Волевая регуляция личности. Теоретические подходы к исследованию воли.

Теоретические подходы к исследованию воли

Волевая регуляция личности. Теоретические подходы к исследованию воли.

1. Теоретические подходы к исследованию воли

Среди наиболее популярных направлений в исследовании проблемы воли выделяются так называемые гетерономные и автономные (или волюнтаристские) теории воли. Гетерономные теории сводят волевые действия к сложным психическим процессам неволевого характера – ассоциативным и интеллектуальным процессам

По Эббингаузу, воля – инстинкт, который возникает на основе обратимости ассоциаций или на основе так называемого “зрячего инстинкта”, сознающего свою цель. Для других гетерономных теорий волевое действие ассоциируется со сложной комбинацией интеллектуальных психических процессов (И. Гербарт).

Предполагается, что сначала возникает импульсивное поведение, затем на его основе актуализируется действие, вырабатываемое на основе привычки, а уже после этого – действие, контролируемое разумом, т.е. волевое действие. Согласно этой точке зрения, каждый поступок является волевым, т.к. каждое действие разумно. Гетерономные теории имеют достоинства и недостатки.

Их достоинством является включение фактора детерминизма в объяснение воли. Тем самым они противопоставляют свою точку зрения на возникновение волевых процессов точке зрения спиритуалистических теорий, полагающих, что воля есть некая духовная сила, не поддающаяся никакой детерминации.

Недостатком этих теорий является утверждение, что воля не субстанциональна, не имеет собственного содержания и актуализируется только в случае необходимости. Гетерономные теории воли не объясняют явлений произвольности действий, феномен внутренней свободы, механизмов образования волевого действия из неволевого.

Промежуточное место между гетерономными и автономными теориями воли занимает аффективная теория воли В. Вундта. Вундт резко возражал против попыток выводить побуждение к волевому действию из интеллектуальных процессов. Он объясняет волю с помощью понятия аффекта.

Самое существенное для возникновения волевого процесса – активность внешнего действия, которое непосредственно связано с внутренними переживаниями. В простейшем волевом акте Вундт выделяет два момента: аффект и связанное с ним действие. Внешние действия направлены на достижение конечного результата, а внутренние – на изменение других психических процессов, включая эмоциональные.

Теории автономной воли объясняют этот психический феномен исходя из законов, заложенных в самом волевом действии. Все теории автономной воли можно разделить на три группы:

o мотивационный подход;

o подход свободного выбора;

o регуляционный подход.

Мотивационный подход означает, что воля, так или иначе, объясняется с помощью категорий психологии мотивации. В свою очередь он делится на: 1) теории, которые понимают волю как сверхчеловеческую, мировую силу, 2) теории, рассматривающие волю как начальный момент мотивации действия и 3) теории, понимающие волю как способность преодолевать препятствия.

. Воля – это волевая регуляция или произвольное управление?

воля безволие личность

Очевидно, термину «управление» соответствует воля в широком понимании – связанная с тем, что называют произвольной регуляцией, а термину «регуляция» – узкое понимание воли, соотносящееся с проявлением силы воли, волевых качеств, используемых для удержания поведения человека в пределах норм, правил, необходимых параметров функционирования при наличии препятствий, затруднений.

Таким образом, произвольное управление и волевая регуляция – это не совершенно независимые психологические феномены, а такие, которые соотносятся как целое и его часть. Об этом говорил В. А. Иванников, рассматривая соотношения между произвольной и волевой регуляцией. Это же подчеркивал и В. И.

Селиванов, который писал, что как произвольная, так и волевая регуляция характеризуются одними и теми же признаками, а именно сознательной преднамеренностью поведения, основанной на разработке плана, – программы достижения цели; сознательный выбор определенного способа действия из ряда возможных; оценка трудностей и препятствий, стоящих на пути к цели, и необходимость мобилизации волевых усилий для их преодоления; сознательный контроль за исполнением выработанного плана – и сличением достигнутых результатов с первоначально поставленной целью. Различие же между тем и другим видом регуляции, – писал В. И. Селиванов, – состоит в масштабе преодолеваемых трудностей и препятствий, а следовательно, и в величине прилагаемых усилий.

Произвольное управление, являясь более общим феноменом, организует произвольное поведение (включая и волевое), реализуемое через произвольные, т. е. мотивированные (сознательные, преднамеренные) действия.

