Вопрос 3. Концентрация и монополия: Концентрация и монополизация тесно связаны между собой. Но

4.4. КОНЦЕНТРАЦИЯ И МОНОПОЛИЗАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Вопрос 3. Концентрация и монополия: Концентрация и монополизация тесно связаны между собой. Но
70%, НН1 > 2000.

Вывод: слабая конкурентная среда'.

Важным моментом в отечественной экономике следует признать тот факт, что оценка состояния концентрации на товарных рынках стала определяться по методологии, принятой во многих развитых странах мира.

В настоящее время в РФ для оценки состояния концентрации производства используются следующие показатели:

доля одного предприятия в объеме реализованной продукции на рынке, %;

доля трех, четырех, шести, восьми организаций в объеме реализованной продукции на рынке, %.

Кроме этого, организации, занимающие на рынке доминирующее положение (более 35%), заносятся в специальный реестр и находятся под особым контролем государственного органа по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Официальные статистические данные о состоянии концентрации производства по отраслям промышленности в динамике приводятся в табл. 4.1, а о количестве организаций, занимающих на рынке доминирующее положение, — в табл. 4.2.

Из этих данных следует, что наибольший уровень концентрации производства имеет место в таких отраслях промышленности, как нефтеперерабатывающая и нефтедобывающая, черная и цветная металлургия.

С целью создания нормальных условий для функционирования развития всех субъектов хозяйствования и прежде всего для свободной конкуренции между участниками экономических отношений государство должно управлять уровнем монополизации эко-номики, т. е.

должно быть создано эффективное антимонопольное законодательство.

Основные принципы антимонопольного законодательства в РФ нашли отражение в двух важнейших законодательных актах: в Конституции РФ и в Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

1 См.: Развитие конкуренции на рынках РФ (доклад ГКАП РФ) // Вопросы экономики. 1995. № П. Таблица 4.1

Концентрация производства по отраслям промышленности Удельный вес объема промышленной продукции, выпускаемой крупными организациями % Отрасли 3 организациями 4 организациями 6 организациями 8 организациями промышленности 1995 2000 2001 2002 1995 2000 2001 2002 1995 2000 2001 2002 1995 2000 2001 2002 Электроэнергетика 16,0 15,6 15,2 13,8 18,9 18,7 18,5 16,9 24,4 24,2 23,9 21,3 29,6 29,3 28,6 25,5 Топливная промыш ленность 14,9 30,7 26,5 27,8 18,8 34,1 29,4 32,4 25,8 39,0 34,5 38,4 31,6 43,2 38,7 43,6 Нефтедобывающая 29,8 42,9 38,6 41,7 37,8 47,6 42,7 48,7 51,0 54,5 49,4 56,4 59,6 59,9 53,5 62,7 Нефтеперерабаты вающая 37,7 36,5 31,8 31,6 45,1 44,3 39,4 40,5 57,5 57,8 50,4 51,7 69,0 67,7 60,1 59,2 Черная металлургия 32,5 38,0 33,3 35,6 39,5 43,0 38,6 40,8 49,3 51,3 47,2 49,2 57,0 57,5 53,9 54,0 Цветная металлургия 31,8 37,6 31,6 26,1 37,1 40,9 34,4 28,6 43,6 45,1 38,9 33,1 49,1 48,6 42,2 36,4 Химическая и нефтехими ческая промышленность 11,9 12,6 11,4 11,4 14,1 15,0 13,8 13,6 17,9 19,2 18,0 17,4 21,6 22,9 21,1 20,5 Машиностроение и металлообработка 15,0 15,0 14,3 13,6 16,6 16,4 15,6 15,0 18,6 17,9 17,1 17,0 20,2 19,1 18,3 18,4 Лесная, деревообраба тывающая и целлюлоз- но-бумажная промыш- ленность 13,5 12,0 11,3 10,8 16,7 15,5 14,7 13,5 22,2 22,3 20,8 18,6 25,7 28,4 26,3 21,9 Промышленность строительных мате- риалов 3,2 5,2 4,6 4,6 4,2 6,3 5,6 5,6 5,7 8,3 7,6 7,5 7,1 10,2 9,3 9,3 Легкая промышленность 3,8 5,0 4,6 5,8 5,0 6,2 6,0 7,0 6,5 8,3 7,9 9,0 8,0 10,1 9,6 10,7 Пищевая промышлен- ность 2,2 4,9 5,4 6,6 2,9 6,1 6,7 7,9 4,1 8,4 9,0 10,4 5,2 10,5 10,7 12,1 Российский статистический ежегодник. 2003.

Таблица 4.

2 Отрасли промышленности Число хозяйствующих субъектов Удельный вес, % объема их продукции в общем объеме производства продукции, по которой организации включены в Реестр, в общем объеме их производства 1997 2002 1997 2002 1997 2002 Вся промышленность, 265 248 16,3 16,2 25,7 26,5 в том числе топливная промышленность 7 6 5,6 4,9 3,9 1,8 черная металлургия 28 29 67,9 69,1 12,6 12,0 цветная 27 23 32 14,2 19,7 26,9 химическая и нефтехимиче ская промышленность (без химико-фармацевтической промышленности) 41 39 25,8 36,4 20,7 21,2 машиностроение и металло- обработка 136 123 28,2 24,4 49,5 54,2 лесная, деревообрабатываю щая и целлюлозно-бумажная промышленность 8 10 8,1 17,5 19,1 10,7 промышленность строитель- ных материалов 3 4 2,2 2,1 76,3 75,5 легкая промышленность I 1 0,3 0,4 7,8 0,2 пищевая промышленность 8 7 0,6 0,3 48,9 95,2 Российский статистический ежегодник. 2003.

Организации, занимавшие па рынке доминирующее положение в 1997 и 2002 гг.

В соответствии со ст. 8 и 34 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках, ограничения конкуренции со стороны органов государ-ственной власти и местного самоуправления определены Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической дея-тельности на товарных рынках».

Действие указанного закона направлено на:

предупреждение и пресечение со стороны хозяйствующих субъектов монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

недопущение действий по ограничению конкуренции со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, а также иных органов и организаций.

Под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Монополистической деятельностью в соответствии с названным законом являются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение или устранение конкуренции.

Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов может выражаться:

в злоупотреблении доминирующим положением на рынке;

в совершении согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.

В антимонопольном законе, с учетом его изменений, доминирующее положение трактуется следующим образом: «Доминирующее положение — исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам».

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим.

Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

Согласно российскому антимонопольному закону запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как:

изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласия заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и др.);

создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);

создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;

сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

Источник: https://all-sci.net/ekonomika-predpriyatiya_826/kontsentratsiya-monopolizatsiya-ekonomike.html

4 Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь

Вопрос 3. Концентрация и монополия: Концентрация и монополизация тесно связаны между собой. Но

Давно известно,что концентрация и монополизация, какявления в экономике, тесно взаимосвязанымежду собой. Но из этого не вытекает,что концентрация обязательно приводитк появлению предприятия-монополистаили группы предприятий-монополистов.

В странах с рыночнойэкономикой уже давно сложилась действеннаясистема антимонопольного законодательства,на основе которой государство регулируетпроцессы концентрации с целью недопущенияпоявления предприятий или группыпредприятий-монополистов.

Этому, вчастности, способствовало и то, что кконцу 60-х годов на Западе сложиласьцелая система показателей статистикиконцентрации рыночной мощи, которыесистематически публикуются в печати.

