Уровень психического развития: Уровень психологического развития человека как личности определяется

Глава 7 немного теории. глава, которая могла быть введением / характеры и роли

Уровень психического развития:  Уровень психологического развития человека как личности определяется

  • КАК МЫ УСТРОЕНЫ
  • ТРИ ЭТАЖА
  • ЭТАЖ 1. ПОДСОЗНАНИЕ
  • ЭТАЖ 2. СОЗНАНИЕ
  • ЭТАЖ З.

    СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
  • КАК МЫ ВОСПРИНИМАЕМ МИР
  • ЗЕРКАЛО
  • ПРИЗМА
  • КАК МЫ РАСТЕМ
  • ПОДГОТОВКА К ЖИЗНИ
  • ПЕРЕРЕЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПУПОВИНЫ
  • ПРАВО НА ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ
  • РЕАКЦИЯ ЭМАНСИПАЦИИ.

  • ИЕРАРХИЯ
  • НАМ НУЖНО ИЗМЕНИТЬСЯ
  • ТРИ КАРТЫ
  • УРОВНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ НУЖНО РАЗВИВАТЬСЯ
  • Каждый человек похож на трехэтажный дом, где на 1–м этаже обитает подсознание, на 2–м — сознание, и на 3–м — социальные и родительские нормы.

    Подсознание человека не меняется в течение жизни.

    Это приводит к одной из самых сильных драм человеческого существования. Душа 3–летнего ребенка полна тех же светлых желаний, что и душа 50–летнего человека, а душа 70–летнего старика в инвалидном кресле та же, что и у 7–летнего мальчика. Лишь временная пропасть разделяет эти два возраста.

    У ребенка есть шанс осуществить хотя бы сотую долю тех восхитительных порывов, которыми полна его душа.

    У старика, имеющего точно такое же подсознание, те же самые желания, уже нет этого шанса в земном существовании, и лишь будущая встреча со Всевышним обещает его душе, сбросившей оболочку износившегося тела, обрести покой и утешение.

    Помимо наших желаний в подсознании хранятся наш отрицательный жизненный опыт, воспоминания о всех потерях и жизненных ударах. Именно здесь зарождается мотивация многих наших поступков и эмоций.

    Если подсознание не меняется в течение жизни, то эго, сознание, претерпевает изменения каждый день. Подобные изменения происходят под давлением окружающего мира или под влиянием самовоспитания самого человека.

    Уникальность этой части нашего внутреннего «компьютера» заключается в том, что сознание способно анализировать собственное содержание и корректировать его.

    Наше сознание должно выполнять необычайно важные функции:

    1. Тестирование реальности

    Сознание ответственно за точное восприятие окружающей нас жизни и нашего внутреннего мира. Именно сознание создает в нашем мозгу то волшебное зеркало, в котором отражается мир.

    2. Суждения о жизни

    Человек должен оценить, какой тип поведения наиболее адекватен в данных условиях, к каким последствиям оно приведет. Из нескольких вариантов поведения человек должен выбрать то направление к достижению желаемой цели, которое влечет за собой минимальные негативные последствия.

    3. Контроль подсознания

    Сознание — разумное, рациональное начало нашей личности — ведет постоянную битву с желаниями и страстями, рвущимися из глубин подсознания. Часто поведение человека определяется порывами его души, а не его разумом и волей.

    4. Адаптация к социальным нормам

    Наш разум имеет не только сложные отношения с обитателями первого этажа. Установки нашего сознания необычайно чувствительны ко всему, что происходит этажом выше. Сознание часто оглядывается на «мнение княгини Марьи Алексеевны», на социальные нормы и стандарты, которые оказывают на него огромное давление.

    5. Посредничество между подсознанием и социальными нормами

    Наше эго (разум, сознание) существует как бы между Сциллой и Харибдой, зажатое в клещи. С одной стороны, на него обрушиваются протуберанцы подсознания, толкающие его во власть страстей, в то время как, с другой стороны, властная рука суперэго (социальных норм) пытается подогнать его под общепринятые стандарты и стремится лишить его индивидуальности.

    6. Ощущение себя и других людей, создание отношений с окружающими людьми

    7.Мышление

    8. Психологическая защита

    Наше поведение во многом определяется окружающей нас жизнью. Наша психика, как чуткий компьютер, реагирует на воздействие родителей, школы, культуры, религии.

    И если взрослые приспосабливаются к требованиям окружающей жизни, часто не меняя своей внутренней сути, то у ребенка воздействие окружающей жизни влечет за собой резкие изменения его психологической программы.

    Сильнейшие изменения социальных норм происходят у иммигрантов. Трудности процесса адаптации во многом связаны с мучительной хирургической операцией встраивания в «третий этаж» нашей психики норм и стандартов новой культуры.

    Между тремя этажами постоянно происходит обмен информацией, и весь «дом» наполнен суетой, движением, жизнью.

    Представители разных характеров резко отличаются силой подсознания и чувствительностью к мнению родителей и общества.

    В рамках одного характера люди могут различаться соотношением между «этажами», разным вкладом каждого «этажа» в поведение человека.

    У людей одного характера различна степень уважения к социальным нормам, сила их эго и контроль в отношении импульсов, рвущихся из подсознания.

    Каждый из нас ощущает свою неадекватность окружающему миру. Мы не подходим друг к другу, как ключ к замку. Наши требования к окружающему миру редко становятся реальностью. И вот тогда мы пускаем в ход великий дар, дарованный нам природой, — наш арсенал психологической защиты.

    По узким ступеням мы спускаемся в подвалы своей души, где висят доспехи и копья психологической защиты. Мы верим в их силу, и они уже не раз доказали нам свою верность. Общаясь с миром, ощущая его удары, его мучительное несоответствие нашим внутренним схемам, каждый из нас применяет различные виды психологической защиты.

    Этим щитом мы прикрываем свое лицо от нестерпимых ударов. Он помогает нам снизить тревогу, сбросить внутреннее напряжение. Он часто помогает нам обмануть самих себя, когда мы не справляемся с жизнью, ощущаем свое одиночество и свою беспомощность. Он также дает нам возможность оправдаться в своих глазах. В ситуации стресса он защищает нас от чувства вины или неприемлемых мыслей.

