Врач и больной: Особенности медицины и основного представителя этой науки — врача —

Содержание
  1. Читать
  2. Всё о профессии врача
  3. Кто такой врач: профессия или призвание
  4. Возникновение этой профессии
  5. Плюсы и минусы
  6. Противопоказания
  7. Требования к профессии
  8. Должностные обязанности
  9. Ответственность врача
  10. Полномочия врача
  11. Особенности профессии
  12. Этикет практикующего врача
  13. Необходимые профессиональные навыки и знания
  14. Какими качествами должен обладать хороший специалист
  15. Карьера врача
  16. Места работы
  17. Как стать врачом
  18. Медицинские профессии после 9 класса
  19. Где учиться на врача
  20. Актуальность медицинского специалиста в наше время
  21. Востребованные профессии врачей
  22. Сколько получает врач
  23. Самые высокооплачиваемые медицинские профессии
  24. Специальности врачей: список и описание, врачи узких специальностей
  25. Аллерголог иммунолог
  26. Андролог
  27. Венеролог
  28. Гастроэнтеролог
  29. Гепатолог
  30. Гинеколог
  31. Дерматолог
  32. Диетолог
  33. Кардиолог
  34. Врач лечебной физкультуры
  35. Нарколог
  36. Невролог
  37. Отоларинлогог (ЛОР)
  38. Педиатр
  39. Психотерапевт
  40. Стоматолог
  41. Терапевт
  42. Уролог
  43. Хирург
  44. Основные принципы медицинской деонтологии и этики советского врача
  45. 2.1.1. Взаимоотношения врача и пациента (информация для врачей)
  46. Принципы этики и деонтологии медицинских работников – СНТА
  47. Принципы деонтологии в медицине
  48. Принципы этики и деонтологии медицинских работников
  49. Как появилась профессия врача?

Читать

Врач и больной: Особенности медицины и основного представителя этой науки — врача —
sh: 1: –format=html: not found

Телешевская М.Э., Погибко Н.И.

Вопросы врачебной деонтологии. Ленинград. Медицина

Предисловие

В свете решений XXV съезда КПСС медицинская наука и профессия врача приобретают возрастающее социальное значение. Восстановление здоровья человека и его возвращение в трудовой коллектив, в семью и общество — важнейшая задача лечебно-профилактических учреждений и врачей всех специальностей.

Медицина все более использует достижения таких наук как психология, социология, педагогика, кибернетика, данные которых способствуют решению вопросов о соотношении биологических, психологических и социальных факторов в развитии и течении ряда заболеваний, о роли психосоциальных воздействий в процессе лечения больных и социально-трудового их восстановления.

В последние годы медицинская литература пополнилась рядом монографий, посвященных различным сторонам одной из серьезных ее проблем медицинской деонтологии. Деонтологию по праву считают душой медицины и мудростью врачевания. Повседневная многогранная деятельность советского врача не может быть оторвана от основных принципов врачебной этики и деонтологии.

Выделенный для обсуждения в настоящей книге круг вопросов представляется актуальным для врача любой специальности: это особенности профессии врача и особенности взаимоотношений врача и больного, складывающиеся в процессе диагностики и лечения, и эталон врача — с позиции больного, те особые переживания, которые испытывает человек, ставший «больным».

В книге рассматриваются отдельные вопросы врачебной профессиональной этики, отношений между врачами, сохранения врачебной тайны, этические аспекты медицинского эксперимента и другие.

Особое место отведено вопросам влияния психогенных факторов, микросоциальной среды, труда на больного, задачам психотерапевтического подхода к больным и социально-трудовой их реабилитации.

Если, знакомясь с книгой, врач вновь продумает, проанализирует и, быть может, переосмыслит отдельные вопросы деонтологии, с которыми он постоянно сталкивается в своей повседневной трудной, сложной и многообразной деятельности, авторы будут считать свою задачу оправданной. Авторы также будут весьма признательны, если читатели сочтут возможным поделиться своими замечаниями по поводу содержания книги.

Врачебная этика и деонтология

Под этикой понимают учение о морали, о нравственности. Медицинская этика — это раздел науки о роли нравственных начал в деятельности медицинских работников, об их высокогуманном отношении к больному как о необходимом условии успешного лечения и укрепления здоровья людей.

Основоположники марксизма-ленинизма показали, что этика — одна из форм общественного сознания, и вскрыли исторический и классовый ее характер. Ф. Энгельс писал: «В действительности каждый класс и даже каждая профессия имеют свою собственную мораль» (Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, изд. 2-е, т.

21, с. 298—299).

Возникновение и развитие врачебной этики связано с потребностями практической медицины и зависит от характера господствующих социальных отношений, существенно изменяясь при переходе от одного общественного строя к другому. «Этика советского врача, по определению Н. А.

Семашко, — это этика своей социалистической Родины, это этика строителя коммунистического общества, это коммунистическая мораль, это истинно человеческая мораль, стоящая выше классовых противоречий. Вот почему мы не отрываем понятие о врачебной этике от высоких принципов гражданина Советского Союза» (Семашко П. А.

Избранные произведения. М„ 1967, с. 93).

Профессиональная этика влияет на развитие личности в целом, поскольку коммунистическая нравственность характеризуется прежде всего отношением к труду. Поэтому профессиональный долг является существенной стороной общественного долга. Понятие врачебного долга представляет важнейшую часть врачебной этики, иначе – врачебная деонтология входит в качестве стержневой проблемы во врачебную этику.

https://www.youtube.com/watch?v=4F9G8N7rg-A

Термин «деонтология» (от греческих слов «деон» должное и «логос» — учение) введен в начале прош­лого столетия английским философом Бентамом как наименование науки о профессиональном поведении человека.

Частью общей деонтологии является медицинская деонтология, изучающая принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения и исключение неблагоприятно влияющих упущений в медицинской деятельности.

В понятие медицинской деонтологии входит и система взаимоотношений, которая устанавливается в процессе лечения между врачом и больным. Деонтологию называют учением о должном поведении медицинского персонала.

Несколько шире врачебная деонтология определяется в Большой Медицинской Энциклопедии, где в круг ее задач включается и устранение «вредных последствий неполноценной медицинской работы».

Б. Д. Петров отмечает, что деонтология понималась отечественными медиками «…не как свод правил, определяющих профессиональное поведение врача, а как учение о долге врача, о его гражданских обязанностях — не только перед больными, но и перед всем народом.

Для отечественных врачей характерна деонтология, проявляющаяся не в высказываниях и декларациях, а в поступках, поведении» (Петров Б.Д. Деонтология в истории отечественной медицины. — 1-я Всесоюзн. конф. по проблемам медицинской деонтологии. М.,-1969, 1970, с.

16), Автор справедливо включает в понятие деонтологии проблемы отношений врача и больного, врача и общества, профессиональный и гражданский долг врача, т. е. основные нравственные проблемы медицины. Таким образом, предметом врачебной деонтологии являются принципы должного не только в отношении отдельной личности, но и в отношении общества.

Следует отметить, что большинство зарубежных авторов обсуждают деонтологические требования с учетом главным образом интересов пациента, не всегда, правда, соблюдаемых в западных странах.

В пределах каждой специальности (хирург, терапевт, психиатр, онколог, инфекционист, эндокринолог и др.) содержание деонтологии имеет свои особенности в конкретной деятельности врача.

Принимая во внимание, что врачебная этика и медицинская деонтология сосредоточивают внимание на роли нравственных начал и моральных норм, основанных на них принципах и правилах поведения, правильнее рассматривать врачебную этику и деонтологию в их единстве.

Ряд других авторов также не противопоставляют, а объединяют эти понятия. Так, В.Чолаков, Ал.Вълчев и другие болгарские авторы относят сюда вопросы, характеризующие моральный кодекс врача: 1) врач и пациент; 2) врач и работа; 3) врач и медицинская наука; 4) врач и другие врачи.

Они пишут о долге врача и его этических принципах, о правах и обязанностях врача, о врачебной тайне и т. д.

Во врачебной деятельности существует целый ряд проблем, успешная разработка которых возможна лишь на основе научного разрешения социологических проблем о соотношении личности и общества, общественных и личных интересов, о враче и обществе.

Право на охрану здоровья.

Резолюция, принятая на XXIII сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в 1970 году, утверждает, что «право на здоровье является фундаментальным правом человека», а «достижение всеми народами максимально высокого уровня здоровья» является конечной целью Всемирной организации здравоохранения (Проблемы здравоохранения и права человека.

— «Хроника ВОЗ», 1977, № 1, с. 3). В январе 1975 года Исполнительному комитету ВОЗ были представлены материалы, касающиеся проблем здравоохранения и прав человека в свете научно-технического прогресса. Каждая страна обязана защищать своих граждан от инфекционных заболеваний, распространения наркоманий, загрязнения окружающей среды и т. д.

Право на здоровье юридически обосновывает узаконенную обязанность государства обеспечивать заботу о здоровье отдельных лиц и целых коллективов, но в капиталистических странах это право остается во многих случаях лишь благим пожеланием.

