ТЕМА: Медицинская эмблема. Медицинские праздники.: Медицинская эмблема – это изображение, символизирующее медицину,

мед. Эмблемы. Мед. Праздники

ТЕМА: Медицинская эмблема. Медицинские праздники.: Медицинская эмблема – это изображение, символизирующее медицину,

Эмблемы медицинские (греч. emblēma вставка, выпуклое украшение) — изображения, символизирующие медицину вообще, принадлежность к медицинской профессии, различные направления и области медицины, отдельные медицинские специальности.

На протяжении многовекового развития медицина имела много эмблем, некоторые из них не потеряли своего значения до настоящего времени, другие — ушли в прошлое. На XIII Международном конгрессе по истории науки (Москва, 1971) предложена классификация медицинских эмблем, согласно которой они разделяются на две группы:

— общие медицинские эмблемы;

— частные медицинские эмблемы.

Общие медицинские эмблемы символизируют медицину вообще, частные медицинские эмблемы обозначают отдельные ее отрасли или направления.

Общие медицинские эмблемы

К общим медицинским эмблемам могут быть отнесены разнообразные изображения змеи, в т.ч. в сочетании с посохом, с чашей, со свечой и др., изображения горящего факела, светильника, сердца на ладони. Наибольшее распространение получили эмблемы с изображением змеи.

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний.

В античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а безобидный уж. Записи античных авторов-медиков указывают, что ужи ползали по дому во время «священного сна», часто вылизывали больные места ― глаза, раны. Римляне содержали их при банях и купальнях. Полагают, что в некоторые страны Европы эскулапова змея попала благодаря римским завоевателям.

Можно по-разному объяснять то, что многие народы издавна связывали змей с исцелением больных.

Некоторые исследователи считают, что болезни, а тем более смерть всегда были для людей явлениями таинственными и непонятными. Непонятны были и причины болезней и смертей. Змея тоже всегда оставалась существом таинственным и непонятным. Может быть, полагают исследователи, люди связывают непонятные явления с непонятными существами.

Предполагается, что в качестве эмблемы врачевания символ змеи впервые был использован около II тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне, где в эпоху рабовладения сохранялось поклонение животным.

С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний. Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов.

Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Так, примерно с 8 в. до н.э. одним из символов медицины является посох бога врачевания Асклепия (Эскулапа) — суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх.

В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса — царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. По дороге он увидел на своем посохе змею и убил ее, но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила мертвую. Впоследствии Асклепий этой травой лечил больных людей.

Эта легенда объясняет, почему в большинстве случаев Асклепий изображается стоя, в длинном плаще, держащим в руках посох, обвитый змеей. Его фигура стала первой международной эмблемой медицины.

В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций.

Эта эмблема была принята на I Всемирной Ассамблее здравоохранения в Женеве (1948 год) и состоит из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы.

Посох Асклепия не следует путать с кадуцеем («знак полномочий вестника») — атрибутом греческого бога торговли Гермеса (у римлян Меркурия).

Это символ уравновешенного и добродетельного поведения, представляющим собой жезл с крылышками наверху, обвитый двумя змеями. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей.

Жезл, обвитый двумя змеями, сочетает в себе сразу несколько фундаментальных символических элементов: центральный стержень символизирует Древо Жизни (в значении связи между небесами и землей): двойная спираль, сформированная змеями, ― символ космической энергии, двойственности, а также единства противоположностей; сами змеи ― плодотворные силы земного и потустороннего миров. В античном мире эта эмблема не являлась медицинской. Лишь с 15–16 вв. кадуцей стал символом медицины. С 19 в. кадуцей употребляется в качестве официальной медицинской эмблемы в ряде стран Америки (например, США), Африки и Азии.

Ассоциация с медициной произошла из-за присутствия в кадуцее змей ― как в посохе Эскулапа. Знаменитый психолог Карл Юнг считал кадуцей эмблемой гомеопатической медицины — змея обозначает одновременно яд и лечебное снадобье.

Кадуцей стали использовать в качестве знака, защищающего тайну коммерческой или политической переписки. В настоящее время это ― эмблема медицины или коммерции.

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800–600 гг. до н.э. Змея и чаша изображались отдельно и были атрибутами в основном богини здоровья Гигиеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой.

Изображения амфоры или чаши, обвитой змеей, появились намного позднее.

Точного и узаконенного символа медицины в виде змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было

По данным академика Е. Н. Павловского, чаша со змеей как символ медицины появилась лишь в 16 веке благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея. В античном мире эмблемой медицины была не ядовитая змея, а безобидный уж.

Возможно, что эта эмблема олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все доброе начала.

Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеей, был Ф. Р. Бородулин.

Он высказался так: «Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы».

То есть в наше время чаша в медицинской эмблеме определена им как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.

В античной мифологии боги пили из чаши напиток бессмертия. Поэтому чашу в медицинской эмблеме можно трактовать как символ исцеляющих сил природы вообще.

В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в XVIII в.

Как отличие врачебной службы в армии чаша со змеей была введена еще при Петре 1. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ военной медицины, был утвержден в СССР в 1924 году. Этот знак сохраняется в России до сих пор в качестве официальной эмблемы военно-медицинского состава всех родов войск.

Наиболее общепринятой является применение эмблемы в виде чаши со змеей для фармацевтической деятельности.

Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей.

В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 в. существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей. Зеркало является классическим символам чистоты и осторожности — качества необходимые врачу, но так как зеркало также является и символам роскаши, то чтобы избежать путаницы, его как символ осторожности стали изображать вместе со змеей – самым осторожным из животных.

Наряду с эмблемами врачевания, на которых была изображена змея, с древних времен существовали и другие.

Древнеегипетского бога врачевания Имхотепа (приходящий с миром) изображали с крестообразной петлей в руках — так называемым анком Имхотепа. Этот символ обозначал благополучие, жизнь и здоровье. Позднее он был известен под названием «тау — крест» (изображение греческой буквы «тау» использовали в качестве амулета).

Существуют медицинские эмблемы в виде горящего факела или светильника (позднее свечи).

Огонь, по учению Гераклита Эфесского (6–5 вв. до н.э.), рассматривался в медицине как крайнее, все исцеляющее средство, к которому обращались в случае безрезультатности медикаментозного и хирургического лечения.

К концу средневековья античный факел в изображениях сменился свечой в связи с тем, что свеча являлась религиозным атрибутом.

Изображение свечи сопровождалось изречением: «Светя другим, сгораю», «Служа другим, уничтожаю себя» и др.

В настоящее время горящий факел является эмблемой санитарного просвещения.

Частные эмблемы.

Частные эмблемы обозначают те или иные отрасли медицины. В период средневековья в Европе эмблемой терапии являлось изображение цветка ландыша, лекарства из которого уже в средние века широко применялись для лечения болезней сердца. Другими символами терапии были изображения сосуда для сбора мочи – уринария, руки прощупывающие пульс и др.

Символами хирургии служили изображения различных хирургических инструментов.

Эмблемой кардиологии является изображение сердца на ладони. Эмблема очень точно отражает ее содержание ― бережное отношение к сердцу.

Эмблемой аптекарей были изображения разных животных (крокодила, носорога и др.) и растений (лилии), но чаще всего — аптекарской ступки с пестиком.

