. Волевое и произвольное действие. Волевая регуляция личности.

Воля и ее основные признаки. Волевое действие. Волевая регуляция поведения

. Волевое и произвольное действие. Волевая регуляция личности.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с умением преодолевать внешние и внутренние трудности на пути поставленной цели.

Проявление воли находит свое отражение в следующих свойствах (качествах):

– сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели;

– настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей;

– выдержка – умение сдерживать чувства, мысли, действия;

– решительность – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

– смелость – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

– самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач;

– дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

– обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности;

– организованность – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др.

Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели. Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

– необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом;

– несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

– на пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, неуверенность, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.

Иными словами, воля (ее наличие или отсутствие) проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения.

Волевое действие. Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, сформированная не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением. Поэтому психологи считают, что воля во-спитуема.

Структура волевого действия выглядит как последовательное осуществление следующих этапов:

1) постановка целевой задачи и появление стремления к ее достижению;

2) осознание путей к достижению цели;

3) возникновение мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов, итогом которой является выбор решения;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения.

Волевое действие может иметь как простые, так и более сложные формы.

Волевое действие, простое по форме, является побуждением, которое переходит непосредственно в действие по достижению цели.

В данном случае действию практически не предшествует сколько-нибудь сложный и длительный сознательный процесс.

Сама цель при этом не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается путем совершения привычных для субъекта действий, которые производятся почти автоматически, как только возникает стимул.

Для сложного волевого действия в его наиболее выраженной специфической форме характерно прежде всего то, что между стимулом и действием вклинивается опосредующий данное действие сложный сознательный процесс. Действию предшествуют расчет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.

Таким образом, волевое действие становится сложным процессом, включающим целую цепь различных этапов и последовательность различных стадий или фаз, тогда как в простом волевом действии все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в развернутом виде.

Сложное волевое действие можно разделить на 9 стадий, осуществляемых поэтапно:

1) возникновение побуждения;

2) предварительная постановка цели и возникновение стремления достичь ее;

3) осознание ряда возможностей достижения цели;

4) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

5) стадия обсуждения и борьба мотивов;

6) принятие одной из возможностей в качестве решения;

7) принятие решения;

8) осуществление принятого решения;

9) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Волевая регуляция поведения. Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, вьщержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность.

К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность.

Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.

По мнению В.А.Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий.

Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком.

Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: «Что случилось?» Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи.

Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий.

Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности.

В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения.

Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям.

Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него.

Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий.

Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл.

Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л.

Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним.

Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя… как субъекта… который… возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_21809_volya-i-ee-osnovnie-priznaki-volevoe-deystvie-volevaya-regulyatsiya-povedeniya.html

Теории воли. Волевое и произвольное действие. Механизмы волевой регуляции личности

. Волевое и произвольное действие. Волевая регуляция личности.

ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра педагогической психологии      

Реферат по теме:

«Теории воли. Волевое и произвольное действие. Механизмы волевой регуляции личности» 

Реферат по курсу «Психология личности»     

                 Выполнила: Студентка 2 курса ПС гр.
                 Никитина Екатерина Андреевна
                 Проверила: кандидат фил. наук, доцент
                 Каф. пед. психологии Юрина А.А.     

Майкоп, 2011 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

    1. Сущность понятия «Воля».
    2. Отношение к воле человека, начиная с античного времени и по настоящее время.
    3. Теории воли
    4. Произвольное и непроизвольное поведение
    5. Механизмы волевой регуляции личности

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                 

ВВЕДЕНИЕ 

    Человеку часто путем волевых усилий приходится преодолевать, ослаблять или подавлять свои непроизвольные действия, вести борьбу с закрепившимися привычками, ломать сложившиеся стереотипы. Для обыденного сознания – воля это ценное психологическое свойство или способность: волей стремятся обладать, волю воспитывают, с безволием борются.

    Жизнь человека каждый день наполнена чередой событий, которые влияют на наши поступки и действия.

Порой человек действует по привычному для его поведения сценарию, а порой действует против своего желания, но для пользы дела, либо наоборот идет на поводу своего желания, даже если осознает, что это может ему навредить.

Поведение человека зависит от того насколько проявляется его воля при решении определенных жизненных задач. Либо это импульсивное действие, за которым сразу действуют поступки, либо волевое, при котором будущие действия изначально анализируется, планируются, а затем только исполняются.

Так как же можно выработать в себе те волевые качества, которые позволят человеку взять под контроль собственную жизнь? Попробуем ответить на этот вопрос, изучив объект нашего исследования – «Волю» человека, где предметом исследования является – структура необходимых качеств, для регуляции личностного поведения.

    Целью исследования является изучение механизма волевой регуляции личностного поведения, а также руководство по развитию волевых качеств личности.     

 

    Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

    Воля – сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это надобно.

Способность человека достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, проявляемая в самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и различных процессов психических.

  Благодаря ей человек может по собственной инициативе исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою деятельность психическую и направить ее.

Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершено противоположные. Итак, воля направляет или сдерживает действия человека, а также организует деятельность психическую исходя из наличных задач и требований.

Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений к действиям, выполняемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям. Затем оно тало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний человека, связаннном с постановкой проблем свободы воли. Как основные функции свободы воли выделяются:

