражданина заблаговременно была доведена информация о его личности, качествах, квалификации, отношениях к проблемам, беспокоящим граждан. Сильно, как уже отмечено, первое впечатление, и оно имеется и у гражданин о юристе.

В процессе общения разумно его последовательно и настойчиво улучшать, укрепляя представление о себе как о человеке, которому можно довериться, надо довериться, чтобы решить свою проблему.

Для этого нужны: внешне выраженное внимание, понимание, сочувствие к гражданину, к беспокоящим его вопросам, к поиску выхода из трудного положения, в которое он попал; ясно выраженная готовность помочь; напоминание о том, что только он, юрист, может помочь гражданину; упорно выражать убеждение, что только доверившись юристу, гражданин сможет решить свои проблемы, и иного выхода нет.

При общении с лицами, принадлежащими к преступному миру, можно значительно повысить свой авторитет, продемонстрировав глубокое знание татуировок, «блатной» речи, воровских обычаев и традиции, субкультуры преступной среды и т.п.

Прием нейтрализации психологических барьеров ориентирован на устранение или ослабление опасений, настороженности, недоверия, враждебности, которые мешают установлению контакта, которые особенно сильны при общении граждан с представителем правоохранительного органа.

Опять-таки это зависит от строгого, умелого и последовательного выполнения юристом общих правил общения.

Кроме того, надо явно демонстрировать свою объективность, отсутствие «обвинительного уклона», зачитывать соответствующие статьи кодексов, обязывающих юриста к поиску истины, указывать на обстоятельства, которые могут помочь решить вопрос в его пользу, либо носить характер смягчающих, предлагать совместно искать их.

Хорошо, когда юристу удается предварительно оказать какую-то посильную и отвечающую нормам права помощь гражданину (в решении какого-то служебного, квартирного вопроса, в получении паспорта, иного документа или материальной помощи, положенной по закону, юридическом консультировании и пр.). В этом случае гражданин психологически испытывает собственную обязанность, перед юристом ответить добром на добро.

Правило накопления согласий — хорошо известный и успешно применяемый способ (прием). Он заключается в изначальной постановке таких вопросов собеседнику, на которые он естественным образом отвечает «да». Учитывается такая «психологика», свойственная людям:

1) если человек изначально ответил «нет», то сказать потом «да» ему психологически трудно;

2) если человек несколько раз подряд сказал «да», то у него возникает хотя и слабая, но реальная, как говорят, фиксированная психологическая установка продолжить тенденцию согласий и сказать «да» в очередной раз.

Тактика применения приема заключается в том, чтобы начинать с простых, безобидных, «нейтральных» вопросов, которые не вызывают тревоги и на которые, кроме «да», никак ответить нельзя.

Постепенно вопросы усложнять, приближаясь к сути обсуждаемой проблемы, начинать касаться «болезненных» точек, но для начала все же не главных.

Демонстрация общности взглядов, интересов. Психологическому сближению способствует отыскивание и подчеркивание всего общего между гражданином и юристом, что только может быть, и протягивание личностных «нитей связи» между ними, приводящих их к временному сближению и обособлению от всего окружающего мира (к образованию диады «мы»).

Они могут отыскаться в единстве, схожести, подобии, сравнимости: возраста, пола, места жительства, землячества, элементов биографии (воспитание в семье без отца, служба в армии или на флоте, отсутствие родителей, воспитание в детском доме, временное проживание в прошлом в каком-то городе, районе, области, трагических, неприятных событий, или наоборот, — удач и др.

); увлечений, способов проведения досуга, культурных интересов, планов на будущее, занятий на садовом участке, отношений к спорту, увлечений автомобилями, мнений о прочтенных книгах, просмотренных фильмах и телепередачах и др.

; понимании и отношении к разным событиям, происходящим в стране, тем или иным сообщениям средств массовой информации; оценках людей, ценимых их качествах, наличии общих знакомых, встречах в разное время с кем-то и отношениях к нему.

Психологическое «поглаживание» представляет собой признание понимаемых юристом положительных моментов в поведении и личности партнера по общению, наличия правоты в его позиции и словах, выражение понимания его.

Это немного успокаивает, повышает чувство уверенности, формирует представление, что юрист справедлив и не настроен огульно отрицательно и благожелателен.

Главный расчет применения такого правила-морально-психологическое обязывание собеседника, побуждение его к ответному признанию достоинств и правды юриста, согласию с его утверждениями, выражению понимания его. Когда это делается, число «точек» психологического сближения увеличивается, контакт нарастает.

Окончательное обособление в диаду «мы» завершает процесс нарастающей близости: «Вы и я», «Мы с Вами», «Мы вдвоем», «Мы одни», «Нас никто не слышит», «Нас никто не видит».

Этому способствуют беседа с глазу на глаз, отсутствие посторонних, интимная обстановка, сокращение дистанции разговаривающих до 30—50 см.

На слово «мы» не скупиться, подчеркивая близость и интимный, доверительный характер общения.

Демонстрация искренности юристом важна как показ того, что он первым поверил партнеру по общению, что с уважением относится к его трудностям, как пример для подражания, как сигнал к началу проявления ответной искренности и доверительности. Разумеется, нельзя разглашать служебную или следственную тайну собеседнику.

Поиск точек согласия в решаемой проблеме. Пора когда-то переходить к делу и распространять сферу налаживающегося взаимопонимания и близости на содержание вопроса, который должен быть решен в процессе общения и ради которого налаживается психологический контакт.

Переходить без поспешности, когда юрист почувствует, что психологические барьеры ослабли, что близость реально наросла. Начинать с констатации фактов по делу, рассматриваемой проблеме, не вызывающих сомнения. Добиваться при этом четких ответов собеседника — «Да», «Согласен», «Подтверждаю», «Возражений нет».

Постепенно переходить к фактам, не доказанным с полной убедительностью и требующим от партнера искренности.

Совместный поиск взаимоприемлемого решения проблемы имеет двоякое предназначение. Он полезен для дела и психологичен. Став на путь участия в разрешении задачи, стоящей перед работником правоохранительного органа, гражданин психологически сближается по намерениям и направлению мыслей с ним, возрастает взаимопонимание.

Актуализация мотивов искренности. Решающим моментом при установлении контакта, позволяющим преодолеть внутреннюю борьбу мотивов и колебания гражданина «говорить — не говорить?», выступает актуализация мотивов искренности, приводящих к решению — «говорить».

Задача и заключается в том, чтобы оказать психологическую помощь в нужном выборе, актуализировать, повысить силу мотивов искренности. При боязни гражданином огласки, ущемления самолюбия (это наиболее часто встречается у потерпевших и соучастников) уместно опереться на мотив «следования принципам своей достойной жизни».

Обращать внимание на наличие у него хороших качеств, жизненных принципов, которым он изменяет, не делая сейчас правильного и честного выбора. «Мотив любви к ближним» — сильный мотив почти у каждого человека.

Важно показать связь его долга по отношению к ним с необходимостью принести им минимум огорчений, дополнительных проблем, забот, трудностей, горя. Активизация «мотива личной выгоды» особенно уместна у подозреваемых, обвиняемых, подсудимых.

Все описанные приемы и правила представляют собой достаточно мягкие формы установления психологического контакта, которые в большинстве случаев при решении самых разных правоохранительных задач приводят к успеху. Бывают, однако, и сложные случаи, когда конфронтацию не удается преодолеть, например, допрашиваемый продолжает скрытничать, лгать.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_87722_ustanovlenie-psihologicheskogo-kontakta-i-doveritelnih-otnosheniy-v-obshchenii-yurista.html

Medic-studio
Добавить комментарий