В советском же государстве оно получило реальное воплощение, Как указывается в статье 42-й новой Конституции СССР, у нас «Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан».

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=274932&p=17

Всё о профессии врача

Врач и больной: Особенности медицины и основного представителя этой науки — врача —

Профессия врач – это одна из древнейших специальностей. Люди, обладающие навыками лечения болезней, всегда были в почете. С течением времени медицина как наука все больше развивалась, знания систематизировались. Профессия доктора является популярной и высокооплачиваемой.

Кто такой врач: профессия или призвание

Медицина – это наука об устройстве организма человека, которую изучают все будущие врачи. Она подразделяется по специализациям для более подробного изучения каждой отдельной области.

Рассказ про профессию врача стоит начать с описания его деятельности. Ежедневными обязанностями специалиста этого профиля является принятие решений, от которых зависит жизнь и здоровье людей. Поэтому он должен обладать глубокими теоретическими и практическими знаниями в медицине, чтобы правильно поставить диагноз.

Кто такой врач – это профессионал широкого профиля, который занимается осмотром пациента, определяет симптомы заболевания и на основании этого назначает лечение. Специальность доктора является востребованной: он занимается спасением самого дорогого у человека – жизни.

Освоение медицины требует терпения, усердия, желания помогать людям. Обучение науке начинается со скамьи учебного заведения и заканчивается в то время, когда человек прекращает врачебную практику.

Великий философ Древней Греции Сократ сказал: «Все профессии – от людей, и только три – от бога: педагог, судья и врач». Стать ценным и хорошим доктором может не каждый. Врач – это призвание.

Возникновение этой профессии

История профессии врача берет свое начало с первобытных времен. Ученые доказали, что предки проявляли интерес к здоровью, умели лечить переломы, накладывали швы на рану, пытались лечить зубы, могли сделать трепанацию черепа. Помимо врачевания, прежние медики выступали и в роли жрецов: общались с духами, приносили жертвы, заклинали и пр.

Гиппократ – это первый знаменитый врач, живший в Древней Греции. С его деятельности началось развитие медицины как науки: он сумел объединить все предыдущие знания в единое целое и стал праотцом профессии.

Он первый обратил внимание на причины возникновения болезней, доказал, что на здоровье человека влияют внешние факторы.

Медики-студенты произносят клятву Гиппократа, которая выражает основные морально-этические принципы поведения врача (не причини вреда и т.д.).

В средние века в Европе инквизиторы как представители христианской церкви оказывали пагубное воздействие на развитие медицины, занимались преследованием ученых, обвиняли их в ереси и т.п. В этот период медики занимались вскрытием трупов с целью изучения внутреннего строения человеческого тела.

В средние века в восточных странах открывались медицинские школы, где врачи передавали свой опыт студентам и писали книги о врачевании.

Только в эпоху Возрождения медицина как важная наука стала признаваться обществом. Появились вакцинация, распределение по группе крови, анестезия, инсулин, рентген и т.д. Врачи научились проводить операции.

Профессия врача доступна для получения в колледже и в университете, большинство которых предлагает обучение на очной форме. Для этого потребуется много сил и терпения (учеба занимает от 4 до 8 лет). Выбор специализации зависит от предпочтений и возможностей абитуриента.

Плюсы и минусы

О профессии врача в описании указывают, какие плюсы и минусы имеет данная специальность. К положительным сторонам относятся:

  • востребованность (независимо от ситуации в мире, места жительства, количества проживающих и т.д.);
  • карьерный рост;
  • возможность спасать человеческие жизни;
  • возможность исследовать неизученное, совершать открытия.

Среди недостатков профессии можно выделить следующее:

  • высокая ответственность за жизни людей;
  • работа с разными типами пациентов, не всегда благодарными за оказанную помощь;
  • длительный период обучения и стажировки;
  • жесткий график работы в некоторых учреждениях (мало выходных дней, ночные смены, экстренные вызовы и пр.).

Таким образом, данная специальность имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Будущие специалисты в области медицины должны осознавать, с какими проблемами они могут столкнуться при выполнении профессиональных обязательств.

Противопоказания

Любая профессия предъявляет требования к состоянию здоровья работника. При устройстве на работу и в период врачебной практики все медработники проходят медицинскую комиссию. Общие требования к состоянию здоровья:

  • двигательные: координация движений, мышечная активность, выносливость;
  • анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
  • нервно-психические: правильная работа нервной системы;
  • интеллектуальные: анализ мышления, памяти, внимания.

Существуют следующие заболевания, при наличии которых не рекомендуется выбирать профессию медика:

  • нервно-психические;
  • сердечно-сосудистые;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • хронические инфекционные;
  • верхних дыхательных путей;
  • аллергические;
  • зрительного, слухового анализаторов;
  • речеого аппарата.

Абитуриентам желательно заранее пройти медкомиссию, чтобы быть уверенными в том, что они смогут работать по специальности.

Требования к профессии

Медик должен обладать характерными личностными качествами, чтобы стать профессионалом в своей сфере. К ним относятся:

  • гибкий, пытливый ум;
  • аналитическое мышление;
  • отличная память;
  • желание к саморазвитию;
  • высокая стрессоустойчивость и самоорганизация;
  • терпение, любовь к людям.

В стрессовых ситуациях доктор должен уметь быстро находить правильное решение, быть сдержанным, контролировать ход событий.

Должностные обязанности

Независимо от специализации все доктора выполняют следующее:

  • осматривают больных и выясняют их жалобы (необходимо для того, чтобы определить симптомы болезни);
  • назначают проведение лабораторных исследований (анализируют отклонения, происходящие в организме: наличие бактерий, воспалительных процессов и т.д.);
  • на основании полученной информации ставят диагноз (врач должен уметь различать схожие по симптоматике заболевания);
  • назначают лечение (прием лекарственных препаратов, проведение хирургической операции и пр.).

В обязанности врача входит оказание своевременной экстренной медицинской помощи, лечение пациентов и назначение реабилитационных и профилактических мероприятий по выздоровлению. Специалист ведет необходимую документацию (заполнение карточек, составление отчетов и пр.), занимается повышением собственной квалификации и обменивается опытом с коллегами.

Врачи, которые занимаются исследовательской деятельностью, проверяют и внедряют новые препараты и лекарственные средства, разрабатывают методы диагностики и лечения различных болезней. В обязанности врачей входит проведение санитарно-просветительской деятельности среди населения.

Ответственность врача

Перед выполнением профессиональных обязанностей студенты-медики произносят клятву Гиппократа. Она представляет собой морально-этические принципы, которые должен соблюдать врач. Согласно врачебной клятве, доктор не должен причинять вреда здоровью пациента, обязан заботиться о больном, помогать его здоровью, держать историю болезни в тайне.

Врач должен быть ответственным и терпеливым, искренне помогать людям, быть честным с пациентами и перед собой.

Доктор отвечает за жизнь и здоровье пациента и несет ответственность за назначенное лечение.

Полномочия врача

Лечащий врач оказывает медицинскую помощь пациенту с момента первого приема и до полного выздоровления. На вопрос, как работает доктор, стоит сказать, что он вправе:

  • выписывать любые препараты и назначать любое лечение, адекватное с точки зрения врача, которое не противоречит медицинским стандартам;
  • имеет право на обеспечение необходимых условий для нормальной деятельности;
  • отказать в лечении пациенту, если больной не выполняет назначения врача.

Врачи частной и государственной практик равны в своих правах (имеют право заниматься лечением пациентов, повышать квалификацию и пр.).

Кроме того, врач не имеет право скрывать от пациента информацию о его заболевании (если больной заражен ВИЧ и т.д.).

Врач имеет право делегировать часть полномочий медицинской сестре (работу, которая входит в ее компетенцию).

Существует несколько неоднозначных ситуаций, в которых действия врача не регулируются законом: проведение операции с согласия и без согласия пациента, вмешательство при самоубийстве, смерть пациента во время операции и т.д.

Неоднозначным является понятие врачебной ошибки: законом предусмотрено страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред здоровью пациента (не связано с небрежным выполнением профессиональных обязанностей).

Таким образом, права врачей в некоторых ситуациях не урегулированы.

Особенности профессии

Основная цель работы доктора – это лечение пациентов и предупреждение развития заболевания. Врач оказывает медицинскую услугу пациенту в соответствии с нормами законодательства.

В своей работе специалист использует знания в области медицины, вещественные (орудийные) средства (иглы, пинцет и пр.), электрические и измерительные устройства (прибор для измерения давления, рентген, аппарат для проведения УЗИ и пр.).

Врач может самостоятельно выполнить всю работу от начала до конца. В некоторых ситуациях он зависим от результата деятельности других людей (лаборанты, медсестры, врачи другой специализации и т.д.).

Не всегда врачи работают в комфортных условиях в пределах своего кабинета: возможны выезды на дом и пр.

