Травматизм во время занятий физической подготовкой и спортом

Травматизм во время занятий физической подготовкой и спортом в вузах системы МВД

Травматизм во время занятий физической подготовкой и спортом

Профилактическая работа о недопущении фактов травматизма на занятиях по дисциплине “Физическая подготовка” и при проведении спортивно-массовых мероприятиях является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров групп спортивного совершенствования, курсовых офицеров, медицинских работников и руководителей образовательных организаций системы Министерства внутренних дел российской Федерации. Однако не всегда работа в данном направлении проводится регулярно и последовательно. Множество нарушений носят, к сожалению, системный характер. Нарушения, которые приводят обучающихся к получению травм при занятии физическими упражнениями и спортом можно классифицировать на организационные, методические и санитарно-гигиенические.

К организационным недостаткам при проведении занятий по физической подготовке и соревнований можно отнести нарушения основных положений о проведении различных видов занятий, соревнований, нарушение правил.

Методические ошибки при проведении занятий выражаются в нарушении основных дидактических принципов обучения, выражающихся в отсутствии индивидуального подхода, последовательности, постепенности увеличения нагрузки, недостаточном учёте общего состояния занимающегося, половых особенностей и физической подготовленности курсантов и слушателей. Частой причиной травматизма является отсутствие или недостаточное проведение вводной части занятия – разминки.

Пренебрежение разминкой вначале занятия или перед началом соревнований приводит к таким травмам, как разрывы сухожилий, связок, мышц, вывихи. Неправильное обучение технике выполнения физических упражнений и боевых приёмов борьбы, отсутствие необходимой страховки и самостраховки или неправильное её выполнение – всё это причины возникновения травм.

Кроме этого, причинами травм могут послужить недостатки в планировании всего учебного процесса.

Составление учебных планов по дисциплине “Физическая подготовка” по остаточному принципу не может обеспечить полноценную общефизическую подготовку курсантов и слушателей и формирование у них двигательных навыков необходимых двигательных навыков и психофизических качеств.

Нарушения в материально-техническом оснащении занятий выражаются в недостаточном количестве мест занятий, отсутствии зон безопасности в залах, а также специально подготовленных трасс для кроссовой подготовки. Причиной травм может явиться отсутствие у курсантов на занятии защитного снаряжения.

Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов: недостаточная вентиляция, малая вместительность залов, плохая освещённость, запылённость, низкая температура воздуха, не соответствие мест проведения занятия его теме.

Неблагоприятные погодные условия – низкая температура воздуха и ветреная погода, при проведении занятий на улице, могут явиться причиной таких травм как отморожение.

Занятия на улице во время дождя или снегопада, на скользком грунте (покрытии) приводит к падениям с получением травм различной тяжести от ссадин до переломов и сотрясений.

Низкий уровень воспитательной работы преподавателями. приводит к нарушению дисциплины курсантами, к их невнимательности, поспешности в выполнении действий. несерьёзному отношению к занятию.

Повреждения, получаемые вследствие недисциплинированности курсантов и слушателей, наблюдаются при проявлении резкости, грубости, применении запрещённых или болевых приёмов, из-за переоценки своих сил и возможностей.

Запрещённые приёмы в спорте, болевые приёмы в служебно-прикладной подготовке влекут за собой травмы иногда с весьма тяжёлыми последствиями. Зачастую этому способствует либерализм преподавателя, тренера.

Причинами травм могут стать отсутствие медицинского контроля или нарушение врачебных требований.

Допуск курсантов, слушателей к занятиям или соревнованиям без прохождения врачебного осмотра, не своевременное обращение к медицинским работникам или не выполнение врачебных рекомендаций после болезни, например нарушение сроков возобновления тренировок после заболевания или травм, по интенсивности нагрузок, невозможность комплектования групп обучающихся по степени подготовленности и половому признаку, также имеют негативный характер.

Делая вывод из вышеизложенного, причинами травм и несчастных случаев на занятиях по физической подготовке являются нарушения правил и мер безопасности, обязательных при проведении учебного или учебно-тренировочного процесса. В основе борьбы с травматизмом лежит неукоснительное выполнение этих требований преподавателями, тренерами групп спортивного совершенствования, курсантами и слушателями.

