Задачи психологического просвещения.: Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи: 1)

Психологическое просвещение: общие положения и опыт работы черногорской психологической службы с родительскими запросами в СМИ

Задачи психологического просвещения.: Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи: 1)

Психологическое просвещение на сегодняшний день – самая неразработанная как в теоретическом, нормативном, так и практическом плане форма работы практического психолога.

Прежде всего, этот вопрос не имеет самостоятельного отражения в нормативных документах, регламентирующих работу психологической службы образования.

Достаточно проанализировать несколько основных документов по психологической службе, как будет понятно, что именно здесь и кроется причина того, что психологическое просвещение выпадает из общего представления как в плане терминологической трактовки понятия «просвещение», так и оказывается несопоставимым с общепризнанными терминами близких к нему понятий: «санитарное просвещение», «педагогическое просвещение» и др.

Просвещение, согласно трактовки «Википедии» — свободной энциклопедии, — распространение знаний.

Пcихологическое просвещение – вид работы специалиста-психолога по распространению специальных (в данном случае психологических) знаний, особый вариант педагогической деятельности, осуществляемый специалистом-психологом самостоятельно или в сотрудничестве со специалистом другого профиля, помогающим более эффективно достичь целей распространения психологических знаний [14].

Психологического просвещения: общие положения

В настоящее время существует две точки зрения на психологическое просвещение и его место в системе работы практического психолога: ряд авторов выделяет психологическое просвещение как отдельный вид работы (например, И.В.Дубровина, 2000) [1], другие, в частности, Л.Ф.Чупров (2003), рассматривает психологическое просвещение как составную часть психопрофилактической работы практического психолога [13].

Определение термина «психологическое просвещение»

Пcихологическое просвещение – раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания. Психологическое просвещение – основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает [13].

Задачи психологического просвещения.

Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи:

1) формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии в частности (психологизация социума);

2) информирование населения по вопросам психологического знания;

3) формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;

4) профилактика дидактогений (ятрогений).  психологического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения, уровня общей и психологической культуры информируемого субъекта (отдельный человек, группа, коллектив, массовая аудитория) и социальной ситуации [14; 15].

Формы психологического просвещения могут быть индивидуальные (беседа), групповые (тематический урок, родительское собрание), эстрадные представления (с участием субъекта-реципиента), публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др. Использование той или иной формы определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией аудитории в которой (или по запросу которой) проводится этот вид работы.

 Средства психологического просвещения подразделяются на:

1) вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика (печатные и электронные СМИ);

2) наглядные (плакат, буклет, памятка), интерактивные и т.п. «Иногда просвещение принимает нетрадиционные формы: психолог проводит урок вместе с учителем, направляя его деятельность в желаемое русло» (М.Степанова, 2003) [3]. Практически безграничные, но мало реализованные на сегодня, возможности для П.п. предоставляет Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т.п.).

Основные позиции специалиста-психолога при осуществлении работы по психологического просвещения

Выступая в СМИ психолог выбирает одну из двух позиций. Первая – позиция носителя и популяризатора психологических знаний. Выступая в СМИ в рамках этой позиции специалист-психолог информирует, консультирует, но не несет ни какой ответственности за результат.

Вторая – позиция представителя СМИ, наделенного специальными знаниями по психологии, или выполнение роли эксперта («экспертиза» – от латинского слова «expertus», опытный, сведущий.).

Выступая в рамках этой позиции, психолог уже ответственен за то «чем наше слово отзовется» (пример такого вида выступления см. [16]).

В данном же сообщении будет рассмотрена именно реализация первой позиции специалиста-психолога.

На форме и методике психологического просвещения через СМИ стоит остановиться более подробно.

К методике психологического просвещения через СМИ

Рассмотрим основные варианты публицистических выступлений психолога в СМИ. Исходя из имеющихся в распоряжении автора собственного и группы черногорских психологов опыта (Л.Ф. Чупров, 2003) [12], можно выделить следующие виды такого взаимодействия педагогов-психологов и СМИ:

Источник: http://psypress.ru/articles/d17353.shtml

метаморфозы

Задачи психологического просвещения.: Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи: 1)

Воскресенье, 23 ноября 2014

20:46 

Формы и методы проведения психологического просвещения. Средства просветительской работы
Психологическое просвещение – знакомство населения с прикладными знаниями в области психологии с целью развития психологической культуры.Методы:1. традиционный (беседа, лекция, информация на стендах)2. актуальный новый (интерактивная форма – дискуссии, деловые игры, КВН и др.); различные акции; обучение по принципу «равный обучает равного»; интернет-сайты3. печатные просветительские материалы (памятки, буклеты, флайеры)Формы:1. наглядно-вербальные (психологические листки, буклеты, плакаты, памятки)2. вербальные (беседа, лекция, выступление на методическом совещании и семинаре, публицистическая статья)Задачи:1. формирование научны установок и представлений о психологической науке и практической психологии 2. информирование населения по вопросам психологического значения

3. формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях собственного развития и эффективной социализации подрастающего поколения.