    Люди с разными характерами применяют для защиты от стресса разные виды психологической защиты. Беспечный и позитивно настроенный циклотимик применяет отрицание, что позволяет ему не замечать травмирующих ситуаций и отмахнуться от негативной информации. Он постоянно сохраняет доброе расположение духа благодаря именно этому мощному способу психологической защиты.

    Эпилептоиды любят применять проецирование, когда они приписывают другим людям свои неблаговидные мысли, желания или особенности своего характера.

    Смещение позволяет личности излить свои подавленные негативные чувства на замещающий объект. Например, человек, боящийся выразить свой гнев на начальника, легко срывает его на своей семье. Мы все грешим применением этого вида психологической защиты, но наиболее часто им пользуются эпилептоиды и невротики.

    Трудно представить наше существование без еще одного могучего вида психологической защиты — подавление, репрессия. С его помощью мы вытесняем в подсознание свои мучительные воспоминания или желания в том случае, если они не могут быть осуществлены.

    Особенно часто репрессию применяют астеники в те моменты, когда не осмеливаются требовать от жизни осуществления своих желаний.

    Доброжелательные и нежные астеники также любят применять идеализацию, при которой они приписывают другим людям их собственные положительные черты.

    Удары судьбы, жестокость со стороны окружающего мира могут вызвать к жизни и такой вид психологической защиты, как идентификация с агрессором (см главу 2, «Отношение к эпилептоидам»).

    Наиболее совершенным видом психологической защиты является сублимация. Желания, которые являются неприемлемыми или неосуществимыми, трансформируются при помощи сублимации в творческую активность, которая приемлема личностью и обществом. Этот вид психологической защиты применяется людьми, находящимися на высоких уровнях развития.

    Насколько точно наш мозг может отразить реальность? Насколько «зеркало», находящееся в нашем сознании, отражает ее?

    Даже если мир вокруг нас не меняется, наше подавленное настроение, восторг, влюбленность или тревога, любое изменение нашего ментального состояния влияет на чистоту «зеркала» и создает каждый раз новое отражение реальности.

    Кроме того, окружающий мир воздействует на нас, и наш мозг вздрагивает под его ударами. Любое вторжение извне также вызывает изменение чистоты «зеркала», искажая тем самым отражение мира.

    Редко два человека видят мир одинаково и могут создать на своих внутренних «зеркалах» одно и то же отражение мира. Влюбленные и друзья, члены одной семьи общаются часто в надежде найти наконец–то человека, от которого им нужно так мало — чтобы он увидел мир точно таким же, каким видят его они.

    Информационные лучи не сразу попадают на «зеркало». Они проходят через некую внутреннюю схему, призму, преломляются в ней и лишь после этого создают на внутреннем «зеркале» изображение окружающего мира.

    Следствие 1. Изображение реальности, возникающее на внутреннем «зеркале», всегда хотя бы в какой–то степени будет отличаться от оригинала.

    Следствие 2. При восприятии одного и того же факта у людей с разными характерами, и, следовательно, с несхожими внутренними схемами, будут возникать различные изображения реальности.

    Следствие 3. Люди всегда преувеличивают степень своего внутреннего сходства с другими людьми. Одним из наиболее распространенных заблуждений является мнение о том, что другой человек воспринимает некое событие точно так же, как мы.

    Самой природой родители уподоблены талантливым программистам, которые создают уникальные программы и загружают ими самый удивительный компьютер в мире — психику их ребенка.

    На родителях лежит огромная ответственность. Ведь именно в детстве рукой талантливой, неумелой или равнодушной вводятся в психику ребенка такие важные параметры, как вера в собственные силы, отношение к другим людям и окружающему миру, отношение к родителям и даже поведение в его будущей семье.

    Конечно, многое зависит от генетики, характера. Однако заложенная родителями программа обладает магической, часто роковой властью над поведением взрослого человека.

    Одной из важных задач программирования психики ребенка является создание программы подготовки его к жизни. Она связана с формированием у ребенка нескольких ролей, связанных с определенным типом поведения.

    Можно выделить шесть основных ролей, которые ребенок должен принять уже в дошкольном возрасте.

    Робинзон Крузо — умение удовлетворять биологические потребности, стремление самостоятельно прокормить и согреть себя, умение выживать в условиях стресса, не терять надежды в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях, стремление постоянно улучшать условия своей жизни.

    Коммуникатор — проявление потребности в общении, владение успешными навыками общения, интерес к миру людей, умение угадывать чувства и настроения окружающих, дружелюбное отношение к людям, что сочетается с уважением к себе и возможностью постоять за себя.

    Колумб — выражение потребности в поиске, новизне. Интерес к миру соединен с его исследованием, что совмещается с потребностью в принятии самостоятельных решений и занятием активной жизненной позиции.

    Лауреат Нобелевской премии — проявление потребности в интеллектуальной работе, в потреблении интеллектуальной информации, в освоении новых интеллектуальных навыков. Получение радости от соприкосновения с интеллектуальной информацией.

    Отличный семьянин — проявление важнейшей потребности принадлежности к семье, отработка навыков общения в семье, потребность заботы о членах семьи, привязанность к ним, получение радости от заботы о близких, стремление делать им подарки и доставлять им маленькие радости.

    Босс — умение заставить других делать то, что хочет ребенок. Умение подчинить своей воле, манипулировать, руководить. Выражение потребности во власти.

    (отделение, индивидуализация)

    При рождении ребенку дается жизнь как биологическому существу, и врач, перерезая пуповину, отделяет ребенка от материнской плоти и крови.

    Но в жизни человека должен произойти еще один великий момент — перерезание психологической пуповины, психологическое отделение ребенка от родителей с последующим становлением его как личности, индивидуальности. При этом родители должны выполнить нелегкую задачу — быть акушером при психологическом рождении своего ребенка.

    Если первые роды совершаются быстро и вызывают всеобщую радость, то вторые «роды» проходят часто мучительно, затягиваются на многие годы и окружены конфликтами.

    Перерезание психологической пуповины и становление индивидуальности должны в основном произойти в дошкольном возрасте. Ее заключительным аккордом является реакция эмансипации.

