ВВЕДЕНИЕ: Невропатология (от греч. neuron — нерв, pathos — болезнь, logos —

Контрольная работа по

ВВЕДЕНИЕ: Невропатология (от греч. neuron — нерв, pathos — болезнь, logos —

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Контрольная работа №

по курсу

Невропатология

Работу выполнил (ф. и. о. студента)

дата сдачи работы в учебную часть “29” ноября 2013г.

Работу проверил (ф.и.о. преподавателя) Кузмина Н.В

оценка ______________ подпись_______________ дата проверки __________

Введение.            3

I. Патология нервной системы.        4

II. Клинические проявления инфекционных болезней нервной системы. 9

.1 Менингиты.                  10

2.2 Энцефалиты.                  13

2.3 Полиомиелит.                 16

2.4 Невриты, полиневриты.                18

2.5 Лейкоэнцефалиты.                 20

2.6 Хорея.                   21

2.7 Сифилис нервной системы.               22

2.8 Туберкулезные поражения нервной системы.            23

2.9 Арахноидиты.                 23

III Особенности развития речи детей первых лет жизни.                   24

Заключение.                  31

Литература.                  33

Введение

Нервная система представляет собой тончайший и сложнейший инструмент, который на низших ступенях развития живых организмов выполняет простую роль связи между рецепторами и мускулатурой. Усложняясь в своем строении, у более организованных организмов она принимает на себя все более сложные функции взаимосвязи между средой и организмом.

Она не может быть поставлена рядом с другими системами, например с кровеносной, пищеварительной, выделительной. Нервная система находится в совершенно иных взаимоотношениях с другими органами и системами организма. Она стоит над ними, так как несет верховную функцию. Головной мозг держит в своем ведении все процессы, происходящие в теле.

Невропатология – (от греч. neuron-нерв, pathos-болезнь, logos-наука) – раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы.

Невропатология является частью неврологии – науки о структуре и функциях нервной системы. Последние два десятилетия ознаменовались стремительным и все ускоряющимся прогрессом в познании структурно-функциональной организации нервной системы.

Получены многочисленные новые данные, сформулированы гипотезы и созданы концепции, объясняющие закономерности работы нервных клеток, нервных центров и системной деятельности мозга в целом.

Установлено, что нервная система осуществляет регуляцию основных функций организма, поддерживает постоянство его внутренней среды (гомеостаз), играет важную роль в приспособлении к условиям жизни. Проводится исследование таких высокоорганизованных функций, как речь, память, поведение.

Процессу неврологии способствует использование современных электрофизиологических, биохимических, морфологических и нейропсихологических методов исследования, а также изучение нервной системы на молекулярном, клеточном субмикроскопическом уровнях.

Наряду с этим в неврологии широко применяются современные методы математического моделирования. Совершенствуются представления о заболеваниях нервной системы, принципах диагностики и лечения.

Успехи медико-биологических наук, а также развитие методов раннего распознавания болезни сделали возможным лечение многих заболеваний нервной системы, которые до недавнего времени приводили к тяжелой инвалидизации больных.

Важным разделом детской невропатологии является перинатальная неврология (peri-около, natus-родовой), исследующая особенности формирования нервной системы в раннем периоде в нормальных и неблагоприятных условиях.

Самостоятельное значение приобретают геридитарная неврология (heriditas-наследственный), изучающая наследственные болезни, отоневрология (oticus- ушной), изучающая поражение нервной системы, органа слуха и вестибулярного аппарата, офтальмоневрология (ophthalmos- глаз), изучающая поражение нервной системы и органа зрения. В последнее время употребляется термин «педагогическая неврология», в задачи которой входит изучение особенностей нервной системы применительно к проблемам обучения детей, в том числе страдающих различными нарушениями слуха, зрения, двигательной сферы, речи, а также отстающих в умственном развитии.

Знание основ невропатологии – необходимая предпосылка для любого вида педагогической работы, особенно с детьми, страдающими патологией речи, органов чувств, двигательными нарушениями, задержками нервно-психического раз

I. Патология нервной системы

Внешняя среда тесно взаимодействует с человеческим организмом.

