Вопрос 54. Основные требования к составлению психокоррекционной

Сообщение на тему:

Вопрос 54. Основные требования к составлению психокоррекционной

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад «Василёк»

Сообщение на тему : «Требования по составлению психокоррекционных программ»

Подготовила : педагог-психолог

Терещенко Я.Б.

с. Доброе 2018г

К вопросу о требованиях к составлению психокоррекционных программ

Сегодня существует достаточно много психокоррекционных программ, как в области психологической помощи нормально развивающимся детям, так и в сфере психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Психокоррекционные программы, реализуемые в учебном заведении, имеют парциальный характер и должны быть согласованы с основной программой обучения и воспитания.

При этом они имеют собственную теоретико-методологическую основу, формы и методы воздействия, планирование психокоррекционной работы. Различные авторы, как в возрастной, так и в специальной психологии, предлагают свои подходы требования к разработке психокоррекционных программ (И.В. Дубровина, И.И. Мамайчук, О.В. Хухлаева и др.).

При этом отмечаются общие тенденции в разработке данных программ, а именно:

1) психокоррекционное воздействие должно опираться на принципы психолого-педагогической коррекции;

2) психокоррекционная программа должна носить развивающий характер и основываться на знаниях об особенностях детей, на которых направляется воздействие. Знания об этих особенностях добываются посредством психолого-педагогической диагностики;

3) психокоррекционная программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности практического психолога учебного заведения и педагога (воспитателя, учителя);

4) психокоррекционная работа должна проходить в рамках ведущей деятельности ребенка;

5) специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от типа образовательного учреждения и др.

Примерная структура программы психологической коррекции

1. Пояснительная записка, в которой отражается актуальность данной программы для развития, образования, воспитания, социализации детей, категорию детей, на которых рассчитана данное воздействие, в каких условиях будет реализовываться программа, сроки реализации программы, частота занятий и т.д.

2. Цель – формулируется в зависимости от того, на какую сферу психической деятельности, на формирование каких функций, процессов, состояний, вида деятельности направлено коррекционное воздействие, какого результата планирует достичь практический психолог.

3. Задачи – частные цели, формулируются в соответствии с основной целью, при этом они могут быть объединены в три группы задач:

– коррекционно-развивающие – направлены непосредственно на устранение недостатков, развитие психических процессов, функций;

– коррекционно-образовательные – предполагают формирование знаний, расширение кругозора;

– коррекционно-воспитательные – направлены на формирование личностных качеств.

4. Вид психокоррекционной программы и обоснование выбора данного вида для решения задач психокоррекционного воздействия (симптоматическая или каузальная, директивная или недирективная и т.п.).

5. Основная психотерапевтическая концепция (концепции) в рамках которой осуществляется коррекция (гуманистически ориентированная, бихевиоризм и т.п.).

6. Принципы психологической коррекции – представляют собой законы (правила), с учетом которых строится психокоррекционное воздействие. При формулировке принципов используются теоретико-методологические подходы, разработанные в психолого-педагогической науке (концепции, теории, положения).

7. Направления (блоки) коррекционного воздействия – здесь указывается, на какие психические функции, процессы или виды деятельности детей направленно коррекционное воздействие (обычно 2-4 направления).

8. Этапы психолого-педагогической коррекции – отражают динамику психокоррекционного процесса, относительно законченные периоды, в течение которых реализуются те или иные задачи.

9. Методы и приемы коррекции (психокоррекционные техники) – способы воздействия, которые предполагается использовать при коррекции, развитии или формировании того или иного процесса, состояния и др.

10. Средства воздействия – технические (компьютерные), информационные, вспомогательные, демонстрационно-иллюстративные и т.п. Например, какой дидактический материал будет использоваться (объемные предметы, наглядный и раздаточный материал и т.п.).

11. Планирование психологической коррекции – данная часть программы предполагает планирование коррекционно-развивающих занятий, примером которого может быть следующая форма:

Конспекты коррекционно-развивающих занятий должны быть приложены к психокоррекционной программе, цели, задачи, упражнения и техники, предусмотренные в конспектах занятий должны соответствовать содержанию психокоррекционной программы.

Предложенная структура психокоррекционной программы является примерной и может дополняться, сокращаться, модифицироваться в зависимости от психокоррекционных задач, условий психокоррекции и др.

Рекомендуемая литература

1. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.

2. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.

3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

http://fatihovalf.ucoz.ru/publ/fatikhova_l_f_k_voprosu_o_trebovanijakh_k_sostavleniju_psikhokorrekcionnykh_programm/1-1-0-6

Источник: https://infourok.ru/soobschenie-na-temu-trebovaniya-po-sostavleniyu-psihokorrekcionnih-programm-3402781.html

Основные требования к составлению психокоррекционной программы

Вопрос 54. Основные требования к составлению психокоррекционной

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:

· четко формулировать цели коррекционной работы;

· определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;

· выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;

· четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;

· отобрать методики и техники коррекционной работы;

· определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

· определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);

· определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);

· разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий;

· планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей – подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);

· реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);

· подготовить необходимые материалы и оборудование.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

АНАМНЕЗ

психологический) (от греч. anamnesis — воспоминание) — совокупность сведений о человеке, полученных различными методами с целью организации с ним эффективной работы. Понятие анамнез поначалу применялось в медицинской психологии. Здесь с самого начала выделяют «объективный» и «субъективный» анамнез, т. е. получение сведений от окружающего больного людей и от самого больного.

В настоящее время понятие анамнез вышло за рамки медицинской психологии. Оно свободно от обязательной связи с процессом болезни и употребляется как синоним понятия «история индивидуального развития человека». Заимствование термина анамнез из медицины не означает прямого переноса в психологию ее методов.

Сбор и анализ анамнестических данных является одним из важнейших в арсенале психологических методов изучения личности. Это подтверждается известным высказыванием В.Н. Мясищева о том, что полностью и всесторонне личность может быть изучена «только на основе всей истории жизни личности, поэтому история личности является основным методом и материалом для ее изучения».

Весьма близким к анамнестическому методу является биографический метод, который довольно часто, как отмечает М.А. Котик, используется для психологического анализа несчастных случаев и ошибок операторов. Анамнестическое исследование в психологии труда и инженерной психологии предваряет применение многих других методов.

Так, личностный подход проявляется в том, что любое психологическое явление рассматривается в связи с другими явлениями и прежде всего с теми свойствами человека, которые характеризуют его как личность, во-вторых, личность человека рассматривается как одно из детерминант его поведения, в-третьих, понимание личности в целом и отдельных проявлений человека возможно, но только с учетом истории ее развития. В психологии используются различные формы сбора анамнестических данных: 1) объективный анамнез осуществляется в форме бесед с другими людьми, хорошо знающими обследуемого специалиста; 2) субъективный анамнез, т. е. беседа с самим обследуемым; 3) изучение дополнительной информации: документации, медицинской карты, характеристик, ведомостей успеваемости, результатов деятельности и др. Основная задача практического психолога на производстве — установить факторы, определившие тот или иной путь психологического развития, т. е. значимые обстоятельства жизни человека и степень их влияния на изменение психики.

