Устройство больниц.: Больницы Арабских Халифатов. В них впервые возникла идея

Создание библиотек (

Устройство больниц.:  Больницы Арабских Халифатов. В них впервые возникла идея

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

Медицинский факультет

Кафедра внутренних болезней № 2

Реферат

Тема: Создание библиотек (“Дома мудрости”), аптек и больниц в Арабских халифатах (VII-XIвв.)

Выполнил (а): студент

1 курса 091205 группы

Специальность: лечебное дело

Арнаутова Дарья Викторовна

Проверила:

ст. преподаватель кафедры

внутренних болезней № 2

к.и.н. Кистенёва О.А.

Белгород 2013г.

Введение

Упадок науки после падения Римской империи мог бы привести к полному исчезновению и забвению греко-римского наследия, если бы не возникла великая арабская цивилизация. Мусульманские завоевания в 7- 8 вв. поставили под власть халифатов обширные земли юга Европы, Северной Африки и значительной части Азии (Приложение рис.1).

Победы арабов, захват ими огромных пространств были облегчены многолетней взаимоистощающей войной между Византией и Персией, разобщенностью и постоянной враждой между другими государствами, подвергшимися нападению арабов.

Следует отметить также, что население захваченных арабами стран, страдая от гнета Византии и Персии, видело в арабах освободителей, которые снижали налоговое бремя в первую очередь тем, кто принимал ислам.

Удивительным образом в этой империи с ее фанатичной жаждой завоеваний был проявлен высокий уровень терпимости к чужеземным традициям и знаниям. Драгоценные греческие и римские рукописи, которые сжигались и уничтожались, если попадали в руки черни в первые века христианства, были заботливо сохранены, переведены, прокомментированы.

Следует иметь в виду, что арабская цивилизация была арабской только по языку. Многие народы Востока и Запада внесли свой вклад в ее развитие, и среди ее выдающихся представителей были персы, сирийцы, испанцы и евреи.

Объединение многих бывших разрозненных и враждовавших государств в единое государство способствовало развитию экономического и культурного общения народов Азии, Африки и Европы. Развивались ремесла, торговля, росли города. В пределах Арабского халифата быстро развивалась культура, вобравшая в себя греко-римское, иранское и индийское наследие.

История Арабского халифата, насчитывающая всего шесть веков, была сложной, неоднозначной и в то же время оставивший значительный след в эволюции человеческого общества планеты.

Трудное экономическое положение населения Аравийского полуострова в VI-VII вв. в связи с перемещением торговых путей в другую зону обусловило необходимость поиска источников существования.

Для решения этой задачи проживавшие здесь племена встали на путь утверждения новой религии – ислама, который должен был стать не только религией всех народов, но и призывал к борьбе с неверными (иноверцами).

Руководствуясь идеологией ислама, халифы осуществляли широкую завоевательную политику, превратив Арабский халифат в империю.

Будучи одной из самых молодых на востоке, занимая среди них наиболее наступательную позицию, вобрав в себя греко-римское, иранское и индийское культурное наследие, арабская (исламская) цивилизация оказала огромное влияние на духовную жизнь Западной Европы, представляя на протяжении средних веков значительную военную угроз

1. Библиотеки Арабских халифатов “Дом мудрости”

В это сложно поверить, но многие труды древнегреческих философов и ученых сохранились до наших дней только благодаря тому, что их изучали и цитировали в своих произведениях арабские ученые, работавшие в багдадском «доме мудрости»

По мере того, как основные научные рукописи переводились на арабский язык, христиане утрачивали свою монополию на медицину, а центры науки и высшего образования постепенно перемещались в Багдад, Басру, Каир, Дамаск, Кордову, Толедо, Бухару, Самарканд.

В каждом большом городе создавались библиотеки с читальными залами и комнатами для научных и религиозных дискуссий, помещениями для переводчиков и переписчиков книг. Со временем они выросли в крупные центры науки и образования, такие как «Дом мудрости» в Багдаде, основанный в правление ал-Мамуна в 820 г.(рис.2).

Сотрудники “Дома мудрости” переводили на арабский язык индийские и древнегреческие труды по астрономии, математике, медицине, алхимии и философии. Кроме того, при аль-Мамуне в пригороде Багдада построили обсерваторию, а работавшие в ней астрономы с погрешностью всего лишь в 1 % определили угол наклона эклиптики к экватору, или угол между осью вращения Земли и ее орбитальной плоскостью(рис.3).

«Дворец мудрости» (араб. Daf al-hikma) был учрежден в Каире халифом ал-Хакимом в 1005 г. Ученые, работавшие в этих научных центрах, объединялись в «Общества просвещенных» (араб. Maglis al-cula-ma') –прообраз научных обществ и академий наук, возникших в Европе в XVII–XVIII вв(рис.4,5).

По примеру египетских царей Птолемеев, арабские халифы снаряжали целые экспедиции для покупки редких книг в Византию и другие страны. Библиотека г. Кордовы насчитывала более 250 тыс. томов. Некоторые правители и богатые люди имели собственные библиотеки. Так, в библиотеке главы дамасских врачей Ибн ал-Мутрана (Ibn al-Mutran, XIII в.), лечившего халифа Салах ал-Дина, было около 10 тыс. книг.

Глава багдадских врачей Ибн ал-Талмид (Ibn al-Talmld, XII в.) — автор лучшей фармакопеи своего времени — собрал более 20 тыс. томов, многие из которых были переписаны лично им. В XII в.

, когда в Западной Европе было лишь два университета (в Салерно и Болонье), в одной только мусульманской Испании (Кордовском халифате) функционировало 70 библиотек и 17 высших школ, в которых среди других дисциплин преподавалась и медицина. В 1236 году, во время реконкисты, библиотека Кордовы была сожжена по приказу кардинала Хименеса. В огне погибло 280 000 томов книг, но и после этого пожара библиотека Кордовы все еще продолжала существовать, и, согласно существующей легенды, ее архивами неоднократно пользовался Христофор Колумб.

2. Больничное и аптечное дело в Арабских халифатах

Согласно сообщению историка ал-Макризи, первая известная больница в мусульманском мире была сооружена во времена Омейядов при халифе ал-Валиде (705-715). Больница в современном смысле этого слова появилась в Багдаде около 800 г.

По инициативе халифа Харун ар-Рашида ее организовал армянский врач-христианин из Гундишапура – Джибраил ибн Бахти-ши, третий в знаменитой династии Бахтишу. Его дед Джурджус ибн Джибраил ибн Бахтишу – основатель династии и глава врачей медицинской школы. В Гундишапуре – в 765 г.

излечил тяжело больного халифа ал-Мансура, которого никто не мог вылечить. И несмотря на то, что Джурджус ибн Бахтишу был христианином и не принял ислама, халиф назначил его главой врачей столицы Халифата- Багдада.

Он и все его потомки на протяжении шести поколений успешно служили придворными врачами халифов, были известны в мусульманском мире и высоко почитались правителями до начала XI в.

Больницы, основанные мусульманами, были трех видов.

К первому виду относились больницы, учрежденные халифами или известными мусульманскими деятелями и рассчитанные на широкие слои населения.

Они финансировались государством, имели штат врачей и немедицинского обслуживающего персонала. При больницах создавались библиотеки и медицинские школы.

Обучение было теоретическим и практическим: учащиеся сопровождали учителя во время его обхода в больнице и посещали вместе с ним больных на дому.

В Египте первая большая больница была основана в 873 г. правителем Ахмадом ибн Тулуном. Она предназначалась исключительно для бедных слоев населения (ни солдат, ни придворный не имели права получить там лечение). Правитель отпускал на ее нужды 60 тыс.

динаров в год и посещал больницу каждую пятницу. Кроме того, при своей дворцовой мечети Ахмад ибн Тулун учредил аптеку, где каждую пятницу врач бесплатно лечил приходящих больных.

Согласно традиции, больница “имела мужскую и женскую половины, мужскую и женскую бани; больные распределялись по отделениям в соответствии с их заболеваниями.”

В Багдаде в 916 г. было пять таких больниц. В 918 г. открылись еще две: на содержание первой халиф выделял в виде пожертвования 2 тыс. динаров в месяц, на содержание второй больницы (учрежденной его матерью) — 600 динаров. В 978 г.

Адуд ал-Даул завершил строительство еще одного большого лечебного учреждения на западном берегу р. Тигр, где в свое время стоял дворец Харуна ар-Рашн-да; его обслуживали врачи, санитары, слуги, привратники, управители и надзиратели. К 1160 г.

в Багдаде насчитывалось более 60 больниц.

Одной из самых крупных была больница «ал-Мансури» в Каире. Открытая в 1284 г. в помещении бывшего дворца, она, по свидетельству историков, была рассчитана на 8 тыс. больных, которых размещали в соответствии с их заболеваниями в мужских и женских отделениях. Обслуживающие ее врачи обоего пола специализировались в различных областях медицинских знаний.

