Вопрос 24. Проблема движущих сил психического развития ребенка в

Проблема движущих сил, условий и источников психического развития в отечественной психологии. -13

Вопрос 24. Проблема движущих сил психического развития ребенка в

Проблема движущих сил, условий и источников психического развития в зарубежной психологии. -13

Биогенетическое направление в исследовании психического развития. -13

7. 7.Проблема возрастной периодизации в зарубежной психологии. – 25

8. 8.Проблема движущих сил психического развития в концепции научения. Теория социального научения.26

9. 10.Проблема психического развития в психоанализе. Развитие школы психоанализа.-27

10. 11.Проблема интеллектуального развития в концепции Ж. Пиаже. Характеристика клинического метода. Факты Пиаже и их объяснение. – 33

Эпигенетическая концепция Э. Эриксона. Значение кризисов в психосоциальном развитии личности. – 42

12. 16.Кризисы психического развития. Их роль и значение.– 48

13. 13.Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского. Законы формирования высших психических функций. Проблема возраста как единицы анализа психики.Работа Л.С.Выготского “Проблема возраста”. – 51

Проблема соотношение обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии. – 60

15. 15.Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина. Структура и динамика возраста. Работа Д.Б.Эльконина “К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте”. – 66

16. 17.Деятельностный подход к анализу психического развития. Теория планомерного поэтапного формирования деятельности П.Я. Гальперина.Работа П.Я.Гальперина “Метод “срезов” и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления”. – 71

Роль общения в психическом развитии ребенка. – 72

Психическое развитие в период новорожденности. Комплекс оживления. -75

19. 18.Основные закономерности психического развития ребенка в младенческом возрасте. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка.Показатели психического развития ребенка в младенческом возрасте. – 76

20. 19.Психическое развитие ребенка раннего возраста. Качественное отличие орудийной деятельности человека от использования вспомогательных средств животными. Кризис трех лет..Ранний возраст и его психологические особенности. – 79

Психологические особенности дошкольного возраста. Основные закономерности развития игровой деятельности. Кризис семи лет. – 81

22. 25.Психологическая готовность к обучению и подходы к ее диагностике. Работа Л.С.Выготского “Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте”. – 89

23. 21.Основные закономерности психического развития в младшем школьном возрасте. Проблема формирования научного мышления в младшем школьном возрасте. Роль учебной деятельности в психическом развитии младшего школьника. Работа Д.Б.Эльконина “Психология обучения младшего школьника” – 90

24. 22.Основные закономерности психического развития в подростковом возрасте. Развитие самосознания в подростковом возрасте. Проблема кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии. Психологические особенности подростка. Виды взрослости – 93

25. 24.Психологические особенности юношеского возраста. Проблема личностного и профессионального самоопределения. – 95

ВозрастнАЯ психологиЯ

1. 1.Предмет, задачи, основные понятия и методы возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Особенно интенсивно человек развивается в начале жизненного пути – с рождения до 17 лет, пока стремительно взрослеющий ребенок не окончит школу и не вступит во взрослую жизнь.

Возрастная психологиявключаетдетскую психологию, психологию отрочества, акмеологию (психологию развития зрелой личности (Акме (греч.) — вершина; в психологии под акме понимается вершина жизни, период расцвета личности)) и геронтопсихологию(психологию пожилых людей).

Life-span – полный жизненный путь человека. (Эриксон, Балтес).

Folk Psych – народная (фольклор) психология – взгляды, верования, традиции и представления родителей о воспитании ребенка.

Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии, — акцент на динамике развития. Тем не менее возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией.

Как известно, в общей психологии изучаются функции психики в деятельности человека, в первую очередь ее регулирующая функция; исследуются отдельные психические функции — восприятие, мышление, речь, память, вни­мание, воображение. В возрастной психологии прослежива­ется процесс развития каждой психической функции и из­менение межфункциональных связей на разных возрастных этапах.

В психологии личности рассматриваются такие лич­ностные образования, как мотивация, самооценка и уро­вень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются, каковы их особенности в оп­ределенном возрасте.

Связь возрастной психологии с соци­альной дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка и затем взрослого человека от специ­фики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний и т.д. Каждый возраст — это свое, особое влияние окружаю­щих ребенка людей, взрослых и сверстников.

Целенаправ­ленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучаю­щих ребенка, изучается в рамках педагогической психоло­гии. Возрастная и педагогическая психология как бы смот­рят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с раз­ных сторон; возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая — с точки зрения воспитателя, учителя.

Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается диф­ференциальная психология; дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами.

Диф­ференциальную психологию интересует конкретный ребенок со всеми особенностями его развития (мальчик или девочка, в городе или деревне, в какой семье). В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех.

Но при этом рассмат­риваются и возможные отклонения в ту или иную сторону от магистральных линий развития, в том числе различные линии развития во взрослых возрастах.

Для возрастной психологии важен акцент на процессе развития.

Существуют две разные психологические науки, исследующие один и тот же объект: психическое развитие – генетическая и детская психологии. Они основываются на разных способах анализа явлений. Вильям Джеймс выделил два типа анализа:

1. разлагающий явления на элементы

2. выделяющий в объекте единицы.

Элементы теряют свойство целого (элементы Н и О – атомы горючих воществ, а их соединение – вода – гасит огонь). Единицамельчайшее образование, сохраняющее в себе свойство целого (молекула воды имеет те же свойства, что и ведро воды).

Разбором процесса развития по элементам (по психическим процессам) занимается генетическая психология, а детская психология тем и отличается от всякой другой психологии, что она имеет дело с особыми единицами анализа – это возраст и период развития.

Генетическая психология (от греческого «генезис» – происхождение, становление, в широком смысле – момент зарождения и последующий процесс развития, приводящий к определенному состоянию, виду, предмету, явлению) – интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов. Она отвечает на вопросы «как происходит то или другое психологическое движение, проявляющееся чувством, ощущением, представлением, невольным или произвольным движением, как происходят те процессы, результатом которых является мысль». Генетическая психология или что то же самое, психология развития, анализируя становление психических процессов, может опираться на результаты исследований, выполненных на детях, но сами дети не составляют предмет изучения генетической психологии. Генетические исследования могут быть произведены и на взрослых людях.