Однако важнейшей причиной возникновения травм, является гипокинезия. Гипокинезия – малоподвижный образ жизни, отрицательные последствия которой общеизвестны.

Она вызывает у обучающихся различные отклонения в состоянии здоровья, таких как нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, появление избыточного веса.

Причинами гипокинезии опять же является несовершенство учебного планирования, неравномерное распределение учебной нагрузки, недостаточное количество времени для отдыха в перерывах между парами.

Существенную роль в профилактике травматизма играет хорошо организованный медицинский контроль, а также самоконтроль занимающихся. Под самоконтролем понимается система наблюдений за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок.

  В системе Министерства внутренних дел проводится мноржество мероприятий по предупреждению травматизма. Борьба с травматизмом занимает одно из первых мест в учебно-тренировочном процессе, да и вообще при работе с личным составом в целом.

В обеспечении мер по предупреждению травматизма участвуют руководители организаций, сами курсанты и слушатели, но ведущая роль отводится преподавателю (тренеры):

  • преподаватель не имеет права допускать к занятиям лиц, не прошедших врачебного контроля в установленном порядке;
  • перед началом каждого занятия необходимо проводить беседу по профилактике травматизма;
  • при проведении занятия следует учитывать состояние здоровья, физическое развитие занимающихся, их приспособленность к нагрузкам;
  • не допускать к занятиям больных.

Особую ценность в предупреждении травм имеет педагогический контроль, позволяющий определить степень утомления обучаемых в ходе занятия. Важно строгое соблюдение преподавателем методических указаний. определяющих содержание и порядок организации и проведения занятия или соревнований, нарушение которых может вред здоровью занимающихся.

Преподаватель перед каждым занятием должен проверять место занятия и следить за тем, чтобы не было посторонних предметов, контролирует качество установки оборудования, исправность инвентаря, проверяет соответствие формы одежды и обуви обучаемых погодным условиям и месту занятия.

Преподавателю необходимо строго соблюдать выполнение принципов рациональной методики обучения занимающихся: постепенности в дозировании нагрузок, последовательности в овладении двигательными навыками; индивидуального подхода; обязательного инструктажа и контроля за выполнением упражнений.

Несмотря на целый ряд мер, направленных на профилактику травматизма, несчастные случаи встречаются часто. Строгая дисциплина на занятиях по физической подготовке должна быть законом. Начало и окончание выполнения упражнений курсантами и слушателями допускается только по команде преподавателя.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать установленные преподавателем дистанцию и интервал.

Выполнение упражнений осуществляется от центра к периферии, занимающимся запрещается самостоятельно без разрешения преподавателя менять направление движений, покидать место занятия или использовать имеющиеся в зале оборудование и снаряды. 

Рецензент: заместитель начальника кафедры физической подготовки, кандидат психологических наук, доцент Кузнецов Сергей Вячеславович.

Источник: https://e-koncept.ru/2017/771213.htm

1.Меры по предупреждению травматизма во время занятий физической культурой

Травматизм во время занятий физической подготовкой и спортом

БИЛЕТ №1

Предупреждениетравматизма, устранение причин, условийи обстоятельств получения травм важнаяособенность организации и проведениязанятий по физической культуре.

Травмыпо следующим причинам:

  1. Неправильная организация и методика проведения занятий.

  2. Некачественный и несоответствующий требованиям спортивный инвентарь.

  3. Неблагоприятные погодные условия.

  4. Нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасного проведения занятий,

  5. Нарушение врачебно-медицинских требований.

Дляпредупреждения первой группы причинследует строго следить за соблюдениемдисциплины на уроке; не допускатьпроведениязанятий без предварительной разминки;соблюдать продолжительностьзанятий, соответствующую возрасту ифизическимвозможностям учащихся, правильнодозировать их нагрузку. Кроме того,необходимо постоянно совершенствоватьвладение техникойвыполнения различных игр и упражнений;следить за правильнойстраховкой при выполнении сложныхупражнений.

