Стадии эмоционального и физиологического состояния людей,

Содержание
  1. Эмоциональные стадии переживания потери
  2. 1. Стадия Страха.
  3. 2. Стадия Злости.
  4. 3. Стадия Вины.
  5. 4. Стадия Печали.
  6. 5. Стадия Принятия.
  7. 6. Надежда.
  8. Характер психического реагирования населения на явления и процессы при чрезвычайной ситуации и особенности развития нервно-психических расстройств, возникающих после нее, зависят от:
  9. Психотравмирующие факторы чрезвычайных ситуаций. Стадии эмоционального и физиологического состояния людей, подвергшихся воздействию стихийного бедствия
  10. Стадии эмоционального и физиологического состояния людей, подвергшихся воздействию стихийного бедствия
  11. Особенности развития нервно-психических расстройств у человека в чрезвычайных
  12. Стадии эмоционального состояния людей, подвергшихся воздействию стихийного бедствия
  13. Стадии психоэмоциональной реакции людей в экстремальных ситуациях

Эмоциональные стадии переживания потери

Стадии эмоционального и физиологического состояния людей,

Человек в своей жизни постоянно что-то теряет – вещи, время, возможности, отношения, людей. Наверное, нет ни одного дня, когда что-то бы да ни утратилось. А возможно, ни одного часа или даже минуты. Потеря является нормой жизни человека и, соответственно, должна быть некая «нормальная» эмоциональная реакция на потерю.

Одной из первых такую эмоциональную реакцию на тяжелую утрату исследовала психолог Элизабет Кюблер-Рос. Она наблюдала реакции смертельно больных на свой диагноз и выделила пять стадий переживания:

1. Отрицание. Человек не может поверить в свой диагноз.

2. Агрессия. Претензии к врачам, злость на здоровых людей.

3. Торги. Торги с судьбой, «Ах если бы я …».

4. Депрессия. Отчаяние, потеря интереса к жизни.

5. Принятие. «Я жил не зря и теперь я могу и умереть…».

Позже, эта модель была перенесена на переживание любых утрат, включая самые мелкие. Прохождение этих пяти (шести) стадий и считается «нормой» переживания потери. Скорость их прохождения зависит от тяжести потери и от уровня «зрелости» личности.

Чем более легкие потери, тем быстрее они переживаются. «Нормой» для наиболее тяжелых потерь (например, потери близкого) является срок не более года-двух.

Наоборот, отклонением от нормы можно считать непрохождение этих стадий, зависание на какой-либо из них.

Некоторыми психологами эта модель была также дополнена шестой стадией – «Развитие».

В таком случае, человек при утрате проходит определенные стадии, в результате которых его личность получает потенциал для развития, становится более зрелой. Или же эти стадии могут быть не пройдены (произошло зависание на определенной стадии), и развитие личности, наоборот, затормозилось.

Следовательно, с таким дополнением, любую утрату можно рассматривать с позитивной стороны – она является потенциалом развития. Ничего не теряя, человек развиваться не может (похоже на тезис советской психологии «личность развивается в конфликте»).

В направлении психотерапии Транзактный Анализ принято изображать эту модель через «петлю потери», где наглядно показывается движение человека через прохождение «петли потери» вверх.

Тогда, человек, у которого нарушен цикл переживания потери, в таком случае не просто неспособен их переживать и страдает из-за этого, а у него заблокировано развитие личности так таковое.

Тогда, частной задачей психолога будет помощь в переживании потери, а общей – восстановления цикла прохождения потерь как такового (поэтому часто при фокусном консультативном запросе на помощь переживания горя выходят на психотерапевтический запрос снятия блоков и запретов в эмоциональной сфере).

Эту же модель можно представлять в виде последовательности эмоций, которые переживаются на каждой стадии:

1. страх;

2. злость;

3. вина;

4. печаль;

5. принятие;

6. надежда.

Так удобнее объяснить психологическую функцию каждой стадии. В «норме» человек при любой потери переживает последовательность этих эмоций.

1. Стадия Страха.

Страх является защитной эмоцией. Он помогает предугадывать и оценивать угрозы, подготовиться к встрече с ними (или бегству от них). Люди, у которых переживание страха недостаточно развито или вообще блокировано, неспособны адекватно оценивать угрозы и готовиться к ним.

Совершенно логично, что первой в цикле переживания потери природа поставила именно стадию страха – ведь именно тут происходит оценка угрозы дальнейшей жизни от этой потери и поиск ресурсов ее пережить. Соответственно, наибольшие сложности с переживанием этой стадии возникают у людей с нарушенной способностью переживать страх.

В этом случае человек реагирует на потерю тем или иным уровнем ее отрицания (от невротического ощущения, что на самом деле ничего не произошло, до психотического полного непризнания произошедшей потери). Также вместо запрещенной истинной эмоции страха на этой стадии могут возникнуть сценарные (рэкетные, шантажные – терминология транзактного анализа) эмоции.

Задачей психолога, при «застревании» на этой стадии, является помощь в переживании страха потери.

В консультативном ключе – это поиск и наполнение ресурсами, которые помогут прожить без объекта потери (крайне не рекомендуется «ломать отрицание», как это, например, «любят» делать неопытные специалисты в случае с зависимостями – зависимый потому и отрицает свою проблему зависимости, потому что у него нет ресурсов жить без нее).

В психотерапевтическом ключе (на всех других стадиях она аналогична, поэтому ее описание для других стадий я упущу) – работа с шантажными эмоциями, выход на детские запреты страха и недостаточно ресурсные родительские фигуры (ребенок недополучал эмпатию и защиту в ответ на свои эмоции страха). В качестве самопомощи можно написать сочинение «Как я смогу жить без … (объект потери)!», заключить с собой договор на заботу о себе, запланировать поиск поддерживающий и «защищающих» ресурсов.

2. Стадия Злости.

Злость является эмоцией, направленной на изменение мира (ситуации). С этой точки зрения следование стадии злости за стадией страха опять таки является совершенно логичным. На предыдущей стадии произошла оценка угрозы и поиск ресурсов. На этой стадии происходит попытка изменения ситуации в свою пользу.

Ведь действительно, во многих ситуация, пока не поздно, потерю можно предотвратить активными действиями (к примеру, догнать карманника при краже кошелька), а предпринять их помогает именно злость. Кроме того, если страх помогал оценить уровень угрозы для себя, то злость помогает оценить, что неприемлемо в самой ситуации, вызывающей потерю.

Проблемы с прохождением этой стадии могут быть у людей с запрещенной эмоцией злости. Вместо переживания естественной злости такие люди могут «зависать» в агрессии, претензиях и обвинениях, а также в ощущении бессилия и несправедливости. Кроме того, вместо переживания истинной злости могут проявляться шантажные эмоции.

Как и на стадии страха, задача психолога в этом случае – помощь в переживании злости и переходе на следующую стадию переживанию потери. В консультативном ключе – это снятие культуральных запретов на злость (к примеру, нельзя злиться на то, что человек умер), поиск неприемлемых в ситуации моментов и поиск ресурсов для переживания злости к ним.

