Вопрос № 44. Теоретические принципы современных направлений в

Принцип связи теории с практикой

Вопрос № 44. Теоретические принципы современных направлений в

Определение 1

Принцип связи теории с практикой – это принцип, ориентирующий педагога на необходимость гармоничной связи научных знаний и практики повседневной жизни, а также предупреждение недостатков, которые могут проявиться при отрыве теории от практики.

Значение принципа связи теории с практикой заключается в том, что при отрыве процесса обучения от практики приводите к вербально-абстрактному преподаванию, а именно к энциклопедизму. Отрыв обучения от теории приводит к дидактическому утилитаризму.

Значимость практики в процессе обучения заключается в том, что она является:

  • одним из основных источников познавательной деятельности учащихся;
  • единственным действительно объективным критерием истинности получаемых знаний;
  • областью, показывающей значимость получаемых знаний и применение в практической деятельности.

Данные формы значимости практики и используются в обосновании ее обязательной связи с теорией обучения. Однако место и значение практики в процессе обучения отличается рядом особенностей.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Использование практики в процессе обучения направлено на:

  • углубление понимания теоретических знаний;
  • закрепление теории;
  • формирование навыков применения теоретических знаний в повседневной деятельности;
  • проверка усвоенной учебной информации.

В процессе разъяснения учащимся соотношения теории и практики, педагог показывает, что практически все научные теории возникли в результате практических потребностей общества. В свою очередь теоретические исследования являются фундаментом для осуществления совершенствования практической деятельности.

Так, изучение учащимися теоретических знаний может опираться на имеющийся у них практический опыт.

Однако чаще всего обучение построено таким образом, что вначале учащиеся получают теоретические знания, а после подкрепляют их практической работой, например, осуществление лабораторных и практических работ по изученной теме или разделу.

Применение теоретических знаний на практике способствует их укреплению и углублению, а также формированию умений и навыков их использования.

Наибольший интерес у учащихся вызывают такие формы практической деятельности как исследовательские и творческие работы. К ним относятся: эксперименты, наблюдения, трудовые задания, экспериментальные задачи и упражнения.

Замечание 1

Таким образом, принцип связи теории и практики дает учащимся возможность не только получить научные знания, но и выработать навыки по их использованию в повседневной жизни и различных видах практической деятельности.

Роль принципа связи теории с практикой в обучении

Одной из основных задач педагога является показать учащимся, что теоретические исследования не могут осуществляться самостоятельно, то есть сами по себе и не ради развития науки, а с целью совершенствования практической деятельности и улучшения жизни общества.

Проблемы, решаемые различными науками, всегда ставятся практикой, в тоже время и их разрешение проверяется практикой, посредством внедрения в нее (общественное производство, жизнь и т.д.).

Одной из основных особенностей данного принципа является то, что учащимся, прежде всего, необходимо понять значение теории в жизни каждого человека и его практической деятельности.

А так же умение применять полученные теоретически знания для решения разнообразных практических задач, которые возникают в процессе жизнедеятельности.

Полученные практические умения и навыки являются важными критериями качества знаний учащихся.

Реализация данного принципа в рамках общеобразовательной школы осуществляется посредством организации уроков трудового обучения и технологии.

Замечание 2

Педагогическая практика показывает, что трудовая деятельность учащихся действительно имеет большое значение в процессе обучения и не менее важна, чем учебная. Кроме того, учебная деятельность учащихся должна рассматриваться как один из эффективнейших методов трудового воспитания детей. Все это определяет взаимосвязь и единство теории и практики.

История формирования принципа связи теории с практикой

В процессе отечественного образования принципу связи теории с практикой отводилась одна из самых значительных ролей в обучении в массовой школе. Однако в 1937 году ситуация кардинально изменилась, принцип довольно часто нарушался. Например, отмена уроков трудового обучения в 1937 году в советской школе, в соответствии с идеологией того времени.

Отмена уроков трудового воспитания была ошибкой, на которую указывали ряд педагогов-практиков, а также Н.К. Крупская.