Наиболее яркие представители генетической психологии – Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперин.

Детская психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка (или наука о психическом развитии ребенка), это учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому.

Детская психология является частью возрастной психологии.

Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого – дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка».

В ней Прейер описывает развитие собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка.

Ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Он считается основателем детской психологии.

Педология – наука о психическом развитии ребенка (в отличие от педагогики – науни об обучении). Лев Семенович Выготский (1896-1934) – русский педолог 30-х годов. 1936 год – постановлением наркомпроса педология запрещена. Главное – хорошо учить.

Детство – период усиленного развития, изменения и обучения, период парадоксов и противоречий. Обухова стр.7-24 (история детства и его изучение)

По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам регуляции человек – наиболее совершенное существо в природе.

Однако по состоянию на момент рождения «падение совершенства» – у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения.

Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении.

Исторически понятие детствау людей связывалось не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? В то же время только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что представляет собой психология взрослого человека.

Предметом детской возрастной психологии является:

· раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе,

· установление возрастных периодов развития и причин перехода от одного периода к другому и внутреннего механизма этого процесса.

· изучение содержания развития в каждом психологическом возрасте

Детская психология отличается от других направлений тем, что она имеет дело с особыми единицами анализа – возрастом или периодом развития.

Возраст – не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата, а относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием – периоды развития, или целые эпохи (1, 3, 5 лет – период детства, подростковый…).

Возрастной периодразвития – каждый период характеризуется своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, его отношения с окружающими людьми.

Психологический возраст означает определенную качественную ступень онтогенетического развития организма.

Хронологический возраст (паспортный) – длительность существования индивида с момента его рождения. Лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Хронологический и психологический возрасты могут не совпадать.

Структура психологического возраста:

1. Характеристика социальной ситуации развития (ССР) ребенка. Это не среда, не обстановка, а система отношений между ребенком и взрослым.

2. Характеристика ведущего типа деятельности (ВТД).

3. Психологические новообразования возраста (ПНВ).

Динамика возраста – противоречия, этапы перхода из одного возраста в другой. Новые возможности ребенка вступают в противоречия с отношениями, сложившимися в предыдущем возрасте. Перестройка идет в виде кризиса развития. После негативной разрушительной фазы наступает конструктивная фаза формирования следующего психологического возраста со своими ССР, ВТД и ПНВ.

Теоретическое значение – раскрытие общих закономерностей психического развития, установление возрастных периодов, их особенностей, причин перехода от одного к другому. Детская психология является фундаментом для многих других психологических наук, в том числе педагогики, дефектологии и т.д.

Практическоезначение – активизация процессов обучения и воспитания, контроль над процессами детского развития. Позволяет психологу-практику фиксировать психическое развитие ребенка своевременно выявлять отставание в развитии, и при необходимости его корректировать. Совершенствовать процесс обучения, учитывая проблему соотношения нормы и патологии (отклонения).

Изучать детское развитие исторически значит изучать переход ребенка от одной возрастной ступени к другой, изучать изменение его личности внутри каждого возрастного периода, происходящее в конкретных исторических условиях. На разных этапах развития человеческого общества период детства менялся по своей продолжительности и содержанию.

Начальные возрастные периоды образуют детство — целую эпоху, которая по сути своей является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Детство — явление историческое: и его содержание, и продолжительность изменялись на протяжении веков.

Детство в первобытном обществебыло коротким, в средневековье длилось дольше; детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельнос­ти — дети копируют в своих играх отношения взрослых, семейные и профессиональные, осваивают основы наук.

Специфика детства определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества, в котором живет, воспитывается и обучается ребенок.

Когда кончается детство в наше время? Традиционно детская психология – как первая часть возрастной — охватывает процесс развития ребенка от рождения до 7 лет. Но современное детство продолжается и после поступления в школу, младший школьник остается ребенком.

Более того, некоторые психологи рассматривают и подростковый возраст как «затявувшееся детство». Какой бы точки зрения мы ни придерживались, приходится констатировать: настоящая взрослость ждет ребенка только за школьным порогом, в 15 или 17 лет.

Единица анализа развитияпсихологический возраст.

Объект изучения в детской психологии – ребенок.

Предмет изучения в детской психологии – содержание развития в каждом психологическом возрасте и закономерности перехода из одного возраста в другой.

Кризисы и Стабильные возрасты Хронологический возраст Основная функция
Кризис новорожденности О-2.5 месяца
Младенчество До 1 года
Кризис одного года 1 год
Ранний возраст 1-3 года Восприятие
Кризис трех лет 3 года
Дошкольный возраст 3-7 (6) лет Память
Кризис семи лет 7 (6) лет
Младший школьный 7(6)-10 лет Мышление
Кризис 10 лет 10 лет
«Ничейная земля» (Цукерман) 10-13(12) лет
Кризис 13 лет 13(12) лет
Младший подростковый 13(12) – 15 лет
Кризис 15 лет 15 лет
Старший подростковый 15-18 лет
Кризис18 лет 18 лет

2. 2.Стратегия наблюдения в исследовании психического развития. 3.Стратегии и методы исследования психики ребенка.

Уровень развития теории определяет стратегию исследования в науке. Сначала задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения.

Детская психология начиналась с простого наблюдения. Огромный фактический материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран родителями, известными психологами, в результате длительных наблюдений развития собственных детей (В. Прейер, В. Штерн, Ж. Пиаже, Н.А. Менчинская, В.С. Мухина, Н.А.

Рыбников и др.). Н.А. Рыбников в работе «детские дневники как материал по детской психологии» (1946) дал исторический очерк этого основного метода изучения маленького ребенка. Анализируя значение первых зарубежных дневников (Ч. Дарвин, 1877, В.

Прейер, 1882), появление которых стало поворотным пунктом в развитии детской психологии, он писал о том, что русские психологи по праву могут претендовать на первенство, поскольку А.С. Симонович уже в 1861 году вела систематическое наблюдение за речевым развитием ребенка от его рождения до 17 лет.

