Типы нарушений психоэмоциональной сферы: Изменения в психоэмоциональной сфере, предрасполагающие к развитию

Психоэмоциональные нарушения современного человека

Типы нарушений психоэмоциональной сферы: Изменения в психоэмоциональной сфере, предрасполагающие к развитию

В современном мире с его стремительными темпами технологического прогресса и возрастающей информационной нагрузкой, у человека есть большой шанс столкнуться с теми или иными психоэмоциональными и/или психосоматическими (выражение стресса через физические\телесные симптомы) расстройствами.

Обнаруживая непривычные для себя симптомы, или замечая таковые у себя или близких, люди нередко стараются самостоятельно справиться с возникшим психологическим неблагополучием. Однако зачастую без должного медицинского вмешательства эмоциональные нарушения становятся фактором риска развития целого ряда соматических заболеваний (артериальная гипертония, сахарный диабет, бронхиальная астма и др.

), семейных конфликтов, затрудняют продвижение по карьерной лестнице и снижают качество жизни в целом.

Таким образом, представляется важным освещение основных аспектов возникновения и развития нарушений в психоэмоциональной сфере современного человека.

Депрессии. По образному выражению, с началом XXI века наше общество вступает в «эпоху меланхолии».

В течение жизни депрессия хотя бы однократно развивается у 25% мужчин и у 40% женщин, среди населения, а при детальном обследовании депрессия выявляется у 2%-10% жителей большого мегаполиса.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (отчет 2017), депрессия является основной причиной временной нетрудоспособности населения в мире, опережая даже сердечно-сосудистую патологию.

Следует отметить, что в отличие от острых соматических состояний, сопровождающихся выраженным недомоганием, интенсивной болью (зубная боль, синдром острого живота), депрессивные расстройства развиваются постепенно и зачастую воспринимаются, как временное явление, признак усталости и переутомления, «особенности характера». Однако откладывание обращения за специализированной помощью способствует пролонгации (удлинению\хронификации) депрессии, утяжелению течения.

Таким образом, представляется важным осветить основные признаки, по которым можно заподозрить наличие депрессивного состояния у себя, своих родственников и близких.

Основной чертой депрессии является патологически сниженное настроение с подавленностью, слезливостью, длящееся как минимум две недели.

При развитии депрессивного состояния возникает чувство безрадостности с отсутствием удовольствия от ранее приятных вещей и видов активности (ангедония), безразличие, нежелание заниматься как работой, домашними делами, так и ранее приятными увлечениями (апатия), выраженное бессилие, когда человеку становится трудно справляться с привычными обязанностями. Нередко отмечаются астенические признаки с повышенной утомляемостью, как от физической, так и умственной нагрузки, постоянным ощущением слабости, вялости.

Одним из базовых проявлений депрессии, значительно ухудшающих работоспособность, являются трудности сосредоточения и концентрации внимания, рассеянность, ухудшение памяти на текущие события, в связи с которыми резко снижается продуктивность в учебе и работе, возникают пропуски и прогулы (абсентеизм).

Помимо собственно плохого настроения при депрессии отмечаются и многие другие, так называемые, физикальные симптомы. Среди них – нарушение сна, которое может быть представлено как стойкими трудностями засыпания, так и ранними окончательными пробуждениями, когда человек просыпается за несколько часов до привычного времени и больше уснуть не может.

Также отмечается либо снижение аппетита, что приводит к выраженному похуданию у пациентов с депрессиями, либо его повышение, когда человек пытается «заедать» свой стресс.

Для пациентов с депрессией характерно и нарушение половой функции как у мужчин (к примеру, внезапно развившаяся стойкая эректильная дисфункция), так и у женщин (снижение полового влечения, нарушения менструального цикла).

Наконец, при депрессии часто имеют место необъяснимые болевые расстройства, не имеющие под собой какого-либо медицинского обоснования, не связанные с конкретной патологией органов, не купирующиеся приемом обезболивающих средств. Например, ноющая боль в спине, «спазмы» в шее, головная боли напряжения, которые проходят по мере улучшения настроения.

В ряде случаев люди с депрессией «не ощущают» остро своего измененного настроения, а фокусируют внимание на других симптомам, обращаясь с жалобами неэмоционального характера (учащенное сердцебиение, нарушения сна, похудание, сексуальную дисфункцию, головные боли и пр.) к специалистам общей практики (терапевтам, кардиологам, сомнологам и пр.).

Иногда депрессивные расстройства могут протекать под «маской» алкогольной зависимости и аддикции (патологического влечения) к психоактивным веществам (амфетамины, каннабиоды и пр.). Учитывая повышение толерантности к алкоголю, на фоне депрессии происходит нарастание алкогольной зависимости (запои, абстинентный синдром), а также утяжеление собственно депрессивных симптомов.

Несвоевременно установленный диагноз депрессии приводит в таких ситуациях к назначению неправильного лечения, повышению длительности депрессивного состояния и уменьшению веры в то, что расстройство можно вылечить.

В качестве основных факторов, выступающих причиной возникновения депрессий, следует называть тяжелые внешние стрессовые события, такие как смерть родственника, увольнение с потерей финансовой стабильности, развод/разрыв любовных отношений.

Наряду с этим в настоящее время широко распространёнными также являются депрессии, развивающиеся в результате длительного или хронического стресса – воздействия неблагоприятных обстоятельств, таких как недостаточный уровень доходов, постоянные конфликты на рабочем месте и внутрисемейные неурядицы, затяжная болезнь или алкоголизм/наркомания/игромания родственника и пр. Порой, в силу того, что подобные ситуации длятся месяцами и годами, люди, долгое время находясь в угнетенном состоянии и не имея возможности изменить окружающую обстановку, могут практически постоянно ощущать подавленность и тревогу за будущее, не осознавая до конца собственного психологического неблагополучия.

Следует заметить, что депрессивные состояния не всегда формируются под действием разного рода внешних провокаций, но также могут возникать и спонтанно без всякой видимой причины. Если депрессии следуют друг за другом с определённой периодичностью, то такое состояние называется рекуррентным (повторяющимся) депрессивным расстройством.

Нередкими в наше время являются и так называемые «сезонные депрессии», формирующиеся в строго определённое время года, чаще поздней осенью и зимой. Такие депрессивные состояния проявляются по-особому.