В течении XVIII и особенно XIX в. эмблемой фармации во всех странах Европы стала змея, обвивающая либо чашу Гигиеи, либо посох Асклепия. Соединение изображений змеи Асклепия и чаши Гигиеи на эмблеме было предложено аптекарями Падуи.

Эмблема педиатрии в ряде стран (Италия, Россия, Англия и др.) стало изображение «флорентийского младенца».

Впервые это изображение было исполнено Андреа Делла Роббиа (15 в.) на фаянсовых медальонах, украшавших здание сиротского дома во Флоренции.

В России с 18 в. эмблемой ведомств, занимавшихся призрением, учением детей, было изображение пеликана. Согласно средневековому преданию, во время засухи и голода пеликан спас своих птенцов, разорвав себе грудь и напоив их своей кровью.

Изображение пеликана наряду с каплей крови использовалось в ряде стран в качестве эмблемы донорства.

Эмблемой геронтологии служит изображение векового дерева.

Не исключено, что прообразом этой эмблемы является, платан Гиппократа — вековое дерево, растущее на острове Кос, где жил Гиппократ.

Эмблема ортопедии и травматологии — надломленное молодое деревце, подвязанное к столбику.

Особое место среди медицинских эмблем занимают символы различных медицинских организаций.

Красный крест и красный полумесяц на белом поле принадлежат к числу немногих знаков, которые легко узнают люди во всем мире. Созданные первоначально для обозначения санитарных служб вооруженных сил и обеспечения защиты больных и раненых, они постепенно превратились в символы беспристрастной гуманитарной помощи, предоставляемой всем, кто страдает.

Эти символы вовсе не означает «все медицинское». Эти символы являются официальными эмблемами Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

Инициатором создания Движения в 19 в. стал швейцарец Анри Дюнан. Под впечатлением увиденного в одном из сражений франко-австрийской войны, он опубликовал статью, в которой задавал вопросом: а возможно ли создать добровольную благотворительную организацию, оказывающую помощь раненым во время войн и вооруженных конфликтов?

Женевское благотворительное общество «Женевский союз по поддержанию общественного блага» учредило Международный Комитет Красного Креста (МККК).

Первое заседание МККК состоялось 17 февраля 1863 в Швейцарии.

В дань уважения к стране, исторически сохранявшей нейтралитет по отношению к воюющим сторонам, и организовавшей первую Женевскую Международную конференцию в 1863 году, за основу эмблемы был принят государственный флаг Швейцарии с конверсией федеральных цветов, то есть красный крест на белом фоне. Четыре части креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество.

Во время Восточного Кризиса (1875–1878) и Русско-турецкой войны (1877–1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц.

С тех пор в большинстве исламских стран ту же роль играет красный полумесяц, а в Иране — красный лев и солнце.

Согласно Женевским конвенциям 1949 г. эмблема Красного Креста присваивается гуманитарным и медицинским транспортам, зданиям, конвоям и миссиям с целью их защиты от атак со стороны конфликтующих сторон.

Только медицинская служба армии государства-участника женевских конвенций вправе ее использовать.

Эти эмблемы изображаются на крышах и боковых поверхностях зданий, капотах и дверцах военных машин, палатках и других объектах, где находятся раненые и больные воины, военные врачи, а также пострадавшее гражданское население.

Нельзя приобрести лицензию на использование этих эмблем даже в самых благородных целях.

Наиболее распространенным нарушением в использовании эмблемы в мирное время считается имитация, то есть использование знака, который по форме или цвету может ассоциироваться с красным крестом.

Незаконное присвоение права использовать эмблему: речь идет об использовании эмблемы организациями или лицами, не имеющими на то право.

Каждое государство — участник Женевских конвенций — обязано принять меры, направленные на предотвращение и пресечение злоупотреблений в использовании эмблемы. Поэтому власти многих стран, в том числе и в СНГ, по рекомендации МККК приняли законы, ограничивающие использование официальной эмблемы МККК.

Официальная эмблема этой организации должна использоваться как символ спасения во время боевых действий, чрезвычайных происшествий, дабы эмблема не стала чем-то обыденным.

В Беларуси и Украине, например, красный крест на белом фоне может использоваться на машинах медицинской службы вооруженных сил, на машинах медслужбы внутренних войск, на транспорте Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Противотуберкулезные организации взяли для своего отличительного знака изображение лотарингского креста и белой ромашки.

Международная лига борьбы с туберкулезом на международной противотуберкулезной конференции в 1902 году (Берлин) утвердила изображение лотарингского креста и белой ромашки.

В 1962 году ВОЗ предложила специальную эмблему борьбы с малярией ― изображение на фоне земного шара копья, обвитого змеёй и направленного острием на малярийного комара.

Почтовая марка с эмблемой борьбы с малярией.

Эмблема борьбы с онкологическими заболеваниями ― краб, пронзённый стрелой или шпагой.

Почтовая марка (Нидерланды) с эмблемой противораковой борьбы.

Эмблема — синяя «снежинка».Эмблема родом из США. Там ее называют Звездой жизни. В центре змея и посох Асклепия. Эта медицинская эмблема сопровождает службу Экстренной медицинской помощи.

Каждый из 6 лучей означает одну из функций службы: обнаружение, извещение, отклик, помощь на месте, помощь при транспортировке, транспортировка для дальнейшей помощи. Эмблема разработана Лео Шварцем (1921–2004), шефом отдела экстренной медицинской помощи Национальной администрации безопасности движения на дорогах.

Эмблема была разработана после того, как Американский Красный Крест запретил использование применявшегося ранее оранжевого креста на белом фоне, считая его имитацией эмблемы Красный крест.

1 февраля 1977 года синяя снежинка одобрена Американской медицинской Ассоциацией (АМА) и зарегистрирована как сертификационный знак от имени Национальной администрации безопасности движения. Использование эмблемы на дорожных картах и знаках указывает на места расположения квалифицированных служб скорой медицинской помощи.

8. МЕДИЦИНСКИЕ ПРАЗДНИКИ

1. Международные (светские, религиозные).

2. Государственные

1.1. Светские:

― Всемирный день борьбы с наркотиками ― 1 марта;

― Всемирный день борьбы с туберкулезом ― 24 марта;

― Всемирный день здоровья ― 7 апреля;

― Всемирный день семьи ― 15 мая;

― Всемирный день без табака ― 31 мая;

― Международный день защиты детей ― 1 июня;

― Всемирный день пожилых людей ― 1 октября;

― День психического здоровья ― 10 октября;

― Всемирный день профилактики сахарного диабета ― 14 октября;

― Всемирный день борьбы со СПИДом ― 1 декабря;

― Международный день инвалидов ― 3 декабря.

1.2. Религиозные:

― в православии — день Св. Пателеймона (покровителя врачевателей и больных);

― у католиков — день Св. Косьмы и Демьяна (покровители фармацевтов и врачевателей).

Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда придавала их празднованию торжественный характер. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.

В 4–6 веках покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и конские скачки. Император Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю.

Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику.

День медицинского работника.

День медицинского работника проводится с 1966 года каждое третье воскресенье июня. Труд медработников — это высокое служение во имя и на благо людей.

Медицинский персонал самоотверженно охраняет величайшие ценности, дарованные человеку, — жизнь и здоровье.

Высокий профессионализм, верность своему делу, милосердие людей в белых халатах позволили многим людям вернуться к активной деятельности, обрести уверенность в завтрашнем дне, вновь почувствовать радость жизни.