При этом первые опыты наблюдений имели ряд преимуществ и недостатков.

Преимущества Недостатки
Возможность длительного систематического наблюдения, Ежедневная регистрация поведения, Возможность знания всей истории развития данного ребенка, Близость к ребенку, Хороший эмоциональный контакт с ним. Наблюдения разных авторов проводились с разными целями, поэтому их трудно сопоставлять друг с другом, Отсутствовала единая техника наблюдений и их интерпритация часто носила субъективный характер. Нередко уже при регистрации описывали не сам факт, а отношение к нему.

М.Я. Басов разработал систему объективного наблюдения при необходимости сохранения естественности и обычности условий наблюдения. Исследовательскую работу должен вести сам педагог, воспитывающий и обучающий детей в коллективе, наблюдатель, воспринимаемый ребенком как свой человек, или невидимый ребенком, находящийся за полупрозрачным стеклом «зеркалом Гезелла».

Применяя метод наблюдения, необходимо помнить, что с его помощью можно выявить только явления, внешние симптомы развития. В настоящее время наблюдение — основной метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития детей любого возраста. (см. Общую психологию НАБЛЮДЕНИЕ и ЭКСПЕРИМЕНТ)

Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них.

Наблюдение – сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований.

· четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления);

· объективность наблюдения (описывается сам факт — действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом);

· систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации);

· наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).

Обычно наблюдение сочетается с экспериментом.

Источник: https://cyberpedia.su/12x1be.html

Текст 6. Проблема движущих сил психического развития

Вопрос 24. Проблема движущих сил психического развития ребенка в

В отличие от развития вида – филогенеза– развитие индивида обозначаетсятермином «онтогенез». Он былвведен немецким биологом Э. Геккелем.Онтогенез психики означает ее непрерывноеразвитие от рождения до конца жизничеловека.

Вопрос о том, что определяет развитиепсихики, другими словами, вопрос одвижущих силах психического развития,является одним из самых важных и сложныхв психологии.В течение многих столетий ученые вновьи вновь поднимают его, но так и не могутприйти к однозначному решению. Традиционновыделяют две основные категории факторов,определяющих психическое развитие:биологические и социальные.

Сторонники представлений о главенствующейроли «среды», «общества» считают, чточеловек являет собой продукт внешнеговлияния. Представителей этого направленияназывают «социологизаторами», а самонаправление – социогенетическим.У истоков социогенетического направлениястоял английский философ Дж. Локк.

Онсчитал, что душа ребенка подобна «чистойдоске» (tabula rasa), на которой можно написатьвсе что захочется. Ученый придерживалсятого мнения, что любая черта личностиобусловлена исключительно личнымопытом, а врожденные факторы не имеютбольшого значения.

Решающая роль впсихическом развитии человека отводиласьобучению и воспитанию. Этот взгляд наразвитие человека существует до сихпор.

Например, концепции современного«ситуационализма» в теориях личностинастаивают на том, что люди изначальноне делятся на честных и бесчестных,добрых и злых, альтруистов и эгоистов– они становятся такими под давлениемситуации.

Противоположной точки зрения придерживалисьфранцузские философы Р. Декарт и Жан-ЖакРуссо.

Это представители такназываемого «природного»,«биологизаторского» направления,основная идея которого состоит в том,что наибольшее значение для развитияличности имеет наследственность,генетические факторы, влияние же средыминимально.

Ребенок растет согласноестественным законам, реализуя то, чтодано ему от природы; необходимо лишьдовериться этому росту, не мешать ему.

Идеи, сформулированные Локком и Руссов самой общей форме, на долгое времяпредопределили извечный спор относительнотого, что определяет ход психическогоразвития человека: природа или воспитание,наследственность или среда, гены илиобраз жизни, и т. д.

Однако сегоднястановится все более очевидным, чтопроцесс влияния рассматривается в обоихнаправлениях механистично и однозначно.

Современная психология приходит кпониманию того, что сама формулировкапроблемы – «наследственность иливоспитание» – некорректна, и это явилосьпричиной бесплодных дебатов в течениемногих столетий.

Выход из сложившегося положения,казалось, был найден в двухфакторныхтеориях детерминации развития личности.Одна из этих теорий называется теориейконвергенции двух факторов ипринадлежитВ. Штерну.

Он считал,что психическое развитие – это непростое проявление врожденных свойстви не простое восприятие внешнихвоздействий, но результат конвергенциивнутренних данных с внешними условиямиразвития.

Штерн писал: «Ни о какойфункции, ни о каком свойстве нельзяспрашивать: “Происходит ли оно извнеили изнутри?”… так как и то, и другоепринимает участие в его осуществлении».

Теория конвергенции рассматриваетпсихическое развитие как процесс,который складывается под влияниемX-элементов наследственности иY-элементов среды. Это самаяраспространенная концепция современной,прежде всего западной, психологии. Так,например, английский психологГ.Айзенк считает, что интеллект на80 % определяется влиянием среды илишь на 20 % – влиянием наследственности.

Но тем не менее следует отметить, чтосторонники теории конвергенцииопределяющую роль все же отводилинаследственности, среда рассматриваласьими лишь в качестве регулятора условий,в которых эта наследственностьреализуется. Ограниченность теорииконвергенции проявляется в том, чтомеханистическое сложение биологическихи социальных факторов не позволяетпонять сущности развития человека вприроде и обществе.

Другой подход к решению вопроса одетерминации развития с позиций влияниядвух факторов сформировался в рамкахпсихоанализа З. Фрейда и многихнеофрейдистских концепций. В этихтеориях, в отличие от позиции В. Штерна,развитие рассматривается как результатконфронтации, или противоборства, двухфакторов: биологического и социального.

З. Фрейд считал, что развитие личностиможет быть понято исходя из изучениядвух принципов – принципа стремленияк удовольствию ипринципа реальности.

Стремление к удовольствию связано судовлетворением сексуальных влечений,биологически заданных, врожденных иестественных, однако это стремлениесталкивается с запретами и нормами,существующими в обществе, в социальнойсреде. В соответствии с принципомреальности человек вынужден считатьсяс теми отношениями, которые сложилисьв мире.