Волевая же регуляция, будучи разновидностью произвольного управления, реализуется через разновидность произвольных действий – волевые действия, для которых более существенным становится проявление волевых усилий и которые соотносятся с волевым поведением.

Воля (или произвольность) – это самоуправление своим поведением с помощью сознания, которое предполагает самостоятельность человека не только в принятии решения (пресловутая «свобода воли»!), но и в инициации действий, их осуществлении и контроле.

В лингвистике прибавление местоименного прилагательного само к тому или иному слову имеет вполне определенное словообразовательное значение, смысл которого заключается в обозначении направленности действия на того, кто его производит. Отсюда главной сущностью воли является самость.

Именно она отличает произвольное управление от непроизвольного. И именно ее имел в виду Аристотель, когда говорил о произвольной регуляции.

Развитие воли происходит в нескольких направлениях

§ Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.

§ Обретение человеком контроля над своим поведением.

§ Выработка волевых качеств личности.

§ Человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. С этим можно встретиться при отсутствии задатков к определенной деятельности, но через труд человек добивается хороших результатов.

. Произвольные и волевые действия

Таблица 1. Состав произвольных действий

Познавательные действияПсихомоторные действия
СмотретьСокращать мышцы
Слушать
ПринюхиватьсяРасслаблять мышцы
ЗапоминатьУскорять движения
ПрипоминатьЗамедлять движения
ПредставлятьАнализировать движения
ВоображатьСоразмерять движения по параметрам силы, быстроты, протяжённости
Думать

Волевое действие – это сознательное действие, связанное с преодолением серьезных трудностей на пути к цели и, в связи с этим, сопряженное со значительными волевыми усилиями.

. Волевая регуляция личности

Психология воли, как уже было сказано, изучает волевые действия, проблему выбора мотивов и целей, волевую регуляцию психических состояний, волевые качества личности. Под волевой регуляцией понимают намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости и выполняемому человеком по своему решению.

Волевое усилие – это способ, с помощью которого происходит преодоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей.

Данный механизм волевой регуляции соотносят с различными видами самостимуляции, в частности с ее речевой формой, с фрустрационной толерантностью , с поиском положительных переживаний, связанных с наличием препятствия.

Обычно выделяют четыре формы самостимуляции: 1) прямая форма в виде самоприказов, самоободрения и самовнушения, 2) косвенная форма в виде создания образов, представлений, связанных с достижением, 3) абстрактная форма в виде построения системы рассуждений, логических обоснований и выводов, 4) комбинированная форма как сочетание элементов трех предыдущих форм.

5. Различные проявления безволия

Противоположным волевому является безвольное поведение. При обычной его характеристике наблюдаются те же недостатки, что и при характеристике волевого поведения. Так, за безволие принимают как нежелание («явно выраженное отрицательное отношение к преодолению трудностей»), так и неспособность проявить силу воли («неумение подавлять в себе отдельные желания, настроения и чувства»).

Чаще всего безволие описывается как выражение отрицательных морально-волевых качеств или как некая характеристика воли в целом. В советское время проблема воли и, в частности, безволия оказалась сильно идеологизированной. Безволие превратилось в клеймо, стало показателем безыдейности, аморальности человека.

И это наложило отпечаток на понимание воли и безволия отечественными психологами.

6. Нарушения волевого контроля

Снижение силы волевых побуждений выявлено при различных психических заболеваниях и органических поражениях головного мозга. Были выделены такие нарушения воли, как абулия, гипобулия, гипербулия и парабулия. Абулия (от греч. abulia – нерешительность) – состояние безволия, отсутствие побуждения к деятельности.

Больной прекращает всякую деятельность, утрачивает все желания. Он подолгу лежит или сидит в постели, часто в стереотипной позе. В конце концов больной перестает выполнять даже те действия, которые связаны с удовлетворением самых примитивных физиологических потребностей (перестает есть, становится неряшливым, неопрятным).

Нередко при абулии отмечается мутизм – молчание: больной не говорит, не отвечает на вопросы.

7. Развитие волевых качеств

Формирование настойчивости и целеустремленности. Настойчивость развивается на основе воспитания у ребенка, начиная с дошкольного возраста, умения доводить до конца выполнение посильных заданий.