В тоже время часть педагогов считали, что отмена вполне обоснована, так как после репрессий 1937 года была уничтожена большая часть интеллигенции. В связи с чем, остро стоял вопрос создания новой «советской» интеллигенции.

Поэтому процесс обучения был ориентирован только на интеллектуальную подготовку. Данное положение просуществовало вплоть до 1958 года.

В 1958 году ситуация изменилась, был принят Закон «Связи обучения с жизнью», который считался одним из основных принципов советской школы. Практическая деятельность осуществлялась учащимися дважды в неделю на уроках профессионального и трудового обучения. После окончания школы учащиеся получают не только аттестат, но и удостоверение слесаря, механика и т.д.

Большое внимание также уделялось связи теоретических предметов, изучаемых в школе и профессионального профиля учащихся.

В 1963 году система образования вновь претерпевает изменения, отменяется 11-й класс, профессиональные уроки в рамках школы прекращаются. Продолжается это до 1977 года, когда при школах организуются межшкольные мастерские УПК, теряющие свою актуальность в 90-х годах.

Однако принцип связи теории с практикой остается одним из важнейших, при любых отклонениях в решении вопросов трудового обучения. Особенности содержания учебных предметов, их специфика предусматривают разнообразные формы связи теории с практикой.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/princip_svyazi_teorii_s_praktikoy/

Современные направления теоретических разработок

Вопрос № 44. Теоретические принципы современных направлений в

На переднем крае теоретических разработок, имеющих большую практическую значимость, в настоящее время оказались направления, которые в наибольшей мере отражают изменившиеся условия функ­ционирования организаций.

Это вызвано и ориентацией на новейшие технологии, и проблемой рисковых инвестиций, и способами высо­копродуктивного ведения хозяйства, и прогнозированием потреби­тельского спроса и поведения конкурентов, и господством стратеги­ческого подхода в управлении.

Среди основных направлений теоре­тических обобщений и разработок можно назвать следующие.

1. Реинжиниринг, или перестройка на современной информацион­ной и технологической основе организации производства и управле­ния.

Это и теория, и методы комплексного оздоровления корпораций, управленческого ренессанса с охватом и реконструкцией всех без ис­ключения элементов, в том числе систем человеческих мотиваций и стимулов.

В рамках этого направления рассматриваются и новые им­пульсы повышения эффективности, связанные с сокращением раз­меров и оптимизацией хозяйствующих субъектов, и потенциал мат­ричных структур, органически сочетающих линейное и программное руководство, и возможности деятельности комплексных целевых ко­манд, и многое другое. Управленческий механизм фирмы настраива­ется на овладение рынком — анализ его емкости, организацию сбыта товаров, способы стимулирования продаж, обеспечение конкуренто­способности товаров и услуг.

2. Концепция внутренних рынков корпораций (или организационных рынков). Она характеризуется перенесением закономерностей и прин­ципов рыночного хозяйства на внутреннюю деятельность корпораций.

Такие революционные преобразования должны охватить все их под­разделения (линейные, функциональные, маркетинговые и даже ап­парат высших руководителей).

Они становятся автономными звенья­ми, которые покупают и продают товары и услуги, участвуя во внут­рифирменном и межфирменном обороте, и объединяются едиными информационными сетями, финансовыми системами и предприни­мательской культурой.

Благодаря развитию прямых связей организа­ционные рынки резко сокращают многие виды расходов, внимание фирм фокусируется на обосновании перехода от иерархических к го­ризонтальным управленческим структурам, на поиске выгодного со­отношения между крупными и малыми операциями.

Согласно этой концепции, подразделения, имеющие широкую экономическую самостоятельность внутри предприятий, могут опе­ративно вносить изменения в производстве товаров, предоставлении услуг, во всей системе отношений с потребителями.

На этой основе и с использованием информационных технологий формируются сете­вые организации с распределенными автономными звеньями, так на­зываемые виртуальные корпорации. Появляется принципиально новый объект управления, требующий очень тонкой настройки.