Благодаря воспитанию удаетсявременно примирить те силы, которыесталкиваются из-за противоборствапринципа реальности и принципаудовольствия.

Таким образом, конфронтациядвух факторов предстает как конфликтмежду обществом и влечениями личности,а во внутреннем плане выражаетсяизначальным конфликтом между различнымиинстанциями самой личности –«Сверх-Я»и«Оно». «Сверх-Я» представляетсобой усвоенные личностью социальныенормы, правила поведения, а «Оно»содержит глубинные влечения, отражающиеприродное начало в человеке.

Теория конфронтации двух факторовнеоднократно подвергалась критическомуанализу в психологии и философии ипрежде всего в силу того, что предложеннаясхема влечет за собой резкоепротивопоставление Личности и Общества.В неофрейдизме были предприняты попытки«социологизации» психоанализа, ноосновные теоретические установкиостались прежними.

Отечественной психологии в рамкахкультурно-исторического направления,у истоков которого стоял выдающийсяпсихолог Л.С.

Выготский, удалось преодолетьдуализм в решении вопроса о движущихсилах психического развития. Одна изглавных идей Л.С.

Выготского состоит втом, что в развитии поведения ребенканадо различать две линии: естественное«созревание» и овладение культурнымиспособами поведения и мышления(социализацию).

Культурное развитие заключается вовладении такими средствами поведения,которые человечество создало в процессесвоего исторического развития: языком,письмом, счетными системами и др.

Усвоениекультурно-исторических достиженийчеловечества ребенком происходит впроцессе перехода внешней предметнойдеятельности ребенка во внутреннююпсихическую реальность, внешний приемкак бы «вращивается» и становитсявнутренним, – этот процесс называется«интериоризация».

Ранняя смерть помешала Л.С. Выготскомузавершить оформление целостнойтеоретической системы. Дальнейшееразвитие его идей осуществили психологиХарьковской школы А.Н. Леонтьев, А.В.

Запорожец,П.И. Зинченко,П.Я. Гальперин,Л.И. Божовичи др. в комплексной программеисследований развития психики ребенка.

Концептуальным стержнем программыстало понятие предметной деятельности.

Как отмечал Д.Б. Эльконин,введение понятия «деятельность»позволяет совершенно по-иному взглянутьна процесс психического развития иуказывает путь выхода из тупика проблемыдвух факторов.

Процесс развитияопределяется прежде всего активностьюсамого субъекта – это его самодвижениеблагодаря деятельности с предметами, –факторы же наследственности и средылишь представляют условия, которыеопределяют не суть процесса развития,а его вариации в пределах нормы.

.2. Понятие возраста. Психологическийвозраст и периодизация психическогоразвития

Возраст – одна из фундаментальных исложных категорий психологии.Можно выделить два уровня анализа этогопонятия:

Абсолютный (или календарный,хронологический) возраст выражаетсяколичеством временных единиц (минут,дней, лет, тысячелетий и т. п.), отделяющихмомент возникновения объекта от моментаизмерения его возраста. Это чистоколичественное, абстрактное понятие,обозначающее длительность существованияобъекта, его локализацию во времени.Определение абсолютного возрастаназываетсядатировкой.

Условный возраст (или возрастразвития) определяется путем установленияместоположения объекта в определенномэволюционногенетическом ряду, в некоторомпроцессе развития, на основании каких-токачественно-количественных признаков.Установление условного возраста –элементпериодизации, котораяпредполагает выбор не только хронологическихединиц измерения, но и самой системыотсчета и принципов ее расчленения.

Анализ индивидуального развития человекапоказывает, что категория возраста сточки зрения жизненного пути конкретногочеловека может быть рассмотрена снескольких позиций.

Биологический возраст определяетсясостоянием обмена веществ и функцийорганизма по сравнению со среднимстатистическим уровнем развития,характерным для всей популяции данногохронологического возраста, – заоснову взяты те генетические,морфологические, физиологические инейрофизиологические изменения, которыепроисходят в организме каждого человека.Благодаря полученным статистическимданным о том, в каком хронологическомвозрасте какие изменения должныпроисходить, были установлены определенныевозрастные нормативы. Соответственноесли в данном возрасте у человека ещене наступили ожидаемые изменения,значит, он отстает в своем биологическомразвитии, т. е. его биологическийвозраст меньше хронологического. Если,напротив, наступили изменения, которыедолжны произойти в более старшемвозрасте, то говорят, что биологическийвозраст человека превышает егохронологический возраст.

Психологический возраст устанавливаетсяпутем соотнесения уровня психического(умственного, эмоционального и т. д.)развития индивида с соответствующимнормативным уровнем.

Социальный возраст измеряетсяпосредством соотнесения уровнясоциального развития человека (например,меры овладения определенным наборомсоциальных ролей) с тем, что статистическинормально для его сверстников.

Существует также субъективный возрастличности, имеющий внутреннюю системуотсчета.

Под этим понятием подразумеваетсясобственная оценка человеком своеговозраста, возрастное самосознание,зависящее от напряженности, событийнойнаполненности жизни. Основой субъективноговозраста является самоощущение.

Следовательно, субъективный возрастотносительно свободен от хронологическоговозраста. Человек может ощущать себястарше своих лет, младше или соответственносвоему возрасту.

Предметом психологического исследованияявляется психологический возрастчеловека, а основной задачей в связи сэтим выступает поиск системы отсчетаи хронологических единиц измерения,т. е. построение периодизациипсихического развития.

Цель любой периодизации – обозначитьна линии развития точки, отделяющиедруг от друга качественно своеобразныепериоды. Вопрос заключается в том, чтообусловливает качественное своеобразие.В историипсихологии неоднократно предпринималисьпопытки построить периодизациюпсихического развития.

Их систематизациябыла предпринята Л.С. Выготским в работе«Проблема возраста». Все существующиек тому времени периодизации ученыйразделил на три группы, и сделал этонастолько методологически удачно, чтов предложенную систематизацию, какправило, успешно вписываются современныепериодизации.

Первую группу составили периодизации,созданные не путем расчленения самогопроцесса развития на этапы, а по аналогиисо ступенчатым построением другиххронологических систем. Таковой является,в частности, известная периодизация С.Холла, созданная по аналогии спредставлениями о ступенях развитияобщества.