Особенности психологического просвещения разных категорий слушателей. Типичные ошибки практического психолога при проведении психологического просвещения

Психологическое просвещение: детское, подростковое, взрослых. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых – психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснить результаты психологического исследования, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров.Типичные ошибки:1. частое употребление сложной психологической терминологии2. демонстрация на лекции по практической психологии манеры ученого-психолога3. демонстрация психологического высокомерия4. демонстрация менторской позиции5. чтение лекции в описательной манере

6. неэффективная организации лекционного материала

Понятие о психологическом консультировании. Цели, задачи и предмет психологического консультирования

Психологическое консультирование – обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий для продуктивного преодоления жизненных трудностей.Цель: прояснение болезненны причин проблемы и раскрытие ресурсов клиента для ее преодоления.Задачи: 1. помочь осознать клиенту свою роль в возникновении проблемы2. помочь выбрать вариант решения этой проблемы3. акцент на ответственности и способности самого клиента принимать самостоятельные решения4. развитие личности и обучение новому поведению

5. эффективное сотрудничество и взаимодействие между клиентом и консультантом

Место психологического консультирования в системе психологической помощи. Модели консультирования

Методология различных подходов в консультировании определяется их принадлежностью к одному из основных направлений современной психологии: психоаналитическому, бихевиористскому или экзистенциально–гуманистическому.Консультант–приверженец поведенческого подхода работает прежде всего над поведением клиента. Его задача — перевести психологическую проблему, выражаемую неясными, многозначными словами, в объективно наблюдаемые поведенческие акты. Продемонстрировав неадекватность стереотипного поведения клиента, бихевиорист–консультант вместе с ним моделирует желаемое поведение и формирует необходимые навыки. Разрабатывается конкретный план действий по достижению поставленной цели, который планомерно и настойчиво реализуется под контролем психолога.Гуманистически ориентированный консультант опирается на два важнейших постулата:1. Люди сами себя контролируют, их поведение детерминировано способностью осуществлять свой выбор: выбирать, как думать и как поступать;2. У каждого человека есть врожденная потребность в реализации своего потенциала — в личностном росте, — хотя среда может блокировать этот рост.

Исходя из этих принципов, консультант видит свою задачу в том, чтобы помочь клиенту осуществить личностные изменения и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Виды психологического консультирования

Как и другие направления деятельности практического психолога, консультирование может быть классифицировано по разным основаниям:1. По теоретической ориентации (психоаналитическое, поведенческое, гуманистическое, гештальт–консультирование и т. д.);2. По возрасту клиента (детское, подростковое, консультирование взрослых и т. д.);3. По пространственной организации (контактное, или очное, то есть беседа лицом к лицу, и дистантное, или заочное, которое, в свою очередь, подразделяется на телефонное, письменное, электронное — через Интернет);4. По количеству клиентов (индивидуальное или групповое);5. По психологической проблематике (консультирование по проблемам общения, по проблемам в эмоциональной сфере, по личностным проблемам и др.);6. По сфере приложения (школьное, профессиональное, семейное и супружеское, бизнес–консультирование и т. д.).Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды:Индивидуальное психологическое консультирование;Семейное психологическое консультирование;Групповое психологическое консультирование;Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование;

Мультикультурное психологическое консультирование.

Понятие о коррекционной и развивающей деятельности практического психолога. Виды психологической коррекции

Психологическая коррекция – целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой.Развивающая и психокоррекционная работа – психолог разрабатывает и осуществляет программы, направленны.' на развитие как отдельных сторон психического развития, так и личности з целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе; – психолог разрабатывает и осуществляет программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребенка. В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультантаОсновные виды психологической коррекции:По коррекционным задачам:семейная коррекция;игровая коррекция;нейропсихологическая коррекция;коррекция личностного роста.По характеру направленности:симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) — вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа;каузальная (причинная,) коррекция — вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений.По способу коррекционных воздействий:директивные виды;недирективные виды.По форме организации:общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребёнка; нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребёнка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных занятий по плаванию, усиленному питанию детей);частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драмотерапия);

специальная психокоррекция (комплекс приёмов, мер, методов, методик, работы с конкретным ребёнком или группой детей по решению психологических проблем).