Врачи имеют сильную психофизиологическую нагрузку на работе, которая обусловлена:

  • повышенной ответственностью;
  • постоянным эмоциональным напряжением, связанным с общением с разными пациентами;
  • физическими нагрузками (работа длительное время в неудобной позе);
  • ненормированным графиком (ночные дежурства, экстренные вызовы);
  • опасностью врачебной ошибки, нанесением вреда собственному здоровью (инфицирование от зараженного пациента).

Медицина как наука не теряет свою актуальность: люди всегда будут бороться за свою жизнь и здоровье. Поэтому профессионалы, которые способны обеспечить медицинскую помощь, будут востребованы.

Этикет практикующего врача

Врач отвечает за жизнь и здоровье пациента, за сохранение врачебной тайны (моральная сторона вопроса). Врач должен уметь максимально просто объяснить пациенту, чем он болен. В некоторых ситуациях специалисты сталкиваются с нечистоплотными больными или имеющими физические отклонения.

Для врача недопустима интимная связь с пациентами.

Необходимые профессиональные навыки и знания

Абитуриенту для поступления на медицинский факультет требуются знания по биологии, химии, русскому языку и литературе (для сдачи выпускного школьного экзамена). Дополнительно требуются знания физики, основ безопасности жизнедеятельности, здравоохранения. Получить специальность врача можно, обучаясь в медицинских учреждениях высшего образования.

Профессиональная деятельность врача подразумевает наличие следующих навыков и умений:

  • знание медицины;
  • знание различных методов лечения;
  • умение на основании симптомов поставить диагноз;
  • умение оказать первую медицинскую помощь в экстренной ситуации и пр.

Какими качествами должен обладать хороший специалист

Врач специалист должен обладать следующими индивидуальными особенностями:

  • нервно-психической устойчивостью;
  • развитым аналитическим и логическим мышлением;
  • хорошей долговременной памятью (зрительной, слуховой, обонятельной, сенсорной);
  • физической выносливостью;
  • высокой координацией пальцев рук;
  • умением рассчитывать свои силы (дозировка усилий при непрямом массаже сердца и пр.).

Среди личностных качеств специалиста выделяют:

  • стрессоустойчивость;
  • высокую самоорганизованность;
  • понимание психологии поведения людей;
  • развитые коммуникативные способности;
  • ответственность;
  • сопереживание, милосердие по отношению к пациентам;
  • работоспособность в экстремальных ситуациях;
  • самообладание, тактичность;
  • внимательность к деталям.

За годы практики у врача нарабатывается опыт ведения беседы с разными типами собеседников. Независимо от уровня интеллекта пациента, врачу необходимо понимать, на что жалуется подопечный, чтобы правильно представить картину болезни. Это нужно и потому, что многие пациенты скованны и неохотно рассказывают о своих проблемах, желая скорее получить назначение и закончить беседу.

Карьера врача

Данная профессия подразумевает наличие нескольких направлений:

  • педиатрия, терапевтическая деятельность (специалист, который осматривает больного и назначает лечение сам или направляет к другому доктору);
  • хирургическая деятельность (специалист, в обязанность которого входит проведение операций);
  • патологоанатомическая деятельность (задача патологоанатома: вскрытие трупа с целью выяснения причины смерти);
  • психологическая деятельность (работа с психическими отклонениями и пр.).

Хорошие медики востребованы всегда. Карьерный рост равносилен повышению профессиональной компетенции.

https://www.youtube.com/watch?v=b07yDyD4dVA

Специалисты с большим опытом работы стремятся открыть собственные клинические центры для оказания медицинских услуг гражданам.

Места работы

Доктор может найти работу в государственном медицинском учреждении или в частной клинике. Специалисты, занимающиеся исследовательской деятельностью, востребованы в научных центрах и институтах.

Как стать врачом

Профессии врача обучают в медицинских колледжах и институтах. Это требует длительной подготовки. Обучение специальности в медицинском вузе длится минимум 6 лет, после чего студенты обязаны в течение 1-2 лет практиковаться по своей специализации под наблюдением профессионала (ординатура или интернатура). По окончании практики студент получает право работать самостоятельно.

Учиться на врача сложно уже с первого курса. Чтобы стать хорошим медиком, требуется аналитический склад ума, отличная память и работоспособность.

Медицинские профессии после 9 класса

Получить какую-либо медицинскую специальность можно после 9 класса:

  • сестринское дело (медицинская сестра/ брат – самая распространенная и мало оплачиваемая профессия);
  • лечебное дело (фельдшер – оказание первой медицинской помощи, специалисты работают в педиатрии, хирургии, скорой помощи и пр.);
  • ортопедическая стоматология (зубной техник, помощник стоматолога – востребованная, высокооплачиваемая профессия);
  • лабораторная диагностика (медицинский лабораторный техник – биохимические, клинические исследования, анализы, исследования с помощью компьютерной техники т.п.);
  • акушерство (помощник гинеколога – наблюдение за женщиной в период беременности и во время родов);
  • фармацевтика (работа в аптеке).

Где учиться на врача

Практически в каждом городе России есть колледжи и институты, где можно получить медицинское образование. Учиться по специализации врачей можно в следующих колледжах Москвы:

  1. Медицинский колледж управления делами Президента РФ.
  2. Свято-Димитриевское училище сестер милосердия.
  3. Медицинский колледж №1.
  4. Медицинский колледж №2.
  5. Медицинский колледж №5.
  6. Медицинский колледж №7.

Получить высшее образование в области медицины можно в следующих вузах России:

  1. Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (МГМУ).
  2. Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова (ПСПбГМУ).
  3. Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова (РНИМУ).
  4. Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова.
  5. Казанский государственный медицинский университет.
  6. Уральский государственный медицинский университет.
  7. Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет.

Актуальность медицинского специалиста в наше время

Абитуриентов часто интересует, врачи каких специальностей работают в частных клиниках, пользуются спросом и хорошо получают. В действительности все врачи независимо от специальности важны и востребованы на рынке труда. Доктор – это популярная, востребованная, высокооплачиваемая профессия: хорошему специалисту будут всегда рады в любом медицинском учреждении.

Востребованные профессии врачей

Самые востребованные профессии в области медицины в России:

  1. Стоматолог.
  2. Терапевт.
  3. Педиатр.
  4. Отоларинголог (ЛОР).
  5. Рентгенолог.
  6. Офтальмолог (окулист).
  7. Гинеколог.
  8. Невролог.
  9. Врач функциональной диагностики.
  10. Хирург.
  11. Анестезиолог.
  12. Кардиолог.
  13. Уролог.
  14. Эндокринолог.
  15. Врач-лаборант.

Врачи по специализациям стоматолог, ЛОР, окулист, гинеколог и пр. востребованы за счет открытия множества частных медицинских учреждений, оказывающих услуги гражданам.

Сколько получает врач

Зарплата врача напрямую зависит от специализации, места работы (частное или государственное учреждение) и региона.

В среднем оплата труда опытного специалиста может варьироваться от 30 до 60 тыс. руб. и выше.

Самые высокооплачиваемые медицинские профессии

К самым высокооплачиваемым медицинским профессиям относятся:

  • косметолог, пластический хирург, хирург общей практики (зарплата 50-180 тыс. руб. и выше);
  • акушер-гинеколог (45-130 тыс. руб.);
  • анестезиолог-реаниматолог (40-60 тыс. руб.);
  • специалист по ультразвуковой диагностике (50-120 тыс. руб.);
  • педиатр (30-40 тыс. руб.);
  • терапевт (40-50 тыс. руб.).

Специальности врачей: список и описание, врачи узких специальностей

Существуют различные специальности врачей, поэтому чтобы не возникла потребность переучиваться, студенту-медику стоит узнать, какие бывают направления этой профессии, сделать осознанный выбор: оценить свои способности, личностные качества, понять, чем он желает заниматься в жизни и пр.

Аллерголог иммунолог

Аллерголог-иммунолог занимается диагностикой и лечением аллергических реакций организма, изучает иммунную систему. Специалист этого профиля должен уметь оказать экстренную помощь больному, имеющему тяжелые проявления аллергии (отеки, анафилактический шок и пр.).

Андролог

Андролог – это специалист, который лечит патологические процессы и заболевания мужской половой сферы. Основная область – репродуктивное здоровье мужчины. Андролог занимается диагностикой, лечением и профилактикой таких заболеваний, как импотенция, эректильная дисфункция и пр.

Венеролог

Венеролог специализируется на заболеваниях, передающихся половым путем. Общая характеристика профессии: лечение половых болезней и их последствий (бесплодие, патологии при беременности и пр.). Наиболее часто встречающиеся заболевания: сифилис, хламидиоз, гонорея, вагиноз, герпес половых органов, простатит и пр.

Гастроэнтеролог

Гастроэнтеролог – это специалист, в обязанности которого входит лечение заболеваний желудочно-кишечного тракта. Среди них – болезни, связанные с желудком (язва, гастрит и др.), желчным пузырем, поджелудочной железой (панкреатит), селезенкой (опухоли, кисты и др.), кишечником.

Гепатолог

Задачей гепатолога является диагностика и лечение болезней печени. К ним относятся: цирроз печени, гепатит, токсоплазмоз, желчнокаменная болезнь и пр.