Положительную роль в воспитании настойчивости и целеустремленности играют значимые цели и осознание долга и ответственности за порученное дело.

Самое главное – научить ребенка не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий.

Осознание человеком своего долга, меры ответственности за развитие и реализацию своего таланта свидетельствует о том, что у него имеются все предпосылки для саморазвития целеустремленности и настойчивости. Если человек не будет сам желать достичь отдаленной цели, никакие ухищрения педагога не помогут.

Если же у человека имеется ярко выраженное стремление преодолеть все трудности, он может компенсировать некоторые недостаточно выраженные у него способности и достичь поставленной цели.

Воспитание дисциплинированности. Успех воспитания дисциплинированности зависит от того, насколько точно сформулирован и доступен для понимания перечень предъявляемых человеку требований. Кроме того, не менее важно закреплять навыки дисциплинированного поведения. Для исправления недисциплинированности могут быть приняты следующие меры:

. Вовлечение недисциплинированных учащихся в различные виды общественно полезной деятельности с учетом их интересов и ценностей, придание порученному делу значимости для всего коллектива, а не только для недисциплинированных учащихся.

. Предоставление недисциплинированным учащимся инициативы в некоторых общественно полезных делах.

. Укрепление в них веры в свои силы.

. Использование методов убеждения, поощрения, общественного одобрения, такта, доверия.

. Использование общественного мнения класса против злостных нарушителей дисциплины.

8. Характеристика отдельных волевых качеств

Волевые качества, связанные с целеустремленностью

Физиологическим механизмом целеустремленности является возникновение в мотивационной сфере человека стойкой инерционной доминанты, которая может управлять всем жизненным укладом человека, тормозя другие влечения и интересы.

Вследствие этого целеустремленный человек не разменивается на мелочи, не тратит свое время и силы на второстепенные для него цели. Он ясно представляет себе то, к чему он стремится и за что борется.

Такую целеустремленность называют одержимостью.

Терпеливость – это свойство человека длительное время терпеть с помощью волевого усилия неблагоприятные, в основном – физиологические состояния: усталость, гипоксию, голод, жажду, боль.

Упорство понимается как стремление достичь «здесь и сейчас», т. е. одномоментно, желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам.

Волевые качества, характеризующие самообладание

· Самообладание – это власть человека над самим собой. Конкретизируя это определение, автор отмечал, что самообладание предполагает наличие сильной воли, выражающейся в подавлении таких состояний человека, которые препятствуют достижению поставленных целей.

При этом в состав подавляемых состояний у автора попали не только страх, гнев, но и усталость, боль. Кроме того, самообладание означает подавление привычки, стремления, рефлекса.

Таким путем под самообладание можно подвести любое проявление силы воли и сделать эти понятия синонимичными.

Сложные морально-волевые качества

Источник: https://www.stud24.ru/psychology/teoreticheskie-podhody-k-issledovaniju-voli/390004-1313376-page1.html

Волевая регуляция личности. Теоретические подходы к исследованию воли

Волевая регуляция личности. Теоретические подходы к исследованию воли.

Психология воли, изучает волевые действия, проблему выбора мотивов и целей, волевую регуляцию психических состояний, волевые качества личности.

 Под волевой регуляцией понимают намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости и выполняемому человеком по своему решению. При необходимости торможения желательного, но социально не одобряемого действия имеют в виду не регуляцию побуждения к действию, а регуляцию действия воздержания.

 Механизмами волевой регуляции являются: механизмы восполнения дефицита побуждения, совершение волевого усилия и намеренное изменение смысла действий.

Механизмы восполнения дефицита побуждения состоят в усилении слабой, но социально более значимой мотивации посредством оценки событий и действий, а также представлений о том, какую выгоду может принести достигнутая цель. Усиление побуждения связано с эмоциональной переоценкой ценности на основе действия когнитивных механизмов.

Особое внимание роли интеллектуальных функций в восполнении дефицита побуждения уделяли когнитивные психологи. С когнитивными механизмами связана опосредствованность поведения внутренним интеллектуальным планом, который выполняет функцию сознательной регуляции поведения.

Усиление мотивационных тенденций происходит за счет мысленного построения будущей ситуации. Предвидение положительных и отрицательных последствий деятельности вызывает эмоции, связанные с достижением сознательно поставленной цели. Эти побуждения и выступают дополнительной мотивацией к дефицитарному мотиву.