Источник: https://infopedia.su/15xc23.html

7. Медицинская эмблематика Медицинские эмблемы

ТЕМА: Медицинская эмблема. Медицинские праздники.: Медицинская эмблема – это изображение, символизирующее медицину,

Эмблемымедицинские (греч. emblēmaвставка,выпуклое украшение) — изображения,символизирующие медицину вообще,принадлежность к медицинской профессии,различные направления и области медицины,отдельные медицинские специальности.

Напротяжении многовекового развитиямедицина имела много эмблем, некоторыеиз них не потеряли своего значения донастоящего времени, другие — ушли впрошлое. На XIII Международном конгрессепо истории науки (Москва, 1971) предложенаклассификация медицинских эмблем,согласно которой они разделяются надве группы:

— общиемедицинские эмблемы;

—частныемедицинские эмблемы.

Общиемедицинские эмблемысимволизируют медицину вообще, частныемедицинские эмблемыобозначают отдельные ее отрасли илинаправления.

Общие медицинские эмблемы

Кобщим медицинским эмблемам могут бытьотнесены разнообразные изображениязмеи, в т.ч. в сочетании с посохом, счашей, со свечой и др., изображениягорящего факела, светильника, сердцана ладони. Наибольшее распространениеполучили эмблемы с изображением змеи.

Впервобытном обществе, когда складывалисьтотемизм и анимализм, отражавшиебеспомощность первобытного человекаперед окружающим миром, змея была однимиз основных тотемных животных. Свозникновением культа змеи ей приписываласьдвойная роль: зла и добра. С одной стороны,змея была символом хитрости и коварства,с другой — бессмертия, мудрости и знаний.

Вантичном мире медицину символизировалане ядовитая змея, а безобидный уж. Записиантичных авторов-медиков указывают,что ужи ползали по дому во время«священного сна», часто вылизывалибольные места ―глаза, раны. Римляне содержали их прибанях и купальнях. Полагают, что внекоторые страны Европы эскулаповазмея попала благодаря римским завоевателям.

Можно по-разномуобъяснять то, что многие народы издавнасвязывали змей с исцелением больных.

Некоторыеисследователи считают, что болезни, атем более смерть всегда были для людейявлениями таинственными и непонятными.Непонятны были и причины болезней исмертей. Змея тоже всегда оставаласьсуществом таинственным и непонятным.Может быть, полагают исследователи,люди связывают непонятные явления снепонятными существами.

Предполагается,что в качестве эмблемы врачевания символзмеи впервые был использован около IIтысячелетия до нашей эры в ДревнемВавилоне, где в эпоху рабовладениясохранялось поклонение животным.

С одной стороны,змея была символом хитрости и коварства,с другой — бессмертия, мудрости и знаний.Как эмблема медицины первоначальнозмея изображалась без каких-либоатрибутов.

Позднеепоявились изображения змеи в сочетаниис различными предметами. Так, примернос 8 в. до н.э. одним из символов медициныявляется посохбога врачевания Асклепия (Эскулапа) —суковатая палка, вокруг которой обвиласьзмея головой вверх.

Водном из древнегреческих мифоврассказывается, что Асклепий былприглашен во дворец Миноса — царя Крита,чтобы воскресить его умершего сына. Подороге он увидел на своем посохе змеюи убил ее, но появилась другая змея сцелебной травой во рту и воскресиламертвую. Впоследствии Асклепий этойтравой лечил больных людей.

Эталегенда объясняет, почему в большинствеслучаев Асклепий изображается стоя, вдлинном плаще, держащим в руках посох,обвитый змеей. Его фигура стала первоймеждународной эмблемой медицины.

Внастоящее время вертикально расположенныйпосох, обвитый змеей, изображаемый нафоне окаймленного лавровыми ветвямиземного шара, является эмблемойВсемирной организации здравоохранения(ВОЗ)при Организации Объединенных Наций.

Этаэмблема была принята на IВсемирной Ассамблее здравоохраненияв Женеве (1948 год) и состоит из двух эмблем:эмблемы ООН (земной шар в обрамлениилавровых ветвей) и эмблемы медицины(посох, обвитый змеей). Символика этойэмблемы отражает господство медицинынад целебными, охраняющими жизнь силамиприроды.

ПосохАсклепия не следует путать с кадуцеем(«знак полномочий вестника») — атрибутомгреческого бога торговли Гермеса (уримлян Меркурия).

Это символуравновешенного и добродетельногоповедения, представляющим собой жезлс крылышками наверху, обвитый двумязмеями. В римской мифологии Меркурийиспользовал жезл, чтобы помирить двухдерущихся змей.

Жезл,обвитый двумя змеями, сочетает в себесразу несколько фундаментальныхсимволических элементов: центральныйстержень символизирует Древо Жизни (взначении связи между небесами и землей):двойная спираль, сформированная змеями,― символ космической энергии,двойственности, а также единствапротивоположностей; сами змеи ―плодотворные силы земного и потустороннегомиров. В античном мире эта эмблема неявлялась медицинской. Лишь с 15–16 вв.кадуцей стал символом медицины. С 19 в.кадуцей употребляется в качествеофициальной медицинской эмблемы в рядестран Америки (например, США), Африки иАзии.

Ассоциацияс медициной произошла из-за присутствияв кадуцее змей ―как в посохе Эскулапа. Знаменитыйпсихолог Карл Юнг считал кадуцей эмблемойгомеопатической медицины — змеяобозначает одновременно яд и лечебноеснадобье.

Кадуцейстали использовать в качестве знака,защищающего тайну коммерческой илиполитической переписки. В настоящеевремя это ― эмблема медицины иликоммерции.

Первыеизображения чашисо змеейотносятся к 800–600 гг. до н.э. Змея и чашаизображались отдельно и были атрибутамив основном богини здоровья Гигиеи,которая обычно изображалась со змеейв одной руке и с чашей в другой.

Изображенияамфорыили чаши, обвитой змеей,появились намного позднее.

Точногои узаконенного символа медицины в видезмеи, обвивающейся вокруг чаши илиизображенной рядом с ней, ни в древниевремена, ни много позже не было.

Поданным академика Е. Н. Павловского, чашасо змеей как символ медицины появиласьлишь в 16 веке благодаря знаменитомуврачу Парацельсу, впервые предложившемуподобное сочетание взамен традиционногона то время кадуцея. В античном миреэмблемой медицины была не ядовитаязмея, а безобидный уж.

Возможно,что эта эмблема олицетворяет собойлечебные свойства змеиного яда, такшироко использовавшегося в медицине,и означает сосуд, где хранился змеиныйяд. Змея же символизирует мудрость,знание, бессмертие и вообще все доброеначала.

Однимиз первых российских историков медицины,обратившихся к анализу содержаниясимвола чаши, обвитой змеей, был Ф. Р.Бородулин. Он высказался так: «Мы склоннырассматривать эту эмблему как напоминаниеврачу о необходимости быть мудрым, амудрость черпать из чаши познанияприроды». То есть в наше время чаша вмедицинской эмблеме определена им какчаша человеческого разума, объемлющеговесь мир.

Вантичной мифологии боги пили из чашинапиток бессмертия. Поэтому чашу вмедицинской эмблеме можно трактоватькак символ исцеляющих сил природывообще.