  1. выбор мотивов и цели;
  2. регуляция побуждения к действиям – при недостаточной или избыточной их мотивации;
  3. организация процессов психических – в систему, адекватную выполняемой деятельности;
  4. мобилизация физических и психических возможностей – при преодолении препятствий к достижению поставленной цели. Возможность произвольно регулировать действия и процессы психические, подчиняя их своим сознательным решениям, также объясняется наличием воли, как и проявление в действиях человека качеств настойчивости, решительности, выдержки, смелости и пр. Для проявления волевой регуляции нужны определенные условия – наличие препятствий и преград. Воля тогда и проявляется , когда появляются трудности на пути к цели; препятствия внешние – время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей и прочее; препятствия внутренние – отношения и установки, болезненные состояния, усталость и пр. Все эти препятствия, отражаясь в осознании, вызывают усилие волевое, кое создает нужный тонус, мобилизационную готовность для преодоления трудностей. Многообразие ситуаций, требующих срочной волевой регуляции – преодоление препятствий, направленность действия в будущее, конфликт мотивов, конфликт между требованием подчинения нормам социальным и имеющимся желаниями и прочим,  – сводимо к трем реальностям, в основе коих лежит необходимость:
  5. восполнение дефицита побуждения к действиям – при отсутствии их достаточной мотивации;
  6. выбор мотивов, целей, видов действия – при их конфликте;
  7. произвольная регуляция внешних и внутренних действий и процессов психических. Как социальное новообразование психики, волю можно представить как систему различных процессов психических или как особое внутреннее действие, включающее различные внешние и внутренние средства. Участие мышления, воображения, эмоций, мотивов и прочего в волевой регуляции приводило в истории науки к преувеличенной оценке либо интеллектуальных процессов (теории воли интеллектуалистические), либо аффективных процессов (теории  воли эмоциональные). Появились теории, где воля рассматривалась как первичная способность души (волюнтаризм). Волевая регуляция поведения и действий – это произвольная регуляция активности, формируемая и развиваемая под воздействием контроля за поведением со стороны общества, а затем – самококонтроля личности. Как основание волевых процессов, выступает характерная человеку опосредованность поведения за счет использования общественно выработанных орудий и средств. На этом строится процесс сознательного контроля над эмоциональными состояниями или мотивами, значительно вариативный индивидуально. За счет этого контроля обретается возможность действовать вопреки сильной мотивации или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающейся тем, что решение о ней исходит от самой личности и в регуляци используются личностные средства. Одно из таких средств личностной регуляции – изменение смысла действий. Намеренное изменение смысла действия, приводящее к изменению побуждения, может достигаться:
  8. переоценкой значимости мотива;
  9. привлечением дополнительных мотивов;
  10. предвидением и переживанием последствий действия;
  11. актуализацией мотивов посредством воображаемой ситуации;

    Развитие волевой регуляции прежде всего связано с формированием:

  1. богатой сферы мотивационно-смысловой;
  2. стойкого мировоззрения и убеждений;
  3. способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия. А также – с переходом от внешних способов изменения смысла действия к внутренним. Закрепленные волевые свойства обозначаются специальными терминами, такими как целеустремленность, решительность, выдержка, самостоятельность, мужество, настойчивость. Нужное волевое свойство можно сформировать и проявить далеко не при всех обстоятельствах; сверх того, эти свойства своеобразно зависят от характера дел, где проявляются.

     функция воли – является сознательная саморегуляция его активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

В соответствии с этим психологи выделяют в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие – активизирующую и тормозящую. Иногда первую функцию обозначают термином побудительная или стимулирующая.

    Еще одним важнейшим признаком волевого поведения считается то, что оно проявляется при преодолении препятствий – внутренних или внешних. Внутренние, субъективные, препятствия обусловлены поведением человека, выполняющего волевые действия, и могут быть вызваны усталостью, желанием развлечься, страхом, стыдом, ложным самолюбием, инертностью, просто ленью и т.д.

    Примером внешних препятствий могут служить различные помехи, расцениваемые как барьеры, стоящие на пути к достижению поставленной цели. Однако не любое действие, направленное на преодоление препятствия, называют волевым.

Так, подросток, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложный рельеф местности и даже залезть на высокое дерево, но эти действия  не являются волевыми, поскольку они вызваны, прежде всего, внешними причинами, а не внутренними установками человека.

    Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее.

Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. В некоторых случаях достижение ели оказывается дороже жизни, и тогда волевые действия могут привести к смерти субъекта.

Подтверждение этого положения могут служить примеры гибели бойцов во время пыток или смертельные исходы спортивных поединков.

    В действительности мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром. Детерминированность (причинная обусловленность) воли не означает принуждение человека к той или иной форме поведения. Просто без надлежащих внешних условий человек не сможет ни поддерживать, ни продолжать свою жизнь.

Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов природы и общества, а предполагает познание и выбор поведения, адекватного их действию. Материалистическое понимание природы воли не предполагает признание того факта что причины действий и поступков лежат в окружающей материальной и социальной среде.

Воля наряду с другими сторонами психики имеет материальную основу в вид нервных мозговых процессов. (5)

    В целом воля имеет условнорефлекторную природу. На основе временных нервных связей складываются и закрепляются различные ассоциации. Получаемая информация о действиях сличается с уже имеющейся программой.

Если поступившие сведения не соответствуют созданной в коре программе, то изменяется либо сама деятельность, либо программа. Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости, который выступает в качестве носителя цели действия.

Существующий в коре очаг оптимальной возбудимости нуждается в постоянной энергетической подпитке. Задачу энергетического снабжения коры выполняет ретикулярная формация, являясь своеобразным аккумулятором. Человек может проявить большую энергию при выполнении какого-либо дела.

Упорно стремиться к достижению цели именно блгодаря тому. Что ретикулярная формация поддерживает своей энергией очаг оптимальной возбудимости.

    Таким образом. Волевое поведение является результатом взаимодействия многих весьма сложных физиологических процессов мозга с воздействиями внешней среды. 

  1. Отношение к воле человека начиная с античного времени и по настоящее время.

 

    Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два аспекта: философско-этический и естественнонаучный. Они тесно переплетаются и могут рассматриваться только во взаимодействии друг с другом.

    Во времена античности и средневековья проблема воли не рассматривалась с позиций, характерных для современного ее понимания. Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с позиции его соответствия общепринятым нормам.

В античном мире, прежде всего, признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики. Так, по Аристотелю, природа воли выражается в формировании логического заключения.

Например, в его примере «Никомаховой этике» посылка «все сладкое надо есть» и условие «это яблоко сладкое» влекут за собой не предписание «это яблоко надо съесть», а именно умозаключение о необходимости конкретного действия – съедание яблока.

Следовательно, источник наших сознательных действий кроется в разуме человека.

    Надо отметить, что подобные воззрения на природу воли вполне обоснованы и поэтому продолжают существовать и сейчас.

    Фактически проблема воли не существовала в качестве самостоятельной проблемы и во времена средневековья. Показателен в этом плане обряд экзорциса – изгнание дьявола. Его существование свидетельствует о том, что человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы.

Более того, очень часто в средневековье воля наделялась самостоятельным существованием и даже персонифицировалась в конкретных силах, превращаясь в добрых и злых существ. Однако и в этой трактовке воля выступала как проявление определенного разума, ставящего себе определенные цели.

Познание этих сил – добрых или злых, по мнению средневековых философов, открывает путь к познанию «истинных» поступков конкретного человека.

    Следовательно,  понятие воли во времена средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами. Такое понимание воли в средние века было обусловлено тем, что общество отрицало возможность самостоятельного, т.е. независимого от традиций и установленного порядка, поведения конкретного члена общества.

