Тесты для самоконтроля по теме «АФО органов пищеварения»

Дидактический материал в помощь преподавателям и студентам по теме

Тесты для самоконтроля по теме «АФО органов пищеварения»

Министерство здравоохранения

Пензенской области

Кузнецкий филиал ГБОУ ПО

«Пензенский областной медицинский колледж»

Дидактический материал

по теме:

«Анатомо-физиологические особенности органов и систем у детей»

(в помощь преподавателям и студентам)

Предмет: «Педиатрия с детскими инфекциями»

«Здоровый ребёнок».

Специальности: «Лечебное дело», «Сестринское дело»

Составлена

преподавателем высшей

квалификационной категории Спириной Т.Н.

Рассмотрено на

заседании ЦМК основ

сестринского дела и клинических

дисциплин

Протокол №____

Председатель ЦМК.

_________________

2018 г.

Пояснительная записка

Дидактический материал по теме: «Анатомо-физиологические особенности органов и систем у детей» составлены в помощь студентам отделений «Лечебное дело» и «Сестринское дело» при изучении таких дисциплин как «Здоровый ребёнок», «Пропедевтика детских болезней» и «Педиатрия с детскими инфекциями».

Данный материал разработан с учётом государственных требований при изучении вышеуказанных дисциплин.

В дидактический материал включены следующие АФО:

– органов пищеварения;

– органов дыхания;

– костно-мышечной системы;

– кожи и подкожной клетчатки;

– органов кровообращения;

– органов кроветворения;

– органов мочевыделения.

Данный материал необходим для качественного изучения предметов, для успешной сдачи переводных и государственных экзаменов, а также для постдипломной работы с детьми в практическом здравоохранении.

АФО органов пищеварения 4 стр.

АФО органов дыхания 5 стр.

АФО костно-мышечной системы 6 стр.

АФО кожи и подкожной клетчатки у детей 7 стр.

АФО органов кровообращения 8 стр.

АФО органов кроветворения 9 стр.

АФО органов мочевыделения 10 стр.

АФО органов пищеварения

Полость рта у новорожденных и детей раннего возраста небольшая.

Жевательные мышцы развиты хорошо, язык больших размеров, но короткий, широкий. Слизистая нежная, богатая кровеносными сосудами, но сухая, поэтому легко ранима.

Особенности для акта сосания:

1. в толще щек жировые комочки Биша для создания отрицательного давления в полости рта при сосании.

2. вдоль челюстных отростков валикообразное утолщение.

3. на слизистой оболочке губ поперечная исчерченность или складки для лучшего охватывания соска.

Слюнные железы в первые 3-4 месяца недостаточно развиты, слюны выделяется мало, поэтому слизистая сухая. На 3-4 месяца железы становятся вполне развитыми, поэтому в этом возрасте наблюдается постоянное слюнотечение, а способность глотать ее еще полностью не выработалась. Вместе с молоком ребенок заглатывает и некоторые количество воздуха.

Пищевод у детей раннего возраста длиннее, чем у взрослого и имеет воронкообразную форму. Слизистая нежная, богата сосудами, сухая, т.к. слизистые железы почти отсутствуют. Длина у новорожденного – 10-11 см, у грудничков – 12 см, у детей 5 лет – 16 см.

Желудок до года расположен горизонтально, после года, когда ребенок начинает ходить, принимает вертикальное положение. Слизистая толще, мускулатура развита недостаточно, за исключением привратника. Сфинктер входной части желудка недоразвит, поэтому частые срыгивания. Вместимость желудка у новорожденного 30-35 мл, в 3 месяца – 100 мл, в 1 год – 250мл.

Кишечник грудного ребенка длиннее, чем у взрослого. Слизистая сильно развита, обильно кровоснабжена, нежна, с большим количеством лимфатических узлов. Червеобразный отросток занимает нетипичное положение.

Прямая кишка длинна, слизистая слабо фиксирована, поэтому при некоторых заболеваниях наступает легкое ее выпадение.

Повышенная проницаемость стенок кишечника, поэтому быстро развивается токсикоз.

После рождения кишечник стерилен, но через несколько часов заселяется микробами. Основные микробы кишечника у детей на грудном вскармливании бифидобактерии. По мере перехода на смешанное вскармливание, количество бифидобактерий у них уменьшается, и микрофлора становится такой же, как у взрослых.