Самопомощь: «Письмо злости» (что мне не понравилось в ситуации, что меня злит, что для меня неприемлемо и т.д. – важно не переходить в обвинения и агрессию), «Письмо прощения».

3. Стадия Вины.

Вина – эмоция, помогающая искать ошибки в своем поведении и исправлять их. На этой стадии вина помогает человеку оценить, что можно было сделать иначе и:

1.) либо вовремя исправить свое поведение;

2.) либо сделать выводы на будущее для подобных ситуаций.

Человек с неспособностью к адекватному переживании вины может «зависать» на этой стадии в самообвинениях, самобичеваниях и других аутоагрессивных эмоциях.

Принцип работы психолога тут аналогичен работе на других стадиях.

Тут также важно научить человека различать позицию ответственности («я несу ответственность за исправление/принятие своих ошибок»), и вины («я должен быть наказан за свои ошибки»).

Самопомощь: анализ своих ошибок, «Письмо злости себе» (что мне не понравилось в своем поведении, важно не переходить в аутоагрессию), «Письмо прощения себя», контракт на новое поведение в подобных ситуациях в будущем.

4. Стадия Печали.

Печаль выполняет функцию разрыва эмоциональных связей с объектом привязанности. При проблемах переживания печали человек неспособен «отпустить» потерю и «зависает» в «депрессивных» эмоциях.

Особенности работы психолога на этой стадии: показать «восстанавливающую» функцию печальных эмоций.

Самопомощь: анализ «+» того, что потеряли (как хорошо было с этим/ним/ней), «Письмо благодарности» (где вспоминается и выражается благодарность за все хорошее, что было раньше с объектом потери, и без чего теперь придется жить).

5. Стадия Принятия.

Принятие выполняет функцию восстановления и поиска ресурсов для жизни без объекта потери. В конце этой стадии ставится эмоциональная точка: «Да, я смогу жить без …!».

Особенности работы психолога: расширение перспектив времени (перевод из прошлого и настоящего в будущее), поиск ресурсов и замены объекта потери.

Самопомощь: «Письмо поддержки себе» (как я буду жить и поддерживать себя без объекта потери).

6. Надежда.

Надежда – эмоция развития и устремления вперед. На этой стадии происходит перевод ситуации потери в ситуацию ресурса.

Происходит понимание, что в этой потери было на самом деле и приобретения, которые можно использовать в будущем. Задача психолога: помощь в поиске приобретений в ситуации потери, как эти ресурсы можно использовать в будущем.

Самопомощь: анализ приобретений в ситуации потери, «Письмо благодарности потере», постановка целей на будущее.

Еще пара слов про работу психолога с переживанием потери. Хотя это известная и распространенная в работе психологов тема, есть моменты, которые редко упоминаются и многие психологи эти моменты упускают. В случае с запрещенной какой-либо истинной эмоцией (как это уже упоминалось выше), человек может переживать вместо нее шантажную эмоцию.

Так, например, если шантажной эмоцией истинной злости является вина (ребенка учили испытывать вину за свою злость), то на второй стадии вместо злости будет активироваться чувство вины. Психолог в этом случае может совершить ошибку и принять эту стадию за третью и оказывать помощь в переживании вины, что, в конце концов, окажется безрезультатным.

В то время как тут необходима работа как раз не по переживанию вины, а по ее снятию, последующим разблокированием злости и помощи в переживании именно ее (злости). Такой же принцип и для других стадий: важно понимание, человеку не хватает ресурсов для переживания истинной эмоции на этой стадии, или же мы имеем дело с шантажными эмоциями.

Истинные эмоции необходимо помогать переживать (в лучших традициях  терапии), сценарные же «снимать» и выявлять лежащие за ними истинные.

Также хотелось бы еще раз напомнить, что потери бывают не только крупные, но и мелкие ежедневные. И человек может быть неспособен переживать также и их. Как результат – негативный эмоциональный жизненный фон и заблокированное эмоциональное развитие.

В таком случае работа психолога будет заключаться в повышении эмоциональной грамотности и культуры человека (или, как модно выражаться сегодня, эмоционального интеллекта): объяснения функций эмоций, проработке культуральных запретов, работе с системой эмоционального рэкета и детских запретов и т.д.

Ну и слоган напоследок: цените потери, только в них мы приобретаем!

Если вы решили, что вам нужны изменения, вам надоело ходить по замкнутому кругу и наступать на одни и те же грабли. Обращайтесь. На индивидуальных занятиях я помогу Вам:

Осознать, что именно Вы не принимаете в себе, за что не можете себя простить и по каким причинам.

Понять, как именно неприятие себя влияет на Вас, на Вашу жизнь, как окружающие Вас люди воспринимают Ваши переживания и поведение, почему некоторые люди (возможно) отвергают Вас, а Вы превращаетесь в жертву.

Снизить нервно-психическое напряжение, тревожность и обрести внутренний ресурс для работы над преодолением внутреннего дискомфорта.

Осмыслить, проработать и отпустить психологические травмы детства.

Освоить эффективные методы прощения и принятия себя, избавляясь от эмоционального груза прошлого.

Улучшив свое самочувствие, стать намного счастливее и успешнее.

Улучшить (или восстановить) отношения с близкими людьми.

Получить огромный заряд энергии для решения других личностных проблем.

Источник: https://www.triojizni.com/ezoterika-2/psihologiya-lichnosti-i-samopoznanie/emotsii/emotsionalnyie-stadii-perezhivaniya-poteri.html

Характер психического реагирования населения на явления и процессы при чрезвычайной ситуации и особенности развития нервно-психических расстройств, возникающих после нее, зависят от:

Стадии эмоционального и физиологического состояния людей,

· факторов, характеризующих чрезвычайную ситуацию (ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия и др.);

· готовности отдельных людей к деятельности в экстремальных (необычных) условиях;

· степени психологической устойчивости пораженных, медицинских работников и спасателей; их волевой и физической закалки;

· организованности и согласованности проведения спасательных работ;

· психологической поддержки окружающих;

· наличия наглядных примеров мужественного преодоления трудностей;

· адекватности оказания медицинской помощи.

Наиболее тяжелые нарушения психического состояния происходят у людей, находящихся или находившихся непосредственно в очаге бедствия.

У пострадавших, как правило, преобладают:

· снижение или утрата способности самостоятельно удовлетворять потребности в тепле, пище, безопасности;

· нарушение способности к планированию собственных действий;

· значительное сужение временной перспективы;

· высокая вероятность эмоционального заражения паническими, агрессивными, истерическими реакциями.

Их психическое состояние и поведение может мешать ведению аварийно-спасательных работ.

Психическое состояние и поведение пострадавших зависит от факторов, характеризующих чрезвычайную ситуацию, личностных особенностей пострадавших и особенностей организации помощи в очаге бедствия.

Факторы, характеризующие чрезвычайную ситуацию:

· интенсивность;

· масштабность;

· внезапность возникновения;

· длительность;

· этап развития и другие.