В России эта эмблемапод названием «Гиппократова чаша» сталаосновным медицинским символом в XVIII в.

Какотличие врачебной службы в армии чашасо змеей была введена еще при Петре 1.Змея, обвивающая ножку чаши и склонившаяголову над самой чашей, как символвоенной медицины, был утвержден в СССРв 1924 году. Этот знак сохраняется в Россиидо сих пор в качестве официальной эмблемывоенно-медицинского состава всех родоввойск.

Наиболееобщепринятой является применениеэмблемы в виде чаши со змеей дляфармацевтической деятельности.

Известнаэмблемамедицины в виде треножника Аполлона,обвитого змеей.

ВЕвропе (Франция, Бельгия, Греция и др.)с 18 в. существовала медицинская эмблемав виде зеркала, обвитого змеей.Зеркало является классическим символам чистоты и осторожности — качестванеобходимые врачу, но так как зеркалотакже является и символам роскаши, точтобы избежать путаницы, его как символосторожности стали изображать вместесо змеей – самым осторожным из животных.

Нарядус эмблемами врачевания, на которых былаизображена змея, с древних временсуществовали и другие.

Древнеегипетскогобога врачевания Имхотепа (приходящийс миром) изображали с крестообразнойпетлей в руках— так называемым анком Имхотепа. Этотсимвол обозначал благополучие, жизньи здоровье. Позднее он был известен подназванием «тау — крест» (изображениегреческой буквы «тау» использовали вкачестве амулета).

Существуютмедицинские эмблемы в виде горящегофакела или светильника(позднее свечи).

Огонь,по учению Гераклита Эфесского (6–5 вв.до н.э.), рассматривался в медицине каккрайнее, все исцеляющее средство, ккоторому обращались в случаебезрезультатности медикаментозного ихирургического лечения.

К концусредневековья античный факел визображениях сменился свечой в связис тем, что свеча являлась религиозныматрибутом.

Изображение свечи сопровождалосьизречением: «Светя другим, сгораю»,«Служа другим, уничтожаю себя» и др.

Внастоящее время горящий факел являетсяэмблемой санитарного просвещения.

Источник: https://studfile.net/preview/5242520/page:16/

Медицинская эмблема. Медицинские праздники

ТЕМА: Медицинская эмблема. Медицинские праздники.: Медицинская эмблема – это изображение, символизирующее медицину,

История медицины

В начале XIX история медицины стала университетской дисциплиной. В XIX веке историю медицины отождествляли с энциклопедией медицинских знаний. В этот период создаются первые кафедры по истории медицины (к примеру, Краковский университет). Они имели: учебные аудитории, библиотеку и архив, музей.

Одно из первых определений истории медицины дано в начале XIX века (Московский университет).

История медицины –не есть коллекция дат и биографий, существенно не состоит в простом жизнеописании славнейших врачей, сухом вычислении и оценки их творений, а в поучительном исследовании происхождения и перемен врачебной науки.

1903г. – А. Мороховец издает первый отечественный учебник «История и соотношение медицинских знаний».

1935г. – первая кафедра истории медицины в СССР.

1949г. – начато преподавание истории медицины в Белоруссии.

1992г. – открыт Республиканский музей истории медицины Белоруссии.

1961г. – создана кафедра «история и организация здравоохранения в Гродненском государственном медицинском институте.

В 1921г. – организовано Международное общество истории медицины, которое проводит конгрессы (1 раз в 2 года), издает журнал «Везалий».

История науки – это теория науки.

Предмет истории медицины –это исторический источник, содержащий сведения о развитии медицины.

Исторический источник –это всякий памятник прошлого, отражающий реальные события и дошедший до нас.

Виды исторических источников:

1. а) Первичные – это собственно аутентичные документы, отражающие факты и явления.

б) Вторичные – содержат обобщения о явлениях и фактах.

2.1. Письменные. Виды письменности: рисуночная – знаки; иероглифы, буквы. На чем писали: писали на камне, глине, пергаменте, папирусе, бумаге, что писали: писали исторические обзоры, летописи, научные труды, религиозные тексты и т.д.

2.2. Вещественные (костные останки, наборы инструментов и т.д.).

2.3. Лингвистические (изучение происхождения медицинских терминов: греческие и латинские).

2.4. Устные (мифы, былины, сказания, пословицы медицинского характера).

2.5. Этнографические (обычаи, обряды медицинского характера, отражающие народную медицину).

2.6. Кинофотодокументы

2.7. Компьютерные носители информации.

Задачи истории медицины:

1. Методологическая – изучение истории медицины способствует освоению исторического метода познания, историческго способа мышления.

2. Мировоззренческая.

3. Гуманитарная – обучает человеколюбию.

4. Нравственно-воспитательная.

5. Интегрирующая.

6. Культурологическая – повышает уровень общей культуры.

7. Музееведческая.

Медицина эпохи античности

Первые медицинские учреждения и форма медицинской организации в эпоху античности.

Первыми медицинскими учреждениями следует считать:

· асклейпионы – это лечебницы, которые открывались при храмах Асклепия (Древняя Греция);

· ятреи – это частные лечебницы в Древнем Риме;

· валентудинарии – военные госпиталя в Древнем Риме;

· фармакополе – это учреждение по продаже лекарственных средств в Греции и Китае.

Формы медицинской организации в эпоху античности.

Государственная медицина.

Характерно наличие: а) государственных медицинских должностей (архияторы, санитарные эдилы), Древний Рим, б) государственных органов управления медицины (Медицинский приказ, Древний Китай), в) законодательной регламентации медицины (Законы: «Ману», который делил общество на касты, Древняя Индия; «Хаммурапи», Древний Вавилон. Ввел правовую регламентацию медицины, оплату медицинской помощи, наказание за ущерб больному (денежное и телесное); «двенадцати таблиц», Древний Рим).

Жреческая медицина.

Ей занимались врачи жрецы. Лечебные учреждения создавались при храмах ( Древний Египет, Древняя Индия).

3. Народная медицина. «Она пришла» с первобытного строя.

4. Семейная медицинаполучила свое развитие в Древней Греции. Ею занимались представители одного рода. Знания передавались из поколения в поколение. Каждую школу отличали свои традиции.

Существовали следующие школы: Косская школа (на острове Кос): (характерная черта – прогностика), представитель 17 поколения врачей – Гиппократ; Книдская школа (на острове Крит): ее представители стремились констатировать болезнь, оформить нозологическую форму болезни.

Медицинская эмблема. Медицинские праздники.

Медицинская эмблема –это изображение, символизирующее медицину, принадлежность к ней.

Формы:

– Общая;

– Частные.

Общая медицинская эмблема –изображение, символ медицины в целом.

1 символ.

В Древнем Египте появилась первая общая эмблема медицины: крестообразная петля (врач Имхотен – «египетский Гиппократ», Т → таз → здоровье).

2 символ.

Древняя Греция. Асклепиевый посох. Асклепий согласно греческой мифологии являлся богом врачевания. Асклепейконы – первые храмы врачевания. Посох и змея – символы мудрости. (В Древнем Риме – Эскулап).

3 символ.

Древняя Греция. Чаша со змеей. Чаша – это символ целебных сил природы. Во всем мире – это символ фармации.

4 символ.