При вскармливании ребенка коровьим молоком в микрофлоре преобладает кишечная палочка.

Бифидобактерии– уничтожают патогенную и гнилостную флору, принимают участие в синтезе 9 витаминов (в первую очередь В1, В2, В6), обладают ферментативной способностью.

Печень больших размеров (4% веса всего тела, у взрослых – 2%), богата кровеносными сосудами, поэтому легко увеличивается при многих заболеваниях.

В первые месяцы желчи вырабатывается мало.

Желудочный сок по составу такой же как у взрослых, но общая кислотность низкая. Активность ферментов меньше. Для переваривания женского молока требуются ферменты меньшей активности. При грудном вскармливании желудок опорожняется через 2-3 часа, при вскармливании коровьим через 3-4 часа.

Моторика у детей раннего возраста более энергична, поэтому дефекация у них чаще происходит рефлекторно, с конца 1-го года дефекация становится произвольной.

Меконий – первородный кал – темно-зеленая однородная вязкая масса без запаха, это секреты различных отделов пищеварительного тракта, слущившегося кишечного эпителия, проглоченных околоплодных вод.

Частота стула здорового ребенка 1-4 раза, у некоторых 1 раз в 2-3 дня или 6-8 раз в сутки. С возрастом частота стула уменьшается, после года стул бывает 1-2 раза в сутки.

АФО органов дыхания

Нос:

– нижний носовой ход отсутствует.

– слизистая носа нежная, богата кровеносными сосудами, поэтому незначительный насморк приводит к закупорке носовых ходов, затруднению сосания, вызывая иногда одышку у грудных детей.

Пазухи:

– пещеристая ткань подслизистой развита слабо, чем объясняется редкость или отсутствие кровотечений из носа у грудных детей.

– решетчатая пазуха и гайморова полость у грудных развиты слабо, а лобная и основные отсутствуют, а после года начинают постепенно увеличиваться и развиваться (поэтому до года синуситы не наблюдаются).

Глотка узкая, евстахиева труба короткая и широкая у грудных, ее отверстие находится ниже и ближе к хоанам.

Гортань воронкоообразной формы и длиннее, хрящи нежны и податливы.

Голосовая щель узкая, слизистая оболочка нежная, богатая кровеносными сосудами и лимфоидной тканью, все это предрасполагает к развитию стеноза.

Трахея, бронхи узкие, хрящи мягкие, податливы, слизистая их обильно снабжена кровеносными сосудами, нежная.

Правый бронх занимает почти вертикальное положение и является как бы продолжением трахеи, поэтому инородные тела (пуговицы, орехи, семечки) чаще обнаруживаются в этом бронхе, а левый бронх отходит от трахеи под углом. Слизистая бронхов сухая вследствие недостаточного количества слизистых желез, но богата кровеносными сосудами, что обуславливает возникновение воспалительных и стенотических явлений.

Легкиев раннем возрасте богаты соединительной тканью, обильно снабжены кровеносными сосудами, поэтому легкие менее воздушные, более плотные и полнокровные, менее эластичные. Поэтому у детей легче развиваются застой, ателектаз, эмфизема.

Дыхательная поверхность легких у детей больше, чем у взрослых.

В левом легком – 2 доли (верхняя и нижняя), в правом – 3 (верхняя, средняя и нижняя) плюс деление по сегментам (по 10 сегментов в каждом легком).

Плевратонкая, легко растяжима, при скоплении жидкости в ней – легкое смещение органов средостения (сердца и нижней полой вены).

Диафрагмарасположена выше, чем у взрослых, все движения, затрудняющие движение диафрагмы (метеоризм, увеличение печени), ухудшают вентиляцию легких.

Грудная клеткавыпуклая у грудных детей, относительно короткая, ребра расположены горизонтально и под прямым углом к позвоночнику. В I-е месяцы жизни легкие больше грудной клетки и ребра вдавливаются в них, поэтому вентиляция недостаточно полная, нет полного расправления.

Особенности:

1. Поверхностный характер дыхания у грудных детей.

2. Большая частота дыхания в минуту (у новорожденных 50-60 дых. в мин).

3. В первые 2 недели – аритмия дыхания (связана с незрелостью дыхательного центра).