Он выделял стадию рытья икопания (0–5 лет), стадию охоты и захвата(5 – 11 лет), пастушескую стадию (8 – 12лет), земледельческую стадию (11–15 лет),стадию промышленности и торговли (15–20лет), соотнося их с животной стадиейразвития общества, периодом охоты ирыболовства, временем завершения дикостии начала цивилизации, порой романтизмаи т. п.

Ко второй группе (самой многочисленной)Л.С. Выготский отнес периодизации,которые основаны на каком-либо одном(реже нескольких) отдельно взятомпризнаке развития. Пример периодизациитакого типа являет собой схема П.П.

Блонского, построенная с учетомдентиции (появления и смены зубов) исоответственно включающая в себябеззубое детство, молочнозубое детство,период смены зубов, стадии прорезыванияпремоляров и клыков, постояннозубоедетство.

К этой же группе можно отнести ипериодизацию психосексуального развития3.

Фрейда, предполагающую следующие фазыразвития личности: 1) оральная фаза (1-йгод жизни): эрогенные зоны – в областирта; формы поведения – захват, удержание,сосание, кусание; 2) анальная фаза (2 –3-й годы жизни): эрогенные зоны – в областизаднего прохода; формы поведения –интерес к функциям отправления; 3)фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет):эрогенные зоны – в области первичныхполовых органов; формы поведения –исследование своих гениталий; 4) латентнаяфаза (с 5–6 лет до 11–12 лет, т. е. стадияполового созревания): эрогенные зоныне выделяются и специфические формыповедения отсутствуют; 5) генитальнаяфаза (фаза половозрелости): активизируютсявсе эрогенные зоны и формы поведения.

Особое место в периодизациях второйгруппы занимает периодизация Ж.Пиаже, в основе которой лежитразвитие интеллектуальных структур.

Развитие интеллекта представляется впериодизации фактором достиженияравновесия с окружающей средой иописывается посредством четырех стадий:1) предоперациональной стадии мышления(сенсомоторного интеллекта) с егорефлексами и приспособительнымиреакциями; 2) стадии предпонятийного иинтуитивного мышления (внутреннихдействий с образами, символами); 3) стадииконкретных операций и 4) стадии формальныхопераций.

По аналогии со стадиями, выделеннымиЖ. Пиаже, в основе периодизации Л.Колберга лежит становление морали.

С этих позиций в периодизации выделяютсядоморальный уровень (связанный сориентацией на избегание наказания иполучение поощрения), уровеньконвенциональной морали (связанный сориентацией на образец или авторитет)и уровень автономной морали (связанныйс ориентацией на общественный договори общепринятые моральные нормы).

Вариантов периодизации второй группымножество. Все они названы Л.С. Выготскиммоносимптоматическими, поскольку восновании большинства из них лежит лишьодин, хотя и важный, признак развития.

В третью группу Л.С. Выготский включилпериодизации, связанные с выделениемсущественных особенностей самогопсихического развития. К этой группеможно отнести периодизацию Э. Эриксона,важным достоинством которой являетсяохват всей жизни личности, а не толькоранних возрастов. Э.

Эриксон выделил 8фаз развития: 1) первая фаза (младенчество,первый год жизни) характеризуетсяпервичным доверием или недовериемребенка к окружению; 2) вторая фаза(раннее детство: 2 – 3-й годы жизни)характеризуется автономией или стыдоми сомнением; 3) третья фаза (дошкольныйвозраст: 4 – 5-й годы жизни) характеризуетсяинициативой или чувством вины; 4) четвертаяфаза (школьный возраст: с 6-ти до 11–12лет, т. е. до половозрелости)характеризуется чувством ценности итрудолюбия или малоценности; 5) пятаяфаза (юношество) характеризуетсяличностной индивидуальностью,идентичностью или диффузией идентичности;6) шестая фаза (молодость: 20–30 лет)характеризуется близостью, интимностьюи солидарностью или изоляцией; 7) седьмаяфаза (зрелость: 30–40 лет) характеризуетсятворческим началом, интегративностьюили застоем; 8) восьмая фаза (старшийвзрослый возраст (плюс старость): от 40лет и старше) характеризуется целостностьюличности или раздвоенностью и отчаянием.

Л.С. Выготский предложил также собственнуюпериодизацию. Он выделил в развитиистабильные икритические возрасты(периоды). В стабильных периодах происходитмедленное и неуклонное накоплениемельчайших количественных измененийразвития, а в критические периоды этиизменения обнаруживаются в видескачкообразно возникших необратимыхновообразований. По мнению Л.С.

Выготского,стабильные и критические периоды вразвитии чередуются: 1) кризисноворожденности, 2) стабильный периодмладенчества, 3) кризис первого годажизни, 4) стабильное раннее детство, 5)кризис трех лет, 6) стабильный дошкольныйвозраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильныймладший школьный период, 9) пубертатныйкризис, 10) стабильный подростковыйвозраст, 11) кризис 17 лет, и т. д.

Линию Л.С. Выготского в современнойотечественной психологии продолжилиА.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Их позицияв вопросе о периодизации может бытьвыражена в нескольких тезисах:

1) несостоятельность многих периодизацийпсихического развития связана с тем,что за их основания брались хотя ихарактерные, но внешне отдельные признакиразвития, а не внутреннее существо этогопроцесса, в то время как основанияпериодизации надо искать только вовнутренних противоречиях самогоразвития;

2) периодизацию психического развитиянеобходимо строить с учетом смены однойцелостной деятельности другой, личностьребенка изменяется как целое в своемвнутреннем строении, и законами измененияэтого целого определяется движениекаждой его части;

3) при рассмотрении источников развитияпсихики каждый период следует связыватьс наиболее значимым для него типомцелостной деятельности ребенка (ведущейдеятельностью);

4) целостная деятельность ребенка,специфическая для каждого его возраста,определяет те психические изменения,которые возникают в нем впервые, –новообразования.