Важноезначение для предупреждения травматизмаимеют необходимый,качественный спортивный инвентарь иправильно подобранноеснаряжение. Не допустимо использоватьна уроках рваныепли деформированные мячи, качающиесяили плохо закрепленные гимнастическиеснаряды и приспособления. Передпроведением уроканеобходимо проверить, нет ли: трещин,сколов ит.н. на гимнастических снарядах.

Такжене рекомендуется проводить занятия наоткрытом воздухе при плохих погодныхусловиях: сильном ветре, низкой иливысокойтемпературе, высокой влажности. Причинойтравмированиязанимающихся физический культуройможет быть несоответствие формы одеждыпогодным условиям.

Дляустранения четвертой группы причиннеобходимо соблюдатьправила техники безопасности на занятиях:не допускать наличия на спортивнойплощадке посторонних предметов(выступающего оборудования 8 зале,камней, палок и т.п. на улице), не проводитьзанятияна скользкой площадке или в обуви соскользкой подошвой, а также при отсутствииспортивной формы и обуви. Плохое освещениетакже может стать причиной получениятравмы.

Назанятиях по физической культуренеобходимо обращать вниманиена индивидуальные особенности обучающихся.Здесь необходимоучитывать возраст, состояние здоровья,распределениеучащихся на медицинские группа,подготовленность к занятиям,темперамент, дозировку нагрузок и т.д.

Рискполучения травмы возрастает послеперенесения различныхзаболеваний, которые сопровождаютсявсевозможными осложнениями.Также замечено, что количество травмвозрастает в начале и в конце учебногогода. Это объясняется неподготовленностьюучащихся к нагрузкам в первом случае иперенапряжениемво втором.

2. Средства и методы достижения духовно-нравственного, физического и психического благополучия

Духовно-нравственное,физическое и психическое благополучиечеловека — это, по большому счету, иесть здоровье.

Достижениетакого состояния обеспечиваемся ведениемздорового образажизни, а именно выполнением определенныхправил поведения,соблюдения режима труде и отдыха,регулярным выполнениемфизических упражнений, здоровым иполноценным питанием,отказом от вредных привычек.

Из всехсоставляющих здорового образа жизнинаиболее важными являются физическаякультурачеловека и его систематические занятияспортом, Они достигаютсявыполнением определенных физическихупражнений— специально разработанных двигательныхдействий, направленныхна формирование у человека определенныхфизическихкачеств (силы, быстроты, гибкости,выносливости и т.д.). Приэтом нельзя путать физическое упражнениес трудовым двигательным действием.Последнее имеет своей целью совершениепроизводственнойили бытовой деятельности, а развитиефизическихкачеств личности является побочнымрезультатом.

Длясохранения и достижения здоровья следуеткомплексно применятьразличные средства, наиболее важнымииз которых являются естественные силыприроды и гигиена. Естественные силыприроды могут являться сопутствующимифакторами, создающимиблагоприятные условия для занятийфизическими упражнениямии, тем самым, усиливающими их эффективность.

Коме того, природныефакторы могут являться самостоятельнымисредствами оздоровленияи закаливания (солнечные ванны, воздушныеванны, водныепроцедуры и др.).

Их главный положительныйэффект заключаетсяв укреплении здоровья, защитных силорганизма, способностипротивостоять различным заболеваниям,преодолевать большиенагрузки, повышать работоспособностьи т.п.

Другимважным средством в достижениидуховно-нравственного,физического и психического благополучияявляются гигиеническиефакторы.

Они, с одной стороны, обеспечиваютжизнедеятельность человека вне процессафизического воспитания (личная гигиена,гигиена учебы, производства, гигиенапитания, сна и т.п.).

С другойстороны, они входят в процесс непосредственнофизического воспитания(оптимальный режим нагрузок, режимпитания, гигиена помещений для занятийфизическими упражнениями и др.).

Такимобразом, можно выделить основные средстваи методы достижения духовно-нравственного,физического и психического благополучия;

  • занятие физической культуры и спортом;
  • использование природных факторов;
  • выполнение гигиенических норм.

Источник: https://studfile.net/preview/7002885/

Предупреждение травматизма во время занятий физической культурой

Травматизм во время занятий физической подготовкой и спортом

Предупреждение травматизма во время занятий физической культурой.