В первую очередь отмечается утомляемость, апатия, раздражительность, сонливость и повышенный аппетит, часто с влечением к сладкой и богатой углеводами пище.

В данном случае наряду с применением лекарственных средств крайне эффективным способом лечения является свето- или фототерапии.

Важно заметить, что депрессия приводит не только к дискомфорту, страданиям и снижению качества жизни, наличие расстройств настроения является ключевым фактором риска самоубийства (распространенность суицида на фоне депрессивных состояний среди населения достигает 15%).

Таким образом, при наличии признаков депрессии необходимо своевременно обратиться к специалистам в области психоэмоциональных расстройств (психотерапевты\психиатры\психологи), так как только при правильной диагностике и подобранном лечении от депрессии можно избавиться полностью и жить полноценной счастливой жизнью.

Другим видом психоэмоциональных нарушений являются тревожные расстройства. Наиболее частой формой тревожных расстройств являются панические атаки (ПА), которые отмечаются практически у каждого десятого жителя развитых стран. ПА представляют собой кратковременное (от нескольких минут до двух-трех часов\нескольких дней) тягостное чувство тревоги, чаще всего сопряженное со страхом смерти.

Тревога при панических атаках может проявляться как в виде страха смерти, наплывов неотвязных мыслей о наличии тяжелого заболевания и т.п.

, так и в форме различных телесных симптомов: одышка, учащенное или усиленное сердцебиение, перебои в работе сердца, боли или вздутие в животе, чувство кома в горле, учащённые позывы на мочеиспускание и дефекацию, головокружения и слабость.

Ряд людей при панических атаках также отмечают преходящее чувство нереальности или размытости окружающего мира, восприятие происходящего «как в кино».

Тревожные приступы в одних случаях развиваются спонтанно, практически в любой ситуации, в то время как в других только при попадании в определенную ситуацию, субъективно вызывающую страх (в вагонах метро, лифтах, самолетах, людных торговых центрах и пр.). При этом развивается боязнь\страх посещения таких мест, их стойкое избегание (агорафобия), приводящее к большим трудностям в повседневной жизни (неспособность добираться на работу общественным транспортом, отказ от поездок загород, полетов).

Еще одной распространённой формой тревожных расстройств является социофобия – страх нахождения на публике и совершения тех или иных действия под пристальным вниманием окружающих. На протяжении жизни симптомы социофобии отмечаются приблизительно у 5-20% людей.

У некоторых людей отмечается изолированные опасения какого-то определенного действия на публике, например, боязнь принимать пищу на людях или выступать на сцене, в то время как у других социофобия принимает глобальный характер, когда затруднение вызывают любые действия, которые нужно совершать в присутствии окружающих.

Социофобия, приводящая к значительным негативным последствиям (трудности с получением образования, квалифицированной работы, одиночество без возможности найти себе спутника жизни, друзей и т.д.), также требует комплексного подхода к лечению с использованием психотерапии (когнитивно-поведенческая терапия, групповая психотерапия) и противотреожвной медикаментозной терапии.

Также стоит отметить синдром хронической усталости (неврастения, «синдром менеджера» синдром «белых воротничков», информационный невроз), который представляет собой расстройство, главной чертой которого является выраженная или повышенная утомляемость.

Впервые под именем неврастении синдром хронической усталости был описан в начале XX века у жителей больших городов, живущих в непривычно быстром темпе и подвергающихся выраженному стрессу.

По современным данным синдром хронической усталости отмечается у 5%-10% жителей большого города. Было показано, что данный невроз наиболее часто возникает в возрасте 20-50 лет.

В наибольшей степени к этому расстройству предрасполагает длительная напряженная умственная, ненормированный рабочий график, трудовой режим, нарушение сна и несбалансированное питание.

Пациенты с синдромом хронической усталости жалуются на постоянное, чувство утомления, несоизмеримое с уровнем реальной нагрузки, стойкую физическую слабость, трудности сосредоточения и концентрации внимания, снижение работоспособности. В отличие от нормального состояния утомления от тяжелой работы, симптомы неврастении не связаны с каким-либо соматическим заболеванием и не проходят после отдыха.

Помимо утомляемости, при синдроме хронической усталости также выражена раздражительность, вследствие чего оказывается невозможным расслабиться и отдохнуть, повышается чувствительность к громким звукам и яркому свету, раздражение со слезливостью вызывают эмоционально заряженные события. Из-за повышенной чувствительности нарушается сон, пациенты подолгу не могут уснуть из-за ранее привычного шума за окном часов и т. д.

В ряде случаев могут также отмечаться неприятные ощущения в теле: боль в мышцах, потливость, болезненность в горле и в области лимфатических узлов, чувство озноба, внутренней дрожи.

Хотя к утомляемости могут приводить многие заболевания, при непреходящей усталости, которой не удается найти причины (такие как вирусная инфекция, хроническое воспаление, неврологическая патология и пр.), следует обратиться к психотерапевту, так как именно психотерапевтическое лечение позволяет вылечить синдром хронической усталости.

Психосоматические расстройства (от греч. psyche — душа и soma — тело) — нарушения функций внутренних органов и систем, возникающие в наибольшей степени в связи с нервно-психическими факторами, острым или хроническим стрессом.

Механизм возникновения психосоматических расстройств обусловлен активацией в результате воздействия психоэмоционально стресса нейроэндокринной и вегетативной нервной системы с развитием целого ряда функциональных (не сопровождающихся объективным поражением внутренних органов) реакций: повышение артериального давления, учащение сердцебиения, мышечные спазмы, болевые реакции и многие другие.

Нередко хронический стресс может приводить к развитию функциональных органных неврозов – состояний, когда мишенью психосоматического расстройства становится определенный орган или система внутренних органов.

Наиболее часто среди таких состояний встречаются кардиальный невроз (невроз сердца, нейроциркуляторная дистония), синдром раздраженного кишечника, гипервентиляционный синдром (ГВС), синдром раздраженного мочевого пузыря, кожный невроз.

В большинстве случаев возраст, при котором отмечаются такие нарушения, не превышает 35-40 лет.

При кардиальном неврозе, как правило, беспокоят жалобы на неприятные ощущения в области сердца (в загрудинном пространстве, чаще слева, а также в области лопаток): покалывание, жжение, ощущение спазма или «ударов тока», частое и/или неритмичное сердцебиение, эпизоды повышения давления без признаков поражения сердечно-сосудистой системы.