Различные неблагоприятные изменения внешних условий, в частности климатических, влияние различных биологических факторов, например, патологических агентов, могут отрицательно отражаться на организме человека и на его нервной системе.

Имеют значение также характер питания, жилищные условия и т.д. Многие заболевания нервной системы возникают вследствие неблагоприятных факторов во внутриутробном периоде развития или в раннем детстве.

Причинами патологии нервной системы плода могут быть различные вирусы, бактерии, паразиты, различные химические вещества, заболевания матери, неблагоприятное течение беременности и другие факторы. Неврологические заболевания у детей раннего возраста нередко приводят к своеобразному аномальному развитию функций.

Таким образом, при анализе нарушений нервно-психического развития следует учитывать не только особенности состояния нервной системы ребенка, но и, то окружение, в котором он растет и развивается.

Как уже говорилось выше, в центральной и периферической нервной системе, как и в других отделах организма, могут возникать разнообразные патологические процессы. Среди них различают воспалительные, обусловленные, как правило, бактериями или вирусами. Обширную группу инфекционных поражений нервной системы объединяют под названием нейроинфекций.

Различают первичные нейроинфекции, при которых возбудитель проникает в нервную ткань непосредственно (первоначально), и вторичные, для которых характерен занос в нервную ткань возбудителя из уже имеющихся в организме инфекционных очагов.

Пример первичной нейроинфекции – эпидемический гнойный менингит, вторичной – осложнения при кори, оспе, гриппе, воспалении легких и т. д.

Следующая группа патологических процессов – это наследственно-дегенеративные поражения нервной системы. Для них типичны разнообразные наследственно обусловленные нарушения обмена веществ, приводящие к нарушению нормального функционирования нервной системы в целом или ее отдельных образований.

Следующий раздел патологии – нарушения внутриутробного развития нервной системы (дизэмбриогенез). Эти нарушения вызываются разнообразными вредоносными воздействиями на плод во время беременности.

В следующую группу входят травматические повреждения нервной системы. Сюда относят сотрясения мозга, ущемления или разрывы отдельных нервных стволов, а также родовые травмы, при которой наряду с механическим повреждением наблюдается нарушение мозгового кровообращения и кислородное голодание плода. Кроме того, родовая травма часто наслаивается на дизэмбриогенез.

Другая группа заболеваний – интоксикации, т.е. отравление нервной системы. Обычно от интоксикаций страдает весь организм. Сюда относят алкоголь, также отравление солями свинца, ртути. Из лекарственных средств токсическое воздействие на нервную систему оказывает стрептомицин в высоких дозах.

Опухоли нервной системы встречаются относительно редко.

Педагогу-дефектологу чаще всего приходится иметь дело с врожденными аномалиями развития головного мозга, органов слуха, речи, последствиями родовых и бытовых травм, нейроинфекций, некоторыми медленно прогрессирующими дегенерациями.

При всех этих вариантах патологии в нервной системе можно обнаружить очаги поражения (поломка или недоразвитие). В таких случаях принято говорить о наличии органического поражения – врожденного или приобретенного характера.

Наряду с органическим поражением могут встречаться нарушения функций тех или иных отделов нервной системы.

Приведем примеры функциональных нарушений при поражении центральной нервной системы.

Расстройства двигательных функций. Здесь отметим детские церебральные параличи, парезы, гиперкинезии, нарушения координации (атаксия).

Дети, утратившие слух или зрение, а также страдающие недоразвитием интеллекта, в большинстве случаев характеризуются своеобразием моторной сферы.

Расстройства зрительных функций. Здесь отметим полную слепоту, слабовидение, слепота на один глаз (амавроз), выпадение половины зрения (гемианопсия), алексия (расстройство чтения), потеря цветоощущения.

Тяжелые расстройства зрения всегда вызывают изменения общей нервной деятельности.

Расстройства слуховых функций. Глухота (врожденная и приобретенная, периферическая и центральная), тугоухость, слуховая агнозия.

Глухие дети в полной мере обладают качествами, свойственными детскому возрасту вообще.

Однако отсутствие речи создает ряд специфических особенностей в их психике в смысле особых форм взаимодействия с внешней средой, общения со слышащими.