К этому на­правлению примыкает и разрабатываемая концепция «демократичес­кой корпорации», предусматривающая широкую децентрализацию уп­равления с развитием демократических форм и методов функциони­рования подразделений и руководителей.

3. Теория альянсов (ассоциативных форм организации и управления).

Интеграционные процессы в управлении, ориентированные на бо­лее эффективное использование всех видов ресурсов (и в первую очередь научно-технических, инвестиционных и финансовых), при­водят к появлению многообразных форм горизонтального объедине­ния организаций.

Образуются плоские организационные иерархии во­круг основных процессов, имеющие специфические цели. Это не толь­ко так называемые горизонтальные корпорации, но и стратегические союзы, различные модификации конгломератов, консорциумов, хол­дингов, хозяйственных ассоциаций и групп.

Новая корпоративная модель предусматривает расширение коо­перации среди конкурентов, поставщиков и потребителей и тем са­мым меняет представление о границах организации.

Профессиональ­ные знания и умения каждого партнера позволяют создавать более эф­фективную организацию, в которой любая функция и процесс реали­зуются на глобальном уровне.

Компании объединяются для того, что­бы использовать специфические рыночные возможности, которые от­дельно взятыми организациями не могут быть реализованы. Особое внимание уделяется проблеме всестороннего развития человеческих ресурсов.

Отношение к людям как к ведущему ресурсу, к капиталу, а не как к персонифицированным издержкам производства становится едва ли не центральным постулатом теории организации. Важное зна­чение придается проблеме доверия — к системе управления, прини­маемым решениям, их исполнению, руководителям.

Глава 3. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Общество состоит из множества организаций, с которыми связа­ны все аспекты и проявления человеческой жизни, — экономика, на­ука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь. Теория ор­ганизации призвана ответить на вопросы, зачем организации нужны, как они создаются, функционируют и изменяются, почему члены ор­ганизаций действуют именно так, а не иначе.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

9

| 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 |

Источник: https://studall.org/all3-149254.html

Вопрос №44 Методология естественных наук

Вопрос № 44. Теоретические принципы современных направлений в

Галилей выделялдва основных метода экспериментальногоисследования природы:

1. Аналитический(«метод резолюций») – прогнозированиечувственного опыта с использованиемсредств математики, абстракций иидеализаций.

С помощью этих средстввыделяются элементы реальности (явлениякоторые трудно себе представить), недоступные непосредственному восприятию(например, мгновенная скорость).

Иначеговоря, вычленяются предельные феноменыпознания, логически возможные, но непредставимые в реальной действительности.

2. Синтетически-дедуктивный(«метод композиции») – на базеколичественных соотношений вырабатываютсянекоторые теоретические схемы, которыеприменяются при интерпретации явлений,их объяснении.

Достоверное знание витоге реализуется в объясняющейтеоретической схеме как единствосинтетического и аналитического,чувственного и рационального.

Следовательно, отличительное свойствометода Галилея – построение научнойэмпирии, которая резко отлична отобыденного опыта.

Оцениваяметодологические идеи Галилея, В.

Гейзенберг отмечал, что «Галилейотвернулся от традиционной, опиравшейся на Аристотеля науки своего времени иподхватил философские идеи Платона…Новый метод стремился не к описаниюнепосредственно наблюдаемых фактов, аскорее к проектированию экспериментов,к искусственному созданию феноменов,при обычных условиях не наблюдаемых, ик их расчёту на базе математическойтеории». Гейзенберг выделяет двехарактерные черты нового метода Галилея:а) стремления ставить каждый раз научныеэксперименты, создающие идеализированныефеномены; б) сопоставление последних сматематическими структурами в качествезаконов природы.

Иоганн Кеплер(1571-1630) установил три закона движенияпланет относительно Солнца: 1. Каждаяпланета движется по эллипсу (а не покругу, как полагал Коперник), в одном изфокусов которого находиться Солнце. 2.