Наибольшее значение и распространениеполучил такой показатель, как доляфиксированного числа предприятий.

Например, согласно германскомуантимонопольному законодательству,монопольное положение предприятия илигруппы предприятий на рынке возникает,если на 1 предприятие приходится свыше1/3 всего оборота на рынке, либо на 3 именее предприятий — 1/2 общего оборота,либо на 5 и менее предприятий — свыше2/3 оборота.

Аналогичнопоступают и во многих других странах.Например, в США в течение несколькихдесятилетий применялся показатель:доля 4 крупнейших предприятий. Доляфиксированного числа предприятий имеет,однако, один недостаток.

Этот показатель— дискретный. Он характеризует не всюсовокупность предприятий на рынке и ееструктуру, а лишь позиции крупнейшихпроизводителей.

Поэтому за последниегоды все большее распространениеполучает другой комплексный показатель— индекс Херфиндаля — Хиршмана (HHI).

Вотечественной практике до недавнеговремени использовался только одинпоказатель статистики концентрации —доля отдельного предприятия на рынкепродаж, что явно недо­статочно.Использование зарубежного опыта в этомплане позволит обеспечить объективностьпри определении уровня кон­центрации,лучше знать структуру рынка и в конечномитоге повысить эффективностьантимонопольной политики.

ЗаконРФ «О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности натоварных рынках», принятый 22 марта 1991г., является первым в истории Россииантимонопольным законодательным актом.

В развитии экономики России этому законуотводится важная роль, поскольку безпоявления и развития конкуренции,ограничения и пресечения монополистическойдеятельности предприятий невозможенпереход к рынку.

Закон призванспособствовать созданию благоприятныхусловий для конкурентной среды.

Для проведенияантимонопольной политики, контроля заприменением антимонопольногозаконодательства закон предусмотрелобразование специальных органовисполнительной власти — Антимонопольногокомитета РФ и его территориальныхуправлений и наделил их рядом властныхполномочий, в том числе давать нарушителямпредписания и применять к ним различныевиды санкций.

Нормызакона, запрещающие монополистическуюдеятельность, адресованы хозяйствующимсубъектам (предпринимателям), занимающимдоминирующее положение на товарномрынке.

Поэтому ключевым для законаявляется понятие «хозяйствующий субъект— предприниматель, занимающий доминирующееположение на товарном рынке».

В актахантимонопольного законодательствапонятия «предприятие, занимающеедоминирующее положение» и«предприятие-моно­полист» употребляютсякак синонимы.

В соответствии сост. 4 Закона о конкуренции для признанияположения предприятия как доминирующегонеобходимо выявление двух условий —его доля на рынке и способностьограничивать конкуренцию. Если величинадоли предприятия на рынке определенноготовара не превышает 35%, то его положениене может быть признано доминирующим.

Вдальнейшем был принят Закон «О внесенииизменений и дополнений в Закон РСФСР«О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности натоварных рынках». Согласно этому законуключевое для антимонопольногозаконодательства определение доминирующегоположения хозяйствующего субъектапретерпело существенное изменение.

Наиболееважным нововведением является уточнениекритериев, по которым выявляютсямонополисты на российских рынках.Безусловным монополистом может считатьсяпредприятие, контролирующее 65% и болеетоварного рынка (раньше было 35% и более).

Предприятие, контролирующее от 35 до 65%рынка, тоже может быть признаномонополистом, но для этого антимонопольныеорганы должны доказать, что имеет место«доминирующее положение» хозяйствующегосубъекта на рынке, изучив конкретнуюрыночную ситуацию.

Таким образом, нарядусо статистическими данными о доле нарынке уделяется большое вниманиеэкономическому анализу, учитывающемуфакторы поведения, возможности замещенияи выхода на рынок новых фирм.

Прежние35% рынка, как и раньше, оставлены вкачестве нижней планки, т.е. если субъектимеет долю на рынке менее 35%, то егоположение не может быть признанодоминирующим. Сам факт доминирующегоположения ненаказуем, антимонопольныеорганы преследуют не за доминирующееположение, а за злоупотребление им.

Важныммоментом в отечественной экономикеследует признать тот факт, что оценкасостояния концентрации на товарныхрынках стала определяться по методологии,принятой во многих развитых странах.

Она исчисляется по значениям коэф­фициентовконцентрации (например, CR 3 — доля натоварном рынке или в отрасли трехкрупнейших хозяйствующих субъектов) ииндекса Херфиндаля — Хиршмана (англ.

Herfindahl-Hirschman index) (также известен, какИндекс Герфиндаля — Гиршмана) которыйиспользуется для оценки степенимонополизации отрасли, вычисляется каксумма квадратов долей продаж каждойфирмы в отрасли.

где — выраженные в процентах доли продажфирм в отрасли, определяемые как отношениеобъёма продаж фирмы к объёму всех продажотрасли

Вслучае чистой монополии, когда отрасльсостоит из одной фирмы, индекс Херфиндаля— Хиршмана будет равен 10000. Для двухфирм с равными долями ,для 100 фирм с долей в 1%.Индекс Херфиндаля — Хиршмана реагируетна рыночную долю каждой фирмы в отрасли.

ИндексХерфиндаля ограничен сверху 10000 (причемэто значение достигается только в случаечистой монополии одной фирмы) и 10000/nснизу, где — количество фирм в отрасли(причем данное значение достигается вслучае равного распределения долейпродаж между фирмами в отрасли).

С 1982 г. в США HHIсделан законодателем важным показателемпри оценке допустимости слияний ипоглощений в рамках «антитрестовсого»законодательства: при HHI

Источник: https://studfile.net/preview/3795613/page:3/

§ 3. КОНЦЕНТРАЦИЯ И МОНОПОЛИЯ. КОНЦЕНТРАЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ

Вопрос 3. Концентрация и монополия: Концентрация и монополизация тесно связаны между собой. Но

Известно, что концентрация и монополизация тесно связаны между собой. Но из этого вовсе не следует, что концентрация обязательно приводит к появлению фирмы-монополиста или группы фирм-монополистов и возникновению олигополии.

В странах с развитой рыночной экономикой уже давно сложилась действенная система антимонопольного законодательства, на основе которой государство регулирует процессы концентрации с целью предотвращения появления предприятий-монополистов.

Этому, в частности, способствовало то, что к концу 60-х годов в этих странах сложилась целая система показателей статистики рыночной концентрации, которая систематически публикуется в печати. Из этой системы показателей наиболее  распространение получил  показатель доли  фиксированного числа предприятий.

Так, по германскому антимонопольному законодательству монопольное положение фирмы или  группы предприятии на рынке возникает, если на 1 предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке, либо на 3 и менее предприятий — 1/2 общего оборота, либо на 5 и менее предприятий — свыше 2/3 оборота.

США в течение нескольких десятилетий применялся показатель доли  4-х крупнейших предприятий. Однако доля фиксированного числа предприятий имеет один недостаток – этот показатель характеризует не всю совокупность предприятии на рынке и его структуру, а только  позиции крупнейших производителей.

Поэтому за последние годы все большее распространение получил  другой комплексный показатель — индекс Герфиндаля-Гиршмана (НН1).

В отечественной статистике до недавнего времени использовался только один показатель рыночной  концентрации — доля отдельного предприятия на рынке. Это явно недостаточно для объективной оценки. Использование зарубежного опыта позволяет обеспечить объективность при определении уровня концентрации, оценить структуру рынка и в конечном итоге повысить эффективность антимонопольной политики.

Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый 22 марта 1991 г. является первым в истории современной России антимонопольным законодательным актом. Закон должен  способствовать созданию благоприятных условий для добросовестной конкуренции и конкурентной среды.

В целях проведения антимонопольной политики, контроля за применением антимонопольного законодательства в законе предусмотрено  образование специальных органов исполнительной власти — Антимонопольного комитета РФ и его территориальных управлений и наделение их  рядом властных полномочий.

Нормы закона, запрещающие монополистическую деятельность, направлены на хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарном рынке. Поэтому ключевым понятием является  «хозяйствующий субъект — предприниматель, занимающий доминирующее положение на товарном рынке».

В актах антимонопольного законодательства понятия «предприятие, занимающее доминирующее положение» и «предприятие-монополист» совпадают. В соответствии с законом для признания положения предприятия как доминирующего необходимо выявление двух условий — его доля на рынке и способность ограничивать конкуренцию.

Если величина доли предприятия на рынке определенного товара не превышает 35%, то его положение не может быть признано доминирующим.

В дальнейшем в соответствие  Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ключевое для антимонопольного законодательства определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта претерпело существенное изменение.

Прежде всего  уточнены критерии, по которым выявляются монополисты на российских рынках. Безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка, вместо 35% и более как это было раньше.

Предприятие, контролирующее от 35 до 65% рынка тоже может быть признано монополистом если имеет место  «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта на рынке в конкретной рыночной  ситуации.

Таким образом, в отечественной экономике наряду со статистическими данными о доле на рынке уделяется большое внимание экономическому анализу, учитывающему факторы поведения, возможности замещения и выхода на рынок новых фирм.

Прежние 35 % доли рынка оставлены в качестве нижней границы, поэтому если субъект имеет долю на рынке менее 35%, то его положение не признается доминирующим. Сам факт доминирующего положения ненаказуем.

Антимонопольные органы следят не за доминирующим положением, а за злоупотребление им.

В настоящее время в  отечественной экономике ныне проводят оценку состояния концентрации на товарных рынках по методике, используемой в развитых странах. Для этого определяют:

коэффициенты концентрации – доля на товарном рынке или в отрасли трех крупнейших хозяйствующих субъектов СRЗ;

индекс Герфиндаля—Гиршмана (НН1), который показывает влияние крупных компаний на состояние рынка и рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке (в отрасли) хозяйствующих субъектов:

  где Хi – доля i-го хозяйствующего субъекта в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли), %;

n – число хозяйствующих субъектов отрасли, действующих на рынке;

Величина НН1 варьирует  в пределах от 0 (полная  деконцентрация) и до 10000 (абсолютная монополия – 100% рынка).

Для оценки концентрации используются следующие критериальные значения:

1. Нормальная концентрация: СR3 

Источник: http://prepod2000.kulichki.net/fpk/R15-3.htm

Концентрация и монополизация производства

Вопрос 3. Концентрация и монополия: Концентрация и монополизация тесно связаны между собой. Но

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

К формам организации производстваотносятся:

концентрация — укрупнение производства на предприятии за счет внедрения новой техники и технологии;

специализация — в рамках предприятия предполагает огра­ничение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и производство преимущественно профильной для данного предприятия продукции, в рамках отрасли основывается на выделении в ее составе подотраслей, специализирующихся на выпуске определенных однородных видов продукции;

кооперирование — форма производственных связей между пред­приятиями по совместному изготовлению продукции;

комбинирование — соединение на одном предприятии произ­водств, относящихся к различным отраслям.

Все формы организации производства тесно связаны между со­бой.

Например, концентрация производства предполагает увеличе­ние объемов выпускаемой продукции, что способствует развитию специализации, так как на крупных предприятиях могут быть выде­лены специализированные цехи и участки по выпуску определенной продукции или выполнению определенных технологических опера­ций. Кроме того, рост объемов производства способствует увеличе­нию числа поставщиков сырья, материалов, комплектующих изде­лий, а значит, приводит и к развитию кооперирования производства. При увеличении объемов производства на предприятии возрастает также количество отходов, полуфабрикатов, которые целесообразнее перерабатывать на месте их возникновения. Для этого создаются новые производства, которые могут являться непрофильными для данного предприятия, и таким образом развивается комбинирование производства.

Кроме того, все формы организации производства тесно связаны с НТП, так как рост объемов производимой продукции, создание специализированных и новых непрофильных производств, как пра­вило, требует применения новой техники и технологии.

I. Концентрациятесно связана с понятием укрупнения производ­ства, но отличается от него тем, что предполагает внедрение достижений НТП.

Различают следующие формы концентрации:

агрегатная — предполагает увеличение единичной мощности ис­пользуемых на предприятии агрегатов и аппаратов. Наибольшее распространение получила в отраслях с агрегатным (аппаратным) типом производства (электроэнергетика, металлургия), где уве­личение объема выпускаемой продукции зависит от мощности и производительности используемого оборудования;

технологическая — характерна для трудоемких производств (машиностроение, легкая и пищевая промышленность), где увеличение объема производимой продукции непосредственно зависит от индивидуальной выработки работника. При техноло­гической концентрации устанавливается дополнительное количе­ство станков, оборудования, которое имеет ту же производитель­ность, что и действующие;

заводская — предполагает расширение действующего производ­ства и новое строительство, может развиваться на предприятиях различных отраслей.

Показатели для оценки уровня концентрации производства:

1) объем производимой продукции;

2) среднесписочная численность основного (промышленно-производственного) персонала — используется для характеристики развития концентрации в трудоемких производствах (т.е. на предприятиях легкой, пищевой и других отраслей промышленности);

3) среднегодовая стоимость основных производственных фондов — характеризует развитие концентрации в фондоемких производ­ствах (т.е. на предприятиях добывающих отраслей промышлен­ности, химической промышленности и др.).

Чем больше значение этих показателей, тем выше уровень кон­центрации.

Используются также и относительные показатели оценки уровня концентрации:

1) удельный вес продукции, производимой на предприятии, в общем объеме производства в отрасли

2) удельный вес среднесписочной численности основного (промышленно-производственного) персонала предприятия в ППП отрасли

3) удельный вес среднегодовой стоимости основных производственных фондов предприятия в среднегодовой стоимости ОПФ отрасли

Экономические преимущества концентрации заключаются в том, что на крупных предприятиях:

1) ниже удельные капитальные вложения в расчете на единицу производимой продукции. Это объясняется тем, что действует единое вспомогательное хозяйство, единая система коммуника­ций, затраты на содержание которых относятся на себестоимость большего объема выпускаемой продукции;

2) ниже себестоимость продукции за счет экономии на условно-постоянных издержках (цеховые расходы, общезаводские расхо­ды, амортизационные отчисления, заработная плата вспомога­тельного и управленческого персонала);

3) больше возможностей для развития производства, внедрения новой техники и технологии. Это объясняется наличием научно-исследовательских отделов, проектно-конструкторских бюро, сложившимися связями с отраслевыми НИИ;

4) выше качество производимой продукции за счет использования специализированного оборудования;

5) сильнее развито комбинирование производства, что позволяет
осуществлять более глубокую переработку исходного сырья.

Экономическая эффективность концентрации выражается в увели­ чении производительности труда, росте фондоотдачи и снижении

себестоимости единицы продукции.