    В норме, по окончании подросткового возраста между родителями и детьми должны установиться отношения двух индивидуальностей, которые связаны нитями любви, равенства и взаимной поддержки.

    Животное метит границы своего ареала, определяя территорию, внутри которой оно находит жилище и питание.

    Человек также отделяет себя от окружающего мира, создавая крохотное пространство, отражающее его индивидуальность. Нарушение границ воспринимается им как агрессия и сигнал к необходимости защиты.

    Однако люди, окружающие нас, часто с трудом признают за нами право на наше невидимое крохотное королевство. И если родители хорошо понимают поведение молодого оленя или волка, метящего границы своей территории, то как сложно им признать право на собственную территорию за собственным ребенком.

    Дети и подростки разных характеров дают различные поведенческие реакции на нарушение границ их маленького и хрупкого мира.

    Американский менталитет, пронизанный идеей индивидуализации, с легкостью предоставляет ребенку право на частную жизнь. Он советует родителям очерчивать границы в отношениях с детьми и не нарушать их.

    Однако менталитет русского иммигранта в какой–то степени уходит корнями в другую модель семейных отношений. Как непросто родителям, воспитанным в иной культурной традиции, отказаться от идеи тотального контроля над жизнью своего ребенка. Как сложно им, видя его неизбежный отход в непонятное и чуждое им культурное пространство, принять идею его свободы и права на частную жизнь.

    ОТНОШЕНИЯ СО СТАРШИМ ПОКОЛЕНИЕМ

    В подростковом возрасте ребенок определяет себя как личность, как индивидуальность. Он требует от старшего поколения признания значимости своей личности и ее прав. Он пересматривает ту программу, которую заложили в него родители, и отказывается от некоторых ее положений.

    Идет так называемый кризис авторитетов. Иногда протест против авторитета распространяется не только на родителей, но и на весь мир взрослых.

    Период реакции эмансипации является важным моментом в формировании самооценки человека. В этот момент закладываются новые отношения между детьми и взрослыми, отношения личностей, понимающих и уважающих друг друга. 3.

    Фрейд писал о подростковом возрасте: «Отныне индивидуум должен посвятить себя великой задаче отхода от родителей, лишь по достижении которой он перестает быть членом семьи и становится членом общества.

    И редко эта задача решается корректно».

    Реакция эмансипации проявляется в конфликтах со старшим поколением в связи с желанием подростка освободиться из–под контроля, опеки старших.

    По мере нашего вхождения в мир мы вступаем в иерархические отношения с другими людьми.

    В любом коллективе, семье, группе люди располагаются вдоль невидимой лестницы (иерархическая лестница), где они занимают определенную ступеньку, ранг. Люди, находящиеся на одной ступеньке, ведут борьбу за удержание ранга. Главным видом борьбы является демонстрация силы.

    Циклотимиков выносит на верх иерархической лестницы их коммуникативный талант.

    Эпилептоиды рвутся туда любой ценой.

    Шизоиды равнодушны к этой возне и могут оказаться в положении «гадкого утенка».

    Астеники не могут постоять за себя и часто оказываются в самом низу.

    Истероиды так хотели бы блистать на вершине, однако редко могут достичь этого.

    В каждый момент времени поведение человека будут определять три фактора: генетика, влияние среды (родительское воспитание и влияние общества) и способность человека управлять своим развитием. В руке судьбы три карты, и они определяют выбор нашего жизненного пути.

    Подавляющее большинство людей пассивно раскручивают свою генетическую программу, следуют родительским инструкциям, полным ошибок и недоработок, склоняют голову перед нормами и стандартами несовершенного человеческого общества.

    Лишь немногие люди стремятся осознать свою психологическую программу, корректировать ее и направить свои обновленные ресурсы на саморазвитие и самореализацию.

    Поведение людей одного характера меняется в зависимости от уровня их психологического и морального развития.

    На первом уровне психологического развития находятся люди, которые все свои потенциалы направляют на биологическое выживание, стараясь при этом сделать его более комфортным. В их жизни нет внутреннего конфликта.

    Однако это может быть конфликт потребителя. Их не волнуют проблемы других людей, перипетии социальной и общественной жизни. Они начинают замечать окружающий мир, если он вносит помехи в их незамысловатую жизнь.

    К ним применимо выражение Одоевского: «Люди мышиного горизонта».

    На втором уровне психологического развития оказываются люди, для которых жизнь — это весы, где на одну чашу положено то, что принадлежит им, а на другой чаше — то, что принадлежит другим.

    Это сравнение мучительно, потому что вторая чаша всегда перевешивает, перетягивает и ощущение обделенности заливает разум. Оно порождает зависть, зависть многогранную, съедающую человека, трансформирующуюся в сильнейшие энергетические удары, которые люди второго уровня производят по объектам своей зависти.

    Эти люди хотят взять от мира как можно больше, давая взамен как можно меньше.

    Однако большинство людей стремятся построить с миром симметричные отношения. Они проявляют при этом любовь, нежность, потребность заботы о другом человеке. В это же время они страдают от несовершенства мира, обижаются, испытывают боль. Это люди третьего уровня.

    У них существуют четкие идеалы о том, как нужно строить жизнь. Однако невозможность изменить свою жизнь и организовать ее в соответствии со своими новыми целями порождает мучительный конфликт.

    Его создает личность в надежде изменить свою жизнь, и эта ситуация приводит личность к неврозу.

    Новое возникает лишь через разрушение старого. Для создания новой психологической программы необходимо пройти переплавку, нужно пересмотреть, а затем уничтожить огромные фрагменты старой программы. Невроз необходим и полезен для человека как для развивающейся личности. «То, что гусеница называет смертью, Творец называет бабочкой» (Р. Бах).

    Человек выходит на четвертый уровень психологического развития. Происходит расширение сознания, избавление от невротического эгоцентризма, при котором ощущение собственной боли закрывало интересы других людей. Мышление становится позитивным, усиливается эмпатия и появляется выраженная тенденция помощи другим людям.

    Вершиной психологического развития является пятый уровень, где все свои потенциалы человек направляет на служение другим людям. На этом уровне находятся такие личности, как Альберт Швейцер, Махатма Ганди, Мать Тереза, мать Мария, христианские святые… ,

    Поведение людей одного и того же характера может отличаться в силу различий уровней их морального и психологического развития.