Радиус-вектор, проведённый от Солнца кпланете, в равные промежутки времениописывает равные площади: скоростьдвижения планеты тем больше, чем ближеона к Солнцу. 3. Квадраты времён обращенияпланет вокруг Солнца относятся как кубыих средних расстояний до него.

Крометого, он предложил теорию солнечных илунных затмений и способы их предсказания,уточнил расстояние между Землёй иСолнцем и др. Но Кеплер не объяснилпричины движения планет, ибо динамика– учение о силах и их взаимодействии –была создана позже Ньютоном.

Главный трудНьютона – «Математические началанатуральной философии» (1687).

В этой идругих своих работах Ньютон сформулировалпонятия и законы классической механики,дал математическую формулировку законавсемирного тяготения, теоретическиобосновал законы Кеплера (создав темсамым небесную механику), и с единойточки зрения объяснил большой объёмопытных данных (неравенства движенияЗемли, Луны и планет, морские приливы идр.).

Кроме того, Ньютон– независимо от Лейбница – создалдифференцированное и интегральноеисчисление как адекватный языкматематического описания физическойреальности. Он был автором многих новыхфизических представлений – о сочетаниикорпускулярных и волновых представленийо природе света, об иерархическиатомизированной структуре материи, омеханистической причинности и др.

Научный методНьютона имел целью чёткое противопоставлениедостоверного естественнонаучногознания вымыслам и умозрительным схемамнатурфилософии. Знаменитое еговысказывание «гипотез не измышляю»было лозунгом этого противопоставления.

научногометода Ньютона (метода принципов)сводится к следующим основным «ходаммысли»:

1) провести опыты,наблюдения, эксперименты;

2) посредствоминдукции вычленить в чистом видеотдельные стороны естественного процессаи сделать их объективно наблюдаемыми;

3) понять управляющиеэтими процессами фундаментальныезакономерности, принципы, основныепонятия;

4) осуществитьматематическое выражение этих принципов,т. е. математически сформулироватьвзаимосвязи естественных процессов;

5) построитьцелостную теоретическую систему путёмдедуктивного развёртывания фундаментальныхпринципов, т. е. «прийти к законам, имеющимнеограниченную силу во всём космосе(В. Гейзенберг);

6) «использоватьсилы природы и подчинить их нашим целямв технике» (В. Гейзенберг).

С помощью этогометода были сделаны многие важныеоткрытия в науках. На основе методаНьютона в рассматриваемый период былразработан и использовался огромный«арсенал» самых различных методов.

Этопрежде всего наблюдение, эксперимент,индукция, дедукция, анализ, синтез,математические методы, идеализация идругие. Всё чаще говорили о необходимостисочетания различных методов.

Благодарясозданному им методу, «Ньютон был первым,кому удалось найти ясно сформулированнуюоснову, из которой с помощью математическогомышления можно логически вывестиколичественно и в соответствии с опытомширокую область явлений».

Сам Ньютон с помощьюсвоего метода решил три кардинальныхзадачи. Во-первых, чётко отделил наукуот умозрительной натурфилософии и далкритику последней.

(«Физика, берегисьметафизики!») Под натурфилософией Ньютонпонимал «тонную науку о природе»,теоретико-математическое учение о ней.Во-вторых, разработал классическуюмеханику как целостную систему знанийо механическом движении тел.

Его механикастала классическим образцом научнойтеории дедуктивного типа и эталономнаучной теории вообще, сохранив своёзначение до настоящего времени.

В-третьих,Ньютон завершил построение новойреволюционной для того времени картиныприроды, сформировав основные идеи,понятия, принципы, составившиемеханистическую картину мира. При этомНьютон считал, что «было бы желательновывести из начал механики и остальныеявления природы».

К концу XIXв. становиться всё более очевидным, что«научный метод, сводившийся к изоляции,объяснению и упорядочиванию, натолкнулсяна свои границы. Оказалось, что егодействие изменяет и преобразует предметпознания, вследствие чего сам метод ужене может быть отстранён от предмета.