Тугоухость оказывает отрицательное влияние на речь ребенка и на его психику. Степень этого влияния зависит от типа нервной системы, уровня интеллектуального развития и от условий жизни.

Расстройства речи. При поражении различных отделов нервной системы, участвующих в формировании речевого акта, возникают разные формы патологии речи. Афазия (распад сформированной речи), подразделяется на экспрессивную и импрессивную, алалия (несформированность речи с раннего детского возраста), моторная и сенсорная, связаны с поражением коры головного мозга.

Дизартрия (нарушение артикуляции, фонации, дыхания и др.), – результат поражения различных уровней двигательного анализатора и связанных с ним систем координации. Заикание (неврозоподобное и невротическое)– сложное функциональное расстройство нервной системы, тахилалия, брадилалия, спотыкание.

Расстройства письменной речи (дислексия, дисграфия: акустическая, оптическая, моторная).

Специфические нарушения у детей возникают в связи с нарушением взаимосвязи анализаторных систем.

Расстройства чтения и письма возможны у детей, страдающих различными формами патологии речи.

Речь ребенка представляет собой многообразие форм, проявляющих себя в процессе развития речевой функции. Речевая деятельность ребенка, постепенно переходя извне внутрь, образовывает основу для развития функции мышления, что закладывает фундамент развития сознания.

Примитивные формы речевой деятельности ребенка являются подготовкой к тем стадиям развития, когда она становится стержневым механизмом мышления; только в этот последний период речь из воспитанного внешнего приема превращается во внутренний процесс, и мышление человека приобретает новые и огромные перспективы дальнейшего развития.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

 Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики.

 Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно

II. Клинические проявления инфекционных болезней нервной системы

Инфекционные заболевания нервной системы встречаются довольно часто. Они вызываются бактериями, вирусами, грибками, простейшими. Неврологические нарушения могут развиваться в результате непосредственного проникновения возбудителя в нервную систему (нейроинфекции).

Иногда они развиваются на фоне других заболеваний. Избирательность поражения мозга при нейроинфекциях обусловлена так называемым нейротропизмом инфекционно-токсических агентов. Термин «нейротропизм» обозначает сродство инфекционного возбудителя к нервной клетке.

В развитии инфекционных болезней нервной системы кроме тропизма вируса важную роль играют изменения проницаемости стенки сосудов, состояние оболочек головного и спинного мозга, особенности имунно-биологических защитных свойств организма.

Благодаря защитным мерам организма поражения нейронов часто оказываются обратимыми.

Развитию инфекционного процесса в нервной системе, как правило, предшествует пребывание инфекционного агента в крови. В этот период увеличивается проницаемость сосудов мозгового барьера.

В результате нарушается циркуляция крови и спинномозговой жидкости, происходят изменения обмена веществ в мозговой ткани, и развивается отек мозга.

С развитием отека мозга связано появление общемозговых симптомов, которые преобладают в начале заболевания и нередко опережают возникновение очаговых симптомов нарушения мозга (рвота, судорожные припадки, потеря сознания).

Течение инфекционных заболеваний нервной системы различно. Иногда оно молниеносно и приводит к смертельному исходу в первые часы или сутки болезни. В большинстве случаев в течении инфекционных заболеваний нервной системы выделяют острый период, период восстановления нарушенных функций и резидуальный период болезни, т.е.

период последствий. Иногда заболевание может приобрести затяжное, хроническое течение даже спустя значительный срок после действия возбудителя. Прогрессирование нейроинфекционного процесса связано с имуннологическими сдвигами в нервной системе, развившимися в острой стадии болезни. Эти сдвиги связаны с явлениями аллергии.

Истинное прогрессирование нейроинфекционного процесса следует отличать от «псевдопрогрессирования». Ложное впечатление прогрессирования может наблюдаться в резидуальной стадии болезни у детей.

Оно обусловлено тем, что с возрастом к ребенку предъявляются все большие требования, неполноценная нервная система не может их функционально обеспечить.

Источник: https://www.referat911.ru/Medicina/kontrolnaya-rabota-po-nevropatologii/358366-2799496-place1.html

Невропатология

ВВЕДЕНИЕ: Невропатология (от греч. neuron — нерв, pathos — болезнь, logos —

1)Невропатология (от греч. neuron – нерв, pathos – болезнь, logos – наука) – раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы.