Гинеколог

Гинеколог – это специалист, который занимается диагностикой, лечением и профилактикой различных отклонений и заболеваний женской репродуктивной системы. Специалист этого профиля наблюдает женщину в период беременности, принимает роды и т.д.

Дерматолог

Дерматолог специализируется на изучении физиологических функций и заболеваний кожи, волос, ногтей. Работы врача касаются поражения кожи инфекционного, вирусного, паразитарного типов, дерматиты, вызванные аллергией, псориаз, различные высыпания и т.д.

Диетолог

Диетолог занимается вопросом питания: разрабатывает схемы правильного приема пищи для людей, страдающих от лишнего веса. К специалисту этого профиля обращаются и здоровые люди с целью организовать свой пищевой рацион таким образом, чтобы не иметь проблем со здоровьем в будущем.

Кардиолог

Кардиолог диагностирует и лечит различные заболевания сердечно-сосудистой системы. К ним относятся: ишемическая болезнь сердца, пороки сердца, сердечная недостаточность, инфаркт миокарда и пр.

Врач лечебной физкультуры

Врач лечебной физкультуры предлагает пациентам методику лечения, основанную на выполнении физических упражнений. Основная задача специалиста – помочь пациенту вернуть утраченные физические навыки (реабилитационные и профилактические меры).

Нарколог

Нарколог лечит людей от зависимости (наркомания, токсикомания, алкоголизм). Помимо терапевтических мер, на плечи врача ложится ответственность за психологическое состояние больного.

Невролог

Невролог занимается лечением заболеваний нервной системы. В его задачу входит установить причину развития болезни, определить, какие органы подвергаются негативному воздействию. В некоторых случаях невролог работает в паре с другим врачом.

Отоларинлогог (ЛОР)

Отоларинголог занимается профилактикой и лечением заболеваний уха, горла и носа. К ним относятся: затрудненное носовое дыхание, расстройство слуха и пр.

Педиатр

Педиатр – это врач для детей, который наблюдает их с рождения, анализирует нервно-психическое и физическое развитие ребенка. Он дает мамам рекомендации относительно грудного вскармливания, ухода за детьми и т.д. В его компетенции – лечение некоторых детских и общих заболеваний (ОРВИ и т.д.). При необходимости педиатр направляет пациента к другому специалисту.

Психотерапевт

Психотерапевт оказывает поддержку пациенту в сложных жизненных ситуациях, учит преодолевать психологические трудности. Специалист данной области лечит в процессе бесед психосоматические заболевания, причиной которых являются физиологические и психические факторы.

Стоматолог

Стоматолог специализируется на проблемах с челюстно-лицевой зоной, занимается лечением и удалением зубов, протезированием. В его задачу входит разъяснение пациентам профилактических мер по уходу за ротовой полостью.

Терапевт

Профессия врача-терапевта подразумевает изучение причинно-следственной связи механизмов заболевания внутренних органов и систем (диагностика, лечение, профилактика). Консультация терапевта – это первое, что требуется пациенту при наличии любого заболевания. От компетентности и опыта специалиста зависит точность диагноза и эффективность назначенного лечения.

Уролог

Уролог занимается исследованием и лечением патологий репродуктивной и мочеполовой систем. Его клиентами являются мужчины и женщины.

Мужская часть населения обращается к урологу со следующими заболеваниями: бесплодие, проблемы с мочеиспусканием, потенцией, воспалительные, инфекционные заболевания мочеполовой системы и пр.

Женщины обращаются к урологу при наличии цистита, мочекаменной болезни, почечной недостаточности, недержания мочи и пр.

Хирург

В задачу хирурга входит проведение хирургических операций различной сложности, в том числе оказание экстренной медицинской помощи и немедленного вмешательства.

Хирургия – это сложное направление в медицине, требующее от специалиста отличной координации пальцев рук, точности, прекрасного зрения, спокойствия и пр.

Источник: https://medru.su/professii/specialnost-vrach.html

Основные принципы медицинской деонтологии и этики советского врача

Врач и больной: Особенности медицины и основного представителя этой науки — врача —

Основные принципы медицинской деонтологии и этики советского врача

Справочник Судмедэкспертиза

Основные принципы медицинской деонтологии и этики советского врача

  • Медицинская деонтология
  • Деонтология и научно-технический прогресс
  • Врачебные ошибки
  • Вопросы медицинской деонтологии в практике работы судебно-медицинского эксперта

Вся деятельность медицинских работников посвящена важнейшей задаче — охране здоровья населения. Здоровье — благо и счастье для каждого человека и необходимое условие роста производительности труда, экономической мощи страны, благосостояния народа.

Забота Советского государства о здоровье каждого гражданина отвечает принципам гуманизма и социальной справедливости, служит целям дальнейшего процветания социалистического общества.

Основами успешной деятельности советского врача в равной степени являются: достаточная профессиональная подготовка, высокие морально-этические качества и соблюдение принципов  коммунистической и профессиональной морали, идейно-политическая зрелость и преданность идеалам коммунизма.

Если профессиональные знания и умения врача составляют фактическую основу его деятельности, то моральные качества врача являются идейной ее основой.

Мораль наряду с правом представляет собой форму общественного сознания и общественных отношений, регулирующую поведение людей в обществе — совокупность строго определенных, относительно устойчивых, зафиксированных в общественном сознании норм поведения, выражающих волю господствующих классов и отражающих социальные потребности общества на определенном этапе его развития. Проводя в жизнь свою политику и свои интересы, господствующий класс использует в числе прочих средств и средства морали, чтобы разрешить, в частности, главную нравственную проблему — сочетание личных и общественных интересов. Важно, что при этом общие требования морали, господствующие в обществе, детализируются и конкретизируются применительно к отдельным профессиональным и социальным группам, имеющим свои интересы. Следовательно, главными в любой профессиональной морали являются основные принципы и требования общей коммунистической морали, господствующей в нашем обществе, и соблюдение этих принципов является обязательным для каждого представителя любой профессии. В процессе исторического развития отдельные профессиональные группы вырабатывали и старались закрепить моральные нормы, регулирующие отношения ее членов между собой и с обществом, в своеобразных уставах, кодексах, «клятвах». И не случайно, что первой клятвой на верность своему профессиональному, долгу была клятва Гиппократа, в которой в сжатой и образной форме перечислялись обязанности врача по отношению к больным и их родственникам, к своим учителям, запрещались действия, которые могут причинить физический или моральный вред больному или близким ему людям. На протяжении многих веков клятва Гиппократа являлась основой для клятвенных, так называемых «факультетских» обещаний врачей во многих странах, в том числе и в России. В 1971 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена «Присяга врача Советского Союза». В этой присяге сконцентрированы основные моральные требования, которые Советское государство предъявляет каждому врачу и которые он клянется соблюдать всю свою жизнь: — готовность посвятить все силы и знания охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества; — постоянная готовность оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну; — обязанность постоянно совершенствовать свои медицинские знания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики; — обязанность беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины; во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали, всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед народом и Советским государством; — принимать активное участие в борьбе за сохранение мира на Земле.

Медицинская деонтология

Совокупность морально-этических норм при выполнении медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей объединяется в понятие медицинской деонтологии — учения о долге врача, среднего и младшего медицинского персонала.

Деонтология включает в себя три равно важные составные части: долг медицинского работника по отношению к обществу; долг медицинского работника по отношению к больным и их родственникам и близким; долг медицинского работника по отношению к своим коллегам по профессии. По выражению академика АМН СССР А. Ф.

Билибина, «Деонтология — душа медицины и мудрость врачевания». Деонтология советского врача содержит все лучшее, что составляет гуманизм.

Высокие моральные требования к врачам предопределяются сущностью самой врачебной профессии, ее принципиальными особенностями, отличающими: медицинскую профессию от других.