Именно этиновообразования служат основнымкритерием для деления детского развитияна отдельные возрасты; на каждойвозрастной ступени всегда есть центральноеновообразование, определяющее процессразвития в целом и характеризующееперестройку всей личности ребенка нановой основе.

С точки зрения А.Н. Леонтьева и Д.Б.Эльконина, основой психического развитияявляется смена деятельности, детерминирующаявозникновение новообразований; в то жевремя достигнутые новообразованияявляются предпосылкой становлениянового типа деятельности, переводящегоребенка на новый этап развития.

Новый тип деятельности, который лежитв основе целостного психическогоразвития ребенка в том или ином возрасте,называется ведущим.

Ведущая деятельность– это 1) деятельность, в которой возникаюти внутри которой дифференцируютсядругие новые виды деятельности; 2)деятельность, в которой формируютсяили перестраиваются частные психическиепроцессы (например, в игре – воображение,в учении – логическое мышление); 3)деятельность, от которой зависятнаблюдаемые в данный период развитияосновные психологические изменения вличности ребенка. Таким образом, ведущаядеятельность – это деятельность,развитие которой обусловливает главнейшиеизменения в психических процессах ипсихологические особенности личностина данной стадии ее развития.

В основе периодизации А.Н. Леонтьевалежит собственно тип ведущей деятельности.

Соответственно в ней выделяются: 1)младенчество с непосредственно-эмоциональнымобщением ребенка и взрослого; 2) раннеедетство с предметной деятельностью; 3)дошкольное детство с игрой; 4) школьныйвозраст с учением; 5) подростковый возрастс общественно полезной деятельностьюи общением со сверстниками; 6) юношескийвозраст с учебно-профессиональнойдеятельностью.

Д.Б. Эльконин, опираясь на опыткультурно-исторической психологии Л.С.Выготского, предложил рассматриватькаждый период развития на основе четырехкритериев, в их числе: 1) социальнаяситуация развития как система отношений,в которую вступает ребенок, и способориентации в этих отношениях; 2) основной(ведущий) тип деятельности; 3) основныеновообразования развития; 4) кризис.

Разделяя каждый период на две стадии,Д.Б. Эльконин считал, что на первой стадииосуществляются изменениямотивационно-потребностнойсферыличности, а на второй происходит освоениеоперационально-технической сферы.

Ученым был открыт закон чередования,периодичности разных типов деятельностина каждом этапе: за деятельностью одноготипа, ориентирующей субъекта в системеотношений между людьми, в нормах иправилах взаимодействия в социуме,обязательно следует деятельностьдругого типа, в которой происходиториентация в способах употребленияпредметов. Каждый раз между этими двумятипами ориентации всегда возникаютпротиворечия.

Этапы и стадии детского развития поД.Б. Эльконину:

– этап раннего детства состоит издвух стадий: младенчества с кризисомноворожденности (мотивационно-потребностнаясфера личности) и раннего возраста,начало которого знаменует кризис 1-гогода жизни (операционально-техническаясфера);

– этап детства начинается кризисом3-х лет, знаменующим начало дошкольноговозраста (мотивационно-потребностнаясфера). Вторая стадия открываетсякризисом 7-ми лет и переходит в младшийшкольный возраст (операционально-техническаясфера);

– этап отрочества делится на стадиюподросткового возраста(мотивационно-потребностная сфера),началом которого является кризис 11 –12-ти лет, и стадию ранней юности(операционально-техническая сфера),связанную с кризисом 15-ти лет.

По Д.Б.Эльконину, кризисы 3-х и 11 – 12-ти лет –это кризисы отношений, вслед за нимивозникают новые ориентации в человеческихотношениях; а кризисы первого года, 7-мии 15-ти лет – кризисы мировоззрения,меняющие ориентацию в мире вещей.

Отечественная возрастная психологияв качестве основной периодизациипсихического развития ребенка принимаетпериодизацию Д.Б. Эльконина.

Однакоданная периодизация ограничиваетсярассмотрением только ранних возрастов.

В связи с этим необходимо подчеркнуть,что одной из наиболее актуальных проблемсовременной психологии являетсяразработка подробной, научно обоснованнойпериодизации психического развитиявзрослого человека.

Источник: https://studfile.net/preview/4271606/page:5/

Проблема движущих сил психического развития ребенка в отечественной психологии

Вопрос 24. Проблема движущих сил психического развития ребенка в

Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в качественных, количественных и структурных преобразованиях. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического и социального. К факторам психического развития относят также: движущие силы и условия психического развития.

Под движущими силами понимают те факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его причинами. Это прежде сего потребности самого ребенка, его мотивация, а также внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей.

Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Все это составляет условия психического развития ребенка.

Условия развития – это те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на развитие, направляя его ход, формируя его динамику и определяя конечные результаты.

От условий психического развития ребенка зависят его индивидуальные особенности, психологические и поведенческие свойства, приобретаемые в процессе развития.

Области психического развития – это психологическое пространство, состоящее из элементов определенного качества.

Выделяют следующие области психического развития (типы развития):

  • психофизическая – включает внешние и внутренние изменения человека, достигнутый уровень интеллектуального и личностного развития;
  • психосоциальная – представляет собой изменение в эмоциональной и личностной сферах;
  • когнитивная – развитие и изменение познавательных процессов.

Биологические и социальные факторы развития

Биологические факторы включают в себя:

 – наследственные свойства

– врожденные свойства организма

   Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Прежде всего, по наследству ребенок получает человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств.

Физические признаки, общие для всех людей, среди которых важнейшее значение имеют прямолинейная походка, рука, как орган познания и воздействия на окружающий мир относятся к  фенотипу как совокупности всех признаков и свойств индивида, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.

Наследуют дети биологические, инстинктивные потребности (потребности в пище, тепле и пр.), особенности типа ВНД.  

    Наряду с наследственностью к биологическому фактору относится врожденность. Не все, с чем рождается ребенок, является наследственным.

Отдельные врожденные особенности его, отдельные признаки объясняются условиями внутриутробной жизни младенца (здоровьем матери, влиянием лекарственных средств, алкоголя, курения и др.).

Прирожденные психофизиологические и анатомические особенности нервной системы, органов чувств, головного мозга принято называть задатками, на основе которых формируются, развиваются человеческие свойства и способности, в том числе интеллектуальные.

