Варианты социальной адаптации. Социальные и индивидуальные проявления

Виды социально-психологической адаптации и их характеристика

Варианты социальной адаптации. Социальные и индивидуальные проявления

Виды социально-психологической адаптации и их характеристика

Социально-психологическая адаптация играет важную роль в успешном овладении знаниями студентами на первоначальной стадии обучения.

Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции.

Различают следующие два вида адаптации:

-биофизиологическую;

-социально-психологическую.

Биофизиологическая адаптация – приспособление организма к устойчивым и меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и другим внешним физическим условиям и воздействиям), а также к изменениям и в самом себе.

Социально-психологическая адаптация – это процесс вживания человека в определенный коллектив, включающий его в систему отношений, сложившихся в нем. На социально-психологическом уровне выделяются две составляющие.

Это, во-первых, возрастание числа неопределенных социальных ситуаций, в которых конкретная социальная группа еще не имеет нормативных предписаний о целях и результатах своей деятельности – ни идущих «сверху», со стороны групп более высокого уровня общности, ни лежащих в собственном групповом опыте.

Во-вторых, подобные изменения социальной действительности сопровождаются возникновением новых видов социальной деятельности и появлением новых социальных ролей.

Это ведет к соответствующим альтернативным проявлениям на уровне «группового сознания» – возникновению специфических, не существовавших ранее групповых норм и одновременной представленности множества различных социальных норм, в том числе и антагонистичных по своему характеру.

Социально-психологическая адаптация – это процесс эффективного взаимодействия с социальной средой. Она соотносится с социализацией – процессом взаимодействия с социальной средой, в ходе которого индивид овладевает механизмами социального поведения и усваивает его нормы, имеющие адаптивное значение.

Состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно включается в ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, идет навстречу ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней группа, переживает состояние самоутверждения и свободы выражения творческих способностей, называется социально-психологической адаптивностью.

Процесс социально-психологической адаптации тесным образом связан с развитием индивидуальности. Существует факт различия индивидуально-психологических особенностей социальной адаптации в разных сферах бытия человека, она происходит не одновременно и не с одинаковой интенсивностью.

Таким образом, на социально-психологическом уровне процесс социализации протекает в неопределенных социальных ситуациях, многообразии принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм.

Личностные проявления ситуации социальной нестабильности приводят к изменениям, связанным с нарушениями временной перспективы, повышенной тревожностью, актуализацией психологических защит, которые могут способствовать сохранению внутреннего комфорта человека даже при нарушении им социальных норм и запретов, поскольку, снижая действенность социального контроля, они создают почву для самооправдания Избирательность отношения человека к группе и коллективу связана с опосредованием психологической защиты. Она является своеобразным фильтром, включающимся при существенном рассогласовании между собственной системой ценностей и оценкой своего поступка или поступков близких людей, отделяющих желательные воздействия от нежелательных, соответствующих убеждениям, потребностям и ценностям личности – от несоответствующих.

Главное в адаптации – степень приспособления организма к условиям среды, а также возможности, которые у него имеются для того, чтобы поддерживать функционирование на нужном уровне.

Референтными показателями адаптированности личности являются эмоциональные состояния. Положительные эмоции, которые человек испытывает в отношениях с друзьями, в бытовой сфере, удовлетворительное самочувствие, ощущение душевного комфорта – все это факторы адаптированности личности.

К факторам, ухудшающим адаптацию в экстремальной или сложной ситуации, относится недостаток информации. Этот фактор считается основной причиной дезадаптации. Именно из-за недостатка информации могут включаться эмоции и начинаться стрессовые состояния.

Наоборот, облегчает адаптацию опыт человека, особенно в преодолении трудностей, хорошее здоровье и волевые качества.

Адаптация студентов к условиям обучения имеет, конечно, свою специфику. Основной составной частью проблемы адаптации могут оказаться люди с совершенно разным уровнем общих и специальных способностей. Успешность в обучении может быть не только и не столько показателем общей одаренности или высокой трудоспособности.

Источник: https://infourok.ru/vidi-socialnopsihologicheskoy-adaptacii-i-ih-harakteristika-2754708.html

Социальная адаптация и ее виды

Варианты социальной адаптации. Социальные и индивидуальные проявления

Определение 1

Социальная адаптация выступает в качестве одного из значимых объектов социологической науки.