особенность врачебной профессии состоит в том, что объектом деятельности врача являются человек, его жизнь и здоровье. Именно это накладывает огромную ответственность на врача, ибо здоровье и жизнь это самое дорогое, что есть у человека. Особенность врачебной профессии обусловлена чрезвычайной сложностью и многообразием процессов жизнедеятельности организма человека, вариабельностью течения заболеваний при индивидуальном их проявлении у каждого отдельного человека, а также все нарастающим потоком научной медицинской информации, проявлением все новых и новых диагностических и лечебных приемов и средств. Это требует повседневного, в течение всей врачебной деятельности, самообучения и самосовершенствования. Особенностью профессии врача следует считать повседневный героизм, постоянную борьбу за сохранение здоровья и жизни людей. Особенно ярко это проявляется в работе врачей хирургических специальностей и реаниматологов. «Профессия врача — это подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов», — писал великий русский писатель, врач и гуманист А. П. Чехов. Следует отметить и то, что ни в какой другой профессии ошибки и упущения не имеют столь тяжелых для человека последствий, ибо за ошибку и небрежность врача расплачивается больной и платит за это своим здоровьем, а иногда и жизнью. Перечисленные особенности врачебной деятельности обусловливают необходимость высоких морально-этических качеств для любого медицинского работника и прежде всего — врача. Деятельность врача строго регламентирована не только моральными, но и правовыми нормами — необходимостью соблюдения законодательства о здравоохранении, ведомственных приказов и инструкций. Следует отметить, что все правовые нормы, регулирующие деятельность врача, имеют глубокую нравственную основу в виде принципов коммунистической морали. И, наоборот, некоторые моральные нормы, как, например, обязанность соблюдать врачебную тайну, стали законом. Хорошо известно, что нарушению медработниками норм советского права предшествует забвение деонтологических норм в системах «врач — больной», «врач — общество». Несоблюдение деонтологических правил часто является поводом для конфликтов между больными, их родственниками и медицинским персоналом, особенно при неблагополучных исходах лечения. Основополагающими принципами советской медицинской деонтологии являются следующие принципы. 1. В системе « Врач — больной». Одной из главных моральных черт врача является высокое чувство ответственности за жизнь и здоровье больного. Оно проявляется прежде всего в чутком и внимательном отношении к больным, в умении найти индивидуальный подход к ним и установить хороший контакт с ними, в изучении психологии больного человека. Однако одной чуткости недостаточно: чувство ответственности может быть реализовано только через высокое профессиональное мастерство врача, его умение клинически мыслить, в каждом конкретном случае правильно поставить и обосновать диагноз заболевания, выбрать и применить метод лечения, добиться медицинской и социально-трудовой реабилитации больного. Врач должен суметь заслужить доверие больного к себе, внушить больному веру в успех лечения. Для этого необходимо изучить характерологические особенности больного, учитывать их, пытаться нейтрализовать и преодолеть мнительность, тревогу за исход заболевания, умело проводить психотерапию и психопрофилактику. Врачебная этика требует от врача искренности, честности и правдивости. Если заболевание имеет более или менее благоприятный прогноз, врач обязан сообщить больному диагноз. Однако в отдельных случаях, например при неоперабельных злокачественных опухолях, других неизлечимых заболеваниях, допустима «ложь во спасение» — больному рекомендуется сообщить другой диагноз, чтобы не отнимать у него надежду на спасение. 2. В системе «Врач — родственники больного». Больной должен находиться в оптимальной психогигиенической обстановке. В ее создании большая роль принадлежит не только врачу, но и родственникам больного. Врачу необходимо найти и установить контакт с ними на основе высокой тактичности, откровенности и полного взаимного доверия. Родственникам следует сообщить о больном необходимые и точные сведения о диагнозе заболевания, избегать предположений, не разглашать сведения, составляющие врачебную тайну. Работа врача с родственниками больного должна быть индивидуальной. При этом следует учитывать взаимоотношения больного с его родственниками и степень влияния их на больного, способность помочь врачу в психотерапевтическом воздействии на больного. 3. В системе «Врач — врач», «врач — медицинские работник и». Взаимоотношения между врачами и другими медицинскими работниками являются важной частью медицинской деонтологии. От того, насколько правильно и тактично строятся эти взаимоотношения, какой психологический климат в лечебном учреждении, зависит и качество его работы. Основой для правильных взаимоотношений в медицинских коллективах являются взаимоуважение, взаимное доверие, готовность помочь друг другу, а в конечном счете больному. Недопустимы резкие критические замечания одного врача в адрес других в присутствии больных, средних медицинских работников. Вместе с тем на врачебных конференциях действия врачей или других медицинских работников должны обсуждаться строго объективно, но в спокойном тоне, критика должна носить конструктивный характер.

Средние и  младшие медицинские работники — ближайшие помощники врача. Их работа благородна, но трудна, и они заслуживают внимательного отношения к себе. Один из принципов коммунистической нравственности гласит: «Человек человеку — друг, товарищ и брат». Во взаимоотношениях медицинских работников между собой этот принцип должен быть главенствующим.

Деонтология и научно-технический прогресс

Бурное развитие современной научной медицины и практики здравоохранения, связанное с научно-техническим прогрессом, обусловливает и особенности медицинской деонтологии в этот период.

В настоящее время в практике врача при обследовании и лечении больных применяется огромное количество сложнейших медицинских аппаратов, производятся различные лабораторные, инструментальные исследования.

Неправильное понимание врачом его роли в диагностическом и лечебном процессе может отдалять врача от больного, суживать контакты между ними.

Для того чтобы ликвидировать эту опасность, необходимо гармонично сочетать применение достижений науки и техники с гуманным отношением к больному, с высокой профессиональной культурой врача и его клиническим мышлением. Другой особенностью, характеризующей современную медицину, является наличие большого количества «узких» специальностей.

От лечащего врача в этих условиях требуется умение интегрировать данные, полученные от «узких» специалистов, правильно оценить их. Если врач недостаточно подготовлен, он может в определенных случаях превратиться как бы в диспетчера, направляющего больного от одного специалиста к другому.

При этом больной перестает доверять врачу, его знаниям, а сам врач невольно снимает с себя ответственность за больного, разделяя ее между многими специалистами. Не менее важной особенностью современной медицины является и то, что лечение больного в ряде случаев, особенно при тяжелых экстремальных состояниях, производится не одним врачом, а коллективом специалистов. От каждого из врачей, участвующих в лечении больного, требуется умение работать в коллективе, интегрировать свои знания и действия со знаниями и действиями своих коллег.

Важной составной частью медицинской деонтологии является учение об ятрогениях.

Первоначально ятрогении (болезни, вызванные врачом) рассматривались как болезни или осложнения болезни, порожденные отрицательным влиянием высказываний медицинских работников на психику больного.

В настоящее время ятрогениями считают функциональные и органические заболевания, осложнения, последствия, причинами которых является ошибочное поведение или действие врача в процессе диагностики и лечения больного.

Врачебные ошибки

Под врачебной ошибкой понимают искреннее заблуждение врача в его суждениях и действиях при выполнении им своих профессиональных обязанностей, если при этом отсутствуют элементы халатности, самонадеянности, медицинского невежества.

В основе врачебных ошибок могут лежать объективные причины и условия — недостаточное совершенство методов диагностики и лечения, объективные трудности диагностики (невыраженность ведущих симптомов заболевания, кратковременность пребывания больного в стационаре и др.) и субъективные — недостаточный опыт врача.

Врачебные ошибки можно разделить на группы: 1) диагностические; 2) ошибки в выборе метода и осуществлении лечения; 3) ошибки в организации медицинской помощи; 4) ошибки в ведении медицинской документации. Диагностические ошибки встречаются чаще других.

В ряде случаев исходных данных бывает недостаточно для постановки диагноза (отсутствие анамнеза, неясная, атипичная или скудная симптоматика, отсутствие необходимого времени для детального обследования больного, его бессознательное состояние или состояние алкогольного опьянения и др.).

В других случаях, наоборот, информация о больном очень обширна, что не дает возможности в короткий срок отобрать главные сведения, необходимые для постановки точного диагноза. Понятно, что в этих условиях чаще ошибается молодой врач, не имеющий достаточного опыта. Диагностические ошибки могут обусловливаться также недостаточным обследованием больного или переоценкой данных лабораторных, рентгенологических и других исследований, заключений консультантов.

Ошибки в лечении встречаются реже диагностических и порождены в основном ими.

Пути предупреждения врачебных ошибок — в их анализе и выяснении причин в каждом случае на конференциях лечащих врачей, патологоанатомов и судебных медиков, в постоянном совершенствовании профессиональных знаний врача, в овладении им новейшими достижениями медицинской науки и в точном соблюдении принципов медицинской деонтологии.

Вопросы медицинской деонтологии в практике работы судебно-медицинского эксперта

Судебно-медицинский эксперт — это прежде всего врач, поэтому соблюдение всех принципов и требований медицинской деонтологии является для него обязательным. Вместе с тем специфика профессиональной деятельности судебно-медицинских экспертов определяет ряд особенностей деонтологии, присущих этой специальности.

Производя исследования мертвого тела, судебно-медицинский эксперт должен помнить, что труп — это не только объект экспертного исследования, что человек недавно был живым, у него есть близкие люди, родственники, тяжело переживающие его утрату.

Вследствие этого следует избегать излишнего травмирования мертвого тела, нужно стараться после исследования трупа придать ему подобающий для прощания с родственниками вид.  В разговорах с родственниками  и близкими  покойного эксперт должен быть участливым и доброжелательным, избегать дополнительного психического травмирования их.

Родственникам и близким покойного следует сообщать только необходимую объективную и достоверную информацию, не составляющую следственной тайны.

При освидетельствовании потерпевших по поводу телесных повреждений и особенно по поводу половых состояний или половых преступлений эксперт должен быть предельно тактичным, избегать лишних (не нужных для дачи заключения) вопросов, затрагивающих личную и интимную стороны жизни потерпевших, избегать высказываний, которые могут повести к ятрогении.