4. В грудном возрасте – преобладание диафрагмального дыхания.

С 3-4-х лет – грудное дыхание начинает преобладать над диафрагмальным.

5. Короткие и узкие дыхательные пути.

6. Нежная, легко ранимая, полнокровная слизистая оболочка.

7. Недостаточная экскурсия грудной клетки.

8. Слабое развитие дыхательной мускулатуры.

9. Горизонтальное расположение ребер.

10. Задние отделы не обеспечиваются достаточной вентиляцией, что предрасполагает к развитию пневмонии.

При перкуссии ребенка раннего возраста, передняя поверхность грудной клетки перкутируется лежа, задняя в положении сидя, часто не выявляются изменения ввиду малых размеров воспалительных очагов и быстрого развития эмфиземы.

У детей 1-го года при аускультации дыхание ослаблено, что объясняется слабым участием дыхательной мускулатуры и поверхностным характером дыхания.

До 6 лет выслушивается пуэрильное дыхание, т.е. более сильное и жесткое везикулярное дыхание. Это объясняется лучшей проводимостью стенок грудной клетки, узостью бронхов и короткостью трахеи.

АФО костно-мышечной системы

Костная ткань у ребенка грудного возраста имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами.

– Кости мягкие, гибкие, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием давящей одежды, узкой обуви и т.д.

– К 2 годам кости ребенка по строению приближаются к костям взрослого человека и к 12 годам уже не отличаются от них.

– У новорожденного голова больших размеров и составляет 1/4 длины его тела, в 2 года – 1/5, в 6 лет – 1/6, а в 12 лет – 1/8 длины тела, так же как у взрослого.

– Мозговой отдел больше лицевого отдела черепа.

– Кости черепа окончательно срастаются к 3-4 годам.

– Особенностью черепа у детей грудного возраста является наличие родничков: большого, малого, 2 боковых.

– У новорожденного позвоночник выпрямлен, не имеет физиологических изгибов. Шейный лордоз обнаруживается в 2-х месячном возрасте, после того как ребенок начнет держать голову. Грудной изгиб появляется в 6 месяцев, когда ребенок начинает ходить. К 3-4 годам появляется более и менее характерная конфигурация.

– Рост позвоночника в длину происходит неравномерно. Особенно идет рост интенсивно у девочек до 15 лет, у мальчиков до 18, после 19 лет растет медленно, неблагоприятные внешние воздействия могут обусловить его искривления.

До 6 месяцев грудная клетка имеет форму цилиндра или усеченного конуса. Поперечник нижнего отдела шире верхнего отдела.

– В 1-ые месяцы рост легких опережает рост грудной клетки, которая для полного вмещения легких находится как бы в состоянии максимального вдоха. Ребра имеют почти горизонтальное положение. Межреберные промежутки широкие. Особенности грудной клетки сглаживаются к 6-7 годам, а окончательно формируется к 12-13 годам.

– Трубчатые кости растут за счет эпифиза, где появляются точки окостенения, которые в дальнейшем соединяются с диафизом, рост длинных костей к 25 годам заканчивается.

– Зубы. К году – 8 зубов, к 2 годам – 20. На 6-7 году начинается замена молочных зубов на постоянные.

Мышцы у новорожденного и грудного ребенка развиты слабо, они составляют 25% веса его тела, а у взрослых 40-43%. Мышечное волокно ребенка значительно тоньше, чем у взрослого.

– У детей 1-ых месяцев жизни отмечается физиологический гипертонус, тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей.

– Особенно интенсивно развивается мускулатура в период полового созревания, нарастает сила и точность движений.

– Формирование и рост мышечных волокон заканчивается к 20-23 годам.

АФО кожи и подкожной клетчатки у детей

У новорожденного и грудного ребенка:

– роговой слой тонкий.

– эпидермис сочный, рыхлый.

– базальная мембрана недоразвита, нежная, рыхлая.

Поэтому связь между более развитым эпидермисом и менее развитой дермой очень слабая – кровеносные сосуды обильно развиты и широкие.

Кожа здорового грудного ребенка нежно-розовая, бархатистая, гладкая, нежная. Потовые железы к моменту рождения сформированы, но начинают функционировать на 3-4 месяце жизни.

Сальные железы начинают функционировать уже во время эмбриональной жизни, после рождения вполне развиты и выделяют много секрета.