Ч. Лайель – одиниз основоположников актуалистическогометода в естествознании, суть которогов том, что на основе знания о настоящемделаются выводы о прошлом (т. е. настоящее– ключ к прошлому).

Однако Земля дляЛайеля не развивается в определённомнаправлении, она просто изменяетсяслучайным бессвязным образом.

Причёмизменения – это у него лишь постепенныеколичественные изменения, без скачков,без перерывов постепенности, безкачественных изменений. А этометафизический, «плоскоэволюционный»подход.

Освоение наукойсаморазвивающихся «человекоразмерных»систем стирает прежние непроходимыеграницы между методологией естествознанияи социального познания. Всё более частоучёные обращаются к традициям восточногомышления и его методам.

Всё болеераспространяется убеждение не толькоо силе, но и о слабости европейскогорационализма и его методов. Во второйполовине XXв. стало очевидным, что рациональныеправила метода никогда в полной мерене соблюдались. Это очень обстоятельноаргументировал Пол Фейерабенд наобщирном материале истории науки.

«Признание фундаментальной ролиинтуитивного суждения наравне с логикойпредставляет собой коренное изменениеметодологии математики и физики (азначит и вообще естественных наук).Этому способствовало ещё одно достижениенауки – компьютерная революция XXв.

Она позволила во все более возрастающейстепени передавать машине всё болееусложняющиеся логические операции.Современное естествознание убедительноподтверждает идею Гегеля (и Энгельса)о необходимости овладения естествоиспытателямидиалектическим методом.

И это обстоятельствообусловлено не «указаниями свыше» и некакими-то авторитетами, а тем простыми очевидным (тем более в конце XXв.) фактом, что всё в природе совершаетсяв конечном счёте диалектически, а неметафизически.

Интерпретациякак общий метод естественных наук

Известный английскийфилософ XXвека Б. Рассел в фундаментальномисследовании «Человеческое познание,его сфера и границы» (1948) подчёркивал,что к вопросу об интерпретации незаслуженноотносились с пренебрежением.

Все кажетсяопределённым, бесспорно истинным, покамы остаёмся в области математическихформул; но когда становится необходимыминтерпретировать их, то обнаруживаетсяиллюзорность этой определённости, самойточности той или иной науки.

Именнопоэтому и требуется специальноеисследование природы интерпретации.

В современныхфизико-математических дисциплинахинтерпретация определяется какустановление системы объектов,составляющих предметную область значенийтерминов исследуемой теории. Интерпретацияпредстаёт как логическая процедуравыявления денотатов абстрактныхтерминов, их «физического смысла».

Одиниз распространённых случаев интерпретации– представление исходной абстрактнойтеории через предметную область другой,более конкретной, эмпирические смыслыкоторой установлены. Интерпретациязанимает центральное место в дедуктивныхнауках, теории которых строятся с помощьюаксиоматического, генетического илигипотетико-дедуктивного методов.

Вкогнитивных науках, исследующих знанияв аспектах их получения, хранения,переработки, выяснения вопросов о том,какими типами знания и в какой формеобладает человек, как знание репрезентированои используется им, интерпретацияпонимается в качестве процесса, результатаи установки в их единстве и одновременности.

Она опирается на знания о свойствахречи, человеческом языке, на локальныезнания контекста и ситуации, глобальныезнания конвенций, правил общения ифактов, выходящих за пределы языка иобщения.

Для такой интерпретациисущественны личностные и межличностныеаспекты: взаимодействие между автороми интерпретатором, различнымиинтерпретаторами одного текста, а такжемежду намерениями и гипотезами онамерениях автора и интерпретатора.Намерения интерпретатора регулируютход интерпретации, в конечном счётесказываются на её глубине и завершённости.

Интерпретациятекстов и герменевтика как её теорияоказываются весьма плодотворными дляисследования в области искусственногоинтеллекта и роли компьютера в познании.Так, американские учёные Т. Виноград иФ.