Диагноз психологический

(от греч. diagnosis — распознание) — «конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Предмет диагноза психологического — установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии». Уровни постановки психологического диагноза: 1 уровень. Симптоматический, или эмпирический. Глубина психологической диагностики — констатация симптомов.

Недостаток данного уровня — невозможность определения причин возникновения и вероятных последствий. 2 уровень. Этиологический. Глубина психологической диагностики — определение симптомов и причин их возникновения. Недостаток данного уровня — отсутствие целостной картины в структуре личности. 3 уровень. Типологический.

Глубина психологической диагностики — определение места и значения симптомов в целостной, динамической структуре личности, включая предпосылки возникновения симптомов.

Эльвира

КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Для поведенческой коррекции характерно следующее:

· стремление психолога оказать помощь клиентам, чтобы они реагировали на жизненные ситуации так, как хотят сами, т.е. содействовать увеличению потенциала их личного поведения или исключению нежелательных способов реагирования;

· отсутствие требования изменить эмоциональные отношения и чувства клиента;

· наличие позитивных отношений между психологом и клиентом, являющихся необходимым, но недостаточным условием эффективного коррекционного воздействия;

· жалобы клиента рассматриваются не как симптомы лежащей за ними проблемы, а как значимый материал, на котором фокусируются коррекционные воздействия;

· психолог и клиент договариваются о специфических целях коррекции, понимаемых таким образом, что и клиент и психолог знают, как и когда эти цели могут быть достигнуты.

Цели коррекции. В соответствии с общей направленностью бихевиориальной концепции основная цель коррекционных воздействий – обеспечение новых условий для научения, т.е.

выработка нового адаптивного поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным.

Цели коррекционных воздействий в поведенческой психокоррекции формулируются либо как обучение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание и торможение имеющихся у субъекта дезадаптивных форм поведения.

Позиция психолога. В бихевиориальной психокоррекции психолог выступает в четко определенной роли учителя, наставника или врача.

В соответствии с фиксированной ролью он должен быть готов принять на себя груз социально-психологической модели, образца для подражания, каким он выступает в глазах клиента, а также осознавать специфику защитного механизма идентификации, играющую для клиента важную роль в бихевиориальной психокоррекции.

Требования и ожидания от клиента. Роль психолога носит четко фиксированный характер. Так же четко определяется и роль клиента. Поощряется активность, сознательность в постановке целей, желание сотрудничать с психологом и импровизации с новыми формами поведения.

Важнейшим моментом выступает выработка готовности к применению новых форм поведения. Поскольку коррекции подвергается в основном поведение обратившегося, то и задачей коррекционной деятельности выступает формирование оптимальных поведенческих навыков. А психические расстройства различного типа рассматриваются как формы неадаптивного поведения.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2018-11-11; просмотров: 339 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/18-47724.html

Осипова а. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие

Вопрос 54. Основные требования к составлению психокоррекционной

28 Основные требования к составлению психокоррекционной программы

При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:

· четко формулировать цели коррекционной работы;

· определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;

· выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;

· четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;

· отобрать методики и техники коррекционной работы;

· определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

· определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);

· определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);

· разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий;

· планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей – подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);

· реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);

· подготовить необходимые материалы и оборудование.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

29

§ 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ

Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения:

а) разрешения реальных трудностей развития;

б) постановки целей и задач коррекционной программы.

Необходимо помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе работы, к моменту завершения

29

и т.д. Так, коррекционная программа может не претендовать на полное разрешение трудностей развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временном интервале.

Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности.

Например, для клиента основным критерием успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний.

Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей.

Для лиц из окружения клиента эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента.

Анализ факторов и условий, влияющих на эффективность коррекционной работы, показал, что существенное значение для достижения запланированного эффекта имеет

интенсивность коррекционных мероприятий.

Коррекционные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1-1,5 ч. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого клиента.

На успешность коррекционной работы влияет пролонгированность коррекционного воздействия.

Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом с целью выяснения особенностей поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии.

Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий.

Эффективность коррекционных программ существенно зависит от времени осуществления воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем большая вероятность успешного разрешения трудности развития.

30 Факторы, определяющие эффективность психокоррекции

1. Ожидания клиента.

2. Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем.

3. Характер проблем клиента.

4. Готовность клиента к сотрудничеству.

5. Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия.

6. Профессиональный и личностный опыт психолога.

7. Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции.

По мере распространения психокоррекционной помощи вопрос об оценке ее эффективности становится все более актуальным. Это относится как к временным аспектам работы психолога (быстрое и эффективное воздействие), так и к качеству коррекционной работы. Для того чтобы можно было говорить о сопоставимости результатов коррекционного воздействия, необходимо помнить следующее:

– оценка эффективности коррекционного воздействия требует четкого определения методов. В практике зачастую очень трудно выделить какой-то один метод, так как в

коррекционных целях большинство психологов используют сочетание различных методов;

– даже один и тот же метод в руках специалистов разной квалификации дает разные результаты. Для сопоставимой оценки эффективности изучение эффективности должно проходить на гомогенном материале, причем группа клиентов должна формироваться как случайная выборка, что является весьма затруднительным с практической и этической точек зрения;

– оценку работы должны давать независимые эксперты, независимые специалисты, при этом целесообразно, чтобы эксперт не был бы осведомлен о применяющемся методе, что исключало бы возможное влияние на его оценку собственных представлений о методе;

– следует учитывать структуру личности психолога, степень выраженности у него качеств, необходимых для прогнозирования успешности воздействия;

– необходимо сравнивать непосредственные и отдаленные результаты психокоррекционного воздействия (это особенно важно при личностно-ориентированном воздействии); необходимо учитывать теоретические предпосылки психолога, влияющие на его профессиональные цели и задачи, а

31 также отношение психолога к профессии и его представления о своих профессиональных качествах;

– при групповой форме коррекционной работы необходимо учитывать профессиональные возможности психолога, направленные на использование своих индивидуальных качеств для оптимизации психокоррекционного воздействия, оптимальный уровень активности психолога при работе с группой, его объективное значение в зависимости от фазы развития группы.