Волосы на голове хорошо развиты, но не имея сердцевины, мягкие.

Спустя 4-8 недель после рождения значительная часть волос выпадает и постепенно сменяется новыми. У доношенного ребенка зародышевые пушковые волосы имеются только на спине между лопатками. Вскоре после рождения они выпадают.

Подкожно-жировой слой у доношенного новорожденного развит очень обильно, как хорошая защита от потери тепла и как запас питательного материала.

Подкожно-жировой слой хорошо развит на щеках, бедрах, голенях, плечах, предплечьях и слабее на животе.

В составе жира у детей раннего возраста больше пальмитиновой и стеариновой кислот с более высокой точкой плавления, поэтому под влиянием охлаждения он легко делается более плотным с развитием склеремы и склередемы.

Кожные рецепторы недоразвиты, поэтому функция кожи еще несовершенна.

– Защитная функция несовершенна, т.к. поверхностные слои очень нежны и тонки, легко ранимы, трещины и ссадины на коже могут явиться входными воротами для любой инфекции.

– Через тонкий роговой слой богатой кровеносной сетью легко всасываются токсические вещества, проникают микробы.

– Более высокая восстановительная способность (грануляция и эпителизация раневых поверхностей).

– Из-за несовершенства терморегуляционной функции ЦНС, кожа легко отдает тепло и быстро перегревается.

– Выделительная функция кожи хорошо развита.

– Дыхательная функция кожи играет значительно большую роль, чем у взрослого.

– В коже образуется витамин Д (огромная роль в фосфорно-кальциевом обмене организма, особенно у детей до года).

АФО органов кровообращения

Сердце у новорожденного относительно велико и весит 20-25 г. Наиболее энергично оно растет в первые 2 года жизни (первоначальный вес удваивается к концу 1-го года и утраивается к 2-3 годам). В дошкольном и младшем школьном возрасте вес сердца замедляется и снова значительно усиливается в препубертатном и пубертатном периоде.

– У новорожденных и детей первых 1,5-2-х лет жизни сердце расположено поперечно, после 2-х лет приобретает косое положение. Это обусловлено: переходом ребенка в вертикальное положение, ростом легких и грудной клетки, опусканием диафрагмы и т.д. После 6-ти лет сердце приобретает форму, как у взрослого – чаще всего удлиненного овала.

Артерии относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Соотношение просвета артерии к просвету вен у детей 1:1, а у взрослых 1:2. Хорошо развита капиллярная сеть. Сосуды растут интенсивно, особенно на 1-ом году жизни и завершается рост обычно к 12 годам.

Легочная артерия до 10 лет шире аорты, затем просвет их уравнивается, а в период полового созревания аорта превосходит легочную артерию по ширине.

Следовательно: с.с. система у детей характеризуется:

1. Относительно большой массой сердца.

2. Большой шириной отверстий.

3. Более широким просветом сосудов, чем значительно облегчается кровообращение.

– Пульс у детей более частый. Чем моложе ребенок, тем он чаще.

Частота пульса.

У новорожденных – 120-140 в мин.

1-12 месяцев – 120-135 в мин. 1год -120

1-3 года – 105 –125 в мин. 3 года -105

4-6 лет – 95 –105 в мин. 5 лет -100

7-9 лет – 85-95 в мин. 8 лет -90

10-12 лет – 75-85 в мин. 10 лет – 85

13-15 лет – 70-80 в мин. 12 лет – 80

Пульс у детей отличается лабильностью и легко учащается от различных факторов – изменения положения тела, физических напряжений, крика, плача и т.д.

АД у детей ниже, чем у взрослых, что объясняется широким просветом сосудов, большой податливостью сосудистых стенок и меньшей нагнетательной способностью сердца.

У новорожденного максимальное АД в среднем 70-74 мм. рт. ст, к году 80-85 мм.рт.ст. Минимальное АД обычно составляет 2/3 – 1/2 максимального АД, поэтому у новорожденного мин АД – 50-35 мм.рт.

ст, у детей 1-го года жизни 55-40. Далее АД нарастает с возрастом.

После года АД ориентировочно определяется по формуле В.И. Молчанова 80+2п (где п – число лет ребенка).

