Структурная теория личности Рэймонда Кеттела.: Согласно Кеттелу, личность — это то, что позволяет нам предсказать

Структурная теория личности Рэймонда Кеттела

Структурная теория личности Рэймонда Кеттела.: Согласно Кеттелу, личность — это то, что позволяет нам предсказать

Согласно Кеттелу, личность — это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации. формула, используемая Кеттелом для предсказания поведения с определенной степенью точности, имеет вид:

R = f (S, Р).

Здесь сказано, что природа специфической ответной реакции человека (R), означающей, что он делает, или думает, или выражает словами, есть некая неопределенная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (P).

Кеттел признает, как трудно предсказать поведение какого-либо человека в данной ситуации.

Чтобы повысить точность предсказания, персонолог должен рассматривать не только те черты, которыми обладает личность, но также и не относящиеся к чертам переменные, такие как настроение человека в данный момент и конкретные социальные роли, требуемые ситуацией.

Более того, необходимо взвешивать каждую черту с точки зрения ее значимости в рассматриваемой ситуации. Например, если бы человек оказался в эмоционально возбуждающей ситуации, тогда в предсказании его ответной реакции наибольший вес следовало бы приписать такой черте, как тревожность.

Поэтому уравнение R = f (S, P) представляет упрощенный экстракт теории Кеттела о чертах личности. Однако с познавательной точки зрения нельзя забывать, что эта главная формула подтверждает убежденность Кеттела в том, что поведение человека можно определить и предсказать.

Структурные принципы: категории черт личности

Несмотря на утверждение Кеттела о том, что поведение определяется взаимодействием черт и ситуационных переменных, его главная организующая концепция личности заключается в описаниях различных типов выявленных им черт. Согласно Кеттелу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время.

Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик. Иначе говоря, черты представляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени.

Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, являются наиболее важными в концепции Кеттела.

Как отмечалось ранее, в исследовании структурных элементов личности Кеттел в значительной мере полагается на факторный анализ. В результате проведения многократных процедур факторного анализа данных, собранных в ходе исследования тысяч субъектов, он приходит к выводу, что черты личности можно классифицировать или разбить на категории несколькими способами.

Поверхностные черты— исходные черты. Исходные черты – это основополагающие черты личности. Они образуют те блоки, из которых встраивается структура личности. Кеттел пришел к выводу, что структура личности образована шестнадцатью исходными чертами или факторами.

 Поверхностные – совокупность поведенческих характеристик, которые проявляются как черта, в том случае, когда они неразрывно связаны. Поверхностные черты – продукт взаимодействия исходных черт, они менее стабильны, чем исходные.

Проведя обширную исследовательскую работу с использованием факторного анализа, Кеттел пришел к выводу о том, что основополагающая структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами (табл. 6-3).

Эти факторы черт личности, вероятно, более известны в связи со шкалой, которая теперь используется для их измерения: опросник Кеттела «Шестнадцать личностных факторов».

Данная шкала самооценки и несколько других, также разработанных Кеттелом, оказались чрезвычайно полезными и популярными как в прикладных, так и в теоретических исследованиях. Ниже будет представлено обсуждение исходных черт, оцениваемых с помощью опросника «16 PF».

Таблица Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Кеттела «Шестнадцать личностных факторов» (16 PF)