    Циклотимики, астеники и шизоиды способны подниматься до пятого уровня. Себялюбивые, эгоистичные эпилептоиды и истероиды крайне редко совершают подобное восхождение.

    Мы являемся удивительной системой, способной управлять собственным развитием. Нашей важной жизненной целью является активизация потенциала развития. Понимание своего характера помогает определить вектор саморазвития.

    Коррекция слабых сторон нашей личности и укрепление ее сильных особенностей, весь сложный процесс модификации собственной психологической программы лучше всего осуществлять на основе понимания своего характера.

    То, кем мы были вчера, зависит от нашей генетики и влияния на нас окружающей нас жизни. То, кем мы станем завтра, во многом зависит от нас самих.

    ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ ЭТОЙ ГЛАВЫ АВТОР НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЕТ ПРОЧИТАТЬ КНИГУ С САМОГО НАЧАЛА — ЕЕ ПЕРСОНАЖИ ПРЕДСТАНУТ ПЕРЕД ВАМИ В НОВОМ ОСВЕЩЕНИИ.

    Источник: http://www.nnre.ru/psihologija/haraktery_i_roli/p11.php

    Психологический возраст как центральное понятие возрастной психологии

    Уровень психического развития:  Уровень психологического развития человека как личности определяется

    Ольга Астахова
    Психологический возраст как центральное понятие возрастной психологии

    Введение

    Возраст психологии) – категория, служащая с целью обозначения временных характеристик индивидуального развития.

    В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обуславливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.

    Психологический возраст – физический возраст, которому соответствует человек по уровню своего психологического развития.

    Актуальность темы высока, т. к. многие исследователи сегодня обращают внимание на значение психологического возраста, зависимость уровня заболеваемости от состояния психики, того, насколько человек себя чувствует.

    Цель работы – исследование психологического возраста

    Задачи работы – изучение понятия возрастной психологии

    – изучение основных периодов развития человека и теории возраста;

    – рассмотрение принципов диагностики и исследования психологического возраста.

    Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы.

    Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой – позже.

    Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

    – закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;

    – детство – предмет возрастной психологии по Обуховой – период усиленного развития, изменений и обучения.

    В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

    1.2. Проблемы современной возрастной психологии

    Проблема органической и следовой обусловленности психики и поведения человека;

    Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа);

    Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

    Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.

    Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

    Выделяется 3 раздела возрастной психологии:

    – детская психология (от рождения до 17 лет);

    психология взрослых, зрелых возрастов;

    – геронтология или психология пожилого возраста.

    Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

    1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);

    2) Биологический возраст – совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т. п.);

    3) Психологический возраст – определенный уровень развития психики, в который включается:

    а) умственный возраст

    Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет IQ – интеллектуальный коэффициент:

    умственный возраст x 100%

    IQ = хронологический возраст

    б) социальная зрелость – SQ – социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)

    в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.

    В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

    Л. С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:

    I. Для 1 группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ.

    1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):

    0-3 года раннее детство

    3-5 лет дошкольный возраст

    6-12 лет начальное школьное образование

    12-16 лет обучение в средней школе

    17 и старше высшее или университетское образование

    2) Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак – появление и смену зубов.

    0-8 мес. – 2,5 года – беззубое детство

    2,5 – 6,5. лет – детство молочных зубов

    6,5 и старше – детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)

    1)Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией.

    Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, – поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т. д.

    0 – 1год оральная стадия (эрогенная зона – слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши – собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного «Оно» формируется «Я»).

    1 – 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция – «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

    3 – 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс, девочки к отцу (комплекс Электры).

    Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я».

    5 – 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т. д.

    2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.

    Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур.

    Сначала формируются сенсомоторные структуры – системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций – системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально – логических операций.

    Основной критерий – интеллект.

    – от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).

    – от 2 до 7 лет дооперациональная стадия – мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике.

    На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие.

    (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).

    3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.

    Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

    I уровень: Страх наказания (до 7 лет).

    1. Страх перед правом силы.

    2. Страх быть обманутым и недополучить благ.

    II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).

    3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.

    4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

    III уровень: Совесть (после 16 лет).

    5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.

    6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

    Существуют и другие периодизации развития.

    ВЫВОДЫ

    Возраст человека – один из основных критериев его психической жизни и особенностей характера. В зависимости от возраста человек по разному воспринимает различные жизненные ситуации, в том числе и болезнь.

    Возраст обычно делят на различные периоды. В целом в жизни человека можно выделить следующие возрастные периоды: детство, юность, зрелость и старость.

    Каждый из этих периодов можно разделить на более мелкие и точные возрастные этапы. Особое значение возраст имеет в детстве, т. к.

    в этот момент закладываются основные черты личности.

    Изучением возрастных особенностей человеческой психики и искажениями психологического возраста занимается возрастная психология.

    Каждый человек по своему воспринимает свой возраст и относится к нему, также человек по разному воспринимает болезнь и ее проявления.

    Возраст подлежит диагностике, как биологический, так и психологический. Это проблема также была затронута в работе. Многие ученые занимались исследованиями возраста человека, благодаря чему мы имеем богатое научное наследие в этой области.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Психологический возраст – интересная и обширная тема для изучения. Стоит отметить два очень тесно связанных между собой феномена – личностное время личности и концепция жизненного пути.

    Знание особенностей психологического возраста может помочь не только в медицине, психологии или педагогике, но и во многих других областях.

    Психологический возраст – важнейшая характеристика человеческой психики, однако, недостаточно изученная и применяемая в науке.

    Будущее медицины за психологией, поэтому исследование психологического возраста и возрастных характеристик личности не только желательно, но и обязательно для того, чтобы медицина могла опираться на новые научные данные в этой области и применять их для своих целей.

    В данной работе я проанализировала особенности развития человека, на всех этапах его жизни. Особое внимание уделено развитию психики ребенка, а также подростков.

    В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения.

    Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.

    Взрослый человек руководствуется в поведении преимущественно осознанными мотивами: он отдает себе отчет в том, почему в данном случае он хочет или ему следует поступить именно так, а не иначе.

    Мотивы поведения взрослого представляют собой определенную систему, зависящую от того, что для него более и что менее значимо.

