Типы конструктов.: Келли также предположил, что личностные конструкты можно

Читать онлайн Теории личности страница 150. Большая и бесплатная библиотека

Типы конструктов.:  Келли также предположил, что личностные конструкты можно

Гипотеза последовательной неполноценности (Serial invalidation hypothesis). Теория Баннистера о том, что шизофрения является результатом повторяющихся противоречий интерличностных конструктов.

Диапазон применимости (Range of convenience). Диапазон событий, в котором отдельный конструкт может быть релевантен или применим.

Когнитивная теория (Cognitive theory). Любая теория личности, которая придает особое значение когнитивным процессам (мышление, осознание, суждение) в понимании поведения человека.

Когнитивная сложность – простота (Cognitive complexity – simplicity). Предел сложности или простоты системы личностных конструктов человека; обычно относится к числу конструктов, предъявляемых лицом в Реп – тесте.

Констелляторный конструкт (Constellatory construct). Тип конструкта, который позволяет его элементам принадлежать одновременно другим сферам; однако, если элементы идентифицированы особым образом, они закреплены. Стереотипное мышление иллюстрирует этот тип конструкта.

Конструкт (Construct). См.: личностный конструкт.

Конструктивный альтернативизм (Constructive alternativism). Философское положение Келли о том, что люди способны к пересмотру или изменению своей интерпретации событий. Подразумевает также, что на объективную реальность можно посмотреть с различных точек зрения.

Личностный конструкт (Personal construct). Категория мышления, посредством которой человек интерпретирует или истолковывает свой жизненный опыт. По крайней мере три элемента необходимы для формирования конструкта – два из них должны восприниматься как схожие, а третий элемент должен восприниматься как отличный от этих двух.

Личность (Personality). По Келли – термин “личность” относится к конструктам, используемым человеком для прогнозирования будущих событий.

Основной постулат (Fundamental postulate). Термин, который отражает веру Келли в то, что поведение человека определено личностными конструктами, используемыми для прогноза будущих событий.

Очерк фиксированной роли (Fixed – role sketch). Описание личности вымышленного индивида, разработанное с целью помочь клиенту интерпретировать себя иначе, так, чтобы он мог лучше обращаться с различными жизненными ситуациями.

Подчиненный конструкт (Subordinate construct). Личностный конструкт, который включается в категорию более общего конструкта.

Подчиняющий конструкт (Superordinate construct). Личностный конструкт, который контролирует и включает в себя много разных конструктов.

Предполагающий конструкт (Prepositional construct). Тип конструкта, который позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативные взгляды на мир.

Прогностическая эффективность (Predictive efficiency). Диапазон, в котором конструкт пригоден для осуществления человеком правильного прогнозирования какого – то события в своем окружении.

Проницаемость – непроницаемость (Permeability – impermeability). Величина, относящаяся к вопросу о том, будут или не будут признаны новые элементы в пределах конструкта. Проницаемый конструкт принимает новую информацию в свой контекст; непроницаемый – нет.

Репертуарный тест ролевого конструкта (Role Construct Repertory Test). Тест, разработанный Келли для оценки системы личностных конструктов индивида; также известен как Реп – тест.

Терапия фиксированной роли (Fixed – role therapy). Метод психотерапии, разработанный Келли и направленный на то, чтобы помочь клиентам по – новому интерпретировать себя и свои жизненные ситуации. Клиентов побуждают жить и действовать в соответствии с новой ролью, как в терапевтическом окружении, так и вне его.

Тревога (Anxiety). Чувство страха и дурных предчувствий от осознания того, что конструкт для объяснения событий отсутствует.

Угроза (Threat). Осознание человеком того, что его конструктная система на грани решительных изменений.

Упредительный конструкт (Preemptive construct). Тип конструкта, который стандартизирует (“упреждает”) свои элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне; например, использование этнических ярлыков.

Фокус применимости (Focus of convenience). Точка или зона внутри диапазона применимости конструкта, в которой он максимально полезен для интерпретации определенных событий; всегда специфичен для человека, применяющего конструкт.

Цикл ориентировка – выбор – исполнение (Circumspection – preemption – control cycle). Процесс, в котором человек рассматривает несколько конструктов прежде, чем решить, как интерпретировать непривычное или неясное событие.

Библиография

Bannister D. (Ed.) (1977). New perspectives in personal construct theory. New York: Academic Press.

Bannister D. (1985). Issues and approaches in personal construct theory. London: Academic Press.

Bannister D., Adams – Weber J. R., Penn W. L., Radley A. R. (1975). Reversing the process of thought – disorder: A serial validation experiment. British Journal of Social and Clinical Psychology, 14, 169–180.

Bannister D., Fransella F. (1966). A grid test of schizophrenic thought disorder. British Journal of Social and Clinical Psychology, 5, 95–102.

Bannister D., Salmon P. (1966). Schizophrenic thought disorder: Specific or diffuse? British Journal of Medical Psychology, 39, 215–219.

Bieri J. (1955). Cognitive complexity – simplicity and predictive behavior. Journal of Abnormal and Social Psychology, 51, 263–268.

Bieri J. (1961). Complexity – simplicity as a personality variable in cognitive and preferential behavior. In D. Fiske, S. Maddi (Eds.). Functions of varied experience. Homewood, IL: Dorsey Press.

Bonarius J. (1965). Research in the personal construct theory of George A. Kelly: Role construct repertory test and basic theory. In B. Maher (Ed.). Progress in experimental personality research (pp. 1–46). New York: Academic Press.

Bonarius J., Holland R., Rosenberg S. (Eds.) (1980). Personal construct theory: Recent advances in theory and practice. London: Macmillan.

Duck S. W. (1973). Personal relationships and personal constructs: A study of friendship formation. London: Wiley.

Duck S. W. (1977). Theory and practice in interpersonal attraction. London: Academic Press.

Duck S. W. (1979). The personal and interpersonal in construct theory: Social and individual aspects of relationships. In P. Stringer, D. Bannister (Eds.). Constructs of sociality and individuality (pp. 279–297). London: Academic Press.

Duck S. W., Allison D. (1978). I d you but I can't live with you: A study of lapsed friendships. Social Behavior and Personality, 6, 43–47.

Duck S. W., Craig G. (1978). Personality similarity and the development of friendship: A longitudinal study. British Journal of Social and Clinical Psychology, 17, 237–242.

