Вопрос 1. Здравоохранение как отрасль: Выделение экономики здравоохранения в обособленную часть национальной

Здравоохранение как отрасль: Выделение экономики здравоохранения в обособленную часть

Вопрос 1. Здравоохранение как отрасль: Выделение экономики здравоохранения в обособленную часть национальной

Выделение экономики здравоохранения в обособленную часть национальной экономики обусловлено единством вида и назначения выполняемой деятельности (охрана здоровья) и применяемых технологий (технологии лечения, медицинские технологии).

Для конкретизации отраслевой принадлежности разных видов производственно- экономической деятельности различают следующие три вида отраслей: 1) «чистая» отрасль в виде совокупности организаций и лиц, производящих продукт одного вида, так называемый монопродукт; 2) хозяйственная отрасль — совокупность организаций, предприятий, лиц, в деятельности которых производство, создание отраслевого продукта составляет основную, превалирующую часть; 3) административная отрасль — совокупность организаций, предприятий, фирм, находящихся в ведении одного, единого министерства или другого административного органа управления. Отнесение здравоохранения к одной из двух первых разновидностей отраслей народного хозяйства затруднено в связи с особой природой кнечного продукта здравоохранения. Если считать таким продуктом здоровье, то рамки отрасли здравоохранения расширяются далеко за пределы медицины, так как здоровье «производят» также многие другие отрасли народного хозяйства, скажем пищевая промышленность. Если же сузить представление о продукте здравоохранения до медицинских услуг, то, в силу разнообразия этих услуг, их нельзя считать монопродуктом, а здравоохранение не относится, таким образом, к числу «чистых» отраслей, производящих продукт единственного вида. Здравоохранение нельзя рассматривать как хозяйственную отрасль в связи с тем, что практически все организации, оказывающие услуги здравоохранения, занимаются в основном только профильной, лицензирован- ной деятельностью. В большей степени здравоохранение является административной отраслью, находящейся в ведении министерства здравоохранения, региональных и муниципальных органов управления здравоохранением. Определение отрасли здравоохранения должно базироваться на нескольких признаках: • к отрасли здравоохранения относятся организации, предприятия, предприниматели, занятые деятельностью, непосредственно направленной на поддержание, укрепление, восстановление здоровья людей, то есть медицинской деятельностью; • основным продуктом деятельности отрасли здравоохранения являются услуги, оказываемые лицам, нуждающимся в укреплении здоровья; • отрасль здравоохранения представляет совокупность организаций и лиц, осуществляющих медицинскую деятельность под наблюдением и контролем государственных и местных органов управления здравоохранением; • отрасль здравоохранения охватывает деятельность производителей товаров, предметов медицинского назначения и медицинских услуг не зависимо от форм собственности объектов, используемых производителями. Определив здравоохранение как отрасль народного хозяйства, дадим определение экономики здравоохранения. Экономика здравоохранения – это отрасль экономической науки, изучающая экономические аспекты деятельности системы здравоохранения, а также роль здравоохранения в сохранении и воспроизводстве рабочей силы и производстве совокупного общественного продукта. Экономика здравоохранения изучает: • Формы и проявления экономических законов в сфере здравоохранения; • Эффективность форм и методов медицинской помощи и санитарно- эпидемиологического обслуживания населения, пути и методы рационального использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов здравоохранения; • Роль и место здравоохранения в системе общественного воспроизводства (воспроизводство рабочей силы, общественных отношений, общественного продукта). Экономика здравоохранения дает обоснование: • Организационных форм медицинской помощи; • Рациональных форм организации труда медицинских работников; • Нормативов потребности в медицинской помощи и средствах здравоохранения; • Штатно-организационной структуры учреждений и их размещения;

• Эксплуатации материально-технической базы здравоохранения и расходов на отдельные виды медицинской помощи.