Для предупреждения травматизма во время занятий физической культурой следует для начала определить причины, условия и обстоятельства получения травм обучающимися во время выполнения различных упражнений, а затем выработать травмоисключающие рекомендации.

Чаще всего встречаются легкие спортивные травмы, которые не доставляют пострадавшим большие неприятности. Как правило, это обычные травмы, такие же, как в повседневной жизни. Но есть травмы, характерные только для спортсменов.

Они могут быть различной тяжести, в том числе и тяжелые, требуемые оперативного вмешательства медицинских специалистов. Следует выделить три основных фактора, влияющих на травматизм: индивидуальные особенности занимающихся физической культурой; условия проведения занятий и тип физической активности.

Среди индивидуальных особенностей занимающихся, наибольшее значение имеют возраст, состояние нервной системы, темперамент, психологическая зрелость и практический опыт.

В образовательных учреждениях наблюдается в начале и конце учебного года, когда учащиеся еще не готовы к нагрузкам или уже находятся в перенапряженном состоянии. Резко возрастает риск получения травм при инфекционных заболеваниях, часто сопровождающихся различными осложнениями.

Важное значение для предупреждения травматизма имеют условия проведения занятий, спортивный инвентарь и снаряжение. Неблагоприятная погода и недостаточное освещение значительно увеличивают риск получения травмы. К травмам могут привести также недоброкачественный или неподходящий по размеру или для данного вида спорта инвентарь, недооценка специального защитного снаряжения.

В равной степени надо учитывать особенности конкретного вида спортивной деятельности и тип физической активности. Некоторые виды спорта предъявляют свои особые требования к занимающимся. Для предотвращения травм на занятиях каждому занимающемуся рекомендуется выполнять следующие правила:

– иметь для занятий соответствующую одежду, обувь, инвентарь и снаряжение;

– улучшать свои спортивные показатели постепенно, без ущерба для здоровья;

– перед каждым занятием обязательно выполнять разминочные упражнения, чтобы уменьшить вероятность растяжений, разрыва мышц, связок и сухожилий;

– обязательно пользоваться защитным снаряжением (щетками, шлемами, очками).

Особенности организации и проведения закаливающих процедур в весеннее время года.

Человек с давних времен пользуется солнцем, свежим воздухом и чистой водой для укрепления своего здоровья. Под воздействием закаливающих процедур улучшается деятельность нервной и дыхательной системы, работа сердца и сосудов.

Медицина не знает пока лучшего профилактического средства, чем закаливание, которое доступно всем и не требует какой-то специальной обстановки и сложного оборудования. Приступать к закаливающим процедурам можно в любое время года.

Рассмотрим особенности организации и проведения закаливающих процедур в весеннее время года. Весенний период, как и другие времена года, по-своему оказывает определенное воздействие на человеческий организм.

В весенний период лучше всего проводить закаливающие процедуры, используя ножные контрастные ванны. Это очень эффективное средство закаливания и профилактики. Процедура проводится следующим образом. В два сосуда наливают воду в один – горячую (28–40 °С), в другой – воду, имеющую температуру 28–30 °С.

Сначала ноги погружают в горячую воду на 1–1,5 мин., а затем, не вытирая, в холодную на 8–10 сек. В начале курса закаливания такую смену производят 3–4 раза. Через каждые 8–10 дней температуру холодной воды снижают на 1–2 °С.

Температура горячей воды на протяжении всего курса закаливания остается постоянной, как и длительность погружения в нее. Время нахождения в холодной воде постепенно увеличивается и к концу курса достигает 30 сек. Увеличивается и количество смен холодной и горячей воды в течение одной процедуры, которое к концу курса доводится до 10–12 раз.

При некоторых заболеваниях и состояниях водные процедуры принимать нельзя, поэтому, прежде чем к ним приступать, необходимо проконсультироваться у врача.

Особенности организации и проведения закаливающих процедур в осеннее время года.

Важной профилактической мерой против простудных заболеваний является систематическое закаливание организма. К нему лучше всего приступить с детского возраста. Наиболее простой способ закаливания — воздушные ванны. Большое значение в системе закаливания имеют также водные процедуры.