  Человек рассматривался как простейший элемент общества, а набор характеристик, которые современные ученые вкладывают в понятие «личность», выступал в качестве программы, по которой жили предки и по которой должен жить человек.

Право на отклонение от этих норм признавалось лишь за некоторыми членами общины, например за кузнецом – человеком, которому подвластна сила огня и металла, или за разбойником – человеком-преступником, противопоставлявшим себя данному обществу.

    Вполне вероятно, что самостоятельная проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности.

Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку.

Стало господствовать мнение о том, что, только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.

    Оперируя историческими фактами, мы должны отметить, что появление свободы воли было не случайным. Первые христиане исходили из того, что человек обладает свободой воли, т.е. может поступать в соответствии со своей совестью, может делать выбор в том, как ему жить, поступать и каким нормам следовать. В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг абсолюта.

Источник: https://www.turboreferat.ru/psychology/teorii-voli-volevoe-i-proizvolnoe/82986-428322-page1.html

10. Определение воли. Произвольная и волевая регуляция деятельности. Структура волевого процесса

. Волевое и произвольное действие. Волевая регуляция личности.

Воля– форма регуляции поведения. Если эмоции- непроизвольные, волевая регуляция -произвольная.

Вундт.Как все явления сознания волевой процессимеет субъективную и объективнуюсоставляющие. Эмоция (у Вундта – чувство),продолжающаяся во времени есть аффективныйпроцесс (это сложное чувство). Еслиаффективный процесс с помощью какого-либопредставления может быть задержан илипрекращен, то он становится волевым.Волевой процесс – преобразованный,управляемый аффективный процесс.

Структураволевого процесса:

  • объективная (мотив, представление о предмете);
  • субъективная сторона (сила мотива, его чувственная, побудительная сила).

Мотив- особый синтез представления и чувства,который непроизвольно предшествуетдействию. В представлении нам дана цельволевого действия, а сопровождающиеэто представление чувства переживаютсякак побуждение к действию.

Мотив- единство содержательной и побудительнойпричин.

Вариантыволевого процесса:

1)Если мотив один (одно представление),то процесс импульсивный, он протекаетбеспрепятственно;

2)Если мотивов 2 и более, то волевомупроцессу должен предшествовать выбормотива, сопровождающийся чувствомсомнения. Завершение борьбы мотивовпереживается как акт выбора, емусопутствует чувство обдуманного решения.Такой процесс требует произвольности,для этого может требоваться осознаниемотивов, их соотнесение и т.д. Именно вэтом варианте волевой процесс приобретаетсвою подлинную сущность.

Вундто волевом процессе говорит как озадержанном аффекте, имеющем чувственнуюсторону – силу мотива; мотив может бытьодин или два и более.

Спецификаволевого процесса: завершение этогопроцесса происходит скачкообразно;завершается переходом в действие.

Джемс:Воля – основа развития личности. Глав.признак воли – преодоление непосредств-гожелания!

Произвольнаяи волевая регуляция деятельности.

Джемсназывает произвольные действияидеомоторнымиТакое действие совершается осознанно,исходя из сознательно поставленнойцели – идеи движения, действия.

Фундаментальное свойство идей действия- принцип идеомоторного акта: идея имееттенденцию переходить, воплощаться вреальное осуществление этой идеи.

(Непроизвольное действие – это простоответная реакция, без сознательнойцели, это сперва движение, потом егоосознание). Существенные характеристикиидеомоторных – произвольных – действий:

онисовершаются в связи с потребностямичеловека, сопровождаются чувствомхотения, и совершаются осознанно, исходяиз сознательно поставленной цели (идеидействия – представления о результате).

Произвольноедействие – реализует сознательнопоставленную цель, связанную с внутреннимпобуждением, есть желание его совершить.Волевое действие отличается отпроизвольного наличием решимостивыполнить действие. «Да будет так!»

Ноне всякое произвольное действие являетсяволевым. В структуру волевого актаДжемсвключает: идею цели, идеюдвижения, и реализацию движения.

Волевоедействиеотличается сущностнойхарактеристикой: наличием решимостивыполнить действие.

Это состояниевозникает при условиимотивационногоконфликта– ситуации,когда всознании находятся две противоположныеидеи действия, препятствующие другдругу. Но и мотивационный конфликт -недостаточное условие.

Его разрешениеможет происходить без участия воли.Джемс выделяет 4 типа конфликтов, которыеразрешаются без участия воли:

1.Размышление – человек оцениваетситуацию привлекая дополнительныедоводы, взвешивает все «за» и «против»,находит дополнительные основания длясовершения одного из действий.

2.Саморазрешение– столкнувшись сситуацией человек откладывает ее решениена некоторое время в надежде навозникновение дополнительныхобстоятельств, которые подтолкнут егок какому-либо решению.

3.Импульсивное – решение принимаетсянаугад, без обдумывания.

4.Личностные изменения – на решениеконфликта влияют новые изменения,произошедшие в личности: новый опыт,изменение ведущих мотивов. Здесь решениепроисходит посредством устранениясамой конфликтной ситуации.

Решимость,произвольное волевое усилиеприменяется для решения неразрешимогоконфликта. Если одно из решений кажетсянаиболее рациональным, или мы можем неиметь разумных оснований в его пользу.

Но волевым импульсом мы сообщаемразумному мотиву недостающую силу,волевым усилием, заменяющим здесьсанкцию разума придаем какому-то мотивупреобладающее значение.

Волямеханизм разрешения конфликтной ситуациис помощью волевого усилия.

Всякоедействие представлено в потоке сознания.В некоторых случаях осознавание действияможет быть излишним (канатоходец наверевке). В волевом процессе побудительнаясила этих представлений в сознаниислишком слаба.

Волевой акт состоит вусилении в сознании соответствующегопредставления. Усилить – значит совершитьакт внимания, поместить его в центрвнимания (воля и внимание тесно связанымежду собой).

Внимание и воля тесносвязаны между собой.

Функцияволевого усилиясостоит в том, чтобынаправить внимание на определеннуюидею и удержать идею в фокусе внимания.Тогда идея приобретает господствующееположение в сознании, осознается яснееи отчетливее, что способствует еереализации.

Субъективное ощущение приэтом – чувство усилия.

Воля – особаяпсихическая функция, предназначеннаядля разрешения ситуаций неразрешимогомотивационного конфликта, содержаниемкоторой является усилие, направляющееи удерживающее фокус внимания на однойиз находящихся в конфликте идей действия.Ее функции:

Запуски осуществление волевых действий; Выборповедения при конфликте целей и мотивов;Регуляция параметров действия (чтонужно и не нужно делать сейчас); волеваяорганизация соподчинения психическихпроцессов.