Epting F. R. (1980). Personal construct theory psychotherapy. New York: Wiley.

Epting F. R. (1984). Personal construct counseling and psychotherapy. Chichester, Eng.: Wiley.

Fiske S. Т., Taylor S. E. (1991). Social cognition. New York: McGraw – Hill.

Fransella F., Bannister D. (1977). A manual for repertory grid technique. New York: Academic Press.

Gottesman I. I., Shields J. (1982). Schizophrenia: The epigenetic puzzle. Cambridge, MA: Cambridge University Press.

Higgins E. Т., King G. A., Mavin G. H. (1982). Individual construct accessibility and subjective impressions and recall. Journal of Personality and Social Psychology, 43, 35–47.

Jankowitz A. D. (1987). Whatever became of George Kelly? Applications and implications. American Psychologist, 42, 481–487.

Kelly G. (1955). The psychology of personal constructs (Vols. 1 and 2). New York: Norton.

Kelly G. (1958). Man's construction of his alternatives. In G. Lindzey (Ed.). Assessment of human motives (pp. 33–64). Orlando, FL: Harcourt Brace Jovanovich, Inc.

Kelly G. (1961). A nonparametric method of factor analysis for dealing with theoretical issues. Unpublished manuscript. Mimeograph, Ohio State University.

Kelly G. (1962). Europe's matrix of decisions. In M. R. Jones (Ed.). Nebraska symposium on motivation (Vol. 10). Lincoln: University of Nebraska Press.

Kelly G. (1963). A theory of personality: The psychology of personal constructs. New York: Norton.

Kelly G. (1969). Clinical psychology and personality. In B. Maher (Ed.). Clinical psychology and personality: The selected papers of George Kelly. New York: Wiley.

Kelly G. (1970). A brief introduction to personal construct theory. In D. Bannister (Ed.). Perspectives in personal construct theory (pp. 1–29). New York: Academic Press.

Landfield A. W., Leitner L. M. (Eds.). (1980). Personal construct psychology. New York: Wiley.

Lord C. G. (1982). Predicting behavioral consistency from an individual's perception of situational similarities. Journal of Personality and Social Psychology, 42, 1076–1088.

Источник: https://dom-knig.com/read_225847-150

Личностный конструкт – психология

Типы конструктов.:  Келли также предположил, что личностные конструкты можно

Дж. Келли построил свою теорию на основе одной из философских позиций — конструктивного альтернативизма. По его мнению все зависит от того как сам человек осознает и интерпретирует то или иное явление. Не важно, что мы пытаемся понять, всегда существуют «конструктивные альтернативы», открытые для нашего разума.

Согласно взглядам Келли, люди представляют собой исследователей, которые, относительно происходящих событий, ситуаций и людей, строят гипотезы, а в случае их опровержения — альтернативы этих гипотез.

Следствия из теории:

1. Люди, ориентированы, главным образом, на будущие события, а не на прошлые или настоящие. В попытке предвидеть и проконтролировать будущие события человек постоянно проверяет свое отношение к действительности: «Прогноз делается не просто ради него самого; он проводится так, чтобы будущую реальность можно было лучше представить.

Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое. Он всегда стремится к будущему через окно настоящего».
2. Люди обладают способностью активно формировать представления о своем окружении.

Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни.

В теории Келли ключевое структурное понятие, описывающее человека как ученого, — это понятие конструкта.

Конструкт — это способ конструирования, или интерпретации мира.

Личностный конструкт (Хьелл Л., Зиглер Д.) — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Человек переживает события, интерпретирует их, структурирует и наделяет их значениями.

Переживая события, индивид замечает, что некоторые события имеют общие характеристики, которые отличают их от других событий. Индивид различает сходства и контрасты.

Он наблюдает, что одни люди — высокие, а другие — низкие, что одни люди — мужчины, а другие — женщины, что есть вещи твердые, а есть — мягкие.

Именно это конструирование сходства и контраста и формирует конструкт. Не будь конструктов, жизнь была бы хаотична.

Личность представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов. И, чтобы понять личность, достаточно знать конструкты, которые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом.

Если конструкт облегчает адекватность прогнозирования событий, он сохраняется личностью, если же прогноз не подтверждается, то конструкт подвергается пересмотру или исключается.

Для создания конструкта необходимы по крайней мере три элемента (явления или предмета), два из которых должны быть похожими друг на друга, а третий – отличаться от первых двух.

В соответствии с природой контроля, осуществляемого над элементами, выделяются специфические типы личностных конструктов:

  • Упредительный — стандартизирует входящие в него элементы. Примером упредительного конструкта может быть этнический ярлык. Скажем, если человек идентифицирован как «мексиканец», то о нем будут думать только как о мексиканце и никак иначе.
  • Констелляторный — элементы могут одновременно принадлежать другим областям, но они постоянны в составе своей сферы. То есть, если явление относится к какой-то категории одного конструкта, другие его характеристики фиксированы. Пример констелляторного мышления: «Если этот человек продавец автомобилей, он скорее всего нечестен, жуликоват и умело обращается с клиентом».
  • Предполагающий — конструкт, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций. Этот тип прямо противоположен 2-м предыдущим, так как он позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир.

Однако, по мнению Келли среди всех типов нет желательных или нежелательных. Он говорил, что если бы мы пользовались только предполагающими конструктами, мы испытывали бы массу трудностей, так как не могли бы принимать неотложные решения.

Келли предложил несколько способов, по которым можно классифицировать личностные конструкты:

1.

  • Всесторонние конструкты — включают относительно широкий спектр явлений;
  • Частные конструкты — включают в себя небольшой диапазон явлений.

2.

  • Основные конструкты — регулируют основную деятельность человека;
  • Периферические конструкты — могут меняться, значительно не изменяя основную структуру.

3.

  • Жесткие конструкты — дают неизменный прогноз;
  • Свободные — позволяют делать различные прогнозы при сходных условиях.

4.
Конструкты могут быть как вербальными (сознательные конструкты, которые могут быть выражены словами), так и довербальными (бессознательные конструкты, которые используются в том случае, если у человека нет слов, чтобы выразить его). В качестве конструктов могут использоваться рисунки, цвета – все, что представляет интерес для экспериментатора.

Система формируемых личностных конструктов имеет сложную иерархию и множество подсистем. Поскольку конструкт не усваивается извне, а всегда строится самим человеком, он всегда индивидуально определен.
Для измерения личностных конструктов был разработан методический принцип «репертуарных решеток» и репертуарный тест личностных конструктов (РТЛК).