Больницы второго вида финансировались известными врачами и религиозными деятелями и были небольшими.

Третий вид больниц составляли военные лечебные учреждения. Они передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках, цитаделях. Во время военных походов наряду с врачами-мужчинами воинов сопровождали и женщины-врачи, которые ухаживали за ранеными.

Некоторые женщины-мусульманки, занимавшиеся медициной, заслужили широкое признание. Так, при Омёйядах прославилась женщина-окулист Зайнаб из племени Авд.

Высокими познаниями в лечении женских болезней обладали сестра Ал-Хафида ибн Зухр и ее дочери (их имена нам не известны); они были единственными врачами, которым дозволялось лечение в гареме халифа ал-Мансура.

Высокий уровень организации медицинского дела на средневековом Востоке тесно связан с развитием гигиены и профилактики заболеваний.

Запрет производить вскрытия, с одной стороны, ограничил исследования строения тела и его функций, а с другой — направил усилия врачей на поиск иных путей: сохранения здоровья и привел к разработке рациональных мероприятий гигиенического характера.

Многие из них закреплены в “Коране” (пятикратные омовения и соблюдение чистоты тела, запрет пить вино и есть свинину, нормы поведения в обществе, семье и т. п.).

Значительный расцвет химических знаний наблюдался с 800 г., когда арабская медицина стала широко использовать фармацию. Вслед за организацией больниц в странах Арабского халифата впервые появились аптеки.

С увеличением лекарственных средств и усложнением технологий их приготовления настала необходимость к разделению профессий врача и аптекаря. Королевскими указами (ХII-ХIII вв.) врачам запрещалось готовить лекарства и торговать ими, а аптекарям (фармацевтам) — заниматься лечением больных. Королевские указы регламентировали деятельность аптек, хотя открывались они частными лицами.

Однако ни одно новое лекарственное средство не могло получить путевку в жизнь без фармакологического его изучения врачами, равно как и врачи не могли обойтись без аптекарей, предлагавших им новое лекарство.

Особенно плодотворна была совместная работа выпускников Салернской медицинской школы южнее Неаполя (IX-Х вв.), реорганизованной в XI веке в университет, где обучались врачи и фармацевты. Именно в этой школе в 1140г.

была составлена первая европейская фармакопея «Антидотарий» — сборник противоядий, включающий всего около 60 рецептов лекарств, но где впервые была введена весовая единица — гран, равная весу одного пшеничного зерна средней величины, а также другие единицы (скрупула, драхма, унция).

Введение этих единиц позволило врачам более точно определить разовую, суточную и недельную дозы лекарств для изучения их фармакологического действия, а аптекарям ввести государственную таксу на лекарства.

Первая регламентированная аптека была открыта в 754 г. в Багдаде (в Европе первые аптеки появились в ХШ-Х вв.). В этих аптеках арабы ввели правила приготовления лекарств.

Они издали эти правила в форме своеобразных фармакопеи под названием диспенсатория «карабадини». Арабы избегали применения сильнодействующих средств и рекомендовали прибавлять к ним лимонный сок, фиалковый корень и другие вещества.

Для лечения больных они широко использовали легкие слабительные вещества: сенну, тамаринд.

Особое место в фармации арабов занимало учение о ядах и противоядиях. Слова-термины: алкоголь, юлеп (по-персидски «розовая вода»), лоох, нафта, камфара, безоар и многие другие — арабского происхождения.

Арабами введены в фармацевтическую практику сахар (вместо меда) и лекарственные сиропы. С лечебной целью они применяли мускус, корицу, мускатный орех, гвоздику и др.

Рецепты арабов отличались сложностью и включали до 60 ингредиентов. Арабы готовили пилюли, кашки, сиропы, пластыри, душистые масла.

В Дамаске было организовано специальное производство по перегонке ароматных вод, получению душистых мазей и других фармацевтических продуктов.

Особого искусства достигли фармацевты в приготовлении эфирных и иных масел и при перегонке с разложением «смоляных масел», например, можжевелового.

Дальнейшее развитие получила также аптекарская техника. Алхимики средневекового арабо-язычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (которому дали название алко-холь). Завоевав Пиренейский полуостров, они принесли эти знания в Западную Европу.

Количество лекарств к XV в. превысило 2600 наименований, из них 1400 имели растительное происхождение. При каждой аптеке существовала лаборатория для изучения лечебных свойств растений и различных веществ (цинка, угля, свинца, мышьяка и др.

) В этот период арабскими учеными были созданы новые и усовершенствованы существовавшие лекарственные формы.

Аптеки готовили сиропы, медицинские конфеты, юлеп (подслащенную ароматную воду), нафту (очищенное минеральное масло), безоар (противоядие, изготовленное из камня, образующегося в желудочно-кишечном тракте некоторых копытных), лоох (густая сахарная микстура, смесь выпаренных вытяжек с медом и другими веществами), рооб (сгущенные соки или водные экстракты некоторых плодов). Некоторые из них при-меняются и в настоящее время, но большинство потеряло значение из-за нестойкости при хранении. В аптечных лабораториях был получен ряд кислот, нитрат серебра, камфора, спирт и др., описан способ перегонки жидкостей. Арабские аптекари впервые стали проводить испытания лекарственных препаратов на животных. Расширение рынка лекарств способствовало созданию первых фармакопей – справочников с унифицированными списками лекарств, которые могли использовать врачи и аптекари в своей повседневной деятельности. В 840 г. была создана первая имеющая силу закона фармакопея «Карабадин». Большую известность получил 5-томник Авиценны (980-1037) «Канон врачебной науки», в двух томах которого были описаны лекарства и способы их приготовления и применения. Ученый привел описание более 30 видов медицинских масел, 63 вида лепешек, 30 видов пилюль, а также другие лекарственные формы. Он изложил фармакологическое действие лекарств при сердечных заболеваниях, фармакологию уксусомедов и др.

арабский алхимия лекарственный аптечный

Заключение

Начиная с VII века в странах древнего Востока возникла, сложилась и развилась богатая и многоликая культура азиатских народов, именуемая арабской. Восточные врачеватели унаследовали и приумножили медицинские познания и достижения древневосточной и античной цивилизации.

Таким образом, можно отметить следующие особенности средневековой арабской медицины:

1. использование переводной литературы;

2. применение алхимии для получения лекарственных препаратов;

3. существование трех типов больниц.

Приложение

Рис.1 (территория Арабских халифатов в 750г.-показана зеленым цветом)

Рис. 2. ( “Дом мудрости” г.Багдад)

Список использованной литературы

1. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студентов мед. вузов РФ. М., 2008.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://knowledge.allbest.ru/medicine/2c0b65635b2ad69a4c53a89421306c27_0.html

Лечебные принципы и приемы врачей античности

Устройство больниц.:  Больницы Арабских Халифатов. В них впервые возникла идея

Принципы:

1.По Асклепию – надо лечить быстро, приятно, надежно;

2.По Гиппократу – не навреди; природа лечит, а врач помогает; принцип врачебной тайны. Лечи словом, лекарством, железом.

Лечебные приемы:

1. Терапевтические. В эпоху античности существовали лекарственные средства животного, минерального, растительного происхождения.

Были получены сведения о заготовке лекарственного сырья (исходя из климатогеографических условий), получение лекарственных форм, о кратности их приема, о взаимосвязи приема лекарственных средств с приемом пищи.

Предложена классификация лекарственных средств. Первые «кружки-поильники» для тяжелых больных.

2. Специфические. Для Древнего Китая характерны следующие приемы: иглотерапия, прижигание пучком черной сухой полыни-мокса, массаж, включая точечный, различные виды гимнастики.

Для Древней Индии характерна йога – физические и духовные упражнения «направленных на обуждание собственного я» Древний Египет – родина косметики.

В Древней Греции и Риме получили распространение гимнастика, массаж, тепловые водные процедуры в банях.

3. Хирургические. Развитию хирургии способствовало уровень знаний об анатомии, наличие хирургических инструментов, использование средств обезболивания. Большой вклад в развитие хирургии внес Гиппократ.

Он явился основоположником десмургии (науки у повязках). Он предложил способы лечения переломов, вывихов плеча.

Наивысший уровень хирургии получил в Древней Индии: здесь впервые проведены операции по поводу патологии глаз и уха, пластические и полосные операции.

Уровень гигиенических представлений в эпоху античности

1. Культ физической и духовной красоты человеческого тела (Спартская и Афинская школы);

2. Взгляды ученых. Гиппократ говорил: « задача врача – забота о здоровье здоровых». Гален (131-201): «Люди будут здоровы, если будут вести правильный образ жизни».