  • ← Предыдущая запись
  • Следующая запись →

Источник: https://arikasauron.diary.ru/p201191475.htm?oam

Психологическое просвещение как вид деятельности педагога психолога

Задачи психологического просвещения.: Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи: 1)

Как известно, просвещение — распространение знаний. Психологическое просвещение (ПП) – вид работы специалиста-психолога по распространению специальных (в данном случае психологических) знаний.

По своей специфике ПП – это особый вариант педагогической деятельности, осуществляемый специалистом-психологом самостоятельно или в сотрудничестве с педагогом, журналистом, web-мастером и специалистом другого профиля, помогающим более эффективно достичь целей распространения психологических знаний.

Как важное направление в системе профилактической деятельности ПП было выделено еще в первые десятилетия развития отечественной психологической практики [1].

ПП – раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

Это основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает.

ПП, осуществляемое практическим психологом, выполняет следующие четыре задачи:

– формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии в частности (психологизация социума);

– информирование населения по вопросам психологического знания;

– формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;

– профилактика дидактогений (ятрогений). См.: [4].

Кратко остановимся на таких составляющих психологического просвещения, как содержание, форма, средства.

ПП определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения, уровня общей и психологической культуры информируемого субъекта (отдельный человек, группа, коллектив, массовая аудитория) и социальной ситуации.

Формы ПП могут быть индивидуальные (беседа), групповые (тематический урок, родительское собрание), эстрадные представления (с участием субъекта-реципиента), публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др.

Использование той или иной формы определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией и информированностью аудитории для которой (или по запросу которой) проводится этот вид работы.

Преподавание психологии, как учебного предмета в школах, тоже можно рассматривать как форму и средство ПП среди учащихся.

Средства ПП подразделяются на:

– вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика, размещаемая психологом в печатных и электронных СМИ [4].

– наглядные (плакат, буклет, памятка, психологический бюллетень, стенгазета и др.), интерактивные и т.п. [4]. «Иногда просвещение принимает нетрадиционные формы: психолог проводит урок вместе с учителем, направляя его деятельность в желаемое русло» (М.Степанова, 2003) [2].

Конечно, это условное разделение.

Практически безграничные, но мало реализованные на сегодня, возможности для психологического просвещения предоставляет Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т.п.) [6].

Использование ресурсов электронной почты, Skype-технологий создает условия оперативного и адресного доведения психологических знаний до адресата, и заменить безадресную ретиальную коммуникацию практического психолога [8] адресной – аксиальным вариантом Интернет-общения.

При проведении любого индивидуального, группового или аудиторного публичного выступления необходимо соблюдение этико-педагогического такта.

Успешность и результативность мероприятия по ПП зависят, в первую очередь, от авторитета психолога, учета им основных характеристик субъекта-реципиента информации (возраст, образование, интересы, наличие бытового и культурного опыта) и владения психологом, адресуемым для восприятия и усвоения субъекта-реципиента материалом.

В своих более ранних сообщениях мною были представлены определение ПП как варианта педагогической работы, его задачи, содержание, формы, средства и.т.п. в плане реализации общей задачи практической психологии по психологизации микро- и макросоциума, повышения психологической культуры населения [5;7].

Само собой разумеет, что это педагогический вид деятельности и как любая педагогическая деятельность, основывается на знаниях дидактики и, в ряде случаев, на знаниях специальной (коррекционной) дидактики [3].

Например, ПП среди учащихся немыслимо без учета особенностей их познавательной деятельности, без знания принципов обучения: воспитывающий характер обучения, всестороннее развитие личности ребенка, его сознательности и активности в усвоении знаний, учет возрастных особенностей, доступность предлагаемых сведений, индивидуальный подход к каждому ребенку и др.

Простая популяризация психологических знаний среди учащихся не даст действенного результата. Важно воспитывать у ребенка положительные стремления на примере конкретного человека, с одной стороны, и через активное вовлечение самих учащихся в процесс и формы ПП, с другой.

Кроме этого, усвоение материала зависит от того, насколько он понятен, в частности, оснащен ли иллюстрациями (рисунками, схемами, другими наглядными пособиями), при традиционном характере технологии проведения мероприятия и видео- аудиоматериала, ppt-презентаций (MO PowerPoint), web-ресурсов при использовании современной информационной техники. С внедрением в учебно-образовательный процесс информационных технологий меняется роль с место наглядности, последняя поднимается до уровня дидактического принципа. Хотя теоретические вопросы этого явления ещё ждут своего экспериментального изучения и теоретического осмысления.