Дж. Келли не давал определения личности, но говорил о том, что она является «абстракцией человека, а также перенос этой абстракции на знакомых или незнакомых людей, на значимые ценности.
Проанализировав позицию Келли, Л. Хьелл и Д.

Зиглер сформулировали следующее определение личности: «личность индивида представляет организованную систему более или менее важных конструктов; человек использует личностные конструкты, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события».

С точки зрения Келли, термин «мотивация» подразумевает, что люди по своей природе статичны и действуют только тогда, когда их вдохновляет какая-то особая сила.

Сам он отвергал концепцию, что люди инертны или реактивны по природе и начинают действовать только под влиянием внутренних или внешних сил. По Келли, у людей для мотивации нет иной причины, как только та, что они живы.

Исследования, проведенные Келли и его последователями, показали зависимость между когнитивной сложностью системы конструктов личности и способностью личности к анализу и оцениванию воспринимаемых ею объектов и событий в их противоречивом единстве, что показывает возможность эффективного применения экспериментальных приемов и методов, как перспективных методов изучения личности и стимулирования личностного роста.

Библиографический список:

  1. Горностай, П., Титаренко, Т. Психологические теории и концепции личности: краткий справочник [Текст] / П. Горностай, Т. Титаренко. — К.: Ртута, 2001. — 320 с.
  2. Келли, Дж Теория личности (теория личностных конструктов) / Дж. Келли. – СПб.: «Речь», 2000. – 249 с.
  3. Первин, Л., Джон, О. Психология личности: Теория исследования / пер. с англ. М.С. Жам-кочьян, под ред. В.С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607 с.
  4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности [Текст] / 3-е международное издание. – СПб: Питер, 2003. – 608 с.

Джордж Александр Келли, Дж. А. Келли, Дж. Келли, Дж. Келли и теория личностных конструктов, теория личностных конструктов, принцип репертуарных решеток Дж. Келли

Источник:

личностный конструкт — это… Что такое личностный конструкт?

  • Личностный конструкт — Личностный конструкт  оценочная система, которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства.[1] Термин, предложенный в психологии личности Дж. Келли, для обозначения когнитивных шаблонов, которые… …   Википедия
  • Личностный Конструкт — (от лат. constructio построение) оценочная система, которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства, автор Дж. Келли . Построен прежде всего на основе усмотрения схожести и различия между этими… …   Психологический словарь
  • Личностный конструкт — центральное понятие в теории личности Д.Келли. Термин обозначает любой из способов, которым индивид пытается воспринимать, понимать, предсказывать мир и управлять им. Личностный конструкт гипотеза, возможный способ конструирования физического и… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • ЛИЧНОСТНЫЙ КОНСТРУКТ — (от лат. constructio построение) создаваемый субъектом классификационно оценочный эталон, с помощью которого осуществляется понимание объектов в их сходстве между собой и отличии от других. По своему структурному содержанию личностный конструкт… …   Словарь по профориентации и психологической поддержке
  • ЛИЧНОСТНЫЙ КОНСТРУКТ — Центральное понятие в теории личности Джорджа Келли. Это общий термин для обозначения любого из способов, которыми индивид пытается воспринимать, понимать, предсказывать мир и управлять им; каждый из личностных конструктов индивида функционирует… …   Толковый словарь по психологии
  • Личностный конструкт — [лат. constructio построение] создаваемый субъектом классификационно оценочный эталон, с помощью которого осуществляется понимание объектов в их сходстве между собой и отличии от других. Понятие Л. к. предложено Дж. Келли. По своему структурному… …   Психологический лексикон
  • Личностный конструкт — (Personal construct). Категория мышления, посредством которой человек интерпретирует или истолковывает свой жизненный опыт. По крайней мере три элемента необходимы для формирования конструкта два из них должны восприниматься как схожие, а третий… …   Теории личности: глоссарий
  • Конструкт (психоанализ) — Конструкт (англ. Fiction)  метапсихологический термин, используемый в психоанализе и обозначающий рассмотрение ряда понятий данной дисциплины так, как если бы они являлись описывающими психические явления в виде явлений другого вида.… …   Википедия
  • Конструкт — Конструкт: Личностный конструкт  понятие в психологии Конструкт (философия)  понятие в философии, производимый сознанием идеальный объект Социальный конструкт См. также Социальный конструктивизм Социальный конструкционизм …   Википедия
  • Конструкт — (Construct). См.: личностный конструкт …   Теории личности: глоссарий

Источник:

Теория личностных конструктов Джорджа Келли

Основные положения изложены в работе «Психология личностных конструктов» (1955): • поведение человека в повседневной жизни напоминает исследовательскую деятельность; • организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает (конструирует) будущие события;

• различия в антиципации людей зависят от особенностей личностных конструктов.

Личностный конструкт — это создаваемый субъектом эталон классификации и оценки явлений или объектов по принципу их сходства или отличия друг от друга (например, Россия похожа на Белоруссию и Украину, и не похожа на США на основании…).

Личностные конструкты функционируют на основе следующих постулатов: 1) постулат конструктивности: человек предвосхищает события, конструируя свое поведение и реакции с учетом внешних событий; 2) постулат индивидуальности: люди отличаются друг от друга характером личностных конструктов; 3) постулат организации: конструкты образуют устойчивую иерархическую систему взаимных зависимостей; 4) постулат дихотомии: конструкты строятся в полярных категориях (белый — черный); 5) постулат выбора: выбирается та альтернатива дихотомического конструкта, которая больше способствует формированию системы своих конструктов; 6) постулат порядка: конструкт обеспечивает восприятие только тех явлений, которые подпадают под его характеристику (например, веселый); 7) постулат опыта: система личностных конструктов изменяется в зависимости от получаемого опыта; 8) постулат модуляции: изменения конструктов ограничены их степенью открытости; 9) постулат фрагментарности: индивид может использовать подсистемы конструктов, находящиеся в противоречии друг с другом; 10) постулат общности: под влиянием одинаковых событий у людей формируются схожие конструкты;

11) постулат социальности: человек настолько понимает другого человека, насколько может открыть для себя его внутренние конструкты.

Люди, по Келли, отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события.

На основании конструктов человек интерпретируют окружающий мир.