3. Санитарные сооружения:

– источники чистой воды,

– резервуары чистой воды (Древний Вавилон),

– создание в Древнем Риме водопровода, канализационной системы, бань,

– строительство в Древней Греции мраморных дворцов.

ТЕМА: Медицина средних веков

Характеристика эпохи средних веков.

В эпохе средних веков выделяют следующие периоды:

V –X в. в. – раннее средневековье.

XI- XV в. в. – развитое средневековье.

XVI- XVII в. в. – позднее средневековье (эпоха Возрождения, эпоха ренессанса).

В эту эпоху необходимо рассматривать Европу, Византию, Арабские Халифаты. В V веке произошло падение Римской империи. Образовались Западная и Восточная (Византия)части. Византия просуществовала до XV века.

Затем образовалась Новая Османская империя. В VI веке возникли Арабские Халифаты. Эти государства распространялись до Закавказья. Для них характерен общий язык и общая религия.

Арабы «получили» от Античности следующие открытия: из Китая пришёл компас, бумага, спирт, царскую водку.

В средние века утверждается религиозная идеология, происходит разделение религии на католическую и православную. Это время крестовых походов, войн и эпидемий.

Эпидемии в средние века, причины, характер и меры борьбы.

Термин «эпидемия» произошёл от epidemos и обозначает распространенный среди народов.

Причины эпидемий.

1. Войны и «крестовые походы» приводили к разрухе, голоду, миграции больших потоков людей.

2. Особенность устройства средневекового города, которое заключалось в наличии узких улиц, отсутствии водопроводов, канализационных систем. Все нечистоты выливались прямо на улицу.

3. Сам уровень культуры людей того времени.

Характер эпидемий.

1. Эпидемии носили массовый характер (пандемии), охватывали население Европы в целом.

2. Для эпидемий в средние века была характерна высокая смертность.

3. Смешанный характер (называли – чумой. Распространены чума, оспа, проказа, тифы).

4. Эпидемии происходили очень часто.

Меры борьбы с эпидемиями.

1. Санитарно – разъединительные мероприятия:

· Карантин (от итальянского слова caranto, что обозначает число сорок, так как сорок дней наиболее часто встречаемый инкубационный период инфекционных заболеваний).

· Изобретение противочумного костюма, в который входили сапоги, халат, балахон.

· Введение санитарных должностей (санитарный совет, городские и городовые врачи – штадт-физики).

· Принятие санитарных законов (например, о порядке удаления нечистот).

· Открытие изоляторов.

· Установление привратников, застав, кордонов на пути перемещения большого количества людей. При этом привратники наблюдали, в каком состоянии люди заходили в город.

2. Мероприятия по санитарному благоустройству города:

· Мощение улиц.

· Оборудование стоков, водоисточников.

· Оборудование мест торговли на рынках.

3. Методы простейшей (народной) дезинфекции:

· Окуривание помещений (например, можжевельником).

· Прожигание вещей.

· Обработка уксусом.

· Использование очистительных свойств огня.

Мероприятия по борьбе с проказой (лепрой).

1. Прокажённые жили в отдельных городах. Они имели особую одежду, или трещотки.

2. Создание лазаретов для прокажённых. Так, на острове Мальта был создан Орден Святого Лазаря, в честь Лазаря, который болел проказой (эмблема – Мальтийский Крест).

Больницы в средние века, причины открытия и устройство.

Первая больница была открыта в IV веке в Византии, в Европе в VI веке в Париже – «отель дьё» (божий дом).

Причины открытия больниц:

1. Исторические. Прообраз больниц был в первобытном обществе, античности.

2. Экономические. Развитие городов. Поиск рынков. Перемещение людей. Возникновение палат для заболевших при постоялых дворах – ксенодохий.

3. Социальные:

· Эпидемии привели к созданию лазаретов, изоляторов.

· Социальная функция религии.

Первые шпитали (hospitalis – гостевой, гостеприимный) выполняли социальные функции – больным предоставлялся, прежде всего кров, питание, питьё, а затем лечение.

Устройство больниц.

Больницы Арабских Халифатов. В них впервые возникла идея профилизации отделений. Арабские учёные считали, что прежде чем лечить больных необходимо их наблюдать.

А для того, чтобы было легче наблюдать необходимо группировать больных со схожими клиническими признаками. Больницы в Арабских Халифатах имели амбулаторные отделения, аптеки, медицинские школы.

Такие больницы с библиотекой и медицинской школой называли медицинскими академиями.

Больницы Византии имели аптеки, медицинские школы, регламент, использовали трудотерапию.

Больницы в Европе до Французской революции (до XVIII века ) преимущественно размещались при монастырях.

Аптеки. Это слово возникло от греческого apoteka, что обозначает склад, кладовая. Первая аптека была образована в Багдаде в VIII веке.

Характерные основные черты аптек в средние века.

1. В аптеке возникает целый набор помещений, таких как торговый зал, лаборатория, склад.

2. Мебель торгового зала (аптечные шкафы и т. д.), аптечная посуда для изготовления, хранения и продаж лекарственных форм. Материалами для нее были стекло (разного цвета), дерево, фарфор, кость, камень.

3. В аптеке ведутся аптечные рецептурные книги.

4. Обучение в аптеках шло по типу ученичества.

5. Аптеки создавались под каким-то символом (например, под символом крокодила или льва ).

6. Лекарственные средства готовили из большого количества ингредиентов, что повышало стоимость лекарств.

7. В аптеках того времени готовили и проводили виноводочные, кондитерские, парфюмерные изделия.

8. Аптекари занимали привилегированное положение в обществе, объединялись в цеха, имели самоуправление.

Медицинское образование в средние века.

В средние века на востоке врачей готовили в медицинских школах, которые создавались при больницах. Их значение:

1. Сохранили научное наследие античности.

2. Привнесли свои опытные знания в развитие медицины.

Медицинское образование в Европе носило университетский характер. На основе первых королевских школ создаются university, где давались общие знания, действовал общий «устой» (образ жизни). Университеты были автономны от государства. Они имели свой герб, девиз, гимн.

Так, девиз Краковского университета – «Разум превыше всего». Руководство университетами того времени строилось на принципах самоуправления и выборности (малый и большой Советы). Обучение велось на латинском языке до XIX столетия.

Те лица, которые получали образование в университетах, назывались студентами (studio – учить, вдыхать). Студенты жили в бусах (общежитиях), объединялись в землячество (по местности от куда приехали.

Студентами могли быть только мужчины, которые принимали обеты (например, безбрачия). Начинали учиться в 15-16 лет.

Классический университет имел 3-4 факультета:

· для тела (медицинский)

· для наследства (юридический)

· для души (философский, теологический).

В начале изучали 7 свободных наук: диалектика, риторика, грамматика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка. После изучения этих наук можно было получить степень бакалавра. Затем – титул магистра. Только после этого можно было изучать медицину. Профессором назывался учитель риторики, ректором – преподаватель. Ректоры делились на 4 группы: dicnus, dicnisimus, magnificus, magnitifisimus.

Университетское образование в средние века носило схоластический характер, новые знания приобретались только из трудов авторитетов, опыт отрицался, вскрытия трупов запрещались. Книга встала между больным и врачом.

Но на юге Италии возникла Салернская школа здоровья, в которой обучение шло у постели больного. Здесь приобрели своё развитие идеи клинического наблюдения Гиппократа.

В этой школе впервые было введено понятие веса лекарственных средств, написан Салернский кодекс здоровья (руководство по здоровому образу жизни, он начинается со слов: пусть твоим врачом будет покой, умеренность в пище, веселый характер).

Развитие медицинской науки в Европе.

Наука в Европе имела, преимущественно, схоластический характер; на Востоке – обобщающий, эмпирический характер.

Одним из величайших учёных того времени на Востоке был Ар Рази. Он написал книгу о медицине в 20 томах. Он впервые отделил оспу и корь, предложил методику ухода за ротовой полости при кори и других заболеваниях. При написании своих трудов он отмечал важность специализации медицины, важность постоянного изучения и совершенствования медицины. Писал популярные книги по медицине.

Другим известнейшим врачом Ибн – Сина (Авиценна, 980-1037). Родился около Бухары. Он не имел высшего медицинского образования, владел 12 специальностями. Основной труд Ибн – Сины – «Канон врачебной науки» (1017) из 5 томов.

«Канон» является фундаментальной энциклопедией медицинских знаний. В этом труде изложена теория медицины (анатомия, физиология, общая этиология, симптоматология), учение о лекарственных веществах, частная патология, терапия и хирургия.

Впервые ввел нервные потрясения как причину болезни. Предложил лечение музыкой, поэзией.