 Предмет: невропатология занимается изучением причин заболеваний нервной системы (этиология), механизмов развития болезней (патогенез), симптомов поражения различных отделов центральной и периферической нервной системы, распространенности заболеваний нервной системы в различных климато-географических зонах, а также среди людей разного возраста и различных профессий. Кроме того, невропатология занимается разработкой методов диагностики, лечения, профилактики болезней нервной системы и принципов организации специализированной медицинской помощи в зависимости от формы заболеваний, возрастных и профессиональных особенностей. В сферу компетенции невропатологии входит также изучение влияния нервной системы на развитие заболеваний внутренних органов (сердце, сосуды, легкие, печень и др.). Невропатология является частью неврологии – науки о структуре и функциях нервной системы.

 Задачи:

 Методы: для невропатологии специфичен метод обследования больного – изучение неврологического статуса, которое помогает определить характер заболевания (органическое оно или функциональное) и локализацию очага поражения (так называемый топический диагноз).

Дополнительные методы исследования помогают выявить патологию кровообращения (ангиография, реография), внутричерепные очаги поражения (эхоэнцефалография), поражения нервно-мышечного аппарата (электромиография) и т.д.

Широко применяются электроэнцефалография, рентгенография, исследование органа зрения и др.

2) Невропатология и дефектология

Невропатология и дефектология – тесно связанные между собой науки. Обе они изучают особенности людей с теми или иными недостатками (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, умственно отсталые дети и др.).

Дефектология изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, образования и обучения.

Будучи отраслью общей педагогик, дефектология опирается на ее теоретические положения и методы исследования, а также на ряд медицинских дисциплин, поскольку изучает людей с теми или иными отклонениями в развитии и нарушениями нервной системы. Среди этих дисциплин важнейшее место принадлежит невропатологии, которая изучает причины, проявления, течение болезней нервной системы, разрабатывает методы их лечения, диагностики и профилактики.

В повседневной практике невропатолог и психоневролог совместно с дефектологом устанавливают характер дефекта, степень его выраженности, влияние на развитие ребенка той или иной функции нервной системы. Врач и дефектолог совместно прогнозируют вопросы развития аномального ребенка, выбирают наиболее оптимальные методы его обучения и воспитания, определяют методы коррекции нарушенных функций.

Дефектология, как и педагогика в целом, строит теорию обучения и воспитания аномальных детей на знании строения нервной системы, ее функций и особенностей развития. Кроме того, дефектология опирается на знание закономерностей становления и развития психики.

Научное познание вопросов психической деятельности человека началось со второй половины XIX в. В 1863 г. И.М.Сеченов опубликовал работу «Рефлексы головного мозга».

Эта работа имела огромное значение для развития нейрофизиологии и педагогики, так как сконцентрировала внимание исследователей на материальной основе психических процессов.

3) КЛАССИФИКАЦИЯ.

I. Преходящие нарушения мозгового кровообращения

1. Транзиторные ишемические атаки.

2. Гипертонические церебральные кризы.

II. Острая гипертоническая энцефалопатия.

III. Инсульты

1. Геморрагические

а) паренхиматозные.

б) субарахноидальные.

в) субдуральные и эпидуральные гематомы.

г) сочетанные.

2. Ишемические

4) .Bobath и В. Bobath подразделяют церебральные параличи на следующие формы:

1 .Диплегия спастическая.

2.Тетраплегия (тетрапарез):

2.1. Спастическая.

2.2. Атетоидная, в эту группу авторы относят и смешанные формы:

 спастичность с атетозом или хореоатетозом, спастичность с атаксией, атетоз с атаксией.

2.3. Дистоническая (по мере развития ребенка мышечная дистония в сочетании с атетозом или хореоатетозом становится ведущим синдромом; при тетраплегии одна сторона может быть поражена больше, чем другая).

3.Гемиплегия спастическая. Иногда при этой форме у детей старшего возраста может появляться атетоз в дистальных отделах конечностей.

4.Моноплегия спастическая (наблюдается редко). Когда дети становятся старше, отчетливо видно, что это, в действительности, легкая форма гемиплегии.