Зачастую появление таких ощущений сопровождается беспокойством и тревогой, а боли в области сердца закономерно провоцируют страх развития опасных состояний – например, инфаркта миокарда. Порой проявления кардиального невроза достигают уровня описанных выше панических атак.

В результате, молодые люди, страдающие данным расстройством, вынужденно ограничивают себя в работе, физических нагрузках, отказываются от активного образа жизни.

Другой распространенный органный невроз – синдром раздраженного толстого кишечника.

Лица с этим расстройством могут испытывать целый спектр болезненных явлений со стороны желудочно-кишечного тракта: давящие, сжимающие, ноющие боли и спазмы кишечника, метеоризм, вздутие живота, ощущение недостаточного опорожнения кишечника и др.

Многократные болезненные диагностические процедуры в этих случаях позволяют установить лишь незначительные функциональные расстройства (нарушение моторики, дисбактериоз и некоторые другие), а строгие диеты и симптоматическое лечение не приносит значительного результата.

Синдром гипервентиляции сопровождается разнообразными нарушениями дыхания: ощущением нехватки воздуха, «неполноты вдоха», недостаточности кислорода, «свежести» вдыхаемого воздуха. Состояние сопровождается ощущением «кома» в горле или дискомфорта, напряжения в груди.

В некоторых случаях ГВС может проявляться и в виде приступообразного кашля с ощущением першения или «жжения» в горле.

Страдающие данным расстройством люди стремятся избегать душных помещений, в том числе общественного транспорта, торговых центров, нередко даже зимой спят с открытыми окнами.

Как правило приступы гипервентиляции провоцируются стрессовой ситуацией, напряжением или переутомлением, однако в отсутствии своевременного медицинского вмешательства гипервентиляция приобретает затяжное хроническое течение, имитируя приступы бронхиальной астмы или другую легочную патологию.

При синдроме раздраженного мочевого пузыря жалобы пациентов включают неприятные болезненные ощущения в области мочевого пузыря и нарушения мочеиспускания..

Синдром раздраженного мочевого пузыря может возникать после эмоционального стресса или возбуждения, переохлаждения, перенесенного цистита, употребления мочегонных препаратов и т. д. .

Данный органный невроз также сопряжен со значительным ухудшением качества жизни за счет вынужденных ограничений в передвижениях, а в некоторых случаях – стремления к сокращению потребления жидкости.

Кожный органный невроз проявляется разнообразными неприятными ощущениями, распространяющимися по коже: чувство зуда, жжения, жара, напряжения, стягивания или распирания, сухости или мокнутия, щекотание, «свербение», ощущения локальной болезненности, «дискомфорта».

При далекозашедших формах кожного невроза могут иметь место локальная отечность и гипертермия, покраснение кожи, сыпь. Неприятные ощущения, как правило, вызывают навязчивую потребность расчесывать кожу вплоть до случайного самотравмирования.

Кроме того, страдающие такого рода нарушениями люди стремясь избавится от болезненных явлений придерживаются строгих диет, отказываются от активности, «раздражающей» кожу (ношение одежды из грубой ткани, занятия спортом, работа по дому и т.п.).

Важно отметить, что постановка диагноза органного невроза возможна только после исключения соматической причины описанных выше симптомов.

У лиц старшего возраста, а особенно пожилых людей, психосоматические реакции могут возникать на фоне заболевания сердечно-сосудистой, нервной системы, желудочно-кишечного тракта и кожного покрова. В таких случаях на фоне психоэмоционального стресса, нередко вызванного проявлениями самого заболевания (тягостные болевые ощущения, слабость, одышка и пр.

) происходит «утяжеление» картины болезни за счет психосоматических реакций.

Так, например при ишемической болезни сердца, на фоне регулярно приема терапии и соблюдении профилактики обострений, пациент продолжает испытывать неприятные ощущения в области сердца, испытывая страх развития осложнений, стремится изменить схему приема лекарств или часто, порой до нескольких раз в сутки, вызывает скорую медицинскую помощь.

Несмотря на субъективную тяжесть психосоматических расстройств при правильном подходе к лечению возможна полная редукция неприятных симптомов и возвращение к привычной жизни.

Выбор клиники для диагностики и лечения психоэмоциональных и психосоматических расстройств представляется непростым.

Одним из лучших медицинских учреждений, сочетающих традиции клинической медицины и инновационные технологии, занимающихся диагностикой и лечением заболеваний психоэмоциональной сферы, является психотерапевтическое отделение на базе Клиники нервных болезней Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет).

Прием и ведение пациентов осуществляют опытные специалисты, использующие в своей практике новейшие достижения в области диагностики и лечения психоэмоциональных и психосоматических расстройств. В лечебной работе отделения применяется персонализированный (индивидуальный) подход к каждому пациенту.

При лечении пациентов с депрессиями, тревогой, синдромом хронической усталости и другими психоэмоциональными расстройствами используются безопасные и эффективные лекарственные препараты, а также нелекарственные методы терапии: светотерапия, физиотерапия, психотерапия, лечебная физкультура, медицинская реабилитация, массаж.

Находясь в структуре неврологической клиники, психотерапевтическое отделение осуществляет выдачу листов нетрудоспособности терапевтического образца (в соответствии с законодательством РФ), что исключает потенциальную стигматизацию пациентов наличием психического заболевания. В отделении соблюдаются принципы медицинской этики и деонтологии.

Удобное расположение в центре Москвы (пешая доступность от ст. метро Парк Культуры и Фрунзенская) делает привлекательным психотерапевтическое отделение не только для жителей столицы, но и для иногородних пациентов.

Отделение курирует заведующая отделением, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор – Волель Беатриса Альбертовна.

Являясь профессором кафедры психиатрии и психосоматики ведущего медицинского университета страны, Беатриса Альбертовна активно использует в своей повседневной лечебной работе современные подходы к ведению пациентов с депрессиями, психосоматическими расстройствами, неврозами.

Является автором более 100 печатных работ, в том числе глав в национальных руководствах и монографиях, а также статей в международных журналах.