Факторы, характеризующие личностные особенности пострадавших:

· соматическое здоровье;

· психическое здоровье;

· возраст;

· пол;

· подготовленность к чрезвычайным ситуациям;

· индивидуально-психологические особенности;

· личностный смысл трагического события;

· «коллективное поведение».

Факторы, характеризующие особенности организации помощи:

· особенности организации аварийно-спасательных работ;

· особенности информационного обеспечения;

· характер освещения в средствах массовой информации хода аварийно-спасательных и восстановительных работ;

· отношение различных социальных институтов к пострадавшим;

· демографические, этнические, социально-экономические особенности региона.

Цель медико-психологической помощи в условиях чрезвычайной ситуации: профилактика острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; психопрофилактические и психогигиенические мероприятия, направленные на повышение адаптационных возможностей индивида; психотерапия возникших пограничных нервно-психических нарушений; предотвращение трансформации адаптивной стрессовой реакции в посттравматические стрессовые расстройства; психопрофилактика у пострадавших, родственников и спасателей, а также психологическое сопровождение организационно-медицинских решений в зоне чрезвычайной ситуации.

Задачи медико-психологической помощи в зоне чрезвычайной ситуации:

· раннее выявление лиц с психическими расстройствами в очаге чрезвычайной ситуации, в том числе лиц, проявляющих деструктивную активность, мешающих проведению спасательных и иных работ;

· раннее выявление лиц с психическими расстройствами в местах сосредоточения эвакуированных из зоны чрезвычайной ситуации, местах расквартирования сотрудников служб, осуществляющих спасательные и иные работы в зоне чрезвычайной ситуации;

· решение вопросов эвакуации и госпитализации, оформление медицинской учетной документации для последующего наблюдения, психотерапевтического и психиатрического лечения в амбулаторно-поликлинических или стационарных лечебно-профилактических учреждений;

· осуществление экстренных лечебных и профилактических психотерапевтических и психиатрических мероприятий;

· осуществление доступных мер профилактики расстройств психического здоровья у лиц, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации и эваку

Периоды в изменении функционального состояния и поведения людей подвергшихся воздействию стихийного бедствия

Стадии эмоционального и физиологического состояния людей, подвергшихся воздействию стихийного бедствия

Первый период

В первый период отмечают острый эмоциональный шок

Период Характеристика
I. Острый эмоциональный шок Длительность от 3 до 5 ч. Психическое напряжение. Мобилизация психофизиологических резервов. Обострение восприятия. Увеличение скорости мыслительных процессов. Проявление безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации. В эмоциональном состоянии – чувство отчаяния. Головокружение и головная боль, ощущаемое сердцебиение, сухость во рту, жажда, затруднённое дыхание. Увеличение работоспособности в 1,5-2 раза

Второй период

Второй период включает психофизиологическую демобилизацию.

Период Характеристика
II. Психофизиологическая демобилизация Длительность до 3 суток. «Стресс осознания». Чувство растерянности, панические реакции. Понижение моральной нормативности поведения. Снижение эффективности деятельности и мотивации к ней. Тошнота, ощущение тяжести в голове, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, отсутствие аппетита. Отказ от выполнения спасательных работ (особенно связанных с извлечением тел погибших). Увеличение количества ошибочных действий при управлении транспортом и специальной техникой, вплоть до создания аварийных ситуаций

Третий период

В третий период наступает стадия, так называемого разряжения.

Период Характеристика
III. Стадия разряжения 3-12 сут после катастрофы: • стабилизируются настроение и самочувствие; • пониженный эмоциональный фон; • ограничение контактов с окружающими; • гипомимия (маскообразность лица); • снижение интонационной окраски речи; • замедленность движений; • желание «выговориться»; • тревожные и кошмарные сновидения в различных вариантах, трансформирующих впечатления трагических событий. На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния происходит дальнейшее снижение физиологических резервов: • повышение артериального давления, тахикардия; • прогрессивное нарастание признаков переутомления

Четвёртый период

В последний, четвёртый, период начинается стадия восстановления.

Период Характеристика
IV. Стадия восстановления C 10-12-го дня после катастрофы. Активизация межличностного общения. Нормализация эмоциональной окраски речи и мимических реакций. В состоянии физиологической сферы позитивной динамики не выявлено.

Источник: https://cyberpedia.su/20x6437.html

Психотравмирующие факторы чрезвычайных ситуаций. Стадии эмоционального и физиологического состояния людей, подвергшихся воздействию стихийного бедствия

Стадии эмоционального и физиологического состояния людей,

Чрезвычайные ситуации (стихийные бедствия, аварии, террористические акты и т.п.) создают неблагоприятную обстановку, опасную для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения.

Эти воздействия становятся катастрофическими, поскольку они ведут к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания значительного количества людей.

Более того, в таких условиях люди испытывают психотравмирующие факторы, вследствие чего происходит нарушение их психической деятельности.

Кроме того, психогенное воздействие испытывают люди, находящиеся вне зоны действия чрезвычайной ситуации, так как они находятся в состоянии ожидания как самой чрезвычайной ситуации, так и её последствий. К примеру, в 1945 г.

после атомной бомбардировки американцами японских городов Хиросимы и Нагасаки радиацией было охвачено приблизительно 160 тыс. жителей, но страх перед ядерным оружием стали испытывать все жители планеты.

После аварии на Чернобыльской АЭС более 15 млн людей стали испытывать страх перед радиацией (так называемая радиофобия).

Психотравмирующие факторы включают следующие составляющие:

– природные (землетрясения, наводнения, ураганы и др.);

– техногенные (радиационные, химические, биологические аварии, пожары, взрывы и др.);

– социальные (военные конфликты, инфекционная заболеваемость, голод, терроризм, наркомания, алкоголизм).

По сути, психотравмирующим фактором становится любая ЧС, вне зависимости от характера и масштаба. Картины военных столкновений, разрушений, аварий, паники, человеческих жертв – всё это психотравмирующие факторы.

Негативные последствия воздействия психотравмирующих факторов на организм поражённых усиливаются ещё и тем, что специалистов в области психотерапевтической коррекции человека в России катастрофически мало. На 2008 г., по разным литературным источникам, у нас в стране было от 2000 до 4500 подобных специалистов. Тогда как, например, в США их десятки тысяч.

Воздействуя на конкретную территорию с расположенными на ней населением, сооружениями, флорой и фауной, неблагоприятные факторы чрезвычайных ситуаций образуют очаг поражения различной степени сложности.

Простой очаг поражения формируется под воздействием одного поражающего фактора (например, разрушения от взрыва, пожара).

Сложный очаг поражения формируется под воздействием нескольких поражающих факторов (например, вследствие взрыва возникают разрушения газопроводов, разгерметизация ёмкостей с АОХВ, в результате которых происходит взрыв, а затем пожар). В таком варианте чаше всего будут присутствовать комбинированные поражения: травмы, ожоги и отравления.

В другом случае в результате землетрясения возникают не только разрушения, но и пожары, инфекционные заболевания, поражения электрическим током, нарушения психики и функциональные расстройства оставшихся в живых жителей.

Независимо от степени сложности выделяют четыре стадии развития чрезвычайных ситуаций.