К недостаткам концентрации производства можно отнести сле­дующее:

  1. Строительство крупных предприятий осуществляется в течение длительного периода времени, требует крупных финансовых ресурсов, которые долгое время не дают отдачи.
  2. Крупные предприятия требуют значительного количества сырье­вых и топливно-энергетических ресурсов, которые часто прихо­дится завозить из других экономических районов. В последние годы цены на грузовые перевозки сильно возросли, что привело к существенному увеличению себестоимости производимой на таких предприятиях продукции.
  3. Продукция крупных предприятий потребляется во многих эко­номических районах, а часто и за рубежом, что также приводит к увеличению транспортных расходов и росту цены на их про­дукцию.
  4. Крупным предприятиям в случае изменения спроса на продук­цию достаточно сложно организовать производство новых видов продукции, так как производственный процесс является узкоспе­циализированным.

В современных условиях важно развивать малые и небольшие предприятия. Преимущества малых предприятийзаключаются в сле­дующем:

  1. Малое предприятие можно построить за достаточно короткий срок (1—2 года — предприятие промышленной сферы и до го­да—в непроизводственной сфере). Их создание не требует крупных капитальных вложений, и вложенные средства доста­точно быстро окупаются.
  2. Малые предприятия работают, как правило, на местном сырье, что делает затраты по его транспортировке минимальными.
  3. Малые предприятия реализуют производимую ими продукцию, как правило, в том районе, где они расположены, что способству­ет уменьшению себестоимости и цены их продукции.
  4. Малые предприятия выпускают продукцию небольшими партиями и сравнительно легко могут перейти на выпуск другой родственной продукции.
  5. Деятельность малых предприятий во многом способствует реше­нию проблем, связанных со снижением уровня безработицы и трудоустройством высвобождаемых с крупных предприятий работников.

II. Монополия— это контроль производства продукции или рынков еесбыта со стороны ограниченного числа производителей, по­ставщиков или покупателей. Основные формы монополии:

абсолютная (чистая) — на товарном рынке имеется один произ­водитель, или один поставщик, или один покупатель продукции. Ее разновидностью является естественная монополия, сущест­вующая в тех отраслях или сферах деятельности, в которых развитие конкуренции считается нецелесообразным;

олигополия — на рынке имеется ограниченное число произво­дителей, поставщиков или потребителей продукции.

Монополизация производства приводит к развитию ряда нега­тивных моментов в экономике, связанных с искусственным завыше­нием цен на продукцию, вытеснением конкурентов с товарных рынков, монополизацией системы снабжения и торговли, слияни­ем предприятий и совместным регулированием товарных рынков. В то же время в определенных ситуациях деятельность предприятий-монополистов может быть признана целесообразной и оправданной, например в случае естественных монополий, выпуске прогрес­сивной техники, сложной продукции и при освоении производства новых видов продукции.

Для ограничения монополистической деятельности во всех стра­нах с развитой рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства. Первые из них были приняты в Канаде (1889) и США (1890).

В России в марте 1991 г. был принят Закон РСФСР «О конкурен­ции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»,в последующие годы в него были внесены изменения и до­полнения. По структуре он состоит из семи разделов.

Раздел 1 «Общие положения».

Определяются цель закона (ограни­чение, предупреждение и пресечение монополистической деятель­ности), антимонопольные органы (Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы), а также даются определе­ния основных экономических понятий, используемых в законе.

Конкуренция— состязательность хозяйствующих субъектов, когда их действия ограничивают возможности каждого из них определять конечный результат работы.

Доминирующее положение— преиму­щественное положение какого-либо из хозяйствующих субъектов, которое определяется долей его продукции на соответствующем товарном рынке. В настоящее время положение является домини­рующим, если доля предприятия превышает 65% от общего объема поставок продукции определенного вида товара на соответствующем рынке. Такое предприятие может быть признано монополистом.

Раздел 2 «Монополистическая деятельность».Определяются слу­чаи злоупотребления предприятиями своим доминирующим положе­нием на рынке, как-то:

• установление монопольно высокой цены на рынке;

• вытеснение конкурентов с определенного товарного рынка;

• навязывание потребителям невыгодных условий приобретения товара;

• установление ценовой и иной дискриминации в отношении
предприятий — покупателей товара.

Раздел 3 «Недобросовестная конкуренция».Определяются случаи недобросовестной конкуренции, к которым относятся:

• распространение искажающих сведений о деятельности других хозяйствующих субъектов;

• введение потребителей в заблуждение о свойствах предлагаемой продукции;

• некорректное проведение рекламной кампании по отношению к другим хозяйствующим субъектам, производящим родственную продукцию;

• самовольное использование чужих марок, знаков, особенностей внешнего вида и упаковки продукции;

• разглашение научно-технической, коммерческой и иной инфор­мации о деятельности того или иного предприятия без согласия его собственников.

Раздел 4 «Задачи, функции и полномочия антимонопольных органов».Задачами деятельности антимонопольных органов являются:

• содействие формированию и развитию рыночных отношений в России;

• осуществление контроля за деятельностью предприятий-монопо­листов, ограничение и пресечение случаев недобросовестной конкуренции;

• осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Антимонопольные органы выполняют следующие функции:

• представляют в правительство Российской Федерации предложе­ния по развитию и совершенствованию антимонопольного зако­нодательства;

• дают рекомендации по развитию российского и местных товар­ных рынков;

• разрабатывают мероприятия, направленные на демонополиза­цию производства и развитие конкурентной среды;

• контролируют соблюдение антимонопольного законодательства и обязательных предписаний антимонопольных органов со стороны хозяйствующих субъектов;

• осуществляют контроль за продажей крупных пакетов акций от­дельных хозяйствующих субъектов.

Антимонопольные органы имеют следующие полномочия:

• давать обязательные для исполнения предписания хозяйствующим
субъектам в случае нарушения ими антимонопольного законода­тельства;

• налагать штрафы на хозяйствующие субъекты и их руководителей при невыполнении обязательных предписаний;

• в случае грубого нарушения антимонопольного законодательства передавать материалы на виновных в этом лиц в суд и прокуратуру.

Раздел 5 «Предупреждение и устранение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках». Антимонопольные органы осуществляют контроль за созданием новых предприятий и слиянием существующих, а также за крупными продажами и покуп­ками акций предприятий.

Раздел 6 «Ответственность за нарушение настоящего закона». На лиц, виновных в нарушении этого закона, антимонопольные орга­ны могут налагать штрафы, а в случаях грубого нарушения передавать материалы в суд и прокуратуру.

Раздел 7 «Порядок принятия, обжалования и исполнения решений антимонопольных органов». Антимонопольные органы выявляют слу­чаи нарушения антимонопольного законодательства по обращениям органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, отдель­ных граждан и по собственной инициативе. Лица, не согласные с их решением, могут обращаться в суд.

Показатели для оценки уровня монополизации производства и товарных рынков в России:

1) удельный вес продукции предприятия в общем объеме данного вида
продукции на соответствующем товарном рынке

По значению этого показателя определяется доля каждого пред­приятия на соответствующем товарном рынке и решается вопрос о том, занимает оно или нет доминирующее положение на этом рынке.