Обозначение фактораНазвание фактора по КеттелуКачество, соответствующее высокой оценке по факторуКачество, соответствующее низкой оценке по фактору
AОтзывчивость—отчужденностьДобродушный, предприимчивый, сердечныйЦиничный, жестокий, безразличный
BИнтеллектСообразительный, абстрактно мыслящийГлупый, конкретно мыслящий
CЭмоциональная устойчивость— эмоциональная неустойчивостьЗрелый, реалистичный, спокойныйНеустойчивый, нереалистичный, неконтролируемый
EДоминантность—подчиненностьУверенный, конкурирующий, упрямыйЗастенчивый, скромный, покорный
FРассудительность—беспечностьСерьезный, молчаливыйБеззаботный, полный энтузиазма
GСознательность—безответственностьОтветственный, моралистический, стоическийПренебрегающий правилами, нерадивый, непостоянный
HСмелость—робостьПредприимчивый, раскованныйНеуверенный, замкнутый
IЖесткость—мягкостьОпирающийся на свои силы, независимыйЦепляющийся за других, зависимый
LДоверчивость—подозрительностьПринимающий условияУпорный на грани глупости
MМечтательность—практичностьТворческий, артистичныйКонсервативный, приземленный
NДипломатичность—прямолинейностьСоциально опытный, сообразительныйСоциально неуклюжий, непретенциозный
OСклонность к опасениям— спокойствиеБеспокойный, озабоченныйСпокойный, самодовольный
Q1Радикализм—консерватизмВольнодумно либеральныйУважающий традиционные идеи
Q2Самодостаточность—конформизмПредпочитающий собственные решенияБеспрекословно следующий за другими
Q3Недисциплинированность—контролируемостьСледующий собственным побуждениямПунктуальный
Q4Расслабленность—напряженностьСдержанный, спокойныйПереутомленный, возбужденный

Конституциональные черты—черты, сформированные окружающей средой. Согласно Кеттелу, исходные черты можно разделить на два подтипа — в зависимости от их источника. Конституциональные черты развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума.

Например, выздоровление от пристрастия к кокаину может быть причиной внезапной раздражительности, подавленности и беспокойства.

Кеттел мог бы утверждать, что подобное поведение является следствием изменений физиологии человека и, таким образом, отражает конституциональные исходные черты.

Черты, сформированные окружающей средой, наоборот, обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении. Эти черты отражают характеристики и стили поведения, усвоенные в процессе научения, и формируют модель, запечатленную в личности ее окружением. Поэтому человек, выросший на ферме Среднего Запада, ведет себя не так, как человек, который провел жизнь в городских трущобах.

Способность, темперамент и динамические черты. Исходные черты, в свою очередь, могут быть классифицированы в терминах модальности, посредством которой они выражаются. Способности как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели.

Интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная координация — вот некоторые примеры способностей. Черты темперамента относятся к другим эмоциональным и стилистическим качествам поведения. Например, люди могут работать над каким-то заданием либо быстро, либо медленно; они могут реагировать на какой-то кризис спокойно или истерично.

Кеттел рассматривает черты темперамента как конституциональные исходные черты, определяющие эмоциональность человека. Наконец, динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека. Это черты, активирующие и направляющие субъекта к конкретным целям.

Так, например, личность может быть охарактеризована как амбициозная, стремящаяся к власти или заинтересованная в приобретении материальных благ.

Общие черты—уникальные черты. Общая черта — это такая черта, которая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Например, самооценка, интеллект и интроверсия относятся к общим чертам.

И напротив, уникальные черты — это такие черты, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Кеттел предполагает, что уникальные черты особенно часто проявляются в сферах интересов и установок.

Например, Салли — единственный человек, собравший коллекцию сообщений о детской смертности в Швеции и Канаде в 1930 году. Очень немногие люди, если такие вообще найдутся, разделили бы этот интерес.

исходит из «теории черт» и построения на их основе личност. профиля. Мотивационным конструктом пространства личност. сферы явл. динамич. черты, стр-ра к-рых формирует сущность личн. (черта описывается как «ментальная стр-ра», отвечающая за наблюдаемое поведение, его регулярность и согласованность).

Личн. — это совокупность черт, позволяющая предсказать действия чел. в данной ситуации. Связана как со внеш., так и с внутр. поведением индивида. Целью психол. исследований личн. явл. установление законов, по к-рым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.

В стр-ре личн. Кэттелл различал поверхностные и исходные черты. Поверхностные черты — это кластеры открытых, внешне переменных, сопутствующих друг другу в ряде поведенч. актов. Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенч.