– Стадия зарождения – возникновение условий или предпосылок для чрезвычайной ситуации (усиление природной активности, накопление деформаций, дефектов и т.п.). Установить момент начала стадии зарождения трудно.

– Стадия инициирования – начало чрезвычайной ситуации. На этой стадии важен человеческий фактор, поскольку статистика свидетельствует о том, что до 70 % техногенных аварий и катастроф происходит вследствие ошибок персонала.

Более 80 % авиакатастроф и катастроф на море связано с человеческим фактором. Для снижения этих показателей необходима более качественная подготовка персонала. Так, в США для подготовки оператора для АЭС затрачивают до 100 тыс.

долларов.

– Стадия кульминации – стадия высвобождения энергии или вещества. На этой стадии происходит наибольшее негативное воздействие на человека и окружающую среду вредных и опасных факторов чрезвычайной ситуации. Особенности этой стадии – взрывной характер разрушительного воздействия, вовлечение в процесс токсичных, энергонасыщенных и других компонентов.

– Стадия затухания – локализация чрезвычайной ситуации и ликвидация её прямых и косвенных последствий. Продолжительность данной стадии различна (дни, месяцы, годы и десятилетия).

При локализации и устранении последствий чрезвычайных ситуаций, оказании экстренной и эффективной медицинской и психологической помощи важно знать особенности поведенческих реакций поражённых людей.

Мнения очевидцев об особенностях поведения поражённых в очаге катастрофы отличаются достаточной противоречивостью. Так, некоторые опрашиваемые отмечали, что необычность происходящего они заметили сначала лишь в поведении других людей.

Другие, преимущественно лица, ранее испытавшие воздействие подземных толчков, сразу осознали характер происходящего, но не могли прогнозировать его последствий. Выбежав на открытую местность, часть поражённых пытались устоять на ногах, держась за деревья и столбы, другие инстинктивно ложились на землю.

Действия пострадавших в этот период характеризуются индивидуальностью и реализуются в поведенческих реакциях, определяемых преимущественно инстинктом самосохранения.

Выраженность чувства «страха закрытых помещений» (ситуационная клаустрофобия) индивидуальна, его длительность варьирует от нескольких часов до 2 нед.

Часть 9-этажных зданий, устоявших после первых толчков, с выбежавшими на балконы и террасы жителями (преимущественно женщинами и детьми) рушились у них на глазах. Установлено, что реакция оцепенения, ступора длилась около 15 мин.

По их истечении, слыша крики и стоны из-под развалин и побуждаемые лидерами, все, кто мог, приступили к спасательным работам, направленным в первую очередь на поиск собственных семей (уже независимо от призывов и действий формальных и неформальных лидеров).

В то же время большинство обследованных указывают на важность фактора внешнего побуждения при выходе из состояния оцепенения.

Существенную роль играет наличие или отсутствие лидера, действия которого были бы направлены на вывод из оцепенения и руководство людьми, снижение напряжения и целенаправленные действия по выходу из данной ситуации.

В целом в динамике функционального состояния и поведения людей, подвергшихся воздействию стихийного бедствия, выделяют четыре последовательные стадии, или периода, их развития.

В первый период отмечают острый эмоциональный шок.

Характерными чертами данного периода являются:

Длительность от 3 до 5 ч. Психическое напряжение. Мобилизация психофизиологических резервов. Обострение восприятия. Увеличение скорости мыслительных процессов.

Проявление безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации. В эмоциональном состоянии – чувство отчаяния.

Головокружение и головная боль, ощущаемое сердцебиение, сухость во рту, жажда, затруднённое дыхание. Увеличение работоспособности в 1,5 – 2 раза.

Таким образом, в остром периоде психическое состояние человека определяется переживанием угрозы жизни. Как показала практика, этот период продолжается обычно от начала катастрофы до организации спасательных работ.

В психическом статусе преобладают витальные инстинкты, и в первую очередь проявляется инстинкт самосохранения, когда могут резко возрастать физические возможности в силу предельной мобилизации психофизиологических резервов.

В таких условиях развиваются неспецифические психогенные реакции, основу которых составляет страх различной интенсивности. У многих людей возникают психотические реакции в состоянии паники.

Второй период включает психофизиологическую демобилизацию.

Характерными чертами данного периода являются:

Длительность до 3 сут. «Стресс осознания». Чувство растерянности, панические реакции. Понижение моральной нормативности поведения. Снижение эффективности деятельности и мотивации к ней.

Тошнота, ощущение тяжести в голове, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, отсутствие аппетита. Отказ от выполнения спасательных работ (особенно связанных с извлечением тел погибших).

Увеличение количества ошибочных действий при управлении транспортом и специальной техникой, вплоть до создания аварийных ситуаций.

В этом периоде, начинающемся обычно после развёртывания спасательных работ, в развитии состояния дезадаптации и психических расстройств большую роль играют личностные особенности пострадавших, определяющие уровень осознания сохраняющейся опасности и масштаба ущерба. В этот момент психоэмоциональное напряжение, характерное для первого периода, постепенно сменяется утомлением и так называемой демобилизацией с преобладанием депрессивных астенических состояний и апатии.

В третий период наступает стадия разряжения.

Характерными чертами данного периода являются:

3 – 12 сут. после катастрофы:

– стабилизируются настроение и самочувствие;

– пониженный эмоциональный фон;

– ограничение контактов с окружающими;

– гипомимия (маскообразность лица);

– снижение интонационной окраски речи;

– замедленность движений;

– желание «выговориться»;

– тревожные и кошмарные сновидения в различных вариантах, трансформирующих впечатления трагических событий.

На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния происходит дальнейшее снижение физиологических резервов:

– повышение артериального давления, тахикардия;

– прогрессивное нарастание признаков переутомления.

В третьем периоде, после эвакуации в безопасное место, начинается переработка травмирующей ситуации: собственных переживаний и утрат.

При этом дополнительными травмирующими факторами становятся изменение жизненных стереотипов, различные неудобства пребывания во временных убежищах. Становясь хроническими, эти факторы способствуют развитию посттравматических стрессовых расстройств.

Возрастает частота соматизации невротических расстройств, а также развития невротических и психопатических заболеваний.

В последний, четвёртый, период начинается стадия восстановления.

Характерными чертами данного периода являются:

С 10 – 12-го дня после катастрофы. Активизация межличностного общения. Нормализация эмоциональной окраски речи и мимических реакций. В состоянии физиологической сферы позитивной динамики не выявлено.

Клинических форм психиатрической патологии в изученный период времени после стихийного бедствия не отмечено, однако это не исключает высокой вероятности их развития в более поздние сроки («отставленное реагирование»), что предполагает необходимость проведения заблаговременных психопрофилактических мероприятий с использованием методов медико-психологической коррекции.