Древняя Греция. Гермесов посох – вверху крылышки, их и посох обвивают его две змеи. Гермес – это покровитель торговцев и путешественников. Он сопровождал умерших в царство божье, и он, прикоснувшись посохом мог оживить человека. Эта эмблема алхимиков в средние века (герметичность). Сегодня – эмблема налоговой инспекции, таможни, в ряде стран (США. Италия и др.) – эмблема медицины.

5 символ.

Эмблема У. Гарвея. Свеча, которую обвивает змея. Свет во тьме. «Светя другим, сгораю сам».

6 символ.

Новое время. (XVIIIв.) Зеркало со змеей (Франция) – символ чистоты и осторожности.

7 символ.

Новое время. Красный крест. В 1864г. – создано общество Красного креста. Анри Дюнан. Белый квадрат – Красный крест (это зеркальное отображение Швейцарского флага). На Востоке – Красный полумесяц. Качества: благоразумие; справедливость; умеренность; мужество.

Частные эмблемы медицины –это эмблемы отдельных дисциплин и проблем.

1. Эмблема гериатрии – дерево платан.

2. Эмблема травматологии – изображение изогнутого дерева, привязанного к колышкам.

3. Эмблема борьбы с лепрой – мальтийский крест.

4. Эмблема борьбы с туберкулезом – ромашка. (1909г. – Всероссийская лига борьбы с туберкулезом. Акции продажи ромашек – дни белого цветка).

Медицинские праздники:

1. Международные (светские, религиозные).

2. Государственные

3. В медицинских коллективах

1. 1. Светские:

– Всемирный день борьбы с наркотиками – 1 марта;

– Всемирный день борьбы с туберкулезом – 24 марта;

– Всемирный день здоровья – 7 апреля;

– Всемирный день семьи – 15 мая;

– Всемирный день без табака – 31 мая;

– Международный день защиты детей – 1 июня;

– Всемирный день пожилых людей – 1 октября;

– День психического здоровья – 10 октября;

– Всемирный день профилактики сахарного диабета – 14 октября;

– Всемирный день борьбы со СПИДом – 1 декабря;

– Международный день инвалидов – 3 декабря.

1.2. Религиозные:

– в православии – день Св. Пателеймона (покровителя врачевателей и больных);

– у католиков – день Св. Косьмы и Демьяна (покровители фармацевтов и врачевателей).

2. День медицинского работника проводится с 1966г. каждое третье воскресенье июня.

3. Юбилеи, чествование ветеранов, посвящение в профессию.

Источник: https://poisk-ru.ru/s36871t5.html

Тема: Медицинская эмблема. Медицинские праздники

ТЕМА: Медицинская эмблема. Медицинские праздники.: Медицинская эмблема – это изображение, символизирующее медицину,

Медицинскаяэмблема – этоизображение, символизирующее медицину,принадлежность к ней.

Формы:

Общаямедицинская эмблема – изображение,символ медицины в целом.

1символ.

ВДревнем Египте появилась первая общаяэмблема медицины: крестообразная петля(врач Имхотен – «египетский Гиппократ»,Т → таз → здоровье).

2символ.

ДревняяГреция. Асклепиевый посох. Асклепийсогласно греческой мифологии являлсябогом врачевания. Асклепейконы – первыехрамы врачевания. Посох и змея – символымудрости. (В Древнем Риме – Эскулап).

3символ.

ДревняяГреция. Чаша со змеей. Чаша – это символцелебных сил природы. Во всем мире –это символ фармации.

4символ.

ДревняяГреция. Гермесов посох – вверху крылышки,их и посох обвивают его две змеи. Гермес– это покровитель торговцев ипутешественников. Он сопровождал умершихв царство божье, и он, прикоснувшисьпосохом мог оживить человека. Этаэмблема алхимиков в средние века(герметичность). Сегодня – эмблеманалоговой инспекции, таможни, в рядестран (США. Италия и др.) – эмблемамедицины.

5 символ.

Эмблема У. Гарвея.Свеча, которую обвивает змея. Свет вотьме. «Светя другим, сгораю сам».

6 символ.

Новоевремя. (XVIIIв.)Зеркало со змеей (Франция) – символчистоты и осторожности.

7 символ.

Новоевремя. Красный крест. В 1864г. – созданообщество Красного креста. Анри Дюнан.Белый квадрат – Красный крест (этозеркальное отображение Швейцарскогофлага). На Востоке – Красный полумесяц.Качества: благоразумие; справедливость;умеренность; мужество.

Частныеэмблемы медицины – этоэмблемы отдельных дисциплин и проблем.

  1. Эмблема гериатрии – дерево платан.

  2. Эмблема травматологии – изображение изогнутого дерева, привязанного к колышкам.

  3. Эмблема борьбы с лепрой – мальтийский крест.

  4. Эмблема борьбы с туберкулезом – ромашка. (1909г. – Всероссийская лига борьбы с туберкулезом. Акции продажи ромашек – дни белого цветка).

Медицинские праздники:

1.Международные (светские, религиозные).

  1. Государственные

  2. В медицинских коллективах

1.1. Светские:

-Всемирный день борьбы с наркотиками –1 марта;

-Всемирный день борьбы с туберкулезом– 24 марта;

-Всемирный день здоровья – 7 апреля;

-Всемирный день семьи – 15 мая;

-Всемирный день без табака – 31 мая;

-Международный день защиты детей – 1июня;

-Всемирный день пожилых людей – 1 октября;

-День психического здоровья – 10 октября;

-Всемирный день профилактики сахарногодиабета – 14 октября;

-Всемирный день борьбы со СПИДом – 1декабря;

-Международный день инвалидов – 3 декабря.

1.2.Религиозные:

-в православии – день Св. Пателеймона(покровителя врачевателей и больных);

-у католиков – день Св. Косьмы и Демьяна(покровители фармацевтов и врачевателей).

2.День медицинского работника проводитсяс 1966г. каждое третье воскресенье июня.

3.Юбилеи, чествование ветеранов, посвящениев профессию.

Тема: Медицина первобытного общества

Возникновениемедицины в человеческом обществе.

Теориявозникновения жизни:

  1. Божественная

  2. Космическая

  3. Теория антропосоциогенеза

Схема возникновениямедицины в человеческом обществе:

  1. Предмедицина

  2. Формирующаяся медицина

  3. Медицина как социальный институт родовой общины

Предмедицина– это совокупность приемов само- ивзаимопомощи, которые имели место уживотных, предшественников людей.

Формирующаясямедицина –соответствует формирующемуся обществу.По мере становления человеческогообщества происходило и становлениемедицины.

Уровеньмедико-гигиенических представлений настадии родовой общины.

Постепеннов жизни людей происходили следующиеизменения: получение огня, применениеметаллов, изготовление посуды, обуви.Первоначально медицина была коллективной(народной), однако постепенно выделяласьгруппа людей, которая занималась толькомедициной. Первым врачевателем мог бытькак мужчина, так и женщина. Первыеврачеватели имели привилегированноеположение в обществе.

Средняяпродолжительность жизни людей в товремя составляла 20-25 лет. Они страдалитеми же заболеваниями, что и современныелюди (травмы, опухоли и т.д.). Первыеврачеватели знали, что нарушение дыхания,истечение крови может привести к смерти.Они считали сердце главным органомчеловека.