   Итак, биологический фактор имеет важное значение, он определяет рождение ребенка с присущими ему человеческими особенностями строения и деятельности различных органов и систем, возможность его стать личностью.

Хотя при рождении люди имеют биологически обусловленные различия, однако каждый нормальный ребенок может обучиться всему, во что вовлекает его социальная программа. Природные особенности человека не предопределяют сами по себе развитие психики ребенка.

Биологические особенности составляют природную основу человека. Сущностью же его являются социально значимые качества.

   Социальные факторы включают в себя:

 – социальная среда;

 – воспитание, обучение;

 – социализация.

Социальная среда – окружающая человека общественная ситуация, материальные, духовные условия его существования. Среду подразделяют на макро- и микросреду. Микросреда – это ближайшее окружение (семья, школа, сверстники). Макросреда предполагает идеи, ценности, установки, общественный строй.

   Определенное влияние на развитие психики ребенка оказывает природная среда, физический мир: воздух, вода, солнце, особенности климата, растительности. Природная среда важна, но она не определяет развитие, ее влияние косвенное, опосредствованное (через среду социальную, через трудовую деятельность взрослых людей).

    Основной толчок психическому развитию ребенка дает его жизнь в обществе людей. Вне общения с другими людьми нет развития психики ребенка.

Воспитание и обучение – можно рассматривать как целенаправленный процесс, когда ребенок усваивает нормы и правила общества через влияние социальных институтов и как спонтанный процесс, когда ребенок усваивает, путем непосредственного наблюдение за межличностными отношениями окружающих, особенностями их поведения, нормы и стереотипы общества. Воспитание и обучение неотделимы от понятия «социализация».

Социализация – процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы, семьи, общества и т.д. Она включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы.

Выделяют следующие стадии социализации:

1) Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2) Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все ещё не устойчиво в мировоззрении и характере ребенка.

3) Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. В противном случае возможны следующие исходы:

  • сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;
  • изменение себя, «стать как все»;
  • конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4) Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

5) Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Встает вопрос о соотношении биологического и социального в развитии.

Спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития – наследственность или окружающая среда – привел к теории конвергенции этих двух факторов. Её основоположник В. Штерн.

Он считал, что оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка. По Штерну, психическое развитие – это результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни.

Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского.

Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет разный удельный вес.

Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) обусловлены наследственно больше, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь).

Высшие функции – продукт культурно-исторического развития, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, определяющих психическое развитие. С другой стороны, среда всегда «участвует» в развитии.

Источник: https://students-library.com/library/read/97455-problema-dvizusih-sil-psihiceskogo-razvitia-rebenka-v-otecestvennoj-psihologii

Проблема движущих сил, условий и источников психического развития ребенка в современной психологии

Вопрос 24. Проблема движущих сил психического развития ребенка в

Одной из важнейших проблем детской психологии является проблема условий и движущих причин развития психики ребенка. Так, изучение роли врожденных свойств организма и его созревание являются необходимым условием, но не движущей причиной рассматриваемого процесса.

Оно создает анатомо-физиологические предпосылки для формирования новых видов психической деятельности, но не определяет ни их содержания, ни их структуры.

Признав важное значение для психического развития ребенка, его общечеловеческих и индивидуальных органических особенностей, а также ход их созревания в онтогенезе, необходимо вместе с тем подчеркнуть, что эти особенности представляют собой лишь условия, лишь необходимые предпосылки, а не движущие причины формирования человеческой психики.

Социальная среда (и преобразованная человеческим трудом природа) является не просто внешним условием, а подлинным источником развития ребенка, поскольку в ней содержатся все те материальные и духовные ценности, в которых воплощены способности человеческого рода и которыми отдельный индивид должен овладеть в процессе своего развития.

Социальным опытом, воплощенным в орудиях труда, в языке, в произведениях науки и искусства и т.д., дети овладевают не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми.

В связи с этим возникает важная и мало изученная в детской психологии проблема — проблема общения ребенка с другими людьми и роль этого общения в психическом развитии детей на разных генетических ступенях.

Развитие общения, усложнение и обогащение его форм открывают перед ребенком все новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития. Усвоение детьми общественного опыта происходит не путем пассивного восприятия, а в активной форме.

Каждая новая ступень психического развития ребенка закономерно следует за предыдущей; и переход от одной к другой обусловлен не только внешними, но и внутренними причинами. Как во всяком диалектическом процессе, в процессе развития ребенка возникают противоречия, связанные с переходом от одной стадии к другой. Одним из основных противоречий такого рода является противоречие между возросшими физиологическими и психическими возможностями ребенка и сложившимися ранее видами взаимоотношений с окружающими людьми и формами деятельности. Эти противоречия, приобретающие подчас драматический характер возрастных кризисов, разрешаются путем установления новых взаимоотношений ребенка с окружающими, формирования новых видов деятельности, что знаменует собой переход на следующую возрастную ступень психического развития.

63.Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка.

Проблема развития личности и психики ребенка в 20-х и начале 30-х годов XX века входила в компетенцию педологии – науки о детях.

Если в 20-е годы в некоторых работах педологов можно найти отдельные высказывания, позволяющие говорить о подобных ошибочных заключениях, то уже с начала 30-х годов нет каких-либо серьезных данных для утверждения такого рода.

Более того, до 1936 года ведущие педологи подвергли критике ошибочные оценки роли наследственности и среды и предложили формулировки, которые в основном достаточно точно характеризуют факторы психического развития и не могут вызвать принципиальных возражений и в настоящее время.

Нужно отметить и попытку создать из этих двух крайних точек зрения одну промежуточную. Попытка эта принадлежит немецкому ученому В.Штерну. “Если из двух противоположных точек зрения каждая может опереться на серьезные основания, то истина должна заключаться в соединении обеих”, – говорит Штерн.

Штерн рассматривает наследственное и приобретенное в развитии ребенка как две силы, два фактора, противостоящие друг другу. Душевное развитие Штерн рассматривает “как результат конвергенции, схождения, скрещивания”, то есть механического сцепления.