АД также отличается большой лабильностью. При горизонтальном положении, особенно во сне, оно понижается, при физических нагрузках и психических переживаниях оно повышается.

Наибольшие нарушения в системе кровообращения происходят в период полового созревания за счет воздействия желез внутренней секреции.

Поэтому подростки часто жалуются на сердцебиения, одышку, неприятные ощущения в области сердца, иногда склонность к обморочным состояниям.

У многих подростков на верхушке выслушивается функциональный сердечный шум – нежный, меняющийся при перемене положения тела и после физической нагрузки. Часто наблюдаются тахикардия, падение или повышение АД.

Функциональный шум

Органический шум

Тембр

Мягкий, неопределенный, музыкальный

Жесткий, грубый, дующий

Продолжительность

Короткий, меньшая часть систолы

Длинный, большая часть систолы

Иррадиация

Не распространяется за пределы сердца

Распространяется по области сердца и за ее пределами

Связь с тонами сердца

Не связан

Связан

Регистрация на ФКГ

Низко или среднечастотный, занимает меньшую часть систолы, с тонами не связан

Высокочастотный, большая часть систолы, связан с тонами

АФО органов кроветворения

Кроветворными органами в эмбриональной жизни являются печень, селезенка, костный мозг и лимфатическая ткань. На 1-ом месте по образованию форменных элементов крови стоит костный мозг.

У ребенка раннего возраста кроветворение происходит во всех костях, но уже с 4-х лет красный костный мозг начинает в некоторых костях перерождаться в желтый жировой.

К 12-15 годам в процессе кроветворения принимает участие красный мозг лишь плоских костей и эпифизы трубчатых костей.

Красная кровь новорожденного:

1. высокий уровень НВ крови – выше 130-140 г/л.

2. большое количество эритроцитов – 4,5 х 1012 – 7,5 х 1012/литр.

3. цветной показатель от 0,9 –1,3.

4. анизоцитоз / разные по величине эритроциты / первые 5-7 дней.

5. полихроматофилия (различные окраски) первые дни.

6. повышено количество ретикулоцитов.

7. содержатся нормобласты в первые дни.

Причины повышенного содержания НВ и эритроцитов:

– Недостаточное снабжение плода кислородом в последние дни внутриутробного развития, так и в момент родов. При установлении легочного дыхания их уровень быстро снижается. СОЭ у новорожденных 2-3 мм в час.

– Число лейкоцитов у новорожденных тоже высокое от 10,0 до 30 х 109/литр, а затем снижается.

– 2 перекреста нейтрофилов и лимфоцитов:

в 4-6 дней и в 4-6 лет

в 5 лет их соотношение 1:1

если меньше 5 лет, то преобладают лимфоциты (не больше 60%),

больше 5 лет преобладают нейтрофилы. В сумме они составляют 90%.

– К году НВ крови несколько снижается, старше года нарастает. После года снижается и количество лейкоцитов доходя до 6,0-8,0х109 в/л.

– После года снижается количество эритроцитов до 4,3 – 5,0 х1012, цветной показатель снижается до 0,85 – 0,9, исчезает анизоцитоз и полихроматофилия и остаются только в небольшом количестве ретикулоциты. СОЭ доходит до 4-10 мм в час.

АФО органов мочевыделения

Вес почек у новорожденного больше веса почек взрослого. Чем младше ребенок, тем выше лежит верхний полюс почки и ниже нижний ее полюс, поэтому за счет более низкого расположения почек и большей их величины прощупать их у ребенка до 2-х лет значительно легче, чем в более старшем возрасте.

Почечные лоханки и мочеточники у детей раннего возраста относительно широкие, стенки их гипотоничны, за счет недостаточного развития мышечных и эластичных волокон. Все это создает условия для застоя мочи и возникновения воспалительных процессов.

Мочевой пузырь у грудного ребенка лежит выше, частично заходя в полость живота. При наполнении его можно прощупать на уровне пупка или даже выше пупка. С возрастом мочевой пузырь опускается в полость таза.

Вместимость мочевого пузыря у новорожденного – 50мл, к 3 мес емкость увеличивается в 2 раза, к году в 4 раза, к 9-10 годам достигает 600-900мл.

Мочеиспускательный канал у мальчиков имеет более выраженную кривизну, чем у взрослых. Длина его у новорожденного 5-6 см, с возрастом увеличивается до 12 см.