Впервобытном обществе существовал рядсоциальных институтов: институт табу– запретов, институт старейшин, институтинициаций (переход в ранг взрослогопутём физических и духовных испытаний).

В то времяскладывается:

  1. Народная (традиционная) гигиена – это комплекс понятий и умений гигиенического характера (выбор места жительства, приготовление пищи, пошив одежды и обуви, представления о живой и мертвой воде, об очистительных свойствах огня, окуривание помещений, сжигание умерших).

  2. Народная медицина – это комплекс понятий и умений лечебного характера. Использовались средства животного, растительного, минерального происхождения. В это время формируется представление о простейших лекарственных формах.

    Проводятся простейшие и сложные медицинские мероприятия: лечение переломов, трепанация черепа, полостные операции (кесарево сечение).

    Первые врачеватели проводили рациональные приемы, но они приобретали мистическую форму – форму обрядов и заговоров.

Формы взглядов:

  1. Анемизм – вера в духов.

  2. Тотемизм – вера в животных.

  3. Фетишизм – наделение неодушевленных предметов сверхъестественными силами (амулеты).

Обряд– это система условных действий, имеющихякобы сверхестественную силу. Видыобрядов: игровые, магические.

Заговор– это словесная формула, имеющая якобысверхестественную силу.

Обрядыпроходили под открытым небом или вхижине – в святом месте. Во время обрядашаман, больной, члены племени занималиопределённое место, выполняли определённыедействия.

Обряд сопровождался музыкой,пением, танцами( своеобразная формапсихотерапии). Шаман имел своеобразнуюформу одежды, или её атрибуты (перваяпрофессиональная одежда). Шаман выступалкак посредник между вселившимся духомболезни и больным.

Он как бы уговаривали ублажал дух болезни. Обряд могсопровождаться жертвоприношением.

Амулетыимели форму богов, идолов, повреждённыхорганов, конечностей. Они изготавливалисьиз различных материалов( камня, кости,дерева, металла), которые обладалицелебными свойствами. Амулетыиспользовались для предупреждения илечения болезней.

Источник: https://studfile.net/preview/5362888/page:2/

Символы медицины

ТЕМА: Медицинская эмблема. Медицинские праздники.: Медицинская эмблема – это изображение, символизирующее медицину,
Я вот тут задумался, мы часто слышим вещи о которых ничего не знаем подробно. Вот например кто не знает словосочетание клятва Гиппократа. А вы читали ее ? И я нет. Вот давайте вместе почитаем , а заодно узнаем и историю символов медицины: змеи, чаши, креста и т.п. Итак …Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н.э.

), греческий врач и педагог, чье имя связывается в представлении большинства людей со знаменитой клятвой, которая символизирует высокие этические нормы европейской медицины. Гиппократ, которого называют «отцом медицины», считается автором обширного собрания греческих медицинских сочинений.

Сведения о его жизни скудны и малодостоверны, самая ранняя из сохранившихся биографий написана Сораном Эфесским лишь пять веков спустя. Невозможно оценить источники Сорана, но многое в его повествовании является несомненным вымыслом.Соран датирует рождение Гиппократа 460 до н.э. и относит период его активной деятельности ко времени Пелопоннесской войны (431–404 до н.э.

); кроме того, он приводит разные мнения относительно возраста, до которого дожил Гиппократ. Все авторы согласны в том, что Гиппократ прожил очень долгую жизнь, не менее 90 лет. Эта хронология подтверждается источником того времени: в Протагоре Платона Гиппократ упомянут как ныне живущий врач, обучающий медицине за плату. Диалог написан в начале 4 в. до н.э.

, а действие в нем разворачивается в 432 до н.э. Аристотель называет Гиппократа «великим», поэтому не может быть сомнения в том, что выдающийся врач, носивший это имя, действительно жил в конце 5 в. до н.э.

Хотя Гиппократ был уроженцем острова Кос, он, судя по всему, путешествовал и практиковал в других частях греческого мира.

В античных источниках мы встречаем утверждение, что Гиппократ был вынужден покинуть Кос из-за обвинения в поджоге, но у нас нет никаких сведений о том, что свою репутацию он завоевал именно на Косе.

Местом действия большинства случаев, описанных в тех двух книгах трактата Эпидемии, которые считаются принадлежащими самому Гиппократу, являются Фасос, маленький остров в северной части Эгейского моря, и Абдера, ближайший к нему город на материке; в тех же книгах встречаются упоминания о Кизике на южном берегу Пропонтиды (совр. Мраморное море), о Ларисе и Мелибее в Фессалии. Традиционно считалось, что Гиппократ умер в Ларисе.

Второе и последнее дошедшее упоминание Гиппократа современником мы находим также у Платона, в Федре, где говорится, что Гиппократ считал хорошую теорию более важной для медицины, чем чисто эмпирические наблюдения.

Эту точку зрения трудно согласовать с некоторыми сохранившимися сочинениями из Гиппократова корпуса.

Существует множество более поздних упоминаний Гиппократа, но они относятся уже не к нему самому, а к обширному корпусу сочинений, дошедших под его именем.

Дошедший до нас Гиппократов корпус («Гиппократов сборник») содержит ок. 70 отдельных сочинений, хотя ясно, что некоторые из них – части некогда единых трудов. Кроме того, здесь обнаруживается определенное перекрытие одних сочинений другими и повторы.

Собрание содержит как собственные сочинения Гиппократа, так и творения других авторов, написанные в разное время. Высказывались предположения, что корпус представляет собой скорее остатки медицинской библиотеки, чем работы авторов, принадлежавших к одной школе.

Некоторые из сочинений свидетельствуют о развитой научной мысли и мастерстве клинических наблюдений и потому считаются более «подлинными», чем остальные. Но даже по этому вопросу нет общепринятого мнения: есть исследователи, которые вообще сомневаются в существовании сочинений, принадлежащих самому Гиппократу.

Содержащаяся в корпусе клятва Гиппократа позволяет судить о практической деятельности раннегреческой медицинской школы. Некоторые ее места кажутся загадочными. Но она замечательна своим стремлением установить высокие моральные нормы врачебной профессии.

Учения Гиппократа оказали сильнейшее влияние не только на древнюю, но и на современную медицинскую практику. В древности книги Гиппократова корпуса были переведены на латинский, сирийский и арабский языки.

Вот впрочем она и сама:

“Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного кессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому”.

А теперь давайте обратимся к другим символам медицины.

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний.

Змея у многих народов символизирует добрые начала, обеспечивающие благосостояние дому и здоровье живущих там, а также обладает магической силой исцелять раны и учить людей лекарскому мастерству.Характерно, что в античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а безобидный уж.

Именно ужи – эскулаповы змеи – жили в центрах культа бога врачевания Эскулапа в Греции и Риме. Записи античных авторов-медиков указывают, что ужи ползали по дому во время “священного сна”, часто вылизывали больные места – глаза, раны. Римляне очень любили этих змей, содержали их при банях и купальнях.

Полагают, что в некоторые страны Европы эскулапова змея попала благодаря римским завоевателям.Можно по-разному объяснять то, что многие народы издавна связывали змей с исцелением больных.Некоторые исследователи считают, что болезни, а тем более смерть всегда были для людей явлениями таинственными и непонятными. Непонятны были и причины болезней и смертей.