 Необходимость совершения волевого усилия обусловливается степенью трудности ситуации.

Волевое усилие – это способ, с помощью которого происходит преодоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей.

Данный механизм волевой регуляции соотносят с различными видами само стимуляции, в частности с ее речевой формой, с фрустрационной толерантностью, с поиском положительных переживаний, связанных с наличием препятствия.

Обычно выделяют четыре формы само стимуляции: 1) прямая форма в виде само приказов, само ободрения и самовнушения, 2) косвенная форма в виде создания образов, представлений, связанных с достижением, 3) абстрактная форма в виде построения системы рассуждений, логических обоснований и выводов, 4) комбинированная форма как сочетание элементов трех предыдущих форм.

 Намеренное изменение смысла действий возможно в силу того, что потребность жестко не связана с мотивом, а мотив не однозначно связан с целями действия. Смысл деятельности, по А.Н. Леонтьеву, состоят в отношении мотива к цели.

Формирование и развитие побуждения к действию возможно не только благодаря восполнению дефицита побуждения (с помощью подключения дополнительных эмоциональных переживаний), но и благодаря изменению смысла деятельности.

Изменение смысла деятельности обычно происходит:

1) путем переоценки значимости мотива;

2) через изменение роли, позиции человека (вместо подчиненного стать лидером, вместо берущего дарующим, вместо отчаявшегося отчаянным);

3) с помощью переформулировки и реализации смысла в области фантазии, воображения.

Волевая регуляция в своих наиболее развитых формах означает подключение незначимого или малозначимого, но обязательного для исполнения действия, к смысловой сфере личности. Волевое действие означает превращение прагматического действия в поступок вследствие его присоединения к моральным мотивам и ценностям.

 Проблема волевой регуляции личности тесно связана с вопросом о волевых качествах человека. Под волевыми качествами понимают такие особенности волевой активности человека, которые способствуют преодолению внешних и внутренних трудностей и при определенных обстоятельствах и условиях проявляются как устойчивые личностные черты.

 Наиболее важными волевыми свойствами являются – целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность, смелость и др.

 Целеустремленность понимается, как способность человека подчинять свои действия поставленным целям. Она проявляется в умении быть толерантным, т.е. устойчивым к возможным препятствиям, стрессам, неожиданным поворотам событий при ориентации на определенную цель.

 Настойчивость – способность мобилизоваться для преодоления трудностей, умение быть сильным, а также разумным и творческим в сложных жизненных ситуациях.

 Решительность – умение принимать и претворять в жизнь своевременные, обоснованные и твердые решения.

 Инициативность – способность к принятию самостоятельных решений и их реализации в деятельности, спонтанное выражение побуждений, желаний и мотивов человека.

Теоретические подходы к исследованию воли.

Традиционно воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Среди наиболее популярных направлений в исследовании проблемы воли выделяются так называемые гетерономные и автономные (или волюнтаристские) теории воли.

 1. Гетерономные теории сводят волевые действия к сложным психическим процессам не волевого характера – ассоциативным и интеллектуальным процессам. По Эббингаузу, воля – инстинкт, который возникает на основе обратимости ассоциаций или на основе так называемого “зрячего инстинкта”, сознающего свою цель.

 Для других гетерономных теорий волевое действие ассоциируется со сложной комбинацией интеллектуальных психических процессов (И. Гербарт).

Предполагается, что сначала возникает импульсивное поведение, затем на его основе актуализируется действие, вырабатываемое на основе привычки, а уже после этого – действие, контролируемое разумом, т.е. волевое действие.

Согласно этой точке зрения, каждый поступок является волевым, т.к. каждое действие разумно.

 Гетерономные теории имеют достоинства и недостатки. Их достоинством является включение фактора детерминизма в объяснение воли.

Тем самым они противопоставляют свою точку зрения на возникновение волевых процессов точке зрения спиритуалистических теорий, полагающих, что воля есть некая духовная сила, не поддающаяся никакой детерминации.

Недостатком этих теорий является утверждение, что воля не субстанциональна, не имеет собственного содержания и актуализируется только в случае необходимости. Гетерономные теории воли не объясняют явлений произвольности действий, феномен внутренней свободы, механизмов образования волевого действия из не волевого.