Если значение показателя больше 65%, то положение предприятия на рынке доминирующее; если оно находится в пределах от 35 до 65%, то антимонопольные органы имеют право осуществлять контроль за деятельностью предприятия;

2) индекс Герфиндаля — Гиршмана

где Xi — доля продукции i-го предприятия на данном товарном рынке (в %);

n — количество предприятий, действующих на данном товарном рынке.

Значение этого показателя может изменяться от 0 (в случае очень большого количества предприятий на товарном рынке) до 10 000 (в случае абсолютной монополии). Если значение НН1 находится в пределах от 0 до 1000, то рынок считается немонополизированным, если от 1000 до 1800, то уровень монополизации рынка средний, а если от 1800 до 10 000, то рынок считается высокомонополизированным.

3) коэффициент концентрации CR. Этот показатель определяется по долям трех крупнейших предприятий на соответствующем то­варном рынке. Если их суммарная доля меньше 0,45, то рынок считается немонополизированным. Если значение находится в пределах от 0,45 до 0,7, то рынок признается среднемонополизированным, если от 0,7 до 1, то высокомонополизированным.

Оптимальный размер предприятия— понятие относительное, так как в каждой отрасли, регионе могут действовать малые, средние и крупные предприятия. В то же время в момент создания предприятия вопрос о его размерах является достаточно важным.

В экономике под оптимальным понимается такой размер предприятия, который при соответствующем уровне развития техники и технологии позволяет организовать производство с минимальными затратами и дает воз­можность получать максимальную прибыль.

На определение оптимального размера оказывают влияние раз­личные факторы, как внутренние, так и внешние.

Внутренние факторынепосредственно связаны с деятельностью данного предприятия, к ним относятся: степень прогрессивности применяемой техники и используемой технологии; уровень организации производства; уровень квалификации кадров и др.

Внешние факторыне зависят от деятельности предприятия и в основном связаны с региональными особенностями его размещения: уровень конкуренции в данном регионе; наличие необходимого количества сырьевых и топлив­но-энергетических ресурсов, квалифицированных кадров соответству­ющего профиля и др.

Оптимальный размер предприятия можно определить:

а) исходя из критерия минимума приведенных затрат по формуле

где С — текущие затраты в расчете на единицу продукции;

— нормативный коэффициент эффективности капиталь­ных вложений;

К — удельные капитальные вложения;

Т — транспортные расходы в расчете на единицу продукции;

б) исходя из критерия максимума прибыли по формуле

где П — прибыль.

Если в расчетах учитывается влияние фактора времени, то опти­мальный размер предприятия определяется по значениям чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности, срока окупаемости.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Какие существуют формы организации производства? Как они связаны между собой?

В каких формах может происходить развитие концентрации про­изводства?

Какие показатели характеризуют уровень концентрации произ­водства?

В чем проявляются экономические преимущества и недостатки концентрации?

С помощью каких показателей можно оценить экономическую эффективность концентрации производства?

Как связаны между собой концентрация и монополизация произ­водства?

В чем проявляется сущность монополизации производства? Какие виды монополизации существуют?

Каковы особенности проявления монополизации в российской экономике?

Каково основное содержание закона «О конкуренции и ограни­чении монополистической деятельности на товарных рынках»?

Какие показатели применяются для оценки уровня монополиза­ции производства и товарных рынков?

Какие меры предусмотрены законодательством по ограничению уровня монополизации производства?

Что понимается под оптимальным размером предприятия? Какие факторы учитываются при его определении?

РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ

Пример 1.Определить оптимальный размер предприятия, а так­же экономическую эффективность концентрации производства на основе данных табл. 48, если = 0,2.

Решение.1. Определяем оптимальный размер предприятия с ис­пользованием критериев:

а) минимума приведенных затрат по формуле

для I варианта:

для II варианта:

для III варианта:

б) максимума прибыли по формуле

Так как величину прибыли в расчете на единицу продукции можно представить в виде разности между ценой и себестоимостью с учетом транспортных расходов, т.е.

то формула выбора оптимального варианта по критерию максимума прибыли будет иметь следующий вид:

для I варианта

для II варианта

для IIIварианта

Вывод. Размер предприятия по IIIварианту является оптималь­ным, так как обеспечивается минимум приведенных затрат и мак­симум прибыли в расчете на единицу продукции.

2. Оцениваем экономическую эффективность концентрации производства по показателям:

а) фондоотдача

б) производительность труда (выработка)

в) себестоимость единицы продукции (дана в условии примера)

Вывод. Концентрация производства экономически эффективна, так как III вариант, характеризующийся наиболее высоким объемом производства, обеспечивает максимальную фондоотдачу и производи­тельность труда и минимальную себестоимость единицы продукции.

Пример 2.На товарный рынок продукцию А поставляют 10 пред­приятий, имеющие следующие годовые объемы поставок: 6600, 5400, 4500, 3600, 3000, 2100, 1800, 1500, 900, 600 т. С помощью различных показателей проанализировать уровень монополизации рынка.

Решение. 1. Определяем удельный вес поставок продукции А по каждому предприятию в общем объеме поставок этого вида про­дукции на данном товарном рынке по формуле

Вывод. Предприятий, занимающих доминирующее положение на данном рынке, нет.

2. Рассчитываем значение индекса Герфиндаля — Гиршмана:

Вывод. Средний уровень монополизации товарного рынка.

3. Определяем значение коэффициента концентрации по сумме
долей на рынке трех крупнейших предприятий-поставщиков:

Вывод. Рынок среднемонополизирован.

ЗАДАЧИ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

Задача 1. Определить уровень и экономическую эффективность концентрации литейного производства на основе данных табл. 49, если Eн = 0,2.

Задача 2. Определить оптимальный размер предприятия, а так­же экономическую эффективность концентрации производства на основе данных табл. 50, если =0,15.

Задача 3.На товарный рынок продукцию Б поставляют семь предприятий-производителей, имеющие следующие годовые объемы поставок: 14 800, 8800, 4400, 3600, 3200, 2800, 2400 т. С помощью различных показателей проанализировать уровень монополизации товарного рынка по продукции Б.

Задача 4. На товарный рынок продукцию С поставляют 11 предприятий-производителей, имеющие следующие годовые объемы поставок: 10 800, 9600, 9000, 7200, 6000, 5400, 4800, 3000, 2400, 1200, 600 т. С помощью различных показателей проанализировать уровень монополизации товарного рынка по продукции С.

ТЕСТЫ

  1. К формам организации производства относятся: а) концентрация; б) монополизация; в) химизация; г) кооперирование; д) специа­лизация; е) автоматизация; ж) электрификация; з) комбиниро­вание.
  2. Формами концентрации производства являются: а) агрегатная; б) технологическая; в) комбинированная; г) заводская; д) комп­лексная; е) внутрирайонная.

3. Уровень концентрации производства характеризуют показатели:
а) объем производства продукции; б) коэффициент сменности; в) рентабельность производства; г) среднегодовая стоимость ос­новных фондов; д) среднесписочная численность работников; е) себестоимость продукции.

4. Эффективность концентрации производства характеризуют:
а) увеличение объема производства продукции; б) рост коэффи­циента сменности; в) рост фондоотдачи; г) увеличение средне­годовой стоимости основных фондов; д) рост среднесписочной численности работников; е) снижение себестоимости продукции; ж) рост производительности труда.