Источник: https://nsn.fm/spetsproekty/nsn-zdorovie-psikhoemocionalnye-narusheniya-sovremennogo-cheloveka

Нарушение психоэмоционального состояния

Типы нарушений психоэмоциональной сферы: Изменения в психоэмоциональной сфере, предрасполагающие к развитию

Психоэмоциональные расстройства

Нет никаких только психических и только соматических болезней,  а имеется лишь живой процесс в живом организме;жизненность его и состоит именно в том,что он объединяет в себе ипсихическую,и соматическую сторону болезни.
Р.А. Лурия
                                                                                                   

Психосоматические расстройства при нарушении психоэмоционального состояния – расстройства функций органов и систем, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов, которая дана для определения психогенно обусловленных  состояний.

Особенности психосоматических расстройств при психоэмоциональной лабильности

  • во-первых, носит функциональный, а не структурный характер, хотя в последствии оно может стать причиной структурных изменений в организме,
  • во-вторых, вызывается неадекватным стимулом,
  • в-третьих, представляет собой неадекватную реакцию организма на стимул, чаще всего завышенную,
  • в-четвертых, зарождается в прошлом в момент происшествия, вызвавшим крайне болезненные чувства,
  • в-пятых, основывается на механизме фиксированных реакций  реакция организма на стимул всегда неизменна, т.е. в ответ на психическую травму могут повторяться функциональные изменения в одной из систем, и,
  • в-шестых, характеризуется временным сдвигом сознаниясистема координат ” здесь и сейчас ” отходит на второй план  больной, в определенной степени живет собственным прошлым»

Нередко эти больные вспоминают психотравмирующие ситуации из прошлого и их реакция на отрицательные воспоминания такая же, как и на неприятность произошедшую в настоящее время. Они вспоминают неприятное, чтобы изжить его и больше не повторять, а получается, что  в который уже раз сами себе наносят

В детском возрасте наиболее сильные эмоциональные реакции дают мальчики. Во взрослой жизни депрессии у  женщин случаются чаще, чем у мужчин (соотношение мужчин и женщин составляет 1:5-6 ).

Среди взрослых пациентов, число больных с  психосоматическими расстройствами или с психогенно обусловленными соматическими заболеваниями, составляет от 34 до 60% больных, т.е.

такое количество  больных страдает психическими расстройствами из числа обращающихся к терапевтам и специалистам различного профиля, не считая тех, которые идут к психиатрам.По распространенности ПСР уступают только острым респираторным заболеваниям (грипп, ОРВИ).

По данным ВОЗ, по меньшей мере один раз в жизни каждый человек испытывает депрессию и чаще это слабо выраженные депрессивные расстройства, которые,  как правило, сопровождаются вегетативными (соматическими) нарушениями.

Организм человека в течении своей жизнедеятельности подвергается непрерывному потоку влияний внешних и внутренних факторов (физических, химических, биологических и психогенных.) Эти факторы заставляют организм человека закономерно на них реагировать.

Эта реакция здоровая, необходимая , где всегда присутствует соматический и психогенный компонент в той или иной степени, в зависимости от исходного воздействующего фактора.

Эти реакции необходимы для организма в силу многих причин, своего рода, мобилизация всех органов и систем для функционирования в авральном режиме для случая надобности, чтобы не нарушить внутренние законы (комфортность, экономия, равновесие ).

В психосоматических расстройствах основным фактором воздействия является психогенный ( около 70%).

Это значит, что на первом плане реакция со стороны организма является психическая, в виде эмоциональных состояний (тревога, страх, тоска, испуг, гнев, обида, ревность, панические атаки, симптомы которых требуют лечения).

А эмоция уже запускает соматические реакции. Возможно и наоборот, когда соматическая патология запускает психоглогический компонент ( менее 20%) Все же, почему наступают расстройства?

В норме любая эмоция проходит свою стадийность: преднапряжения, напряжения, сверхнапряжения и разрешение.   Завершение или разрешение эмоции происходит только тогда,  когда фактор или уже ответная эмоция становятся не актуальными, т.е. нет надобности зааврализировать организм.

Зачастую происходит сбой в истинном определении актуальности эмоций, в силу существующих множества факторов, которые способствуют этому сбою. Таким образом эмоция зависает в сопряжении телесными или соматическими функциональными изменениями.

Эмоция становится «реле- замыкателем» в круговой цепи этих изменений. Таких «зависших» эмоций в процессе жизнедеятельности может накопиться множество в виде «капустных листьев», что изменяет организм человека на 180 град.

Организм начинает работать неэкономно, неосознанно (он становится рабом своих эмоций). Клинические проявления у таких пациентов приобретает хроническую форму, непрерывно употребляя лекарства, снижается или теряется трудоспособность.

Функциональные нарушения со временем могут приобретать органическую форму, что еще более ухудшает жизнь пациента.

Существуют обобщенные факторы, способствующие психосоматическим нарушениям:

особенности личности (фактор внутренних условий),

  • особенности психотравм (утрата значимого объекта – потеря близкого человека и мн.др.),
  • особенности онтогенеза (десоматизация, ресоматизация), т.е. особенностях возрастного развития – в детском возрасте отмечается определенная периодизация психического реагирования. Не учитывая эти периоды при воспитании детей, приводит к ПСР. Первый страх ребенок получает уже с рождения.(роды – это сильный психогенный фактор, рождение – дорога в неизвестность для плода).
  • генетическая обусловленность изменений клеток и тканей, которые реагируют своеобразно на психотравму,что может привести к психосоматическому расстройству.
  • единичные  факторов, например, перенесенное ранее заболевание, физическая травма.