Система личностных конструктов характеризуется таким параметром как когнитивная сложность (термин предложен У. Байери). Когнитивная сложность отражает степень категориальной дифференцированности сознания человека.

Когнитивная сложность характеризуется количеством оснований классификации, которыми сознательно или несознательно пользуется человек при анализе фактов окружающей действительности (противоположное качество — когнитивная простота).

Келли разработал «репертуарный тест ролевого конструкта» (или метод «репертуарных решеток»), с помощью которого диагностируется система личностных конструктов человека.

Источник:

Вопрос 55. Теория личностных конструктов. Методы исследования личностных конструктов

Основателем теории личностных конструктов стал американский психолог Джордж Келли. Он же основал научную школу психологии личностных конструктов.

Согласно теории Келли чеяовек является исследователем, строящим образ реальности на основе своей индивидуальной системы категориальных шкал — «личностных конструктов«.

Исходя вз этого образца реальности, человек предвосхшцает (конструирует) гипотезы о будущих собьгтвях.

Если эти гипотезы не подтверждаются, человек может перестроить свою систему личностных конструктов для повышения адекватности последующих предсказаний.

Келли разработал методический принцип «репертуарных решеток«, воплотившийся в ряд конкретных психодиагностических методик, использующихся в настоящее время в клинической психологии, психологии обучения и др.

В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и ннтерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни.

В системе Келли ключевой теоретический конструкт — это сам термин конструкт: «Человек судит о своем мнре с помощью понятинных систем, или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Это приспособление не всегда является удачным. Все же без таких систем мир будет представлять собой нечто настолько недифференцированное н гомогенное, что человек не сможет осмыслить его«.

Именно этн «понятийные системы, или модели» Келли определил как личностные конструкты. Иначе говоря, личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт.

Примерами личностных конструктов могут быть «взволнованный — спокойный, «умный — глупый», «мужской — женский», «религиозный — нерелигиозный , «хороший — плохой в «дружеский-враждебный».

Источник: https://obu4ayka.ru/stati/__trashed-282.html

PSYLIB® – Л. Хьелл, Д. Зиглер. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Типы конструктов.:  Келли также предположил, что личностные конструкты можно

Когнитивное направление персонологии подчеркиваетвлияние интеллектуальных или мыслительных процессов наповедение человека. Джордж Келли был одним из пионеровэтого направления со своей теорией личностных конструктов.

Он основал свой подход на философии конструктивногоальтернативизма, которая гласит, что любое событие длялюбого человека открыто для многократногоинтерпретирования.

Келли сравнивал людей с учеными,постоянно высказывающими и проверяющими гипотезы о природевещей для того, чтобы можно было дать адекватный прогнозбудущих событий.

Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощичетких систем или моделей, называемых конструктами. Каждыйчеловек обладает уникальной конструктной системой(личность), которую он использует для интерпретациижизненного опыта.

Келли создал теорию, в которой всеконструкты имеют определенные формальные свойства: диапазонприменимости и проницаемость-непроницаемость.

Келли такжеописал различные типы личностных конструктов:упредительный, констелляторный, предполагающий,всесторонний, частный, стержневой, периферический, жесткийи свободный.

Келли утверждал, что личность эквивалентна личностнымконструктам, используемым человеком для прогноза будущего.

Он полагал, что не требуется никаких специальных концепций(влечения, поощрения, потребности) для объяснения мотивациичеловека.

Вместо этого он высказал предположение, что людимотивированы просто очевидностью того факта, что они живы,и желанием прогнозировать события, которые они переживают.

Теория Келли сформулирована в одном основном постулате и11 вытекающих из него выводах. Первый утверждает, чтоличностные процессы имеют психологически проложенные русла,в которых люди прогнозируют события, а выводы объясняют,как функционирует конструктная система, как она изменяетсяи влияет на социальные взаимодействия.

В частности, Келлирассматривал конструкты как биполярные и дихотомичные. Онтакже охарактеризовал организацию конструктов в терминахиерархической системы, в которой какие-то конструктыявляются подчиняющими, а какие-то – подчиненными поотношению к другим частям системы. Эта организация незакреплена жестко, так же как не постоянны и самиконструкты.

Были также рассмотрены другие многочисленныеаспекты и приложения теории личностных конструктов.

Келли более ясно, чем большинство персонологов,сознавал влияние философских взглядов ученого наразрабатываемую им теорию личности. Тем не менее егопозиция основывалась на исходных положениях, касающихсяприроды человека.

Теория личностных конструктов отражает:

  • сильную приверженность положениям рациональности,изменяемости, субъективности и непознаваемости;
  • умеренную приверженность положению холизма –инвайронментализма;
  • промежуточную позицию по положениюсвобода – детерминизм.

Положения проактивности – реактивности и гомеостаза– гетеростаза не применимы к позиции Келли, посколькуон рассматривал мотивацию как излишний конструкт.

Хотя теоретические концепции Келли мало разрабатывалисьдругими исследователями, он изобрел инструмент оценкиличности – Реп-тест, который широко применялся вразнообразных исследованиях.

Реп-тест оценивает личностныеконструкты, которые люди используют в интерпретации ролевыхотношений и других аспектов своего опыта.

Его применениебыло проиллюстрировано в исследованиях расстройств мышленияу больных шизофренией и на примере формирования дружбы.

Теория личностного конструкта Келли применима кобластям, далеким от тех, которые традиционно определяюткак когнитивные. В разделе главы, посвященном практическомуиспользованию, показано применение теории Келли к нуждамклинических психологов – эмоциональные состояния,психологическое здоровье и расстройства и психотерапия.

Вопросы для обсуждения

  1. Опишите философию конструктивного альтернативизмаКелли.

    Какое значение имеет эта философия для вашей жизни?Например, создаете ли вы сами ваши “тревоги и беспокойство”(из-за способа, с помощью которого вы интерпретируетесобытия)? Если вы сознаете это, можете ли выинтерпретировать события по-другому, чтобы облегчитьненужную психологическую ношу, которую вы сейчас несете?Как?

  2. Трудное упражнение.

    Если бы вам нужно было выбратьтолько одно слово для описания ваших чувств о всей вашейжизни, что это было бы за слово? Напишите его. Теперьнапишите противоположное ему.

    Можете ли вы определить,какую роль играет этот конструкт в том, как выинтерпретируете события в различных сферах вашей жизни(например, личные взаимоотношения, школа, работа)?