Характеристикиволевого усилия:

  • сосредоточенность внимания на представлении о соответствующем действии,
  • отвлечение от посторонних факторов.

Критерииволи и внимания (Петухов).

  1. Феноменальный или субъективный.

-Воля – сознательное, целенаправленноерешение об определенном действии.

-Внимание (Вундт) – ясное и отчетливоевосприятие (объективная сторонапсихического явления), сопровождаемоечувством активности или деятельности.

  1. Исполнительный или продуктивный (результаты процесса).

-Воля – продолжение действия при встречес препятствием. Когда человек хочетвоспитать волю – намеренно организуетдействие так, чтобы преодолеватьпрепятствие.

-Внимание – работа без ошибок (с полнойконцентрацией над выполняемым действием).

  1. Внешние телесные выражения.

-Воля – постоянный контроль всех параметров(в т.ч. телесных), выполняемого действия.

-Внимание (произвольное) – наличиемышечного усилия (часто бывает связанос задержкой или прекращением естественнопротекаемого процесса).

Джемсо свободе воли:эмпирически доказатьсвободу воли невозможно. Это философскийвопрос. Исследователь может толькозадекларировать свою позицию. Признаетналичие свободы воли.

Строениеволевого процесса С.Л.Рубинштейн:Воля как действие. Воля – это действие,направленное на осуществление сознательнопоставленной цели. Рубинштейн неразличает произвольную и волевуюрегуляцию действий. Воля – любоецеленаправленное действие. Виды волевогодействия:

  • Простое – побуждение к действию, направленному на осознанную цель, непосредственно переходит в действие (без длительных сознательных процессов, посредством привычных действий, автоматически, соответствует 1 и 4 стадии сложного процесса)
  • Сложное. Между импульсом и действием – опосредствующий действие сознательный процесс; включает целую цепь различных моментов, последовательность стадий (различные фазы в зависимости от условий приобретают различный удельный вес):
  1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Побуждение переживается как стремление совершить то или иное действие. Стремление сменяется желанием.

    Желание – более определенно, содержит в себе представление о конкретной цели действия. Желание сменяется хотением. Это еще более определенное переживание, которое содержит еще и представление о средствах достижения цели.

    В отличие от Рубинштейна: Вундт – мотивы ВП существуют. Леонтьев: цель осознана, а мотив – нет.

  2. Стадия обсуждения и борьбы мотивов. Побуждение часто вступает в конфликт с другими побуждениями человека. Из-за этого не происходит перехода в хотение, а наблюдается обдумывание вариантов решения и взвешивание мотивов. Цель поставлена, но побуждение само может еще быть не осознанным до конца, эти стадии относятся к моменту, когда действие не началось.

  3. Принятие решения о действии или выбор цели из намеченных возможных альтернатив. Существуют 3 типа принятия решений, критерием разделения на которые служат основания, по которым принимаются решения:

  1. Автоматическое принятие решения при отсутствии альтернатив и конфликтной ситуации (простой акт)

  2. Принятие решения осуществляется вследствие разрешения конфликта, который вызвал борьбу мотивов (произвольная регуляция)

  3. Решение принимается на основе осознания необходимости действовать в конфликтной ситуации (ситуация неразрешимого конфликта у Джемса) такое действие всегда вызывает противодействие со стороны конкурирующих мотивов, принесенных в жертву. Это напряжение переживается как волевое усилие.

  1. Реализация действия, сам поступок, т.е. выполнение поступка, подчиненного цели, и контроль за исполнением принятого решения.

Еслиисполнение решения затягивается вовремени или само действие – новое,сложное, то от решения отделяетсянамерение. Намерение– внутренняяподготовка отсроченного или затрудненногодействия, это зафиксированная решениемнаправленность на осуществление цели.

Всложных волевых действиях намерениябывает недостаточно, необходимо составитьплан действий. При этом путь к конечнойцели расчленяется на ряд этапов. Кромеконечной цели появляется ряд подчиненныхцелей.

Волевоедействие– сознательное целенаправленноедействие, посредством которого человекпланово осуществляет стоящую перед нимцель, подчиняя свои импульсы сознательномуконтролю и изменяя окружающуюдействительность в соответствии сосвоим замыслом. Волевой акт исходит изпобуждений, из потребностей.

Чиксентмихайли.Послепроизвольность – аутотелическоесостояние, когда некое действиевыполняется ради него самого.

Выготский.Воля – произвольная форма мотивации,это желание, несовпадающее с мотивом.Сущность воли – овладение собой, своимипсихическими процессами, в том числе имотивацией. Воля – особо организованныестимулы. Изменение смысла действияменяет и побуждение к нему.

Выбор– один из моментов волевого действия.Равенство мотивов – жребий.

Первичнаяпроблема овладение собой. Воля как ВПФ,как продукт исторического развития,поэтому всякий волевой процесспервоначально процесс социальный.

Личностьи воля. Бывает личность без воли, но волибез личности не бывает.

К.Левин.Рассматривает конфликт в настоящемвремени. 3 основных типа конфликта: 1.Конфликт между двумя положительнымивалентностями. Средство – жребий. 2.Между двумя негативными валентностями.Выход – продолжение действия, усилениевнешнего барьера. 3. Между положительнойи отрицательной валентностями (Достатьмячик из реки).

Когданеобходима воля?

Когдаотсутствует актуальное переживаниепотребности;

Когдав процессе действия возникает препятствие,превышающее ценность результата этогодействия;

Когдачеловек вынужден воздержаться отжелаемого действия (хочешь, но не можешь!)

Источник: https://studfile.net/preview/4346410/page:9/

Вопросы по Клинической психологии

. Волевое и произвольное действие. Волевая регуляция личности.
sh: 1: –format=html: not found

1. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики.

2. Сознание как высший уровень психического отражения.

3. Высшие психические функции, их строение, свойства и развитие.

4. Мотивационная сфера личности. Методы исследования мотивации.

5. Общая характеристика эмоций.

6. Воля и волевая регуляция.

7. Восприятие как система перцептивных действий. Развитие восприятия в онтогенезе.

8. Интеллект. Методы диагностики интеллекта.

9. Связь внимания с сознанием и деятельностью.

10. Мышление как форма познавательной деятельности.

11. Интеллект. Методы диагностики интеллекта.

12. Роль и место воображения в структуре познавательной деятельности человека.