Какой бы содержательный критерий эффективности ни анализировался, в любом случае речь идет о следующих группах переменных, характеризующих психокоррекционное воздействие:

– субъективно-переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;

– объективно-регистрируемые (экспертом, наблюдателем) параметры, характеризующие изменения в различных модальностях мира человека;

– устойчивость изменений в последующей (после воздействия) жизни человека. При оценке эффективности воздействия могут использоваться объективные

психофизиологические методы, регистрирующие вегетативно-соматические,

физиологические и психические функции. Поиск критериев эффективности психокоррекционного воздействия всегда будет требовать учета своеобразия механизмов нарушений, используемых методов воздействия и тех целей, которые стремятся реализовать с их помощью.

32

Раздел II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ

Глава 1. ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

§ 1 КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ

ПСИХОАНАЛИЗЕ

Термин “психодинамика” был введен в 1918 г. Р. Вудвортсем. Согласно определению в центре психодинамического подхода находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами психики, т.е. мотивами, влечениями, побуждениями, внутренними конфликтами (противоречиями), существование и развитие которых обеспечивают функционирование и развитие личностного “Я”.

Центральным понятием в представлении всех сторонников психодинамического подхода о причинах нарушения в поведении и эмоциональной жизни клиента является понятие конфликта. Конфликты – причины этих нарушений.

Авторы, принадлежащие к различным направлениям психодинамического подхода, по-разному толкуют понятие конфликта, тем не менее все коррекционные и психотерапевтические методы направлены на разрешение этих конфликтов.

Таким образом, главной задачей психоанализа является доведение до сознания клиента конфликтной ситуации, связанной с неприемлемостью для него бессознательных влечений. При этом полагается, что именно осознание наличия бессознательных импульсов и самой конфликтной ситуации – путь решения этих конфликтов.

Описанная 3, Фрейдом “История маленького Ганса” положила начало использованию психоанализа в работе с детьми разных возрастов. С момента зарождения детского психоанализа его развитие шло в основном в двух школах, различающихся по теоретическое взглядам и техникам практического

33

приложения, – школы М. Клайн и классической (или фрейдистской), между которыми существовало расхождение в понимании механизма трансфера – центрального процесса, определяющего успех коррекционного воздействия.

Невозможность прямого применения метода вербальных свободных ассоциаций в раннем детском возрасте (а первые работы проводились с детьми в возрасте 4-5 лет) заставили представителей детского психоанализа искать новые пути создания эффективных коррекционных методик и процедур личностного развития.

В результате в рамках психодинамического подхода были выделены: 1) игротерапия и 2) арттерапия, которые в дальнейшем развились уже в самостоятельные методики и, выйдя за рамки психодинамического подхода, стали существовать в рамках собственных подходов.

Ряд авторов показывают эффективность недирективной игротерапии и использование методик игрового психоанализа для работы с детьми, страдающими страхами, фобиями, расстройствами сна.

Психоаналитики предъявляют ряд требований как к маленьким пациентам, так и их родителям: интеллектуальное развитие ребенка должно быть выше среднего; родители должны проявлять активное стремление к сотрудничеству с психоаналитиком.

В работах А. Фрейд, М. Маллера, П. Нолбауэра сформулированы условия проведения детского психоанализа:

. адаптация психоаналитической техники к возрасту;

. терапевтический альянс не только “аналитик-пациент”, как при работе со взрослыми, но и

“аналитик-родитель”; . информационный альянс “родитель-аналитик” (постоянный обмен информацией между

ними).

Цели коррекции. Общая направленность коррекции в психодинамическом направлении – помощь клиенту в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний и болезненных проявлений. За счет их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля по крайней мере частичного овладения поведением, и, как следствие этого, возможность личностного роста для клиента.

Техники. В практике психодинамической школы используются различные методы, которые охватывают почти все аспекты психической динамики человека.

Одна группа методов направлена на выявление бессознательных побуждений человека, лежащих в основе его поведения.

34

Другая группа методов акцентирует внимание на внутренних силах, которые помогут человеку справиться с трудностями самостоятельно.

С помощью третьей группы методов психолог старается довести до сознания пациента то, как он воспринимает действительность.

И наконец, с помощью четвертой группы методов психоаналитик пытается побудить клиента изменить характер своего функционирования в группе или мобилизовать свои внутренние ресурсы с целью изменения поведения. Выбор и эффективность того или иного метода зависят от целого ряда факторов, среди которых немаловажную роль играют характер проблемы клиента, степень восприимчивости человека, а также личность психолога.

35 Классический психоанализ 3. Фрейда

В классическом психоанализе структура личности включает в себя три основных компонента:

1. “Едо”, или “Я”, – центральная инстанция саморегуляции личности. ” Ego ” контролирует поведение, уравновешивая импульсы человека с требованиями социального окружения, осуществляет рациональный анализ окружающей ситуации, вырабатывает план поведения, ориентируясь на окружающую среду.

2. “5ирег Едо”, или “Сверх Я”, – моральная инстанция личностного “Я”, производящая оценку действий или намерений с точки зрения их допустимости, с учетом общественных норм, правил, ценностей, идеалов. Представляет собой усвоенную, интериоризованную (как правило, через родителей или ближайших взрослых) шкалу ценностей.

3. “Ш”, “Оно”- биологический компонент, первичный источник психической активности, вместилище инстинктов, управляемое принципом удовольствия. Сохраняется неизменным на протяжении всей жизни человека. Это неосознаваемая часть личностного “Я”, выступающая импульсивным энергетическим источником влечений и действий.

Из конфликта между “Ш”, “Едо” и “5ирег Едо” возникает боязнь. Фрейд различал три вида боязни:

1. Невротическую.

2. Реалистическую.

3. Моральную.

С чувством боязни связаны чувства вины и механизмы психологической защиты “Я”. Фрейду принадлежит важнейшая идея защитных механизмов психики и их характеристика.

35

Защиты проявляются в том, что клиент сопротивляется влиянию психолога. Это выражается в том, что его “Едо” защищает себя (с целью избежать боязни) от тех переживаний, которые для него неприемлемы.

Формы такого сопротивления могут быть самыми различными: юмор, молчание, засыпание и т.д. Но наиболее существенным в коррекционной практике является такая форма сопротивления, как перенос (трансфер), т.е. перенесение на психолога чувств, вызванных в свое время другими значимыми для клиента лицами.

Данный феномен имеет и обратную сторону, т.е. возможен перенос чувств со стороны психолога на клиента, в таком случае он называется “контрперенос”.

Основными психологическими механизмами “Ego”- защиты являются следующие: рационализация, отрицание, регрессия, вытеснение, проекция, инпроекция, идентификация, интеллектуализация, образование реакции, замещение, сублимация, компенсация, ритуал, изоляция, частичная компромиссная реакция.

Цели коррекции. В основе психоаналитической коррекции лежит представление о том, что аномальное поведение человека является следствием неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений.