  1. Недостатками концентрации производства являются: а) необхо­димость привлечения большого объема инвестиций для создания крупных предприятий; б) низкая производительность труда работ­ников; в) более низкая себестоимость продукции за счет экономии на условно-постоянных затратах; г) сложность перепрофили­рования производства; д) крупные предприятия могут быть мо­нополистами; е) слабая техническая оснащенность производства.
  2. Основными видами монополий являются: а) олигополия; б) при­родная; в) универсальная; г) естественная; д) опытная; е) абсо­лютная (чистая).
  3. Предприятие занимает доминирующее положение на товарном рынке при условии, что доля его продукции составляет: а) менее 35%; б) более 35%; в) менее 65%; г) более 65%; д) менее 100%; е) 100%.
  4. Уровень монополизации производства и товарных рынков харак­теризуют показатели: а) коэффициент использования производ­ственной мощности; б) индекс Герфиндаля — Гиршмана; в) темп роста продукции; г) коэффициент концентрации; д) удельный вес продукции предприятия на товарном рынке; е) затраты на 1 руб. продукции; ж) фондоотдача.
  5. Напишите формулу для расчета индекса Герфиндаля— Гиршмана.
  6. Уровень монополизации товарного рынка считается низким, если значение индекса Герфиндаля — Гиршмана находится в пре­делах: а) от 0 до 1000; б) от 0 до 1500; в) от 1000 до 1500; г) от 1000 до 1800; д) от 1000 до 2500; е) от 1500 до 10 000; ж) от 1800 до 10 000.
  7. Уровень монополизации товарного рынка считается средним, если значение индекса Герфиндаля — Гиршмана находится в пре­делах: а) от 0 до 1000; б) от 0 до 1500; в) от 1000 до 1500; г) от 1000 до 1800; д) от 1000 до 2500; е) от 1500 до 10 000; ж) от 1800 до 10 000.
  8. Уровень монополизации товарного рынка считается высоким, если значение индекса Герфиндаля—Гиршмана находится в пре­делах: а) от 0 до 1000; б) отОдо 1500; в) от 1000 до 1500; г) от 1000 до 1800; д) от 1000 до 2500; е) от 1500 до 10 000; ж) от 1800 до 10 000.
  9. К малым предприятиям в России относятся такие, у которых предельный размер численности работников составляет: а) 10; б) 100; в) 200; г) 300 чел.
  10. Критериями выбора оптимального размера предприятия являют­ся: а) рост коэффициента использования производственных мощностей; б) минимум приведенных затрат в расчете на едини­цу продукции; в) максимум прибыли; г) изменение сменности работы.

Источник: https://poisk-ru.ru/s60282t18.html

Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь; методы определения уровня монополизации и пути её преодоления

Вопрос 3. Концентрация и монополия: Концентрация и монополизация тесно связаны между собой. Но

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 19Следующая ⇒

Концентрация производства: сущность, формы, показатели оценки уровня, эффективность

Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях, что способствует повышению эффективности производственной деятельности от концентрации производственных мощностей за счет снижения издержек на производство, что дает возможность более гибкого ценообразования и конкурентные преимущества для предприятий в целом.

Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и распределении общего объема производства отраслей промышленности между предприятиями разного размера (относительная концентрация). Относительная концентрация формируется под воздействием абсолютной, поэтому при анализе и планировании первостепенное значение имеет определение абсолютной концентрации.

Концентрация производства может осуществляться в трех основных формах:

1) концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа;

2) концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях;

3) концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.

Показателями уровня концентрации производства в отраслях промышленности являются:

1) объем выпуска продукции за год, приходящийся в среднем на одно предприятие;

2) удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции;

3) удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом;

4) удельный вес численности промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности;

5) удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли;

6) удельный вес потребления электроэнергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью промышленности.

Концентрация и монополизация в экономики, их взаимосвязь; методы определения уровня монополизации и пути ее преодоления.

Концентрация и монополизация, как явление в экономике, тесно связаны между собой. Но из этого не вытекает, что концентрация обязательно приводит к появлению предприятия – монополиста или группы предприятий – монополистов.

Концентрация- это сосредоточение производства одного или нескольких родственных видов продукции на весьма крупных предприятиях, в пределах небольшого региона; часто вызывается производственной необходимостью, сопровождаемой снижением издержек за счет концентрации.

Важный момент- оценка состояния концентрации на товарных рынках стала определяться по методологии, принятой во многих развитых странах мира.Кроме этого, организации, занимающие на рынке доминирующее положение и находятся под особым контролем государственного органа по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Наибольший уровень концентрации производства имеет место в таких отраслях промышленности, как нефтеперерабатывающая и нефтедобывающая, черная и цветная металлургия.

С целью создания нормальных условий для развития всех субъектов хозяйствования и прежде всего для свободной конкуренции между участниками экономических отношений государство должно управлять уровнем монополизации экономики, т.е. должно быть создано эффективное антимонопольное законодательство.

Под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Монополистической деятельностью являются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение или устранение конкуренции. Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов может выражаться в следующем:- злоупотреблении доминирующим положением на рынке;- совершении согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.

Монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов независимо от их доминирующего положения на рынке определенного товара, которые приводят или могут привести к следующему: установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах; разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);недопущению, ограничению или устранению конкуренции и ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов иными способами, в том числе путем координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций.

В исключительных случаях указанные согласованные действия хозяйствующих субъектов могут быть признаны антимонопольным органом правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка либо если возможность заключения такого соглашения или осуществления согласованных действий хозяйствующими субъектами предусмотрена законами.

26. Специализация производства: сущность, формы, показатели уровня и экономическая целесообразность.

Специализация – это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, в отдельных организациях и их подразделениях, то есть это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

Формы специализации:

1.Предметная – предприятия специализируются на производстве определенного вида продукции.

2.Подетальная – сосредоточение производства опред сборочных единиц или отд деталей готовых изделий на отд предпр..

3. Технологическая – ограничение производства определенными стадиями технологического процесса.

Преимущества специализации:

а) основа для механизации и автоматизации производства;

б) способствует производству продукции более выс качества;

в) больше возможностей для применения более производительной техники и технологии;

Недостатки специализированных предприятий:

а) монотонность в работе

б) большая зависимость от поставщиков и покупателей;

в) подверженность малым конъюнктурным колебаниям;

Для оценки уровня специализации производства могут быть использованы следующие показатели:

– уд. вес основной продукции в общем объеме производства;

– уд. вес стандартизированных, унифицированных узлов, деталей, агрегатов в общем объеме изготовляемой продукции;

– уд. вес покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов в их общ объеме или в объеме изготовляемой продукции;

– количество классов, видов и разновидностей продукции.

Для определения экономической эффективности специализации производства используется показатель условно-годовой (сравнительной) экон эффективности специализации

где А2 – годовой объем выпуска продукции (фактический) после проведения специализации; Тр1 и Тр2 – транспортные расходы по доставке готовой продукции до и после специализации; С1 и С2 – себестоимость единицы продукции до и после специализации.

⇐ Предыдущая10111213141516171819Следующая ⇒

Date: 2016-02-19; view: 601; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/10-139378.html

Концентрация и монополизация в экономике

Вопрос 3. Концентрация и монополия: Концентрация и монополизация тесно связаны между собой. Но

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Отношение правительствак монополизации в условиях рыночнойэкономики двойственно: с одной стороны,- защита монопольного и олигопольногопроизводства, с другой, – ограничениеили запрещение определенных формповедения монопольных фирм.