  3. Что имел в виду Келли, когда говорил, что все люди– ученые?
  4. Почему Келли отрицал традиционные концепциимотивации для объяснения поведения человека?
  5. Объясните значение основного постулата Келли. Какиеосновные выводы служат для его развития?
  6. Верите ли вы, что “личность” – это конструктперсонолога? Если да, может ли вы объяснить, почемусуществует так много разных теорий личности? И каковы тогдаотношения между конструктами персонологов и их основнымиположениями, касающимися природы человека?
  7. Выполните Реп-тест на рис. 9-2. Помогло ли вам этоупражнение понять свои конструкты и то, что подразумеваетсяпод термином “конструкт”? Каким образом?
  8. Что говорят исследования, использующие Реп-тест, оформировании и разрыве дружбы? Как вы полагаете, могут лидва человека сохранить дружбу, даже если они не имеютсходных конструктов?
  9. Как Келли интерпретирует эмоциональные состояниятревоги и вины с точки зрения своей теории личностныхконструктов?
  10. Что такое терапия фиксированной роли? Верите ли вы,что определенный контингент клиентов будет реагировать наэту форму терапии лучше, чем на другие? Если да, то кто и почему?

Глоссарий

Вина (Guilt). Осознание человеком того, что онотклонился от важных ролей, с помощью которых он сохраняетотношения с другими.

Враждебность (Hostility). Попытка придерживатьсянепригодного конструкта при столкновении с противоречащимему фактом. Враждебный человек пытается заставить другихвести себя так, чтобы их поведение отвечало егонереалистичным ожиданиям.

Вывод об индивидуальности (Individualitycorollary). Предположение, что различия между людьмикоренятся в интерпретации ими событий с разных точек зрения.

Вывод об общности (Commonality corollary).Предположение, что люди похожи друг на друга в том, как ониинтерпретируют жизненный опыт.

Вывод об опыте (Experience corollary).Предположение о том, что конструктная система человекаизменяется вследствие своей непригодности для правильногопрогноза последовательности событий; те конструкты, которыеокажутся полезными, остаются, а те, что бесполезны, нужнопересмотреть или отбросить.

Вывод об организации (Organization corollary).Предположение, что конструкты человека организованыиерархически таким образом, чтобы минимизироватьнесовместимость и несоответствие.

Вывод о выборе (Choice corollary). Предположение,что, оказавшись перед выбором, люди выберут альтернативу,которая скорее всего либо расширит их понимание реальности,либо уточнит существующую конструктную систему.

Вывод о модуляции (Modulation corollary).Предположение, что конструктная система человека изменяетсяв той мере, в какой он способен интерпретировать новыесобытия или пересматривать старые.

Вывод о содружестве (Sociality corollary).Предположение, что гармоничные межличностныевзаимоотношения зависят от того, насколько люди понимаютконструктные системы друг друга.

Гипотеза последовательной неполноценности (Serialinvalidation hypothesis). Теория Баннистера о том, чтошизофрения является результатом повторяющихся противоречийинтерличностных конструктов.

Диапазон применимости (Range of convenience).Диапазон событий, в котором отдельный конструкт может бытьрелевантен или применим.

Когнитивная теория (Cognitive theory). Любаятеория личности, которая придает особое значениекогнитивным процессам (мышление, сознавание, суждение) впонимании поведения человека.

Когнитивная сложность-простота (Cognitivecomplexity-simplicity). Предел сложности или простотысистемы личностных конструктов человека; обычно относится кчислу конструктов, предъявляемых лицом в Реп-тесте.

Констелляторный конструкт (Constellatoryconstruct). Тип конструкта, который позволяет егоэлементам принадлежать одновременно другим сферам; однако,если элементы определены особым образом, онизакреплены. Стереотипное мышление иллюстрирует этот типконструкта.

Конструкт (Construct). См.: личностныйконструкт.

Конструктивный альтернативизм (Constructivealternativism). Философское положение Келли о том, чтолюди способны к пересмотру или изменению своейинтерпретации событий. Подразумевает также, что наобъективную реальность можно посмотреть с различных точекзрения.

Личностный конструкт (Personal construct).Категория мышления, посредством которой человекинтерпретирует или истолковывает свой жизненный опыт. Покрайней мере три элемента необходимы для формированияконструкта – два из них должны восприниматься каксхожие, а третий элемент должен восприниматься как отличныйот этих двух.

Личность (Personality). По Келли – термин”личность” относится к конструктам, используемым человекомдля прогнозирования будущих событий.

Основной постулат (Fundamental postulate).Термин, который отражает веру Келли в то, что поведениечеловека определено личностными конструктами, используемымидля прогноза будущих событий.

Очерк фиксированной роли (Fixed-role sketch).Описание личности вымышленного индивида, разработанное сцелью помочь клиенту интерпретировать себя иначе, так,чтобы он мог лучше обращаться с различными жизненнымиситуациями.

Подчиненный конструкт (Subordinate construct).Личностный конструкт, который включается в категорию болееобщего конструкта.

Подчиняющий конструкт (Superordinate construct).Личностный конструкт, который контролирует и включает всебя много разных конструктов.

Предполагающий конструкт (Prepositionalconstruct). Тип конструкта, который позволяет человекубыть открытым для нового опыта и принимать альтернативныевзгляды на мир.

Прогностическая эффективность (Predictiveefficiency). Диапазон, в котором конструкт пригоден дляосуществления человеком правильного прогнозированиякакого-то события в своем окружении.

Проницаемость-непроницаемость(Permeability-impermeability). Величина, относящаяся квопросу о том, будут или не будут признаны новые элементы впределах конструкта. Проницаемый конструкт принимает новуюинформацию в свой контекст; непроницаемый – нет.

Репертуарный тест ролевого конструкта (Role ConstructRepertory Test). Тест, разработанный Келли для оценкисистемы личностных конструктов индивида; также известен какРеп-тест.

Терапия фиксированной роли (Fixed-role therapy).Метод психотерапии, разработанный Келли и направленный нато, чтобы помочь клиентам по-новому интерпретировать себя исвои жизненные ситуации. Клиентов побуждают жить идействовать в соответствии с новой ролью, как втерапевтическом окружении, так и вне его.

Тревога (Anxiety). Чувство страха и дурныхпредчувствий от осознания того, что конструкт дляобъяснения событий отсутствует.

Угроза (Threat). Осознание человеком того, чтоего конструктная система на грани решительных изменений.