Исходя из такого понимания человеческого поведения, основной целью коррекции выступает помощь клиенту в понимании и осознании им причин его плохого приспособления к реальности и оказание ему помощи в возможности адаптации к ней.

Таким образом, коррекционная работа психоаналитика строится в двух основных направлениях:

1. Работа с клиентом над осознаванием неосознаваемого (мотивов фиксации защитных механизмов, способов поведения) и принятие клиентом адекватной и реалистической интерпретации.

2. Работа с клиентом по усилению его “Ego” для построения более реалистичного поведения.

Позиция психолога. В классическом психоанализе роль и позиция психолога достаточно жестко фиксированы. Основные требования к личности психолога: невмешательство, отстраненность, нейтралитет, личностная закрытость, умение и способность выдержать “перенос” и работать с “контрпереносом”, тонкая наблюдательность и способность к адекватным интерпретациям.

Одним из важнейших требований к психоаналитику выступает требование осознания собственных проблем, реакций

36

и их возможного влияния на клиента. Обязательным условием профессиональной подготовки психоаналитика является прохождение длительного и подробного курса психоанализа.

Требования и ожидания от клиента. К клиенту также предъявляется ряд требований.

Во-первых, от него ожидается принятие самой концепции психоанализа.

Во-вторых, от клиента ожидается полная открытость и готовность к длительному (от нескольких месяцев до многих лет) периоду совместной работы.

В-третьих, в условие контракта вносится пункт, согласно которому клиент берет на себя обязательство воздерживаться от резких перемен в личной жизни на протяжении курса психоанализа (а в некоторых случаях такой курс может длиться до 20 лет, по несколько пятидесятиминутных сеансов в неделю).

Психоанализ – это система мероприятий, которая может длиться долгие годы, прежде чем состояние клиента улучшится, и он будет способен реалистически управлять собственной жизнью. Отмечают, что наибольших успехов с его помощью можно добиться у лиц в возрасте от 15 до 50 лет, которые обладают высоким интеллектом и их проблемы имеют скорее невротическую, нежели психотическую природу.

Важным является стремление клиента тесно сотрудничать с психологом, желание и состояние понять процесс психоанализа. Отмечается также, что чем моложе клиент и чем сильнее у него тревога, тем выше вероятность значительного улучшения его состояния. Противопоказаниями для психоаналитической работы является наличие психических заболеваний, особенно шизофрении, суицидальных мыслей.

37 Техники

Психоанализ заключается в поиске скрытых болезненных очагов в пространстве бессознательного и психологической помощи человеку в осознании и переоценке тревожащих его переживаний.

Основные стадии психоанализа

Первая стадия – поиск болезненного очага (его вспоминание). На этой стадии используют методы ассоциаций, наблюдения за поведением человека, изучение юмора, оговорок,

37

описок человека. Стадия заканчивается обнаружением этого очага.

Вторая стадия – вскрытие очага возбуждения, его вербализация. Человек выговаривается, рассказывает психологу о своих переживаниях и их источниках.

Это очень болезненный процесс, так как человек как бы заново переживает и страдает, при этом очень часто формируется негативное и агрессивное отношение к психологу.

Стадия считается оконченной после того, как человек все рассказал и начал постепенно успокаиваться.

Третья стадия – переоценка значимости событий, сокрытых в болезненном очаге, так называемое “переклеивание ярлыков”. Например, из “врага” в “неприятного человека”, из “подруги” в “знакомую” и т.д. На этой стадии особое значение имеет внимательное и заботливое отношение психолога к клиенту, помощь клиенту в изменении его системы установок.

Четвертая стадия – эмоциональная окраска новой системы установок, главным образом положительная, спокойная. Осуществляется постепенный переход от любви к безразличию, от агрессивности к равнодушию.

Пятая стадия – забывание, ликвидация очага возбуждения. Чаще всего эта стадия проходит естественным путем как продолжение работы с психологом на предыдущих стадиях.

Психоанализ как психокоррекционный процесс включает следующие процедуры:

– конфронтацию;

– прояснение (кларификацю);

– интерпретацию;

– проработку.

Конфронтация используется для того, чтобы показать клиенту, что он чего-то боится, избегает, для выделения, обособления того психического феномена, который должен стать предметом анализа.

Кларификация состоит в четкой фокусировке значимых деталей.

Интерпретация предполагает преобразование неосознанных деталей и явлений в осознанные.

Проработка включает комплекс процедур и процессов, которые необходимо осуществить после инсайта. Это наиболее трудоемкая часть психоаналитической работы, так как требуется большое количество времени и усилий для преодоления сопротивления, которое выступает помехой на пути преобразования личности.

Источник: https://refdb.ru/look/2274510-p4.html

Глава 2. Особенности составления психокоррекционных программ

Вопрос 54. Основные требования к составлению психокоррекционной

Основныепринципы составления психокоррекционныхпрограмм

Составляяразличного рода коррекционные программы,необходимо опираться на следующиепринципы:

1.Принцип системности коррекционных,профилактических и развивающих задач.

2.Принцип единства коррекции и диагностики.

3.Принцип приоритетности коррекциикаузального типа

4.Деятельностный принцип коррекции.

5. Принцип учета возрастно-психологическихи индивидуальных особенностей клиента.

6.Принцип комплексности методовпсихологического воздействия.

7.Принцип активного привлечения ближайшегосоциального окружения к участию вкоррекционной программе.

8.Принцип опоры на разные уровни организациипсихических процессов.

9.Принцип программированного обучения.

10.Принцип возрастания сложности.

11.Принцип учета объема и степени разнообразияматериала.

12.Принцип учета эмоциональной сложностиматериала.

1.Принцип системное” коррекционных,профилактических и развивающих задач.Этотпринцип указывает на необходимостьприсутствия в любой коррекционнойпрограмме задач трех видов: коррекционных,профилактических и развивающих. В немотражена взаимосвязанность игетерохронность (неравномерность)развития различных сторон личностиребенка.

Другими словами, каждый ребенокнаходится на различных уровнях развития:на уровне благополучия, соответствующемнорме развития; на уровне риска – этоозначает, что есть угроза возникновенияпотенциальных трудностей развития; ина уровне актуальных трудностей развития,объективно выражающихся в различногорода отклонениях от нормативного ходаразвития.

Здесь находит

22

отражениезакон неравномерности развития.Отставание и отклонение в развитиинекоторых аспектов личностного развитиязакономерно приводят к трудностям иотклонениям в развитии интеллектаребенка и наоборот.

Например, неразвитостьучебных и познавательных мотивов ипотребностей с высокой вероятностьюприводят к отставанию в развитиилогического операционального интеллекта.

Поэтому при определении целей и задачкоррекционно-развивающей программынельзя ограничиваться лишь актуальнымина сегодняшний день проблемами исиюминутными трудностями развитияребенка, а нужно исходить из ближайшегопрогноза развития.