Исследователи определяют социальную адаптацию как особый процесс, который оказывает влияние на приспособление отдельной личности или более широкой социальной группы к новым условиям, или же к условиям, которые претерпевают постоянные изменения по различным параметрам (экономическим, политическим, социальным, духовным и иным). Иными словами, социальная адаптация – это результат приспособления человека к социальной группе или обществу, в котором он существует или планирует реализовывать свою жизнедеятельность.

От адаптационного процесса человека напрямую зависит возможность его самореализации, выявления и раскрытия творческого потенциала.

Адаптируясь, человек вступает в совершенно новые социальные связи, и если они достаточно крепки, то и цели, которые ставит перед собой личность, адаптируясь, будут реализовываться более успешно.

Тем не менее, адаптация – это не только привыкание и общение: это более глубокий процесс. Он предполагает оценку своих способностей, соотнесение возможности удовлетворения потребностей с теми ресурсами, которыми располагает общество.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Человек зависит не только от людей и социальных институтов, которые окружают его: он также зависит и от существующих в обществе установленных норм и законов.

Попадая в новую среду, он обязан исполнять их, даже если они расходятся с его мировоззрением и пониманием ситуации. Только в этом случае он будет «своим», не будет отвергнут обществом.

Особо это важно в том случае, если человек в течение долгого времени стремился стать частью какой-либо общности, и, попав в нее, негласно должен быть согласен с ее установками, ценностями и нормами.

Замечание 1

Адаптация – это непрерывный процесс. Он касается человека даже тогда, когда тот не планирует изменить место своего жительства, работы. Окружающие условия постоянно меняются, на первое место выходит технический прогресс и его особенности.

Все это заставляет человека приспосабливаться, чтобы быть полноценным участником социальных, политических, экономических и иных отношений. В связи с этим человек сталкивается с несколькими проблемами.

Во-первых, каким образом определить свое предназначение, и во-вторых, как найти смысл жизни, если действительность постоянно предлагает новые условия.

Виды социальной адаптации

Определение 2

Социальная адаптация – это особый процесс, который отличается управляемостью как извне, так и самим человеком, которому необходимо адаптироваться к новым условиям.

По сути, самоуправление – основа социальной адаптации, ведь только сам человек может осознать важность своей адаптации и найти оптимальные пути восприятия новых условий, при этом не нарушая установленные социальные нормы.

Существует несколько основных видов социальной адаптации, которые исследователи подразделяют по определенному набору признаков. Безусловно, стоит сразу уточнить, что социальная адаптация является наиболее доминирующим видом, но мы хотели бы уточнить значение каждой:

  1. Управленческая адаптация, или как ее еще называют «организационная» – она подразумевает, что без управления никакая социальная система не может существовать и выполнять свои функции.

    В этой связи, благодаря управленческой адаптации, руководство может предоставить человеку наиболее благоприятные условия, а также создать предпосылки для дальнейшего развития человеческой личности, обеспечивать его профессиональную и повседневную жизнедеятельность.

  2. Экономическая адаптация – это процесс, который сложился во время усвоения новых социальных и экономических норм и принципов, которыми располагает общество.

    Это адаптирование к условиям труда, заработной платы, социальным выплатам, пенсиям, а также к условиям социального страхования, которые предоставляют человеку новые общества.

    Без материальных ресурсов человек попросту не сможет отрегулировать и удовлетворить свои потребности, поэтому экономическая адаптация также играет довольно важную роль.

  3. Педагогическая адаптация представляет собой процесс приспособления к системе образования, ее стандартам и нормам.

    Воспитание играет очень важную роль в жизни человека, поскольку образование и воспитание – непрерывны.

    Человек оканчивает школу, университет, но по-прежнему продолжает обучаться, что дает ему возможность совершенствоваться и в негласном порядке адаптироваться к новым условиям.

Функции социальной адаптации

Социальная адаптация выполняет ряд особых функций. Во-первых, это мобилизующая, которая заключается в принятии отдельных элементов, как и в социальном, так и в психологическом освоении ценностной системы. Вторая функция – это стимулирующая.