13. Общая характеристика темперамента. Проблема типологии темперамента. Методы исследования темперамента.

14. Общее представление о характере. Основные типологии характера. Методы изучения характера.

15. Характеристика способностей. Общие и специальные способности. Методы диагностики способностей.

16. Эксперимент как специфический метод эмпирического исследования. Виды эксперимента.

17. Психодиагностический метод. Психодиагностические задачи и профессионально-этические нормы.

18. Психометрика и её основные параметры.

19. Корреляционный анализ.

20. Статистические критерии различий.

21. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.

22. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве.

23. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте.

24. Психическое развитие в подростковом возрасте и юношеском возрасте.

25. Малая группа, ее структура и внутригрупповые процессы.

26. Специальные проблемы социальной психологии личности: социализация личности, соотношение установки и поведения, социально-психологические феномены личности.

27. Социальная психология общения. Структура общения.

28. Проблема определения понятия «личность» в психологии. Критерии личности. Личность и личностное поведение.

29. Понятие черты в диспозициональном направлении в теории личности.

30. Проблема личности в гуманистической и экзистенциональной психологии: общее и различия.

31. Основные разделы клинической психологии. Принципы и методы исследования в клинической психологии.

32. Клиническая психология как наука.

33. Теория привязанности.

34. Теория объектных отношений.

35. Структурная характеристика основных форм личностной патологии. Невротический, пограничный и психотический уровни личностной организации.

36. Психология здоровья. Факторы, влияющие на здоровье и заболевание.

37. Укрепление психического здоровья населения. Здоровье человека как жизненный ресурс и потенциал.

38. Патопсихология. Принципы построения патопсихологического исследования. Методы патопсихологического исследования.

39. Патологии восприятия. Агнозии, псевдоагнозии, нарушение смыслового аспекта восприятия. Патология восприятия как индикатор аномалии психической деятельности.

40. Нарушения памяти. Виды нарушений памяти и их краткая характеристика.

41. Нарушения мышления. Классификация нарушений, краткая характеристика основных типов нарушения мышления. Методы исследования нарушения мыслительной деятельности.

42. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.

43. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением задних отделов коры головного мозга.

44. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением передних отделов коры головного мозга.

45. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением подкорковых структур мозга.

46. Основные понятия психотерапевтического процесса.

47. Специфика терапевтических отношений в индивидуальной психотерапии.

48. Основы групповой психотерапии.

49. Балинтовские группы. Модели супервизии.

50. Виды психосоматических феноменов и критерии их различения. Общие признаки психосоматических расстройств.

51. Психодинамические концепции психосоматических расстройств.

52. Природа психосоматических расстройств с точки зрения теорий раннего развития.

53. Нейрогуморальные и физиологические теории психосоматических расстройств.

54. Роль раннего телесного опыта в формировании границ Я.

55. Структура процесса психологического консультирования.

56. Определение консультативного контакта. Навыки поддержания консультативного контакта.

57. Основные методы психологического консультирования.

58. Особенности невротических расстройств у пожилых лиц.

59. Психологический тренинг: понятие, организация и особенности проведения.

60. Особенности организации и проведения тренинга личностного роста.

61. Отклоняющееся поведение и его особенности.

62. Профилактика отклоняющегося поведения.

63. Организация социально-психологической помощи семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

64. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

65. Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

66. Эмоциональное благополучие и неблагополучие ребенка.

67. Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте.

68. Эмоциональными проблемы подросткового и юношеского возраста с позиции нарушения системы отношений.

69. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений в подростковом и юношеском возрасте.

70. Семья как система.

71. Жизненный цикл семьи.

72. Благополучие семьи.

73. Семейное консультирование как процесс.

74. Личность преступника: понятие и типология.

75. Жертва преступления. Виктимность и виктимизация.

76. Понятие клинико-психологической диагностики аномалий развития.

77. Клинико-психологическая диагностика аномалий развития в дошкольном и младшем школьном возрасте.

78. Клинико-психологическая диагностика аномалий развития в подростковом и юношеском возрасте.

79. Заключение по результатам клинико-психологического обследования: структура и содержание.

80. Понятие дефекта и компенсации в специальной психологии.

81. Общие и специфические закономерности психического развития аномальных детей.

82. Классификация психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому.

83. Коррекционно-развивающая работа с детьми с аномальным развитием. Интегрированное обучение.

84. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.

85. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

86. Понятие умственной отсталости, систематика умственной отсталости по степени тяжести нарушения (МКБ-10).

87. Задачи коррекционной работы с детьми с нарушенным интеллектом на разных возрастных этапах.

88. Личностные расстройства. Основные классические и психоаналитические концепции развития пограничных личностных расстройств и психопатий.

89. Патогенетическая классификация психопатий. Ядерные психопатии. Клиника основных типов психопатий.

90. Психогении в экстремальных ситуациях.

Источник: http://elearn.oknemuan.ru/?p=26&id=324&mod=0

Психологическая характеристика воли. Произвольная и волевая регуляция. Критерии и функции воли. Строение волевого процесса

. Волевое и произвольное действие. Волевая регуляция личности.

Психологическая характеристика воли.

Признаки воли.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля способность человека к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации.

По Вундту волевой процесс связан с аффективным процессом, однако стоит на одну ступень выше. Область управления аффективным процессом связана с волевым процессом. В основе волевых процессов лежат волевые мотивы, которые складывают из представлений – которые являются основанием – и элемента чувства – побудительная причина воли. ( охота волка – вид добычи – основание, голод – чувство).

По Джеймсу понятие воли явлется основным понятием. Волевая активность есть условие личного выбора, сущность духовного я. Полноценное развитие личности есть воспитание воли. Джеймс определяет волевую регуляцию связывая её с вниманием, определяя её как сочетание внимания – фокусировки сознания, и усилия – преодоления отвлекающих факторов.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Волю определяют по трем основным критериям :

– феноменологическому критерию. Сам человек переживает волевой процесс. Для человека состояние волевого процесса переживается как целенаправленные действия. Как события собственного выбора.

– Продуктивные критерии воли ( исполнительный)

Оценить присутствие воли можно по результатм действия

– Внешний критерий воли ( поведенческие критерии воли, мышечные усилия, концентрация зрения)

Характеристика волевого акта.

Волевое действие является осознанным, целенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному сознательному решению;

Волевое действие есть действие, необходимое по внешним (социальным) или личным причинам, т.е. всегда существуют основания, по которым действие принимается к исполнению;

Волевое действие имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения (или торможения);

Волевое действие в итоге обеспечивается дополнительным побуждением (торможением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели.