Флорес исходят из того, чтоинтерпретативная деятельность пронизываетвсю нашу жизнь и чтобы в исследовательскойпрограмме «Искусственный интеллект»(ИИ) осознать, что значит думать, пониматьи действовать, необходимо признать рольи понять природу интерпретации.

Опираясьна идеи Хайдеггера и Гадамера, которыевывели герменевтическую идею интерпретацииза пределы анализа текстов и отнеслиеё к основам человеческого познания,они исследуют интерпретацию в контекстезадач программы ИИ, что придаётактуальность и универсально-синтетическуюзначимость этому фундаментальномуметоду.

Осознаётся, что цель, состоящаяв сведении даже «буквального» значенияк истинности, в конечном счёте недостижимаи неизбежным образом вводит в заблуждение.

Преследуя эту цель, исследователисосредотачивают внимание на такихсторонах языка (например, на констатацииматематических истин), которые вторичныи производны, тогда как центральныепроблемы значения и коммуникации имине принимаются в расчёт. Забыв о ролиинтерпретации, мы располагаем уже несутью значения, а лишь его оболочкой.

Например, значение любого конкретноготермина можно понять только в соотношениис целью и фоновыми допущениями. Для тогочтобы компьютер сделал какие-то выводыиз употребления слова или словосочетания,значение необходимо отождествить снекоторой совокупностью логическихпредикатов (условий истинности этогозначения) или процедур, которые необходимоприменить. В качестве способов, с помощьюкоторых можно построить машины, имеющиедело с «пониманием» и «интерпретацией»,были предложены такие механизмы, как«фреймы», «сценарии» и «рассужденияпри ограниченности ресурсов».

Источник: https://studfile.net/preview/10906256/page:57/

Теоретические принципы современных психологических направлений

Вопрос № 44. Теоретические принципы современных направлений в

Направление Основные теоретические принципы
Психоаналитическое направление Сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, эго и суперэго. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями.

Патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития и интеграции

Адлерианское направление Акцентируется позитивная природа человека. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, человек творит свою судьбу.

Поведение человека мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом. Жизненные трудности способствуют формированию неблагоприятного стиля жизни. Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели.

Терапия поведения Человек – продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения.

Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения.

Рационально-эмоциональная терапия (РЭТП) Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но и одновременно со склонностью к паралогичности. Он может становиться жертвой иррациональных идей.

Жизненные проблемы возникают из-за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений.

Ориентированная на клиента терапия (К.Роджерса) Акцентируется позитивная природа человека – свойственное ему врожденное стремление к самореализации.

Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального Я реальному Я, достигаемое реализацией потенциала собственной личности, и стремление к самопознанию, уверенности в себе, спонтанности.

Экзистенциальная терапия Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, ответственности и экзистенциальной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти.

Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида.

Классическим направлением психоаналитического консультирования является фрейдистское. Фрейдистские методы применяются, чаще всего, в определенной обстановке: в кабинете у консультанта.

Наиболее известные методы – метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ переноса, анализ сопротивления и интерпретация. На практике эти методы применяются интегративно. Метод свободных ассоциаций основывается на предположении, что бессознательное всегда ищет выход.

Толкование сновидений предполагает, что клиент регулярно рассказывает консультанту о том, что он видел во сне. «Фрейд рассматривает сны как попытку исполнения детских желаний или как проявление отрицаемых сексуальных стремлений. Он проявлял упорство в постижении природы сновидений, раскладывая их на части и анализируя их мельчайшие подробности, насколько это оказывалось возможным».

Классическими методами адлерианского консультирования выступают:

1) Конфронтация, когда консультант подвергает сомнению рассуждения, основанные на индивидуальной логике клиента. Часто клиенты могут исследуя собственную логику, изменить и ее и свое поведение;

2) Задавание «вопроса». Консультант спрашивает: «Что изменилось бы, если бы Вам было хорошо?»;

3) Оказание поддержки. Поддержка подразумевает веру в человека. Консультанты оказывают поддержку, сообщая веру клиенту в то, что изменение возможно. Поддержка – ключ к изменению стиля жизни;

4) Действие «как будто». Клиентам предлагается действовать так, будто они являются теми, кем они хотят быть;

5) «Плевок в суп клиенту». Консультант обращает внимание клиента на некоторые проявления поведения и таким образом разрушает ценность определенного типа поведения;

6) Изменение условий задачи. Клиенты первоначально ставят перед собой краткосрочные достижимые цели и постепенно переходят к долгосрочным реалистичным целям.