Наследственно обусловленные задатки человека непрерывно изменяются и преобразуются в процессе социального развития. Но и приобретенные качества строятся на известной биологической основе, без которой немыслимо было бы развитие.

Каждая следующая ступень развития включает в себя все предыдущие и строится, таким образом, на непрерывно изменяющейся основе. Биологическое в его первоначальном чистом виде перестает существовать, оно подчинено социальному, изменено им, и выделить его “в чистом виде” не представляется возможным.

Точно так же и влияния среды не являются простыми, механическими напластованиями.

Среда направляет развитие, но одна и та же среда влияет по-разному, в зависимости от того, как ребенок ее воспринимает, осознает, как он научился действовать в этой среде на предшествующих стадиях своего развития и что он представляет собой в физическом отношении. Решающими во влияниях среды на развитие ребенка являются школа и школьный педагогический процесс”.

Явно не требуется дополнительных пояснений для того, чтобы подчеркнуть тенденциозность и лживость обвинений педологии в фатализации наследственности и среды как факторов психического развития. Труды Л.С.Выготского, П.П.

Блонского, М.Я.Басова, М.М.Рубинштейна, Г.А.Фортунатова, проходившие в 20-е годы “по разряду педологии”, реализовали принцип развития психики и личности в последующие годы.

Они образовали фундамент построения психологической теории.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_18339_problema-dvizhushchih-sil-usloviy-i-istochnikov-psihicheskogo-razvitiya-rebenka-v-sovremennoy-psihologii.html

Проблема движущих сил, условий и источников психического развития ребенка в современной отечественной психологии

Вопрос 24. Проблема движущих сил психического развития ребенка в

Проблема периодизации психического развития ребенка в современной отечественной психологии.

Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов:

1. Принцип историзма, позволяющий последовательно анализировать проблемы детского развития, возникавшие в разные исторические периоды времени.

2. Биогенетический принцип, позволяющий системно изучить важнейшие проблемы детского развития с учетом взаимосвязей движущих сил и факторов психического развития в каждом возрастном периоде.

3. Принцип анализа развития основных аспектов человеческой жизни-эмоционально-волевой сферы, интеллекта и поведения.

Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:

1. Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);

2. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);

3. Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:

1. Младенчество (от рождения до одного года жизни);

2. Раннее детство (от 1года до 3-х лет);

3. Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);

4. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);

5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);

6. Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);

7. Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

Каждый этап состоит из двух периодов: межличностное общение как ведущий вид активности, направленный на развитие личности ребенка; предметная деятельность, связанная с интеллектуальным развитием и реализацией операционально-технических возможностей ребенка.

Переход от одного этапа развития к другому происходит при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями ребенка.

Причина первых кризисов – возникновение противоречий между новыми потребностями ребенка и прежними условиями их удовлетворения, которые его не устраивают.

Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют его в нужное русло.

Условия определяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты

Условия и движущие силы психического развития детей

Одной из важнейших проблем детской психологии является проблема условий и движущих причин развития психики ребенка. Долгое время эта проблема рассматривалась в плане метафизической теории двух факторов (наследственности и внешней среды), которые в качестве внешних и неизменных сил якобы роковым образом предопределяют ход развития детской психики.

При этом одни авторы считали, что решающее значение имеет фактор наследственности, другие приписывали ведущую роль среде, наконец, третьи предполагали, что оба фактора взаимодействуют, «конвергируют» друг с другом (В. Штерн). Психологи (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев и др.

), опираясь на ряд теоретических и экспериментальных исследований, заложили основы теории психического развития ребенка и выяснили специфическое отличие этого процесса от онтогенеза психики животного.

В индивидуальном развитии психики животных основное значение имеет проявление и накопление двух форм опыта: видового опыта (который передается последующим поколениям в виде наследственно фиксированных морфологических свойств нервной системы) и опыта индивидуального, приобретенного отдельной особью путем приспособления к наличным условиям существования.

В отличие от этого в развитии ребенка наряду с двумя предыдущими возникает и приобретает доминирующую роль еще одна, совершенно особая форма опыта. Это – опыт социальный, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего его детства.

В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие их способностей, формирование их личности. Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений» складывающихся у него при этом с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности.

Соответственно такому пониманию онтогенеза человеческой психики возникает необходимость различать ранее смешавшиеся понятия движущих причин и условий развития.

Так, изучение роли врожденных свойств организма и его созревание являются необходимым условием, но не движущей причиной рассматриваемого процесса.

Оно создает анатомо-физиологические предпосылки для формирования новых видов психической деятельности, но не определяет ни их содержания, ни их структуры.

Признав важное значение для психического развития ребенка, его общечеловеческих и индивидуальных органических особенностей, а также ход их созревания в онтогенезе, необходимо вместе с тем подчеркнуть, что эти особенности представляют собой лишь условия, лишь необходимые предпосылки, а не движущие причины формирования человеческой психики.

Как справедливо указывал Л.С. Выготский, ни одно из специфически человеческих психических качеств, таких, как логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т.д., не могут возникнуть путем лишь вызревания органических задатков.

Для формирования такого рода качеств требуются определенные социальные условия жизни и воспитания.

Социальная среда (и преобразованная человеческим трудом природа) является не просто внешним условием, а подлинным источником развития ребенка, поскольку в ней содержатся все те материальные и духовные ценности, в которых воплощены способности человеческого рода и которыми отдельный индивид должен овладеть в процессе своего развития.

Социальным опытом, воплощенным в орудиях труда, в языке, в произведениях науки и искусства и т.д., дети овладевают не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми.

В связи с этим возникает важная и мало изученная в детской психологии проблема — проблема общения ребенка с другими людьми и роль этого общения в психическом развитии детей на разных генетических ступенях.

Развитие общения, усложнение и обогащение его форм открывают перед ребенком все новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития. Усвоение детьми общественного опыта происходит не путем пассивного восприятия, а в активной форме.

Источник: https://studopedia.su/15_98687_problema-dvizhushchih-sil-usloviy-i-istochnikov-psihicheskogo-razvitiya-rebenka-v-sovremennoy-otechestvennoy-psihologii.html

Medic-studio
Добавить комментарий