В осеннее время года наиболее подходящим для большинства людей является закаливание воздушными ваннами. Это средство благотворно влияет на весь организм. Оно повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровоснабжение тканей, усиливает сопротивляемость простудным заболеваниям.

Воздушные ванны можно принимать на открытом воздухе и в помещении, но лучше всего сочетать их с занятиями утренней гигиенической гимнастикой (зарядкой) и ночным сном при открытой форточке. Учебно-тренировочные занятия тоже следует использовать для закаливания воздухом (одеваться надо легко, при первой же возможности обнажать тело).

Применение воздушных ванн требует соблюдения определенных правил:

• они принимаются не позже чем за 1 ч до еды и не ранее, чем через 1,5ч после приема пищи (нельзя принимать их натощак);

• их можно принимать практически в любое время суток, но оптимальным является период от 7 до 18ч;

• процедуры рекомендуется сочетать с умеренной мышечной активностью (ходьбой, работой на даче, подвижными играми);

• место для приема воздушных ванн должно быть защищено от резкого ветра;

• для школьников не рекомендуется более двух воздушных ванн в один день.

Во время воздушных ванн необходимо контролировать свое самочувствие. Сигналами неблагоприятного влияния на организм являются: при теплых воздушных ванных — резкое покраснение кожи и обильное потоотделение, при холодных и прохладных — «гусиная кожа» и озноб. В этих случаях воздушная ванна прекращается.

Дозирование воздушных ванн по времени подбирается индивидуально в зависимости от температуры воздуха.

Особенности организации и проведения закаливающих процедур в зимнее время года.

Закаливание организма – система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условнорефлекторных реакций терморегуляции, с целью её совершенствования.

Основные методы закаливания: Закаливание воздухом, Закаливание водой, Закаливание в парной, Закаливание солнцем.

Закаливающие процедуры желательно начинать в детском возрасте, чтобы они стали привычными и продолжались на протяжении всей жизни человека. В зимнее время года Холодовые процедуры наиболее целесообразны.

Так, в результате этих процедур увеличивается теплообразование в организме и улучшается кровоснабжение кожных покровов в условиях охлаждения. Широкое распространение получила такая форма закаливания, как купание в открытых водоемах зимой. Это закаливание не может быть рекомендовано всем.

Приступать к нему можно только после прохождения углубленного медицинского осмотра и под наблюдением врача. Дополнительно при проведении закаливающей процедуры надо выполнять следующие правила:

• переходить к месту купания и обратно в помещение в теплом халате;

• после выхода из воды предельно сократить время пребывание на открытом воздухе;

• не купаться одному (на берегу должен быть человек, чтобы оказать помощь в случае необходимости);

• нельзя погружаться в воду с головой;

• место купания должно быть оборудовано лестницей и поручнями.

1.Температура воды 7. Время 20с-2мин30с

2. Температура воды 4. Время 10с-2мин

3. Температура воды 2. Время 5с-1мин40с

Требования к одежде, обуви, спортивному инвентарю и местам занятий физической культуры и спортом, обеспечивающие удобство и безопасность.

Требования к одежде и обуви диктуется характерными особенностями вида спорта и климатическими условиями. Одежда и обувь должны быть легкими, не стеснять движений, защищать организм от излишней потери тепла, дождя и снега.

Ткань для спортивной одежды должна быть воздухопроницаемой и теплопроводной, хорошо впитывать пот и способствовать его испарению. В наибольшей степени такими свойствами обладают шерстяные и хлопчатобумажные ткани. Обувь должна соответствовать особенностям строения стопы и не быть тесной.

Тесная обувь приводит к деформации стоп, вызывает потертости и сопутствует охлаждению конечностей. Одежда, обувь и носки должны быть всегда чистыми.

Характеристики спортивного инвентаря и мест занятий физической культурой и спортом должны обеспечивать удобство и безопасность, максимально способствовать укреплению здоровья занимающихся и улучшению физического развития. Гимнастические снаряды (перекладина, брусья, бревно, стенка, скамейка, мостик и т.д.