    Он может, например, отказаться от привлекательного предложения в финансовой операции, если предвидит достаточную степень риска, а он не готов поступить авантюрно, или он может посадить себя за необходимую работу, хотя он устал и сегодня он заслужил право отдохнуть.

    Цель и поставленные задачи были достигнуты и реализована.

    Практическая значимость моей работы заключается в возможности

    использовать предложенный материал в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

    Список литературы

    1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. -М., 1997

    2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1979

    3. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. — К.: Наукова думка, 1984. — С. 173–175.

    4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. -М., 1997;

    5. Немов Р. С. Общие основы психологии. Т. 2.-М., 1994;

    6. Обухова Л. Ф. Детская психология. -М., 1996;

    7. Мухина В. С. Возрастная психология. -М., 1998;

    8. Хрестоматия по детской психологии / Сост. Г. В. Бурменская. -М., 1996.

    Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/psihologicheskii-vozrast-kak-centralnoe-ponjatie-vozrastnoi-psihologi.html

    II. Уровень психического развития

    Уровень психического развития:  Уровень психологического развития человека как личности определяется

    1. Особенности речи и мышления.

    Интеллектуальность, активность,подвижность, тонкость, правильностьэмоциональности мышления. Соотношениянаглядно-чувственного и абстрактно-логического(специально человеческий тип, по Павлову).Богатство речи и мышления, выразительностьречи.

    2. Волевые качества.

    Способен к усилию, владеет собой. Степеньволевой выносливости, подвижности иустойчивости. Направления, в которыхчетко проявляются волевые качества илинедостаток их.

    3. Особенности свойств сенсорики,моторики, памяти, внимания, фантазии.

    4. Специальные способности: технические,художественные, поэтические, умственные,моторные и т.п.

    III. Темперамент

    1. Сила, слабость, активность, пассивность,работоспособность, утомляемость,уравновешенность или неуравновешенность(возбудим, уравновешен), подвижность(моторная подвижность и общая подвижностьпсихическая или медлительность).

    Тип темперамента по Павлову. Проявлениетемперамента в отношениях и в сложныхпроцессах нервно-психической деятельности.

    2. Эмоциональные особенности: степеньвыраженности, устойчивость, неустойчивостьэмоций. Какие эмоции преобладают.Колеблется ли настроение и как. Чтоболее вызывает радость, печаль, гнев,возмущение, обиду (насколько сильныэмоции и определяют поведение илиподчиняются).

    IV. Структурно-психологические качества

    Уравновешенность, цельность; широтаили узость диапазона реактивности.Поверхностность, глубина реакций ипереживаний; соотношение формы исодержания поведения.

    Заключение

    Основные положительные и отрицательныечерты личности: их происхождение,мероприятия и способы, необходимые дляукрепления положительных черт иустранения недостатков.

    Личность и отношения человека (вместо заключения)

    Человек, член общества, рассматриваетсясоциологией, психологией и педагогикойкак личность, хотя он при этом остаетсяорганизмом; в основе всех сторондеятельности личности лежит деятельностьмозга.

    Единицей, рассматриваемой вперечисленных науках, является неорганизм, а личность человека, котораяхарактеризует его как деятеля и болееили менее заметного участникаобщественно-исторического процесса.

    Личность в основном определяется какобщественно-исторически обусловленноевысшее, интегральное психическоеобразование, свойственное толькочеловеку, как сознательный потенциальныйрегулятор его психической деятельностии поведения.

    В связи с этим можно сказать несколькослов о психических образованиях и опотенциальном психическом. Термин«психическое образование» применяетсявремя от времени различными авторамипри не вполне уточненном его значении.

    Так, процесс зрительного восприятияотличается логически и эмпирически отпамяти образов; мышление как процессумственного овладения отличается отинтеллекта или ума как основы того илииного уровня мыслительного процесса.

    В психическом можно установить двекатегории:

    а) процессуальное; б) потенциальное.Процессуальное и потенциальное несуществуют друг без друга, это — единство,но вместе с тем это — различные, а нетождественные понятия.

    Потенциальное психическое не являетсяпредметом непосредственного наблюдения,а определяется на основе умозаключения.Это скрытая переменная, как ее определяетБ. Грин (В. F.Green,1963), а также П. Лазарсфельд. В этой связиважным является соотношение процессуальногои потенциального психического и отношенийчеловека. Креч и Крачфилд (D.KrechandR.S.

    Crutchfield,1948) определяют отношение как упроченнуюорганизацию мотивационных, эмоциональных,перцептивных и познавательных процессовв связи с некоторыми аспектами индивида.Г. Оллпорт (G.W.Allport, 1935) определяетотношение как психическое и нервноесостояние готовности выполнитьдирективное влияние, ответ индивида наобъекты и ситуации, с которыми онсоотносится. Фьюзон (М. М.

    Fuson,1942) характеризует отношение каквероятность выявления определенногоповедения в определенной ситуации.Упомянутые авторы характеризуютотношение и склонность как заключениео вероятности определенной реакции наопределенные обстоятельства. Предлагаютсяразные методы измерения склонности иотношений, о чем здесь нет возможностиговорить.

    Вместе с тем в экспериментальнойпсихологии обнаруживается и сейчасглубокое непонимание многообразияличности в связи с многообразием ееотношении. Такие крупные психологи, какП. Фресс, Ж. Пиаже (1966) в редактируемойими экспериментальной психологии впараграфе «Поведение и отношение»пользуются формулой поведения: С(ситуация), П (персона, личность), Р(реакция).

    Устанавливая отношения членовэтой формулы, они предусматриваютварианты ситуации (С1; С2, С3) и вариантыреакций (Р1; Р2; Р3), но рассматриваютличность как одно недифференцированноецелое. Они говорят, что изучают влияниеизменений С на изменения Р, или различныесоотношения на различные ситуации.

    Учитываемые особенности личности (пол,возраст) остаются формальными, а отношенияличностей ситуации илизадаче в расчет не принимаются. Этопоказывает, что содержательноеисследование личности в ее отношенияхне заняло еще надлежащего места вэкспериментальной психологии.