  1. Г.В. Артамонова, В.Б. Батиевская. Экономика отрасли (здравоохранение), 2006
  2. Состояние системы обеспечения качества медицинской помощи в отрасли здравоохранения
  3. Перспективы технического, экономического и социального развития отрасли. Концепция развития здравоохранения
  4. Военная педагогика как отрасль педагогической науки
  5. Военная психология как отрасль психологической науки
  6. Военная психология как отрасль современной психологической науки, ее структура и функции
  7. Военная психология как отрасль психологической науки
  8. ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
  9. ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
  10. ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  11. Понятие, структура, экономические границы отрасли. Место отрасли в народном хозяйстве
  12. Отрасль и эффективность функционирования экономики. Перспективы развития отрасли
  13. Биомедицинская этика, как междисциплинарная отрасль знаний, регламентирующая медицинскую деятельность в контексте защиты прав человека
  14. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, КАК НАУКА: ИСТОРИЯ ЗАДАЧИ, РАЗДЕЛЫ
  15. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Департамент развития медицинской помощи и курортного дела

    Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения. Ресурсы и деятельность учреждений здравоохранения, 2009

  16. Эффективность здравоохранения. Определение эффек-тивности в здравоохранении

Источник: https://med-books.info/sistemyi-zdravoohraneniya-organizatsiya/zdravoohranenie-kak-otrasl.html

Здравоохранение как отрасль экономики

Вопрос 1. Здравоохранение как отрасль: Выделение экономики здравоохранения в обособленную часть национальной

Экономика здравоохранения представляет собой отраслевую экономику. Выделение экономики здравоохранения в относительно обособленную часть экономики государства обусловлено единством вида и назначения выполняемой деятельности (охрана здоровья) и применяемых медицинских технологий.

Основными направлениями развития экономики здравоохранения могут явиться: проблемы целей и социальной обусловленности экономического развития сферы здравоохранения; экономические факторы сферы здравоохранения; диалектика экономической и медицинской эффективности; оценка медико-экономической эффективности; экономические основы функционирования инфраструктуры сферы здравоохранения.

Система здравоохранения представляет собой единство функции и структуры. Функция системы здравоохранения определяет основное назначение отрасли и заключается в удовлетворении потребностей общества в услугах здравоохранения.

Сама функция оценивается конечной результативностью системы здравоохранения.

При этом, чем выше совпадение структуры потребностей обществ услугах здравоохранения и структуры полученных результатов в общественном здоровье, тем, следовательно, эффективней функционирует и сама система здравоохранения.

Под структурой в системе здравоохранения понимается распределение ресурсов, их связи, взаимоотношения, а также управленческие решения, нацеленные на эффективное использование ресурсов отрасли. В современных социально-экономических условиях основным фактором, определяющим эффективное функционирование системы здравоохранения, является целенаправленное преобразование ее структуры.

В большей степени принято здравоохранение относить к административной отрасли, как находящейся в ведении министерства здравоохранения, региональных и муниципальных органов управления здравоохранением.

Экономику здравоохранения можно определить как отраслевую систему использования ограниченных ресурсов для производства экономических благ (медицинских услуг) с целью удовлетворения потребностей индивида и общества в сохранении и воспроизводстве своего здоровья.

Исходя из данного определения, можно выделить ряд признаков здравоохранения как отрасли экономики:

1 К отрасли здравоохранения относятся организации, учреждения всех форм собственности, занятые медицинской деятельностью.

2 Основным продуктом деятельности здравоохранения являются медицинские услуги.

3 Управление отраслью осуществляется государственными и муниципальными органами управления здравоохранения.

Общее представление о структуре обмена системы здравоохранения с другими субъектами рынка можно представить рисунком 3.

Из рисунка следует, что структура производительных сил здравоохранения соответствует структуре производительных сил на производстве.

Рис.3 Схема обмена системы здравоохранения с производством

Общество формирует спрос на медицинские услуги, под которыми понимаются целенаправленное и непосредственное взаимодействие медицинского персонала с потребителями (пациентами), результатом которого является нематериальный продукт, удовлетворяющий потребности человека в диагностической, лечебно-профилактической, консультативной помощи или облегчение его психофизиологического состояния, имеющий самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Система здравоохранения, являясь субъектом рынка, формирует предложение в виде медицинских товаров и услуг. Производимые медицинские товары и услуги способствуют снижению заболеваемости населения с временной нетрудоспособностью, его инвалидизации и смертности от болезней и травм, что увеличивает продолжительность жизни.