Змея тоже всегда оставалась существом таинственным и непонятным. Может быть, полагают эти исследователи, люди связывают непонятные явления с непонятными существами. Возможно, хотя объяснение, пожалуй, не очень убедительное. Тем более, что змея всегда была символом мудрости, учености, т.е. альтернативы незнания.

В мифологии стран Древнего Востока змеи фигурировали часто, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и врачеванием их. У африканских народов змея тоже часто была связана с врачеванием. Объясняется это, очевидно, тем, что в Африке врачеванием занимались колдуны, они же, как правило, были и заклинателями змей. Символом колдуна была змея.

Вот так и получалось: змея колдун – лечебная магия. Потом колдун почему-то выпал из этой цепочки, и остались змея и лечебная магия.В Европе же змея не просто символизировала лекаря, как в Африке – колдуна, она символизировала мудрость и знание в целом.

Возможно, врачи, как представители особой профессии раньше других выделились из среды «ученых людей» а, может быть, и вовсе были первыми учеными на Земле. Поэтому именно змея осталась их профессиональной эмблемой.И всё же, трудно с определённостью сказать, почему так случилось: у нас нет почти никаких фактов, кроме одного факта – символа медицины – змеи.

Предполагается, что в качестве эмблемы врачевания символ змеи впервые был использован около II тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне, где в эпоху рабовладения сохранялось поклонение животным.Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов. Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами.

Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей. В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 в. существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей. Зеркало было символом чистоты и осторожности — качеств, необходимых врачу.Однако самыми известными стали три эмблемы медицины: посох Асклепия, кадуцей и чаша со змеёй.

Посох Асклепия

Посох Асклепия – суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх –является одним из наиболее узнаваемых символов медицины примерно с VIII в. до н. э.Асклепий, бог врачевания.Греческие мифы повествуют, что Асклепий (у римлян – Эскулап, восх.

к финикийскому Эшмуну) – сын бога света, правды и пророчеств Аполлона – обучился своему мастерству исцеления у кентавра Хирона и был известен как искуснейший врач, умевший воскрешать мертвых. Однако Зевс, испугавшись того, что благодаря искусству Асклепия люди станут бессмертными, убил его ударом молнии. Асклепий стал почитаться как бог врачевания.

В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса — царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но едва он это сделал, как появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую.

Видимо, Асклепию уже было предначертано судьбой стать богом, поэтому он, обладая нечеловеческой прозорливостью, тут же все понял, нашел траву, которую принесла змея, собрал ее и, прибыв на Крит, воскресил ею сына царя Миноса.Эта легенда объясняет, почему в большинстве случаев Асклепий изображается стоя, в длинном плаще, держащим в руках посох, обвитый змеей.

Его фигура стала первой международной эмблемой медицины.В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций. Эта эмблема были принята на I Всемирной ассамблеездравоохранения в 1948 г.

и состоит в сущности из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы (змея).

Кадуцей (жезл Меркурия)