Источник: https://infopedia.su/9x10a08.html

Фармация и аптечное дело в Арабских Халифатах

Устройство больниц.:  Больницы Арабских Халифатов. В них впервые возникла идея

Лекция № 5

Средние века – это период европейской истории, главной социально-экономической характеристикой которого явилась феодальная общественная система. Хронологические рамки Средних веков весьма условны. Их началом в Западной Европе считается 476 г. – год падения Западной Римской империи. В истории средневековой Европы условно различают три периода:

ü Раннее средневековье (V–середина XIвв.);

ü Классическое средневековье (середина XI–XVвв.);

ü Позднее средневековье (XV–XVIIвв.).

Окончание Средних веков современная историческая наука связывает с временем Английской буржуазной революции 1640–1649 гг. и завершением Тридцатилетней воины (1618–1648 гг.).

Медицина в Средние века формировалась в тесной связи с социально-экономическим и культурным развитием народов. Большое влияние на нее оказали:

ü Развитие смежных наук (естествознания, математики, физики, механики, химии);

ü Становление философских систем и учений;

ü Мировые и национальные религии;

ü Многочисленные войны и крестовые походы;

ü Эпидемии и пандемии повальных болезней.

В истории медицины Средневековья были темные и светлые страницы, мертвящее влияние схоластики и живительный воздух гуманизма, великие эпохальные открытия и триумф эпохи Возрождения, была национальная и региональная ограниченность, но было и воистину интернациональное взаимодействие ученых, когда наука развивалась без языковых барьеров и государственных границ.

Средневековая медицина многолика. Став преемницей античного мира, она прошла сложный и тернистый путь и явилась той основой, на которой развивалась научная медицина и аптечное дело Нового времени.

Для эпохи раннего средневековья было характерно теологическое мировоззрение.

Католическая церковь жестоко преследовала естественнонаучные исследования, философские, рационалистические искания, светскую науку и культуру.

Церковь требовала безоговорочного подчинения ее авторитету, душила передовую мысль. Процветали мрачный аскетизм, безудержный мистицизм, периодически пылали костры инквизиции.

Однако в тот же период в отдельных странах получили дальнейшее развитие культура и образование, были созданы научные центры. На развитие лекарствоведения в этот период оказывали свое влияние магия, астрология и особенно алхимия.

***

В VII–VIII вв. арабы под руководством Мохаммеда и его наследников покорили Аравию и Египет, захватили Сирию, Палестину и Персию, овладели многими провинциями Византии, завоевали часть Индии и северного побережья Африки и вошли в Испанию. Господство арабов и их государства – халифаты – сохранялись до XII–XIII вв.

Огромное арабское государство просуществовало недолго и разделилось на Западный халифат с центром в Кордове и на Восточный халифат с центром в Багдаде. Однако экономическое и культурное общение народов, живущих в странах, временно объединенных Арабским халифатом, сохранилось и развивалось в течение почти пяти столетий.

Обширная торговля способствовала развитию в странах Востока разносторонней хозяйственной деятельности.

Начиная с VII в. в странах Ближнего и Среднего Востока возникла, сложилась и развилась богатая и разносторонняя культура, именуемая арабской. К числу народов средневекового Востока, внесших свой вклад в сокровищницу мировой культуры, относятся таджики, туркмены, узбеки, грузины, армяне, азербайджанцы, иранцы, арабы и другие.

Арабская культура характеризовалась положительной чертой – стремлением овладеть культурным наследием предыдущих эпох и далее развивать все прогрессивное в нем. Это особенно ярко проявилось в науке.

Cреди ученых в странах Востока исключительное место занимали ученые Хорезма.

«Блестящая плеяда представителей естествознания и медицины средневекового Востока – Абу-Бекр Мухаммед Закария ар-Рази, Джабир ибн Хайан, известные в Европе под именами Разеса и Гебера, Абу Юсуф Якуб Исхак ал-Кинди, Абу-Абдуллах Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми – значительно ранее европейских ученых ознакомились с научным наследием древнего мира и, творчески его перерабатывая, своими исследованиями и наблюдениями способствовали развитию этих наук. Благодаря им Ар-Рази (Разес) Европа познакомилась с сохраненными в арабских переводах трудами Аристотеля и многих других», – писал член-корреспондент Академии медицинских наук СССР В. М. Карасик.

Высшего развития средневековая наука в Хорезме достигла в творчестве Ибн Сины и Ал-Бируни, ученых X–XI вв., членов хорезмийской «академии Мамуна», подлинных энциклопедистов. Арабы создали ряд центров науки и просвещения, из которых особенно выделялись Багдад (VIII–IX вв.) и Кордова (X в.).

Наравне с философией, математикой и естествознанием медицина и фармация составляли часть общего образования ученых в Арабских халифатах. На медицину и фармацию в этот период значительное влияние стала оказывать химия.

В VIII–IX вв. появились арабские химики, не только воспринявшие знания и навыки своих александрийских предшественников, но и своеобразно развившие эти знания. Вместо греко-латинского названия «химия» арабы ввели свое название «алхимия». Главное место в алхимии арабы отводили учению о металлах, их получению и очистке, металлическим сплавам и трансмутации металлов.

Одним из первых крупных арабских алхимиков был Джабир ибн Хайан (721-815). Джабиру приписывают авторство «Книги-70», представляющей собой энциклопедию политических, теологических и натурфилософских знаний. Под именем Джабира (Гебера) до нас дошли различные сочинения, одни из них на арабском языке, другие – на латинском.

Из этих сочинений следует, что Джабир получил серную и азотную кислоты, серебра нитрат, ртуть хлорную. Азотная кислота была им получена при нагревании смесей селитры, медного купороса и квасцов. Он отметил важное свойство воздействия царской водки (смеси соляной и азотной кислоты) на золото, считавшееся до тех пор не поддающимся изменениям.

Также были изучены и соли: натрия хлорид, селитра, соли аммония и др.

К более позднему периоду относится деятельность другого арабского алхимика – Абу-Бекр Мухаммеда Закарии ар-Рази (865-925). Ар-Рази, или Разес, занимался медициной и алхимическими опытами. До нас дошли его сочинения «Книга тайн» и «Книга тайны тайн».

Ар-Рази был атомистом, вместе с тем он придерживался учения Аристотеля о стихиях и верил в возможность трансмутации металлов. В сочинениях ар-Рази упоминаются разнообразные вещества, описываются химическая посуда и различные лабораторные приемы. Предполагают, что ар-Рази создал классификацию веществ, известных в то время.

Он разделил их на три большие группы: землистые (минеральные), растительные и животные, предвосхищая распространенную впоследствии систему «трех царств природы».

Ар-Рази одновременно занимался медициной и основал больницу в Багдаде.

Интересно предание о способе, с помощью которого ар-Рази выбирал место, наиболее подходящее для построения больницы: он развешивал куски мяса в различных частях города и наблюдал, где оно дольше сохраняется и не загнивает. Это место он считал наиболее здоровым и, следовательно, подходящим для постройки лечебного заведения.

Как и во многих больницах Востока, при багдадской больнице существовала школа врачей, которой также руководил ар-Рази, связывая теоретическое обучение с больничной практикой.

Ар-Рази принадлежит до 200 трудов, в некоторых он описывает действие химических препаратов на обезьян.

С точки зрения развития фармации в странах Арабского Востока заслуживает внимания сочинение персидского медика Абу Мансура «Трактат об основах фармакологии», написанное в конце X в.

Это сочинение важно как источник сведений о химических знаниях того времени, в частности о разработке способов приготовления препаратов, представляющих собой экстрактивные вещества растительного происхождения.

В «Трактате» описываются простейшие способы перегонки для получения эфирных масел и дистиллированной воды.

Вслед за организацией больниц в странах Арабского халифата впервые появились аптеки. Первая регламентированная аптека была открыта в 754 г. в Багдаде (в Европе первые аптеки появились в VIII–X вв.). В этих аптеках арабы ввели правила приготовления лекарств.

Они издали эти правила в форме своеобразных фармакопеи под названием диспенсатория «караба-дини». Арабы избегали применения сильнодействующих средств и рекомендовали прибавлять к ним лимонный сок, фиалковый корень и другие вещества.

Для лечения больных они широко использовали легкие слабительные вещества: сенну, тамаринд. Особое место в фармации арабов занимало учение о ядах и противоядиях. Слова-термины: алкоголь, юлеп (по-персидски «розовая вода»), лоох, нафта, камфара, безоар и многие другие – арабского происхождения.

Арабами введены в фармацевтическую практику сахар (вместо меда) и лекарственные сиропы. С лечебной целью они применяли мускус, корицу, мускатный орех, гвоздику и др. Рецепты арабов отличались сложностью и включали до 60 ингредиентов. Арабы готовили пилюли, кашки, сиропы, пластыри, душистые масла.