черт, более стабильны, важны, дают глубокую оценку поведения и определяются только методом факторного анализа. Любая изолированная черта явл.

совокупным продуктом факторов среды и наследственности, но с преобладанием одной из сторон («черты, формируемые средой» и «конституциональные черты»).

По функциональному признаку Кэттелл разделяет черты на динамич., обеспечивающие активность в достижении цели, черты—способности, обусловливающие эффективность достижения цели; темпераментальные, связанные с конституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоц. реактивности. Более изменчивые стр-ры личн. Кэттелл относил к состояниям и ролям.

Кэттелл обосновал систему (источники) получения данных о личн. На основании описания личн. в терминах темперамента, способностей и др. черт он предложил «спецификационное уравнение» для интегральной оценки личн. Прогнозирование поведения личн. в прикладном плане достигается совмещением «профиля черт» и профиля индексов психол. ситуации.

В процессе развития личности происходит изменение ее стр-ры.

Источник: https://students-library.com/library/read/65708-strukturnaa-teoria-licnosti-rejmonda-kettela

Читать онлайн Теории личности страница 96. Большая и бесплатная библиотека

Структурная теория личности Рэймонда Кеттела.: Согласно Кеттелу, личность — это то, что позволяет нам предсказать

В отличие от многих других теоретиков Кеттел начал не с клинических наблюдений или интуитивных представлений о природе человека. Наоборот, его подход прочно основан на использовании точных эмпирических методов исследования.

Приверженность Кеттела конструированию научной модели поведения определялась одной ведущей целью: раскрыть (с помощью метода факторного анализа) основные черты личности.

Он полагает, так же как и Олпорт, что личностные черты составляют ядро структуры личности, и в конечном счете они ответственны за то, что будет делать человек в данной ситуации. Как и Олпорт, Кеттел различает общие и уникальные черты.

Однако он не разделяет точку зрения Олпорта, согласно которой черты в самом деле существуют внутри человека. По Кеттелу, черты не имеют никакого реального нейрофизиологического статуса и как таковые могут быть обнаружены лишь при точном измерении наблюдаемого поведения.

Попытка Кеттела разработать теорию черт личности на основе сложного статистического анализа объективных поведенческих характеристик достойна восхищения. Результатом его усилий является, быть может, наиболее комплексная система воззрений в современной персонологии. Несмотря на сложность теории Кеттела, его концепции необходимо серьезно изучать тем, кто посвятил себя исследованию личности.

Биографический очерк

Рэймонд Бернард Кеттел (Raymond Bernard Cattell) родился в 1905 году в Стаффордшире, Англия. В своей автобиографии он вспоминает, что его детские годы были счастливыми и наполненными такими занятиями, как хождение под парусами, исследование пещер и плавание (Cattell, 1974).

Однако относительное спокойствие его детства было прервано, когда Англия вступила в первую мировую войну. Военный госпиталь находился по соседству с их домом, и девятилетний Кеттел видел сотни раненых солдат, возвращающихся из Франции.

Позднее он осознал, какой отпечаток оставили на его собственной жизни эти переживания детских лет: “Постоянно и беззвучно в мою жизнь входило неизменное чувство серьезности, основанное на ощущении, что вряд ли позволительно быть менее самоотверженным, чем эти раненые солдаты, и нового чувства для мальчишки – быстротечности человеческой жизни и необходимости совершенствования ее по мере возможности” (Cattell, 1974, р. 63).

В 16 лет Кеттел поступил в Королевский колледж Лондонского университета, где обучался главным образом физике и химии. За несколько месяцев до окончания и получения диплома с отличием он обнаружил, что профессиональная подготовка по физическим наукам не отвечает его возросшему интересу к социальным проблемам.

Игнорируя советы друзей и одноклассников, Кеттел решает посвятить свой диплом, да и карьеру, психологии. В 1929 году он получает звание доктора философии в Лондонском университете.