При всем при этом эффективной формой ПП является беседа, в процессе которой сообщается материал и задаются вопросы, чтобы привлечь внимание учащихся, использовать их практический опыт, активизировать сознательное участие в беседе.

Такая структура бесед рекомендуется и для групповой индивидуальной работы с детьми. Конечно, материал беседы необходимо излагать доступно с учетом возраста и класса.

Последовательность примерно следующая: сообщение темы беседы, затем выявление круга знаний учащихся по данной теме, сообщение новых данных, практический показ (если это необходимо) и заключение.

В конечном итоге ПП – это возделывание пашни, на которой будут всходить побеги, приносящие плоды реальной психологической помощи, и как известно, на хорошо удобренной почве легче взрастить обильный урожай, а на плохо возделанной – легче собрать скудные плоды [7]. Вероятно поэтому, о ПП в образовании (и, уж тем более, вне учреждений образования) больше разговоров, чем конкретных реальных мероприятий [9].

9.Роль психологической службы в образовании. Основыне задачи психологической службы.

Деятельность психологической службы образования затрагивает три направления:

1. психологическое обеспечение развивающего компонента образования,

2. психологическая помощь участникам образовательного процесса, сопровождение их в процессе решения задач образования и развития

3. совершенствование самой службы.

Каждое из этих направлений представлено на разных управленческих уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и уровне образовательного учреждения.

1) Психологическое обеспечение развивающего характера образования на уровне работы с системой предполагает мониторинг, проектирование и экспертизу психологических составляющих образования как системы развивающих возможностей.

Мониторинг как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза, позволяет принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных. Психологическая служба, не претендуя на проведение мониторинга системы образования в целом, способна на постоянной основе отслеживать информацию об объектах, явлениях и процессах, находящихся в сфере ее компетенции: динамику развития обучающихся, изменение их восприятия и отношения к определенным объектам и социальным явлениям и т.д. На основе данных, полученных с помощью психологического мониторинга, руководитель может оценить, в какой степени реализуются в подведомственной ему образовательной структуре принципы развивающего образования.

Проектирование в системе образования позволяет на идеальном уровне замысливать и на практическом – воплощать – систему социально-педагогических и психологических условий для решения задач развития учащихся.

Проектирование в обязательном порядке должно учитывать возрастные особенности психики обучаемых, их восприимчивость кразличного рода воздействиям, возможность усваивать предлагаемые объемы информации и другие психологические характеристики.

Это необходимо в рамках любого образовательного проекта, независимо от того проектируем ли мы образовательную программу, учебник, новое здание школы, программу профилактики зависимого поведения или образовательный маршрут. Психологическая составляющая в образовательном проектировании обязательно присутствует.

Психологическая экспертиза призвана оценить соответствие конкретной учебной программы, пособия, образовательной среды и т.д. поставленным задачам.

В настоящее время индивидуальный образовательный маршрут обучающихся подвергается экспертизе и проектированию в рамках работы психолого-медико-педагогических комиссий.

Необходима психологическая экспертиза учебников, профилактических программ, развивающих игр и игрушек.

Все три компонента работы с системой на разных управленческих уровнях реализуются через различные виды деятельности структурных подразделений службы.

2) Психологическая помощь участникам образовательного процесса и их сопровождение реализуется через психологическую профилактику, просвещение, диагностику, развитие (коррекцию) и консультативную деятельность.

Это традиционные виды деятельности психолога образовательного учреждения, они подробно описаны в литературе, их специфика и содержательное наполнение определяется типом и видом образовательного учреждения, контингентом обучаемых, социокультурными факторами и т.д.

Однако, важно, что все они обретают конкретную цель и метод в контексте целей развивающего образования.

Психологические службы учреждений высшего профессионального и дополнительного образования взрослых помимо работы с учащимися и студентами могут оказывать психологическую помощь специалистам системы образования, повышающим в них свою квалификацию.

Именно здесь может осуществляться консультирование самих педагогов и психологов, снимая, таким образом, извечную дилемму: может ли психолог учреждения консультировать коллег, работающих с ним в одном учреждении по личным психологическим проблемам, или это противоречит профессиональным этическим принципам.

3) Активная и целенаправленная деятельность по развитию собственного кадрового, организационного, управленческого потенциала гарантирует эффективность психологической службы и ее востребованность системой образования. Самообразование, обмен опытом, наставничество внутри образовательного учреждения работают на саморазвитие службы.