Длина мочеиспускательного канала у новорожденной девочки – 0,8-1 см, а в 16 лет – 3,3 см. Небольшая длина и его близость к заднему проходу обуславливает более легкое попадание туда инфекции. Поэтому необходимо обтирать и подмывать детей спереди назад для избежания попадания инфекции из заднего прохода в уретру.

– В первые дни жизни мочи выделяется мало и она более насыщена или некоторые дети в первые сутки не мочатся или до 3-4 дней мочатся очень мало в зависимости от поступления жидкости в организм.

Новорожденные мочатся до 20-25 раз в сутки, грудной до 15 раз, в 2-3 года – до 10 раз, в дошкольном – 6-7 раз.

Количество мочи в сутки можно определить по формуле 600 + 100 /п-1/, где 600 – это среднее суточное количество мочи в 1 год, п – число лет ребенка.

– Удельный вес мочи после рождения относительно высокий (1006 – 1018), у грудных детей 1003-1005, а потом опять повышается и в 2-5 лет равен 1009-1016.

– Акт мочеиспускания в 1-ые месяцы жизни является безусловным рефлексом, поэтому для выработки условного рефлекса ребенка с 3-4 мес необходимо приучать к этому навыку, это нужно делать после сна, если ребенок проснулся сухим или через 15-20 мин после кормления. Сажать ребенка на горшок можно только тогда, когда ребенок хорошо сидит самостоятельно.

Источник: https://infourok.ru/didakticheskiy-material-v-pomosch-prepodavatelyam-i-studentam-po-teme-anatomofiziologicheskie-osobennosti-organov-i-sistem-u-det-3228916.html

Тема: «АФО органов пищеварения»

Тесты для самоконтроля по теме «АФО органов пищеварения»

Тема: «АФО органов пищеварения».

II вариант

1. К функциональным особенностям желудка детей первого полугодия жизни относятся:

а) низкая кислотность (рН выше 4);

б) высокая кислотность (рН ниже 2);

в) высокая активность пепсина;

г) низкая протеолитическая активность;

д) хорошо выражены защитные свойства.
2. У детей раннего возраста функциональными особенностями тонкой кишки являются:

а) интенсивность полостного пищеварения больше, чем мембранного;

б) всасывательная способность больше, чем у взрослого;

в) дистантное пищеварение;

г) низкая активность гидролитических ферментов;

д) высокая проницаемость слизистой оболочки.

3. Функциональные особенности печени ребенка первых месяцев жизни:

а) выделение желчных кислот невелико;

б) гликогенная емкость высокая;

в) гликогенная емкость низкая;

г) обезвреживающая функция снижена;

д) белковосинтетическая функция снижена.

4. Синдромы поражения органов пищеварения:

а) мальабсорбция;

б) «острый живот»;

в) желтуха;

г) интоксикация;

д) дыхательная недостаточность.

5. Нормальный стул у ребенка 2-х месяцев на естественном вскармливании:

а) 3-4 раза в сутки;

б) желтого цвета;

в) кашицеобразный;

г) гомогенный;

д) кислого запаха.
6. В пользу пилоростеноза свидетельствуют следующие симптомы:

а) прогрессирующая дистрофия;

б) объем рвотных масс превышает количество съеденной пищи;

в) рвотные массы состоят из свернувшегося молока;

г) склонность к срыгиваниям и рвота с первых дней жизни;

д) ни один из вышеперечисленных симптомов.

7. Наиболее значимые диагностические мероприятия при заболеваниях ЖКТ.

а) ФГДС;

б) дуоденальное зондирование;

в) общий анализ крови;

г) УЗИ;

д) общий анализ мочи;

е) копрограмма.

Эталоны ответов к тестам по теме: «АФО органов пищеварения»:

I вариант.

  1. а), б), в), д)
  2. а), б), в), д)
  3. а), в), д)
  4. г)
  5. а), б), в), г)
  6. б)
  7. в)

II вариант.

  1. а), д)
  2. б), в), г), д)
  3. а), б), г)
  4. а), б), в), г)
  5. всё верно
  6. а), б), в)
  7. а), б), г), е)

Поделитесь с Вашими друзьями:

Тема: «Синдром персистирующей диареи».

I вариант.