Будучи студентом – дипломником, он работал в качестве научного ассистента у Чарльза Спирмена, знаменитого британского психолога, разработавшего метод факторного анализа.

После получения докторского звания в области психологии в течение пяти лет (1932–1937) Кеттел работал директором психологической клиники в Англии, после чего уехал в Нью – Йорк, где провел год, работая адъюнкт – профессором вместе с человеком большой эрудиции, теоретиком Колумбийского университета Е. Л. Торндайком.

С этого времени он остается в Соединенных Штатах. В 1938 году он поступает работать на факультет Университета Кларка, где в то время профессором психологии работал Г. Стэнли Холл, а затем в 1941 году занимает должность лектора психологии в Гарварде.

В 1945 году Кеттел перешел в Университет Иллинойса, где и оставался в течение почти 30 лет в должности директора лаборатории личности и группового анализа. В 1973 году Кеттел оставил свою должность в Университете Иллинойса и переехал в Боулдер, штат Колорадо, где основал Институт по исследованию основ морали и самореализации.

С 1977 года он становится консультирующим профессором при Гавайском университете, а также почетным профессором в Иллинойсе. Он все еще активно участвует в исследовательской работе и пишет научные труды.

Один из наиболее плодовитых теоретиков в области изучения личности, Кеттел опубликовал за свою карьеру около 35 книг и 400 исследовательских статей.

Наиболее достойны внимания следующие его книги: “Описание и измерение личности” (1946); “Личность: системное теоретическое и фактическое исследование” (1950); “Научный анализ личности” (1965); “Наследование личности и способностей” (1982) и “Бейондизм: религия от науки” (1987).

Теория черт личности: основные концепции и принципы

Теория Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма.

Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение.

Он утверждает, что адекватная теория функционирования и развития личности должна непременно строиться на строгих методах исследования и точных измерениях. Его излюбленными методами изучения личности являются мультивариативная статистика и факторный анализ.

Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации (Cattell, 1965). Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации. формула, используемая Кеттелом для предсказания поведения с определенной степенью точности, имеет вид:

R = f (S, Р).

Здесь сказано, что природа специфической ответной реакции человека (R), означающей, что он делает, или думает, или выражает словами, есть некая неопределенная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (P).

Уравнение спецификации показывает, что характерная реакция на какую – либо ситуацию представляет собой функцию от комбинации всех черт, значимых для данной ситуации; причем каждая черта взаимодействует с ситуационными факторами, которые могут оказать на нее влияние.

Кеттел признает, как трудно предсказать поведение какого – либо человека в данной ситуации.

Чтобы повысить точность предсказания, персонолог должен рассматривать не только те черты, которыми обладает личность, но также и не относящиеся к чертам переменные, такие как настроение человека в данный момент и конкретные социальные роли, требуемые ситуацией.

Более того, необходимо взвешивать каждую черту с точки зрения ее значимости в рассматриваемой ситуации. Например, если бы человек оказался в эмоционально возбуждающей ситуации, тогда в предсказании его ответной реакции наибольший вес следовало бы приписать такой черте, как тревожность.

Поэтому уравнение R = f (S, P) представляет упрощенный экстракт теории Кеттела о чертах личности. Однако с познавательной точки зрения нельзя забывать, что эта главная формула подтверждает убежденность Кеттела в том, что поведение человека можно определить и предсказать.

Структурные принципы: категории черт личности

Несмотря на утверждение Кеттела о том, что поведение определяется взаимодействием черт и ситуационных переменных, его главная организующая концепция личности заключается в описаниях различных типов выявленных им черт. Согласно Кеттелу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время.

Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик. Иначе говоря, черты представляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени.

Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, являются наиболее важными в концепции Кеттела.

Как отмечалось ранее, в исследовании структурных элементов личности Кеттел в значительной мере полагается на факторный анализ (Cattell, 1965, 1978).