Формирование профессионального сообщества, придерживающегося единых этических норм, регулярное общение и обмен опытом с коллегами в рамках семинаров, конференций, форумов и конгрессов, научно-методическое и инструментальное обеспечение специалистов службы, создание научно-методических советов для решения актуальных проблем образования организационно и методически обеспечивают соответствие возможностей службы потребностям системы образования.

Задачи психологической службы образования

П.С. – организационная структура опред. совместную деятельность руковод. и спец-ов, гос. муниц. органов управления образованием и образ.учрежд. в системе обрназов. ориентир. на психолог. обеспечен. образ. процесса.

П.С. являетьсянеобход. компонентом в системе общего образ.создающим условие для личностного, интеллект и социального развития подрастающего поколения, а также для охраны здоровья всех участников образ процесса.

Цель ПС:содействие в создании ОУ социальной ситуации развития соответствующей индивидуальности и обеспечивающей псих условия для охраны здоровья и развития личности всех участн. обр. процесса.

Задачи ПС:

1. Содействие личностному и индивид.развитию детей.

2. Содействие гармонизации социально-психологич. климата.

3. Психол. обеспечение образ.программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям детей.

4. Выявление основных.психологических проблем, опред. причин и средств их разрешения.

5. Профилактика и преодоление отклонений в развитии детей.

6. Содействие в по внедрению в практику образ.достижение псих науки.

Основными средствами достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними.

Подведем итог всему сказанному.

Психологическая служба образования — один из компонентов целостной системы образования страны.

Целью ее деятельности является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста.

Основной задачей — содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства; основным средством — создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности.

10.Психологическая профилактика Психопрофилактическая работа – малоразработанный вид деятельности практического психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к психологической службе образования.

В психопрофилактике выделяют три уровня:

I уровень – так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей.

На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами (т. е. 10 из 10 учащихся).

Многие авторы отмечают, что именно школы являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья, и рассматривают школьных психологов в качестве основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную профилактику.

II уровень – вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении.

Основная ее задача – преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10.

Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.

III уровень– третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения. От I к III уровню действия психолога становятся менее активны относительно планирования и обеспечения службы. Заботой большинства американских школьных психологов является обеспечение II и III уровней, причем львиную долю времени занимает III уровень. Иными словами, большинство усилий школьных психологов направлено на работу с учащимися, которые уже испытывают трудности. Основная масса школьников остается без внимания психологов, если не считать прохождения ими традиционного систематического тестирования. Ряд научных школ и обществ психологов США считают целесообразным рассматривать психологическую службу в школах как службу профилактики психического здоровья. Они доказывают, что школа имеет доступ к большому количеству детей в течение длительного времени и, таким образом, у школьных психологов и педагогов существуют значительные возможности влиять на социальное и эмоциональное развитие детей. Основная трудность в реализации этого требования заключается в том, что психологи и педагоги испытывают значительные сложности в разработке профилактических программ. Мы также считаем, что смысл психопрофилактической деятельности в том, чтобы поддержать и укрепить психическое и психологическое здоровье детей и школьников. Исходя из представлений о сущности психологической службы образования, можно дать следующее определение психопрофилактической работы. Психопрофилактика – это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. Психологическая профилактика предполагает: 1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе; 2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях; 3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень. Итак, мы говорим о психологической профилактике в тех случаях, когда психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития. Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка. Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается, как правило, с непониманием педагогическим коллективом (и родителями) важности психопрофилактики. Почему это происходит? Вероятно потому, что в детском саду, школе столько явных проблем и с отдельными детьми, и с целыми коллективами, что взрослые не хотят думать о трудностях, которые еще только могут возникнуть. «То ли возникнут, то ли не возникнут, – думают воспитатели, учителя и родители, – нам бы с имеющимися трудностями справиться». Психолог не должен идти на поводу подобных рассуждений. Психологическая служба не сможет развиваться и приносить ощутимую пользу народному образованию, основываясь только на решении сиюминутных проблем. Она должна прогнозировать возможность появления этих проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Иными словами, психолог начинает психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, классом и пр., но он предупреждает эти сложности как возможные.

В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Можем сказать, что здесь мы наблюдаем самозапрос в чистом виде. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить, что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей. Здесь он хозяин положения.