Может случиться, что эксперта будут пытаться ввести в заблуждение, сообщая неверные данные об обстоятельствах происшествия, его сроках и др. Эксперт не имеет права при этом раздражаться, высказывать вслух свое недоверие.

Задача эксперта — выслушать рассказ свидетельствуемого и на основе объективных данных высказать свое мотивированное суждение о возможности или невозможности возникновения повреждений (или других явлений) при обстоятельствах, сообщаемых потерпевшим.

Особой деонтологической настороженности требуют случаи, в которых может идти речь о врачебных ошибках или дефектах медицинской помощи. В соответствии с инструкцией о проведении судебно-медицинской экспертизы судебный медик не в праве высказывать свое суждение о правильности или дефектности врачебных действий — это решается коллегиально экспертами и врачами-специалистами высокой квалификации. Высказанное необоснованное суждение о якобы неправильной или поздней медицинской помощи может быть передано родственникам покойного или потерпевшего, нередко в искаженном виде, и явиться источником многих жалоб, которые при проверках не подтверждаются.

Почти каждое заключение эксперта, являющееся доказательством в уголовных и гражданских делах, влечет за собой важные социальные последствия. Это накладывает на эксперта высокую не только профессиональную, но и моральную ответственность.

просмотров: 22152 Дисцитинарная ответственность — это ответственность работника за виновное нарушение трудовой, служебной или иной дисциплины (в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка; в порядке подчиненности; в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями). Неправомерное (противоправное) поведение — это такая разновидность социальных отклонений, которая связана с отступлением от целей, принципов и предписаний права, с прямым нарушением последних. «Ваш Магазин» техника.

Экшн камера SJCAM SJ5000X Elite, чернаяКомпания SJCAM известна на рынке оригинальными технологическими решениями, воплощенными в экшн-камерах, и тем, что разработчики компании никогда не останавливаются на достигнутом. После успешного выпуска ставшей популярной модели SJ4000 Plus компания предлагает рынку очередную интересную…Цена: 6 769 руб.
Медиаплеер Rombica “Ultra v04” Медиаплеер Rombica Ultra v04.– встроенные интернет-сервисы: , Megogo, TVZavr, Okko, Amediateka и др.– установка приложений из Google Play Store или APK приложений для Android.– ультра высокое разрешение Ultra HD 4K.– поддержка HDR 10 bit.– 4 ядра ARM®…Цена: 5 800 руб.
домофон IP Panasonic “KX-NTV160NE”, белый Идеально подходит для использования в защищенных от ветра открытых площадках (степень защиты IP43).Встроенный динамик, микрофон и камера.Запись аудио с видео высокой четкости.Подключение к мобильным устройствам.Детектор движения и голоса.Поддержка до 10…Цена: 12 919 руб.
Комплект видеонаблюдения PROconnect, 4 наружные FullHD камеры, с HDD, 1Tб Готовый для установки комплект видеонаблюдения PROconnect с жестким диском, состоящий из двух всепогодных AHD видеокамер, двух купольных AHD видеокамер внутренней установки и 4-канального AHD видеорегистратора.камеры оснащены высокочувствительной матрицей, предоставляющей…Цена: 20 421 руб.
камера Rexant 45-0253IP видеокамера с ИК подсветкой. Позволяет подключиться к устройству напрямую с вашего компьютера или ноутбука. Также подключиться к камере можно с мобильных устройств, использующих систему Android или iOS, для управления и просмотра видеоизображения в режиме реального времени. Подключение…Цена: 4 210 руб.

Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX

Источник: http://www.criminal.peterlife.ru/criminal/6816.html

2.1.1. Взаимоотношения врача и пациента (информация для врачей)

Врач и больной: Особенности медицины и основного представителя этой науки — врача —

Листать назадОглавлениеЛистать вперед

Деонтология и этика врачебной деятельности. Искусство беседы и психологическое воздействие врача на пациента. Залог успешного лечения – взаимоотношения между врачом и пациентом, основанные на доверии, поддержке, понимании, сочувствии, уважении.

Какими бы ни были изыски современной медицины, ее технические возможности, человек всегда будет ждать и верить врачу, который сумеет выслушать, одобрить, проявить сострадание.А. ЭкзюпериНельзя врачевать тело, не врачуя душу.Сократ

Не секрет, что сейчас участились случаи судебных процессов, в том числе с финансовыми претензиями, где в качестве ответчика выступают медицинские работники. Статистика подтверждает, что в большинстве своем судебные иски вызваны конфликтными ситуациями во взаимоотношениях с пациентом.

Жалобы, как правило, возникают не на качество медицинской помощи, а на бездушие, на формализм медиков. Это нельзя объяснить унизительной зарплатой медицинских работников: ведь такая ситуация складывается не только в нашей стране.

В прошлом году Ассоциация американских медицинских колледжей провела среди пациентов опрос, выясняя, каким критериям они бы руководствовались, выбирая себе врача. На первом месте оказались коммуникабельность и умение разъяснить пациенту сущность сложных медицинских процедур.

То, что врач вышел из стен престижного учебного заведения, было на последнем месте. За тысячелетия существования медицины искусство общения врача и пациента по-прежнему сохраняет большую значимость, если не первостепенность.

В прошлых столетиях роль врача нередко сводилась к простому наблюдению за естественным течением болезни. Стиль взаимоотношений до недавних пор заключался в том, что пациент доверял врачу право принимать решения.

Врач же “исключительно в интересах больного” поступал так, как считал нужным. Казалось, такой подход повышает эффективность лечения: пациент избавлен от сомнений и неуверенности, а врач полностью берет на себя заботу о нем.

Врач не делился с больным своими сомнениями, скрывал от него неприятную правду.

Моделей общения врача и пациента несколько:

  • информационная (бесстрастный врач, полностью независимый пациент);
  • интерпретационная (убеждающий врач);
  • совещательная (доверие и взаимное согласие);
  • патерналистская (врач-опекун).

Для малообразованных людей больше подходит интерпретационная модель, для образованных людей, вникающих в суть проблем со здоровьем, – совещательная модель.

Патерналистская модель, распространенная ранее, предполагает нарушение прав пациента и в наши дни не применяется, за исключением ситуаций, представляющих непосредственную угрозу жизни больного, когда речь идет об экстренной операции, реанимационных мероприятиях.

Однако доверие, основанное на слепой вере, следует отличать от доверия заслуженного. В настоящее время врач и пациент сотрудничают, делятся сомнениями, говорят друг другу правду, поровну делят ответственность за исход лечения (глава 2.1). Такое сотрудничество строится на поддержке, понимании, сочувствии, уважении друг к другу.

На протяжении всей истории медицины основой отношений между врачом и пациентом было и остается доверие.

Одно из важнейших условий для установления взаимопонимания между врачом и пациентом – ощущение поддержки. Если больной осознает, что врач намерен помогать, а не заставлять, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе.

Когда врач проявляет понимание, человек уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании врача, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда врач говорит: “Я Вас слышу и понимаю” – или выражает это взглядом или кивком головы. Уважение подразумевает признание ценности человека как личности.

Особенно важно это на этапах сбора анамнеза (глава 2.1), когда врач знакомится с обстоятельствами жизни пациента. Сочувствие – ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами.

Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания – все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах.

Строгих правил общения с пациентом нет, хотя во всем мире врачи пользуются общими принципами деонтологии (от греческого deon – должное и logos – учение) – профессиональной этики медицинских работников.

Состояние душевного комфорта пациента – вот главный критерий деонтологии, тест на ее эффективность. Клятва, которая лишь условно называется гиппократовой, уходит корнями в очень далекое прошлое.

Позднее она была оформлена как документ и содержала несколько основных требований к врачу, в частности:

  • сохранение врачебной тайны;
  • запрещение действий, способных причинить моральный или физический ущерб больному или его родственникам;
  • преданность профессии.

Любопытно, что в разных странах античная клятва оставалась практически неизменной на протяжении 17 веков. Претерпев у нас в стране несколько “редакций”, она лишь называлась по-разному – “Факультетское обещание” в дореволюционной России, “Присяга советского врача” – позднее.

Одним из наиболее важных в деятельности врача является запрещение действий, способных нанести вред больному, или принцип “не навреди”. Старейшее и, вероятно, самое главное положение медицинской этики в латинской формулировке звучит так: primum nоn nosere (“прежде всего – не навреди”). Любой врач, наверное, согласится с утверждением Е.

Ламберта, что “есть больные, которым нельзя помочь, но нет таких, которым нельзя навредить”. Ведь известно, что, порой, лечение может быть тяжелее болезни. Речь идет о побочных действиях лекарств (подробнее об этом сказано в главе 2.6), негативных эффектах при одновременном применении большого числа препаратов (глава 2.

7), о несоответствии между прогнозируемой пользой и возможным риском от медицинского вмешательства.

Но хороший врач – это не только профессионализм, энциклопедические знания, взвешенные решения и совершенное владение техникой медицинских манипуляций, но и умение говорить с больным.

Кстати, слово “врач” происходит от всем известного “врать”, которое, правда, в старину имело совсем другое значение – “говорить”, “заговаривать”.