С учётом мирового опыта можно также предполагать развитие у лиц, находившихся в очаге стихийного бедствия, различных форм психосоматических расстройств, связанных с нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, иммунной и эндокринной систем, что также требует разработки и проведения специальных медицинских и психопрофилактических мероприятий.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/5x62a.html

Стадии эмоционального и физиологического состояния людей, подвергшихся воздействию стихийного бедствия

Стадии эмоционального и физиологического состояния людей,

Первыйпериод

Впервый период отмечают острый эмоциональныйшок

ПериодХарактеристика
I. ОстрыйэмоциональныйшокДлительность от 3 до 5 ч. Психическое напряжение.Мобилизация психофизиологических резервов. Обострение восприятия.Увеличение скорости мыслительных процессов.Проявление безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации.В эмоциональном состоянии – чувство отчаяния.Головокружение и головная боль, ощущаемое сердцебиение, сухость во рту, жажда, затруднённое дыхание.Увеличение работоспособности в 1,5-2 раза

Такимобразом, в остром периоде психическоесостояние человека определяетсяпереживанием угрозы жизни. Как показалапрактика, этот период продолжаетсяобычно от начала катастрофы до организацииспасательных работ.

В психическомстатусе преобладают витальные инстинкты,и в первую очередь проявляется инстинктсамосохранения, когда могут резковозрастать физические возможности всилу предельной мобилизациипсихофизиологических резервов.

В такихусловиях развиваются неспецифическиепсихогенные реакции, основу которыхсоставляет страх различной интенсивности.У многих людей возникают психотическиереакции в состоянии паники.

Второйпериод

Второйпериод включает психофизиологическуюдемобилизацию.

ПериодХарактеристика
II. Психофизиологическая демобилизацияДлительность до 3 суток. «Стресс осознания».Чувство растерянности, панические реакции. Понижение моральной нормативности поведения. Снижение эффективности деятельности и мотивации к ней.Тошнота, ощущение тяжести в голове, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, отсутствие аппетита.Отказ от выполнения спасательных работ (особенно связанных с извлечением тел погибших).Увеличение количества ошибочных действий при управлении транспортом и специальной техникой, вплоть до создания аварийных ситуаций

Вэтом периоде, начинающемся обычно послеразвёртывания спасательных работ, вразвитии состояния дезадаптации ипсихических расстройств большую рольиграют личностные особенностипострадавших, определяющие уровеньосознания сохраняющейся опасности имасштаба ущерба. В этот моментпсихоэмоциональное напряжение,характерное для первого периода,постепенно сменяется утомлением и такназываемой демобилизацией с преобладаниемдепрессивных астенических состоянийи апатии.

Третийпериод

Втретий период наступает стадия, такназываемого разряжения.

ПериодХарактеристика
III. Стадия разряжения3-12 сут после катастрофы:•  стабилизируются настроение и самочувствие;•  пониженный эмоциональный фон;•  ограничение контактов с окружающими;•  гипомимия (маскообразность лица);•  снижение интонационной окраски речи;•  замедленность движений;•  желание «выговориться»;•  тревожные и кошмарные сновидения в различных вариантах, трансформирующих впечатления трагических событий.На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния происходит дальнейшее снижение физиологических резервов:•  повышение артериального давления, тахикардия;•  прогрессивное нарастание признаков переутомления

Втретьем периоде, после эвакуации вбезопасное место, начинается переработкатравмирующей ситуации: собственныхпереживаний и утрат.

При этом дополнительнымитравмирующими факторами становятсяизменение жизненных стереотипов,различные неудобства пребывания вовременных убежищах. Становясь хроническими,эти факторы способствуют развитиюпосттравматических стрессовыхрасстройств.

Возрастает частотасоматизации невротических расстройств,а также развития невротических ипсихопатических заболеваний.

Четвёртыйпериод

Впоследний, четвёртый, период начинаетсястадия восстановления.

ПериодХарактеристика
IV. Стадия восстановленияC 10-12-го дня после катастрофы.Активизация межличностного общения.Нормализация эмоциональной окраски речи и мимических реакций.В состоянии физиологической сферы позитивной динамики не выявлено.

Клиническихформ психиатрической патологии визученный период времени после стихийногобедствия не отмечено, однако это неисключает высокой вероятности ихразвития в более поздние сроки(«отставленное реагирование»), чтопредполагает необходимость проведениязаблаговременных психопрофилактическихмероприятий с использованием методовмедико-психологической коррекции.

Сучётом мирового опыта можно такжепредполагать развитие у лиц, находившихсяв очаге стихийного бедствия, различныхформ психосоматических расстройств,связанных с нарушениями деятельностижелудочно-кишечного тракта,сердечнососудистой, иммунной и эндокриннойсистем, что также требует разработки ипроведения специальных медицинских ипсихопрофилактических мероприятий.

Источник: https://studfile.net/preview/3814984/page:3/

Особенности развития нервно-психических расстройств у человека в чрезвычайных

Стадии эмоционального и физиологического состояния людей,

Особенности развития нервно-психических расстройств у человека в чрезвычайных СИТУАЦИЯХ. Выполнил: ординатор 1 года А. Ю. Субботина

РАССТРОЙСТВА ПСИХИКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Реакции и психогенные расстройства Клинические особенности 1.

Непатологические (физиологические) реакции Преобладание эмоциональной напряжённости, чувства тревоги, страха, подавленности, небольшая продолжительность, сохранение или снижение работоспособности, критическая оценка происходящего, возможность общения с другими людьми и способность к целенаправленной деятельности 2.

Психогенные патологические реакции Невротический уровень расстройств – остро возникшие астенический, депрессивный, истерический и другие синдромы, снижение критической оценки происходящего, возможности продуктивного общения с другими людьми и целенаправленной деятельности

3.

Психогенные невротические состояния Стабилизированные и усложняющиеся невротические расстройства – неврастения ( «невроз истощения» , астенический невроз), истерический невроз, невроз навязчивых состояний, депрессивный невроз, в части случаев утрата критического понимания происходящего и возможностей целенаправленной деятельности 4. Реактивные психозы А) острые Острые аффективно-шоковые реакции, сумеречные состояния сознания с двигательным возбуждением или двигательной заторможённостью Б) затяжные Депрессивные, параноидные, псевдодементные синдромы, истерические и другие психозы.

СТАДИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛЮДЕЙ, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ период характеристика 1. Острый эмоциональны й шок Длительность от 3 до 5 ч. Психическое напряжение. Увеличение скорости мыслительных процессов.

Проявление безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации. В эмоциональном состоянии – чувство отчаяния. Головокружение и головная боль, ощущаемое сердцебиение, сухость во рту, жажда, затруднённое дыхание.

Увеличение работоспособности в 1, 5 -2 раза

2. Психофизиологическая демобилизация Длительность до 3 сут. «Стресс осознания» . Чувство растерянности, панические реакции. Понижение моральной нормативности поведения. Снижение эффективности деятельности и мотивации к ней.

Тошнота, ощущение тяжести в голове, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, отсутствие аппетита. Отказ от выполнения спасательных работ (особенно связанных с извлечением тел погибших).

Увеличение количества ошибочных действий при управлении транспортом и специальной техникой, вплоть до создания аварийных ситуаций

3 -12 сут после катастрофы: 3.