Потребность в принятии новых норм и ценностей, стать «своим» в новой социальной группе в определенном смысле стимулирует человека совершенствоваться, изучать что-то новое, воспринимать совершенно новые, несвойственные ему формы жизнедеятельности.

По сути, процесс адаптации способствует развитию индивида, его процветанию, воспроизводству новых ценностей и вступлению в совершенно новую стадию социальной среды. Цель адаптации, как отмечают исследователи – это развитие личности в новых социально-политических, экономических и культурных условиях.

Это, в свою очередь, означает рост потребностей, их выход из категории «базовые» в категорию «возвышенные». А этот процесс, в свою очередь, ведет к повышению уровня образования и культуры.

По этой причине функционирование социальной адаптации представляется исследователями как преимущественно положительный процесс.

Но стоит сделать оговорку о том, что успех можно констатировать лишь в том случае, если внешние требования общества совпадают с внутренними возможностями личностями, ее готовностью отказаться от некоторых своих базовых установок ради процветания как собственного, так и общественного.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_adaptaciya/socialnaya_adaptaciya_i_ee_vidy/

Варианты социальной адаптации:

Варианты социальной адаптации. Социальные и индивидуальные проявления

  • радикальная адаптация – самореализация через изменение личностью существующего социального мира;

  • гиперадаптация – самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством её сверхдостижений;

  • гармоничная адаптация – самореализация личности в социуме посредством ориентации на социальные требования;

  • комформистская адаптация – приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировка самореализации;

  • девиантная адаптация – самореализация посредством выхода за существующие социальные требования (нормы);

  • социально-психологическая дезадаптация – состояние блокировки процессов самореализации и адаптации.

При любом из этихвариантов поведение конкретного человекаможно описать, используя общиехарактеристики поведения:

    • мотивированность – внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями личности;

    • адаптивность – соответствие ведущим требованиям социальной среды;

    • аутентичность – соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности;

    • продуктивность – реализация сознательных целей;

    • адекватность – согласованность с конкретной ситуацией.

Более частыми, номенее значимыми являются такие признакиповедения личности, как:

  • уровень активности (энергичность и инициативность);

  • эмоциональная выразительность (сила и характер проявляемых аффектов);

  • произвольность (самоконтроль);

  • осознанность (понимание своего поведения, способность объяснять его словами) и др.

Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»

Поднормальным поведением понимаютнормативно-одобряемое поведение, несвязанное с болезненным расстройствоми характерное для большинства людей.Анормальное поведение можно разделитьна: нормативно-неодобряемое, патологическое,нестандартное.

Существуют различныекритерии определения понятия.

Статистическийкритерий (метод),позволяющий определить норму дляповедения с помощью частоты, с которойоно встречается в популяции. Конкретнаяформа поведения (например, курение)может признаваться нормальной, еслиона встречается у большинства людей.

Статистическийкритерий сочетается скачественно-количественной оценкойповедения по степени его выраженностии степени угрозы для жизни.

Так употреблениеалкоголя признается нормальным вразумных пределах, но отклоняющимся –при злоупотреблении.

Также используютсяспециальные критерии оценки нормальности/аномальности поведения человека:психопатологический, социально-нормативный,индивидуально-психологический.

Сточки зрения психопатологическогокритериявсе поведенческие проявления можноразделить на две группы: пормальные ипатологические в значении «здоровье –болезнь». В классификации болезнейдевиантное поведение не выделено вкачестве отдельной нозологическойединицы, следовательно, оно не являетсяни формой патологии, ни строго определенныммедицинским понятием.

Оно находитсямежду нормой и патологией наряду сакцентуациями характера, ситуативнымиреакциями, нарушениями развития,предболезнью. Перечисленные формыхарактеризуются сложностью, сочетаннымхарактером проблем и неопределенностьюдиагностических признаков. Аналогично,любое расстройство из области психическойпатологии (психопатии, неврозы, психозыи т.д.

) неоднозначно связано с отклоняющимсяповедением.

Следующий,социально-нормативныйкритерий,имеет важное значение в различныхобластях жизни. Поведение каждогочеловека ежечасно оценивается ирегулируется с помощью разнообразныхсоциальных норм.