Наблюдения показывают, что опытные врачи большее внимание уделяют общению с пациентом, сбору анамнеза и физикальному обследованию, а данные инструментальных и лабораторных исследований ставят рангом ниже.

Доказано, что правильный диагноз по данным анамнеза ставится у 45-50% больных, на основании опроса и физикальных методов обследования – у 80-85% больных. Лишь у 15-20% пациентов для постановки диагноза требуется углубленное лабораторное и инструментальное исследование.

К сожалению, навыками общения врачи овладевают “стихийно”, это приходит с годами и приобретенным опытом. Специально в медицинских вузах этому практически не обучают.

Горько видеть, если врач пренебрегает беседой с пациентом, становясь слепым заложником лабораторно-инструментальной диагностики или безвольным исполнителем схем лечения и директив, спущенных сверху.

Искусство беседы с больным, умение вести с пациентом диалог требует не только желания врача, но и, в определенной степени, таланта. Врач должен уметь не только слушать, но и слышать пациента.

Умейте не только слушать, но и слышать пациента.

Отметим еще один непреложный факт: беседа с пациентом должна идти “один на один”, присутствие третьих лиц исключается. Сведения о пациенте старше 15 лет не могут быть сообщены посторонним лицам и даже родственникам без его согласия. Сохранение врачебной тайны – это, как вы помните, одно из положений клятвы Гиппократа.

Согласно действующему законодательству (“Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”), пациент имеет право получать информацию о своем здоровье, соглашаться на лечение или отказываться от него (положение об информированном согласии пациента), требовать и получать материальное возмещение при нанесении ущерба здоровью. Пациент должен быть осведомлен о характере болезни, существующем риске, перспективах и способах лечения, возможности и степени участия семьи в реализации лечебных программ. Врачу всегда сложно говорить о неблагоприятном прогнозе заболевания или большом риске какой-либо манипуляции. Человеку надо давать положительную информацию, настраивающую на перспективу пусть даже минимального улучшения. Ведь 60%-я вероятность неблагоприятного исхода операции одновременно означает 40%-ю вероятность выздоровления.

Пациенту надо давать положительную информацию, настраивающую на перспективу пусть даже минимального улучшения.

Врач, сообщая больному правду, должен внушить ему и надежду. Однако правду говорить необходимо: только взвесив все “за” и “против”, человек сможет согласиться или отказаться от предложенного лечения.

Пациент имеет право знать, какие симптомы должны исчезнуть полностью, какие – частично, а какие останутся, и с их существованием необходимо будет смириться. Спокойные, вдумчивые, сочувственные слова врача, даже если тот сообщает о вероятностных и негарантированных результатах, могут обнадежить больного. Хочется процитировать Б.

Сейгела: “Никогда нельзя говорить, что вы больше ничего не можете сделать, даже если единственное оставшееся у вас средство – быть рядом и помогать больному надеяться и молиться”.

Убедите пациента в своем постоянном участии и готовности быть рядом с ним. Постарайтесь исполнить свое обещание!

Давно известно, что врачи могут воздействовать на болезнь без всяких лекарств. Авторитетное слово врача может оказывать влияние на самочувствие пациента: уверенность врача передается пациенту.

Однажды на даче, во время летнего отдыха, одного известного врача попросили осмотреть соседа, который почувствовал боль в левой части грудной клетки. Мысль о том, что это инфаркт, вызвала панический страх. Когда врач вошел в комнату пациента, тот лежал на диване. В его глазах просматривалась тревога, растерянность, морально он был готов к худшему.

После нескольких детализирующих вопросов и осмотра врач отметил, что, вероятно, боль является симптомом обострения остеохондроза. По мере того, как доктор спокойно, с уверенностью в голосе, рассказывал о своих наблюдениях, самочувствие больного улучшалось на глазах. Прошла тревога, эмоциональная подавленность сменилась готовностью бороться за улучшение своего самочувствия.

Осталось только некоторое болезненное ощущение.

Как сделать общение с пациентом максимально эффективным? Можно ли научить общению? Некоторые рекомендации уже прозвучали, еще несколько таких советов приведены ниже.

  • Попытайтесь узнать причины подсознательной тревоги пациента. Помогите разобраться в них, переводя проблему на уровень сознания.
  • Попробуйте дать пациенту конкретные инструкции о том, что делать, к чему стремиться, как себя вести.
  • Беседуя с пожилыми людьми, не напоминайте им о возрасте. Разговор должен быть неспешным, вопросы следует задавать конкретные, требующие однозначного ответа.
  • Постарайтесь избегать одних лишь устных советов, запишите рекомендации по режиму, диете, медикаментозной терапии на листе бумаги.
  • Попробуйте разъяснить необходимость ограничения, по возможности, контакта с разрушающими психику факторами (избыточная информационная нагрузка, стрессы и так далее).
  • Постарайтесь убедить пациента, что для сохранения и улучшения здоровья необходим комплексный подход, в том числе немедикаментозные меры. Свежий воздух, лес, солнце – вот лишь некоторые из факторов, способных повлиять на самочувствие.

Без сомнения, взаимоотношения врача и пациента многогранны. Это большой комплекс психологических и морально-этических проблем, с которыми врачу приходится постоянно сталкиваться. Порой возникают вопросы немедицинского характера. Например, известно, что медицина до сих пор находится в сложном финансовом положении.

В государственных медицинских учреждениях зачастую не хватает лекарств, перевязочных материалов, оплата труда персонала низкая… И в то же время газеты и сайты пестрят объявлениями о так называемой рецептурной подработке для врачей, и потенциальный работодатель не скупится, указывая возможный заработок.

Соблазн велик! А суть таких предложений проста: врач должен убедить, уговорить своего пациента купить препарат, а чаще – биологически активную добавку, за некое вознаграждение – процент от стоимости лекарства, который и будет составлять заработок врача.

Принцип “больше продал – больше получил”, хоть и удачно вписывается в систему рыночных отношений, но, на наш взгляд, в медицине неприемлем – это тупиковый путь, ведущий к отказу пациента от лечения и понижению авторитета врача.

Но есть и другой путь: применение новейшей информации, касающейся квалифицированной синонимической и аналоговой замены препаратов, а также использование современных лекарственных средств и форм (раздел 2.2.1), улучшающих самочувствие, здоровье и качество жизни пациентов, приводит к укреплению авторитета врача и, как следствие, росту его социального положения. Так не лучше ли оставаться в ладу со своей совестью и достигать материального благополучия честным путем?

Врач должен владеть тонким психологическим чутьем, и здесь необходима постоянная работа сознания. Успех в лечении возможен при сочетании доверительных человеческих отношений и научных достижений. А для этого технически оснащенный врач должен не только лечить, но и уметь разговаривать со своим пациентом.

Листать назадОглавлениеЛистать вперед

Источник: https://www.rlsnet.ru/books_book_id_2_page_69.htm

Принципы этики и деонтологии медицинских работников – СНТА

Врач и больной: Особенности медицины и основного представителя этой науки — врача —

Каждый врач должен иметь определённые навыки и знания, которые являются бесценными при общении с больными людьми. Хороший врач — это не только опытный клиницист, сухо прописывающий пациенту схему лечения. Это и опытный педагог, а иногда даже воспитатель, особенно если речь идёт о работе с детьми.

Стать блестящим специалистом врачу поможет соблюдение принципов этики и деонтологии. Именно они определяют перечень этических норм, необходимых для эффективного общения доктора и пациентов, более того: тонкий психологический подход уже сам по себе обладает удивительным лечебным эффектом.

Принципы деонтологии в медицине

В переводе с греческого языка слово «деонтология» означает комплекс норм в области этики и морали, которым должны следовать все медицинские работники. Принципы этики и деонтологии в медицине формировались ещё с древних времён, а само понятие обозначилось в науке только в начале 19-го века. Термин ввёл в обиход известный английский философ Бентам.

У многих авторов можно встретить отождествление понятий деонтологии и этики. Тем не менее, речь идёт о понятиях, тесно связанных друг с другом, но не являющихся тождественными.

Деонтология — это учение о том, как должен вести себя врач, а этика — своеобразный «кодекс» поведения. Таким образом, деонтология вытекает из неё, так как полностью построена на этических принципах.

В качестве предмета деонтологии как раздела медицинской науки принято рассматривать принципы, на основании которых специалисты разрабатывают правила общения медработников с пациентами. Н.И. Пирогов определял деонтологию как принципы поведения медперсонала по отношению к пациентам.

Поскольку понятие деонтологии тесно связано со словом «долг», можно говорить о необходимости строгого выполнения медицинскими работниками всех этических правил. Если врач действует гуманно, тактично и профессионально, это оказывает положительное влияние на процесс выздоровления его пациентов. Именно поэтому в действиях врачей не должно быть бюрократизма, формализма и бездушия.

Принципы этики и деонтологии медицинских работников

Что касается этики, из которой вытекают все принципы медицинской деонтологии, она относится к философской науке, изучающей принципы нравственности и морали, принятые в человеческом обществе.