) не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, а детали креплений (гайки, винты, крючки) должны обеспечивать надежность соединений. Вес спортивных снарядов должен соответствовать возрасту и полу занимающихся и их физической подготовленности.

При размещении оборудования для проведения занятий и соревнований необходимо предусматривать безопасную зону вокруг него. Гигиеническая оценка мест включает в себя характеристику воздушной среды: температура, влажность, количество пыли и микроорганизмов в воздухе.

Важное значение имеют соответствующие нормам освещения, вентиляция, отопление, а в плавательных бассейнах, количество воды.

Заключительная часть занятия. Из чего состоит и какие задачи решает.

Заключительная часть предназначена для постепенного снижения физической нагрузки на организм занимающихся и организованного завершения урока (упражнения на растягивание, успокаивающие упражнения, уборка инвентаря).

22. Общие требования безопасности при проведении спортивных соревнований.

– соревнования проводятся с учетом возрастных норм;

– участниками могут быть только лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж. К спортивным соревнованиям не допускаются учащиеся подготовительной и специальной медицинской группы;

– правила соревнований должны строго соблюдаться всеми участниками;

участники допускаются к соревнованиям в спортивной одежде и обуви, соответствующих виду сорта, сезону и погоде;

– должна присутствовать аптечка для оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

– о каждом несчастном случае следует немедленно сообщить руководителю соревнований и администрации учреждения;

– при неисправности инвентаря и оборудования соревнования немедленно прекращаются, и об этом сообщается руководителю.

В отношении лиц, допустивших невыполнение или нарушение общих требований безопасности при проведении спортивных соревнований, проводится расследование для принятия конкретного решения.

23. Общие требования безопасности при проведении занятий в тренажёрном зале.

Занятия в тренажерном зале – прекрасное средство гиподинамии и гипокинезии. Избирательно воздействуя на определенные группы мышц, тренажеры существенно помогают уплотнить цикл занятий и сократить срок обретения нужных двигательных навыков и умений в 2-3 раза.

Эффективны они в том случае, когда человеку, ведущему малоподвижный образ жизни, необходимо восстановить силы, дать нужную нагрузку обычно воздействующим мышцам. Во время занятий на тренажерах существует риск получения травм вследствие их неисправности и не правильной установки, а так же нарушения правил их использования.

Общие требования безопасности при проведении занятий заключаются в следующем:

– для получения допуска к занятиям надо пройти диспансеризацию и пройти инструктаж по использованию тренажеров;

– занимающиеся должны соблюдать правила пользования тренажеров, установленные режимы занятий и отдыха;

– заниматься в тренажерном зале следует в установленной спортивной форме и обуви;

– все используемые тренажеры должны быть обеспечены инструкциями по безопасности;

– тренажерный зал должен быть обеспечен аптечкой для оказания первой медицинской помощи.

24. Общие требования безопасности при проведении самостоятельной физической тренировки.

Лучшее время для тренировок — вторая половина дня, через 2—3 ч. после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше чем через 2 ч. после приема пищи и не позднее, чем за час до приема пищи или до отхода ко сну.

Не рекомендуется тренироваться утром сразу после сна натощак (в это время необходимо выполнять гигиеническую гимнастику). Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е.

способствовать развитию всего множества физических качеств, а также укреплять здоровье и повышать общую работоспособность организма. Помимо обычных упражнений, входящих в комплекс утренней гимнастики (таких, как наклоны и повороты туловища, движения руками, вращения таза и др.

) в физкультминутку целесообразно включать дыхательные упражнения и упражнения для глаз. Они способствуют активизации нервной системы и повышению тонуса.

Эффективно так называемое диафрагмальное дыхание (вдох начинается с выпячивания живота за счёт сокращения диафрагмы), состоящее из частых, но не глубоких вдохов и выдохов с выпячиванием и втягиванием живота. Упражнения для глаз состоят в основном из движений глазами влево-вправо, вверх-вниз и круговых движений. С целью улучшения мозгового кровообращения применяются упражнения, состоящие из наклонов и поворотов головы.

В тех случаях, когда условия не позволяют проделывать упражнения в положении стоя, их можно выполнять, не вставая из-за стола. При этом упражнения выполняются в изометрическом режиме – производится напряжение и расслабление различных мышечных групп без изменений позы. Например, вытянув ноги, попеременно или одновременно напрягать и расслаблять мышцы ног, затем рук, туловища.