Произвольная и волевая регуляция.

Характерные черты произвольных процессов:

1. Произвольная реакция имеет приобретенное жизненное значение (новый смысл);

2. Произвольная реакция всегда является ощущаемой или осознаваемой (произвольно, когда представлено: расширение сосудов и звук, движения детей и сигнал об окончании;

3. Произвольная реакция формируется и проявляется только в ситуации актуальной потребности или жизненной необходимости, средством разрешения которой она является;

4. Произвольная реакция или не является вынужденной и может быть заменена по собственному выбору субъекта на другую с таким же жизненным значением, или (у человека), даже будучи вынужденной, не может намеренно регулироваться по ходу своего осуществления.

Произвольный процесс – ощущаемый или осознаваемый процесс с приобретенным новым жизненным значением (смыслом) и направленный на достижение избранного субъектом результата: процесс, начало, окончание, задержка или изменение которого определяется жизненной необходимостью, но не вынуждается ею.

Волевая регуляция поведения состоит в оптимальной мобилизованности личности, концентрации активности в необходимом направлении. Возможность произвольно регулировать действие и психические процессы, подчиняя их своим созидательным решениям, также объясняется наличием воли.

Волевая регуляция поведения и действий – это произвольная регуляция активности человека. Она формируется и развивается под действием контроля за его поведением со стороны общества, а затем – самоконтроля личности.

Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о ней исходит от личности и в регуляции используется личностные средства.

По сравнению с произвольным действием волевое обладает всеми чертами произвольного процесса: оно приобретает новый смысл, редко определяется самой ситуацией, развертывается как следствие актуальной социальной необходимости.

Отличие волевого действия от произвольного состоит в том, что первое связано с регуляцией смысловых ценностей. Волевая регуляция – последняя стадия в овладении человеком собственными процессами, наивысшим из которых является мотивационный.

Волевая регуляция представляет собой произвольную форму мотивационного процесса, направленного на создание социально необходимого действия.

Иначе говоря, волевая регуляция – одна из форм произвольной регуляции, заключающаяся в создании дополнительного побуждения на основе произвольной мотивации, которой является самодетерминация.

Волевым оно становится тогда, когда при недостатке побуждения (или его избытке) оно получает дополнительное побуждение (или торможение) от произвольно построенного процесса мотивации. Т.е. действие переосмысливается: теряя свой изначально утилитарный мотив, оно приобретает новый (дополнительный смысл). Мы поднимаемся на личностный уровень.

Мотивы для создания дополнительного побуждения: мотивы компетентности, самоуважения, самооценки, этические, эстетические, идеологические. Необходимость произвольного изменения побудительности к одному из действий задается обществом. Эта общественная необходимость отражается только на уровне личности, т.к.

только личность осуществляет себя через социальные отношения.

Три ступени развития волевой регуляции:

1. Произвольные процессы. Складывающиеся на основе потребностного побуждения (произвольные моменты в поведении животных);

2. Произвольные процессы, формируемые на основе сознательного отражения необходимости и возможности такой регуляции с помощью речевого опосредования (произвольные процессы человека;

3. Волевые процессы как личностный уровень произвольной регуляции.

Критерии и функции воли.

Критерии воли. В основных теориях воля понимается не как изначально данная человеку способность, а как способность развивающаяся, то возникает вопрос о критериях выявления воли или степени ее развития и об условиях, требующих проявления воли.

Четыре типа критерия проявления воли: 1. В волевых действиях; 2. В выборе мотивов и целей; 3. В регуляции внутренних состояний человека, его действии и различных психических процессов; 4. В волевых качествах личности.

Основные функции воли:

· Выбор мотивов и целей;

· Регуляция побуждений к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

· Организация психических процессов в адекватную, выполняемой человеком деятельности систему;

· Мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленных целей.

Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т.е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

Строение волевого процесса.

Волевые процессы бывают:

· простыми – не связанными с борьбой мотивов, колебаниями при выборе цели, способов ее реализации;

· сложными – если человек достаточно долго не может определиться в целях, способах, результатах и

состоит из двух этапов:

· подготовительного – намерение, осознание цели, принятие решения, выбор средств и методов;

· исполнительного – реализация поставленной цели.

Механизм волевой регуляции: намеренное изменение смысла действия (трудовая деятельность: многие действия не имеют прямого отношения к мотиву деятельности, но на основе смысла, как отношении цели действия к мотиву деятельности они получают жизнь в проявлениях человека). Изменение смысла: 1.

Через переоценку значимости мотива или предмета потребности; 2. Через изменение роли, позиции человека; 3. Через предвидение и переживание последствий действия или отказа от его осуществления.

Волевая регуляция не нужна там, где имеется актуально переживаемая потребность, обеспечивающая побуждение к действию, где действие для человека имеет определенный положительный смысл. Необходимость волевой регуляции появляется в тех случаях, когда: 1.

Принятое по социальной необходимости или по собственным ценностным установкам действие не связано с актуально переживаемой потребностью и тем самым не имеет достаточного побуждения; 2.

Осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддержание необходимого побуждения к нему; 3. Необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью.

Типы решимости по Джеймсу.

Разумная решимость проявляется тогда, когда противодействующие мотивы начинают понемногу угасать.

Если колебание и нерешительность слишком затянулись, может наступить момент, когда человек скорее готов принять неверное решение, чем не принимать никакого.

Желая избежать неприятного ощущения нерешительности, человек начинает действовать как бы автоматически, то, что будет потом, в данный момент его не заботит.

Случаи нравственного перерождения, пробуждения совести и т. д. В данном случае прекращение внутреннего колебания происходит из-за изменения шкалы ценностей.

Человек, не имея ни каких оснований, считает более предпочтительным определенный образ действий. Он усиливает мотив с помощью воли. Функции разума здесь выполняет воля.

Источник: http://ifreestore.net/5820/19/

Воля: понятие, волевые действия, их структура. Волевая регуляция поведения

. Волевое и произвольное действие. Волевая регуляция личности.

Воля – высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

  • допсихические непроизвольные реакции;
  • образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

2. Произвольная регуляция:

  • речемыслительный уровень регулирования.

3. Волевая регуляция. Структура и содержание волевого действия :

  • Возникновение побуждения и предварительная постановка цели
  • Стадия обсуждения и «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений.
  • принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения— это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;
  • исполнения реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).

В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.

Волевая регуляция – это прижизненное образование. Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.

Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.

Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).

Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий. Специфика волевого регулирования.