В соответствии ссоциально-нормативным критериемповедение, соответствующее требованиямобщества в данное время, воспринимаетсякак нормальное и одобряется.

Отклоняющеесяповедение, напротив, противоречитосновным установкам и ценностям.

С точки зрениясоциально-нормативного критерия ведущимпоказателем нормальности поведенияявляется уровень социальной адаптацииличности.

При этом нормальная, успешнаяадаптация характеризуется оптимальнымравновесием между ценностями, особенностямииндивида и правилами, требованиямиокружающей его социальной среды.

Соответственно, дезадаптация – этосостояние сниженной способности(нежелания, неумения) принимать ивыполнять требования среды как личностнозначимые, а также реализовывать своюиндивидуальность в конкретных социальныхусловиях.

Можно выделитьсоциальные и индивидуальные проявлениядезадаптации. Социальными проявлениямидезадаптации являются:

  • сниженная обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом;

  • хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах;

  • конфликты с законом;

  • изоляция.

Индивидуальныепроявления дезадаптации:

  • негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям;

  • завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм;

  • хронический эмоциональный дискомфорт;

  • конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений.

Последний,индивидуально-психологическийкритерий,отражает все возрастающую ценностькаждой личности, ее индивидуальности.

В соответствии сданным критерием современные требованияк человеку не ограничиваются егоспособностью выполнять социальныепредписания, но предполагают такжесамопознание и самобытие личности.

Всвязи с этим основополагающие качестваличности это: ее внутренняя позиция поотношению к внешнему миру и себе,способность принимать решения и делатьвыбор, а также личная ответственностьза собственное поведение.

Определениепонятия «отклоняющееся поведение»

Отклоняющееся поведение занимаетсобственную нишу в ряду психическихфеноменов. Оно существует наряду стакими явлениями, как психическиезаболевания, патологические состояния,неврозы, психосоматические расстройстваи т.д. Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статусличности на оси «социализация –дезадаптация – изоляция».

Известно, что в специальной литературетермин «отклоняющееся поведение»нередко заменяется синонимом – девиантноеповедение.

В настоящее время термин используетсяв двух основных значениях. В значениипоступок, действия человека, несоответствующие официально установленнымили фактически сложившимся в данномобществе нормам девиантное поведение выступает предметом психологии,педагогики, психиатрии.

В значениисоциальное явление, выражающееся вотносительно массовых и устойчивыхформах человеческой деятельности, несоответствующих официально установленнымили фактически сложившимся в данномобществе нормам и ожиданиям оно являетсяпредметом социологии, социальнойпсихологии.

Специфические особенности отклоняющегосяповедения личности:

  1. Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Следовательно, девиантное поведение – это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

  2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывает негативную оценку со стороны людей.

  3. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит ущерб самой личности или окружающим людям.

  4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

  5. Для того чтобы поведение можно было классифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности.

  6. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы.

  7. Девиантное поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

  8. В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Исходя из всего сказанного выше, можнодать следующее определение отклоняющегосяповедения (девиантного) – это устойчивоеповедение личности, отклоняющееся отнаиболее важных социальных норм,причиняющее реальный ущерб обществуили самой личности, а также сопровождающеесяеесоциальной дезадаптацией. Данноеопределение носит скорее дескриптивный(описательный) характер и прежде всегоориентировано на практическую работус людьми, имеющими отклонения поведение.

Изменения в обществе приводят к изменениюнорм, а следовательно, и видов поведенческихдевиаций. Но сами нормы и отклонения от них являются неотъемлемой частьюлюбой социальной системы. Следовательно,на социальном уровне отклоняющеесяповедение – это только одна из возможныхформ взаимоотношений между обществоми личностью.

На индивидуальном уровне девиантноеповедение выглядит более проблематичным,так как оказывается связанным с такиминегативными феноменами, как реальныйущерб для жизни самой личности илиокружающих людей, конфликт девиантнойличности с социальным окружением, еесоциальная дезадаптация. Следовательно,на личностном уровне отклоняющеесяповедение – это социальная позицияличности, выступающая в форме девиантногостиля и образа жизни.

Источник: https://studfile.net/preview/1845154/page:21/

Medic-studio
Добавить комментарий