Классификация психосоматических нарушений

  • сердечно-сосудистые
  • центрально-неврологические
  • абдоминальные (желудочно-кишечного тракта)
  • кожно-мышечные (суставные)
  • кожно-подкожные

Заболевания, которые носят психосоматическую природу

  • Вегето-сосудистая  дистония
  • Нейродермиты – кожные воспаления, проявляющиеся на фоне психотравмирующих событий или стресса;
  • Энурез (ночное или дневное недержание мочи);
  • Дисменорея – нарушение менструального цикла, проявившееся на фоне стресса или депрессии;
  • Синдром раздраженной толстой кишки (проявляется вздутием живота, метеоризмом, повышенным контролем стула, чередованием мучительных запоров);
  • Гипертоническая болезнь, в особенности, на начальных стадиях
  • Тиреотоксикоз – повышение функции щитовидной железы, возникающее на фоне стресса;
  • Ревматоидный артрит – на начальных стадиях и при наличии связи обострений со стрессовыми факторами;
  • Сахарный диабет – в особенности при сочетании с хронической тревогой и депрессией;
  • Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки – при формировании ремиссии;
  • Ишемическая болезнь сердца;
  • Бронхиальная астма, другие аллергические заболевания – на начальных стадиях формирования и при наличии психогенных провокаций;
  • Хроническая распространенная боль в теле;
  • Психогенные головные боли
  • Психогенные тики

Лечение психоэмоциональных расстройств

В силу того, что клинически пациенты изначально обращают внимание только на соматические (телесные) нарушения, зачастую они обращаются к специалистам узких профилей, где им назначается и проводится соответствующая терапия по стандартным схемам, исходя из диагноза, не вникая в природу запуска нарушений. Это не значит, что следует пренебречь консультациями и рекомендациями узкопрофильных специалистов. Подход необходим комплексный, по принципу исключения наиболее опасных патологий, по принципу единства организма, по принципу индивидуальности, внимательным разбором природы запуска этих нарушений.

Во многих случаях  остеопатия прекрасно справляется с подобными нарушениями, рассматривая организм как единое целое. Система остеопатической диагностики позволяет выявить природу подобных нарушений, выявить дисфункцию и разрешить ее. Существуют техники разрешения эмоций и телесного освобождения как общего характера, так и локального.

Техники прикладываются  на оба задействованных компонента (психическую и соматическую). Принцип проведения лечебных сеансов «здесь и сейчас», в результате чего в организме запускается самоорганизующая система. Это позволяет пациентам освободиться от рабства эмоций, от телесного «панцыря».

Они становятся веселыми, жизнерадостными, свободными, раскованными и полных сил! Заново обретают СЕБЯ!!

Источник: https://nachev-medical.od.ua/psihoemocionalnie-narusheniya

Эмоционально волевые-нарушения у детей

Типы нарушений психоэмоциональной сферы: Изменения в психоэмоциональной сфере, предрасполагающие к развитию

Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные.

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает.

В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений.

Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.

В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.

Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

  • Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
  • Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
  • Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
  • Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
  • Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
  • Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
  • Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
  • Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
  •  Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.

 Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка

Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.

В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции.

Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.

По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка

Детские психологи особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.

Основными причинами нарушений являются:

  1.  перенесённые стрессы;
  2.  отставание в интеллектуальном развитии;
  3.  недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
  4.  социально-бытовые причины;
  5.  фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
  6.  ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.

Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. В арсенале психологов целый ряд специальных методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

Для дошкольников, как правило, применяются проективные методики диагностики:

  • тест по средствам рисунка;
  • цветовой тест Люшера;
  • шкала тревожности Бэка;
  • опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН);
  • тест школьной тревожности Филипса и многие другие.

 Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Что делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.

Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.

Обращение к психологу

Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.

В психологии в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.

Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, заинтересованные в органичном развитии своего малыша.

Практические методы коррекции

Таковы, в частности, методы сказкотерапии и куклотерапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их.

Разумеется, все эти методы подразумевают обязательную непосредственную вовлеченность взрослых в сам процесс игры.

Если родителями в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка.

Накопленный психологами опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Источник: http://MaryPop.ru/psihologiya/psixicheskoe-razvitie/jemocionalno-volevye-narushenija-detej.html

Психо-эмоциональные нарушения

Типы нарушений психоэмоциональной сферы: Изменения в психоэмоциональной сфере, предрасполагающие к развитию

Психоэмоциональные нарушения – группа психических расстройств и отдельных патопсихологических симптомов, которые проявляются усилением, неадекватностью, чрезмерной лабильностью или тугоподвижностью эмоций.

К аффективным расстройствам, сопровождающимся такими нарушениями, относятся депрессия, мания, апатия, повышенная раздражительность и другие. Диагностика проводится клиническими методами, с помощью психодиагностических опросников, проективных тестов.

Лечение предполагает прием медикаментозных средств (антидепрессантов, транквилизаторов), сеансы психотерапии.

Эмоции – психические состояния, отражающие отношение человека к происходящим событиям, к людям и самому себе.

Эмоциональные реакции складываются из трех компонентов: ощущение переживания, изменение физиологических процессов и появление внешних выразительных комплексов.

Другими словами, человек чувствует эмоцию (радость, злость, страх, печаль), испытывает изменения в работе организма (потоотделение, сердцебиение) и выражает свое состояние при помощи мимики, жестов.

Эмоциональные состояния приобретают патологический характер, когда их продолжительность, интенсивность и содержание не соответствуют ситуации, приносят физический и психологический дискомфорт.

Психоэмоциональные нарушения характеризуются необоснованностью и неадекватностью аффекта, не вписываются в обычные временные рамки, мешают выполнению общественных функций, воспринимаются как болезненные или не осознаются самим человеком.

Механизм развития

В психологии выделяют две группы факторов, способствующих развитию психоэмоциональных нарушений: внутренние условия и внешние воздействия. К внутренним условиям относятся особенности когнитивной сферы: мысли, представления, фантазии. Негативная оценка событий провоцирует отрицательные эмоции.

Другой группой внутренних факторов являются психофизиологические особенности организма. Биологическая основа эмоций – нейрогуморальные процессы лимбической и диэнцефалической систем мозга, обмен серотонина, адреналина, норадреналина, дофамина.

Дисбаланс этих веществ приводит к развитию расстройств аффекта.

Реакции на внешние условия среды бывают врожденными и обусловленными. Генетически заложенные способы реагирования – страх, агрессия – являются базой для формирования более сложных эмоциональных и поведенческих паттернов.

В процессе жизни развитию аффективных нарушений способствуют процессы переживания и закрепления травматического опыта.

Повторение или частичная схожесть актуальных событий с прошлыми, вызвавшими негативные переживания, становится причиной психоэмоциональных нарушений.