Воля и регуляция деятельности

Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования – наличие преград, препятствий при достижении цели.Л. М.

Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально- нравственной и общесоциальной ценности.

Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля – это деятельная сторона разума и моральных чувств.

Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

  1. когнитивный
  2. эмоциональный
  3. поведенческий (деятельный)

В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

  1. побуждение и осознание цели;
  2. борьба мотивов;
  3. акт принятия решения;
  4. исполнение.

Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Основные характеристики воли. Волевая регуляция поведения. Понятие воли одно из самых древних, его пытался изучить Аристотель. Декарт. Оно было введено как понятие объяснительное.

По мнению Аристотеля, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его существовании.

Понимая, что само по себе знание не обладает побудительностью, но постоянно сталкиваясь с реальностью этических поступков человека, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо, Аристотель был вынужден искать силу, способную инициировать такое поведение.

Проблема воли, по Аристотелю, есть проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечение побуждения к действию (или торможение при необходимости снижение побудительной силы предмета действия).

Раньше воля рассматривалась как надприродная сила, которая имеет приоритет над другими психическими процессами. Абсолютной воли нет. О воле мы можем говорить тогда, когда возникает побуждение:

  1. Фаза воления: желание + стремление + мотив.
  2. Фаза выбора: борьба мотивов, принятие решения.
  3. Фаза реализации действием, решение превращается в телесное действие. Наше решение, поведение детерминировано сильным мотивом. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор и их регуляцию при осуществлении. Причем сама воля могла пониматься и как самостоятельная сила (образование) души, и как способность человека к определённой активности, идущей от него самого.

Т.о., первой парадигмой, в рамках которой была поставлена проблема воли, было порождение действия человека, идущего от него самого. Рассмотрение воли в контексте порождения действия предполагает прежде всего побудительную функцию воли, а такой подход можно условно обозначить как мотивационный, он является самым мощным в исследовании воли.

Он характеризуется тем, что воля анализируется как способность к инициации действий, или к усилению побуждения к действию при его дефиците, вследствие внешних или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов . В зависимости от представлений о механизмах такой способности воля понимается:

  • либо как самостоятельное психическое образование,
  • либо как самостоятельная сила непсихологической природы,
  • либо как мотивационное или эмоциональное образование (желание, аффекты, потребности),
  • либо сводится к состоянию мозга как механизма регуляции.

Позже был сформулирован второй подход к исследованию воли, подход «Свободного выбора». В рамках этого подхода воля наделяется функцией выбора мотивов, целей и действий.

Одной из тенденций развития этого подхода является перевод исследований выбора и, более широко, принятия решений в такие направления исследований, которые прямо не связаны с проблемой воли и имеют свой концептуальный аппарат.

Поэтому актуальными задачами подхода «свободного выбора» являются вычленение волевых аспектов проблемы выбора и разработка адекватных методов их экспериментального исследования.

В рамках этого подхода можно выделить два варианта представлений о воле:

  1. Воля рассматривается как самостоятельная сила (волюнтаристический тип теории);
  2. Воля сводится к функционированию познавательных процессов (интеллектуалистические теории).

Т.о., в современной психологии проблема воли представлена двумя вариантами: как проблема самодетерминации (мотивационный подход и подход «свободного выбора») и как проблема саморегуляции (регуляционный подход).

Когда человек добровольно принимает нравственные нормы, высший нравственный закон и руководствуется им в своих поступках, мы можем говорить о том, что человек нравственно свободен. Быть свободным – это значит повиноваться разуму, а не страстям (Лейбниц, Спиноза).

В психологии свобода выбора понимается, когда человек в результате борьбы мотивов выбирает тот, который более силен.

Современными исследователями воли являются Селиванова, Иванников, Платонов, Воля определяется ими как сознательная регуляция человеком своего поведения в результате преодоления внутренних и внешних препятствий на пути и цели.

Структура воли: Цель; Уровень притязания; Волевое усилие; Борьба мотивов; Принятие решения; Выполнение.

Волевое усилие может быть на любом этапе волевого действия, связанного с преодолением преград.

Волевое усилие – форма эмоционального стресса, мобилизующего все внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию и переживаемые психические состояния значительного напряжения (Иванников).

Психологическим механизмом волевого усилия является привлечение нового мотива, тем самым изменение смысла действия с целью усиления первичного побуждения.

Функции воли

  • Побудительная;
  • Тормозная (сдерживает нежелательные действия)

В западной психологии:

  • инициирование действия (формирование намерения);
  • поддержка первичного намерения в активное состояние вплоть до достижения цели.
  • преодоление препятствия.

Волевая регуляция поведения

Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

«Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие.

Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» – это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли – это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения.

Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.

«Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к.

на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности.

В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.

Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу – но надо».

Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека.

Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.

«Сила воли» как самостоятельное волевое качество.

Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет.

Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других – незначительную.

Поэтому справедливо положение А.Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития.

«Сила воли» как общеличностный конструкт – либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость.

Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/979-2010-12-01-11-05-48.html

Волевое и произвольное действие. Волевая регуляция личности. Нарушения волевого контроля

. Волевое и произвольное действие. Волевая регуляция личности.

Исследования воли в психологии строятся вокруг следующих четырех феноменов: волевого действия, проблемы выбора мотивов и целей, волевой регуляции психических состояний, волевых качеств личности.

 Рассмотрим проблему волевого действия. Как относительно самостоятельная область исследования волевое действие, в первую очередь, изучается с точки зрения имманентно присущих ему свойств. Не все действия могут быть охарактеризованы как волевые. В.А.

Иванников подробно рассматривает различные признаки, которые прямо или косвенно относятся к волевому действию. Он, например, выделяет свойство сознательности и целенаправленности действия, которое является необходимым, но не достаточным признаком волевого действия.

Есть целенаправленные действия, которые не обязательно являются волевыми, например, передвижение из одного пункта в другой. Такое действие действительно не сопряжено с волевым усилием, но при этом является целенаправленным.

Еще одним свойством, которое может быть присуще волевому действию, является направленность на создание идеальных целей, в ситуации, в которой отсутствуют актуальные потребности, а также актуализация усилий при наличии препятствия на пути достижения жизненной цели.

 Общими признаками волевого действия являются: 1) осознанность, целенаправленность, намеренность действия; 2) необходимость его совершения; 3) наличие дефицита побуждения/торможения.

Следует уточнить, что недостаток побуждения может возникать в разных по характеру ситуациях.