К общим бихевиоральным методам (на бихевиористской теории основывается терапия поведения) относятся:

1) использование подкреплений, которые могут быть положительными или отрицательными.

Для того, чтобы развилось или угасло какое-либо поведение, каждое его проявление должно быть подкреплено. К специфическим бихевиоральным методам относятся:

1) Бихевиоральная репетиция. Она заключается в повторении одобряемого поведения до тех пор, пока оно не станет выполняться так, как этого хочет клиент;

2) Планирование окружения. Эта процедура включает частичное создание клиентом той среды, которая способствует определенным проявлениям поведения, или, напротив ограничивает их;

3) Систематическая десенсибилизация. Этот метод помогает клиентам преодолеть тревожность в определенных ситуациях. Клиента просят описать ситуацию, которая вызывает тревожность.

Затем ему предлагают оценить эту ситуацию и расположить события и обстоятельства на иерархической шкале, начиная с тех, которые не вызывают никакого интереса, и заканчивая теми, которые являются наиболее неприятными.

4) Тренинг ассертивности (уверенности в себе). цель тренинга – научить человека свободно выражать свои мысли и чувства, и не испытывать при этом ненужного беспокойства.

РЭТП имеет в своем арсенале два основных общих метода:

1) Обучение, предполагающее, что клиент должен изучить как мысли связаны с эмоциями и поведением. Эмоции и чувства в этой терапии рассматриваются как следствие мыслей, а не событий.

2) Рациональная дискуссия. В когнитивной дискуссии клиент должен доказать, что его реакция логична.

Здесь допускается задавать вопрос «Почему?», который обычно консультантами не задается, так как ставит клиентов в оборонительную позицию.

Цель дискуссии – научить клиента проводить различия между рациональными и иррациональными мыслями. Имажинативная дискуссия, основывается на способности клиента не к логике, а к воображению.

Ориентированная на клиента терапия (клиент-центрированная терапия) предполагает использование специфических методов, которые трудно описать, не утратив основной идеи этого подхода. Сам К.

Роджерс писал, что личностный рост происходит в результате осознания своей взаимосвязи с другими людьми.

Поэтому он ориентировался, скорее не на методы, техники и приемы, а на условия для взаимоотношений, ведущих к личностному росту в процессе консультирования:

1) Два человека находятся в психологическом контакте;

2) Один человек, клиент, находится в состоянии неконгруэнтности (конгруэнтность – состояние гармонии между реально переживаемым «я» и концепцией идеального «я»);

3) Второй участник, консультант, является конгруэнтным или интегрированным в отношения;

4) Консультант испытывает безусловное доброжелательное отношение к клиенту;

5) Консультант испытывает эмпатическое понимание мировоззрения клиента и пытается сообщить свое понимание клиенту;

6) клиент получает, по крайней мере, минимальное сообщение о понимании его консультантом и о безусловно доброжелательном отношении.

Экзистенциальный подход характеризуется свободным отношением к методам работы. «Подход к людям только как к объекту применения методов обязательно подразумевает манипулирование ими».

Методы, используемые в данном направлении консультирования всегда индивидуализированы и могут быть заимствованы из любой теории и практики консультирования. Методологической основой выступает способность консультанта быть открытым и честным по отношению к клиенту и новому опыту.

Кроме того, экзистенциальные консультанты часто используют метод конфронтации. Клиент сталкивается с необходимостью принять идею персональной ответственности каждого за свою жизнь.



Источник: https://infopedia.su/17x55f4.html

Medic-studio
Добавить комментарий