1. Дисахаридазная недостаточность

чаще всего проявляется в

а) первые месяцы жизни

б) первые годы жизни

в) школьном возрасте

г) подростковом периоде

2.Для больных целиакией типична непереносимость

а) глютена

б) жиров

в) витаминов

г) моносахаридов
3. В лечении больных целиакией используются

а) диетотерапия

б) ферменты

в) антибиотики

г) сердечные гликозиды
4.Основными клиническими симптомами при

муковисцидозе являются

а) стеаторея

б) кашель

в) гипертермия

г) судороги

5. Особенностью диетотерапии при целиакии является исключение

а) хлеба

б) манной каши

в) риса

г) кукурузы

д) ржаной муки

е) белков

ж) пшеничной муки

з) овсяной крупы
6. Клинические признаки синдрома мальабсорбции:

а) диарея

б) полифекалия

в) желтуха

г) большой живот

д) геморрагии.

7. Составте логические пары.

1. Целиакия; 1. Экзокринные железы;

2. Муковисцидоз; 2. Перекорм, перегрев;

3. Пищевая аллергия; 3. Пенистый стул с «кислым» запахом;

4. Простая диспепсия; 4. Глиадин;

5. Дисахаридазная недостаточность 5. Ig E№

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 3

Тема: «Персистирующие диареи».

II вариант.

1.О каком заболевании можно думать при появлении частого жидкого стула у новорожденного после прикладывания к груди:

а) целиакия

б) лактазная недостаточность

в) экссудативная энтеропатия

г) муковисцидоз

д) фруктоземия.

2. Особенностью диетотерапии при первичной лактазной недостаточности является

а) исключение хлеба

б) исключение молока

в) исключение риса

г) исключение ржаной муки

д) исключение жира

е) исключение белков

ж) включение безлактозных смесей.

3. Назовите морфологический признак, характерный для целиакии:

а) атрофический еюнит

б) гипертрофический еюнит

в) атрофический колит

г) гипертрофический колит

д) поверхностные эрозии тонкого кишечника.

4. Укажите наиболее вероятный диагноз, если у ребенка 1 года отмечаются повторные пневмонии, постоянный кашель с отделением вязкой мокроты, «жирный» стул, полифекалия:

а) коклюш

б) цитомегаловирусная инфекция

в) муковисцидоз

г) целиакия.
5. Составьте логические пары:

1. Целиакия 1. Прогрессирующая дистрофия,

стеаторея, соленый пот

2. Муковисцидоз 2. Семейная непереносимость молока

3. Пищевая аллергия 3. Возникает после введения прикорма

манной кашей

4. Простая диспепсия 4. Перекорм, перегрев

5. Дисахаридазная недостаточность 5. Непереносимость белков коровьего

молока.
6. Укажите сочетания, не имеющие логического смысла.

а) целиакия – хлориды пота выше 50 мэкв/л;

б) муковисцидоз – муколитики, панкреатин;

в) пищевая аллергия – пенистый стул с кислым запахом;

г) простая диспепсия – пищеварительные ферменты, коррекция питания;

д) дисахаридазная недостаточность – жирный, зловонный стул.

7. У ребенка 2-х летнего возраста гипотрофия, рецидивирующий обструктивный бронхит, стеаторея. Ваш предположительный диагноз и какие из нижеприведенных данных дополняют клиническую картину?

а) эффект от аглиадиновой диеты;

б) хлориды пота выше 50 мэкв/л;

в) повышение Ig Е;

г) кистоз в поджелудочной железе на УЗИ;

д) при УЗИ и холицистографии – аномалия развития желчного пузыря.

Эталоны ответов к тестам по теме: «Синдром персистирующей диареи».

Вариант I

  1. а).
  2. а).
  3. а), б).
  4. а), б), в).
  5. а), б), д), ж), з).
  6. а), б), г).
  7. 1-4; 2-1; 3-5; 4-2; 5-3.

Вариант II

  1. б).
  2. б), ж).
  3. а).
  4. в).
  5. 1-3; 2-1; 3-5; 4-4; 5-2.
  6. а), в), д).
  7. Муковисцидоз, б), г).

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 4

Тема: «Заболевания печени и желчевыделительной системы».