Психограмма психолога

Личностные особенности, профессиональные умения психолога
Понимание, стремление понять позицию других Дружелюбие, общительность Способность стать лидером Вежливость, обходительность Руководство здравым смыслом, следование предписаниям Жизнерадостность Терпеливость, упорство Большое чувство ответственности Способность выполнять работу, полную разнообразия Энтузиазм в трудовой деятельности Последовательность действий Схватывание новых идей, самостоятельность суждений Аккуратность и последовательность в работе Способность к планированию своего будущего Способность к устным высказываниям Хорошая память Способность обучать других Умение заботиться о больных Умение заботиться о посторонних

Заключение.

Современная прикладная психология широко внедряется в раз­личные сферы общественной жизни. Психологу-практику неред­ко приходится решать задачи, сходные по сути, но затрагиваю­щие разные виды профессионального труда.

Выделенные в посо­бии проблемы психологии труда составляют основу прикладных психологических исследований труда представителей самых раз­ных профессий (массовых профессий сферы производства това­ров и услуг, торговли и финансов, транспорта, здравоохранения, образования, юриспруденции, сферы искусства, средств массо­вой информации и т.д.).

В решении практических задач психология труда опирается на достижения общепсихологической теории деятельности, психо­логии развития (акмеологии, в частности), психологии личности и сознания, социальной и педагогической психологии, психофи­зиологии и эргономики. Однако она разрабатывает и специальные научные теории — теории «среднего уровня», направленные на решение конкретных задач, разработку специальных практико-ориентированных технологий.

Психология труда, таким образом, не сводится к сумме полез­ных советов, рецептов решения практических задач, ее успех и дальнейшее прогрессивное развитие всей прикладной психоло­гии в области профессионального труда определяются продвиже­нием в рефлексии научных и методических основ практики.

При этом рефлексия психологов-специалистов необходима со сторо­ны как самой практики по отношению к используемым теорети­ческим концепциям, так и существующих теоретических концеп­ций по отношению к прикладным разработкам.

Жизненно важны также историко-теоретические исследования развития данной от­расли психологической науки, изучение трансформации научных концепций, понятийного аппарата, методических средств психо­логов.

Источник: https://cyberpedia.su/14x61bc.html

Тема 12.2. психологическое просвещение

Задачи психологического просвещения.: Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи: 1)

ТЕМА12.2.ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ВИД

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙПОМОЩИ

Психологическоепросвещение как вид психологическойпомощи: формы и методы проведенияпсихологического просвещения; средствапросветительской работы; особенностипсихологического просвещения разныхкатегорий слушателей; типичные ошибкипрактического психолога при проведениипсихологического просвещения.

Психологическоепросвещение– раздел профилактической деятельностиспециалиста-психолога, направленныйна формирование у населения (учителей,воспитателей, школьников, родителей,широкой общественности) положительныхустановок к психологической помощи,деятельности психолога-практика ирасширение кругозора в областипсихологического знания.

Такимобразом, исходя из этого определения,психологическое просвещение выполняеттри задачи:

перваязадача – формирование научных установоки представлений о психологической наукеи практической психологии (психологизациясоциума);

втораязадача – информирование населения повопросам психологического знания;

третья- формирование устойчивой потребностив применении и использовании психологическихзнаний в целях эффективной социализацииподрастающего поколения и в целяхсобственного развития.

Психологическоепросвещение– основной способ и одновременно однаиз активных форм реализации задачпсихопрофилактической работы вдеятельности практического психологанезависимо от того, в какой из систем(образование, здравоохранение,промышленность, правоохранительныеорганы и др.) он работает.

психологического просвещения определяетсяисходя из специфики, вида и профиляучреждения.

Психологическоепросвещение — это направлениепрактико-ориентированной психологии,целью которого является передача ираспространение психологических знаний.Психологическое просвещение зачастуюрассматривают как первичная формаприобщения людей к психологическомупознанию.

Психологическое просвещениеимеет различные формы, типы и способысвоей реализации.

С точки зрения подходак психологическому просвещению какпсихологической практике имеет смыслостановиться на таких типах психологическогопросвещения, которые обусловлены, содной стороны, степенью количественногоохвата населения, с другой — степеньютехнической опосредованности этойдеятельности.

Психологическоепросвещение может осуществляться какв форме массовых акций, так и в форменепосредственных контактов. Чаще всеготрудно оценить эффективность массовогопсихологического просвещения.

Впсихологическом просвещении, осуществляемомв непосредственном контакте, можноговорить об его эффективности илинеэффективности, т.к. здесь можновычленить момент психологическоговоздействия на клиента и отследить егореакцию.

Такого рода психологическоепросвещение, безусловно, являетсяпсихологической практикой, а такжеважным моментом других психопрактик:психотерапии, консультирования,тренингов.