Вовремяпринятые превентивные меры позволяютизбежать различного рода отклонений вразвитии, а тем самым специальныхкоррекционных мероприятий.

Взаимообусловленность в развитииразличных сторон психики ребенкапозволяет в значительной степениоптимизировать развитие за счетинтенсификации сильных сторон личностиребенка посредством механизма компенсации.

Кроме того, любая программа психологическоговоздействия на ребенка должна бытьнаправленане просто на коррекцию отклонений вразвитии, на их предупреждение, но и насоздание благоприятных условий длянаиболее полной реализации потенциальныхвозможностей гармонического развитияличности.

Такимобразом, цели и задачи любойкоррекционно-развивающей программыдолжны быть сформулированы как системазадач трех уровней:

коррекционного-исправление отклонений и нарушенийразвития, разрешение трудностей развития;

профилактического-предупреждение отклонений и трудностейв развитии;

развивающего-оптимизация, стимулирование, обогащениесодержания развития.

Толькоединство перечисленных видов задачможет обеспечить успех и эффективностькоррекционно-развивающих программ.

2. Принципединства коррекции и диагностики. Этотпринцип отражает целостность процессаоказания психологической помощи вразвитии клиента как особого видадеятельности практического психолога.

3. Принципприоритетности коррекции каузальноготипа. Взависимости от направленности выделяютдва типа коррекции: 1) симптоматическуюи 2) каузальную (причинную).

23

Симптоматическаякоррекциянаправлена на преодоление внешнейстороны трудностей развития, внешнихпризнаков, симптомов этих трудностей.

Напротив, коррекция каузальноготипапредполагает устранение и нивелированиепричин, порождающих сами эти проблемыи отклонения в развитии клиента.

Очевидно,что только устранение причин, лежащихв основе нарушения развития, можетобеспечить наиболее полное разрешениепроблем, ими вызванных.

Работас симптоматикой, какой бы успешной онани была, не сможет до конца разрешитьпереживаемых клиентом трудностей.

Показателенв этом отношении пример с коррекциейстрахов у детей. Применение методарисуночной терапии дает значительныйэффект в преодолении симптоматикистрахов у детей.

Однако в тех случаях,когда причины возникновения страхов ифобий у детей лежат в системедетско-родительских отношений и связаны,например, с эмоциональным неприятиемребенка родителями и его глубиннымиаффективными переживаниями, изолированноеприменение метода рисуночной терапии,не сопряженного с работой по оптимизацииродительской позиции, дает лишь нестойкий,кратковременный эффект.

Избавивребенка от страха темноты и нежеланияоставаться одному в комнате, черезнекоторое время вы можете получить вкачестве клиента этого же ребенка, ноуже с новым страхом, например – высоты.

Только успешная психокоррекционнаяработа с причинами, вызывающими страхии фобии (в данном случае работа пооптимизации детско-родительскихотношений), позволит избежатьвоспроизведения симптоматикинеблагополучного развития.

Принципприоритетности коррекции каузальноготипаозначает, что приоритетной цельюпроведения коррекционных мероприятийдолжно стать устранение причинтрудностейи отклонений в развитии клиента.

4. Деятельностныйпринцип коррекции. Теоретическойосновой для формулирования указанногопринципа является теория психическогоразвития ребенка, разработанная в трудахА.Н. Леонтьева, Д.Б.

Эльконина, центральныммоментом которой является положение ороли деятельности в психическом развитииребенка.

Деятельностный принцип коррекцииопределяет тактику проведениякоррекционной работы, пути и способыреализации поставленных целей.

5. Принципучета возрастно-психологических ииндивидуальных особенностей клиента.Принципучета возрастно-психологических

24

ииндивидуальных особенностей клиентасогласует требования соответствия хода

психическогои личностного развития клиентанормативному развитию, с одной стороны,

и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути

развития личности – с другой. Нормативность развития следует понимать как

последовательностьсменяющих друг друга возрастов, возрастныхстадий онтогенетического развития.

Учетиндивидуальных психологическихособенностей личности позволяет наметитьв пределах возрастной нормы, программуоптимизации развития для каждогоконкретного клиента с его индивидуальностью,утверждая право клиента на выбор своегосамостоятельного пути.

Коррекционнаяпрограмма никоим образом не может бытьпрограммой усредненной, обезличеннойили унифицированной. Напротив, черезоптимизацию условий развития ипредоставление ребенку возможностейдля адекватной широкой ориентировки впроблемной ситуации она создаетмаксимальные возможности дляиндивидуализации пути развития клиентаи утверждения его “самости”.

6. Принципкомплексности методов психологическоговоздействия.Принцип комплексности методовпсихологического воздействия, являясьодним из наиболее прозрачных и очевидныхпринципов построения коррекционно-развивающихпрограмм, утверждает необходимостьиспользования всего многообразияметодов, техник и приемов из арсеналапрактической психологии.

Известно,что большинство методов, широкоиспользуемых в практике, разработаныв зарубежной психологии на теоретическихосновах психоанализа, бихевиоризма,гуманистической психологии,гештальтпсихологии и других научныхшкол, весьма различны и противоречивотрактуют закономерности психическогоразвития. Однако ни одна методика, ниодна техника не являются неотчуждаемойсобственностью той или иной теории.Критически переосмысленные и взятыена вооружение, эти методы представляютсобой мощный инструмент, позволяющийоказать эффективную психологическуюпомощь клиентам с самыми различнымипроблемами.

7. Принцип активного привлечения ближайшегосоциального окружения к участию вкоррекционной программе. Принципопределяется той ролью, которую играетближайший круг общения в психическомразвитии клиента.

25Система отношения ребенка с близкимивзрослыми, особенности их межличностныхотношений и общения, формы совместнойдеятельности, способы ее осуществлениясоставляют важнейший компонент социальнойситуации развития ребенка, определяютзону ее ближайшего развития.

Ребенокне развивается как изолированный индивидотдельно и независимо от социальнойсреды, вне общения с другими людьми.Ребенок развивается в целостной системесоциальных отношений, неразрывно отних и в единстве с ними.

То есть объектомразвития является не изолированныйребенок, а целостная система социальныхотношений, субъектом которых он является.

8.Принципопоры на разные уровня организациипсихических процессов. Присоставлении коррекционных программнеобходимо опираться на более развитыепсихические процессы и использоватьметоды, их активизирующие.

Это эффективныйпуть коррекции интеллектуального иперцептивного развития. Развитиечеловека не является единым процессом,оно гетерохронно.

Поэтому зачастую вдетском возрасте отстает развитиепроизвольных процессов, в то же времянепроизвольные процессы могут статьосновой для формирования произвольностив ее различных формах.