Классификация

Нарушения эмоциональной сферы могут быть самостоятельными расстройствами или компонентами других психических заболеваний. Патологическое усиление эмоций проявляется увеличением их интенсивности при сохранении адекватного содержания. К этой группе расстройств относятся:

  1. Депрессия. В структуре депрессивных состояний доминирует пониженное настроение, подавленность. Больные ощущают тревогу, чувство неполноценности. Повседневные трудности воспринимаются ими как непреодолимые, провоцируют плач, уныние, нежелание что-либо делать.
  2. Мания. Маниакальные состояния проявляются повышенным настроением, ускоренным темпом психической деятельности, усилением физической активности. Человек становится гиперактивным, суетливым, стремится к достижениям, к познанию нового, но ему не хватает концентрации внимания и целенаправленности.
  3. Эйфория. В эйфории у людей преобладает беспечность, повышенное настроение, инфантильность. Снижаются критические способности и серьезное отношение к ситуациям. Пассивность и чрезмерное благодушие не позволяют выполнять ежедневные обязанности.

Другим вариантом психоэмоциональных нарушений является ослабление эмоций. Вне зависимости от происходящих событий – радостных, печальных, провоцирующих агрессию – люди остаются равнодушными или испытывают слабые переживания, не соответствующие значимости ситуации. Примеры таких расстройств:

  1. Эмоциональное уплощение. При некоторых психических заболеваниях, например, при шизофрении происходит обеднение эмоций – они становятся однообразными, примитивными, слабовыраженными. При тяжелых вариантах сохраняется лишь некоторое проявление недовольства в ситуациях дискомфорта. Остальные события – встречи с родственниками, утрата близкого человека – не вызывают никаких эмоций.
  2. Апатия. Состояние апатии характерно для больных депрессией. Отмечается общее снижение всех эмоциональных реакций. Пациент безразличен к происходящему, неспособен испытывать радость, грусть, страх, злость. Часто апатия сочетается со снижением двигательной активности и абулией – патологическим безволием, невозможностью начать какое-либо действие.

При нарушениях подвижности эмоций изменяется способность человека контролировать продолжительность переживания. Это проявляется застреванием, внезапностью или быстрой неконтролируемой сменой эмоциональных состояний. Различают несколько вариантов расстройства динамического аспекта:

  1. Эмоциональная лабильность. При аффективной лабильности эмоции легко возникают, быстро сменяют друг друга, зависят от мимолетных внешних событий или случайных воспоминаний. Такие состояния считаются нормой в раннем детстве, когда слезы ребенка внезапно сменяются смехом, но у взрослых являются признаком эмоционального нарушения.
  2. Эксплозивность. Данным термином обозначают эмоциональную взрывчатость. После периода спокойствия человек внезапно демонстрирует гнев, раздражение, злость, а затем так же быстро возвращается в состояние равновесия. Во время эксплозивных вспышек возможно проявление агрессии, провокация конфликтов.
  3. Инертность. Синонимы инертности – застреваемость, тугоподвижность. Такие люди подолгу переживают одну эмоцию, не могут отвлечься и произвольно сменить ее, пребывают в состоянии раздражительности, тоски, озлобленности.

Наиболее яркими психоэмоциональными расстройствами являются нарушения адекватности. Неадекватные эмоциональные проявления отнесены к патологическим по содержательному критерию: то, что чувствует человек, не имеет связи с его мыслями или внешними событиями. В данную группу входят:

  1. Неадекватность. При эмоциональной неадекватности человек переживает и демонстрирует эмоции, которые совершенно не подходят к ситуации. Например, возникает смех в ответ на известие о гибели людей, вспышки злости при встрече с близким человеком (матерью, другом).
  2. Амбивалентность. У лиц с шизофренией нередко наблюдается амбивалентность переживаний – одновременное существование противоположных эмоций. Такое состояние трудно понять здоровому человеку. Внешне оно проявляется как постоянная, ничем не обусловленная смена радости и тоски, нежности и злобы, гневливости и слезливого слабодушия.
  3. Эмоциональная напряженность. К неадекватным переживаниям может быть отнесен беспредметный страх, немотивированная тревога, необъяснимое чувство озлобленности или недовольства собой. При таких состояниях люди находятся в эмоциональном напряжении, но не могут определить, чем оно обусловлено. Обычно они говорят: «неспокойно на душе», «внезапно душа в пятки уходит».

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/symptom/psycho-emotional

Основы клинической психологии

Типы нарушений психоэмоциональной сферы: Изменения в психоэмоциональной сфере, предрасполагающие к развитию
. . .

Эмоции являются особым классом психических состояний, отражающих в форме непосредственного переживания общее позитивное или негативное отношение человека к окружающему миру, людям и самому себе. Это переживание определяется соответствием свойств и качеств, имеющихся у объектов и явлений реальности, специфическим потребностям и нуждам индивида.

Сам термин “эмоции” происходит от латинского глагола emovere – двигать, возбуждать, подбадривать, волновать. Эмоции всегда выполняют функцию побуждения к активности, поэтому эмоциональную сферу личности иногда называют эмоционально-волевой.

Наличие эмоций обеспечивает живые организмы, обладающие развитой нервной системой, более активным целенаправленным поведением по удовлетворению своих потребностей. В настоящее время признается тот факт, что эмоции играют существенную роль в обеспечении информационного взаимодействия организма и среды /1/.

Физиологическую основу эмоций составляет активность нервного аппарата, компенсирующая в процессе жизнедеятельности организма дефицит информации, необходимой для организации действий по удовлетворению потребностей.

Таким образом, эмоция есть результат отражения какой-либо потребности человека и оценки вероятности ее удовлетворения в наличных условиях на основе индивидуального и генетического опыта. Выраженность эмоционального состояния зависит от значимости потребности и дефицита информации, необходимой для ее удовлетворения /41/.

Отрицательные эмоции возникают у человека при дефиците необходимой для удовлетворения потребности информации, тогда как положительные – при наличии всей необходимой информации. Особое внимание информационная теория эмоций обращает на то, что возникновение эмоции связано не с наличием потребности, не с ощущением комфорта или дискомфорта, а с оценкой перспективы удовлетворения потребности.

В эмоциях имеется три составные части:

1) аффект (острое переживание приятности или неприятности, эмоциональное напряжение, возбуждение);

2) когниция (осознание своего состояния, обозначение его словом и оценка перспективы удовлетворения потребности);

3) экспрессия (внешнее выражение в телесной моторике или поведении).

Относительно устойчивое и всеобъемлющее эмоциональное состояние называется настроением. В связи с тем обстоятельством, что потребностная сфера человека включает помимо биологических социальные потребности, эмоции, возникающие на основе относительно стабильных социальных и культурных потребностей, получили название чувств.