Стадия разряжения • стабилизируются настроение и самочувствие; • пониженный эмоциональный фон; • ограничение контактов с окружающими; • гипомимия (маскообразность лица); • снижение интонационной окраски речи; • замедленность движений; • желание «выговориться» ; • тревожные и кошмарные сновидения в различных вариантах, трансформирующих впечатления трагических событий. На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния происходит дальнейшее снижение физиологических резервов: • повышение артериального давления, тахикардия; • прогрессивное нарастание признаков переутомления

4. Стадия восстановления C 10 -12 -го дня после катастрофы. Активизация межличностного общения. Нормализация эмоциональной окраски речи и мимических реакций. В состоянии физиологической сферы позитивной динамики не выявлено

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ фаза характеристика 1. Фаза страха У человека возникают неприятные ощущения в виде психологического напряжения и тревожности. При сложных реакциях, обусловленных страхом, наряду с этим возможны тошнота, обмороки, головокружения, ознобоподобный тремор, у беременных – выкидыши. 2.

Гиперкинети- Реакция с двигательным возбуждением. Очень часто у ческая фаза человека отмечают бесцельные метания и стремление куда-то бежать. 3. Гипокинетич еская фаза Возникает резкая двигательная заторможенность, доходящая до полной обездвиженности и ступора, когда человек в состоянии психического шока вместо того, чтобы убежать, застывает.

4. Фаза вегетативных изменений Происходит соматизация психологических реакций. Появляются боли в области сердца, головные и мышечные боли, тахикардия, тремор, нарушения зрения и слуха, расстройство желудка, учащённое мочеиспускание. 5. Фаза психических нарушений. Неспособность концентрировать внимание, нарушения памяти, логики, быстроты мышления, галлюцинации.

ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У СПАСАТЕЛЕЙ • В это время происходит подготовка организма к выполнению определённой работы (предстартовый период).

Фаза характеризуется энергетической мобилизацией резервов, повышением тонуса центральной нервной системы, формированием плана и стратегии поведения, внутренним «проигрыванием» ключевых элементов деятельности.

Фаза мобилизации • (период врабатываемости) типична для момента начала деятельности и характеризуется кратковременным снижением почти всех показателей функционального состояния. Фаза первичной реакции Фаза гиперкомпенсации.

• Происходит приспосабливание организма человека к наиболее экономичному оптимальному режиму выполнения работ в конкретных условиях. Фаза характеризуетсяоптимизацией ответных реакций организма в соответствии с характером работы и величиной нагрузки.

Фаза компенсации • (период максимальной работоспособности) характеризуется наиболее экономичным использованием функциональных резервов организма. Однако при длительной работе к концу этой фазы могут появляться признаки нарушения субъективного состояния (снижение работоспособности, усталость). • (период дестабилизации).

Снижаются функциональные резервы организма. Поддержание работоспособности происходит за счёт энергетически некомпенсируемой мобилизации резервов. Сначала проявляется скрытое, а затем заметное снижение эффективности работ, развиваются явные признаки утомления.

В этой фазе за счёт непродуктивных усилий возможна компенсация на непродолжительное время с Фаза дальнейшим ухудшением.

субкомпенсации Фаза декомпенсации Фаза срыва • характеризуется непрерывным снижением функциональных резервов организма, дискоординацией функций, выраженным снижением профессиональной эффективности, нарушением мотивации. Данные проявления характерны для выраженного острого переутомления.

• проявляется при очень интенсивной и продолжительной работе. Характеризуется значительными расстройствами жизненно важных функций, ярко выраженной неадекватностью реакций организма на характер и величину выполняемой работы, резким падением работоспособности. Эти изменения типичны для выраженных форм хронического утомления и переутомления.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник: https://present5.com/osobennosti-razvitiya-nervno-psixicheskix-rasstrojstv-u-cheloveka-v-chrezvychajnyx/

Стадии эмоционального состояния людей, подвергшихся воздействию стихийного бедствия

Стадии эмоционального и физиологического состояния людей,

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра Безопасности жизнедеятельности и Медицины катастроф

«Стадии эмоционального состояния людей, подвергшихся воздействию стихийного бедствия»

студент третьего курса 

Лечебного факультета

34-ой группы

Москва – 2013

1. Введение

2. Сущность и содержание психологии поведения в чрезвычайных ситуациях

2.1.Психотравмирующие факторы чрезвычайных ситуаций.

2.2.Стадии эмоционального и физиологического состояния людей, подвергшихся воздействию стихийного бедствия

3.Психологическая готовность людей к чрезвычайным ситуациям

4. Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях

4.1. Особенности поведенческих реакций личности в чрезвычайных ситуациях.

4.2. Особенности развития нервно-психических расстройств у населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях различного характера.

4.3. Особенности развития нервно-психических расстройств при стихийных бедствиях.

4.4. Особенности нервно-психических расстройств при террористических актах.

4.5. Особенности нервно-психических расстройств у спасателей.

5. Профилактика и лечение панических реакций

5.1. Медико-психологическая защита населения и спасателей.

5.2. Профилактика и устранение панических реакций.

5.3. Медико-психологическая подготовка населения и спасателей.

5.4. Психотерапия возникших нервно-психических расстройств.

6. Заключение

7. Список литературы

1.Введение

С развитием цивилизации, с применением всё более новых технологий, прогрессом научных исследований постоянно возрастает угроза техногенных катастроф. Считается, что в опасных зонах проживает 30% населения, а в чрезвычайно опасных – 10%.

В условиях низкой технологической дисциплины, хронической нехватки финансовых и материальных ресурсов для поддержания основных фондов в рабочем состоянии, возрастает вероятность массовых аварий, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, врачей, спасателей и руководителей к действиям в экстремальных ситуациях.

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха.

В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е.

кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

Страх вызывает у человека неприятные ощущения — это негативное действие страха, но страх — это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком — это остаться живым, продлить свое существование.

Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность.

Наибольшую опасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать его гибель в результате различных агрессивных воздействий — это различные физические, химические, биологические факторы, высокие и низкие температуры, ионизирующие (радиоактивные) излучения.

Все эти факторы требуют различных способов защиты человека и группы людей, т. е.

индивидуальных и коллективных способов защиты к которым можно отнести: стремление человека удалиться за пределы действия поражающих факторов; энергичная атака человеком источника возможных поражающих факторов для ослабления их действия или уничтожения источника возможных поражающих факторов.

Особые условия, в которых может оказаться человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряжённость.

Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других – снижение или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями.

Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомлённости о происходящих событиях и понимания степени опасности.

Во всех трудных ситуациях решающую роль играет моральная закалка и психическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уверенным и расчётливым действиям в любых критических моментах.

2.Сущность и содержание психологии поведения в чрезвычайных ситуациях

Психология состояний объединяет огромный опыт мировой психологической науки в области исследования психических состояний. Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест. В то же время, несмотря на интенсивное изучение проблемы психических состояний, очень многое в ней остается неясным.

Основные характеристики чрезвычайной ситуации:

1. Это ситуация крайняя, с очень большим по силе воздействием, выходящим за пределы диапазона возможностей человека.