В Дамаске было организовано специальное производство по перегонке ароматных вод, получению душистых мазей и других фармацевтических продуктов.

Развитие аптечного дела как лекарствоведения в Арабских халифатах было тесно связано с достижениями ученых Востока в области химии. Преследуя в первую очередь практические цели, больницы и аптеки оказывали большое влияние на развитие медицинских знаний. В халифате встречались некоторые зачатки государственной медицины.

Там были специальные должностные лица по наблюдению за больницами и аптеками. Существовали научные учреждения, включавшие в круг своих более широких интересов также и вопросы медицины. Среди них видное место занимали учреждения Средней Азии – библиотека Саманидов в Бухаре в X в.

, «Академия» хорезмшаха Мамуна в Хорезме в начале XI в.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что врачи Арабских халифатов и Византии сыграли большую роль в сохранении ценного наследия медицины древнего мира, в первую очередь античной Греции, Индии и других стран.

В то же время они самостоятельно и дальше разрабатывали медицинские знания.

Медицина и фармация народов Востока пробудила живое чувство природы, приблизила медицину к природе, естественным наукам, ввела в обиход много новых лекарственных средств и усовершенствовала технологию приготовления лекарств.

Врачи средневекового Востока придавали большое значение опытной проверке лечения, изучали действие лекарств на животных, тщательно наблюдали в больницах течение болезней, проверяли правильность описания их в литературе. «Проверяйте в больницах не всегда верные описания болезней, встречающихся в медицинских сочинениях», — говорил ар-Рази.

Арабская медицинская литература в области анатомии и физиологии была в основном переводной и компилятивной, заимствованной главным образом у Гиппократа и Галена. Ислам запрещал вскрытие трупов и в связи с этим хирургия и акушерство развивались слабее, чем лекарствоведение, гигиена и изучение инфекционных болезней.

.

Источник: https://mylektsii.ru/14-5767.html

12. Вклад врачей Арабских халифатов в медицинскую науку и здравоохранение

Устройство больниц.:  Больницы Арабских Халифатов. В них впервые возникла идея

Арабскиехалифаты

Древнейшейобластью расселения арабских племенбыл Аравийский полуостров

Именноздесь зародилась и, в основных чертах,сложилась к 622 г. самая молодая религия– ислам

Ееосновоположник Мухаммед из Мекки создалпервую в Западной Аравии мусульманскуюобщину (умма), положившую начало новомуисламскому государству

Врезультате последующих арабскихзавоеваний за пределами Аравийскогополуострова это государство превратилосьв обширную феодальную мусульманскуюимперию –Халифат

Теориимедицины в Арабских халифатах

Арабо-язычная медицина в течение 8 вековзанимала ведущее место в регионеСредиземноморья

Вобласти теории болезни воспринялидревнегреческое учение о четырехсубстанциях и четырех телесных соках

Влечении внутренних болезней первейшеевнимание уделялось установлениюправильного режима, и только потомпрописывались лекарства

Первыегигиенические требования в Коране

Фармацияв Арабских халифатах

Арабысыграли важную роль в становлении иразвитии фармации и создании фармакопей

Перваяаптека была открыта в Багдаде в 754 году

Впервыесконструировали и ввели в употреблениеперегонный куб, водяную баню, применилифильтрование, дистилляцию

УченыйДжабир ибн Хайан, известный в Европе поимени Гебера (VIII-IX вв.), получил сернуюи азотную кислоты, нитрат серебра,хлорную ртуть и т.д.

Больницыв Арабских халифатах

Перваябольница в мусульманском мире быласоздана в 707 году для больных лепрой

Больницыобщего типа строились на деньги халифов,принцев, богатых людей или врачей ищедро ими финансировались

Обслуживающийперсонал состоял из врачей и медицинскогоперсонала. При больницах создавалисьбиблиотеки и врачебные школы

Больницыфинансировались за счет частныхпожертвований. В больницах помещалипациентов с близкими по клиническойкартине заболеваниями, т.е. появлялисьпрофильные отделения. Начальноеобразование сводилось к обучению чтениюи письму, а также заучиванию текстовКорана.

Среднее образование получалив школах при мечетях, объем обучениясоответствовал византийскому«энциклиоспедиа» (с элементами медицины).Высшее образование давалось в «Домахзнаний».

Здесь, в частности, обсуждалисьмедико-гигиенические проблемы (всоответствии с представлениями Галена).Медицина в Халифате была в особом почете,т.к. согласно учению Пророка, знаниесостояло из двух частей: знание религиии знание тела.

Коран требует периодическихомовений (5 раз в день), запрещаетупотребление в пищу свинины и спиртныхнапитков и тем самым способствуетсохранению здоровья человека.

Ученые—медикиАрабских халифатов.

Крупнымиучеными арабского Востока были Абу Алиал-Хусейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибнАли ибн Сина (Авиценна). Абу Бакр Мухаммедибн ЗакарииаАр-Рази и др.

АбуАли ибн Сина (АВИЦЕННА; 980 – 1037)

Впервые слава кАвиценне пришла после того, как онпредупреждал людей, что после голодане следует есть много мяса и хлеба, таккак это может привести к гибели, и темсамым спасал их.

Авиценнанаписал «Канон врачебной науки», которыйтолько при его жизни издавался 40 раз.Поучительны разделы «Канона»: Овоспитании, Подарок матерям, Закондетства и др.

Он разработал «Философиюздоровья», где указывает на четыреосновы жизни: воздух, вода, земля, огонь,которым соответствуют четыре свойстваорганизма: сухость, влажность, холод,тепло.

К тому же великий философ,естествоиспытатель и врач вошел висторию как сторонник рациональнойпсихологии, заявивший о взаимовлияниипсихического и телесного в патологиии подтвердивший это клиническиминаблюдениями и опытным путем.

АбуБакрАР-РАЗИ (865 – 925) впервые на Востокеввел в практику написание историиболезни. С его именем связано применениев медицине ваты и изобретение инструментадля извлечения инородных тел из гортани.

Он написал более 200 трудов в различныхобластях знаний (теологии, философии,астрономии, минералогии), из которыхболее половины посвящены медицине.Ученый оставил заметный след в педиатрии.

В его работах даны рекомендации поуходу за глазами, полостью рта и зева,применению ванн, массажа, вариоляции.Особую ценность составляет его сочинение«Об оспе и кори», признанный самыморигинальным трудом средневековойарабоязычной медицинской литературы.

В нем Ар Рази четко сформулировал идеюзаразности этих заболеваний, описал ихдифференциальную диагностику (считаяих разными формами одной болезни).Лечение, питание больного, меры защитыот болезни, уход за кожей больного.

АЗ-ЗАХРАВИ(936 – 1013) в труде “Китабат-Тасриф”описал более 150 инструментов, разработанныхсамим автором, а также лечение переломов,грыжесечение, методику проведенияглазных операций, методы обезболиванияпри операциях. Аз-Захрави не оперировалженщин, так как ислам запрещаетправоверному мусульманину видетьобнаженным женское тело. Вместе с темон единственный из арабских врачей, ктоподробно описал клинику внематочнойбеременности

13.Значение трудов Авиценны (Абу-Али-ибн-Сина)для медицинской науки и практики.Ибн-Сина(Авиценна). 980—1037 гг. видный представительврачей Средней Азии, крупнейший врачсредневековья и один из наиболеевыдающихся врачей мировой истории.Главныйтруд всей жизни великого врача, которомуон отдал более 20 лет это знаменитый«Канон врачебной науки».

«Канонврачебной науки» разделен на пять книг.Первая книга содержит определениепонятия медицины, сведения по анатомиии общие сведения о болезнях, их причинахи проявлениях, о сохранении здоровья испособах лечения вообще. Во второй книгеизлагается учение о простых лекарствахи о способах их действия.

Третья книгасодержит частную патологию и терапию,описание отдельных болезней и способових лечения. Четвертая книга посвященахирургии и общему учению о лихорадке.В пятой книге описаны сложные лекарственныевещества, яды и противоядия.Большоеместо в «Каноне врачебной науки» занимаютвопросы гигиены.

Особые главы «Канонаврачебной науки» Ибн-Сина посвятилвоспитанию здорового и больного ребенка.В них содержится много тонких наблюденийи разумных советов. Ибн-Сина оказалсильное влияние на развитие педиатриив Европе.Другой сильной стороной«Канона врачебной науки» являетсяклиника.

Точные описания клиническойкартины болезней, тонкости диагностики,первые описания ряда клиническихявлений, их объяснения, приведеналатинском языке в 1544 г. Многие отделывнутренней медицины и хирургии объясненыавтором «Канона врачебной науки».