Этика изучает такие понятия как честь, достоинство, добро, счастье.

В работе врача эти качества незаменимы, поэтому требования к поведению медиков и были сформулированы мудрыми людьми ещё в древние времена.

Первый «нравственный кодекс врачей» появился при рабовладельческом строе после разделения труда. Когда в социуме появились представители разных профессий, работу врачей стали особенно почитать, так как главной задачей древних медиков было освобождение человека от физических и душевных страданий.

Один из древнейших источников, где подробно описаны этические требования, предъявляемые обществом к врачу — это кодекс Хаммурапи (Вавилон). Далее Гиппократ усовершенствовал эти законы, и на их основании была создана так называемая «клятва Гиппократа». По традиции медики соблюдают её и по сей день.

Со временем появилось серьёзное научное обоснование норм и принципов врачебной этики. Она строится на осознании как законов природы, так и социального бытия общества и отдельного человека. Любая нравственная норма должна быть тесно связана с наукой, чтобы сострадание к больному не оказалось пустым и беспочвенным.

Общаясь с пациентами, врачи не должны демонстрировать им поведение сострадающих родственников — и в то же время нельзя допускать проявлений равнодушия и формальности. Недаром А.И.

Герцен как-то сказал, что, испытывая сострадание к больному, врач может «плакать в душе», однако для понимания сути болезни ему требуется холодный и здравый рассудок.

Таким образом, вступая во взаимоотношение с больными, врач постоянно балансирует на тонкой грани, и именно это умение делает его специалистом высочайшего уровня: когда, работая исключительно по велению сердца, он применяет научные методы, позволяющие эффективно бороться с различными заболеваниями.

Ведущие принципы этики и деонтологии можно обозначить следующим образом:

  1. Врач всегда готов оказать каждому больному профессиональную помощь.
  2. Врач соблюдает главный принцип клятвы Гиппократа, коротко сформулированный в двух словах: «Не навреди». Это означает постоянную работу медика над собой. Независимо от ситуации врачу следует всегда быть осторожным в словах и медицинских формулировках, особенно если речь идёт об опасных болезнях и тяжёлых состояниях. Важно помнить о том, что любое неосторожное слово или непонятный термин, произнесённые в присутствии больного человека, могут пагубным образом отразиться как на его физическом, так и душевном состоянии и усугубить течение болезни. Тактичность и осторожность — главные принципы, которым медицинский работник обязан следовать неукоснительно.
  3. Поступки врача должны соответствовать главным задачам и целям медицинской науки. Медработник не имеет морального права принимать участие в действиях, которые направлены на причинение вреда здоровью людей.
  4. Врач обязан бороться за жизнь больного до последнего. Также ему следует заботиться о пропаганде здорового образа жизни среди своих больных, чтобы они учились стремиться к совершенству тела и духа. Здесь деонтология тесно переплетается с древнейшими философскими принципами, не теряющими своей актуальности и по сей день.
  5. Любой медработник учитывает в своей деятельности принципы самопожертвования и героизма во имя жизни. Это одно из основных правил его поведения, особенно когда речь идёт о критических ситуациях.
  6. Обязанность врача — оказывать квалифицированную помощь всем людям. У медработника не должно быть расовых и политических предрассудков. Профессиональный врач никогда не станет руководствоваться в своей практике религиозными убеждениями, которые могут нанести вред здоровью его пациентов.
  7. Все врачи должны работать, следуя принципу коллегиальности. Это означает, что они всегда готовы проявить солидарность друг с другом и помогать коллегам.
  8. Каждый врач обязан соблюдать принципы медицинской (врачебной) тайны.

Принципы медицинской деонтологии тесно связаны с понятием слова как физиологического и лечебного фактора. Известно, что если человек болен, он гораздо острее воспринимает все факторы окружающей среды. Больные люди обладают высокой степенью внушаемости, поэтому один небрежный жест либо брошенное второпях слово медработника может привести к негативным последствиям.

Например, услышав непонятное латинское слово, с помощью которого два врача общаются между собой, пациент может искажённо и неправильно понять суть своего заболевания и подумать о том, что его жизни угрожает реальная опасность. Если же больной слышит в свой адрес понятные, простые и ободряющие слова, это вселяет веру в выздоровление и в природные силы организма.

Когда-то В.М. Бехтерев сказал замечательную фразу: «Если пациенту не стало лучше после того как он поговорил со своим врачом — это никакой не доктор». И это понятно: слово, как справедливо заметил И.П.

Павлов, является для человека таким же условным и материальным раздражителем, как и другие, поэтому оно вызывает в организме целый комплекс сложнейших реакций.

Словом можно реально вылечить пациента, но иногда оно действует и прямо противоположным образом, если медработник проявляет по отношению к больным неосторожность и небрежность.

Личность врача и его моральный облик имеют огромное значение. Именно поэтому медикам ни при каких обстоятельствах не следует пренебрегать принципами деонтологии и этики.

Источник: https://www.snta.ru/press-center/meditsinskaya-deontologiya-ponyatie-i-osnovnye-printsipy/

Как появилась профессия врача?

Врач и больной: Особенности медицины и основного представителя этой науки — врача —

От примитивных шаманов к одной из самых сложных и почтительных профессий в мире. Как сформировалась профессия врача?

Профессия врача – самая древняя в мире и появилась сразу же, как появился человек. Так как наш организм неидеальная система, он легко мог повредиться и заболеть, поэтому нужны были люди, которые умели лечить различные болезни.

Сначала это были примитивные знахари, которые использовали заговоры и сборы трав, а сейчас эта профессия развилась удивительным образом, и право назвать себя врачом имеет только человек, прошедший не менее 8 лет тяжелого обучения, а также обучения в течение всей своей жизни. Так как появилась эта профессия?

Сначала практически каждый человек был себе врачом. Первобытный охотник умел пользоваться дарами природы и зализывать раны. Позже появились отдельные личности для лечения болезней – знахари.

Естественно, заговорами и магическими заклятиями знахарь не мог вылечить больного, но уже с того времени знахари изучали различные растения, а это стало весомым вкладом в развитие медицины и профессии врача.

Но главным отцом медицины стал Гиппократ в 4 веке до нашей эры, именно с этого времени и появилась профессия врача.

Учитывая ведомости из «Илиада и Одиссея», в то время уже была такая профессия, как врач. В основном они приходились на войска, и быть врачом мог не каждый, только избранный человек из не бедной семьи, так как любое обучение в то время не было доступно простым людям.

Именно в Греции появились первые больницы – ятрейи. В то время уже было несколько специализаций для врачей, в основном их деятельность и жизнь обеспечивало государство.

За заслуги в медицине и лечении различных эпидемий, врачей публично награждали и делали в их честь памятники.

В Древней Греции была популярна профессия путешествующего врача, который ходил от города к городу и так лечил больных.

В то время появились приватные школы, где готовили будущих врачей, а такое обучение себе мог позволить не каждый. Таким образом, профессия врача стала элитной и труднодоступной, в основном она передавалась фамильно.

В Греции было несколько медицинских школ, в одной из которых учился сам Гиппократ, это была Косская школа.

После Греции медицина и профессия врача начала быстро развиваться в Александрии. В этой стране сильно интересовались наукой, и именно здесь основали научно-исследовательный институт, в котором также учили анатомию и различные болезни. Известными врачами этой эпохи были Герофил и Эразистрат.

В Древнем Риме еще больше укрепился статус и значимость врача. В то время было несколько школ, которые готовили фельдшеров, именно в таких кадрах нуждалось римское войско.

Также появились специальные здравницы – валетудинарии. Каждого врача утверждало государство и каждого, выпустившегося из специального учебного заведения, врача очень тщательно проверяли.

Известные римские врачи – Эпикур и Асклепиад, Гален.

Врачи Византии успешно переняли практику древних коллег и не отставали от них.

В то время также активно действовали специальные школы, которые были в основном при дворце, а также византийские врачи создали огромное количество сборников, в которых описывали различные медицинские практики и болезни.

Известные врачи – Эгинский, Орибазий, Тралесский. Последний сам создал специальную школу для врачей. В это время медицину разрешили изучать не только мужчинам, но и женщинам, действовало множество школ при дворце и церквях.

В Средневековье медицина пошла на упадок, и профессия врача снова стала только фамильной. В основном тогда управляла церковь, а значит, что какие-либо эксперименты над человеческим телом были запрещены, и началась постепенная деградация этой отрасли.

Основывались новые школы, например школа в Салерно. В ней учили про практикам старых медиков – Гиппократа и Галена. Никаких новых экспериментальных знаний в школах не давали.

После окончания этой школы врач мог полноценно работать после годовой «интернатуры» под наблюдением другого профессионала.

В позднем Средневековье начали появляться высшие учебные заведения – университеты и институты. И именно там обучали врачей. Практически в любом университете преподавали медицину. Главными и лучшими университетами считались университеты Италии. С этого момента и появился прототип современных учебных заведений для будущих врачей.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5bb64d61aa79e500a9a7f72b

Medic-studio
Добавить комментарий