В конечном итоге система здравоохранения в обществе, сохраняя здоровье человека, способствует формированию его трудового потенциала, а также воспроизводству трудовых ресурсов. В свою очередь трудовые ресурсы являются важнейшим элементом производительных сил общества.

Таким образом, важнейшей экономической функцией здравоохранения в обществе является его участие в воспроизводстве трудовых ресурсов.

Чтобы здравоохранение эффективно функционировало, ему необходимы факторы производства, включающие средства производства, трудовые ресурсы, предпринимательскую деятельность, информацию.

Основными источниками финансирования здравоохранения в настоящее время являются:

· бюджет;

· средства обязательного медицинского страхования;

· средства предприятий и организаций, личные средства граждан через систему добровольного медицинского страхования;

· средства предприятий и организаций, личные средства граждан, средства бюджета по договорам в рамках отраслевого заказа.

Ведущее значение сохраняет государственное финансирование здравоохранения в рамках программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

При бюджетном финансировании медицинских учреждений государство в лице органов управления здравоохранением определяют совокупный спрос населения на медицинские услуги.

Однако регламентированный уровень финансирования учреждений здравоохранения тем самым формирует и предложение на производимые медицинские услуги.

Таким образом, при бюджетном финансировании лечебно-профилактических учреждений государство, с одной стороны, определяет спрос, а с другой – формирует и предложение на медицинские услуги, зависящие от уровня централизованного финансирования, а также проводит ценовую политику.

По доли личных расходов населения в совокупном объеме затрат на здравоохранение Россия находится на уровне развивающихся стран с низким подушевым доходом, а по уровню государственных обязательств в сфере здравоохранения – впереди многих стран с развитой рыночной экономикой.

В этих условиях наиболее вероятными направлениями развития здравоохранения при сохранении государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью могут явиться:

Увеличение государственных расходов на здравоохранение. Данный путь экстенсивный, затратный и потому маловероятный для органов управления здравоохранением, которые являются распорядителями ресурсов. Кроме того, увеличение расходов на здравоохранение не всегда приводит к их рациональному использованию.

Эффективное использование уже имеющихся производительных сил в здравоохранении через:

· изучение реального спроса населения на медицинские услуги;

· изменение структуры управления и производства медицинских услуг;

· научное обоснование и утверждение минимальных социальных нормативов на медицинское обслуживание населения;

· внедрение стандартных безопасных ресурсосберегающих технологий медицинского обслуживания населения в части его обследования, лечения и профилактики заболеваний;

· управление качеством и эффективностью медицинской помощи населению;

· внедрение стимулирующих форм оплаты труда для руководителей лечебно-профилактических учреждений и медицинских работников.

Многообразие форм собственности в здравоохранении повышает его эффективность и позволяет наиболее полно удовлетворить потребность населения в медицинской помощи. Однако такой подход возможен только через рост уровня реальных доходов населения.

К числу перспективных проблем, решение которых повысит эффективность использования ресурсов здравоохранения, следует отнести:

· Модернизация системы государственных гарантий обеспечения граждан медицинской помощью за счет общественных источников.

· Структурные преобразования в системе здравоохранения.

· Интеграция различных источников финансирования за оказанную медицинскую помощь.

· Разработка механизма финансового выравнивания условий оказания медицинской помощи в рамках реализации территориальных программ государственных гарантий в зависимости от состояния здоровья населения, уровня социально-экономического развития регионов и ресурсной обеспеченности здравоохранения.

· Разработка эффективной системы контроля и мониторинга социально-экономических индикаторов.

· Внедрение реальной экономической ответственности руководителей органов управления и учреждений здравоохранения за объемы, качество и эффективность производимых медицинских услуг.

· Подготовка специалистов в области медицинского менеджмента и экономики здравоохранения.

· Привлечение населения к процессу воспроизводства своего здоровья.

Приоритет следует отдавать эффективному использованию уже имеющихся экономических ресурсов.

В этих условиях возрастает значение государственного регулирования здравоохранительной деятельности через систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых органами управления здравоохранения разного уровня, прочими субъектами внутри- и вневедомственного контроля, а также общественными организациями, например, ассоциациями медицинских работников.