Греческим словом «кадуцей» («знак полномочий вестника») называли волшебный жезл посланника греческих богов Гермеса (у римлян – Меркурий), обвитый двумя змеями, обычно увенчанный парой крыльев.Змеи, обвившие кадуцей символизировали взаимодействие противоположных сил. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей — причина, по которой он стал в Древнем Риме символом уравновешенного и добродетельного поведения.Кадуцей стали использовать в качестве знака, защищающего тайну коммерческой или политической переписки. В настоящее время это – эмблема медицины или коммерции, однако когда-то кадуцей представлял собой интригующе разнообразную символическую фигуру.Жезл, обвитый двумя змеями, сочетает в себе сразу несколько фундаментальных символических элементов: центральный стержень символизирует Древо Жизни (в значении связи между небесами и землей); двойная спираль, сформированная змеями, — символ космической энергии, двойственности, а также единства противоположностей; сами змеи — плодотворные силы земного и потустороннего миров.На протяжении последних 4000 лет этот символ ассоциировался с божественными силами (а иногда и с вестниками богов) в Финикии и Вавилоне, в Египте и Индии (где кадуцей стал обозначением кундалини — энергии пробуждения). В алхимии кадуцей — символ единства противоположностей (ртути и серы). Он может символизировать равновесие, а в западном искусстве — быть атрибутом аллегорической фигуры Мира.Ассоциация с медициной произошла из-за присутствия в кадуцее змей – как в посохе Эскулапа. Знаменитый психолог Карл Юнг считал кадуцей эмблемой гомеопатической медицины — змея обозначает одновременно яд и лечебное снадобье.Это наиболее распространенная в нашей стране медицинская эмблема.Первые изображения чаши со змеей относятся к 800—600 гг. до н. э. При этом вначале змея и чаша фигурировали раздельно и были атрибутами дочери Эскулапа, богини здоровья Гигеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой. Точного и узаконенного символа медицины в виде изображения змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было. По данным академика Е. Н. Павловского, такое появилось лишь в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея.Истинное значение этой эмблемы остается спорным. Возможно, что она олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все добрые начала.Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеей, был Ф.Р. Бородулин. Он высказался так: “Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы”. То есть, в наше время чаша в медицинской эмблеме представлена как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в 18 веке, хотя никаких официальных государственных документов, подтверждающих это, не обнаружено.Как отличие врачебной службы в армии чаша со змеей (двумя змеями) была введена еще при Петре I. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ военной медицины, был утвержден в нашей стране Реввоенсоветом в 1924 (1922?) году. Этот знак эмблема сохраняется в России до сих пор в качестве официальной эмблемы военно-медицинского состава всех родов.Наиболее общепринятой является применение эмблемы в виде чаши со змеей для фармацевтической деятельности. Во всяком случае, именно это считается абсолютным основанием для отказа в регистрации этого символа в качестве товарного знака фармацевтических фирм.А вот еще есть один очень распространенный в нашей стране символ. Но его смысловая нагрузка оказывается несколько искажена.В нашей стране сохраняется совершенно неправильное представление о значении эмблемы Красного Креста. Подавляющее большинство считает, что Красным Крестом обозначается все, что имеет отношение к медицине и… глубоко заблуждается — в большинстве привычных глазу обозначений этот знак используется незаконно…Этот символ вовсе не означает “все медицинское”. Он предназначен для защиты медиков, госпиталей, раненых и больных во время военного конфликта. Он — совершенно особая символика, “экстренное” изображение, к которому нельзя “приучать глаз”. Поэтому Красный Крест должен исчезнуть и с вывесок аптек, с досок, висящих у входа в лечебные учреждения, с шапочек медсестер, автомобильных аптечек и пр.Красный крест и красный полумесяц на белом поле принадлежат к числу немногих знаков, которые легко узнают люди во всем мире. Созданные первоначально для обозначения санитарных служб вооруженных сил и обеспечения защиты больных и раненых, они постепенно превратились в символы беспристрастной гуманитарной помощи, предоставляемой всем, кто страдает.Эти символы являются официальными эмблемами Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца.Инициатором создания Движения в 19 в. стал швейцарец Анри Дюнан. Под впечатлением уведенного в одном из сражений франко-австрийской войны, он опубликовал статью, в которой задавал вопросом: а возможно ли создать добровольную благотворительную организацию, оказывающую помощь раненым во время войн и вооруженных конфликтов?Женевское благотворительное общество «La Societe genevoise d'utilite publique» («Женевский союз по поддержанию общественного блага») подробно изучило публикацию Дюнана и учредило комитет, занявшийся вопросами практической реализации рекомендаций. Этот орган, состоявший из 5 членов, стал позже известен как Международный Комитет Красного Креста (МККК).Первое заседание МККК состоялось 17 февраля 1863 в Швейцарии. В дань уважения к стране, исторически сохранявшей нейтралитет по отношению к воюющим сторонам, и организовавшей первую Женевскую Международную конференцию в 1863 году, за основу эмблемы был принят государственный флаг Швейцарии с конверсией федеральных цветов, то есть красный крест на белом фоне – . Четыре части этот креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество.Во время Восточного Кризиса (1875–1878) и Русско-турецкой войны (1877–1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц.С тех пор в большинстве исламских стран ту же роль играет красный полумесяц, а в Иране — красный лев и солнце. В Израиле распространена красная звезда Давида, хотя она не получила признания со стороны международного гуманитарного права.В настоящее время Красный Крест разрабатывает новую универсальную символику, которая бы не содержала религиозных элементов.Согласно Женевским конвенциям 1949 г. (ратифицированы СССР в 1954 году) эмблема Красного Креста присваивается гуманитарным и медицинским транспортам, зданиям, конвоям и миссиям с целью их защиты от атак со стороны конфликтующих сторон. Только медицинская служба армии государства-участника женевских конвенций вправе ее использовать. Эти эмблемы изображаются на крышах и боковых поверхностях зданий, капотах и дверцах военных машин, палатках и других объектах, где находятся раненые и больные воины, военные врачи, а также пострадавшее гражданское население.В мирное время в Качестве отличительного знака эмблема используется национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, а также машинами и станциями скорой помощи, которые принадлежат третьим сторонам, при условии, что эмблема применяется в соответствии с положениями национального законодательства, и что национальное общество разрешило использовать её в этом качестве, и что пункты оказания первой помощи будут проводить лечение исключительно на безвозмездной основе.У этой эмблемы есть еще одна особенность, которая отличает ее от обычных торговых знаков или брендов. Нельзя приобрести лицензию на ее использование даже в самых благородных целях. Это символ беспристрастной медицинской помощи всем страждущим, независимо от национальности, расовой и религиозной принадлежности. Присоединяясь к женевским конвенциям, государство берет на себя обязательство не только содействовать развитию национального Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, но и защищать его символы на законодательном уровне.По мнению обществ Красного креста, именно это глубокое чувство уважения к эмблеме зачастую приводит к непреднамеренному неправильному ее использованию, что может повлечь ущерб и дискредитацию сложившегося образа, путаницу, приводящую к серьезным последствиям. Наиболее распространенным нарушением в использовании эмблемы в мирное время считается имитация, то есть использование знака, который по форме или цвету может ассоциироваться с красным крестом. Незаконное присвоение права использовать эмблему: речь идет об использовании эмблемы организациями или лицами, не имеющими на то право (коммерческие фирмы, аптеки, врачи, занимающиеся частной практикой, неправительственные организации, частные лица).Когда эмблемы используют не по назначению, может произойти путаница. Если начнутся военные действия, гражданские медучреждения эвакуируются, уедут хозяева частных клиник и аптек, а их помещения могут занять боевики или в этих зданиях будут расположены военные склады. И тогда начнут обстреливать все объекты с красными крестами, в том числе и принадлежащие медицинской службе армии.Каждое государство — участник Женевских конвенций — обязано принять меры, направленные на предотвращение и пресечение злоупотреблений в использовании эмблемы. Поэтому власти многих стран, в том числе и в СНГ (за исключением России), по рекомендации МККК приняли законы, ограничивающие использование официальной эмблемы МККК. Официальная эмблема этой организации должна использоваться как символ спасения во время боевых действий, чрезвычайных происшествий, дабы эмблема не примелькалась, не стала чем-то обыденным. В Беларуси и Украине, например, красный крест на белом фоне может использоваться на машинах медицинской службы вооруженных сил, на машинах медслужбы внутренних войск, на транспорте Министерства по чрезвычайным ситуациям. А вот автомобили “скорой помощи”, относящиеся к Министерству здравоохранения, должны лишиться этой эмблемы.В России сложилась в этом смысле парадоксальная ситуация: специальная раскраска машин скорой помощи (красная полоса на белом или лимонно-желтом фоне, символы красного креста и надписи телефона “03”) наносятся на машины скорой помощи в соответствии с ГОСТом Р50574–2002. Кроме того, форма, размеры и порядок применения эмблемы Красного Креста в России должны соответствовать ГОСТ 19715-74, существующего еще с советских времен (с 1975 года).Таким образом, с одной стороны, недопустимо применение песочного цвета для окраски машин скорой помощи (а как известно жителям больших городов, все реанимобили, изготовленные в Германии, окрашены по немецким стандартам именно в этот цвет), как впрочем и нанесение на машины скорой помощи рекламных надписей и картинок (кто не видел плакатики страховых компаний на бортах машин скорой?). С другой стороны, машины коммерческой скорой помощи с формальной точки зрения не имеют право нести красный крест, поскольку медицинская помощь оказывается ими за деньги, и в соответствии с ГОСТом на них должен быть нанесен телефон 03 государственной службы скорой помощи. В общем, как это принято издревле на Руси, глупость закона скомпенсирована необязательностью его исполнения.Вы же можете мне напомнить еще один символ медицины, больше из зарубежа. Вот такой:Известная медицинская эмблема – синяя “снежинка” – родом из Соединенных Штатов Америки. Там ее называют Звездой жизни – Star of Life. Эту медицинская эмблема сопровождает службу Экстренной медицинской помощи (Emergency Medical Services), которую совместно контролируют Американская медицинская ассоциация (American Medical Association) и Департамент здравоохранения, образования и социальной помощи США (Department of Health, Education and Welfare).Каждый из 6 лучей Звезды жизни означают одну из функций службы Экстренной медицинской помощи: обнаружение, извещение, отклик, помощь на месте, помощь при транспортировке, транспортировка для дальнейшей помощи. В центре эмблемы расположены змея и посох Асклепия.Эмблема Star of Life разработана Лео Шварцем (Leo R. Schwartz, 1921-2004), шефом отдела экстренной медицинской помощи Национальной администрации безопасности движения на дорогах (Chief of the EMS Branch of the National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA)). Эмблема была разработана после того, как Американский Красный Крест запретил использование применявшегося ранее оранжевого креста на белом фоне, считая его имитацией эмблемы Красный крест.Синяя снежинка с шестью лучами была одобрена АМА и с 1 февраля 1977 года зарегистрирована как сертификационный знак от имени NHTSA. Национальная администрация безопасности движения на дорогах (NHTSA) обладает эксклюзивными правами контроля за использованием эмблемы Star of Life на территории Соединенных Штатов. Его использование на автомобиле Экстренной медицинской помощи подтверждает, что оснащение машины отвечает стандартам Депатрамента перевозок США (U.S. Department of Transportation), а персонал, использующий эту машину, обучен оказанию медицинского пособия в соотвествии со стандартами помощи в критических ситуациях. Использование эмблемы на дорожных картах и знаках указывает на места расположения квалифицированных служб скорой медицинской помощи.Вот вроде бы все символы обошли. Ничего не забыли ?

Источник: https://masterok.livejournal.com/82486.html

Medic-studio
Добавить комментарий