В результате проведения многократных процедур факторного анализа данных, собранных в ходе исследования тысяч субъектов, он приходит к выводу, что черты личности можно классифицировать или разбить на категории несколькими способами.

Рассмотрим предложенные Кеттелом принципы классификации черт (Кеттел использует также термин факторы).

Поверхностные черты – исходные черты. Поверхностная черта представляет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в “неразрывном” единстве.

Например, наблюдаемые проявления неспособности сосредоточиться, нерешительности и беспокойства могут быть тесно связаны друг с другом и составлять поверхностную черту невротизма. Здесь невротизм подтверждается набором взаимосвязанных видимых элементов, а не какого – то одного из них.

Поскольку поверхностные черты не имеют единой основы и временного постоянства, Кеттел не считает их значимыми для объяснения поведения.

Исходные черты, напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как считает Кеттел, образуют блоки самого здания личности.

Эти некие объединенные величины или факторы, определяющие, в конечном счете, то постоянство, которое наблюдается в поведении человека.

Исходные черты существуют на “более глубоком” уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени.

Источник: https://dom-knig.com/read_225847-96

Теория личности Кеттела

Структурная теория личности Рэймонда Кеттела.: Согласно Кеттелу, личность — это то, что позволяет нам предсказать

Влице Раймонда Кеттела мы находимисследователя, чей глубокий интерес кколичественным методам не сузил спектраего интересов к психологическим данными проблемам. Факторный анализ для негобыл средством, которое он использовал,чтобы разобраться со множеством проблем.

Его теория представляет попытку собратьи систематизировать открытия, совершенныев рамках факторных исследований личности.

Он уделяет некоторое внимание открытиямисследователей, использовавших иныеметоды, хотя главное в его позиции лежитв факторном анализе, именно здесь онвыявляет переменные, которые полагаетважнейшими при рассмотрении человеческогоповедения.

Он напоминает Гордона Олпортав том, что его позиция может быть точнообозначена как “теория черт”, иКурта Левина – своей способностьюпереводить психологические идеи в ясныематематические формулы. Однако изтеоретиков Кеттел более всего напоминает,вероятно, Генри Мюррея.

У обоих широкийвзгляд на личность, оба создали большие,объемные теоретические системы,включающие много различных классовпеременных.

Обоих интересовала возможностьсоставления эмпирической карты широкихпространств личностной сферы, и в обоихслучаях это привело к появлению большогоколичества конструктов, операциональносвязанных с данными; часто эти конструктыносят странные названия. Кроме того,оба теоретика особое внимание уделяютмотивационным конструктам – у Мюрреяэто потребности, у Кеттела – динамическиечерты; оба используют психоаналитическиеформулировки; наконец, оба систематическиобсуждали теоретический статус и среды,и личности. Явным же различием междуними выступает, конечно же, вниманиеКеттела к частной статистическойметодологии, факторному анализу.

Сущность личности: структура черт

ПредложеннаяКеттелом система конструктов – однаиз наиболее сложных из всех обсуждаемыхнами теорий.

Хотя эти понятия получаютсвой характерный “привкус” и, вомногих случаях, эмпирические дефинициина основании исследований с использованиемфакторного анализа, некоторые из нихотражают экспериментальные находкиили просто наблюдения за поведением.

Такое положение дел, однако, представляетсяКеттелу удобным, что показывает следующаяцитата: “Наше знание динамическойпсихологии в основном пришло благодаряклиническим и натуралистическим методам,и во вторую очередь – благодаряконтролируемому эксперименту.

Открытия,совершенные благодаря первым и дажепоследнему, сейчас находятся в процессеболее надежного обоснования на основеприменения более чистых статистическихметодов. В частности, эксперименты иклинические заключения необходимозаново обосновать на базе реальныхконцепций, где черты (особенно влечения)образуют реальное единство, а это требуетфакторно-аналитических исследований”.