К экономическим методам регулирования в системе охраны здоровья относится бюджетная политика, которая включает в себя программно-целевое планирование, установление фиксированных тарифов на медицинские услуги, формирование бюджетов, установление объемов медицинской помощи и пр. Важнейшим методом экономического регулирования в системе здравоохранения является лицензирование.

В настоящее время можно выделить следующие базовые условия для процесса стратегического планирования здравоохранения:

· Децентрализация системы здравоохранения с повышением самостоятельности регионов.

· Фактическое снижение размеров финансирования ниже уровня сложившегося в предыдущем периоде при практическом прекращении централизованного финансирования программ модернизации основных фондов и внедрения новых медицинских технологий.

· Повсеместное изменение принципов финансирования медучреждений с ориентацией на фактический объем лечебной помощи и уровня ее качества.

· Появление альтернативных источников финансирования и пр.

Признаками рыночной системы в здравоохранении являются:

· Негосударственные виды собственности на ресурсы отрасли.

· Формирование реального рынка медицинских услуг.

· Децентрализованное планирование медицинских услуг населению.

Задачей органов управления здравоохранением в этих условиях является создание эффективного механизма управления здравоохранением в административно-территориальных образованиях при наличии различных форм собственности в отрасли, а также при сочетании административно-командных методов управления и формирующегося рынка медицинских услуг. Очевидно, что в данных условиях роль государственного регулирования здравоохранения будет сохраняться.

Таким образом, здравоохранение представляет собой медико-производственный комплекс. Потребляя экономические ресурсы, здравоохранение производит медицинские услуги, которые способствуют воспроизводству трудовых ресурсов, как элемента производительных сил общества.

В свою очередь общественное производство является источником ресурсов для здравоохранения. Следует помнить, что экономика здравоохранения – это, прежде всего, экономика с небольшой отраслевой особенностью.

Ситуационный анализ, планирование четких ясных целей развития здравоохранения, выбор приоритетов, разработка стратегий, системы качественных и количественных индикаторов, характеризующих результативность и эффективность, формирование ресурсной и технологической базы, внедрение более совершенных методов экономического анализа, медико-экономический мониторинг, подготовка нового поколения управленцев и экономистов для отрасли – вот основные слагаемые реформы здравоохранения в современных условиях.

Список литературы

1. Азоев Г., Старостин В. Персонализированный маркетинг// Маркетинг. – 2012. – № 5. – С. 38-62

2. Бесчастнов В. Маркетинг персонала в сфере обслуживания// Управление персоналом. – 2010. – № 15. – С. 63-67

3. Газарян А.Е. Топология рыночных отношений и место маркетинга в системе управления предприятий// Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – № 6. – С. 3-14

4. Грошева И. Роль маркетинга в управлении инновационной деятельностью малых и средних промышленных предприятий// Проблемы теории и практики управления. – 2011. – № 6. – С. 95-105

5. Зайцева О.С., Чардымский М.Г. Маркетинговые и психологические аспекты деловых бесед и переговоров// Маркетинг в России и за рубежом. – 2010. – № 6. – С. 87-97

6. Карпова Н.С. Очерк развития российского маркетинга// Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 2. – С. 4-19

7. Моисеева Н., Седова О. Маркетинговые отношения на основе разности потенциалов партнеров// Маркетинг. – 2011. – № 5. – С. 37-55

8. Прозоровский С. Международные маркетинговые исследования// Маркетинг. – 2012. – № 5. – С. 62-79

9. Руденко М. Оценка маркетингового потенциала компании// Маркетинг. – 2011. – № 2. – С. 117-127

10. Рыкалина О. Маркетинговый инструментарий в реализации логистических инноваций// Маркетинг. – 2011. – № 4. – С. 44-56

11. Сабурова М.М. Маркетинговая служба: проблемы внедрения и позиционирования// Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 2. – С. 133-139

12. Семенов И. Стратегический маркетинг в формировании конкурентных преимуществ// Маркетинг. – 2011. – № 1. – С. 20-40

Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 100 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.016 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/1-101587.html

Medic-studio
Добавить комментарий