Упредительный конструкт (Preemptive construct).Тип конструкта, который стандартизирует (“упреждает”) своиэлементы для того, чтобы они были исключительно в егодиапазоне; например, использование этнических ярлыков.

Фокус применимости (Focus of convenience). Точкаили зона внутри диапазона применимости конструкта, вкоторой он максимально полезен для интерпретацииопределенных событий; всегда специфичен для человека,применяющего конструкт.

Цикл ориентировка-выбор-исполнение(Circumspection-preemption-control cycle). Процесс, вкотором человек рассматривает несколько конструктов прежде,чем решить, как интерпретировать непривычное или неясноесобытие.

Visual Basic сайтов Наука / Образование

Источник: http://ligis.ru/psylib/090417/books/hjelz01/txt24.htm

Д.А. Келли – Теория личностных конструктов

Типы конструктов.:  Келли также предположил, что личностные конструкты можно

    В основе когнитивной теории психолога и психотерапевта Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении, а также события жизни (в том числе ситуации стресса, травмы, и вызванных ими болезненных расстройств – депрессию, невроз, фобию – всего того, что требует психологического консультирования и психотерапии или психоанализа). Назвав свой подход в психологии теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни (и в кабинете психолога или психоаналитика).

    Личностные конструкты: модели для действительности

    Ученые создают теоретические конструкты (понятия), чтобы описать и объяснить события, которые они изучают. В системе Келли ключевой теоретический конструкт – это сам термин конструкт:

    “Человек судит о своем мире с помощью понятийных систем, или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Это приспособление не всегда является удачным. Все же без таких систем мир будет представлять собой нечто настолько недифференцированное и гомогенное, что человек не сможет осмыслить его”.

    Именно эти “понятийные системы, или модели” Келли определил как личностные конструкты. Иначе говоря, личностный конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или истолковать, объяснить или предсказать свой опыт.

Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста. Примерами личностных конструктов могут быть “взволнованный-спокойный, “умный-глупый”, “мужской-женский”, “религиозный-нерелигиозный”, “хороший-плохой” и “дружеский-враждебный”.

Это только несколько примеров бесчисленных конструктов, которые человек использует, чтобы оценить значение явлений своей повседневной жизни.

    По мнению Келли каждый из нас воспринимает действительность путем собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира.

    В соответствии с представлением о людях как об ученых Келли утверждает: стоит только человеку предположить, что с помощью данного конструкта можно адекватно прогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, как он начнет проверять это предположение по событиям, которые еще не наступили.

Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен.

Достоверность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться.

    Келли предполагал, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе, то есть сущность мышления человека заключается в осознании жизненного опыта в терминах черного или белого, а не оттенков серого.

Точнее, переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга (у них есть общие свойства) и при этом отличаются от других. Например, человек может заметить, что какие-то люди тучные, а какие-то тощие; кто-то черный, а кто-то белый; кто-то богатый, а кто-то бедный; до каких-то вещей опасно дотрагиваться, а до каких-то нет.

Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов. Таким образом, по крайней мере три элемента (явления или предметы) необходимы для формирования конструкта: два из элементов конструкта должны быть похожими друг на друга, а третий элемент должен отличаться от этих двух.

Конструкт можно сформировать, если мы видим, что Иван и Елена честны, а Даша нет; или если мы считаем, что Иван и Елена привлекательны, а Даша нет. И схожесть, и различие должны иметь место в пределах одного и того же контекста.

    Подобно магниту, все конструкты имеют два противоположных полюса.

То, в чем два элемента считаются похожими или подобными, называется эмерджентным полюсом, или полюсом сходства конструкта; то, в чем они противоположны третьему элементу, называется имплицитным полюсом, или полюсом контраста конструкта.

Следовательно, каждый конструкт обладает эмерджентным и имплицитным полюсами. Цель теории личностного конструкта – объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.

    Формальные свойства конструктов

    Келли предположил, что все конструкты характеризуются определенными формальными свойствами. Во-первых, конструкт напоминает теорию тем, что он затрагивает определенный диапазон явлений. Этот диапазон применимости включает в себя все события, при которых конструкт релевантен или применим.

Конструкт “научный-ненаучный”, например, вполне применим для интерпретации множества интеллектуальных достижений, но едва ли пригоден для объяснения преимуществ положения человека женатого или холостого.

Келли заметил, что прогностическая эффективность конструкта подвергается серьезной опасности всякий раз, когда он обобщается сверх того набора явлений, для которого предназначен. Следовательно, все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться.

, Конструкт “хороший-плохой” имеет широкий диапазон применимости, так как он предполагает множество ситуаций, требующих личной оценки. А конструкт “непорочность – проституция” имеет значительно более узкие границы.

    Во-вторых, у каждого конструкта есть фокус применимости. Он относится к явлениям в рамках диапазона применимости, к которым конструкт наиболее применим.

Например, конструкт “честный-нечестный” у одного человека имеет фокусом применимости то, что следует держать руки подальше от чужих денег и имущества. А другой человек может применить тот же конструкт к политическим событиям.

Следовательно, фокус применимости конструкта всегда специфичен для человека, применяющего его.

    Проницаемость-непроницаемость – еще один параметр, по которому конструкты могут различаться. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Он открыт для объяснения новых явлений.

С другой стороны, непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Существует относительная степень проницаемости и непроницаемости.

Конструкт “компетентный врач – некомпетентный врач” у одного человека может быть вполне проницаемым для интерпретации любого нового доктора, которого он встречает, то есть, общаясь с любым новым доктором какое-то время, человек может понять, компетентен он или некомпетентен.

Но другой человек может сделать тот же конструкт совершенно непроницаемым, настаивая на том, что компетентных врачей больше нет, что последним компетентным врачом был его педиатр, который уже умер. Следовательно, различие между компетентными и некомпетентными докторами для него больше не релевантно.

Все доктора некомпетентны, мне никто не поможет – нет никого, кто бы грамотно занимался лечением невроза и депрессии! Заметьте, что проницаемость относится только к области пригодности конструкта – конструкт по определению непроницаем для какого-то опыта, выходящего за диапазон применимости. Так, понятие “компетентный-некомпетентный” не имеет смысла, если судить о вкусе крабов.

    Типы конструктов.