2. Это усложненные условия деятельности, которые субъективно воспринимаются, понимаются и оцениваются человеком как трудные, опасные и т.д.

3. Ситуация вызывает возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния.

4. Чрезвычайная ситуация ведет к появлению состояния динамического рассогласования и требует максимальной мобилизации ресурсов организма.

5. Такая ситуация вызывает негативные функциональные состояния, нарушения психологической регуляции деятельности, и, тем самым снижает эффективность и надежность деятельности.

6. Человек сталкивается с невозможностью реализации своих мотивов, стремлений, ценностей, интересов.

Чрезвычайная ситуация опасна для жизни и здоровья, неблагоприятна для функционирования психики человека. Факторы, порождающие психическую напряженность, могут в одних случаях оказывать положительное мобилизующее влияние на человека, а в других – отрицательное, дезорганизующее воздействие.

Возможность противостоять чрезвычайной ситуации включает три составляющие:

1. физиологическую устойчивость, обусловленную состоянием физических и физиологических качеств организма (конституционные особенности, тип нервной системы, вегетативная пластичность);

2. психическую устойчивость, обусловленную подготовкой и общим уровнем качеств личности (специальные навыки действий в экстремальной си-туации, наличие положительной мотивации и др.);

3. психологическую готовность (активнодеятельностное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящие действия)».  

В условиях возможности возникновения чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени остро стоит вопрос о снижении или предупреждении возможных санитарных потерь среди населения, а также возможности работы ЛПУ в этих условиях. Для решения этих задач проводят комплекс мероприятий по медицинской и психологической защите населения и медицинских учреждений, которые и будут рассмотрены при изучении данной темы.

Последние десятилетия жизни нашего общества сопровождаются возрастающим количеством экстремальных ситуаций различного масштаба и характера.

При этом стремительно растёт круг участников этих событий, подвергающихся воздействию экстремальности.

Под экстремальностью подразумевают воздействие на человека таких условий, при которых его психика действует на пределе возможного и после которых возникают изменения его индивидуально-психологических черт.

Во всех чрезвычайных ситуациях решающую роль играет моральная закалка и психическое состояние человека, они определяют готовность к осознанным, уверенным и последовательным действиям в любых критических моментах. Данный материал построен на анализе психологических аспектов данной проблемы.

Чрезвычайные ситуации (стихийные бедствия, аварии, террористические акты и т.п.) создают неблагоприятную обстановку, опасную для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения.

Эти воздействия становятся катастрофическими, поскольку они ведут к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания значительного количества людей.

Более того, в таких условиях люди испытывают психотравмирующие факторы, вследствие чего происходит нарушение их психической деятельности.

Кроме того, психогенное воздействие испытывают люди, находящиеся вне зоны действия чрезвычайной ситуации, так как они находятся в состоянии ожидания как самой чрезвычайной ситуации, так и её последствий. К примеру, в 1945 г.

после атомной бомбардировки американцами японских городов Хиросимы и Нагасаки радиацией было охвачено приблизительно 160 тыс. жителей, но страх перед ядерным оружием стали испытывать все жители планеты.

После аварии на Чернобыльской АЭС более 15 млн людей стали испытывать страх перед радиацией (так называемая радиофобия).

2.1. Психотравмирующие факторы черезвычайных ситуаций

Психотравмирующие факторы включают следующие составляющие:

•  природные (землетрясения, наводнения, ураганы и др.);

•  техногенные (радиационные, химические, биологические аварии, пожары, взрывы и др.);

•  социальные (военные конфликты, инфекционная заболеваемость, голод, терроризм, наркомания, алкоголизм).

По сути, психотравмирующим фактором становится любая ЧС, вне зависимости от характера и масштаба. Картины военных столкновений, разрушений, аварий, паники, человеческих жертв – всё это психотравмирующие факторы.

Негативные последствия воздействия психотравмирующих факторов на организм поражённых усиливаются ещё и тем, что специалистов в области психотерапевтической коррекции человека в России катастрофически мало. На 2012 г., по разным литературным источникам, у нас в стране было от 3000 до 5000 подобных специалистов. Тогда как, например, в США их десятки тысяч.

Воздействуя на конкретную территорию с расположенными на ней населением, сооружениями, флорой и фауной, неблагоприятные факторы чрезвычайных ситуаций образуют очаг поражения различной степени сложности.

Простой очаг поражения формируется под воздействием одного поражающего фактора (например, разрушения от взрыва, пожара).

Сложный очаг поражения формируется под воздействием нескольких поражающих факторов (например, вследствие взрыва возникают разрушения газопроводов, разгерметизация ёмкостей с АОХВ, в результате которых происходит взрыв, а затем пожар).

В таком варианте чаще всего будут присутствовать комбинированные поражения: травмы, ожоги и отравления.

В другом случае в результате землетрясения возникают не только разрушения, но и пожары, инфекционные заболевания, поражения электрическим током, нарушения психики и функциональные расстройства оставшихся в живых жителей.

Независимо от степени сложности выделяют четыре стадии развития чрезвычайных ситуаций.

•  Стадия зарождения – возникновение условий или предпосылок для чрезвычайной ситуации (усиление природной активности, накопление деформаций, дефектов и т.п.). Установить момент начала стадии зарождения трудно.

•  Стадия инициирования – начало чрезвычайной ситуации. На этой стадии важен человеческий фактор, поскольку статистика свидетельствует о том, что до 70 % техногенных аварий и катастроф происходит вследствие ошибок персонала.

Более 80 % авиакатастроф и катастроф на море связано с человеческим фактором. Для снижения этих показателей необходима более качественная подготовка персонала. Так, в США для подготовки оператора для АЭС затрачивают до 100 тыс.

долларов.

• Стадия кульминации – стадия высвобождения энергии или вещества. На этой стадии происходит наибольшее негативное воздействие на человека и окружающую среду вредных и опасных факторов чрезвычайной ситуации. Особенности этой

стадии – взрывной характер разрушительного воздействия, вовлечение в процесс токсичных, энергонасыщенных и других компонентов.

• Стадия затухания – локализация чрезвычайной ситуации и ликвидация её прямых и косвенных последствий. Продолжительность данной стадии различна (дни, месяцы, годы и десятилетия).

2.2. Стадии эмоционального и физиологического состояния людей, подвергшихся воздействию стихийного бедствия

Первый период

В первый период отмечают острый эмоциональный шок

  • Длительность от 3 до 5 ч. Психическое напряжение.
  • Мобилизация психофизиологических резервов. Обострение восприятия.
  • Увеличение скорости мыслительных процессов.
  • Проявление безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации.
  • В эмоциональном состоянии – чувство отчаяния.
  • Головокружение и головная боль, ощущаемое
  • сердцебиение, сухость во рту, жажда, затруднённое дыхание.
  • Увеличение работоспособности в 1,5-2 раза

Таким образом, в остром периоде психическое состояние человека определяется переживанием угрозы жизни. Как показала практика, этот период продолжается обычно от начала катастрофы до организации спасательных работ.