9. Принциппрограммированного обучения. Наиболееэффективно работают программы, состоящиеиз ряда последовательных операций,выполнение которых сначала с психологом,а затем самостоятельно приводит кформированию необходимых умений идействий.

10. Принципусложнения. Каждоезадание должно проходить ряд этапов:от минимально простого – к максимальносложному. Формальная сложность материалане всегда совпадает с его психологическойсложностью.

Наиболее эффективнаякоррекция на максимальном уровнетрудности доступна конкретному человеку.Это позволяет поддерживать интерес вкоррекционной работе и дает возможностьклиенту испытать радость преодоления.

11. Учетобъема и степени разнообразия материала.Вовремя реализации коррекционной программынеобходимо переходить к новому объемуматериала только после относительнойсформированное™ того или иного умения.Увеличивать объем материала и егоразнообразие необходимо постепенно.

12. Учетэмоциональной сложности материала.Проводимыеигры, занятия, упражнения, предъявляемыйматериал должны создавать благоприятныйэмоциональный

26

фон,стимулировать положительные эмоции.Коррекционное занятие обязательнодолжно завершаться на позитивномэмоциональном фоне.

Программакоррекционной работы должна бытьпсихологически обоснованной. Успехкоррекционной работы зависит преждевсего от правильной, объективной,комплексной оценки результатовдиагностического обследования.Коррекционная работа должна бытьнаправлена на качественное преобразованиеразличных функций, а также на развитиеразличных способностей клиента.

27Виды коррекционных программ

Дляосуществления коррекционных воздействийнеобходимы создание и реализацияопределенной модели коррекции: общей,типовой, индивидуальной.

Общаямодель коррекции -это система условий оптимальноговозрастного развития личности в целом.

Она предполагает расширение, углубление,уточнение представлений человека обокружающем мире, о людях, общественныхсобытиях, о связях и отношениях междуними; использование различных видовдеятельности для развития системностимышления, анализирующего восприятия,наблюдательности и т.д.

; щадящийохранительный характер проведениязанятий, учитывающий состояние здоровьяклиента (особенно у клиентов, пережившихпосттравматический стресс, находящихсяв неблагоприятных социальных и физическихусловиях развития). Необходимо оптимальноераспределение нагрузки в течениезанятия, дня, недели, года, контроль иучет состояния клиента.

Типоваямодель коррекции основанана организации практических действийна различных основах; направлена наовладение различными компонентамидействий и поэтапное формированиеразличных действий.

Индивидуальнаямодель коррекции включаетв себя определение индивидуальнойхарактеристики психического развитияклиента, его интересов, обучаемости,типичных проблем; выявление ведущихвидов деятельности или проблем,особенностей функционирования отдельныхсфер в целом, определение уровня развитияразличных действий; составление программыиндивидуального развития с опорой наболее сформированные стороны, действияведущей системы для осуществленияпереноса полученных знаний в новые видыдеятельности и сферы жизни конкретногочеловека.

27

Существуютстандартизированныеисвободные(ориентированныена настоящий момент) коррекционныепрограммы.

Встандартизированнойпрограмме четкорасписаны этапы коррекции, необходимыематериалы, требования, предъявляемыек участникам данной программы. Передначалом осуществления коррекционныхмероприятий психолог должен проверитьвозможности реализации всех этаповпрограммы, наличие необходимых материалов,соответствие возможностей, предъявляемыхк участникам данной программы.

Свободнуюпрограмму психологсоставляет самостоятельно, определяяцели и задачи этапов коррекции, продумываяход встреч, намечая ориентиры результатадостижений для перехода к следующимэтапам психокоррекции.

Целенаправленноевоздействие на клиента осуществляетсячерез психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков.

Каждыйблок направлен на решение различныхзадач и состоит из особых методов иприемов.

Психокоррекционныйкомплекс включает в себя четыреосновных блока:

1.Диагностический.

2.Установочный.

3.Коррекционный.

4.Блок оценки эффективности коррекционныхвоздействий. Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности,

выявление факторов риска, формирование общей программы психологическойкоррекции.

Установочныйблок. Цель:побуждениежелания взаимодействовать, снятиетревожности, повышение уверенностиклиента в себе, формирование желаниясотрудничать с психологом и что-либоизменить в своей жизни.

Коррекционныйблок. Цель:гармонизацияи оптимизация развития клиента, переходот отрицательной фазы развития кположительной, овладение способамивзаимодействия с миром и самим собой,определенными способами деятельности.

Блокоценки эффективности коррекционныхвоздействий. Цель:измеренениепсихологического содержания и динамикиреакций, способствование появлениюпозитивных поведенческих реакций ипереживаний, стабилизация позитивнойсамооценки.

28Основные требования к составлениюпсихокоррекционной программы

Присоставлении психокоррекционной программынеобходимо учитывать следующие моменты:

· четко формулировать цели коррекционнойработы;

· определить круг задач, которыеконкретизируют цели коррекционнойработы;

· выбрать стратегию и тактику проведениякоррекционной работы;

· четко определить формы работы(индивидуальная, групповая или смешанная)с клиентом;

· отобрать методики и техники коррекционнойработы;

· определить общеевремя,необходимое для реализации всейкоррекционной программы;

· определить частоту необходимых встреч(ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю,1 раз в две недели и т.д.);

· определить длительность каждогокоррекционного занятия (от 10-15 мин вначале коррекционной программы до 1,5-2ч на заключительном этапе);

· разработать коррекционную программуи определить содержание коррекционныхзанятий;

· планировать формы участия других лицв работе (при работе с семьей – подключениеродственников, значимых взрослых ит.д.);

· реализовать коррекционную программу(необходимо предусмотреть контрольдинамики хода коррекционной работы,возможности внесения дополнений иизменений в программу);

· подготовить необходимые материалы иоборудование.

Позавершении коррекционных мероприятийсоставляется психологическое илипсихолого-педагогическое заключениео целях, задачах и результатах реализованнойкоррекционной программы с оценкой ееэффективности.

29

Источник: https://studfile.net/preview/7045170/page:4/

Требования к составлению психокоррекционных программ

Вопрос 54. Основные требования к составлению психокоррекционной

При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития.

Развитие человека не является единым процессом, оно гетерохронно.

Поэтому зачастую в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.

      1. Принцип программированного обучения.

Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.

Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.

      1. Учет объема и степени разнообразия материала.

Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

      1. Учет эмоциональной сложности материала.

Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.

Цели и задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач 3-х уровней [2, с. 35]:

1. Коррекционный уровень – направление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития.

2. Профилактический уровень – предупреждение отклонений и трудностей в развитии.

3.

 Развивающий уровень – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.

При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами [5,с. 14]:

1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента.

2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений.