Диагностические методы Ибн-Синыразнообразны: ощупывание, наблюдениенад пульсом, определение влажности илисухости кожи, осмотр мочи и испражнений.Прирассмотрении любого заболевания Ибн-Синауказывал на условия, способствующиеего возникновению, мешающие сохранитьздоровье.

Физические упражнения Ибн-Синаназывал «самым главным условием»сохранения здоровья, на следующие местаставил режим питания и режим сна.«Умеренно и своевременно занимающийсяфизическими упражнениями человек ненуждается ни в каком лечении, направленномна устранение болезней».

Ибн-Синавыделил клиническую картину чумы,обратил внимание на заразительностьоспы, описал признаки плеврита, язвужелудка, отметил признаки диабета(обилие прозрачной мочи, «сладкийпривкус, как у меда» осадка мочи послеиспарения). Ибн-Сина высказал мысль оневидимых возбудителях лихорадочныхболезней.

Он утверждал, что оспой и чумойможно заразиться, если вдыхать воздух,идущий от больного, признавал возможностьпередачи болезни через плаценту, черезпочву и воду и для предотвращения этогорекомендовал кипячение воды. В «Каноневрачебной науки» Ибн-Сина описал клиникуи лечение туберкулеза легких и другихболезней органов дыхания. Указал назаболевание инфарктом миокарда.

Описалкартину, лечение и причину болезни,считавшейся в Европе до XIX века самойзагадочной – бешенство. Одним из лучшихлекарств Ибн Сина считал питье,приготовленное из печени бешеннойсобаки. Через столетия это получилоподтверждение – прививка.Ибн-Синаоставил заметный след в лекарствоведении.

Он собрал сведения о лекарствах изтрудов древних греческих, индийских идругих врачей, значительно дополнилсобственными наблюдениями и опытом,включая многие средства народноймедицины, индийские и китайские лекарстваи многие средства, которые далазарождавшаяся на Востоке химия. Ибн-Синаприменил ртуть, которая в X веке добываласьв окрестностях Бухары, для лечениясифилиса в виде вдыхания паров и втираний,причем им описаны проявления ртутногостоматита. Возникновение и развитие встранах арабского халифата аптек,несомненно, благоприятствовало развитиютерапии у Ибн-Сины. В «Каноне врачебнойнауки» было указано, как изучать действиелекарства. По Ибн-Сине, болезнь, прикоторой изучается действие лекарства,должна быть без осложнений. Былоподчеркнуто, что недостаточно изучатьдействие лекарства только на животноми что для окончательного суждения олекарстве необходимо наблюдать егодействие на больном человеке.

Ибн-Синаиспользовал физические методылечения. Многие главы «Канонаврачебной науки» посвящены хирургическимоперациям. В нем изложено учение окровопускании, описаны операциикамнесечения, трахеотомии, лечение рани травм. Для обработки ран Ибн-Синарекомендовал применять вино.

Долгоевремя был широко известен предложенныйим способ вправления вывиха плеча.Ибн-Сина применял гибкий катетер,сделанный из кожи животных, при операцияхна глазу в качестве материала для шварекомендовал применять тонкий женскийволос, при операции на прямой кишке длятой же цели — свиную щетину.

Интереснысоветы Ибн-Сины о том, как рано распознаватьзлокачественные новообразования,удалять их широким разрезом иприжигать.

Ибн-Сина отверг демонологическиепредставления о причине нервных ипсихических болезней, описал менингиткак особую болезнь, указывал, что приострых лихорадочных заболеваниях можетразвиться психоз, что самое вредное длябольного — это страх, и рекомендовалмузыку в качестве терапевтическогосредства.

14.Возникновение медицинских школ,университетов в Западной Европе, методыпреподавания в них.

Источник: https://studfile.net/preview/6394835/page:7/

Понятие «больница» впервые появилось в средневековом Халифате

Устройство больниц.:  Больницы Арабских Халифатов. В них впервые возникла идея

1000 лет назад исламское государство было центром цивилизации и процветания, все мечтали жить и учиться там. Этому немало способствовало невиданное развитие наук и искусств.

Да и бесплатная медицина, бесплатное лекарственное обеспечение, и само понятие «больница» впервые появились не в Европе, а в средневековом Халифате. Первые больницы были построены в Дамаске при халифе Валиде ибн Абдульмалике в начале 8 века.

Больницы назывались «бимаристан», от персидских слов: «бимар» — больной и «стан» — место.

Когда в Европе прокаженных сжигали на кострах, мусульманский правитель назначал пенсии для больных проказой, слепых и калек. До этого люди приглашали врачей на дом, и такого понятия как больница не существовало вовсе, так же как и не существовало государственных пособий для инвалидов.

В 9 веке халиф Харун ар-Рашид открыл еще пять больниц в Багдаде, после чего они начали строиться по всему Халифату.
В 878 году губернатор Египта Ахмад ибн Тулун построил первую больницу в Каире. Там впервые было открыто отделение для душевнобольных.

Но, пожалуй, самым знаменитым медицинским центром исламского мира стал построенный в 12 веке в Дамаске госпиталь Нуриддин, названный так в честь основавшего его правителя. В этой больнице, рассчитанной на 300 пациентов, работали более 20 врачей.

Во дворе огромного здания, больше похожего на дворец, находился фонтан и сад. Здесь проводились сложнейшие по тем временам хирургические операции и действовала лаборатория, где из компонентов, привезенных с разных концов огромной страны, создавались новые лекарства.

Именно в стенах Нуриддина были придуманы аспирин и зубная паста, которыми мы пользуемся по сей день.

Средневековые мусульманские больницы имели отделения для людей с разными недугами, в том числе отделения для психически больных и для оставшихся без попечения родных стариков и инвалидов. Также при них действовали поликлиники. Там работали врачи разных специализаций: терапевты, хирурги, офтальмологи и другие. В мусульманских больницах впервые появился младший медперсонал.

Все лечение осуществлялось за счет государства, и было доступно для всех, независимо от религиозной принадлежности. Бесплатными были также все медикаменты. Более того, когда пациент выписывался, ему выдавали 5 золотых динаров, чтобы он мог поддержать себя прежде, чем он сможет вернуться к работе.

Свидетелями такого невиданного доселе медобслуживания были и европейцы. Один из сопровождавших Наполеона во время его военной кампании в Египте лиц описал больницы, которые были построены за шесть веков до французского нашествия:

«В больницы приходили все больные без исключения, бедные и богатые. Им давали самых лучших врачей Востока и давали подарки. У них были места, в которых были напитки; аптеки, заполненные медикаментами и орудиями».

Правители старались придерживаться божественных законов в своей политике, сделав медицинское обслуживание бесплатным и доступным для всех, в полном соответствии со словами хадиса от пророка Мухаммеда (мир ему): «Имам — пастырь и он ответственен за свою паству».

А врачи изобретали новые лекарства и методы лечения, вдохновленные высказыванием Посланника Аллаха (мир ему): «Лечитесь, о рабы Аллаха, поистине Аллах не создал болезни, не создав от неё исцеления, за исключением старости и смерти» (Передал ат-Тирмизи).

Да о отцом современной медицины чаще, чем древнегреческого врачевателя Гиппократа, называют Авиценну. Самый известный и влиятельный философ-ученый средневекового исламского мира, конечно же, Ибн Сина (известный на Западе как Авиценна) — одна из самых блистательных, — «знаковых», как теперь выражаются, — фигур, воплотивших многовековое взаимодействие двух великих культур.

Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдулла́х ибн аль-Ха́сан ибн Али́ ибн Си́на (ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا — Abū ‘Alī Husein ibn ‘Abdallāh ibn Sīnā), родился в Афшане близ Бухары 16 августа 980 года и покинувший этот мир 18 июня 1037 г.

) — учёный, философ и врач, физик, зоолог и музыкант, астроном, психолог, механик и поэт, был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки.

При этом важно иметь в виду, что он не случайный «пример», ибо вырос в культурно-исторической среде, давшей таких титанов мирового масштаба, как поэты Рудаки и Фирдоуси, врач и философ Рази (ар-Рази, Абу Бакр Рази, латинизированное Разес); философ, учёный-энциклопедист Фараби (аль-Фараби) — один из наиболее выдающихся представителей восточного аристотелизма, заслуживший прозвание «Второй учитель» (после Аристотеля), автор трактата о классификации наук и «Большой книги о музыке»; Бируни (Беруни) — учёный-энциклопедист, автор трудов по истории Индии, по математике и астрономии, географии и топографии, физике, медицине, геологии и минералогии и др., впервые на Среднем Востоке высказавший мысль о том, что Земля движется вокруг Солнца.

Ибн Сина создал состоящий из пяти книг знаменитый труд «Канон врачебной науки» — «ал-Канун фи-т-тиб» (от греч. кanon — норма, правило).