5. Параплегия спастическая. В «чистом» виде практически не наблюдается. Как правило, это диплегия с легким поражением рук, которое в раннем возрасте не определяется.

5) Центральный паралич (парез) характеризуется тремя главными признаками: 

1) повышение мышечного тонуса — гипертонус или спастичность мускулатуры;

2) повышение рефлексов — гиперрефлексия;

3) появление патологических рефлексов и сопутствующих движений.

Все эти проявления являются следствием активизации деятельности спинного мозга, который представляет собой значительно более древнее образование в историческом плане, чем головной. Поэтому он содержит более древние “программы” поведения и рефлексы, заключающиеся в немедленном действии, т.е. мышечном сокращении, т. к.

сдерживающее влияние коры головного мозга прервано, мышцы начинают действовать по “спинно-мозговой программе”, они постоянно напряжены. Достаточно вспомнить пресноводную гидру из нескольких учебников биологии: на любое раздражение — механическое или химическое (укол или капля химического вещества), она реагирует одинаково — общим сокращением.

При центральном параличе задействованные мышцы становятся подобны этой гидре — они сокращены (напряжены). В зависимости от места, где прервано прохождение нервных импульсов, могут вовлекаться различные группы мышц.

По своей распространенности центральные параличи делятся на моноплегии (парализована одна конечность), гемиплегии (паралич одной половины тела), параплегии (паралич двух симметричных конечностей, верхних или нижних), тетраплегии (парализованы все четыре конечности).

При периферическом параличе наблюдается совершенно иная картина. Для него также характерны три признака, но совершенно противоположных:

1) снижение мышечного тонуса, вплоть до полной его утраты — атония или гипотония;

2) утрата или снижение рефлексов — арефлексия или гипорефлексия;

3) атрофия мышц как следствие нарушения обмена мышечной ткани из-за отсутствия нервно-трофического влияния.

Если при центральном параличе мышца получает нервные импульсы, но не полностью, а только из спинного мозга, то при периферическом параличе мышца не получает ничего.

Поэтому если в первом случае имеет место извращенная мышечная деятельность (постоянно напряжение или спазм), то во втором — деятельность отсутствует вовсе.

В силу этих причин центральный паралич называют также спастическим, а периферический вялым.

Выше было упомянуто об изолизованном поражении передних рогов спинного мозга. Существуют заболевания (например, боковой амиотрофический склероз) с патологией только этих образований. Здесь в процесс будут вовлечены и центральный, и периферический отрезки пути.

Тип возникшего паралича будет смешанным, т.е. имеющим признаки первого и второго типа. Конечно на первый план выступят три признака вялого (периферического) паралича: атония, атрофия, арефлексия.

Но благодаря влияниям спинного мозга с соседних участков, добавляется четвертый признак, характерный уже для спастического (центрального) паралича. Это патологические, т.е.

не встречающиеся в норме рефлексы, так как тонус и активность мышц снижены, они будут проявляться в достаточно слабой степени и с течением времени, в результате развития болезни угаснут вовсе.

6) Атаксии (греч. ataxia отсутствие порядка, беспорядочность; синоним инкоординация) — нарушение координации (согласованности действия) различных мышц, проявляющееся расстройством статических функций и целенаправленных движений.

7)                                   центральный                                                             переферич

Локализация поражений  Распространение паралича Тонус мышцРефлексы Патологические рефлексы Сопутствующие движения Атрофия мышц Двигательная проекционная область коры или пи­рамидные пучки   Чаще диффузное   Гипертония, спастичность Сухожильные повышены, брюшные и подошвенные утрачены или понижены Симптом Бабинского и др. имеются  отсутствуетПередние рога спинного мозга, передние корешки и двигательные волокна периферических нервов Чаще ограниченное    Гипотония, вялостьСухожильные и кожные утрачены или понижены  Отсутствуют     имеется

 

8) В клинике различают количественные и качественные виды нарушения чувствительности. К количественным видам относятся анестезия, гипесте-зия и гиперестезия.