25. Общие требования безопасности при организации и проведении туристских походов.

На туристской тропе могут встретиться различные трудности и даже опасности. Некоторые из них связаны с реальными природными препятствиями (перевалами, болотами, порожистыми реками). Вторые зависят от изменений погоды и носят эпизодический или сезонный характер. Третьи (наиболее многочисленные) вызываются неправильным поведением туристов.

К ним относятся солнечные, химические и термические ожоги, ранения режущими и колющими предметами, оружием, отравления продуктами питания, желудочно-кишечные заболевания, потертости, опрелости, мозоли, ушибы, растяжения, вывихи, переломы, сотрясение мозга, острая сердечно-сосудистая недостаточность, обмороки, обморожения, простудные заболевания, тепловые удары, поражение электричеством, ранения дикими животными, укусы ядовитых змей и насекомых и др.

Для того чтобы туристский поход прошел благополучно и успешно, при его организации и проведении следует выполнять определенные требования безопасности:

-к походам допускаются люди, прошедшие медицинское обследование и инструктаж;

-все участники похода обязаны соблюдать правила поведения, установленные режимы передвижения и отдыха;

-участникам похода запрещается изменять установленный маршрут движения и самовольно оставлять место расположения группы;

-в походе группу учащихся должны сопровождать двое взрослых;

-для оказания первой медицинской помощи группа должна иметь медицинскую аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств;

-о несчастном случае пострадавший или его очевидец должны немедленно сообщить руководителю туристского похода.

26. Характеристика понятия профессионально-прикладной физической подготовки.

Понятие профессионально-прикладной физической подготовки.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, призванное сформировать физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к успешной профессиональной деятельности (3, с.8).

ППФП проводится на основе разносторонней физической подготовки, достигаемой на учебных занятиях по физическому воспитанию, на тренировках в спортивных секциях. ППФП обеспечивает физическую и психологическую готовность к выполнению конкретной деятельности.

Профессионально важные качества человека в процессе трудовой деятельности в определенной степени совершенствуются сами собой.

Однако эффективность этого процесса существенно повышаются, если необходимые качества развивать целенаправленно, используя для этого средства и методы физической подготовки в период, предшествующий профессиональному обучению (лучше всего) или совпадающий с ним по времени.

занятия ритмической гимнастикой для девушек.

Ритмическая гимнастика – комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика

(известна также под названием аэробика) используется в оздоровительных целях.

Всестороннее развитие физических способностей у человека, профессионально-прикладная физическая подготовка становятся необходимыми условиями эффективной трудовой деятельности, его творческого участия в общественном производстве. Сегодня нужно совершенствовать традиционные и внедрять новые формы и методы проведения оздоровительной, физкультурной и спортивной работы.

Необходимость двигательной активности для здоровья человека ни у кого не вызывает сомнений. А вот вопросы, какими средствами компенсировать гиподинамию, с какой нагрузкой заниматься, – остаются дискуссионными.

Достичь определенных результатов в работе над своим телом, физическим развитием можно с помощью различных средств: бега, езды на велосипеде, плавания, гимнастических упражнений, аэробики.

занятия атлетической гимнастикой для юношей.

Атлетическая гимнастика – это один из оздоровительных видов гимнастики, представляющий собой систему гимнастических упражнений силового характера, направленных на гармоничное физическое развитие человека и решение конкретных частных задач силовой подготовки.

Основные принципы атлетической гимнастики для мужчин: систематичность, посильность, постепенное повышение нагрузки. Занятия проводятся 1 раз в день, 4—5 раз в неделю утром или вечером, не раньше чем через 1,5— 2 часа после еды, вечером заканчивать занятия за 3—4 часа до сна.

Атлетической гимнастикой в основном занимаются юноши с целью формирования правильной осанки, гармонического развития мускулатуры всего тела, исправления недостатков телосложения.

Она развивает такие ценные для человека двигательные качества, как сила, гибкость, быстрота, ловкость и выносливость.