3.

При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.

Существуют стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) коррекционные программы [3].

В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы.

Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.

Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

1. Диагностический.

2. Установочный.

3.

Коррекционный.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Диагностический блок.

Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Установочный блок.

Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок.

Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Можно выделить несколько этапов составления психокоррекционной программы [2; 5]:

1) формулировка цели коррекционной работы;

2) определение круга задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;

3) выбор стратегии и тактики проведения коррекционной работы;

4) определение формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;

5) отбор методик и техник коррекционной работы;

6) определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционной программы;

7) определение частоты необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);

8) определение  длительности каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);

9) разработка непосредственно коррекционной программы и определение содержания коррекционных занятий;

10) планирование форм участия других лиц в работе (при работе с семьей – подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);

11) подготовка реализации коррекционной программы (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);

12) подготовка необходимых материалов и оборудования.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

    1. Требования к оформлению коррекционных программ

1. Программа должна иметь в своей структуре следующие элементы [6, с. 21-23]:

– пояснительная записка

– цели, задачи программы

– учебно-тематический план

– содержание предполагаемого программой образования детей

– ожидаемые образовательные результаты

– методика их выявления, диагностики и оценки

– задания для самостоятельной работы

– механизм и условия реализации

– списки используемой и рекомендуемой детям литературы

2. Оформление программ должно осуществляться в соответствии с принятыми на федеральном уровне следующими нормами.

На титульном листе должны быть обозначены:

– полное название образовательного учреждения

– резолюция должностного лица, утвердившего программу, заверенная соответствующей печатью

– название программы

– ФИО автора (разработчика, составителя) и занимаемая им должность

– Место и дата  оформления программы

3.

 Пояснительная записка должна содержать максимально полную информацию об основных идеях программы, их актуальности и предполагаемой востребованности; содержании, предлагаемого детям образования и принципах организации процесса его освоения детьми определенного возраста; сроках реализации программы; принципах формирования учебных групп; особенностях программы, используемых в ней ключевых понятий; особенностях возрастной группы детей, на которых рассчитана программа; формах занятий.

4. Цели и задачи программы должны быть:

– адекватны интересам современных детей

– обоснованны аргументами, убедительны для руководителей учреждений

– реальными (обеспеченными необходимыми ресурсами  и подлежащими поэтапному исполнению посредством выполнения оперативных задач)

– реализуемы (конкретными и выверенными в возможности выполнения намеченного плана)

– привлекательны для детей, допускающими перевод на рекламный уровень

5. Учебно-тематический план является основным элементом программы. Этот раздел должен быть соотнесен с целями  и задачами программы, сроками, этапами, порядком и регламентом ее реализации; обеспечивать получение ожидаемых результатов посредством обоснованной последовательности тем, количества часов на их освоение и разнообразия форм образовательного процесса.

6.  предлагаемого программой учебного курса раскрывается в учебно-тематическом плане.

ТемаКоличество часовФормы работыМетодическое обеспечение

К тематическому плану прилагается конспект занятий с основным содержанием.

7. Список литературы, использованной при разработке программы.

Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена [2; 5]:

1. С разрешения реальных трудностей развития.

2. С постановки целей, задач коррекционной программы

Динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит и результативность одного и того же воздействия не одинакова.

Эффективность психокоррекции определяется качеством содержания, своевременностью и адекватностью.

Эффективность работы зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

Однако нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы.

                                               Заключение

В заключение необходимо указать следующее.

 Нельзя создать универсальную психокорекционную программу, особенно это касается детей с проблемами развития, это обусловлено тем, что при составлении программы приходится учитывать различные факторы: структуру дефекта и степень его тяжести; психологическую проблему и причины её возникновения; время возникновения дефекта и психологической проблемы; уровень развития межфункциональных связей; типологические индивидуально-психологические особенности ребёнка; предшествующую социальную ситуацию развития ребёнка.

Психокорекционная работа с конкретным ребёнком должна строиться как целостная осмысленная деятельность по изменению отдельных психологических образований, по изменению условий жизни по воспитанию ребёнка.

Важно, чтобы психологическая коррекция носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться к тому, чтобы активно формировать то, что должно быть достигнуто ребёнком в ближайшей перспективе в соответствии с требованиями возраста и формирования личности, то есть с учётом ориентировки на перспективу развития.

Специфика задач психокорекционной программы зависит от типа детского учреждения, класса или группы. Важно, чтобы данная программа была согласована с программами других специалистов, работающих с ребёнком (врачами, логопедами, учителями, воспитателями и соцработниками).

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BA_%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC/103117_1699161_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B02.html

Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий

Эффективностькоррекционного воздействия может бытьоценена с точки зрения различных уровнейфункцио­нированияучастника коррекционной программы:

  • на уровне постановки целей и задач коррекционной программы;

  • на уровне разрешения реальных трудностей развития.

Необходимопомнить, что эффекты коррекционнойработыпроявляются на протяжении достаточнодлитель­ноговременного интервала: в процессе работы,к моменту завершенияи т.д. Так, например, коррекционнаяпро­граммаможет не претендовать на полное разрешениетрудностейразвития, а ставить более узкую цель вограни­ченномвременном интервале.

Оценкаэффективности коррекции может менятьсяв зависимостиот того, кто ее оценивает, посколькупози­ция участника коррекционногопроцесса в значительной мереопределяет итоговую оценку ее успешности.

Так,например, дляклиента основнымкритерием успешностисвоего участия в программе будетэмоциона­льное удовлетворение отзанятий и изменение эмоциона­льногобаланса в целом в пользу положительныхчувств и переживаний(А. Спиваковская, Маустакас, Адельман,Тейлар).

Дляпсихолога, ответственногоза организацию и осу­ществлениекоррекционной программы, главнымкрите­рием оценки станет достижениепоставленных в програм­мецелей.

Длялиц из окружения клиента эффективностьпро­граммыбудет определяться степенью удовлетворенияих запроса,мотивов, побудивших обратиться запсихологи­ческойпомощью, а также особенности осознанияими проблеми стоящих перед ними задач, непосредственносвязанныхс проблемами клиента.

Анализфакторов и условий, влияющих наэффектив­ностькоррекционной работы, показал, чтосущественное значениедля достижения запланированного эффектаимеетинтенсивностькоррекционных мероприятий.

Коррекционныезанятия наиболее эффективны, еслипроводятсяне реже 1 раза в неделю (при продолжительно­стизанятия — 1-1,5 часа). Интенсивностькоррекцион­нойпрограммы определяется не толькопродолжительно­стью времени занятий,но и насыщенностью их содержа­ния,разнообразием используемых игр,упражнений, ме­тодов,техник, а также мерой активного участияв заняти­яхсамого клиента.