Вариант I

1. В углеводном обмене печень участвует в

а) синтезе и мобилизации гликогена

б) взаимопревращении галактозы и фруктозы в глюкозу

в) эндогенном синтезе глюкозы из неуглеводных веществ –

глюконеогенезе

г) регуляции уровня глюкозы в крови

д) всасывании глюкозы из кишечника
2. Для болевого синдрома при гипертонической

дискинезии желчевыводящих путей характерны

а) постоянные распирающие боли в правом подреберье

б) тупые распирающие боли в околопупочной области

в) приступообразные кратковременные боли в правом подреберье

г) поздние боли в верхней половине живота

3. В терапии гипокинетической дискинезии желчевыводящих путей показано:

а) тюбажи

б) но-шпа, платифиллин

в) желчегонные

г) антибиотики

д) сернокислая магнезия.

4.Характерными клиническими симптомами для острого холецистита являются

а) боли в животе, жидкий стул, метеоризм

б) боли в правом подреберье, симптомы токсикоза, тошнота

в) боли в эпигастрии, тошнота, изжога

г) опоясывающие боли, повторная рвота
5.Факторами, способствующими развитию желчных камней, являются

а) наследственная предрасположенность

б) избыточное использование молочных продуктов

в) гемолитическая желтуха

г) аллергические факторы
6. Клинико-лабораторными проявлениями синдрома холестаза являются

а) зуд кожи

б) геморрагические высыпания

в) желтуха

г) повышение активности щелочной фосфотазы

д) повышение протромбинового индекса

е) увеличение селезенки

ж) повышение активности гамма-глютамилтранспептидазы (ГГТ) в крови

з) повышение уровня холестерина
7. При обследовании ребенка 4 лет с синдромом желтухи установлено: Er– 3,75 х 1012/л, Rt – 1,2%, Hb – 120 г/л, общий билирубин – 55 мкмоль/л, свободный билирубин – 5 мкмоль/л, HbsAg – отрицательный, АлАТ – 120 ед/л, ЩФ в пределах нормы. Ваш диагноз.

а) вирусный гепатит А

б) вирусный гепатит В

в) синдром Жильбера.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 5

Тема: «Заболевания печени и желчевыделительной системы».

Вариант II

1.Для болевого синдрома при гипотонической дискинезии желчевыводящих путей характерны

а) постоянные распирающие боли в правом подреберье

б) тупые распирающие боли в околопупочной области

в) приступообразные кратковременные боли в верхней половине живота

г) поздние боли в верхней половине живота
2. В терапии гиперкинетической дискинезии желчевыводящих путей показано:

а) тюбажи

б) но-шпа, платифиллин

в) желчегонные

г) антибиотики

д) сернокислая магнезия.

3. Ведущей причиной острого холецистита у детей является

а) диетическая погрешность

б) инфекция

в) физическая нагрузка

г) нервно-психический фактор
4.При желчнокаменной колике используются

а) антибактериальная терапия

б) спазмолитики

в) антацидные препараты

г) анальгетики
5. Конъюгированный биллирубин – это комплекс биллирубина с

а) аминокислотами

б) глюкуроновой кислотой

в) глюкозой

6. Индикаторами гепатодепрессивного синдрома при печёночной недостаточности являются

а) гипофибриногенемия

б) увеличение уровня щелочной фосфатазы

в) снижение протромбинового индекса

г) гипоальбуминемия
7. При обследовании ребенка лет с синдромом желтухи установлено: Эr– 5,5 х 1012/л, Hb – 120 г/л, общий билирубин – 55 мкмоль/л, свободный билирубин – 50 мкмоль/л, HbsAg – отрицательный, АлАТ – 32 ед/л, ЩФ в пределах нормы. Ваш диагноз.

а) вирусный гепатит А

б) вирусный гепатит В

в) анемия Минковского-Шоффара

г) синдром Жильбера

д) механическая желтуха.

Эталоны ответов к тестам по теме: «Заболевания печени и желчевыделительной системы».Вариант I

  1. а), б), в), г).
  2. в).
  3. а), в), д).
  4. б).
  5. а), в).
  6. а), в), г), ж), з).
  7. а).

Вариант II

  1. а).
  2. б).
  3. б).
  4. а), б), г).
  5. б).
  6. а), в), г).
  7. г).

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://zodorov.ru/tema-afo-organov-pishevareniya.html?page=2

Medic-studio
Добавить комментарий