Анестезия – это полная потеря того ли другого вида чувствительности. Различают анестезию болевую (аналгезию), температурную (терманестезию), мышечно-суставную (батианестезию). Потерю чувства локализации называют топанестезией, стереогностического чувства астереогнозом. Различают также тотальную анестезию, когда исчезают все виды чувствительности.

Гипестезия – понижение чувствительности, уменьшение ее интенсивности. Она также может касаться других видов чувствительности.

Гиперестезия, или повышение восприятия чувствительности, возникает вследствие снижения порога возбудимости чувствительных точек кожи.

Диссоциацией, или расщеплением чувствительности, называют изолированное выпадение одних видов чувствительности при сохранение на том самом участке других ее видов. Диссоциация наступает в случае поражения задних рогов и передней белой спайки спинного мозга.

Качественные нарушения поверхностной чувствительности связаны с извращением содержания воспринимаемой информации и в клинике проявляются гиперпатией, дизестезией, полиэстезией, синестезией, аллохейрией. 

Гиперпатия характеризуется повышением порога возбудимости. Больной не воспринимает отдельных легких раздражений и не различает их.

Полиэстезия – это такое нарушение, когда одиночные раздражения вос­принимаются как множественные.

Синестезия – это ощущения раздражения не только в месте действия раздражителя, но и в любом другом участке.

Аллохейрия – раздражение больной локализует не там, где оно нанесено, а в симметричном участке противоположной стороны.

Нарушения чувствительности могут возникать и самостоятельно, без внешних раздражений. Это прежде всего парестезии и так называемая спонтанная боль.

Парестезией называют ощущение онемения, ползания мурашек, жжения или холода, покалывания, терпкости, которые возникают без внешних влияний.

9) 1.Виды черепно-мозговых нервов.

 Черепные нервы (nervi craniales; синоним черепно-мозговые нервы) — нервы, отходящие от головного мозга или входящие в него.

Различают 12 пар черепно-мозговых нервов, которые иннервируют кожу, мышцы, железы (слезные и слюнные) и другие органы головы и шеи, а также ряд органов грудной и брюшной полости.

Обозначают черепно-мозговые нервы римскими цифрами по парам с I по XII соответственно их расположению на основании мозга по порядку спереди назад от лобной доли до заднего отдела продолговатого мозга.

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/39745_1245943_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Этапы развития невропатологии как науки Невропатология от греч

ВВЕДЕНИЕ: Невропатология (от греч. neuron — нерв, pathos — болезнь, logos —

Этапы развития невропатологии как науки Невропатология (от греч. neuron — нерв, pathos — болезнь, logos — наука) — раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы.

Невропатология занимается изучением причин заболеваний нервной системы (этиология), механизмов развития болезней (патогенез), симптомов поражения различных отделов центральной и периферической нервной системы, распространенности заболеваний нервной системы в различных климатографических зонах, а также среди людей разного возраста и различных профессий.

Формирование невропатологии как самостоятельной научной дисциплины в России связано с именем А. Я. Кожевникова (1836 — 1902), которому в 1869 г. Правлением Московского университета было поручено организовать кафедру нервных и душевных заболеваний. • Талантливый ученый и блестящий организатор, А. Я.

Кожевников сделал очень многое для развития отечественной невропатологии и психиатрии. Им была организована первая кафедра нервных и душевных заболеваний, построена клиника нервных болезней. • А. Я. Кожевников по праву считается выдающимся представителем отечественной невропатологии, создателем крупной отечественной школы неврологов. В числе его учеников С. С.

Корсаков, В. К. Рот, В. А. Муратов, Л. О. Даришкевич, Г. И. Россолимо и др.

• Ученик А. Я. Кожевникова В. К. Рот (1848— 1916) — один из талантливых клиницистов-неврологов своего времени. Исследовательские работы В. К.

Рота, посвященные изучению мышечных атрофий, позволили отграничить первичное поражение мышц при миопатии от сходных поражений их при заболеваниях спинного мозга. Работа В. К. Рота “О мышечной сухотке” является классическим исследованием. В. К.

Рот интересовался и заболеваниями нервной системы детского возраста. Им был написан специальный учебник, являющийся первым научным пособием на эту тему.

• Деятельность В. А. Муратова (1865— 1916) на кафедре нервных болезней Московского университета характеризуется продолжением и укреплением так называемого нозологического направления. В своих лекциях В. А.