Недостаток побуждения наблюдается в ситуации действия без актуальной потребности, либо при слабом социальном мотиве, либо в ситуации борьбы (конкуренции) мотивов.

 Волевое и произвольное действие. Соотношение понятий воля и произвольность понимается в психологии по-разному. Одни исследователи считают, что воля – более общее явление, а произвольность – лишь некоторый ее аспект, например, первая стадия развития волевого качества.

Другие исследователи, наоборот, именно произвольность выбирают в качестве базовой категории. При этом воля понимается как произвольное действие, совершаемое в определенных (трудных) условиях.

Встречается и такая точка зрения, согласно которой волевая и произвольная регуляция – два абсолютно разных и независимых процесса.

 Произвольное действие определяется как нерефлекторное и не инстинктивное действие, в основе которого лежат 1) намерения и план действия, 2) осознание причин поведения, 3) регуляция процесса его осуществления.

Одним из признаков произвольного действия является отсутствие пускового сигнала для возникновения или изменения хода деятельности. Этот признак связан с отсутствием вынужденности поведения, что и указывает на его намеренность.

Произвольное действие нельзя считать недетерминированным, оно обусловлено актуальной потребностью человека. Другим признаком произвольного действия является приобретение индивидом, личностью нового жизненного смысла.

Условные рефлексы у животных, привычное действие, наделенное новым смыслом у человека, указывают на существенность этого признака произвольного действия. Третьим признаком произвольного действия является его осознанность.

 По сравнению с произвольным действием волевое обладает всеми чертами произвольного процесса: оно приобретает новый смысл, редко определяется самой ситуацией, развертывается как следствие актуальной социальной необходимости.

Отличие волевого действия от произвольного состоит в том, что первое связано с регуляцией смысловых ценностей. Волевая регуляция – последняя стадия в овладении человеком собственными процессами, наивысшим из которых является мотивационный.

Волевая регуляция представляет собой произвольную форму мотивационного процесса, направленного на создание социально необходимого действия.

 Иначе говоря, волевая регуляция – одна из форм произвольной регуляции, заключающаяся в создании дополнительного побуждения на основе произвольной (интринсивной) мотивации, которой является самодетерминация.

Нарушение волевого контроля. Волевая регуляция личности может быть нарушена, вследствие чего возникает нежелание совершения какой-либо деятельности, либо, наоборот, неумение справиться с импульсивной неконтролируемой активностью. Наблюдаются следующие виды нарушения волевой регуляции деятельности:

 Апатия (от греч. apatheia – бесстрастие) – отсутствие чувств, а нередко желаний и интересов; при апатии не наблюдается нарушения ориентировки в ситуации, но отсутствует эмоциональная оценка событий. Безразличие вызывают и радостные, и опасные жизненные эпизоды. Апатия, возникшая вследствие отсутствия побудительного импульса, может приводить к абулии.

 Абулия ( от греч. аbulia – нерешительность) – психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности, ослаблением воли.

В зависимости от вызывающих ее причин, абулия может быть кратковременным, ситуативным или периодически возвращающимся, длительно переживаемым состоянием. Тяжелая абулия – симптом, часто сопровождающий кататоническую форму шизофрении.

Нередко абулия возникает при поражениях лобного отдела мозга, ответственного за регуляцию поведения.

 Могущество воли (по К. Ясперсу) обнаруживается в ощущении собственной силы, способности управлять событиями и собой. Как защитный механизм могущество воли может проявляться в виде всемогущего контроля, т.е.

ощущения, что другие люди, силы природы, неодушевленные предметы – все подчинено власти человека и находится под его контролем.

Например, осадки, политические события, достижения конкретного человека оцениваются как результат собственной деятельности и личного вклада, при этом часто наблюдается обратное, т.е. безволие и бездействие.

 Расстройство контроля над импульсами обнаруживается в неспособности сопротивляться импульсам, побуждениям, искушениям. Подобный вид расстройства может проявляться в различных патологически привычных, ставших побудительными действиями. Примерами таких нарушений являются клептомания, пиромания, трихотилломания.

 Клептомания – периодически возникающие у субъекта непреодолимые импульсы украсть предметы, которые ему не нужны для личного пользования и которые не имеют для него материальной ценности. Такие действия сопровождаются возрастающим чувством напряжения, облегчением и удовольствием во время совершения кражи.

В психоаналитической литературе называются следующие предполагаемые причины таких поступков: способ восстановления утраченных взаимоотношений с матерью, акт агрессии, защита от страха повреждения, способ получить наказание, способ восстановить и усилить самооценку, реакция на семейную тайну, достижение определенного уровня возбуждения, в том числе и сексуального.

 Пиромания – обдуманные и целенаправленные поджоги, совершаемые неоднократно.

Так же как и в случае клептомании при пиромании наблюдается возрастание внутреннего напряжения перед совершением поджога, зачарованность огнем, интерес, любопытство или влечение к нему, выраженная радость, удовлетворение, облегчение при виде пожара или участия в нем.

Фрейд придавал огню бессознательную значимость, видя в нем символ сексуальности. Тепло, которое распространяется огнем, возбуждает те же самые чувства, которые сопровождают чувство сексуального возбуждения. Другие авторы рассматривают пироманию как патологическое стремление к силе и социальному престижу.

Возможно, акт поджога – способ освободиться от накопленной ярости, от фрустрации, обусловленной чувством социального, физического и сексуального унижения. В ряде работ отмечено, что у пироманов часто не бывает дома отца, и их действия связаны с желанием его возвращения как спасителя.

 Трихотилломания – периодически наступающая неспособность сопротивляться импульсам вырывать собственные волосы, в результате чего наблюдается значительное уменьшение числа волос. Действия предвосхищаются увеличением напряжения и сопровождаются чувством облегчения и удовольствия.

Данное заболевание не имеет соматических причин (например, воспаления кожи). Трихотилломанию относят к патологически привычным действиям, которые приобрели самостоятельную побудительную силу.

Причинами трихотилломании могут быть стрессовые ситуации, нарушение связи мать-ребенок, страх остаться одному, недавно перенесенная утрата. Действия, которые мы называем замещающими (почесывание, покачивание, потирание лба и проч.), выполняют функцию кратковременного снятия напряжения.

Став патологически привычными, они приобретают для человека собственную значимость и магический смысл, которые по принципу “обходного пути”, редуцируют накопленную энергию.

Источник: https://students-library.com/library/read/65695-volevoe-i-proizvolnoe-dejstvie-volevaa-regulacia-licnosti-narusenia-volevogo-kontrola

Medic-studio
Добавить комментарий