    Психические образования являютсяпотенциальным психическим, реализующимся,формирующимся в процессе психическойдеятельности. Личность человекапредставляет собой сложнейшее и высшеев психике человека образование.

    Высшимоно является в том смысле, что ононепосредственно определяется влияниямии требованиями социальной среды иобщественно-исторического процесса.

    Общественные требования относятсяпрежде всего к идейной стороне поведенияи переживаний человека.

    Одним из недостатков психологическогоисследования является до сих пор невполне изжитый формализм в рассмотренииего психики. Процессы психическойдеятельности, а также лежащие в их основепсихические образования рассматриваютсябез достаточной связи с содержаниямипсихической деятельности.

    Рассмотрениепсихического процесса в связи с егопредметом и обстоятельствами, еговызывающими, является основойсодержательного исследования. Особенностисодержания, с которыми связана психическаядеятельность, определяют функциональнуюсторону психического процесса.

    Но этаструктура, активность процесса, егохарактер (в смысле положительной илиотрицательной реакции на объект), егодоминирование в сознании и поведениизависят от отношения человека, отположительной или отрицательнойзначимости содержания процесса, отстепени этой значимости для человека.

    Без учета этой роли психической активностиотношений никакой процесс не может бытьправильно освещен, не могут быть правильноопределены способности человека,осуществляющего ту или иную деятельность;характер исследуемого процесса обусловленне только особенностями задачидеятельности, но и отношением человекак этой задаче.

    Надо подчеркнуть, чторечь идет только об отношениях человекаили человеческих отношениях. Подчеркнутьэто нужно потому, что без этого широкои в различных планах применяемый терминотношений окажется нечетким и расплывчатым.

    В этом смысле отношения человека — этопотенциал, проявляющийся сознательнойактивной избирательностью переживанийи поступков человека, основанной на егоиндивидуальном, социальном опыте. Чемэлементарнее организм, тем в большейстепени его избирательность основанана врожденной связи реакций с объектом.

    Это физиологически определяется какбезусловный, или простой, рефлекс. И. П.Павлову принадлежит формула: «Психическиеотношения и есть временные связи», т.е.условно-рефлекторные образования;временные, приобретенные связипредставляют, по Павлову, психическиеотношения. И. П. Павлов не давал ниопределения, ни характеристики отношенийчеловека, поэтому, говоря о Павлове,здесь мы укажем лишь на два момента:

    1) психические отношения как условныевременные связи черпают свою силу избезусловных;

    2) у человека все отношения перешли во2-ю сигнальную систему.

    Это значит, чтоотношения, основанные на индивидуальном,или личном, опыте, опираясь на безусловные,«инстинктивные» тенденции, реализуютсяв системах высших «второсигнальных»собственно человеческих процессов,определяющих и регулирующих деятельностьчеловека. А эти высшие отношения илежащие в их основе нервно-физиологическиеи в то же время нервно-психическиеобразования неразрывно связаны ссознательным мышлением и разумной волейчеловека.

    Нет надобности говорить о том, чтособственно-человеческий уровеньотношений является продуктомобщественно-исторического существованиячеловека, его общения с членамичеловеческого коллектива, его воспитания,его сознательной трудовой деятельностив коллективе. Здесь уместно вспомнить,что К. Маркс и Ф.

    Энгельс отмечали, что«животное не «относится» ни к чему ивообще не «относится»; для животногоего отношение к другим не существуеткак отношение» (Маркс К. и Энгельс Ф.Соч. Т.3. С. 29). Положение о том, что дляживотных их отношения «не существуюткак отношения», обозначает, что этиотношения не осознаются животными.

    Возвращаясь к Павлову, укажем, чтоустановленная им зависимость силыусловно-рефлекторных корковых процессовот заряжающей их силы подкорковых имеетрешающее значение для понимания динамикивысших процессов у животных. Условныепищевые рефлексы обнаруживаютсяотчетливо, если животное голодно, и невыявляются, если оно сыто.

    Но этаотчетливая зависимость меньше сказываетсяна конкретно-личных отношениях человека,например, в привязанностях к кому-нибудьили интересах к чему-нибудь. Она совсемне сказывается на высших идейныхотношениях, хотя они также возникаютна основе физических временных связей.

    Их сила и прочность определяютсяпсихосоциальной значимостью объектаи эмоциональным характером отношенийчеловека. Можно сказать: чем более тоили иное проявление характеризуетличность, тем менее оно связано свитально-биологическими отношениямии тем более явно выступает зависимостьего от истории формирования личности.

    Человек есть социально-историческоеобразование, впитавшее в себя всеобщественные условия и влияния конкретнойистории его развития и проявлениякоторого обусловлены и могут быть понятытолько на основе этой истории.

    Подытоживаявсе, сказанное здесь и ранее об отношенияхчеловека, можно рассматривать их какпотенциал избирательной активностичеловека в связи с различными сторонамидействительности.

    Они содержательнохарактеризуют деятельность человека,проявляются не какой-либо однойфункциональной стороной психики, авыражают всю личность в ее связи и с тойили иной стороной деятельности. Онихарактеризуются тем большей активностьюпсихических процессов, чем более значимдля личности объект отношений, отличаясьположительным или отрицательным знаком(тяготение — отвращение, любовь —вражда, заинтересованность — безразличие).Чем выше уровень развития личности, темсложнее и процессы психическойдеятельности и тем дифференцированнееи богаче ее отношения.

    А. Ф. Лазурский (1921), основательпсихологического учения об отношенияхчеловека, писал, что экзопсихика, иначеговоря, отношения, и эндопсихикапредставляют собой две стороны психикичеловека. Неправильно было бы упрекатьА. Ф. Лазурского в дуализме.

    Его позицияобозначает не двойственность, не дуализм,а синтез двух обязательных плановрассмотрений.

    Аналогично этомухарактеристика силы электрическоготока существует одновременно схарактеристикой напряжения тока, чтововсе не обозначает дуализма в пониманииприроды электричества.

    Как мною неоднократно указывалось,отношения человека — это не частьличности, а потенциал ее психическойреакции в связи с каким-либо предметом,процессом или фактом действительности.

    Отношение целостно, как и сама личность.Исследование личности является, взначительной степени, ее исследованиемв ее отношениях.