Муратов при описании клинической картины того или иного заболевания обращал особое внимание на причины, обусловившие развитие данной болезни и ее патогенез.

Он стремился выделять обособленные группы заболеваний нервной системы, но в то же время указывал на связь их с другими близкими клиническими формами. Большое внимание В. А. Муратов уделял заболеваниям нервной системы у детей.

Из научных работ, касающихся детского возраста, следует указать на его известный труд “Клинические лекции по нервным болезням детского возраста”. Книга содержит 12 лекций, посвященных детальному клиническому разбору различных нервных заболеваний у детей.

• В числе крупнейших неврологов московской школы Г. И. Россолимо (1860— 1928), деятельность которого отличалась исключительной разносторонностью. Г. И. Россолимо в начале своей деятельности уделял много внимания вопросам морфологии нервной системы.

В исследовании “О путях, проводящих движение и чувствительность в спинном мозгу” и ряде других он уточнил ход проводников в центральной нервной системе. Ценным вкладом Г. И. Россолимо в методику исследования нервной системы является открытие им так называемого пальцевого рефлекса.

Этот рефлекс — важный клинический симптом при органических поражениях пирамидного пути. Пальцевой рефлекс Россолимо получил широкое распространение в клинике нервных болезней и стал непременным приемом при объективном исследовании нервной системы. Г. И.

Россолимо проявлял большой интерес к изучению детской невропатологии и психиатрии, поэтому его по праву можно считать одним из основоположников отечественной детской невропатологии и психоневрологии.

Далее следует отметить замечательных представителей петербургской психиатрической школы. И. П. Мержеевский много работал над выяснением особенностей изменения мозговой коры при психозах и слабоумии.

Изучая характер поражения эпендимы и проводящих путей при прогрессивном параличе, он пользовался методами гистологического исследования. На XIII Международном конгрессе И. П.

Мержеевский выступил с докладом “О патологоанатомических изменениях в мозгу глубокоотсталых детей (микроцефалов)”.

Крупнейшим представителем петербургской школы невропатологов и психиатров является В. М. Бехтерев (1857— 1927), научная деятельность которого приобрела мировую известность. Направление научных исследований В. М. Бехтерева характеризовалось исключительной разносторонностью. В. М.

Бехтерев описал ряд заболеваний, до него неизвестных в клинике (одеревенелость позвоночника, сифилитический рассеянный склероз, мозжечковая атаксия при алкоголизме, хроническая эпилепсия и др. ). Им описан также ряд новых симптомов при различных поражениях центральной нервной системы.

• Наряду с крупными деятелями в области отечественной невропатологии и психоневрологии большой вклад в развитие науки о мозге и его заболеваниях внесли видные ученые зарубежных стран. Здесь следует назвать имена Е. Гитцига, Ф. Гольца, О. Фриче, изучавших локализацию мозговых центров: П. Брока и К.

Вернике, установивших локализацию речевых центров в коре мозга; Ч. Белля и Ф. Мажанди, открывших функциональное значение передних и задних корешков спинного мозга; известного невролога Ромберга, работавшего над изучением механизмов координации, и английского ученого Д.

Джексона, изучавшего локализацию двигательных центров и описавшего особую форму эпилепсии.

• Нервно-психические заболевания иногда приводят к стойким нарушениям деятельности мышления, речи, органов чувств. В детском возрасте эти остаточные после болезни явления резко осложняют обучение детей и приспособление их к трудовой деятельности.

Воспитание и обучение так называемых аномальных детей в специальных школах не может полноценно решаться силами одних педагогов и требует участия врачей, проявляющих интерес к клинике аномального детства и к вопросам специальной педагогики.

Особое значение в деле укрепления научных основ невропатологии и психиатрии имело учение академика И. П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности.

Стройная система научных фактов, раскрывающая механизмы мозговой деятельности в норме и патологии, по праву является естественнонаучным фундаментом не только для медицины, но и для психологии и педагогики.

Источник: https://present5.com/etapy-razvitiya-nevropatologii-kak-nauki-nevropatologiya-ot-grech/

Medic-studio
Добавить комментарий