Кеттелсчитает, что детальное определениеличности возможно лишь после полнойспецификации понятий, которые теоретикпредполагает использовать при изученииповедения.

Таким образом, он умышленнодает лишь очень общее определение:”Личность – это то, что позволяетпредсказать, что сделает человек вданной ситуации.

Цель психологическогоисследования личности – установитьзаконы, по которым люди ведут себя вовсех видах социальных ситуаций и общихситуациях среды… Личность… связанасо всем поведением индивида, как внешним,так и внутренним”.

Ясно,что упор на том, что исследование личностивключает “все” поведение – невыступление против необходимогоабстрагирования или сегментации, имеющихместо при обычном эмпирическомисследовании. Это лишь напоминание отом, что смысл малых сегментов поведенияможет быть полностью понят лишь привзгляде на более широкую системуцелостного функционирования организма.

Кеттелрассматривает личность как сложную идифференцированную структуру черт, гдемотивация по преимуществу зависит отсубсистемы так называемых динамическихчерт.

Черты. Черта –наиболее важное из понятий Кеттела. Длянего черта есть “ментальная структура”,нечто, что подразумевается за наблюдаемымповедением и отвечающее за регулярностьи согласованность этого поведения.

Центральным для Кеттела являетсяразличение между поверхностными чертами,представляющими кластеры открытых иливнешних переменных, которые кажутсясопутствующими друг другу, и исходнымичертами, представляющими лежащие воснове переменные, определяющиемножественные поверхностные проявления.

Таким образом, если мы обнаруживаем рядповеденческих событий, которые кажутсясопутствующими друг другу, мы можемпредпочесть рассматривать их как однупеременную. В медицине это назвали бысиндромом, но здесь это обозначаетсякак поверхностная черта.

С другойстороны, исходная черта определяетсятолько посредством факторного анализа,позволяющего исследователю оценитьпеременные или факторы, являющиесяосновой поверхностного поведения.

Очевидно,что Кеттел считает исходные черты болееважными, чем поверхностные. Это следуетне только из того, что исходные чертыобещают больше экономии в описании,поскольку их предположительно меньше,но, что более важно, потому, что:”…

исходные черты обещают бытьреальными структурными силами, стоящимиза личностью, которые нам необходимознать, чтобы справляться с проблемамиразвития, психосоматики, проблемамидинамической интеграции…

как теперьпоказывают исследования, эти исходныечерты соответствуют реальным унитарнымсилам – физиологическим, темпераментальнымфакторам; степеням динамическойинтеграции; открытости социальныминститутам – относительно которыхможно обнаружить много больше, когдаони определены”.

Поверхностныечерты – продукт взаимодействия исходныхчерт, и в целом можно ожидать, что онименее стабильны, чем факторы.

Кеттелпризнает, что поверхностные черты скореепредставляются поверхностному наблюдателюкак более валидные и осмысленные, чемисходные черты, поскольку они соответствуюттипам обобщений, которые можно сделатьна базе простых наблюдений.

Однако привнимательном рассмотрении именноисходные черты оказываются болееполезными при оценке поведения.

Разумеется,любая изолированная черта можетпредставлять следствие действия факторовсреды, наследственности или некоторойсмеси того и другого.

Кеттел полагает,что в то время, как поверхностные чертымогут представлять результат смешенияэтих факторов, для исходных черт возможно,как минимум, различение тех, что отражаютнаследственность, или, более широко,конституциональных факторов, и тех, чтовыводятся из факторов среды.

Черты,являющиеся результатом действия условийокружения, называются “черты,формируемые средой”; отражающиенаследственные факторы – “конституциональныечерты”.

“Если, как предполагаютполученные данные, обнаруженныепосредством факторизации, исходныечерты независимы, то исходная черта неможет быть обязана и наследственности,и среде, но должна вытекать из того илидругого… Структуры, берущие начало вовнутренних условиях или влияниях, мыможем назвать конституциональнымиисходными чертами.