Косновным формампсихологического просвещения можноотнести:

  • Индивидуальные (беседа),

  • групповые (тематический урок, родительское собрание)

Ксредствампсихологического просвещения относятся:

  • вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении),

  • публицистика (печатные и электронные СМИ),

  • наглядные (плакат, буклет, памятка),

  • интерактивные и т. п.

  • безграничные возможности для психологического просвещения предоставляет сеть Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т. п.).

Примеромпсихологического просвещения являетсявыступление психолога на родительскомсобрании, где он информирует родителейо возрастных психологических особенностяхдетей, дает рекомендации по оптимизациимежличностных отношений с ними. Здесьже психолог имеет возможность ответитьна вопросы родителей, что обеспечиваетполноценную обратную связь в ходепросвещения.

Другимпримером может стать публикация статейпо психологической проблематике всовременных журналах: как справлятьсясо стрессами, как стать уверенной вобщении с другими (в том числепредставителями противоположного пола)и т.д.

Сейчас весьма популярны приглашенияпсихологов для участия в телевизионныхпередачах в качестве эксперта, где оноценивает и объясняет поведение людейв той или иной ситуации, дает рекомендации.

Все эти моменты, безусловно, можнорассматривать как психологическоепросвещение.

Впрофориентационной работе психологическоепросвещение также является неотъемлемойсоставной частью, по формированиюсознательного выбора профессии.Психологическое просвещение в рамкахэтого вида работы может осуществлятьсяпо трем направлениям.

Первое- это информирование и профессиональнаяагитация на профессию практическогопсихолога, осуществляемые представителемэтой области практической деятельности.

Второе- это работа по информированию подрастающегопоколения о психологических требованияхк профессиям в рамках работы посознательному профессиональномусамоопределению.

Привсей работе по психологическомусамоопределению – профессиональныйвыбор за детей традиционно делаютродители.

Следовательно, и психологическоепросвещение среди этой категориипотребителей психологической информациипрофориентационного плана должнозанимать свое место.

Собственно вплоскости работы с родителями учащихсяи находится третье направлениедеятельности практического психологаи профконсультанта – психологическоепросвещение.

Профессияпсихолога относится и, к так называемым”коммуникативным сферам” практическойдеятельности, поэтому психолог долженбыть специалистом по общению. Правда,если в профессиональном психологическомобщении присутствуют только желание,экспрессия, но нет мысли и компетентности- большой пользы от такой работы небудет.

Именно хорошее владение материалом,эрудиция, способность донести дажесамый сложный материал до самогонеподготовленного слушателя в конечномитоге определяет эффективностьпросветительной работы. Собственнобольшого ораторского искусства впсихологическом просвещении не требуется.

Если нет дара, зажигающего аудиторию,оратора – лектора, можно заменить этоприемом лектора-собеседника, вовлекаяв общение и актуализируя опыт конкретныхчленов из аудитории. Манера подачиматериала и само отношение коммуникаторак аудитории также играют не последнююроль.

К настоящему времени в психологическомпросвещении накоплен большой арсеналконкретных форм его проведения.

Вчастности, в литературе, адресованнойдля практического психолога, перечисляютследующие из них: лекции, беседы, семинары,выставки, подборка литературы и пр. Вто же время, конкретные формыпсихологического просвещения, эффективноиспользуемые в одном направлениипрактической деятельности, могут бытьне эффективными или даже неуместнымив другом.

Различают наглядно-вербальныеформы и чисто вербальные, хотя, памятуяо разнообразии способов сочетанияживого слова педагога и наглядности,такое деление условно. Наглядные формыпсихологического просвещения -психологический листок и буклет.

Впервую очередь они способствуютоформлению интерьера кабинета и лишьво вторую несут информационно-просветительнуюнагрузку.

Плакат,специальная витрина. Как и предыдущиеформы тоже выполняют преимущественно”интерьерную” функцию. Отдельныевопросы и темы, наиболее проработанныепсихологом, можно оформлять в видесвоеобразных памяток – небольших брошюр,выполненных типографским способом илиразмноженным через принтер.

Положительныемоменты такой формы работы выражаютсяв том, что идет своеобразное повторноеиспользование материала, что не всегдавозможно осуществить в динамичномпланировании методической работыобразовательного учреждения.

Посколькуприменение большинства из этихнаглядно-вербальных форм замыкается впериметре стен и шкафов кабинетовпсихологов и учительских, то ихинформационная полезность весьма низка.

Болеедейственно в практической психологиинепосредственное общение и преимущественноустные вербальные формы информированияи просвещения.

Просвещениешкольников.