Различают первичные (основные) и вторичные (сложные) эмоции. К первичным эмоциями относят: радость, печаль, тревогу, гнев, отвращение, стыд, удивление.

К вторичным эмоциям относят различные смешения первичных эмоций, а также эмоций и их узких интерпретаций (например, гордость – это радость, содержащая элементы внутренней каузальной атрибуции причастности себя к возникновению позитивного события).

Расстройства эмоциональной сферы заключаются в болезненных переживаниях тех или иных эмоциональных состояний. Основное нарушение заключается в изменении эмоционального состояния в сторону угнетения или подъема. Нарушения в эмоциональной сфере включают в себя гипотимию, гипертимию, паратимию, а также нарушения динамики эмоций.

Гипотимия представляет собой хроническое снижение эмоциональности по всем трем компонентам (аффект, когниция, экспрессия), что выражается в угнетении всех психических процессов, снижении общей активности человека и его безразличии к внутренним и внешним стимулам.

Основное эмоциональное состояние при гипотимии – подавленность и тоска (иногда злобно-тоскливое настроение дисфория).

Крайним проявлением гипотимии является депрессия – хронически сниженное настроение, характеризуемое ярко выраженным ощущением неадекватности, чувством отчаяния, пессимизмом.

Одним из менее выраженных проявлений гипотимии является дистимия– хронически сниженное, подавленное настроение, когда все становится трудным и ничто не доставляет удовольствия (ангедония).

Дистимия характеризуется наличием мрачных размышлений, сниженной самооценкой, чувством безнадежности, плохим сном, человек теряет интерес к событиям повседневной жизни, испытывает трудности в концентрации внимания, часто утомляется, но других нарушений психической и социальной деятельности нет. Она часто возникает у людей, испытавших длительный стресс или внезапную утрату. В отличие от депрессии, состояние обычно ухудшается к вечеру. Дистимические нарушения часто трактуются как невротическая депрессия. Однако однозначного ответа, является ли дистимия только расстройством эмоциональной сферы, или она связана с личностными (невротическими) изменениями, пока нет.

Гипертимия представляет собой устойчивое эмоциональное возбуждение, чрезмерную эмоциональность.

Основное эмоциональное состояние при гипертимии – эйфория: ощущение очень сильного душевного подъема, сопровождающееся чувством безудержного оптимизма, благополучия и повышенной моторной активностью. Для обозначения крайнего проявления неадекватно повышенного настроения используется термин “мания”.

Маниакальные состояния характеризуются повышенным настроением, увеличением объема и темпа психической и физической активности. Различают две формы маниакальных расстройств: гипомания и мания.

Гипомания – легкая степень мании, когда отмечается постоянный легкий подъем настроения (как минимум в течение нескольких дней), повышенная энергичность и активность, чувство благополучия и физической и психической продуктивности.

Также часто отмечаются повышенная общительность, чрезмерная фамильярность, повышенная сексуальность и сниженная потребность в сне. Сопровождается повышенным самомнением и грубым поведением.

При этом сосредоточение и внимание страдают, что приводит к значительным нарушениям трудоспособности.

Мания – неадекватное обстоятельствам приподнятое настроение, которое может варьировать от беспечной веселости до неконтролируемого возбуждения. Сопровождается гиперактивностью, речевым напором и сниженной потребностью в сне.

Внимание рассредоточено, отмечается выраженная отвлекаемость, поведение расторможено, самооценка завышенная, идеи величия. Могут возникать нарушения восприятия (более яркое восприятие цветов, озабоченность мелкими деталями).

Человек предпринимает экстравагантные, необдуманные шаги, бездумно тратит деньги, становится агрессивным или сексуальным в неподходящих обстоятельствах. В некоторых случаях приподнятое настроение быстро сменяется подозрительностью и раздражением.

Паратимия представляет собой одновременное сосуществование двух противоположных по модальности эмоциональных состояний или несоответствие эмоциональной реакции вызвавшему ее поводу (эмоциональная неадекватность).

Наиболее часто паратимия проявляется в симптоме “стекла и дерева”, который является сочетанием сниженной эмоциональности с повышенной ранимостью, чувствительностью к отдельным аспектам реальности, при этом сила и качество эмоциональной реакции не соответствуют значимости раздражителя.

Нарушения динамики эмоций связаны с состояниями эмоциональной лабильности или ригидности. Эмоциональная лабильность представляет собой быструю и частую смену настроения.

Эмоциональная ригидность заключается в замедлении эмоциональной реакции, застревании на какой-то одной эмоции даже в отсутствие вызвавшего ее раздражителя.

Основными расстройствами динамики эмоций являются биполярное аффективное расстройство и циклотимия.

Биполярное аффективное расстройство характеризуется повторными эпизодами смены настроения и значительного нарушения активности (чередование состояний мании и депрессии), когда подъем настроения и активности сменяется снижением настроения и активности. Раньше биполярное аффективное расстройство трактовалось как маниакально-депрессивный психоз. Сегодня считается, что смены настроения могут наблюдаться и без психотических симптомов.

Циклотимия – менее выраженное состояние хронической нестабильности настроения с многочисленными эпизодами легкой депрессии и легкой приподнятости. Временами настроение может быть нормальным. Изменения настроения при циклотимии обычно воспринимаются человеком как не связанные с текущими жизненными событиями.

Нарушения в эмоциональной сфере могут выступать как самостоятельные расстройства, как компонент других психических расстройств и как последствия состояний значительной фрустрации.

Те или иные эмоциональные состояния признаются патологическими, когда их содержание, частота возникновения, интенсивность и устойчивость признаются людьми неадекватными с социальной или индивидуальной точек зрения.

По содержанию эмоциональные состояния признаются патологическими, когда они не соответствуют обстоятельствам, при которых принято испытывать такие состояния. Например, различают содержательно специфичные (т. е.

связанные с определенными обстоятельствами) и неспецифичные эмоции.

Примером служит различение тревоги как общего беспредметного смутного чувства напряжения и беспокойства и страха как эмоционального состояния, возникающего в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула.

По частоте возникновения, интенсивности и устойчивости (продолжительности) эмоциональные состояния признаются патологическими, когда они не вписываются в принятые культурой временные рамки их допустимого проявления и мешают выполнению различных социальных функций и обязанностей. Расстройства обычно характеризуются чрезмерной частотой возникновения, излишней интенсивностью и значительной продолжительностью отрицательных эмоций при недостаточности положительных эмоциональных состояний.