    Развитие личностипредставляет процесс образованияусложняющихся, обогащающихся, углубляющихсясвязей с действительностью, накоплениев мозгу потенциала действий и переживаний.

    Развитие личности — это развитиепсихики, а значит, это развитие иусложнение психических процессов инакопление опыта — психическогопотенциала. Опыт осуществляется в форменакопления:

    1) знаний;

    2) навыков;

    3) умений;

    4) отношений.

    Все четыре вида потенциальногопсихического в той или иной мерехарактеризуют личность. Но, вместе стем, ясно, что личность характеризуютне знания, навыки и умения, а, как ужеговорилось выше, отношения. Исследованиеличности в ее развитии представляетисторическое изучение личности вдинамике ее содержательных отношений.

    Исследование отношений представляеттот необходимый для психологии подход,в котором объединяется объективное ссубъективным, внешнее с внутренним.Отношения существуют между личностьючеловека — субъектом и объектом егоотношений.

    Отношение реализуется илипроявляется во внешнем факторе, новместе с тем отношение выражает внутренний«субъективный» мир личности. Личность— это субъект отношений так же, каксубъект внешней деятельности.

    На этомединстве внутреннего и внешнего,объективного и субъективного основываетсяматериалистическая психология.

    Принцип системности и целостности,который с наибольшей отчетливостьювошел в учение о мозге, организме иличности в свете объективного ееисследования со времени работ И. П.

    Павлова, заставляет рассматриватьличность как систему и единствопсихических процессов и образований,в котором действенно потенциальнымявляется система отношений.

    Личностностьпсихических процессов заключается втом, что в них реализуется потенциалсознательных отношений личности.

    С психологической проблемой личностии ее отношений тесно связан рядинтегральных психологических понятий.Прежде всего, сюда относится идущее отВ. Штерна (W.Stern,1921) понятие направленности(Richtungsdispositionen). У насдовольно широко применяется в психологии,и в особенности в связи с учением оличности, термин «направленности».

    Этоттермин, по сути, характеризует понятиетопографически-векторно, в применениик психологии это означает доминирующееотношение. Термин «направленность»вместе с тем является очень общим. Егоупотребление вызывает вопрос не толькоо том, что есть то, на что направлено, нои что направлено.

    Так, говорят онаправленности вкусов, взглядов, желаний,мечтаний, интересов, симпатий, склонностейи т.п. Направленность интересов —законное понятие. Оно характеризуетдоминирующие интересы личности. Но кпонятию личности направленность менееприменима. Личность многостороннеизбирательна. Личность имеет характеристикуне линейную и не плоскостную.

    Еслипользоваться пространственным образом,личность представляет не толькотрехмерную величину, как статуя, но, вотличие от нее, как все живое, онадинамична и различно в разных системахменяется в процессе жизни.

    Характеристикаличности направленностью не толькоодносторонняя и бедная, но она малоподходит для понимания большинствалюдей, поведение которых определяетсявнешними моментами; они не имеют рулядоминирующей направленности. Отношениячеловека многообразны, а поэтому именноони могут раскрыть многообразиечеловеческой психики.

    Многие советские авторы применялипонятие позиции личности, котороевпервые было предложено в этом смыслеА. Адлером (A.Adler,1912). Позиция личности означает, в сущности,интеграцию доминирующих избирательныхотношений человека в каком-либосущественном для него вопросе.

    Многостороннее разрабатываемоегрузинскими психологами понятиеустановки также относится к психическиминтегральным образованиям, особеннокогда речь идет об установке личности.В этом случае, в отличие от сенсо-моторнойустановки, вырабатываемой экспериментально,это понятие близко к только что указанномупонятию позиции личности.

    Однакоустановка как бессознательное образованиебезлична. Установка — это приобретеннаяготовность к опытно-обусловленнымособенностям протекания психическихпроцессов. Может существовать системаустановок, интегральная установка,отдельные и частные установки. Д. Н.

    Узнадзе охарактеризовал установку какготовность личности к определеннойобусловленной потребностью деятельности,как опирающийся на действенный опытмеханизм, предопределяющий особенностиреагирования.

    Нужно заметить, что вустановке как в бессознательной инерциипрошлого противостоят сознание настоящегои перспективы будущего, объединяемыев каждом поступке и переживании человека.В этом смысле установка сходна с условнымрефлексом, хотя по механизму своегоразвития она не связана обязательнымобразом с безусловным раздражителем.

    В теорию установки с большим основаниемвключается понятие потребности, которая,однако, в основном эксперименте поисследованию установки отсутствует.Это показывает, что понятие установки,применяемое в психологии, шире, богачеи глубже той экспериментальной модели,которой иллюстрируется само понятие,демонстрирующей лишь инерцию и ееприобретенный механизм.

    В мотивационной психологии особое местозанимает понятие мотива. Это понятиезначимо для всякой психологии и важнодля психологии отношений.

    При этом нужноотдавать себе отчет в том, что понятиемотива имеет двоякий смысл: а) побудительнойдвижущей силы поведения или переживания,или б) основание поступка, решение,мнение.

    Так называемое мотивированноедействие имеет в своей основе движущуюсилу побуждения и основание действия.Так называемое немотивированное действиеимеет только одну мотивационную категорию— побуждение, другая же, представляющаяоснование действия, отсутствует.

    В такназываемом немотивированном действииего основание не осознается. Отношениеможет быть основанием мотива, например,когда ученик учится из любви к знанию,из любви к родителям, из тенденциичестолюбивого самоутверждения и т.д.

    Мотивом отношения может быть то илииное переживание, например, переживаниеучебной неудачи может стать мотивомотрицательного отношения к учению;успехи другого ученика могут статьмотивом враждебно-завистливого отношенияк нему.

    Таким образом, понятие «мотив»не имеет определенного одноплановогопсихологического содержания.

    Действенностьтого или иного обстоятельства всегдасвязана с отношением к нему человека,но неправильно смешивать мотивы иотношения или говорить о мотивахнезависимо от отношения и подменяяотношение мотивами.

    Нет надобности говорить о необходимостиразличать понятия свойств личности ихарактера при их близости и иногдасовпадении. В необходимости их различенияникто не сомневается, тем не менее обэтом сказать уместно, потому что эторазграничение не всегда четко. Характер— это психическое своеобразие человека,интеграл всех его свойств.