Психологическоепросвещение школьников сегодня оченьпопулярно. Результатом просвещения мысчитаем присвоение школьникамипсихологических знаний и навыков,которые помогали бы им успешно учитьсяи развиваться в различных сферах школьнойжизни. А чтобы полученное знание моглоактивно использоваться школьниками,оно должно быть живым, активным.

Длятого чтобы передаваемые школьникамзнания могли активно включиться впроцесс личностного развития, выступитьсвоего рода катализаторами внутреннихпроцессов, необходимо очень серьезноподходить и к отбору содержания, и квыбору форм работы.

При отборе содержанияочень важно учитывать не только возрастныепотребности и ценности школьников,уровень их реального развития, готовностик усвоению тех или иных знаний и навыков,но и реальную групповую ситуацию в томили ином классе или параллели, существующиеактуальные проблемы.

Просветительскаяработа может быть организована в ответна актуальный запрос со стороны школьниковна определенные знания. Например, такойзапрос, касающийся психологическихтребований к определенным профессиям,может поступить от старшеклассников.

Для подростков социально-психологическиезнания могут стать чрезвычайноакту­альными после тяжелоговнутригруппового конфликта или нарушениявзаимоотношений со значимым учителем.Психолог должен быть готов в такойситуации предложить школьникам реальнуюнаучную информацию, позволяющую импо-другому посмотреть на ситуацию.

Просвещениепедагогов

Психологическоепросвещение педагогов — еще однатрадиционная составляющая школьнойпсихологической практики.

Психологическоепросвещение направлено на созданиетаких условий, в рамках которых педагогимогли бы получить профессионально иличностно значимое для них знание.

Прежде всего, речь идет о психологическихзнаниях и навыках, позволяющих педагогам:организовать эффективный процесспредметного обучения школьников и ссодержательной, и с методической точекзрения построить взаимоотношения сошкольниками и коллегами на взаимовыгодныхначалах осознать и осмыслить себя впрофессии и общении с другими участникамивнутришкольных взаимодействий.

Весьманепростым является вопрос о формах иметодах организации просвещения.

Известно, что такие «классические»мероприятия, как лекция или семинар, всилу объективных причин (например,загруженность учителей) и некоторыхпрофессионально-личностных особенностейпедагогов (склонность к созданию изакреплению различных стереотипов,повышенная личностная тревожность идругое) являются крайне неэффективными.

Врамках нашей модели мы следующим образомформулируем основной принцип просвещенияпедагогов— органическое вплетениеситуации передачи им знаний в процесспрактической деятельности (то естьзнание как ответ на реально существующийи осознаваемый запрос учителя иливоспитателя). Соответственно,просветительская работа должна бытьвкраплена (причем, очень дозировано,тщательно отобранным содержанием) втекущую деятельность учебно-методическихобъединений, тематических педсоветов,психолого-педагогических консилиумови т. д.

Просвещениеродителей

Общаяцель консультирования заключается всоздании социально-психологическихусловий для привлечения семьи (чащевсего— родителей) к сопровождениюребенка в процессе школьного обучения.В первую очередь это необходимо прирешении возникающих проблем.

Цельюдеятельности, таким образом, являетсясоздание ситуации сотрудничества иформирование установки ответственностиродителей по отношению к проблемамшкольного обучения и развития ребенка.

При этом последовательно реализуетсяпринцип невмешательства школьногопсихолога в семейную ситуацию.

Вцелом работа с родителями строится вдвух направлениях: психологическоепросвещение и социально-психологическоеконсультирование по проблемам обученияи личностного развития детей. В отношениипросвещения с равной силой проявляютсякак проблемы отбора содержания, так иформ ведения такой работы.

Если говоритьо содержании, то в задачи школьногопсихолога, на наш взгляд, не должнавходить передача систематизированныхпсихологических знаний родителям (привсем благородстве и значимости этого).

Пользуясь редкими встречами с родителями,психолог может попытаться ввести их вактуальные проблемы детей, способствуятем самым более глубокому пониманиювзрослыми динамики детского развития.

Условно говоря, психолог погружаетродителей в значимые, насущные вопросы,решаемые их детьми в данный моментшкольного обучения и психологическогораз­вития, и предлагает подходящиедля этого момента формы детско-родительскогообщения. Для этого могут использоватьсякороткие психологические беседы наклассных собраниях (лучше, если ониприурочены к проводимым диагностическимисследованиям), специальные родительскиедни, совместные встречи родителей идетей.

Источник: https://studfile.net/preview/2231618/

Medic-studio
Добавить комментарий