 Промежуточное место между гетерономными и автономными теориями воли занимает аффективная теория воли В. Вундта. Вундт резко возражал против попыток выводить побуждение к волевому действию из интеллектуальных процессов. Он объясняет волю с помощью понятия аффекта.

Самое существенное для возникновения волевого процесса – активность внешнего действия, которое непосредственно связано с внутренними переживаниями. В простейшем волевом акте Вундт выделяет два момента: аффект и связанное с ним действие.

Внешние действия направлены на достижение конечного результата, а внутренние – на изменение других психических процессов, включая эмоциональные.

2. Теории автономной воли объясняют этот психический феномен исходя из законов, заложенных в самом волевом действии. Все теории автономной воли можно разделить на три группы:

мотивационный подход;

подход свободного выбора;

регуляционный подход.

Мотивационный подход означает, что воля, так или иначе, объясняется с помощью категорий психологии мотивации. В свою очередь он делится на: 1) теории, которые понимают волю как сверхчеловеческую, мировую силу, 2) теории, рассматривающие волю как начальный момент мотивации действия и 3) теории, понимающие волю как способность преодолевать препятствия.

 Воля как мировая сила, воплощенная в человеке, была предметом исследования Э. Гартмана и А. Шопенгауэра. О Шопенгауэровском пессимизме было сказано немало слов. Шопенгауэр считал, что сущностью всего является мировая воля. Она – совершенно иррациональный, слепой, бессознательный, бесцельный и притом никогда не прекращающийся и не ослабевающий порыв.

Она универсальна и является основанием для всего существующего: порождает все (путем процесса объективации) и управляет всем. Лишь творя мир и глядясь в него, как в зеркало, она получает возможность осознавать себя, прежде всего в том, что она есть воля к жизни. Воля, существующая в каждом человеке – просто объективация мировой воли.

Значит, учение о мировой воле является исходным, а учение о человеческой воле – вторичным, производным. Шопенгауэр представляет разные способы избавления от мировой воли. Общим является положение о том, что все способы реализуются через духовную деятельность (познавательную, эстетическую, нравственную).

Оказывается, что познание, эстетическое созерцание способно избавлять от “служения” мировой воле. Большое внимание он уделяет нравственным способам.

 Такое же приблизительно понимание воли как активной силы, обеспечивающей действия человека, было характерно для Г.И. Челпанова. Он считал, что душа обладает собственной силой совершать выбор и побуждать действие. В волевом акте он выделял стремление, желание и усилие; позднее стал связывать волю с борьбой мотивов.

 Воля как начальный момент мотивации действия – предмет исследования разных авторов (Т. Гоббса, Т. Рибо, К. Левина). Общим для всех концепций является положение о том, что воля обладает способностью побуждать действия. Т.

Рибо добавлял, что она может не только побуждать к действию, но и тормозить какие-то нежелательные поступки. Отождествление Куртом Левиным побудительной функции воли с квазипотребностью как механизмом побуждения к намеренному действию привело западную психологию к отождествлению мотивации и воли.

Левин различал волевое поведение, осуществляемое при наличии особого намерения, и полевое поведение, совершаемое в соответствии с логикой (силами) поля. В понимание воли Левин вкладывал в основном динамический аспект. Это – внутреннее напряжение, вызванное каким-то незавершенным действием.

Реализация волевого поведения состоит в том, чтобы снять напряжение посредством определенных действий – движений в психологической среде (локомоций и коммуникаций).

 Воля как способность преодолевать препятствия исследовалась в работах Ю. Куля, Х. Хекхаузена, Д.Н. Узнадзе, Н. Аха, Л.С. Выготского. В данном случае воля не совпадает с мотивацией, а актуализируется в трудной ситуации (при наличии препятствий, борьбы мотивов и проч.), такое понимание воли в первую очередь ассоциируется с волевой регуляцией.

 Ю. Куль связывает волевую регуляцию с наличием затруднений при осуществлении намерений. Он различает намерение и желание (мотивацию). Активная намеренная регуляция включается в момент возникновения препятствия или конкурирующих тенденций на пути желания.

 Х. Хекхаузен выделяет четыре стадии мотивации действия, на которые приходятся разные механизмы – мотивационные и волевые. С первой стадией соотносится мотивация до принятия решения, со второй – волевое усилие, с третьей – осуществление действия, с четвертой – оценка результатов поведения. Мотивация обусловливает выбор действия, а воля – его усиление и инициацию.