Средства атлетической гимнастики весьма разнообразны. В ней широко применяются различные общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (булавы, палки, набивные мячи, скакалки, резиновые амортизаторы, гири, гантели, штанга).

При занятиях могут быть также применены предметы домашнего обихода (упражнения со стулом, на стуле, с опорой ног о стол, на кровати), а также на снарядах массового типа и гимнастических снарядах.

В настоящее время применяются две формы атлетической гимнастики: индивидуальная и групповая.

https://www.youtube.com/watch?v=cOLYGAPTqhA

Тренировки по атлетической гимнастике надо планировать так, чтобы упражнения с предметами сочетались с упражнениями без предметов.

Упражнения для развития силы и увеличения объема мускулов должны сочетаться с упражнениями, развивающими ловкость, быстроту и выносливость.

Чисто силовые упражнения (жимы, медленные подъемы) надо чередовать со скоростно-силовыми, а различные акробатические и гимнастические упражнения — с бегом на короткие и длинные дистанции.

40. Общие требования безопасности при проведении занятий по легкой атлетике.

1)Допускаются студенты, прошедшие инструктаж по технике безопасности, мед.осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

2)Студенты обязаны соблюдать правила поведения, расписание занятий, режим труда и отдыха.

3)При проведении занятий по легкой атлетике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

-травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии;

-травмы при нахождении в зоне броска во время занятий по метанию;

-выполнение упражнений без разминки.

4)При проведении занятий должна быть мед.аптечка с набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

5)При несчастном случае пострадавший или очевидец обязан сообщить преподу об этом, тот – администрации учебного заведения. При неисправности спортивного инвентаря прекратить занятие и сообщить преподу.

6)Студенты должны соблюдать правили личной гигиены.

7)Студенты, допустившие нарушения техники безопасности привлекаются к административной ответственности. Со всеми студентами проводится внеплановый инструктаж.

Предупреждение травматизма во время занятий физической культурой.

Для предупреждения травматизма во время занятий физической культурой следует для начала определить причины, условия и обстоятельства получения травм обучающимися во время выполнения различных упражнений, а затем выработать травмоисключающие рекомендации.

Чаще всего встречаются легкие спортивные травмы, которые не доставляют пострадавшим большие неприятности. Как правило, это обычные травмы, такие же, как в повседневной жизни. Но есть травмы, характерные только для спортсменов.

Они могут быть различной тяжести, в том числе и тяжелые, требуемые оперативного вмешательства медицинских специалистов. Следует выделить три основных фактора, влияющих на травматизм: индивидуальные особенности занимающихся физической культурой; условия проведения занятий и тип физической активности.

Среди индивидуальных особенностей занимающихся, наибольшее значение имеют возраст, состояние нервной системы, темперамент, психологическая зрелость и практический опыт.

В образовательных учреждениях наблюдается в начале и конце учебного года, когда учащиеся еще не готовы к нагрузкам или уже находятся в перенапряженном состоянии. Резко возрастает риск получения травм при инфекционных заболеваниях, часто сопровождающихся различными осложнениями.

Важное значение для предупреждения травматизма имеют условия проведения занятий, спортивный инвентарь и снаряжение. Неблагоприятная погода и недостаточное освещение значительно увеличивают риск получения травмы. К травмам могут привести также недоброкачественный или неподходящий по размеру или для данного вида спорта инвентарь, недооценка специального защитного снаряжения.

В равной степени надо учитывать особенности конкретного вида спортивной деятельности и тип физической активности. Некоторые виды спорта предъявляют свои особые требования к занимающимся. Для предотвращения травм на занятиях каждому занимающемуся рекомендуется выполнять следующие правила:

– иметь для занятий соответствующую одежду, обувь, инвентарь и снаряжение;

– улучшать свои спортивные показатели постепенно, без ущерба для здоровья;

– перед каждым занятием обязательно выполнять разминочные упражнения, чтобы уменьшить вероятность растяжений, разрыва мышц, связок и сухожилий;

– обязательно пользоваться защитным снаряжением (щетками, шлемами, очками).



Источник: https://infopedia.su/9x48c6.html

Medic-studio
Добавить комментарий