Этообъясняется двойственностью последствиймонополизации. В условиях монополииобъективно существует тенденция кограничению объемов выпускаемойпродукции, росту цен, к различным видамнеконкурентного поведения.

Вместе стем монополизация всегда связана смасштабами производства, что приводитк снижению издержек и экономии ресурсов.

Крупные фирмы, как известно,являются носителями научно-техническихисследований и разработок.

Правительстваучитывают плюсы и минусы больших компанийв осуществлении антимонопольнойполитики, препятствуя проявлениюантиконкурентного поведения, но, несдерживая эффективное крупномасштабноепроизводство.

Поэтому объектомантимонопольного законодательстваявляется как поведение фирм на рынке,так и его структура.

Антимонопольные законодательствазапрещают любые соглашения (явные итайные) между фирмами, устанавливающимицены, ограничивающими выпуск продукции,ведущими к разделу рынка.

Некоторые монополии считаютсянормальным явлением. Не подлежитнаказанию фирма, захватившая значительнуюдолю рынка путем создания уникальноготовара или внедрения новой технологии.

Не преследуется судом естественнаямонополия, поскольку ее существованиезакономерно, а попытки устранения – либо бесцельны, либо экономическинерациональны.

Цены на продукцию (услуги)естественных монополистов в развитыхстранах регулируются государством илиместными органами власти.

Антимонопольнаяполитика в развитых странах представляетсобой гибкую систему постояннодействующих, мобильно перестраиваемыхмер и санкций, носящих запретительный,ограничительный и поощрительныйхарактер.

Ее основными направлениями являются: либерализация рынков,регулирование монополий, прямоенедопущение, подавление илиустранение монополий, ограни­чивающихконкуренцию, активизация рыночныхструктур. Норма­тивными актамипредусмотрено, что ни одна корпорацияне может контролировать более 40—50 %объемов производимой продукции.

Поэтомувведены ограничения масштабовпроизводства, сбыта, технологическогоразвития. Запрещается приобретатьзначитель­ную долю акций другихпредприятий, дискриминировать партнеровили навязывать им дополнительныеобременительные условия дого­воров.

В современныхусловиях главной особенностьюантимоно­польного законодательствав развитых странах является егопроолигополистический характер, т.е.оно направлено па за­щиту олигополии.

При этом под олигополией понимаетсятакая организация отрасли (или локальногорынка), при которой ог­раниченноечисло крупных производителей выпускаетзначи­тельную или преобладающую частьотраслевой продукции и тем самымсамостоятельно осуществляетантиконкурентную политику или вступаетв монопольный сговор для проведенияединой рыночной политики.

Важнейшей чертой олигополистическогорынка является взаимодействие конкурентныхи монополистических сил. Хотя властьолигополии над рынком велика, вантимонопольной практике не было случаяпреследования олигополистических фирм.

Защита “оптимального”баланса конкурентных и монопольно-регулирующихсил в рамках олигополии проявляется внерас­пространении антимонопольногозаконодательства на те отрасли, в которыхлибо не сложилась олигополистическаяструктура и гос­подствует системамелких производителей (лесное, сельскоехозяй­ство, рыболовство), либо монополиявыступает как обязательная формаорганизации производства (отрасти,связанные с естествен­ной монополией,т.е. для нормального развития их требуетсяединая организационно-производственнаясистема – коммунальное хозяй­ство,транспорт, связь, производство ираспределение электроэнер­гии, газаи т.д.). Деятельность этих отраслейрегулируется специальным законодательством.Однако в ряде стран оно не распространяетсяна те национализированные предприятияи торговлю, где существует государственнаямонополия; а также на внутрифирменные операции; коллективные соглашения между профсоюзами и предпринимателямипо поводу заработной платы и условийтруда. Это законодательство с некоторымиограничениями используется в сфереопераций с интеллектуальной собственностью,но не касается соглашений и совместнойдеятельности в области экспорта,повышения эффективности производстваи развития НТП. Таким образом, в рядестран антимонопольное законодательствочастично или полностью не затрагиваетбольшую часть предпринимателей. Все реже монополия ассоциируется сростом концентрации. Демонополизацияотраслевых рынков осложняетсяпреобразованием крупных предприятийв единые производственные комплексы,часто не допускающие своего дробленияна мелкие; производственные звенья

без полного их разрушения, что создаетугрозу деиндустриализации стран. Акцентсегодня делается на выяснение экономическойкатегории монопольной рыночной власти,на методы ценовой и неценовой конкуренциии т.п. Но наличие рыночной власти, какуже отмечалось, еще не является нарушениемантимонопольного законодательства.Только в случае установления фактапричинения экономического ущерба врезультате ограничительной практикиявление признается незаконным. Опытразвитых стран свидетельствует, чтоантитрестовская политика оказаласьмалоэффективной и влияла лишь на формыцентрализации капитала, но сам процессмонополизации она не приостановила.

Противодействие монополизацииэкономики выражается в форме запретовна ведение производственно-коммерческойде­ятельности, в разукрупнении фирм,их реорганизации, разделении, вплоть до ликвидации.

Несмотря на различияантимонопольных законодательств разныхстран, они имеют общие черты и цели.

Ктаковым отно­сятся: поощрениеконкуренции; контроль над фирмами,занима­ющими доминирующие положениена рынке, и над процессом слияний ипоглощений компаний; защита интересовпотребите­лей; содействие развитиюмалого и среднего бизнеса.

Незаконнымипризнаются действия субъектов,направлен­ные на территориальныйраздел рынков, бойкот конкурентов,прикрепление покупателя к определеннымисточникам снаб­жения, установлениесогласованных цен и скидок, на согласо­ваниеквот производства с целью манипулированияобменом и характером предложения, атакже на назначение единых ди­ректоровконкурирующих фирм.

Ученые ЗападнойЕвропы и США считают, что антимоно­польное(антитрестовское) законодательство, атакже законода­тельство об ограничительнойделовой практике целесообразно называтьprocompetitivelaws(проконкурентными законами), так какони призваны сохранять и развиватьконкуренцию.

В странах Восточной Европыпроблема антимонопольного регулированиявозникла сравнительно недавно. Следуетотме­тить, что монополии здесь былисозданы искусственно, путем концентрациипроизводства, приведшей к образованиюгиган­тских предприятий и объединений.

В постсоветских странахантимонопольная политика пер­воначальнобыла направлена на преодоление”командно-адми­нистративногомонополизма”, т.е. на изменение типаэкономических систем.

Обобщая сказанное, отметим, чтосвободная конкуренция обус­ловилаконцентрацию производства, приведшуюне к появлению, а к господству рыночныхмонополий.

Наиболее распространеннымиих видами являются чистая, или абсолютная,естественная и искус­ственная,производственная и организационнаямонополии.

Клас­сическими организационнымиформами монополий являются картели,синдикаты, тресты, концерны, которые вмодернизирован­ном виде существуюти в настоящее время.

Прогрессирующаямонополизация современной рыночнойэкономики базируется на суперконцентрации.

Она приобрела ряд новых черт и особенностей,а также мировой характер, из­менилацели и в настоящее время направлена намонополиза­цию наукоемких и прибыльныхотраслей, на повышение уровня ихтехнологической оснащенности икомпьютеризации. Для нее типичнаскачкообразность укрупнений, частоинициируемых го­сударством путемслияний и поглощений зарубежных фирм.