Этот «канон» многократно переводился на многие языки — в частности, около 30 раз издавался на латыни — и более 500 лет служил обязательным руководством по медицине для медицинских школ арабского Востока и европейских университетов.

Считается, что пятитомный «Канон врачебной науки» был второй или одной из первых книг после Библии, которую напечатал немецкий изобретатель книгопечатания Иоганн Гутенберг (между 1394–1399 или в 1406–1468).

Первая в мире печатная книга по педиатрии (1472) — труд Багеллярда «Книжка о болезнях детей» содержит многочисленные ссылки на Ибн Сину, а первое издание второй появившейся в Европе печатной книги по детским болезням — «Регламента малых детей: как следует ухаживать за детьми и больными от их рождения до семилетнего возраста» (1473) представляло собой пересказ соответствующих глав «Канона».

В учебнике профессора Падуанского университета Феррари (1471) Ибн Сина цитируется около 3000 раз (Рази и великий римский медик II века нашей эры Гален — по 500 раз, а гений античной медицины Гиппократ — 140 раз).

Исследователи утверждают, что труды Ибн Сины изучал и хорошо знал Леонардо да Винчи. «Лучше ошибаться вместе с Галеном и Авиценной, чем быть правым, поддерживая других», — утверждал Микеланджело. В «Божественной комедии», сюжет которой целый ряд учёных связывает с повестью Ибн Сины «Живой, сын Бодрствующего», в кругу великих целителей есть и Ибн Сина: «Там Гиппократ, Гален и Авиценна…»

Ибн Сина исчислял траектории движения небесных светил, сочинял огромные фолианты философских трактатов, составил многотомную энциклопедию «Китаб аш-Шифа» («Книга исцеления»), книги по физике, зоологии, ботанике, музыке, несколько курсов логики (большой, средний и малый), он писал стихи, его перу принадлежат философские повести — кроме выше названной «Послание о птице», «Саламан и Абсал», комментарии к «Поэтике» Аристотеля… Список его произведений включает свыше 400 произведений.

По данным же иранского учёного Саида Нафиси, Ибн Синой созданы или его авторству приписываются 456 сочинений на арабском и 23 на таджикском языке. Таджикские учёные У. И. Каримов и А. М. Мирзоев утверждали в 1980 году, что достоверно известно около 450 научных трудов Ибн Сины, из которых 240 хранятся в разных библиотеках мира.

Источники: Ислам и наука, сайт Хуршида Даврона 

Источник: https://islam.in.ua/ru/kultura/ponyatie-bolnica-vpervye-poyavilos-v-srednevekovom-halifate

Больницы Арабских Халифатов

Устройство больниц.:  Больницы Арабских Халифатов. В них впервые возникла идея

Медицина средних веков

Периоды

V –X в. в. – раннее средневековье.

XI- XV в. в. – развитое средневековье.

XVI- XVII в. в. – позднее средневековье (эпоха Возрождения, эпоха Ренессанса).

В V веке произошло падение Римской империи. Образовались Западная и Восточная (Византия) части. Византия со столицей в Константинополе просуществовала до XV века.

В VI веке на Аравийском полуострове образовываются Арабские Халифаты(араб. khalifat, халиф- наместник Аллаха). Их территория распространялись до Закавказья.

Здесь был общий язык и общая религия – ислам (араб. islam- покорность). На Востоке имело место опытное познание, развивается математика (алгебра, десятичная система счета и пр.), химия.

Обучение в мусульманской школе – медресе (араб. madrasa).

В Европе в средние века господствовала схоластика (лат. sholion-объяснение) и теологическая доктрина.

Основу схоластики составляет метод философского и теологического(греч.theologia, от theos – бог) поиска истины, путем формальной логики.Фома Аквинский(ок. 1225- 1274 г.), считал, вера не противоречит разуму, «всякое познание есть грех, если оно не имеет целью познание Бога», «философия есть служанка теологии».

В XI в. Христианская церковь раскололась на католическую (греч. katolikos-всеобщий и ортодоксальную (греч. ortodoxos- правоверный).

Основы классической

средневековой схоластики:

• все знания даны в трудах авторитетов;

• новые знания могут быть получены только из трудов авторитетов, путем формальной логики и рассуждений;

• отрицание опыта.

Сожжение ведьмына костре инквизиции

(от лат.inquisitio– расследование)

Эпидемии в средние века

«epidemia» (греч. epi- над, demos- народ)

Причины эпидемий

1. Войны («крестовые походы») приводили к разрухе, голоду, миграции больших потоков людей.

2.Особенности устройства средневекового города: узкие улицы, отсутствие водопроводов, канализационных систем, выброс нечистот прямо на улицу.

3. Уровень санитарной культуры людей того времени(«в средние века Европа боялась бань», Людовик XIV мылся за всю жизнь два раза).

Характер эпидемий

1.Эпидемии носили характер пандемии

(греч. pandemia, pan – всеохватывающий), распространялись на целые страны и даже континент.

2. Частый характер.

3. Высокая смертность.

4.Смешанный характер (чума, pestis, loimos; оспа; проказа; тифы).

Меры борьбы с эпидемиями

• Санитарно – разъединительные мероприятия;

• Мероприятия по санитарному благоустройству городов;

• Методы простейшей (народной) дезинфекции;

• Теологические.

Санитарно– разъединительные мероприятия:

Карантин, 1374 г.(итал. quarantena – сорок, так как сорок дней наиболее часто встречаемый инкубационный период инфекционных заболеваний).

Изобретение противочумного костюма, в который входили сапоги, халат-балахон, маска-клюв.

Обозначение домов со случаями чумы

• Принятие санитарных регламентов.

• Введение санитарных должностей и органов (санитарный совет).

• Введение должностей штадт-физиков (греч. physis-природа) городских врачей, 1426 г.

• Учреждение должностей привратников.

• Устройство застав, кордонов на путях перемещения людей.

• Открытие изоляторов.

Мероприятия по санитарному

благоустройству городов:

v Мощение улиц, устройство стоков.

v Устройство канализационных систем.

v Охрана водоисточников, устройство водопроводов.

v Оборудование торговых мест на рынках.

Методы простейшей (народной) дезинфекции:

• Использование очистительных свойств огня.

• Окуривание помещений можжевельником.

• Прожигание вещей.

• Обработка уксусом.

Теологические

В Европе устраивались противочумные колонны, в честь победы или предупреждения чумы, им приклонялись и просили о меньших жертвах.

Мероприятия по борьбе с проказой (лепрой).

Больные проказой (греч. lepra) имели львоподобное лицо, уродливый вид, их боялись, не допускали в города, на рынки, места общественных собраний, церкви. Они носили особую одежду или символы, трещотками извещали о своем приближении, жили отдельными поселениями, в которых имелась иерархия и свои деньги.

Создание лазаретов для прокажённых (на острове Мальта создан Орден Святого Лазаря. Монах Лазарь, болел проказой. От его имени произошло название лазарет, итал. lazzaretto).

Больницы в средние века

Первая больницаоткрыта в IV веке в Византии (Кесарии), в Европе в VI веке в Париже – отель Дьё (божий дом), в монастыре Монте-Кассино.

Появление первых (христианских) больниц связано с идеей гостеприимства и помощью больным, немощным, калекам, бедным. Hospitalis (лат.)-гостевой, гостеприимный. Название- госпиталь (шпиталь, хоспис).

Причины открытия больниц:

Исторические (первые медицинские учреждения первобытного общества, античности).

Экономические (возникновение палат для заболевших странников– ксенодохий, греч. xenos-гость, dochio -вместилище).

Социальные:

-Эпидемии (создание лазаретов, изоляторов).

-Социальная функция религии.

Устройство больниц

Больницы Арабских Халифатов

В них впервые возникла идея профилизации отделений. Арабские учёные считали, что прежде чем лечить больных, необходимо их наблюдать. Ибн Сина «наблюдение- главное оружие врача». Для того, чтобы было легче наблюдать необходимо, группировать больных со схожими клиническими признаками.

Больницы в Арабских Халифатах имели амбулаторные отделения, аптеки, медицинские школы.Такие больницы с библиотекой и медицинской школой называли медицинскими академиями.

Больницы Византии

Имели регламент, в них открывались аптеки, медицинские школы, использовалась трудотерапия.

Больницы Европы

Преимущественно создавались при храмах, зачастую здесь была высокая скученность, антисанитария.

В основном первые больницы открывали и содержали религиозные ордена(например, Орден госпитальеров на острове Мальта).

В средние века в Европе утвердилась храмовая медицина. Одновременно возникает культ христианских святых– заступников больных.

В 1403 г.в Лондоне при монастыре открывается отделение, а затем госпиталь для психически больных«Bethlen Hospital» (“Bedlam”). Вплоть до конца XVIII в. Общество отрицало психически больных, их возили в клетках, бросали камни, избивали и пр. («карательная психиатрия»).