Мы избегаем термина”врожденный”, поскольку все, чтомы знаем – это то, что источник лежит вобласти физиологии и внутри организма,что означает врожденность лишь внекоторых случаях. С другой стороны,структура может привносится в личностьчем-то внешним… Такие исходные черты,проявляющиеся как факторы, мы можемназвать чертами, формируемыми средой,поскольку их начало – в формирующемдействии социальных институтов ифизических реалий, составляющихкультуральную структуру”.

Чертыможно также различать с точки зрениямодальности выражения. Если они приводятв действие в направлении некоторойцели, то это – динамические черты; еслиони связаны с эффективностью достиженияиндивидом цели, то это – черты-способности.

Или же они могут быть связаны сконституциональными аспектами реакций,такими, как скорость, энергичность,эмоциональная реактивность, и в этомслучае они называются темпераментальныечерты.

Помимо этих трех основныхмодальностей, Кеттел в последних работахуделял особое внимание более преходящими флуктуирующим структурам личности,включая состояния и роли.

При обсуждениивзгляда Кеттела на структуру личностиудобнее обсудить сначала относительностабильные и устойчивые черты –способности и темпераментальные черты,затем динамические черты, занимающиепо стабильности промежуточное положение,и наконец более изменчивые роли исостояния.

Способностии темпераментальные черты. С точкизрения Кеттела, есть три основныхисточника данных о личности: записи ожизни, или L-данные, самооценочныйопросник, или Q-данные, и объективныйтест, или Т-данные.

Первые из них, L-данные,могут в принципе включать реальныезаписи относительно поведения человекав обществе, например, в школе или вовремя ухаживания, хотя на практикеКеттел обычно предпочитал оценки,осуществленные других лицом, знающиминдивида в реальных жизненных ситуациях.

Самооценка (Q-данные), напротив, включаетсобственные утверждения человека освоем поведении, и, таким образом,добавляет “ментальный интерьер”ко внешней регистрации, воплощенной вL-данных. Объективный тест (Г-данные)базируется на третьей возможности,создании специальных ситуаций, в которыхповедение человека может быть оцененообъективно.

Этими ситуациями могут бытьрукописные задания, или же они могутосуществляться с помощью разнообразнойаппаратуры. Кеттел и его сотрудникибыли исключительно плодовиты в разработкеи адаптации тестов; компендиум (Cattell &Warburton, 1967) включает перечень из 400 тестов.

Кеттелискал способ определить генеральныечерты личности, осуществляя отдельныеисследования, построенные на факторноманализе с использованием трех упомянутыхисточников данных, приняв допущение,что если одни и те же исходные чертывыявляются на основе всех трех источников,это будет убедительным свидетельствомв пользу того, что эти исходные чертыявляются действительно функциональнымиединицами, а не просто артефактами.Результаты двадцати или тридцатифакторных анализов, осуществленныхКеттелом и его сотрудниками, приводятк заключению, что на базе оценки поведенияи данных опросников выявляется сходнаяфакторная структура, однако объективныетестовые данные порождают в значительнойстепени иные факторы. Задействованныев этих исследованиях популяции включалинесколько возрастных групп (взрослые,подростки, дети) и представителейнескольких стран (США, Британии, Австралии,Новой Зеландии, Франции, Италии, Германии,Мексики, Бразилии, Аргентины, Индии иЯпонии), так что предположительно факторыимеют некоторую степень общности.Следует отметить, что другие исследователи,используя несколько иные процедуры,обнаружили другие системы повторяющихсяфакторов в сфере личности (Guilford &Zimmerman, 1956; Norman, 1963; Cornrey & Jamison, 1966), нодаже если факторы Кеттела составляютпросто один из наборов измерений, покоторым можно описывать личность, онипредставляют как минимум такой набор,вокруг которого аккумулируются важныеэмпирические данные.

Источник: https://studfile.net/preview/4346626/page:16/

Medic-studio
Добавить комментарий