Сегодня монополиякак многопрофильная, многоотраслеваяорганизация претерпела не толькокачественные, но и количес­твенныеизменения и стократно превысиламиллиардный рубеж по величине активов.Появились новые формы и методыконкурен­тной практики.

Современнаяконкуренция отличается не только своимпротиворечивым единством с монополией,но и проявлением конкуренции каксоперничества и добровольногосотрудничества с конкурирующими фирмами,а также конечной целью, которая заключаетсяв обеспечении стабильного существованияфирм и доминировании критерияэффективности. Учет особенностейсов­ременной конкуренции позволилпересмотреть ставшее традици­оннымопределение ее только как соперничество.Сегодня акцент делается на формувзаимоотношений между хозяйствующимисубъектами, обусловленную поиском новыхспособов реализации их экономическихинтересов.

Необходимоеравновесие между монополией и конкуренциейв рыночной экономике обеспечиваетантимонопольное регулирование.

4. Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь

Давно известно, что концентрацияи монополизация, как явление в экономике,тесно связаны между собой. Но из этогоне вытекает, что концентрация обязательноприводит к появлению предприятия –монополиста или группы предприятий –монополистов.

В странах с рыночнойэкономикой уже давно сложилась действеннаясистема антимонопольного законодательства,на основе которой государство регулируетпроцессы концентрации с целью недопущенияпоявления предприятий или группыпредприятий – монополистов.

Этому, вчастности, способствовало и то, что кконцу 60-х годов на Западесложилась следующая система показа­телеймонопольной концентрации.

Например, вГермании принято, что монопольноеположение предприятия или группыпредпри­ятий на рынкевозникает, если на предприятие приходитсясвы­ше 1/3 всего оборота нарынке, либо на три и менее предпри­ятий— 1/2 общего оборота, либо на пять и менеепредприятий — свыше 2/3оборота.

В США для оценки концентрациипроиз­водства в течениенескольких десятилетий применялсяпоказа­тель: доля четырех крупнейшихпредприятий в общем объеме производствав отрасли.

Так как эти показатели являютсядис­кретными и не отражают в полноймере положение предпри­ятийна рынке, то в последние годы широкоераспространение получаеткомплексный подход, который базируетсяна учете коэффициентовконцентрации (например, CR3— доля на то­варномрынке или в отрасли трех крупнейшиххозяйствующих субъектов) и индексаГерфиндаля — Гиршмана (HHI),который рассчитывается каксумма квадратов долей всех действующихна рынке (в отрасли) хозяйствующихсубъектов по формуле

HHI=(4.1)

где

n– число хозяйствующихсубъектов, действующих на рын­ке(в отрасли);

X– доля i-гохозяйствующего субъекта (%) в объемереализованной продукции на рынке (вотрасли).

Так, величинаHHIпри Х = 100 будетравна 10 000, что соответствует абсолютноймонополии.

Сочетание показателейCR3и HHIпозволяет дать оценкуконцентрации производстваи его монополизации на рынке.

Так, показатели:

  1. CR3 < 45%, HHI< 1000 характеризуют нормальную кон­центрацию производства (неконцентрированный рынок);

  2. 45% < CR3 < 70%, 1000 70%, НHI> 2000 характеризуют высокую степень концентрации производства (слабую конкурентную среду).

Источник: https://works.doklad.ru/view/0iANvHRIr3U/5.html

Причиной возникновения монополии является действие закона концентрации капитала и производства

Вопрос 3. Концентрация и монополия: Концентрация и монополизация тесно связаны между собой. Но

Концентрация капитала — это процесс увеличения размеров индивидуального капитала за счет капитализации прибыли, т. е. использования определенной её части на расширение производства.

Поэтому следствием концентрации капитала является концентрация производства. Движущая сила данного процесса — конкурентная борьба.

В результате конкуренции из массы мелких и средних предприятий выделяются несколько наиболее крупных, которые становятся монополиями.

Таким образом, создается цепочка: конкуренция рождает концентрацию производства, а данная концентрация, на определенной ступени своего развития, приводит к монополии.

3. причиной создания монополии является процесс централизации капитала.

Централизация капитала — это увеличение размеров капитала вследствие поглощения или объединения нескольких, прежде самостоятельных, индивидуальных капиталов в один больший.

Одной из основных форм централизации капитала является создание акционерных компаний.

Таким образом, концентрация и централизация капитала и производства создали объективную необходимость и возможность возникновения монополий, стали их экономическим основанием.

4.причиной возникновения монополий стала трансформация индивидуальной частной собственности.

В последней трети XIX в. организационно-экономическая структура производства была представлена преимущественно малыми и средними предприятиями индивидуальной частной собственности, которая постепенно стала тормозом дальнейшего развития производства.

К этому времени значительные достижения научно-технического прогресса создали возможности строительства железных дорог, морских портов, каналов, крупных заводов и других больших объектов. Однако ни один капиталист отдельно не имел необходимых капиталов, чтобы финансировать такие проекты.

Нужна была новая форма собственности, которая могла бы решить эти проблемы. Ею стала крупная акционерная собственность, объединившая капиталы нескольких предприятий.

5. экономические кризисы второй половины XIX в. стали фактором ускорения концентрации и централизации производства и создания на этой основе монополий.

Следствием экономических кризисов является массовое разорение и банкротство мелких и средних предприятий. Некоторые из них насильственно поглощаются крупным капиталом, а другие вынуждены соглашаться на объединение во избежание разорения. Взаимосвязь этих двух явлений — кризисов и монополий — показывает одну из причин ускоренной монополизации экономики.

В первой половине XX в. процесс монополизации приобрел значительные масштабы, и монопольные образования стали основой хозяйственной жизни в развитых странах мира.

Монопо́лия (от греч.

μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Виды монополий

– Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

– Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа(преимущественно страны с капиталистическим строем).

– Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

– Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).

Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке

· Монопсония — единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель.Пр: рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы.

· Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.Пр: производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др.

· Олигопсония (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный и ὀψωνία — закупка продовольствия) в экономике — ситуация на рынке, для которой характерно ограниченное число потребителей и большое число продавцов (производителей). На таком рынке продавцы очень чувствительны к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга.

Типичным примером олигопсонии является, например, рынок авиадеталей, где потребителями являются весьма немногочисленные авиастроительные компании.

В режиме олигопсонии работает практически весь военно-промышленный комплекс, продукция которого закупается очень ограниченным кругом государственных силовых ведомств или правительствами других стран.

· Картель — договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике. Пр: Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК)

· Синдикат — сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно. алмазный синдикат «Де Бирс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом.

Основные признаки монополизма :

а) высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм (по российским законам – обычно свыше 35%);

б) доминирующее положение этих фирм на рынке определенных товаров

в) установление монопольных цен – завышенных (при продаже) или заниженных (при покупке товаров) – и, благодаря этому, получение сверхприбылей.

Суть своекорыстных действий монополиста сводится к тому, что, намеренно сокращая количество своих продаж и создавая тем самым искусственный дефицит на рынке, он добивается повышения цены.

Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике.

С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения.

Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

Вместе с тем, не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными компаниями. На этой основе подчас возникают крупные фирмы.

Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов НИОКР позволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки.

Не следует так же забывать и того, что крупные монополистические объединения играют роль своеобразного «буфера», сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы во время кризиса. Образно говоря, крупные монополии – это опорные узлы всей конструкции национального хозяйства.

Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.



Источник: https://infopedia.su/13x9c44.html

Medic-studio
Добавить комментарий