Вторымусловием, определяющим успешностькор­рекционнойработы, является пролонгированностькоррек­ционного воздействия.

Дажепосле завершения коррекци­оннойработы желательны контакты с клиентомс целью выясненияособенностей поведения, сохраненияпрежнихили возникновения новых проблем вобщении, пове­дении и развитии.

Желательно осуществлять контроль инаблюдениекаждого случая хотя бы в течение 1 -2месяцев послезавершения коррекционных мероприятий.

Эффективностькоррекционных программ сущест­веннозависит от времени начала осуществлениявоздей­ствия.Чем раньше выявлены отклонения инарушения в развитии, чем раньше начатакоррекционная работа, тем большевероятность успешного разрешениятрудностей развития.

Выделяютследующие факторы, определяющиеэффективность психокоррекции:

  • ожидания клиента;

  • значение для клиента освобождения от имеющихся проблем;

  • характер проблем клиента;

  • готовность клиента к сотрудничеству;

  • ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия;

  • профессиональный и личностный опыт психолога;

  • специфическое воздействие конкретных методов пси­хокоррекции.

Помере распространения психокоррекционнойпо­мощивопрос об оценке ее эффективностистановится все болееактуальным. Это относится как к временнымаспек­тамработы психолога (быстрое и эффективноевоздейст­вие),так и к качеству коррекционной работы.Для того чтобыможно было говорить о сопоставимостирезульта­товкоррекционного воздействия, необходимопомнить следующее:

1.Оценка эффективности коррекционноговоздейст­виятребует четкого определения методов.На практикезачастую очень трудновыделить какой-то один метод, так какв коррекционных целях большинствопсихологов ис­пользуютсочетание различных методов.

2. Даже один и тотже метод в руках специалистов раз­нойквалификации дает разные результаты.Для сопоста­вимой оценки эффективностипсихокоррекции изучение эффективностидолжно проходить на гомогенном мате­риале,причем группа клиентов должна формироватьсякакслучайная выборка, что является весьмазатрудните­льным с практической иэтической точек зрения.

3.Оценку эффективности коррекционной работы должныдавать независимые эксперты, независимыеспе­циалисты,при этом целесообразно, чтобы экспертне был быосведомлен о применяющемся методе, чтоисключало бывозможное влияние на его оценкусобственных пред­ставленийо методе

4.Приоценке эффективности необходимоучитывать структуруличности психолога, степень выраженностиу него качеств, необходимых дляпрогнозирования успеш­ностивоздействия, а также необходимо учитыватьтеоре­тическиепредпосылки психолога, влияющие на егопро­фессиональныецели и задачи, а также отношение психо­логак профессии и его представление о своихпрофессио­нальныхкачествах.

5.Необходимо сравнение непосредственныхи отда­ленных результатовпсихокоррекционного воздействия (этоособенно важно при личностно-ориентированномвоздействии).

6.При групповой форме коррекционнойработы необ­ходимоучитывать профессиональные возможностипси­холога,направленные на использование своихиндивиду­альныхкачеств для оптимизации психокоррекционноговоздействия,оптимальный уровень активности психоло­гапри работе с группой, его объективноезначение в зави­симостиот фазы развития группы.

Какойбы содержательный критерий эффективностинианализировался, в любом случае речьидет оследующихгруппах переменных, характеризующихпсихокоррекцией-ноевоздействие:

  1. Субъективно-переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире.

  2. Объективно-регистрируемые (экспертом, наблюдате­лем) параметры, характеризующие изменения в раз­личных модальностях мира человека.

  3. Устойчивость изменений в последующей (после воз­действия) жизни человека.

Приоценке эффективности коррекционноговоздей­ствиямогут использоваться объективныепсихофизиоло­гические методы,регистрирующие вегетативно-сомати­ческие,физиологические и психические функции.

Поиск критериев эффективностипсихокоррекционного воздей­ствиявсегда будет требовать учета своеобразиямеханизмовнарушений, используемых методоввоздействия и тех целей,которые стремятся реализовать с ихпомощью.

Контрольныевопросы

  1. Назовите основные виды психокоррекции.

  2. Назовите основные элементы психокоррекционнойситуации.

  3. В чем различие между психокоррекцией, психотера­пией и психологией развития?

  4. Назовите основные принципы, по которым строится психокоррекционная работа.

  5. Раскройте содержание основных принципов психокоррекционной работы.

  6. Какие требования к уровню подготовки предъявляют­ся к психологу, осуществляющему психокоррекционную деятельность?

  7. Каковы основные требования к уровню теоретиче­ской подготовки психолога, осуществляющего психокоррекционную деятельность?

  8. Каковы основные требования к личности психолога, осуществляющего психокоррекционную деятель­ность?

  9. Каковы основные требования к уровню практическойбподготовки психолога, осуществляющего психокор­рекционную деятельность?

  10. Назовите основные принципы, которые необходимо учитывать при составлении психокоррекционной программы.

  11. .Назовите основные блоки психокоррекционного ком­плекса.

  12. Назовите основные требования, предъявляемые к психокоррекционным программам.

  13. Какие факторы оказывают влияние на эффективность психокоррекции?

  14. По каким параметрам можно оценить эффективность психокоррекционной работы?

  15. Кто может оценить эффективность коррекционной работы?

Задание длясамостоятельной работы студентов

  1. Подберите примеры из повседневной жизненной практики, иллюстрирующие основные принципы психокоррекционной работы (по одному примеру на каждый принцип).

  2. Опишите случай из психолого-педагогической прак­тики и сформулируйте для данного случая цель и зада­чу коррекционной работы.

  3. Назовите и проанализируйте собственные личност­ные проблемы, которые могут помешать вам в вашей работе в качестве психолога, осуществляющего психо-коррекционную деятельность.

  4. Составьте блок-схему коррекционной программы для решения конкретной психологической проблемы.

  5. Опишите параметры, по которым вы будете оценивать эффективность реализации коррекционной програм­мы.

Основная литература

АбрамоваГ.С. Практическая психология. — М.: Издат.Центр «Академия», 1997. — 368с.

БондаренкоА.Ф. Психологическая помощь: теория ипрактика.— Киев, 1997. — 216 с.

БурменскаяБ.В., КарабановаО.А., Лидере А.Г.Возрастно-психологическоеконсультирование: проблемы психическогоразвития детей. — М., 1990.

КочюнасР. Основы психологического консультирования.— М., 1999. — 240с.

МакаровВ.В. Избранные лекции по психотерапии.—М.,1999.-416с.

Психологическаяпомощь и консультирование в прак­тическойпсихологии./ Под ред. М.К. Тутушкиной—Санкт-Петербург,1998. — 352с.

Источник: https://studfile.net/preview/7523133/page:13/

Medic-studio
Добавить комментарий