В психическом статусе преобладают витальные инстинкты, и в первую очередь проявляется инстинкт самосохранения, когда могут резко возрастать физические возможности в силу предельной мобилизации психофизиологических резервов.

В таких условиях развиваются неспецифические психогенные реакции, основу которых составляет страх различной интенсивности. У многих людей возникают психотические реакции в состоянии паники.

Источник: https://www.referat911.ru/Medicina/stadii-jemocionalnogo-sostoyaniya-ljudej-podvergshihsya/280063-2608199-place1.html

Стадии психоэмоциональной реакции людей в экстремальных ситуациях

Стадии эмоционального и физиологического состояния людей,

Дрожь

Нервная дрожь – это один из симптомов невротического расстройства. Свидетельствует о подавлении внутри себя импульсивных, “назревших” действий.

Наверное, Вы наблюдали когда-нибудь такую картину: человек, только что переживший аварию, нападение или ставший свидетелем происшествия, участником конфликта, сильно дрожит. Со стороны это выглядит так, будто он замерз. Однако причина в другом.

После экстремальной ситуации появляется неконтролируемая нервная дрожь (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так организм «сбрасывает» напряжение.

Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и др.

ПРИЗНАКИ

  • дрожь начинается внезапно – сразу после инцидента или спустя какое-то время
  • возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету)

Реакция продолжается достаточно долгое время (до нескольких часов). Потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.

ПОМОЩЬ

  • Нужно усилить дрожь.
  • Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10-15 секунд.
  • Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять Ваши действия как нападение.
  • После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.
  • не укрывать, не поить теплым; спокойным голосом объяснить, что я помогу и взять за плечи (захват с боков) и спокойно потрясти

НЕЛЬЗЯ!

  • обнимать пострадавшего или прижимать его к себе
  • укрывать пострадавшего чем-то теплым
  • успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки

6. Ложная психосоматика – задыхание, болезненность сердца и т.п.

подышать совместно, положив руку на руку или на живот

7.Плач – самая лучшая реакция, т.к. происходит выработка фермента и успокоения.

Каждый человек хоть раз в жизни плакал. И каждый знает, что после того, как дашь волю слезам, на душе становится немного легче. (Ребенок, проплакавшись, быстро засыпает.) Подобная реакция обусловлена физиологическими процессами в организме.

Когда человек плачет, внутри у него выделяются ферменты, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

ПРИЗНАКИ

  • человек уже плачет или готов разрыдаться
  • подрагивают губы
  • наблюдается ощущение подавленности
  • в отличие от истерики нет возбуждения в поведении

Помните!Не происходит эмоциональной разрядки, облегчения, если человек сдерживает слезы. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека. Не зря говорят: «Сошел с ума от горя».

ПОМОЩЬ

  • Не оставляйте пострадавшего одного.
  • Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что Вы рядом.
  • Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут пострадавшему выплеснуть свое горе): периодически произносите «ага», «да», кивайте головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете;
  • повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.
  • не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.
  • не задавайте вопросов, не давайте советов.

Помните! Ваша задача – выслушать.

Выделено несколько последовательных стадий психоэмоциональной реакции людей в экстремальных ситуациях:

1) стадия витальных реакций (от нескольких секунд до 5-15 мин). Все направлено на сохранение собственной жизни, характерно сужение сознания, «забывание» моральных норм и ограничений, нарушения восприятия времени и силы воздействий; проявляются инстинктивные формы поведения;

2) кратковременное состояние оцепенения;

3) стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации (3 – 5 часов).

Характерно состояние общего психического напряжения, предельная мобилизация психофизиологических процессов, обострение восприятия, увеличение скорости мыслительных процессов, проявления безрассудной смелости, снижение критической оценки ситуации, но сохранение способности к целесообразной деятельности; увеличение физических сил и работоспособности в 1,5 – 2 раза; преобладает чувство отчаяния, сопровождающееся головокружением, жаждой, сердцебиением, затрудненным дыханием; доминирует стремление спасти близких; наиболее вероятно возникновение панических реакции и реакции заражения, что существенно осложняет проведение спасательных ситуаций, заканчивается либо внезапно, либо с появлением чувства истощения;

4) стадия психофизиологической демобилизации (до 3-х суток). Резкое ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния, чувство растерянности, отказ от какой-либо деятельности; депрессии, нарушение внимания и памяти, отсутствие аппетита, дискомфорт в ЖКТ, резкая слабость, затруднения дыхания, дрожание конечностей.

5) стадия разрешения (3 – 12 суток).

Постепенная стабилизация настроения и самочувствия, но пониженный эмоциональный фон, «маскообразность» лица, снижение интонационной окраски речи, нарушения сна и аппетита, нарушения работы органов, снижение работоспособности, нарастание переутомления. Желание выговориться перед теми, кто не являлся очевидцами трагедии – один из механизмов естественной психологической защиты.

6) стадия восстановления (после 14 суток). Активизируется межличностное общение, нормализация эмоциональной окраски речи и мимики лица, восстановление сновидений. Но у некоторых развиваются психопатологические состояния. В физиологической сфере положительной динамики нет.

7) стадия отставленных реакций (через месяц). У многих нарушения сна, немотивированные страхи, невротические реакции и нарушения деятельности органов.

Тема: УСТОЙЧИВОСТЬ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМКИ В ЧС

Под устойчивостью объекта понимается способность сохранения им работоспособности при нештатном внешнем воздействии.

Согласно этому определению, устойчивость ОЭ в ЧС – это его способность выпускать установленные виды продукции в объемах и номенклатурах, предусмотренных соответствующими планами, в условиях ЧС, а также приспособленность этого объекта к восстановлению в случае повреждения.

Для объектов, не связанных с производством материальных ценностей (транспорт, связь, линии э/передач и т.п.), устойчивость определяется его способностью выполнять свои функции.

Для всех ОЭ независимо от профиля производства и назначения характерны общие факторы, влияющие на устойчивость объекта и подготовку его к работе в условиях ЧС:

1) район расположения ОЭ

2) застройка территории ОЭ

3) внутренняя планировка территории ОЭ

4) технологический процесс

5) жизненно важные системы объекта (энерго-, водо-, теплоснабжение)

6) система управления

7) система материально-технического снабжения

8) подготовка ОЭ к восстановлению

и др.

Мероприятия по повышению устойчивости ОЭ:

1) рациональное размещение объектов, зданий и сооружений

2) обеспечение защиты рабочих и служащих

3) повышение прочности и устойчивости важнейших элементов объекта

4) повышение устойчивости управления объектом

5) повышение устойчивости технологического процесса

6) повышение устойчивости производственных и хозяйственных связей

7) повышение устойчивости материально-технического снабжения

8) уменьшение вероятности возникновения вторичных факторов поражения и ущерба от них

9) подготовка к восстановлению производства после выхода объекта из строя.

Тема: Нормативно-правовые и организационные основы гражданской защиты

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_41892_stadii-psihoemotsionalnoy-reaktsii-lyudey-v-ekstremalnih-situatsiyah.html

Medic-studio
Добавить комментарий