    Келли также предположил, что личностные конструкты можно классифицировать в соответствии с природой контроля, который они имплицитно осуществляют над своими элементами. Конструкт, который стандартизирует (“упреждает”) элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне, Келли назвал упредительным конструктом.

Это тип классификационного конструкта; то, что попало в одну классификацию, исключается из другой. Упредительную интерпретацию можно сравнить с такой характеристикой мышления ригидного человека, как “ничего, кроме”. Примером упредительного конструкта может быть этнический ярлык.

Скажем, если человек определен как “мексиканец”, то о нем будут думать только как о мексиканце и никак иначе. Или, если профессору приклеят ярлык “упрямец”, то некоторые студенты даже и не подумают о нем по-другому (что он, например, может испытывать нежные чувства к своим детям или активно интересоваться проблемой социальных реформ).

Упредительное мышление отвергает право пересмотра или иной интерпретации для других или для себя, не позволяя увидеть оцениваемое явление в новом свете.

    В констелляторном конструкте элементы могут одновременно принадлежать другим областям, но они постоянны в составе своей сферы. То есть, если явление относится к какой-то категории одного конструкта, другие его характеристики фиксированы.

Шаблонное мышление иллюстрирует этот тип конструкта. Пример констелляторного мышления: “Если этот человек продавец автомобилей, он скорее всего нечестен, жуликоват и умело обращается с клиентом”. В этом примере нет места для иных суждений об этом человеке.

По определению, констелляторные конструкты ограничивают наши возможности для альтернативных мнений; раз мы относим человека к данной категории, мы наделяем его всеми соответствующими ей характеристиками.

Такое мышление, часто, неадекватно и требует коррекции в курсе психологического консультирования.

    Конструкт, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций, называется предполагающим конструктом.

Этот тип конструкта прямо противоположен упредительному и констелляторному конструктам, так как он позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир.

В этом случае трактовка кого-то как продавца автомобилей, является настолько предполагающей, что другие его личные качества не вытекают из нее. Следовательно, утверждающее мышление – гибкое мышление. Индивид открыт для нового опыта и может изменять существующие конструкты.

Хотя есть соблазн интерпретировать упредительный и констелляторный конструкты как нежелательные типы, а предполагающий конструкт – как желательный, Келли утверждал, что это не так. Если бы мы пользовались только предполагающими конструктами, мы испытывали бы массу трудностей, так как не могли бы принимать неотложные решения.

    В качестве примера представим, что при игре в бейсбол мяч летит в вашу голову. Вы можете начать интерпретировать мяч предположительно, рассматривая его со всех сторон.

Но когда он ударит вас по лицу, вы увидите, что куда лучше было бы при таких обстоятельствах интерпретировать мяч упредительно (то есть решить, что мяч, который летит в вашу голову, – это мяч, который летит в вашу голову, и ничего больше).

Однако Келли полагал, что если мы не хотим закостенеть интеллектуально, мы должны включать предположительное мышление. Без него мы были бы обречены на неизменяемый, шаблонный и нерезультативный способ осознания действительности.

Таким образом, и упреждающие, и констелляторные, и предположительные формы мышления необходимы для объяснения явлений, вещей и людей. Предположительное мышление просто является противоположностью упредительному и констелляторному способу осознания действительности.

    Личностные конструкты можно классифицировать несколькими способами. Например, есть всесторонние конструкты, которые включают в себя относительно широкий спектр явлений, и частные конструкты, включающие в себя небольшой диапазон явлений (то есть имеющие более узкий диапазон возможностей).

Есть основные конструкты, которые регулируют основную деятельность человека, и периферические конструкты, которые могут меняться, не изменяя значительно основную структуру.

И наконец, некоторые конструкты являются жесткими, то есть дающими неизменный прогноз, а другие – свободными, так как позволяют делать различные прогнозы при сходных условиях.

    Личность: конструкт психолога

    Келли никогда не предлагал точного определения термина “личность”. Однако он обсуждал эту концепцию в одной статье, утверждая, что личность – “наша абстракция деятельности человека и последующая генерализация этой абстракции на все аспекты ее связи с другими людьми, знакомыми и незнакомыми, а также с тем, что может представлять определенную ценность”.

Следовательно, Келли полагал, что личность есть абстракция, созданная персонологами из психических процессов, которые они наблюдают и/или подразумевают в других. Это не отдельная реальность, открытая ими. Кроме того, он утверждал, что личность по своей природе включена в межличностные отношения человека.

Соединив эти две идеи, можно дать более точное определение личности в теории Келли, а именно: личность индивида представляет организованную систему более или менее важных конструктов; человек использует личностные конструкты, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события. Для Келли личность эквивалентна конструктам, используемым индивидом в целях предвидения будущего.

Чтобы понять другого человека, надо знать что-то о конструктах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом. Короче, узнать личность – значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт.

На консультации психолога, психотерапевта для оказания эффективной психологической помощи специалист также должен спросить себя: “Какие конструкты использует пациент? Конструкты, которые провоцируют у пациента стресс, невроз, депрессию; вызывают страх и фобии?”

    Мотивация: кому она нужна

    Психологи традиционно используют концепцию мотивации для того, чтобы объяснить два аспекта поведения: а) почему люди ведут себя активно и б) почему их активность направлена на одно, а не на другое.

С точки зрения Келли, термин “мотивация” подразумевает, что люди по своей природе статичны и действуют только тогда, когда их вдохновляет какая-то особая сила. Сам он отвергал концепцию, что люди инертны или реактивны по природе и начинают действовать только под влиянием внутренних или внешних сил.

По Келли, у людей для мотивации нет иной причины, как только та, что они живы. Действительно, суть жизни – движение или развитие; люди представляют собой одну из форм этого всепроникающего движения.

Исходя из этого, не требуется специальной концепции (например, влечения – как полагал Фрейд, потребности, инстинкты, поощрения, мотивы) для объяснения того, что является причиной или мотивацией поведения человека.

    Возражение Келли против использования концепции мотивации для объяснения поведения пришло из его опыта практикующего психотерапевта. Как выяснилось, чтобы помочь пациентам, не обязательно приписывать им какие-то мотивы.

Мотивационные концепции – это интерпретация того, что психотерапевты, психоаналитики обнаруживают в поведении своих пациентов, в том числе, на психологических консультациях.

Они могут быть полезны для прогноза поведения (например, Памела ленива и поэтому, возможно, вовремя не закончит школу), но они бесполезны для понимания человека и оказания психологической помощи (психотерапии или психоанализа) ему, потому что отражают взгляд психотерапевта, а не пациента.