На признание эмоций патологическими также влияет степень осознанности и реалистичности эмоциональных состояний. Например, тревога может возникать в результате осмысленного прогноза развития ситуации или спонтанно, без видимых причин. Тревога также может быть признана окружающими неоправданной, т. е. не соответствующей реально складывающейся ситуации.

В современной клинической психологии главную роль в возникновении эмоциональных нарушений отводят когнитивным факторам (мыслям, представлениям, фантазиям). Следует различать эмоциональные состояния и эмоциональные реакции.

Эмоциональные состояния возникают в определенных ситуациях, поэтому они характеризуются интенсивностью и продолжительностью (устойчивостью). Эмоциональные реакции связаны с кратковременным повышением интенсивности психического возбуждения под воздействием какого-либо сильного раздражителя.

С прекращением деятельности раздражителя прекращается и эмоциональная реакция. Эмоциональные нарушения связаны с изменением эмоциональных состояний.

Выделяют две группы условий возникновения эмоциональных нарушений: внешние ситуационные условия, внутренние личностно обусловленные условия.

Как правило, жизненные ситуации воспринимаются и интерпретируются нами, принимая форму мыслей, представлений или фантазий, окрашенных той или иной соответствующей содержанию этих мыслей эмоцией.

Следовательно, эмоции связаны с содержанием наших представлений о ситуациях, в которых мы оказываемся.

Эти ситуации могут быть связаны как с частными условиями жизни индивида, так и с эпохальными, культурными, экономическими и политическими событиями, влияющими на жизнь и благосостояние человека (или воспринимаемыми как влияющие и имеющие значение в частной жизни индивида). Другими словами, каковы условия жизни человека с точки зрения возможностей удовлетворения его потребностей, таковы и эмоции, обеспечивающие субъективную оценку этих условий и мотивацию деятельности в данных обстоятельствах.

Внутренние личностно обусловленные условия связаны с особенностями психофизиологических механизмов эмоциональности и особенностями восприятия и когнитивной переработки информации о внешних событиях.

Психофизиологическую основу эмоций составляют нейрохимические и нейрогормональные процессы в диэнцефалической и лимбической системах мозга (гипоталамус, таламус, ретикулярная формация и миндалевидное тело).

Главными биохимическими веществами, обеспечивающими эмоции, являются серотонин, адреналин, норадреналин, дофамин, ацетилхолин и опиаты. Изменение баланса этих веществ в организме может приводить к затруднениям в возникновении определенных эмоциональных состояний.

Так, снижение уровня серотонина или норадреналина в мозге приводит к депрессии. С действием дофамина связана возможность возникновения положительных эмоций, с действием адреналина и норадреналина – отрицательных.

В зависимости от уровня тестостерона и кортизола умеренное содержание в мозге норадреналина, адреналина, серотонина, дофамина и опиатов может лишать человека яркой эмоциональности (высокий уровень тестостерона и низкий – кортизола) или провоцировать состояние растерянности (низкий уровень тестостерона и высокий – кортизола).

С особенностями восприятия связано проявление основных первичных эмоций. У человека имеются врожденные формы эмоций, связанные с реагированием на генетически предопределенные внешние и внутренние стимулы среды.

Генетически обусловленные эмоциональные реакции могут определять возникновение сложных эмоций в позднем возрасте, поскольку с ними связана “готовность” к возникновению соответствующих эмоциональных состояний. Так, можно говорить о генетически предопределенной готовности к боязни каких-либо объектов внешнего мира (пауков, змей, чужих людей).

Восприятие человеком реальности управляет возникновением этих врожденных эмоциональных реакций в актуальном поведении.

На ранних этапах жизни большую роль играют процессы обусловливания тех или иных эмоциональных реакций и их закрепление (например, под воздействием травматического опыта раннего детства).

Те или иные эмоциональные состояния могут развиваться как привычные – на основе восприятия повторяющихся ситуаций.

Возобновляющиеся ситуации приводят к постепенному “выключению” когнитивных процессов оценки однотипных ситуаций и автоматизации непосредственного эмоционального реагирования на восприятие сходной ситуации.

Так, человек, имеющий опыт неудач (например, во время занятий в классе), уже только при одном попадании в класс начинает ощущать тревогу. Образование эмоций при этом не рефлектируется и причины состояния не осознаются.

Оценка информации, связанной с воспринимаемой ситуацией, составляет основную функцию эмоций. Сознательная оценка результируется в мыслях, ожиданиях, имеющих эмоциональную окраску.

Негативные оценки (и соответственно, негативные эмоции) возникают из определенных систематических ошибок при переработке информации о ситуации. Эти ошибки касаются личности человека и перспектив удовлетворения его потребностей в этой ситуации /54/.

К ошибкам мышления, производящим устойчивые эмоциональные состояния, относят:

произвольные выводы из имеющейся информации;

избирательное игнорирование или пренебрежение какой-то частью информации;

чрезмерная генерализация информации (распространение ее на более широкий класс событий);

переоценка или недооценка информации;

персонализация ответственности за удачу/неудачу в данных условиях;

жесткая дихотомия информации (“хорошо/плохо”, “черное/белое” и т. п.).

Эмоциональные состояния также связаны с содержанием “Я-концепции” (самооценки, оценки своего прошлого и будущего), каузальной атрибуцией личностно значимых событий и ожиданиями от предстоящих событий.

Так как восприятие и когниции принимают активное участие в возникновении и поддержании эмоциональных расстройств, то, соответственно, эмоции, активируя в памяти соответствующие им мысли и образы, поддерживают сами себя, что обеспечивает устойчивость эмоциональных нарушений.

Выделяют следующие классы эмоциональных нарушений: тревожные расстройства и расстройства настроения. При этом в качестве самостоятельных расстройств аффективной сферы могут рассматриваться только расстройства настроения.

Тревожные расстройства правильнее определять не как аффективные, а как нарушения преимущественно когнитивного компонента эмоциональности (в международной классификации болезней они классифицируются в рамках особого типа расстройств – невротических или связанных со стрессом).

Источник: https://bookap.info/genpsy/osclin/gl12.shtm

Medic-studio
Добавить комментарий