 Д.Н. Узнадзе соотносит формирование воли с деятельностью, которая направлена на создание независимых от актуальных потребностей человека ценностей. Удовлетворение актуальной потребности происходит с помощью импульсивного поведения.

Другой вид поведения не связан с импульсом актуальной потребности и называется волевым. Волевое поведение отличается, по Узнадзе, от импульсивного тем, что оно имеет предшествующий акту принятия решения период.

Поведение становится волевым только благодаря мотиву, который так видоизменяет поведение, что последнее становится приемлемым для субъекта.

 Преодоление препятствий, согласно Н. Аху, возможно при актуализации волевых процессов. Мотивация и воля не совпадают. Мотивация определяет общую детерминацию действия, а воля усиливает детерминацию. В волевом акте выделяется две стороны: феноменологическая и динамическая.

Феноменологическая включает в себя такие моменты как 1) ощущение напряжения (образный момент), 2) определение цели действия и ее соотношение со средствами (предметный), 3) совершение внутреннего действия (актуальный), 4) переживание трудности, совершение усилия (момент состояния).

Динамическая сторона волевого акта заключается в реализации, воплощении мотивированного (волевого) действия.

 Л.С. Выготский рассматривает преодоление препятствий как один из признаков воли. В качестве механизма усиления побуждения к действию он определяет операцию введения вспомогательного мотива (средства). Таким дополнительным мотивом может быть жребий, счет на раз, два, три и др.

В более поздних работах он меняет свой взгляд на волю, используя понятие смысловых образований сознания, которые, если в них изменить смысловой акцент, могут усилить/ослабить побуждение к действию. По его мнению, интересна тенденция, которая обнаруживается при выполнении бессмысленных поручений.

Она состоит в том, чтобы путем создания новой ситуации, внесения изменений в психологическое поле, придти к ее осмыслению.

 Мы рассмотрели одно из направлений в исследовании воли – мотивационный подход. Его достоинством было исследование воли как самостоятельного психического феномена, недостатки состоят в том, что объяснение механизмов возникновения воли не имело определенного источника: исходили то из телеологических интерпретаций, то из естественнонаучных, то из причинно-следственных.

 Подход свободного выбора состоит в соотношении волевых процессов с проблемой осуществления выбора, с ситуацией, в которой нередко оказывается любой человек. И. Кант интересовался вопросом о совместимости, с одной стороны, детерминированности поведения, а с другой – свободы выбора.

Причинность материального мира, сопоставляясь им с детерминированностью поведения, а нравственность предполагала свободу выбора. Воля становится свободной при подчинении ее нравственному закону. “Короче говоря, парадокс свободной воли разрешается, а вернее сказать, устраняется в системе Канта очень просто.

Стремление Воли к самоуничтожению существует лишь в мире явлений. Но в этом мире нет свободы, нет свободной воли, стало быть, последняя никакой ответственности за этот парадокс нести не может (и он по сути дела оказывается не более чем видимостью).

Что же касается того мира, где она обитает, – мира вещей самих в себе, – то в нем властвует “закон долга”, категорически препятствующий тому, чтобы одна свободная воля каким бы то ни было образом ограничивала, а тем более уничтожала другую.

 Кроме философской точки зрения, существует ряд психологических трактовок воли в русле проблемы свободного выбора. Так, У.

Джемс считал, что основная функция воли состоит в принятии решения о действии при наличии двух или более идей.

В такой ситуации главнейший подвиг воли заключается в направлении сознания на привлекательный объект. Выбор как одну из функций воли рассматривает и С.Л. Рубинштейн.

 Регуляционный подход соотносит волю не с определенными содержаниями, а с функцией осуществлять контроль, управление и саморегуляцию. М.Я. Басов понимал волю как психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции.

Волевое усилие определяется как субъективное выражение регулятивной волевой функции. Воля, лишена способности порождать мыслительные или иные действия, но она их регулирует, обнаруживаясь во внимании. По К. Левину, воля действительно может осуществлять управление аффектами и действиями.

Этот факт доказали многие эксперименты, проведенные в его школе.

Источник: https://students-library.com/library/read/65694-volevaa-regulacia-licnosti-teoreticeskie-podhody-k-issledovaniu-voli

Medic-studio
Добавить комментарий