Далее Келли отмечал, что мотивационные утверждения в большей степени характеризуют того, кто их высказывает, а не того, чьи мотивы обсуждаются: “Когда мы видим человека, озабоченного поиском мотивов, обычно оказывается, что он один из тех, кто чувствует угрозу со стороны коллег, и хочет поставить их на место”. Келли характеризует современные теории мотивации и противопоставляет их своей точке зрения следующим образом:

    “Теории мотивации можно разделить на два типа – теории толчка и теории тяги. В теории толчка можно найти такие термины, как влечение (либидо или агрессия в теории Зигмунда Фрейда), мотив или даже стимул.

В теории тяги используются такие конструкты, как цель (как в аналитической психологии Карла Юнга), ценность или потребность. Используя хорошо известную метафору – есть теории сенных вил, с одной стороны, и теории моркови, с другой. Но наша теория не относится ни к одной из них.

Так как мы предпочитаем заглянуть в природу самого живого существа, нашу теорию, вероятно, лучше всего назвать ослиной теорией”.

    Теория личностных конструктов рассматривает человека в качестве активного и думающего организма просто потому, что он живой. Следовательно, “мотивация” – это излишний конструкт.

Источник: http://www.kelly.psy4.ru/theory.htm

Личностные конструкты: модели для действительности

Типы конструктов.:  Келли также предположил, что личностные конструкты можно

Ученые создают теоретические конструкты, чтобы описать и объяснить события, которые они изучают. Именно эти “понятийные системы, или модели” Келли определил как личностные конструкты.

Иначе говоря, личностный конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или истолковать, объяснить или предсказать свой опыт.

Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста.

Примеры личностных конструктов:

“взволнованный – спокойный,

“умный – глупый”,

“мужской – женский”,

“религиозный – нерелигиозный”,

“хороший – плохой”

“дружеский – враждебный”.

Это только несколько примеров бесчисленных конструктов, которые человек использует, чтобы оценить значение явлений своей повседневной жизни.

Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться.

Келли предполагал, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе, то есть сущность мышления человека заключается в осознании жизненного опыта в терминах черного или белого, а не оттенков серого. Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов.

Келли предположил, что все конструкты характеризуются определенными формальными свойствами.

· диапазон применимости

· фокус применимости

· проницаемость – непроницаемость

Типы конструктов. Келли также предположил, что личностные конструкты можно классифицировать в соответствии с природой контроля, который они имплицитно осуществляют над своими элементами.

Конструкт, который стандартизирует (“упреждает”) элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне, Келли назвал упредительным конструктом.

Это тип классификационного конструкта; то, что попало в одну классификацию, исключается из другой. свете

В констелляторном конструкте элементы могут одновременно принадлежать другим областям, но они постоянны в составе своей сферы. То есть, если явление относится к какой-то категории одного конструкта, другие его характеристики фиксированы. Шаблонное мышление иллюстрирует этот тип конструкта.

Конструкт, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций, называется предполагающим конструктом.

Этот тип конструкта прямо противоположен упредительному и констелляторному конструктам, так как он позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир.

Личностные конструкты можно классифицировать несколькими способами. Например, есть всесторонние конструкты, которые включают в себя относительно широкий спектр явлений, и частные конструкты, включающие в себя небольшой диапазон явлений (то есть имеющие более узкий диапазон возможностей).

Есть основные конструкты, которые регулируют основную деятельность человека, и периферические конструкты, которые могут меняться, не изменяя основную структуру.

Некоторые конструкты являются жесткими, то есть дающими неизменный прогноз, а другие – свободными, так как позволяют делать различные прогнозы при сходных условиях.

Келли никогда не предлагал точного определения термина “личность”. Келли полагал, что личность есть абстракция, созданная персонологами из психических процессов, которые они наблюдают и/или подразумевают в других. Это не отдельная реальность, открытая ими.

Кроме того, он утверждал, что личность по своей природе включена в межличностные отношения человека. Соединив эти две идеи, можно дать более точное определение личности в теории Келли.

Личность индивида представляет организованную систему более или менее важных конструктов; человек использует личностные конструкты, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.

Чтобы понять другого человека, надо знать что-то о конструктах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом. Короче, узнать личность – значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт.

Философия конструктивного альтернативизма предполагает, что Вселенная реальна, но люди интерпретируют ее по-разному. Это означает, что наша интерпретация событий оказывает большее влияние на наше поведение, чем сами события.

Келли разработал “Репертуарный тест ролевого конструкта” (сокращенно Реп-тест) для оценки важных конструктов, которые человек использует при интерпретации значимых людей в его жизни.

Первоначально Реп-тест мыслился как диагностический инструмент для того, чтобы помочь психотерапевту понять систему личностных конструктов клиента и то, как он использует ее для оценки своего социального и материального окружения. К сожалению, характер Реп-теста не вписывается в традиционную систему психометрической оценки.

Нет данных о его надежности, валидности или стандартизации, которые позволяют потенциальному пользователю применять тест практически. Но в том, что делал Келли, вообще очень мало традиционного.

Келли также разработал технику репертуарной решетки (рис. 9-2). Метод применения этой версии Реп-теста состоит в том, что испытуемому предъявляют специально подготовленную решетку, или матрицу, в которой на одной оси перечислены значимые фигуры его жизни, а на другой – различные разряды, к которым он их относит.

Теория Келли представляет когнитивный подход к личности. Келли предположил, что наилучшим образом поведение человека можно понять, считая его исследователем. Подобно исследователям, людям необходимо с определенной точностью прогнозировать и контролировать события, происходящие в их окружении.

Эта персонологическая система возникла в основном на базе клинической психологии – дисциплины, посвященной пониманию и лечению психологических проблем. Целью Келли было создание эмпирического подхода в клинической психологии.

Второй том “Психологии личностных конструктов” озаглавлен “Клинический диагноз и психотерапия”, и целая глава в первом томе описывает особый психотерапевтический подход Келли – терапию фиксированной роли.

Как же когнитивную, интеллектуально-ориентированную теорию личности применить к тому, что непосредственно влияет на жизнь человека? Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний, психического здоровья и психических расстройств, а также в терапевтической практике.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_7274_lichnostnie-konstrukti-modeli-dlya-deystvitelnosti.html

Medic-studio
Добавить комментарий