    В основномхарактер — это единство отношений испособа их осуществления в переживанияхи поступках человека. Личность — эточеловек, рассматриваемый с точки зрениясобственно человеческих социальныхего особенностей. Некоторые психическиесвойства могут относиться и к характеру,и к личности, некоторые же только к томуили другому.

    Например, порядочный илинепорядочный, идейный или безыдейный,сознательный или несознательный,творческий или нетворческий. Это всечерты личности. Коллективизм илииндивидуализм, честность или бесчестность,благородство или подлость — эти чертыхарактеризуют личность. Они свидетельствуютоб уровне общественно-нравственногоразвития человека.

    Некоторые из этихчерт могут быть отнесены к характеру,например, благородство или подлость. Вэтом случае они имеют определяющеезначение в системе всех психическихсвойств человека. Перечисленные чертытак тесно связаны с особенностямиотношения человека, что не будет ошибкисказать о личности, как о человеке в егоотношениях к действительности.

    Самиотношения при этом, имея личностныйхарактер, являются элементами, в которыхреализуется личность в процессе еедеятельности. Человек как личностьявляется не только сознательнопреобразующим действительность, но исознательно относящимся к ней.

    Рассмотренные только что интегральныепонятия, таким образом, имеют существенноезначение, их нельзя отвергать, но ониполучают уточнение, и в этом уточнениисущественное место занимают их различныесвязи с понятием отношений.

    В связи с вопросом о развитии личностиупоминался вопрос о развитии отношений.Мы здесь коснемся еще только однойстороны, а именно, изменчивости иустойчивости реакций личности.

    Нередкоустойчивость и лабильность илиизменчивость рассматривается вформально-динамическом плане, но эторассмотрение становится содержательнымлишь с учетом отношений.

    Стойкость приэтом рассматривается в связи сопределенными содержаниями, например,стойкость и привязанность к близкомулицу, стойкость убеждений, нравственнаястойкость. Указанные черты выражаютотношение человека.

    Реакции, выражающиеэти отношения, а следовательно, и самиотношения, могут быть устойчивые илинеустойчивые, варьируя от моментальнойситуативной лабильности до высокойстабильности. Но стабильные отношениямогут быть и инертно стойкими. Не этастабильность является основой в развитииотношений, важна принципиальнаяустойчивость. Принципиальная устойчивостьосновывается на некотором осознанноми обобщенном принципе.

    Установление различий в устойчивостиотношений в зависимости от инертностимеханизма или от стойкости принципатребует рассмотрения отношений личностии психофизиологических механизмовдеятельности, в которой они осуществляются.Нет отношений без отражения, т.е. отношениявсегда связаны с объектом, которыйотражается в сознании.

    Для пониманияличности и психики существенно не толькоих единство, но и различие. Человеческоесуждение, мышление вообще, может бытьбесстрастным, страстным и пристрастным.

    Первое не препятствует адекватномуотражению, но и недостаточно для глубиныего, второе содействует глубине ибогатству отражения, а третье искажаетсятенденциями, в которых субъективныекомпоненты отношения делают отражениенеадекватным, неправильным.

    В особой области психических расстройств,преимущественно психогенных, мывстречаемся с тремя категориямипатогенеза, связанного с нарушениеммеханизмов нервно-психической деятельностии с болезненным нарушением отношений.Это: а) реактивные депрессии; б)паранойяльные образования; в) распадличности.

    Реактивная депрессия связанас утратой объекта, вызванной смертью,изменой, несправедливостью. В этомслучае развивается состояние угнетения,и вся нервно-психическая и нервно-вегетативнаядинамика человека оказываетсяболезненно-измененной. Человек лишаетсятого, что было существенным в системеего оценочных отношений, его ценностей.

    Паранойяльные идеи и паранойяльныеотношения представляют прежде всегоэмотивно-конативно (конативный отлатинского conare— стремиться,домогаться) обусловленные искажения,при которых при сохранности в основноминтеллектуальных операций мышление ипредставление искажаются в областиболезненных эмотивно обостренныхотношений, связанных с состояниемнеудовлетворенности. Причем возникаетпаранойяльный бред величия, ревности,преследования. Наконец, третья категория— это регресс личности, при которомраспадаются сформированные жизньюсвязи, избирательные отношения, личностьрегрессирует (прогрессивный паралич,старческое слабоумие, острые психотическиесостояния токсического или инфекционногогенеза).

    Если в патогенезе болезненных психогенныхсостояний личности, а также организмаиграют роль влияния и складывающиесяотношения его с действительностью, тов формировании личности их роль имеетрешающее значение.

    Педагогика и управлениевсей психодинамикой и взрослого, иподрастающего человека существенносвязана с формированием отношенийчеловека. Все, что делает человек, онделает ради или для чего-то.

    Когда мыформируем у человека способностьуправлять своим поведением, самоконтроль,самообладание, саморегуляцию, то иразвитие этой способности, и реализациявсегда осуществляются ради чего-то илидля чего-то. Движущей силой этогоразвития, мотивом являются идейно-социальныетребования.

    Успешное развитие регулятивнойдоминирующей роли идейных отношенийприводит к формированию полноценныхличностей. Воспитание человека есть,прежде всего, воспитание его отношений.Роль отношений в воспитании неоднократноподчеркнута А. С. Макаренко.

    Эти понятия не только жизненно важны,а потому и научно и теоретически важны.Не отрицая роль функциональногопроцессуального рассмотрения психологиичеловека, нельзя не учесть, чтосодержательно-синтетическое восприятиеявляется как исходным, так и завершающиммоментом психологического исследованияи психологической характеристики.

    Отсюда вытекает вопрос о месте понятияпсихическое или личностное, иличеловеческое отношение в системепсихологических понятий. Исходя изтого, что это понятие отношения несводимок другим и неразложимо на другие, надопризнать, что оно представляетсамостоятельный класс психологическихпонятий.

    Выделение этого класса особенноважно в борьбе за личностную психологиюпротив безличной функционально-процессуальнойи за содержательную психологию личности.

    Источник: https://studfile.net/preview/1763856/page:29/

    Medic-studio
    Добавить комментарий