Первая аптека открыта в Багдаде в VIII веке. Аpoteka (греч.)– склад, кладовая.

Устройство аптеки:торговый зал, лаборатория, склад.

Мебель торгового зала(аптечные шкафы и т. д.).

Аптечная посудадля хранения лекарственных средств (изготавливалось из многих материалов: светлое или темное стекло, фарфор, дерево, камень, различных форм).

Аптеки создавались под каким-то символом(например, под символом крокодила, льва, белого орла).

Ребро кита- символодной из аптек Вероны, в которой был изготовлен яд для Джульетты

Лекарственные средства изготавливались из сырьярастительного, животного или минерального происхождения. В тех аптеках, которые основывались на принципах алхимии, преимущественно использовалось минеральное сырье.

Отсутствовали классификации лекарственных средств. Лекарства обозначались знаками, символами.

• Лекарственные средства изготавливались из большого числа ингредиентов, нередко часть из них носила экзотический характер(например: рог единорога, клык акулы, хвост крысы и пр.).

• Лекарственные средства имели высокую стоимость.

• Лекарственные средства выдавались пригоршнями, на вес.

• Поиск лекарств от всех болезней– «корень мандрагоры».

Не редко в аптеках изготавливалисьяды(страх в обществе).

Приготовление териака(универсальное противоядие)

В аптеках изготавливались виноводочные изделия (вино, настойки и пр.), кондитерские изделия.

Напиток «Кока-Кола»придумал фармацевтДжон Пембертон в Атланте (США) 8 мая 1886 г.

Музей марципанов

в Сентедре. (Марципан изготавливался из теста, сахара, тертого миндаля с добавлением целебных компонентов).

Устройство лабораториив аптеке: аппараты, приборы, приспособления для изготовления различных лекарственных форм.

В аптеках проводились диагностические исследования(например, исследование мочи). Уринометры – колбы из прозрачного стекла округлой или конической формы, служили для сбора и определения цвета мочи.

Аптечные ступы(для измельчения компонентов)

Аптекарский устав, аптекарские таксы, рецептурные книги.

• Обучение в аптеках шло по типу ученичества.

• Аптекари занимали привилегированное положение в обществе, входили в состав магистратов.

• Аптекари имели самоуправление, объединялись в цеха.

Фармацевты сделали ряд открытий

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/31106.html

Медицина в арабоязычных халифатах (vii-x вв.)

Устройство больниц.:  Больницы Арабских Халифатов. В них впервые возникла идея

Арабоязычная медицина в течение восьми веков занимала ведущее место в регионе Средиземноморья. Она сохранила, дополнила и возвратила в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленные в регионе к периоду раннего средневековья.

В области теории болезни арабы восприняли древнегреческие учения о четырех стихиях ' (араб, аг-kari) и четырех телесных соках (араб. ahlat), изложенные в «Гиппократовом сборнике» и работах Аристотеля, а затем прокомментированные в трудах Галена.

Согласно представлениям арабов, каждая из стихий и жидкостей участвует (в различных пропорциях) в создании четырех качеств: тепло, холод, сухость и влажность, которые определяют мизадж (араб, mizag — темперамент) каждого человека. Он может быть нормальным, в случае сбалансированности всех составляющих, или «неуравновешенным» (различных степеней сложности).

Когда равновесие нарушено, задача врача — восстановить первоначальное состояние. Мизадж не Является чем-то постоянным и изменяется с возрастом я под влиянием окружающей природы.

При лечении внутренних болезней первейшее внимание уделялось установлению правильного режима и только потом применялись лекарства, простые и сложные, в приготовлении которых арабы достигли высокого совершенства.

В значительной степени это связано с развитием алхимии. Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопеи. В городах стали открываться аптеки для приготовления и продажи

Алхимики средневекового арабо-язычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили .фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (которому дали название алко-холь). Завоевав Пиренейский полуостров, они принесли эти знания в Западную Европу.

Выдающимся философом, врачом и химиком раннего средневековья был Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа Ар-Рази (Abu Bakr Muhammad ibn Zakarlya al-RazT, лат. Rhazes, 850— 923). Родился он в Рее, недалеко от Тегерана. Медициной начал заниматься относительно поздно — когда ему было около 30 лет.

Большую часть жизни провел в Багдаде, где основал и возглавил больницу, которая всегда была переполнена учениками. Дошедшие до нас сочинения Ар-Рази свидетельствуют о многогранности его таланта. Будучи прекрасным химиком, он изучал действие солей ртути на организм обезьяны.

С именем Ар-Рази связано изобретение инструмента для извлечения инородных тел из гортани и применение ваты в медицине.

Ар-Рази составил первый в арабской литературе энциклопедический труд по медицине «Всеобъемлющая книга по медицине» («Kitab al-Hawi») в 25 томах.

Описывая каждую болезнь, он анализировал ее с позиций греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, после чего излагал свои наблюдения и выводы. В XIII в.

«Kitab al-Hawi» была переведена на латинский язык, а затем на многие европейские языки, постоянно переиздавалась в средневековой Европе и вместе с «Каноном медицины» Ибн Сины (см. с. 164) в течение нескольких столетий была одним из основных источников медицинских знаний.

Другой энциклопедический труд Ар-Рази «Медицинская книга» в 10 томах («Al-Kitab al-Mansuri»), посвященная правителю Хорасана Абу Са-лиху Мансуру ибн Исхаку, обобщила знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, диететики, гигиены и косметики, хирургии, токсикологии и инфекционных заболеваний. В XII в.. она была переведена на латинский язык, а в 1497 г. издана в Венеции.

Среди многочисленных сочинений Ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат «Об оспе и кори» («Al-“gudar! wa-1-hasba»), который признается многими авторами самым оригинальным трудом средневековой арабоязычной медицинской литературы.

По существу, это первое обстоятельное изложение клиники и лечения двух опасных инфекционных заболеваний, уносивших в, то время немало человеческих жизней. Даже сегодня он мог бы быть великолепным учебным пособием для студентов.

В нем Ар-Рази четко сформулировал идею заразности этих заболеваний и описал их дифференциальную диагностику (считая оспу и корь разными формами одной болезни), лечение, питание больного, меры защиты от заражения, уход за кожей заболевшего. Первое печатное издание этой блистательной работы появилось в Венеции в 1498 г.

, после чего она неоднократно издавалась в Европе на латинском, греческом, французском, английском языках. Широко известно ее лондонское издание 1766 г. «De variolis et morbilis or Liber de pestilentia».

Известно, что исламские традиции не допускают вскрытия человеческого тела. Тем не менее врачи-мусульмане внесли существенный вклад в развитие отдельных областей анатомии и хирургии. Особенно ярко это проявилось в офтальмологии.

Исследуя строение глаза животных, известный египетский астроном и врач Ибн ал-Хайсам (Ibn al-Haitam, 965—1039, известный в Европе как Alhazen) первым объяснил преломление лучей в средах глаза.и дал названия его частям (роговица, хрусталик, стекловидное тело и т. д.).

Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз и предложил использовать их при чтении в пожилом возрасте. Капитальный труд Ибн ал-Хайсама «Трактат по оптике» («Kitab al-Manazir») прославил его имя в странах Востока и Западной Европы.

К сожалению, арабский оригинал этой книги не сохранился. Она дошла до наших дней в латинском переводе — «Opticae thesaurus Alhazeni arabis» («Сокровища оптики араба Альхазена»).

К плеяде замечательных арабских окулистов принадлежит и Аммар ибн Али ал-Маусили (cAmmar ihn cAli al-Mausili, X в.), один из известнейших глазных врачей Каира. Разработанная им операция удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи изобретенной им полой иглы имела большой успех и получила название «операция Аммара».

Большой вклад в развитие учения о глазных болезнях внес Али ибн Иса (CA1I ibn cIsa), живший в Багдаде в первой половине XI в. В предисловии к своей знаменитой книге «Меморандум для окулистов» («Tadkirat al-Kahhalin») Иса отметил, что испытал значительное влияние Галена и Хунай-на.

Первая часть меморандума посвящена описанию глаза и его строения, вторая — болезням глаза, которые ощущаются органами чувств, третья— болезням глаза, которые незаметны для больного. Переведенная на латинский язык, эта книга в течение веков была главным учебным руководством для студентов и вплоть до XVII в.

оставалась основным трудом по офтальмологии в Западной Европе.

Лечение глазных болезней явилось той областью медицины, в которой влияние арабской школы ощущалось в Западной Европе вплоть до XVII в.

Источник: https://studopedia.ru/10_77918_meditsina-v-araboyazichnih-halifatah-VII-X-vv.html

Medic-studio
Добавить комментарий